Дипломная работа: Работа палатной медицинской сестры высшей категории. Организация работы поста медицинской сестры Палатная медицинская сестра в отделении работает

Палатная медицинская сестра — специалист со средним медицинским образованием, который должен осуществлять уход за больными, фиксировать данные об их состоянии в специальном журнале и выполнять ряд других обязанностей, речь о которых пойдет в этой статье.

Что такое должностная инструкция

Должностная инструкция — это документ, в котором прописаны основные обязанности и права работника. Должностные инструкции могут быть типовыми либо они разрабатываются в конкретном учреждении в зависимости от специфики его работы.

Сотрудник обязан ознакомиться с должностной инструкцией при приеме на работу и расписаться в журнале, удостоверив тем самым, что он изучил документ и согласен с предъявленными в нем требованиями.

В случае, если действия сотрудника не соответствуют должностной инструкции, он может поучить выговор, лишиться премии или подвергнуться увольнению.

ВАЖНО! Если процедурная медсестра по каким-то причинам отсутствует, ее функции берет на себя палатная медицинская сестра. Поэтому она должна в совершенстве владеть техниками медицинских манипуляций: уметь ставить внутривенные катетеры, делать все виды инъекций и т.д.

Общие положения

Палатная медицинская сестра работает на всех отделениях стационаров (психиатрических, гинекологических, гастроэнтерологических, кардиологических и т. д.), в санаториях и в других лечебно-профилактических учреждениях. Должностные обязанности медицинской сестры палатной следующие:

  • ухаживать за больными и вести наблюдение за их состоянием;
  • выполнять сделанные врачом назначения и вносить записи об этом в соответствующие документы;
  • руководить младшим медицинским персоналом (например, требовать своевременной уборки, замены постельного белья, мытья ослабленных пациентов и т.д.);
  • следить за тем, чтобы на отделении соблюдался порядок, например, не допускать нарушения режима со стороны как пациентов, так и навещающих их родственников;
  • во время работы постоянно находиться с больными, отлучаясь только для того, чтобы взять нужные препараты или сделать записи;
  • сопровождать врача во время обхода и сообщать о состоянии пациента и его изменениях;
  • знакомить пациентов, поступающих на отделение, с правилами внутреннего распорядка;
  • один раз в неделю осматривать пациентов для выявления педикулеза;
  • при ухудшении состояния пациента незамедлительно ставить в известность его лечащего врача (или, в случае его отсутствия, дежурного врача);
  • следить за соблюдением графика кварцевания палат и за чистотой и порядков в них;
  • сообщать о нарушениях со стороны младшего медицинского персонала старшей медицинской сестре или заведующему отделением.

Должностные обязанности

Палатная медицинская сестра имеет следующие обязанности:

  • ведет наблюдение за пациентами, соблюдая при этом нормы медицинской этики;
  • при приеме пациентов размещает их по палатам;
  • в детских стационарах медсестра должна следить за тем, чтобы родители детей соблюдали санитарно-эпидемиологический режим;
  • занимается проверкой передач от родственников, чтобы не допустить попадания к пациентам продуктов, которые могут причинить вред их здоровью;
  • делает доклады лечащему или дежурному врачу о состоянии пациентов;
  • организует обследование пациентов в диагностических кабинетах;
  • занимается изоляцией пациентов, которые находятся в терминальном состоянии. В случае необходимости вызывает реанимационную бригаду;
  • готовит тела умерших для транспортировки в соответствующее отделение;
  • следит за тем, чтобы в закрепленных за ней помещениях имелся необходимый для работы инвентарь;
  • следит за чистотой в закрепленных за нею палатах, а также за гигиеной пациентов, за своевременной сменой нательного и постельного белья;
  • занимается сбором и утилизацией медицинских отходов в соответствии с классом опасности;
  • следит за правильной обработкой изделий медицинского назначения с целью профилактики инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатита и т. д.).

Права

Палатная медицинская сестра имеет следующие права:

  • на оказание первой помощи пациенту до прибытия врача. В некоторых случаях от квалификации медсестры и знания ею основных техник реанимации зависят жизни пациентов;
  • на руководство работой младшего медицинского персонала;
  • на получение информации о состоянии здоровья пациента. Это позволяет не только правильно осуществлять уход, но и защититься от заражения в случае наличия у пациента инфекционных заболеваний;
  • на получение информации об изменениях в приказах, касающихся ее работы;
  • на выдачу спецодежды и средств индивидуальной защиты;
  • на помощь от руководства в исполнении своих функциональных обязанностей.

Также медсестра имеет право требовать от руководства создания условия для качественного выполнения ею профессиональных обязанностей.

ВАЖНО! Палатная медсестра часто общается с родственниками пациентов. Она может давать консультации относительно ухода за больным или режима его питания, перечислить лечебные и диагностические мероприятия, которые проводились с пациентом. Однако сообщать о состоянии здоровья человека может только лечащий врач.

Ответственность


Должностные обязанности палатной медсестры включают раздел об ее ответственности. Медицинская сестра несет ответственность:

  • за неисполнение надлежащим образом своих обязанностей, прописанных в должностной инструкции;
  • за соблюдение во вверенных ей палатах санитарно-эпидемиологического режима и правил противопожарной безопасности;
  • за причинение работодателю материального ущерба;
  • за сохранность и правильные условия хранения лекарственных препаратов (в том числе наркотических и сильнодействующих) и изделий медицинского назначения;
  • за своевременное оказание помощи пациентам отделения.

Требования к квалификации

Стать палатной медицинской сестрой может специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело». В некоторых учреждениях от медицинской сестры требуется опыт работы на соответствующей должности.

Каждое отделение имеет свою специфику, поэтому от медсестры могут потребовать сертификаты о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации.

Необходимые психологические качества

Палатная медсестра чаще, чем другие специалисты, контактирует с пациентами. От ее участия, сочувствия и внимательности зависит психологический настрой больного человека. Палатная медсестра должна уметь подготовить пациента к предстоящим неприятным манипуляциям, подбодрить в случае, если состояние не улучшается или лечение не приносит результатов.

Чтобы стать палатной медсестрой, нужно обладать не только интересом к медицине, но и способностью к эмпатии, добротой, умением понять человека и отлично развитыми коммуникативными навыками. Пациенты, истощенные болезнью и уставшие от длительной госпитализации, могут проявлять раздражительность и даже агрессию. Медик должен уметь выслушать страдающего человека, подбодрить его, объяснить необходимость болезненных манипуляций.


Функциональные обязанности медсестры терапевтического отделения подразумевают выполнение ряда медицинских вмешательств. Некоторые манипуляции (клизмы, катетеризация мочевого пузыря) могут задевать чувство стыдливости пациента. Чтобы завоевать уважение и расположить больных к себе, медсестра обязана всегда помнить о чувстве собственного достоинства пациентов и уважать их право на приватность.

Палатная медицинская сестра должна быть готова не только к благодарности, но и к тому, что пациенты будут вымещать на ней скопившееся возмущение, поэтому она должна обладать высоким уровнем эмоциональной стабильности. В противном случае ее ждет быстрое эмоциональное выгорание.

ВАЖНО! Палатная медсестра должна быть очень наблюдательной. Ей следует подмечать любые изменения в состоянии пациентов: иногда незначительные на первый взгляд симптомы являются предвестниками развития жизненно опасных состояний. Например, беспокойство и стремление принять сидячее положение может указывать на развитие отека легких.

К профессиональной деятельности в качестве медицинской сестры палатной отделения новорожденных допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» или среднее медицинское образование, диплом по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело»; сертификат по специальности «Сестринское дело в педиатрии»;

Назначение и увольнение медицинской сестры палатной осуществляется главным врачом по представлению заведующего отделением, старшей медицинской сестры отделения и по согласованию с главной акушеркой родильного дома и главной медицинской сестрой больницы; - медицинская сестра палатная находится в непосредственном подчинении у лечащего врача-неонатолога и старшей медицинской сестры отделения;

В прямом подчинении медицинской сестры палатной находится санитарка палатная;

Медицинская сестра палатная в своей деятельности руководствуется положением, квалификационной характеристикой специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием по специальности «Сестринское дело в педиатрии», настоящей инструкцией, почасовым графиком работы, стандартами по организации и выполнению работ палатными медицинскими сестрами отделений новорожденных, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам здоровья населения,;) также распоряжениями и указаниями вышестоящих органов и должностных лиц.

