Индивидуальные особенности и качества мышления. Качества ума. Индивидуальные особенности мышления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

2. Качества мышления

Заключение

Глоссарий

Приложения

Введение

мышление ум продуктивность

Психология, как наука, насчитывает многовековую историю. За две тысячи лет истории развития психологии, психологические знания развивались и углублялись по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований. И, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что психология - это молодая, развивающаяся наука. Герман Эббингауз, немецкий психолог-экспериментатор конца XIX - начала XX века высказался о том, что психология имеет огромную предысторию и очень короткую историю.

Предметом изучения психологии является психика человека и животных. Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений. Психические явления определяются как постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) или были в прошлом опыте (память), как обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Известны три основные формы психических явлений: психические процессы - ощущения, восприятие, память, мышление и др.; психические состояния - активность, бодрость, пассивность, усталость и др.; психические свойства личности - характер, темперамент, способности и др.

Одна из основных задач, стоящая перед психологами современности, это исследование процесса мышления.

Целью данной работы является изучение процесса мышления, как протекает данный процесс, каковы его функции, как данный процесс формируется в различных ситуациях. Изучить качества и индивидуальные особенности мышления.

В соответствии с заданными целями были сформулированы следующие задачи для данной курсовой работы:

Изучить психологическую литературу по проблеме исследования;

Описать природу мыслительного процесса;

Рассмотреть основные операции и фазы мышления;

Рассмотреть основные виды и уровни мышления;

Исследовать качества мышления;

Исследовать индивидуальные особенности мышления;

Сделать выводы на основе рассмотренного и изученного материала.

Многие зарубежные и отечественные психологи занимались и решали проблемы мышления. Например, наш современник, доктор психологических наук, опубликовавший свыше 220 научных трудов, посвященных мышлению, Олег Константинович Тихомиров,. Далее, Лев Семенович Выготский, советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций, ставший лидером легендарной тройки психологов: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Потом, Борис Михайлович Теплов, действительный член АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук по психологии, и его классические психофизиологические исследования природы индивидуальных различий. Нельзя не упомянуть Андрея Владимировича Брушлинского, российского психолога, исследовавшего проблемы психологии личности и мышления. А также Жан Пиаже. Принципы операциональной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией. Хотя его замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания, тем не менее, его вклад в изучение проблем мышления велик.

1. Мышление с точки зрения психологии

Каждый человек знает, что такое мышление. Практически каждый человек считает себя умным. Существует даже поговорка по этому поводу: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".

Понятием "мышление" обозначаются психологические способности человека, причем эти способности являются фундаментальными и значимыми для данного человека.

Опора человека на культурные средства и орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность.

Мышление осуществляется с целью получения знания о тех или иных существенных свойствах объекта. Для решения отдельной конкретной задачи применяются обобщенные знания, общие правила.

Следовательно, существует два признака в определении мышления: обобщенность и опосредствованность. По этим признакам мышление отличается от восприятия. Эти признаки очень важны, но они используются не только в психологии, но и в философии.

Обобщенность и опосредствованность характеризуют мышление как предмет комплексных междисциплинарных исследований, а не только психологии.

В изучении психики имеется в виду тот период, когда психология отделилась от философии, сблизилась с естественными науками и появились собственные экспериментальные методы. Это произошло во второй половине XIX века.

Можно выделить четыре этапа в истории психологии: первый этап - психология существует как наука о душе, второй этап - как наука о сознании, третий этап - как наука о поведении, а четвертый этап - как наука о психике.

Выдающийся психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн считал предметом психологического исследования мышления процесс и деятельность мышления.

Процесс ориентировки субъекта в окружающей действительности доктор педагогических наук по психологии Петр Яковлевич Гальперин считал предметом мышления. Мышление определяется, как обобщенное отражение действительности.

Основная задача мышления состоит в выявлении и раскрытии существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделении их от случайных совпадений во времени и пространстве. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях жизненных обстоятельств.

С.Л. Рубинштейн высказывался о том, что мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая идет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Назвать словом, выразить мысль - это означает обобщить, подвести под понятие или дать определение. В этом состоит отличие мышления человека от мышления животных.

Сущность психологии мышления, как предмета, как понимание этого предмета С.Л. Рубинштейном и П.Я. Гальпериным дополняют друг друга, потому что мышление интересует психологов и как мыслительный процесс, развертываемый во времени, и мыслительная деятельность, в этом случае мышление понимается как процесс решения задач.

По своему внутреннему строению мыслительный процесс является действием. Это действие направлено на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности человека. Эта цель связана с условиями, которыми она задана.

Для начала мыслительного процесса человека нужен мотив. Мотив появляется тогда, когда появляется проблема. В этот момент появляется потребность что-то понять. Мышление начинается именно с того момента, когда появляется вопрос или проблема, удивление или недоумение, либо противоречие.

