Физическое здоровье человека. Физическое развитие, телосложение Показатели телосложения здоровья и развития физических качеств

    Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

    Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

    3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

    Физическое совершенство . Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

    Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

    1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта; 2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности; 3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций; 4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека; 5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия; 6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

    На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Физическая подготовленность - уровень развития физических качеств, навыков и умений, необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности; отражает результат физической подготовки

51. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции - как личностно значимая и как общественно необходимая.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.

Тревожным выводом из данных таблицы является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.

52. Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей.

Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т. е. на 4-6 лет. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе и в дальнейшей жизни и деятельности - от контрольных тестов учебной программы до нормативов разрядной классификации.

Студентам всех учебных отделений при планировании и проведении самостоятельных тренировочных занятий надо учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем самостоятельных тренировочных занятий следует несколько снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха.

Вопросу сочетания умственной и физической работы следует уделять повседневное внимание. Необходимо постоянно анализировать состояние организма по субъективным и объективным данным самоконтроля.

При многолетнем перспективном планировании самостоятельных тренировочных занятий общая тренировочная нагрузка, изменяясь волнообразно с учетом умственного напряжения по учебным занятиям в течение года, должна с каждым годом иметь тенденцию к повышению. Только при этом условии будет происходить укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, а для занимающихся спортом - повышение состояния тренированности и уровня спортивных результатов,.

В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом должно быть направлено на достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех медицинских групп, - сохранить здоровье, поддерживать высокий уровень физической и умственной работоспособности.

Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельный занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы занятий; определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости о. т результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.

53. Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических).

К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

    оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

    укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

    совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

    многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности - в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы, всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей. В обществе труд является жизненной необходимостью человека, источником его духовного и социального благополучия.

К специальным образовательным задачам относят:

    формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

    приобретение базовых знаний научно-практического характера.

Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Передача обучаемым специальных физкультурных знаний , их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания.

К ним относятся знания: техники физических упражнений, ее значения и основ применения; сущности физической культуры, ее значения для личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков, укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы.

К общепедагогическим относят задачи по формированию личности человека . Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тренером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.

В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.

Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Показатели физического развития

Рост, или длина тела, есть существенный показатель физического развития. Известно, что увеличение роста продолжается
до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей.

Измерить рост можно с помощью ростомера, или антропометра.
В домашних условиях измерить свой рост можно следующим образом: к косяку двери или к стене нужно прикрепить сантиметровую ленту (несколько выше роста измеряемого) так, чтобы нулевое деление находилось внизу; затем встать спиной вплотную к ленте, касаясь ее пятками, ягодицами, межлопаточной областью спины и затылком (голову держать прямо). Положить на голову линейку или книгу в твердом переплете и прижать ее к ленте. Не теряя касания линейки (книги) с лентой, отойти и посмотреть на ленте число, показывающее рост.

Вес (масса тела). Наблюдения за весом являются важным моментом самоконтроля. Особенно большой интерес представляют изменения веса в процессе тренировки. В течение первых 2-3 недель занятий вес обычно снижается, в основном у людей полных,
за счет уменьшения содержания в организме воды и жира. В дальнейшем вес повышается за счет увеличения мышечной массы
и становится стабильным. Известно, что вес может изменяться в течение дня, поэтому необходимо взвешиваться в одно и то же время (лучше утром), в одной и той же одежде, после освобождения кишечника и мочевого пузыря.

Окружность грудной клетки. С возрастом она увеличивается обычно до 20 лет у юношей и до 18 лет у девушек. Измеряется этот показатель физического развития в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), максимального вдоха и максимального выдоха. При наложении измерительной ленты на спину она должна проходить под нижними углами лопаток, а спереди - по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над грудными железами у женщин. Сделав измерения, рассчитывается экскурсия грудной клетки, то есть определяется разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. Этот показатель зависит от развития грудной клетки, ее подвижности и типа дыхания.

Мышечная сила характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему. Как двигательное качество мышечная сила имеет большое значение для проявления других двигательных способностей: быстроты, ловкости, выносливости. Контроль над развитием мышечной силы можно проводить с помощью динамометров - механических или электронных. Если нет динамометра, то некоторое представление о развитии силы, точнее, о силовой выносливости, можно получить при выполнении подтягиваний на перекладине, отжиманий в упоре лежа на руках или совершая приседания на одной ноге. Выполняется максимально возможное количество подтягиваний, отжиманий или приседаний и результат записывается
в дневник самоконтроля. Эта величина будет контрольной.
В дальнейшем, например 1 раз в месяц, эта процедура повторяется, так со временем собирается цепочка данных, характеризующих развитие данного физического качества.



Быстрота (скоростные способности). Занятия физической культурой и спортом способствуют развитию быстроты, проявляющейся в скорости движений, их частоте и во времени двигательных реакций. Зависит быстрота в основном от функционального состояния центральной нервной системы (подвижности нервных процессов), а также от силы, гибкости, степени владения техникой движения.

Скоростные способности человека очень важны не только
в спортивной, но и в профессиональной деятельности и в обыденной жизни. Так, наиболее высокие результаты их измерений отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, высокой работоспособности и при благоприятном эмоциональном фоне. Для самоконтроля определяют максимальную скорость в каком-либо элементарном движении и время простой двигательной реакции. Например, определяют максимальную частоту движения кисти руки.

На листе бумаги, разделенном на 4 равных квадрата, нужно за 20 секунд поставить карандашом максимальное количество точек (по 5 секунд в каждом квадрате). Затем все точки подсчитываются. У подготовленных физкультурников, при хорошем функциональном состоянии двигательной сферы, максимальная частота движений кисти составляет в норме 30-35 за 5 секунд. Если частота движений от квадрата к квадрату снижается, то это указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервной системы.

Ловкость - это физическое качество, характеризующее хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкий человек довольно быстро овладевает новыми движениями и способен
к их быстрой перестройке. Зависит ловкость от степени развития анализаторов (прежде всего двигательного), а также от пластичности центральной нервной системы.

Для определения развития ловкости можно использовать метание мяча в цель, упражнения в равновесии и многих другие. Чтобы получить сравнимые результаты, мяч нужно бросать в цель всегда
с одного и того же расстояния. Для развития ловкости хорошо использовать упражнения с поворотами, наклонами, прыжками, быстрыми вращениями и т. п.

Гибкость - способность к выполнению движений с большой амплитудой в различных суставах. Измеряют гибкость путем определения степени подвижности отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата при выполнении упражнений, требующих движений с максимальной амплитудой. Зависит она от многих факторов: эластичности мышц и связок, внешней температуры, времени суток (при повышении температуры гибкость увеличивается, утром гибкость существенно снижена) и др.

