Социальные изменения и развитие общества. Многовариантность общественного развития

Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Основные пути общественного развития

Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер


Какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

Революция

Коренное качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества, познания. Носит скачкообразный характер перехода к новому качественному состоянию

В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация»


Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях



Общественное развитие связано с процессом модернизации


кратковременные

Февральская революция 1917 года в России

долговременные

Неолитическая революция – свыше трех тысяч лет, промышленная революция – 18 – 19 века


Модернизация - процесс перехода от традиционного аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Также это процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» формами


прогрессивные

регрессивные (реакционные)


Общество находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Реформы связаны с эволюционными изменениями общества. Социальная революция отличается от них тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Сегодня она не провозглашается обязательной закономерностью решения назревших исторических задач, поскольку революция не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. В современных условиях существует практика перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе . Модернизация - усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизация - это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития. Классические теории модернизации описывают «первичную» модернизацию, исторически совпадавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная» или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно-европейской либеральной модели. Парадигма «модернизации» основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются:

а) развитой или «современной» может считаться только страна со значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием при высоком валовом внутреннем продукте и с широким использованием неорганических (неживых) источников энергии, верой общества в силу рационального научного знания как основы прогресса, изобилием промышленных и пищепродуктов, потребительских товаров; высоким уровнем и качеством жизни; развитыми управленческими и политическими структурами; развитой профессионально-отраслевой структурой высокомобильного населения, занятого преимущественно в промышленности, науке и сфере обслуживания; большим удельным весом «среднего класса» в системе социальной стратификации и т.д.;

б) те общества или страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к «традиционным», либо к «переходным»;

в) образцом развитости, «модернизированности» являются западные страны, поэтому сама теория «модернизации» нередко именуется и теорией «вестернизации»;

Типология обществ – классификация обществ по их ведущему признаку. Например, по наличию письменности – дописьменные и письменные, по уровню социальной дифференциации – простые и сложные, по формационному признаку – первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, по уровню развития – развитые, развивающиеся, отсталые, по технико-технологическому фактору – традиционное, индустриальное и постиндустриальное

Вопросы сравнения

Традиционное аграрное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное информационное общество

Взаимодействие с природой

Приспособление и подчинение общества природным условиям.

Использование природных богатств, нарушение экологического баланса, «победа» над природой.

Замена природных материалов искусственными, решение экологических проблем, стремление к коэволюции

Воздействие на природу

Локальное, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

Основа экономики.

Натуральное сельское хозяйство.

Промышленность, крупное машинное производство.

Преобладание сферы услуг, информационные технологии.

Черты производства

Ручной труд

Широкое применение механизмов и технологий

Автоматизация производства, компьютеризация общества

Основной продукт

Промышленные изделия

Характер труда

Индивидуальный

Преимущественно стандартная деятельность

Резкое повышение творческого начала в труде

Занятость населения

Сельское хозяйство – около 75%

Сельское хозяйство – около 10%, промышленность – около 85%

Сельское хозяйство до 3%, промышленность – около 35%, услуги – около 66%

Главная ценность.

Сила, земля, власть.

Знания, личные таланты, информация.

Основа экспорта

Продукты производства

Взаимодействие со странами

Несущественное

Тесная взаимосвязь

Открытость общества

Властные отношения.

Народ лишен власти. Власть у государства, армии, церкви.

Народ имеет доступ к власти через демократические институты. Власть у корпораций, бизнесменов.

Широкое развитие демократии, усиление роли «профессиональных политиков» из-за роста аполитичности.

Социальная структура.

Большинство населения – сельское. Жесткая сословная иерархия.

Рост городского населения, увеличение средних слоев и социальной мобильности.

Преобладание городского населения, стирание классовых различий, большинство общества – средние слои.

Социальные нормы.

Коллективизм, общинные принципы, нарушение прав личности.

Индивидуализм, защита прав личности через господство права и закона.

Осознанное добровольное ограничение индивидуализма; в системе права защита интересов личности приоритетна.

Духовная сфера

Господство религии, образование доступно лишь избранным, изменения происходят медленно.

Ограничение роли религии, появление атеизма. Массовая грамотность и образование. Развитие науки и техники.

Огромная роль науки и технического прогресса. Образование разноуровневое, непрерывное. Глобализация культурных процессов.

Данная типология была разработана в традициях цивилизационного подхода к обществу и ставит во главу угла критерий модернизации. При этом общество первобытных охотников и собирателей рассматривается как предцивилизационный этап развития человечества, экономике которого свойственны присваивающий, а не производящий характер, господство общиной собственности и влияние родо-племенных связей.

Самостоятельная работа

Задание 1. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества 1) индустриального 2) традиционного 3) массового 4) постиндустриального.

Задание 2. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ? А) В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость. Б) Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Задание 3. Какая из приведенных ситуаций отображает этические ценности, характерные для традиционного общества? 1) Предприниматель действует инициативно, открывая фабрику в густонаселенной сельской местности. 2) В обращении к прихожанам священник провозгласил успешность в коммерческих делах проявлением божьего расположения к человеку. 3) Крестьянин трудится вместе с семьей на своем наделе земли для того чтобы обеспечить себя продуктами, практически ничего не вынося на рынок. 4) На предприятии созданы творческие группы, занимающиеся разработкой нового продукта, как правило, они задерживаются и после рабочего дня, работают сверхурочно.

