Педагогическая технология. "Технологии личностного развития". Личностный рост и развитие. Технологии личностного роста

Российский новый университет


Ключевые слова

субъектогенетический подход, технологии личностного развития, профессиональное образование, subject-genesis approach, technology for personal development, professional education

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье раскрывается сущность, возможности и эффективность использования технологии личностного развития (ТЛР), которая получила многократное подтверждение в целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков, работающих над решением задач личностного развития в системе профессионального образования

Текст научной статьи

Сегодня человеческий капитал как способность человека к созидательному труду всеми ведущими политиками страны назван главным богатством России, одним из способов преумножения которого считается развитие образования. При этом многие специалисты по развитию такого вида ресурсов сходятся во мнении, что национальным достоянием его делает не просто накопление человеком некоторой суммы знаний, а именно обретение и применение качеств зрелого субъекта жизнедеятельности . Для операционального описания таких качеств чаще всего используются общекультурные и общепрофессиональные компетенции как ожидаемые и измеряемые результаты обучения, к которым относятся: - готовность к ответственному целеполаганию и реализации своих намерений, способностью к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия; - умение строить партнерские отношения, готовность к взаимодействию с коллегами, готовность к руководству коллективом в сфере профессиональной деятельности, умение организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения, способность к работе в команде; - способность к проектированию траектории своего профессионального развития, готовность развивать инициативу и самостоятельность, способность выпускника к самоорганизации и саморазвитию, умение выстраивать персональную жизненную стратегию. Казалось бы, что при такой мощной политико-административной поддержке и вполне понятных параметрах цели вузы без труда должны были развернуть активную работу по формированию указанных компетенций. В ряде случаев даже появилась группа дисциплин, которые часто обозначают как технологии личностного развития - ТЛР. Но единой системы по-прежнему нет. Более того, на фоне вполне справедливо сохраняемой традиционной формы сугубо предметной подготовки ТЛР все еще относят к разряду маргинальной части образовательной программы и не без оснований полагают ответственным за развитие перечисленной группы компетенций воспитательный блок образовательной работы вуза, который часто сводят исключительно к культурно-досуговым формам активности студентов. Как показал наш опыт многолетнего внедрения образовательных модулей, включающих и технологии личностного развития, только привычным для вузов консерватизмом проблема в этом случае не ограничивается. Прежде всего, разработчикам и организаторам исполнения образовательных программ не вполне ясна теоретико-методологическая основа работы по формированию указанной группы компетенций. Есть и другая группа проблем, в значительной степени связанная с традиционной системой организации всей работы отечественной системы профессионального образования. Привычная для отечественной высшей школы система трансляции знаний и сохраняющаяся практика доведения владения этими знаниями в лучшем случае до уровня умений просто мешают организовывать образовательный процесс (т.е. не только учебный, но и сопряженный с ним воспитательный!) в ориентации на выработку устойчивых навыков. Указанные проблемы не следует относить к разряду проявлений принципиальной невозможности наладить такую работу в отечественной системе профессионального образования. Более четверти века мы успешно реализуем в ряде классических, технических и гуманитарных университетов образовательную программу подготовки квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями, целью которой как раз и является развитие субъектного потенциала студентов. Теоретико-методологическим основанием для этой работы стало субъектно-деятельностное направление в изучении природы человеческой личности. В его рамках нами был сформулирован субъекто-генетический подход к организации и реализации различных видов психолого-педагогической практики , в котором учебная и воспитательная работа рассматривается как единая образовательная деятельность. В ней главной считается задача становления и развития личности студента в качестве детерминирующего начала собственной активности, организующего всю свою жизнедеятельность в ориентации на социально приемлемый персональный успех, благополучие и процветание. Успешно внедренные как составляющие ТЛР образовательные модули «Прикладная психология личности», «Технологии эффективного общения», «Жизненная навигация» предполагают сочетание аудиторных занятий с повседневной практикой, направленной на преобразование полученных знаний и умений в устойчивые навыки. При этом в качестве ключевых образовательных задач студенты овладевают приемами оценки личности как субъекта жизнедеятельности, технологиями проектирования и организации переговоров как способов разрешения межличностных конфликтов, алгоритмами планирования и оптимизации различных видов собственной жизнедеятельности . Инвариантной основой для всех этих разновидностей технологий личностного развития служат такие осваиваемые студентами процедуры, как: - организация - целесообразное упорядочение ими различных видов собственной жизнедеятельности; - оптимизация - наилучшее использование ресурсов в ходе решения жизненно важных задач; - регуляция - формирование и поддержание психического и физического состояния, обеспечивающего требуемый уровень результативности и наиболее подходящего для конкретной ситуации. ТЛР субъектогенетической ориентации также подразумевает освоение студентами технологий принятия решений в индивидуальном и групповом режимах работы, алгоритмов эффективного межличностного общения, приемов ролевого регулирования социального поведения, методов проектирования предстоящей деятельности. Важно отметить, что в используемых для этого образовательных модулях содержатся приемы как логического, так и интуитивного поиска решений и оценки полученных результатов . Связанная с прогнозированием возможного и желаемого будущего работа сочетается с различными вариантами оценки полученных результатов при построении и реализации студентами индивидуальных программ саморазвития, при создании и воплощении различных персональных проектов. Такие проекты могут выполняться в рамках учебной, научной, досуговой деятельностью студентов, их хобби, участия в волонтерском движении, работы в строительных и педагогических отрядах и т.д. . Показатели успешности ТЛР с учетом их субъектогенетический ориентации подразделены нами на две группы. В группу субъективных показателей нами были включены признаки позитивного эмоционального реагирования учащихся на получаемые результаты и сопутствующие им события, увлеченность совершаемым, укрепление позитивных отношений с референтной группой, отношение к происходящему и достигнутому как к чему-то достойному, социально приемлемому и наполненному глубинным смыслом, а также общая удовлетворенность жизнью . В группу объективных показателей включены соответствие результатов замыслам, эффективность действий, величина и знак отклонения от нормы/эталонов благополучия (детальное описание выполняемых при этом процедур дано в работах ). Действенность описанного варианта ТЛР получила многократное подтверждение в целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков, работающих над решением задач личностного развития в системе профессионального образования . Тем не менее, остается ряд принципиально важных вопросов, ответы на которые в значительной степени будут определять судьбу самой идеи включения ТЛР в отечественную систему профессиональной подготовки. Прежде всего нам предстоит определиться, готовит ли эта система натренированных исполнителей заданной извне деятельности или формирует и развивает деятелей. Вопрос этот перестает казаться риторическим, если учесть явную тенденцию считать нормой массированное информирование учащихся и стремление оценивать результаты работы системы образования исключительно по точности репродуктивного воспроизведения студентами сообщаемых им сведений. Уже имеющиеся методические разработки эффективных вариантов ТЛР найдут широкомасштабное применение только в том случае, если все без исключения звенья системы профессионального образования по-настоящему будут настроены на подготовку студентов к созидательному труду и в целом к успешной жизнедеятельности.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 4
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Введение
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.
Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.
Целью данной работы является рассмотрение технологии личностного развития личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Описать этапы становления личности;
 Охарактеризовать предпосылки развития личности;
 Рассмотреть технологию личностного развития.

