Образование и самообразование в жизни человека. Почему самообразование является эффективным

То есть на уроках в школе или другом учебном заведении, существуют альтернативные методы образования. Порой они бывают даже эффективней уроков, так как подбираются индивидуально.

Что такое самообразование?

Самообразование представляет собой способ получения новых знаний без участия преподавателей и вне стен учебного заведения. Этот метод обучения способствует развитию мышления. Образование и самообразование являются неотъемлемыми частями полноценного развития личности.

Самосовершенствование развивает уверенность в себе. Человеку необходимо стремиться к получению новых знаний и никогда не останавливаться на достигнутом. Это залог успешного будущего.

Самообразование в некоторых случаях способно полностью заменить процесс получения знаний в школе или других учебных заведениях. Это прежде всего подходит детям, которые по тем или иным причинам не могут посещать учебные заведения, но стремятся к новым знаниям. Работа по самообразованию должна быть в этом случае организована родителями или самим ребенком, если он уже взрослый и может самостоятельно распределять свое время.

Самообразование дошкольников. В чем суть?

В дошкольном возрасте ребенок усваивает новые знания с большой скоростью. Познание мира происходит в процессе игры. В этом случае образование проходит естественно и не слишком утомляет ребенка. В таком возрасте заставить ребенка учиться невозможно. Если он не хочет, то сидение часами за книгой, повторение слогов и букв ничем не помогут.

К дошкольникам необходим другой подход в обучении. Их самообразование должно проходить в форме игры. Это могут быть различные развивающие интеллект занятия, которые будут интересны ребенку. Дома родители сами могут выделить те занятия, которые нравятся их детям, и на их основе обучать. Например, ребенку нравится складывать пазлы. Эта игра как нельзя лучше подходит для самообразования. Можно приобрести или самостоятельно сделать пазлы с буквами и цифрами.

Самообразование в детском саду

Самообразование в ДОУ ограничено рамками заведения и возможностями воспитателя. Но при правильном подходе учить детей в коллективе даже легче, чем каждого ребенка в отдельности. В коллективе дети быстро учатся друг у друга.

Чтобы ребенку было интереснее получать новые знания, процесс дошкольного обучения в детском саду должен быть правильно организован. Самообразование педагога, роль которого выполняет воспитатель, должно также происходить постоянно. Применение современных методик раннего развития детей в коллективе способствует проявлению не только интеллектуальных способностей, но и творческих.

Самообразование в ДОУ имеет свои сложности. Уровень развития детей, которые ходят в одну группу, может сильно различаться. Тогда некоторые детки просто не будут успевать за другими и потеряют интерес к игре или занятию. Главная задача воспитателя - вовремя заметить, что ребенку стало скучно, и умело втянуть его в процесс снова. Либо, если таких детей большинство, быстро сменить

В чем состоит самообразование школьника?

Школьная программа построена так, что большую часть знаний школьнику необходимо получать самостоятельно. Что такое самообразование в школе, можно понять, просмотрев дневник ребенка. Множество заданий на дом предполагает, что, кроме обучения на уроках, школьник будет заниматься и дома.

Иногда такая система получения знаний, наоборот, тормозит развитие детей. Вместо того чтобы научиться чему-то новому, ребенок должен решать десятый однотипный пример. А некоторым детям и десяти примеров недостаточно, чтобы усвоить новую тему.

Любознательность детей не ограничивается только школьной программой. Тем более что программа для детей составляется взрослыми, и интересы ребенка в ней мало учитываются. Человеку любого возраста нужно развиваться в разных направлениях, но предпочтение должно отдаваться тем занятиям, которые представляют наибольший интерес.

Например, ребенок не любит математику, но прекрасно относится к литературе. В таком случае заставлять его целыми днями подтягивать математику не стоит, ни к чему хорошему не приведет. Какие тогда занятия должны войти в самообразование? Математика должна остаться приоритетным предметом в школе и на консультациях с преподавателем. Самостоятельно ребенок мало что сможет выучить, если ему это совсем не интересно.

Какое бывает самообразование в школьном возрасте?

Самообразование ребенка может быть дополнением к основной школьной программе или развитием творческого потенциала. Также самообразование может полностью заменить занятия в учебном заведении.

В качестве дополнения к школьным занятиям самообразование присутствует в учебном процессе каждого ребенка. Все преподаватели задают домашние задания по пройденным на уроках темам. Это делается с целью проверить, насколько ученик усвоил полученный материал. Также такой метод обучения применяется для закрепления пройденного материала.

