Порядок проведения трехступенчатого контроля по охране труда. Методические рекомендации по организации и проведению трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда

Из этой статьи вы узнаете, что такое трехступенчатый контроль по охране труда, как работает эта система, как правильно ввести ее на предприятии, как оформлять Журнал трехступенчатого контроля.

Трехступенчатый контроль по охране труда – эффективный способ постоянного наблюдения за безопасностью и оперативностью реагирования на отклонения от нормы. При этом контролирующие функции распределены по 3 уровням:

За выполнение задач 1 уровня отвечают руководители работ – бригадиры, мастера, начальники участков. Это оперативный контроль.

Выполнение задач 2 уровня организуют руководители подразделений – заведующие, менеджеры, начальники цехов, производств, отделений. Это контроль на уровне промежуточных руководителей.

Задачи 3 уровня курирует комиссия по ОТ во главе с руководителем предприятия (организации). Это контроль на уровне руководства.

Поэтому трёхступенчатый контроль за соблюдением охраны труда – это действенный способ привлечь к решению вопросов безопасности труда весь коллектив. В него вовлечены все работники предприятия: рядовые рабочие через уполномоченных по ОТ, бригадиры, ИТР, представители профсоюзов, управляющие всех рангов и даже высшее руководство.

Трехступенчатый контроль по охране труда: нормативные документы

Государство не обязывает предприятия организовывать трехступенчатый контроль по охране труда – нормативными документами, в частности, ТК РФ, это не предусмотрено. Тем не менее, большинство предприятий вводят его по собственной инициативе. Настоятельно порекомендовать внедрить систему трёхступенчатого контроля за соблюдением охраны труда вправе контролирующие инстанции (например, Минтруда РФ).

В некоторых организациях трехступенчатый контроль по охране труда превращается в двухступенчатый. Это происходит, когда штат сотрудников невелик: в частных врачебных кабинетах, небольших магазинах, салонах красоты и т.д., а также у индивидуальных предпринимателей, которые используют труд наемных работников.

Организовать систему трехступенчатого контроля по охране труда помогут такие нормативные документы:

Положение «О трехступенчатом контроле по охране труда»;
Положение «О СУОТ предприятия» либо Стандарт предприятия «СУОТ предприятия»;
приказ о введении трехступенчатого контроля.

В каком нормативном документе прописывать трехступенчатый контроль по охране труда – в отдельном Положении, либо в положении «О СУОТ», каждая организация решает самостоятельно. В любом из них:

Перечисляются порядок ведения трёхступенчатого контроля за соблюдением охраны труда, его цели, направления и объекты;
вводятся ступени (уровни) контроля с описанием особенностей каждой (каждого) из них;
назначаются ответственные лица за осуществление мероприятий на каждой ступени;
определяется круг задач каждого ответственного лица (группы лиц);
прописывается порядок оформления результатов проверок;
вводится форма Журнала трехступенчатого контроля и порядок его заполнения.

Практика показывает, что, вводя «Журнал трехступенчатого контроля», пример заполнения его страниц приводить желательно сразу же. Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, в ходе работы над Положением либо Стандартом можно показать «Журнал трехступенчатого контроля» и пример его заполнения куратору, а затем придерживаться его рекомендаций. Целесообразно прописать процедуру внесения исправлений при ведении записей в журнале (например, запретить использовать корректор и пропускать строки, оговорить способ зачеркивания неправильных записей – вычеркивание всей строки либо только неправильной информации).

Как работает трёхступенчатый контроль за соблюдением охраны труда

Чтобы наблюдение за безопасностью труда велось непрерывно, контрольные функции разделены на 3 уровня:

1. Оперативный контроль

Основная цель – максимально быстрое устранение опасных ситуаций. Периодичность – постоянно. Его проводят мастера, бригадиры и другие непосредственные руководители работ. Они:

Доводят до сведения работников необходимость постоянно заботиться о личной безопасности, организовывать самоконтроль;
знакомят работников с безопасными методами работы, контролируют выполнение введенных инструкциями требований;
отмечают, выполнены ли предписания предыдущих проверок, организуют их выполнение;
ежедневно:

в начале смены убеждаются в соответствии нормативам:

— состояния рабочих мест и оборудования: исправность инструментов, приспособлений, наличие СИЗ, работу вентиляционных и осветительных систем;
— наличия исправных ограждений, блокировок, выдачи ключей-бирок;
— состояния проходов, проездов (целостность покрытия и ограждений, отсутствие захламления);
— оформления документации: наряды-допуски, распоряжения по совместным работам, рапорты предыдущих смен, др.