Мыслительный процесс можно условно разделить на шесть этапов:

Первый этап разрешения проблемы, т.е. осознание проблемной ситуации;

На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);

На четвертом этапе появляются гипотезы, как варианты решения задач;

Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

Шестой этап - ее проверка. Осуществляется реализация решения, если проверка подтверждает гипотезу.

Можно выделить следующие операции мышления:

Анализ - мысленное или реальное расчленение объекта на элементы; эта операция связана с синтезом, то есть с соединением элементов в единое целое;

Синтез - мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единую систему; синтез связан с анализом, то есть с расчленением объекта на элементы.

Все остальные, более сложные операции мышления строятся на основе анализа и синтеза:

Мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного - это операция мышления и она носит название сравнение;

Форма мышления, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от частных его свойств и связей - это операция мышления абстрагирование;

Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области - эта операция мышления обобщение;

Система классов объектов какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов - операция мышления под названием классификация;

Сходство предметов в каких-либо свойствах - это операция мышления - аналогия. Аналогия или умозаключение по аналогии состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, но сходный по свойствам и качествам объект.

Основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ - синтез, выявление сходства - выявление различий, абстрагирование - конкретизация.

Несмотря на то, что все формы мышления основаны на чувственном опыте, они не имеют чувственного содержания. Чувственное содержание становится все меньше и меньше по мере продвижения вдоль цепочки: ощущение - образ или продукт восприятия - представление единичное - представление общее - понятие или псевдопонятие.

Понятие - мысль, отражающая выявленные в ходе научного исследования, свойства предметов, явлений и процессов, закрепленные в термине словом или группой слов. Объемом научного исследования являются те мысли, которые содержат самые важные для практики свойства предметов, явлений, процессов. Причем только в результате научного исследования можно выяснить, насколько важны те или иные свойства.

Псевдопонятия формируются согласно тем же законам, что и понятия, они похожи на понятия и нередко выступают вместо понятий. В отличие от понятий, псевдопонятия возникают в ходе обычной житейской практики.

Понятия (псевдопонятия) объединяются в суждения. Суждение (высказывание) - это мысль, выражающая связь между понятиями (псевдопонятиями).

Суждение может быть истинным или ложным.

Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредствованно, путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть общими, частными, единичными.

Для того чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, необходима последовательная логическая связь нескольких суждений, которая и называется рассуждением.

Лишь только тогда, когда рассуждение приводит к определенному выводу, оно имеет практический смысл.

Итогом поисков мысли будет умозаключение и оно будет являться ответом на вопрос. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к частному или единичному, от общего к менее общему.

Зная общее положение, правило или закон, при дедуктивном рассуждении, делается вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Основными видами мышления являются понятийное и образное мышление, а также наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Основным постулатом является то, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга и практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Пытаясь определить вид мышления, необходимо учитывать, что этот процесс всегда условный и относительный.

В Приложении А Схематично отображена классификации видов мышления.

2. Качества мышления

Типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей являются виды мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов. Если различия в мыслительной деятельности людей устойчивы, их называют качествами ума.

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом определенных качеств. Эти качества в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций и в разной степени присутствуют у различных людей. Какие-то из этих качеств более значимы при решении практических вопросов, какие-то значимы при решении теоретических задач.

Выделяют следующие качества мышления: самостоятельность, внушаемость, инициативность, логичность, глубина, широта, узкое мышление, быстрота, торопливость ума, замедленное мышление, оригинальность, последовательность, пытливость, критичность, доказательственность, гибкость и подвижность ума, инертность ума, способность предвидения, темп мышления, целенаправленность, растекаемостъ мышления, экономичность, любознательность, находчивость, остроумие, продуктивность.

Самостоятельность мышления - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения своими силами. Самостоятельность мышления, как качество ума, является базисным показателем общей обучаемости. Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать новые идеи и находить нужные ответы, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность - умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности. Самостоятельность - свойство ума, отражающее способность наметить требующий решения вопрос и независимо от мнения окружающих найти на него правильный ответ.

Внушаемость - противоположное самостоятельности качество мышления. Внушаемые люди меняют одни суждения на другие. На них нельзя положиться.

Инициативность мышления - потребность в постоянном стремлении самому искать и находить пути и средства разрешения задачи, проблемы. Инициативность является волевым качеством, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая позиция, гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется осознанно и намеренно.

Логичность - свойство ума. Человек, обладающий логичностью, строит умозаключения в соответствии с законами логики, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами, а также умеет быстро находить ошибки в суждениях и выводах

Насколько человек способен организовать свою умственную работу: составить краткий обзор, оперировать терминами, выделить главное, аргументировать доводы, ссылаться на источники; - зависит глубина мышления. Глубина мышления - способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубины закономерности. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Широта мышления - способность видеть проблемы во взаимосвязи с другими явлениями или, иными словами, многосторонне. Широта мышления - свойство ума, определяющее кругозор, способность использовать при мыслительном процессе круг разнообразных фактов и знаний и умение внести в них важное и новое.

