Установите соответствие между основными путями достижения состояния. Промежуточная аттестация по биологии в форме тестирования тест по биологии (9 класс) на тему. ДЕ: Психические познавательные процессы

Тестовые задания составлены на основе рабочей программы в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М. : Дрофа, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по биологии по курсу 9 класса в форме тестирования. Учитель Корявикова Н.Т.

Пояснительная записка.

Тестовые задания составлены на основе рабочей программы в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М. : Дрофа, 2009.

Цель промежуточной аттестации: оценка качества образовательной подготовки по биологии обучающихся 9 классов. Материалы направлены на контроль усвоения обучающимися важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 45 минут. Экзаменационная работа представлена в 4-х вариантах, состоит из 2 частей:

Часть 1 содержит 20 заданий (А1 – А20). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из них только один, верный.

Часть 2 включает 5 заданий (В1- В5) :

2 (В1, В2) - на выбор трех правильных ответов из шести предложенных;

2 (В3, В4) - на умение устанавливать соответствие;

1(В5) – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Критерии оценивания результатов: за каждый правильный ответ в части А - ставится 1 балл. В части В – за правильно выполненное задание 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0 баллов. Сумма баллов – 30 баллов.

Шкала оценивания.

правильное выполнение 100-90% заданий теста (30 - 28 баллов) – отметка «5»

правильное выполнение 89-75% заданий теста (27- 20 баллов) – отметка «4»

правильное выполнение 74-50% заданий теста (19 -16 баллов) – отметка «3»

правильное выполнение 49% и менее заданий теста (менее 15 баллов) – отметка «2»

Ответы:

Вариант - 1

Вариант - 2

Вариант - 3

Вариант - 4

Вариант - 1

211122

122112

ДГВАБ

Вариант - 2

212112

121212

БАГВД

Вариант - 3

221331

121221

ВБДГАЕ

Вариант - 4

222111

212211

ГАБВ

ВАРИАНТ 1.

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А

Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?

  1. Орган–ткани–организм – клетки – молекулы – системы органов
  2. Молекулы–ткани–клетки–органы–системы органов – организм
  3. Молекулы–клетки–ткани–органы–системы органов – организм
  4. Система органов–органы–ткани–клетка–молекулы–организм–клетки

5. Митохондрии отсутствуют в клетках

6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они

7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

  1. растительные организмы состоят из клеток
  2. животные организмы состоят из клеток
  3. все низшие и высшие организмы состоят из клеток
  4. клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

8 . В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?

10. К эукариотам относятся

11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость

14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

  1. свойства живой природы
  2. результаты эволюции
  3. движущие силы эволюции
  4. основные направления эволюции
  1. лишайником и березой
  2. лягушкой и комаром
  3. раком-отшельником и актинией
  4. человеческой аскаридой и человеком
  1. выборочная вырубка леса
  2. соленость грунтовых вод
  3. многообразие птиц в лесу
  4. образование торфяных болот

17. Что из перечисленного является примером природного сообщества?

18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?

19. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?

  1. пеночка-трещотка→жук-листоед→растение→ястреб
  2. жук-листоед→растение→пеночка-трещотка→ястреб
  3. пеночка-трещотка→ястреб→растение→жук-листоед
  4. растение→жук-листоед→пеночка трещотка→ястреб

20. Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере?

  1. синтезируют кислород атмосферы
  2. синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа
  3. участвуют в разложении органических веществ
  4. участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В

В1. Сходство грибов и животных состоит в том, что

  1. они способны питаться только готовыми органическими веществами
  2. они растут в течении всей своей жизни
  3. в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
  4. в клетках содержится хитин
  5. в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
  6. они размножаются спорами

В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги :

  1. листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
  2. Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
  3. Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
  4. Листопад осенью.
  5. Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
  6. Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.

В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.

В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

Установите правильную последовательность .

В5 . Расположите в правильной последовательности фазы митоза.

А) метафаза В) профаза

Б) телофаза Г) анафаза

Итоговый тест по биологии за курс 9 класса

ВАРИАНТ 2.

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А

1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?

  1. Система органов–органы–ткани–клетка–молекулы–организм – клетки
  2. Орган–ткани– организм – клетки – молекулы – системы органов
  3. Молекулы–ткани–клетки–органы– системы органов – организм
  4. Молекулы–клетки–ткани–органы – системы органов – организм

5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью

6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют

7. Согласно клеточной теории, клетка – это единица

9. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются

11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

13. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит

  1. приспособленность организмов к условиям среды
  2. способность к неограниченному размножению
  3. единовременный акт творения
  4. наследственная изменчивость и естественный отбор

14. Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека

15. Конкуренция в сообществах возникает между

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

17. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных

18. К редуцентам, как правило, относятся

  1. низшие растения
  2. беспозвоночные животные
  3. грибы и бактерии
  4. вирусы

19. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

  1. лисица→дождевой червь→землеройка→листовой опад
  2. листовой опад→дождевой червь→землеройка→ лисица
  3. землеройка→дождевой червь→листовой опад→ лисица
  4. землеройка→лисица→дождевой червь→листовой опад

20. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,

  1. образуют органические вещества из неорганических
  2. питаются органическими веществами живых организмов
  3. способствуют нейтрализации ядов в почве
  4. разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1. В чем проявляется сходство растений и грибов

1.растут в течение всей жизни

2.всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела

3.растут только в начале своего индивидуального развития

4.питаются готовыми органическими веществами

5.являются производителями в экосистемах

6.имеют клеточное строение

В2. Назовите ключевые события профазы I мейоза.

1. репликация ДНК

2.обмен гомологичными участками хромосом

3.разрушение центромеры и расхождение сестринских хроматид

4.деспирализация хромосом

5.деление цитоплазмы

6.конъюгация гомологичных хромосом

Установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов.

В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

В4 . Установите соответствие между основными путями достижения состояния биологического прогресса (основные пути эволюции) и их признаками.

ПРИЗНАКИ

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

2)идиоадаптация

В5. Укажите последовательность звеньев пищевой цепи.

А) организмы-деструкторы В) плотоядные животные

Б) растительноядные животные Г) автотрофные растения

Итоговый тест по биологии за курс 9 класса

ВАРИАНТ 3.

