Процессы памяти и их характеристика. Основные процессы и механизмы памяти

Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Эти процессы тесно друг с другом связаны и разделяются в известной мере условно. В самом деле, проверить объем и точность процессов запоминания и сохранения в памяти можно только на основе изучения результатов воспроизведения и узнавания предъявленного материала. Кроме того, процесс запоминания предполагает возможность сохранения в памяти того материала, который запоминается. Тем не менее выделение трех последовательных этапов в памяти - запоминания, сохранения и воспроизведения - позволяет более четко и детально изучить особенности этих процессов.

Запоминание. Запоминание воспринимаемых предметов и явлений, действий, поступков, мыслей и чувств может быть непроизвольным и произвольным.

При непроизвольном запоминании мы не ставим себе определенной цели в отношении того, что надо запомнить, но тем не менее запоминание происходит как бы «само собой». Особенно часто так запоминаются предметы и явления, вызывающие у человека большой интерес, затрагивающие его эмоции, связанные с переживаниями.

Произвольное осуществляется преднамеренно и имеет целенаправленный характер. Если при произвольном запоминании человек использует специальные приемы для наилучшего усвоения знаний, то оно называется заучиванием. При заучивании перед человеком могут ставиться разные задачи - запомнить дословно и точно, например, стихотворение, исторические факты и их последовательность; или запомнить только основные, главные мысли при слушании лектора, доклада, чтении книги и т. п.

При произвольном запоминании важна также направленность на прочность запоминания. Если перед человеком ставится задача запомнить материал «надолго», «навсегда», то он обычно запоминает этот материал на более длительный срок, прочнее, чем при инструкции запомнить на «короткий срок».

Как произвольное, так и непроизвольное запоминание в значительной мере зависят от активности и направленности интересов, внимания человека. В каждый момент времени в окружающем человека мире происходят разнообразные события, в поле его внимания попадают все новые предметы и явления. Когда человек, например, идет по улице, то он встречает в каждый последующий момент времени людей, которых он раньше не видел, проезжают автомашины, автобусы, троллейбусы или трамваи, изменяются особенности архитектуры и детали строения зданий, расположенных по обеим сторонам улицы, и т. д. Если бы человек запоминал, произвольно или непроизвольно, все эти предметы и явления, то его память оказалась бы быстро перегруженной и мозг перестал бы воспринимать новые впечатления. Человек не смог бы ориентироваться в окружающем его мире, приспосабливаться к изменениям, происходящим в мире. Поэтому исключительное значение для процессов запоминания играет селекция, отбор того, что необходимо запомнить, существенного для человека материала от всего остального, несущественного.

При отбор осуществляется нередко на основе эмоциональной значимости воспринимаемого материала. Так, человек запоминает непроизвольно и очень прочно удерживает в своей памяти события, связанные с переживанием таких ярких чувств, как любовь, ненависть, радость, печаль, горе. В случаях произвольного запоминания материал, вызывающий интерес, также запечатлевается легче и прочнее, чем то, что заучивается неохотно. Непроизвольному и произвольному запоминанию способствует многократное повторение. Проходя много раз по одной и той же улице, мы хорошо запоминаем ряд особенностей строения и расположения зданий, движения транспорта и т. п. Запоминание учебного материала в значительной мере также основано на многократном повторении определений, формул, дат, стихотворений, основного содержания отдельных разделов изучаемых предметов.

Запоминание осуществляется легче и лучше, если человек активен, бодр, не чувствует усталости. Вместе с тем в последние годы большой интерес стали вызывать опыты обучения человека не в то время, когда он бодр, активен, а, напротив, во время его сна. Этот метод обучения спящего человека путем зачитывания ему соответствующего материала, в частности обучения иностранному языку, впервые применил в 1936 г. советский ученый А. М. Свядощ. В настоящее время этот метод, получивший название гипнопедия, всесторонне изучается у нас и в ряде стран. Тем не менее до настоящего времени остаются нерешенными ряд вопросов, и гипнопедия требует еще серьезного изучения.

Способность запоминать воспринимаемые предметы и явления может ухудшаться в состоянии усталости, когда человеку трудно сосредоточиться на запоминаемом материале. В особенности выраженными бывают эти затруднения при астенических состояниях, когда вследствие истощения нервной системы, вызванного ее перенапряжением или болезнями, развивается общая слабость, вялость, повышенная отвлекаемость и утомляемость.

Расстройства запоминания возникают также часто при склерозе сосудов головного мозга. Характерно выражение, часто употребляемое такими больными: «ничего не запомнил - у меня склероз». Особенно резкие нарушения запоминания развиваются при своеобразном синдроме расстройств памяти, описанном впервые известным русским психиатром С. С. Корсаковым и получившем название корсаковского синдрома. Этот синдром наблюдается при хроническом алкоголизме, травмах, склерозе сосудов головного мозга.

Одной из наиболее характерных особенностей корсаковского синдрома является расстройство запоминания текущих событий. Больные не могут запомнить, обедали ли они сегодня, был ли обход врача, посетили ли их в этот день родственники. Показательно, что даже при очень сильном снижении способности запоминать текущие события выявляется определенное влияние на запоминание особенностей эмоциональной сферы больных, хотя и измененной.

Так, одна из больных с резким снижением интеллекта и памяти, обеднением интересов и эмоций, вызванных атрофическим процессом в головном мозгу (болезнь Пика), никак не могла вспомнить, что у нее была и только что ушла родная сестра, но запомнила, что в тумбочке лежат яблоки, принесенные только что этой сестрой.

