Внешняя политика ссср в послевоенный период. «холодная война. Международное положение и внешняя политика ссср в послевоенный период. советский союз в условиях «холодной» войны

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Результаты Второй мировой войны коренным образом изменили соотношение сил в мире:

1) СССР стал одной из ведущих мировых держав, без которой теперь не решался ни один вопрос международной жизни;

2) одновременно возросло за годы войны господство и могущество США, что позволило американской администрации уже в 40-х гг. начать отход от соглашений военного периода.

Все это привело к тому, что в советско-американских отношениях наступила полоса резкого охлаждения, было положено начало «холодной войне».

Советский Союз был обеспокоен ядерной монополией США, попыткой их диктата в отношениях с другими странами. Одновременно США были встревожены большим ростом авторитета СССР в Европе и во всем мире.

Администрация США в 1947 г. приняла «плана Маршалла», суть которого заключалась в возрождении западно-европейской экономики благодаря предоставлению финансовой помощи и новейших технологий из-за океана. Такая помощь не предоставлялась тем режимам, где имели влияние компартии. Стремление западноевропейских стран и США к обеспечению политической стабильности и военной безопасности вылилось в образование блока НАТО в 1949 г.

Одновременно в странах Восточной Европы проводились следующие мероприятия:

1)в странах, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, подобная сталинской модели государственного социализма;

2) формирование дружественных политических режимов в Восточной Европе являлось главной целью внешней политики советского руководства в первые послевоенные годы;

3) в 1945–1948 гг. СССР заключил двусторонние договоры с Чехословакией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Румынией, Албанией и Югославией;

4) был создан военный блок социалистических государств – организация Варшавского договора (ОВД);

5) создано экономическое объединение – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

После Второй мировой войны начался распад мировой колониальной системы . СССР воспользовался им для установления своего влияния в ряде стран, освободившихся от колониальной зависимости почти на всех континентах – в Азии, Африке, позднее в Латинской Америке. Этому удачно способствовали интернациональный имидж Советского Союза и его противостояние бывшим колониальным державам.

Сложился биполярный мир, в котором находились в состоянии противоборства лагерь капиталистических стран во главе с США и социалистический лагерь под руководством СССР. Соперничество стран, получившее название «холодной войны», проявлялось не только в военно-технической области, но и в сферах экономики, культуры.

Особенно обострились взаимоотношения между США и СССР во время войны в Корее (1950–1953 гг.). В ходе войны СССР и Китай поддержали прокоммунистические силы, а США – их противников. В результате войны страна была разделена на два государства: Северную и Южную Корею.

СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945–1953)

Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. "Холодная война"

Решающий вклад Советского Союза и его народов в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом привел к серьезным изменениям на международной арене.

Значительно расширились границы СССР, в его состав вошли часть Восточной Пруссии, переименованная в Калининградскую область, южная часть о. Сахалин и Курильские острова, а также ряд других территорий.

Возрос мировой авторитет СССР как одной из стран – победительниц в борьбе с фашизмом, его вновь стали воспринимать как великую державу. Преобладающим было влияние нашего государства в Восточной Европе и в Китае. Во второй половине 1940-х гг. в этих странах сформировались коммунистические режимы. В значительной степени это объяснялось присутствием советских войск на их территориях и большой материальной помощью со стороны СССР.

Но постепенно противоречия между бывшими союзниками во Второй мировой войне стали усугубляться. Стороны не доверяли друг другу. Так, на одном из совещаний у И.В. Сталина маршал С.М. Буденный объявил большой ошибкой то, что Красная Армия остановилась на Эльбе и не двинулась дальше в Западную Европу, хотя в военном отношении, по его мнению, это было несложно.

Не отставали в этом и американцы. Осенью 1945 г. в объединенном комитете начальников штабов США был составлен меморандум, в котором планировалось атомное нападение на 20 городов СССР "не только в случае предстоящего советского нападения, но и тогда, когда уровень промышленного и научного развития страны даст возможность напасть на США..."

"Русским, – писал 5 января 1946 г. президент США Г. Трумэн государственному секретарю Д. Бирнсу, – нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы".

Манифестом противостояния стала речь У. Черчилля "Мускулы мира" в Вестминстерском колледже американского г. Фултон 5 марта 1946 г., где он призвал западные страны бороться с "экспансией тоталитарного коммунизма".

