Психологические типы личности по К. Юнгу. Типология К. Юнга

Одним из главных аспектов существования человека является его самореализация в различных сферах деятельности, среди которых ведущее значение имеет успешная адаптация и продуктивное взаимодействие с другими людьми. С незапамятных времен философы, а потом и психологи пытались установить определенные закономерности в поведении и мироощущении человека, чтобы сделать взаимоотношения между людьми более понятными и зрелыми.

Таким образом, еще на заре психологии австрийским психиатром З. Фрейдом была сформулирована теория о структуре психики, а швейцарский психиатр К.Г. Юнг, опираясь на эти знания и собственный многолетний опыт работы, создал первую концепцию про психологические типы личности. Это учение в наши дни стало основой для многих грамотных социально-психологических теорий и даже целых направлений современной психотерапии.

Одной из таких современных теорий является соционика как учение о взаимодействии человека и внешнего мира, в зависимости от личностных характеристик конкретного человека, которые относят его к одному из 16 соционических типов личности.

Соционика как наука была создана в семидесятых годах прошлого века литовским ученым Аушрой Аугустинавичюте на основе информатики, социологии и психологии. В научном сообществе соционика скорее является не наукой, а одной из знаменитых типологий личности, которая служит диагностическим методом в психологическом консультировании.

К.Г. Юнг – праотец соционики

В XIX веке К.Г. Юнг создал свою знаменитую теорию про типы личности, определение которой базируется на представлениях об установках и основных функциях психики. Он выделил две основные личностные установки: интроверсию, когда интерес человека устремлен в глубины собственного внутреннего мира, и экстраверсию, когда человек направлен на внешний мир. При этом существует понятие о склонности личности к конкретной установке, но не о ее полном преобладании.

К основным функциям психики Юнг отнес мышление, ощущение, интуицию и чувство. Ощущение означает взаимодействие с миром на основе органов чувств, мышление и чувство помогают осознать эти ощущения на уровне осмысления и эмоционального переживания, а интуиция отвечает на вопрос происхождении этих феноменов на уровне подсознания.

У каждого человека одна из этих функций является доминантной, а остальные ее дополняют.

Эти функции были разделены на две группы:

  • рациональные, к которым принадлежат мышление и чувство;
  • иррациональные (ощущение и интуиция).

В этом случае рациональность подразумевает ориентацию на объективные нормы общества. Основываясь на этих аспектах, Юнгом была создана классификация, состоящая из 8 основных типов личности, которая в соционике расширилась до 16 психотипов.

Рождение соционики

Чтобы создать новую полноценную типологию и выделить более конкретные типы личности, А. Аугустинавичюте соединила концепцию Юнга с теорией информационного метаболизма польского психиатра А. Кемпинского. В основе этой теории лежит понятие об обмене информацией между человеком и внешним миром в сравнении с обменом веществ в организме, когда информация является пищей для человеческой психики, поэтому психическое здоровье напрямую связано с качеством поступающей информации. Таким образом, типы личности соционика называет типами информационного метаболизма. Не стоит путать наличие доминирующих признаков с .

Соционические типы личности не являются постоянной, «застывшей» характеристикой личности, их определение отображает лишь путь обмена информацией, не задевая индивидуальных особенностей человека (образование, культуру, опыт и характер), которые изучает индивидуальная психология. Акцентуация является заостренной чертой характера человека, на которую следует обратить внимание как граничащую с патологией, но при этом акцентуация не является целью исследования в соционике.

Формирование названий


Как же соционике конкретные типы личности получили свое название? Название типа исходит из доминирующей установки (экстраверсия или интроверсия ), и двух наиболее сильных функций из четырех, при этом названия функций претерпели некоторых изменений: мышление и чувство стали соответственно логикой и этикой, а ощущение нарекли сенсорикой.

Рациональность и иррациональность определяется расположением функций в названии психотипов. Если говорить про рациональные типы личности, то в названии первым словом будет логика или этика, а у иррациональных – сенсорика либо интуиция.

Названия 16 типов со временем были дополнены разными учеными для более ясной доступной характеристики человека. Наиболее популярными названиями этих типов являются: формульные названия на основе теории Юнга, псевдонимы известных исторических личностей – носителей обозначенных признаков, псевдонимы-характеристики профессиональной предрасположенности человека.