Объем материала, который может запомнить человек, находится в прямой зависимости от степени связи друг с другом отдельных частей, подлежащих запоминанию. Если человек должен запомнить не связанные друг с другом части материала, то говорят о механическом запоминании. Как показали результаты ряда экспериментально-психологических исследований, здоровый взрослый человек может запомнить при однократном предъявлении 7±2 (т. е. от 5 до 9) несвязанных «кусков» материала. Например, при однократном предъявлении 10 и более слов человек запоминает в среднем не менее 5 и не более 9 слов. Сходные результаты получаются при предъявлении для запоминания слогов, цифр. Это число запоминаемых при однократном предъявлении частей материала оказалось довольно устойчивым независимо от способа предъявления материала для запоминания - на слух, зрительно или с помощью кинестезии - и было названо известным американским психологом Дж. Миллером «магическим числом семь».

Объем запоминаемого материала значительно возрастает, если между отдельными его частями устанавливаются определенные связи, ассоциации. Различаются ассоциации по смежности, сходству и контрасту. Типичным примером ассоциации по смежности является заучивание стихотворений. Слова, расположенные в стихотворении друг за другом, т. е. смежные слова, связываются, ассоциируются при запоминании.

Ассоциации по сходству опираются на сходство между двумя объектами. Например, человек, рассматривая стул, кресло, диван с обивкой одинакового цвета, может затем вспомнить эти предметы, увидев ткань соответствующего цвета. При ассоциации по контрасту связываются друг с другом прямо противоположные по своему характеру признаки: белый - черный, грязный - чистый, сильный - слабый, хороший - плохой. Характерным примером использования ассоциации по контрасту является припоминав ние фамилии знакомого человека, если кто-либо называет фамилию, контрастирующую с забытой фамилией (Белов - Чернов, Чистяков - Грязнов).

Объем запоминаемого материала в значительной мере возрастает, если вместо механического заучивания, основанного на простых ассоциациях, человек использует для запоминания логические, смысловые связи между отдельными частями материала, предъявляемого для запоминания. Такой способ запоминания, когда человек опирается на смысловые связи, обеспечивает возможность запечатления событий и явлений, количество которых во много раз превышает «магическое число семь». Так, осмысленное запоминание позволяет передать содержание книги, состоящей из многих десятков тысяч слов, рассказать о последовательности событий в просмотренном однократно кинофильме и т. п. Правда, это не означает, что число «кусков», слов или предметов, которые может запомнить человек при однократном предъявлении материала, больше чем 7±2. Просто установление смысловых связей позволяет поместить в один «кусок» значительно большее количество информации.

При психических и нервных заболеваниях расстройства механической и логической памяти могут наблюдаться в известной мере изолированно друг от друга. Так, у некоторых больных с распространенным, но не грубо выраженным склерозом сосудов головного мозга нередко больше всего страдает механическая память. В то же время использование смысловых связей помогает этим больным в какой-то мере компенсировать дефекты механического запоминания. Напротив, у больных со сниженным интеллектом, слабоумием нарушения запоминания могут быть связаны прежде всего с невозможностью установить логические связи в предъявляемом для запоминания материале.

Иногда запоминанию помогает специальная организация материала: рифмование, искусственное установление в материале связей, несущественных с точки зрения его содержания (мнемотехника). Например, можно облегчить себе запоминание номера телефона 7-25-34, уловив, что здесь представлены три семерки (7, 2 + 5, 3 + 4). Тем не менее основным методом запоминания, его опорой являются не искусственные, а осмысленные ассоциации, отражающие существенные связи и отношения предметов.

Сохранение в памяти. Различают два основных типа сохранения материала в памяти: кратковременная и долговременная память. Для кратковременной памяти считается характерным удержание предъявленного материала от нескольких секунд и даже долей секунды до 1-2 суток. Более длительные сроки сохранения в памяти, в том числе и многие месяцы, годы, относят обычно к деятельности долговременной памяти.

В опытах Эббингауза было показано, что при заучивании 13 бессмысленных слогов уже через час после заучивания в памяти осталось только 44% этого материала, а через двое суток - лишь 28%. В последующие дни снижение «кривой забывания» происходило очень медленно. То есть большая часть материала, заучивавшегося в опытах Эббингауза, сохранялась лишь в кратковременной памяти. Опыты с воспроизведением бессмысленных слогов в первые 30 дней после заучивания показали, что только 20-25% слогов удерживались в долговременной памяти.

Наличие механизмов имеет важное значение для процессов отбора («селекции») поступающих в головной мозг человека сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Запоминание этих сведений на короткое время позволяет «не торопясь» принять решение о целесообразности перевода указанных сведений в долговременную память. Такой механизм ограждает долговременную память от «засорения», которое могло бы возникнуть, если бы в долговременную память переводился огромный поток впечатлений, получаемый человеком из окружающего мира.

В клинике ухудшение кратковременной и долговременной памяти зачастую идет у больных неравномерно. Так, при склерозе сосудов головного мозга больные могут обнаруживать выраженные нарушения кратковременной памяти, не удерживать в памяти события, которые произошли несколько часов или сутки тому назад. В то же время у этих больных отмечается нередко поразительная сохранность долговременной памяти - они прекрасно помнят основные события своей жизни в юности, молодости, знают даты этих событий, их последовательность. При этом у описываемых больных страдает не только кратковременная память, но и способность перевода в долговременную память тех сведений, которые им удалось на короткое время удержать. Оба эти нарушения, по-видимому, лежат в основе антероградной амнезии, своеобразного нарушения памяти, заключающегося в неспособности припомнить те или иные события, которые произошли после заболевания.

