Основатель ассирии. История древнего царства Ассирии. Долгая жизнь шумерских богов

  • История Ассирии, кратко описанная в данной статье, полна завоеваний. Это было одно из государств древности, которые сыграли значительную роль в развитии истории Месопотамии. Изначально Ассирия не была сильной державой - государство Ассирия занимало небольшую территорию , и на протяжении всей своей истории его центром был город Ашшур. Жители Ассирии освоили земледелие, выращивали виноград, чему способствовало естественное орошение в виде дождей или снегов. Также для своих нужд они использовали колодцы, и, построив ирригационные сооружения, сумели поставить реку Тигр себе на службу. В более засушливых восточных регионах Ассирии чаще занимались скотоводством, чему способствовало изобилие зеленых лугов на горных склонах.

  • Первый период назван Староассирийским . В то время как большая часть простого населения Ассирии занималась скотоводством и земледелием, в городе Ашшур, через который проходили основные торговые пути, по которым торговые караваны проходили из Малой Азии и Средиземноморья в Месопотамию и Элам. Все это позволили
  • Ассирию, и в первую очередь, ее правителя. На границе 2 и 3 тысячелетия Ашшур уже пытался основывать свои торговые колонии, и начал завоевывать колонии соседних государств.
    Страна Ассирия была рабовладельческим государством, однако в этот период родовой строй, от которого общество уже успело отойти, все еще оставлял свое влияние. Царю принадлежало большое количество земель и хозяйств, не меньше прибрало к рукам и жречество. Тем не менее, община владела большей частью земли в государстве.

  • В 20 веке до н.э. возле Евфрата обрело могущество государство Мари, и торговцы из страны Ассирия потеряли большую часть прибыли, чему также поспособствовало переселение амореев в Месопотамии. В результате армия Ассирии, развившая на тот момент прогрессивные осадные орудия, направилась на запад и юг. В ходе этих войн Ассирии подчинились северные города Месопотамии и само государство Мари. Именно тогда образовалось не просто государство, а целое царство Ассирия, являющееся одной из наиболее влиятельных сил на древнем Ближнем Востоке.
    Правители государства, в конце концов, осознали, насколько большие территории они захватили, поэтому государство Ассирия было полностью реорганизовано.
  • Царь возглавил огромный правительственный аппарат, сосредоточил в своих руках судебную власть и стал верховным главнокомандующим. Территория государства была разделена на хальсумы, которыми руководили избранные царем наместники. Население было обязано выплачивать налоги в царскую казну, и выполнять те или иные трудовые повинности. В армию стали набирать воинов-профессионалов, а в некоторых случаях использовали ополчение. Староассирийский период завершился упадком - государство Хеттов, Египет и Митанни подорвали влияние Ассирии на своих рынках.
  • Далее последовал Среднеассирийский период , в ходе которого царство Ассирия пыталось восстановить свое влияние. В 15 веке Ассирия заключила союз с Египтом, в результате чего пошатнулась власть Вавилонии. Вскоре царь Ашшур-убаллит 1 поставил на вавилонский трон своих приближенных. Митанни пала, спустя сотню лет Ассирия захватила Вавилон, и направляла успешные экспедиции на Кавказ. Однако войны были столь частыми и непрерывными, что в 12 веке до н.э. империя Ассирия ослабла. Спустя полвека ситуация немного исправилась, однако позже в Переднюю Азию вторглись арамеи, захватив Ассирию и поселившись на ее территории, притом исторически сведений о периоде длинной в 150 лет с этого момента не осталось.
  • Наибольшего расцвета и достижений империя Ассирия достигла в третий период своего существования (Новоассирийский период), распространив свое влияние от Египта до Вавилона и части Малой Азии. Однако на смену старым врагам пришли новые - в 6 веке до н.э. по Ассирии неожиданно нанесли удар мидийцы, предавшие союз. Подорванное могущество Ассирии сыграло на руку Вавилону, который в 609 г. до н.э. захватил последние территории, принадлежащие ассирийскому государству, после чего оно навсегда покинуло мир.

Культура

Искусство

Безусловно, одним из наиболее развитых государств древнего Ближнего востока являлась Ассирия. И, в то время как ассирийские войска бороздили просторы соседних стран, присоединяя и захватывая их, в наиболее крупных городах развивалось и совершенствовалось искусство Ассирии. Однако истоки его следует искать в еще более древних временах....

Города

На протяжении почти всей истории города Ассирии, первым из которых был Ашшур, являлись центром культуры и торговой деятельности всего края. Ашшур являлся столицей Ассирии, и оставался ей вплоть до гибели ассирийского государства под ударами вавилонян. Город был назван так в честь верховного божества ассирийского пантеона - Ашшура. Вероятнее всего, он был построен на месте древних поселений....

Столица

Столица Ассирии на протяжении большей части истории этой древней империи находилась в городе Ашшур, также известный как Ассур. Именно он дал название всему государству.

Карта Ассирии

Древнее государство Ассирия было одним из самых влиятельных на Ближнем Востоке. Карта Ассирии постоянно менялась, так как ее цари то и дело проводили завоевания, и присоединяли новые земли. Не обходилось и без завоеваний со стороны.

Царь Ассирии

В отличие от древних Аккада и Египта царь (царица) Ассирии никогда не был почитаем как бог.

Территория

Территория Ассирии за все время существования этого государство постоянно изменялась, так как и сами ассирийцы постоянно вели захватнические войны, так и их соседи то и дело совершали набеги.

Правители Ассирии

Изначально правители Ассирии не отыгрывали решающей роли в государстве. На ранних этапах истории города Ашшур, и образованного вокруг него государства, царь являлся лишь высшим сановником жречества, и ведал лишь некоторыми вопросами в городе, а в военное время мог возглавлять войска.

Войны

В ранний период существования Ассирия не была воинственным государством. Развивалось оно за счет активной торговли, и долгое время находилось под владычеством других цивилизаций.

Законы

Законы Ассирии на протяжении всей истории отличались краткостью содержания и чрезвычайной жестокостью.

Боги

Жители Древней Мессопотамии поклонялись единому пантеону богов, лишь иногда у разных народов несколько отличались имена и силы, которым покровительствовали их божества. Боги Ассирии не были исключением из этого правила.

