Тренинг "создание благоприятного психологического настроя". Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период

Как создать правильный психологический настрой?

Не стоит сохранять плохое настроение, по какой бы причине оно не посетило вас. Для начала оглянитесь вокруг – сколько людей, которым в разы, в десятки раз тяжелее, чем вам!

Есть такая небольшая притча: «Упал человек на самое дно, лежит, плачет — и вдруг снизу кто — то постучал!» Посмотрите на свои трудности или проблемы объективно — не надуманы ли они, не «накрутили» ли вы себя — особенно, если вы склонны к пессимистическому настрою.

Наш психологический настрой неотделим от того, что происходит с нами в жизни. Мы привыкли воспринимать успех как стечение удачных обстоятельств, следствие долгого и упорного труда, наличие нужных связей и многого другого. Да, все это так. Но еще успех – это следствие глубокой веры в благоприятный исход своих замыслов.

Воспитание в себе правильного психологического настроя на успех — это одна из задач нашего саморазвития. Мы должны четко осознать, что настроение — сравнительно продолжительное и устойчивое психическое состояние человека.

В той мере, в которой для нас нормальны соответствующие биоритмам ощущения ежедневных колебаний внутренней энергии, приток и отток гормонов и даже огромный энергетический спад, который мы называем сном,- мы вправе считать нормальными периодические перемены в настроении.

Как мы могли бы представить себе сущность наслаждения, если бы не имели возможности сопоставить его с противоположным ощущением. Или, как бы мы знали, что были счастливы, если бы не были когда — либо несчастны.

Вместе с тем наше одержимое стремление обрести безграничное счастье, присущее всей современной культуре, исказило реальную жизнь. Такое стремление к счастью может привести прямо в ад.

«Когда какая-то вещь, даже очень хорошая, становится односторонней и исключает другую сторону, в нее вселяется дьявол» ©Джеймс Холлис

В жизни любого человека могут быть и «обычные» невзгоды или колебания настроения. Здесь необходимо научиться их преодолевать, с помощью формирования в себе положительного психологического настроя.

Как обрести положительный психологический настрой?

Положительный психологический настрой достигается в два шага:

Шаг первый – вывести себя из негативного настроения по крайней мере на время.

Шаг второй – начать работать над проблемой, составив план по ее решению.

Вначале измените свои мысли

Совершенно очевидно, что позитивно направленные мысли, такие как «У меня все получится!», «Судьба мне улыбнется!» и т.д. помогут вам гораздо больше, чем мысли типа: «Вряд ли мне это по зубам», «Мне не хватает денег, связей, умения» и т.д.

«Человек — это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится» — ©Махатма Ганди

Следите за своими словами

Сравните привычные выражения: «Жизнь – прекрасна и удивительна!», «У меня много творческих планов!», «Прорвемся» и выражения: «Жизнь – тоска», «Некоторым не везет по жизни», грубую брань. Как думаете, какой человек раньше достигнет цели?

Измените свои Привычки

Здоровый образ жизни – это привычка, тщательное планирование – это привычка, а также упорная работа, саморазвитие, целеустремленность и многие другие качества тоже являются правильно развитыми привычками.

Но есть и другие привычки, например, спать до обеда, нерационально тратить время за просмотром телевизора, часами говорить по телефону, некачественно делать свою работу и т.д. На будущее: стоит развить в себе привычку всегда мыслить позитивно и не терять благостного расположения духа.

Держитесь подальше от жалующихся на жизнь, пессимистичных людей – их настроение может быть заразным

Помните о «правиле пяти»: вы являетесь средним арифметическим пяти людей, с которыми вы больше всего общаетесь.

Общайтесь с радостными и позитивными людьми, с теми, кто разделяет ваши устремления, интересы и мечты. И наоборот, избегайте негативного влияния пессимистов, разуверившихся в жизни.

Ваше времяпрепровождение

Что вы делаете в свободное время? Какие фильмы вы смотрите? Какие книги читаете? Где вы бываете? Какое настроение вы привносите в свою жизнь? Все, что мы делаем, смотрим, читаем, слушаем – все становится частью нас и нашей реальности. Поэтому относитесь избирательно к тому, чем вы заполняете свою жизнь. Прекрасное делает нашу жизнь еще прекраснее и наоборот.

Наметьте план действий

Начать разработку плана по устранению причин, которые тревожат вас в данный момент. Составьте пошаговый алгоритм выхода из негативной ситуации и распишите все как можно более подробно: от чего вы хотите избавиться в первую очередь, во вторую и так далее.

Секреты психологов по формированию положительного психологического настроя

Первый секрет заключается в следующем: Вызовите улыбку чисто механически. Пробудьте в состоянии улыбки, пока не почувствуете, что она перестает быть механической и начинает быть самой настоящей.

