Что такое духовно-нравственные ориентиры человека? Какова их роль в деятельности человека? Нравственные ориентиры деятельности

Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности - воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения - то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий - добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.

В этике вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их функция, решается с помощью определений понятий «духовность» и «нравственность».

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность - это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека - это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и

О том, как воспитать такого задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

Стратегия воспитания

Существует базовый государственный документ, который называется «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.

Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.

Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.

Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.

Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.

Боровкова М.Ю.,

учитель истории и обществознания,

Быковская Е.Б.,

учитель русского языка и литературы

На сегодняшний день среди прочих общенациональных задач перед современным обществом остро встает вопрос о нравственном облике гражданина, его морально-этических представлениях. Особый отзвук эта проблема приобретает и в связи с тем, что ее невозможно решить без задействования всех общественных институтов. Духовно-нравственное воспитание невозможно переложить только на плечи церкви или семьи. И, конечно же, одну из первостепенных ролей в этой задаче на сегодняшней день должна играть школа, взаимодействуя, в том числе, и с родителями учеников.

Мир наших учеников раскрашен в разные цвета, только значения этих цветов порой не понятны ни родителям, ни педагогам. На сегодняшний момент красочность детского мира все больше определяется Интернетом, телевидением, компьютерными играми, и все меньше памятниками отечественной культуры. На мой взгляд, задача учителя состоит в том, чтобы расставить в детском мире свои красочные акценты, своеобразные ориентиры для детских душ. Учитель, таким образом, раскрывает для обучающихся привлекательность памятных каждому с детства морально-этических правил, наполняя их новым более глубоким и всеобъемлющим смыслом.

    готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

    укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

    формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

    развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

Вводный урок по предмету «обществознание» для учащихся 6-х классов по теме «Что такое добродетели?»

Цели урока:
· образовательная – формирование духовно-нравственных ориентиров у обучающихся, обращение к отечественной культурной традиции, получение эмоционального опыта в отношении жизни и деятельности Д.С.Лихачева;

· развивающая – формирование навыков работы в группе, умения предъявлять свою точку зрения, обучение рефлексии;

· воспитательная – «укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести».

Задачи урока: а) создать необходимые условия для того, чтобы
обучающиеся:
- задумались о жизненных проблемах,
- определили свое отношение к нравственным ценностям,

Соотнесли свое представление о жизненных ценностях с
опытом отечественной культуры;

б) познакомить обучающихся с жизненными взглядами
выдающегося ученого современности – Д.С. Лихачева.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний учащихся при работе с русскими народными пословицами

    Первичное закрепление и применение знаний. Работа с раздаточным материалом в парах.

    Оформление «Дерева добродетели»

    Рефлексия. Подведение итогов

Обоснование используемых методов, приемов, технологий:

Деятельностный метод (активизация мыслительной деятельности; включает в учебный диалог; делает процесс познания личностно-значимым)

Исследовательский метод (поисковая работа с индивидуальными карточками; обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы)

Приемы «кладовая народной мудрости», создание «Дерева добродетели»; рефлексия

Оборудование: корзинка «Кладовая народной мудрости», плаката «Дерево добродетели».

Раздаточный материал для учащихся: русские народные пословицы, фрагменты текста книги «Письма о добром» Д.С. Лихачева,

Материал для демонстрации с помощью ТСО: диск с презентацией, посвященной жизни и деятельности Д.С.Лихачева

Конспект урока по теме «Что такое добродетели?»

1 Организационный момент.

2Актуализация знаний учащихся при работе с русскими народными пословицами.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Что такое добродетели?» (учитель записывает название темы на доске, ученики – в тетрадь)

А как вы понимаете, что такое добродетель? (учащиеся формулируют свои представлении, устно отвечают на вопрос)

Для слова «добродетель» можно подобрать множество определений, давайте, и мы с вами запишем себе одно из них: «Добродетель – готовность и способность человека сознательно и твердо следовать добру».

Добрые поступки, добрые дела всегда ценились нашим народом. В русских сказках добро всегда побеждает зло. И я вам, ребята, сегодня принесла «Кладовую народной мудрости».