Особенно часто антероградная амнезия наблюдается при корсаковском синдроме. При этом синдроме бывает также ретроградная амнезия. Ретроградная амнезия может распространяться на период от нескольких дней до нескольких лет перед заболеванием. Она нередко также выявляется при травмах головного мозга. Ретроградная амнезия связана с нарушением долговременной памяти, так как больные с этой формой амнезии не могут вспомнить сведения о событиях, происходивших нередко задолго до заболевания, т. е. сохранявшихся в долговременной памяти.

На сохранение материала в памяти может оказывать значительное влияние характер того нового материала, который запоминается. Это явление получило название интерференции. В качестве примера интерференции может быть указана попытка запомнить номер телефона в тех случаях, когда наша память и без того уже перегружена большим количеством необходимых телефонных номеров. Обычно новый номер телефона вытесняет из памяти (вследствие интерференции) какие-либо из «старых» номеров, либо сам оказывается «жертвой» этих «старых» номеров и не запоминается. В наименее благоприятном случае интерференция приводит к смешению одного из старых с новым номером.

Интерференция может стать особенно сильной либо, напротив, очень слабой, т. е. приобрести патологические черты при некоторых поражениях головного мозга. Так, у больных с опухолями, травмами, вызвавшими нарушение деятельности лобных долей мозга, нередко интерференция настолько ослабляется, что больные при повторении серии слогов или слов многократно повторяют только ту серию, которая была предъявлена первой. С другой стороны, у больных с поражением височных отделов мозга интерференция настолько усиливается, что, например, удержание речевых следов в кратковременной памяти резко нарушается. Каждое предъявление новой серии слов или слогов способствует практически полному забыванию предшествующей серии.

Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное воспроизведение осуществляется без специальной цели что-либо вспомнить, оно возникает как бы «само по себе», непреднамеренно. Так, идя по улице и рассматривая знакомые места, человек начинает представлять себе давно прошедшие события, в его памяти непроизвольно возникают образы людей, связанные с этими событиями. При встрече с товарищем, с которым мы занимались в одном классе, в нашей памяти также непроизвольно всплывают обстоятельства и события в дни занятий в школе. Непреднамеренно можно также вспомнить ранее слышанную мелодию и др.

Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что-либо. При этом типе воспроизведения человек преднамеренно стремится вспомнить определенные сведения, события, обстоятельства. В случае, если произвольное воспроизведение требует значительных усилий, опоры на промежуточные, иногда очень отдаленные связи, то говорят о припоминании. Своеобразный пример припоминания приведен в известном рассказе А. П. Чехова, в котором герой пытается вспомнить «лошадиную фамилию». После перебора ряда неверных ассоциаций ему лишь с большим трудом удается припомнить нужную фамилию «Овсов», фактически тогда, когда необходимость в знании этой фамилии уже миновала.

В повседневной жизни человека процесс припоминания, конечно, носит менее драматический характер. С необходимостью припоминания человек встречается во время учебы в школе, техникуме, институте. Как бы хорошо ни было организовано обучение, какая-то часть знаний, полученных на уроках, лекциях, во время домашних занятий, со временем забывается, с трудом воспроизводится, вследствие чего и возникает необходимость в их припоминании.

Важной чертой воспроизведения, в особенности произвольного, является его избирательный характер. Воспроизведение одних и тех же событий разными людьми отличается в зависимости от их интересов, эмоционального состояния, жизненного опыта, отношений личности.

С воспроизведением тесно связано узнавание воспринимаемых объектов и явлений. При воспроизведении мы всегда испытываем в различной степени своеобразное ощущение знакомости воспроизводимого материала. Нередко это чувство знакомости побуждает нас к более активному, произвольному воспроизведению событий, связанных с узнаваемой нами ситуацией. Так, приехав после значительного перерыва в другой город, мы, проходя по одной из улиц этого города, можем непроизвольно вспомнить, что эта улица нам знакома, с ней связаны какие-то события нашей жизни, но более детальное непроизвольное воспроизведение особенностей и последовательности данных событий отсутствует. Это непреднамеренно возникающее своеобразное ощущение «уже виденного» способствует тому, что человек стремится произвольно, преднамеренно вспомнить те обстоятельства, которые связаны со знакомой, узнаваемой им ситуацией.

В случаях психических и нервных заболеваний эти ощущения знакомости могут возникать в совершенно неизвестной для больного ситуации. Например, у больных эпилепсией, вызванной поражением височных долей мозга, перед началом припадка иногда развивается такое состояние, когда все, что больной видит впервые - предметы, события, вызывает у него ощущение «уже виденного» (deja vue). Наблюдаются и противоположные случаи, когда больные испытывают ощущение «никогда не виденного» (jamais vue) в хорошо знакомых им ситуациях. Близким к ощущению «никогда не виденного» является расстройство воспроизведения, получившее название криптамнезии.

Так, один известный английский поэт, страдавший в глубокой старости криптамнезией, читал друзьям свои давно написанные стихи, считая, что он их только что сочинил. Следовательно, воспроизводя свои ранние стихи, поэт испытывал ощущение «никогда не виденного», ему представлялось, что эти стихи он читает впервые.