и наличии:

— знаков безопасности, инструкций по ОТ, необходимых журналов;
— необходимых удостоверений у работников;

в ходе смены:

— контролируют работу персонала, использование СИЗ, безопасность рабочих мест;
— оперативно реагируют на жалобы работников;
— контролируют состояние оборудования;
— оперативно устраняют нарушения. Если их собственными силами исправить ситуацию нельзя, делается соответствующая запись в журнале 3-ступенчатого контроля.

Если нарушение слишком опасно, работы останавливаются до полной его ликвидации. Информация о нем доводится до сведения руководства и специалистов, которых необходимо привлечь для его ликвидации.

2. Контроль по подразделениям

Основная цель контроля на этом уровне – обеспечение безопасности всех работ, организованных в подразделении. Мероприятия проводятся еженедельно, ежемесячно или оперативно. Ответственные лица: руководители подразделений (начальники цехов, смен, старшие мастера, менеджеры и др.). Они:

Ежедневно заслушивают отчеты подчиненных специалистов о ведущихся в подразделении работах и их безопасности;
еженедельно или чаще проверяют журналы приема/сдачи смен, 3-ступенчатого контроля, другие журналы, организуют устранение нарушений, которые выявил предыдущий уровень контроля, проверяют выполнение рекомендаций, внесенных предыдущими проверками;
ежемесячно или чаще проверяют состояние безопасности на рабочих местах подразделения. Эта работа ведется совместно с уполномоченными трудовых коллективов по ОТ, при желании профкома – также с его представителями. Если проверка совпадает с проверкой службы ОТ предприятия, то они проводятся совместно одной комиссией.

Проверяются:

Выполнение мероприятий, рекомендованных предыдущими проверками;
безопасность ведения работ;
правильность работы с оборудованием, его обслуживания и ремонта;
наличие и правильное оформление документации по ОТ;
качество ведения контроля на предыдущей ступени;
условия труда, санитарно-бытовое обслуживание;
укомплектованность СИЗ, знаками безопасности, инструкциями и их использование.

В «Журнал 3-ступенчатого контроля» записываются нарушения, которые нельзя моментально устранить. Результаты контроля отображаются в распоряжении и изучаются на ближайшем заседании по ОТ.

3. Контроль в организации

Основная задача – обеспечение безопасности в целом по предприятию. Периодичность – оперативно, ежемесячно, ежеквартально, по графику. Ответственные лица: руководитель предприятия, комиссия по ОТ.

Обязанности:

Руководитель предприятия:
организует ежедневный сбор информации от руководителей подразделений, службы ОТ и принимает соответствующие решения;
раз в полугодие или чаще организует комиссионное рассмотрение хода выполнения плана комплексных мероприятий по ОТ, принятие соответствующих решений.
главный инженер:

— организует ежедневный сбор информации от диспетчеров, службы ОТ, принимает соответствующие решения;
— ежеквартально либо чаще организует комиссионное рассмотрение состояния ОТ на предприятии, принимает или утверждает соответствующие решения.

Начальник службы ОТ:

— организует ежемесячный сбор информации от руководителей подразделений о состоянии ОТ;
— ежемесячно работает с уполномоченными трудовых коллективов по вопросам ОТ: заслушивает предложения, организует обучение, координирует совместную работу;
— проводит проверки состояния ОТ по графику, а также внепланово.

Главные специалисты:

— ежемесячно организуют анализ нарушений ОТ, зафиксированных в подчиненных им подразделениях за отчетный период;
— ежеквартально и чаще проводят проверки в сфере своей компетенции.

Комиссия по охране труда:

— проводит проверки состояния ОТ по графику комплексных обследований. В ходе этого она проверяет все аспекты работы подразделений в области безопасности;
— качество работы на 2 ступени контроля, выполнение рекомендаций предыдущих проверок;
— результаты работы оформляет актами, на основании которых издаются соответствующие распоряжения, приказы.

Контролирует устранение выявленных комиссией нарушений служба ОТ.

Журнал трехступенчатого контроля: пример заполнения

Журнал трехступенчатого контроля заполняется на 1 и 2 уровнях. Можно вводить журналы для каждой ступени отдельно или один журнал для обеих ступеней. Каждая организация вправе разработать собственную форму этого журнала, которая максимально отвечает ее потребностям.

Журнал трехступенчатого контроля и пример заполнения:

Для совместного заполнения:

Дата № ступени Нарушения Сроки устранения Должность проверяющего, ФИО Подпись проверяющего, дата Дата выполнения ФИО, подпись исполнителя
1 16.12.2016 1 Снято ограждение у конвейера №3 на отм.-10м Немедленно Мастер смены Бой С.М., уполномоченный по ОТ Шевчик М.И. подпись

16.12.2016

подпись

16.12.2016

Выполнено

16.12.2016

Бригадир Онищенко М.И.
2 20.12.2016 2 Грузчики не обеспечены защитными очками согласно Нормам выдачи 2 дня Начальник цеха Осипов Е.Г.

