Общественное сознание в жизни общества. Факторы, влияющие на формирование и развитие правового сознания Факторы влияющие на общественное сознание

В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» . Такое состояние называется синкретизмом. С разделением труда появился слой людей, для которых духовная деятельность становится основной формой деятельности. Развитие и усложнение общественной жизни привело к развитию общественного сознания, его дифференциации, выделения в нем самостоятельных форм и уровней.

На формирование и развитие общественного сознания влияет ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:

Географическая среда, в которой живет социальная общность;

Уровень материальной жизни и характер потребления;

Формы общественной жизни;

Историческое прошлое и т. д.

На определенном этапе развития общественного сознания оно более или менее соответствует характеру общественного строя, общественной жизни. Объективным основанием этого соответствия является соответствие производительных сил и производственных отношений. Когда же это соответствие нарушается, создается возможность для возникновения нового общественного сознания, которое побеждает в конкуренции со старым общественным сознанием. Новое общественное сознание будет соответствовать новому соответствию производительных сил и производственных отношений.

Но переход к новому общественному сознанию не является полным отрицанием старого. С изменением общества, с возникновением нового общественного сознания сохраняются элементы старого. Так, не уходят в небытие произведения искусства, нравственные нормы и т. д. Они продолжают существовать, хотя и претерпевают определенное переосмысление. И хотя давно нет ни античного общества, ни общества эпохи Возрождения, но и сегодня сохраняют художественную ценность произведения искусства этих эпох.

Общественное сознание каждой эпохи опирается на обычаи, традиции, взгляды и теории предшествующих эпох. При этом общественное сознание может в определенном смысле отставать от нового уровня общественной жизни, когда в нем сильны пережитки прошлого. Но с другой стороны, новые идеи и теории могут опережать уровень развития общественного строя.

Нужно отметить известную неравномерность развития общественного сознания. В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания.

Общественное сознание оказывает активное воздействие на все сферы общественной жизни. На основе своих взглядов и теорий люди осуществляют практическую деятельность в экономике, политике и т. д. Общественное сознание оказывается духовным стимулом, направляющим людей на преобразование природы и общества, создание разнообразных ценностей. Рассмотрим это детальнее.

1. Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

2. Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов.

3. Экологическое сознание способствует сохранению природы.

4. Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

5. Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

6. Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

7. Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

8. Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

9. Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей – труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов и т. д. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Общественное сознание формируется как отражение социальной действительности, но оно и обратно влияет на всю общественную жизнь, стимулируя возникновение и совершенствование различных видов деятельности.

В предыдущих главах речь шла уже о некоторых формах общественного сознания. Но пока еще не было более-менее детального разговора о морали, религии и эстетическом сознании. Обратимся к их характеристике.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История изучения массового сознания, специфические и интересные примеры его формирования. Проблема исследования массового сознания в социологической науке. Два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Методы анализа и синтеза.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2014

    Понятие информационной революции, ее роль в формировании информационного общества. Современные международные отношения в условиях развития информационного общества, дальнейшие перспективы данного процесса в современной России. Духовная безопасность.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Понятие "информационного общества" в рассмотрении современных философов, исторические этапы его развития и формирования, роль государства. Американский и канадский опыт создания информационной супермагистрали, государственная программа информатизации.

    книга , добавлен 01.02.2010

    Основные этапы становления, базовые критерии, перспективы развития информационного общества. Обзор концепций интеллектуальной технологии как его сущности. Прогнозирование перспектив развития информационного общества, роль глобализации в этом процессе.

    реферат , добавлен 22.07.2014

    Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Концепция постиндустриального информационного общества. Увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание глобального информационного пространства. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2013

    Информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации, его основные характеристики, этапы процесса развития. Декларация тысячелетия ООН. Окинавская хартия глобального информационного общества. Стратегия и пути его развития в России.

    презентация , добавлен 25.07.2013

Основным фактором, который влияет на развитие индивидуума в окружающем мире, являются, в первую очередь, взаимоотношения между людьми, и обмен как субъективным, так и объективным опытом между ними. По средствам наблюдения за основными факторами, влияющими на развитие личности, которые происходят во время социализации индивидуума, были отмечены некоторые ключевые моменты, которые в итоге были разделены и организованы в систему основных уровней развития личности.

В первую очередь стоит отметить, что каждый человек, стремится сначала обустроить свою жизнь, а потом уже начинает думать обо всех тех, кто его окружает. Такая эгоцентричная точка зрения заложена в нас самой природой, и является частью нашей человеческой натуры, которую очень сложно нарушить, и что-то в ней изменить. Как-никак, люди, которые мыслят исключительно на таких низких уровнях сознания, способны обустраивать лишь свою собственную жизнь и благополучие, но при этом все окружающие будут терпеть сплошные неудобства, и поэтому такой человек, никогда не сможет стать достаточно социализированным в плане взаимоотношений с другими людьми.