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А

Выберите один верный ответ из четырех предложенных

  1. Наследственная информация о признаках организма сосредоточена в молекулах
  1. т-РНК 3) белков
  2. ДНК 4) полисахаридов
  1. Универсальным источником энергии во всех живых организмах являются молекулы

1) углеводы 3) жиры

2) АТФ 4) полисахариды

  1. Только клеткам растений характерно наличие
  1. митохондрий 3) плазматической мембраны
  2. хлоропластов 4) цитоплазмы
  1. Главным структурным компонентом ядра являются
  1. хромосомы 3) митохондрии
  2. рибосомы 4) хлоропласты
  1. В процессе пластического обмена в клетках синтезируются молекулы
  1. белков 3) АТФ
  2. воды 4) неорганических веществ
  1. Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит в клетках
  1. любого организма 3) содержащих лизосомы
  2. содержащих хлоропласты 4) содержащих митохондрии
  1. Белок состоит из 50 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована первичная структура этого белка?

1) 50 3) 150

2) 100 4) 250

  1. Размножение, осуществляемое путем слияния гамет, называют
  1. бесполым 3) половым
  2. вегетативным 4) споровым
  1. Какой тип постэмбрионального развития характерен для большинства млекопитающих?

1) полное превращение 3) непрямое

2) прямое 4) неполное превращение

  1. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор - это
  1. свойства живой природы 3) движущие силы эволюции
  2. результаты эволюции 4) основные направления эволюции
  1. К результатам эволюции относят
  1. изоляцию 3) приспособленность
  2. наследственную изменчивость 4) дрейф генов
  1. Органоид клетки, участвующий в делении клетки
  1. рибосомы 3) клеточный центр
  2. лизосомы 4) митохондрии
  1. Эукариоты с автотрофным способом питания относятся к царству
  1. животных 3) бактерий
  2. растений 4) грибов
  1. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

1) вирусы 3) лишайники

2) бактерии 4) грибы

  1. Темные бабочки встречаются в промышленных районах Англии чаще, чем светлые, потому что

1) в промышленных районах темные бабочки откладывают больше яиц, чем светлые

2) темные бабочки более устойчивы к загрязнениям

3) вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других

4) в загрязненных районах темные бабочки менее заметны для насекомоядных птиц

  1. К антропогенным факторам относят
  1. образований колоний птиц 3) кормовые миграции животных
  2. истребление саранчи скворцами 4) запрет охоты на хищных птиц
  1. К биотическим компонентам экосистемы относят
  1. газовый состав атмосферы 3) особенности климата и погоды
  2. состав и структуру почвы 4) продуцентов, консументов, редуцентов
  1. Определите верно составленную пищевую цепь.
  1. еж - растение- кузнечик - лягушка
  2. кузнечик - растение - еж - лягушка
  3. растение - кузнечик - лягушка - еж
  4. еж - лягушка - кузнечик - растение
  1. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. При дыхании растениями поглощается кислород.

Б. Органические вещества при дыхании окисляются с выделением энергии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1. Результатом эволюции является

1. появление новых засухоустойчивых сортов растений

2. возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

3. выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

4. формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

5. сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

6. получение высокопродуктивных бройлерных кур

В2. Что из перечисленного относится к бескислородному этапу энергетического обмена?

1.происходит в цитоплазме

2.происходит в митохондриях

3.образуется пировиноградная или молочная кислота

4.энергетический эффект - 2 молекулы АТФ

5.завершается образованием АТФ, углекислого газа и воды

6.энергетический эффект - 36 молекул АТФ

Установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов.

В3 .Установите соответствие между основными путями достижения состояния биологического прогресса (основные пути эволюции) и их признаками.

ПРИЗНАКИ

А) приводит к образованию новых мелких систематических групп

Б) совершенствование органов достигается путем частных изменений в строении и функции органов

В) затрагивает все уровни организации организмов

Д) упрощение организации и снижение активности ряда органов

Е) приводит к образованию новых крупных систематических групп

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

1)ароморфоз 3) общая дегенерация

2)идиоадаптация

В4. Установите соответствие между типом изменчивости и ее характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) не имеет заведомо приспособительной направленности

Б) носит групповой характер

В) носит индивидуальный характер

Г) характеризуется адекватностью

Д) отличается непостоянством

Е) носит случайный характер

ИЗМЕНЧИВОСТЬ

1)генотипическая

2)фенотипическая

Установите правильную последовательность.

В5. Расположите в правильной последовательности периоды палеозойской эры, начиная с самого раннего.

А) карбонский Г) девонский

Б) ордовикский Д) силурийский

В) кембрийский Е) пермский

Итоговый тест по биологии за курс 9 класса

ВАРИАНТ 4.

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А

Выберите один верный ответ из четырех предложенных

  1. В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются
  1. гормоны и витамины 3) неорганические вещества
  2. вода и углекислый газ 4) белки, жиры и углеводы
  1. Универсальным источником энергии во всех живых организмах являются молекулы

1) углеводы 3) жиры

2) АТФ 4) полисахариды

  1. К биологическим полимерам НЕ относятся

1) полисахариды 3) белки

2) нуклеиновые кислоты 4) аминокислоты

  1. О единстве живого мира свидетельствует
  1. круговорот веществ 3) взаимосвязь организмов и среды
  2. клеточное строение организмов 4) приспособленность к среде

5 .Основная функция митохондрий -

  1. редупликация ДНК 3) выработка энергии АТФ
  2. биосинтез белка 4) синтез углеводов

6 .В рибосомах происходит

  1. окисление углеводов 3) синтез липидов и углеводов
  2. синтез молекул белка 4) окисление нуклеиновых кислот

7. Клетки прокариот, в отличие от клеток эукариот,

  1. не имеют плазматической мембраны 3) состоят из более простых

органических веществ

  1. не имеют оформленного ядра 4) содержат цитоплазму

8.Пластический обмен в клетке характеризуется

  1. распадом органических веществ с освобождением энергии
  2. образованием органических веществ с накоплением в них энергии
  3. всасыванием питательных веществ в кровь
  4. перевариванием пищи с образованием растворимых веществ

9.Какое число аминокислот в белке, если его кодирующий ген состоит из 600 нуклеотидов?

