Мифы древней греции о сотворении мира. Мифы о сотворении мира

Интерес многих людей по всему миру к древнегреческой мифологии не снижается и спустя тысячелетия, наоборот, время от времени даже наблюдаются его всплески. Одни испытывают к ним интерес с научной точки зрения, другие просто получают удовольствие от погружения в уникальный мир героев и богов, но равнодушных к греческой мифологии людей фактически нет. Среди множества различных мифов можно выделить один, имеющий первостепенное значение, это миф о сотворении всего мира и история о том, как представляли себе это процесс древние греки.

Это древняя легенда о необъятном Хаосе, существовавшем всегда вне времени и пространства. Однажды на него подействовала неизвестная и мощная сила, под влиянием которой он начал деформироваться и видоизменяться, что в итоге привело к созданию Вселенной. Таким образом, Хаос стал прародителем мира, который окружает современных людей. Первым его созданием стало Время, ассоциирующееся с великим древнейшим богом Хроносом. Также вскоре после него из Хаоса возникли и новые создания: Гея – Землю и Тартар, являющийся олицетворением Непостижимой Бездны. Другим созданием Хаоса стал Эрос – неопределимая сила влечения, единственная сила, которой было подчинено само создание первозданной Вселенной, уже после, этим же именем нарекут и бога любви.

Известное выражение «Свет из тьмы» также происходит от тех далеких времен, когда Хаос породил Эреба и Никту, которые стали воплощением тьмы и непроглядной ночи, соответственно. Их союз имел весьма странный итог, который иначе как парадоксом не назовешь, поскольку его результатом стало появление Эфира и Гемеры, которые олицетворяли Вечный Свет и Сияющий День. Гея, после своего пробуждения, способствовала возникновения Урана и Неба, которому было предначертано стать постоянным жилищем и местом пребывания для собравшегося пантеона бессмертных культов.

Затем Гея создали и – Понта, он вместе с Ураном был ее мужем. Союз Геи и ее первого мужа Урана породил на свет могущественных титанов, циклопов и великанов со ста руками, чья сила была столько велика, что их начал бояться собственный отец. Опасаясь, что дети со временем поднимут бунт и отнимут у него власть, он отправил их в Непостижимую Бездну, но Гея подняла своих детей на восстание, в результате которого повелителем мира стал Кронос. Этот сын Урана и был прародителем всех известных олимпийских богов, которые описываются в различных древнегреческих мифах.

Однако описанная легенда является только одним из мифов Древней Греции о сотворении мира, существует и иной вариант создания Вселенной, который был известен с доэллинских времен. Согласно ему Эвринома, древнейшая богиня все сущего, восстала из Хаоса и обнаружила, что находится в пустом пространстве, где нет ничего и не на что опереться. Тогда она начала процесс творения, разделив небо и море, в волнах которого она танцевала, создавая ветер. Для того чтобы согреться среди порывов холодного северного ветра, обнаженная Эвринома танцевала все быстрее и откровеннее, что пробудило желание в гигантском змее Офионе. Он обвил богиню, а ребенка они зачали путем проникновения северного ветра.

После процесса оплодотворения Эвринома превратилась в голубку, снесшую Мировое Яйцо, которое высидел великий змей. Из этого Яйца появились планеты, земля, а также все живые существа и все окружавшее их в этом мире. Офион и Эвринома поселились на Олимпе, но вскоре между ними случилась ссора, и змей был изгнан богиней в подземное царство. Эвринома же продолжила процесс творения, создав планетные силы и их покровителей-титанов, а из зубов, которые она выбила Офиону, возникли первые люди.

Была политеистической, т.е. люди верили в множество богов, каждый из которых отвечал за какую-либо свою сферу: например, верховный бог Зевс - за гром и молнии, его братья Аид и Посейдон - за царство мертвых и за моря-океаны соответственно, богиня Афина - за мудрость и войну.

У каждого из греческих богов существовала своя сфера влияния, у каждого из них была своя история (своего рода биография). Боги, согласно верованиям древних греков, жили на горе Олимп и все приходились друг другу родственниками. Боги Олимпа бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

О чем повествуют легенды Древней Греции

Именно эти верования и легли в основу знаменитых греческих мифов и легенд. Самые известные из них посвящены именно истории жизни богов и их отношениям между друг другов: мифы рассказывают о том, как Зевс (вместе с братьями Аидом и Посейдоном) победил своего отца Крона и начал царствовать на Олимпе.