Подобным способом можно подтянуть те темы предметов, которые ребенку не удается усвоить. Например, если ему непонятны какие-то правила орфографии, то стоит позаниматься по этой теме дома. Если ребенок сам хочет понять сложную для него тему, то занятия дома ему будут только в радость. В противном случае без помощи педагога не обойтись.

Развитие творческого потенциала

Способы развития творческих задатков ребенка могут рассматриваться как самообразование. Воспитание детей включает в себя также направление его энергии в правильное русло.

Если ребенок подвижен и активен, то ему просто необходимы занятия спортом для выплеска лишней энергии и формирования характера.

Вовремя заметить необычные способности ребенка входит в круг обязанностей родителей и преподавателей. Если ребенок предпочитает занятия музыкой, то насильно отдавать его в спортивную секцию не лучшее решение. тоже важно, но не в ущерб интересам самого ребенка. Не стоит исполнять свои несбывшиеся мечты за счет детей. Обеспечить ребенку полноценное развитие — первоочередная задача родителей.

Как научить, если ребенок не хочет учиться?

Существует категория родителей, которые утверждают, что их ребенка ничего не интересует, и работа по самообразованию не проводится. Чаще всего такие родители просто не умеют общаться со своими детьми и не замечают их интересов. Если ребенку не уделять достаточного количества внимания, то можно пропустить важные моменты в его становлении как личности.

Если ребенку нравится сидеть за компьютером, то не обязательно он не хочет учиться. Может, ему не нравится читать книги. В таком случае можно воспользоваться помощью электронных пособий и всевозможных презентаций. Только стоит учесть, что то время, которое ребенок проводит за монитором, не должно превышать допустимых для его возраста норм. И если он учится за компьютером, то играть он должен на улице.

Проявление интереса к работе самого компьютера и компьютерных программ может также говорить о творческом потенциале. Если ребенок проявляет желание понять принцип работы, а тем более если у него это получается, то не стоит ограничивать его. Желания родителей могут не совпадать с интересами ребенка. Возможно, это будущий компьютерный гений.

Самообразование вместо образования

В отличие от образования самообразование способствует развитию свободной личности, не ограниченной рамками учебного заведения. Общение в коллективе сверстников необходимо, но иногда развитие ребенка превосходит уровень его одноклассников. И тогда школьная только тормозит его развитие.

Позволяет самостоятельно построить комфортный график своего обучения. Конечно, это под силу только взрослым детям, которые точно знают, чего хотят и что для них важно. К такому способу обучения обращаются профессиональные спортсмены или другие творческие личности, образ жизни которых не позволяет им посещать учебные заведения.

Люди с ограниченными физическими возможностями также могут получить образование экстерном. Не все учебные заведения оборудованы для особенных детей, но некоторые школы и лицеи принимают экзамены у детей на домашнем обучении и выдают аттестаты по итогам завершения образования.

Чего лишает ребенка домашнее образование?

Для некоторых полное самообразование может быть неприемлемым. Это связано прежде всего с тем, что ребенок в итоге может сознательно отказываться от общения с детьми. Для развития социальных навыков человека общение со сверстниками должно начинаться с самого раннего возраста.

Если родителями было принято решение оставить ребенка на домашнем то дефицит общения с детьми должен компенсироваться в других сферах его жизни. Например, играми со сверстниками во дворе или посещением разнообразных секций и кружков.

Особое внимание следует уделить режиму ребенка на домашнем обучении. Он должен быть подобран с учетом его интересов и включать в себя обязательные предметы школьной программы в нужном количестве.

Организация самообразования ребенка

Помочь ребенку реализовать свои таланты несложно, если знать, что такое самообразование, а также как его организовать. Прежде всего это касается дополнительных занятий, посещений секций, кружков. Этот вид самообразования направлен на развитие индивидуальных качеств ребенка.

Посещая различные выставки и музеи, человек получает общие знания, которые ему всегда пригодятся в жизни. Если прививать ребенку с детства любовь к искусству, то в будущем эти знания дадут о себе знать хорошим вкусом.

Этот же принцип действует для тех, кто предпочитает картинам выставки технических новинок. Увиденное однажды всегда найдет свое отражение в собственной деятельности человека.

Как перейти на самообразование в школе?

Перейти на домашнее обучение в школе можно в любой момент образовательного процесса. Список необходимых документов нужно узнавать в конкретном учебном заведении. Главным условием получения аттестата об окончании школы является успешная и своевременная сдача экзаменов по предоставленному плану.

Для детей с ограниченными возможностями план подбирается индивидуально, и сроки сдачи экзаменов могут отличаться для каждого ребенка. По согласованию с администрацией школы дети могут посещать некоторые занятия, например лабораторные работы, проведение которых дома невозможно.