В Москве это выступление было воспринято как политический вызов. 14 марта 1946 г. И.В. Сталин резко ответил У. Черчиллю в газете"Правда", отметив: "что по сути дела г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны". Конфронтация еще больше усилилась, и "холодная война" разгорелась с обеих сторон (схема 233).

Схема 233

Затем инициатива развития конфронтационных действий в русле "холодной войны" переходит к США. В феврале 1947 г. президент Г.Трумэн в ежегодном послании Конгрессу США предложил конкретные меры, направленные против распространения советского влияния, включавшие в себя широкомасштабную экономическую помощь Европе, образование военно-политического союза под руководством США, размещение американских военных баз вдоль советских границ, а также оказание поддержки оппозиционным движениям в странах Восточной Европы.

Важной вехой американской экспансии стала программа экономической помощи странам, пострадавшим от нацистской агрессии, провозглашенная 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете государственным секретарем США Дж. Маршаллом. Парадокс заключался в том, что Советский Союз не входил в этот план, так как считалось, что у него положительный внешнеэкономический баланс.

Кроме того, экспертиза "плана Маршалла", сделанная для высшего советского руководства академиком Е.С. Варгой, констатировала его невыгодность для Советского Союза не столько в экономическом, сколько в политическом отношении. Москва демонстративно отказалась участвовать в "плане Маршалла" и оказала давление на страны Центральной и Восточной Европы, принудив их сделать то же самое.

Своеобразным ответом Кремля на "план Маршалла" стало создание в сентябре 1947 г. Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) с целью усиления контроля за коммунистическим движением в мире и странами Центральной и Восточной Европы. Коминформ сделал акцент только на советскую модель становления социализма, осудив ранее имевшие место концепции "национальных путей к социализму". В 1947–1948 гг. с подачи советского руководства в странах Восточной Европы произошла серия разоблачений в отношении ряда партийно-государственных деятелей, обвиненных во вредительстве и отступлениях от согласованной линии социалистического строительства.

В 1948 г. резко обострились отношения СССР и Югославии. Глава этого государства И.Б. Тито стремился к лидерству на Балканах и выдвигал идею создания балканской федерации под руководством Югославии, в силу собственных амбиций и авторитета он отказался действовать под диктатом И.В. Сталина. Коминформ в июне 1948 г. издал резолюцию о положении в Компартии Югославии, обвинив ее руководителей в отходе от марксистско-ленинской идеологии. Далее конфликт углубился, что привело к разрыву всех отношений между двумя странами.

Отказавшись от участия в реализации "плана Маршалла", страны Восточной Европы по инициативе Советского Союза создали в январе 1949 г. собственную международную экономическую организацию – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Ее главными задачами стали материальная поддержка стран просоветского блока, а также их экономическая интеграция. Вся деятельность СЭВа строилась на планово-директивных принципах и была пронизана признанием политического лидерства СССР в социалистическом лагере (схема 234).

В конце 1940-х – начале 1960-х гг. конфронтация между СССР и США усилилась в Европе и Азии.

В рамках осуществления "плана Маршалла" по инициативе США 4 апреля 1949 г. был создан военно-политический союз – организация Северо-атлантического договора (НАТО), в который вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. Позже к НАТО присоединились Турция и Греция (1952), а также ФРГ (1955).

Острой проблемой оставалось противостояние в оккупированной союзными войсками Германии, в которой происходил процесс раздела страны на две части: западную и восточную. В сентябре 1949 г. из западных зон оккупации была образована Федеративная Республика Германия, а в октябре того же года в советской зоне – Германская Демократическая Республика.

Схема 234

На Дальнем Востоке в 1950–1953 гг. разразилась корейская война между Севером и Югом, которая стала практически открытым военным столкновением между противоборствующими блоками. Советский Союз и Китай оказывали политическую, материальную и людскую помощь Северной Корее, США – Южной. Война шла с переменным успехом. В итоге ни одной из сторон не удалось добиться решающего военного перевеса. В июле 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась расколотой на два государства, которые сохранились и до сих пор.

Окончание второй мировой войны породило новую ситуа­цию на планете. В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный вес Со­ветского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время эко­номическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход

СССР в 1940 г.

Внешняя политика. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всяче­ски старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благопри­ятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного про­цесса, сохранения мира на Земле.

Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке при­вели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и дей­ствия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

В борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка воору­жений и политическое противоборство, получившее название «хо­лодной войны».

Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. С этой целью советское прави­тельство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе (где к 1949 г. произошли «социалистические революции»), коммунистическое движение в Греции (попытка ор­ганизовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи. В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.



Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи (1949 г.). Спустя несколько лет СССР объединил часть из них в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора (1955

Состав Организации Варшавского договора /1955-1990гг./: Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Состав Совета экономической взаимопомощи /1949­1990гг./: Албания/ до 1962г./, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния.

Активно содействовала наша страна коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободи­тельного движения в «третьем мире» и созданию стран «социали­стической ориентации».

Конфронтационной риторике и соответствующей политике советской стороны США и их западные партнеры противопоста­вили взятую на вооружение с 1947 г. доктрину «сдерживания ком­мунизма», носившую не менее конфронтационный характер и аде­кватную ей политику. США была оказана широкомасштабная эко­номическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НА­ТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских воен­ных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

Восстановление экономики СССР. Несмотря на одер­жанную победу, возвращение к мирной жизни было трудным. Слишком велики были потери, понесенные Советским Союзом в годы войны. Было разрушено и уничтожено 1710 городов и посел­ков городского типа, более 30 тысяч сел, около 32 тысяч промыш­ленных предприятий, почти 100 тысяч колхозов и совхозов, более половины городского жилого фонда и 30 процентов домов сель­ских жителей. В два раза сократилось производство зерна и мяса. Страна потеряла 30 процентов своего национального богатства. Огромными были людские потери - по меньшей мере, 27 мил­лионов человек.

На выбор путей восстановления экономики СССР непо­средственным образом повлияли оценка и действия советского руководства в международной области. Причем, в развернувшейся напряженной дискуссии при рассмотрении в 1945-1946 гг. проекта четвертого пятилетнего плана победу одержали сторонники воз­врата к довоенной модели экономического развития. Главную роль среди них играли Г. М. Маленков и Л. П. Берия, поддерживаемые руководителями тяжелой промышленности. Опираясь на исследо­вания экономиста Е. С. Варги, они утверждали, что капитализм справляется со своими внутренними противоречиями. Все это де­лало, по их мнению, международную обстановку очень тревож­ной, тем более что обладание атомной бомбой давало западным государствам явное военное превосходство над СССР. При таком подходе ускоренное развитие военно-промышленной базы нашей страны представлялось абсолютным приоритетом.

Победе консервативной тенденции способствовал неуро­жай 1946 г. Голод свирепствовал в большинстве областей Черно­земной полосы Средней и Нижней Волги, Южного Урала, Запад­ной Сибири, Украины и в соседних с ней областях Белоруссии, Молдавии. В конце 1946 г. не было обеспечено хлебом более 100 млн человек.

До конца 1947 г. в стране сохранялась карточная система на основные виды продовольственных и промышленных товаров. Сами крестьяне, не имея паспортов, не могли покинуть деревню и кормились в основном за счет приусадебных участков, получая за работу в колхозе символические трудодни. Голод, в свою очередь, спровоцировал огромную волну преступлений. Лишь в 1947 г. за уголовные преступления было осуждено более 1,3 млн. человек. Из них большую часть составляли хищения государственного хле­ба.

Неурожай, преступность послужили предлогом для уже­сточения контроля над крестьянством. В 1947-1948 гг. правитель­ство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, которые напомнили о худших временах первой пятилетки. Два указа, принятые 4 июня 1947 г. и близкие по духу закону от 7 ав­густа 1932 г. об охране социалистической собственности, преду­сматривали от 5 до 25 лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность». Под предлогом укрепления дисциплины началось преследование колхозников, рабочих совхозов и единоличников. Жители деревни назвали это «вторым раскулачиванием», которое в основных чертах повторило раскулачивание 30-х годов: насильственное изъятие зерна наращи­вание госзапасов и экспорта хлеба, высылка непокорных в отда­ленные места.

Соответствующие меры стимулировали массовый отток крестьян в города: около 8 млн. сельских жителей покинули свои деревни в 1946-1953 гг. По сути, именно в эти годы возникают те безлюдные деревни, которые ныне исчисляются тысячами. В кон­це 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов на­столько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд хозяйственных мер, провести дискуссии о сельскохозяйственной политике. Важное место отводилось укрупнению колхозов. С 1950 по 1952 гг. их количество сократилось с 252 тыс. до 94 тыс.