Далее по списку следует, более развитый уровень сознания, который подразумевает собой узконаправленную организацию тех, или иных людей, объединенных какими-либо взглядами, либо убеждениями. Такого рода отношения позволяют вести эффективные и организованные действия против каких-то определенных вещей и понятий. Зачастую массовое сознание не имеет большой ценности как индивидуума, а лишь находится в подчинении более развитых структур.

На ступень выше от группоцентрического уровня стоит просоциальный, концепция которого заключается во взаимопонимании и взаимопомощи людей, которые считают себя полноценными частицами общества, и при этом, они сполна понимают свою роль, и свои обязанности в социуме. Людям подобного склада ума обычно свойственна чрезмерная самоотдача, и они при этом являются трудолюбивыми работниками, которые готовы жертвовать собой во благо великой цели, процветания общества в дальнейшем.

На духовном уровне развития сознания факторы влияющие на развитие личности могут находиться люди, имеющие совершенно различные взгляды на мир, но при этом они думают об одних и тех же насущных вопросах, о смысле жизни и бытия, о роли человека на земле, о духовности и религии.

Тем не менее, нельзя отделять людей на приверженцев к тем, или иным уровням сознания, поскольку все четыре уровня присутствуют в каждом индивидууме, отличается лишь только баланс между ними. Иногда баланс может нарушаться, например, если человек попадет в ситуацию, в которой ему нужно будет быстро принимать ряд важных решений, либо ему будут навязаны устои другой, доселе не известной ему культуры.

В нашем государстве, основным стрежнем нашей ментальности и культуры является стремление к духовному обогащению человека. Издавна было принято, что настоящий русский человек должен в первую очередь думать о совести, о порядочности и действовать в соответствии с христианскими традициями и устоями.

Советская же культура, значительно изменила склад мышления типичного русского человека, который хоть и помнил о своих личностных и духовных ценностях, но при этом вынужден был воспринимать себя в качестве части коллектива, с которым он, по сути, просто обязан был сосуществовать. Общество коммунистов в своей концепции представляло типичный группоцентиреский тип сознания, в котором каждый должен был думать скорее об обустройстве всей коммуны, чем о своем собственном благополучии.

Решающим моментом в формировании современного русского менталитета стало массовое внедрение западных культурных ценностей. В результате они очень сильно смогли повлиять на типичного советского человека, и в корне смогли изменить большинство ценностей русских людей, что в конечном итоге перенесло всю русскую нацию на переходную культурную ступень, находящуюся в преддверии к окончательному прорыву к более высокому уровню сознания общества.

Тем не менее, какой бы хорошей не казалась ситуация на первый взгляд, каким бы близким не казался долгожданный прорыв общественного сознания на более высшие уровни, в нашем современном обществе все еще имеют место предпосылки прошлого, которые подразумевают собой все те же организованные структуры, в виде различных группировок, и оппозиций. Подобного рода явления в русском современном обществе являются лишь тормозом прогресса, и развития общества в целом.

Психологические консультации. Индивидуальная, семейная
и групповая психотерапия

Психологи оказывают помощь взрослым в форме разовых психологических консультаций и долгосрочной индивидуальной, семейной или групповой психотерапии. Как правило, консультация сконцентрирована на узкой теме, в то время как психотерапия – это более длительная, глубокая, занимающая порой несколько лет, работа, сконцентрированная на личности в целом. Именно психотерапия направлена на глубинные и стойкие изменения проявлений характера, мешающих полноценно жить и развиваться.

Семейная психотерапия сконцентрирована на отношениях членов семьи (на семье в целом) и позволяет скорректировать и оздоровить атмосферу в семье.

Групповая психотерапия в силу своей формы дает уникальные возможности для работы над проблемами индивидуализации и установления отношений. Атмосфера терапевтичекой группы дает возможность участникам исследовать свои чувства, потребности и поведение.


Похожая информация.


Духовная жизнь общества. Общественное сознание .

1. Основные формы духовной жизни общества.

2. Общественное сознание и его формы.

Основными формами духовной жизни общества принято считать мораль, право, религию, науку, искусство.

Мораль - это сфера существования нравственных норм человека, включающая два аспекта: правила и нормы поведения людей и способность человека оценивать свои намерения и поступки. Нормы морали регулируют лишь сознательное, волевое поведение: поступки душевнобольных, а также маленьких детей не подлежат нравственной оценке. Нравственное поведение закрепляется в обычаях и традициях (устойчивом, повторяющемся из поколения в поколении поведении). Мораль и право сходны в том, что предлагают систему правил поведения, но имеются и существенные отличия. Моральные нормы распространяются на такие отношения людей, которые не регулируются правом: дружба, любовь, верность. Исполнение права обеспечивается мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия, мораль не имеет специального учреждения, которое принуждало бы к соблюдению моральных норм. Моральное регулирование осуществляет общество: силой убеждения, примера, общественного мнения, традиции, нравственного авторитета отдельных лиц.

Структура нравственного сознания включает в себя нравственные чувства, категории морали, ценностные ориентации.

К основным нравственным чувствам относятся: долг, совесть, стыд, честь, счастье.

В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» - чего в другом не любишь, того сам не делай. Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайностей в поступках, соблюдать меру.

В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм ) или общие интересы (альтруизм ).