Дистанционное обучение

Наиболее распространенный вид самообразования — это дистанционное обучение в вузах. Программы получения высшего образования в домашних условиях встречаются во многих учебных заведениях. Такое обучение приемлемо прежде всего для взрослого человека. Самообразование руководителя и постоянное стремление к развитию своих умений позволяют повысить эффективность труда всего коллектива. Правильная организация работы является залогом успешности предприятия.

Что такое самообразование в высшем учебном заведении? В университеты в основном поступают самостоятельные личности, которые уже определились с целями в жизни. И часто их стремления не совпадают с финансовыми возможностями. В этом случае дистанционное образование позволяет зарабатывать и при этом учиться в свободное время. Программы включают в себя процесса с последующей сдачей экзаменов. Полное дистанционное образование подразумевает и сдачу экзаменов через Интернет в режиме онлайн-тестов.

Самообразование взрослого человека

Процесс обучения не должен заканчиваться при достижении определенных результатов. Человеку свойственно стремиться к новым знаниям. Особенно это касается некоторых профессий. Развитие цивилизации основано на развитии отдельных личностей.

Повышение уровня профессиональных качеств человека отражается не только на его деятельности. Например, самообразование педагога влияет на уровень развития его учеников. Чем больше знает учитель, тем больше может получить знаний его ученик.

Стремление человека к саморазвитию в профессиональном плане положительно отражается на карьерном росте и делает его ценным, незаменимым сотрудником для организации. Специалисты в своей области всегда учитывают новые тенденции в определенной сфере деятельности.

Готовы стать лучше в новом году?

Не помечтать, о том, как вы станете лучше. Не порассуждать на эту тему. И даже не построить планы. А именно стать?

Многие успешные предприниматели признаются, что самые их успешные вложения – это инвестиции в знания. Билл Гейтс, Элон Маск, Уоррен Баффет, Робер Кийосаки… Этот список можно продолжать и продолжать.

Однако самообразование – это не только для бизнеса. Если вы хотите быть лучшим в чем угодно – в спорте, в музыке, в науке – вам просто необходимо учиться, тренироваться и вкладывать время, силы и энергию в свое развитие.

Вас впечатляют чьи-то достижения? Вам под силу их повторить и даже превзойти.

И сегодня я расскажу, как это сделать. Начнем…

«Самообразование не для меня…»

Я не раз слышал от своих знакомых, что самообразование не для них. Почему? Просто они «не могут себя заставить» заниматься, учиться, читать, смотреть видео-уроки и т.д. У вас тоже такая проблема?

Тогда ловите маааленький секрет. Используйте его, и вам больше никогда не понадобится «заставлять» себя.

Что за секрет? Задайте себе 1 ключевой вопрос : «Зачем?». Зачем вам самообразование?

Но тут есть важный момент. Вопрос нужно не просто задать, а раскрутить это «зачем» до самых четких и понятных мотивов. До того, что имеет для вас реальную ценность.

Приведу пример. Зачем мне заниматься самообразованием?

Потому что так я смогу получать самые актуальные знания из лучших источников.

Зачем?

Чтобы совершенствоваться в своем деле.

Зачем?

Чтобы быть впереди конкурентов/Оптимизировать бизнес-процессы/Предложить лучшие решения клиентам…

Зачем?

Чтобы развивать и масштабировать бизнес.

Зачем?

Чтобы росла прибыль.

Зачем?

Чтобы купить квартиру/Поехать отдыхать с семьей/Исполнить какую-то свою давнюю мечту…

Это не единственный сценарий ответов на «Зачем?». У вас могут (и должны!) быть свои причины. Ведь помимо возможности получать самые актуальные знания, самообразование дает еще массу преимуществ :

  • Возможность самостоятельно организовывать свое обучение.

Это особенно удобно для , у которых вечно нет времени. В отличие от классического образования, самообразование дает вам полную свободу действий. Вы можете обучаться где угодно и когда угодно. Слушать аудиокурсы, пока едете куда-то. Читать книгу, пока ожидаете встречи. Смотреть вебинар, уютно устроившись на диване с чашкой чая.

  • Возможность обучаться у лучших в своем деле.

Вы сами можете выбрать себе наставника. Купить книгу автора, которого считаете экспертом в своей нише. Пойти на тренинг к тому, кто уже достиг выдающихся успехов там, где вы только начинаете. Лично для меня это огромный плюс. Я ценю знания практиков. Тех, кто уже сделал то, что я планирую сделать, набил свои шишки, и теперь может рассказать мне, что делать, а чего делать не стоит.

  • Возможность сформировать крутое окружение.