Подчеркнём, что тестирование (измерения) должно проводиться после соответствующей разминки.

Все данные заносятся в дневник самоконтроля. Форма дневника самоконтроля приводится в приложении 3.

3.20.5. Профилактика травматизма на занятиях
по физическому воспитанию

Профилактика бытовых, трудовых и спортивных травм составляет комплекс действий и требований, позволяющий избежать их в жизни. В процессе учебы и в дальнейшей работе студенты должны знать причины возникновения травм и уметь
их предупредить.

Среди основных причин возникновения травм могут быть: 1) нарушение техники безопасности; 2) неадекватность физической нагрузки; 3) слабая стрессоустойчивочть; 4) отсутствие культуры поведения, не выполнение норм здорового образа жизни (нарушение режима сна, питания, личной гигиены, употребление алкоголя, патологические состояния здоровья и т.д.).

Каждому человеку необходимо знать, как оказать помощь пострадавшему при травмах до прибытия врачебной помощи.

Кровотечения бывают наружные (с нарушением кожных покровов) и внутренние (при повреждении внутренних органов - разрывов сосудов, печени, селезенки и др.). Внутренние - это особо опасные кровотечения с резко выраженной симптоматикой (резкое побледнение, холодный пот, пульс порой не прощупывается, потеря сознания).

Оказание первой помощи - полный покой, холодное на живот, срочный вызов врача.

При наружном кровотечении нужно определить по цвету
и пульсации, каков характер повреждения сосуда. При артериальном кровотечении кровь алая и пульсирующая, при венозном темно-красная и сочная.

Оказание первой помощи - остановка крови (прижатие, давящая повязка). Поврежденная часть тела (нога, рука, голова) должна быть приподнята. При необходимости накладывают жгут на срок до 1,5 часов - летом и до 1 часа зимой. При этом необходимо знать о строгом соблюдении времени наложения жгута (обязательно записать
и вложить записку под жгут). По истечении определенных сроков (по записи) - ослабить жгут, дать восстановиться кровотечению и, если нет остановки, дополнительно затягивается жгут, но не более чем на 45 минут.

Для остановки кровотечения при травмах носа необходимо слегка запрокинуть голову назад, положить холод на переносицу,
в ноздри заложить ватный тампон. Необходимо дать понюхать нашатырный спирт и растереть виски.

Обморок и потеря сознания возникают в результате нарушения кровоснабжения головного мозга (ушиб, удар, удушье).

Оказание первой помощи - уложить пострадавшего на пол (ноги выше головы), обеспечив приток воздуха. Нашатырный спирт и уксус, как и при травме носа.

Гравитационный (травматический) шок очень опасное состояние, возникающие при большом ранении, переломе.

Оказание первой помощи - создать полный покой, ввести обезболивание, согреть (обложив грелками, напоить горячим и сладким чаем, кофе, водкой). Транспортировка без специальных приспособлений противопоказана.

Тепловой и солнечный удар – это состояние перегрева организма под лучами солнца или в сауне.

Оказание первой помощи - необходимо перенести пострадавшего в тень, освободить от одежды, предложить обильное питье
и обтирание холодной водой. Далее необходимо вызвать врача.

Ожоги делятся на 4 степени в зависимости от размеров поражения тканей и органов человека. В условиях занятий физической культурой в основном встречаются ожоги I степени (горячая вода в душе, воздействие пара в сауне и т.п.).

Оказание первой помощи - поставить пострадавшего под струю холодной воды, наложить повязку с раствором питьевой соды
(1 ч/ложка на стакан), протереть поврежденную поверхность спиртом, одеколоном, водкой, наложить сверху стерильную повязку. При ожогах II-IV степени - немедленная госпитализация.

Обморожение также различают по 4-м степеням воздействия на организм.

Оказание первой помощи - растереть шарфом или варежкой, возможно растирание руками, перенести пострадавшего в теплое помещение. Рекомендуется растереть поврежденную поверхность спиртом, водкой. Возможно растирание конечностей до покраснения, опустив их в ведро с мыльной водой, доводя температуру постепенно до 35-37 градусов. При отморожении II-IV степени - обязательно перенести пострадавшего в теплое помещение, предохранить поврежденный участок от загрязнения, положить голову в более высоком положении по отношению к телу, дать горячий чай, кофе. Врачебная помощь обязательна.

Утопление - это потеря сознания вследствие неконтролируемого попадания воды в органы дыхания.

Оказание первой помощи - первые мероприятия связаны с оживлением. Очистка всех полостей (нос, рот, уши) от грязи, ила, слизи. Фиксируют язык, приколов его к губе (булавкой, шпилькой). Далее необходимо встать на одно колено, пострадавшего положить животом на бедро и надавить на спину - вода должна вылиться из желудка и легких. Затем обязательно сделать искусственное дыхание.

Искусственное дыхание : при бессознательном состоянии пострадавшему делают дыхание «изо рта в рот» или «изо рта в нос», предварительно освободив ротовую полость от грязи и других масс. Под плечи надо положить валик. Вдувается воздух 16-20 раз в минуту. Если вы один на один с пострадавшим, необходимо сделать
4 раза непрямой массаж сердца и 1 искусственное дыхание «рот
в рот» или «рот в нос», до восстановления самостоятельного дыхания. Это большая физическая и индивидуальная нагрузка, но жизнь чаще всего возвращается к потерпевшему. Это первая доврачебная помощь. После этого нужно срочный вызов квалифицированного врача.

Остановка сердечной деятельности наиболее опасная травма для занимающихся. Если не помогают нашатырь и похлопывание по щекам - приступают к непрямому массажу. Освобождают от одежды. Находясь слева от пострадавшего, ладонью левой руки ритмично
(50-60 раз в мин.) надавливают на грудину, отнимают руку - дают возможность ей расслабиться. Силу (используя всю массу своего тела) применять не следует. Срочный вызов скорой медицинской помощи.

Ссадины наиболее частые и простые травмы.

Оказание первой помощи. Обрабатывают перекисью водорода, подсушивают ваткой и смазывают бриллиантовой зеленью или йодом.

При ушибах рекомендуется холод (любым способом - снег, вода, металлический предмет), давящая повязка. Тепловые компрессы возможно применять спустя 2-3 дня, также рекомендуется тепло, слегка массируя поврежденную поверхность.

При вывихах рекомендуется полная неподвижность поврежденной поверхности, фиксирующая повязка, при необходимости - остановка кровотечения. При сильной боли возможно введение обезболивающих средств внутрь, рекомендован холод на место травмы. Вправлять вывих категорически запрещено. Помощь врача обязательна.