Армия

Армия Ассирии была одной из наиболее могучих в свое время. Ассирийские полководцы были мастерами осадного дела, а в бою они использовали различные виды тактики.

Падение Ассирии

Ассирийская империя, просуществовавшая почти полторы тысячи лет, в конце 6 века до н.э. была уничтожена.

Религия

Религия Ассирии была тесно связана со всем религиозным культом, который исповедовался народами Месопотамии.

Географическое положение Ассирии

Местность вдоль рек Евфрат и Тигр была чрезвычайно благоприятной для проживающих здесь народов.

Река в Ассирии

Главная река в Ассирии, которая играла важную роль в развитии государства, называется Тигр.

Завоевание Ассирии

Ассирия на протяжении большей части своей истории занималась постоянными завоеваниями.

Архитектура

В период с 11 по 7 века до н.э. Ассирия стала наиболее могучим рабовладельческим государством в Передней Азии.

Письменность

Историки сумели узнать многое про письменность Ассирии благодаря множественным глиняным табличкам, найденным в руинах древних городов.

Достижения

Несомненно, Ассирия являлась одним из самых могущественных государств в истории Древней Месопотамии. Ее история продлилась почти 1,5 тыс. лет, в ходе которой небольшое номовое государство превратилось в могучую империю.

Рельефы

В 9 веке до н.э. во время правления царя Ашшурнасирпала II Ассирия достигла наибольшего в своей истории расцвета.

Первой империей Древнего мира была Ассирия. Это государство просуществовало на мировой карте почти 2000 лет - с XXIV по VII век до нашей эры, и около 609 г. до н. э. прекратило свое существование. Первые упоминания об Ассирии были обнаружены у античных авторов, таких как Геродот, Аристотель и другие. Также Ассирийское царство упоминается и в некоторых книгах Библии.

География

Ассирийское царство находилось в верхнем течении и протянулось от нижнего течения Малого Заба на юге до гор Заграс на востоке и гор Масиос на северо-западе. В разные эпохи своего существования оно располагалось на землях таких современных государств, как Иран, Ирак, Иордания, Израиль, Палестина, Турция, Сирия, Кипр и Египет.

Многовековой истории известна не одна столица Ассирийского царства:

  1. Ашшур (первая столица, находилась в 250 км от современного Багдада).
  2. Экаллатум (столица верхней Месопотамии, находилась в среднем течении Тигра).
  3. Ниневия (находилась на территории современного Ирака).

Исторические периоды развития

Так как история Ассирийского царства занимает слишком большой временной промежуток, то эпоху его существования условно делят на три периода:

  • Староассирийский период - XX -XVI века до нашей эры.
  • Среднеассирийский период - XV-XI века до нашей эры.
  • Новоассирийское царство - X-VII века до нашей эры.

Каждый из периодов характеризовался своей внутренней и внешней политикой государства, у власти стояли монархи из различных династий, каждый последующий период начинался подъёмом и расцветом государственности ассирийцев, сменой географии царства и изменением внешнеполитических ориентиров.

Староассирийский период

Ассирийцы пришли на территорию реки Евфрата в середине XX в. до н. э., говорили эти племена на Первым построенным ими городом был Ашшур, названный в честь своего верховного божества.

В этот период еще не существовало единого Ассирийского государства, поэтому наибольшим владетельным номом стал Ашшур, который являлся вассалом царства Митании и касситской Вавилонии. Ном сохранял некоторую независимость во внутренних делах поселений. К Ашшурскому ному относилось несколько небольших сельских поселений во главе со старейшинами. Город развивался достаточно быстро благодаря удачной географическому расположению: именно через него проходили торговые пути с юга, запада и востока.

Говорить о правящих в этот период монархах не принято, так как правители не имели всех политических прав, характерных для носителей такого статуса. Этот период в истории Ассирии был выделен историками для удобства как предыстория Ассирийского царства. До падения Аккада в XXII веке до н.э. Ашшур входил в его состав, а после его исчезновения стал независимым на короткий период времени, и лишь в XXI веке до н. э. был захвачен Уром. Лишь спустя 200 лет власть переходит к правителям - ашшурцам, с этого момента начинается бурный рост торговли и товарного производства. Однако такое положение внутри государства просуществовало недолго, и через 100 лет Ашшур теряет свою значимость центрального города, и наместником в нем становится один из сыновей правителя Шамшт-Адада. Вскоре город оказывается под властью царя Вавилона Хаммурапи, и лишь около 1720 года до н. э. начинается постепенный расцвет независимого Ассирийского государства.

Второй период

Начиная с XIV века до нашей эры ассирийские правители в официальных документах уже именуются царями. Более того, при обращении к фараону Египта они говорят «Наш брат». В этот период идет активная военная колонизация земель: осуществляются вторжения на территорию государства Хеттов, набеги на Вавилонское царство, в города Финикии и Сирии, и в 1290-1260 гг. до н. э. заканчивается территориальное оформление Ассирийской империи.

Новый подъем захватнических войн ассирийцев начался при царе Тиглатпаласаре, который смог захватить Северную Сирию, Финикию и часть Малой Азии, более того, царь несколько раз выходил на кораблях в Средиземное море, чтобы показать свое превосходство перед Египтом. После кончины монарха-завоевателя в государстве начинается упадок, и все последующие цари уже не могут сохранить ранее захваченные земли. Ассирийское царство было вытеснено на свои коренные земли. Документов периода XI-X веков до н. э. не сохранилось, что свидетельствует об упадке.

Новоассирийское царство

Новый этап в развитие Ассирии начался после того, как ассирийцам удалось избавиться от арамейских племен, пришедших на их территорию. Именно государство, созданное в этот период, принято считать первой империей в истории человечества. Затяжной кризис Ассирийского царства смогли прекратить цари Адад-Нирари II и Адид- Нирари III (именно с его матерью Семирамидой связывают существование одного из 7 чудес света - Висячих садов). К сожалению, три следующих царя не смогли устоять под ударами внешнего противника - царства Урарту, и проводили неграмотную внутреннюю политику, что существенно ослабило государство.

Ассирия при Тиглапаласаре III

Настоящий подъем царства начался в эпоху царя Тиглапаласара III. Находясь у власти в 745-727 гг. до н. э., он смог захватить земли Финикии, Палестины, Сирию, Дамасское царство, именно в годы его правления был разрешен многолетний военный конфликт с государством Урарту.