В промышленности первые послевоенные годы были отме­чены бурным ростом (1946-1948 гг.) основных производств. По официальным данным, уже в 1948 г. объем промышленного про­изводства достиг довоенного уровня, а в 1950 г. превысил его на 73 процента. Только в 1948-1950 гг. было введено в строй свыше 6 тысяч крупных промышленных предприятий. При этом тяжелая промышленность увеличила производство в два раза. Этим успе­хам способствовал не только самоотверженный труд советских людей, но и максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет «экономии» на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации с Герма­нии (4,3 млрд. долларов). Они обеспечили обновление значитель­ной части станочного парка промышленности.

Общий уровень жизни населения оставался низким. Силь­ная инфляция резко снизила покупательную способность рубля. В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа,носившая конфискационный характер. Вклады населения в сберкассах 10 тыс. рублей и более уменьшались на 2/3. Лица, хранившие деньги вне сберкасс, получали один новый рубль вместо 10 старых. Одно­временно была отменена карточная система. В результате многие виды товаров, продававшиеся по коммерческим ценам, сделались недоступными для широких слоев населения. Именно поэтому в 1947-1950 гг. цены на товары массового спроса директивно сни­жались 5 раз, хотя и в 1950 г. они более чем в 3 раза превышали средний довоенный уровень, а заработная плата увеличилась за это же время лишь на 50 проц. Впоследствии этот процесс отло­жился в массовом сознании как «сталинские регулярные снижения цен».

Крупным политическим и организационным мероприятием стала массовая демобилизация советских воинов из Вооруженных Сил, которая завершилась к началу 1948 г. Всего было проведено шесть ее очередей. Первая и вторая - в 1945 г., третья - с мая по сентябрь 1946 г. и остальные очереди - в 1947 г. Численность Воо­руженных Сил сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. чел. в 1948 г. При демобилизации из армии ушло значитель­ное количество офицеров. Из числа уволенных 287 тыс. офицеров и генералов более 100 тыс. составляли медицинские работники и 46 тыс. - учителя. Вместе с тем, проводя сокращение Вооружен­ных Сил и демобилизацию офицерского состава, принимались все меры, чтобы в армии были оставлены лучшие военные кадры.

Лучшие умы и огромные ресурсы были брошены на соз­дание новых видов вооружений и, прежде всего, атомной бомбы. В результате усилий советских конструкторов и разведчиков, «поза­имствовавших» у американцев важные атомные секреты, уже в 1949 г. Советский Союз создал свою ядерную бомбу. А в 1953 г. СССР первым в мире испытал водородное оружие.

В послевоенный период СССР и западные державы перешли от сотрудничества к конфронтации. Началась эра «холодной войны» – идеологического, политического противостояния к и социалистической систем. Руководители западных держав старались не допустить расширения сферы влияния СССР в странах центральной и юго-восточной Европы. СССР, в свою очередь, стремились укрепить свои позиции в этих странах, помогая проведению преобразований по советской модели «государственного социализма»
Конфронтация систем особенно ярко проявилась в противостоянии между 2-мя сверхдержавами – СССР и США. Она включала в себя такие действия как: военно-политическое давление, угрозы и шантаж; создание военных баз и блоков; идеологическую пропаганду.

1947 – план Маршалла: оказание срочной финансовой и экономической помощи странам Европы при условии выведения коммунистов из правительств – страны Восточной Европы отказались от этого плана.
В 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор, оформивший военный союз США и 11 западных стран (НАТО). 1949 – разделение Германии на ГДР и ФРГ.

В 1946 – 1949 гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии, Китае к власти пришли коммунистические правительства. В 1949 создан Совет Экономической Взаимопомощи, в его состав вошли: Албания (до 1961), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, ГДР. Одной из причин его создания был бойкот странами запада отношений с государствами Восточной Европы. Отказ югославского лидера И. Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений.

Перед лицом военной угрозы в 1955 г. Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия создали военный союз – Организацию Варшавского Договора.
В 1945 США испытали атомное оружие в г. Хиросима и Нагасаки
В 1949 СССР испытал атомную бомбу, в 1955 СССР испытал водородную бомбу
Корейская война (1950-1953) – конфликт между частями Кореи, поделённой после 2 МВ на две части, США поддержали Южную Корею, СССР и Китай поддержали Северную. Итог: Незначительные территориальные уступки в пользу Республики Корея (Южной).