11.1 Обязанности

Организация труда в соответствии с настоящей инструкцией, почасовым графиком работы, стандартами по организации и выполнению работ палатными медицинскими сестрами отделения новорожденных;

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии этическим кодексом медицинской сестры России;

Четкое соблюдение графика взаимодействия с коллегами и сотрудниками отделений родильного дома (физиологическое, обсервация, ЦСО), лечебно-диагностических отделений больницы (МГК, физио, лабораторные отделения) в интересах новорожденного;

Организация рабочего места согласно стандарту;

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований трудовой дисциплины, лечебно-охранительного режима, норм этики и деонтологии при общении с персоналом и родильницами;

Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений и оборудования;

Соблюдение требований, предъявляемых к маркировке предметов медицинского назначения;

Чёткое и своевременное ведение медицинской документации согласно номенклатуре дел и требований стандарта. Проведение анализа своей деятельности;

Чёткое и своевременное оформление бланков и направлений па лечебно-диагностические исследования;

Ведение учёта выполненных процедур, манипуляций за день, месяц, квартал, полугодие, год. Проведение анализа выявленных осложнений, своевременная подача отчета;

Своевременное и качественное подклеивание результатов исследований в историю развития новорожденного;

Осуществление контроля за работой санитарки палатной и выполнением ею должностных обязанностей, объёма и качества выполненной работы;

Экономное, рациональное использование и сохранность материальных ценностей и ресурсов.

Выход из отделения при обязательном уведомлении старшей медицинской сестры отделения или дежурного врача-неонатолога, не оставляя входную дверь со стороны пассажирских лифтов не закрытой на ключ. Недопущение посторонних лиц в отделение;

Осуществление приёма и сдачи дежурства у кроваток новорожденных сверки паспортных данных с браслетками новорожденного; рабочего места, проверка наличия предметов ухода, мединструментария, медикаментов не установленному списку;

Своевременная подготовка новорожденных и палат к обходу лечащего врача-неонатолога;

Владение в совершенстве методиками проведения профилактических, лечебных, диагностических, санитарно-гигиенических процедур и манипуляций, назначенных врачом;

Планирование и осуществление сестринского ухода за новорожденными в соответствии с приоритетами потребностей. Обучение родильниц уходу за здоровыми и больными детьми, осуществление кормления и уход за грудью матери. Обеспечение новорожденных индивидуальными предметами ухода;

Ассистирование врачу-неонатологу при осмотре новорожденных и хирургическом отсечении пупочного остатка;

Осуществление приема новорожденных у акушерки родильного зала, оценивая общее состояние, состояние пупочной культи и сверяя данные браслеток с паспортными данными. Контроль за проведением первичного туалета новорожденного в родильном зале;

Осуществление контроля за состоянием новорожденных с регистрацией любого изменения, принятие решений в соответствии с уровнем своей компетенции и полномочий.

Осуществление своевременной выборки из историй развития назначений врача-неонатолога и качественное выполнение рекомендаций и назначений;

Качественная и своевременная подготовка новорожденных к лабораторным, инструментальным методам исследования и сбор материала от новорожденных для лабораторного обследования;

Строгое соблюдение алгоритмов выполнения всех видов манипуляций и процедур;

Участие в уходе, подготовке к кормлению и кормлению новорожденных и палатах совместного

пребывания «Мать и дитя» и в отделении;

Транспортировка новорожденных на кормление и осуществление контроля за проведением кормления родильницами, помощь в прикладывании детей к молочной железе и обучение правилам кормления;

Осуществление контроля за качеством и соответствием передач, принесенных родильницам, разрешенному ассортименту;

Подготовка новорожденных к выписке или переводу на второй этап выхаживания. Выписка новорожденного в выписной комнате с обязательной сверкой паспортных данных. Строгое соблюдение правил поточности выписки в зависимости от отделения (физиологическое, обсервация);

Своевременное сообщение лечащему врачу и заведующему отделением, а к их отсутствие, дежурному врачу-неонатологу:

· об ухудшении состояния новорожденного;

· осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций;

· о случаях ЧП в отделении;

Обеспечение наличия и укомплектованности аптечки для оказания неотложной помощи, согласно стандартам;

Оказание доврачебной помощи новорожденным при неотложных состояниях и осложнений заболеваний у новорожденных;

Обеспечение инфекционной безопасности и безопасности среды новорожденным в родильном доме (соблюдение правил санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов);

Проведение комплекса мероприятий по профилактике внутрибольничных и особо опасных инфекций;

Проведение комплекса мероприятий по профилактике постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита и ВИЧ-инфекции;

Строгое соблюдение правил личной гигиены, формы одежды;

Регулярное и своевременное прохождение медицинского осмотра, обследования на RW, HbsAg, ВИЧ-инфекцию, носительство патогенного стафилококка по эпидпоказаниям;

Строгое соблюдение мер предосторожности при работе с биологическими жидкостями;

Проведение контроля стерильности полученного материала и инструментария, соблюдение сроков хранения стерильных изделий. Проведение стерилизации дыхательной аппаратуры;

Контроль за проведением всех видов уборок помещений отделения, согласно графика. Проветривание и кварцевание палат в соответствии с требованиями санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов;

Обеспечение надлежащего порядка и санитарного состояния медицинского поста, санитарной комнаты, палат и комнаты персонала;

Своевременное получение от сестры-хозяйки мягкого инвентаря, дезинфицирующих, моющих и чистящих средств. Соблюдение мер предосторожности при работе с ними;

Четкое и своевременное выписывание и получение от старшей медицинской сестры необходимых для работы медикаментов, спирта, предметов ухода, бланков;

Своевременная выписка и получение в ЦСО перевязочного материала, укладок для гигиенического ухода за новорожденными;

Обеспечение правильного учета, хранения, использования медикаментов, спирта, перевязочного материала, предметов ухода, медицинского оборудования и инструментария;

Обеспечение правильного учета, хранения и использования психотропных и сильнодействующих лекарственных средств;

Проведение санитарно-просветительной работы среди родильниц по вопросам здорового образа жизни, питания, грудного вскармливания;

Постоянное повышение профессионального уровня знаний, умений и навыков путем самообразования, освоения смежных специальностей, участия в общебольничных и общероддомовских сестринских конференциях, аттестации на рабочем месте, техучебах и конференциях в отделении;

Своевременное прохождение усовершенствования на базе ОЦПК один раз в 5 лет и получение сертификата по специальности «Сестринское дело в педиатрии».

11.2 Права

Получение необходимой информации для четкого выполнения своих профессиональных обязанностей;

Внесение предложений руководству по совершенствованию работы медицинской сестры палатной и организации сестринского дела в родильном доме;

Требование от старшей медицинской сестры своевременного обеспечения необходимыми для работы медикаментами, предметами ухода, бланками;

Требование от медицинской сестры с исполнением обязанностей старшей медицинской сестры ЦСО своевременного обеспечения перевязочным материалом, укладками гигиенического ухода;

Требование от родильниц соблюдение внутреннего распорядка родильного дома, на основе норм медицинской этики и деонтологии;

Требование от сестры-хозяйки своевременного обеспечения необходимым мягким инвентарем, дезинфицирующими, моющими и чистящими средствами;

Повышение своей квалификации в установленном порядке, прохождение аттестации, переаттестации с целью присвоения квалификационных категорий;

Участие в общественной жизни отделения, родильного дома и больницы;

Участие в работе профессиональных медицинских ассоциаций.

Моим рабочим местом является медицинский пост и манипуляционный кабинет.

Манипуляционный кабинет предназначен для проведения следующих процедур:

П/к и в/м инъекции;

Обработка зева;

Закапывание капель в глаза, нос, уши;

Проведение ингаляций;

Наложение компрессов;

Хранение и раздача лекарственных средств.

Манипуляционный кабинет оснащён:

Шкафами для хранения лекарственных средств, применяемых для лечения больных, а также для оказания экстренной медицинской помощи при неотложных состояниях.