Перелом - это повреждение кости. Переломы бывают закрытого и открытого типов . При закрытых переломах кожная поверхность не повреждается. Кроме этого, закрытые переломы бывают полные и неполные (трещины). При открытых переломах (рвутся мышцы, сухожилия, сосуды, нервы, кожа).

Оказание первой помощи - необходимо создать полный покой
и неподвижность поврежденной конечности фиксацией ее не менее 2-х суставов. Закрепляют и стабилизируют поврежденную конечность путем накладывания шины. При отсутствии специализированных шин можно использовать палку, лыжу, прутья и т.п.
При переломе предплечья накладывают фиксирующую повязку на локтевой и лучезапястный суставы, согнув руку в локте и развернув ладонь к животу.

При повреждении бедра фиксируют три сустава: тазобедренный, коленный, голеностопный. При переломе ребер необходимо наложить тугую стягивающую повязку на грудную клетку. Для этого можно использовать шарф, простынь, полотенце и т.п. При повреждении костей таза потерпевшего необходимо положить
на спину на твердую поверхность - доску, дверь и т.п., сгибают ноги в коленях, разведя в стороны (для удобства желательно подложить валик под коленные суставы).

При переломе позвоночника - нельзя поднимать человека, переворачивать его. Необходимо аккуратно подложить под него твердую поверхность (щит, доска, дверь) и зафиксировать пострадавшего до прибытия квалифицированной помощи.

Контрольные вопросы:

1. Сущность понятия «здоровье», основные факторы угрозы жизни и здоровью человека

2. Причины возникновения болезней цивилизации. Физическая культура как средство противодействия им.

3. Назовите основные показатели здоровья населения.

4. Какие основные факторы ортобиоза выделены учеными?

5. Какое место занимает физическое воспитание в здоровом образе жизни студентов?

6. По каким показателям оценивают специальную??? двигательную активность?

7. Какие особенности женского организма необходимо учитывать на занятиях физической культурой?

9. Назовите основные гигиенические мероприятия, необходимые при выполнении физической нагрузки.

10. Какое воздействие оказывают физические упражнения
на сердечно-сосудистую систему?

11. Какое воздействие оказывают физические упражнения
на дыхательную систему?

12. Какое воздействие оказывают физические упражнения
на опорно-двигательный аппарат?

13. Какие элементы самомассажа Вы знаете?

14. Какие основные средства используют на занятиях по физической культуре со специальными медицинскими группами?

21. Назовите цели и задачи контроля и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

22. Охарактеризуйте объективные и субъективные показатели физического развития человека.

23. Какие виды травм Вы знаете?

24. Назовите мероприятия первой помощи при различных видах травм.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

Соматометрические;

Физиометрические;

Соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся :

· Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

· Вес – правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

К физиометрическим показателям относятся :

· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

Средние показатели ЖЕЛ:

У мужчин 3500- 4200 мл,

У женщин 2500-3000 мл,

У спортсменов 6000-7500 мл.

Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :

Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кг.

Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

· Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК ).

· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кг.

У правшей средние значения силы правой кисти :

Для мужчин 35-50 кг;

Для женщин 25-33 кг.

Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела.

Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

Например, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кг.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

У мужчин 60-70% массы тела;

У женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.

Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

· Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).


Рис 3. Формы грудной клетки:

а - коническая;

б - цилиндрическая;

в - уплощенная;

α - надчревный угол

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

· Форма спины

Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.

Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. называется кифозом, вперёд – лордозом.

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

Одними из основных причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

· Форма ног

Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.

развития костей и мышц нижних конечностей.

· Форма стопы

Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.


Рис. 6. Формы ступней:

а – полая

б – нормальная

в – уплощённая

г – плоская

Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

· Форма живота

Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.

Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

· Жироотложение

Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Кроме того, определяют равномерность и локальное отложение жира.

производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.

Виды силовых способностей

Сила как физическое качество человека — это способность преодоле­вать внешнее сопротивление нли противодействовать ему за счет мышеч­ных напряжений.

Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила характеризуется величиной максимально развиваемого усилия в изометри­ческом упражнении или предельным весом поднятого груза. Относитель­ная сила представляет отношение абсолютной силы к собственной массе тела. Показатели абсолютной силы более важны для штангистов тяжелых весовых категорий, метателей молота, толкателей ядра; показатели отно­сительной силы — для гимнастов, борцов н спортсменов большинства дру­гих специализаций.

Силовые способности подразделяются на два вида: собственно­силовые и скоростно-силовые.

Собственно-силовые способности проявляются в условиях статиче­ского режима работы или при выполнении медленных движений. Это мо­жет быть удержание в течение определенного времени предельных отяго­щений или перемещение предметов большой массы.

Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, при ко­торых наряду со значительной силой требуется большая скорость движе­ния. В данном случае между силой и скоростью существует следующая за­висимость: в преодолевающем режиме работы мышц с увеличением ско­рости сила уменьшается, а в уступающем режиме — с увеличением скоро­сти сила увеличивается.

Разновидностями скоростно-силовых способностей являются «взрывная» сила и «реактивная» способность. «Взрывная» сила пред­ставляет собой способность достигать максимума усилия за наименьшее время. Она имеет существенное значение при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т. д. Во многих упраж­нениях, например, отталкивании в беге сила не успевает возрасти до мак­симального значения, н ведущим фактором становится не сама её величи­на, а быстрота нарастания усилия. Этот показатель носит название гради­ента силы. «Реактивная» способность характеризуется проявлением мощ­ного усилия при быстром переключении от уступающего к преодолеваю­щему режиму работы мышц. Такое переключение связано с накоплением энергии упругой деформации в процессе уступающей работы н последующей
её реализацией в преодолевающей работе. От «реактивной» способности зависит результат в тройном прыжке, барьерном беге и других подобных упражнениях.

  • Методика развития силовых способностей

Развитие силовых способностей происходит при выполнении упраж­нений с высокой степенью мышечных напряжений. К ним относятся: уп­ражнения с внешним сопротивлением (со штангой, гантелями, гирями, эс­пандерами, на тренажерах; бег в гору, по песку и т. п.),. упражнения с пре­одолением веса собственного тела (подтягивания, подъем ног в висе, прыжки на одной и двух ногах, прыжки в «глубину» с последующим от­талкиванием вверх), изометрические упражнения (удержание груза, вы­прямление ног, упираясь плечами в перекладину и т. п.).