Удачи во внешней политике обусловлены проведением внутриполитических реформ. Так, царь начал насильственное переселение на свои земли жителей с захваченных государств, вместе с семьями и имуществом, что привело к распространению арамейского языка на территории всей Ассирии. Царь решил проблему сепаратизма внутри страны, разделив крупные области на множество мелких во главе с наместниками, не допустив, таким образом, зарождения новых династий. Также царь взялся за реформирование состоявшее из ополченцев и военных колонистов, было реорганизовано в профессиональную регулярную армию, получавшую жалованье из казны, были введены новые рода войск - регулярная кавалерия и саперы, особое внимание было уделено организации службы разведки и связи.

Удачные военные кампании позволили Тиглатпаласару создать империю, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря, и даже короноваться как царь Вавилона - Пулу.

Урарту - царство (Закавказье), в которое вторгались ассирийские правители

Царство Урарту располагалось на нагорья и занимало территорию современных Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и Нахичеванской АР Азербайджана. Расцвет государства пришелся на конец IX - середину VIII века до нашей эры, упадку Урарту во многом способствовали войны с Ассирийским царством.

Получив трон после смерти отца, царь Тиглатпаласар III стремился вернуть своему государству контроль над малоазийскими торговыми путями. В 735 году до н. э. в решающем сражении на западном берегу Евфрата ассирийцы смогли разбить армию Урарту и продвинуться вглубь царства. Монарх Урарту Сардури сбежал и вскоре умер, государство оказалось в плачевном состоянии. Его наследник Руса I смог установить временное перемирие с Ассирией, которое вскоре было нарушено ассирийским царем Саргоном II.

Воспользовавшись тем, что Урарту было ослаблено поражением, полученным от племен киммерийцев, Саргон II в 714 году до н. э. уничтожил урартское войско, и, таким образом, Урарту и зависимые от него царства оказались под властью Ассирии. После этих событий Урарту утратило свое значение на мировой арене.

Политика последних ассирийских царей

Наследник Тиглатпаласара III не смог удержать в своих руках основанную его предшественником империю, и со временем Вавилон объявил о своей независимости. Следующий царь, Саргон II, в своей внешней политике не ограничился владением только царством Урарту, он смог вернуть Вавилон под контроль Ассирии и короновался как вавилонский царь, также ему удавалось подавлять все восстания, возникающие на территории империи.

Царствование Синаххериба (705-680 гг. до н. э.) характеризовалось постоянным противостоянием царя со жрецами и горожанами. Во время его правления бывший царь Вавилона вновь попытался восстановить свою власть, это привело к тому, что Синаххериб жестоко расправился с вавилонянами и полностью разрушил Вавилон. Недовольство политикой царя привело к ослаблению государства и, как следствие, вспышкам восстаний, некоторые государства вновь обрели независимость, а Урарту вернул себе ряд территорий. Такая политика привела к убийству царя.

Получив власть, наследник убитого царя Асархаддон первым делом взялся за восстановление Вавилона и налаживание отношений со жрецами. Что касается внешней политики, царю удалось отразить вторжение киммерийцев, подавить антиассирийские восстания в Финикии и предпринять удачный поход в Египет, результатом которого стал захват Мемфиса и восхождение на трон Египта, однако удержать эту победу царю не удалось из-за неожиданной смерти.

Последний царь Ассирии

Последним сильным царем Ассирии был Ашшурбанипал, известный как наиболее грамотный правитель Ассирийского государства. Именно он в своем дворце собрал уникальную библиотеку из глиняных дощечек. Время его правления характеризовалось постоянной борьбой с вассальными государствами, желающими вернуть себе независимость. Ассирия в этот период воевала с царством Эламом, что привело к полному разгрому последнего. Египет и Вавилон хотели вернуть себе независимость, однако в результате многочисленных конфликтов им это не удалось. Ашшурбанипалу удалось распространить свое влияние на Лидию, Мидию, Фригию, разгромить Фивы.

Гибель Ассирийского царства

Смерть Ашшурбанапала положила начало смуте. Ассирия потерпела поражение от Мидийского царства, независимость получил Вавилон. Объединёнными войсками мидийцев и их союзниками в 612 году до н. э. был разрушен главный город Ассирийского царства - Ниневия. В 605 году до н. э. при Каркемише вавилонский наследник Навуходоносор разбил последние воинские части Ассирии, таким образом, Ассирийская империя была уничтожена.

Историческое значение Ассирии

Древнее Ассирийское царство оставило после себя множество культурных и исторических памятников. До нашего времени сохранилось множество барельефов со сценами из жизни царей и вельмож, шестиметровые скульптуры крылатых богов, множество керамики и ювелирных украшений.

Большой вклад в развитие знаний о Древнем мире внесла обнаруженная библиотека с тридцатью тысячами глиняных табличек царя Ашшурбанипала, где были собраны знания по медицине, астрономии, инженерии, и даже упоминался Великий потоп.

На высоком уровне развития находилась инженерия - ассирийцы смогли построить канал-водопровод и акведук шириной 13 метров и длиной 3 тысячи метров.

Ассирийцы смогли создать одну из сильнейших армий своего времени, на вооружении у них были колесницы, тараны, копья, в боях воины использовали обученных собак, армия была хорошо экипирована.

После падения Ассирийского государство наследником многовековых достижений стал Вавилон.

Ассирия – одна из первых империй в мире, цивилизация, которая зародилась на территории Месопотамии. Ассирия берет свое начало с XXIV века и существует почти два тысячелетия.

Ассирия в древности

Ассирия представляла собой одну из самых сильных империй в I тыс. до н. э., ее расцвет и золотой век приходиться как раз на этот период. До этого времени она была простым государством на севере

Междуречья, которое занималось в основном торговлей, поскольку располагалось на важных торговых путях.

Ассирия тогда подвергалась нападениям кочевников, например арамеев, которые привели к упадку государства в XI веке до н. э.

Всего историки делят условно на три периода:

  • староассирийский;
  • среднеассирийский;
  • новоассирийский.