1. Понятие процесса становления и развития личности
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Прежде чем рассматривать технологии личностного развития, необходимо уточнить понятия личности, его отличие от понятий человек, индивид.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится и все теоретические подходы психологии пытаются найти технологию становления личности и ее дальнейшего развития. Однако в современной психологии нет единой технологии формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из технологий развития личности, например:
 биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,
 социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.
 психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов и все эти совокупности факторов также необходимо учитывать в технологиях личностного развития.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. С этим связаны и трудности в создании технологий развития личности, которая бы подходила ко всем людям, но отдельные технологии подходят сегодня только к определенной категории людей.
Существенная трудность в создании технологии личностного развития состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека и создать на этой основе какую-либо универсальную технологию развития личности от рождения до старости.
Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Социализация личности – необходимый и самый важный аспект в технологии развития личности – представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Выделяют следующие стадии социализации, необходимые для создания технологий личностного развития:
1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
3. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
4. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
 Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.
 Изменение себя, «стать как все».
 Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
5. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
6. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Таким образом все эти этапы человеческой жизни коренным образом отличны друг от друга, что требует различных методов и подходов в разработке технологий личностного развития личности.Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

2. Факторы, влияющие на выбор технологии развития личности
В основе технологий личностного развития личности лежит 3 основных момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
I. Индивидные свойства как фактор, влияющий на технологию развития личности.
Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение - очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.
Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.
Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
Таким образом, данный фактор придает технологии личностного развития определенную специфичность, которая проявляется в индивидуальном подходе к развитию каждой личности.
II. Социально-исторический образ жизни как основа технологии развития личности определяет, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и установок личности, приобретенных в этой системе.
Социально-исторический образ жизни определяет такое пересечение на системе координат оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни, которое является условием осуществления деятельности человека и в совокупности - источником развития личности. Общественно-историческая ситуация обуславливает широту возможностей выбора личностью той или иной деятельности.
Данный фактор влияет на технологию личностного развития личности приобщая индивида к социальному пространству, порядкам общества и т.п.
III. На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие.
Движущая сила развития личности - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества (от "времени жизни" к "времени жить") – все это также оказывает сильное воздействие на технологию развития личности, в которой появляются аспекты, приобщающие личность к интеграции с другими людьми.

3. Развитие личности на разных этапах жизни человека
Человек на протяжении своей жизни постоянно сталкивается с такими понятиями как «развитие личности, развитие ребёнка, развитие сознания», но вряд ли до конца их осознаёт. Дело в том, что каждый индивидуум понимает эту сложную систему по-своему, пользуясь собственными логическими построениями, домыслами, фантазией. Отсюда - большое количество новых техник, позволяющих развиваться личности во всех направлениях, интересных методик, практических и теоретических советов и уникальных в своём роде программ.
Прежде всего, необходимо разобраться, с чего начинается само развитие личности, кто её способен развивать, с какого возраста предпочтительнее всего осуществлять этот процесс и какие этапы он должен пройти для того, чтобы личность впоследствии смогла самоактуализироваться.
Развитие личности лучше всего начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок представляет собой чистый лист бумаги, на котором с течением времени будут проявляться всё новые, более сложные символы. Основа всему - это динамичность ума, на активности которого из заданного генотипа с его характерными чертами должна быть сформирована психическая пирамида, которая позволит из категории ума, как активного участника, выделить наблюдателя, как сторонника пассивности.
Наблюдатель или созерцатель может уже получить возможность к погружениям в пласт интеллектуального пространства. Таким образом возможно единение ума и интеллекта посредством психики. Когда это триединство будет сформировано, то из углов этого треугольника можно поднять линии, которые, соединясь, дадут такое состояние сознания, которое мы могли бы назвать Разумом. Вот так, кирпичик к кирпичику, выстраивая собственную пирамиду сознания, мы выводим простую формулу развития личности. Если же идти по этапам, то на первое место в кандидаты по развитию попадает Ум.
Давайте определимся сначала в термине «развитие». Изначально, рассматриваемый термин предполагает некое наличие чего-либо, которое, собственно и требует развития. Действительно, исходное сознание уже сформировано из всех вышеперечисленных участников, только одни проявлены в зачаточной форме, другие вообще находятся в состоянии виртуальности, как, например, психика и разум. Поэтому у нас, безусловно, уже есть что развивать, но главный вопрос заключается теперь в том, кто будет всё это развивать.
Это далеко не праздный вопрос, ведь на его ответе будет строиться технология процесса. Собственно говоря, у нас не так уж много в этом плане возможностей, по сути их только две - это внешние силы воздействия и внутренние силы противодействия. В психологических исследованиях было замечено, что люди охотнее всего манипулируют с теми идеями, которые были созданы ими самими в результате размышлений. Навязанные идеи, как правило, встречаются в штыки или, как максимум, подвергаются умственной коррекции. А если ум принимает внешние идеи безропотно, то это является серьёзным сигналом о том, что эта личность имеет глубинные дефекты или, проще говоря, патологию в сознании. Такую личность надо в данный момент не развивать, а лечить.