Итоги: окрепли позиции СССР на мировой арене, но политика конфронтации Востока и Запада способствовала росту напряжённости в мире.

57. Советское общество в 1953-1964 гг. Политические и экономические преобразования.
После смерти Сталина наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущёв. Равновесие являлось крайне неустойчивым. Каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Берия - через контроль над органами и войсками госбезопасности. Маленков – заявляя о стремлении проводить популярную политику повышения благосостояния народа. Объективно ситуация сложилась благоприятно для Хрущёва. Долгие годы Хрущёв относился к Сталину с неподдельным обожанием, принимая все, что он говорил, за высшую истину. Сталин доверял Хрущёву, выдвигая его на ответственные посты в Москве и на Украине. Находясь на высоких постах, Хрущёв был причастен к сталинским репрессиям, подписывал приговоры, обличал «изменников». И вот теперь именно Хрущев взял на себя инициативу объединить членов руководства на акцию против Берии. Хитростью, угрозами, что тот не пощадит никого, Хрущёв добился своего. В середине июня 1953 г. на одном из заседаний, которое вел Маленков, Хрущев выступил с обвинениями в адрес Берии в карьеризме, национализме. В сентябре 1953 Н. С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС, Л. П. Берия арестован,



В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Создан Комитет государственной безопасности. По инициативе Н. С. Хрущева и под его личным контролем был ликвидирован ГУЛАГ. Началась реабилитация: миллионы безвинно репрессированных людей получили возможность вернуться домой. Это был великий гуманистический акт, важный шаг в процессе десталинизации советского общества.
Оттепель. 20 съезд КПСС (1956) – либерализация общественно-политической жизни, было принято постановление ЦК КПСС о преодолении культа личности Сталина и его последствий.

Во второй половине 50-х годов: осуществлена реформа системы правосудия, утверждено новое уголовное законодательство. В 1957 за выступление против Хрущёва Маленков, Молотов и Каганович были исключены из партии, возрастал культ Н. С. Хрущёва.
На 22 съезде КПСС в октябре 1961 утверждена новая программа КПСС, провозгласившая переход к «развёрнутому коммунистическому строительству».



Н. С. Хрущёв считал подъем сельского хоз-ва главной задачей: увеличены закупочные цены на колхозно-сельскую продукцию. Увеличилось финансирование сельского хоз-ва.

В 1956 введена новая система налогообложения (с единицы земельной площади)

С 1954 началось освоение целинных земель (Южный Урал, Сибирь, Казахстан)

Вся совокупность экономических мер позволила добиться успехов в развитии аграрного производства. Прирост сельхозпродукции составил 34%.

Начался процесс укрупнения колхозов в совхозов.

С 1964 года колхозники получили паспорта (полномочия гражданина).

Зерновой кризис 1963: началась засуха, ситуацию ухудшила кукурузная компания (с 1959 всем хозяйствам рекомендовалось сажать кукурузу). Результатом непродуманных мер стало то, что СССР стал покупать зерно за рубежом. В промышленности построены тысячи крупных промышленных предприятий. Развивались новые отрасли: радиотехника, ракетостроение.

Социальная политика: Цель: поднять жизненный уровень населения

1) повышены в 2 раза размеры пенсий 2) повысилась минимальная зарплата, прекращён выпуск облигаций гос. займов, началось жилищное строительство и за 10 лет жилищный фонд вырос на 80%.

С 1960 г сокращена рабочая неделя сокращена на 2 часа в субботние и предпраздничные дни.

Реформа образования: всеобщая 8-летка, в городах 10 летние образование и отменено раздельное обучение в школах. Созданы ПТУ (для тех, кто закончил 8 классов)

Общественная жизнь изменилась: начало космической эры: 4 октября 1957 первый спутник, 1961 полет Гагарина, Терешковой, Леонова., это открытие новых театров, журналов.