Холодильником для термолабильных лекарственных средств.

Манипуляционным столиком;

Рабочим столом;

Столиком для раздачи медикаментов внутрь;

Кушеткой;

Тумбочкой для хранения дез.растворов;

Сейфом для хранения этилового спирта и учетных препаратов.

На посту хранится следующая документация, необходимая для моей работы в отделении:

1. Медицинская карта стационарного больного.

2. Лист назначений.

3. Журнал учета движения больных.

4. Журнал учета движения больных в палатах интенсивной терапии.

5. Журнал перевода больных в реанимационное отделение и из реанимации.

6. Журнал перевода больных в инфекционное отделение

7. Журнал регистрации сроков карантина.

8. Журнал учета медицинского инструментария.

9. Журнал сдачи и приема дежурств.

10. Требования для выписки медикаментов, учетных медикаментов, этилового спирта.

11. Журнал учета расхода этилового спирта.

12. Журнал учета температурного режима холодильника для хранения лекарственных средств.

13. Журнал контроля качества предстерилизацинной очистки мединструментария и изделий медицинского назначения.

14. Журнал учета дорогостоящих и перевязочных средств.

15. Журнал учета процедур.

16. Журнал учета ведения гигиенического обучения и воспитания населения, пропаганда здорового образа жизни.

17. Журнал учета занятий «школа матерей»

18. Журнал контроля работы стерилизаторов воздушным и паровым методом

19. Журнал учета лихорадящих больных.

20. Журнал учета лабораторных исследований.

21. Журнал рентгенологического обследования.

22. Журнал санирования палат, процедурного кабинета.

23. Журнал регистрации генеральных уборок манипуляционного кабинета, палат, процедурного кабинета.

24. Журнал осмотра на педикулез.

25. Журнал учета обследования на дизгруппу и сальмонеллез детей до 2-х лет и мам по уходу за детьми.

26. Журнал учета взятия мазков на Вl.

Все журналы пронумерованы, прошнурованы, закреплены печатью и подписью руководителя учреждения.

Как палатная медсестра педиатрического отделения выполняю следующие функциональные обязанности:

1. Осуществляю уход и наблюдение за больными.

2. Своевременно и точно выполняю назначения врача.

3. Организую своевременное обследование в лаборатории, диагностические кабинеты, консультации.

4. Наблюдаю за состоянием больного.

5. Осуществляю санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленным и тяжелым больным;

6. Принимаю и размещаю в палаты больных;

7. Проверяю передачи больных детей;

8. Сдаю и принимаю смену по палатам, у постели больного;

9. Контролирую выполнение больными и их родственниками лечебно-охранительного режима отделения;

10. Руковожу работой младшего медицинского персонала и контролирую выполнение ими правил внутреннего распорядка;

11. При обнаружении у больного признаков инфекционного заболевания, немедленно сообщаю врачу;

12. Слежу за санитарным содержанием палат, личной гигиены больных, сменой постельного и нательного белья;

13. Забочусь о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода;

14. Слежу, чтобы больные принимали лекарства в моем присутствии;

15. Повышаю свою профессиональную квалификацию;

16. Веду необходимую учетно-отчетную документацию;

17. Сопровождаю во время обхода лечащего врача;

18. В отсутствии сестры-хозяйки совместно с санитаркой отвечаю за сохранность белья для больных;

19. Оказываю экстренную доврачебную медицинскую помощь;

20. Выписываю и получаю необходимые лекарственные препараты у старшей медицинской сестры.

21. Строго слежу за сроками хранения лекарственных препаратов;

22. Всю работу в течение смены выполняю по плану-графику, разработанному в отделении.

Неотъемлемой частью лечебного процесса является соблюдение лечебно-охранительного режима в детском отделении. Создать должным образом лечебно-охранительный режим в отделении - первоочередная задача всех сотрудников во главе с администрацией. Организация работы персонала должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить пациенту максимально мягкое изменение уклада его жизни. Как палатная медицинская сестра, я соблюдаю следующие принципы лечебно-охранительного режима:

Оптимальный микроклимат (соблюдение принципов деонтологии) и создание приятного интерьера.

Снижение действия отрицательных эмоций, вызываемых процедурами и др.раздражителями - успокаиваю ребенка, объясняю цель процедуры, ее необходимость и т.д.

Сочетание режима покоя с физической активностью больного и поднятия его нервно-психического тонуса - с этой целью в отделении строго соблюдаю правила внутреннего распорядка дня для создания оптимальных условий выздоровления больных.

Исключение неблагоприятных влияний внешней среды и условий пребывания в стационаре (громкие разговоры,шум,хлопанье дверью, стук каблуков и т.д.)

Внимательное и благожелательное отношение персонала.

Соблюдение распорядка дня.

Беседы с пациентом - часть лечебно-охранительного режима. Медицинские сестры должны вселять уверенность пациента в выздоровлении, подбадривать его, отмечать успехи. При этом важна искренность и доброжелательность.

Вывод: Правильная организация работы медицинской сестры, четкое, безукоризненное выполнение своих функциональных обязанностей, преемственность в работе является необходимой и важнейшей составной частью лечебного процесса, направленных на скорейшее выздоровление больного.


Похожая информация.


Стационарная (больничная, госпитальная) медицинская помощь в настоящее время представляет собой наиболее ресурсоемкий сектор здравоохранения. В больничных учреждениях сосредоточены основные материальные ценности отрасли (дорогостоящее оборудование, аппаратура и т.д.), на содержание которых тратится в среднем 60-70% всех ресурсов, выделяемых на здравоохранение. Наибольший объем стационарной помощи в стране выполняют больницы (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Примерная организационная структура городской больницы

В 2008 г. в России функционировало более 6000 больничных учреждений с общим числом коек около 1,5 млн. На современном этапе большое значение приобретают новые стационарзамещающие техно-

логии, позволяющие существенно экономить имеющиеся ресурсы без снижения качества медицинского обслуживания (см. раздел 10.3).

10.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ГОРОДСКОЙ БОЛЬНИЦЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Возглавляет больницу главный врач, который отвечает за всю лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую работу. Деятельностью среднего и младшего медицинского персонала руководит главная медицинская сестра. На должность главной медицинской сестры больницы назначается лицо с высшим медицинским образованием по специальности «Сестринское дело» или со средним медицинским образованием, имеющее диплом по одной из специальностей: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат по специальности «Организация сестринского дела», обладающее организаторскими способностями. Главная медицинская сестра назначается и увольняется главным врачом больницы, а непосредственно подчиняется заместителю главного врача по медицинской части. Распоряжения главной медицинской сестры являются обязательными для среднего и младшего медицинского персонала больницы.

Основные обязанности главной медицинской сестры:

Разработка перспективных и текущих планов повышения квалификации медицинских сестер больницы;

Формирование резерва и подготовка медицинских сестер для выдвижения на должность старших медицинских сестер;

Организация получения, хранения и распределения по отделениям в соответствии с их требованиями медикаментов, в том числе наркотических, ядовитых и сильнодействующих препаратов;

Контроль своевременного и четкого выполнения средним медицинским персоналом врачебных назначений, правильности учета, распределения, расходования и хранения медикаментов (в том числе наркотических, ядовитых и сильнодействующих) и перевязочных материалов;

Контроль над соблюдением требований санитарно-противоэпи-демического режима, качеством оформления медицинской документации средним медицинским персоналом.

Для выполнения своих обязанностей главная медицинская сестра больницы имеет право:

Отдавать распоряжения среднему и младшему медицинскому персоналу и контролировать их выполнение;

Вносить предложения главному врачу больницы о поощрении и наложении взысканий среднему и младшему медицинскому персоналу;

Вносить предложения аттестационной комиссии о присвоении очередной квалификационной категории среднему медицинскому персоналу;

Поручать медицинским сестрам проверки работы среднего и младшего медицинского персонала подразделений больницы.