Скачать бесплатно

Технология развития личности. Воспитательный проект "Чередование творческих поручений”(ЧТП) в системе формирования социально-активной, творческой личности.

Смагина Елена Пантелеймоновна
учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 354
Московского района
г. Санкт-Петербурга

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, одним из которых является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Следовательно, строить педагогический процесс, важно так, чтобы педагог выступал, как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у детей складывается впечатление, что инициаторами деятельности являются они сами. Как указывал , "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.

Известно, что для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - мать, отец, учитель и… сверстник. Поэтому детский коллектив организуется взрослым как инструмент воспитания уже в младшем школьном возрасте. Важную роль играет характер взаимоотношений между детьми, которые складываются в изменяющейся системе постоянных и временных объединений. Это проводит всех детей через роль руководителей и исполнителей, учит организовывать товарищей и подчиняться товарищу, учит взаимопомощи и взаимоответственности, развивает у обучающихся регулятивные, коммуникативные и личностные умения.

Метод создания малых групп в рамках классного коллектива, которым поручается выполнение кратковременных дел, позволяет наилучшим образом реализовать поставленные задачи. Ребенок в этой малочисленной группе постоянно находится под воздействием мнения товарищей, ему сложнее уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим количеством сверстников. Лишь в этом случае каждый ребенок может определить для себя такое положение, при котором реализуются все его дарования, и он сможет достичь определенных личностных результатов.

Для реализации данных задач можно использовать методику ЧТП (чередование творческих поручений ). С первого класса ребята разбиваются на группы по пять-шесть человек. В 1 классе группы разбиваются учителем, далее дети делятся на группы сами по желанию. Выбирается командир группы, название, эмблема и девиз. Командиры групп меняются по прошествии времени с той целью, чтобы в роли руководителя побывал каждый из ребят и почувствовал ответственность не только за себя, но и за других.

Каждый день творческое поручение в группе меняется: сегодня - "дежурные”, завтра - "цветоводы”, послезавтра - "игровики” и т. д. Всего творческих поручений придумывается по количеству групп в классе. Это могут быть "дежурные по классу”, "журналисты”, "природоведы”, "санитары”, "игровики”, "дежурные по столовой”, "школяры”, которые смотрят готовность детей к уроку, проверяют правила, таблицу умножения, выученные стихи и. т. д.. Таким образом, каждый ребенок в течение недели ухаживает за цветами, организовывает игру на перемене, убирает класс, дежурит в столовой, записывает самое интересное событие из жизни класса в "Журнал”, проверяет выучил ли товарищ урок и др.

Конечно, не у каждого ребенка все получается, и не все получается хорошо, но поддержка товарищей, одобрение или неодобрение их и учителя стимулирует его деятельность. Необходимо использовать поощрения и небольшие призы детям той группы, которые успешно трудились всю неделю. Внутри группы задания для себя придумывают дети. Они составляют для себя список дел на неделю: позаниматься с ребенком, которому плохо дается учеба, проверить выполнение домашнего задания до урока у тех детей, которые часто забывают его приготовить, проконтролировать выучена ли таблица умножения и др.

Раз в неделю на классном часе отводится время для критериального самоанализа деятельности ребят. Они обсуждают, что из запланированного получилось, что не удалось, каковы причины неудачи, намечают новый план работы на неделю. В течение нескольких недель каждая группа "строит свой домик’, где кирпичики имеют определенные цвета, соответствующие критериям: красный - старались, и все получилось, зеленый - старались, но получилось не все, синий - не старались . Ведется "Журнал жизни класса”, куда заносятся рисунки, стихи, смешные случаи на уроках, итоги рейдов санитаров, результаты внутриклассных и школьных конкурсов и др.

Такая форма работы, хоть и требует от педагога больших затрат сил, времени и фантазии, дает положительную динамику в формировании личностных умений обучающихся, Дети в таком классе доброжелательные, активные, творческие и дружные. Они сами начинают придумывать сценарии для постановок, сами их разыгрывают на уроках чтения, внеклассных мероприятиях, классных часах и даже на переменах, готовят мини концерты. Среди них находятся режиссеры, ведущие и актеры.Такие дети быстрее решают проблемные ситуации без привлечения взрослых, они самостоятельны, мобильны, коммуникативны. Формируется коллектив единомышленников, где каждый ребенок находит свою социальную нишу.

Таким образом, для формирования социально активной личности необходимо организовать систему многопланового детского коллектива. При этом важно направленное включение каждого ребенка в социальную деятельность. Система чередования творческих поручений позволяет осуществить долгосрочный воспитательный проект , который создает условия для формирования способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты, развивает трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата, формирует основы нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Система ЧТП полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ниже приводятся несколько вариантов творческих заданий.

Чередование творческих поручений.

Санитары

Конкурс на "самого - самого” (самый чистый воротничок, самая аккуратная прическа, самый опрятный вид и т. д.).
. "Солнце воздух и вода, наши лучшие друзья”. Санитары приносят заметки из газет и журналов о гигиене.
. Рейд "Твой носовой платочек”. Рейд проводится так, чтобы дети не знали о нём заранее.
. Операция "Чистые руки”. Санитары проверяют руки перед входом в столовую.
. Конкурс на лучшее рабочее место. Во время перемены дети проверяют рабочие места.
. Отображение результатов в газете ("Ёжик”, "Колючка”).