Методы развития силовых способностей относятся к группе методов стандартного упражнения, конкретно, к повторным методам. —

Для развития собственно-силовых способностей применяются:

  1. Метод максимальных усилий. Служит для повышения макси­мальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Упражне­ния выполняются с около-предельным отягощением (90-100% от макси­мального для данного спортсмена). В подходе 1-5 повторений; за одно за­нятие 3-5 подходов с отдыхом между ними 4-6 мин (до восстановления),
  2. Метод повторных усилий (метод «до отказа»). Служит для одно­временного роста силы и увеличения мышечной массы. Отягощение со­ставляет 40-80% от максимального. В подходе 4-15 и более повторений; за одно занятие 3-6 подходов с отдыхом между ними 2-5 мин (до неполного восстановления). Может использоваться 2-3 серии подходов. Существует три основных варианта данного метода:
  • упражнение выполняется в одном подходе «до отказа», а число подходов не «до отказа»;
  • упражнение выполняется в нескольких подходах «до отказа», а число подходов не «до отказа»;
  • упражнение выполняется в каждым подходе «до отказа» и число подходов «до отказа».

Метод повторных усилий получил широкое распространение, так как способствует гипертрофии мышц, позволяет избежать травм, уменьшить настуживание. Особое значение этот метод имеет в подготовке начинающих спортсменов вследствие того, что развитие силы у них почти не зависит от величины отягощения, если оно превосходит 35-40% от максимального.

  1. Метод изометрических усилий. Служит для повышения максимальной силы в позах, соответствующих соревновательному
    упражнению. Развиваемое усилие составляет 40-50% от максимального. Продолжительность напряжения — 5-10 с; за одно занятие упражнение выполняется 3-5 раз с интервалами отдыха 30-60 с. Могут использоваться комплексы из нескольких изометрических упражнений. Целесообразно сочетание изометрических и динамических упражнений.

Для развития скоростно-силовых способностей применяются:

  1. Метод динамических усилий. Служит главным образом для увеличения «взрывной» силы. Отягощение составляет до 30% от макси­мального. В подходе 15-25 повторений в максимально быстром темпе; за одно занятие 3-6 подходов с отдыхом между ними 4-6 мин. Может исполь­зоваться 2-3 серии подходов.
  2. «Ударный» метод. Служит главным образом для совершенствова­ния «реактивной” способности. При использовании, например, прыжков в «глубину» с высоты 50-80 см в качестве отягощения выступает динамиче­ский вес собственного тела. В серии 8-10 прыжков; за одно занятие 2-3 се­рии с отдыхом между ними 6-8 мин. «Ударный» метод требует специаль­ной предварительной подготовки, и его следует применять не более 1-2 раз в неделю.
    • Характеристика быстроты как физического качества.

Формы проявления быстроты

Быстрота как физическое качество человека — это комплекс функ­циональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных дейст­вий в минимальный отрезок времени.

Различают элементарные и комплексные формы быстроты.

Элементарные формы:

  • быстрота двигательной реакции;
  • быстрота одиночного движения;
  • частота движений.

Комплексные формы:

  • стартовое ускорение;
  • дистанционная скорость.

Двигательная реакция может быть простой и сложной. Простая ре­акция — это ответ определенным движением на заранее известный, но вне­запно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета). Быстрота простой реакции составляет у квалифицированных спортсменов 0,1-0,2 с. Она имеет значение в стартовых действиях при спринтерском бе­ге, плавании и т. д. Сложная реакция включает реакцию на движущийся объект и реакцию выбора. Реакция на движущийся объект заключается в зрительном восприятии объекта (мяча, игрока), оценке направления и ско­рости его движения, выборе плана действия и начале его осуществления.

Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,2-1,0 с. Реакция вы­бора связана с нахождением нужного двигательного ответа на поведение партнера, противника или на изменение окружающей обстановки. От бы­строты сложной реакции зависит успешность действий в спортивных иг­рах и единоборствах.

Быстрота одиночного движения важна при метаниях, ударах по мя­чу, ударах клюшкой, уколах в фехтовании и т. д.

Частота движений (темп) играет первостепенную роль во многих циклических видах спорта.

Элементарные формы в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и двигательными навыками обеспечи­вают комплексные формы быстроты в конкретном виде двигательной дея­тельности.

Комплексные формы, так же, как и элементарные, специфичны для разных видов спорта. Например, способность быстро набирать скорость на старте, т. е. стартовое ускорение, характерна для спринтерского бега, конь­кобежного и гребного спорта, бобслея, футбола, тенниса; высокая дистан­ционная скорость — для циклических видов спорта и различных прыжков при выполнении разбега.

Формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. В частности, тренировка в быстроте реакции почти не сказывается на частоте движений; стартовое ускорение мало влияет на скорость бега по дистанции. Однако последние исследования показали, что такая независи­мость наблюдается только при обособленном изучении показателей быст­роты, а в целостных двигательных актах между ними имеется связь. С уче­том этого на практике все же необходимо дифференцированно подходить к совершенствованию различных форм быстроты, основываясь на их значи­мости для данного вида двигательной деятельности. Важно также, что в отношении быстроты прямой перенос (явление, аналогичное переносу на­выков) имеет место лишь в сходных по координации движениях.

Существенную роль играет фактор наследственности. Так, время простой реакции в процессе тренировки улучшается всего на 0,1 с. Это об­стоятельство, как уже было ранее отмечено, следует учитывать при выборе для занятий того или иного вида спорта.

Многообразие форм проявления быстроты указывает на то, что дан­ное физическое качество нельзя сводить только к скорости передвижения, как это иногда ошибочно делается.

  • Методика развития быстроты

Существуют два подхода к развитию быстроты: совершенствование отдельных элементарных форм быстроты н целостное совершенствование

её комплексных форм.

Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнять определенные движения на заранее обу­словленный звуковой, световой или тактильный сигнал. Например: старт при беге из различных положений по команде; прыжки, приседания, изме­нение направления движения при ходьбе по свистку или хлопку; броски мяча от груди н из-за головы по сигналу. Наиболее распространенными методами развития быстроты простой реакции являются повторный н иг­ровой методы. Повторный метод предусматривает многократное выполне­ние упражнений на внезапный сигнал, а игровой — выполнение заданий в условиях случайно меняющейся ситуации (в эстафетах, подвижных и спортивных играх).

Для развития быстроты сложной реакции применяются, во-первых, упражнения на реакцию на движущийся объект: реагирование при посто­янном увеличении скорости объекта, его внезапном появлении в различ­ных местах, сокращении дистанции наблюдения; во-вторых, упражнения на реакцию выбора: реагирование при постоянном усложнении ответных действий (например, если соперник проводит несколько вариантов атаки в борьбе или фехтовании), предугадывание действий противника по его под­готовительным движениям. Основными методами также являются по­вторный н игровой.

Для развития быстроты одиночного движения применяются упраж­нения с усложнением условий выполнения (например, прыжки и бег в утяжеленной обуви, метание снарядов большего веса) и с облегчением ус­ловий выполнения. Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений. В этом случае происхо­дит одновременное развитие силовых способностей, и может быть исполь­зован метод динамических усилий. При сочетании упражнений с услож­нением и облегчением условий выполнения эффективен переменный ме­тод. Суть его заключается в том, что сразу же после упражнений в услож­ненных условиях выполняются соревновательные упражнения в нормаль­ных и облегченных условиях с установкой на максимальную быстроту движений.