Задание 4. Широкое использование внеэкономического принуждения к труду является характерной чертой общества 1) индустриального 2) традиционного 3) гражданского 4) постиндустриального

Задание 5 . Арабский историк писал о нашествии монголов: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества...» И в самом деле, вторгаясь в богатые, цветущие страны, монгольские всадники вытаптывали возделанные поля, разрушали и сжигали селения и города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей - прежде всего ремесленников, женщин и детей - превращали в рабов. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером? 1) стагнация 2) эволюция 3) модернизация 4) деградация

Задание 6. Переход к индустриальному обществу связан с 1) осознанием необходимости бережно относится к природным ресурсам 2) высоким уровнем развития науки и техники, способствующим осуществлению промышленного переворота 3) созданием единого информационного пространства 4) компьютеризацией производства

Задание 7. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) интенсивное развитие инфраструктуры 2) компьютеризация промышленности 3) преобладание патриархального типа семьи 4) светский характер культуры

Задание 8. Революция как форма социальных изменений 1) всегда связана с изменением территориально-государственного устройства 2) направлена на преобразование некоторых сторон жизни общества 3) как правило, осуществляется по инициативе власти 4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.

Задание 9. Верны ли следующие суждения о путях развития общества? А) Постепенные частичные изменения в обществе, в результате которых система приобретает новые качественные или количественные свойства, элементы, свидетельствует об эволюционном пути развития общества. Б) Эволюционные изменения могут носить как сознательный, так и стихийный характер, а революции организуются сознательно. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Задание 10. Какая из ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе? 1) Жители поселка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров 2) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня 3) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику. 4) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела

Задание 11. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу? 1) информатизация общественной жизни 2) высокий авторитет научного знания 3) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом 4) замедленный темп общественного развития

Задание 12. В обществе Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, выдвигается на первый план сфера услуг, возрастает удельный вес «среднего класса» в составе населения. К какому типу относится общество Z? 1) индустриальному 2) постиндустриальному 3) традиционному 4) аграрному

Задание 13. В ходе дискуссии один из участников сделал вывод о некомпетентности оппонента, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных характеристик вызвала критику? 1) сословная структура общества 2) рост количества крупных промышленных центров 3) преобладание семей нуклеарного типа 4) высокий уровень социальной мобильности.

Задание 14. П.Я Чаадаев писал: «Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами - Запад и Восток, обладает еще третьей стороной». Бремя такого доказательства взяли на себя 1) западники 2) славянофилы 3) натурфилософы 4) идеалисты

Задание 15. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют постиндустриальное общество. Найдите два термина выпадающие из общего ряда 1) наука 2) промышленная революция 3) информация 4) глобализация 5) традиционализм 6) Интернет

Задание 16. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют индустриальное общество. Найдите эти два термина 1) массовая культура 2) переход от ручного труда к машинному 3) цеховая организация промышленного производства 4) частная собственность 5) касты 6) классы 7) экологический кризис 8) права и свободы человека

Задание 17. Классическим примером традиционной цивилизации является древнеиндийское общество. Найдите характеристики данного типа цивилизации 1) большую роль в жизни людей играет община, в собственности которой находится земля и ирригационные сооружения 2) высокий уровень социальной мобильности 3) кастовая стратификационная система 4) высокий уровень развития промышленного производства 5) господство религиозного мировоззрения 6) развитой институт прав и свобод человека

Задание 18. Установите соответствие между путями развития общества и их примерами

ПРИМЕРЫ ПУТИ РАЗВИТИ ОБЩЕСТВА

    отмена крепостного права в 1861 году

    события октября 1917 года в России А) революционный

    период перестройки

    реформы П.А.Столыпина Б) эволюционный

    период индустриализации

    якобинская диктатура во Франции

Задание 19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски.

«Первый тип цивилизаций - _____ (А) общества. Он представлен многими государствами Африки и Азии. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на ____ Б) к природе, а не её целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на _____ В). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ____ Г), а также обычаи и традиции. Большую роль в жизни людей играла _____ Д), в собственности которой находилась земля, ирригационные сооружения. Экономика таких обществ носит ____ Е) характер».

Список слов: 1) постиндустриальные 2) община 3) традиционные 4) религия 5) приспособление 6) индустриальные 7) интенсивный 8) самосозерцание 9) экстенсивный

Задание 20. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски.

«По мнению А. Тоффлера, 300 лет назад в Западной Европе произошла ____А). На смену аграрному (традиционному) обществу пришло ____Б). Человечество по-новому начинает воспринимать _____ В) – как поток, который нельзя остановить. В то же время его можно потерять, потратить зря. У человечества появляется ___ Г), но одновременно возникает проблема риска, ответственности. Важным процессом является ___Д) – рост городов, связи личного типа преобразуются в разнообразные связи с разнообразными социальными группами. Зарождается представление о ____ Е). В экономической сфере господствует ____ Ж)». Список понятий : 1) индустриальный 2) частная собственность 3) промышленная революция 4) аграрная революция 5) урбанизация 6) время 7) право выбора 8) индустриализация 9) права человека 10) государственная собственность.