Первое знакомство больного со стационаром начинается с приемного отделения. Оно может быть централизованным и децентрализованным. В приемное отделение больницы пациенты могут попасть разными путями: по направлению врачей из амбулаторно-поликлинических учреждений (плановая госпитализация), в экстренном порядке (при доставке их бригадой скорой помощи), путем перевода из другого стационара, самостоятельно обратившиеся в приемное отделение («самотек»).

В задачи приемного отделения входит:

Прием больных, постановка предварительного диагноза и решение вопроса о необходимости и профиле отделения для госпитализации;

Оказание при необходимости экстренной медицинской помощи;

Санитарная обработка больных;

Выполнение функций справочно-информационного центра о состоянии больных.

Работу среднего и младшего медицинского персонала приемного отделения организует старшая медицинская сестра приемного отделения. На должность старшей медицинской сестры приемного отделения может назначаться лицо с высшим медицинским образованием по специальности «Сестринское дело» или со средним медицинским образованием, имеющее диплом по одной из специальностей: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат по специальности «Организация сестринского дела», обладающее организаторскими способностями. Старшая медицинская сестра приемного отделения назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению заведующего отделением, которому она

непосредственно подчиняется. Распоряжения старшей медицинской сестры являются обязательными для среднего и младшего медицинского персонала отделения.

В приемном отделении должна быть обеспечена возможность проведения срочных рентгенологических, эндоскопических исследований, экспресс-анализов и т.д. Для оказания экстренной медицинской помощи в приемном отделении должен находиться постоянный набор необходимых лекарств, медицинских инструментов и т.д. При приемном отделении крупных больниц организуются палаты интенсивной терапии и временной изоляции больных.

На должность медицинской сестры приемного отделения назначается лицо со средним медицинским образованием, имеющее сертификат по специальности «Сестринское дело». Медицинская сестра приемного отделения назначается и увольняется главным врачом больницы и подчиняется непосредственно заведующему приемным отделением (дежурному врачу) и старшей медицинской сестре приемного отделения. Распоряжения медицинской сестры являются обязательными для младшего медицинского персонала приемного отделения.

Медицинская сестра приемного отделения выполняет большой круг обязанностей:

Знакомится с направлением больного и сопровождает его в кабинет дежурного врача;

Выслушивает жалобы больного, поступившего «самотеком», и направляет его к дежурному врачу;

Заполняет паспортную часть «Медицинской карты стационарного больного» (ф. 003/у);

Ведет «Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации» (ф. 001/у);

Осматривает больного на педикулез и производит измерение температуры тела;

Выполняет процедуры и манипуляции, назначенные дежурным врачом;

Осуществляет по указанию дежурного врача вызов консультантов и лаборантов в приемное отделение;

Следит за состоянием больных, находящихся в изоляторе, и своевременно выполняет все указания врача по их обследованию и лечению;

Своевременно передает телефонограммы в отделение милиции, активные вызовы в поликлиники города, экстренные извещения

на инфекционные заболевания в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора);

Осуществляет забор кала, мочи, рвотных масс и промывных вод для лабораторного исследования;

Получает у старшей медицинской сестры медикаменты и обеспечивает их хранение;

Следит за санитарным состоянием в отделении и контролирует работу младшего медицинского персонала;

Своевременно сдает сестре-хозяйке отделения аппаратуру и инструменты для ремонта.

Из приемного отделения больной поступает в стационарное отделение. Возглавляет работу лечебного отделения заведующий. Труд среднего и младшего медицинского персонала отделения организует старшая медицинская сестра отделения.

На должность старшей медицинской сестры отделения назначается лицо с высшим медицинским образованием по специальности «Сестринское дело» или со средним медицинским образованием, имеющее диплом по одной из специальностей: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат по специальности «Организация сестринского дела», обладающее организаторскими способностями. Старшая медицинская сестра отделения непосредственно подчиняется заведующему отделением. Она является материально-ответственным лицом, ее распоряжения обязательны для среднего и младшего медицинского персонала отделения.

Главная фигура отделения - лечащий врач (ординатор), ему помогают палатные медицинские сестры, которые непосредственно подчиняются старшей медицинской сестре отделения и выполняют следующие обязанности:

Своевременное и точное выполнение предписаний лечащего врача;

Организация своевременного обследования больных в лаборатории, диагностических кабинетах, у врачей-консультантов;

Наблюдение за состоянием больного: физиологическими отправлениями, сном, весом, пульсом, дыханием, температурой;

Немедленная информация лечащему врачу (в его отсутствие - заведующему отделением или дежурному врачу) о внезапном ухудшении состояния больного;

Оказание экстренной доврачебной помощи;

Санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленных и тяжелобольных (умывание, кормление, промывание по мере надобности рта, глаз, ушей и т.д.);

Изоляция больных в агональном состоянии, вызов врача для констатации смерти, подготовка трупов умерших для передачи их в морг.

Работа в отделении утром начинается с утренней конференции, так называемой «пятиминутки». Ежедневно ординатор отделения получает информацию от ночного дежурного медицинского персонала о состоянии больных и происшедших в их здоровье изменениях, о вновь поступивших больных, знакомится с результатами лабораторных, рентгенологических и других исследований, проводит обход больных. Обход больных осуществляется в сопровождении медицинской сестры. У постели больного ординатор проверяет выполнение ранее данных им назначений.

Выделяют две системы организации ухода за больными: двухстепенную и трехстепенную. При двухстепенной системе непосредственное участие в уходе за больным принимают врачи и медицинские сестры. В этом случае младший медицинский персонал помогает в создании надлежащего санитарно-гигиенического режима в отделении (осуществляет уборку помещений и т.д.). При трехстепенной системе младшие медицинские сестры принимают участие в непосредственном уходе за больными. На должность младшей медицинской сестры по уходу за больными назначается лицо, окончившее курсы младших медицинских сестер по уходу за больными. Она непосредственно подчиняется медицинской сестре палатной.

В больнице строго должны соблюдаться противоэпидемический и лечебно-охранительный режимы.

Контроль над соблюдением противоэпидемиологического режима осуществляется специалистами территориальных органов Роспотребнадзора.

Лечебно-охранительный режим - это система мер, направленных на создание оптимальных условий пребывания пациентов в больнице. Важная роль в соблюдении лечебно-охранительного режима отводится медицинским сестрам. К основным элементам лечебно-охранительного режима относятся:

Рациональная планировка, размещение и оборудование палат и отделений (изоляция операционных блоков, перевязочных, организация 1-2-местных палат и др.);

Устранение или максимальное уменьшение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды (неудобные постели, плохое освещение, низкая или излишне высокая температура в палатах, дурные запахи, стоны или крики больных, шум, невкусно приготовленная и несвоевременно поданная пища и др.;

Борьба с болью и страхом боли (психологическая подготовка к операциям, применение анестезирующих средств при болезненных перевязках, использование эффективных болеутоляющих средств, высокое мастерство техники инъекции и других манипуляций, должная острота игл и скальпелей, отказ от бесцельных исследований);

Меры, предупреждающие возможность ухода больного в болезнь и преувеличенных представлений о неблагоприятных последствиях (художественная литература, любимая музыка, увлекательные беседы, живопись, телевидение, возможность заняться каким-либо любимым делом, прогулки по территории больницы для ходячих больных, трудотерапия в отделениях для хронических больных, воспитательно-педагогическая работа в детских больницах и др.);

Организация режима дня больного (удлинение физиологического сна, сочетание покоя с допустимой физической активностью, общение больного с родственниками и близкими);

Разумное использование слова - одного из сильнейших условных раздражителей, способного оказать значительное воздействие на течение патологического процесса и его исход (недопущение ятрогений);

Соблюдение персоналом принципов медицинской этики (высокая культура медицинского персонала, чуткое, внимательное отношение к больному, его родственникам, соблюдение медицинской тайны, доброжелательные взаимоотношения между медицинским персоналом.

Выписка пациента из больницы производится в следующих случаях: при полном его выздоровлении; при необходимости перевода в другие лечебные учреждения; при стойком улучшении состоянии больного, когда дальнейшая госпитализация уже не нужна; при хроническом течении заболевания, не поддающемся лечению в данном учреждении.

10.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СРЕДНЕГО

МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ДЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

(ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ

РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ)

Организация работы детской больницы имеет много общего с работой стационара для взрослых однако есть и свои отличия, которые определяют специфику работы среднего медицинского персонала.