Журналисты
. "Борт-журнал” ("Путевой дневник”). Каждый день дети делают заметки о жизни класса (это могут быть и смешные ситуации, и серьёзные дела).
. "Моя мама” Новая страничка тетради - сочинение о самом дорогом человеке. После того, как все побывают журналистами, тетрадь сохраняется до праздника мам. Как вариант - тетрадь со съёмными листами. На празднике эти листы в конверте дарятся мамам.
. "Маленькое интервью”. Ко дню учителя журналисты берут интервью у разных учителей ("Когда я был учеником…”). Материал идёт в школьную газету ко дню учителя. Как вариант - интервью у учеников "Если бы я был учителем…”.
. "Книга предложений”. Ребята записывают свои предложения к проведению каникул. Предложения записываются и обсуждаются в классе. Как вариант - рубрика "Наше свободное время”.
. "По секрету”. (Дневник откровений: Что тебя радует? Что огорчает?..). Ребёнок делится своими переживаниями с ребятами (проводится только тогда, когда в классе начинает складываться коллектив). Как вариант - в начале учёбы ребёнок делится своими переживаниями с учителем.
. "Почтовый ящик”. Ребёнок обозначает проблему в классе, записывает её и может без подписи опустить записку в ящик. На классном часе проблемы обсуждаются.

Игровики
. "Наши игры”.В подарок первоклассникам оформляется альбом (каждая страничка - игра, которую ребёнок выписал и оформил, либо вырезал и тоже оформил).
. "Наша игротека”.Ребенок вырезал (выписал) маленькую игру, принёс в класс, положил в ящик (в конверт).Собирается большая коллекция игр.
. "Поиграй с нами”. Ребенок на перемене организовывает игру. Игра берется из классной библиотеки. Помогает ему педагог. Игра разучивается. В следующий раз другой ребенок показывает новую игру. Можно играть и в наиболее понравившуюся игру.
. "Спортивный календарь”. Дети готовят сообщения о спортивных достижениях в стране, в школе, в классе.
. "Игра с карандашом”.Дети рисуют на ватманском листе на переменах свои кроссворды, ребусы, шарады, занимательные примеры и решают их.

Книголюбы
. "Книжкина больница”. Дети ремонтируют книжки из классной или домашней библиотеки.
. "Умеешь ли ты читать?” Ребята читают друг другу понравившиеся отрывки из книг или просто знакомят друзей с понравившейся им книгой.
. "Наша библиотечка”. Дети составляют картотеку классной библиотечки.
. "По дорогам сказки”. Ребята приносят рисунки-иллюстрации прочитанных сказок. Оформляется выставка. По рисункам может быть организована викторина.

Природоведы

. "Растения-врачи”. Дети приносят открытку лекарственного растения. Оформляется альбом.
. "Под нашей защитой”. Ребята приносят открытки, вырезки, рисунки растений и животных, которые занесены в Красную книгу. Составляется альбом.
. "Мои друзья”. Приносятся свои рассказы, сказки, сочинения о домашних питомцах. Здесь могут быть рисунки и фотографии. Оформляется альбом.
. "Поможем друзьям”. Дети с родителями готовят кормушки и вывешивают во дворах. Дежурный "природовед” сегодня следит за кормушкой.

Названия, девизы.
. "Дружные”- "Дружить всегда, дружить везде, дружить на суше и в воде!”
. "Почемучки”- "Мы, девчонки и мальчишки, дни просиживаем с книжкой.
На сто тысяч "Почему?” мы ответим что к чему!”
. "Дружба” - "Наш девиз простой и краткий: там, где дружба - все в порядке!”
. "Одуванчик” - "Держаться так, чтоб нас не сдуло!”
. "Исток” - "Ищет, строит, творит, открывает каждый!”
. "Пупс” - " Пусть ум победит силу!”
. "Бам” - "Будем активно мыслить!”
. "Искорка” - Искорка по искорке, вместе - костер!”
. "Веселый улей” - "Хоть пчела невелика, велики ее дела.”
. "Неунывайки” - "Дружба - да! Задор - всегда! В каждом деле помогать, трудно будет - не пищать!”
. "Солнышко” - "Чтобы солнышко светило, чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы, чтоб дружили я и ты!”
. "Бригантина” - "Пусть никогда не будет тины на борту у Бригантины!”

В отечественной психологии и педагогике сегодня стали очень распространенными, даже модными слова "самореализация личности", "самоактуализация", "личностный рост" и т.п. Идеи самореализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе.

В дополнение к нашему врожденному биологическому паттерну роста и развития людей отличает тенденция к психологическому росту и развитию. Эта тенденция была описана многими психологами как стремление человека к самовыражению (self-actualization): желание понять себя и потребность реализовать свои способности в полной мере.

Теория личности

Классический фрейдизм во взгляде на природу человеку пессимистичен, исходит из того, что природа человека негативная - асоциальная и деструктивная. Более того, сам человек с этим справиться не может, и решить эту проблему можно только с помощью помощи психоаналитика. Соответственно, в рамках психоанализа понятие «личностного роста» невозможно и не существует.

Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.

Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей».

По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую её глубину, извращая все движения духа.

В НЛП понятие «личностный рост» не используется, поскольку этот подход только моделирует успешные технологии и принципиально отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».

В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием.

Отсутствие доверия породит соответствующие представления" (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна - ценностная составляющая . Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом концептуальных построений.

Если приложить критерий веры-неверия в человека к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы - неравные): "доверяющих" человеческой природе (т.е. гуманистически ориентированных) и "недоверяющих". Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение:

1. В группе "недоверяющих" (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная - асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком "сущность";

2. В группе "доверяющих" (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной.