Задание 21. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски. 1) направленность 2) социальные изменения 3) процесс 4) потребности 5) эволюция 6) информация 7) общественный прогресс 8) социальная революция 9) благосостояние

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы _____ А): эволюция и революция. Учёные называют _____ Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе _____ В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о _______ Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею ____ Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального _____ Е) и духовного развития».

Задание 21. Назовите три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

Задание 22. «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем непохожа на ту, которую они хотели сделать» - писал Ф. Энгельс. Что он, по-вашему, имел в виду? «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)*

Задание 23. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера» . Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения.

Задание 24. «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли) «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас). Раскройте смысл высказываний.

Задание 25. Испанский социолог М. Кастелье вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый?

Задание 26. «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих». (С. Лем)*

Задание 27. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума.

В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.

За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно-политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.

Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал).

(Ю.А. Красин)

С1. Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

С3 Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

С4. Опираясь на обществоведческие знания, текст и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации. (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие – к негативным, иначе ответ не будет засчитан)

Лист ответов

1 – 2 2 – 1 3 – 3 4 – 2 5 – 4 6 – 2 7 – 3 8 – 4 9 – 3 10 – 1 11 – 4 12 -2

13 – 1 14 – 2 15 – 2,5 16 – 3,5 17 – 1,3,5 18 – 1Б 2А 3Б 4Б 5Б 6А 19 – А3 Б5 В8 Г4 Д2 Е9

20 – А3 Б1 В6 Г7 Д5 Е9 Ж2

25. Социолог подчеркивал усиление и значение человеческого фактора в производстве

Революции и реформы - первое, с чем нам предстоит познакомиться. Вперёд!

Реформы

Для начала стоит сказать, что многовариантность общественного развития - это все те пути, которыми развиваются разные социумы. Не секрет, что развитие общества не может быть линейным, из-за чего возникает достаточное количество различных групп, которые очень разнятся между собой. Характер может иметь две основные формы: реформы и революции. Давайте подробнее остановимся на первой.

Итак, что же собой представляет реформа? С латинского языка это слово переводится как «преобразовывать». Реформа - это метод общественных преобразований, который реализуется постепенно, через последовательное изменение отдельных элементов. Характерной чертой является то, что они не нарушают каких-то базисных норм. Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными. К сожалению, заранее предсказать это весьма трудно. Очевидно, что первый вид изменений приносит обществу благо сейчас или в будущем (к примеру, великие реформы Александра II), а второй - вред (к примеру, контрреформы Александра III). Стоит понимать, что прогрессивные реформы позволяют социуму сделать шаг вперёд в своем развитии, а регрессивные или реакционные возвращают социум на предыдущую ступень развития.

Направленность реформ

Есть три основных направления, в которых осуществляются реформы. Конечно, их можно выделить гораздо больше, но базисные - только эти три: политические, экономические и социальные. Первые направлены на некоторые преобразования в политической жизни общества (изменение законов, расширение прав, модернизация избирательной системы и т. д.). Вторые имеют целью преобразование экономического аспекта, то есть всего, что связано с управлением хозяйством (антимонопольный закон, акцизы, частный бизнес и т. д.). Социальные реформы направлены на само общество. Они позволяют улучшить или усложнить жизнь людей (изменение пенсионного возраста, социальная защита, предоставление рабочих мест и т. д.).

Реформы могут проводиться во всех сферах жизни общества, ибо нет того, что бы не поддавалось изменениям. Они могут иметь незначительные последствия, а могут тянуть за собой изменение общественного строя или смену власти: реформы Петра I, реформы 90-х годов прошлого столетия в России и т. д.

Революции

Многовариантность общественного развития - это не только реформы, но и революции. С латинского этого слово переводится как «переворот». Можно сказать, что революция - это процесс, противоположный реформам. Он предполагает качественное и количественное изменение многих или даже всех сфер жизни социума, которое достигается решительными действиями. Чаще всего это перевороты и бунты, которые несут за собой долговременные последствия. Революции могут быть долговременными и кратковременными. Первые могут длиться очень долго: например, неолитическая революция. Вторые длятся до года.

Инновации и модернизация

Многовариантность общественного развития невозможна без инноваций. В настоящее время такие понятия, как революция или реформа, вытесняются словом «инновация». Что это такое? Это небольшое одноразовое улучшение, которое максимально улучшает что-то до предела в созданных условиях. Также часто можно встретить такое понятие, как «модернизация». Социологи тесно связывают вопросы развития обществ с этим термином, потому что он означает переход от чего-то традиционного к более новому, развитому и совершенному. Существует две теории модернизации:

  • Первичная, которая основана на типе развития западного капитализма.
  • Вторичная, которая означает вытеснение самобытности и внедрение уникальности по западному типу. Иногда эту теорию называют теорией прямого заимствования, или вестернизацией.