Больные дети, как и взрослые, поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, станций скорой медицинской помощи, детских учреждений, «самотеком». Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику.

Структура детского стационара включает в себя приемное отделение, лечебные отделения (педиатрические и специализированные: хирургическое, инфекционное и т.д.), отделения лабораторной и функциональной диагностики и другие.

Приемное отделение стационара детской больницы должно быть боксировано (боксы составляют 3-5% от общего числа коек стационара). Наиболее удобны для работы индивидуальные боксы Мельцера-Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2-3 изолированных смотровых кабинетов и 1-2 санпропускников.

В случае поступления детей без ведома родителей последние немедленно извещаются об этом работниками приемного отделения. При отсутствии такой возможности сведения о ребенке заносятся в специальную книгу и сообщаются в милицию.

Отделения (палаты) стационара формируются по возрасту, полу, характеру и тяжести заболеваний, сроку поступления. В зависимости от возраста выделяют отделения (палаты) для недоношенных, новорожденных, детей грудного, младшего, старшего возрастов. По характеру заболеваний отделения (палаты) могут быть: педиатрические общие, хирургические, инфекционные и т.д. Палаты целесообразно иметь небольшие - на 2-4 койки, что дает возможность заполнять

их с учетом возраста детей и заболевания. Целесообразно иметь застекленные перегородки между палатами для того, чтобы персонал мог наблюдать за состоянием детей и их поведением. Необходимо предусмотреть возможность пребывания в стационаре вместе с ребенком матери.

Задачи палатной медицинской сестры детского стационара:

Прием и размещение в палатах, уход и наблюдение за больным ребенком;

Точное и своевременное выполнение назначений лечащего врача;

Экстренное оповещение врача о случаях изменений в состоянии больного ребенка, требующих принятия срочных мер, и оказание доврачебной помощи в его отсутствие;

Поддержка санитарного состояния палат.

Важная особенность организации работы детских отделений состоит в необходимости проведения там воспитательной работы. Для этой цели в детских больницах вводятся должности педагогов-воспитателей. С больными детьми, которые длительное время лечатся в стационаре, проводится учебная работа. Очень важным элементом создания лечебно-охранительного режима для детей служит организация их досуга, особенно в вечерние часы. Проводимые в конце больничного дня ручной труд, лепка, рисование, чтение вслух улучшают настроение детей и способствуют спокойному сну. Большую роль в правильной организации досуга детей играют палатные медицинские сестры.

В комплексе лечебных мероприятий особое значение имеет правильно организованное питание. Для этого дети, находящиеся на естественном вскармливании, госпитализируются вместе с матерями или обеспечиваются грудным донорским молоком. Все другие продукты питания дети первого года жизни получают с детской молочной кухни. Детям старше года питание организуется на пищеблоке больницы.

В детских больницах в большей степени, чем в больницах для взрослых, следует опасаться внутрибольничных инфекций. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания. Необходимо проводить учет контактировавших с больным детей, которых в течение инкубационного периода нельзя перемещать в другие палаты. В этих случаях, в зависимости от диагностированного острого инфекционного заболевания, проводятся и специальные противоэпидемические мероприятия (прививки, исследования на бактерионосительство и т.д.).

Анатомо-физиологические особенности новорожденных, своеобразный характер течения заболевания определяют необходимость создания специальных отделений для новорожденных и недоношенных детей в составе детских больниц. Основная задача этих отделений состоит в оказании квалифицированной диагностической и лечебной помощи доношенным и недоношенным новорожденным больным детям, создание оптимальных условий выхаживания детей.

В отделения для новорожденных направляют детей, родившихся с массой не менее 2300 г и заболевших в неонатальном периоде. В отделения для недоношенных детей направляют новорожденных с массой тела менее 2300 г, имеющих признаки незрелости и заболевших в нео-натальном периоде. Перевод новорожденных и недоношенных детей из родильных домов осуществляют при условии транспортабельности ребенка и обязательного согласования с заведующим специализированным отделением, куда переводится ребенок. Транспортировка новорожденных производится по принципу «на себя» в специализированной реанимационной машине с врачом реаниматологом или врачом-педиатром, хорошо подготовленным по вопросам реанимации новорожденных и недоношенных детей. Сопровождающий детей средний медицинский персонал также должен иметь специальную подготовку по вопросам реанимации и интенсивной терапии новорожденных.

В работе отделения для новорожденных и недоношенных детей детских больниц должна осуществляться тесная взаимосвязь и преемственность с родильными домами и детскими поликлиниками.

10.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СРЕДНЕГО

МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА

С учетом высокой стоимости стационарной помощи большое значение приобретают новые стационарзамещающие технологии, позволяющие существенно экономить имеющиеся ресурсы без снижения качества медицинского обслуживания. К таким организационным формам относятся:

Дневные стационары в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

Дневные стационары в больничных учреждениях;

Стационары на дому.

Дневной стационар предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения

(рис. 10.2).

Рис. 10.2. Примерная организационная структура дневного стационара хирургического профиля

Основные формы первичной учетной медицинской документации дневных стационаров:

«Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации», ф. 001/у;

«Медицинская карта стационарного больного», ф. 003/у;

«Температурный лист», ф. 004/у;

«Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении», ф. 007/у-02;

«Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому», ф. 007дс/у-02;

«Сводная ведомость движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек стационара круглосуточного пребывания, дневного пребывания при больничном учреждении», ф. 016/у-02;

«Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного», ф. 027/у;

«Журнал учета процедур», ф. 029/у;

«Книга регистрации листков нетрудоспособности», ф. 036/у;

«Карта больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете)», ф. 044/у;

«Журнал записи рентгенологических исследований», ф. 050/у;

«Статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому», ф. 066/у-02;

«Журнал записи амбулаторных операций», ф. 069/у;

«Медицинское свидетельство о смерти», ф. 106/у-98.

На практике наибольшее распространение получили дневные стационары терапевтического, хирургического, акушерско-гинекологического, неврологического, дерматологического и других профилей.

Лечебное питание больных в дневном стационаре организуется исходя из местных условий. Обычно, если стационар входит в структуру больничного учреждения, пациенты пользуются двухразовым питанием по действующим нормативам стационара.

Следует отметить, что дневные стационары в больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях имеют некоторые отличия. В условиях дневных стационаров на базе больниц, как правило, возможно проведение более сложных лабораторно-диагностических обследований, проще организовать питание. Преимущество дневных стационаров на базе амбулаторно-поликлинических учреждений состоит в возможности использования широкого комплекса восстановительного лечения.

Стационары на дому могут быть организованы в случаях, когда состояние больного и домашние условия (социальные, материальные) позволяют организовать медицинскую помощь и уход на дому.

Цель организации стационаров на дому - лечение острых форм заболеваний, долечивание и реабилитация хронических больных, медико-социальная помощь престарелым, наблюдение и лечение в домашних условиях лиц, перенесших несложные оперативные вмешательства и др. Хорошо зарекомендовали себя стационары на дому в педиатрии и гериатрии.

Организация стационара на дому предполагает ежедневное наблюдение больного врачом и средним медицинским работником, проведение лабораторно-диагностических обследований, медикаментозной терапии (внутривенные, внутримышечные инъекции и тому подобное), различных процедур (банки, горчичники и т.д.).

При необходимости в комплекс лечения больных включаются физиотерапевтические процедуры, массаж, занятия лечебной физкультурой и др.

Лечение в стационарах на дому не связано с изоляцией, нарушением микросоциальной адаптации, легче воспринимается больными, экономически выгодно. Лечение в стационаре на дому в несколько раз дешевле, чем в стационаре круглосуточного пребывания, а по эффективности не уступает лечению в стационаре круглосуточного пребывания.

10.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА РОДИЛЬНОГО ДОМА, ПЕРИНАТАЛЬНОГО ЦЕНТРА

Основное учреждение, оказывающее стационарную акушерско-гинекологическую помощь, - родильный дом (рис. 10.3). В его задачи входит оказание стационарной квалифицированной медицинской помощи женщинам в период беременности, в родах, послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях, а также оказание квалифицированной медицинской помощи и уход за новорожденными во время пребывания их в акушерском стационаре.