В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, "что делать" с этой сущностью, чтобы человек стал "лучше", как его правильно развивать, воспитывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это "лучше" понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом:

Если сущность человека негативная, то ее надо исправить; если ее нет - ее надо создать, сконструировать и "вложить" в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная - ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).

Более схематично типологию базисных имплицитных установок в мире психологических концепций можно представить в виде таблицы:

Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и самореализации является логическим продолжением взгляда на человека в гуманистической психологии и по сути своей несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими и т.п. В последнее время более значимыми становятся несколько подходов к человеческой природе и функционированию:

    Когнитивная психология

    Движение за развитие человеческого потенциала (the human potential movement)

    Женская психология

    Восточные идеи

Когнитивная психология

Когнитивная психология позволяет проанализировать, как функционирует разум, и оценить разнообразие и сложность человеческого поведения. Если нам удастся лучше понять, как мы мыслим, наблюдаем, концентрируем свое внимание и запоминаем, то мы получим более ясное представление о том, как эти когнитивные строительные блоки способствуют возникновению страхов и иллюзий, творческой деятельности и всех моделей поведения и психических проявлений, которые делают нас тем, что мы собой являем.

Первый когнитивный психолог Джордж Келли указывал на важность интеллектуального осмысления нашего опыта. Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формулируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и, подобно ученым-профессионалам, иногда цепляются за любимую теорию, несмотря на множащиеся свидетельства, указывающие на ее несостоятельность.

Поскольку люди конструируют смысл своей жизни еще на самых ранних этапах индивидуального развития, позднее они часто не осознают, что существует множество способов изменить себя и свое отношение к миру. Реальность оказывается не настолько неизменной, как нам свойственно полагать, если только мы найдем способы привнести в нее немного свободы. Люди могут реконструировать (переинтерпретировать, reconstrue) реальность.

Мы вовсе не вынуждены принимать окраску того угла, в который загоняет их жизнь, и это открытие часто приносит ощущение свободы. Келли предлагает взгляд на человека, как находящегося в процессе постоянного изменения, и согласно которому корнем всех проблем являются препятствия к изменению себя. Таким образом, Келли создал теорию действия, преследующую цель открыть для человека постоянно изменяющийся мир, преподносящий ему как трудности для преодоления, так и возможности для роста.

Восточные теории личности

Эта тенденция прослеживается на протяжении всего развития психологии, но в последнее время она все больше превращается в область международных исследований, менее зависимую от американских и западноевропейских интеллектуальных и философских гипотез. Эти восточные теории были созданы в обществах и системах ценностей, которые зачастую резко отличаются от Европы и Соединенных Штатов. Верования и идеалы, присущие этим культурам, обогащают наши представления о том, что значит быть человеческим существом.

Начиная с 1960-х гг. американцы стали проявлять все больший интерес к восточной мысли. Появилось множество курсов, книг и организаций, основывающихся на различных восточных учениях. Многие западные люди в поисках новых ценностей, стремясь к личностному и духовному росту, посвящают свое время интенсивному изучению и практике той или иной восточной системы.

Восточные теории включают в себя весомые концепции и эффективные методики личностного и духовного развития . На Западе эти учения становятся объектом как научных исследований, так и практического применения.

Азиатские виды психологии делают акцент главным образом на экзистенциальных и трансперсональных уровнях, уделяя мало внимания патологии . Они содержат подробные описания различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки традиционных западных психологических схем. Более того, они притязают на обладание приемами, с помощью которых можно вызвать эти состояния.

Общим истоком йоги, дзэна и суфизма является потребность объяснить отношения между религиозной практикой и повседневной жизнью. Духовные наставники были среди первых психологов, как на Западе, так и на Востоке. Они хотели понять эмоциональную и личностную динамику своих учеников, а также их духовные потребности. С целью осмысления вопросов, с которыми сталкивались их ученики, они обратились сначала к собственному опыту - принцип, почитающийся, как мы видим, и сегодня в учебном психоанализе, который проходят многие психотерапевты.

Эти системы действительно отличаются от большинства западных теорий личности повышенным интересом к ценностям и моральным вопросам и акцентом на целесообразности жизни в соответствии с определенными духовными нормами. Они утверждают, что мы должны жить согласно определенному моральному закону, поскольку нравственно регламентированная жизнь оказывает прямое, зримое и благотворное воздействие на наше сознание и общее благополучие.

Однако все эти три психологические системы исповедуют практический, даже «иконоборческий» подход к морали и ценностям. Каждая из этих традиций указывает на бесполезность и неразумность такой ситуации, когда внешней форме уделяется большее внимание, чем внутренней функции. В основе этих видов психологии, как и их западных аналогов, лежит внимательное изучение человеческого опыта. В течение веков они обобщали эмпирические наблюдения за тем психологическим, физиологическим и духовным воздействием, которое оказывают разнообразные идеи, установки, модели поведения и упражнения.

Кредо каждой системы базируется на личном опыте и прозрениях ее основателей. Жизнеспособность и значимость этих традиционных психологических систем поддерживается постоянной проверкой, доработкой и видоизменением тех первичных прозрений с тем, чтобы они соответствовали новым условиям и межличностным ситуациям, а также различной культурной среде. Другими словами, эти многовековые психологические системы сохраняют свою актуальность, продолжая изменяться и развиваться.

Карл Юнг писал: «Знание восточной психологии... формирует необходимую основу для критического и объективного рассмотрения западной психологии» (in: Shamdasani, 1996, p. XLXI). Таким образом, всестороннее развитие психологии требует изучения и понимания восточного мышления.

Все эти системы уделяют внимание трансперсональному росту, или росту, выходящему за пределы эго и личности. Им свойственно общее с трансперсональной психологией, представление, что с помощью медитации или других упражнений, воздействующих на сознание, можно достичь глубинных состояний осознания, выходящих за рамки (trans) нашего повседневного, личного опыта.