Многовариантность общественного развития: типология обществ

Чаще всего социумы классифицируют по четырём базовым критериям: письменность, число уровней управления, уровень развития, формационные признаки. По первому критерию выделяют письменные и дописьменные типы общества. По второму (количество уровней управления, дифференциация общества) - простые (в которых нет разграничения между обычными людьми и властью, между богатыми и бедными) и сложные (многоступенчатая система управления, присутствует расслоение общества) социумы. По уровню развития любой из них может быть развитым, развивающимся или отсталым. Формационный признак классифицирует общества так:

  • Бесклассовый социум, который включает первобытные общины и коммунистическое общество.
  • которое включает рабовладельческие, феодальные и капиталистические социумы.

Формационный подход Маркса

Какой может быть многовариантность общественного развития? Что это такое - мы уже знаем, но ответить на вопрос о том, какой она может быть, возможно при помощи специальных подходов. Их существует несколько, но мы рассмотрим два - цивилизационный и формационный. Последний был разработан Карлом Марксом и

Ключевое понятие в их подходе - это общественно-экономическая формация. Если обобщить, то получается, что это то же самое, что и общество - социум, который находится на определенной ступени развития и рассматривается в единстве своих производственных и экономических сил, над коими обязательно должна быть надстройка. Она представляет собой некую идеологию или систему взглядов, присущую всему обществу, и играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, а также тесно переплетается с экономическими постулатами. Также должен присутствовать некий базис, который представляет собой определённый экономический строй, не зависящий от субъектов, которые вступают в экономические отношения.

В теории Маркса важное место занимают производительные силы - люди и средства производства, которые обладают необходимыми знаниями или навыками. Надстройка выбирается в зависимости от того, какой был выбран базис. Последний определяет основу формации и решает вопрос принадлежности общества к тому или иному типу.

Цивилизационный подход

Что такое многовариантность общественного развития? Это определение в цивилизационном подходе имеет ряд отличий от первого рассмотренного подхода:

  • Объект исследования - не тип экономической системы, а общество индивидов, которое развивается в зависимости от своих потребностей и интересов.
  • Человек рассматривается не только как производительный ресурс, но и как личность со своими нравственными, моральными и социальными принципами.
  • Разные сферы жизни общества равны между собой (политик, культура, право, экономика). Экономическое развитие не играет главенствующей роли.

Многовариантность общественного развития: типы обществ

Есть три основных типа обществ:

  1. Традиционное, в котором главный фактор производства - это земля. Само оно направлено на получение пищи и выполняется посредством ручного индивидуального труда. Сельское хозяйство в таком обществе занимает около 80 %. Человек живет 40-50 лет. Характерные черты: закрытые социальные системы, нет никакого контакта с другими странами, низкая социальная мобильность.
  2. Индустриальное, в котором на первое место выходит промышленность и накопление капитала. Общество становится контролируемым, налаживаются связи с другими государствами, провозглашается власть закона.
  3. Постиндустриальное, в котором ценность имеют знания и услуги. Резко возрастает уровень автоматизации труда, повышается длительность жизни (более 70 лет). Общество остается контролируемым, возникает политический плюрализм, развивается демократия.

Как мы видим, многовариантность общественного развития (типы обществ мы рассмотрели выше) имеет много различий. Не все страны на сегодняшний день перешли к постиндустриальному виду. Что могут сделать государства, оставшиеся на индустриальной ступени? Составить план. Многовариантность общественного развития позволит подобрать необходимую стратегию развития на ближайшие годы для того, чтобы перейти к постиндустриальному типу.

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 100.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.

1.1. Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства – это

  1. девальвация
  2. ревальвация
  3. деноминация
  4. дефляция

1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом теле – здоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса?

  1. корпоративные и моральные
  2. моральные и правовые
  3. правовые и корпоративные
  4. моральные и политические

1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного

  1. ограничение прав и свобод граждан
  2. отсутствие ответственности власти перед обществом
  3. применение репрессий к противникам режима
  4. контроль государства за всеми сферами общественной жизни

Ответ :

1.1 1.2 1.3
2 1 4

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 3 балла .

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности.

  1. Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва.
  2. Бухгалтер В. ушёл на пенсию.
  3. Майору присвоено звание подполковника.
  4. Продавец назначена директором магазина.
  5. Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический.
  6. Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей.

2.2. Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов?

  1. Государственная Дума
  2. Совет Федерации
  3. Председатель Правительства РФ
  4. Президент РФ
  5. Генеральный Прокурор РФ
  6. законодательные органы субъектов Российской Федерации
  7. органы местного самоуправления

2.3. К направлениям философии относятся

  1. идеализм
  2. кубизм
  3. позитивизм
  4. марксизм
  5. абстракционизм
  6. классицизм

2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае

  1. возражений одного из супругов против расторжения брака
  2. наличия у супругов общих несовершеннолетних детей
  3. признания одного из супругов недееспособным
  4. несовершеннолетия одного из супругов
  5. осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет

Ответ :

2.1 2.2 2.3 2.4
346 246 134 12

По 2 балла за полностью верный ответ , 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. Вексель, акция, облигация, чек.

Ответ : Ценные бумаги.

3.2. Обычай, традиция, табу, мораль.

Ответ : Виды социальных норм.

По 2 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 4 балла .