Супруга его - богиня Гера, хранительница брака и семейных уз. Многие олимпийские боги являются детьми Зевса-громовержца, например, богиня мудрости Афина или бог войны Арес. Отношения богов между собой непросты, это показано и в мифах: некоторые из них повествуют о том, как бог Гермес похищал коров Аполлона, или о том, как Персефона (дочь богини природы Деметры) была похищена влюбленным в нее Аидом.

Древние греки пересказывали друг другу мифы в качестве занимательных, почти сказочных историй. Многие из них нашли отражение в античной литературе. Так, например, самое известное переложение легенд и мифов Древней Греции на русский язык, написанное Н.А. Куном, опирается преимущественно на поэму Гесиода "Теогония" (трактат о происхождении богов), а также на некоторые сказания из поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея".

Мифы о Геракле

Помимо богов, греческие мифы и легенды бывали - людям, наделенным необычайными способностями. Одним из таких героев был Геракл, сын верховного бога Зевса и смертной царицы Алкмены. Геракл служил у царя Эврисфея, где ему пришлось совершить по повелению царя двенадцать великих подвигов. Это был своего рода договор с олимпийскими богами, которые пообещали сыну Зевса, что тот получит божественное бессмертие, если исполнит эти приказы.

Первые два задания заключались в уничтожении потомков титанов - немейского льва и лернейской гидры; Гераклу удалось убить чудовищ. После этого Эврисфей поручил Гераклу перебить стимфалийских птиц, которые уничтожали все вокруг. Затем - поймать и доставить живой керинейскую лань богини Артемиды.

Не заставляли себя ждать и следующие задания: от Геракла требовалось убить эриманфского кабана, очистить скотный двор царя Авгия, поймать критского быка, коней царя Диомеда и коров Гериона. После этого царь Эврисфей потребовал раздобыть для него пояс царицы амазонок Ипполиты.

Также Гераклу пришлось спускаться в подземное царство Аида и привести оттуда трехглавого пса Цербера (увидев чудовище, Эврисфей испугался и попросил вернуть пса обратно Аиду). Последним же заданием Геракла стало добывание золотых яблок из сада гесперид - чтобы получить их, Гераклу пришлось на некоторое время поменяться местами с Атласом, державшим небо, и удерживать на своих плечах небесный свод.

1. Пеласгический миф творения


В начале Эвринома, богиня всего сущего, восстала обнаженной из Хаоса и обнаружила, что ей не на что опереться. Поэтому она отделила небо от моря и начала свой одинокий танец над его волнами. В своем танце она продвигалась к югу, и за ее спиной возникал ветер, который ей показался вполне пригодным, чтобы начать творение. Обернувшись, она поймала этот северный ветер, сжала его в своих ладонях - и перед ее глазами предстал великий змей Офион. Чтобы согреться, Эвринома плясала все неистовей, пока не пробудилось в Офионе желание, и он обвил ее божественные чресла, чтобы обладать ею. Вот почему северный ветер, который также зовется Бореем, оплодотворяет: вот почему кобылы, поворачиваясь задом к этому ветру, рождают жеребят без помощи жеребца 1 . Таким же способом и Эвринома зачала дитя.

B. Затем превратилась она в голубку, села, подобно наседке, на волны и по прошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. По ее просьбе Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его до тех пор, пока оно не раскололось надвое. И появилось из него все то, что только существует на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, деревья, травы и живые существа.

C. Эвринома и Офион обосновались на Олимпе, но он обидел ее, объявив себя творцом Вселенной. За это ударила она его пяткой по голове, выбила ему все зубы и изгнала в мрачные подземные пещеры 2 .

D. После этого богиня создала семь планетных сил, поставив во главе каждой титаниду и титана. Тейя и Гиперион владели Солнцем; Феба и Атлант - Луной; Диона и Крий - планетой Марс; Метида и Кой - планетой Меркурий; Фемида и Эвримедонт - планетой Юпитер; Тефия и Океан - планетой Венера; Рея и Крон - планетой Сатурн 3 . Но первым человеком стал Пеласг, предок всех пеласгов; он вышел из земли Аркадии, а за ним пришли другие, которых он научил делать хижины и питаться желудями, а также делать одежды из свиных шкур, в которых до сих пор еще ходят бедняки Эвбеи и Фокиды 4 .