В отличие от них, западные психологи, как правило, рассматривают рост с точки зрения укрепления эго: достижения большей независимости, самостоятельности, самореализации, избавления от невротических процессов и оздоровления психики. Тем не менее, концепции трансперсонального роста и укрепления эго могут быть, скорее, взаимодополняющими, чем противоречащими друг другу.

Движение за развитие человеческого потенциала

Движение за развитие человеческого потенциала возникло в 1950-1960-е гг. прежде всего в Институте Исален в Калифорнии и в Национальных учебных лабораториях в штате Мэн и опиралось по большей части на теории Роджерса и Маслоу. В настоящий момент оно представляет собой широко распространенный культурный феномен.

Центры роста, или обучения, существуют в большинстве крупных городов, как правило, предлагая интенсивные, часто по-настоящему захватывающие семинары, которые проходят в выходные дни или в течение недели и включают в себя различные виды групповой психотерапии, физических упражнений, медитации и духовных практик.

Представленное далее в данном разделе понимание личностного роста, в основном, опирается как раз на концепцию одного из лидеров "движения за развитие человеческого потенциала" Карла Роджерса - его личностно-центрированный подход. (При этом важно иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии - отсутствие жесткой концептуальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований; его представители признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории).

Структура личности и уровни развития

В самом общем виде личность - это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность - это внутренняя система саморегуляции человека. Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность. В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости :

    Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:

    • Оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность

      Воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности

      Воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей

    Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

    • Способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения

      Принятие себя и других, искренний интерес к другим людям

      Заинтересованность в восприятии мира, прежде всего - его позитивных сторон

      Способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации

    Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

    • Действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию

      По отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности

      По отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися

В строении личности можно выделить четыре уровня:

Первый уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.

Второй уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт , в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.

Четвертый, высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации . Самое простое определение ценностных ориентации - идеальные представления о хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации - это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Устойчивая и непротиворечивая их структура обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Очевидно, что ценностные ориентации независимой личности могут не совпадать с некоторыми из ценностей, существующих в общественном сознании.

Противоречивость в системе ценностей порождает непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентации являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таким личностям относительно легко внушить все, что угодно, и их легко склонить к какому угодно поведению под видом личной или общественной пользы.

Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Ценностные ориентации формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются только частично. Их целенаправленная коррекция возможна в результате серьезного тренинга и влечет за собой перестройку всей личности.

В обществе поведение человека развертывается не стихийно, а в рамках социальных ролей. Роли - это устойчивые места в системе отношений с другими людьми (например: студент, преподаватель, жена, покупатель и т. д.). Представления о внешних проявлениях ролей основаны на социально-культурных нормах, ограничениях и ожиданиях. Иначе говоря, в соответствии с социальными нормами, принятыми в данной культуре, каждый человек, находящийся в какой-либо роли, получает определенные права, на него накладываются некоторые ограничения и от него ожидают определенного поведения.

Например, врач в своем кабинете может просить пациента откровенно рассказывать о себе, раздеваться и т. п. При этом он должен носить белый халат и вести себя корректно. От него ожидаются внимание к пациенту и достаточно высокий уровень профессиональных знаний. Этот же человек после работы, зайдя в магазин, оказывается в роли покупателя с совершенно другими правами, ограничениями и ожиданиями.

Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их - из принципа (подростки), по незнанию или из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека. Умение взять на себя полезную роль и успешно сопротивляться навязыванию ненужной роли являются важными социальными навыками, которые могут быть выработаны в процессе тренинга.

Хотя личность представляет собой нечто целостное, в разных жизненных ситуациях проявляются различные ее черты. Черта - это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных обстоятельствах. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные особенности поведения человека. Например, застенчивый человек или с лидерскими наклонностями смогут проявить эти черты, только находясь в обществе других людей, но будут обнаруживать их всегда, когда это возможно.

Человек не является пассивным «носителем» тех или иных черт, он не просто реагирует определенным, присущим ему образом на ситуацию, скорее наоборот, ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, - это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть (хотя, возможно, и не осознает этого) . Например, общительный человек ищет общения и находит его, а человек, склонный к риску, попадает в «неожиданные» приключения. Черты личности «выстраивают» действия индивидуума .

Каждая черта личности лишь относительно независима от остальных. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые проявляются в разных ситуациях. Например, человек может быть добрым, мягким и тактичным с близкими, но жестким и грубым с другими людьми.

В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, наиболее существенные и устойчивые черты его личности всегда выходят на первый план. Эти наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные качества личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в различных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер взрослого человека весьма устойчив. Существенно изменить его с помощью тренинга трудно. Но человека можно научить, во-первых - осознать черты своего характера, во-вторых - анализировать ситуацию и проявлять или сдерживать его определенные черты, т. е. сделать поведение более адаптивным. Выраженность у человека тех или иных черт личности проявляется не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Наличие у человека профессионально важных качеств во многом определяют его успешность и удовлетворенность своей профессией.

Для того чтобы в обыденной жизни понять характер человека, а тем более личность в целом, нужно очень длительное время наблюдать за ним в различных ситуациях («съесть с ним пуд соли»).

Я-образ

Наблюдения и тестирование дают взгляд на личность со стороны, более или менее объективный. Для самого человека очень важен его собственный взгляд на себя, тем более, что, как правило, человек, особенно молодой, плохо осознает черты собственной личности, свой характер. Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности, своих интересов, ценностей и мотивов поведения. Развитие самосознания - это одна из задач тренинга личностного роста.

На основе самосознания у человека формируется «Я-образ» («Я-концепция») - то, как индивид себя видит и хочет видеть. «Я-образ» включает представление личности о себе, своих физических и психологических особенностях: внешности, способностях, интересах, склонностях, самоуважении, уверенности в себе и т.д. На основании «Я-образа» человек отличает себя от внешнего мира и от других людей.