Первый вариант представляет собой: гедонизм (наслаждения, удовольствия); эвдемонизм (счастье); утилитаризм (поступок правильный, если он приносит пользу).

В основе альтруизма - сострадание к другим людям, бескорыстное служение людям, готовность к самоотречению во имя блага и счастья людей. Этот принцип нашел выражение в христианской морали - «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Основными элементами духовной жизни общества являются:

Духовная деятельность - это деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные и религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Индивидуальное сознание человека - восприятие им отдельных сторон бытия, это духовный «микрокосмос» индивида, в нем представлено не только общее, но и свое интересы, угол зрения, эмоции.

Сущность религиозного сознания - иллюзорное удвоение мира: признание наряду с реальным природным и социальным бытием иного, потустороннего мира. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное.

В отличие от просто веры в сверхъестественное, религия является общественным институтом. Религия играет одну из основных ролей в создании «жизненного мира человека». Она может выполнять созидательную, организующую роль в обществе, но исторически религии не всегда справлялись с этими задачами: вместо духовности насаждали фанатизм и ритуализм, вместо объединения - разъединяли и даже разжигали войны, вместо психологического успокоения порождали комплексы и суеверия.

Традиционное представление об абсолютной «противоположности» науки и религии провоцировалось прежде всего идеологическими мотивами, а именно духовным деспотизмом церкви, с одной стороны, и специфическими для европейской традиции претензиями науки на создание всеобъемлющего мировоззрения (сциентизм) - с другой. Во всяком случае, сегодня среди серьезных специалистов преобладает мнение о том, что компетенция религиозного сознания должна быть ограничена экзистенциальной проблематикой, а наука лишена своих абсолютистских мировоззренческих претензий; соответственно правомерно говорить о взаимной дополняемости религиозной веры и научного знания, лишь совместно удовлетворяющих одинаково объективные потребности миллионов и миллионов людей на данной стадии развития человечества.

Общественное сознание - совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих всё разнообразие бытия.

Носителем общественного сознания является весь народ или какая-либо отдельная группа людей в его составе, например, класс или этническая общность.

Чем больше разница между восприятием действительности со стороны различных групп в данном обществе, тем больше вырастает угроза нестабильности.

Формы общественного сознания:

Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие

достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов

Экологическое сознание способствует сохранению природы.

Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Формы сознания производны от общественного производства. Они - мыслительные продукты определенной общественной связи людей. Формы сознания представляют собой отражение и проявление практики масс и являются содержанием и продуктом их деятельности. Обыденное сознание - это как бы первичная форма понимания мира, оно возникает у людей в процессе их повседневной жизни и деятельности, в повседневном общении. Теоретические знания об обществе представляют собой высший уровень общественного сознания. В теоретическом сознании общественная жизнь, явления общественной жизни не только описываются, но и объясняются (раскрываются их законы, причины, противоречия).

В обществе, состоящем из различных социальных групп, теоретическое сознание имеет идеологическую окраску. Идеология - совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиций той или иной социальной группы. Идеология включает в себя представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении идеалов. Пока существуют социальные группы со своими различными интересами, будет существовать идеология. Идеология создается сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. Они специально изучают общество, создают концепции общественного развития.

Особое место в общественном сознании занимает массовое сознание (его еще иногда называют «психологией толпы»). Масса, «толпа» характеризуется рядом специфических качеств: у людей, объединенных в «толпу», теряется независимость суждений, резко возрастает чувство своей силы, падает сознание индивидуальной ответственности, растет внушаемость, они легко поддаются влиянию «вожаков». Интересно, что еще Платон писал, что охлос («толпа») - это особое животное, а демагог («вожак») - дрессировщик, умеющий им управлять. В толпе не обретается, а теряется свобода.

В формировании массового сознания особую роль играют механизмы заражения и подражания. Известно, что убеждения человека основаны на знании и понимании. Человек без убеждений легко поддается манипулированию его сознанием. Известно также, что чем ниже уровень развития личности, тем выше подражательность, конформизм.

В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию - совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид.

Характерные черты общественной психологии: она синкретична (сочетает противоречивые взгляды), охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферу, вплетена в практическую сферу деятельности социальных групп, формируется в основном стихийно. Но в случае желания господствующих слоев общества привить массам свою психологию, свои социальные чувства, чтобы массы оценивали события не с позиции своих интересов, а с позиций господствующих слоев, применяется целенаправленное формирование общественного сознания, в т. ч. с использованием безнравственных приемов.

В настоящее время развитие средств массовой информации оказывается все более сильным фактором формирования общественного сознания. СМИ формируют стандарты мышления, поведения, спрос потребителей и т.д.

На формирование общественного сознания влияет ряд факторов:

Географическая среда, в которой живет социальная общность;

Уровень материальной жизни и характер потребления;

Формы общественной жизни;

Историческое прошлое и т.д.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите формы общественного сознания и дайте им краткую характеристику.

2.Чем различаются обыденное и теоретическое сознание?

3.Назовите характерные черты массового сознания («психологии толпы»).