Твердые моральные принципы. Основные принципы морали

Любая наука имеет определенный круг проблем, наиболее сложных теоретических и практических вопросов, на которые она должна искать ответы. К основным проблемам этики относятся:

  • - проблема критериев добра и зла;
  • - проблема смысла жизни и предназначения человека;
  • - проблема справедливости;
  • - проблема должного.

Основные нравственные категории

Можно выделить целый ряд нравственных категорий, наиболее полно отражающих сущность и содержание этики. Среди них: нравственные принципы, нравственные нормы, нравственное поведение, нравственное сознание человека, нравственный идеал, добро и зло.

Нравственные принципы

Нравственные принципы - это основные моральные законы, представляющие собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетелями. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности становятся основой развития ряда нравственных качеств личности (человечность, чувство справедливости, разумность и др.).

Способы и средства реализации каждого морального принципа разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе, и от конкретной жизненной ситуации. К наиболее всеобъемлющим и распространенным принципам относятся принципы человечности, почтительности, разумности, мужества и чести.

Человечность - это комплекс позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек отличается от животного тем, что ему присущи такие качества, как разум, совесть, духовность. Являясь интеллектуальным и духовным существом, в любых, даже самых тяжелых, ситуациях он должен оставаться человеком в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

Человечность складывается из повседневных поступков, отражающих доброе отношение человека к другим людям и проявляющихся в таких позитивных актах, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевое действие человека, основанное на глубоком понимании и принятии присущих ему нравственных качеств.

Почтительность - это уважительное отношение не только к родным и близким, но и ко всему окружающему миру, способность с признательностью и вниманием относиться к знакомым и незнакомым людям, вещам и природным объектам и явлениям. Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, тактичность, учтивость, доброжелательность, сочувствие.

Разумность - это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. С одной стороны, разумность - это качество личности человека, зависящее от разума, данного ему от рождения, а с другой - эго поступки, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.

Мужество и честь - категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояние страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких чертах личности, как чувство долга, ответственность и стойкость.

Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.

Нравственные нормы

Совместное проживание индивидов в обществе требует определенного ограничения их свободы, поскольку некоторые действия человека могут быть вредными и даже опасными для общества. Нравственные нормы отражают установленные обществом принципы и правила взаимоотношений между людьми, возникающие в процессе совместного проживания. На основе норм нравственности строятся отношения совместной деятельности и взаимопомощи между людьми.

Нравственные нормы - явление социальное, так как они затрагивают проблему поведения индивида в обществе, представляя собой требования, которые социум предъявляет к каждому конкретному человеку. Именно общество определяет, как должны строиться взаимоотношения между его членами. Общество также выносит оценку поведению человека. Достаточно часто эти оценки не совпадают с индивидуальными: то, что для индивидуума представляется позитивным, может вызвать отрицательную оценку общества, и наоборот, зачастую общество принуждает человека делать то, что противоречит его устремлениям и желаниям.

То, что нравственные нормы носят социальный характер, сложилось исторически. Ведь нравственное сознание человека формируется под воздействием окружающей его среды, на основе выработанных обществом нравственных идеалов и нравственных авторитетов. Нравственные нормы отдельного человека представляют собой симбиоз социальных установок и личного сознания.

Нравственные нормы являются основой оценки обществом поведения человека. Единых критериев такой оценки не существует, они зависят от эпохи, типа общества, от традиционных н ра вст ве н н ы х уста н ово к, сложившихся на како й -л ибо территории, в той или иной стране, и т. д. Одни и те же поступки людей в разное время, в разных социумах могут считаться нравственными и безнравственными. К примеру, варварские традиции скальпирования у северных индейцев или поедания сердца поверженного врага у туземцев Океании в свое время не казались безнравственными, но считались проявлением особой доблести, заслуживающей общественного уважения.

Нормы нравственности в обществе существуют в виде запретов и негласных предписаний. Запреты представляют собой те нормы поведения индивида, которые нежелательны для общества в целом. Негласные же, неформальные предписания дают человеку свободу в выборе типа поведения в рамках общепринятых норм. Исторически запреты всегда предшествовали предписаниям.