1 Плиний. Естественная история VIII.67; Гомер. Илиада XX. 223-224.

2 В греческой литературе сохранились только разрозненные фрагменты этого доэллинского мифа. Наиболее крупные из них можно найти у Аполлония Родосского (Аргонавтика, I. 496- 505) и Цеца (схолии к Ликофрону, 1191); однако этот миф нельзя не заметить в орфических мистериях. Приведенный выше вариант можно восстановить на основе беросского фрагмента и финикийских космогонии, которые цитируют Филон из Библоса и Дамаский; на основе ханаанейских элементов в древнееврейском варианте мифа творения, на основе Гигина (Мифы 197 - см. 62а); на основе беотийской легенды о зубах дракона (см. 58.5); а также на основе древнего ритуального искусства. Свидетельством тому, что все пеласги считали своим прародителем Офиона, являются их коллективные жертвоприношения, пелории (Атеней. XIV.45.639-640), т.е. Офион в их представлении это Пелор, или «большой змей».

3 Аполлодор. I.3; Гесиод, Теогония, 133 и сл.; Стефан Византийский под словом Adana; Аристофан. Птицы, 692 и сл.; Климент Римский, Проповеди, VI.4.72; Прокл. Комментарий к «Тимею» Платона, III, р.183, 26-189, 12 Diehl.

4 Павсаний. VIII.1.2.

* * *

1. В этой архаичной религиозной системе еще не было ни богов, ни жрецов, а были универсальные богини и их жрицы, причем женщины являлись главенствующим полом, а мужчины - их запуганными жертвами. Отцовство не признавалось, причинами зачатия считались ветер, съеденные бобы или случайно проглоченное насекомое; наследование шло по материнской линии, а змеи считались воплощением умерших.

2. Офион, или Борей, - это змей-демиург из древнееврейских и египетских мифов; в предметах древнего средиземноморского искусства богиня постоянно изображалась вместе с ним. ПеласгиПеласги - собирательное название древнейшего, догреческого, населения Греции. Очевидно, первоначальной областью их расселения была северная Греция; на востоке Фессалии имеется область Пеласгиотида, а Зевса Додонского звали Пеласгическим. Но еще в античности это название стало употребляться все шире, охватывая древнее население всей Греции, а со временем перешло также и на древнейшее население Италии. Поэтому вряд ли следует связывать это название с каким-то конкретным народом, как это делает Грейвс. Существует несколько вариантов родословной Пеласга - мифического родоначальника пеласгов; в них он чаще всего связан с Аркадией или Аргосом. Не очень четко прослеживается у Грейвса различие между пеласгическим мифом творения и следующим - орфическим. У самого Аполлона Родосского об Эвриноме и Офионе повествует именно Орфей, пусть в качестве литературного персонажа, но тем не менее это - важное свидетельство в пользу того, что это именно орфическая традиция происхождения мира. И разумеется, у Грейвса не было никаких оснований переименовывать этот миф в «пеласгический». Вообще говоря, и Змей-Офион, и яйцо считаются традиционно орфическими элементами мифа, испытавшего влияние Востока. , рожденные из земли и претендующие на то, что они возникли из зубов Офиона, вероятно, были неолитическими людьми, носителями культуры «раскрашенной керамики». Они пришли в материковую Грецию примерно в середине четвертого тысячелетия до н.э. Население раннеэлладской культурыПо принятой хронологии, раннеэлладский период - ок. 2800 - ок. 2000 гг. до. н.э.; среднеэлладский - ок. 2000 - ок. 1500 гг. до н.э.; позднеэлладский - ок. 1500 - ок. 1200 гг. до н.э. , мигрировавшее из Малой Азии через Киклады, обнаружило их на Пелопоннесе семью столетиями позже. Однако пеласгами с легкостью стали именовать вообще всех доэллинских обитателей Греции. Так, Еврипид (по свидетельству Страбона V. II.4) указывает, что пеласги приняли имя данайцев по пришествии в Аргос Даная и его пятидесяти дочерей. Критика их распущенности (Геродот VI.137), вероятно, касается доэллинского обычая группового брака, Страбон в том же отрывке сообщает, что люди, жившие в Афинах, были известны под именем «пеларгов» («аисты»); не исключено, что это была их птица-тотем.

3. Титаны и титаниды имели своих аналогов в древней вавилонской и палестинской астрологии в виде божеств, управляющих семью днями священной планетной недели. В Грецию они могли попасть через ханаанейскую или хеттскую колонию, существовавшую на Коринфском перешейке в начале II тысячелетия до н.э. (см. 67.2), или даже через древних элладцев. Но когда Греция отказалась от культа титанов и семидневная неделя перестала фигурировать в официальном календаре, число титанов, по свидетельству отдельных авторов, достигло двенадцати - возможно, по числу знаков зодиака. Гесиод, Аполлодор, Стефан Византийский, Павсаний и другие дают противоречивые перечни их имен. В вавилонском мифе все планетарные правители недели, а именно: Шамаш, Син, Нергал, Бел, Белтида и Ниниб, были мужского пола, за исключением Белтиды, богини любви. Однако в германской неделе, которую кельты заимствовали в восточном Средиземноморье, воскресенье, вторник и пятница находились в ведении титанид, а не титанов. На основе божественного статуса пар дочерей и сыновей Эола (см. 43.4), а также мифа о Ниобе (см. 77.1) можно предположить, что когда эта система впервые достигла доэллинской Греции, было решено титанид и титанов объединить в пары, чтобы таким образом защитить интересы богини. Однако очень скоро от четырнадцати титанов осталось всего семь, причем обоего пола. За планетами закреплялись следующие функции: Солнце - для освещения, Луна - для колдовства, Марс - для роста, Меркурий - для мудрости, Юпитер - для законов, Венера - для любви, Сатурн - для мира. Астрологи классической Греции, как и вавилоняне, посвятили планеты Гелиосу, Селене, Аресу, Гермесу (или Аполлону), Зевсу, Афродите и Крону, чьи латинские имена, приведенные выше, легли в основу названий дней недели на французском, итальянском и испанском языках.

4. В конце концов, следуя логике мифа, Зевс поглотил всех титанов, включая и более древнюю ипостась себя самого (ср. о поклонении евреев в Иерусалиме трансцендентному богу, состоявшему из всех планетных Властителей недели, что нашло свое отражение в создании Семисвечника, а также семи столпов мудрости). Семь планетных столпов, установленных в Спарте рядом с памятником коню, по свидетельству Павсания (ІІІ.20.9), украшались на древний манер и могли быть связаны с египетскими обрядами, введенными пеласгами (Геродот II.57). Нельзя с уверенностью утверждать, кто именно - евреи или египтяне - переняли друг у друга эту теорию, однако статуя так называемого гелиополитанского Зевса, которую А. Б. Кук рассматривает в своей работе «Зевс» (I.570-576), была по своей природе египетской. Ее переднюю часть украшали бюсты семи властителей планет, а бюсты остальных олимпийцев украшали статую сзади. Бронзовая статуэтка этого бога была найдена в испанской Тортосе, а вторая такая же - в финикийском Библосе. На мраморной стеле, обнаруженной в Марселе, изображены семь планетных бюстов, а также статуя Гермеса размером с человеческую фигуру, значение которого как создателя астрономии, вероятно, всячески подчеркивалось. В Риме, по утверждению Квинта Валерия Сорана, Юпитер считался трансцендентным богом, хотя в этом городе, в отличие от Марселя, Библоса и, вероятно, Тортосы, неделя не соблюдалась. Однако Властителям планет никогда не разрешалось влиять на официальный олимпийский культ, поскольку их природа всегда воспринималась как негреческая (Геродот I.131), а приверженность им считалась непатриотичной: Аристофан («Мир», 403 и сл.) вкладывает в уста Тригея слова о том, что луна и «мошенник Гелиос» готовили заговор, чтобы предательски отдать Грецию в руки варваров-персов.

5. Утверждение Павсания о том, что Пеласг был первым человеком, свидетельствует о преемственности традиции неолитической культуры в Аркадии вплоть до классического периода.

2. Гомеровский и орфический мифы творения


Говорят, что все боги и все живые существа возникли в потоке Океана, омывающего весь мир, и что матерью всех его детей была Тефида 1 .

B. Однако орфики утверждают, что чернокрылая Ночь, богиня, перед которой трепетал даже Зевс 2 , ответила на ухаживания Ветра и снесла в чрево Темноты серебряное яйцо; и что Эрос, которого иногда называют Фанетом, был высижен из этого яйца и привел Вселенную в движение. Эрос был двуполым, за спиной его были золотые крылья, а из четырех голов иногда раздавались бычий рев или львиное рычание, шипение змеи или блеяние барана. Ночь, которая назвала его Эрикепаем и Фаэтоном-Протогоном 3 , поселилась с ним в пещере, проявляясь в виде триады: Ночь, Порядок и Справедливость. Перед пещерой неотвратимо восседала мать Рея и била в бронзовый бубен, приковывая внимание людей к оракулам богини. Фанет создал землю, небо, солнце и луну, но Вселенной продолжала править триада богинь, пока их скипетр не перешел к Урану 4 .


1 Гомер, Илиада XIV.201.

2 Там же XIV.261.

3 Орфические фрагменты 60, 61 и 70.

4 Там же 86.

* * *

1. Гомеровский миф является вариантом мифа творения пеласгов (см. 1.2), поскольку Тефида вознеслась над морем, как Эвринома, а Океан обвил вселенную, как Офион.

2. Орфический миф представляет собой другую версию, на которой сказалось влияние более позднего мистического учения о любви (Эрос) и теорий, касающихся действительных отношений между полами. Серебряное яйцо ночи - это луна, поскольку серебро считалось лунным металлом. Как и Эрикепай, бог любви Фанет - это громко жужжащая небесная пчела, сын Великой богини (см. 18.4). Улей считался идеальной республикой; он же подтверждал миф о Золотом веке, когда мед капал прямо с деревьев (см. 5. b ). Рея била в бронзовый бубен, чтобы помешать роению пчел в неположенном месте и отпугнуть злые силы. В мистериях отпугиванию злых сил служила имитация рева быка. Подобно Фаэтону-Протогону («первородный сияющий»), Фанет был солнцем, которое орфики сделали символом света (см. 28. d ), а его четыре головы соответствовали существам, символизировавшим четыре времени года. Согласно Макробию, колофонский оракул идентифицировал Фанета с трансцендентным богом Яо: Зевс (овен) - Весна; Гелиос (лев) - Лето; Гадес (змея) - Зима; Дионис (бык) - Новый год.

С установлением патриархата скипетр Ночи перешел к Урану.

3. Олимпийский миф творения


В начале всех вещей из Хаоса возникла мать-Земля и во сне родила сына Урана. С нежностью глядя на спящую мать с высоты горных вершин, он пролил на ее промежности оплодотворяющий дождь, и она породила травы, цветы и деревья, а также соответствующих им зверей и птиц. От того же дождя начали течь реки, а все впадины заполнились водой, образовав озера и реки.

B. Ее первыми детьми были получеловеки - сторукие гиганты Бриарей, Гиес и Котт. Потом появились три диких одноглазых киклопа - строители гигантских стен и кузниц вначале во Фракии, а затем на Крите и в Ликии 1 , чьих сыновей Одиссей встретил в Сицилии 2 . Звали их Бронт, Стероп и Арг. Когда Аполлон убил их в отместку за смерть Асклепия, тени их поселились в мрачных пещерах вулкана Этна.

C. Ливийцы, однако, утверждают, что Гарамант родился раньше сторуких и что когда он вырос из долины, он принес матери-земле жертву в виде сладкого желудя 3 .


1 Аполлодор I.1-2; Еврипид, Хрисипп. Цит. по: Секст Эмпирик. Против физиков II.315; Лукреций I.250 и II.991 и сл.

2 Гомер. Одиссея IX.106-566 и сл.

3 Аполлоний Родосский IV. 1493 и сл.

* * *

1. Патриархальный миф об Уране получил официальное признание в рамках олимпийской религиозной системы. Уран, чье имя стало означать «небо», похоже, сумел завоевать положение первоотца, поскольку его идентифицировали с пастушеским богом Варуной, принадлежащим к мужской триаде арьев; греческое имя бога происходит от формы мужского рода слова Ур-ана («царица гор», «царица лета», «царица ветров» или «царица диких быков») - это богиня в ее оргиастической ипостаси солнцеворота. Брак Урана с матерью-землей указывает на раннее нашествие эллинов в северную Грецию, что позволило людям, поклонявшимся Варуне, утверждать, что их бог был отцом местных племен, признавая при этом, что он - сын матери-земли. Упоминание о том, что земля и небо расстались друг с другом из-за смертельной вражды, но затем полюбовно соединились, можно найти у Еврипида («Мудрая Меланиппа», фр. 484) и у Аполлония Родосского («Аргонавтика» I. 496-498). Смертельная вражда должна быть указанием на столкновение патриархальных и матриархальных принципов в результате нашествия эллинов. Гиес («землей рожденный») имел другую форму имени - gigas («гигант»), а гиганты в мифе ассоциируются с горами северной Греции. Бриарей («сильный») также именовался Эгеоном («Илиада» I. 403), и народом, поклонявшимся ему, могли быть ливио-фракийцы, коза-богиня которых Эгида (см. 8.1) дала имя Эгейскому морю. Котт, возможно, был эпонимом коттов, которые поклонялись оргиастической Котитто, культ которой из Фракии распространился по всей северо-восточной Европе.