Оказывается что не только мозг управляет мышцами, но и мышцы мозгом – они подают сигналы хорошего настроения.

Второй секрет психологов как обрести положительный психологический настрой? Вам необходимо вспомнить какой-либо хороший момент в вашей жизни, когда вы чувствовали себя по-настоящему радостным, счастливым, успешным. Вспомните свое состояние в тот момент и не отпускайте его, проникнитесь им, войдите в него и переживите снова.

Положительные воспоминания заставят плохому настроению дать трещину.

У психологов есть еще один классный прием психологического настроя – делать из слона муху, а из мухи – слона. То есть, все хорошее, каким бы оно незначительным не было, нужно раздувать до неимоверных масштабов, а все плохое, напротив, уменьшать.

Например,
«Я отжался 5 раз! Какой же молодец, вот это да!».
«Разбитое в хлам авто такая мелочь! Главное ведь, что я живой и счастливый!».

Напоследок хочется заметить, что у человека с обозначенной целью, к которой он стремится, плохое настроение не задерживается. Разве что, минутные недоразумения, которые лишь помогают утвердиться в выбранной цели и откорректировать путь ее достижения. Обычно депрессиям, плохому настроению подвержены те, кому нечем заняться, кто не имеет стремления и мечты.

Если у вас есть четкая цель, к которой вы стремитесь, скучать или грустить просто не будет времени. Всегда помните о том, к чему идете, совершайте мелкие и крупные шаги по направлению к цели и помните, что за все ваши старания вы будете награждены в многократном размере.

И со временем, ваш психологический настрой станет стабильно позитивным и благоприятствующим выполнению задуманного, а сами вы невероятно изменитесь в лучшую сторону, равно как и ваша жизнь!

Начало урока. Психологический настрой .

Организационный этап , очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

Психологические настрои на урок:

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

Учитель : Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети : Да!
Учитель : Тогда вперед!

Учитель : Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель : Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
  2. успеха (указательными);
  3. большого (средними);
  4. во всём (безымянными);
  5. и везде (мизинцами);
  6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствие.

Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

"Обмен настроением".

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель : Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

Советы учителям.

Эмоциональный настрой характеризует особенности

реагирования человека в ответ на эмоциональную атмосферу, возникающую в процессе совместной деятельности.

При взаимодействии с окружающими проявляются разные формы эмоциональной восприимчивости: резонирование, отстраненность и диссонирование. Соответственно, продуцируется положительная,

нейтральная и отрицательная энергия.

Эмоциональное резонирование- способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров.

Эмоционально отзывчивый человек легко и быстро "настраивается" на любую эмоциональную волну окружающих, особенно если и они также эмоционально отзывчивы. Он непроизвольно входит в разные состояния партнеров радости или печали, покоя или тревоги, обеспокоенности или страха, депрессии или эйфории.

Случается, что эмоционально отзывчивые люди поглощены какими-либо проблемами, либо находятся в дискомфортном настроении, и тогда с ними трудно устанавливать эмоциональный контакт. Бывает так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией, и тогда он сам страдает от своей реактивности. Вспомните, как очень возбудимые люди легко и быстро отвечают грубостью на грубость, резкостью на резкость, а успокоившись, нередко сожалеют о случившемся. В этом случае посредством эмоционального резонирования распространяется поток негативной энергии.

Таким образом, способность к эмоциональному резонансу имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее свободный эмоционально энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам. Это происходит даже в том случае, если выход получают отрицательные энергии.

Эмоциональный резонанс между партнерами вызывает сложение их энергий, заключенных в эмоциях, и стимулирует дополнительный психологический эффект взаимодействия – синергизм.

Напомним, что синергизм проявляется в том, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению энергетических потенциалов и увеличению эффективности совместной деятельности. Такое поведение ассоциируется с положительной энергетикой. Унисон эмоционально-энергетических сил вызывает существенный психотерапевтический и целительный эффект. Именно этот феномен эксплуатируют новоявленные врачеватели масс, проводящие сеансы в больших аудиториях.

Если профессионал в сфере общения воспринимает и отзывается на эмоционально-энергетические состояния партнера, то происходит благотворное сложение энергий, повышается вероятность внушающего воздействия на него.

Эмоциональная отстраненность – следствие эмоциональной ригидности. Личность обычно слабо реагирует на эмоциональную атмосферу общения - в ответ на эмоциональные состояния окружающих проявляются невыразительные, приглушенные, неопределенные эмоции.