Нарушения воспроизведения могут быть связаны как непосредственно с дефектами процесса извлечения из памяти тех сведений, которые в ней хранятся, так и вызываться вторично - в результате расстройств сохранения материала в памяти.

С такой точки зрения следует также понимать гипомнезии и гипермнезии. При гипомнезиях отмечается ослабление памяти на текущие и давно прошедшие события (при амнезиях - полное выпадение определенного периода жизни из памяти). Для гипермнезии, встречающихся в клинике довольно редко, характерным является резкое обострение способности воспроизводить сведения, которые до болезни, казалось бы, не сохранялись в памяти. Так, И. Ф. Случевский описал студентку медицинского института, которая в состоянии кратковременного психоза малярийного происхождения цитировала дословно большие разделы учебника по анатомии, хотя до заболевания преподаватели считали, что у нее имеются «довольно посредственные» знания по анатомии. Повышение способности воспроизведения отмечается также иногда во время гипноза. Находящиеся в гипнотическом состоянии люди могут вспомнить события своей жизни, включая раннее детство, которые представлялись им прочно забытыми.

К расстройствам воспроизведения относятся также парамнезии - конфабуляции и псевдореминисценции. При конфабуляциях больные резко искажают и замешают основное содержание воспроизводимого материала, заполняют его большим числом ложных деталей. В особенности часто конфабуляции наблюдаются у больных с поражением лобных долей мозга. Конфабуляции считаются также одним из характерных признаков корсаковского синдрома.

Псевдореминисценции отличаются от конфабуляции большей устойчивостью, повторно высказываются больными. Конфабуляции преимущественно относятся к настоящему, а псевдореминисценции - к прошлому.

Способность воспроизведения может также нарушаться под влиянием патологических установок личности, например при так называемых реактивных состояниях (функциональные изменения психики под влиянием тяжелых переживаний). В таких случаях амнезия распространяется на отдельные системы событий, например на все, что связано со смертью дорогого человека, и отличается обычно кратковременностью.

Типы памяти. Различаются типы памяти, зависящие от соотношения первой и второй сигнальной систем и степени участия в процессах памяти отдельных анализаторов.

По особенностям соотношения двух сигнальных систем в работе памяти выделяют наглядно-образный и словесно-логический типы памяти. При преобладании наглядно-образного типа памяти человек запоминает любой материал, в том числе и отвлеченный, с помощью конкретных образов, предметов и явлений. Словесно-логический тип памяти основан на использовании словесных обозначений, логических связей, устанавливаемых с помощью словесно формулируемых понятий.

В тесной связи с наглядно-образным типом памяти находится эмоциональная память. Запоминая какие-либо события, происходившие в нашей жизни, мы нередко хорошо помним и эмоциональные состояния, сопровождавшие эти события, - неуверенность, тревогу, страх или радость, удовлетворенность, уверенность. При этом память о событиях, вызывавших яркие эмоции, отличается прочностью и носит наглядно-образный характер. Человек обычно прочно запоминает и отчетливо может вспомнить и представить себе через много лет особенности и детали переживаний и событий, связанных с тяжелой болезнью близкого человека. Хорошо запоминаются также радостные события, успехи и связанные с ними эмоции - получение диплома об окончании школы, техникума, института и др.

В некоторых случаях наблюдается расхождение, диссоциация между хорошим сохранением в памяти событий, главным образом сопровождавшихся отрицательными, неприятными эмоциями, и плохой способностью их воспроизведения. Память об этих событиях становится как бы подпороговой, подсознательной и с трудом поддается произвольному, сознательному воспроизведению. Расстройства памяти такого рода часто выявляются при невротических состояниях.

В зависимости от степени преобладающего участия в работе памяти того или иного анализатора различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанные типы памяти (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный). В процессе запоминания принимают участие в той или иной мере все перечисленные типы памяти, но у одних людей наиболее успешным является запоминание материала, предъявленного зрительно, у других людей - на слух, у третьих - с помощью мышечно-двигательных ощущений, у четвертых - в различных вариантах смешанного способа запоминания.

Высокоразвитая память того или другого типа способствует выполнению определенной профессиональной деятельности. Так, многие музыканты обладают прекрасной слуховой памятью. Им часто достаточно однажды прослушать музыкальное произведение, чтобы затем точно его воспроизвести. Хорошо развитая зрительная память помогает художникам, писателям, актерам детально воспроизводить в рисунках, описаниях, действиях даже те предметы, лица и события, которые они видели в течение короткого времени, «мельком».

В отдельных случаях значительное развитие определенного типа памяти может выражаться в своеобразном явлении, получившем название эйдетизма.

Эйдетизм наблюдается довольно редко и выражается в способности точного сохранения образов восприятия, объектов и явлений через сравнительно большие сроки после их восприятия. Посмотрев на страницу книги, эйдетик может затем, не глядя на эту страницу, прочитать ее от первой до последней строчки, используя для чтения тот эйдетический образ данной страницы, который остался в его зрительной памяти. На основе использования эйдетического образа этот человек также, бегло взглянув на картину, может подробно рассказать потом о всех деталях изображенных на ней событий, хотя обычно эти детали невозможно запомнить при беглом осмотре картины.

