Индивидуальные особенности детей близнецов. Проблемы психологического и физического развития близнецов. «Синдром эскалации» у близнецов

Рождение двойняшек - это открытие удивительного мира двойных приключений, двойных радостей… и двойных забот. Однако все заботы родителей окупятся сторицей при правильном воспитании каждого близнеца, умелой поддержке его самооценки и привязанности. Наша цель - запастись терпением, развить в себе гибкость мышления и оптимизм.

Однояйцовые или двуяйцовые?

Существует 2 типа близнецов. Двуяйцовые близнецы - это дети, развившиеся из двух разных яйцеклеток. Они могут быть разного пола, иметь разный набор генов и внешние отличия. Однояйцовые близнецы развиваются, когда яйцеклетка после оплодотворения разделяется на две части. Однояйцовые близнецы всегда будут одного пола, у них будет идентичный набор генов и даже похожие отпечатки пальцев. Внешне у них также не будет отличий.

Ты и я - мы так похожи, схожи внешне и душой…

С самого рождения между близнецами развивается особая связь, которая отличается от обычных отношений между братьями и сестрами. Можно заметить, как близнецы высматривают эмоции друг друга: если один смеется, второго это тоже рассмешит. А если один будет плакать, другой будет проявлять к нему внимание и заботу.

Взрослея, близнецы все больше времени проводят в совместных занятиях. Это на пользу маме, так как позволяет ей заняться домом и уделить себе немного времени. У двойняшек раньше других детей развивается чувство уверенности и безопасности. У них лучше других детей выражена эмпатия и дух соперничества. Однако из-за постоянного общения только с себе подобным их также отличает задержка в познавательной сфере и недостаточное развитие социальных навыков.

Каждый ребенок индивидуален

Часто родители обращаются с близнецовой парой как с единым ребенком. Кормят их из одной бутылочки, одинаково одевают, укладывают спать в одной кроватке и всегда держат вместе. Таким образом они затрудняют у детей процесс становления индивидуальности и идентификации личности. Относитесь к детям как к личности, имеющей свои потребности и желания. По возможности обеспечьте им личное пространство. Игрушки, посуда, одежда: у каждого близнеца должно быть свое собственное.

Стремление к сходству и различию у близнецов будет меняться с возрастом. В детстве близнецы часто повторяют друг за дружкой, играют в одинаковые игрушки и охотно носят одинаковую одежду. В подростковом возрасте наблюдается резкое отрицание своего сходства, происходит изменение структуры отношений, начинает преобладать стремление к различию.

Соперничество и ссоры

В период взросления ссоры между близнецами неизбежны. Это абсолютно нормально, запаситесь терпением и дайте им возможность самим уладить конфликт. Считается, что в паре близнецов один всегда принимает на себя роль лидера, а второй становится ведомым. Это доминирование порой принимает ситуационный и поочередный характер, и все же не стоит провоцировать их на соперничество.

У двойняшек также имеется склонность усиливать поведение друг друга. То есть если одному близнецу вдруг захочется забраться на стол, говорить с полным ртом или громко петь, другой будет стараться перекричать или скопировать его. Такое поведение буквально сводит с ума старших. Что в таких случаях могут сделать родители?

Самое лучшее - разделить близнецов по комнатам. Используйте правило по времени наказаний: 1 год ребенка = 1 минута отдельно друг от друга.

Ты да я, да мы с тобой – вместе в школу и домой…

Стоит ли отдавать двойняшек в один класс? Лучше всего посоветоваться с самими детьми. Если вы определите двойняшек в разные классы, у них будет меньше соперничества, они смогут завести собственных друзей, что очень важно в установлении их индивидуальности. То же самое касается и дополнительных кружков. Разный опыт поможет им стать ближе и обсудить интересы друг друга.

Я хотел иметь братишку, а двойняшки родились…

В непростой ситуации оказывается старший ребенок при появлении на свет двух малышей. До этого привыкший быть единственным, старший ребенок может почувствовать себя забытым и покинутым. Как помочь ему?

Попросите помощи у близких. Выделите день, который вы полностью сможете посвятить старшему, а бабушки в это время посидят с близнецами. Сходите в кино, в зоопарк, в музей - проведите время так, чтобы младшие дети не смогли вас отвлекать.