Если вы решитесь посетить живые тренинги или онлайн-обучение, которое подразумевает общение между участниками, вы можете завести массу знакомств с людьми, цели которых резонируют с вами. Это дает мощный заряд энергии и мотивацию к действию. Кроме того, обучаясь, вы можете найти себе наставника, партнера, сотрудника или клиента. Ценно? Очевидно, что да.

  • Возможность обучаться бесплатно .

Это огромный плюс для тех, кто только начинает и имеет ограниченный бюджет. Сейчас вы можете получить массу знаний и перенять мощнейший опыт абсолютно бесплатно.

Где искать информацию?

Если раскручивая свое «зачем» вы все же пришли к выводу, что самообразование вам необходимо, возникают новые вопросы. Где обучаться? Как? У кого? Я для себя выделяю несколько видов источников, из которых черпаю информацию.

Книги

Самое простое, что вообще можно придумать. Выберите ведущих авторов в направлении, которое вас интересует, либо тех, чей подход вам наиболее близок. Я рекомендую составить для себя перечень книг, которые вы хотите прочесть, чтобы не прыгать с пятого на десятое (а это частая ошибка тех, кто загорается идеей самообразования). Если у вас совсем мало времени, вот прям совсем-совсем, на помощь придут аудио-книги. Их также масса, причем в свободном доступе. Скачивайте и случайте, пока едете в транспорте, занимаетесь в зале, кушаете… Да когда угодно. Главное – желание, а время найдется всегда.

Не знаете, с чего начать? В этом видео вы найдете несколько рекомендаций:

Вебинары

Еще одна отличная возможность получить знания ведущих экспертов, не выходя из дома. Единственное, что важно, — это выбрать спикера, который действительно донесет до вас ценность, а не потратит ваше время впустую.

Без ложной скромности скажу, что наши вебинары всегда отличаются высочайшим качеством информации. Наши ученики часто отмечают, что даже на наших бесплатных тренингах получают больше знаний, чем на многих платных событиях. И такая высокая посещаемость нашей последней серии вебинаров говорит сама за себя:

Онлайн-курсы и образовательные ресурсы

Сегодня многие ведущие мировые вузы предоставляют возможность пройти обучение онлайн. И, кстати, часто абсолютно бесплатно. Единственная сложность – самые мощные курсы практически всегда на английском языке. Однако, даже если у вас не слишком высокий уровень, не отказывайтесь от обучения. Субтитры облегчат восприятие информации, плюс это отличная возможность прокачать свой английский.

Где найти качественные курсы? Вот несколько достойных вариантов:

  • edX — Курсы от ведущих мировых университетов;
  • Coursmos - Подборки компактных курсов для тех, у кого совсем мало времени;
  • Coursera - Также курсы от преподавателей известных университетов со всего мира;
  • Khan Academy - Масштабная база видео-уроков более чем на 20 языках. Кстати, уроки можно смотреть независимо от выбранного курса.

И, конечно, наша , которая ежедневно пополняется новыми мощными статьями:)

Живые события/тренинги

Иногда я слышу, что все эти тренинги – это чистой воды обман, «выкачивание денег» и никакого результата они на самом деле не дают. Вы тоже «того же мнения»? Тогда это видео для вас:

На самом деле, такие мероприятия, помимо знаний, еще и очень заряжают. Когда вы знакомитесь с людьми, результаты которых сильно выше, чем ваши, это буквально выталкивает вас с места и заставляет расти. Проверено нашими учениками:)

План самообразования

Если вы дочитали до этого момента, значит, настроены весьма серьезно. Поэтому давайте не будем терять времени и прямо сейчас вместе составим ваш план самообразования на 2016 год.

1. Выберите направление

А что вы, собственно говоря, хотите изучать? Прекрасно, если у вас разносторонние интересы. Но в деле самообразования это может вам только навредить.

Да, интернет открывает практически безграничные возможности, и не хочется их упускать. Столько книг еще не прочитано, столько курсов не пройдено… У меня у самого в списке десятки книг, и список этот только растет. Не потому, что я медленно читаю, а потому, что слишком много интересного вокруг:) Но если вы всерьез решили заняться самообразованием, стоит сознательно ограничить себя. Поэтому я рекомендую начать с выбора одного-двух направлений, которые вам наиболее интересны и необходимы.

2. Подберите материалы

Тут все понятно. Выбрав направление, подберите необходимые вам образовательные материалы: книги, тренинги, курсы – все, что вам кажется важным и ценным.