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ

Ответ : вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент – федеральный округ.

4.2. Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал

Ответ : факторы производства, лишний элемент – налоги.

По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование , 1 балл за указание лишнего ).

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 5

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Все мировые религии возникли в Древнем мире.

5.2. Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики.

5.3. Большинство государств мира являются унитарными.

5.4. «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над тёмной клеветою. –
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится.

(А.С. Пушкин)

В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль.

Ответ:

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
Нет Да Да Да Нет

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 6

Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.








Ответ :


1 балл за обобщающее понятие . По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 7

Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении».

Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого… И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом – для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.

7.1. Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права.

7.2. Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста.

7.3. Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия.

Ответ :

7.1. Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность.

По 1 баллу за каждое названное право . Всего 3 балла .

7.2. Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.»

3 балла за верно названную теорию . 3 балла за обоснование . Всего 6 баллов .

7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия).

Ответы могут быть даны в иных , близких по смыслу формулировках .

2 балла за каждое названное последствие . Всего 6 баллов .

Максимум за задание 15 баллов .

Задание 8

Решите задачу

15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию?

Ответ:

Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ.

1 балл за ответ на первый вопрос . 3 балла за приведённое обоснование .

2 балла за верное указание нормативно правового акта .

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 9

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем ______(А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является ______(Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и ______(В).

Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного ______(Г) общества, когда накопившиеся ______(Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит ______(Е). Она предполагает ______(Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного ______(З), определял их как локомотивы ______(И). В то же время многие подчёркивали их ______(К), разрушительное воздействие на общество.

Список терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К
2 11 5 9 1 6 8 10 18 14

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 10

Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.)

Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация.


Ответ :


По 1 баллу за каждый верный элемент .

Максимум за задание 9 баллов .

Задание 11

Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы.

Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул – дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись:

– А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь?

Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом…

Жеглов положил руку мне на плечо и сказал:

– У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности…

И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко:

– А почему же вам «языки» без надобности?

Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами:

– Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, – противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше.

– Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, – убеждённо сказал я.

Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима:

– На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают?

– Как что? – удивился я. – Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени.

– Вот именно, – согласился Жеглов. – А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств…

– А бандит без оружия, что ли? – упирался я.

– На встречу вполне может прийти без оружия.

– А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже – написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать!

Вопросы

11.1. Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»?

11.2. В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка?

11.3. Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ.

Элементы ответа Баллы
11.1. Должны быть названы: уголовно-процессуальное право, международное гуманитарное право По 2 балла за каждую верно указанную позицию.

Максимум 4 балла

11.2. Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип
11.3. Могут быть названы следующие положения.

· Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

· Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

· Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

По 3 балла за каждое верно приведённое положение.

Максимум 9 баллов

Максимум за задание 16 баллов

Задание 12

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

Высказывания Понятия
А ) Наполеон Бонапарт )

Н . Макиавелли )

Б ) Р . Даль )

У . Черчиль )

В ) Время – это ***. (Б . Франклин )

*** – хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф . Бэкон )

Г ) *** – это кража. (Ж . Прудон )

Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д . Локк )

Ответ

Высказывания Понятия
А ) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт )

Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н . Макиавелли )

армия
Б ) Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р . Даль )

**** – худшая форма правления, не считая всех остальных. (

В основе понятия прогресс - латинское слово progressus - «движение вперед ». В современном научном словаре общественный прогресс определяется как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Иногда за движением вперед следует откат - попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивный уровень. Такой процесс был названрегрессом . Регресс противоположен прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «стагнация » или «застой ».

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Если изменения в обществе происходят постепенно, то новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. А старое, предыдущее, является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетающее в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией . Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа . Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции .

Типы обществ

Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционного (доиндустриального) ,индустриального , постиндустриального (иногда именуемого технологическим или информационным) . В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития.

§ Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.



§ Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

§ Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960 - 1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков.

Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющихся отличием этой эпохи. И от того, насколько успешно удается людям найти ответы на эти вызовы, зависит порой дальнейшее выживание человечества.

§ Угрозы природе. К их числу относятся экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.

§ Угрозы здоровью людей. Это распространение наркотиков, СПИДа. В последние годы эти проблемы становятся для нашей страны одними из ведущих национальных угроз. Кроме опасности для физического здоровья, усиливается угроза здоровью духовному; стремительно падает уровень культуры, происходит коммерциализация, подмена высокого искусства дешевыми штампами и подделками.

§ Угрозы стабильному развитию общества. Ученый выделяет среди них различные социальные беды: голод, нищету, безграмотность, безработицу. Эти беды все более и более охватывают слаборазвитые страны, «мировой юг».

§ В числе важнейших угроз современности - войны и терроризм .

Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества касаются всех землян, невзирая на их государственную принадлежность. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека и всех обитающих на нашей планете существ.

§ Классификация глобальных проблем . Можно выделить экологические, социальные, политические и экономические проблемы, относящиеся к категории глобальных.

§ К экологическим относят такие проблемы, как «парниковый» эффект, «озоновые дыры», истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод мирового океана, истощение почв и многие другие.

§ Социальные проблемы - это огромное число неграмотных людей, сложная демографическая ситуация и морально-этические проблемы.