Если мышление бывает широким, то это значит, что оно может быть у кого-то и узким. Узкое мышление может быть бедным, мелким, поверхностным, а может быть и содержательным и глубоким, например, мышление «узкого специалиста».

Быстрота мышления - качество мышления, выраженное в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Быстрота мышления - способность в условиях дефицита времени находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их. Быстрого протекания мыслительной деятельности человека требует характер определенной деятельности человека, например водителя, летчика, или, допустим, сложившаяся конкретная аварийная ситуация, которая требует быстроты ума.

Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота мышления зависит от степени развития мыслительных навыков и знаний, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности человека.

Торопливость ума следует отличать от быстроты ума. Человек с торопливостью ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума - это, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всей сложности.

Встречаются, в школе учащиеся с замедленным мышлением. Их часто незаслуженно принимают за неспособных. Для ленивого ума поменьше думать - самое приятное состояние. Это проявление типа нервной системы и следствие своеобразной лени ума.

Оригинальность мышления - способность производить отличные от общепринятых новые идеи. Качество творческого мышления зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Оригинальность - свойство ума, отражающее способность прийти к правильным, нешаблонным выводам.Пытливость мышления - потребность всегда находить наилучшие решения поставленных задач и проблем. Насколько человек может сосредоточиться на выполнении работы и насколько его хватает, является пытливостью - свойством ума, отражающем стремление дознаться до основания причин наблюдаемых явлений.

Критичность мышления - способность объективно оценивать явления, собственные устремления, умение при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

Критичность ума - это умение человека всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные. Он видит их слабые стороны, всегда стремится их проверить. И, если его суждения не соответствуют действительности, то он отбросит их, и будет искать новые пути решения. Критичность - свойство ума, отражающее умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности. Критичность ума - важное качество, обеспечивающее личностный рост.

Доказательственность или аргументированность значит, насколько быстро человек восстанавливает и доступно объясняет теории и научные факты, насколько грамотно умеет донести свои мысли до окружающих, насколько он может цитировать высказывания других людей. Доказательственность - свойство ума, отражающее способность последовательно обосновать свое мнение и решение так, чтобы оно было принято непредубежденным собеседником. Нужно именно доказать, а не убедить.

Гибкость мышления - это умение изменять намеченный план действий, способность выйти за пределы ситуативных ограничений. Гибкость ума - это качество людей творчества. Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, в умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкость и подвижность - это такое качество, которое отражает то, как быстро человек прикладывает к познанию собственный опыт, как быстро он вычисляет взаимосвязи, как он проверяет достоверность своих знаний логикой и как отказывается от стереотипа в мышлении. Если ранее принятые решения перестали удовлетворять изменившейся ситуации или условиям, человек с гибкостью и подвижностью ума быстро откажется от ранее принятых решений и найдет новые способы решения проблемы.

Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум.

Важное качество ума человека - предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, а также способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Темп - свойство ума, когда человек выражает свои мысли, и при этом учитывается скорость мышления партнера общения.

Целенаправленность - свойство ума сохранять в течение определенного времени подчиненность мыслительного процесса определенной задаче.

Противоположное целенаправленности качество - растекаемостъ мышления. Это такой процесс, когда начинают с проработки одной мысли, не приняв никакого решения, не сделав вывода и даже не заметив, переходят к обсуждению другого вопроса.

Экономичность - свойство ума, отражающее способность выполнения определенной мыслительной задачи с помощью наименьшего количества суждений и умозаключений.

Любознательность - свойство ума, отражающее стремление узнать что-то новое, что встречается человеку в жизни.

Находчивость - свойство ума, заключающееся в умении быстро найти способ решения мыслительной задачи. Развитию этого свойства способствуют занятия логикой.

Остроумие свойство ума, отражающее способность к нешаблонным и неожиданным решениям и умозаключениям, возникающим на основе скрытых от других смысловых связей. Остроумие следует отличать от острословия, где в основном ассоциации основаны на игре слов.

Продуктивность - итоговое свойство ума, отражающее количество выработанных идей и их адекватность существенным сторонам объективного мира и внутренним взаимосвязям.

В Приложении Б схематично отображены качества мышления.

Важнейший признак всякого мышления - умение выделять существенное и самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление ведет его дальше, заставляя углубляться в сущность данного явления и открывать общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

3. Индивидуальные особенности мышления

Умные люди обладают положительными качествами, такими, как простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», глубокий анализ ситуации, сила ума, богатство речи и упорство, способность к предвидению и решительность, гибкость и свобода ума, цельность восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность.

Мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызвана какими-то потребностями человека. Если нет потребностей, то нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает:

Потребности и мотивы, заставляющие человека включаться в мыслительную деятельность;

Конкретные обстоятельства, при которых у человека возникает потребность в анализе, синтезе и т.д.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: специфические познавательные и неспецифические.