Универсальные моральные принципы существуют помимо конкретных моральных норм, таких, как «не укради» или «будь милосердным». Их особенность состоит в том, что они задают наиболее общие формулы, из которых можно вывести все остальные конкретные нормы.

Принцип талиона

Правило талиона считают первым универсальным принципом. В Ветхом Завете формула талиона выражена гак: «око за око, зуб за зуб». В первобытном обществе талион осуществлялся в виде кровной мести, при этом наказание должно было строго соответствовать причиненному вреду. До возникновения государства талион играл положительную роль, ограничивая насилие: человек мог отказаться от насилия из страха перед возмездием; талион ограничивал и ответное насилие, оставляя его в пределах причиненного вреда. Появление государства, принявшего на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток нецивилизованных времен, вычеркнув его из списка основных принципов моральной регуляции

Принцип нравственности

Золотое правило нравственности формулируют первые цивилизации независимо друг от друга. Этот принцип можно встретить среди изречений древних мудрецов: Будды, Конфуция, Фалеса, Христа. В наиболее общем виде это правило выглядит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе ». В отличие от талиона золотое правило опирается не на страх перед местью, а на собственные представления о добре и зле, а также отменяет деление на «своих» и «чужих», представляя общество как совокупность равных людей.

Заповедь любви становится основным универсальным принципом в .

В Новом Завете Иисус Христос выражал этот принцип так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Новозаветная этика — это этика любви. Главным становится не формальное подчинение законам и правилам, а взаимная любовь. Заповедь любви не отменяет десять заповедей Ветхого Завета: если человек действует по принципу «люби ближнего своего», то он не может убивать или воровать.

Принцип золотой середины

Принцип золотой середины представлен в работах . Он гласит: избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума.

Категорический императив - универсальная формула морали, предложенная Иммануилом Кантом. Он гласит: поступай так, чтобы основания твоего поступка могли стать всеобщим законом, ; иначе говоря, делай так, чтобы твои поступки могли стать образцом для других. Или: всегда относись к человеку, как к цели, а не только как к средству , т.е. никогда не используй человека только как средство для своих целей.

Принцип наибольшего счастья

Принцип наибольшего счастья в качестве универсального предложили философы-утилитаристы Иеремия Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1806-1873). Он гласит, что каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Поступки оцениваются по их последствиям: чем больше пользы принес поступок разным людям, тем выше он оценивается по моральной шкапе (даже если сам по себе поступок был эгоистическим). Последствия каждого возможного поступка можно просчитать, взвесить все плюсы и минусы и выбрать то действие, которое принесет больше пользы для большего числа лиц. Поступок морален, если выгода от него перевешивает вред.

Принцип справедливости

Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002):

Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод. Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в , где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

Каждый универсальный принцип выражает некий моральный идеал , который в основном понимается как человеколюбие. Однако не все принципы совместимы: они строятся на разных ценностях и разном понимании блага. На основе общих принципов следует вначале определить степень применимости того или иного принципа к ситуации и выявить возможные конфликты между разными принципами. Решение будет однозначно моральным только в том случае, если все применимые принципы не противоречат принятому решению. Если имеется серьезный конфликт принципов, стоит учесть и другие факторы, например требования профессиональных кодексов, мнения экспертов, принятые в обществе правовые и религиозные нормы, осознать степень своей ответственности за решение и только потом делать осознанный моральный выбор.

admin

Социальный строй XXI века предполагает наличие свода определенных правовых и нравственных законов, создающих нерушимую иерархическую систему моральных и государственных стандартов. Заботливые родители с детства объясняют своему ребенку разницу между хорошими и плохими поступками, закладывая в отпрыске понятия «Добра» и «Зла». Неудивительно, что в жизни каждого человека убийство или чревоугодие ассоциируются с отрицательными явлениями, а благородство и милосердие относятся к категории положительных личностных качеств. Некоторые моральные принципы уже присутствуют на подсознательном уровне, другие постулаты приобретаются с течением времени, формируя образ индивида. Однако немногие люди задумываются о важности воспитания в себе подобных ценностей, пренебрегая их значимостью. Нельзя гармонично сосуществовать с окружающим миром, руководствуясь исключительно биологическими инстинктами – это «опасный» путь, неизменно приводящий к разрушению личностного облика.