Как вы думаете, что лежит в этой корзинке? (Учитель достает заранее подготовленную корзиночку с наклейкой «Кладовая народной мудрости, в которую помещены распечатанные по одной на листе и свернутые русские народные пословицы, и, проходя по рядам учащихся, дает возможность каждому ученику вытащить себе по пословице).

О каких добродетелях идет речь в пословицах? Прочитайте пословицу и ответьте на вопрос.

Учитель подводит итог обсуждения. Учащиеся записывают в тетрадь примеры названных добродетелей.

3 Первичное закрепление и применение знаний. Работа с раздаточным материалом в парах.

Мудрость народную изучал один добрый человек.

Учащимся предлагается просмотреть слайды с фотографиями из жизни Дмитрия Сергеевича Лихачева. Учитель комментирует слайды кратким сообщением о жизни и деятельности выдающегося ученого.

Дмитрий Сергеевич Лихачев выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 - АН СССР).

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов.

А для нас Дмитрий Сергеевич Лихачев обобщил свой опыт в произведение по названием «Письма о добром». (Учитель делает запись на доске: ).

Учащимся для работы в парах раздаются фрагменты текста книги «Письма о добром».

Прочитайте и Вы «Письма о добром». О каких добродетелях пишет нам Д.С.Лихачев? Выпишите себе в тетрадь одну наиболее подходящую мысль, выраженную словосочетанием или предложением.

Учащиеся осуществляют самостоятельную работу по поиску информации, после чего следует обсуждение в классе. Ученики выступают, зачитывая выписанные тезисы и поясняя свой выбор.

4 Оформление «Дерева добродетели»

Учитель предлагает учащимся совершить добрый поступок и посадить дерево и вывешивает на доску плакат с изображением дерева без листьев.

Учащимся предлагается повернуться к своим соседям и в четверках еще раз обсудить, о каких добродетелях идет речь в фрагментах текста. Учитель раздает ученикам, вырезанные из бумаги листья.

Давайте и мы с вами совершим добрый поступок и посадим дерево. Но дерево не простое, Это будет дерево добродетели. Запишите на эти листочки добродетели, на каждом листочке по одному слову.

После работы в четверках от каждой группы выступает один учащийся, зачитывая записи, сделанные на листочках и поясняя свой выбор. Затем каждая группа после выступления выходит к доске и наклеивает на плакат свои листочки.

5 Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель предлагает продолжить фразу и написать мини-эссе.

На доске:

легко…

сложно…

необходимо…

важно…

глупо…

стыдно…

правильно…

прекрасно…

не престижно…

здорово…

В конце урока учащиеся зачитывают свои варианты ответа.

Оформление доски:

    Тема «Что такое добродетели?»

    Добродетель – готовность и способность человека сознательно и твердо следовать добру.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999 гг.) «Письма о добром»

    Плакат «Дерево добродетели»

    Я думаю быть добродетельным – это…

Приложения

Фрагменты текста книги Д.С. Лихачева «Письма о добром»

1. В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем - в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели…

Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

2. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же - дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно… Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет... Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.

3.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

4. А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

5. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность.

6. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, ибо и товарищи для вас - товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, - будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь - это не одномоментность существования.

Будем знать историю - историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.

7. Забота - объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство - это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

8. Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п.- все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

9. Память - преодоление времени, преодоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать, чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии - это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков

10. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово - сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», - но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором - границами. Расширять пределы жизни - не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни - это уже лучше, но все же что-то не то… Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...

11. Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни - оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение - служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Русские народные пословицы.

Хороший гость хозяину в почет.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Век живи - век трудись, а трудясь - век учись.

Живи своим умом, да своим трудом.

Жизнь - наука, она учит опытом.

Жизнь дороже всех сокровищ.

В здоровом теле - здоровый дух.

Мир правдой держится.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет

Где любовь, тут и Бог.

Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Что потрудимся, то и поедим.

Терпение и труд – все перетрут.

По готовой работе вкусен обед

Работе время, а досугу час.

У работящего в руках дело огнем горит.

Мила та сторона, где родина.

Достигай всего своими способностями.

Любому молодцу скромность к лицу.

Смекалка и воду останавливает.

Возможное сделает каждый, невозможное - только отважный.