Такое поведение ассоциируется с нейтральной энергетикой. При этом мало вероятно сложение энергетических сил партнеров и, следовательно,

вряд ли возможен какой-либо синергический эффект. У эмоционально-ригидных резонанс с эмоциями окружающих возникает редко, например, только в общении с близкими или с теми, кто особенно понравился, вызвал доверие, чувство безопасности. Психологически комфортно могут чувствовать себя два или несколько партнеров, склонных к эмоциональной сдержанности их энергетические поля созвучны и потому не возмущают друг друга.

Эмоциональное диссонирование характеризуется демонстративным выключением личности из эмоциональной атмосферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия.

Например, если партнер испытывает подъем сил, радуется, то личность, склонная к эмоциональной сопротивляемости, в этот момент начинает раздражаться, капризничать или впадает в депрессию. У некоторых отмечается нечто вроде навязчивой потребности бросать эмоциональный вызов окружающим если партнеру хорошо, то во что бы то ни стало надо что-то сказать или сделать, чтобы у него испортилось настроение, если окружающие грустят по какому-либо вполне объективному поводу, то эмоционально сопротивляющаяся личность заявляет: "Мне смешно, нашли чему радоваться". Есть люди, которым доставляет удовольствие чужое несчастье, страдания, слезы, беспомощность.

Эмоциональное диссонирование – признак аутичности в детском возрасте. Есть дети, которые не склонны проявлять эмоции "за компанию" Когда все веселятся, они держаться в стороне. Вовлечь их в круг сверстников не удается; всем хорошо, а они насупились. Случается, что энергетика общего ликования повергает их в депрессию, они начинают злиться, закатывают истерику.

Эмоционально диссонирующие, как правило, обращают на себя внимание тем, что выпадают из эмоционального контекста общения. С кислыми физиономиями они высиживают концерт юмориста. От них не дождется аплодисментов эстрадная звезда. Если шутка лектора вызывает громкий смех у присутствующих в аудитории, то эмоционально сопротивляющиеся индивиды едва растянут губы в улыбке. Им не по себе в веселой компании и они не охотно соглашаются принять участие в пикнике. Они не способны разделять чужие радости и успехи. В общем, от них всегда веет холодом. Как правило, от таких людей стараются держаться подальше, их недолюбливают, порой с такими неприятно говорить даже о погоде. Особенно избегают того, кто не способен чем-либо компенсировать свой коммуникативный недостаток, например, при этом не обладает хорошим умом, профессиональными качествами, терпением или другими достоинствами.

Объединение личностей, склонных эмоционально сопротивляться групповой атмосфере, оказывает разрушительное воздействие на совместную деятельность. Унисон негативных эмоционально-

энергетических сил обычно вызывает мощную волну агрессии и жестокости. Порой достаточно двум-трем персонам консолидировать свою негативную эмоциональную энергию и противопоставить ее групповой атмосфере, как будет дестабилизирована деятельность целого коллектива. Психика обычного человека не выдерживает мощного натиска негативных эмоционально-энергетических воздействий извне.

Эмоционально отзывчивый, резонирующий партнер, конечно, наиболее предпочтителен, поскольку он способен откликаться на состояния окружающих посредством установления и поддержания идентичных психоэнергетических состояний. Во взаимодействии с ним у партнеров больше шансов быть замеченными и оцененными, выше вероятность получить сочувствие и поддержку. Оказавшись в созвучном биопсихическом поле, партнер становится доверчивым, податливым на убеждение и внушение.

На эмоционально отзывчивого партнера рассчитывает муж и жена, воспитуемый, клиент, пациент, однако не следует забывать о том, что эмоциональная отзывчивость сопряжена с существенными энергетическими затратами. Например, врач, психолог, педагог отдает свою энергию партнеру – больному, пациенту, ученику. В этом заключается благородная жертва. Когда же профессионал в области человеческих отношений эмоционально "выгорает", включаются те или иные защитные механизмы привыкание к страданиям, избирательное проявление сочувствия, избегание длительных и глубоких контактов, равнодушие. На ум приходят успокоительные философии, вроде, "всем не посочувствуешь", "надо беречь себя", "люди не благодарны" и т. п.

Вы способны к эмоциональному резонированию, если:

- у вас широкий диапазон восприятия эмоций партнеров. В силу разной организации сенсорной системы и интеллекта, люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других. Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и благодаря хорошему интеллекту легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров. При этом он откликается на всевозможные нюансы эмоций как наполненные силой, яркие, так и оттенки слабых, едва заметных эмоциональных состояний партнеров, как на эмоции, положительно действующие на психику, так и отрицательно действующие. Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому обычно весьма посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.