Основные соционические типы

Юнгу принадлежит классификация из 8 основных психотипов, на основе которых соционика предложила более подробную классификацию, состоящую из 16 психотипов.

  • Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ), «Джек Лондон», «Предприниматель». Способен четко выделять собственные возможности и способности, легко вдохновляется и начинает новые дела, увлекается динамичными видами спорта, которые дарят экстремальные ощущения. Чувствует новые тенденции, идет на риск, полагаясь на интуицию. С уверенностью использует в работе новые технологии, глубоко анализирует себя и окружающий мир. Склонен к и близкому общению с людьми.
  • Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ), «Штирлиц», «Администратор». Очень работоспособный, социально-адаптированный тип, всегда чувствует необходимость доводить начатое дело до завершения. Планирует деятельность, практически относиться к окружающим вещам. Склонен проявлять любовь и заботу о близких, любит шумные веселья, компании. Добродушен, но резковат, может быть вспыльчивым и упертым.
  • Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ), «Гамлет», «Наставник». Очень эмоциональная личность, склонен к эмпатии и проявлению широко спектра эмоций. Обладает выразительной мимикой и красноречием. Способен предчувствовать разные события и готовиться к ним заранее. Улавливает несоответствия в словах и эмоциях других людей. Часто не уверен в любви партнера, склонен к ревности.
  • Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ), «Гюго», «Энтузиаст». Способен влиять на людей с помощью эмоционального давления, при этом хорошо ладит с ними, может поднять настроение, склонен жертвовать собственными интересами ради другого человека и проявлять любовь и заботу о близких. В работе всего добивается самостоятельно, любит, когда другие люди подчеркивают его достоинства.
  • Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ), «Робеспьер», «Аналитик. Умеет отличать главное от второстепенного, не любит пустых разговоров, склонен к четкому практичному мышлению. В работе этот тип любит использовать необычные идеи, при этом демонстрируя свою независимость. Использует интуицию там, где не знает точных ответов. Не любит шумных компаний, ощущает трудности в налаживании отношений с другими людьми.
  • Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ), «Максим Горький», «Инспектор». Любит порядок и строгость, глубоко вникает в работу, анализируя информацию с разных сторон. Отличается некой педантичностью. Реально смотрит на вещи, берется за дело только если точно знает, что сможет его завершить. Вызывает доверие, но предпочитает короткие деловые контакты с другими людьми.
  • Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ), «Достоевский», «Гуманист». Тонко чувствует характер отношений между людьми, придает большое значение доверию, не прощает измен. Умеет выявлять скрытые способности других, наделен талантом воспитателя. Увлекается самообразованием, люди часто обращаются к нему за советом. Очень раним, тяжело переносить агрессию и недостаток любви.
  • Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ), «Драйзер», «Хранитель». Распознает наигранность и фальш в отношениях, делит людей на своих — чужих, руководя психологической дистанцией. Отстаивает свои взгляды и принципы. Умеет постоять за себя и своих близких, не переносит морального превосходства других людей. Умеет глубоко анализировать себя и других.
  • Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ), «Дон Кихот», «Искатель». Отличается широким кругом интересов, умеет приспосабливаться к новым условиям и легко переходит к новым методам работы. Является генератором идей, не любит традиции и рутину. Умеет объяснять сложные идеи, будучи в них первопроходцем. В большей мере склонен к синтезу в мышлении, создает новую идею из готовых составляющих.
  • Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ), «Жуков», «Маршал». Склонен применять физическую силу с целью достигнуть победы любой ценой. Препятствия только усиливают его желание выиграть. Любит руководить, не вынося подчинения. Анализируя ситуацию, любит составлять конкретный план действий, четко ему следует.
  • Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ), «Гексли», «Советчик». Способен тонко чувствовать других людей, обладает развитой фантазией. Любит творческую работу, не переносит однообразие и рутину. Общителен, любит давать дельные советы в сфере взаимодействия с людьми.
  • Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ), «Наполеон», «Политик». Способен видеть возможности других, используя эти знания с целью манипуляции. Руководит более
    слабыми, четко определяя их слабые места. Любит держать дистанцию, в общении скорее руководствуется собственными интересами. В глазах других пытается выглядеть незаурядной оригинальной личностью, но часто таким не является.
  • Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ), «Бальзак», «Критик». Этот тип — эрудит с философским складом ума. Осторожен, принимает решение только с уверенностью в его правильности, анализируя пошлое в его связи с будущим. Не любит бурных проявлений эмоций, ценит уют и комфорт.
  • Сенсорно-логический интроверт (СЛИ), «Габен», «Мастер». Ощущения являются для него главным источником познания мира. Проявляет эмпатию, тонко чувствует и любит других людей, отвергает искусственность и фальш. Отличается техническим складом ума, любит работать руками, при этом всегда укладываясь в нужные сроки.
  • Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ), «Лирик», «Есенин». Мечтательная и лирическая личность, умеет интуитивно прогнозировать события, хорошо разбирается в людях, любит и «чувствует» их. Обладает хорошим чувством юмора, вызывает расположение других людей. Большое значение этот тип придает внешнему виду. Не умеет экономить, а во время работы любит долго отдыхать.
  • Сенсорно-этический интроверт (СЭИ), «Дюма», «Посредник». Умеет наслаждаться обычной жизнью, спокойно перенося однообразие и рутину. Легко уживается с людьми, уважая их личное пространство, при этом требуя от них такого же отношения. Любит шутить, развлекать, избегает конфликтных ситуаций. Часто является помощником, любит ощущать себя нужным и значимым в глазах других людей.