Главная сложность на этом этапе – выбрать, у кого обучаться . Думаю, определиться с наставником вам поможет это видео Олеся. Оно об обучении интернет-бизнесу, но при желании эти советы можно применить в любой другой сфере:

3. Составьте расписание

Нет, не как в школе: 1-й урок, перемена, 2-й урок… Но занятия должны быть регулярными, ведь от хаотично полученных кусков информации толку мало. Поэтому просмотрите свое расписание и подумайте, куда вы можете включить чтение, когда есть возможность слушать/смотреть курсы. Для событий, которые проходят в строго определенное время, например, тренингов или , лучше заранее забронировать место в своем списке дел.

4. Начинайте обучение

Нашли сильные материалы и составили план? Тогда смело стартуйте! Но на этом этапе важно понять – просто знания ничего не стоят. Вы увидите эффект от ваших занятий только если начнете внедрять то, что изучили.

Как применять полученные знания? Узнайте из этого видео:

5. Замеряйте результаты

Результат – это единственный показатель того, что вы развиваетесь и идете вперед. Если нет результатов, вам стоит пересмотреть свою систему самообразования. Поэтому я рекомендую регулярно отслеживать результаты своих занятий.

И напоследок…

Я оставил для вас мощный мотивационный пинок:) Если вы все еще сомневаетесь, просто прочитайте, а лучше выпишите и разместите на видном месте эту фразу:

«Образование поможет выжить. Самообразование приведет вас к успеху.»

Джим Рон.

Действуйте!

Кликайте «Мне нравится», если эта статья была полезной и мотивировала вас на саморазвитие!

Хотите, чтобы ваш бизнес развивался на автопилоте? Олесь расскажет, Читайте прямо сейчас!

Известно, что саморазвитие включает в себя два направления работы над собой: самообразование и самовоспитание.

Самообразование - это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него.

Данное определение имеет следующие признаки: во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система. Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. В-третьих, несмотря на то, что самообразование - процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т.д.). И, наконец, в-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков.

Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков, даже помыслов.

Современная ситуация характеризуется тем, что все больше и больше людей во всем мире, стремятся продолжить свое образование и развитие и после окончания университета. В большей степени это стремление определено внешними обстоятельствами. Жизнь, в том числе и профессиональная, в наши дни, все более усложняется. Появляются новые технологии, новые принципы и методы, способы и средства решения профессиональных задач. Во все сферы профессиональной деятельности проникает информатика и информационные технологии. Чтобы овладеть этим, необходимы новые знания и навыки работы. Научно технический прогресс требует повышения общеобразовательного и профессионального уровня. С каждым днем усложняется и социальная жизнь. Переосмысливаются многие понятия, идет поиск новых решений вечных проблем. Происходит развитие политической жизни, демократических принципов и политического плюрализма, развиваются различные формы собственности, а новые приобретают межгосударственные связи. Все эти изменения нуждаются в осмыслении и оценке каждым. Это возможно лишь с помощью соответствующих систематизированных знаний и работы над собой.

Другой причиной стремления к обучению, как считают психологи, является присущее любому человеку стремление к самосовершенствованию, причем часто даже не осознанное.

Справедливости ради, необходимо отметить, что указанные выше причины не являются единственными. Любой человек, может начать процесс самообразования, мотивируясь иными потребностями. Вообще американский исследователь М. Ш. Ноулз группирует побуждения к самообразованию по 6 основным направлениям:

1. профессией и карьерой;

2. развитием собственной личности;

3. домашней и семейной жизнью;

4. использованием свободного времени;

5. здоровьем;

6. коллективной (общественной) жизнью.

Саморазвитие также имеет ряд своих достоинств и недостатков. Рассмотрим сначала достоинства:

1. нет четкой привязанности к графику, поэтому саморазвитием можно заниматься в любое свободное время и в любом месте, например в самолете, на даче, застряв в автомобильной пробке, дома перед сном и пр. В этом случае все зависит лишь от воли и ответственности;

2. самостоятельность при выборе содержания и методов обучения в зависимости от личностных особенностей, требований профессии и желания.

С другой стороны и имеет место существенные недостатки:

1. может быть затруднен доступ к необходимым источникам информации;

2. не всегда можно положиться на организованность, ответственность;

3. лимитировано установление обратной связи, то есть критической оценки результатов действий обучающегося;

4. очень часто из-за сложности предмета изучения необходима помощь квалифицированного специалиста.

Итак, социально-экономическая жизнь, научно-технический прогресс и личностные особенности мотивируют многих постоянно обучаться и развиваться в той или иной форме.