У некоторых людей сенсорная и интеллектуальная системы отражения работают вовсе грубо, вследствие этого диапазон восприятия чужих эмоций крайне узок, расшифровываются далеко не всякие эмоции партнеров и плохо различаются тонкости в их проявлении. Такие люди с большим опозданием реагируют на перемены в состояниях партнера, а то и вовсе не замечают каких-либо перемен. На таких людей сложно оказывать

влияние при помощи эмоций и сопутствующих внешних выразительных средств - они плохо воспринимают полутона, и чтобы воздействовать на них, приходится перегружать эмоционально-энергетические сигналы говорить громко, утрировать смысловую окраску голоса, пережимать в мимике, иначе до них, как говорится, не доходит.

В то же время в жизни любого человека бывают моменты, когда диапазон восприятия эмоций партнеров резко расширяется. Обычно это обусловлено приливом энергии. Такое случается, например, в состоянии душевного подъема в окружении приятных знакомых, а у некоторых людей после приема алкоголя. Расширение диапазонов эмоционального реагирования наблюдается в состоянии влюбленности. Влюбленный обычно тонко реагирует на перемены, происходящие в душе объекта увлечения. Угасают чувства и, увы, резко суживается диапазон эмоционального отражения.

Обострение восприимчивости замечено также у многих родивших женщин. Мать, как правило, очень чутко реагирует на все перемены в состояниях грудного малыша. Очевидно, это связано с биологическим механизмом воспроизводства вида: потомству надо обеспечить безопасность

Восприимчивость к эмоциональным состояниям партнера -профессионально необходимое качество для тех, кто работает с людьми.

Ограничимся примерами из медицинской практики. Эмоциональные состояния пациента и особенно перемены в них – важный источник информации для врача-специалиста любого профиля. Эмоции свидетельствуют о том, как больной относится к своей болезни, к врачу или сестре, к лекарствам и процедурам. Ведь не всегда он готов или хочет выразить свое отношение словами. Наблюдая за эмоциями пациента, терапевт может фиксировать ухудшение здоровья, наступление кризисов болезни или начало выздоровления. Психиатр получает возможность предвидеть обострение некоторых психических заболеваний или наступление нового цикла болезни. Невропатолог по характеру эмоций может судить о функциональных нарушениях нервной системы.

Специалист по детскому церебральному параличу из Санкт-Петербурга Т. И. Серганова (Серганова Т. И. Как победить детский церебральный паралич разумом специалиста, сердцем матери. СПб. 1995) разработала и запатентовала оригинальную диагностическую методику. Изначальные признаки тяжкого недуга у грудных младенцев выявляются по особенностям их плача. С помощью компьютера выявлены акустические характеристики детского плача, которые свидетельствуют о развитии церебрального паралича. Задача состоит в том, чтобы педиатры и медсестры могли на слух улавливать ранние симптомы заболевания. Получится ли это у медика, который имеет ограниченный диапазон восприятия эмоций и в конечном счете лишен дара эмоциональной отзывчивости?

- вы способны адекватно расшифровывать эмоциональные

состояния партнеров.

Здесь мы касаемся сигнальной функции эмоций – используя их, человек выражает свое отношение к тому, что ему небезразлично. Это могут быть беспокоящие внутренние ощущения, захватывающие мысли, насущные потребности, интересы и желания или какие-либо внешние значимые обстоятельства. С помощью эмоций он как бы кодирует свои отношения к происходящему, а партнеры декодируют его эмоции, то есть стараются понять, что же он хотел ими выразить.

Адекватно расшифровать эмоциональный, сигнал партнера означает уловить в нем именно тот смысл, который в него был вложен.

Умение адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров зависит от нескольких условий.

Во-первых, личность должна иметь достаточный гуманистический опыт, то есть опыт общения с людьми разного возраста, разного психического склада, разной культуры, разных национальностей. Чем больше гуманистический опыт личности, тем более вероятно понимание эмоциональных состояний партнеров. Имеет значение многое: были у вас братья и сестры или вы росли единственным в семье ребенком, мало или много вы общались с родными, было это общение глубоким или поверхностным, есть у вас близкие друзья или вы предпочитаете замкнутый образ жизни, есть ли у вас собственные дети и сколько их, сколь чувствительно вы относитесь к ним и к брачному партнеру, приходилось ли вам жить или сотрудничать с людьми иной национальности.

В формировании гуманистического опыта большое значение имеет тесный контакт человека с домашними животными. Во взаимодействии с ними наши органы ощущений настраиваются на такой "диапазон частот" приема эмоций, которым люди между собой не пользуются. Лошадь, корова, собака, кошка и прочие соседствующие виды побуждают нас переходить от знаково-символической системы общения, к которой мы привыкли, к сенсорно-интуитивной. Взаимодействие происходит, главным образом, на энергетическом уровне, человек учит животное понимать отдельные" слова, а животное учит человека воспринимать энергетику эмоций.