Где родился - там и сгодился.

Кому мир дорог, тот и нам дорог.

Родную мать никем не заменишь.

Будешь стараться - всё может удастся.

Всяк своего счастья кузнец.

Земля заботу любит.

Красив тот, кто красиво поступает.

Совет хорош, а дело лучше.

Терпенье разрушает горы.

Умение всегда найдёт применение.

Книгу читаешь - на крыльях летаешь.

Порядок время бережёт.

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.

Чтение - лучшее учение.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Мир да любовь - всему голова.

Сердце матери лучше солнца согреет.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.: «Просвещение», 2009, с. 12

ТЕ ОРИ Я И МЕ ТО ДО ДОГИ Я С О В Р Е М Е Н Н О Г О О Б Р А 3 О В А Н И Я

В.И.Подобед, доктор педагогических наук,

профессор

ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Общественные процессы и социально-системный кризис, наблюдаемый в современных условиях, актуализируют проблемы воспитания и развития человека. В связи с этим в российском образовании можно констатировать наличие перехода от утилитарной системы, обеспечивающей воспроизводство рабочей силы, к образованию, направленному на разностороннее развитие личности.

Для образовательной системы особо значимым является сохранение и развитие культуры, воспитание гражданственности, социальной и личной ответственности, физического и психического здоровья. Это возможно при создании демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного развития личности на основе индивидуализации образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности.

Современная парадигма образования ориентируется на субъект-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, создавая условия для самореализации и саморазвития личности.

Следует особо подчеркнуть, что духовно-нравственная составляющая рассматривается как основа формирования человека на любом этапе непрерывного образования. Приоритеты духовного содержания образования на этапе обучения в общеобразовательной, в высшей и профессиональной школе существенно различаются, но неизменным остается сущностное содержание образования - формирование личности человека. Задачами воспитания на современном этапе развития общества являются:

Становление гражданских устоев и терпимости (толерантности) к правовым и гражданским обычаям, уходящим своими корнями в особенности национальных культур субъектов социума;

Интеллектуальное и физическое развитие в гармонии с идеалами общечеловеческих ценностей;

Духовно-нравственное развитие с ориентацией на гуманистические идеалы;

Овладение ценностями общечеловеческой культуры и знаниями, необходимыми для познания мира человеческих и социальных взаимоотношений, в его правовых, юридических формах и гражданских обычаях и нормах; мира культуры и искусства в его доступных для школьника формах.

Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. Требуются повышение эффективности воспитательного воздействия на подрастающее поколение, осознание воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы, средств массовой информации.

Актуальными задачами культурной и образовательной политики являются воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование нравственных основ и художественного вкуса, потребности в постоянном чтении, поддержка детского художественного творчества. Это будет способствовать развитию духовного потенциала детей и юношества, формированию ценностных мировоззренческих

основ, к которым в первую очередь относятся нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое сознание.

Проблема взаимосвязи образования и духовно-нравственного развития человека рассматривается в трудах ученых-мыслителей, педагогов и психологов, таких как Б.Г.Ананьев, А.С.Макаренко, И.А.Ильин, А.Я.Понамарев и другие.

Известный российский психолог Б.Г.Ананьев отмечал, что понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания.

Н.И.Пирогов в своей знаменитой статье "Вопросы жизни" выдвинул идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить высоконравственного человека с широким образовательным кругозором. Он выступал за развитие духовности - сущности человека, его интеллектуальной и нравственной природы. Подобного мнения придерживался И.А.Ильин в своих многочисленных статьях, посвященных исторической судьбе и будущему России. Он отмечал, что образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов.

Представляет несомненный интерес исследования Н.Н.Седовой о морально-нравственной ориентации россиян. На основе анализа результатов социологических исследований ею делается попытка выяснить отношение россиян к самой проблеме морали и морального "здоровья" современного общества, распространенность моральных норм в оценочных и поведенческих установках людей, связь между успешностью социальной активности и нравственными ориентирами человека.

Исследования выявили озабоченность и тревожность значительного числа россиян по поводу ослабления моральных устоев современного российского общества. Более трети респондентов, отвечая на вопрос о том, что стало самой большой потерей для российского общества в результате реформ, отметили падение морали; в числе потерь отмечалось снижение уровня жизни населения.