Выберите для близнецов разные по звучанию имена. При выборе похожих имен близнецам бывает трудно отделить собственную индивидуальность.

Приучайте детей к одному графику. Спать и есть – одновременно. Вовлекайте в процесс заботы за близнецами отца и других членов семьи.

Не покупайте двойняшкам одинаковые игрушки, если не хотите, чтобы они постоянно ссорились. Исходите от индивидуальных вкусов и интересов каждого.

Учите детей отличать свое от чужого. Если дети близнецы - это не значит, что они должны постоянно чем-то делиться. Каждому ребенку хочется иметь что-то свое личное: свой велосипед, свою кровать, свою игрушку и т. д.

Избегайте соперничества между близнецами. Научите их ждать своей очереди и спокойно выслушайте каждого.

Выделяйте время, чтобы пообщаться с каждым из близнецов наедине.

Подчеркивайте и поощряйте различия между детьми. Чаще хвалите их, но за разные поступки.

Расскажите им, как это здорово - быть близнецами! Вместе смотрите фильмы о взаимопомощи близнецов, придумайте сказку о том, какие увлекательные приключения ждут близнецов в нашем мире.

Эльнара Агаева, семейный психолог

Вы счастливые родители двойняшек? Тогда Вам повезло вдвойне. Дети будут расти в компании друг друга, одновременно развиваясь и помогая друг другу познавать мир. Родителям нужно знать, что воспитание двойняшек несколько отличается от воспитания одного ребёнка. Читайте о тонкостях воспитания двойняшек в нашей статье.

Двойняшки в семье: особенности жизни и воспитания

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения.

Нередки случаи, когда у мамы рождается сразу двое и более детей: или близнецов, или двойняшек. В чём отличие между ними? В медицинской терминологии нет такого понятия как двойняшки. Различают однояйцевых или разнояйцевых близнецов. К первым относятся два ребёнка или более, развивавшихся в одной матке и родившихся почти одновременно. Разнояйцевых близнецов мы привыкли называть двойняшками. Близнецы всегда относятся к одному полу, а двойняшки могут быть как одного, так и разных полов. Близнецы всегда сильно похожи друг на дружку: почти неразличимы. Разнояйцевые близнецы (двойняшки) имеют внешнее сходство, как обычные братья и сестры. И близнецы, и двойняшки - особенные дети: появляясь на свет одновременно, они всё же два различных индивида.

«Двойняшки приходят в мир не такими, как все остальные дети».

В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства.

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими. Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит друг дружка. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Ещё одни плюс двойняшек выражается в том, что обычно они гораздо самостоятельнее, чем их сверстники-одиночки.

Смотрите видео о вопросах воспитания близнецов, двойняшек и погодок

Две разных личности

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности. Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями.

В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает пазлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки

Задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.

В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек: отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры. Отведите его в спортивную секцию, предназначенную только для мальчиков. Посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья. Отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его. Пусть в этом деле поможет папа. Если в семье папы нет – то матери обязательно нужно подумать, кого из мужчин привлечь к воспитанию мальчика-двойняшки: дедушку, дядю, близкого родственника, который опекал бы его и участвовал бы в его воспитании.

Если девочке всегда не хватает брата – то в этом случае нужно тоже развивать её самодостаточность.

«Разнополые двойняшки переживают разлуку не так сильно, как однополые».

Взаимоотношения двойняшек

Несмотря на то, что двойняшки всё время рядом друг с другом и дружат, это не означает, что они не могут соперничать. Борьба чаще всего возникает из-за степени любви и ласки родителей.

Чтобы наладить правильные отношения между двойняшками, лишённые жёсткой конкуренции, лучше всего действовать таким образом:

  • обняв одного, не забывайте и про другого
  • приучать не жадничать, помогать друг другу
  • учить вдумчивости, рассудительности, терпению.

Вскоре дети поймут, что родительской любви хватит на всех.

Развитие индивидуальности детей

Для того чтобы избежать всех возможных нежелательных последствий, связанных с самоидентификацией, рекомендуем родителям двойняшек:

  • воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»
  • с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»
  • придавать значение различиям двойняшек
  • называть каждого ребёнка своим именем
  • создать у каждого из двойняшек своего пространства, игрушек и т.п.