Вспоминается радиорассказ одного пожилого ненца, сетовавшего на то, что редеет стадо северных оленей и беднеет человеческая личность. Наблюдения показывают, что дети, выросшие в постоянном общении с оленями, мягче характером, чувствительнее, отзывчивее. Исчезает, уничтожается олень – заглушается канал эмоционально-энергетического отражения живой природы.

Во-вторых, для адекватной расшифровки сигналов имеет значение объем оперативной эмоциональной памяти сколь успешно вы запоминаете характер и оттенки эмоций в момент, когда их переживает партнер. Встречаются люди, у которых большой объем памяти на эмоции, непосредственно проявляемые партнерами. Но есть и такие, которые затрудняются запомнить демонстрируемую эмоцию и воспроизвести ее -

эмоции партнера не оставляют заметного следа в их памяти.

В-третьих, важно не приписывать эмоциям партнера смыслы и оттенки, которых в них вовсе нет. Однако, немало людей, которые по тем или иным причинам готовы находить в эмоциях партнера субъективное содержание Их декодирующее устройство, очевидно, имеет какой-то дефект. Поэтому привносится "шум" в виде настроений или привычных эмоций. Иных подводит оперативная эмоциональная память Порой бывает так, что отношение к партнеру диктует свою волю. Хуже всего, если у личности есть психические отклонения, которые и являются причиной искаженной интерпретации эмоций партнеров.

В-четвертых, большую роль играет опыт профессионального общения. Чем больше стаж работы медика с пациентами, учителя с учениками, следователя с преступниками, продавца с покупателями и т. д. , тем доступнее расшифровка эмоциональных состояний субъектов профессиональной деятельности. Например, опытная медицинская сестра, наблюдая эмоциональные проявления пациента, предугадывает, как он переносит укол, понадобится ли ему местное обезболивание при проведении операции и много другое.

- Ваши эмоции достаточно яркие и сильные, чтобы их свободно воспринимали и расшифровывали партнеры.

Здесь уместно подчеркнуть, что эмоциональное резонирование возможно при наличии обратных связей, вы откликаетесь на состояния партнера, а он, в свою очередь, воспринимает и оценивает вашу реакцию.

Чтобы информационно-энергетический круг замыкался, надо обладать двумя способностями: хорошо декодировать эмоции партнера и отчетливо подавать ему сигналы о своих состояниях.

- Ваши эмоции подвижны и легко переключаются на партнером Нормальным следует считать, если человек умеет проявлять свои эмоции соответственно ситуациям и по мере надобности направить их то на себя, то на партнеров, то на деятельность, которой он занят, то на предметы, с которым действует. Плохо, если эмоции жестко запрограммированы и чаще всего направляются по какому-либо конкретному адресу, на себя, на других, на дело или на предметы.

Односторонняя ориентация эмоций обедняет личность. Эгоист, эмоции которого находятся на услужении у собственного Я, не способен проявлять эмоционально-энергетическое созвучие с окружающими. Его энергетический контур замкнут на самого себя. Человек, для которого смысл существования только в занятиях любимым делом, как правило не может дарить окружающим теплоту, заботиться о них, ему некогда соучаствовать и сопереживать. А если кого-то захватил вещизм, так эмоциональная черствость становится для него сопутствующим качеством. Безграничный и вездесущий альтруизм тоже сомнительное достояние личности. Можно ли глубоко и искренне посвящать эмоции другим, если при этом эмоции не касаются твоего Я?

Курс скорочтения - для самых занятых | | | | | | |

Марина Долгова
Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период.

Является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка является обеспечение состояния эмоционального благополучия . Эмоциональная эмоциями . Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Важным событием последнего года стало принятие ФГОС ДО. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша : физического, нервно-психического и социально-психологического. Задачи ФГОС ДО, направлены на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.

Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации , поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою , эмоциональности его поведения , в умении создать атмосферу тепла , любви и уюта в группе . Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка. Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует, прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях. Детям нравится в воспитателях : эмоциональность и искренность , доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других , способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Приемы, которые может использовать педагог, позволяющие затормаживать отрицательные эмоции малышей .

1. Игры с песком и водой (дать детям небъющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

2. Монотонные движения руками (нанизывания колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур) ;

3. Сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

4. Рисование фломастерами, маркерами, красками;

5. Слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);

Игры адаптационного периода .

Сгладить адаптационный период помогут игры , направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Алгоритм игр включает хороводные и подвижные игры, потешки, прибаутки, музыкально – ритмические упражнения с речевым сопровождением, игровые упражнения.

Игра «Нежно гладим мы зверят» (текст А. В. Головчак) .

Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка – пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения :

Нежно гладим мы зверят (ладошкой гладит игрушку 8 раз)

И зверята не пищат. Попищим поскорей, (сжимает игрушку 8 раз)

Чтобы было веселей.

Игра «Веселые платочки» (текст И. Грантовской)

Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези – отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей. Воспитатель обращает внимание детей на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками. Дети стоят «стойкой» , держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.

Вот платочки хороши! (стоя на месте и протянув вперед руку, размахивает платочком) Мы попляшем, малыши.

Ты, платочек аленький, покружись (кружится держа платочек в поднятой руке)

Я платочком помашу (взмахивает платочком, стоя на месте)

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький покружись, (кружится)

Всем ребятам маленьким покажись.

Нет платочков, ай – ай- ай. (прячет платок за спину, поворачивая голову вправо- влево) Где платочки, угадай?

Ты, платочек аленький, покружись.

Всем ребятам маленьким покажись.

Вот платочки хороши! (идет к коробке, в которую кладет платочек)

Поплясали малыши.

И платочки сложим свои,

Все умеют малыши.

Игра «Привет, дружок – пока, дружок»

Дети сидят полукругом на стульях, воспитатель с бубном перед ними на расстоянии 3 метров. Воспитатель, подойдя к одному из детей, берет его за руки и выводит на «лужок» .

Привет, привет, дружок. Выходи-ка на лужок.

То прыжком, то бочком.

Топать, топать каблучком. 2 р Воспитатель ударяет в бубен, малыш топает ножками. Пока, пока, дружок, Приди снова на лужок. Воспитатель машет рукой. Ребенок возвращается на свое место. То прыжком, то бочком,

Топать, топать каблучком. Игра повторяется с другим ребенком.

Игра «Веселый бубен» .

Воспитатель привлекает внимание детей ярким бубном. Дает бубен малышу и говорит :

Поиграй нам, Маша, в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем. (Маша играет, дети хлопают в ладоши)

Поиграй нам, поиграй, Саше бубен передай. (Маша передает Саше бубен.)

Поиграй нам, Саша, в бубен,

Мы ногами топать будем. (Саша играет, дети топают одной ногой, потом другой.) Поиграй нам, поиграй, Даше бубен передай. (Саша передает бубен Даше. Игра продолжается.)

Игра «Разноцветные колечки» (текс В. Петровой) .

Для игры нужно приготовить 20 цветных колечек. Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные колечки. Проходя мимо стоящих врассыпную детей, говорит :

Я по комнате хожу, Всем колечки покажу.

Вот колечки хороши, Посмотрите, малыши! Воспитатель, показывая кольцо, нечаянно роняет его.

Ой! Помогите, ребятки, собрать колечки.

Воспитатель разбрасывает колечки так, чтобы они раскатились по всей группе . Дети собирают кольца, нанизывают их на палочку.

Игра «Шли – шли – шли, что- то нашли» .

Воспитатель заранее подбирает и распределяет по группе или игровой площадке игрушки для игры. Затем приглашает малышей погулять с ней по группе и поискать что – нибудь интересное. Взрослый идет впереди и приговаривает :

Мы шли, шли, шли. Что это такое мы нашли? (воспитатель показывает игрушку, дети называют, что это, игрушка рассматривается, обыгрывается по желанию педагога). Потом воспитатель говорит : «Пойдем гулять дальше. Топ- топ – топ, топают ножки по дорожке. Мы шли, шли, что такое мы нашли?»

Чтобы закончить игру, нужно найти такие предметы, которые помогут переключить детей на другой вид деятельности, например, рисование.

Игры с тестом. Игры с тестом связаны с сильной тактильной стимуляцией, что вызывает у ребенка большое удовольствие и оказывает успокаивающий эффект. Целесообразно дать ребенку возможность участвовать в приготовлении теста.

Игра «Пластилиновые узоры» . Детям раздают пластилин и показывают, как отщипнуть от большого куска маленький и скатать из него шарик, как положить шарик на основу и нажать на него пальчиком, как после этого получается круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз, - получится пластилиновая линия.

«Разрывание бумаги» . Предлагаемый прием доставляет детям много положительных эмоций , дает выход энергии, раскрепощает.

«Пальчиковые игры» . Помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе , вызвать интерес и желание играть вместе. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог - ребенок» (по типу игры «Сорока – ворона кашу варила» .