Саморазвитие менеджера -- это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

· личностного развития (личностного роста);

· интеллектуального развития;

· профессионального (квалификационного) развития;

· поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Профессиональное саморазвитие -- это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

Ш внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;

Ш способность к саморазвитию;

Ш понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

o организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте -- от корпоративной культуры предприятия;

o доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;

o методического обеспечения условий профессионального развития.

Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были: внутренняя мотивация профессиональной деятельности и способность к саморазвитию.

При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий.

Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

Мотивированность на профессиональное развитие . Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Если же ведущим мотивом является один из внешних мотивов и в структуре мотивации менеджера на позициях доминирующих отсутствуют внутренние мотивы, можно говорить об отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие, самосовершенствование.

Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности -- процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха в процессе преобразований.

Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на него, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.

Основу способности к саморазвитию составляют умения:

видеть свои недостатки и ограничения;

анализировать их причины в собственной деятельности;

критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.

Данные умения просты и понятны, но не все менеджеры обладают ими в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.

Игнорирование развития менеджеров, характерное для отечественных предприятий, приводит к тому, что способности к профессиональному самосовершенствованию большинства руководителей проходят длительный путь естественного созревания.

Наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что менеджер уже не нуждается во внешней опеке своего профессионального роста. Он сам способен сделать максимальные усилия для того, чтобы полностью реализовать свой внутренний потенциал профессионального развития и достичь успехов, соответствующих ему.

Только грамотный в этих вопросах менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Допустим, менеджер стоит на пятой ступеньке лестницы своего профессионального развития. Вполне реальным для него является следующий шаг на шестую ступеньку или даже на седьмую (при неординарных способностях и сверхусилиях). Если же менеджер, находясь на пятой ступеньке, думает, что он на седьмой, и пытается сразу шагнуть на десятую, то это свидетельствует о нереалистичности его действий. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, он не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью. Такой менеджер не понимает своих реальных возможностей. Неадекватная оценка своих профессиональных и человеческих качеств -- путь к неврозу, а не к успеху в профессиональном росте.

Первое -- формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это, конечно, трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.

Второе -- развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.

Третье -- устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной задачей.

Условия совершенствования. Если задать вопрос директору какого-либо предприятия об условиях для саморазвития менеджеров, то скорее всего можно услышать в ответ: «А разве для этого нужны специальные условия? Ведь это саморазвитие. Кто хочет, тот и занимается. Для того чтобы совершенствоваться, менеджеру не нужны тренажеры, спортзал или какая-то аппаратура. Он может этим заниматься дома в кресле, на диване или на работе за столом». В действительности, конечно, все обстоит не так просто. Для саморазвития нужны и определенные условия, и определенные ресурсы. К двум наиболее важным группам условий относятся культурные и личностные, которые в известной мере взаимосвязаны.

Условие 1. Организационная культура в виде сложившихся традиций, норм и ценностных ориентации может стимулировать и поддерживать инициативу работников в самосовершенствовании, а может, напротив, ее полностью блокировать. Например, к первым относится инновационная культура, а ко вторым -- бюрократическая.

Условие 2. Высшие руководители могут быть примером саморазвивающегося новатора, а также примером осторожного консерватора. Доминирующий стиль руководства компанией играет исключительно важную роль в этом вопросе. Если он стимулирует участие менеджеров в обсуждении проблем предприятия, поддерживает инициативу, демонстрирует заинтересованность в привлечении персонала к решению актуальных проблем, принципиально не отвергает риск и не возражает против критики традиционного порядка, создается благоприятная морально-психологическая среда для саморазвития.

Для решения данной задачи любому менеджеру важно также иметь некоторые ресурсы.

Первый из них -- время для занятия саморазвитием. Второй ресурс -- доступ к информации. Третий ресурс -- методическая обеспеченность производственных условий, т. е. набор мероприятий, учебно-тренировочных технологий и обучающих программ, которые менеджер может использовать для своего профессионального развития. Речь идет не об обязательных для всех мероприятиях или курсах повышения квалификации, а о программах, которые предлагаются заинтересованным работникам компании. Менеджер, занимающийся самосовершенствованием, выбирает из предлагаемого набора только то, что считает для себя полезным и необходимым, что соответствует его потребностям и планам профессионального роста.

Создание условий и ресурсов для саморазвития, конечно, требует определенных, иногда значительных, финансовых затрат. Для руководителей, склонных экономить на персонале, следует заметить, что компания, в которой есть саморазвивающиеся менеджеры, имеет серьезный потенциал роста; компания, в которой количество таких менеджеров постоянно увеличивается, является перспективной; компания, в которой большинство менеджеров занимается самосовершенствованием, является уже обучающейся организацией. Поэтому создание организационных условий и ресурсов для саморазвития менеджеров представляет собой эффективную форму инвестирования компании в свое собственное развитие.