Для развития частоты движений применяются упражнения, при которых максимальная частота сохраняется в течение определенного вре­мени без излишнего напряжения. Этому способствует произвольное рас­слабление мышц, не участвующих непосредственно в движении (напри­мер, мышц шеи и рук при беге). Упражнения выполняются повторным методом.

В качестве средств развития комплексных форм быстроты применя­ются упражнения, выполняемые с максимальной нлн близкой к ней скоро­стью. Техника упражнений должна быть настолько хорошо освоена, чтобы
все внимание обращалось не на нее, а на скорость передвижения. Ведущим методом является повторный. Он предполагает проведение одной или не­скольких серий упражнений; число повторений упражнений в каждой се­рии ограничивается способностью поддерживать заданную скорость. Ин­тервалы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить от­носительно полное восстановление и не допустить заметного снижения скорости от повторения к повторению. В частности, для бегунов- спринтеров может быть выбран следующий вариант: 2 серии с последова­тельным пробеганием 80, 120, 150, 200 м в каждой из них или 10 раз по 100 м. Кроме повторного находит применение переменный метод. С этой целью осуществляется, например, скоростной бег в гору с небольшим уг­лом подъема, затем по ровной поверхности и под гору; плавание против и по течению н т. п. Эффективными методами также являются игровой и со­ревновательный.

  • Характеристика выносливости как физического качества.

Виды выносливости

Выносливость — это способность человека к длительной работе без снижения её интенсивности.

Различают два вида выносливости: общую и специальную.

Под общей выносливостью понимается способность выполнять ра­боту невысокой интенсивности в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Учитывая, что аэробную производительность организма характеризует МПК, этот физиологический показатель служит для оценки общей выносливости. Развитию общей вы­носливости уделяется основное внимание в процессе общей физической подготовки. Вместе с тем, её совершенствование является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных спортсменов, базой для повыше­ния специальной выносливости.

Под специальной выносливостью понимается способность эффек­тивно выполнять работу и преодолевать утомление в условиях конкретно­го вида двигательной деятельности. В связи с этим выделяют скоростную, силовую, координационную выносливость.

Скоростная выносливость представляет собой способность сохра­нять необходимое время заданную скорость передвижения и обычно рас­сматривается применительно к циклическим упражнениям.(бегу, ходьбе, плаванию, гребле и пр.). Любое из них может совершаться с различной скоростью или, что то же самое, интенсивностью (мощностью). Соответст­венно различается скоростная выносливость при работе в зоне умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности.

Силовая выносливость представляет собой способность поддержи­
вать длительное время оптимальные мышечные усилия. Наяду с общей выносливостью она имеет очень большое значение не только в спортив­ной, но и в профессиональной и бытовой деятельности. В зависимости от режима работы мышц выделяют динамическую и статическую силовую выносливость; в зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе — локальную, региональную и глобальную силовую выносливость. О локальной силовой выносливости говорят, когда в работе принимают участие менее 1/3 мышц тела (например, работа с кистевым тренажером); о региональной — когда участвуют от 1/3 до 2/3 мышц (подтягивание на пе­рекладине); о глобальной — когда задействовано свыше 2/3 мышц (бег, плаванье, борьба). Особенность силовой выносливости состоит в том, что она проявляется не так специфично, как, например, быстрота. Это делает возможным её перенос в разнообразных упражнениях.

Практически нет таких двигательных действий, которые требовали бы какого-либо вида или формы выносливости в «чистом виде». Все они взаимосвязаны, и этим обусловлен комплексный подход к их развитию.

  • Методика развития выносливости

Развитие всех видов выносливости основано на выполнении упраж­нений, в процессе которых достигается определенная степень утомления. Это связано с необходимостью волевых усилий, умения «терпеть”. По­следнее качество тренируемо и для опытных спортсменов не представляет особой сложности.

Общая выносливость развивается посредством самых разнообразных упражнений, главным образом, циклических, выполняемых длительно при ЧСС 130-150 уд/мин, т. е. в зонах малой и умеренной мощности. Ведущий метод -равномерный. Он характеризуется непрерывной работой с относи­тельно постоянной интенсивностью. Продолжительность работы от 15 до 90 мин и более.

Скоростная выносливость развивается при выполнении циклических упражнений на дистанциях короче соревновательной со скоростью, равной или превышающей соревновательную. Используются равномерный, по­вторный, переменный и интервальный методы.

Равномерный метод применяется при развитии скоростной выносли­вости к работе в зоне умеренной мощности. Упражнение выполняется в течение 20 мин и более.

Повторный метод применяется при развитии скоростной выносливо­сти к работе во всех зонах мощности. Например, для бегуна на 800 м это может быть 2 серии с пробеганием 5 раз по 400 м с отдыхом между повто­рениями 3-6 мин, а между сериями — 8-12 мин. Интервалы отдыха жестко не планируются и определяются субъективными ощущениями спортсмена.

Переменный метод применяется при развитии скоростной выносли­вости к работе в зоне большой мощности. Получил распространение вари­ант, называемый «фартлек» (игра скоростей), когда различные по длине отрезки дистанции преодолеваются с разной, произвольно выбираемой скоростью.

Интервальный метод применяется при развитии скоростной вынос­ливости к работе в зонах большой, субмаксимальной и максимальной мощности. Этот метод предъявляет очень высокие требования к организму занимающихся, в связи с чем в тренировке начинающих спортсменов дол­жен использоваться с осторожностью. Метод заключается в многократном повторении упражнения через ограниченные интервалы отдыха. Паузы от­дыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения ЧСС была в пределах i 20-140 уд/мин, Т. е. восстановление бы­ло неполным. Отдых может быть активным или пассивным, упражнения выполняются сериями.

Динамическая силовая выносливость развивается посредством уп­ражнений с внешним сопротивлением, прн которых отягощение составляет 20-30% от максимального, или упражнений с преодолением веса собствен­ного тела. Используются повторный, интервальный и круговой методы. В частности, при повторном методе с применением отягощений в одном подходе производится 50 и более повторений в среднем темпе; за одно за­нятие 2-4 подхода с отдыхом между ними 4-6 мин. Круговой метод преду­сматривает выполнение специально подобранного комплекса с последова­тельным переходом от одного упражнения (снаряда) к другому как бы по кругу. Индивидуальная нагрузка в каждом упражнении задается в про­центном отношении от так называемого максимального теста. Он прово­дится для каждого занимающегося заранее и показывает Максимально воз­можное число повторений, вес отягощения и время выполнения упражне­ния. Также задается продолжительность отдыха между упражнениями и кругами и общее количество кругов.