Максимального счастья.

Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США. Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей. Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.

Справедливости.

Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.

Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то с течением времени перерастет в предательство. Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими. Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья);
не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров;
не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств;
уважайте родственников, давших вам жизнь;
шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху;
не убивайте живые организмы;
не прелюбодействуйте, изменяя супругу;
не стоит брать чужих вещей, становясь вором;
избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми;
не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров;
добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях;
создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода;
ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт.
не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

13 апреля 2014

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ - основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания.Эстетическая теория, как и всякая научная теория, имеет определенную систему категорий. Эта система может быть не упорядочена, но набор категорий, которыми пользуется та или иная теория, выступает в определенной взаимосвязи, что и придает ему системность. Как правило, в центре системы категорий эстетики стоит главная универсальная категория, вокруг которой концентрируются все остальные. Так, в эстетических теориях Платона,Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, Чернышевского в центре стоит категория прекрасного, у Канта - эстетическое суждение, в эстетических теориях эпохи Возрождения - эстетический идеал.

В истории эстетики сущность категорий эстетики интерпретировалась с идеалистических и материалистических позиций. Для Платона и средневековых эстетиков прекрасное выступает носителем идеальной, духовно-мистической сущности, для Гегеля это идея в чувственной форме, а для Аристотеля и Чернышевского - прекрасное есть категория, отражающая свойства объективного материального мира. К середине XVIII в. центральной становится категория эстетического (см. Эстетическое). Ее можно определить как род совершенства в материальной действительности (природа, человек) и социально-духовной жизни. В категории эстетического отражены наиболее общие свойства всех эстетических предметов и явлений, которые, в свою очередь, специфически отражаются в других категориях эстетики В эстетическом, как реальном феномене, в процессе духовно-практической деятельности человека реализованы как объективно-материальные состояния мира, так и свойства субъекта социальной жизни.

Между категориями существует определенная субординация. Так, например, прекрасное и возвышенное - категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое - категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни. Таким образом, наиболее общие категории (прекрасное, возвышенное) подчиняют себе менее общие (трагическое, комическое). Вместе с тем существует и взаимодействие, координация между этими категориями: возвышенно прекрасное, возвышенно трагическое, трагикомическое. Прекрасное воплощается в эстетическом идеале и искусстве, а через него воздействует на эстетический вкус и чувство. Т. е. категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Но каждая категория имеет определенную содержательную устойчивость. И хотя всякое понятие огрубляет действительность, не вмещая всего ее богатства, оно, однако, отражает наиболее существенные признаки эстетического явления. Следует отметить, что категории эстетики раскрывают не только гармонические, т е. позитивные, эстетические свойства, но и негативные, дисгармонические, отраженные в категориях безобразного,низменного, показывая тем самым противоречия реальной действительности.

В то же время в категориях эстетики (наряду с отражением сущности эстетических явлений) присутствует момент оценки, т. е. выражается отношение человека к эстетическому, определяется его ценность в духовно-практической жизни общества и отдельного человека.

Марксистско-ленинская эстетическая теория опиралась и на более широкие категории диалектического и исторического материализма (материя и сознание, материализм и идеализм, содержание и форма, классовость и партийность, интернациональное и национальное), а также категории конкретных наук: теории информации, семантики, семиотики, психологии и ряда других частных и естественно научных теорий. Однако специфику предмета эстетики можно обнаружить только через систему собственно категории эстетики, складывающуюся в эстетической теории.

Нравственные принципы.

Нравственные принципы – это основные моральные законы, которые признают все этические учения. Они представляют собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетели. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности приводят к осознанию и принятию таких качеств, как человечность, справедливость, разумность.

Способы и средства реализации каждого морального принципа очень разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе и конкретной жизненной ситуации. Наиболее емкими и распространенными являются 5 принципов: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.

Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек является духовным и интеллектуальным существом, и в любых, даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

Человечность складывается из повседневного альтруизма, из таких качеств, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевой акт человека, основанный на глубоком понимании и принятии присущих ему качеств.