В последнем Ассирия стает первой в мире империей. В VIII веке начинается золотой век империи, тогда ей правит царь Тиглатпаласар ІІІ. Ассирия сокрушает государство Урарту. В конце VIII века она подчиняет Израиль, в VII захватывает и Египет. Когда царем становиться Ашшурбанапал, Ассирия подчиняет Мидию, Фивы, Лидию.
После смерти Ашшурбанапала Ассирия не смогла устоять под натиском Вавилона и Мидии, приходит конец империи.

Где находится древняя Ассирия сейчас

Сейчас Ассирии как государства не существует, в XXI веке на территории бывшей империи расположились страны: Ирак, Иран и другие. На ее территории живут народы семитской группы: арабы, евреи и некоторые другие. Главенствующей религией на территории былой Ассирии является мусульманство. Наибольшую территорию принадлежащей Ассирии, теперь занимает Ирак. Сейчас Ирак находиться на гране гражданской войны. На территории Ирака имеется диаспора тех древних ассирийцев, которые основали первую в мире империю, покорившую почти весь Аравийский полуостров (Междуречье).


Как выглядит территория Ассирии в современности

Сейчас мир, по некоторым данным, которые не подтверждены, населяют около миллиона ассирийцев. В современном мире у них нету собственного государства, они населяют Иран, Ирак, США, Сирию, небольшие диаспоры также есть в России и Украине. Современные ассирийцы в основном говорят на арабском и турецком языках. А их древний, родной язык находиться на грани исчезновения.
Современная Ассирия представляет собой не государство, а лишь один миллион потомков древних ассирийцев, которые несут в себе уникальную ассирийскую культуру и фольклор.

Как возникла и погибла первая империя? История Ассирийского государства

Ассирия - одно только это название наводило ужас на жителей Древнего Востока. Именно ассирийская держава, обладая сильной боеспособной армией, первой из государств вступила на путь широкой завоевательной политики, а библиотека глиняных табличек, собранная ассирийским царем Ашшурбанипалом, стала ценнейшим источником для изучения науки, культуры, истории, древнего Междуречья. Ассирийцы, принадлежавшие к семитской языковой группе (к этой группе относят также арабский и иврит) и пришедшие из засушливых районов Аравийского полуострова и Сирийской пустыни, по которым кочевали, обосновались в средней части долины реки Тигр (территория современного Ирака).

Их первым крупным форпостом и одной из столиц будущего Ассирийского государства стал Ашшур. Благодаря соседству и как следствие знакомства с более развитой шумерской, вавилонской и аккадской культурами, наличию Тигра и орошенных земель, наличию металла и леса, которого не имели их южные соседи, благодаря расположению на пересечении важных торговых путей Древнего Востока, у бывших кочевников складывались основы государственности, а поселение Ашшур превращалось в богатый и мощный центр ближневосточного региона.

Скорее всего, именно контроль над важнейшими торговыми путями толкнул Ашшур (именно так первоначально называлось ассирийское государство) на путь территориально-захватнических устремлений (помимо захвата рабов и добычи), предопределив тем самым дальнейшую внешнеполитическую линию государства.

Первым ассирийским царем, начавшим крупную военную экспансию, был Шамшиадат I. В 1800 году до н.э. он завоевал всю Северную Месопотамию, подчинил часть Каппадокии (современная Турция) и крупный ближневосточный город Мари.

В военных походах его отряды доходили до берегов Средиземного моря, а сама Ассирия начала соперничать с могущественным Вавилоном. Сам Шамшиадат I именовал себя «царем вселенной». Однако в конце XVI века до н.э. примерно на 100 лет Ассирия попадала под власть государства Митанни, располагавшегося в северном Междуречье.

Новый же всплеск завоеваний приходится на ассирийских царей Салманасара I (1274-1245 до н.э.), который уничтожил государство Митанни, захватив 9 городов со столицей, Тукультининурта I (1244-1208 до н.э.), значительно расширившего владения ассирийской державы, успешно вмешивавшегося в Вавилонские дела и совершившего удачный набег на могущественную Хеттскую державу, и Тиглатпаласаре I (1115-1077 до н.э.), совершившего первое в истории Ассирии морское плаванье по Средиземному морю.

Но, пожалуй, наивысшего могущества Ассирия достигла в так называемый новоассирийский период своей истории. Ассирийский царь Тиглапаласар III (745-727 до н.э.) покорил практически все мощное Урартское царство (Урарту располагалось на территории современной Армении, до нынешней Сирии), кроме столицы, Финикию, Палестину, Сирию, достаточно сильное Дамасское царство.

Этот же царь без кровопролитий взошел на трон Вавилонии под именем Пулу. Другой Ассирийский царь Саргон II (721-705 до н.э.), проводя много времени в военных походах, захватывая новые земли и подавляя восстания, окончательно усмирил Урарту, захватил государство Израиль и силой подчинил Вавилонию, приняв там титул наместника.

В 720 г. до н.э. Саргон II разбил объединенные силы восставшей Сирии, Финикии и примкнувшего к ним Египта, а в 713 г. до н.э. совершает карательную экспедицию в Мидию (Иран), захваченную еще до него. Перед этим царем заискивали правители Египта, Кипра, Сабейского царства в Южной Аравии.

Его сыну и приемнику Синаххеррибу (701-681 до н.э.) досталась огромная империя, в которой в различных ее местах периодически приходилось подавлять восстания. Так, в 702 г до н.э. Синаххерриб в двух сражениях при Куту и Кише разбил мощное Вавилоно-Эламское войско (Эламское государство, поддержавшее восставшую Вавилонию, находилось на территории современного Ирана), захватив 200000 тысяч пленных и богатую добычу.

Сам же Вавилон, жители которого частью были истреблены, частью переселены в различные области Ассирийской державы, Синаххериб затопил спущенными водами реки Евфрат. Также Синаххерибу пришлось воевать с коалицией Египта, Иудеи и арабских племен бедуинов. В ходе этой войны был осажден Иерусалим, но взять его ассирийцам не удалось из-за, как полагают ученые, тропической лихорадки, подкосившей их армию.