«Совет. Уделяя внимание различиям двойняшек и успехам каждого, необходимо быть осторожным и максимально корректным, чтобы не вызвать ревность и зависть у одного из детей».

Важно всячески содействовать тому, чтобы дети-двойняшки развивались в условиях, благоприятных для их психологического и эмоционального развития. Например, с помощью и игры и правильно подобранных игрушек:

  1. Устраивайте дома кукольный театр. Для двойняшек будет полезным принимать на себя разные роли. Это будет стимулировать развитие нужных навыков, развитие речи двойняшек, их логическое мышление, воображение и фантазию. А грамотные родители ещё и будут корректировать ход игры, в зависимости от того, себя будут проявлять в ней дети. Предлагайте детям меняться ролями: так они будут развивать разные качества, в том числе и лидерские.
  2. Запаситесь логическими играми. Лото, домино и другие разновидности игр, развивающих логику, обеспечат то, что в таких играх каждый из близнецов двойняшек будет играть сам за себя. Это научит самостоятельно принимать решения, высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Предлагайте двойняшкам играть в игры на развитие мелкой моторики. А если приобретать их в двух экземплярах, то двойняшки смогут соревноваться друг с другом, развивая свои индивидуальные способности.
  4. Приглашайте играть в настольные игры. Каждый из детей не только будет играть сам за себя, но и развивать речь, внимание, память, мышление.
  5. Обеспечьте каждого из двойняшек своими игрушками. Покупая игрушки, позволяйте каждому из детей делать свой собственный выбор: они выберут те игрушки, которые будут отвечать их индивидуальным особенностям и предпочтениям.

Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи

Полезные советы помогут родителям двойняшек выработать правильный подход в воспитании:

  1. Выбирайте детям разные по звучанию имена.
  2. Не покупайте двойняшкам одинаковую одежду, игрушки: учитывайте вкусы каждого ребёнка.
  3. Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи.
  4. Уделяйте время каждому, в том числе и для общения наедине.
  5. Подчёркивайте индивидуальные различия между двойняшками.

Воспитывая двойняшек, помните, что у каждого из них – свои мысли и желания, особенности и таланты. Помогайте развиваться детям, будьте терпеливы – и вскоре они будут радовать двойными успехами.

Появление в семье ребенка всегда связано с изменениями в привычном укладе жизни взрослых. Появление сразу двоих детей – удваивает хлопоты и радости.

Воспитание двойняшек требует особого подхода. Ведь даже их появление на свет – настоящее чудо, которое до сих пор не могут объяснить ученые: женская матка рассчитана на вынашивание только одного ребенка.

Находясь еще в утробе матери, дети постоянно ощущают друг друга, учатся взаимодействовать. Они настолько тесно связаны незримыми психологическими нитями, что не представляют жизни друг без друга. Поэтому воспитание близнецов будет отличаться от воспитания одного ребенка.

Особенности физических и психических процессов

Все двойняшки рождаются меньше весом и ростом, чем «одиночки». И это неудивительно, ведь два плода в матке не дают расти друг другу: им мало места. Малыши сдавливают сосуды и не позволяют расти плаценте. Однако уже к двум годам их конституция становится такой же, как и у всех детей.

Психологическое развитие двойняшек тоже отстает. Это не связано с интеллектуальными способностями. Дело в том, что малыши, находясь постоянно вместе, не сразу могут отделить себя от брата или сестры.

Всем известно, что новорожденный ребенок не осознает «границ личности», то есть не может отделить себя от окружающих. С возрастом у крохи формируется понятие своего «я», и начинается оно с психологического отделения от родителей.

У близнецов все сложнее. Помимо разграничения себя и родителей, двойняшки должны научиться «разделяться» друг от друга.

Ситуация усложняется тем, что окружающие ассоциируют близнецов как одно целое. Родители с умилением одевают их в одинаковую одежду, делают идентичные прически и часто сами перестают различать детей, путая даже их имена.

Каково же самим малышам понять, кто есть кто, когда даже самые близкие люди не видят в этом особой необходимости.

Видя всеобщее умиление их сходством, они не считают нужным проводить границу между собой. Психологическая близость, которая возникает между детьми, накладывает серьезный отпечаток на их характер, умение общаться, преодолевать кризисные ситуации. Двойняшкам сложно найти друзей или создать семью, ведь необходимую помощь и поддержку они всегда могут найти друг в друге.

Чтобы близнецы выросли счастливыми, успешными людьми, способными адаптироваться в обществе и создать полноценную семью, нужно знать особенности воспитания двойняшек.

«Секретный» язык или единая жизнь

Специфика взаимоотношений двойняшек начинается с их вынужденного совместного существования в утробе матери. Они слышат и ощущают не только мать, но и друг друга. Поэтому с самого рождения эти малыши обладают уникальной способностью понимать друг друга, ощущать и принимать.

С одной стороны, это хорошо, ведь крохи никогда не будут чувствовать себя одиноко. С другой стороны, близнецы не видят необходимости в общении с другими детьми, поэтому часто им сложно наладить дружеские отношения со сверстниками.

Малыши создают свой особый мирок. Часто замыкаются в нем, придумывая игры и развлечения, которые интересны только им.

Компенсируя недостаточное внимание родителей, двойняшки часто изобретают «свой» язык, который понятен только им. Именно поэтому у них часто наблюдается задержка развития речи.

Ребенок копирует речь взрослых, перенимая у них даже интонацию. Близнецам этого не нужно, ведь они и так прекрасно понимают друг друга, копируя звуки, произнесенные друг другом. Взрослые редко понимают этот тайный язык.

Родители должны уделить развитию речи малышей большое внимание. Причем важно воспитывать речевые навыки у обоих детей, ведь копировать они будут друг друга.

Тесное взаимодействие и любовь друг к другу вовсе не исключает момента соперничества. Поэтому родителям важно показывать свою любовь малышам, не выделяя и не обделяя никого.

Отношения в паре

Находясь в тесном взаимодействии, в паре близнецов возникает четкое распределение ролей. Один из них является лидером, второй – ведомым.

Чаще всего ведомым становится тот, кто по физическим параметрам уступает брату или сестре. По мере взросления определение лидерства происходит по успеваемости и отношению взрослых.

Такое ролевое разделение имеет двоякое значение. Ведь лидер всегда может помочь, подсказать и поддержать. Однако при таком положении дел ведомый не сможет научиться принимать самостоятельные решения, всегда будет нуждаться в поддержке брата или сестры.

Часто близнецы распределяют роли во взаимоотношениях с другими людьми. Например, один из них – гуманитарий, который не только может сдавать экзамены по этим дисциплинам за двоих, но и общаться с другими людьми тоже за двоих.

Такое распределение ролей еще больше сближает детей, но и одновременно отдаляет от других. Они привыкают взаимодействовать со сверстниками и взрослыми только совместно.

Разный пол

Разнополые близнецы – это мальчик и девочка, которые имеют только около 50% общих генов. Они могут быть зеркальным отражением друг друга, а могут быть и совершенно разными внешне.

Разница в воспитании мальчиков и девочек существенна.

Помимо того, что им нужны разные игрушки для развития, у них могут быть сформированы совершенно различные предпочтения в еде, общении и даже режиме. Несмотря на то, что родители испытывают определенные трудности в связи с этими особенностями, они должны их всячески развивать и поощрять.

Развитие речи у таких близнецов происходит быстрее, чем у однополых двойняшек. Однако мальчики начинают говорить позже, чем девочки. В этом нет ничего удивительного, ведь такая ситуация характерна и для детей, которые появились на свет без пары.

Такие близнецы тесно сотрудничают, любят и чувствуют друг друга. Их связь не такая тесная, как у однополых пар, но родители должны также уделять внимание развитию их индивидуальности.

Индивидуальность на двоих?

Несмотря на поразительную схожесть, близнецы – две совершенно уникальные личности. И воспитывать их нужно соответственно.

Особенности воспитания близнецов состоят в том, что главной задачей родителей должно стать мягкое противостояние их «слиянию» в одно целое.

Дело в том, что малыши, взрослея, должны уметь четко отличать себя от других людей. Близнецам, которые замкнулись на себе, сделать это сложно. То есть крохи отожествляют себя с братом или сестрой. Чаще всего эта ситуация для них вполне комфортна и не вызывает внутренних конфликтов. Однако по мере взросления может привести к полному отторжению от других людей.

Малыши не любят говорить слово «я», они употребляют «мы», не понимая разницы между этими понятиями.

Такая ситуация чревата полной зависимостью друг от друга. Дети испытывают глубокий стресс, если «напарника» нет рядом в определенной ситуации. А это отразится во взрослой жизни, когда близнецы не смогут постоянно быть вместе.

Особенности темперамента

Особенности характера проявляются у детей по-разному. Если у однополых малышей они чаще всего одинаковы, то у разнополых могут быть диаметрально противоположными.

Сложно говорить о конкретных типах темперамента у детей. Однако психологи выделили несколько основных групп, по которым можно судить о характере ребенка, а также способах корректирования недостатков малышей. Рассмотрим основные типы темперамента у близнецов:

  • Наблюдатели.

Это спокойные, уравновешенные дети, которые отличаются завидным послушанием. Им не придет в голову ослушаться родителей или сделать что-то, что противоречит указаниям взрослых. Малыши с удовольствием наблюдают за всем, что происходит вокруг них. Они аккуратны и терпеливы.

  • Исследователи.

Малыши спокойно относятся к руководству взрослых. Им нравятся логические задания. Однако услышав новый, неизведанный ими звук, или заинтересовавшись новым предметом, они безотлагательно отправятся его исследовать. Пытаются проявлять самостоятельность, но делают это только тогда, когда им что-то крайне интересно.

  • Пионеры.

Они не способны на спокойное наблюдение. Для познания мира им необходимо все потрогать, попробовать, разобрать. Не терпят ограничения свободы. Видя предмет, достойный их внимания (а это происходит ежеминутно), малыши сделают все возможное и невозможное, чтобы исследовать его.

Так как близнецы находятся в тесном взаимодействии, они умеют поддерживать друг друга в любом начинании.

Воспитание близнецов в семье – задача не из легких. И от того, насколько справятся с ней родители, будет зависеть будущее детей. Правильное семейное воспитание поможет избежать отклонений в развитии малышей, помочь развиться их природным склонностям и талантам, наладить хорошие отношения со сверстниками.

Чтобы двойняшки выросли самостоятельными личностями, родители должны следовать следующим рекомендациям:

  • Развивать индивидуальность каждого малыша через самостоятельную деятельность;
  • Взрослые должны находить время для общения с каждым ребенком в отдельности. Дети должны иметь свое время общения с родными, которое им не нужно ни с кем делить.
  • Не стоит подчеркивать сходство малышей. Покупайте им разную одежду и игрушки. Позвольте самостоятельно, отдельно друг от друга, выбирать подарки и вещи;
  • У каждого ребенка должны быть свои вещи и игрушки;
  • Поощряйте общение со сверстниками;
  • Помните, что у каждого близнеца есть имя. Не стоит называть их просто двойняшками.
  • У каждого малыша должно быть свое, индивидуальное задание, а не одно на двоих.
  • Не стоит возвышать одного ребенка над другим. Дарите им равное количество любви, внимания и ласки.
  • В парах с разнополыми близнецами важно акцентировать внимание на половой принадлежности, чтобы девочка не перенимала мужские черты характера, а мальчик не стал женственным.
  • Воспитывайте собственным примером.

Сумейте помочь каждому ребенку почувствовать свою особенность, индивидуальность. Позвольте заниматься каждому тем, что интересно только ему. И тогда близнецы обязательно будут счастливы в дальнейшей взрослой жизни.

В саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: отношение окружающих (родителей) к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер - ведомый». Факт доминирования наблюдается и у монозиготных близнецов, и у дизиготных, но у дизиготных близнецов больше, в то время как у монозиготных чаще встречается чередующаяся доминантность. Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них (рост, вес при рождении, внутриутробное положение), но и физическая среда, школьная успеваемость .

Сергиенко Е.А. с соавторами говорит о неодинаковом влиянии данных факторов на монозиготных и дизиготных близнецов. У монозиготных - больше внимания при распределении ролей внутри пары уделяется интеллектуальному развитию, школьной успеваемости и физической силе, а у дизиготных играет роль порядок рождения и рост/вес при рождении. Разнополые дизиготные близнецы занимают промежуточное положение между перечисленными парами. Определенные средовые условия могут увеличивать или уменьшать внутрипарное сходство показателей близнецов по изучаемому признаку. Однако средовые условия развития не влияют на их внутрипарное сходство по психологическим характеристикам, которое будет определяться реальной зиготностью, а не воспринимаемой. Это относится к неправильному определению зиготности, где монозиготные близнецы все равно будут более похожи, чем дизиготные .