  1. 1800 3) 300
  2. 200 4) 1200

10.Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате

  1. мейоза 3) оплодотворения
  2. митоза 4) конъюгации

11.Какие клетки образуются путем мейоза

  1. мышечные 3) половые
  2. эпителиальные 4) нервные

12.К абиотическим- факторам относят

  1. подрывание кабанами корней 3) образование колоний птиц
  2. нашествие саранчи 4) обильный снегопад

13.Определите правильно составленную пищевую цепь.

  1. ястреб - дрозд-- гусеница- крапива
  2. крапива- дрозд - гусеница- ястреб
  3. гусеница - крапива - дрозд - ястреб
  4. крапива - гусеница - дрозд- ястреб

14.Расширение озоновых дыр приводит к

  1. повышению температуры воздуха, частому появлению туманов
  2. усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

3) понижению температуры и повышению влажности воздуха

4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза

15.Видом называется группа особей,

  1. обитающих на общей территории
  2. появившаяся в результате эволюции
  3. скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
  4. созданных человеком на основе отбора

16.Преобладающий признак, который проявляется у гибридного потомства, называют

1) доминантным 3) гибридным

2) рецессивным 4) мутантным

17.Парные гены гомологичных хромосом называют

  1. сцепленными 3) аллельными
  2. неаллельными 4) диплоидными

18.Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.

Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

19. Развитие каких из перечисленных признаков обусловлено неаллельными генами?

  1. длинные ресницы, короткие ресницы
  2. есть складка в углу глаза, нет складки в углу глаза
  3. голубые глаза, большие глаза
  4. карие глаза, светлые волосы

20. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

  1. 10% 3) 40%
  2. 20% 4) 90%

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1 . В клетке бактерий:

  1. нет митохондрий
  2. клеточная стенка содержит хитин
  3. есть одна кольцевая молекула ДНК
  4. отсутствует ядро
  5. имеется оформленное ядро
  6. ДНК линейная и находится в хромосомах.

В2. К продуцентам относят

1) плесневый гриб - мукор

2) северного оленя

3) сосну обыкновенную

4) землянику лесную

5) дрозда-рябинника

6) ландыш майский

В3. Установите соответствие между процессами и способами деления клетки.

В4. Установите соответствие между организмами и группой, к которой их относят.

Установите правильную последовательность.

В5. .Расположите в правильной последовательности группы растений лиственного леса в соответствии с занимаемыми ими ярусами, начиная с травянистого.

А) лещина, бересклет

Б) груша, клён, яблоня

В) дуб, липа

Г) звездчатка, ветреница


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЕГЭ формы достижения биологического прогресса.

Какие признаки называют конвергентными? 1) возникшие у неродственных видов в сходных условиях 2) имеющие общность происхождения 3) возникающие у особей внутри популяции 4) сходные у близкородственных организмов

Гомологичными называют органы, которые развиваются 1) из одинаковых эмбриональных зачатков 2) из образовательной ткани 3) под влиянием аллельных генов 4) в сходных условиях среды обитания

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) развитие жаберного дыхания у рыб и раков Б) обтекаемая форма тела у рыб и китов В) окраска шерсти у серой и чёрной крыс Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц Д) наличие крыльев у птиц и бабочек 1) дивергенция 2) конвергенция

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие. ВИД НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) одуванчик обыкновенный Б) домовая мышь В) латимерия Г) лотос ореховидный Д) австралийская ехидна Е) заяц русак 1) биологический прогресс 2) биологический регресс

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) сходное расположение глаз у лягушки, крокодила, бегемота Б) обтекаемая форма тела синего кита и тигровой акулы В) окраска шерсти белого и чёрного медведей Г) разная форма клюва у галапагосских вьюрков Д) наличие крыльев у летучей мыши и птицы 1) дивергенция 2) конвергенция

Установите соответствие между ароморфозом и классом животных, у которых он впервые появляется в ходе эволюции. АРОМОРФОЗ КЛАСС ЖИВОТНЫХ А) возникновение зародышевых оболочек Б) появление шерстного покрова В) внутреннее оплодотворение Г) возникновение лёгочных пузырьков Д) появление четырёхкамерного сердца 1) Пресмыкающиеся 2) Млекопитающие

АРОМОРФОЗ КЛАСС ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ А) два круга кровообращения Б) диафрагма В) альвеолярное дыхание Г) трёхкамерное сердце Д) рычажные конечности Е) развитие эмбриона в матке 1) Земноводные 2) Млекопитающие

По пути общей дегенерации и идиоадаптации происходила эволюция 1) плоских ресничных червей 2) плоских ленточных червей 3) свободноживущих круглых червей 4) кольчатых малощетинковых червей

Установите соответствие между примером животного и типом приспособления, которое для него характерно. ПРИМЕР ЖИВОТНОГО ТИП ПРИСПОСОБЛЕНИЯ А) морской конёк-тряпичник Б) осовидная муха В) насекомое палочник Г) бабочка шмелевидка Д) гусеница бабочки берёзовой пяденицы Е) муха пчеловидка 1) маскировка 2) мимикрия

Установите соответствие между примером приспособления и его значением в жизни животных. ПРИМЕР ЗНАЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ А) изменение окраски тела Б) наличие стрекательных клеток В) способность впадать в спячку Г) мигрирование в поисках пищи Д) сезонное изменение густоты шерсти Е) наличие игл на спине 1) защита от врагов 2) перенесение неблагоприятных условий

Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса, который иллюстрирует это направление. ПРИМЕР ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) лёгочное дыхание у земноводных Б) семена у голосеменных растений В) длинная шея у жирафа Г) корни-прицепки у плюща Д) усики у гороха Е) половое размножение у растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который этот путь иллюстрирует. ПРИМЕР ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ А) отсутствие органов пищеварения у ленточных червей Б) редукция пальцев у лошади В) отсутствие органов зрения у бычьего цепня Г) отсутствие конечностей у змей Д) редукция хорды у взрослой формы асцидии Е) редукция органов зрения у кротов 1) общая дегенерация 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется этим примером. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) плавательные перепонки между пальцами у утки-кряквы Б) развитие волосяного опушения на нижней стороне листа мать-и-мачехи В) молочные железы у млекопитающих Г) мягкий короткий шерстный покров у крота Д) два круга кровообращения у земноводных Е) дифференциация слоевища растений на лист, стебель, корень 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса. ПРИМЕРЫ ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) возникновение приспособлений у придонных рыб к среде обитания Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся В) живорождение и вскармливание потомства молоком у млекопитающих Г) появление нервной системы сетчатого типа у кишечнополостных Д) формирование многообразных видов клювов у вьюрков Е) преобразование передних конечностей в ласты у китообразных 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется данным примером. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) наличие короткого клюва с широким ртом у ласточек и стрижей Б) возникновение многоклеточности у организмов В) появление у организмов полового процесса Г) наличие хорды у бесчерепных Д) образование зелёной окраски у лесного клопа Е) наличие хорошо развитой механической ткани в листьях подорожника 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей – пример 1) биологического регресса 2) общей дегенерации 3) биологического прогресса 4) ароморфоза