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Залогом успешного повышения своего мастерства является умение самостоятельно организовывать себе процесс обучения и получения новой информации. Это очень эффективно, и поэтому сегодня я решил поднять такую тему, как самообразование с чего начать план действий.

Плюсы самообразования

  • Расширяется круг знакомств, так как общение происходит с единомышленниками со всего мира, а это способствует развитию новых идей.
  • Знания человек получает на основе новой информации, актуальной в данное время в данном обществе.
  • Материал, подобранный для изучения, будет полностью соответствовать запросу. В институтах много лишних предметов, которые совсем не нужны для какой-то специфики, но при этом считаются базовыми. На это теряется время и ресурсы.
  • Это бесплатно. Максимум, внести символическую плату за пользование каким-либо ресурсом, хотя в просторах интернета очень много бесплатных ценных ссылок, сайтов и приложений.
  • Управление временем. Нет нужды подстраиваться под расписание какой-либо системы, не теряются минуты на дорогу и прочее. То есть, будет удобный индивидуальный график, с возможностью отвлекаться на форс-мажорные ситуации.
  • Выше уровень мотивации в силу того, что есть ценность и осознание вложенных усилий. В высших учебных заведениях роль мотиватора выполняют преподаватели, особенно когда оценивают уровень знаний. Поэтому фокус внимания смещается на них, и теряется ответственность за уровень полученного и усвоенного материала.
  • Возможность получать знания и опыт от лучших и успешных людей, готовый материал которых самостоятельно выбираешь. А не от преподавателей, которых уже по факту назначили вас чему-то научить, несмотря на отсутствие авторитета.

Виды

Что это такое, и какие плюсы у самообразования вы уже поняли, теперь хочу познакомить вас с его разновидностью:

  1. Бытовое. Научение чему-либо во время проведения досуга, либо для выполнения домашних обязанностей.
  2. Познавательное. Пополнение информации об окружающем мире.
  3. Самореализация. Развитие в себе интеллектуальных способностей, либо физической формы и выдержки, духовности и нравственности. О способах развития своей физической формы, вы можете
  4. Профессиональное. Повышение уровня квалификации, для того, чтобы достичь успеха и продвинуться в карьере и получить социальное признание и одобрение.

С чего начать, план действий


Программа у каждого индивидуальна, в зависимости от вида самообразования и целей. Но существует условно несколько общих пунктов, которые должны учитывать люди, решившие разработать собственный план.

  1. Учитывая то, что много важной и свежей информации поступает из других стран, стоит начать изучение английского языка. Он универсальный и на нем общается весь мир, поэтому, чтобы быть в курсе свежих новостей и идей – очень важно изучить.
  2. Должна быт постепенная проработка материалов. Не просто изучение абсолютно всей литературы по нужной теме, а отбор качественной информации.
  3. Развивайте в себе способность к самоорганизации, не позволяйте себе отвлекаться и расслабляться в специально выделенное время для обучения. Используйте каждые возможности, чтобы приняться за чтение. Даже во время дороги или в ожидании очереди организуйте себе продуктивное времяпрепровождение.
  4. Читайте сокращенные варианты популярных книг, это значительно сэкономит время.
  5. Общайтесь на форумах, ведь в беседе возникают гениальные идеи, налаживаются связи, закрепляется изученный материал и происходит обмен опытом. А также участвуйте в вебинарах, скайп-презентациях, тренингах и прочее.
  6. Используйте все методы для получения необходимой информации, в том числе и всякие онлайн курсы. Существует много онлайн-университетов, которые предлагают широкий выбор профессий совершенно бесплатно.
  7. Для того чтобы закрепить полученные знания и преобразовать их в умения и навыки, следует постоянно их применять, пробовать на практике. Тогда будет формироваться опыт, который запоминается намного лучше, чем просто теория.
  8. Улучшайте свою технику чтения, чтобы в максимально короткие сроки обрабатывать большое количество материала. На эту тему я публиковал статью, с ней вы можете ознакомиться по .
  9. Воспринимайте сложности и проблемы как шанс развития. Потому что именно тогда, пытаясь в чём-то разобраться, вы способны открыть истину для себя. Используйте не только специализированную литературу, но и поисковики, такие как Google и Yandex, чтобы найти ответы на свои вопросы.
  10. Распишите свои цели и сроки их реализации. Это позволит контролировать процесс обучения и замечать малейшие достижения. И составьте календарный план занятий, чтобы на каждый день присутствовал необходимый объём для обучения. О том ка достичь своей цели, мы с вами уже говорили, .