Существуют речевые настройки , которые настраивают на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми, они показывают детям, что им рады. Примеры психологических речевых настроек : - Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе ! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга. - Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми , веселыми, в хорошем настроении . Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу. - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу. Для создания условий эмоционально благоприятной атмосферы пребывания ребёнка в детском саду необходимо :

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните : плохих дошкольников нет! - обращаться к каждому малышу по имени и своевременно хвалить;

В деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Участвовать в совместной деятельности с детьми как равноправный партнер, быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности : быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него. - привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой и помощью.

- помните : ребёнок нам ничего не должен! Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, улыбчивого, позитивно настроенного и всегда готового прийти на помощь человека.

Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей . Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции . Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных ситуаций. В группе создать специальные уголки и зоны для игр.

Также формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников и т. д. Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка : заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки . Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Все привычки и особенности ребенка выясняем в ознакомительной беседе с родителями, узнаём каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Рекомендуем родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение близких , особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых : пригласить их осмотреть групповые помещения , показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации .

Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка, становится обеспечение состояния эмоционального благополучия . Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого , а во-вторых, управлять своими эмоциями .

В каждый момент своей жизни человек что-то чувствует. Он то бодр, то весел, то грустен, то спокоен. Эмоциональное самочувствие человека во многом определяется с соответствием или несоответствием происходящего его интересам. Поэтому, воздействие на эмоции, в сущности, есть своеобразное напоминание партнеру о его же собственных интересах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА УРОКА

В каждый момент своей жизни человек что-то чувствует. Он то бодр, то весел, то грустен, то спокоен. Эмоциональное самочувствие человека во многом определяется с соответствием или несоответствием происходящего его интересам. Поэтому, воздействие на эмоции, в сущности, есть своеобразное напоминание партнеру о его же собственных интересах.

Если нам кажется, что поведение собеседника расходится с тем, каким оно должно бы быть, и не идет ему на пользу, мы упрекаем (стыдим, укоряем). Настроение собеседника портится, и чаще всего активность его затухает. А в идеале и сама направленность его поведения меняется.

Если же какая-то деятельность, по нашему мнению, соответствует интересам партнера, а он этого не видит и потому не активен или, придавая излишнее значение чему-то постороннему, действует слишком робко и нерешительно, мы ободряем его (подбадриваем, сочувствуем, жалеем)

Этими воздействиями мы стремимся изменять самочувствие окружающих либо в сторону его улучшения, либо ухудшения. Различают два вида воздействия на чувства-ободрять и укорять. Педагог начинает ободрять , когда он стремиться укрепить в сознании ученика уверенность в том, что в своих действиях и намерениях ему не нужно сомневаться, медлить, тянуть, раздумывать, колебаться. При этом в любых текстах типичным подтекстом являются: «Смелей!», «Решительней!», «Веселей!».

Действием укорять педагог как бы будоражит в сознании ученика то, что должно было бы определять, но не определяет его поведение. Типичные подтексты при этом: «Как же тебе не стыдно!», «Одумайся!», «Устыдись!», «Опомнись!».

Учителю вредно постоянно корить и одергивать учеников. Это ведет к укоренению в педагоге опасного мнения о себе, как о человеке всезнающем, никогда не ошибающимся в том, что хорошо и что плохо. Педагогу желательно следить за тем, чтобы действие упрекать не занимало существенного места в способах воздействия.

Если учитель постоянно упрекает, ворчит, проявляет недовольство, то это значит, что он потерял контакт с детьми и явно заблуждается в том, что можно, а чего нельзя требовать от них и от себя. Ворчание может оказаться тревожным сигналом профессиональной непригодности человека к педагогической деятельности.

Противоположный способ воздействия, обращенный к чувствам, эмоциям, самочувствию- одобрять . Мы говорим: «Ну!, Ну!», «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!», «Не бойся!»- для того, чтобы поддержать его решимость, закрепить что-то хорошее. В оттенках одобрения просвечивает то, что люди называют добротой. Добрые глаза- это ободряющие глаза, то есть, ждущие чего-то хорошего, правильного от того, к кому они обращены. Добрый голос-это голос поддержки.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития.

Педагог должен позаботиться о том, что переживание в жизни равно как и счастье во многом зависит от удовлетворения, получаемого человеком в ходе его деятельности. «Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни». /Глассер У. Школа для неудачников- М-1991/

Ощущение успеха рождается у ученика, сумевшего преодолеть свой страх, свое неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Ситуация успеха-некий взлет для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии.

Ситуация успеха- это победа как по-беда, т.е. после беды, по окончании беды, сопротивление беде, то, что человек чувствует, когда преодолевает трудности. Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности.