Установите соответствие между признаком пресмыкающихся и эволюционным процессом, в результате которого этот признак сформировался. ПРИЗНАК ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС А) неполная перегородка в желудочке сердца Б) покровительственная окраска тела В) яйца с яйцевыми оболочками Г) сухая кожа без желёз Д) ласты у морских черепах Е) редукция конечностей у змей 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Из указанного перечня выберите пример морфофизиологического прогресса. 1) наличие волосяного покрова у млекопитающих 2) образование плавательных перепонок у озёрной лягушки 3) разнообразие видов вьюрков на Галапагосских островах 4) наличие воскового налёта на листьях клюквы

Установите соответствие между признаком и путём эволюции, в результате которого он возник. ПРИЗНАК ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ А) приспособления к перекрёстному опылению у покрытосеменных растений Б) различия в строении ротового аппарата у насекомых В) появление семени у голосеменных растений Г) образование зоба у некоторых видов птиц Д) возникновение полового процесса Е) возникновение проводящей ткани у растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и путём биологического прогресса, который иллюстрирует этот пример. ПРИМЕР ПУТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) переход от размножения спорами к размножению семенами Б) возникновение укороченного видоизменённого побега – цветка В) образование многообразных приспособлений к опылению у покрытосеменных Г) формирование тканей и органов у моховидных Д) появление многообразия сочных и сухих плодов у цветковых Е) преобразование листьев в ловчий аппарат у насекомоядных растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрирует этот пример. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) альвеолярные лёгкие у млекопитающих Б) уменьшение количества пальцев у лошадей В) большое количество мелких цветков в соцветии одуванчика Г) двойное оплодотворение у цветковых растений Д) восковой налёт на хвоинках у голосеменных Е) узкие длинные крылья у ласточек и стрижей 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между приспособленностью организмов к среде обитания и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы 1) дивергенция 2) конвергенция

Элементарной единицей эволюции считают 1) популяцию 2) семейство 3) вид 4) организм

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Ароморфоз - направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных. 1) возникновение двусторонней симметрии тела 2) появление многоклеточности 3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином 4) расчленение тела на множество сегментов

Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

Выберите признак, характеризующий виды-двойники. 1) не обладают морфологическим сходством 2) могут скрещиваться между собой 3) репродуктивно изолированы друг от друга 4) формируют на общей территории одну популяцию

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам? 1) листья-иголки у хвойных 2) млечные железы у млекопитающих 3) корнеплоды у свёклы 4) половое размножение 5) ткани у растений 6) стебель соломина у злаков

Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует 1) дрейфу генов 2) проявлению мутаций 3) приспособленности видов 4) фенотипической однородности популяций

К чему привели идиоадаптации в классе Птицы? 1) общему подъёму организации 2) увеличению числа популяций и видов 3) широкому распространению 4) упрощению организации 5) возникновению частных приспособлений к условиям среды 6) понижению плодовитости

Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела. ЖИВОТНОЕ ТИП ОКРАСКИ А) медоносная пчела Б) речной окунь В) божья коровка Г) колорадский жук Д) белая куропатка Е) заяц-беляк 1) покровительственная 2) предупреждающая

Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. 1) возникновение лёгких 2) образование головного и спинного мозга 3) образование хорды 4) возникновение четырёхкамерного сердца

Покровительственная окраска и форма тела животных сформировались в процессе 1) онтогенеза 2) изоляции 3) миграции 4) эволюции

Разнообразие формы листьев у разных растений возникло в результате 1) модификационной изменчивости 2) действия антропогенных факторов 3) действия движущих сил эволюции 4) проявления законов наследственности

Приспособленность растений к опылению насекомыми – это 1) мутационная изменчивость 2) модификационная изменчивость 3) направление эволюции 4) результат эволюции

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) число горбов у одногорбого и двугорбого верблюдов Б) ласты пингвина и тюленя В) длинные задние конечности страуса и кенгуру Г) окраска шерстного покрова зайца-беляка и зайца-русака Д) копательные конечности у крота и насекомого медведки 1) дивергенция 2) конвергенция

Мухи-пчеловидки внешним видом похожи на пчёл. Какую форму приспособления иллюстрирует данный пример? 1) маскировку 2) мимикрию 3) сезонную окраску 4) расчленяющую окраску

Появление тёмноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей берёзовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют 1) подражательным сходством 2) предупредительной окраской 3) индустриальным меланизмом 4) мимикрией

Выберите пример ароморфоза. 1) появление корневой системы у древних папоротников 2) формирование разнообразных листьев у растений 3) формирование различий в строении цветков у растений 4) образование нектарников в цветках

Результатом эволюции является 1) изоляция 2) борьба за существование 3) естественный отбор 4) приспособленность организмов

Какие функции выполняют органы крота и медведки, обозначенные на рисунке буквами А и Б? Как называют такие органы и какой эволюционный процесс обусловил их появление? Ответ поясните.

Короткие крылья или их отсутствие у насекомых, обитающих на островах с сильными ветрами, – пример 1) общей дегенерации 2) идиоадаптации 3) биологического регресса 4) конвергенции

Почему популяцию считают элементарной единицей эволюции? 1) особи связаны пищевыми цепями и сетями питания 2) она состоит из отдельных взаимодействующих особей 3) это наименьшая единица вида, изменяющаяся во времени 4) в ней происходит круговорот веществ и преобразование энергии


Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В12. Установите соответствие между учеными и взглядами на историческое развитие живой природы.