Главным внешнеполитическим успехом нового царя Асархаддона стало покорение Египта. Кроме того, он восстановил разрушенный Вавилон. Последним могущественным ассирийским царем, на время правления которого приходится расцвет Ассирии, стал уже упомянутый собиратель библиотеки Ашшурбанипал (668-631 до н.э.). При нем в подчинение к Ассирии отошли доселе независимые города-государства Финикии Тир и Арвада, и был совершен карательный поход против давнего врага Ассирии Эламского государства (Элам тогда помогал брату Ашшурбанипала в борьбе за власть), в ходе которого в 639 г. до н.э. была взята иего столица - Сузы.

Во время правления трех царей (631-612 до н.э.) - после Ашшурбанипала - в Ассирии бушевали восстания. Бесконечные войны истощили Ассирию. В Мидии пришел к власти энергичный царь Киаксар, изгнавший со своей территории скифов и даже, по некоторым утверждениям, сумевший привлечь их на свою сторону, больше не считая себя ничем обязанным Ассирии.

В Вавилонии - давнему сопернику Ассирии - приходит к власти царь Набобаласар, основатель Нововавилонского царства, который также не считал себя подданным Ассирии. Два этих правителя заключили союз против их общего врага Ассирии и начали совместные военные действия. В сложившихся условия один из сыновей Ашшурбанипала - Сарак - был вынужден вступить в союз с Египтом, к тому моменту уже независимым.

Военные действия между ассирийцами и вавилонянами в 616-615 гг. до н.э. шли с переменным успехом. В это время, воспользовавшись отсутствием ассирийской армии, мидийцы прорвались к коренным областям Ассирии. В 614 г. до н.э. они взяли древнюю священную столицу ассирийцев Ашшур, а в 612 г. до н.э. объединенные мидийско-вавилонские войска подошли к Ниневии (современный город Мосул в Ираке).

Ниневия со времен царя Синаххериба была столицей ассирийской державы, большим и красивым городом гигантских площадей и дворцов, политическим центром Древнего Востока. Несмотря на упорное сопротивлении Ниневии, город также был взят. Остатки ассирийской армии во главе с царем Ашшурубаллитом отступили к Евфрату.

В 605 г. до н.э. в битве при Каркемише близ Евфрата вавилонский царевич Навуходоносор (будущий знаменитый царь Вавилонни) при поддержке мидийцев разбил объединенные ассирийско-египетские войска. Ассирийское государство прекратило свое существование. Однако ассирийский народ не исчез, сохранив свою национальную самоиндентичность.

Каким было ассирийское государство?

Армия. Отношение к покоренным народам.

Ассирийское государство (примерно XXIV до н. э.- 605 до н.э.) в наивысший пик своего могущества владела по тогдашним меркам огромными территориям (современный Ирак, Сирия, Израиль, Ливан, Армения, часть Ирана, Египет). Для захвата этих территорий Ассирия располагала сильной боеспособной армией, не имевшей аналогов в тогдашнем древнем мире.

Ассирийская армия делилась на конницу, которая в свою очередь подразделялась на колесничью и простую конницу и на пехоту - легковооруженную и тяжеловооруженную. Ассирийцы в более поздний период своей истории, в отличие от многих государств того времени, под влиянием индоевропейских народов, например, скифов, славившихся своей конницей (известно, что скифы были на службе у ассирийцев, а их союз был закреплен браком между дочерью ассирийского царя Асархаддона и скифским царем Бартатуа) стали широко применять простую конницу что дало возможность успешно преследовать отступающего неприятеля. Благодаря наличию металла в Ассирии, ассирийский тяжеловооруженный воин был относительно хорошо защищен и вооружен.

Помимо данных родов войск, впервые в истории, в ассирийской армии применялись инженерные вспомогательные войска (набираемые в основном из рабов), которые занимались прокладкой дорог, сооружением понтонных мостов и лагерей-крепостей. Ассирийская армия одна из первых (а может быть и самая первая) стала применять различные осадные орудия, такие как таран и специальное приспособление, чем-то напоминающую баллисту из воловьих жил, стрелявшую по осажденному городу камнями весом до 10 кг на расстояние 500-600 м. Царям и полководцам Ассирии были знакомы фронтальные и фланговые атаки и сочетание этих атак.

Также, довольно хорошо была налажена система шпионажа и разведки в странах, где планировались военные операции или были опасны для Ассирии. Наконец, довольно широко применялась система оповещения, наподобие сигнальных маяков. Ассирийская армия старалась действовать неожиданно и быстро, не давая противнику возможности опомниться, часто совершая внезапные ночные налеты на неприятельский лагерь. Когда было необходимо ассирийская армия прибегала к тактике «взятия измором», уничтожая колодцы, перекрывая дороги и т.д. Все это делало ассирийскую армию сильной и непобедимой.

Чтобы ослабить и держать в большем подчинении покоренные народы, ассирийцы практиковали переселение покорившихся народов в другие, нехарактерные для их хозяйственной деятельности районы ассирийской империи. Например, оседлые земледельческие народы переселяли в пустыни и степи, пригодные лишь для кочевников. Так, после захвата ассирийским царем Саргоном 2 государства Израиль, 27000 тысяч израильтян были переселены в Ассирию и Мидию, а в сам Израиль заселили вавилонян, сирийцев и арабов, которые впоследствии стали известны под названием самаритян и вошедшие в новозаветную притчу о «добром самаритянине».

Следует также отметить, что по своей жестокости ассирийцы превзошли все другие тогдашние народы и цивилизации, тоже не отличавшиеся особой гуманностью. Самые изощренные пытки и казни над побежденным врагом считалось для ассирийцев нормальным явлением. На одном из рельефов видно, как ассирийский царь пирует в саду вместе со своей супругой и наслаждается не только звуками арф и тимпанов, но и кровавым зрелищем: на дереве висит отрубленная голова одного из его врагов. Подобная жестокость служила для запугивания врагов, а также отчасти имела религиозно-ритуальные функции.

Государственный строй. Население. Семья.

Первоначально город-государство Ашшур (ядро будущей Ассирийской империи) представлял из себя олигархическую рабовладельческую республику, управляемую советом старейшин, который менялся каждый год и набирался из наиболее зажиточных жителей города. Доля царя в управлении страной была невелика и сводилась к роли главнокомандующего армией. Однако, постепенно царская власть усиливается. Перенос столицы из Ашшура без видимых причин на противоположенный берег Тигра ассирийским царем Тукультининуртом 1 (1244-1208 до н.э.) свидетельствует, по всей видимости, о желании царя порвать с ашшурским советом, который становился лишь советом города.