§ К политическим проблемам относятся в первую очередь вопросы международного терроризма, угрозы локальных войн, опасность глобальной войны.

§ Экономические проблемы - это истощение ресурсов и разделение мира на полюса экономического развития, проблемы обеспечения продовольствием и НТР.

Межнациональная рознь . В ряде регионов мира не до конца преодолены межэтнические противоречия; многие народы так и не смогли создать свои национальные государства, самоопределиться, и для них проблема этнической самоидентичности стоит весьма актуально.

Локальные конфликты . Они несут в себе в первую очередь все ужасы и бедствия войны.

Угроза ядерной войны . Существует серьезная опасность, что в ходе военных действий будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакций.

Продовольственная проблема - это неспособность развивающихся стран полностью обеспечить питанием свое население.

Полюса развития - это поляризация мира по принципу развитости экономики.

Истощение ресурсов . Раньше человек мог спокойно разрабатывать месторождения, заботясь лишь о том, чтобы это было ему экономически выгодно. Но современная ситуация показывает, что в скором времени полезные ископаемые попросту закончатся.

Духовные проблемы .

Угроза международного терроризма

Терроризм - насильственное воздействие на людей с целью запугать их и добиться реализации своих планов.

Террористические действия всегда носят публичный характер и производятся с целью воздействия на общество или на власть.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Жизнь каждого человека и общества в целом постоянно изменяется. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда же мы говорим о том, что произошло изменение? Тогда, когда для нас ясно, что одно состояние не равно другому и появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены все изменения?

В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации влияет множество факторов, порой рассогласованных между собой и разнонаправленных. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четкой стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений.

Часто нам встречается такое понятие, как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое - более конкретное (его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай другого)? Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложнение, усовершенствование и связано с проявлением общественного прогресса.

Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответы на эти вопросы нам следует искать прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, во внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов.

Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.

Внешние импульсы могут быть порождены, в частности, природной средой, космосом. Например, серьезной проблемой для современного общества стало изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное потепление». Ответом на этот «вызов» было принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала этот протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

Если изменения в обществе происходят постепенно, то новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. А старое, предыдущее, является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетающее в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии какого-то времени мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией . Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа . Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции . Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков и стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки». Впоследствии они пытаются загнать этого «джинна» обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, часто ставя в тупик своих творцов.

Вот почему в ходе социальной революции зачастую преобладают стихийные, хаотические начала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же результаты и последствия революционного взрыва так существенно отличаются от изначальных задач, что творцы революции не могут не признать своего поражения. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. В XX столетии Россия пережила две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917–1920 годах.

Как показывает история, многие революции сменялись реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, научных, культурных.

Значение революций по-разному оценивается мыслителями. Так, например, немецкий философ К. Маркс, основоположник научного коммунизма, считал революции «локомотивами истории». В то же время, многие подчеркивали деструктивное, разрушительное действие революций на общество. В частности, российский философ Н. А. Бердяев (1874–1948) писал о революции следующее: «Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо. Это - закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

Сравнивая между собой пути преобразования общества, известный современный российский историк П. В. Волобуев писал: «Эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

Типология обществ

Выделяя различные типы обществ, мыслители основываются, с одной стороны, на хронологическом принципе, отмечая изменения, происходящие с течением времени в организации общественной жизни. С другой стороны, группируются определенные признаки обществ, сосуществующих между собой в одно и то же время. Это позволяет создать своего рода горизонтальный срез цивилизаций. Так, говоря о традиционном обществе как основе становления современной цивилизации, нельзя не отметить сохранение многих его черт и признаков и в наши дни.

Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ : традиционного (доиндустриального), индустриального, постиндустриального (иногда именуемого технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития. С теорией К. Маркса этот подход роднит то, что в его основе лежит прежде всего различение технико-технологических особенностей.

Каковы характерные черты и признаки каждого из этих обществ? Обратимся к характеристике традиционного общества - основы формирования современного мира. Традиционным называют в первую очередь общество древнее и средневековое, хотя многие его черты сохраняются и в более поздние времена. К примеру, страны Востока, Азии, Африки сохраняют признаки традиционной цивилизации и в наши дни.

Итак, каковы же основные черты и признаки общества традиционного типа?

В самом понимании традиционного общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействий, форм общения, организации быта, образцов культуры. То есть в данном обществе старательно соблюдаются отношения, сложившиеся между людьми, приемы трудовой деятельности, семейные ценности, уклад жизни.

Человек в традиционном обществе связан сложной системой зависимости от общины, государства. Его поведение строго регламентируется нормами, принятыми в семье, сословии, обществе в целом.

Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

Основным элементом структуры традиционных обществ является земледельческая община: коллектив, распоряжающийся землей. Личность в таком коллективе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны, будет ограничивать человека, с другой - обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины, «лишение крова и воды». Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее - стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Чешский педагог Я. Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни: «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все - и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…»

Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний извне, со стороны других обществ и культур. Примером подобной «закрытости» может служить многовековое развитие Китая и Японии, для которых было характерно замкнутое, самодостаточное существование и любые контакты с чужеземцами были практически исключены властями. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для этих стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, средств общения будут вступать в период модернизации.