а) движущей силой эволюции является внутреннее стремление к совершенству

б) изменения условия среды вызывают у организмов положительные, негативные и нейтральные наследственные изменения

в) благоприобретенные признаки наследуются

г) движущей силой эволюции является естественный отбор

д) элементарной эволюционной еденицей является отдельная особь

е) элементарной эволюционной еденицей является популяция

1) Ч. Дарвин

2) Ж.Б. Ламарк

а б в г д е
2 1 2 1 2 1

В13. Установите соответствие между основными путями достижения состояния биологического процесса (основные пути эволюции) и их признаками.

ПРИЗНАКИ

а) приводит к образованию новых мелких систематических групп

б) совершенствование органов достигается путем честхы изменений в строении и фунции органов

в) затрагивает все уровни организации организмов

д) упрощение организации и снижение активности ряда органов

е) приводит в образованию новых крупных систематических групп

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

1) ароморфоз

2) общая дегенерация

3) идиоадаптация

а б в г д е
2 2 1 3 3 1

В14. Установите соответствие между минеральными компонентами клетки и выполняемыми ими функциями.

МИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

а) железо

б) натрий

д) соляная кислота

е) фосфорнокислый кальций

ж) магний

1) переносит кислород (в составе гемоглобина)

2) входит в состав хлорофилла

3) обеспечивает прочность костной ткани

4) обеспечивает высокую кислотность желудочного сока

5) участвует в генерации и проведении нервных импульсов

6) придает прочность эмали зубов

В16. Установите соответствие между группами простейших и характерными для них способами бесполого размножения.

ОРГАНИЗМЫ

б) инфузории

в) дрожжевые дрожжи

г) жгутиковые

СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

2) почкование

В18. Установите соответствие между организмами и их признаками.

ПРИЗНАКИ

а) образуют два сорта гамет

б) образуют один сорт гамет по данному гену

в) организмы, в генотипе которых в обеих гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие различные состояния признака

г) при скрещивании организмов отмечается расщепление признака

д) организмы, в генотипе которых в обеих гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие одинаковое состояние признака

е) при скрещивании организмов не наблюдается расщепление потомства по данному признаку

ОРГАНИЗМЫ

1) гомозиготные

2) гетерозиготные

В20. Установите соответствие между механизмом терморегуляции у холоднокровных организмов и способом его реализации.

СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ

а) уменьшение количества воды в клетках

б) накопление сахаров и глицерина

в) коллективная терморегуляция (пчелы)

г) приспособительное поведение (активность в ночные часы)

д) испарение воды через кожу и дыхательную систему

е) непроизвольные мышечные сокращения (дрожь)

ж) транспирация воды (растения)

МЕХАНИЗМ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ

1) защита от замерзания

2) защита от перегрева

а б в г д е ж
1 1 1 2 2 1 2

В21. Установите соответствие между формой взаимоотношений между организмами и ее определением.

ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

а) хищничество

б) конкуренция

в) симбиоз

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) форма взаимоотношений, при которой оба партнера или хотя бы один извлекают пользу

2) форма взаимоотношений, при которой один организм неоднократно использует другой организм в качестве места обитания, источника питания

3) форма отношений, при которой между видами со сходными экологическими требованиями или внутри одного вида возникает соперничество за пищу, территорию, самок и т.д.

4) форма отношений, при которой один вид организмов питается особями другого вида, ловя и умершвляя их.

а б в г
4 3 1 2

Биологический прогресс:

  • увеличение количества особей,
  • расширение ,
  • увеличение количества подчиненных систематических единиц (например, внутри класса увеличивается количество отрядов).
Причина: хорошая приспособленность вида к условиям окружающей среды.
Пример: крысы, тараканы, кошки.

Биологический регресс:

  • уменьшение количества особей,
  • сужение ареала,
  • уменьшение количества подчиненных сис-единиц.
Причина: окружающая среда меняется быстрее, чем вид успевает к ней приспосабливаться.
Примеры: киты, слоны, гепарды.

Способы достижения биологического прогресса

Ароморфоз:

  • крупное изменение (в тестах выбираем изменение ; например, между "что-то у лягушек", "что-то у млекопитающих" и "что-то у растений" выбираем последнее, потому что растения – это самая крупная сис-единица из трех представленных)
  • изменение, полезное в различных условиях
  • приводит к возникновению крупных сис-единиц (типов, классов)
Например: появление цветка у растений, появление шерсти у млекопитающих, появление пятипалой конечности у позвоночных.

Идиоадаптация:

  • небольшое изменение (в тестах выбираем изменение самой маленькой сис-единицы)
  • полезное только в одних определенных условиях
  • приводит к появлению небольших сис-единиц (видов, родов)
Например: приспособление цветка к опылению муравьями, расчленяющая окраска шерсти у зебры, появление ластообразной конечности у китов.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми – это пример
1) ароморфоза
2) дегенерации
3) идиоадаптации
4) биологического регресса

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Разнообразие какой систематической группы формировалось путем идиоадаптации
1) типа членистоногих
2) отряда грызунов
3) класса земноводных
4) царства животных

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Ластообразные конечности китов и дельфинов - это пример
1) идиоадаптации
2) дегенерации
3) ароморфоза
4) конвергенции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая систематическая группа животных формируется в результате крупных ароморфозов?
1) вид
2) класс
3) семейство
4) род

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Переход наземных видов высших растений в водную среду обитания в процессе их эволюции - это
1) ароморфоз
2) дегенерация
3) идиоадаптация
4) биологический регресс

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Появление большого разнообразия видов насекомых на Земле – следствие развития их по пути
1) ароморфоза
2) дегенерации
3) биологического регресса
4) идиоадаптации

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Идиоадаптация приводит к возникновению новых систематических категорий
1) царств
2) типов
3) классов
4) родов

Ответ


Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. К появлению каких систематических групп приводят изменения в организации видов животных и растений путем идиоадаптаций
1) царств
2) семейств
3) типов
4) классов

Ответ


ПРОГРЕСС
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биологический прогресс характеризуется

1) увеличением количества популяций и подвидов
2) повышением приспособленности к условиям среды
3) сужением ареалов
4) увеличением числа особей
5) редукцией органов
6) популяционными волнами

Ответ


ПРОГРЕСС - РЕГРЕСС ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками и направлениями эволюции: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) сокращение ареала
Б) высокая численность вида
В) узкая специализация
Г) ареал вида расширяется
Д) многочисленные систематические группы
Е) хорошая адаптация к условиям среды