Негативно россияне оценивают изменения, происшедшие за последние годы в отношениях между людьми и в человеческих качествах. В ходе исследования большинство респондентов отметили рост агрессивности, цинизма и ослабление таких качеств, как честность, доброжела-

тельность, искренность и бескорыстие. Моральное состояние российского общества является сегодня источником тревожности и озабоченности для многих людей.

Развитие и рост гражданского самосознания представляют собой сложный многоуровневый процесс. Необходимым условием развития способности к продуктивному общению является формирование у личности навыков культуры современного рационального сознания, открытости, самокритичности и диалогичности как обязательных предпосылок адекватного отношения к окружающему, осознания своего места, возможностей и ответственности перед обществом.

Важнейшей задачей является формирование качеств, присущих гражданину: гуманистического и культуросообразного миропонимания и мировосприятия; приобретения положительного личностного, социального и эмоционального опыта общения; следования нормам и требованиям культуры гражданских отношений; наличия потребности в развитии и обогащении имеющихся коммуникативных способностей; смысло-жизненного видения социальной реальности, ценностно-смыслового восприятия окружающего мира; осознания гражданственности как высшей социализированной формы субъектности человека.

Проблема духовно-нравственного развития человека предполагает осмысление этапов становления личности в системе непрерывного образования и воспитания.

Заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к Родине должно поддерживаться и развиваться в школе. Важно, чтобы дети все больше знали о своем Отечестве и любили его, жили с ним одной жизнью, радовались его радостями и болели его горестями. Патриотизм требует знания Родины со всеми ее достоинствами и недостатками, без всяких прикрас и утаиваний. Изучение истории, ознакомление с историческими судьбами своего народа и биографиями его лучших героев, знание народной жизни и народного искусства, любовь к ним содействуют развитию в человеке неразрывной связи с Родиной.

Воспитание гражданина - это задача не только школы, но и родителей. Обращается внимание родителей на возможности развития способностей ребенка ориентироваться в информационном поле, на культуру жизнедеятельности человека и социальных отношений, любовь как

В.И. Подобед. Образование и духовно-нравственные орентиры человека в современном обществе

главную жизненную силу человека, самосознание и самоопределение в формировании гражданственности как особый личностно и социально значимый феномен, мотивацию достижения успеха.

В соответствии с психологической структурой личностных качеств достоинства человека проявляются в осмыслении своей социальной значимости и основных моральных принципов, в идентификации себя со значимыми другими людьми; в установке на положительное отношение к себе и самоуважение, в наличии привычек поведения, позволяющих быть честным и достойным человеком.

Определенная специфика существует в самом характере самовоспитания взрослого человека.

В силу своей гибкости и необходимости живо реагировать на изменения в социально-экономической ситуации образование взрослых раньше, чем другие подсистемы, столкнулось с требованиями рынка к подготовке и компетентности специалиста. Они пришли в несоответствие с сохранявшимся на протяжении длительного времени узкофункциональным отношением к профессиональному образованию с его жестко-нормативным характером.

Профессиональное образование активно содействует социализации взрослых через освоение профессиональных ролей, углубление профессиональной компетентности и развитие социально-профессиональной мобильности. Общекультурное образование дополняет процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, зафиксированным в лучших образцах мировой культуры, деятельности и общении.

Чем теснее переплетается профессиональное и общекультурное образование, тем в большей степени оно содействует преодолению дезинтеграции сознания и формированию целостности человеческой жизни, а в общественном сознании - выравниванию социальных шансов и уменьшению неравенства людей.

Интеграция профессионального и общекультурного образования означает прежде всего осуществление профессионального образования в общекультурном контексте. Интеграция выступает в качестве одной из насущных задач развития гуманистически ориентированной системы образования взрослых. Подобная задача не может быть быстро решена. Это сложный и

длительный процесс, во многом связанный с глубинными социально-экономическими и социокультурными преобразованиями.