В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат любознательность, тяга к знаниям, интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности.

Во втором случае мышление начинается под влиянием не чисто познавательных интересов, а под влиянием более или менее внешних причин. Например, школьник может начать готовить уроки лишь потому, что он боится отстать от товарищей. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, начинают действовать познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки только потому, что его заставляют взрослые, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает.

Таким образом, в ходе мыслительной деятельности человека возникают и познавательные потребности.

Ученики не только старших, но и младших классов вполне способны на доступном им материале выделять существенное в явлениях и отдельных фактах и в результате приходить к новым обобщениям. А это доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогики - до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

В свете рассматриваемого вопроса нельзя не рассмотреть такое понятие, как продуктивность ума. Понятие ума шире понятия мышления. На рисунке 1 в Приложении представлены составляющие продуктивности ума.

Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов, таких как наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность. Умный человек, понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём работы над собой. Все качества индивидуальны, изменяются с возрастом и поддаются коррекции. Эти особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

При трактовке процесса мышления необходимо затронуть и такое понятие, как личность. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Рассмотрим несколько определений. Для большей эффективности возьмём определения из различных сфер психологии.

Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Личность - это независимый от общества человек, обладающий самосознанием, имеющий активную жизненную позицию.

При формировании понятия личность, необходимо учитывать основной параметр: личность каждого человека не похожа на других людей.

Такое своеобразие психики и личности индивида, их неповторимость называется индивидуальностью.

Каждый из нас индивидуален и хорош по-своему, мыслительный процесс каждого человека ориентирован на индивидуальные потребности и реальные возможности и протекает в каждом из нас автономно.

Изучая индивидуальные особенности мышления, нельзя их отделять от качеств мышления, поскольку эти две категории процесса мышления тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Тем не менее, в Приложении В схематично отображены индивидуально-типологические особенности мышления.

Заключение

Как было определено ранее, мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований.

Философия изучает проблемы соотношения бытия и мышления. В гносеологии рассматриваются возможности, границы и пути познания мира посредством мышления. Логика раскрывает основные формы мышления, такие, как понятие, суждение, умозаключение, а также принципы их построения. Кроме того, логика устанавливает закономерности, определяющие последовательность мыслительного процесса, правильность суждений и умозаключений. Социология занимается анализом процесса исторического развития типов мышления в зависимости от социальной структуры конкретных сообществ. Физиология стремится раскрыть механизмы и работу мозга, с помощью которых реализуются акты мышления. В кибернетике мышление рассматривается как организованный информационный процесс.

Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления актуальным целям и задачам текущей деятельности.

Психологами было затрачено достаточно много усилий для того, чтобы понять, как человек решает необычные, новые, творческие задачи. Тем не менее, до сих пор нет точного ответа на вопрос о том, как происходит решение подобных задач человеком.

Современная наука располагает лишь отдельными данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком таких задач, описать условия, способствующие и препятствующие творчеству.

Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление - это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.

Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему.

Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.

Каждый человек обладает определенным набором качеств мышления. Каждое качество мышления имеет свои индивидуальные особенности. Неоспоримо и то, что качества ума воспитываются в процессе обучения или путём настойчивой работы над собой. Все указанные качества не только индивидуальны, но и изменяются с возрастом, а также поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления обязательно учитываются для того, чтобы правильно оценить умственные способности и знания человека.

На данный момент исследование мышления требует более глубокого изучения и анализа, это объясняется развитием всех отраслей существования человечества и еще более скорым развитием в будущем. Жизнь человека постоянно ставит перед ним неотложные задачи, острые проблемы. Возникновение таких проблем и трудностей означает, что в окружающей нас действительности еще очень много неизвестного, непонятного, скрытого.

Проблема изучения процессов мышления остается одной из наиболее актуальных в психологии, несмотря на достигнутые успехи в изучении данной проблемы. Перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа.

Глоссарий

Определение

Абстракция

(от лат. abstractio - отвлечение) - одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином "абстракция"

Антиципационные и селективные возможности

способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно актуализировать необходимые знания

Восприятие

процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа

Генетическая эпистемология

(от греч. episteme - знание, logos - учение, genos - происхождение) - направление в исследованиях мышления, способствовала разработке проблемы отношений между логикой и психологией мышления, оказав, в частности, большое влияние на развитие психологической концепции Ж. Пиаже. Однако исходный замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания

Дедукция

(от лат. deductio - выведение) - процесс логического вывода на основании перехода от общих положений к частным. Психология изучает развитие и нарушение дедуктивных рассуждений. Движение знания от более общего к менее общему анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом

Дифференциальная психология

отрасль психологической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей

(от лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.)