Ответ


ПРОГРЕСС - РЕГРЕСС ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) крыса серая
Б) снежный барс
В) амурский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный

Ответ


2. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) рыжий таракан
Б) мышь полевая
В) сизый голубь
Г) латимерия
Д) секвойя

Ответ


3. Установите соответствие между видом организмов и направление эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс
А) одуванчик обыкновенный
Б) домовая мышь
В) латимерия
Г) лотос ореховидный
Д) утконос
Е) заяц-русак

Ответ


4. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс. Напишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) розовый пеликан
Б) дождевой червь
В) домовая мышь
Г) комнатная муха
Д) уссурийский тигр

Ответ


5. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции,по которому в настоящее время происходит его развитие: 1) биологический регресс, 2) биологический прогресс. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) латимерия
Б) заяц-русак
В) серая крыса
Г) австралийская ехидна
Д) выхухоль

Ответ


РЕГРЕСС ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического регресса в эволюции амурского тигра. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Амурский тигр занесён в Красную книгу, поскольку его численность сокращается. (2) Он обитает в лесах Дальнего Востока, имеет небольшой раздробленный ареал. (3) Особи этого вида имеют красивую шерсть, из-за чего длительное время являлись объектом охоты. (4) Снижение численности привело к снижению рождаемости и повышению смертности амурского тигра. (5) Питается копытными животными и другими крупными травоядными. (6) Амурский тигр - родственный вид бенгальскому тигру.

Ответ


АРОМОРФОЗ
1. Выберите из текста три предложения, которые описывают ароморфозы в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционные преобразования ведут к морфо-физиологическому прогрессу. (2) Такие преобразования дают организмам новые возможности для освоения внешней среды с изменчивыми условиями жизни. (3) Например выход растений на сушу сопровождался появлением механических, проводящих, покровных тканей. (4) Адаптации, которые не связаны с радикальной перестройкой организма способствуют в эволюции освоению узких экологических ниш. (5) Например, у водных -цветковых растений слабо развита механическая ткань. (6) В листьях мхов имеются мертвые клетки для накопления воды.

Ответ


2. Выберите три предложения, которые верно характеризуют ароморфозы в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Ароморфоз - путь эволюции, для которого характерны мелкие адаптации. (2) В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. (3) Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. (4) В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. (5) К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. (6) Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта. (7) Результатом ароморфоза служит формирование крупного таксона.

Ответ


3. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2) Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3) Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4) У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5) Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6) У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.

Ответ


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов в эволюции животных. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Популяция является элементарной единицей эволюции. (2) В генофондах предковых групп закреплялись признаки, способствующие усложнению организации. (3) Изменение генофонда популяции может быть обусловлено конвергенцией. (4) Возникновение воздушного дыхания с помощью трахей или лёгочных мешков позволило членистоногим освоить сушу. (5) Разнообразие ротовых аппаратов позволяет насекомым питаться различной пищей, что ведёт к увеличению их численности. (6) Перестройки общего уровня организации, такие как теплокровность и живорождение, дали возможность животным освоить новые природные условия жизни.

Ответ


5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюция птиц сопровождалась крупными изменениями в строении, существенно повышающими их уровень организации. (2) Наличие оперения, четырехкамерное сердце и теплокровность позволили им расселиться повсеместно на Земле. (3) Многие птицы приспособились к разным условиям обитания. (4) У водоплавающих птиц выделяется секрет копчиковой железы, которые делает перо ненамокаемым и сохраняет тепло в теле. (5) Плавательная перепонка между пальцами и особая форма клюва помогают им плавать и добывать пищу в воде. (6) Хорошо развитые полушария переднего мозга и мозжечок обуславливают сложное поведение птиц, заботу о потомстве и координацию сложных движений.

Ответ


АРОМОРФОЗ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения
2) образование корней у папоротниковидных
3) снижение испарения путем образования воскового налета на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) образование плодов с семенами у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) наличие млечных желез у млекопитающих
2) образование корнеплода у моркови
3) возникновение полового процесса у организмов
4) возникновение процесса фотосинтеза
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц

Ответ


3. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) образование корнеплодов у моркови
2) образование прицепок у плода репейника
3) образование клубней у картофеля
4) появление проводящей ткани у растений
5) появление плода у покрытосеменных
6) появление семени у голосеменных

Ответ


4. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) утрата конечностей у китов
2) усложнение головного мозга у млекопитающих
3) появление второго круга кровообращения у земноводных
4) предостерегающая окраска божьей коровки
5) развитие двустворчатой раковины у беззубки
6) появление у кольчатых червей брюшной нервной цепочки

Ответ


5. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) самозатачивающиеся резцы у грызунов
2) листовидная форма тела у печеночного сосальщика
3) стрекательные клетки у гидры
4) членистые конечности насекомых
5) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся
6) узловая нервная система у кольчатых червей

Ответ


6. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) появление хлорофилла в клетках
2) размножение пырея частями корневища
3) возникновение способности к фотосинтезу
4) появление многоклеточности у водорослей
5) удлинение главного корня у верблюжьей колючки
6) появление сочной мякоти в плодах земляники

Ответ


Ответ


8. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) листья-иголки у хвойных
2) млечные железы у млекопитающих
3) корнеплоды у свеклы
4) половое размножение
5) ткани у растений
6) стебель соломина у злаков

Ответ


АРОМОРФОЗ - ИДИОАДАПТАЦИЯ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком и путем достижения организмами биологического прогресса в эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) мелкие эволюционные изменения
Б) образование типов и классов животных
В) частные приспособления к среде обитания
Г) общий подъем организации
Д) усиление узкой специализации

Ответ


2. Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) частные приспособления к условиям жизни
Б) возникновение классов животных
В) образование родов внутри семейств
Г) повышение уровня организации организмов
Д) возникновение отделов растений

Ответ


АРОМОРФОЗ - ИДИОАДАПТАЦИЯ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между преобразованием и направлением органической эволюции: 1) Идиоадаптация, 2) Ароморфоз. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) Появление семени
Б) Крупные, яркоокрашенные цветки
В) Двойное оплодотворение
Г) Приспособление к фотосинтезу
Д) Развитие воздушных полостей в плодах

Ответ


2. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация
А) четырёхкамерное сердце
Б) окраска оперения
В) теплокровность
Г) наличие перьевого покрова
Д) ласты у пингвинов
Е) длинный клюв у птиц болот