В наше время развитые технологии дают возможность всем без исключения пройти тестирование и узнать свои соционические типы, но не стоит забывать, что личность человека очень многогранна и неоднозначна, поэтому качественно составить и описать социально-психологический портрет личности может только профессиональный психолог в ходе многоуровневой психологической диагностики, где соционика выступает одним из методов.

Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология , индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного .

Эго

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы , или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

Коллективное бессознательное

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным . Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” . Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Определение

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хусейн

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы , являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Интроверты и экстраверты

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции , выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция .

Мышление и чувство

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”. По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентированна на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентированна на вынесение суждений о том, является опыт, прежде всего приятным или неприятным.

Ощущение и интуиция

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами.

Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа являлся З. Фрейд . Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

В отличие от Фрейда, предававшего особое внимание ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как “обретение самости”, являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий между ними, которые, однако, он считал врожденными.

К. Юнг выделил два общих типа : - экстравертированный и - интровертированный.

Для экстравертов характерна направленность на объект поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности.

У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые ее вызвали, а на свои переживания Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или суждения других людей.

Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию.

В зависимости от развитости четырех основных психических функций - мышления, эмоции, ощущения и интуиции - К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:

1. Экстравертированиый мыслительный тип. Субъекты, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и непреложно руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы («формулы», по К. Юнгу) возникают в результате глубокого понимания реальности, люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем уже схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель для него оправдывает средства. Люди такого типа эмоционально тупы: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.

2. Экстравертированиый эмоциональный тип. Склонен к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что его окружает. Подобные люди любят партнеров, отвечающих определенным критериям (например, занимающих определенное социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые и следует там испытать. От их чувств всегда веет холодом, поэтому они воспринимаются как притворство.

3. Экстравертированиый сенсорный тип. Определяет ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность. Люди этого типа ищут наслаждения, удовольствия. Производят на окружающих впечатление радующихся жизни эстетов, если ощущения не очень доминируют над остальными функциями. В противном случае они становятся неприятными для окружающих.

4. Экстравертированиый интуитивный тип. Обладает необычайно развитым «нюхом» на все новое и необычное. Такой человек легко и бурно увлекается новым объектом, может заразить своим энтузиазмов и воодушевить других, но как только объект его привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на новый. При этом нравственные устои его никогда не беспокоят, поэтому окружающие считают его легкомысленным и даже авантюристом. К. Юнг пишет по поводу людей этого типа, что они «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но живут не они, а другие.

5. Интровертированный мыслительный тип. Характеризуется мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Он создает теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Не считает нужным увлечь окружающих собственными идеями и завоевать их поддержку. При убежденности в правоте своих идей негодует на общество, отказывающееся их принимать. Он плохой учитель. Окружающими воспринимается как высокомерный и властный. Однако для тех, кто его знает близко, выглядит наивным и неприспособленным.

6. Интровертированный эмог\иональный тип. Выглядит внешне спокойным, даже индифферентным. Его эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у него может все кипеть. Подобная эмоциональная сдержанность воспринимается окружающими негативно как проявление холодности.

7. Интровертированный сенсорный тип. В отличие от экстравертированного сенсорного ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому как только ощущение возникает, объект для него теряет ценность. Представители данного типа непонятны окружающим и непривлекательны для них.

8. Интровертированный интуитивный тип. Порождает, по К. Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы -мистиков. Продукты их творчества для окружающих непонятны.

Нельзя не обратить внимания на то, что при описании этих типов у К. Юнга явно просматривается сторона отрицательных характеристик. Это связано с тем, что источником создания данной типологии был клинический опыт ее автора.

И на преобладании одной из основных психических функций - мышления , чувства , ощущения или интуиции .

Эта типология была разработана швейцарским психиатром К. Г. Юнгом в его работе «Психологические типы », опубликованной в 1921 году .

Целью психологической типологии, по Юнгу, не является простая классификация людей на категории. Типология, по его мнению, представляет собой, во-первых, инструмент исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психологического опыта в некоем подобии координатного пространства («тригонометрической сетки» - пишет Юнг). Во-вторых, типология - инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок .

Для определения типа по Юнгу применяют типологическое обследование (тесты Грея - Уилрайта) и опросник «Индекс юнговских типов » (англ. Jungian Type Index, JTI ).

Типология Юнга была использована при построении типологии Майерс - Бриггс и соционики . При этом сам Юнг уже в 1934 году предупреждал, что его типология не является классификацией людей, но служит только для упорядочения эмпирических данных. .

Классификация по «психологической установке»

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в её рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», - пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».

Понятие экстраверсии-интроверсии, введённое Юнгом, получило дальнейшее развитие в работах британского психолога Ганса Айзенка и широко используется в современной психологии. В частности, оно находит применение в классификации «большая пятёрка ».

Классификация по преобладающей функции

Понятие «психическая функция», введённое Юнгом, он подробно объяснил на одной из своих лекций в 1923 году :

Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция.

В ощущение я включаю всё восприятие с помощью чувственных органов ; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство - функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации.

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу»: работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида . Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идёт не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа.

Юнг следующим образом определял психические функции:

  • Мышление - та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство - функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.
  • Ощущение - это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
  • Интуиция - функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё - и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным, что в сумме даёт «восемь наглядных психологических типов» .

Основные и дополнительные функции

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума - мышление и чувство, - и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» - ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение - интуицию, и наоборот).

Юнг — весьма загадочная личность в научном мире, его идеи до сих пор будоражат умы современников. Юнг расширил границы психиатрии, многие его теории были просто шокирующими для закостенелых учёных кругов. Помимо научных трудов, Карл Юнг прочёл немало теологических и эзотерических трактатов. Необычный учёный проявлял огромный интерес к народным сказаниям и легендам. Психология обязана Юнгу многими открытиями, которые легли в основу современных знаний о человеческом разуме.

Юнг. Психологические типы

Одним из наиболее значимых достижений Карла Юнга является его работа по психологическим типам. В ней он выдвигает идею о том, что кроме приобретённых качеств человек имеет некие врождённые особенности психики, которые невозможно изменить. Во многом этому открытию способствовало наблюдение учёного за маленькими детьми, которые ещё не успели приобрести определённые черты характера, но в их поведении были серьёзные различия.

На основе этих различий и были выявлены психологические типы. Юнг на основании многочисленных опытов и наблюдений понял, что некоторые люди отдают свою энергию вовне, они сосредоточены лишь на мире вокруг, люди или объекты снаружи вызывают у них гораздо больший интерес, чем Таких людей психолог назвал экстравертами. Другой тип - наоборот, отталкивается от своего взгляда на мир, а не от объективного окружения, внутренние переживания интересуют этих субъектов больше, чем люди и предметы из внешнего мира. Их Карл Юнг назвал интровертами. Давайте познакомимся поближе с этими психологическими типами.

Экстраверты

Современное общество — просто рай для экстравертов, ведь в нём приветствуется наглость, поверхностность, материализм и эгоизм. Но кто же такие экстраверты? Согласно концепции Юнга - психологический тип человека, направленный сугубо наружу. Такие люди обожают общество других людей, они естественным путём отстаивают свои интересы и стремятся к лидерству.

Они могут быть общительны, доброжелательны и добры, но также несложно столкнуться с истеричными и злыми персонами.

Экстраверт может быть душой компании, лидером движения или организации, благодаря прекрасным навыкам общения и организаторским талантам. Однако экстравертам крайне тяжело погружаться в свой внутренний мир, поэтому они очень поверхностны.

Сильные и слабые стороны экстравертов

Каждый психологический тип имеет свои сильные и слабые стороны. Например, экстраверты отлично приспосабливаются к смене обстановки, они легко находят в любом коллективе. Концепция психологических типов Юнга описывает экстравертов как отличных собеседников, способных увлечь разговором любого, кто находится рядом с ними.

Также такие люди могут быть замечательными продавцами или менеджерами, они легки на подъём и подвижны. Если говорить в целом, экстраверты идеально приспособлены для жизни в современном поверхностном обществе пронырливых материалистов.

Но не всё так безоблачно в стремительном мире экстравертов. Как гласят психологические типы Юнга, каждый из них имеет свои минусы. Например, экстраверты слишком зависимы от общественного мнения, их мировоззрение строится на общепринятых догмах и концепциях. Также они часто совершают необдуманные действия и поступки, о которых впоследствии сожалеют. Поверхностность закрадывается во все сферы жизни экстраверта, признание в обществе и официальные награды влекут их больше, чем реальные достижения.

Интроверты

Согласно концепции Юнга, психологический тип человека, направленный внутрь себя, называется интровертом. Интровертам непросто найти своё место в современном, стремительном и гиперактивном мире. Эти люди черпают радость внутри себя, а не снаружи, как экстраверты. Внешний мир воспринимается ими через прослойку собственных умозаключений и концепций. Интроверт может быть глубоким и гармоничным человеком, но чаще всего такие люди — типичные неудачники, которые неопрятно одеты и с трудом находят общий язык с окружающими.

Казалось бы, ужасно быть интровертом, но, согласно работам Карла Густава Юнга, психологические типы не могут быть плохими или хорошими, просто они разные. Интроверты имеют не только слабые стороны, но и свои преимущества.

Сильные и слабые стороны интровертов

Интроверты, несмотря на все сложности, которые они испытывают в повседневной жизни, имеют ряд положительных характеристик. Например, интроверты способны быть хорошими специалистами в сложных областях, гениальными художниками, музыкантами.

Также таким людям тяжело навязать своё мнение, они плохо поддаются пропаганде. Интроверт способен проникать вглубь вещей, просчитывать ситуацию на много ходов вперёд.

Однако обществу не нужны умные или талантливые люди, ему нужны наглые и активные торгаши, поэтому интровертам сегодня отведена второстепенная роль. Пассивность интровертов зачастую превращает их в желеобразную инертную массу, вяло перетекающую по жизненному пути. Такие люди совершенно неспособны постоять за себя, они просто переживают обиды внутри, впадая в очередную депрессию.

Функции сознания

Описывая психологические типы, Юнг выделил четыре функции сознания, которые, сочетаясь с направленностью человека внутрь или наружу, образуют восемь комбинаций. Эти функции существенно отличаются от остальных психологических процессов, поэтому именно они были выделены отдельно — мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Под мышлением Юнг понимал интеллектуальные и логические Чувство — субъективная оценка мира, основанная на внутренних процессах. Под ощущением понимается восприятие мира при помощи А под интуицией — восприятие мира, основанное на бессознательных сигналах. Чтобы лучше понять психологические типы Юнга, давайте подробнее рассмотрим функции психики.

Мышление

Типы психики, основанные на мышлении делятся на интровертные и экстравертные. Экстравертный мыслительный тип основывает все свои суждения на интеллектуальных заключениях об окружающей действительности. Его картина мира полностью подчинена логическим цепочкам и рациональным доводам.

Такой человек считает, что весь мир должен подчиняться его интеллектуальной схеме. Всё, что этой схеме не подчиняется — неправильно и иррационально. Иногда подобные люди приносят пользу, но чаще всего они просто невыносимы для окружающих.

Как следует из работ Карла Густава Юнга, психологические типы интровертно-мыслительного вида являются практически полной противоположностью своим экстравертным собратьям. Их картина мира также основывается на интеллектуальных измышлениях, но основаны они не на рациональной картине мира, а на его субъективной модели. Поэтому такой психологический тип имеет множество идей, совершенно естественных для него, но не имеющих никакой связи с реальным миром.

Чувство

Экстравертный чувствующий тип, как гласят психологические типы Карла Юнга, основывает свою жизнь на чувстве. Поэтому мыслительные процессы, если они противоречат чувству, отбрасываются подобным индивидом, он считает их ненужными. Чувства экстравертного типа основаны на общепринятых стереотипах о прекрасном или правильном. Такие люди чувствуют то, что принято в обществе, хотя при этом они совершенно искренни.

Интровертный чувствующий тип исходит из субъективных чувств, зачастую понятных только ему. Истинные мотивы такого человека обычно скрыты от сторонних наблюдателей, часто люди такого типа выглядят холодными и безразличными. Тихие и доброжелательные внешне, они могут скрывать совершенно неадекватные чувственные переживания.

Ощущение

Ощущающий экстравертный тип воспринимает окружающую действительность более остро, чем иные психологические типы. Юнг описывал этот тип как человека, живущего здесь и сейчас.

Ему хочется наиболее интенсивных ощущений, даже если они будут негативными. Картина мира подобного субъекта построена на наблюдениях за объектами внешнего мира, что придаёт ощущающим экстравертам налёт объективности и рассудительности, хотя на самом деле это совсем не так.

Интровертный ощущающий тип крайне тяжело понять. Главную роль в восприятии мира для этого психологического типа играет его субъективная реакция на мир. Поэтому поступки ощущающих интровертов могут быть непонятны, нелогичны и даже пугающи.

Интуиция

Интуитивный тип - один из наиболее непонятных и загадочных. Другие психологические типы Карла Юнга более рациональны, за исключением ощущающего. Если интуитивный тип проявляется у экстраверта, то возникает человек, который постоянно ищет возможности, но как только возможность изучена и ясна, бросает её ради дальнейших блужданий. Из подобных людей получаются хорошие бизнесмены или продюсеры. Про них говорят, что у них отличное чутьё.

Однако интуитивный тип в сочетании с интроверсией образует наиболее странное сочетание. Описывая психологические типы, Юнг подметил, что интуитивные интроверты могут быть отличными художниками и творцами, но их творчество носит неземной, причудливый характер. В общении с таким человеком может возникнуть масса трудностей, так как зачастую он выражает свои мысли лишь ему одному понятным способом. Люди такого рода зациклены на восприятии и его описании. Если они не находят выход своим чувствам в творчестве, то им становится тяжело занять своё место в обществе.

Можно ли изменить свой психологический тип?

Психологические типы не встречаются в чистом виде. В каждом человеке присутствует и экстраверт и интроверт, но один из этих типов является доминирующим.

Так же дела обстоят и с функциями сознания, то есть если перед вами чувствующий тип, это совсем не значит, что он не пользуется интеллектом, просто чувства играют решающую роль в его жизни. Согласно концепции Юнга, психологический тип человека остаётся неизменным на протяжении всей его жизни. Однако он может быть немного откорректирован, подчиняясь внешним обстоятельствам.

Если вас не устраивает ваш психологический тип, не стоит унывать или пытаться бороться со своим естеством. Гораздо разумнее построить грамотную жизненную стратегию, которая будет учитывать ваши сильные и слабые стороны. Несмотря на то что доминирующий тип изменить нельзя, это не значит, что невозможно хоть как-то измениться. Большинство особенностей человеческого характера не являются врождёнными и неизменными. К тому же психология не физика, в ней лишь предполагают, а не утверждают, так что всё в ваших руках. Те же, кто хочет подробнее ознакомиться с этой темой, могут прочитать замечательную книгу — Юнг К.Г. «Психологические типы».