Индивидуальность

своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей

внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека

Мышление

это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, знаково (вербально) опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций

Ригидность

заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий

Творческое мышление

вид мышления, связанного с созданием или открытием чего-либо нового

Приложения

Рисунок 1. Составляющие продуктивности ума

Приложение А

Схематическое отображение классификации видов мышления

Размещено на http://www.allbest.ru/

Приложение Б

Схематическое отображение качеств мышления

Приложение В

Схематическое отображение индивидуально-типологических особенностей мышления

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность мышления как психологического процесса. Фазы мыслительного процесса. Виды мышления и их особенности. Предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление. Индивидуальные особенности в мышлении. Теории индивидуальных различий.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Мышление – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Сущность мышления как познавательного процесса, его типы и виды. Индивидуальные особенности мышления. Речь как инструмент мышления.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Исследование ассоциативной, функциональной, психоаналитической и генетической теорий мышления. Мыслительные операции: обобщение, абстрагирование, синтез, сравнение, конкретизация. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности и качества мышления.

    презентация , добавлен 06.03.2015

    Возникновение, формирование и протекание процесса мышления. Психологическая природа мыслительного процесса. Основные операции и фазы как стороны мыслительной деятельности. Обзор и описание различных видов мышления, его уровни, индивидуальные особенности.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2009

    Мышление – процесс отражения в сознании человека реальной действительности путем синтеза и анализа всех познавательных процессов. Анализ процесса развития мышления в обучении и профессиональной подготовке. Индивидуальные качества мышления и речи.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2012

    Общая характеристика процессов мышления. Виды мышления. Логические операции процесса мышления. Индивидуальные различия и стили мышления. Активизация процессов мышления в учебной деятельности.

    лекция , добавлен 12.09.2007

    Понимание мышления как психологического процесса и его основные виды. Общая характеристика его индивидуальных особенностей, методические аспекты. Диагностика и критерии оценки индивидуальных особенностей мышления студентов гуманитарного профиля.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2015

    Понятие мышления, его сущность, типология и основные качества, виды и индивидуально-психологические особенности. Значение творческого мышления в новой социокультурной ситуации, проблемы развития черт творческой личности и рекомендации их решения.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Практическое мышление как познавательный процесс. Понятие практического мышления, его структура и функции. Требования к деятельности психолога. Специфика функционирования практического мышления психологов. Особенности профессионально-творческого мышления.

Важнейшие характеристики ума

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции.

Тип мышления во многом зависит от характера обучения.

Схема формирования типов мышления в зависимости от характера обучения

В исследованиях творческого мышления выявлены условия, способствующие или препятствующие быстрому нахождению решения творческой задачи :

1. Успешный в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач побуждает применять его в первую очередь в новой задаче.

2. Чем больше усилий потрачено на нахождение и применение на практике нового способа решения, тем большее стремление человека использовать его при решении новых задач.

3. Возникновение стереотипа мышления, который мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи.

4. Интеллектуальные способности в большей степени зависят от успеха и неудачи при решении задач. Боязнь неудачи порождает защитные реакции собственного «Я» и мешает творческому мышлению в процессе решения новой задачи, приводит к потере веры в себя, накоплению отрицательных эмоций.

5. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем индивидуальном уровне эмоционального возбуждения.

6. Решение творческих задач связано со знаниями человека: чем больше разнонаправленных знаний, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач.



Как считают Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон, серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и личностные особенности:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим в своих суждениях и поступках на других людей.

2. Боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, которая может возникать у ребенка в раннем детстве, если его первые самостоятельные суждения не поддерживаются взрослыми или ребенку навязываются в качестве единственно «правильных» наиболее распространенные, общепринятые мнения.

3. Неимение собственного мнения или неумение его отстаивать, открыто высказывать и защищать, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим.

4. Боязнь отрицательной реакции или возмездия со стороны другого человека в ответ на критику его позиции.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей, вызывающая желание никому не показывать придуманное или созданное и ни с кем им не делиться.

6. Высокоразвитая тревожность, вызывающая неуверенность в себе, проявление боязни открыто высказывать свои идеи.

7. Преобладание либо критического мышления, направленного на выявление недостатков в суждениях других людей, либо творческого мышления, делающего неспособным человека видеть недостатки в собственных суждениях. Эти два способа мышления должны находиться в равновесии, сопровождать и периодически сменять друг друга в любом мыслительном акте.

Литература

1. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983. С. 6-44; 52-70.

2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 184-248.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 5-361, 395-415.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 96-102, 104-111,118-132.

5. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984. С. 7-30.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. II. С. 72-92.

7. Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975.

8. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. I. С. 232-263.

9. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 322-347.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. I. С. 360-400.

11. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. С. 7-106, 211-254.

12. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гипперкрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. С. 11-27, 35-47, 87-96, 149-152, 255-257, 298-304.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет, определив следующие понятия: абстракция, анализ, виды мышления: логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное; гипотеза, интеллект, интуиция, «искусственный интеллект», конкретизация, мозговая атака, мышление, обощение, опосредование, понятие, представление, проблемная ситуация, сериация, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, эвристика.