Руководство деятельностью родильного дома осуществляет главный врач. Работу среднего и младшего медицинского персонала организует главная (старшая) акушерка, в задачи которой входит:

Регулярно проводить обходы палат, кабинетов и других помещений родильного дома;

Обеспечивать своевременность выписки, правильность учета, распределения, расходования и хранения медикаментов и изделий медицинского назначения;

Проводить инструктаж среднего и младшего медицинского персонала по выполнению комплекса санитарно-противоэпидемио-логических мероприятий в родильном доме;

Разрабатывать мероприятия по повышению деловой квалификации среднего и младшего медицинского персонала (проведение сестринских конференций, лекций врачей и т.д.);

Систематически проводить работу по воспитанию персонала в духе добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей, соблюдению принципов медицинской деонтологии;

Рис. 10.3. Примерная организационная структура родильного дома

Систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

В родильный дом подлежат госпитализации беременные (при наличии медицинских показаний), роженицы, а также родильницы в раннем послеродовом периоде (в течение 24 ч после родов) в случае родов вне лечебного учреждения. При поступлении в родильный дом роженица или родильница направляется в приемно-смотровой блок акушерского отделения, где предъявляет паспорт и «Обменную карту» (ф. 113/у). Прием женщин в приемно-смотровом блоке ведет врач (в дневные часы - врачи отделений, затем - дежурные врачи) или акушерка, которая при необходимости вызывает врача. В приемно-смотровом блоке целесообразно иметь одну комнату-фильтр и две смотровые комнаты. Одна смотровая комната предусмотрена для приема женщин в физиологическое акушерское отделение, другая - обсервационное.

Врач (или акушерка) оценивает общее состояние поступающей, знакомится с «Обменной картой», выясняет, переносила ли женщина инфекционные, воспалительные заболевания до и во время беременности, обращая особое внимание на заболевания, перенесенные непосредственно перед поступлением в родильный дом, устанавливает наличие хронических воспалительных заболеваний, длительность безводного периода.

В результате сбора анамнеза, осмотра, знакомства с документами в комнате-фильтре женщин разделяют на два потока: с нормальным течением беременности, которых направляют в физиологическое акушерское отделение, и представляющих «эпидемиологическую опасность» для окружающих, которых направляют в обсервационное акушерское отделение.

Кроме того, в обсервационное отделение направляются женщины при отсутствии «Обменной карты родильного дома», а также родильницы в раннем послеродовом периоде в случае родов вне лечебного учреждения.

В смотровых физиологического и обсервационного отделений проводят объективное обследование женщины, ее санитарную обработку, выдают комплект стерильного белья, берут на анализы кровь и мочу. Из смотровой в сопровождении среднего медицинского персонала женщина переходит (при наличии показаний перевозится на каталке) в родовой блок или отделение патологии беременных.

Средний и младший медицинский персонал акушерского отделения находится в непосредственном подчинении старшей акушерки. Старшая акушерка отделения находится в подчинении заведующего отделением и главной акушерки. Должностные обязанности старшей акушерки во многом схожи с обязанностями старшей медицинской сестры стационара больницы.

Непосредственным помощником врача акушера-гинеколога акушерского отделения является акушерка, в обязанности которой входит:

Подготовка женщин к предстоящему осмотру врачом;

Оказание помощи врачу при проведении лечебно -диагностических и оперативных манипуляций;

Оказание медицинской помощи при родах и проведение первичной обработки новорожденных;

Контроль соблюдения санитарно-гигиенического режима в отделении;

Контроль работы младшего медицинского персонала;

Умение проводить простейшие лабораторные исследования (мочи на белок, групповой принадлежности крови, гемоглобина и скорости оседания эритроцитов);

Проведение некоторых акушерских вмешательств при ситуациях, угрожающих жизни роженицы или родильницы (выделение последа наружными приемами, ручное обследование послеродовой матки, отделение и выделение последа, осмотр шейки матки при кровотечении);

Зашивание разрывов промежности I и II степени.

Центральное подразделение родильного дома - родовой блок, который включает предродовые палаты, родовые палаты, палату интенсивной терапии, детскую комнату, малую и большую операционные, санитарные помещения. В предродовой палате женщина проводит весь первый период родов. Дежурная акушерка или врач постоянно наблюдают за состоянием роженицы. В конце первого периода родов женщина переводится в родовую палату (родильный зал).

При наличии двух родильных залов прием родов в них осуществляется поочередно. Каждый родильный зал работает в течение 1-2 сут, затем в нем проводят генеральную уборку. При наличии одного родильного зала прием родов осуществляют поочередно на различных рахмановских кроватях. Два раза в неделю проводится генеральная уборка родильного зала. Нормально протекающие роды принимает акушерка.

После рождения ребенка акушерка показывает его матери, обращая внимание на пол и наличие врожденных аномалий развития (если таковые имеются). Далее ребенка переносят в детскую комнату. Родильница должна находиться в родовой палате под наблюдением не менее 2 ч.

Акушерка после мытья рук под проточной водой и их обработки проводит вторичную обработку пуповины, первичную обработку кожных покровов, взвешивание ребенка, измерение длины тела, окружностей груди и головы. К рукам ребенка привязываются браслетки, а после пеленания поверх одеяла - медальон. На них указываются: фамилия, имя, отчество, номер истории родов матери, пол ребенка, массу, рост, час и дату его рождения. После окончания обработки новорожденного акушерка (врач) заполняет необходимые графы в «Истории родов» (ф. 096/у) и «Истории развития новорожденного» (ф. 097/у).

При нормальном течении послеродового периода спустя 2 ч после родов женщина переводится на каталке вместе с ребенком в послеродовую палату, которая находится в составе физиологического акушерского отделения.

При заполнении палат послеродового отделения необходимо соблюдать строгую цикличность - одну палату разрешается заполнять в течение не более трех суток. При появлении у рожениц или новорожденных первых признаков заболеваний их переводят в обсервационное акушерское отделение или в другое специализированное учреждение.

В обсервационное акушерское отделение помещают: больных женщин, имеющих здорового ребенка; здоровых женщин, имеющих больного ребенка; больных женщин, имеющих больного ребенка.

Палаты для беременных и родильниц в обсервационном отделении должны быть по возможности профилированы. Недопустимо размещение беременных и родильниц в одной палате.

В палатах новорожденных обсервационного отделения находятся дети: рожденные в этом отделении, родившиеся вне родильного дома, переведенные из физиологического отделения, родившиеся с тяжелыми врожденными аномалиями, с проявлениями внутриутробной инфекции, с массой тела менее 1000 г. Для больных детей в обсервационном отделении выделяется изолятор на 1-3 койки. При наличии показаний дети могут быть переведены в отделение новорожденных детской больницы.

В течение первых суток после рождения каждый ребенок находится под интенсивным наблюдением медперсонала. Врачи-педиатры проводят ежедневный осмотр детей. Если в родильном доме работает один педиатр, то во время его отсутствия осмотр детей осуществляет дежурный акушер-гинеколог. В необходимых случаях, требующих экстренного вмешательства, акушер-гинеколог вызывает педиатра. По окончании осмотра новорожденных педиатр (акушер-гинеколог) сообщает матерям о состоянии детей и проводит с ними санитарно-просветительную работу.

В современном родильном доме не менее 70% коек физиологического акушерского отделения должно быть выделено для совместного пребывания матери и ребенка. Такое совместное пребывание значительно снижает частоту заболеваний родильниц в послеродовом периоде и частоту заболеваний новорожденных детей. Основная особенность таких родильных домов или акушерских отделений -

активное участие матери в уходе за новорожденным ребенком. Совместное пребывание матери и ребенка ограничивает контакт новорожденного с медицинским персоналом, снижает возможность инфицирования ребенка. При таком режиме обеспечивается раннее прикладывание новорожденного к груди, происходит активное обучение матери навыкам практического ухода за новорожденным.

При совместном пребывании матери и ребенка их размещают в боксах или полубоксах (на 1-2 кровати).