Адаптивное образование взрослых непосредственно связано с имеющими глобальные устойчивые тенденции социальными переменами, присущими не только нашей стране, но и всему мировому сообществу, вызывающими необходимость новых подходов к обучению взрослых. Среди них следует отметить, прежде всего, становление компьютерного информационного общества, расширение спектра видов деятельности человека, быстрое старение багажа знаний, сократившиеся сроки их пригодности для профессиональной деятельности.

Важнейшие цели развития системы опережающего образования взрослых - проектирование специфической учебной среды жизнедеятельности взрослого, определяющей возможности его развития как человека мобильного, компетентного, самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата.

Ведущие принципы опережающего образования и развития взрослых:

Новое понимание общей культуры взрослого в информационном обществе как сочетания гуманистической, научной и технологической составляющих, как базы для организации личной, социальной и профессиональной жизни;

Интеграция культурно-исторических и ценностно - аксиологических аспектов образования, освоение которых позволит осмыслить такие ценности, как познание природы, общества, человека и культуры;

Единство нормативного (социального) и индивидуального, позволяющего личности конструировать индивидуальные образовательные маршруты, осуществлять процесс духовно-нравственного становления;

Развитие смысловой сферы личности; признание ценностно-смысловой сферы в качестве внутреннего условия, опосредующего реальные жизненные отношения человека с миром; его реализация предусматривает приоритетный характер развития мотивационной, ценностно-смысловой составляющей самоопределения человека;

Самоопределение человека как функция активности субъекта, свободно определяю-

щего себя по отношению к целостному ходу жизни;

Преобразование имеющихся и выработка новых личностно-профессиональных смысловых ориентиров, что означает изменения в ценностном сознании человека как закономерные результаты диалектики жизни и предполагает содействие переосмыслению и перестройке личностно-профессионального опыта.

Литература

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1980. - С.14.

О проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения. - Официальные документы в образовании. - 2002. - № 26.-С. 49.

Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России //Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 46-48.

Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2000.

Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность / / СОЦИС.

2004. - № 8. - С.88-89.

Образование взрослых в современном развивающемся обществе/Под ред. В.И.Подобеда.

СПб.: ИОВ РАО, 2003.

Кадол Ф.В. Нравственное развитие старшеклассников / / Открытая школа. - 2000. -№ 1.

Чигирев В.А. Идеология нравственности / Под ред. П.И. Юнацкевича. - СПб., 2005.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5»

муниципального образования «город Бугуруслан»

Педсовет

«Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства и искусства в рамках реализации ФГОС НОО и ООО »

Доклад к педагогическому совету

Тема: «Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства и искусства в рамках реализации ФГОС НОО и ООО».


«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

Фридрих Шиллер

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: – Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации. Базовые компетенции стали своего рода общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. Для современного школьника базовыми являются компетенции:

– информационная (готовность к работе с информацией);

– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

– проблемная (готовность к решению проблем).

К методам формирования ключевых компетенций относятся:

– обращение к опыту учащихся;

– решение проблемных задач и ситуаций

– организационно-деятельностные игры;

– проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

– интеграция обучения.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют заняития, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно-деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

О роле библиотеки в духовно- нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности, нравственности, культуре. В основе этого лежат правила этикета.

«Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной».

Работая над этой проблемой ставятся следующие цели и задачи занятий:

– формирование духовно-нравственных ориентиров;

– воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;

– формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

– новизна, практическая значимость подаваемого материала;

– четкое структурирование;

– логичное, яркое, контрастное выступление;

– ритмичное чередование видов деятельности;

– опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Какие требования к современному уроку изобразительного искусства в условиях введения ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как проходил обычный урок? В начале урока изобразительного искусства – учитель рассказывает тему и дает практическое задание, а в конце урока ученики сдают альбомы с выполненными заданиями, затем учитель ставит оценки. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

С введением ФГОС в образование изменилась система преподавания уроков. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. А ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта – это формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Уже в 1 классе на своих уроках учим детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.

Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

При введении нового стандарта,на уроке изо– акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе. НА уроке учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности. На современном уроке в деятельности учителя становятся значимыми задачи:
- создание ситуаций взаимодействия,
- организация познавательной деятельности с различными источниками информации,
- оказание помощи в решении учебных проблем,
- понимание школьниками ценностей и усвоение ценностных установок и смыслов.
Поэтому в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; их активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.