Внешняя политика 1961 – возведена Берлинская стена, 1962 – Карибский (Кубинский) кризис. Американцы устанавливали ракеты в Турции, нацеленные на СССР. СССР договорился с Кубой о размещении советских ракет на Кубе. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущёва

58. Тенденции социально-экономического и политического развития советского общества в 1965-1985 гг.
С отставкой Н. С. Хрущёва завершился процесс либерализации общественно-политической жизн, окончились начатые им преобразования. Застой. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев (1964-1982). Главой правительства назначен А. Н. Косыгин, ранее руководивший Госпланом, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности. В руководстве страны в то время обозначились две тенденции дальнейшего развития. Часть руководителей считали необходимым продолжать реформаторский курс в экономике и либерализацию общественно-политической жизни, но в рамках существующей системы, другие были за консервативный путь. В итоге сложился умеренно-консервативный курс, в котором возобладали тенденции отхода от десталинизации, была разработана концепция «развитого социализма» как длительного этапа по совершенствованию социализма на пути построения коммунизма. Идея коммунистической перспективы становилась более отдаленной во времени. В развитии общественно-политической жизни чётко прослеживались 2 тенденции: демократическая и антидемократическая. Расширились полномочия местных Советов, при них действовали общественные объединения из представителей различных категорий населения, но соотношение социального состава Советов определялось партией.

В 1964 произошло объединение промышленной и сельской партийных организаций, ужесточилась цензура. В 1965 по инициативе А. Н. Косыгина начинается реформа планирования и управления промышленности и строительства.
Причины: низкие темпы экономического развития, кризис в с/х. Целью реформы являлось усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена предприятий, усовершенствовать централизованное планирование.
Суть реформы: 1) оценка работы предприятий не по валовой продукции, а по реализованной и по полученной прибыли.
2) сокращение числа плановых показателей, спускаемых сверху гос. планом
3) укрепление хоз. расчёта предприятий, сохранение в их распоряжении большую долю прибыли, которая должна была иди на материальное поощрение работников, строительство жилья, техническое обновление производств.
8 пятилетка 1965-1970 была лучшей за все послевоенные годы, национальный доход вырос на 45%, продукция промышленности на 30%, открылся Волжский автозавод в Тольятти, начался массовый выпуск а/м «Жигули».
К началу 70-х годов от реформы отказались (сводят на нет), главная причина: отсутствие поддержки со стороны партийного руководства прежде всего Брежнева, противоречия между министерствами и предприятиями.

В 1977 принята новая Конституция. Она содержала статью, объявлявшей КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром ее политической системы». Её называют Конституцией развитого социализма. Отсутствие гласности по важным вопросам гос. и общественной позиции
Относительно безбедно жить в 70-80 годы СССР позволяли нефтедоллары (доллары, получаемые в результаты экспорта нефти)
В экономической области были следующие проблемы:
1) неэффективность централизованного планового управления 2) давление Военно-Промышленного комплекса на все народное хозяйство 3) отставание в научно-техническом и технологическом процессе 4) тенденция к замедлению роста основных плановых показателей развития народного хозяйства 5) остаточный принцип выделения средств на социальные нужды 6) неспособность руководства страны оценить назревшие перемены и принять адекватные меры
Ю. В. Андронов генеральный секретарь ЦК КПСС 1982 – фев. 1984

К. У. Черненко генеральный секретарь ЦК КПСС фев. 1984 – фев. 1985
Плановая командно-административная экономическая система была неэффективной.

Свой статус сверхдержавы СССР поддерживал за счет развития военно-промышленного комплекса, расходы на который не позволяли в полной мере выполнить поставленные цели внутренней политики. В середине 1980-х в СССР продолжалось падение промышленного и аграрного производства, падали реальные доходы населения, учащались перебои с продуктами питания и промтоварами. Был необходим процесс реформ.

СССР в послевоенном мире. Поражение Германии и ее сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой, по словам Молотова, не должен был теперь решаться ни один вопрос международной жизни.

Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Их валовой национальный продукт поднялся на 70%, а экономические и людские потери были минимальны. Став в военные годы международным кредитором, США получили возможность расширить свое влияние на другие страны и народы. Президент Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во Второй мировой войне "поставила американский народ перед необходимостью править миром". Начался постепенный отход американской администрации от соглашений военной поры.

Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности. Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу "холодной войны".

Начало "холодной войны". "Похолодание" началось практически с последними залпами войны в Европе. Через три дня после победы над Германией Соединенные Штаты объявили о прекращении поставок в СССР военной техники и не только прекратили ее отгрузку, но и вернули американские суда с такими поставками, которые уже находились у берегов Советского Союза.