Противопоказания к совместному пребыванию матери и ребенка со стороны родильницы: тяжелые гестозы беременных, экстрагени-тальные заболевания в стадии декомпенсации, повышенная температура, разрыв или разрезы промежности II степени. Со стороны новорожденного: недоношенность, недозрелость, длительно перенесенная внутриутробная гипоксия плода, внутриутробная гипотрофия II- III степени, родовая травма, асфиксия при рождении, аномалии развития, гемолитическая болезнь.

Совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме требует строжайшего соблюдения противоэпидемического режима.

С целью снижения перинатальной смертности, организации постоянного наблюдения за состоянием жизненно важных функций новорожденных, своевременного проведения корригирующих и диагностических мероприятий в родовспомогательных учреждениях создаются специальные палаты реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Создание таких палат в родильных домах мощностью 80 и более коек для новорожденных является обязательным. При меньшей мощности роддома организуются посты интенсивной терапии.

Основные критерии для выписки женщины из родильного дома: удовлетворительное общее состояние, нормальные температура, частота пульса, артериальное давление, состояние грудных желез, инволюция матки, нормальные результаты лабораторных исследований.

При обострении экстрагенитальных заболеваний родильницы могут быть переведены в соответствующий стационар, а при возникновении осложнений послеродового периода - в обсервационное отделение.

При неосложненном течении послеродового периода у родильницы и раннего неонатального периода у новорожденного, при отпавшей пуповине и хорошем состоянии пупочной ранки, положительной

динамике массы тела мать с ребенком могут быть выписаны на 5-6-е сутки после родов.

Выписка осуществляется через специальные выписные комнаты, которые должны быть раздельные для родильниц из физиологического и обсервационного отделений. Выписные комнаты должны иметь 2 двери: из послеродового отделения и из помещения для посетителей. Нельзя использовать для выписки родильниц приемные помещения.

Перед выпиской педиатр еще в палате проводит беседу с родильницами об уходе и вскармливании ребенка в домашних условиях. Медицинская сестра (в палате) должна дополнительно обработать и перепеленать ребенка. В выписной комнате медицинская сестра отделения новорожденных пеленает ребенка в принесенное домашнее белье, обучает мать пеленанию, обращает ее внимание на запись фамилии, имени и отчества на браслетках и медальоне, состояние кожных покровов и слизистых оболочек ребенка, еще раз рассказывает об особенностях ухода в домашних условиях.

В «Истории развития новорожденного» медицинская сестра отмечает время его выписки из родильного дома и состояние кожных покровов, слизистых оболочек, знакомит мать с записью, которая удостоверяется подписями медицинской сестры и матери. Медицинская сестра выдает матери «Медицинское свидетельство о рождении» (ф. 103/у-98) и «Обменную карту родильного дома, родильного отделения больницы» (ф. 113/у).

В день выписки ребенка старшая сестра отделения новорожденных сообщает по телефону в детскую поликлинику по месту проживания основные сведения о выписанном ребенке.

Отделения патологии беременности организуются в крупных родильных домах с мощностью 100 коек и более. В отделение патологии беременности госпитализируют женщин с экстрагенитальными заболеваниями, осложнениями беременности (гестозы, угроза прерывания и т.д.), с неправильным положением плода, с отягощенным акушерским анамнезом. В отделении работают акушеры-гинекологи, терапевты родильного дома, акушерки и другой медицинский персонал.

Планировка отделения патологии беременности должна предусматривать полную изоляцию его от других отделений, возможность транспортировки беременных в физиологическое и обсервационное акушерские отделения (минуя другие отделения), а также выход для

беременных из отделения на улицу. В структуре отделения необходимо предусмотреть: кабинет функциональной диагностики с современным оборудованием (в основном кардиологическим), смотровую, малую операционную, кабинет физиопсихопрофилактической подготовки к родам, крытые веранды или залы для прогулок беременных.

Из отделения патологии беременности женщин могут перевести в связи с улучшением состояния под наблюдение женской консультации, а также для родоразрешения в физиологическое или обсервационное акушерские отделения. Перевод женщин в одно из этих отделений осуществляется обязательно через приемно-смотровой блок, где им проводят полную санитарную обработку.

Гинекологические отделения родильных домов бывают трех профилей:

1)для госпитализации больных, нуждающихся в оперативном лечении;

2)для больных, нуждающихся в консервативном лечении;

3)для прерывания беременности (абортное).

В структуру отделения должны входить: свой приемный блок, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные, физиотерапевтический кабинет, комната для выписки, палата интенсивной терапии. Кроме того, для диагностики и лечения гинекологических больных используют другие лечебно-диагностические подразделения родильного дома.

В целом работа гинекологического отделения, как и обязанности среднего медицинского персонала, во многом схожи с деятельностью обычного отделения многопрофильной больницы.

В последние годы отделения искусственного прерывания беременности стараются выводить из акушерских стационаров, организуя их в структуре гинекологических отделений многопрофильных больниц или на базе дневных стационаров.

Начиная с 2005 г., в целях управления качеством медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов, а также улучшения финансирования женских консультаций и родильных домов, введены «Родовые сертификаты», порядок заполнения которых определен соответствующим приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Последние годы в целях повышения эффективности и качества медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родиль-

ницам и новорожденным детям в Российской Федерации создаются перинатальные центры.

Основные задачи перинатальных центров:

Оказание консультативно-диагностической, лечебной и реабилитационной помощи преимущественно наиболее тяжелому контингенту беременных женщин, рожениц, родильниц, новорожденных детей;

Осуществление профилактики отдаленных последствий перинатальной патологии у детей (ретинопатии недоношенных, тугоухости с детства, детского церебрального паралича и др.);

Обеспечение системы реабилитационных мероприятий и восстановительной терапии, медико-психологической и социально-правовой помощи женщинам и детям раннего возраста;

Осуществление статистического мониторинга и анализа материнской, перинатальной, младенческой смертности;

Организация информационного обеспечения населения и специалистов по вопросам перинатальной помощи, охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства.

Основные задачи среднего медицинского персонала перинатальных центров во многом схожи с задачами средних медицинских работников женских консультаций, родильных домов, отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных детских больничных учреждений.

Примерная организационная структура перинатального центра представлена на рис. 10.4.

10.5. СТАТИСТИКА БОЛЬНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Основные формы первичной учетной медицинской документации больничных учреждений:

Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, ф. 007/у-02;

Статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому, ф. 066/у-02.

Основные показатели медицинской деятельности стационара:

Показатель обеспеченности населения больничными койками;

Показатель частоты (уровня) госпитализации;

Рис. 10.4. Примерная организационная структура перинатального центра

Показатель среднего числа дней занятости койки в году (функция больничной койки);

Показатель средней длительности пребывания больного на койке;

Показатель больничной летальности.

Показатель обеспеченности населения больничными койками наиболее общий при оценке удовлетворенности населения стационарной помощью.

В результате внедрения новых стационарзамещающих технологий [дневные стационары на базе амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ), дневные стационары на базе больничных учреждений, стационары на дому], этот показатель за период 1995-2008 гг. снизился с 118,2 до 92,4 на 10 тыс. населения.

Показатель частоты (уровня) госпитализации используется для анализа удовлетворенности населения в госпитализации и расчета нормативов потребности в стационарной помощи.

Значение этого показателя в 2008 г. в Российской Федерации составило 22,4%. С учетом приоритета развития амбулаторно-поликлинической помощи, а также внедрения новых стационарза-мещающих технологий, уровень госпитализации населения в перспективе должен снижаться.

Показатель среднего числа дней занятости койки в году (функция больничной койки) характеризует эффективность использования финансовых, материально-технических, кадровых и других ресурсов больничных учреждений.

Показатель средней длительности пребывания больного на койке -

это отношение числа койко-дней, проведенных больными в стационаре, к числу пролеченных больных.

Показатель больничной летальности позволяет комплексно оценить уровень и качество организации лечебно-диагностической помощи в стационаре, использование современных медицинских технологий.

* Показатель рассчитывается по отдельным нозологическим формам и возрастно-половым группам больных.

За период 2004-2008 гг. значение этого показателя имеет некоторую тенденцию к снижению: с 1,40 до 1,32% соответственно.