2. Киклопы, вероятно, напоминают о сообществе древнеэлладских бронзо-кузнецов. Cyclops означает «круглоглазый»; вполне возможно, что на лбу у них была татуировка в виде концентрических окружностей в честь солнца-источника огня в их печах; фракийцы продолжали делать татуировки вплоть до классической эпохи (см. 28.1). Концентрические окружности являются частью кузнечных таинств: чтобы выковать чашу, шлем или ритуальную маску, кузнецы размечали обрабатываемый ими плоский металлический диск, проводя расходящиеся от центра круги. Киклопы могли быть одноглазыми еще и в том смысле, что кузнецы часто прикрывают чем-нибудь один глаз, чтобы уберечь его от летящих искр. Позже эти связи были забыты и мифографы, проявив достаточно фантазии, сделали киклопов обитателями пещер вулкана Этна, возможно с тем, чтобы объяснить появление над кратером огня и дыма (см. 35.1). Между Фракией, Критом и Ликией существовали тесные культурные связи, и всюду в этих районах киклопы были хорошо известны. Раннеэлладская культура распространилась даже на Сицилию, однако не исключено, что наличие киклопов в Сицилии (как это впервые предположил С. БатлерБатлер С. (Butler, 1835-1902) - английский ученый, создатель теории, согласно которой автор «Одиссеи» - женщина, а именно героиня поэмы Навсикая (см.: The authoress of the Odyssey, 1897). ) объясняется сицилийским происхождением «Одиссеи» (см. 170 .b ). Имена Бронт, Стероп и Арг («гром», «молния» и «перун») появились позднее.

3. Гарамант - это эпоним-предок ливийских гарамантов, населявших оазис Джадо к югу от Феззана и в 19 г. до н.э. завоеванных римским военачальником Л. Бальбом. Они предположительно относились к кушито-берберам. Во II в. н.э. они были покорены берберским племенем лемта, имевшим матрилинейную организацию, и позднее смешались с чернокожим населением южного берега верхнего Нигера, усвоив их язык. Сейчас потомки гарамантов живут только в одной деревне под названием Короманце. Garamante происходит от слов gara, man и te, означающих «люди страны Гара». Не исключено, что Гара восходит к имени богини Кер, К"ре или Кар (см. 82.6 и 86.2), в честь которой, в частности, называли себя карийцы и которая традиционно связывалась с пчеловодством. Съедобные желуди (традиционная пища населения древнего мира до появления зерновых культур) росли в Ливии. Гарамантское поселение под названием «Аммон» объединилось с северо-греческим поселением Додона в религиозную лигу, которая, по мнению Ф. ПитриПитри Ф. (Petrie, 1853-1942) - знаменитый английский археолог. Изучал Стонхендж, древнюю метрологию. Начиная с 1880 г. долгие годы вел планомерные раскопки в Египте, особенно прославился раскопками Мемфиса. В конце жизни вел раскопки в Палестине. , могла существовать уже в третьем тысячелетии до н.э. Оба поселения имели древние дубы-оракулы (см. 57. а ). Геродот характеризует гарамантов как мирный, но могущественный народ, который выращивал хлеб и пас скот (IV. 174 и 183).

4. Два философских мифа творения

Говорят, что первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Радость, Дружба, Сострадание, мойры и геспериды.

От союза Воздуха и Дня возникла Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепленье души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида и титаны, Тартар и три эринии, или фурии.

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

B. От союза Моря и его рек возникли нереиды. Однако смертных людей не было до тех пор, пока с позволения богини Афины Прометей, сын Иапета, не слепил их по образу богов. Для этой цели он взял в Панопе (Фокида) землю и воду, а Афина вдохнула в них жизнь 1 .