Заключение

На этом всё, уважаемый читатель! Не отвлекайтесь от цели, и помните, что с помощью упорного труда вы сможете реализовать свои мечты и добиться высот. Пока, пока.

целенаправленная познават. деятельность, управляемая самой личностью; приобретение система-тич. знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, полит. жизни и т. п. В основе С. - непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. С. - одно из средств самовоспитания.

Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное). и политическое. Осн. форма С. - изучение лит-ры научной, научно-популярной, учебной, худож. и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок: разл. виды практич. деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др.

С. всегда имело целью получение квалификации или повышение образоват. уровня. Мн. крупные деятели науки, литры, иск-ва, обществ, орг-ции помогали С.: создавали нар. библиотеки, читальни, нар. дома. В 1863-66 в Петербурге издавался уч.-лит. журн. «Самообразование», в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний, к-рая разработала спец. программы по мн. предметам, изучавшимся в ун-тах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письм. консультации. Облегченные программы для С. выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891). при Пед. музее воен.-уч. заведений по инициативе Н. А. Рубаки-на, Н. И. Кареева и др. В 1892 группой моек, ученых во главе с И. И. Янжулом была издана «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по осн. отраслям знания». В нач. 20 в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), «Среди книг» (т. 1- 3, 1911-152).

Значит. роль в развитии С. играли разл. обществ, курсы и народные ун-ты.

С 20-х гг. организованная и система-тич. работа проводилась гл. обр. в области полит. С. В области общего С., направляемого политпросветами Нар-компросов и профсоюзами, намечалась широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной ср. школы.

В сер. 30-х гг., в связи со значит. развитием сети общеобразоват. школ, техникумов и вузов, С. стало осн. способом самостоят. углубления и расширения знаний, полученных в уч. заведениях.

В условиях научно-техн. революции (с 50-х гг. 20 в.). широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Усиливает потребность в С. и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс С., с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.

Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливает особую значимость С.

Важную роль в формировании навыков С. играет школа. С. - обязательный компонент совр. обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в уч. заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в уч. заведении курсов.

С., обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение дает возможность обогатить С. коллективным поиском, снять нек-рые трудности самостоят. познания. Развиваясь в системе обучения, С. получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки С. вырабатываются в первую очередь в процессе проведения разл. видов самостоят. работы учащихся, предусмотренных шк. программами (выбор необходимой лит-ры, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной лит-рой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для С. умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления. Важной формой подготовки школьников к самообра-зоват. работе является направляемое учителями и родителями внеклассное чтение.

Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в разл. кружках, клубах, лекториях, техн. творчество, опытничес-кая работа и др.

Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе уч. работы в ср. спец. и высших уч. заведениях. Важную роль в этом, помимо самостоят. работы с уч. и науч. лит-рой, играют занятия в семинарах, науч. кружках, науч. студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследо-ват. экспедициях и др.

С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным). и периодич. повышением квалификации, переподготовки специалистов.

Воспитание потребности в С. находится в прямой зависимости от авторитета конкретной специальности. Учитель нередко воспринимается не только как преподаватель определенного уч. предмета, но и как воспитатель в широком смысле слова, оказывающий большое воздействие на людей. Особую область спец. С. составляет.н. пед. С. В процессе совершенствования общей культуры и проф. знаний путем С. изучаются вопросы педагогики и психологии, теории управления, методики уч. предмета, общей культуры.

Направление и содержание С. определяются самим учителем в соответствии с его потребностями и интересами.

Для учителей, воспитателей, работников образования Гос. б-ка по нар. образованию им. К. Д. Ушинского систематически публикует библиографич. указатели, краткие обзоры новой лит-ры и библиографич. указатели по отд. проблемам пед. науки. Списки новых книг помещаются в пед. периодике, в т. ч. в пред-метно-метод. журналах.

Помощь родителям в их пед. С. оказывают школы. Статьи для С. родителей публикуются в журн. «Семья и школа», «Здоровье» и др. Издаются науч.-популярные брошюры и книги по вопросам воспитания, обучения и охраны здоровья детей.

Лит. Медынский Е. Н., Внешк. образование, его значение, организация и техника, M., 19185; Терпигорев А. М., Труд и самообразование, [М.], 1959; Ковы-нев Н. К., Работа с книгой, М., 1961; Рубакин Н. А., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Громцева А. К., Самообразование как социальная категория, Л., 1976; ее же, Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983; Руководство самообразованием школьников, под ред. М. Н. Скаткина, Б. Ф. Райского, М., 1983. А. К. Громцева.

Отличное определение

Неполное определение ↓