Статическая силовая выносливость развивается с использованием метода изометрических усилий. Специфика метода в данном случае за­ключается в том, что оптимальное время статического напряжения состав­ляет примерно 80% от максимально возможного времени удержания за­данной нагрузки. Например, если развиваемое статическое усилие состав­ляет половину от максимального, то упражнение выполняется в среднем 1 мин.

  • Характеристика ловкости как физического качества.

Методика развития ловкости

Ловкость представляет собой сложное комплексное физическое ка­
чество. По определению основоположника отечественной биомеханики

Н. А. Бернштейна ловкость — это способность справляться с любой воз­никшей двигательной задачей, во-первых, правильно (адекватно и точно); во-вторых, быстро; в третьих, рационально (целесообразно и экономично); в четвертых, находчиво (инициативно).

Ловкость складывается из целого ряда компонентов. К их числу от­носятся:

  • способность к дифференцированию (различению) временнйх, пространственных и силовых параметров движений;
  • способность к сохранению равновесия;
  • способность к выполнению движений в заданном ритме;
  • способность к произвольному расслаблению мышц;
  • способность к антиципации (предугадыванию) различных пара­метров движений и условий их выполнения;
  • способность к переключению с одних двигательных действий на другие и преобразованию их в конкретной ситуации.

В совокупности все компоненты ловкости характеризуют возможно­сти человека к овладению новыми двигательными действиями и пере­стройке освоенных действий в соответствии со сложившейся обстанов­кой. Проявление ловкости зависит, в первую очередь, от запаса элементар­ных двигательных навыков, т. е. накопленного двигательного опыта.

Средствами развития ловкости служат упражнения, которые пред­ставляют определенную координационную сложность для занимающихся, содержат элементы новизны, отличаются многообразием форм выполне­ния, включают задания по регулированию и самооценке различных пара­метров движений. Ведущими методами являются метод вариативного уп­ражнения и игровой метод.

Развитие способности к дифференцированию различных параметров движений основано на сопоставлении их субъективной оценки с объектив­ным результатом. Например, при формировании «чувства времени» пред­лагается преодолеть определенную дистанцию за указанное время, а затем сравниваются заданный и фактический результаты. При формировании «чувства пространства» эффективно введение в обстановку действия до­полнительных ориентиров, указывающих направление, амплитуду и траек­торию движений. Следует учитывать, что точность анализа усилий уступа­ет точности анализа длительности движений, а последняя — точности раз­личения пространственных характеристик.

Развитие способности к сохранению равновесия осуществляется при создании условий, затрудняющих достижение устойчивого положения те­ла. Это может быть стойка и перемещение на высокой, уменьшенной и подвижной опоре (на гимнастическом бревне, рейке гимнастической ска­мейки), в необычном положении (на руках), в условиях дополнительных
помех (после серии кувырков, с закрытыми глазами). Важное место при развитии функции равновесия занимают упражнения, избирательно на­правленные на совершенствование вестибулярного. аппарата. Они вклю­чают многократные повороты, наклоны, круговые движения головой и ту­ловищем, кувырки, а также пассивные упражнения на специальных трена­жерах: подвесных качелях, вращающихся креслах, центрифугах и др.

Развитие способности к выполнению движений в заданном ритме достигается посредством специально организованных звуковых сигналов или музыкального сопровождения физических упражнений. Используются упражнения на месте, ходьба, бег с движениями рук, головы и туловища под счет, определенные команды или музыкальный аккомпанемент. При­меняются также танцевальные упражнения и двигательные импровизации в заданном ритме.

Развитие способности к произвольному расслаблению мышц строит­ся на чередовании напряжения и расслабления соответствующих мышеч­ных групп. Важно добиться отсутствия напряжения мышц, не принимаю­щих непосредственного участия в работе, например, мышц плечевого поя­са при беге. Избегать скованности помогает контроль за мимической мус­кулатурой лица. Полезно сочетать фазы движения с фазами дыхания.

  • Характеристика гибкости как физического качества.

Виды гибкости и методика её развития

Гибкость - это способность выполнять движения с большой ампли­тудой. Она характеризует как подвижность отдельных суставов, так и суммарную подвижность нескольких сочленений или всего тела.

Различают два основных вида гибкости — активную и пассивную. Активная гибкость проявляется благодаря собственным усилиям, а пас­сивная — за счет внешних сил. Активная гибкость меньше пассивной и медленнее развивается, однако, на практике её значение выше. Между по­казателями активной и пассивной гибкости наблюдается весьма слабая взаимосвязь: часто встречаются люди, имеющие высокий уровень актив­ной гибкости и недостаточный уровень пассивной, и наоборот.

Гибкость изменяется в довольно большом диапазоне в зависимости от внешних условий и состояния организма. Наименьшая гибкость отмеча­ется утром, после сна, затем она постепенно увеличивается и достигает наибольших показателей с 12 до 17 ч, а к вечеру снова снижается. Гиб­кость повышается под влиянием разминки, массажа, согревающих проце­дур. У женщин она, как правило, выше, чем у мужчин. В значительной ме­ре гибкость обусловлена генетическими факторами. Человек может обла­дать высокой подвижностью в одних суставах и низкой в других.

Для развития гибкости используются упражнения с увеличенной ам­

плитудой движений, называемые также упражнениями на растягивание. Они подразделяются на динамические, статические и комбинированные. Динамические активные упражнения включают разнообразные наклоны, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения, которые могут выполняться с сопротивлением (отягощениями, амортизаторами) н без не­го. В число динамических пассивных упражнений входят упражнения с помощью партнера, с использованием веса собственного тела (шпагат, барьерный сед и т. п.). Статические активные упражнения предполагают близкое к максимальному растягивание мышц в течение 5-10 с при удер­жании определенного положения тела за счет собственных усилий, а ста­тические пассивные упражнения — с помощью внешних сил. Комбиниро­ванные упражнения представляют собой различные варианты чередования отдельных динамических и статических упражнений, например, махи но­гой стоя у опоры с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на околопредельной высоте.

В последние годы появились новые, нетрадиционные средства раз­вития гибкости. Одним из ннх является биомеханическая стимуляция мышц, при которой воздействие на те илн иные мышечные группы осуще­ствляется электромеханическим вибратором с регулируемой частотой.

Главным методом развития гибкости служит повторный метод. Один из его вариантов, а именно метод повторного статического упражне­ния, составляет основу стретчинга. Комплексы упражнений на растягива­ние обычно состоят из 6-8 упражнений. Они выполняются сериями с раз­личным числом повторений и интервалами активного отдыха между се­риями, достаточными для восстановления работоспособности. Число по­вторений зависит от возраста и подготовленности занимающихся, состоя­ния суставов. Для лиц, не имеющих специальной подготовки, рекоменду­ется выполнять в каждой серии 20-25 повторений движений в голеностоп­ном суставе; 50-60 — в плечевом; 60-70 — в тазобедренном; 80-90 — в позво­ночном столбе.