В анализе деятельности родильного дома, перинатального центра особое значение имеют статистические показатели, характеризующие качественную сторону деятельности акушерско-гинекологической службы:

Показатели частоты оперативных пособий при родах;

Показатели частоты осложнений в родах;

Показатели частоты осложнений в послеродовом периоде;

Показатель частоты применения обезболивания при родах. Показатели частоты оперативных пособий при родах (наложение

щипцов, вакуум-экстракция, кесарево сечение, ручное отделение последа и другие). За последние 10 лет в родовспомогательных учреждениях Российской Федерации отмечается рост в 2 раза применения кесарева сечения в родах, уменьшение частоты наложения акушерских щипцов в 2 раза (рис. 10.5).

* Показатель рассчитывается по отдельным видам оперативных пособий при родах.

Рис. 10.5. Оперативные вмешательства в родовспомогательных учреждениях Российской Федерации (1998-2008)

Показатель частоты осложнений в родах (разрывы промежности) и показатель частоты осложнений в послеродовом периоде (сепсис).

Эти показатели в Российской Федерации в 2008 г. составили соответственно 0,17 и 0,58 на 1000 родов.

** Показатель рассчитывается по отдельным видам осложнений.

Важная характеристика для оценки применения современных медицинских технологий ведения родов - показатель частоты применения обезболивания при родах. Этот показатель в родильных домах Великого Новгорода в 2008 г. составил 800 на 1000 родов, что свидетельствует о возможности расширения анестезиологических пособий при ведении родов.

Умение правильно заполнять формы первичной учетной медицинской документации и на их основе собирать данные, рассчитывать и анализировать статистические показатели имеет первостепенное значение в практической деятельности главной медицинской сестры (акушерки), заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, медицинского статистика и других медицинских работников.

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные задачи городской больницы для взрослых.

2.Перечислите функциональные обязанности главной медицинской сестры городской больницы для взрослых.

3.Каковы основные задачи приемного отделения городской больницы для взрослых?

4.Раскройте функциональные обязанности старшей медицинской сестры приемного отделения городской больницы для взрослых.

5.Каковы обязанности медицинской сестры приемного отделения городской больницы для взрослых?

6.Перечислите основные обязанности старшей медицинской сестры отделения городской больницы для взрослых.

7.Раскройте функциональные обязанности палатной медицинской сестры городской больницы для взрослых.

8.Перечислите основные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больным городской больницы для взрослых.

9.Что такое лечебно-охранительный режим и каковы его основные элементы?

10.Перечислите основные задачи детской городской больницы.

11.Раскройте особенности работы приемного отделения детской городской больницы.

12.Перечислите задачи и раскройте особенности работы отделений для новорожденных и недоношенных детской городской больницы.

13.Перечислите основные задачи родильного дома.

14.Каковы обязанности главной медицинской сестры родильного дома?

15.Как организована работа приемного отделения родильного дома?

16.Перечислите основные обязанности старшей акушерки акушерского отделения родильного дома.

17.Раскройте функциональные обязанности акушерки акушерского отделения родильного дома.

18.Как организована работа родового блока родильного дома?

19.Как организована работа физиологического послеродового отделения родильного дома?

20.Как организована работа обсервационного отделения родильного дома?

21.Как осуществляется уход за новорожденными в родильном доме?

22.Раскройте порядок работы отделения патологии беременности родильного дома.

23.Как работает гинекологическое отделение родильного дома?

24.Перечислите основные задачи перинатального центра.

25.Какова организационная структура перинатального центра?

Работа на посту требует от меня четкого и грамотного выполнения всего перечня функциональных обязанностей представленных ниже, при этом строго руководствуясь в работе принципами медицинской деонтологии и этики

  1. осуществлять надлежащий уход и наблюдение за больными;
  2. точно выполнять все врачебные назначения с точной отметкой в журнале;
  3. руководить работой младшего медицинского персонала;
  4. обеспечивать соблюдение в отделении надлежащего порядка, чистоты и выполнение пациентами установленного для них режима;
  5. во время дежурства постоянно находиться среди пациентов, заходя в кабинет лишь за лекарствами, для записи, заполнения дневника наблюдения за пациентами;
  6. сопровождать во время обхода врачей, заведующего отделением и дежурного врача посетившего отделение, докладывать о состоянии больных, заносить в журнал все замечания и распоряжения;
  7. в отсутствии процедурной сестры выполнять все назначения (постановка всех видов инъекций и внутривенную инфузионную терапию);
  8. осуществлять прием вновь поступивших пациентов, знакомить их с правилами внутреннего распорядка;
  9. при приеме пациента, поступившего в отделение, особенно возбужденного, обращать внимание на телесные повреждения, кровоподтеки, вывихи и так далее. Знакомиться с психическим и физическим состоянием, обращать внимание на болезненные признаки. У пациента не должно быть предметов, которыми он может нанести повреждение себе и окружающим. Проверять качество предшествующей санитарной обработки больных в приемном покое;
  10. регулярно не реже 1 раза в 7 дней, осматривать больных на наличие педикулеза. Проводится раз в неделю баня и смена постельного, нательного белья.
  11. осматривать зев пациента и с профилактической целью брать мазки на BL из зева и носа;
  12. работая дневной палатной медицинской сестрой отмечать все особенности состояния, поведения пациентов, состояния агрессии к другим пациентам и персоналу, их необычные высказывания, изменение или ухудшение состояния — в журнале наблюдений и докладывать лечащему врачу;
  13. в случае отсутствия лечащего врача и заведующего отделением, ставить в известность дежурного врача;
  14. медсестра следит, чтобы все пациенты были опрятны, умыты, вовремя побриты, а при выходе на прогулку – одеты по погоде;
  15. в отделении должен соблюдаться график кварцевания палат и закрепленных за постом помещений, купания пациентов;
  16. сестра следит, чтобы пациенты ложились только на свои кровати, чтобы нательное и постельное белье было чистым;
  17. особое внимание уделяется ослабленным пациентам, тяжелым по психическому и соматическому состояниям. При этом объясняя младшему персоналу особенности индивидуального подхода к таким пациентам, обращая внимание на их состояние, поведение, особенности тщательного ухода за ними;
  18. руководить работой младшего персонала смены, следить за исполнением соответствующих инструкций, исправляя по ходу работы соответствующие нарушения;
  19. обо всех нарушениях сообщать заведующей отделением и старшей сестре;
  20. все замечания, указания младшему персоналу должны делаться в отсутствие пациентов;
  21. дежурная палатная медсестра обязана знать всех пациентов поименно, особенности состояния и поведения, режим;
  22. содействовать вовлечению пациентов в трудовые процессы;
  23. следить, чтобы во время дежурства в отделении находился только персонал, занятый на смене;
  24. два раза в день измерять температуру тела пациентам, находящимся на контроле – АД, ЧДД, PS;
  25. отправлять на прогулку только тех больных, относительно которых есть соответствующее распоряжение врача;
  26. выдавать и обеспечивать прием лекарств, для чего своевременно подавать старшей медсестре список требуемых на пост лекарственных препаратов;
  27. передавать сведения о наличии пациентов в приемное отделение (сводка за сутки);
  28. наблюдать, чтобы все комнаты, непредназначенные для постоянного использования, были закрыты на ключ и открывались только во время использования;
  29. тщательно следить за пациентами во время и после свиданий, чтобы не попали в отделение предметы, неразрешенные к передаче;
  30. правильно осуществлять забор всех анализов и контролировать их доставку в лабораторию;
  31. знать и выполнять правила техники безопасности;
  32. к пациентам, нарушающим режим, относиться строго, не давать поблажек. Сохранять режим и статус отделения.
  33. дежурный персонал, находящийся на смене, не должен отвлекаться, обсуждать пациентов, говорить между собой о лечении, о своих личных делах — пациенты улавливают все;
  34. осуществлять индивидуальный уход за тяжелыми пациентами – обрабатывать полость рта, глаза, вести контроль за диурезом, кормлением, стулом, температурой, АД, гигиеной пациента.

Все функциональные обязанности палатной медсестры входят в объем моей работы и я стараюсь выполнять их добросовестно, четко и быстро.