При поражении определенных областей коры головного мозга отмечаются противоположные случаи, когда тот или иной тип памяти резко нарушается. Так, при поражении коры височных долей головного мозга, вызванном разными причинами - травмой, опухолью, инфекцией или нарушением кровообращения, нередко наблюдается резкое ухудшение слуховой памяти при сохранности зрительной памяти. Больные с такими нарушениями не могут запомнить последовательность, в которой предъявляются три или даже два слуховых сигнала (например, тональные сигналы высокие, средние и низкие - 2000 кол/сек, 600 кол/сек, 200 кол/сек.) В то же время последовательности зрительных сигналов (красный, зеленый, желтый и другие цвета) запоминаются этими больными без затруднений, даже в том случае, если последовательность состоит из 4-5 сигналов.

Напротив, больные с поражениями затылочных долей мозга последовательность слуховых сигналов запоминают хорошо и выявляют резкие затруднения при выполнении задания запомнить последовательность зрительных сигналов.

Памятью называется функция нервной системы и психики, представляющая собой способность к сохранению информации об окружающей среде и к воспроизведению её в дальнейшем. При этом нервная система, в основном центральная, обеспечивает надёжность хранения и использования этой информации. Функция включает следующие процессы памяти, каждый их которых рассмотрим подробно:

  1. запоминание;
  2. сохранение;
  3. воспроизведение:
    • узнавание;
    • вспоминание.
  4. забывание.

Запоминание

После того как мозг столкнулся с новой информацией, начинается запечатление элементов картины или ощущений, переживаний. Данные поступают в систему ассоциативных связей. При запоминании важный фактор - наличие смысла в полученной информации.

Сознание устанавливает отношения между материалом и его значением, увязывает содержание в единое целое. Запоминание, тем не менее, делится на типы: осознанное, подчиненное цели или непроизвольное, то есть неосознанное.

Условия запоминания

  • При стабильном и свежем состоянии сознания, для чего надо быть отдохнувшим, как после здорового сна, процессы памяти включаются наиболее правильно.
  • Улучшить запоминание также поможет наличие ярких эмоций в событии. Таким образом, придав происходящему дополнительную окраску, запомнить легче.
  • Благоприятная, положительно настроенная обстановка. Устойчивое настроение с «позитивными нотками».
  • Наличие желания запоминать. Попробуйте освоить материал, обратив внимание на его начало и конец. После проработки этого минимума сознание само достроит промежуточные звенья и найдет мотивацию в их последовательном освоении. Так, у большинства книг имеются главы, запомнить количество которых не составит труда. Затем направьте память на названия глав и нахождение в них интересного, таким образом постепенно осваиваем смысл изложенного в книге. Важно обратить внимание на середину повествования: чем отличается начальная часть от конечной. А также выделить собственные трудности в освоении текста книги.

Организовав таким образом свою память, станет понятно, что сознание снова и снова возвращается к материалу, пока не доведёт запоминание до надёжного и хорошего качества сохранения полученной информации, правильного её воспроизведения.

Работа памяти по запоминанию

Процесс хранения полученных сведений состоит из количества и качества информационных накоплений, а также из возможности усвоения, переосмысливания, переработки. Например, при обучении формируется опыт, который предопределяет развитие собственного восприятия и способности оценивать. С одной стороны, это внутренние навыки, а с другой - используются мышление и речь.

Воспроизведение

Фрагменты полученной информации или опыта могут быть представлены как образы, чувства, а также навыков в виде движений. Узнавание - тип воспроизведения, при котором ранее запечатленный образ сравнивается с данным объектом. Процессы памяти направлены на анализ сходств и различий. Такая функция осуществляется в произвольной форме, по инициативе запоминающего, и непроизвольно - без участия воли человека и усилий с его стороны.

Преодоление трудностей при воспроизведении представляет собой перечисление сознанием нужных частей и элементов, выбор требуемых с учетом поставленной цели. Если фрагменты не относятся к задаче воспроизведения копии события при вспоминании, то они временно забываются, выпадают из процесса - так восстанавливается усвоенный когда-то материал. Задачи точного копирования не стоит, так как воспроизведение интегрируется в условия настоящего момента и адаптируется к этим новым условиям.

Забывание

При запоминании появляется относительно лишняя информация, которая мешает организовать сознание для новых задач и процессов. Это противоречит принципу «свежести» сознания и стабильности восприятия. Если способность к воспроизведению или опознанию ранее воспринятого объекта утеряна, имеем дело с забыванием - заключительным циклом в работе памяти. Мы забываем не имеющие важности фрагменты информации. Так обеспечивается сохранение памяти в плане того, что относится к предметам первой необходимости или даже жизненно важным функциям.

Но не всегда забывание - благополучный и нужный сознанию процесс. Частичное забывание характеризуется невозможностью достаточного воспроизведения или наличие в нём ошибок. Полное забывание исключает любую возможность воспроизведения. Также к забыванию относятся временные характеристики: долговременное (длительное) или кратковременное. Естественным образом сознание отфильтровывает полученную информацию из-за низкого качества произошедшего процесса запоминания или незначительности воспринятых фактов. Деловые люди считают обязательным записывать планы в ежедневник, чтобы облегчить процессы воспроизведения.

При засыпании и самом сне сознание не настроено на обязательное запоминание. Во время сна, что является отдыхом организма по сути, происходит забывание неблагоприятных факторов, стирание негатива из памяти.

Но не забудем и о патологическом расстройстве памяти, сопровождающееся забыванием. Важно делать профилактику стресса, соблюдать режим и хорошо высыпаться. Не последнюю роль играет питание, исключение вредных веществ, например, злоупотребления кофе и чаем.