2. Используя указанную литературу, подготовьтесь к семинару по следующим вопросам:

Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте его отличие от чувственного познания.

Каковы основные формы мышления? Дайте им определение, назовите их виды. Приведите примеры.

Назовите основные мыслительные операции, дайте им определение. Подберите примеры с учетом вашей специализации.

Что такое проблема и задача?

Перечислите главные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику поиска способов решений.

Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказку для развития мыслительной деятельности учащихся?

Перечислите типы мыслительных действий, характерные для процесса решения задач, выделите их особенности.

В чем состоит эвристический подход к изучению мышления?

3. Представьте основные виды мышления и основания этой классификации в виде наглядной схемы. Дайте им характеристику.

4. Составьте таблицу индивидуальных особенностей мышления. Дайте им характеристику.

5. Для выяснения, в какой мере у исследуемого развиты сообразительность, способность к аналитическому мышлению и установлению закономерностей, проведите следующий эксперимент:

Предложите таблицу или нарисуйте на доске ряды чисел с пропусками в середине. Например:

2 7 3 7 4 7 - - 6 7

27 30 - - 39 42 45 48 51 54

47 43 39 35 - - 23 19 15 11

3 6 7 14 - - 31 62 63 126

Испытуемый должен найти правило (принцип), по которому подобраны числа, и дописать недостающие.

6. Изучите индивидуальные особенности мыслительных операций и качеств ума (гибкости, быстроты) учащихся с помощью методик «Сравнение понятий», «Исключение понятий», «Выявление общих понятий», «Анализ отношений понятий», «Изучение гибкости мышления», «Изучение быстроты мышления».

МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»*

* Диагностика психического развития детей / Отв. ред. Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхта. М, 1992. С. 134; 135; Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. С. 36; 37.

Данная методика относится к классическим, применяющимся для изучения процессов анализа и синтеза. Может быть использована для изучения мышления учащихся любого возраста. Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем различия. Все ответы записываются полностью. Нужно стимулировать испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи (отличаются)», «Еще чем?». Если инструкция не сразу понимается, можно дать образец, разобрать первую пару. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, «вечер» и «утро» сходны тем, что это части дня, а различны тем, что «утро» – начало дня, а «вечер» – его конец. Неумение выделить эти признаки говорит о слабости операций анализа, синтеза, обобщения; о склонности к конкретному мышлению.

В списке есть и «несравнимые понятия» (река – птица; стакан – петух; ботинок – карандаш; волк – луна; ветер – соль; очки – деньги; кошка – яблоко). Предъявляя такую пару, не надо торопиться с разъяснениями. Если ученик в растерянности, то ему можно сказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы: «Ты должен сразу сказать, если такие встретятся еще». В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное, «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, здесь можно увидеть еще и «соскальзывание», что говорит о неустойчивости ума. Если испытуемый настаивает на сравнимости таких понятий и придумывает натянутые, искусственные объяснения - есть основание предполагать психическое заболевание.

Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда он назвал более 20 черт, средний – 10-15 черт, низкий – менее 10 черт. Важно учесть, какие черты испытуемый отметил в большем количестве - черты сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Эта методика имеет значение для диагностики умственного недоразвития или умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несущественным признакам объектов:


1. Утро – вечер

2. Корова – лошадь

3. Летчик – танкист

4. Лыжи – коньки

5. Трамвай – автобус

6. Озеро – река

7. Река – птица

8. Дождь – снег

9. Поезд – самолет

10. Ось – оса

11. Обман – ошибка

12. Стакан – петух

13. Маленькая девочка – большая кукла

14. Ботинок – карандаш

15. Яблоко – вишня

16. Ворона – воробей

17. Волк – луна

18. Молоко – вода

19. Ветер – соль

20. Золото – серебро

21. Сани – телега

22. Очки – деньги

23. Воробей – курица

24. Кошка – яблоко

25. Вечер – утро

26. Дуб – береза

27. Голод – жажда

28. Сказка – песня

29. Корзина – сова

30. Картина – портрет


МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»*

* Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 426-427.

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.

Инструкция. «Из 5 предложенных слов 4 сходны между собой и их можно объединить одним названием (общим родовым понятием). Найди (подчеркни, запиши) неподходящее слово и скажи, как можно назвать остальные четыре слова».

Анализ результатов

Оценивается уровень обобщения:

высший – при применении концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);

средний – при использовании функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);

низкий – при конкретных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).

Возможна оценка в условных баллах, как предлагает Е.И. Рогов, по следующей таблице:

1. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

2. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

3. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

4. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

5. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

6. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

7. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

8. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

9. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

10. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

11. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

12. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

13. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

14. Хата, печь, дым, хлев, будка.

15. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

16. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

17. Секунда, час, год, вечер, неделя.

18. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»*

* Там же. С. 425, 426.