Главным основой Ассирийского государства были сельские общины, которые являлись собственниками земельного фонда. Фонд делился на участки, принадлежавшие отдельным семьям. Постепенно, по мере успешных захватнических походов и накоплении богатств, выделяются богатые общинники-рабовладельцы, а их бедные собратья по общине попадают к ним в долговое рабство. Так, например, должник обязан был к жатве предоставить богатому соседу-кредитору определенное количество жнецов взамен погашения процента на сумму займа. Также весьма распространенным способом попадания в долговое рабство была отдача должника во временное рабство кредитору в качестве залога.

Знатные и зажиточные ассирийцы не выполняли никаких повинностей в пользу государства. Различия между богатыми и бедными жителями Ассирии показывала одежда, вернее, качество материала и длина «канди» - рубашки с коротким рукавом, широко распространенная в древнем ближнем востоке. Чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее было его канди. Кроме того, все древние ассирийцы отращивали густые длинные бороды, считавшиеся признаком нравственности, и тщательно за ними ухаживали. Бороды не носили только евнухи.

До нас дошли так называемые «среднеассирийские законы», регламентирующие различные стороны повседневной жизни древней Ассирии и являющиеся наряду с «законами Хаммурапи» древнейшими юридическими памятниками.

В древней Ассирии существовала патриархальная семья. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабами. Дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Положение жены также мало отличалось от рабского, так как жена приобреталась путем купли. Муж имел юридически обоснованное право прибегать к насилию по отношению к своей жене. Жена после смерти мужа доставалась родственникам последнего.

Стоит отметить также, что внешним признаком свободной женщины было ношение покрывала закрывавшего лицо. Эту традицию впоследствии переняли мусульмане.

Кто такие ассирийцы?

Современные ассирийцы - христиане по вероисповеданию (большинство принадлежат к «Святой Апостольской Ассирийской Церкви Востока» и к «Халдейской католической церкви), говорящие на так называемом северо-восточном новоарамейском языке, продолжатели староарамейского языка, на котором говорил Иисус Христос, считают себя прямыми потомками древнеассирийского государства, о котором мы знаем из школьных учебников истории.

Сам этноним «ассирийцы» после долгого забвения появляется где то в средние века. Применили его по отношению к арамеоязычным христианам современного Ирака, Ирана, Сирии и Турции европейские миссионеры, объявившие их потомками древних ассирийцев. Этот термин успешно прижился среди христиан данного региона, окруженных чуждыми религиозными и этническими элементами, видевших в нем один из залогов своей национальной самобытности. Именно наличие христианской веры, а также арамейского языка, одним из центров которого была ассирийская держава, стали этноконсолидирующими факторами для ассирийского народа.

Нам практически ничего не известно о жителях древней Ассирии (костяк которой занимала территория современного Ирака) после падения их государства под ударом Мидии и Вавилонии. Скорее всего, сами жители не были полностью истреблены, уничтожению подвергся лишь правящий класс. В текстах и анналах Персидской державы Ахеменидов, одной из сатрапий которой была территория бывшей Ассирии, нам встречаются характерные арамейские имена. Многие из этих имен содержат священное для ассирийцев имя Ашур (одна из столиц древней Ассирии).

Многие арамеоязычные ассирийцы занимали в Персидской империи достаточно высокие посты, как, например, некий Пан-Ашур-лумур, который был секретарем коронованной принцессы Камбисии при Кире 2, а сам арамейский язык при персидских Ахеменидах был языком делопроизводства (имперский арамейский). Существует также предположение, что внешний облик главного божества персидских зороастрийцев Ахуры Мазды был заимствован персами у древнеассирийского бога войны Ашшура. Впоследствии территорию Ассирии занимали сменявшие друг друга различные государства и народы.

Во II в. н.э. маленькое государство Осроена в западной Месопотамии, населенное армаеоязычным и армянским населением, с центром в городе Эдесса (современный турецкий город Шанлыурфа в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы) благодаря усилиями апостолов Петра, Фомы и Иуды Фаддея первым в истории приняло христианство в качестве государственной религии. Приняв христианство, арамеи Осроены стали именовать себя «сирийцами» (не путать с арабским населением современной Сирии), а их язык стал литературным языком всех арамеоязычных христиан и получил название «сирийского», или среднеарамейского. Этот язык на данный момент практически мертвый (сейчас используется лишь в качестве литургического языка в ассирийских церквях), стал основой для возникновения новоарамейского языка. С распространением христианства этноним «сирийцы» приняли и другие арамеоязычные христиане, а затем, как было сказано выше, к этому этнониму прибавилась буква A.

Ассирийцы смогли сохранить христианскую веру и не раствориться в окружающем их мусульманском и зороастрийском населении. В арабском халифате христиане-ассирийцы были врачами и учеными. Они проделали там огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античная наука и философия стали доступны арабам.

Настоящей трагедией для ассирийского народа стала Первая мировая война. Во время этой войны руководство Османской империи решило наказать ассирийцев за «предательство», а точнее - за помощь русской армии. В ходе резни, а также от насильственной ссылки в пустыни с 1914 по 1918 г. погибло, по разным оценкам, от 200 до 700 тысяч ассирийцев (предположительно, треть всех ассирийцев). Причем около 100 тысяч восточных христиан были убиты в соседней нейтральной Персии, на территорию которой турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев были истреблены самими иранцами в городах Хой и Урмия.

Кстати, когда русские войска вошли в Урмию, из остатков беженцев они создали отряды, во главе которых поставили генерала-ассирийца Элию Ага Петроса. Со своим небольшим войском ему удавалось какое-то время сдерживать нападения курдов и персов. Еще одной черной вехой для ассирийского народа стало убийство в 1933 г. 3000 ассирийцев в Ираке.

Напоминанием и днем памяти о двух этих трагических для ассирийцев событиях является 7 августа.

Спасаясь от различных преследований, многие ассирийцы были вынуждены бежать с Ближнего Востока и рассеялись по всему миру. На сегодняшний день точную численность всех ассирийцев, проживающих в разных странах, установить не удается.