C. Говорят также, что бог всего сущего - кем бы он ни был, поскольку некоторые называют его «Природа», - неожиданно появившись из Хаоса, отделил землю от небес, воду от земли и верхний воздух от нижнего. Он привел стихии в тот порядок, который мы видим сейчас. Он поделил землю на пояса: очень жаркие, очень холодные и умеренные; создал на ней долины и горы и одел их травой и деревьями. Над землей он установил вращающуюся твердь, усыпал ее звездами и назначил обители четырем ветрам. Он также населил воды рыбой, землю - зверями, а на небо пустил солнце, луну и пять планет. Наконец, он создал человека, который - один из всех зверей - обратил свой взор на небеса и увидел солнце, луну и звезды, если только неправда то, что Прометей, сын Иапета, сам вылепил первых людей из земли и воды, а душа в них появилась благодаря блуждающим божественным стихиям, сохранившимся со времени первотворения 2 .


1 Гесиод. Теогония 211-232; Аполлодор I.7.1; Лукиан. Прометей или Кавказ 13; Павсаний X.4.3.

2 Овидий. Метаморфозы I.1-88.

* * *

1. В «Теогонии» Гесиода, на которой основывается первый их этих философских мифов, перечень абстракций почему-то вдруг содержит нереид, титанов и гигантов, которых автор посчитал нужным сюда включить.

2. Второй миф, который встречается только у Овидия, был заимствован позднейшими греками из вавилонского эпоса о Гильгамеше, в вводной части которого говорится о том, как богиня Аруру создала первого человека Забани из куска глины. Однако, хотя Зевс многие века был мировым богом, мифографы вынуждены были признавать, что творцом всего сущего вполне могло быть существо женского рода. Древние евреи, унаследовавшие миф творения от «пеласгов», или ханаанеев, ощущали аналогичное недоумение: в книге Бытия женского рода «дух Божий» сидит, как наседка, на поверхности вод, хотя Мировое яйцо и не упоминается. Ева, «матерь всего живущего», должна ударить змея по голове, хотя его и не отсылают в преисподнюю до скончания мира.

3. Аналогичным образом в талмудической версии мифа творения архангел Михаил - аналог Прометея - создает Адама из праха не по распоряжению матери всего живущего, а по распоряжению Яхве, который затем вдыхает в человека жизнь и отдает его Еве; та, как Пандора, становится причиной всех несчастий человечества (см. 39. j ).

4. Греческие философы отличали человека, созданного Прометеем, от несовершенных земных созданий, частично уничтоженных Зевсом, а частично смытых девкалионовым потопом (см. 38. с ). Такое же различие можно встретить в Библии (Быт. 6, 2-4), где «сыны Божьи» противопоставляются «дочерям человеческим», на которых они женятся.

5. Таблички с эпосом о Гильгамеше имеют довольно позднюю датировку и весьма неопределенны. В них «Сияющая мать пустоты» объявляется создательницей всего, причем Аруру - это всего лишь один из многих титулов богини. Основная тема мифа - это приведшее к замешательству восстание против матриархального порядка богини, поднятое богами нового патриархального порядка. Мардук - главный бог города Вавилона - в конце концов побеждает богиню, морскую гидру в образе Тиамат, после чего довольно нагло заявляет, что именно он, и никто другой, создал травы, земли, реки, зверей, птиц и человечество. Мардук, этот божок-выскочка, не был первым, заявившим о своей победе над Тиамат и сотворении мира. До него аналогичное заявление сделал бог Бел, имя которого представляет собой форму мужского рода от имени Белет-или, шумерской матери-богини. Переход от матриархата к патриархату в Месопотамии, как и в ряде других мест, вероятно, имел форму переворота, произведенного соправителем-супругом царицы, которому та передала исполнительную власть, разрешив ему взять ее имя, одежды и священные предметы (см. 136.4).

5. Пять веков человечества

Некоторые отрицают, что Прометей создал людей или что люди выросли из зубов дракона. Они говорят, что земля родила людей как лучшие из ее плодов именно в Аттике 1 и что первым человеком был Алалкоменей, который вырос у Копаидского озера в Беотии еще до того, как появилась луна. Он давал советы Зевсу, когда тот ссорился с Герой, и воспитывал Афину, когда та была еще совсем девочкой 2 .