Авансирование -принцип отношения к ученику, подход к нему с оптимистической гипотезой, с верой в его успехи, достижения и способности. Педагогический прием оглашения достоинств ребенка, которые он еще не успел проявить, но непременно проявит в будущем. В качестве принципа авансирование выступает как характеристика устойчивой педагогической позиции воспитателя: доброжелательность, ожидание успеха, забота о ситуации успеха, оглашение положительных качеств как постоянная черта отношений.

Вытеснение - метод психотерапевтического воздействия, который применяется с целью вызвать другое, более благоприятное состояние, заменяющее негативное переживание. Используется, когда необходимо устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность.

Игнорирование - метод психотерапевтического воздействия, состоящий в том, что предусматривается фиксирование педагогом неблагоприятного состояния субъекта (ребенка), но внешне инструментуется не замечание того, что происходит. Применяется с целью постепенного угасания накала состояния.

Концентрация на положительном -метод психотерапевтического воздействия, направленный на снятие неблагоприятного состояния. Он основывается на сосредоточении на позитивном, самом ребенке и переориентации его внимания на положительное в другом человеке. Цель данного метода- научит воспитуемого саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.

Подавление - метод психотерапевтического воздействия, предусматривающий жесткое пресечение и ограничение действий ребенка с целью избежать тех из них, которые могут нанести ущерб. Применение подавления наиболее целесообразно, когда негативные проявления поведения ребенка грозят нанести вред его здоровью или возникает явная угроза жизни для окружающих.

Подкрепление положительное - самого разного рода воздействие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим или произведенным. Конечная цель положительного подкрепления- формирование отношения к социальным и культурным ценностям и закрепление психологических новообразований. Способы положительного подкрепления: поощрение, психологическое поглаживание, положительная оценка, предоставление новых прав, возложение новых обязанностей, изменение формы обращения, признание симпатий, сувениры, подарки, символические знаки внимания и т.д. Подкрепление может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд, любовное выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, нежное поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение цветов), действенным (протягивание руки, предложение чего-то уступка…). Следует помнить, что потребность в любви не насыщаема. Нельзя перелюбить ребенка, переласкать его. Он всегда будет испытывать нужду в добром расположении, признании его достоинств, нежности, внимании.

Ситуация успеха - субъективно воспринимаемые личностные достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности. Ситуация успеха обеспечивается доброжелательностью группы или отдельного лица, с которым взаимодействует ребенок, скрытой инструкцией, которую посылает ребенку педагог, снятием страха перед конкретными действиями, авансированием в адрес ученика, усилением мотивации, а также инструментовкой персональной исключительности ребенка в данной ситуации деятельности.

Шутка - очень эффективный и эффектный способ воздействия, снимающий психологическое напряжение, подчеркивающий доброжелательные взаимоотношения, приносящие маленькую радость, затмевающую унылое или агрессивное состояние духа, а следовательно, высвобождающий активный разум и помогающий решить ясно какой-то вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию.

Методы педагогической поддержки здоровья. Выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

Метод радостной перспективы –это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

Метод «увлечения весельем» -юмор всегда помогает преодолеть трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;

Метод поощрения и похвалы- этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путем одобрения (мимикой, взглядом, жестом, словом);

Метод самонаблюдения за своими эмоциями-метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

Личностные установки и принципы работы учителя.

Истинность, открытость. Она предполагает открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам и переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися. Эта установка на личностное поведение в классе рассматривается как альтернатива столь типичной для традиционного учителя установке на сугубо ролевое поведение.

Поощрение, принятие, доверие-является выражением внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Эмпатическое понимание –это видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами.

Психологические аспекты урока:

Соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, поощряющие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации)

Психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт)

Эмоциональность изложения материала (интонация может нести до 40% информации).

Принципы педагогической деятельности:

Любить ребенка

Очеловечить среду, в которой живет ребенок

Прожить в ребенке свое детство.

ЗАПОВЕДЬ Ш.А.АМОНАШВИЛИ УЧИТЕЛЬ, БУДЬ СОЛНЦЕМ, ИЗЛУЧАЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО, БУДЬ БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ И СЕЙ ЗНАНИЯ НЕ ТОЛЬКО В ПАМЯТИ И СОЗНАНИИ ТВОИХ УЧЕНИКОВ, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ИХ ДУШАХ И СЕРДЦАХ.

Букатов В., Ершова А Словесные воздействия в работе учителя./Педагогам о мастерстве общения с классом\ Библиотечка «Первого сентября» Классное руководство №1 2007

Щуркова Н. Новые технологии воспитательного процесса М.1994

Краткий справочник по педагогической технологии Под ред. Щурковой Н. М.1997