уполномоченный по ОТ Шевчик М.И.

подпись 20.12.2016

подпись 20.12.2016

Выполнено 21.12.2016 Старший мастер Ефимов А.М.

Для каждой ступени отдельно.

Первая ступень контроля проводится ежедневно, ежемесячно. Непосредственными руководителями совместно с уполномоченным лицом по охране труда как в начале смены, так и на протяжении всего рабочего времени. При осуществлении контроля отслеживают состояние и правильность организации рабочих мест, исправность оборудования, инструментов, средств защиты, сигнальных принадлежностей, наличие у работников соответствующих удостоверений, наличие средств пожаротушения, соблюдение работниками правил и инструкций. Все выявленные нарушения устраняются немедленно своими силами, вписываются в журнал первой ступени контроля.

Вторая ступень контроля проводится не реже 1 раз в месяц совместно с уполномоченным по охране труда или профкомом. Комиссии для проведения второй ступени:

1.Начальник резерва и инструктор поездных бригад следующих направлений: Нижневартовск, Москва…

2.Заместитель начальника резерва и инструктора поездных бригад следующих направлений: Санкт – Петербург, Уренгой, Владивосток, Симферополь и VIP–вагоны.

Все замечания выявленные во время проверки фиксируются в журнале второй ступени контроля.

Третья ступень проводится согласно графика комиссией, непосредственным руководителем и его заместителем не реже одного раза в три месяца. Результаты проверки третьей ступени оформляются актами. Выявленные недостатки фиксируются в журналах третей ступени. Создается приказ о наказании тех руководителей, где были выявлены недостатки, нарушения по охране труда.

Общественный контроль осуществляется профсоюзным органом.

Права и обязанности уполномоченных по охране труда

1.Содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда;

2.Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров;

3.Принимать участие в осуществлении контроля за состоянием охраны труда, а также контролировать соблюдение законодательства о труде, своевременность обеспечения спецодеждой, спецобувью, средствами защиты;

4.Проведение всех видов обучения по охране труда;

5.Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, участвовать в улучшении условий на рабочих местах, подавать предложения для включения в коллективный договор.

Положение об особом режиме работы по охране труда

Введение особого режима работы в структурных подразделениях могут осуществляться по результатам комплексных проверок, а также может быть связано с ростом производственного травматизма с тяжелым исходом. Указание о вводе особого режима принимается руководителем дороги совместно с профсоюзной организацией. На весь период особого режима разрабатывается специальный план работы, где предусматривают увеличение внезапных проверок, проведение внеплановых инструктажей, технических учеб, внеочередные проверки знаний. По окончании срока главный инженер дороги выходит с ходатайством о снятии или продлении его, в этом случае рассматривается вопрос о возможности пребывания в занимаемой должности соответствующих руководителей. Весенние и осенние осмотры состояния охраны труда проводят вместо третей ступени с 1 апреля по 30 апреля и с 1 октября по 31 октября. Вся работа проводится в 3 этапа:

1.Проверка состояния охраны труда и сбор предложений по улучшению;

2.Устранение скрытых недостатков, внедрение всех поступивших предложений;

3.Подведение итогов на дне охраны труда.

31.10.2017, 20:49

За работодателем закреплена обязанность организовать внутреннюю систему охраны труда. Одна из действенных форм обеспечения безопасности сотрудников в рабочее время – трехступенчатый контроль по охране труда. Суть этого метода заключена в вовлечении в процесс контроля за охраной труда на всех этапах должностных лиц с различным уровнем полномочий.

Классификация видов контроля

Трудовым кодексом за работодателем закреплена функция обеспечения нормальных условий труда для персонала, а также контроля текущего состояния и изменения созданных условий.

Для целей охраны труда может быть несколько видов контроля:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • общественный;
  • административный – по сути это и есть трехступенчатый контроль.

Сразу скажем, что трехступенчатая система объединяет в себе функции административного и общественного видов контроля.

Как работает трехступенчатый контроль

Описание комплекса действий в рамках трёхступенчатого внутреннего контроля системы охраны труда можно найти только в некоторых отраслевых нормативных актах. Например, в приказе МПТР от 04.12.2002 № 237 и регламенте ОАО «РЖД» от 12.08.2006 № ЦТЛ-16/2.

Дело в том, что федеральное законодательство всеобщей обязанности по ведению такого контроля на работодателей не возлагает.

Данный метод организации охраны труда предусматривает:

1-я ступень контроля

На этом этапе трехступенчатый контроль за соблюдением охраны труда может происходить ежесуточно или ежесменно с проведением комплекса определённых мероприятий в начале рабочего дня и на протяжении всей смены.