B. Эти люди звались Золотым поколением и поклонялись Крону. Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон. Из них уже никого не осталось, но их духи еще существуют: они стали благостными демонами, дарителями удачи и защитниками справедливости.

C . Затем были люди Серебряного века, которые питались хлебом, тоже имеющим божественное происхождение. Эти люди во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Зевс уничтожил их всех.

D. Затем пришли люди Медного века, ни в чем не схожие с прежними; все они были вооружены медным оружием. Ели мясо и хлеб, любили воевать, были грубы и жестоки. Черная смерть взяла их всех.

E . Четвертыми людьми были тоже люди меди, но от своих предшественников они отличались благородством и добротой, поскольку являлись детьми богов и смертных матерей. Они покрыли себя славой при осаде Фив, во время путешествия аргонавтов и во время Троянской войны. Стали они героями, и «острова населяют Блаженных».

F . Пятыми стали нынешние железные люди, недостойные потомки четвертого поколения. Они ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми 3 .


1 Платон. Менексен 237d-238a.

2 Ипполит. Опровержение всех ересей V.6.3.; Евсевий, Об Евангельском предуготовлении III.1.3.

3 Гесиод. Работы и дни 109-201 и схолии.

* * *

1. Хотя миф о Золотом веке восходит в результате к традиции племенного поклонения пчело-богине, дикость этого периода, предшествовавшего возникновению сельского хозяйства, ко времени Гесиода была уже забыта, осталась лишь одна идеалистическая убежденность, что когда-то люди жили в согласии, как пчелы (см, 2.2). Гесиод был крестьянином и имел небольшой надел, а трудная жизнь сделала его мрачным и пессимистичным. Миф о Серебряном веке несет на себе следы матриархата, наподобие тех, которые еще в классическую эпоху существовали среди пиктов и черноморских моссиников (см. 151. е ), а также среди отдельных племен на Балеарских островах и на побережье залива Сирт. Мужчины все еще считались презренным полом, однако сельское хозяйство уже появилось и войны велись нечасто. Третьим народом были древнейшие эллины: пастухи бронзового века, которые отправляли культ богини и ее сына Посейдона, причем их культовым деревом был ясень (см. 6.4 и 57.1). Четвертыми людьми были воины-цари эпохи Микен. Пятыми людьми были дорийцы XII в. до н.э., которые пользовались железными орудиями и уничтожили микенскую цивилизацию.

Алалкоменей - фиктивный персонаж, чье имя является формой мужского рода от Алалкомена - эпитета Афины («Илиада» IV.8) как покровительницы Беотии. Он насаждал патриархальную догму, будто ни одна женщина, даже богиня, не способна на разумные действия без мужских советов.


Документ

Года. Читайте с удовольствием! Русская литература Славянские мифы и легенды. Мифы Древней Греции сотворении мира , о Зевсе , о Геракле ). Русские народные сказки , собранные для детей различными...

  • Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. Исходные философ проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. 672 с

    Реферат

    И Гераклит из... мифа , царь лапифов, вероломно убив ший своего тестя. После того как Зевс ... в Древней Греции c ... находящимися в сотворенном мире . Творчество... романы, сказки о феях... народном богатыре Илье Муромце . Все неизмеримое различие между русской ...

  • Александр Немировский Мифы древности Ближний Восток

    Документ

    ... Геракла , ... "Русских переводов угаритских мифов пока... мифах , как это ясно и на примерах мифов древней Греции ... сотворении мира , нисхождении в подземный мир ... Миф непременный элемент народного ... Сказки и повести Древнего Египта. // Сказки и повести древнего ...

  • Лев Прозоров Времена русских богатырей По страницам былин - в глубь времён Оглавление

    Документ

    ... (! – Л. П.), Геракл , Святогор, Илья, ... мифами о сотворении мира из частей человеческого тела и древнейшими ... жрецов Зевса Олимпийского... Народная проза. М.; Советская Россия, 1992. Народные русские сказки ... с. Г рейве Р. Мифы Древней Греции . М.: Прогресс, 1992 ...

  • «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

    Исследование

    Структура народной сказки ... постоянство. Древние говорили: ... С. «Греция » его исследование... (сотворения орудия... мифах , религиях и сказках мира , в том числе и в «Сказке ... Известен миф о воплощении Зевса (мудрость... ; Геракл находился... одного корня: русское «вервь», ...