Кроме того, в «Я-образ» входят представления о своих возможностях и самооценка своей личности. «Я-образ» может быть адекватным (т.е. более или менее соответствовать действительности) или существенно искаженным, что самому человеку определить весьма сложно. В любом случае человек стремится к стабильности своего «Я-образа». Люди склонны игнорировать или считать ложной информацию, если она не соответствует их представлениям о себе и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, соответствующими «Я-образу» .

Огромное значение «Я-образа» в жизни человека состоит в том, что он является центром его внутреннего мира, той «начальной точкой», исходя из которой человек воспринимает и оценивает весь окружающий мир и планирует собственное поведение.

Например, хорошо известно, что один и тот же цвет может быть «ярким и веселым» для одного человека и «тусклым и скучным» - для другого; звуки любимой музыки могут казаться слишком тихими,но человек, который не любит эту же музыку, может счесть ее слишком громкой; то или иное событие может оцениваться как хорошее или плохое в зависимости от того, полезно оно человеку или вредно и т. д. «Объективное суждение» является, как правило, мифом, заблуждением. Любое суждение человека преломляется через его «Я-концепцию».

«Я-образ» в целом включает три главных измерения: наличное «Я» (каким человек видит себя в данный момент), желаемое «Я» (каким хотел бы себя видеть), представляемое «Я» (каким он показывает себя другим). Все три измерения сосуществуют в личности, обеспечивая ее целостность и развитие. Полное совпадение между ними невозможно, но слишком сильное расхождение приводит к тяжелому внутриличностному конфликту, несогласию с самим собой.

Человек с наибольшим успехом и удовольствием выполняет ту социальную роль, в которой он может в наибольшей степени сблизить эти три измерения «Я-образа» . В частности, любовь к профессии, тяга к профессиональной роли возникают, если человек убеждается, что может успешно выполнять свои обязанности, видит перспективы профессионального роста и его действия положительно оцениваются окружающими. Если хотя бы один их компонентов отсутствует, человек не испытывает психологического удовлетворения и стремится изменить ситуацию - сменить место работы или профессию.

В психологии принято выделять две формы «Я-образа» - реальную и идеальную. В данном случае «реальная форма» не значит, что этот образ соответствует реальности. Это представление личности о себе, о том, «какой я есть здесь и сейчас». Идеальный же «Я-образ» - это представление личности о себе в соответствии с желаниями, «каким я хотел бы быть». Эти формы в большинстве случаев различаются.

Расхождение между реальным и идеальным «Я-образами» может иметь различные последствия. Оно может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, но, с другой стороны, оно же является стимулом для самосовершенствования личности и стремления к развитию. Все зависит от того, как оценивает это рассогласование сам человек: как перспективу, надежду или несбыточную мечту.

Несмотря на то, что «Я-образ» является достаточно устойчивым, в течение жизни он не остается постоянным. Его формирование, развитие и изменение могут быть связаны как с внутренними причинами, так и с внешними воздействиями социальной среды.

Внутренний фактор - стремление человека к саморазвитию .

Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Оно предполагает наличие ясно осознанных жизненных целей, идеалов и личностных установок.

Внешнее воздействие на изменение «Я-образа» оказывают многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность. Источником информации, на основании которой личность формирует свой «Я-образ» в значительной степени является восприятие того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Человек как бы глазами других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир.

Однако не все люди, с которыми общается человек, оказывают на него одинаковое влияние. Особая роль принадлежит «значимым другим». «Значимый другой» - это та личность, внимание и одобрение или неодобрение которой важно для человека. Наиболее явно заметно влияние позитивного «значимого другого», которому человек хочет подражать, чьи указания и роли он готов принять. Но существуют и отрицательные «значимые другие» - люди, сходства с которыми человек старается избежать.

В качестве «значимых других» могут выступать родители, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Таким образом, происходит процесс социализации через «значимого другого». (Отметим, что некоторые «значимые другие» могут физически не присутствовать, а быть героями книг или фильмов, историческими личностями, известными спортсменами и т. д. Тогда их реакции являются воображаемыми, но от этого не менее действенными.)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ Амир Абдулхуссейн Хашим, Э.П. Комарова

В статье рассматриваются инновационные технологии развития личности, которые ориентированы на достижение профессионально-личностного потенциала

Ключевые слова: инновационные технологии, развитие личности, профессионально личностный потенциал

Анализ заявленной темы обусловливает прежде всего необходимость определения инновационных технологий, а затем ответить на вопрос, какие инновационные образовательные технологии инициируют профессиональное развитие личности (обучающихся).

Базовым (ключевым) является определение технологии как совокупности знаний о способах и средствах проведения каких-либо процессов, а также сами психолого-педагогической литературе, образовательной практике используются различные понятия: образовательные, педагогические, психологические технологии обучения, воспитания и развития, личностно ориентированные и развивающие технологии. Соотношение этих понятий четко не дифференцированно. Наиболее общим, смыслообразущим является понятие «образовательные технология» - совокупность способов, приемов, упражнений, процедур, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов образовательно процесса и направленных на достижение планируемого результата. Поскольку речь идет о субъектах деятельности, то в равной мере к ним относятся и обучаемые, и обучающие. Видами деятельности могут выступать обучение и воспитание, а также деятельность по изменению личности, развитию ее структурных составляющих: направленности, образованности, опыта, познавательных способностей, социально и профессионально важных качеств, психофизических свойств.

Инновации в образовании - это новшества, нововведения, обеспечивающие получение нового образовательного эффекта. Критериями

образовательных инноваций выступают следующие показатели:

новизна - наличие нового признака или новая комбинация известных в образовании признаков;

Полезность - наличие положительного образовательного эффекта;

Воспроизводимость - возможность получения положительного результата любым компетентным педагогом.

Основываясь на этих исходных положениях инновационные образовательные технологии можно определить следующим образом: это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях,

образующих интеграционное единство форм и

Амир Абдулхуссейн Хашим - ВГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]

Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]

методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности.