Обязанности по его проведению возлагают:

  • на сменного мастера;
  • дежурного;
  • бригадира;
  • непосредственного начальника.

Рабочий день такого ответственного лица должен начинаться с таких действий:

  • проверка текущего состояния здоровья прибывших на рабочие места сотрудников;
  • мониторинг адекватности поведения работников (выявление фактов алкогольного и наркотического опьянения, психической неуравновешенности);
  • оценка безопасности производственных помещений относительно контрольных значений ключевых показателей;
  • проверка наличия в положенных местах аптечек и огнетушителей, спецодежды, индивидуальных средств защиты;
  • проверка инструментов на исправность;
  • диагностика работы системы вентиляции, освещения и заземляющих устройств.

В течение рабочего дня ответственное должностное лицо обязано отмечать соблюдение коллективом правил безопасности и охраны труда. При необходимости контролирующий может использовать чек-листы, делая в них пометки по каждому пункту.

2-я ступень контроля

Руководители структурных подразделений в лице начальников цехов, участков и старших мастеров реализуют комплекс мероприятий 2-го уровня, которые предполагает трехступенчатый контроль по охране труда на предприятии.

Периодичность этих проверок – от 1 раза в месяц. Однако возможен и еженедельный мониторинг. Дополнительно к проверкам можно привлекать специалистов по охране труда.

Задачами проверяющих на этом этапе выступают:

  • устранение недостатков, которые были обозначены ежедневными мониторингами;
  • реализация мер, указанных в актах по расследованию случаев травматизма (при их наличии);
  • диагностика работоспособности и исправности транспорта и оборудования, электрических приборов и системы вентиляции;
  • проверка соответствия стандартам степени освещенности каждого рабочего места на предприятии, санитарного состояния производственных помещений и комнат отдыха;
  • фиксация наличия информационных стендов со знаками безопасности, оценка их актуальности;
  • проверка выполнения графика обучения по охране труда и своевременности проведения специальных инструктажей.

Отметим, что на первых 2-х этапах, как правило, заполняют журнал трехступенчатого контроля. Образец его обычно приводят во внутреннем нормативном акте предприятия. Например, положении об охране труда.

3-я ступень контроля

Один раз в месяц или ежеквартально на предприятии формируют комиссию, которую возглавляет руководитель организации или его заместитель. Она проводит комплексную проверку системы охраны труда. В составе комиссии могут быть:

  • главный инженер;
  • главный технолог;
  • сотрудники технического отдела;
  • представители профкома;
  • электрики;
  • работники кадровых подразделений и др.

В функции комиссии обычно входит:

  • изучение фактов нарушения мер безопасности (в журнале трехступенчатого контроля по охране труда их отмечают ответственные лица на первых 2-х этапах контроля);
  • оценка текущего состояния производственных зданий, сооружений, дорожных переходов на территории предприятия, тоннелей, тротуаров т. п.;
  • диагностика исправности работы грузоподъемного оборудования, технических линий производства, системы вентиляции, электрических приборов, средств коммуникации;
  • наличие и целевое использование спецодежды, иных средств личной защиты.

На этом этапе проводят общий мониторинг соблюдения установленного на предприятии режима работы и отдыха, оценивают степень соответствия санитарных и гигиенических норм на рабочих местах государственным стандартам.

Если на первых 2-х ступенях по итогам проверки заполняют журнал трехступенчатого контроля, то на третьем блоке мониторинга результаты отражают в акте. Его форма – произвольная. Она предполагает перечисление всего спектра выявленных нарушений.

На основании представленного комиссией итогового документа руководитель предприятия издает приказ об устранении обнаруженных недочетов путем реализации конкретных мер.

Ведение данного журнала лежит на проверяющих. Этот документ должен содержать информацию:

  • о дате проверки;
  • Ф.И.О. и должности проверяющих лиц;
  • выявленные нарушения;
  • предложенные меры по устранению недочетов;
  • сроки, отводимые для улучшения системы охраны труда;
  • назначение ответственных лиц, которые должны следить за устранением недостатков;
  • отметки о выполнении предложенных мер.

Чтобы предотвратить разногласия внутри предприятия, а также минимизировать претензии внешних контролеров, во внутреннем положении об охране труда необходимо утвердить рекомендации по ведению и форму журнала трехступенчатого контроля. Пример заполнения этого документа у каждой организации будет свой.

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.

Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.
Контроль бывает двух видов:
1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.
2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.
Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.
Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.
В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.
Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.
Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.
Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.
Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.
Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.
Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).
По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.
Комиссия намечает мероприятия но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.
Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.
На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.
Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро-и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-допроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.
Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.
На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.
В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.
Разумеется приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.
Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.