После успешного испытания американцами ядерного оружия позиция Трумэна еще более ужесточилась. США постепенно отходили от уже достигнутых в годы войны договоренностей. В частности, было решено не делить поверженную Японию на зоны оккупации (в нее были введены лишь американские части). Это настораживало Сталина, подталкивало его к усилению влияния на те страны, на территории которых в это время находились советские войска. В свою очередь, это вело к росту подозрительности лидеров западных стран. Она еще более усиливалась в связи с резким ростом в этих странах численности коммунистов (их число с 1939 по 1946 г. в Западной Европе выросло втрое).

Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном распространении своей силы и своих доктрин" в мире. Вскоре Трумэн провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии ("доктрина Трумэна"). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы (условия предоставления этой помощи были изложены позже в "плане Маршалла"); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (им стал созданный в 1949 г. блок НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).


Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947 г. оказалась разделенной на союзников двух супердержав - СССР и США. Началось формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада.

Формирование "социалистического лагеря". ВКП(б) и коммунистическое движение. К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 г. процесс их формирования был ускорен и в других странах "народной демократии": Венгрии, Румынии, Чехословакии. В том же году просоветский режим был установлен в Северной Корее. В октябре 1949 г. коммунисты пришли к власти в Китае. Политическая зависимость этих стран от СССР обеспечивалась не столько военным присутствием советских войск (они были далеко не во всех странах "народной демократии"), сколько огромной материальной помощью. За 1945-1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 15 млрд. руб. (3 млрд. долларов).

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет экономической взаимопомощи. Для военно-политического сотрудничества вначале был создан Координационный комитет, а затем, уже в 1955 г. - Организация Варшавского договора.

После войны коммунисты оказались у власти не только в странах народной демократии, но и в ряде крупных западных стран. Это отражало тот большой вклад, который левые силы внесли в разгром фашизма.

С лета 1947 г., в условиях наметившегося окончательного разрыва между СССР и Западом, Сталин попытался вновь организационно объединить коммунистов разных стран. Вместо упраздненного в 1943 г. Коминтерна в сентябре 1947 г. был образован Коминформ. Перед ним была поставлена задача "обмена опытом" между коммунистическими партиями. Однако в ходе этого "обмена" начались "проработки" целых партий, которые, с точки зрения Сталина, действовали недостаточно энергично против США и их союзников. Первыми такой критике подверглись компартии Франции, Италии и Югославии.

Затем началась борьба против "оппортунизма" в правящих коммунистических партиях Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. Чаще всего эта забота о "чистоте рядов" выливалась в сведение счетов, борьбу за власть в партийном руководстве. В итоге это привело к гибели тысяч коммунистов в странах Восточной Европы.

Были объявлены врагами все те лидеры стран "социалистического лагеря", которые имели собственное мнение о путях строительства нового общества. Этой участи избежал лишь лидер Югославии И. Б. Тито. Однако отношения СССР с Югославией были разорваны. После этого никто из руководителей стран Восточной Европы уже не говорил о "различных путях" к социализму.

Корейская война. Самым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее. После вывода из Кореи советских (в 1948 г.) и американских (в 1949 г.) войск (находившихся там с момента окончания Второй мировой войны) правительства как Южной, так и Северной Кореи усилили приготовления к объединению страны силой.

25 июня 1950 г., ссылаясь на провокации Юга, КНДР начала наступление силами огромной армии. На четвертый день войска Севера заняли столицу южан Сеул. Создалась угроза полного военного поражения Южной Кореи. В этих условиях США через Совет Безопасности ООН провели резолюцию, осуждавшую агрессию КНДР, и начали формировать против нее единую военную коалицию. Около 40 стран заявили о желании оказать помощь в борьбе с агрессором. Вскоре союзные войска высадились у порта Чемульпо и начали освобождение южнокорейской территории. Успех союзников был неожиданным для северян и быстро создал для их армии угрозу поражения. КНДР обратилась с просьбой о помощи к СССР и Китаю. Вскоре из Советского Союза стали поступать современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), прибывать военные специалисты. Из Китая на помощь двинулись сотни тысяч добровольцев. Ценой больших потерь линию фронта удалось выровнять, и наземные бои прекратились. Война в Корее унесла жизни 9 млн. корейцев, до 1 млн. китайцев, 54 тыс. американцев, многих советских солдат и офицеров. Она показала, что "холодная война" может легко перерасти в "горячую". Это поняли не только в Вашингтоне, но и в Москве. После победы на президентских выборах 1952 г. генерала Эйзенхауэра с обеих сторон начались поиски выхода из тупика в международных отношениях.