В данном определении подчеркиваются важные моменты инновационных технологий профессионального образования:

Целевая установка на развитие личности;

Интеграционное единство форм, методов и средств обучения;

Фасилитационное взаимодействие обучаемых и педагогов;

Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Инновационные технологии ориентированы на достижение следующих целей:

Актуализация профессионально-личностного потенциала субъектов образования;

Развитие профессионально мобильной личности;

Построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающих;

Формирование проектной культуры;

Обеспечение фасилитационного взаимодействия субъектов профессионального образования.

Чтобы определиться со структурой и составом инновационных технологий профессионального развития следует уточнить, что мы понимаем под профессиональным развитием. Это изменение психики в процессе освоения и выполнения учебно-профессиональной, профессиональной и трудовой деятельности.

В зависимости от преобладающих форм реализации этих видов деятельности можно выделить три модели образования специалистов:

Адаптационная модель - ориентированная на подготовку специалистов выполнять конкретные профессиональные функции. Реализуется на репродуктивном уровне в основном традиционными, устоявшимися когнитивно и деятельностно ориентированными образовательными технологиями;

Модель профессиональной мобильности ориентированной на подготовку «универсальных» специалистов, способных выполнять широкий радиус социально-профессиональных функций. Реализуется на эвристическом уровне, в основном контекстно-компетентностными образовательными технологиями;

Модель личностно-профессионального саморазвития, направленной на развитие ценностно-смысловой активности, которая обусловливает альтернативность и вариативность индивидуальных образовательных маршрутов в развивающемся профессионально-образовательном пространстве. Реализуется на творческом уровне в основном личностно развивающими образовательными технологиями.

Очевидно, что все три модели профессиональной подготовки инициируют профессиональное развитие личности, а реализуется широким спектром образовательных технологий. Все их многообразие можно упорядочить следующим образом:

Технологии систематизации и

визуализированной презентации знании - предполагают определение многообразных связей и отношений между изучаемыми предметами и явлениями, их упорядочивание на основе сходства/различия, наглядное представление структурно-функциональных связей отношений в форме схем, таблиц, рисунков, анимации, знаково-символических моделей. К этой группе технологий относятся ситуационный анализ, работа со схемами, технологическими картами, систематизация литературы, графическое моделирование и др.

Информационные и коммуникационные технологии - обучение, основанное на использовании электронных средств: компьютера, визуальных средств, гипертекстов, гипермедиа. Эти средства опосредуют воздействие педагогов и обучающихся, обеспечивают интерактивный диалог, возможность индивидуализировать процесс обучения, доступ к информационным каналам и сетям. К информационным и коммуникативным технологиям относятся: дистанционное обучение, обучающие программы, мультимедийные технологии и др.

Технологии развивающего обучения

ориентированы - на актуализацию

профессионально-личностного потенциала,

социально-профессионального развития личности, формирование метапрофессиональных

дидактических единиц: обобщенных знаний, умений, компетентностей, компетенций,

обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса. К ним относятся развивающая диагностика, тренинги развития и креативности, метод проектов, анализ нестандартных ситуаций и др.

■ Технологии контекстного обучения в максимальной степени моделируют реальную социально-профессиональную деятельность.

Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация в учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и реальной профессиональной деятельности. К технологиям контекстного обучения относятся предметные семинары-дискуссии, групповые лабораторно-практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций и др.

Саморегулируемое учение направлено на развитие у обучаемых способностей самостоятельно приобретать компетенции по самоуправлению, организации, рефлексии и самоконтролю. Развитие компетенций обучаемых посредством

Воронежский государственный технический университет

саморегулируемого учения осуществляется на основе анализа профессиональной деятельности. К этой образовательной технологии относятся диалоговые методики, метод case-study, позиционные дискуссии, рефлексивные игры и т.д.

Технологии социально-профессионального

воспитания - совокупность приемов, процедур и способов решения задач нравственно-профессионального становления специалиста в профессиональной школе и на производстве. Технологии воспитания предполагают особую воспитывающую среду, организацию воспитательных взаимодействий субъектов совместной деятельности и общения, установление эмоционально-положительных взаимоотношений. К социально-профессиональным технологиям воспитания относятся методы убеждения, упражнения, поощрений и наказания, принуждения и др.

Формы и методы реализации перечисленных технологии разнообразны: проблемные лекции, лекции-дискуссии, диагностические семинары-тренинги, визуализированные практикумы, практикумы-беседы, интерактивный диалог, программированное обучение, подготовка рефератов, аннотирование литературы,

мультимедийные технологии, дидактическая диагностика, организационно-мыслительные игры, метод направляющих тестов, супервизорская консультация, творческие дипломные или курсовые проекты, анализ ситуаций, тренинги развития и креативности, корпоративный тренинг, разработка рацпредложении, упражнения на тренажерах, ролевые игры, программированный контроль, рефлексивно-инновационный семинар,

критериально-оценочное тестирование и др.

При выборе инновационных технологий профессионального развития личности следует руководствоваться следующими требованиями:

1. Технологии должны способствовать самодеятельности, саморазвитию и самоактуализации обучающих.

2. Технологии должны обеспечивать вовлечение студентов в различные виды проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности.

3. Технологии должны обеспечивать групповое взаимодействие участников профессионально-образовательного процесса.

4. Технологии должны обеспечивать формирование универсальных компетенций -являющихся основой профессиональной мобильности специалистов.

5. Технологии должны содействовать открытости подготовки профессиональному будущему обучающих.

Литература

1. Э.Р. Зеер «Психология профессионального образования» Воронеж, 2003. - С 303 - 310.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PERSONALITY DEVELOPMENT Amir Hashim Abdulhusseyn, E.P. Komarova

The paper discusses the development of innovative technologies of personality development that focus on delivering professional and personal potential

Key words: innovative technology, personal development, professional personal potential