Почтительность – это уважительное и благоговейное отношение к окружающему миру, как к чуду, бесценному дару. Этот принцип предписывает с благодарностью относиться к людям, вещам и природным явлениям этого мира. Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, учтивость, благожелательность.

Разумность – это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. Таким образом, разумность с одной стороны – это действия разума, данного человеку от рождения, а с другой – действия, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.

Мужество и честь – категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояния страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких качествах, как долг, ответственность и стойкость.

Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.

Нормы поведения.

"Поведение человека, которое (1) не выпадает из общепринятой системы поведения в данном коллективе и (2) не вызывает эмоциональной реакции (отрицательной / положительной) у других членов коллектива, является нормой поведения в данном социуме. ...

Норма поведения имеет многоступенчатый характер (иерархична) и в связи с этим встает вопрос о самооценке индивидом своей доминанты: он должен определить, на основании какого аспекта или факта своей личности (или шире - биографии) он регулирует свое поведение в данной ситуации. ... Степень облигаторности нормы и, соответственно, системы запретов в его поведении будет зависеть от того, что он считает в данной ситуации определяющим. ... Часто субъективный выбор правил поведения определяет и субъективный характер нормы.

Норма создает возможность ее нарушения (т.к. не будь поведение нормированным, нечего было бы собственно, и нарушать). В понятие нормы органически входит и сама возможность отступления от нее. Отступление от нормы, однако связано с принципом "можно, но не следует". ...

Норма поведения поддерживается системой ЗАПРЕТОВ налагаемых как на весь коллектив, так и на отдельных его членов традициями, соображениями "здравого смысла" и специальными договорами, соглашениями, кодексами, правилами и т.д. Большинство из них настроено по негативному принципу, т. е. дает перечень запретов объясняет это тем, что норма поведения в целом трудно и не экономно описать позитивно, т.е. в виде предписаний: для этого потребовался бы чрезвычайно громоздкий список правил."

Мораль - один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Моральные принципы - главный элемент в системе морали - это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которой базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм альтруизм, эгоизм, толерантность.

Моральные нормы - конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.

Моральные нормы как разновидности социальных нормативов в зависимости от способа оценки подразделяются на два типа:

1) требования - запреты (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.);

2) требования - образцы (будь храбрым, сильным, ответственным и т. д.).

7. Функции морали

1. Регулятивная функция . Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

2. Ценностно-ориентирующая функция . Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3. Познавательная (гносеологическая) функция . Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения.

4. Воспитательная функция . Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5. Оценочная функция . Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6. Мотивационная функция . Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.

7. Коммуникативная функция . Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей.



Свойства морали

Мораль содержит в себе антиномические свойства, которые подразумевают следующее:

1. Антиномия объективного и субъективного.

o а) Нравственные требования имеют объективное значение независимо от субъективных вкусов.

o б) Моральные требования отражают субъективную позицию, обязательно чья-то позиция.

o в) Безличность морального требования. Требование не исходит от кого-то. Моральный закон выступает в виде абстрактного требования.

2. Антиномия всеобщего и особенного.

o а) С одной стороны мораль выступает в виде конкретной нравственной системы.

o б) С другой стороны нравственная позиция формулируется в универсальной форме. Нравственному закону присуща универсальность и уникальность.

3. Антиномия практической целесообразности и моральной ценности.

o а) Мораль имеет практическое значение (польза).

o б) Мораль далеко не всегда содержит пользу. Добродетель нередко бывает наказуема.

o в) Бескорыстие морального мотива. Польза в морали не прагматична. Мораль говорит о должном.

4. Антиномия общественного и личного.

o а) Подчинение средним социальным нормам.

o б) Отдельная личность с высоко развитыми нравственными идеалами находится в несоглашательстве с обществом. С позиций нравственности она выступает не в качестве представителя социальной среды, в качестве носителя общечеловеческих ценностей.

5. Антиномия причинности и свободы.

o а) Моральное поведение имеет свои причины.

o б) Моральный человек готов пойти в разрез логике, привычке (автономно, свободно). Подлинная причина отдельных поступков – свобода.

Структура морали

1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение. Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:

а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);

б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);

в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм).

2. Моральное поведение , опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. Нравственная практика - включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность.

3. Моральные отношения - центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки.