Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Новая русская фразеология

Институт Гуманитаризации и Гуманизации

Кафедра русского языка

Реферат

Фразеология русского языка

Выполнил:

Студент гр. СКРД 2-1

Озеров П.Е.

Проверил:

Доц. Лапшина О.Н.

1. Введение ….……………………………..……...……..с.1-2

2. Глава I ……….……………………….…..…………....с.3-22

3. Глава II…………..………………………………….….с.23-30

А). Разговорный стиль языка………………………..с.23-24

Б). Книжный стиль языка……………………………с.25-26

В). Научный стиль языка…………………………….с.27-28

Г). Официально- деловой стиль языка……………...с.28-29

Д). Публицистический стиль языка…………………с.30

4. Заключение…………………………………………… с.31-32

Список литературы……………………………………с.33.

Введение

О фразеологии написано множество статей, книг, диссертаций, а интерес к этой области языка не иссякает ни у исследователей, ни у тех, кто просто неравнодушен к слову. Подтверждается точность формулы, высказанной еще на заре века известным датским языковедом Отто Есперсеном, который назвал фразеологию “деспотически капризной и неуловимой вещью”. Сам факт наличия в языке помимо слов целых словесных комплексов, которые иногда тождественны слову, а чаще являют собой уникальный лингвистический феномен, отличающийся яркой выразительностью, образностью и эмоциональностью, служит для нас поводом к тому, чтобы исследовать именно этот раздел стилистики. Однако фразеология как совокупность всех устойчивых выражений в том или ином языке – слишком широкое поле деятельности для такой небольшой работы, как данная.

Русский язык – это национальный язык русского народа, обладающего богатейшими демократическими и революционными традициями, высочайшей культурой. Это язык строителей нового общества, о котором веками мечтали лучшие умы человечества. Это язык современной науки, техники и культуры. Русский язык в наше время – связующее звено великого многонационального Российского государства с людьми всей планеты. Русское слово – это голос мира, страстный призыв к равенству, братству и дружбе всех народов, во имя мира и социального прогресса.

Научное изучение русского языка начинается там где к объективно протекающему процессу овладения родной речью прибавляется элемент осознания свойственных языку закономерностей.

В этом реферате рассматривается лишь один из множества самостоятельных разделов, изучающих отдельные стороны (уровни) языка. Приводятся краткие сведения из истории изучения русской фразеологии в отечественном языкознании, некоторые общие понятия фразеологии, определяется объект фразеологии, ее объем и границы.Разделение фразеологизмов на типы по степени семантической слитности их компонентов. Проблема разграничения вариантов и синонимов фразеологических оборотов. Вопрос об исходной форме фразеологических единиц.

В этой работе объектом описания является фразеологизм, как синонимы этого термина здесь употребляются и наименования идиома, образное выражение.

Глава I

Фразеология как самостоятельная лингвистическая дисциплина возникла в 40-х г.г. XX в. в советском языкознании. Предпосылки теории фразеологии были заложены в трудах А.А.Потебни, И.И.Срезневского, А.А.Шахматова и Ф.Ф.Фортунатова. Влияние на развитие фразеологии оказали также идеи французского лингвиста Ш.Бали (1865-1947). В западноевропейском и американском языкознании фразеология не выделяется в особый раздел лингвистики. Вопрос об изучении устойчивых сочетаний слов в специальном разделе языкознания – фразеологии был поставлен в учебно-методической литературе ещё в 20-40 г.г. в работах Е.Д.Поливанова, С.И.Абакумова, Л.А.Булаховского. Изучение фразеологии стимулировалось лексикографической практикой, с одной стороны, а с другой – работами Виноградова, в которых были поставлены вопросы об основных понятиях фразеологии, её объёме и задачах. В 50-х годах главное внимание уделялось вопросам сходства и различий фразеологизмов со словом и сочетанием слов; проблематика фразеологии исчерпывалась в основном выяснением критериев фразеологичности и уточнением основ классификации фразеологизмов. С конца 50-х годов наметилась тенденция системного подхода к проблемам фразеологии, разрабатываются вопросы, связанные с описанием фразеологизмов как структурных единиц языка (А.И.Смирницкий, О.С.Ахманова). 60-70-е годы в развитии фразеологии характеризуются интенсивной разработкой собственно фразеологических методов исследования объектов фразеологии, основанных на идеях системно-уровневого анализа фактов языка (В.Л.Архангельский, Н.Н.Амосова, В.П.Жуков, А.В.Кунин, М.Т.Тагиев), изучением системной организации фразеологического состава (И.И.Чернышёва, Н.М.Шанский) и его развитие (В.Н.Мокиенко, Ф.Н.Попов, А.И.Федоров), особое внимание уделяется семантике фразеологизмов, и её номинативному аспекту (В.Н.Телия), фразообразованию в его динамике (С.Г.Гаврин, Ю.А.Гвоздарев), признаками сочетаемости слов-компонентов (М.М.Копыленко, З.Д.Попова), сопоставительно-типологическому изучению фразеологического состава (Ю.Ю.Авалиани, Л.И.Розейзон), а также разработке описания фразеологизмов в словарях (А.М.Бабкин, А.И.Молотков).

Предметом фразеологии как раздела языкознания являются исследования категориальных признаков фразеологизмов, на основе которых выделяются основные признаки фразеологичности и решается вопрос о сущности фразеологизмов как особых единиц языка, а также выявление закономерностей функционирования фразеологизмов в речи и процессов их образования. Однако в условиях наличия единого предмета исследований и несмотря на многочисленные подробные разработки многих вопросов фразеологии до настоящего времени существуют разные точки зрения на то, что такое фразеологизм, какав объем фразеологии русского языка. Перечни фразеологизмов русского языка, предлагаемые разными учеными, настолько отличаются друг от друга, что с полным основанием можно говорить о различных, часто прямо противоположных, даже исключающих друг друга взглядах на предмет исследований и о разнобое и путанице в научной терминологии, употребляемой для обозначения соответствующих понятий. Этим объясняется и нечёткость понимания задач, целей и самой сущности термина “фразеология”, и тот факт, что нет достаточно конкретной единой классификации фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности. Хотя наиболее распространенной (с уточнениями и дополнениями) является классификация В.В.Виноградова. Именно поэтому, наконец, многое в русской фразеологической системе только начинает изучаться.

Обобщая широкий спектр взглядов на фразеологию, можно отметить следующее. В современной лингвистике четко наметилось два направления исследований. Первое направление исходной точкой имеет признание того, что фразеологизм – это такая единица языка, которая состоит из слов, тоесть по природе своей словосочетание . При этом одни ученые высказывают мысль, что объектом фразеологии являются все реально возможные в данном языке конкретные словосочетания, независимо от качественных различий между ними. Так, например, Копыленко говорит следующее:”Фразеология охватывает все … сочетания лексем, существующие в данном языке, в том числе и так называемые “свободные” словосочетания.

С другой стороны объектом фразеологии в границах этого направления признаются только некоторые разряды и группы словосочетаний, которые выделяются из всех возможных в речи особым своеобразием. В зависимости от того, какие признаки принимаются в расчет при выделении таких словосочетаний, и определяется состав подобных единиц в языке. Только эти “особые” словосочетания и могут быть названы фразеологизмами. Несмотря на условность понятий и связанное с этим разграничение, обычно говорят, что фразеология может быть представлена:

a) как фразеология языка в “широком” смысле слова, включающая в свой состав и словосочетания, переосмысленные полностью, и словосочетания, в которых есть не переосмысленные слова-компоненты. Примером такого “широкого” понимания объема и состава фразеологии может служить точка зрения В.Л.Архангельского, О.С.Ахмановой, Н.М.Шанского.

b) как фразеология русского языка в “узком” смысле слова, включающая в свой состав только словосочетания, переосмысленные до конца. К числу работ, отражающих такое понимание объема и состава фразеологии русского языка, относятся, например, статьи В.П.Жукова.

В обоих случаях словный характер фразеологизма, как и лексемный характер компонентов его не ставится под сомнение этими учеными. Фразеологизм рекомендуют рассматривать как контаминацию признаков слова и словосочетания, подчеркивается омонимичность фразеологизма и соотносимого с ним по структуре словосочетания.

Второе направление в русской фразеологии исходит из того, что фразеологизм – это не словосочетание (ни по форме, ни по содержанию), это единица языка, которая состоит не из слов . Объектом фразеологии являются выражения, которые лишь генетически суть словосочетания. “Они разложимы лишь этимологически, то есть вне системы современного языка, в историческом плане”. Эти выражения противопоставляются словосочетаниям, не омонимичными, так как качественно отличаются от них. Основным в изучении фразеологизма делается не смысловая и формальная характеристика компонентов, его образующих, и не связей между компонентами, а самого фразеологизма в целом, как единицы языка, имеющей определённую форму, содержание и особенности употребления в речи. Состав фразеологии образуется из категориально однотипных единиц. История и этимология каждого фразеологизма изучается в не прямолинейной зависимости от неких “универсальных” схем переосмысления словосочетаний, от степени семантической слитности компонентов и от степени десемантизации слов в словосочетаниях. Основные положения этого направления рассматриваются А.И.Молотковым в вводной статье к “Фразеологическому словарю русского языка”, в его книге “Основы фразеологии русского языка” и других работах.

Фразеологизм – это раздельнооформленное, устойчивое, воспроизводимое сочетание компонентов, значение которого экспрессивно, не выводимо из значения компонентов и возникает в результате образного переосмысления свободного словосочетания, предложения или другой грамматической конструкции. Часть фразеологизма принято отличать от слова и называть компонентом.
Фразеологизмы по структуре напоминают свободные словосочетания (стреляный воробей), предложения (кот наплакал), сочетания самостоятельных и служебных частей речи (без ума, ни рыба ни мясо). Значение фразеологизма невыводимо из значений каждого компонента, оно целостно, этим фразеологизм напоминает слово. Как и слово, фразеологизм выполняет в языке номинативную функцию. Как и слово способен вступать в отношения синонимии (без царя в голове – голова соломой набита – без ума), антонимии (без царя в голове – с головой), быть многозначным или омонимичным (без ума (от кого-то) – (человек) без ума).
В. В. Виноградов предложил классифицировать фразеологические единицы по степени связанности их компонентов между собой и невыводимости (относительной выводимости) значения целого фразеологизма из значений составляющих его компонентов. Он выделил три группы фразеологизмов.
Фразеологические сращения – это абсолютно неделимые, неразложимые единицы, значение которых не зависит от лексического состава, значения компонентов и так же условно и произвольно, как значение немотивированного словесного знака. Их иногда называют идиомами. Они, по Виноградову, однородны со словом, лишены внутренней формы. Внешняя форма сращений иногда неустойчива, подвержена грамматическим или фонетическим изменениям (с бока припека – с боку припеку; у черта на куличках – к черту на кулички). В подобных случаях сегодня фразеологи говорят о варьировании компонентов.
Следующий тип фразеологических единиц – фразеологические единства. Эти единицы также неделимы, являются выражением целостного значения, но их значение можно мотивировать (ноль внимания). Выделяют четыре признака единств: 1) переносное, образное значение, создающее неразложимость фразового сочетания; 2) экспрессивная насыщенность; 3) невозможность замены синонимом ни одного из элементов единства; 4) семантическая заменимость лишь всего единства словом или синонимичным выражением.
Третий тип фразеологических единиц – это фразеологические сочетания. Это не безусловные семантические единства. Они образуются на реализациях несвободных значений слов. Они аналитичны. Слово с несвободным значением в них допускает замену. Лексические компоненты фразеологического сочетания «плотно пригнаны один к другому», но все же ощущаются как отдельные, имеющие свои особые значения слова. Сочетания семантически делимы и подвержены разложению. При этом необходимо различать стержневое слово фразеологического сочетания и его переменные части. Кроме того можно отметить, что если у единств компоненты в определенном смысле равноправны, но у сочетаний значение только одного из слов воспринимается как несвободное (мертвецки пьян, скоропостижная смерть, беспросыпное пьянство).
Н. М. Шанский, придерживаясь широкого подхода к фразеологии, дополнил эту классификацию фразеологическими выражениями. Они состоят из слов, являются семантически членимы, но отличаются от свободных словосочетаний устойчивостью и воспроизводимостью в речи. Академик включил в эту группу штампы, афоризмы, пословицы и другие устойчивые выражения (любви все возрасты покорны, оптом и в розницу, всерьез и надолго).
Фразеологические единицы классифицируют по общекатегориальному значению, учитывая семантику и грамматическую природу фразеологизма. А. М. Чепасова выделяет следующие типы фразеологизмов по лексико-грамматической природе.
1. Предметные фразеологические единицы
Предметная фразеологическая единица – это единица с общим значением лица или предмета, обладающая грамматическими категориями рода, числа, падежа, выполняющая в предложении функцию субъекта, объекта, действия или предиката и стоящая соответственно в синтаксической позиции подлежащего, дополнения или именной части сказуемого.
Обычно по эти фразеологизмы называют: лицо (евина дочь, белая ворона); совокупность лиц (стар и млад, иудово племя); предмет (адамовы слезы = водка); совокупность предметов (белые мухи); пространство (белое пятно, наши палестины); даты и временные отрезки (вчерашний день, аредовы веки, христов день, возраст христа); отвлеченные понятия, свойства, признаки, состояния предмета (позорный столб, ахиллесова пята, путь на голгофу, суета сует, каинов грех).
2. Призначные фразеологизмы
К ним относятся единицы с общим значением качественной характеристики предмета, лица, состояния лица, являющиеся в предложении атрибутом или предикатом. Среди них по семантике можно выделить единицы, обозначающие – только признак предмета (по карману, как на ладони); – признак или состояние только лица (не робкого десятка, без вины виноватый); – признак и свойства как лица, так и предмета (по сердцу, ни тот ни другой).
3. Качественно-обстоятельственные фразеологизмы
Это выражения с общим значением качественной характеристики действия, используемые в предложении в синтаксической позиции обстоятельства. Это один из многочисленных классов фразеологизмов, они могут обозначать характер действия (по всей строгости, к месту); степень действия (по возможности, по всем статьям); время (к шапочному разбору, чуть свет); место (во все концы, за тридевять земель); цель (для пущей важности, в пику).
4. Процессуальные фразеологизмы
Это фразеологические единицы с общим значением действия, имеющие грамматические категории лица, числа, времени, вида, залога, иногда рода, выступающие в предложении в роли предиката. К ним относятся фразеологизмы следующих семантических типов: деятельность человека (сбиться с ног, дневать и ночевать); моральное или физическое состояние человека (висеть на волоске); отношения (держать в черном теле); чувства, переживания, желания (развести руками, запасть в душу).
5. Междометные фразеологизмы
Единицы данной группы применяются для выражения различных чувств, эмоций, волевых побуждений лица. Выделяют следующие виды междометных фразеологизмов: выражение эмоций говорящего (господи!), формулы приветствия и прощания (спаси вас господь!), формулы приглашения, клятвы (вот те крест!), усиление просьбы, мольба (христа ради), благодарность и т. д.
6. Модальные фразеологизмы
Выражают личное, субъективное отношение говорящего к своему высказыванию или его оценку содержания сообщения (по всей вероятности, мать честная, вот так клюква, по большей части). Модальные фразеологические единицы неизменяемы, обычно лишены морфологических признаков и не могут сочетаться с другими словами в контексте, выполняя в предложении функцию вводных слов (конструкций).
7. Количественные фразеологизмы
Здесь целый пласт выражений со значением неопределенно малого или неопределенно большего количества, соотносимых со словами «много» и «мало», положение которых в морфологической системе оспаривается (иногда их называют количественными наречиями, иногда особыми числительными). Примерами таких фразеологизмов могут служить куры не клюют, кот наплакал, ни гроша, хоть отбавляй, в обрез.
8. Служебные фразеологизмы
Это единицы, являющиеся средством выражения разнообразных отношений. Здесь три подкласса:
1) фразеологические предлоги, которые, как и лексические, являются средством выражения отношений между объектами или объектов к действиям (по адресу кого, к числу кого, чего, по направлению к);
2) фразеологические союзы (по той простой причине что, вместе с тем как, невзирая на то что);
3) фразеологические частицы (по крайней мере, ни много ни мало).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http : www . allbest . ru /

«Русская фразеология»

Введение

Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название это восходит к Гомеру, поэмах которого («Илиада» и «Одиссея») она встречается много раз (« Он крылатое слово промолвил», между собой обменивались словами крылатыми тихо.) Гомер называл «крылатыми» слова потому, что они как бы летят к уху слушающего из уст говорящего. Гомеровское выражение «крылатое слово» стало термином языковедения и стилистики. Термином этим обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными, статьи характеристики исторических лиц и т. п.. Нередко термин «крылатые слова» толкуется в более широком смысле: им обозначают народные поговорки, присловья, всевозможные образные выражения, возникшие не только из литературных источников, но и в быту.

Крылатые слова или фразеологизмы изучаются в раздел языкознание, изучающей устойчивые сочетания слов - фразеологии.

Фразеология изучает немало важных проблем, связанных с сочетаемостью слов. Наша задача раскрыть одну из них - роль фразеологизмов как стилистического средства.

Мы выбрали именно эту тему, потому что мы хотим доказать, как важно употребление фразеологизмов в нашей речи. Так как благодаря свойствам фразеологизмов, а именно: образности экспрессивности и слитности значения, наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней. Именно поэтому почти все известные писатели, даже во времена Гомера, использовали фразеологизмы для создания колорита и стилистической окраски своих произведений.

Предмет исследования - происхождение, употребление, классификация, способы применения и приемы использования фразеологизмов в разных областях литературного языка. Наше исследование состоит из восьми этапов. На первых двух этапах мы раскрываем характерные признаки фразеологии, отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний и вопрос о происхождении фразеологизмов, т.е. их образование и источники. На третьем этапе исследования мы даем классификацию фразеологизмов по степени семантической слитности, а на четвертом - классификацию с точки зрения стилистики. Пятый этап посвящен вопросам стилистического использования фразеологизмов в нехудожественной литературе и публицистике; также приемом использования фразеологизмов. Последний этап моей работы посвящен ошибкам, которые часто допускают школьники при употреблении фразеологических сочетаний. Школьники очень часто пользуются фразеологизмами в своей речи, но не всегда точно знают значение некоторых из них и часто не могут правильно употребить их в определенном контексте. Потому значимость нашего исследования в том, чтобы раскрыть значение и возможности фразеологизмов как стилистических средств, на примере использования их авторами в своих произведениях.

1. Фразеология русского языка

1. Характерные признаки фразеологии

Богатство языка это богатство и его фразеологии, т.е. выразительных и образных присловий, оборотов, метких и крылатых слов.

Итак, фразеология - раздел языкознания изучающий источники сочетания слов. фразеология стилистика язык

Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» - «выражение» и «логос» - «учение». Фразеологией называют и совокупность таких сочетаний - фразеологизмов. Иногда для их обозначения используют и другие термины: идиома и фразеологическая единица.

В научном отношении изучения фразеологии важно для познания самого языка. Фразеологизмы существуют в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи. Фразеологизмы состоят из слов и одновременно могут соотноситься по значению со словами. В русском фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Возникло на Руси после закрепощения крестьян. Во фразеологизмах русского языка отразилось отношении к человеческим достоинствам и недостаткам: золотые руки, баклуши бьет и т.д.

Точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление, привлекает писателей. Так, Н.В.Гоголь, охарактеризовал героя комедии «Ревизор». - Хлестакова, человека, не понимающего, что он делает, - с помощью одного фразеологизма: без царя в голове. Это первая особенность фразеологии.

Другая особенность фразеологии образность. Изучение речевой фразеологии вводит нас в лабораторию народа - языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают ее писатели, которые видят в русской фразеологии великолепные примеры: образного выражения явлений действительности. Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем если бы, обратился к нему говорящий с речью безобразной, чисто логической.

2. Свободные и несвободные словосочетания

Фразеологизм, как и слово - является единственным языком, устойчивых сочетаний.

Фразеологизм в значительной своей части не отличается - а по строению от свободных словосочетаний. Среди фразеологизмов мы можем найти почти все типы словосочетаний, которые отмечены в активном фонде языка. Однако нужно отличать фразеологизмы от свободных сочетаний. В свободных словосочетаниях можно заменить одно слово другим: типографский работник - хороший работник. Во фразеологическом сочетании нельзя произвольно заменить словосочетание, т.е. они обладают постоянством лексического состава. Это особенное отличие фразеологизмов от свободных сочетаний. В составе фразеологизма смысл имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом. Это значит, что фразеологизмы, как и слова используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними!

2. Происхождение фразеологизмов

1. Образование фразеологизмов

Несмотря на кажущуюся оригинальность определенных фразеологизмов, их образование в языке опирается на определенные образцы.

Особенности образование фразеологизмов связаны с типом материала, на базе которого они создаются. В русском языке таких типов пять: 1) Отдельные слова русского языка; 2) свободные словосочетания русской речи; 3) пословицы русского языка; 4) фразеологические единицы русского языка; 5) иноязычные фразеологизмы.

Из отдельных слов фразеологизмы возникают довольно часто.

Например: душа нараспашку, человек в футляре и т.д.

Наибольшее число фразеологизмов образовывается на базе свободных словосочетаний. Такие словосочетания получают новое значение, переносимое на них по сходству явлений или их связи. Голова, например, сравнивается с котелком, отсюда котелок варит - «голова соображает».

Немало фразеологизмов возникло на базе пословиц. Обычно фразеологизм становиться частью пословицы, употребляемой самостоятельно в речи. без знания такой пословицы фразеологизм непонятен. Например, старый воробей (Старого воробья на мякине не проведешь.)

Фразеологизм единица русского языка нередко становиться базой для образования новых фразеологизмов. Такой путь используют при образовании фразеологизмов на базе терминологических сочетаний: второе дыхание, цепная реакция, нулевой цикл и т.д.

Особым видом образования новых фразеологизмов на базе существующих является такой, когда изменяется состав и значение фразеологизма. Это как бы развитие фразеологизма, например, со словом зеленый - «свободный».: зеленый свет - «свободный проезд» - зеленая улица - зеленая война.

На базе фразеологизмов других языков образуются заимствованные фразеологизмы.

2. Источники русских фразеологизмов

все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на 2 группы: фразеологизмы русского происхождения и заимствованные.

Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или достались русскому языку от языка - предков. Таковы - водой не разольешь - «очень дружны», в чем мать родила - «без одежды» и многое другое.

Каждое ремесло на Руси оставляло след в русской фразеологии. От плотников ведет свое начало «топорная работа», от скорняков - «небо в овчинку». Новые профессии дали новые фразеологизмы. Из речи железнодорожников русская фразеология взяла выражение «зеленая улица» и так далее.

Во фразеологии отражаются разные стороны жизни народа. Успехи нашей страны в космосе способствуют возникновению фразеологизма «выйти на орбиту».

Установить время и место возникновения множества фразеологизмов трудно, поэтому существует предложение лишь о том, где они возникли и на какой основе.

Например, «квасной патриотизм» - ложный, показной возник в письме известного русского поэта и критика Л.А.Вяземского. Еще точнее можно установить происхождение фразеологизмов, возникших в произведении художественной литературы с тем же названием. Фразеологизм «Тришкин кафтан» Возник из басни И.А. Крылова. Уже в составе басни это выражение стало фразеологизмом со значением: дело, когда устранение одних недостатков влечет за собой новые недостатки.

Заимствованные фразеологизмы делятся на заимствованные из старославянского языка и заимствованные из западноевропейских языков.

Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после введения христианства, они в большинстве своем ведут начало из книг, священных писаний. Чаще всего они имеют книжный характер. Например, «притча во языцах», «ищите и обещете», «метать бисер перед свиньями» и другие.

Фразеологизмы, заимствованные из западноевропейского языка включают в себя древнейшие заимствования из латинского или древнегреческого языка, например, «терра инкогнито». Более поздними являются заимствования из фразеологии («иметь зуб»), немецкое («разбить на голову») английского(«синий чулок») языков.

Среди заимствованных фразеологизмов различают «чистые», т.е. без перевода, и фразеологические кальки.

Заимствованные фразеологизмы, как и возникшие в русском языке также создаются либо отдельными людьми, либо народом в целом.

Значительное число фразеологизмов заимствовано из древнегреческой мифологии, например, ""ящик Пандоры"", ""Авгиевы конюшни"" и многое другое.

Таким образом, видно, что фразеологизмы издавна использовались в речи людей, писателей и поэтому для создания образности и эмоциональности своей речи.

3. Классификация русских фразеологизмов

В.В. Виноградов выделил три основных типа фразеологических единиц, которые были названы ""фразеологизм сращивания"", ""фразеологизм единства"", ""фразеологизм сочетания"".

1. Фразеологические сращения

Фразеологические сращения - абсолютно неделимые не разложенные словосочетания, ""значение которых совершенно независимо от их лексического состава, от значения их компонентов и так же условно и произвольно, как значение немотивированного сл. знака"". Например, собаку съем, точить лясы, бить баклуши и подобное.

2. Фразеологические единства

Фразеологические единства словосочетания, в котором ""значение целого связано с пониманием внутри образного стержня фразы, потенциального смысла слов"". Например, ""держать камень за пазухой, выносить сор из избы, стреляный воробей"" и тому подобное.

3. Фразеологические сочетания

Фразеологические сочетания - В.В. Виноградов назвал словосочетания, ""образуемые реализацией несвободных значений слов"". Он отметил, что большая часть и значений слов ограничена в своих связях внутри семантическими отношениями самой языковой системы. Эти лексические значения могут проявляться лишь в связи с строго определенным кругом понятий и их словесных обозначений. Например, можно сказать "" страх берет"", ""тоска берет"", но нельзя сказать: ""радость берет"", ""наслаждение берет"" и тому подобное.

4. Фразеологические выражения

Н.М. Шанский выделил четвертый тип фразеологических единиц, название им "" фразеологическими выражениями"".

Фразеологические выражения - ""устойчивы в своем составе и употребляют фразеологические обороты, которые являются не только семантически членимыми, но и состоит целиком из слов со свободными значениями"". Например, "" трудовые успехи"", ""хрен редьки не слаще"", ""высшее учебное заведение"", и тому подобное.

Н.М. Шанский отметил различие фразеологизмов с точки зрения их лексического состава, а также подробно охарактеризовал фразеологические обороты "" с точки зрения их структуры"", ""их происхождения"", "" их экспрессивно-стилистических свойств"".

4. Классификация с точки зрения стилистики

Являясь частью словарного состава, фразеологические обороты образуют несколько стилистических пластов.

С точки зрения стилистической (то есть в зависимости от их преимущественного употребления в той или иной сфере общественных людей) выделяются межстилевые книжные, разговорные и просторечные фразеологизмы.

1. Межстилевые фразеологические обороты

Межстилевой фразеологический оборот употребляется во всех стилях современного русского литературного языка. К межстилевым относятся, например, «В конце концов», «Новый год», «двоюродный брат» и тому подобное. Межстилевые обороты составляют меньшую часть фразеологии, так как большинство фразеологизмов образуются и функционируют или в разговорном стиле или в книжном. Выполняя чисто номинативную функцию, они не выражают отношение говорящего к обозначению предметов и их признакам. Эти фразеологизмы можно назвать нейтральными как с точки зрения стилевой, так и с эмоциональной.

2. Книжные фразеологические обороты

Книжные фразеологические обороты используются в стиле художественной литературе в публицистике, научных и официально-деловых стилях, например: вааламова ослица, калиф на час, книга за семью печатями и другие. Официально деловые и терминологические фразеологизмы обычно нейтральны с точки зрения эмоциональной. Но в художественной литературе и публицистике употребляются много книжных фразеологических оборотов, обладающих разной эмоциональной окраской. Значительная часть книжных фразеологизмов характеризуется окраской торжественности и риторичности; например: на поле брани, святее святых, ум честь и совесть нашей эпохи и другие. Среди книжных фразеологических оборотов выделяются иронические и шутливые, например: товарищ по несчастью, плакать в жилетку, телячий восторг и другие.

3. Разговорные фразеологические обороты

Разговорные фразеологические обороты - к ним относится большая часть фразеологических сращений, единств и пословиц, которые были образованы в живой народной речи. Эти фразеологические обороты обладают ярко выраженной экспрессивностью, чему способствует их метафоричность, например: играть в бирюльки, с миру нитке, голому рубашка, мутить воду, на краю света и другие. Среди разговорных фразеологических оборотов можно выделить группу тавтологических, устаревших словосочетаний, экспрессивность которой выражена повтором слов, имеющих одинаковый корень, например: тьма тьмущая, дурак дураком, чин чином и другие.

Очень яркую эмоционально-экспрессивную окраску шутливости содержат фразеологические обороты каламбурного характера, например: без году неделя, от жилетки рукава, без задних ног и другие.

4. Просторечные фразеологические обороты

Просторечные фразеологические словосочетания имеют более сниженный стилистический характер, чем разговорные, например: показать кузькину мать, благим матом, драть козла и другие.

Эта группа фразеологизмов характеризуется ярко выраженной эмоциональностью чаще они имеют отрицательную окраску: неодобрительности, например: мелкая сошка, совать нос, чесать язык; пренебрежительности, например: канцелярская пресса, крапивное семя, гайка слаба; бранности, например: продувном бестия, олух царя небесного, старая перечница и другие.

5 . Использование фразеологизмов в современных текстах

Широкое применение фразеологизмов как стилистических средств нашло отражение и в современных текстах.

1. Обогащение фразеологии литературного языка

Словарный состав и фразеология русского языка пополнялась в советскую эпоху огромным количеством новых слов и выражений.

На это обращал внимание Горький, который говорил, что сопоставив слово, употребляемое советским писателями прошлых эпох, можно убедиться как значительно расширился и обогатился словарный состав современного русского языка. Это обогащение лексики и фразеологии в том, что основной фонд русского языка пополнился множеством новых слов и выражений общественно-идиологического характера.

2. Употребление фразеологических оборотов

Употребление фразеологизмов в речи подчинено исторически сложившимся закрепленным традицией правил. Отклонения от общепринятых норм допустимы, если говорящий (пишущий) стремиться достичь определенного стилистического эффекта. Если нормы нарушены в результате незнания особенностей употребления того или иного фразеологизма, возникает ошибка. В официальных текстах чаще всего встречаются такие ошибки:

1. В глагольно-именных сочетаниях полузнаменательные глаголы могут сочетаться с ограниченным числом существительных.

2. Искажение состава фразеологизма, в результате лексической подмены.

3. Скрещение близких по значению фразеологизмов.

4. Изменение грамматической формы слова, входящей в оборот.

Исправление этих ошибок в текстах документов обязательно.

6 . Ошибки при употреблении фразеологических сочетаний

Усвоение фразеологизмов представляет значительные трудности однако высокоорганизованная речь немыслима без владения фразеологией.

Фразеологизмы, как известно, придают речи особую выразительность, подчеркивают национальную специфику, своеобразие языка.

Недочеты в области фразеологии можно подразделить на несколько групп:

1. ошибки в усвоении значения фразеологизма;

2. ошибки в усвоении формы фразеологизма;

3. образование ненормативных фразеологизмов;

4. изменение лексической сочетаемости фразеологизма;

7 . Ошибки в усвоении значения фразеологизма

1. Буквальное понимание

Опасность буквального понимания существует для тех фразеологизмов, которые сократили в своем языке свои реальные прототипы в виде свободных сочетаний слов. Особенно часто встречаются случаи буквального понимания на ранних этапах овладения речью.

Фразеологизм как бы прекращает свое существование в качестве отдельной лексической единицы и функционируют как свободное объединение слов, сохраняющие собственные лексические значения. (В сочинении одной восьмиклассницы встретилась такая, например, фраза: "" Мать Татьяны в свободное время сама ""брила лбы своим крестьянам"", значение фразеологизма ""брить лбы"" - брать в солдаты"".)

2. Изменение значения

В речи школьников распространено изменение значения фразеологизма, например: "" Молчалин всех в доме водит за нос "". в нормативном языке употребленный фразеологизм имеет значение ""обманывать, вводить в заблуждение"". Значение фразеологизма в данном случае неправильно расширено. Так же есть ошибки в устной речи: "" Нужен он мне как банный лист "".

3. Одинаковые компоненты

Смешиваются фразеологизмы, имеющие в своем составе одинаковые компоненты, например: "" в крайнем случае "" и "" по крайней мере: "" Думаю, что в крайнем случае четверку за это сочинение получу "". ""на все корки и на все лады "", ""Мы на все корки это обсудим и решим что лучше оставить Наташу старостой "". иногда смешиваются фразеологизмы, имеющие случайное звуковое сходство, например: "" ни гу-гу "" и "" ни бум-бум "": "" Я в этой алгебре ни гу-гу "".

8 . Ошибки в усвоении формы фразеологизма

При верном понимании значения фразеологизма форма его в детской речи может подвергаться перестройке, модификации. Можно различить два вида такого видоизменения: грамматическое и лексическое.

1. Грамматическое видоизменение

Примеры грамматического видоизменения фразеологизмов чрезвычайно разнообразны. Оно может заключаться в том, что изменяется форма числа существительного, входящего в состав фразеологизма: "" Он умеет брать быков за рога "", "" Не бери ни с кого дурные примеры "". Использование формы множественного числа связанно со стремлением подчеркнуть повторяемость изображаемой ситуации. Распространены случаи устранения видовой не соотносительности, при этом фразеологизмы, которые в нормативном языке употребляются исключительно в форме одного вида, получают в детской речи форму противоположного вида: "" Он, как и прежде загреб жар чужими руками "". Ряд глагольных фразеологизмов употребляется в форме только настоящего времени, в речи школьников возможны случаи употребления их в других: ""Я ругала ее на чем свет стоял "", всегда знал, откуда ветер дул "". Общим является лишь то, что каждый раз употребляется, возможно, с точки зрения системы языка форма, в то время как нормой охраняется незыблемость фразеологизма: ""Это дешевле, чем пареная репа"". - сравним ""дешевле пареной репы"". ""Когда она попала в дом Кабанихи, она не находит себе места "" - сравнение "" не находит себе место "". Особый случай видоизменения фразеологизма - устранение грамматических архаизмов. Например, в речи школьников встречаются многочисленные случаи ""осовременивания"" деепричастий: ""Терпеть не могу сидеть, сложив руки "". - сравнение ""сложа руки"". Также ""сломив голову"" и сломя голову , ""очертив голову"" и очерти голову . В некоторых фразеологизмах употребляются склоняемые формы кратких прилагательных, которые в детской речи могут заменяться полными формами: ""средь белого дня"", ""на босую ногу"" и тому подобное, например: ""На ней были туфли на босую ногу"".

2. Лексическое видоизменение

Большая часть фразеологизмов обладает свойством непроницаемости: в их состав нельзя ввести дополнительного компонента..

Лексическое видоизменение часто выступает как следствие стремления вернуть фразеологизму утраченную внутреннюю форму, сделать его лексическое значения, хотя бы от части мотивированным. Это проявление ""народной этимологии"". Такого рода ошибка широко распространена в речи: ""полететь вверх кармашками"", ""хоть колом в голове чеши"" и т.п.

В качестве особого вида лексической деформации может быть рассмотрено нарушение порядка слов. Фиксированный порядок слов характерен не для всех, но для некоторых фразеологизмов, изменение его в этих случаях представляет собой нарушение языковой нормы: ""Молчалину, наверное, удастся выйти из воды сухим"" - сравнение ""выйти из воды сухим"".

Лексическая деформация может быть следствием объединения двух близких по значению фразеологизмов. Сравнить: ""выбивать из сил"" и ""лезть из кожи"".

3. Образование ненормативных фразеологизмов

Новый фразеологизм всегда образуется по конкретному образцу, - дублируется грамматическая структура и отчасти лексический состав какого-нибудь нормативного фразеологизма. Образование нового фразеологизма осуществляется, как правило, путем замены одного из компонентов существующего фразеологизма другим словом, находящимся в сочетательной связи с заменяемым.

Заключение

В результате нашего исследования, мы доказали, что в научном отношении изучение фразеологии важно для познания самого языка. Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование в употребление в речи. Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним.

О народном характере фразеологизмов Михаил Шолохов писал - ""Многообразны человеческие отношения, которые запечатлелись в народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в фразеологических сочетаниях радость и страдания людей, смех и слезы, любовь и гнев, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков""

Список литературы

1. А.И. Ефимов ""История русского литературного языка"". Издательство Московского университета, 1954.

2. Д.Н. Шмелев ""Современный русский язык"". М., ""Просвещение"", 1977.

3. Н.С. Ашукин ""Крылатые слова"". Гос. Издательство Москва, 1960.

4. С. Максимова ""Крылатые слова"". СПБ, Москва, 1955.

5. И.Б. Голубев ""Стилистика современного русского языка"". М., ""Наука"". 1980.

6. Д.Я. Дерягин ""Беседы о русской стилистике"". ""Знание"", М., 1978.

7. Л.А. Введенская ""Русское слово"", М., ""Просвещение"", 1983.

8. В.М. Мокиенко ""Загадки русской фразеологии"". М., ""Высшая школа"", 1990.

9. В.М. Мокиенко ""В глубь поговорки"", М., ""Просвещение"", 1975.

10. В.В. Одинцов ""Лингвистические парадоксы"". М., ""Просвещение"", 1988.

11. К.С. Горбачевич ""Мир родной речи"", М., ""Знание"", 1972.

12. З.Н. Люстрова ""Прошлое. Настоящее. Будущее"". М., ""Просвещение"", 1984.

13. А.В. Рохманин ""Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов"", М., ""Высшая школа"", 1970.

14. С.Н. Цейтшен ""Речевые ошибки и их предупреждение"". М., ""Просвещение"", 1982.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о фразеологии, общая характеристика фразеологизмов, классификация фразеологических единиц, источники русской фразеологии. Стилистические ошибки в употреблении фразеологизмов, стилистически не оправданное изменение, искажение образного значения.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2010

    Изучение сущности фразеологических единиц, их основных признаков и семантических типов. Описание фразеологизмов русского языка с лингвистической точки зрения. Национально-культурная специфика фразеологизмов. Язык и культура – проблема взаимовлияния.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2012

    Фразеология - раздел науки о языке. Происхождение и признаки фразеологизмов русского языка. Понятие идиомы. Характеристика фразеологизмов единства, сочетания, выражения, употребление их в речи. Явление их многозначности, омонимии, синонимии, антонимии.

    презентация , добавлен 08.04.2014

    Краткие сведения по некоторым теоретическим вопросам фразеологии русского языка. Новозаветные по происхождению фразеологизмы как элемент фразеологической системы русского языка. Современные тенденции в употреблении библейских фразеологизмов.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2006

    Фразеология как объект лингвистического исследования. Классификации фразеологических единиц английского языка. Предмет и задачи фразеологии. Первичная и вторичная фразеологизация. Происхождение фразеологических единиц в современном английском языке.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Понятие фразеологического оборота и его основные свойства. Классификация фразеологизмов с точки зрения их семантической слитности. Особенности классификации фразеологических оборотов в прозе Тургенева с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств.

    дипломная работа , добавлен 30.08.2012

    Классификация с точки зрения синтаксической структуры, семантической слитности компонентов и стилистики. Структура русских фразеологических оборотов с компонентом "язык", "зубы", "горло". Морфологические и синтаксические свойства фразеологизмов.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2014

    Понятие и сущность фразеологизмов, особенности их употребления. Исторически обусловленные отклонения от нормы в употреблении фразеологизмов. Индивидуально-авторские отклонения от нормы. Характеристика основных ошибок при употреблении фразеологизмов.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2010

    Фразеология как наука. Определение фразеологической единицы, ее свойства и классификация. Понятие дискурса с лингвистической точки зрения, его структура и типология. Особенности и техники использования фразеологизмов в англоязычном рекламном дискурсе.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Отображение фразеологизмов русского языка в современных словарях. Семасиологическая характеристика фразеологизмов об уме. Степень слияния отдельных слов во фразеологических оборотах. Типы фразеологизмов в зависимости от идиоматичности их компонентов.

Фразеология современного русского языка. Фразеология как номи-нативное и экспрессивное средство языка. Фразеологизмы и несвободная со-четаемость слов. Фразеологизм и слово. Фразеологическая единица и ее при-знаки. . Вопрос об объеме фразеологии, типах его единиц и принципах их выде-ления. Классификации фразеологизмов в концепциях В.В.Виноградова, В.Н.Телия. Спорные вопросы фразеологии. Вопрос о границах фразеологиче-ского состава русского языка. Устойчивость и вариативность фразеологиз-мов Лингвокультурологический подход к описанию фразеологизмов. Картина мира в зеркале русской лексики и фразеологии. Национальный культурный компонент в семантике слова и фразеологизма. Представление значения слова и фразеологизма в когнитивной семантике. Концептуальный анализ лексики и фразеологии. Фразеологические словари.

Фразеология как особая научная дисциплина была обоснована В.В.Виноградовым в 50-х годах ХХ в.. Основное внимание акад. Виноградов уделил описанию фразеологизмов в структурно-семантической научной пара-дигме парадигме. Главный вопрос - отличие фразеологизмов от слова и пред-ложения, раскрытие их собственной специфики.

Слово фразеологизм словосочетание

Воспроизводимость грамматически оформленное

Идиоматичность свободное сочетание слов

На основе синтаксической

Смысловая целостность связи

Номинативность свободный порядок слов

Цельнооформленность расчлененное понятие

Взять, слово, книга, Взять свои книги обратно Обратно, свой

Лексема-семема Л1 + Л2 + Л3=С1+С2+С3

Взять свои слова обратно Л1 + Л2 + Л3 + Л4 = С1 ПС: целостность, идиоматичность смысла, нерасчлененность номинации, вос-производимость.

ПВ: сочетание слов, раздельноформленность компонентов, синтаксическая связь, грамматическая зависимость слов в составе фразеологизма, но в ПС они тождественны слову, так как функционируют как целостные единицы номина-ции, устойчивые не только по своему смыслу, но и по структуре. Доминировал и впоследствии системно-классификационный подход, который в 70-е годы стал предметом критики. Именно в эти годы наметился кризис в изучении фразеологии и появилась потребность пересмотра этого раздела язы-кознания и природы составляющих его единиц. В настоящее время в качестве главнейшего свойства ФЕ указывается их ситуативность, т.е. их способность указывать на ситуации и одновременно выражать к ним оценочное отношение. Все они в связи с этим имеют предикатный характер: ломать голову, валять дурака, тертый калач, у черта на куличках, золотое дно и пр. Знаковая специ-фика фразеологизмов проявляется в том, что они имеют текстовую природу, представляют собой микротексты, в номинативное основание которых вклю-чаются при отображении ситуации все типы информации в виде "свертки", го-товой к употреблению как текст в тексте. Текстовая природа придает им статус особых языковых знаков. В связи с этим они активно используются в речи по-литиков, в художественной и поэтической речи. Парадигматические отношения во фразеологии .

Они проявляются в наличии внутренних близких вариантов у одного фразеоло-гизма. Варианты Фразеологизма - это его лексико-грамматические разновидно-сти, тождественные по своему значению и семантической слитности. Что варь-ируется?

1)элементы лексического состава; 2)структура; 3)порядок слов; 4)стилистическая окраска.

Например: бросить камень - камнем (морф. Оформл.); Гроша ломаного /медного не стоит (лекс.);

Через пень колоду (валить); Быть в (интересном) положении -полнота. Через пень колоду... - окраска: арх./нов.

Во фразеологии могут наблюдаться синонимические отношения. Обычно это относится к фразеологизмам, которые имеют в своем составе общие члены, компоненты, замещаемые словами родственной семантики: молоть вздор (ерунду); гонять лодыря (собак); спать на дороге (на пути); набитый дурак - круглый дурак.

Грамматические свойства фразеологизмов .

    Синтаксические свойства. Они функционируют всегда как один член пред-ложения в зависимости от лексико-грамматического значения. Например: раз плюнуть - легко; кривить душой - лгать.

    Морфологическая природа фразеологизмов определяется по свойствам глав-ного, стержневого слова, с одной стороны, и, с другой стороны, с учетом соот-несенности с грамматически эквивалентным другим словом. Выделяются сле-дующие разновидности Ф.:

Глагольные: пить горькую, натянуть нос ...

Субстантивные: игра слов, авгиевы конюшни...

Наречные: на веки вечные ,

Адъективные: кожа да кости (худой), в чем мать родила (голый)

Междометные: Вот тебе и на! Скажите пожалуйста !

Модальные: Что за вопрос ?

Союзные: несмотря на то что, в силу того что...

Морфологические свойства Ф.: они могут быть изменяемыми (глаголь-ные, субстантивные, адъективные) и неизменямыми (наречные, междометные, модальные, союзные). Например: Какой (какая) ни на есть... Видал (видала) ви-ды.

Типология фразеологических единиц.

Она строится с учетом степени семантической близости компонентов ФЕ, так как степень близости может быть самой разной.

Фразеологические сращения . - это обороты, представляющие собой немотивированные эквиваленты слов, в которых составляющие их компоненты не имеют семантической отдельности, не соотносятся с отдельными значения-ми составляющих их слов. Например: перемывать косточки - сплетничать, бить баклуши, очертя голову и пр.

По словам В.В.Виноградова, они представляют собой "химическое со-единение каких-то растворившихся и с точки зрения современного языка аморфных лексических частей", лишь внешне похожих на слова. Если их со-ставные элементы однозвучны с какими-нибудь самостоятельными, отдельны-ми словами языка, то их соотношение - чисто омонимичное". Т.О. здесь имеет место предельная слитность слов, функционирующих как единая номинация. При этом каждое слово имеет свое акцентологическое оформление.

Итак, ФС - это семантически неделимый фразеологический оборот, со-стоящий из двух или более фонетических слов, не имеющих отдельного значе-ния.

Фразеологические единства . Это семантически неделимые и целостные (как сращения), но их целостная семантьика мотивирована отдельными значе-

ниями составляющих их слов. Неразложимость - результат слияния отдельных составляющих их частей в единый обобщенно-переносный целостный смысл. Например: закинуть удочку, первый блин комом, мелко плавает, положить зу-бы на полку ...

Их мотивированность ощущается как и у производных слов не прямо, а опо-средованно. Это свободные слова, которые допускают вставку. Это все образ-ные выражения, так как у них есть внутренняя образная основа, поэтому у них возможны омонимы. Например: намылить голову, заткнуть за пояс...

Фразеологические сочетания. Они опираются на единичную сочетае-мость слов, одно из которых имеет фразеологически связанное значение, а дру-гое может иметь свободное значение.. Но главное - одно слово обязательно функционирует во вторичном, фразеологически связанном значении. Например: закадычный (связ.) - друг (своб.):добрый, старый, милый. Заклятый враг, расквасить нос, скоропостижная смерть, трескучий мороз...

Они не могут иметь соотносительных омонимов, а в их составе слова со связанным значением могут заменяться синонимичными словами (скоропо-стижная - внезапная, расквасить - разбить). Не все ученые относят их к фразео-логии, например, Ларин (глагольно-именной оборот).

Фразеологические выражения (прецедентные тексты). Они не образуются говорящим в процессе общения, а воспроизводятся как го-товые единицы с постоянным составом и значением (универсальное свойство). Например: Любви все возрасты покорны; Волков бояться - в лес не ходить; Не все то золото, что блестит -

Они имеют сходство со свободными словосочетаниями: семантически членимы, состоят из слов со свободным значением, но в отличие от них они воспроизводятся из памяти целиком.

Разновидности : Фразеологические выражения коммуникативного характера: Человек - это зву-чит гордо! Хрен редьки не слаще. По структуре равны предложению.

ФВ номинативного характера: поджигатели войны, высшее учебное заведе-ние. .. По структуре представляют собой словосочетание.

Их разновидность - составные наименования: нейтральные, однозначные сред-ства обозначения определенных понятий: аббревиатуры (ЛЭП.НТР.), глаголь-но-именные обороты, сочетания устойчивые: общая тетрадь, зачетная книж-ка и пр.

Разновидности фразеологизмов можно изобразить на шкале переходности: Слово: Ф.сращения- Ф.единства – Ф. сочетания – Ф. обороты -(выражения -обороты) - Свободные словосочетания и предложения.

По степени семантической слитности: Нечленимые: сращения, единства;

Членимые: сочетания, выражения.

Фразеологические обороты с точки зрения происхождения .

1.Исконно русские ФО.

Они различаются по времени появления: 1)общеславянские: водить за нос, бить в глаза (юолг. Бия в очи; укр. Бити в очи);

    восточнославянские: под горячую руку.

    собственно русские (с ХУ в.) душа в пятки ушла, тише едешь...

По характеру и способу образования они могут образовываться: А) Из свободных сочетаний, ставших по каким-либо причинам фразеологич-ными. Человек в футляре, бывшие люди, у разбитого корыта. - В результате метафоризации, употребления слова в переносном значении. Чаще образуются фразеологические единства и выражения коммуникативного характера. Красная девица, пропасть даром, истошный крик - В результате развития у одного из слов связанного значения. Обычно образуются фразеологические со­четания.

Выражение свободным сочетанием слов единого понятия: педагогическая практика, режим экономии, социалистическое соревнование. Образуются фра­зеологические выражения номинативного характера.

Б)Исконно русские ФЕ, образующиеся по аналогии (по модели). Например: бе­резовая каша (порка) - манная, пшенная... По типу оксюморона: живой труп, белая ворона.

2.Заимствованные ФЕ. - устойчивое словосочетание, которые в качестве гото­вой воспроизводимой единицы пришло в русский язык извне и употребляется как в языке-источнике.

2 разряда: 1..ФЕ старославянского происхождения - ходячие цитаты из Священного писа­ния: соль земли, в плоть и кровь, козел отпущения, на сон грядущий, ничтоже сумняшеся, око за око...

3. Иноязычные ФО без перевода из западноевропейских языков. АН пф1? О Тетрога, о тогез\ (лат).

Фразеологическая калька.

ФО, появившийся в русском языке в результате буквального, т.е. пословно-го,перевода иноязычного оборота. Например: борьба за существование (8 1ги ё 1 гог Иге) - пословный, покомпонентный перевод. Это заключительные слова книги Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохра­нение благоприятствуемых пород в борьбе за существование" (1859).

Кальки могут быть точными и приблизительными. Точные кальки - вос­произведение чужеродного фразеологизма без отступлений: синий чулок -англ.Ыие йоскш е.

Неточные - с отступлениями в лексико-грамматической передаче его от­дельных компонентов, например порядок слов: жизненный уровень - англ. Згапёагс! оПгГе.

ФО разговорно-бытового характера. Это устойчивые сочетания слов, преимущественно употребляющиеся в устной речи. Обычно имеют сниженную экспрессивно-стилистическую окраску: ласк. Бр.,ирон, шутл... Навострить лыжи, совать нос...

Они почти все имеют образную основу: заморить червячка, свинью подло­жить, вбить в голову.

ФО книжного характера. Уст., употребляющиеся в письменной речи. Обладают повышенной экспрес­сивно-стилистической окраской: кн., торж., поэт. Употребляются в строго нор­мированной речи, публицистике, художественной речи: золотой телец (день­ги), женский пол (женщины), житейское море (жизнь)

Среди них особое место занимают фр. Историзмы - вышедшие из упот­ребления в связи с исчезновением соответствующего явления действительно­сти: статский советник, суконное рыло.

Фр архаизмы - вышедшие из активного употребления в связи с вытесне­нием их другими устойчивыми сочетаниями слов или отдельными словами: Новый Свет (Америка), блуждающие звезды - планеты, биться об заклад -спорить

Феликс Кривин " Грех" (набросок):

"Отпустили душу на покаяние. Идет душа, радуется: - Эх, и покаюсь я сейчас! Так покаюсь! Встретили её как положено: окружили со всех сторон, спраши­вают, что душе угодно. -так и так, говорит душа.

-Ладно, отвечай по порядку: что взяла на душу, что затаила в душе? -Ничего я не взяла, ничего не затаила. -Посмотрим, посмотрим,- говорят. И лезут в душу. Не вынесла душа.

    Каюсь, - говорит. - Все скажу, что прикажете!

    Ну, тут уж отвели душу. А потом, когда отвели, выяснили, что за душой ни­ чего нет. Зря она грех на себя взяла.

    А раз всяла грех,значит, опять-таки надо каяться "

2. Межстилевые - употребляются во всех стилях речи. Стилистически ней­тральны. Являются простыми наименованиями явлений объективной действи­тельности без какой-либо оценки: сдержать слово, тайное голосование, игра слов. Их очень много и количество их растет

Стилистическое использование фразеологизмов.

Функции: придают речи силу и убедительность, красочность и образность.

Крылатое слово, поговорка делают речь ярче и убедительнее. Используются и в

поэтич6ской речи, выполняя изобразительно-выразительную и характеризую-

щую функцию.

С.Кирсанов. Шуточная миниатюра со словом "воздуный":

Позволь мне иметь воздушный замок,

Чтоб побродить в его воздушных залах.

Где будем мы, покинув город душный,

Сидеть вдвоем и есть пирог воздушный.

Не в замке мы, не бродим, не пируем...

Я разве сыт воздушным поцелуем

Я разве рад, что в небо над бульваром

Любовь летит воздушным детским шаром.

1.Наполнение ФО новым содержанием при сохранении его лексико-грамматической целостности: "Дохлая рыбка плывет одна. Висят плавнички, как подбитые крылышки. Плывет неделю, и нет ей ни дна, ни покрышки" (В.Маяковский0.

2.Обновление лексико-грамматического строения ФО при сохранении ПС и

структуры. Обычно замена одного компонента синонимом, расширение соста-

2-А славянофилы? Народники? -

-Одних уж нет, а те далече от действительности- ответил Туробаев (М.Г).

-Мы много в этот день курили среди кромешной тишины (Пол).

3.Использование ФО в качестве свободного сочетания слов часто связано с

изменением его значения и грамматических свойств.

-Сочтемся славою - ведь мы свои же люди (М.Г.)

    Его сивушество (СЩ), Ваше местоимение (Чех.). Халтурных дел мастера . 5.Употребление ФО и как ФО, и как свободных словосочетаний:

Я начал писать на плодах и колосьях, На шкуре крота, на чешуйках лосося, Я строки веслом расплескал на пруде, Я вилами даже писал на воде .(С.Кирсанов)

Не надо чваниться! Смири гордыню, друже. Ты ходишь гоголем, а пи-шешь...много хуже (Э.К?).

Фразеологические словари.

Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крыла-тых слов русского языка. М.: Русские словари; Астрель; АСТ, 2000.

Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеоло-гии: Историко-этимологический справочник. СПб.: Фолио-Пресс, 1998. 704 с.

Добровольский Д.О., Караулов Ю.Н. Ассоциативный фразеологический словарь русского языка / Ин-т рус. Яз. РАН. М.: Помовский и партнеры. 1994. 116.

Жуков А.В. Лексико-фразеологический словарь русского языка. М.: Аст-рель; АСТ, 2003. 607 с.

Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Рус. Яз. 1994. 431 с.

Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка: Около 730 синонимических рядов / Под ред. В.П.Жукова. М.: Рус. Яз., 1987. 448 с.

Козлова Т.В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с назва-ниями животных. М.: Дело и сервис, 2001. 208 с.

Мелерович А.М., Мокиенко В.П. Фразеологизмы в русской речи. Сло-варь. М.: Русские словари, 1997. 864 с.

Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фра-зеологии. Сборник образных слов и иносказаний: В 2 т. М.: Терра. Т. 1. 779 с.; Т. 2. 580 с.

Фразеологический словарь русского литературного языка конца ХУШ-ХХ в.: В 2 т./ Под ред. А.И.Федорова. Новосибирск: Наука. 1991.

Шанский Н.М., Зимин В.И., Филлипов А.В. Опыт этимологического сло-варя русской фразеологии. М.: Рус. Яз., 1987. 240 с.

Яранцев Р.И. Русская фразеология: Словарь справочник. М.: Рус. Яз., 1997. 845 с.


Первое место среди методов обучения русскому языку как иностранному принадлежит коммуникативному методу. В процессе коммуникации фразеологические средства выполняют важную стилистическую функцию, эмоционально и экспрессивно характеризуя многие явления и факторы действительности.






Фразеологический состав русского языка очень богат и разнообразен. Он насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. Фразеологизмы показывают богатство и красоту русского языка. Овладеть фразеологией – это овладеть величайшей сокровищницей русского языка, познать мир русского слова.


Общение на русском языке, понимание его устной и письменной речи невозможно без освоения фразеологизмов, которые придают русской речи особую образность и эмоционально-экспрессивную окраску: «…язык без фразеологизмов – всё равно что дистиллированная вода, если сравнить её с родниковой».


Важность изучения фразеологизмов русского языка обусловлена: 1)тем, что фразеологизмы русского языка, как и любого другого, отражают характер образного мышления русского народа, тесно связаны с его культурой, историей, его традициями; 2)частностью их употребления как в письменной, так и в устной речи русского языка; 3)широтой употребления в текстах СМИ, в произведениях художественной литературы; в разговорной речи.


Наша с Вами задача: познакомить учащихся с наиболее с наиболее употребительными русскими фразеологизмами, их значением, с сферой их употребления (с ситуацией употребления), научить их видеть в художественных текстах, материалах СМИ, правильно употреблять в речи.




Словосочетания – соединение слов друг с другом Свободные (каждое слово в них сохраняет самостоятельное значение и выполняет функцию отдельного члена предложения: читать интересную книгу.) Несвободные. Связанные или фразеологические (слова не имеют своих собственных значений. В отличие от слова - значение всегда переносое, метафорическое, образное. Значение фразеологического сочетания – это смысловое целое, которое по семантике приравнивается к отдельному слову: с минуты на минуту – скоро; с булавочную головку – маленький; кот наплакал – очень мало; делать из мухи слона – преувеличивать; кормить завтраками – обещать, но ничего не делать)








Ф разеологизм – это совокупность лексически неделимых, целостных по значению сочетаний слов (от греч. Phrasis «выражение» и logos «учение, наука».) А вот как определяет фразеологизм известный ученый-лингвист, крупный специалист по фразеологии, В.М. Мокиенко: «Фразеологизм – это особая языковая единица, которой свойственны: раздельнооформленность, относительная устойчивость, воспроизводимость в готовом виде, семантическая целостность и экспрессивность» (1989 г.)




Происхождение фразеологических оборотов Фразеологизмы приходят из разных сфер употребления: 1) Из разговорно-бытовой речи: заговаривать зубы, зарубите на носу, запомни(те) крепко-накрепко. Почему возникает такое выражение? В старину носом (от слова «носить») называли палочки, дощечки, которые носили с собой неграмотные люди, чтобы делать на них различные заметки, зарубки. Зарубить на носу означало: сделать зарубки на дощечке о том, что нужно помнить, не забыть.


Собаку съел разг. добрит. только совершен. прошедшее. время. Имеет большой опыт, основательные знания в чем-либо Пример: мой товарищ прекрасно разбирается в компьютерах: он в них собаку съел. Выражение возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем «собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное, а споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что- либо») возникло уже у сокращенной формы – «тот, кто сделал или может сделать что-либо очень трудное, является мастером своего дела.»


В сорочке (рубашке) родился – быть удачливым, счастливым во всем (о человеке, которому сопутствует удача, счастье, которому везет). Он в сорочке родился, ему всегда и во всем везет. Исконно русское выражение. Сорочка – «русская мужская рубашка с косым воротом», она носилась навыпуск, подпоясывалась и считалась признаком материального благополучия. Сорочка – здесь: околоплодный пузырь, покрывающий тело или голову новорожденного ребёнка. По суеверным представлениям, тот, кто родился в такой оболочке (что бывает редко), будет в жизни счастливым и удачливым. Эта оболочка у разных народов называется по-разному (ср.: шапочка – польск., чешск. и др., плёнка – венг., отцовская шуба – монг.).


2) Выражения, пришедшие из профессиональных сфер употребления: Ставить в тупик – обычно сказ. перенос. знач. Ставить в тупик кого-что? Приводить в крайнее затруднение, замешательство, ставить в безвыходное положение; ставить в тупик чем? Вопросом, замечанием, просьбой и т.д. Вашей просьбой вы ставите меня просто в тупик. Тупик – железнодорожный путь, имеющий лишь один выход к другим путям.


Зелёная улица – фразеологический оборот в переносом значении Благоприятные условия, отсутствие препятствий для осуществления чего- либо. Первоначально: свободный путь без препятствий и задержек (обычно для движения транспорта). Первоначально: цепь зелёных светофорных огней, которые открывали поезду путь Свободный путь, без препятствий и задержек (Обычно для движения транспорта). Дать, открыть «что? Зелёную улицу чему? Грузам,транспорту, автобусам». Благоприятные условия, отсутствие препятствий для чего-либо Дать зелёную улицу чему? Проекту молодого дизайнера дали зелёную улицу.


Топорная работа – грубая, плохо сделанная – из речи столяров. Без сучка, без задоринки. Разг. Обст. неизм. Без осложнений и затруднений, без всяких препятствий и помех (о делах, событиях работе) с глаг. несов. и сов. вида: Олимпиада прошла без сучка, без задоринки. Из лексики столяров и плотников. Первоначально о древесине, досках высого качества и о тщательной обработке древесины. Задоринка – шероховатость на поверхности гладко выструганной доски.


Втирать очки Разг. неофиц. Обычно сказ. Чаще несов. Обманывать кого-л., представляя что-л. в неправильном свете кому Ты мне очки не втирай! Вчера ты опоздал на работу! В старинных карточных играх очки писались мелком на сукне ломберного стола. Нечестные игроки пользовались моментом, подбирая запись в свою пользу. Это выражение из арго картежников.


3) Выражения из научной речи. Доводить/довести до белого каления. Разг. Обычно сказ. Приводить в состояние крайнего раздражения, полной потери самообладания. Он своим ужасным поведением довел меня до белого каления. Первоначально оборот означал: постепенно нагревать металл или металлическое изделие до такой степени, что он сначала делается красным (красное каление), потом, при очень высокой температуре, - белым (белое каление). Каление – очень сильное нагревание.




5) Широко употребляются фразеологизмы в современной молодежной речи. Быть в западе Разг. жарг. мол. Сказ.; на кого. Влюбляться, испытывать симпатию к кому-либо. Многие юноши были в западе на юную красавицу. Быть в отпаде. Разг. жарг. мол. Сказ.; Крайне удивляться, изумляться чему-л., восхищаться чем-л. Какой прикид! Я в полном отпаде.


Быть в плюсе. Разг. мол., добр. Сказ.; Быть в выигрыше; получить прибыль Сегодня мы в плюсах. Быть в седле. Разг. жарг.Сказ. авто Быть за рулём. Весь день был в седле, даже не успел пообедать. мол. О готовности быстро выполнить что-л. Говори, что делать. Мы уже в седле. Быть в теме. Разг. мол., добр. Сказ. значть о чем-л., быть в курсе дела. - Ты знаешь, что вчера произошло? - Да, я в теме.


6) Особую группу фразеологизмов по своему происхождению составляют выражения, заимствованные из источников религиозного содержания (в первую очередь из Библии и Евангелия). Авгиевы конюшни. Книжн.Только мн.ч. 1. Очень загрязнённое место, захламлённое помещение. Комната представляла собой настоящие авгиевы конюшни. Наконец, мы расчистили наши авгиевы конюшни от накопившихся бумаг. В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные конюшни Авгия, царя Элады, не убиравшиеся в течение многих лет. Очищены они были в один день Гераклом. Он провёл через конюшни бурную реку, воды которой и очистили их.


Альфа и Омега Книжн. Только ед.ч.Обычно сказ., реже подл., доп. Сущность, самое главное, основа; начало и конец. = Краеугольный камень «Энергетика, - сказал строитель, - это основа основ, альфа и омега народной жизни». (К. Паустовский). Послушаем высказывание известного педагога, учителя украинского и русского языков и литературы, член-корреспондента АПН СССР: «Альфой и омегой моей педагогической деятельности является глубокая вера в то, что человек таков, каково его представление о счастье. (В. Сухомлинский.)»


Тьма кромешная Полная, беспросветная тьма: невежество, тягостная мрачная жизнь. Употребляется как в прямом, так и в переносом значении. Глас вопиющий в пустыне Напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа. Выражения из Библии. Да минует меня чаша сия. Пусть не коснётся меня это горе, несчастье. Выражение из Евангелия – слова Иисуса, произнесённые им во время молитвы.


7) Следующая группа фразеологизмов заимствована из иностранных языков. Все языки и культуры тесно между собой связаны. Взаимодействие языков и культур – это примета глобализации. В этот процесс языкового заимствования включают и фразеологизмы, Один из языков заимствует, берёт из другого языка яркое образное выражение и оно начинает употребляться параллельно в других языках, становится интернациональным.


Утечка мозгов – эмиграция из страны талантливых учёных-специалистов. Этот фразеологизм пришёл в русский язык из английского языка – brain drain. Играть первую скрипку – Быть главным в каком-л. деле. Пришёл в русский язык из немецкого языка - Die erste Geige spielen. Ни рыба ни мясо – Посредственный, невыразительный, ничем не выделяющийся среди окружающих человек. В немецком: nicht Fisch nicht Fleisch. Положа руку на сердце – Откровенно, искренне. Из немецкого: Hand aufs Herz.


Бросать/бросить камешек в чей-то огород – Делать в чей-л. Адрес осуждающие или иронические намёки. В немецком: Steine in den Garten werfen. Вставлять палки в колёса кому, чему Намеренно мешать в каком-л. деле Из французского: mettre des bâtons dans la roue.


Приведённые примеры показывают, что многие русские фразеологизмы возникли не на национальной, а на общеевропейской почве. Каналы культуры были всегда: античная и классическая литература, мифология, и всегда было устное общение. Если говорить о путях заимствования, то основной путь – калькирование – заимствование путём буквального перевода каждого компонента каждого слова, входящего во фразеологический оборот. А если наблюдаются образные модели одинаковые для двух языков – то тогда учащимся легче понять и запомнить тот или иной фразеологизм.


8) В русский язык приходят фразеологические обороты из собственно английского языка, из латинского языка и др.. Например: alma mater, букв. – мать-кормилица старинное традиционное название высшей школы. Finita la commedia Комедия окончена – итальянский язык. Итак, фразеологизмы как объект изучения представляют огромный интерес как для носителей русского языка, так и для тех, для кого русский является иностранным.


Изучение фразеологии представляет и большие трудности как для русских, так естественно и для иностранцев. Но мы с вами должны преодолеть все эти трудности, ведь фразеологические обороты - обязательная часть лексического и культурного минимума, который необходим для коммуникации наших учащихся на русском языке.


Литература 1. Быстрова Е.А. Лингвистические основы обучения русской фразеологии в национальной школе. // Лингвистические основы преподавания языка. - М., Быстрова Е.А. Минимизация фразеологического материала в учебных целях. // Переводная и учебная лексикография. Сост. Уваров В.Д. - М., Быстрова Е.А. «Теоретические основы обучения русской фразеологии в национальной школе». - М., Быстрова Е.А. Фразеологическая единица в лингвистике и лингводидактике. // Обучение русскому языку в национальной школе на продвинутом этапе. - М., 1978.


5. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. - Л., Костомаров В.Г., Верещагин Е.М. «Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного». - М., Меликян В.Ю. Словарь эмоционально- экспрессивных оборотов живой речи. - М., Солодуб Ю.П., Альбрехт Ф.Б. Современный русский язык. Лексика и фразеология современного русского литературного языка: Учебное пособие. - М., Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. – М., 1969.


Фразеологические словари русского языка 1. Большой польско-русский, русско-польский фразеологический словарь. Юрий Лукшин. - Варшава, Основы фразеологии русского языка. А.И. Молотков. – М., Русская фразеология. Словарь-справочник. – М., Русские фразеологизмы. Лингво-страноведческий словарь. В.П. Фелицына, В. М. Мокиенко. – М., Справочник по фразеологии// ГРАМОТА.РУ 2010 URL: 6. Учебный фразеологический словарь русского языка для национальной школы. Шанский Н.М.. Е.А. Быстрова.. – М., 1979.


7. Учебный фразеологический словарь русского языка. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский.. – М., Фразеологизмы в русской речи. Словарь. В. М. Мокиенко, А. М. Мелерович. – М., Фразеологизмы в русской речи: Словарь- справочник. Н.В. Баско. – М., Фразеологический словарь выражения Чувств и эмоций URL: 11. Ru-Ru Фразеологический словарь русского Литературного языка. А.И. Фёдоров. 3-е изд Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1967.


13. Фразеологический словарь русского языка. Составитель А.Н. Тихонов. М., Ru-Ru Фразеологический словарь русского языка. И.В. Федосов Фразеологический словарь современного русского литературного языка в 2-х томах. Под. Ред. А.Н. Тихонова. – М., Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1994.