Исследование памяти

Научными исследованиями памяти занимался немецкий психолог Эббингауз. Используя метод эксперимента, он выделил рассмотренный выше ряд процессов, сопровождающих работу памяти. Всё, что происходит в нейронах мозга и коре, отображается в виде следа. Но прочность подобного отображения неодинакова. И это зависит от воли человека и происходит без усилия, самопроизвольно. Задача памяти - отделить главное от второстепенного, чтобы привести мышление в соответствии с потребностями и интересами. Невозможно запомнить всё. Но на помощь приходит избирательность сознания при непроизвольном запоминании. Значительную роль в этих процессах играет отношение к окружению, среде обитания и наоборот - обстановка воздействует на память и сознание. Преднамеренные усилия памяти связаны с поставленной целью и её выполнением в процессе деятельности. Так, для примера, при теоретическом обучении запоминание само представляет собой вид деятельности.

При непроизвольном забывании иногда существует необходимость укрепления памяти. Важно знать, по каким законам происходит забывание. В основе памяти лежит нейрофизиология. Перечисленные процессы сопровождаются механизмом возбуждения связей между нейронами и торможения. Раздражитель должен быть значимым, в то время, как процесс возбуждения в коре обеспечивает правильное запечатление.

Поговорим о генетической памяти, передающейся по наследству. Инстинкты в первую очередь занимаются жизнедеятельностью. Нервные центры распоряжаются питанием - пищевые, регулируют агрессию и защитные реакции. Эмоции тоже часто возникают самопроизвольно, благодаря инстинктам. Импульсивность помогает определить вредные факторы в кратчайшие мгновения. Опыт подсознания сохраняет полученные на протяжении жизни автоматические навыки. Чувства приобретают смысл при реализации речевых функций.

Все это составляет массивный объём информации долговременного характера. Важно организовать хранение, упорядочить методы этого хранения и способы извлечения. Например, долговременное сохранение информации в памяти можно назвать статическим, а для оперативных процессов применяются динамические способы. Наиболее надежно организовывается запоминание и исключается забывание, если усвоенный материал совпадает с текущей деятельностью, а не противоречит ей.

Как укрепить функцию памяти

Психолог Г. Эббингауз проводил эксперименты на предмет зависимости запоминания от процесса мышления. При запоминании типа заучивания мышление не должно влиять. Следовательно, такие обстоятельства обеспечивают «чистую» память. Выведена диаграмма, согласно которой забывание бессвязных слов идёт сначала быстро, в течение первых часов. А 35% оставшихся впечатлений забываются на протяжении месяца. Вывод: для лучшего выучивания материала важно периодически повторять его.

Эббингаузом также сформулирован «эффект края», когда при запоминании требуется в первую очередь усвоить начало и конец.

Автор статьи: Кугушева Анна

Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Под запоминанием подразумевают избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).

Различают также ассоциативное запоминание, при котором воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом (вспомним знаменитые житейские «узелки на память»); осмысленное запоминание, где ведущими являются процессы мышления и осознание логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа.

Запоминание является составной частью деятельности особого вида - мнемической. Так, например, для преподавателей, лекторов, политиков, артистов мнемическая деятельность есть одна из важнейших.

Сохранение. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.

Различают несколько форм сохранения, названия которых совпадает с соответствующими видами памяти: реконструктивное, репродуктивное, эхоическое и эпизодическое.

Реконструктивное сохранение информации осуществляется в долговременной памяти. Здесь информация подвергается изменениям в дёталях, сохраняя при этом общие признаки (из памяти исчезают небольшие фрагменты материала, очередность событий и др.). Реконструкция обычно вызывается поступлением новой информации, которая вытесняет из памяти уже хранящуюся там информацию.

Репродуктивное сохранение основано на запоминании оригинального элемента объекта. Вспомним шуточную сценку встречи двух женщин:
Вы не заметили, проходил ли здесь мужчина - блондин, голубые глаза, с дипломатом, очень высокого роста? - В светло-синем костюме? Да, заметила.

Эпизодическая форма сохранения информации связана с фиксацией эпизодов, касающихся времени, места и условий ее приема.

Эхоическое сохранение чрезвычайно непродолжительно: после краткого слухового воздействия слуховой образ сохраняется 2-3 с.

Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Воспроизведение и запоминание являются процессами несовместимыми: человек может в данный М0М6Н1 времени осуществлять или один процесс, или другой.

Существуют разные виды воспроизведения:
- узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению);
- реминисценция - мало изученное явление улучшения воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения (например, сложный учебный материал, усвоенный при подготовке к экзамену, зачастую воспроизводится лучше не сразу после заучивания, а через 2-3 дня);
- припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч);
- воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.

Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация связана со склонностью человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и др. Конфабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной.

Забывание - это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней:
- высокому, когда человек не может самостоятельно восстановить образ объекта, но относительно просто сделает это после повторного опыта;
- среднему, когда полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти все написанное);
- низкому, когда человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.

Забывание нельзя противопоставлять запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья. Так, Жан-Жак Руссо и Эдгар По высоко ценили возможность забывать и даже придумывали для этих целей приемы. Эдгару По принадлежат слова: «Если вы хотите забыть что-нибудь, немедленно запишите то, что вы должны запомнить».

Организация запоминания влияет на сохранение информации, а качество сохранения определяется воспроизведением.

Запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. В момент высокого эмоционального напряжения процесс запоминания может протекать, как мгновенное запечатление - импритинг.