По некоторым данным их количество составляет от 3 до 4.2 млн. человек. Половина из них проживает в их традиционном месте обитания - в странах Ближнего Востока (Иран, Сирия, Турция, но больше всего в Ираке). Остальная половина расселилась по всему остальному миру. США занимают второе место после Ирака по численности ассирийского населения в мире (здесь больше всего ассирийцев проживают в Чикаго, где даже существует улица, названная в честь древнеассирийского царя Саргона). Проживают ассирийцы и в России.

Впервые ассирийцы появились на территории Российской империи после русско-персидской войны (1826-1828) и подписания Туркманчайского мирного договора. По этому договору христиане, проживающие в Персии, имели право переселяться в Российскую империю. Более многочисленная волна эмиграции в Россию приходится на уже упомянутые трагические события Первой мировой войны. Тогда многие ассирийцы нашли спасение в Российской империи, а затем в Советской России и Закавказье, как, например, группа ассирийских беженцев, шедших вместе с отступающими из Ирана русскими солдатами. Приток ассирийцев в советскую Россию продолжался и дальше.

Легче было ассирийцам, осевшим в Грузии, Армении - там климат и природные условия были более-менее привычны, была возможность заниматься знакомым земледелием и скотоводством. То же и на юге России. На Кубани, например, ассирийские выходцы из иранского района Урмия основали одноименный поселок и занялись выращиванием красного болгарского перца. Каждый год в мае сюда съезжаются ассирийцы из российских городов и из Ближнего Зарубежья: здесь проводится фестиваль «Хубба» (дружба), в программу которого входят и футбольные матчи, и национальная музыка, и танцы.

Труднее было ассирийцам, осевшим в городах. Бывшим горцам-земледельцам, к тому же в большинстве своем неграмотным и не знающим русского языка (у многих ассирийцев вплоть до 1960 годов не было советских паспортов), трудно было найти себе занятие в условиях городской жизни. Московские ассирийцы нашли выход из этой ситуации, занявшись чисткой обуви, не требующей специальных навыков, и практически монополизировали эту область в Москве. Московские ассирийцы селились компактно, по племенному и односельному признаку, в центральных районах Москвы. Самым знаменитым ассирийским местом Москвы был дом в 3-м Самотечном переулке, населенный исключительно ассирийцами.

В 1940-1950 годы была создана любительская футбольная команда «Московский чистильщик», состоявшая из одних ассирийцев. Однако не только в футбол играли ассирийцы, но и в волейбол, о чем напомнил нам Юрий Визбор в песне «Волейбол на Сретенке» («Сын ассирийца ассириец Лев Уран»). Московская ассирийская диаспора продолжает существовать и сегодня. В Москве действует ассирийская церковь, а до недавних пор существовал ассирийский ресторан.

Несмотря на большую неграмотность ассирийцев, в 1924 году был создан Всероссийский союз ассирийцев «Хаятд-Атур», также в СССР действовали национальные ассирийские школы, издавалась ассирийская газета «Звезда Востока».

Тяжелые времена для советских ассирийцев настали во второй половине 30 годов, когда упразднили все ассирийские школы и клубы, а немногочисленное ассирийское духовенство и интеллигенция были репрессированы. Следующая волна репрессий обрушилась на советских ассирийцев после войны. Многие были сосланы в Сибирь и в Казахстан по сфабрикованному обвинению в шпионаже и вредительстве, несмотря на то что многие ассирийцы воевали вместе с русскими на полях Великой Отечественной войны.

Сегодня общая численность российских ассирийцев насчитывает от 14 000 до 70 000 человек. Больше всего их проживает в Краснодарском крае и в Москве. Достаточно много ассирийцев проживает в бывших республиках СССР. В Тбилиси, например, есть квартал Кукия, где живут ассирийцы.

Сегодня рассеянные по всему миру ассирийцы (хотя в тридцатые годы на заседании Лиги Наций обсуждался план переселения всех ассирийцев в Бразилию) сохранили свою культурную и языковую самобытность. У них есть свои обычаи, свой язык, своя церковь, свое летоисчисление (по ассирийскому календарю сейчас 6763 год). Есть у них и свои национальные блюда - например, так называемый прахат (что в переводе с арамейского означает «рука» и символизирует падение ассирийской столицы Ниневии), круглые лепешки на основе пшеничного и кукурузного теста.

Ассирийцы - веселые, жизнерадостные люди. Они любят петь и танцевать. Во всем мире ассирийцы танцуют национальный танец «Шейхани».

Содержание статьи

ВАВИЛОН И АССИРИЯ – историческая область в Месопотамии. Древняя Вавилония включала долину Тигра и Евфрата от современного Багдада на северо-западе до Персидского залива на юго-востоке. До возвышения Вавилона около 1900 до н.э. эта область была известна как Шумер (на юго-востоке) и Аккад (на северо-западе). Ассирия лежала к северу от Вавилонии по верхнему Тигру и бассейнам рек Большой Заб и Малый Заб; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. В целом, современный Ирак к северу от Евфрата включает в себя большую часть древней территории Вавилонии и Ассирии.

Шумеро-аккадский период.

Шумеры, первые цивилизованные жители Вавилонской равнины, завладели районом вокруг Персидского залива около 4000 до н.э. Они осушали болота, сооружали каналы и занимались сельским хозяйством. Развивая торговлю с окружающими районами и создав экономику, которая опиралась не только на сельское хозяйство, но и на производство металлов, тканей и керамики, шумеры к 3000 до н.э. имели высокую культуру, для которой были характерны городская жизнь, тщательно разработанная религия и особая система письменности (клинопись). Их цивилизацию восприняли семиты (аккадцы), жившие на северо-западе равнины. История Шумера и Аккада 2700–1900 до н.э. наполнена постоянными столкновениями между различными шумерскими городами-государствами и войнами между шумерами и аккадцами.

Шумеро-аккадский период закончился ок. 1900 до н.э., когда власть в городах Месопотамии захватывает новый семитский народ – амореи, обосновавшиеся, в частности, в Вавилоне. Постепенно город Вавилон распространил свое влияние на долину Тигра и Евфрата, и к 1750 до н.э. Хаммурапи , шестой аморейский царь, завершил процесс вавилонской экспансии, создав империю, включавшую Шумер, Аккад, Ассирию, а возможно, и Сирию. Вавилон был столицей этого обширного царства, и с тех пор область, которая до этого называлась Шумер и Аккад, стала именоваться Вавилонией.