Ответ


3. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции: 1) Ароморфоз, 2) Идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Роющие лапы крота
Б) Редукция пальцев на ногах копытных
В) Возникновение полового размножения
Г) Появление шерсти у млекопитающих
Д) Развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне
Е) Мимикрия у насекомых

Ответ


4. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса в эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветок и плод у покрытосеменных растений
Б) наличие плавательных перепонок у водоплавающих птиц
В) четырехкамерное сердце у птиц
Г) колючки у кактуса
Д) обтекаемая форма тела кита
Е) двойное оплодотворение у цветковых растений

Ответ


5. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса в эволюции: 1) идиоадаптация, 2) ароморфоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соотвествующем буквам.
А) обтекаемая форма тела рыб
Б) появление анального отверстия у человеческой аскариды
В) триплоидный эндосперм семени цветковых растений
Г) широкие роющие конечности медведки
Д) различные типы цветков покрытосеменных, приспособленные к опылению ветром, насекомыми
Е) длинный корень верблюжьей колючки

Ответ


6ф. Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который он иллюстрирует: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) альвеолярные лёгкие у млекопитающих
Б) уменьшение количества пальцев у лошадей
В) мелкие цветки в соцветии одуванчика
Г) двойное оплодотворение у цветковых растений
Д) восковой налёт на хвоинках у голосеменных
Е) узкие длинные крылья у ласточек и стрижей

Ответ


7ф. Установите соответствие между примером биологического прогресса и путём его достижения: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возникновение приспособлений у придонных рыб к среде обитания
Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся
В) вскармливание потомства молоком у млекопитающих
Г) появление нервной сети у кишечнополостных
Д) формирование у вьюрков многообразных по форме клювов
Е) преобразование передних конечностей в ласты у китообразных

Ответ


8ф. Установите соответствие между примерами и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) ароморфозы, 2) идиоадаптации. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образование нектарников в цветках липы
Б) формирование длинных крыльев у стрижей
В) возникновение многоклеточности у животных
Г) цветение ветроопыляемых растений до распускания листьев
Д) возникновение цветка у покрытосеменных растений
Е) развитие разнообразных ротовых аппаратов у насекомых

Ответ


9ф. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) ароморфозы, 2) идиоадаптации. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лёгочное дыхание у земноводных
Б) наличие нектара в цветке
В) появление фотосинтеза
Г) формирование многоклеточности
Д) плоская форма тела придонных рыб
Е) покровительственная окраска насекомых

Ответ

10!!! Установите соответствие между примерами приспособленности организмов и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) ароморфозы, 2) идиоадаптации. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) цедильный аппарат у водоплавающих птиц

2) внутреннее оплодотворение рептилий

3) рычажные конечности у земноводных

4) копательные конечности у млекопитающих
5) сосущий ротовой аппарат у насекомых

6) хобот слона

Ответ


Ответ


2. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса в эволюции: 1) общая дегенерация, 2) ароморфоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие плотной кутикулы у человеческой аскариды
Б) расположение на головном конце тела присосок у бычьего цепня
В) развитие семян у голосеменных растений
Г) появление тканей и органов у наземных растений
Д) формирование альвеолярных легких у млекопитающих
Е) наличие цветка, плода у покрытосеменных растений

Ответ


АРОМОРФОЗ - ИДИОАДАПТАЦИЯ - ДЕГЕНЕРАЦИЯ
1. Установите соответствие между признаком растения и путем эволюционного процесса: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) дегенерация. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.

А) появление фотосинтеза
Б) утрата корней, хлорофилла и листьев у раффлезии
В) появление псилофитов
Г) приспособленность к опылению мухами
Д) появление корнеплода у моркови
Е) появление плодов

Ответ


2. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) появление цветка
Б) образование органов и тканей у растений
В) появление термофильных бактерий
Г) атрофия корней и листьев у повилики
Д) специализация некоторых растений к определенным опылителям
Е) утрата ленточными червями пищеварительной системы

Ответ


Ответ


4. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) перепонки между пальцами у водоплавающих птиц
Б) многоклеточность
В) фотосинтез
Г) ласты у дельфина
Д) длинная шея у жирафа
Е) редукция нервной системы и органов чувств у свиного цепня

Ответ


5. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) редукция органов чувств у бычьего цепня
Б) наличие хвостового плавника у кита
В) замкнутая кровеносная система у кольчатых червей
Г) наличие альвеолярных лёгких у млекопитающих
Д) развитие луковиц у лилейных растений
Е) появление корней у папоротникообразных

Ответ


6ф. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие присосок и крючков у свиного цепня
Б) большая плодовитость аскариды
В) утрата органов у рачка-саккулины
Г) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест
Д) появление многоклеточных организмов
Е) редукция волосяного покрова у слонов

Ответ


7ф. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) сочная мякоть в плодах рябины
Б) отсутствие головного отдела у беззубки
В) редукция пищеварительной системы у цепней
Г) трахейное дыхание у членистоногих
Д) наличие нектарников в ярких цветках
Е) два пальца на ногах у страуса

Ответ


8ф. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие крылышек у плода клёна
Б) возникновение рычажных конечностей у хордовых
В) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков
Г) видоизменение листьев гороха в усики
Д) утрата хлорофилла у растения заразихи
Е) формирование крупных жилок у подорожника

Ответ


ИДИОАДАПТАЦИЯ ПРИЗНАКИ
Выберите три варианта. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?

1) общему подъёму организации
2) увеличению числа популяций и видов
3) широкому распространению
4) упрощению организации
5) возникновению частных приспособлений к условиям среды
6) понижению плодовитости

Ответ


ИДИОАДАПТАЦИЯ ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами идиоадаптации является:

1) Четырехкамерное сердце
2) Форма клюва вьюрков
3) Трёхслойный зародышевый мешок
4) Короткий срок вегетации растений
5) Внутреннее оплодотворение
6) Сильное опушение листьев

Ответ


ИДИОАДАПТАЦИЯ ТЕКСТ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Самый многочисленный надкласс современных хордовых животных – рыбы. (2) В процессе эволюции они приобрели множество частных приспособлений к жизни в гидросфере Земли. (3) У рыб глубоководных сообществ имеются биолюминесценция и приспособление к обитанию в условиях высокого давления. (4) Многие придонные рыбы, такие как скаты, камбылы и палтусы, имеют плоскую форму тела. (5) С появлением челюстей у их древних предков – бесчелюстных рыб существенно повысился уровень первых древних позвоночных. (6) Первые челюстные рыбы появились в конце ордовика и получили большое распространение в девоне, который назвали «эпохой рыб».