Произвольная память основана на запоминании со специальной установкой. Непроизвольное запоминание происходит, когда специальная мнемнческая задача отсутствует, и оно сопровождает другую деятельность, но в процессе интенсивной мыслительной деятельности может быть более эффективным, чем произвольное.

Запоминание способно протекать с различной глубиной понимания, но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, Различают логическое (смысловое), основывающееся на логических связях, и механическое запоминание, основывающееся на единичных временных связях.

Процесс осмысленного запоминания включает в себя ряд логических операций: смысловая группировка; выделение смысловых опорных пунктов; составление плана и т. п.

Сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит от места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление получило название «фактор края». Раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности, организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Под влиянием систематического обучения память развивается: увеличиваются объем и скорость запоминания и воспроизведения, используются логические связи и понятия.

Забывание - биологически целесообразный для организма процесс, противоположный сохранению, обусловленный угасанием временных нервных связей, утративших свое значение. Материал забывается быстрее в ближайшее время после заучивания, при этом бессмысленный материал забывается значительно быстрее. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным.

В зависимости от материала, сохраняемого памятью, ее делят на когнитивную (процесс сохранения знании, получаемых в процессе обучения, которые постепенно превращаются в опыт, убеждения человека), эмоциональную (сохранение в сознании переживаний и чувств, что является условием развития способности к сочувствию) и личностную (сохранение в сознании образа самого себя, обеспечивающее преемственность целей, убеждений и т. д.).

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный типы памяти. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную.

Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление образовавшихся в мозгу связей, протекающее преднамеренно и непреднамеренно. Формы воспроизведения: узнавание (проявление памяти как воспроизведения образа при повторном восприятии объекта), воспоминание (проявление памяти, осуществляемое в отсутствие восприятия объекта), припоминание (активное воспроизведение, во многом зависящее от ясности поставленных задач), реминисценции (отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым).

6. Процессы памяти.

Память - психофизиологический процесс:

Осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта;

Выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Память служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

Процессы памяти

Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса.

Первый из них - это запоминание и кодирование , в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.

Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.

Третий этап-это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

И есть еще один процесс:

Забывание.

Запоминание - удержание материала в памяти. З. - важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З. В случае непроизвольного З. человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате З. носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость З. от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов), непроизвольное З. оказывается значительно более успешным, чем когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи: ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному З. Произвольное З. является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств З., а тем самым влияет и на его результаты. Типичным для этого вида З. является сложное опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного З. относятся составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное З. продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом. Важную роль среди механизмов З. играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего произвольного З. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является безусловно необходимым для долговременного З., в частности его роль существенно снижается при З. жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференцируются, обобщаются и перекодируются. Сохраняемый сознанием опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится только то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

О сохранении информации и её видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти – узнаванию и воспроизведению.

Узнавание и воспроизведение.

Узнать – это опознать: узнавание – акт познания. В узнавании выделяется из восприятия и выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Всякое восприятие, как акт познания, заключает в себе в более или менее скрытом виде соотнесение, сопоставление возникающего в восприятии образа с предметом. Когда в сознании репрезентирована не эта деятельность, а её результат, налицо восприятие, когда на передний план в сознании выступает эта деятельность, весь процесс представляется как узнавание. (Особенно деятельность соотнесения и сопоставления представлена в ощупывании; поэтому ощупывание предмета обычно легко переходит из плана восприятия в план узнавания.)

Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма – это более или менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Я прохожу по улице, думая о чём-то, но вдруг я машинально кланяюсь, лишь после припомнив, кто этот встретившийся мне человек. На надлежащем месте я, опять-таки автоматически, совершенно не думая об этом, сворачиваю вправо или влево по направлению к дому. Внешние впечатления автоматически регулируют мои действия. Я узнаю дорогу, поскольку я иду в надлежащем направлении, и моё узнавание в данном случае заключается именно в надлежащих действиях. Такое узнавание в действии возможно без узнавания в виде сознательного отожествления нового восприятия с предшествующим.

Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Я могу чувствовать, что этот предмет не тот или что слово, которое мне подвернулось, не то, которое я ищу, но вместе с тем я не в состоянии определить этот предмет или назвать нужное слово. Только по отношению к этому виду узнавания может быть применимо объяснение, которое В.Вундт выдвигал для узнавания вообще, когда утверждал, что мы узнаём вещи не столько по их признакам, сколько по тем чувствам, которые они в нас возбуждают; вслед за моторными реакциями или одновременно с ними в узнавании начинают играть роль эмоциональные моменты, которые создают как бы эмоциональные обертоны сознания.

Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета. Предмет, данный мне сейчас в одном контексте, в одной ситуации, выделяется из этой ситуации и отожествляется с предметом, данным ранее в другом контексте. Такое узнавание по существу предполагает оформленность восприятия в понятии. Оно в свою очередь может совершаться на различных уровнях и на различном основании. Но это всегда уже более или менее сложный познавательный акт.

Узнавание, с одной стороны, совершается внутри восприятия (в отличие от репродукции представлений) и вместе с тем оно в своей развёрнутой форме – акт мышления. Оно упирается в восприятие, с одной стороны, и в мышление – с другой. Сам процесс узнавания может протекать по-разному: в одних случаях он совершается на основе представлений или воспоминаний о конкретной ситуации, в которой был в прошлом воспринят этот или аналогичный предмет; в других – узнавание носит генерический характер, опираясь на понятие о соответствующей категории предметов; первый способ – по данным исследования Ф.С.Розенфельд – особенно часто встречается у маленьких дошкольников.