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающими словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны и без которых не может существовать. Требуется найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Оценка результатов осуществляется по таблице:

МЕТОДИКА «АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ» (ИЛИ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»)*

* Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога в образовании. М., 1995.

Испытуемому предъявляется бланк, на котором в первой строке представлена исходная пара слов находящихся в определенном отношении (напр., лес – деревья), и затем во второй строке слово (напр., библиотека) и 5 других слов (напр.: сад, двор, город, театр, книги), из которых только одно (книги) находится в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу – деревья, в библиотеке – книги). Его и следует подчеркнуть. Всего предъявляется 20 заданий на 3 мин. Оценка выставляется либо в условных баллах по таблице, либо подсчитывается количество правильных и ошибочных аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные связи. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого – преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, можно обнаружить нарушения последовательности суждений, когда он на время перестает следовать нужному способу решения задачи. Аналогии в разных заданиях строятся по различным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания – такие испытуемые в последующей задаче пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи:

А. В. С. D. Е. F. G. H. I. J. К. L. М. N. О. Р. Q R. S. Т. Школа – обучение. Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной. Песня – глухой. Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной. Нож – сталь. Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть. Рыба – сеть. Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина. Птица – гнездо. Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом. Хлеб – пекарь. Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь. Пальто – пуговица. Ботинок – портной, магазин, нога, шнурок, шляпа. Коса – трава. Бритва – сено, волосы, сталь, острая, инструмент. Нога – сапог. Рука – калоша, кулак, перчатка, палец, кисть. Вода – жажда. Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда. Электричество – проводка. Пар – лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение. Паровоз – вагоны. Конь – поезд, лошадь, овес, телега, конюшня. Алмаз – редкий. Железо – драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый. Бежать – стоять. Кричать – молчать, ползать, шуметь, звать, плакать. Волк – пасть. Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение. Театр – зритель. Библиотека – актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель. Железо – кузнец. Дерево – пень, пила, столяр, кора, ветка. Нога – костыль. Глава – палка, очки, зрение, нос, слезы. Утро – ночь. Зима – мороз, день, январь, осень, сани. Спортсмены – тренеры. Студенты – институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.
Оценка в баллах
Количество правильных ответов - 15-17 13-14 11-12


МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ»*

* Диагностика психического развития детей / Отв. ред. Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхта. М.: Институт молодежи. 1992. С. 139.

Методика позволяет определить вариантивность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк с записанными на нем анаграммами (набор букв). В течение 3 мин. они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

Обработка результатов

Подсчитывается количество верно составленных слов в течение 3 мин. Количество составленных слов – показатель гибкости мышления:

Образец бланка

ЙВО ЙЛА АБЛ АШР ОЗВ УКБ ИРМ ОТМ АСД ОБЛ ЯОДЛ РУОТ ЕНОБ ЛУКТ ИАПЛ ААПЛ ОРЩБ ОЕТЛ ОЕРМ ОКТС АИЦПТ УАРГШ ООСВЛ ОАЛМС БРЕОР ОТМШР ОЕЛСВ ААШЛП ОЕСМТ АИЛДН УАРДБЖ УАККЖР ООАРБД ААККЗС УАЬБДС АИСЛПК ЕУЗНКЦ УАПРГП ОООЛТЗ ЬОЕЧЛМ ОАЕФМРС АИККРПС ОАИДМЫЛ ЕЕЬВДДМ ЕЕДПМТР АААЛТПК ОАЁМЛСТ ААЬБДЕС ОАЬТДРС ААОСКБЛ

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ БЫСТРОТЫ МЫШЛЕНИЯ»*

* Диагностика психического развития детей / Отв. ред. Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхта. М.: Институт молодежи, 1992. С. 140.

Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Учащимся предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу они в течение 3 мин. вписывают недостающие в словах буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными нарицательными в единственном числе.

Обработка результатов

Подсчитывается количество правильно составленных слов в течение 3 мин.

Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов:

менее 20 – низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

21-30 – средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

31 слово и более – высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

Образец бланка

Глава 18. Речь

Понятия языка и речи

В психологии употребляются близкие, но не тождественные понятия – язык и речь.

Язык - это средство речевого общения и интеллектуальной деятельности человека. А речь – это процесс общения посредством языка.

Язык – национальное явление. Языков столько, сколько национальностей. Речь – общечеловеческое явление, и в то же время она в каждом конкретном случае индивидуальна. Она присуща каждому, но каждый человек в процессе речи по-своему использует тот или иной язык.

Формируясь в речи, язык является вместе с тем продуктом общественно-исторического развития. Вступая в жизнь, каждый человек застает язык, на котором говорят окружающие и в процессе развития усваивают его. Всякий язык имеет конкретную систему значащих слов (лексика языка), определенную систему форм слов и сочетаний (грамматика языка). Всякому языку присущ определенный звуковой состав (фонетика языка).