Перед упражнениями на растягивание необходимо хорошо разо­греться, чтобы избежать травм. Упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды сначала медленно, потом быстрее. Упражнения прекращаются при появлении сильных болевых ощущений. Для поддер­жания подвижности в суставах на достигнутом уровне достаточно прово­дить 3-4 занятия в неделю.

Гибкость надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечи­вает беспрепятственное выполнение движений в конкретном виде деятель­ности. Чрезмерное её повышение может отрицательно сказаться на техни­ке соревновательных упражнений, привести к деформации суставов и дру­гим негативным последствиям.

  • Особенности комплексного развития физических качеств

Физические качества человека тесно связаны между собой. Развитие одних качеств может способствовать развитию других, не оказывать за­метного влияния или, наоборот, тормозить их рост. Таким образом, имеет место явление переноса физических качеств.

Характер взаимодействия физических качеств зависит от подготов­ленности занимающихся. При относительно невысоком уровне развития качеств, т. е. на начальном этапе занятий физическими упражнениями, со­вершенствование какого-либо одного качества, например, силы сопровож­дается одновременным ростом других, например, быстроты и выносливо­сти. Однако по мере повышения спортивной квалификации подобное па­раллельное развитие нескольких физических качеств становится невоз­можным. Это происходит оттого, что при высоком уровне подготовленно­сти от дельные качества связаны между собой обратно пропорциональной зависимостью (рис. 5). Акцентирование работая над силой, нельзя до­биться очень хорошей выносливости, а совершенствуя выносливость — значительно улучшить быстроту. Именно поэтому штангисты не обладают выносливостью марафонцев, а последние — быстротой спринтеров.

Рнс. 5 Соотношение уровней развития физических качеств

Зависимости, представленные на рис. 5, характеризуют общую тен­денцию. Вместе с тем, между конкретными видами н формами проявления физических качеств существует положительная связь. Например, повыше­ние максимальной силы ног спринтера, т. е. собственно-силовых способ­ностей, опосредованно приводит к росту скоростно-силовых способностей, а они, в свою очередь, прямо влияют на уровень дистанционной скорости.

  • Телосложение, осанка и методика их коррекции

Под телосложением понимаются размеры, формы, пропорции н

особенности взаимного расположения частей тела.

Выделяют три типа телосложения (конституции) человека: гипер­стенический, нормостенический и астенический. При гиперстениче­ском типе преобладают поперечные размеры тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка короткая и широ­кая, конечности короткие и толстые. Нормостенический тип характеризу­ется правильными пропорциями тела. При астеническом типе преобладают продольные размеры тела, лицо узкое, шея длинная и тонкая, грудная клетка длинная и плоская, конечности длинные и тонкие, мускулатура раз­вита слабо.

Разные типы телосложения не являются «плохими» или «хорошими”, но их нужно учитывать при выборе для занятий тех или иных видов спорта или систем физических упражнений. Кроме того, от типа телосложения за­висит предрасположенность человека к различным заболеваниям. Так, у гиперстеников чаще встречаются болезни обмена веществ, гипертониче­ская болезнь, у астеников — заболевания желудочно-кишечного тракта, ту­беркулез.

Осанка — это привычная поза человека. Она зависит от формы по­звоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры туловища. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали, пле­чи развернуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические изгибы позвоночника в передне-заднем на­правлении нормально выражены, грудь слегка выпуклая, живот втянут, но­ги разогнуты. Нормальная выраженность изгибов позвоночника означает, что величина шейного и поясничного лордозов (выпуклостей вперед), грудного и крестцово-копчикового кифозов (выпуклостей назад) составля­ет 3-4 см. Глубина шейного и поясничного изгибов может быть легко из­мерена в положении испытуемого стоя спиной у ровной вертикальной по­верхности, касаясь её головой, лопатками, ягодицами, голенями и стопами.

Хорошая осанка создает оптимальные условия для деятельности внутренних органов, имеет большое эстетическое значение.

В отличие от естественных изгибов позвоночника его боковое, ис­кривление со скручиванием вокруг вертикальной оси — сколиоз — является прогрессирующим заболеванием, которое сопровождается нарушением функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стойкими болевыми ощущениями. В ряде случаев при сильно выраженном сколиозе его лече­ние возможно только с помощью операции.

Коррекция телосложения может осуществляться в двух направлени­ях: изменении массы всего тела и его звеньев и, в значительно меньшей степени, длины тела (роста).

Основной путь снижение массы тела за счет уменьшения жировых запасов — длительные циклические упражнения аэробного характера, вы­
полняемые равномерным методом. При этом вовсе необязательно, чтобы вся нагрузка падала на те звенья тела, массу которых желательно снизить. Например, объем талии можно с успехом уменьшить, применяя бег или плавание. Увеличение массы тела за счет гипертрофии мышц достигается посредством силовых упражнений с использованием метода повторных усилий. Для этого подходят занятия тяжелой атлетикой, атлетической гимнастикой, шейпингом. Как в первом, так и во втором случае большое значение имеют сбалансированное питание и специальные диеты.

На длину тела кроме наследственного фактора, питания и условий внешней среды стимулирующее влияние оказывают некоторые физические упражнения. К ним относятся спортивные игры (баскетбол, волейбол, бад­минтон, теннис и др.), прыжковые упражнения (со скакалкой, подскоки), упражнения в висе на перекладине и гимнастической стенке.

Для предупреждения дефектов осанки и их исправления необходимы упражнения, затрагивающие главным образом мышцы-разгибатели шеи, туловища, ног. Используются упражнения у гимнастической стенки, с гимнастическими палками, амортизаторами, а также упражнения с отяго­щениями, выполняемые в положении лежа и полулежа. Формированию правильной осанки способствуют занятия спортивной и художественной гимнастикой, плаванием, синхронным плаванием, прыжками в воду, фи­гурным катанием на коньках.