Воспроизведение – воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие.

Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это – активный волевой процесс. Припоминая что-либо, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации.

Припоминание требует сосредоточенности внимания, оно совершается иногда с большим трудом. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание – это произвольное преднамеренное воспроизведение: человек заранее имеет цель вспомнить и для этого применяет усилия мысли и воли. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой. Основой его являются ассоциации по смежности во времени или в пространстве, в некоторых случаях также ассоциации по сходству и контрасту.

Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное восприятие протекает без промежуточных ассоциаций (например, так воспроизводится заученная таблица умножения). При опосредованном восприятии человек опирается на промежуточные ассоциации – слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.

Забывание.

Наряду с вышеперечисленными процессами не менее важным, необходимым и естественным является забывание. Оно выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании или воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей.

Забывание полезно и органически связано с формированием опыта личности. Все те сведения, которые не актуальны, не повторяются, не воспроизводятся человеком даже во внутреннем плане, должны забываться. Без забывания в сознании сосуществовали бы рядом как личностно значимые, так и случайные сведения, как правильно, так и неверно заученные знания. Неприятные, тяжёлые эмоциональные переживания были бы постоянно в сознании, угнетая нормальную жизнь человека.

Основатель психоанализа З.Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространённых механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм забывания не работает.

Примерами мотивированного забывания, по З.Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Закономерности протекания забывания.

1. Забывание протекает по времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идёт медленнее.

2. Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление носит название реминисценции. Её сущность заключается в том, что последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала.

3. Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком.

4. Забывание протекает быстрее, если материал не интересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями.

5. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объёма материала и степени трудности его усвоения.

В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание информации.

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происхо­дит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее коди­рования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избиратель­ность - далеко не вся информация, поступающая в мозг, подлежит запечатлению. Данное свойство непосредственно связано с избирательностью (селективностью) внимания.

Запоминание может быть

  • механическим и осмысленным,
  • непроиз­вольным и произвольным.

В ходе онтогенетического развития способы запоминания изменяются, возрастает роль осмысленного запоминания, при котором происходит установление смысловых, семантических связей в запоминаемом материале. Различные виды памяти - моторная, эмоцио­нальная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития.

Сохранение - это процесс удержания информации в памяти, ее пере­работки и преобразования.

Наименее изучен по сравнению с остальными. Осуществляется неосознанно, не подчиняется волевому контролю и регули­рованию. Доказано, что интенсивная переработка информации осуществля­ется во время сна. Существует гипотеза, что память человека хранит все бо­гатство его жизненного опыта, но человеческое сознание попросту не спо­собно воспроизвести всю накопленную в течение жизни информацию, не имеет доступа к ней. Согласно другой гипотезе, сохранение какого-либо ма­териала в памяти требует его систематического переструктурирования, ре­организации под влиянием нового опыта.

Необходимым условием запоминания и сохранения информации являет­ся сохранность структур головного мозга.

Воспроизведение - это актуализация в сознании ранее сформиро­ванного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержа­ние.

Различается

  • непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечат­ление актуализируется без специальной задачи, и
  • произвольное, обуслов­ленное целями и задачами выполняемой деятельности.

Воспроизведение но­сит избирательный и опосредованный характер, определяется потребностя­ми, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспро­изведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобрета­ет обобщенную форму, максимально соответствующую решаемым задачам.

Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей:

  • узнавание,
  • соб­ственно воспроизведение,
  • припоминание (направляемое волей извлече­ние из долговременной памяти образов прошлого).
  • воспоминание.

Узнавание - это процесс опознания на основе данных памяти уже известного объекта, кото­рый находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспри­нимаемого. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие чего-то вполне конкретного, и родовое, когда воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-либо известному классу предметов.

Воспоминание - это воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве, т.е. связанных с определёнными периодами и событиями нашей жизни. При воспоминании события жизни служат своеобразными опорными пунктами, облегчающими этот процесс.

Забывание - активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществ­ляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняет­ся осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер. Второстепенные детали забы­ваются скорее, нежели значимые.

При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может привести к восстановлению забы­того материала.

Забывание связано с эффектами проективного и ретро­активного торможения. Проективное торможение возникает вследствие влияния предшествующей деятельности на процессы запоминания, ретроак­тивное торможение - результат негативного влияния последующей деятель­ности.

В психоанализе забывание объяснялось действием защитного меха­низма вытеснения неприемлемых содержаний и травмирующих впечатлений из сферы сознания.

Следует различать забывание как естественный компонент мнемических процессов и различные амнезии - вызванные теми или иными причинами дисфункции (нарушения) памяти.

Теодюль Арман Рибо (1839-1916), на основе психопа­тологических данных, подразделил все амнезии на три группы: 1) времен­ные; 2) периодические; 3) прогрессирующие. Причины, вызывающие амне­зии, могут носить как органический (повреждение мозговых структур), так и психогенный характер (вытеснение, постаффектационная амнезия).

Наря­ду с амнезиями имеют место парамнезии или «ложные воспоминания», за­мещающие позабытые или вытесненные события. Согласно клиническим на­блюдениям 3игмунда Фрейда , амнезии и ложные воспоминания (парамнезии) все­гда находятся во взаимодополняющих отношениях: там, где выявляются зна­чительные пробелы памяти, возникают ложные воспоминания, которые мо­гут полностью скрыть наличие амнезии.