Ответ


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Покрытосеменные наиболее распространённая группа растений. (2) У них появились генеративные органы – цветки и плоды. (3) Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. (4) Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей. (5) Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник. (6) Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.

Ответ


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Прогрессивные признаки ведут к повышению уровня организации, позволяя растениям освоить новую среду обитания. (2) У водных обитателей в стеблях хорошо развита воздухоносная ткань. (3) Ветроопыляемые растения зацветают ранней весной, до появления листьев. (4) Выход растений на сушу сопровождался образованием покровных и механических тканей. (5) Наличие крылышек, зацепок, сочного яркого околоплодника обеспечило разные способы распространения семян. (6) Макроэволюция обусловила формирование отделов и классов растений.

Ответ


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) В процессе эволюции у позвоночных животных произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2) Четырехкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающими и птицам расселиться повсеместно на земном шаре. (3) У водных животных сформировались видоизмененные в ласты конечности, кожное сало препятствует намоканию покровов тела в воде. (4) Альвеолярные легкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5) Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания - специализация. (6) Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалипта.

Ответ


Ответ


Ответ


Ответ


2. Выберите три варианта. Примером общей дегенерации служит
1) утрата органов пищеварения у ленточных червей
2) редукция хорды у асцидии в связи с сидячим образом жизни
3) отсутствие задних конечностей у кита
4) короткий волосяной покров у крота
5) редукция органов чувств у бычьего цепня
6) отсутствие зубов у усатых китов

Ответ


Ответ


1. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке.
1) биологический прогресс
2) общая дегенерация
3) появление четырехкамерного сердца у млекопитающих
4) конвергенция
5) обитание в океане рыбы латимерии
6) биологический регресс

Ответ



2. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) биологический прогресс
2) наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц
3) наличие теплокровности у хордовых животных
4) ароморфоз
5) дивергенция
6) биологический регресс

Ответ


Ответ


Ответ



Проанализируйте таблицу «Направления эволюционного процесса». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) упрощение организации
2) уменьшение численности
3) вымирание видов
4) численность особей не изменяется
5) уменьшение числа видов, подвидов, популяций или их вымирание
6) повышение уровня организации
7) образование новых классов, типов, отделов
8) увеличение численности

Ответ


Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются в эволюционной теории. Запишите номера этих двух.
1) идиоадаптация
2) дивергенция
3) дигетерозигота
4) ароморфоз
5) гибридизация

Ответ


Установите соответствие между признаком животного и путем эволюции: 1) морфофизиологический прогресс, 2) морфофизиологический регресс. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) трахейное дыхание
Б) трехкамерное сердце у земноводных
В) редукция хвоста и хорды у взрослой асцидии
Г) редукция конечностей у морских желудей
Д) редукция органов зрения и равновесия у ленточных червей
Е) теплокровность у птиц

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

1. Интроверсия Б

2. Ригидность Г

3. Одаренность А

4. Мотив достижения В

А) способности, определяющие диапазон деятельностей, в которых человек может достичь высоких результатов

Б) обращенность человека на явления его собственного субъективного мира

В) стремление личности к достижению высоких результатов в деятельности

Г) косность поведения, мышления

Установите соответствие между индивидуально-психологическими свойствами и их характеристиками.

1. Темперамент Б

2. Характер Г

3. Способности А

А) индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения.

Б) индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

В) система доминирующих мотивов, ориентирующих деятельность человека на выполнение жизненной цели

Г) индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру

ЗАДАНИЕ № 22 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

329. Процессы, отражающие отношение человека к воспринимаемому им явлению, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, называются:

1) мотивационными

2) эмоциональными

3) волевыми

4) познавательными

330. Психический процесс, заключающийся в сознательном регулировании человеком своего поведения и деятельности, связанном с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется:

2) вниманием

3) памятью

4) чувством

331. Эмоции наиболее тесно связаны с(со) …

1) способностями

2) воображением

3) мотивами

4) воспоминаниями

332. Сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом, называется:

а) фрустрация

б) аффект

в) страсть

г) стресс

Устойчивое эмоциональное состояние, относительно слабо выраженное, придающее эмоциональную окраску всему поведению человека, определяется как

1) эйфория

2) настроение

3) страсть

4) фрустрация

334. Устойчивое психическое состояние, имеющее четко выраженный предметный характер и выражающее личное отношение человека к каким-либо объектам или явлениям, определяется как:

1) эйфория

3) страсть

4) чувство

335. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, определяется как:

1) эйфория

3) страсть

4) фрустрация

Стойкое длительное эмоциональное состояние при большой силе чувств – это

1) фрустрация

2) настроение

4) страсть

Особая форма переживания, возникающая в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизацию нервно–психологических сил, называется

1) страсть

2) удивление

338. Гуманизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд являются проявлениями _______________ чувств:

1) этических

2) практических

3) интеллектуальных

4) эстетических

Способность переживать другому человеку называется

1) симпатией

2) душевностью

3) разумностью

4) эмпатией

Функцией воли является

1) развитие личности

2) регуляция поведения и деятельности

3) психотерапевтическая

4) познание окружающей действительности

341. Вторичное волевое качество, заключающееся в умении контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять своё поведению решению сознательно поставленных задач – это …

1) самообладание

2) смелость

3) ответственность

4) решительность

Для волевого действия не характерно

1) преодолении субъективных препятствий

2) наличии продуманного плана осуществления поведенческого акта

3) приложении сознательных усилий

4) непосредственном удовольствии, полученном в процессе его исполнения


ДЕ: Психические познавательные процессы

ЗАДАНИЕ № 23 ОЩУЩЕНИЕ – ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА.

343. Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление составляют группу:

а) познавательных процессов

б) мотивационных процессов

в) волевых процессов

г) эмоциональных процессов

344. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является…

1) потребность

2) мышление

3) ощущение

4) воображение

345. Психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется …

1) восприятием

2) ощущением

3) деятельностью