Чтобы приостановить прогрессирование сколиоза применяются спе­циальные комплексы лечебной физической культуры. В них входят обще­развивающие упражнения, различные виды ходьбы, упражнения с неболь­шими отягощениями, выполняемые в положении лежа, упражнения на рас­тягивание и др. Большое место занимает плавание, преимущественно спо­собом брасс

1. Самый высокий ранг соревнований:
чемпионат мира
Олимпийские игры

2. Наилучшие показатели работоспособности человека характеризуются следующими значениями индекса Руффье:
0,5
0,6
0,7
0,8

3. С увеличением значения индекса Руффье работоспособность:
возрастает
снижается

4. Для развития скоростных качеств используют бег:
спринтерский
спринтерский и с ускорениями

5. Взрывную силу характеризуют тесты:
прыжки в длину и высоту
прыжки в длину и через скакалку
прыжки в длину и челночный бег

6. С увеличением значения весоростового индекса:
возрастает дефицит массы тела
снижается избыток массы тела
возрастает избыток массы тела
снижается дефицит массы тела

7. К показателям функциональной подготовленности, характеризующим физическое состояние, относятся:
вес и рост
артериальное давление и частота сердечных сокращений
сила, выносливость, скорость

8. Если в полдень стать спиной к солнцу, то (впереди, сзади, справа, слев будет:
юг
север
запад
восток

9. Самый быстрый бег:
стайерский
марафонский
спринтерский
трусцой

10. К показателям физического развития относятся:
масса тела
рост
частота сердечных сокращений

11. Физическое развитие весоростовой индекс:
характеризует
не характеризует

12. Для развития общей выносливости используют бег:
спринтерский
стайерский
спринтерский, с ускорениями и повторный бег с максимальной скоростью

13. Физическое развитие человека может быть представлено показателями:
весовыми и ростовыми
весоростовыми и силовыми

14. К тестам функционального состояния относятся:
частота дыхания и сила
сила и частота сердечных сокращений
частота сердечных сокращений и время задержки дыхания

15. К показателям физического развития относятся:
вес и рост
артериальное давление и частота сердечных сокращений
время задержки дыхания и окружность грудной клетки
сила, выносливость, скорость

Другие записи из рубрики

http://dekane.ru/fizicheskaya-kultura-test-1/

Показатели физического развития

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

К соматометрическим показателям относятся :

· Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

· Вес – правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока . согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

рост (см) х объём грудной клетки (см)

http://studopedia.org/1-44908.html

Учебные материалы для студентов

Тест по валеологии. Часть 1

1. Под физической культурой обычно понимают:

а) уровень физической подготовленности населения, обеспечиваемый занятиями физическими упражнениями;

б) часть общей культуры, связанная преимущественно с физическим
воспитанием;

в) массовая форма занятий физическими упражнениями, направленная
на укрепление здоровья населения.

2. Физическое развитие - это

а) процесс воспитания физических качеств человека;

б) процесс овладения двигательными умениями и навыками;

в ) изменение морфо-функциональных свойств организма человека в
течение жизни человека;

3. К показателям, характеризующим физическое развитие человека, относятся:

а ) показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств;

б) показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов;

в) уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных
умений и навыков;

4. К средствам физической культуры относят:

а) физические упражнения;

б)режим труда, сна, питания; санитарно - гигиенические условия;

5. Здоровье можно определить как

а) отсутствие болезней и физических дефектов;

б) качество приспособления организма к условиям внешней среды;

в ) состояние полного физического, душевного и социального
благополучия;

6. Здоровье в большей степени зависит

а) от наследственности,от экологических факторов;

в) от состояния системы здравоохранения;

7. Образ жизни определяется

а) уровнем, качеством и стилем жизни;

б) конституцией человека;

8. Здоровый образ жизни предполагает

а) активно развитую рефлексию; отказ от вредных привычек, культуру общения и сексуального поведения;

б) рациональный двигательный режим, гигиену труда, отдыха и питания;

9. Оптимальный двигательный режим студента

а) характеризует тот уровень движений, который необходим для
нормального функционального состояния организма;

б) должен предостерегать от чрезмерно высоких нагрузок, которые
могут привести к переутомлению, перетренированности, снижению
работоспособности;

10. Физкультурная пауза в большей мере способствует

б) ускоренной врабатываемости организма;

в) эмоциональной и волевой устойчивости;

11. Способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности
при глобальном функционировании мышечной системы называется

а) физической работоспособностью;

в) общей выносливостью;

12. Какое из физических качеств при его чрезмерном развитии
отрицательно влияет на гибкость:

а) наличие системы дополнительных стимулов;

б) ответную реакцию на внешние воздействия;

  1. Самосовершенствование - это процесс, предполагающий

а) самопознание, самоопределение, подражание, самообразование,самовоспитание;

б) самонаблюдение, самосравнение, самоутверждение;

  1. Укажите виды спорта, которые непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

А) синхронное плавание;

16. Основной девиз Олимпийских игр

Б) сильнее, справедливее, честнее;

17.Укажите размеры волейбольной площадки:

18.Количество игроков на площадке во время игры в волейбол:

19. Укажите вид спорта наиболее целесообразный для
совершенствования кардиореспираторной системы

а) водный слалом;

20. Мяч, при игре в волейбол, попавший на боковую линию, считается:

21. Из скольких партий проводится 1игра по волейболу:

22. До скольких очков играется первая партия в волейболе:

23. При касании мячом сетки во время подачи в волейболе, игра:

Б) останавливается с переходом подачи к другой команде;

В) засчитывается спорный мяч

24. Сколько касаний мяча могут произвести игроки одной команды во время одного розыгрыша в волейболе?

25.Спорт – это:

А) вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей;

Б ) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения в этой сфере;

В) специализированный педагогический процесс, построенный на системе физических отношений и направленный на участие в спортивных соревнованиях;

26. Вид спорта – это:

А) конкретное соревновательное упражнение;

Б) специализированная соревновательная деятельность, в которой два или больше соперников стремятся победить друг друга;

В ) исторически сложившийся в ходе развития спорта вид соревновательной деятельности, сформировавшейся как самостоятельное соревнование.

27. Переход игроков по площадке в волейболе производится при:

В) при выигрыше мяча со своей подачи

28. Переход игроков по площадке в волейболе производится:

Б) против часовой стрелки;

В) игроки передней линии меняются местами с игроками задней линии

29. Подача в волейболе подается с:

А ) любой точки свободной зоны, не заступая за лицевую линию;

Б) с середины лицевой линии;

В) в ограниченной зоне лицевой линии

30. В волейболе двойное касание – ошибка игрока при которой:

А) 2 игрока касаются одновременно мяча;

Б ) игрок ударяет мяч дважды или мяч касается различных частей его тела последовательно;

В) мяч ударяется в площадку, затем отбивается игроком

  1. Если во время игры в волейбол игрок касается сетки, то:

А ) игра останавливается с переходом подачи к команде соперника;

Б) разыгрывается спорный мяч;

В) игра продолжается

  1. В волейболе как мяч вводится в игру?

В) 3-мя пасами игроков 1 команды

  1. Обозначьте цифрами расстановку игроков по зонам в волейболе:

http://studystuff.ru/controlnaya/valeology.html