Безусловно, это обобщенная картина традиционного общества. Точнее, можно говорить о традиционном обществе как о некоем совокупном явлении, включающем черты развития разных народов на определенной стадии. Есть множество различных традиционных обществ (китайское, японское, индийское, западноевропейское, российское и др.), несущих на себе отпечаток своей культуры.

Мы прекрасно понимаем, что общество античной Греции и Старовавилонского царства существенно различаются по господствующим формам собственности, степени влияния общинных структур и государства. Если в Греции, Риме развивается частная собственность и начала гражданских прав и свобод, то в обществах восточного типа сильны традиции деспотического правления, подавления человека земледельческой общиной, коллективного характера труда. Тем не менее и то, и другое - различные варианты традиционного общества.

Длительное сохранение сельскохозяйственной общины, преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, крестьянства в составе населения, совместный труд и коллективное землепользование крестьян-общинников, самодержавная власть позволяют нам и российское общество на протяжении многих веков его развития характеризовать как традиционное. Переход к обществу нового типа - индустриальному - будет осуществляться достаточно поздно - только во второй половине XIX века.

Нельзя сказать, что традиционное общество - этап минувший, что все, связанное с традиционными структурами, нормами, сознанием, осталось в далеком прошлом. Более того, считая так, мы затрудняем для себя понимание многих проблем и явлений со временного нам мира. И в наши дни ряд обществ сохраняют черты традиционности, прежде всего в культуре, общественном сознании, политической системе, быту.

Переход от традиционного общества, лишенного динамизма, к обществу индустриального типа отражает такое понятие, как модернизация.

Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

В «Современном философском словаре», изданном в 1998 г. в Лондоне, содержится следующее определение индустриального общества:

Для индустриального общества характерна ориентация людей на постоянно возрастающие объемы производства, потребления, знания и т. д. Идеи роста и прогресса являются «ядром» индустриального мифа, или идеологии. Существенную роль в социальной организации индустриального общества играет понятие машины. Следствием реализации представлений о машине оказывается экстенсивное развитие производства, а также «механизация» общественных связей, отношений человека с природой… Границы развития индустриального общества выявляются по мере обнаружения пределов экстенсивно ориентированного производства.

Раньше других индустриальная революция охватила страны Западной Европы. Первой из стран, осуществивших ее, стала Великобритания. Уже к середине XIX века подавляющее большинство ее населения было занято в промышленности. Индустриальное общество характеризуют быстрые динамичные перемены, рост социальной мобильности, урбанизация - процесс роста и развития городов. Расширяются контакты и связи между странами и народами. Осуществляются эти связи посредством телеграфного сообщения и телефона. Меняется и структура общества: его основу составляют не сословия, а социальные группы, отличающиеся по их месту в хозяйственной системе, - классы . Наряду с изменениями в экономике и социальной сфере меняется и политическая система индустриального общества - развивается парламентаризм, многопартийность, расширяются права и свободы граждан. Многие исследователи полагают, что формирование гражданского общества, осознающего свои интересы и выступающего полноправным партнером государства, также связано с формированием индустриального общества. В определенной степени именно такое общество получило название капиталистического . Ранние этапы его развития были проанализированы в XIX веке английскими учеными Дж. Миллем, А. Смитом, немецким философом К. Марксом.

В то же время в эпоху индустриальной революции происходит усиление неравномерности в развитии различных регионов мира, что приводит к колониальным войнам, захватам, порабощению слабых стран сильными.

Российское общество достаточно поздно, только к 40-м годам XIX века вступает в период промышленной революции, а становление в России основ индустриального общества отмечается лишь к началу XX столетия. Многие ученые-историки полагают, что в начале XX века наша страна была аграрно-индустриальной. Завершить индустриализацию в дореволюционный период Россия не смогла. Хотя именно на это были направлены реформы, проводившиеся по инициативе С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

К завершению индустриализации, то есть к созданию мощной промышленности, которая вносила бы основной вклад в национальное богатство страны, власти вернулись уже в советский период истории.

Нам известно понятие «сталинская индустриализация», которая пришлась на 1930 - 1940-е годы. В кратчайшие сроки, форсированными темпами, используя прежде всего средства, полученные от ограбления деревни, массовой коллективизации крестьянских хозяйств, наша страна к концу 1930-х годов создала основы тяжелой и военной промышленности, машиностроения и перестала зависеть от поставок оборудования из-за рубежа. Но означало ли это завершение процесса индустриализации? Историки спорят. Часть исследователей считает, что даже в конце 1930-х годов основная доля национального богатства все равно формировалась в аграрном секторе, т. е. сельское хозяйство производило больше продукта, чем промышленность.

Поэтому специалисты полагают, что индустриализация в Советском Союзе завершилась только после Великой Отечественной войны, к середине - второй половине 1950-х годов. К этому времени промышленность заняла ведущие позиции в производстве валового внутреннего продукта. Также большая часть населения страны оказалась занятой в промышленном секторе.

Вторая половина XX века ознаменовалась бурным развитием фундаментальной науки, техники и технологий. Наука превращается в непосредственную мощную хозяйственную силу.