Вавилония.

Несмотря на то, что цивилизация вавилонян во времена Хаммурапи основывалась на шумерской, официальным языком стал аккадский. Существовали три главных сословия: высшее, состоявшее из феодальной землевладельческой знати, гражданских и военных чинов и священнослужителей; среднее – торговцы, ремесленники, писцы и представители свободных профессий; низшее – мелкие землевладельцы и арендаторы, городские и сельские зависимые работники, а также многочисленные рабы. При Хаммурапи вавилонское правительство было хорошо организованной бюрократией, во главе которой стоял царь с министрами. Правительство занималось ведением войн, отправлением правосудия, руководило сельскохозяйственным производством и собирало налоги. Деловые документы вавилонян, сохранившиеся на глиняных табличках, говорят о поразительной по развитию и сложности экономической жизни. Среди найденных деловых документов – квитанции, расписки, долговые записи, контракты, арендные договора, инвентарные списки, бухгалтерские книги. Большие участки земли находились во владении частных лиц, остальная земля принадлежала царю или храмам. Ее обрабатывали свободные вавилоняне, рабы и кабальные работники. Имелись также и земледельцы-арендаторы, которые могли быть нанимателями или издольщиками.

Одни вавилоняне-ремесленники владели собственными мастерскими, другие работали в дворцах и храмах за питание и заработную плату. Существовала система ученичества, ремесленники объединялись в гильдии по профессиям. Велась торговля с Египтом, Сирией, северными горными районами и Индией. Средствами обмена были золото, серебро и медь; применялась вавилонская система мер и весов, ставшая стандартом на всем Ближнем Востоке.

Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей и 24-часовыми сутками (с двенадцатью двойными часами). Значительных успехов они добились в астрономии (применявшейся для составления календаря), большую роль в их жизни играла астрология. Вавилоняне владели знаниями в арифметике и геометрии, необходимыми для измерения земельных участков, а также в алгебре.

Касситское правление и возвышение Ассирии.

Ранний этап вавилонской истории (Старовавилонский период) завершился ок. 1600 до н.э., когда Вавилония подверглась нашествию захватчиков с севера. Прочно обосновавшиеся в Малой Азии хетты в 1595 разорили и разрушили Вавилон, после чего из Элама нахлынули касситы, уничтожившие аморейскую династию.

После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

Основные вехи истории Ассирии.

История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода.

1) Около 1300 – ок. 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы. На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274–1245 до н.э.) и его преемники. К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале 11 в. до н.э. Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

2) 883–763 до н.э. После двух столетий смуты, последовавших за смертью Тиглатпаласара I, в начале 9 в. до н.э. ассирийцы создали полностью военизированное государство. При трех великих царях-завоевателях – Ашшурнасирпале II, Салманасаре II и Ададнирари III, правление которых охватывает период с 883 по 783 до н.э., ассирийцы вновь раздвинули свои владения до прежних северных и восточных границ, вышли к Средиземному морю на западе и захватили часть земель Вавилонии. Ашшурнасирпал II, хваставшийся, что у него «нет соперников среди князей Четырех стран света», воевал то с одним, то с другим из врагов Ассирии почти каждый год своего долгого правления; преемники следовали его примеру. Сто лет неослабных усилий не могли не привести к естественному результату, и Ассирийское государство рухнуло в одночасье, когда после солнечного затмения 763 до н.э. по всей стране вспыхнули беспорядки.

3) 745–612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II , основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии. Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (Синнахериб) (705–681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей. Асархаддон (681–669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669–629 до н.э.) Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость. Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э. ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.

Ассирийская цивилизация.

Ассирийская цивилизация сложилась по образцу и подобию вавилонской, однако ассирийцы внесли в нее ряд важных новшеств. Образование их империи называли первым шагом в деле создания военно-политической организации в древнем мире. Завоеванные территории делились на провинции, которые платили дань в царскую казну. В отдаленных областях провинции сохраняли свою систему управления, а осуществлявшие ее чиновники считались вассалами ассирийского владыки; другие области управлялись местными чиновниками при ассирийском наместнике, имевшем в своем распоряжении гарнизон ассирийских войск; остальные области находились в полном подчинении у ассирийцев. Многие города обладали муниципальной автономией, дарованной им специальными царскими хартиями. Ассирийская армия отличалась лучшей организацией и в тактическом отношении превосходила любую другую армию предшествующих времен. В ней применялись боевые колесницы, имелись тяжеловооруженные и легковооруженные пехотинцы, а также лучники и пращники. Ассирийские инженеры изготавливали эффективные осадные орудия, которым не могли противостоять самые мощные и неприступные укрепления.

Научный прогресс.

В областях медицины и химии ассирийцы продвинулись значительно дальше вавилонян. Больших успехов они достигли в обработке кож и изготовлении красок. В медицине ассирийцы применяли более четырехсот растительных и минеральных снадобий. Сохранившиеся медицинские тексты сообщают о применении амулетов и заговоров при лечении болезней, хотя во многих случаях ассирийцы прибегали к помощи более эффективных средств. Например, врачи прописывали холодные ванны для снятия лихорадочных состояний и признавали, что зубная инфекция может быть причиной ряда заболеваний. Есть свидетельства, что ассирийские медики занимались также лечением психических заболеваний.

Террористические методы.

Ассирийцы были мастерами психологической войны. Они намеренно распространяли истории о собственной безжалостности в бою и жестоких расправах, которые ожидают тех, кто окажет им сопротивление. В результате их враги нередко пускались в бегство, не вступая в бой, а подданные не решались на мятежи. Официальные ассирийские надписи полны рассказов о кровопролитных сражениях и суровых наказаниях. Достаточно привести несколько строчек из Анналов Ашшурнасирпала II, чтобы представить себе, как это выглядело: «Я вырезал всех до одного, и кровью их я выкрасил горы... Головы их воинов я отсек и насыпал из них высокий холм... а юношей и их девственниц я сжег в огне... я истребил неисчислимое количество их жителей, а города предал огню... У некоторых я отрезал кисти рук и пальцы, у других отрезал носы и уши».

Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II.

История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).

Персидское нашествие.

Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э., когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были непрочь сменить Набонида на Кира.

После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока. Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э. в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.