Речь как процесс словесного общения изучается психологией, а язык как средство словесного общения изучается языкознанием (лингвистикой). Язык и речь составляют одно единое целое. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены. Так, чем богаче язык, тем богаче и речь. В свою очередь, речь оказывает влияние на язык. По существу, вне речевой деятельности развитие языка невозможно. Те или иные звуки, слова, новые грамматические конструкции первоначально появляются в процессе устной или письменной речи, а потом, закрепляясь, остаются в языке.

Язык и речь носят общественно-исторический характер. Они возникли в процессе совместной трудовой деятельности людей. Труд и членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг. Человек стал человеком, только благодаря труду и речи.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируются воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Речь – весомое орудие мышления. Ее важнейшей функцией является обобщение. Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению. Благодаря речи человек может планировать свои действия, да и вообще решать свои мыслительные задачи. Степень обобщенности понятий и суждений является значимым элементом в мыслительной деятельности и в передаче знаний. Отсюда важно иметь в виду, что обобщенность речи учителя должна строиться с учетом возможности ее восприятия учащимися.

Другой функцией речи является общение. Она выступает как основное средство общения и обмена информацией между людьми. В процессе общения наряду с передачей определенных сведений, мыслей, чувств происходит и воздействие людей друг на друга. Функция общения (коммуникативная) выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Воздействие через речь в работе учителя – ведущий вид деятельности.

Всякое общение прежде всего есть воздействие на собеседника. Это воздействие может быть прямым (если указывается прямо, что необходимо сделать) и косвенным (если сообщаемые сведения будут использованы в соответствующей ситуации через некоторое время). В процессе общения происходит передача эмоционального отношения к содержанию речи и человеку, к которому она обращена. Эту функцию речи называют экспрессивной (выразительной).

«История психологии» - Третий подход в определении предмета истории науки. 5. Принцип конструктивно-позитивного анализа. Объект. Первый подход в определении предмета истории науки. Предмет. 2. Специфика предметной области истории психологии. Объект и предмет истории психологии.

«Внимание память речь мышление» - Восприятие движений. Контактное. Фантазии. Виды памяти: Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности. Температурное. 9. Вывод. Адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий. Функции внимания: Мышечно-суставное. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации.

«Предмет психологии» - В.С. Трипольского. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ лекция проф. Человеческий организм НЕ НАБОР дифференцированных ЧАСТЕЙ……. Память Представление Воображение Мышление Речь Волевые процессы. Свойства восприятия. Иллюзия Мюллера-Лайера.

«Сознание в психологии» - Блаженный Августин. Законы работы сознания: Введение в психологию. Объект психологии – высокоорганизованные живые существа, носители психики Предмет психологии – психика. Свойства сознания. Психология как наука. Функции сознания. Современные представления о сознании. Определение сознания.

«Психология» - В нормальном состоянии конституция сангвиника проявляется как упругость и подвижность,. Затылок имеет выступы, сильно скашивается книзу, резкий переходи к шее. Отрасли и виды психологии как науки и как социального явления: Достаточно нудное, сложное и непонятное определение, верно? Мускулатура массивная, крепкая, сильная.

«Процессы в психологии» - Представления. Совет. Объем. Интенсивность. Связано с практичнской деятельностью человека. Отражают. Воздействия. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна.

Всего в теме 6 презентаций

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления - независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей - умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийная - это начальный этап развития мышления у ребенка, когда последнее имеет иную, чем у взрослых, организацию. Суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая такую особенность мышления ребенка, когда его убеждают или что-то ему объясняют, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Соответственно ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не способен правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

  • нечувствительность к противоречиям;
  • синкретизм (тенденция связывать все со всем);
  • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
  • отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый - ребенку 2-3 года. При просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, - таков синкретизм детского мышления.

Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. Третий этап наступает в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Выделяют разные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность - составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.

Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое - это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Основная задача практического мышления - подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае - это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения.

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление , оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Выделяют следующие стадии решения проблемы:

  • подготовка;
  • созревание решения;
  • вдохновение;
  • проверка найденного решения.

Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:

  1. Мотивация (желание решить проблему).
  2. Анализ проблемы («что дано», «что требуется найти», каковы недостающие или избыточные данные и т. д.).
  3. Поиск решения.
  4. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
  5. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
  6. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
  7. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):
    • на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);
    • на основе использования аналогий;
    • на основе использования эвристических приемов;

на основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:

  1. Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» - «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). «Озарению» способствуют следующие факторы:
    • высокая увлеченность проблемой;
    • вера в успех, в возможность решить проблему;
    • высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;
    • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
  2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
  3. Реализация решения.
  4. Проверка найденного решения.
  5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные переходы и взаимодействия этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели. Если же он не был предусмотрен, то оказывается по отношению к такой цели побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного в более конкретном виде и выступает как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Второй также отражается субъектом, и это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не являются существенными с точки зрения цели.

Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение .

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии:

  • Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
  • Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
  • Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы - малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Г. Айзенк).

Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.