Бурные изменения, охватившие ряд сфер жизни современного общества, позволили говорить о вступлении мира в постиндустриальную эпоху . В 1960-е годы этот термин впервые предложил американский социолог Д. Белл. Он же сформулировал и основные признаки постиндустриального общества : создание обширной сферы экономики услуг, увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника инноваций, обеспечение технологического роста, создание нового поколения интеллектуальной техники. Вслед за Беллом теория постиндустриального общества была развита американскими учеными Дж. Гэл брейтом и О. Тоффлером.

Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960 - 1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков. Со вступлением мира в постиндустриальную, информационную эпоху происходит снижение занятости людей в промышленности, транспорте, индустриальных отраслях и наоборот, возрастает численность занятых в сфере услуг, в информационном секторе. Не случайно ряд ученых называют постиндустриальное общество информационным или технологическим.

Характеризуя современное общество, американский исследователь П. Дракер отмечает: «Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу».

Ученые, исследующие развитие культуры, духовной жизни, применительно к постиндустриальному миру вводят еще одно наименование - эпоха постмодернизма . (Под эпохой модернизма ученые понимают индустриальное общество. - Примеч. авт.) Если в понятии постиндустриальности главным образом подчеркиваются различия в сфере экономики, производства, способах коммуникации, то постмодернизм охватывает прежде всего сферу сознания, культуры, образцов поведения.

Новое восприятие мира, по мнению ученых, основывается на трех основных признаках.

Во-первых, на конце веры в возможности человеческого разума, скептическом взятии под сомнение всего, что европейская культура традиционно считает рациональным. Во-вторых, на крахе идеи единства и универсальности мира. Постмодернистское понимание мира строится на множественности, плюрализме, отсутствии общих моделей и канонов развития различных культур. В-третьих: эпоха постмодернизма иначе рассматривает личность, «индивид как ответственный за формирование мира уходит в отставку, он устарел, он признается связанным с предрассудками рационализма и отбрасывается». На первый план выходит сфера общения людей, коммуникации, коллективные соглашения.

В качестве основных признаков постмодернистского общества ученые называют усиливающийся плюрализм, многовариантность и многообразие форм общественного развития, изменения в системе ценностей, мотивов и стимулов людей.

Выбранный нами подход в обобщенном виде представляет основные вехи развития человечества, фокусируя внимание прежде всего на истории стран Западной Европы. Таким образом, он существенно сужает возможность изучения специфических черт, особенностей развития отдельных стран. Он обращает внимание прежде всего на универсальные процессы, и многое остается вне поля зрения ученых. Кроме того, волей-неволей мы принимаем как данность точку зрения, что есть страны, которые вырвались вперед, есть те, которые их успешно догоняют, и те, что безнадежно отстали, не успев вскочить в последний вагон несущейся вперед машины модернизации. Идеологи теории модернизации убеждены в том, что именно ценности и модели развития западного общества универсальны и являются для всех ориентиром развития и образцом для подражания.

Структура общества

Социальные институты:

  • организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни;
  • включают систему санкций - от правовых до морально-этических;
  • упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
  • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

  1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
  2. Общество – это не только люди, но и общественные отношения, возникающие между ними, между сферами (подсистемами) и их институтами. Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
  3. Общество способно создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
  4. Общество – это динамическая система, для неё характерно зарождение и развитие новых явлений, устаревание и отмирание старых элементов, а также незавершённость и альтернативность развития. Выбор вариантов развития осуществляет человек.
  5. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
  6. Функции общества:
    – воспроизводство и социализация человека;
    – производство материальных благ и услуг;
    – распределение продуктов труда (деятельности);
    – регламентация и управление деятельностью и поведением;
    – духовное производство.

Структура общественно-экономической формации

Производительные силы - это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду.
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства.
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса . Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.
Авторы подхода выделяли пять общественно-экономических формаций:

  1. первобытно-общинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая.

Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).
Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.

Сильные стороны данного подхода:

– он является универсальным: практически все народы проходили в своем развитии указанные стадии (в том или ином объёме);
– он позволяет сравнивать уровни развития различных народов в различные исторические периоды;
– он позволяет отслеживать общественный прогресс.

Слабые стороны:

– не учитывает специфических условий и признаков отдельных народов;
– большее внимание уделяет экономической сфере общества, подчинив ей все остальные.

Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер)
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.
Сторонники данного подхода выделяют три типа цивилизаций: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (или информационное общество).

Характеристика основных типов цивилизаций

Критерии для сравнения Традиционное (аграрное) общество Индустриальное (западное) общество Постиндустриальное (информационное) общество
Особенности исторического процесса Длительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами Резкое, скачкообразное, революционное развитие, грани между эпохами очевидны Эволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни
Отношения общества и природы Гармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе Стремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы Осознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки ее решения, стремление создания ноосферы – «сферы разума»
Особенности экономического развития Ведущим является аграрный сектор, главное средство производства – земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель Преобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности. Преобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций
Социальная структура общества Жёсткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует Открытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности Открытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений Преобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений право
Положение личности в обществе Личность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей Индивидуализм, свобода личности