А. Гезелл также сомневался в том, что под влиянием внешней среды могут измениться такие основные черты, как, например, черты темперамента. Воспитание и наследственность может иметь ощутимое влияние на личность без того, чтобы происходили глубокие изменения ее структуры. Например, у дизиготных близнецов с рождения существует разница в аффективных установках: склонность к плачу, способность успокоиться, готовность улыбнуться и т.д. Бумсма Д. и Ван Баал К. предположили, что, генетические различия между детьми в младенчестве происходят вследствие функциональных различий из-за ограниченных возможностей переработки информации и сильнее проявляются по мере взросления ребенка .

Близнецы находятся в утробе матери вместе. Вместе они вступают в новую жизнь после рождения. Проблема лидерства возникает уже в раннем возрасте. Известно, что по характеру близнецы отличаются друг от друга. Один может быть более активным с задатками лидера, другой более спокойным. Так же однополые близнецы, чем старше становятся, тем чаще пытаются подчеркнуть различия между собой, показывая, кто из них главнее. Другая причина демонстрации лидерства - недоразвитость или болезнь одного из близнецов. Возможно, такому малышу мама уделяет внимания больше. Тогда другой близнец начинает ревновать и пытается подавить более обласканного матерью, чтобы она обратила внимание на него. Чтобы такого не произошло, родители должны уделять малышам одинаковое количество времени и прививать близнецам чувство равенства и братства .

Так как близнецы всегда вместе и сопереживают друг другу, то более сильный близнец, видя, как мама заботится о брате, так же берет над ним опеку. Он ухаживает за более слабым близнецом, защищает его, тем самым, сковывая свободу «родственника».

Усиливается контроль и опека в отношения разнополых близнецов. Девочка всегда в развитии опережает мальчика. Она наблюдает за тем, что делает мама, и так как чувствует однополость с ней, начинает за ней повторять. Вкупе это сильно мешает мальчику развиваться и чувствовать свое превосходство, которое заложено в нем природой. Самое опасное это то, что сгладятся различия в развитии только во время переходного возраста. До этого времени мальчик может чувствовать себя ущербным, что повлияет на его характер.

В зависимости от отношений внутри пары, близнецы обычно «подпадают» под один из следующих психологических типов: «тесно связанные», «в меру зависимые» или «крайние индивидуалисты» .

Близнецы, «тесно связанные» отношениями в паре, не просто объединены преданной дружбой. Они практически неотделимы друг от друга, во всем стараются проявлять себя одинаково, и в результате для окружающих также становятся абсолютно «тождественными». Именно такие близняшки часто откликаются на оба имени сразу, «не узнают» свое отражение в зеркале. Особенно сильное сходство интересов и темпераментов наблюдается у монозиготных (однояйцовых) близнецов. Но и в этом случае родителям следует помнить, что близнецы - не «клоны», и необходимо воспитывать в каждом индивидуальную личность. В «тесно связанной» паре есть свои положительные черты:

Ребенок всегда может надеяться, что рядом есть человек, у которого он найдет понимание и поддержку в трудной ситуации;

У него есть товарищ в случае, когда не ладятся отношения с друзьями. Минусы:

Двое сильнее, чем один. Объединившись, близнецы могут стать «противовесом» родительскому воспитанию и авторитету,

Но сила обернется слабостью, когда придется действовать независимо друг от друга. «Тесно связанным» близнецам бывает трудно надолго расставаться, сложно строить отношения с другими сверстниками, находить друзей .

Семейное равновесие может нарушаться за счет того, что близнецы в трудных ситуациях ищут спасение в общении друг с другом, как бы отгораживаясь от родителей. С родительской же стороны возможно как бы «перетягивание каната». Часто, особенно если близнята - девочки, каждый из родителей выбирает «своего» ребенка (несмотря на кажущуюся «одинаковость»), привлекает малыша на свою сторону и таким образом «разбивает» союз близнецов. Чтобы привязанность друг к другу не стала чрезмерной, болезненной, при воспитании и общении нужно подчеркивать самоценность каждого из ребят:

чаще обращаться к каждому по отдельности;

отучать от привычки перебивать друг друга, отвечая на вопросы;

давать задания, чтобы исполнить которые, каждому придется действовать по отдельности; поощрять общение и дружбу с другими детьми .

Но все шаги должны быть осторожны, чтобы не «разделить» братьев и сестер, не вызвать чувства соперничества между ними. Иначе возникнет противоположная по отношениям пара близнецов - «крайние индивидуалисты». Яростно «сопротивляясь» своему сходству, такие дети могут доходить до драки, а в более взрослом возрасте конфликты становятся все серьезнее.

Отношения в таких парах могут быть соревновательными, когда один берется за дела, которые удаются другому, стараясь превзойти его во всем. Но бывает, когда, напротив, один из близнецов пытается стать полной противоположностью брату или сестре. Один может подчеркнуто плохо себя вести или нарочно плохо учиться, если второй - «хороший мальчик» (девочка). Если один из ребят решит заниматься спортом, то второй засядет за книги и т.д. Такое противостояние или соревнование особенно заметны в школе, поэтому и родители, и учителя должны стараться сгладить конфликт между близнецами, стремясь создать гармонию в отношениях.

«В меру зависимые» близнецы - самый гармоничный союз. Они хорошо понимают и поддерживают друг друга, но не замыкаются на семейных отношениях, общаясь и с другими сверстниками. Самодостаточны и могут «выжить» в коллективе независимо от того, рядом ли брат (сестра) .

Две улыбки, две души,
И они вдвойне милы!
Как же их двоих понять?
Вдвое больше надо знать…

Удивление, радость, беспокойство, двойное счастье, растерянность, ощущение нереальности - это только малая доля чувств, возникающих от новости ожидания близнецов . А рассказ про роды двойни мало кого оставит равнодушным. Потом первое время приспособлений по уходу, двойные улыбки и плачи, время удвоенных расстройств и ярких впечатлений… И скорее уже после, появляется возможность желания понять их особенный мир - мир своих близняшек. Об их психологических особенностях здесь и пойдет речь.

Внешняя удивительная схожесть близнецов не должна создавать иллюзию идентичности их психологических характеристик. Мало того, отношения между такими братиками, сестричками, братиком и сестричкой отличаются от разновозрастных деток одной семьи. Учет этих двух аспектов чрезвычайно важен для родителей близняшек.

Первое, с чем могут столкнуться родители уже с младенчества близнецов - это «синдром подзадоривания» друг друга (эскалации), с усилением реакций и поведения: плачь одного «заставляет» другого кричать еще громче, баловство одного малыша-дошкольника может вызвать желание другого сделать еще «круче»; в более взрослом возрасте близнецам легче создать свой «дуэт проказников» для фантастических проделок (психологи советуют родителям: терпеливо не реагировать на их провокации; стараться разделять близнецов в пространстве на время, хотя бы начиная с минуты и прибавляя по одной каждый год; постараться отвлечь от ситуации, исходя из интересов возраста; ни в каком возрасте не провоцировать чувство соперничества между близняшками ни словом, ни делом, уделяя каждому достаточное внимание по отдельности и одобряя каждого за свои заслуги; необходимо убеждать детей с самого раннего возраста, что внимания родителей хватит на обоих);

Для близняшек характерно позднее развитие речевой деятельности, за счет криптофазии (особого языка близняшек), как следствие отсутствия стимула общения с теми, кто их «не понимает» (а далее задержка в начале употребления связанных предложений, медленного развития словарного запаса, отсутствия монологов в речи), что, по мнению наших ученых, и приводит к необщительности и меньшему развитию других психических компонентов, быстрой утомляемости, неуспеваемости (исправления ситуации в лучшую сторону можно ожидать годам к 13-18); для разнополых близнецов начало речи происходит быстрее, а в разнополых парах обычно раньше начинает говорить девочка;

Удивительно, но, по исследованиям, первый по времени рождения близнец больше склонен в развитии ориентироваться на одного из взрослых, проявляя более ответственные, лидерские, честолюбивые, порой агрессивные качества, а тот, кто рождается чуть позже, проявит больше беззаботности и мягкости, при этом являясь более бодрым и веселым, но с чертой упорства;

Часто близнецов, особенно однояйцовых, наши психологи отмечают характеристиками робости, малой общительности с окружающими и высоким показателем интровертности, а вот западные считают, что к ним тянутся окружающие, и они легко находят с ними общий язык, ведь в близнецах очень развиты чувства сопереживания;

- разнополых близнецов психологи выделяют в категорию будущих «идеальных супругов», где девочка будет женой, обладающей знаниями о мужской психологии, умеющей помогать мужчине, а мальчики станут понимающими, нежными мужьями;

Для разнополых близнецов может встречаться ситуация влияния внутриутробных гормонов на развитие противоположных половых характеристик (феминизация мальчика и маскулизация девочки);

Активность в поведении может быть как одинаковой (чаще у однояйцовых близнецов ), так и достаточно разной (чаще у разнояйцовых близнецов); по стилю поведения они могут быть «наблюдатели, исследователи» (чаще делают всё с разрешения, характерно развитие больше мелкой моторики, аккуратности, решают головоломки, но не любят деятельность с чрезмерными усилиями), «самостоятельные» отличаются манящей безграничной любознательностью, диким желанием независимости, «пионеры» сделают всё, чтобы самим «попробовать» объект интереса, не замечая преград и пределов, с большой активностью, чреватой синяками, ушибами и т.п.; при разных уровнях активности, на характер общей деятельности обычно влияет более активный в действиях, что дает прогноз на общий уровень активности их «парочки»;

Пары близняшек часто психологи делят на три основных типа: пары «тесно связанных» (чаще однояйцовые), пары «явных индивидуалистов», пары «умеренной зависимости» (для первой категории свойственна неотделимость, одинаковость практически во всем поведении, в общении с окружающими, в интересах - в этом случае, родителям придется для благополучного будущего детей уделить много внимания развитию индивидуальности; вторая категория отличается детскими драками и взрослыми конфликтами, привычкой действовать «наоборот», высокой соревновательностью - родителям рекомендуется контролировать и сглаживать конфликтные моменты, учить жить их в гармонии; для третьей категории всегда характерны более общительные черты с окружающим миром, меньший акцент на семейных отношениях, самодостаточность личностей и способность благополучной и независимой от второго близнеца позиции в коллективе);

Подростковый возраст часто проходит для пары близняшек конфликтно, кризисно из-за желания подчеркнуть свои особенности; для однояйцовых психологи годам к восемнадцати-двадцати обозначают больший успех на возобновление и даже усилении общих отношений, а разнояйцовые могут так и отдалить свои связи;

Близнецы еще в большей степени требуют в воспитании и развитии акцента на их индивидуальности, чтобы предотвратить эмоциональные проблемы в будущей самостоятельной, отдельной жизни, дать возможность развитию их уникальных особенностей, не позволить закрепиться одинаковости ложных для одного из них желаний, поведению подражания и чувству соперничества (начинать, стоит с разных по виду, но одинаковых по ценности и качеству одежд, игрушек, занятий, обращения как с отдельной личностью, находить возможность общения разных родителей с каждым ребенком по отдельности); следует не позволять обращаться к установке, что их поведение и жизнь должны быть одинаковы;

Сложности в наказании непременно возникнут у родителей, поэтому рекомендуют баловников разводить в разные комнаты для успокоения бурного поведения; отмечается проявление защиты от наказания одного из них, даже если защитник и есть пострадавший; при ябедничестве стоит наказать обоих, не позволять развиться этой привычке; при наказании одного из них, второй близнец обычно старается пожалеть его; позаботьтесь о том, чтобы правила были абсолютно одинаковыми для обоих деток.

Мир близнецов можно познавать бесконечно. Благо, на сегодняшний день создано множество сайтов и форумов для таких необычных родителей, а также уделено много внимания подобным темам и на общих родительских форумах и сайтах. Отдельно выделена отрасль науки - гемеллология, занимающаяся изучением физиологических, психологических, генетических и морфологических особенностей. Мало того, сами близнецы во всем мире стремятся к общему единению, создавая свои ассоциации, союзы, общественные организации, с проведением съездов, семинаров и конкурсов. Если вы - счастливые родители близнецов, то вам гарантировано насыщенное настоящее и будущее, и в них будут не только затруднения, но и двойные радости и счастье.

Наталья Мажирина