Запись зубной формулы по воз. Как в стоматологии нумеруются зубы. Понятие о зубной формуле. Виды зубных формул

Зубы человека являются единственными органами, которые не подлежат восстановлению, их состояние играет важную роль в пищеварительном процессе.

Вредные привычки ускоряют процесс разрушения и становятся причиной для частого посещения специалиста.

Приходя на прием, пациент часто не может понять, о чем говорит врач, поскольку в стоматологии повсеместно используются формулы, предназначенные для наименования каждого типа зубов.

Типы зубов

Зубная система человека принадлежит к гетеродонтному типу. В соответствии с нормой насчитывается 32 зуба, но их количество может равняться и 28. У каждого есть свое предназначение. Стоматологические формулы помогают распределить коренные отростки по группам, основываясь на их форму, местоположение, назначение.

Подобная нумерация существенно облегчает работу специалистов. Для постоянных и созданы различные условные выражения (формулы), немного схожие по систематике построения.

Понять стоматолога не так сложно, достаточно разобраться в зубной формуле и запомнить её схему.

Ряды из зубных коронок представляют собой дуги, расположенные на верхней и нижней челюсти, состоящие из:

  • 4 (2 боковых, 2 центральных);
  • 6 (возможно 4).

Если говорить о молярах, их число может равняться четырём, что соответствует норме. Молярные зубы мудрости считаются дефектом и удаляются. Как говорят стоматологи, это пережиток прошлого времени. У древних людей они были незаменимы для перемалывания жесткой пищи, форма челюсти позволяла без проблем им прорезываться.

Видео об анатомии зубов:

До трёх-четырёх лет у малышей количество зубов ограничивается двадцатью. Их стартует примерно с полугода.

Выполняемые функции идентичны постоянным, при этом зубки отличаются характерными особенностями:

  • они гораздо меньше по размеру, обладают нежным, голубоватым оттенком;
  • дентин развит не так сильно, а пульпа заметно увеличена;
  • содержание минеральных соединений в эмали гораздо меньше.

Для подсчета необходимого количества зубов у малышей разного возраста создана обособленная формула:

N – нужное количество зубов
n – возраст ребёнка в месяцах

Например, 14 – 4 = 10 — в год и два месяца у ребенка будет 10 зубов. У такой системы есть существенный недостаток — ограниченный срок использования, после достижения двухлетнего возраста ребенком она уже не подходит.

Дуги у детей насчитывают десять зубов:

  • 4 резца – 2 боковых, 2 центральных;
  • 2 клыка;
  • 4 премоляра.

Разновидности зубных формул

При диагностировании болезней и проведении лечения в стоматологии используются специальные нумерации и обозначения коренных отростков для упрощения работы специалиста.

В таких формулах зубы могут обозначаться цифрами, символами или буквами.

Практикуются следующие системы:

  • универсальная порядковая, её другое название — американская буквенно-цифровая;
  • Зигмонди-Палмера;
  • Виола;
  • Хадерупа.

Все они актуальны, имеют свои отличия и успешно практикуются специалистами.

Универсальная (американская буквенно-цифровая)

Формула понятна для любого среднестатистического человека, не надо глубоко разбираться в медицине, чтобы её расшифровать.

Маркировка производится заглавными буквами, рядом отображается их количество на верхней и нижней дуге.

Цифры располагаются снизу и сверху, соответственно:

  1. I — резцы, в полном количестве 8 штук;
  2. C — клыки, 4 штуки;
  3. P — премоляры, 8 штук;
  4. M — большие коренные.

Детская формула изображается соответственно вышеуказанным обозначениям.

У ребёнка расчёт производится идентично. Единственная разница — отсутствие трёх пар моляров, и получается десять на одной дуге.

Формула Зигмонди-Палмера

Её создали ещё в 1876 году, но и сегодня широко используют в стоматологической практике. Она довольно легкая в чтении, её второе наименование — квадратно-цифровая. Костные образования маркируются последовательностью цифр от одного до восьми.

Насчитывается 32 зуба, для простоты в схеме проводится две условные линии по вертикали и горизонтали.

Каждая цифра обозначает четыре коренных отростка, расположенных параллельно друг другу на разных сторонах оси:

  • 1- центральные резцы;
  • 2 – боковые резцы;
  • 3 – клыки;
  • 4 и 5 – первые, вторые премоляры соответственно;
  • 6, 7, 8 – первые, вторые, третьи моляры соответственно.

Для различия расположения коронок используются символы — уголки.

Для молочных берутся римские цифры. Принцип остается тем же, единственная разница — отсутствие моляров.

Система Виола

Практикуется с 71 года прошлого столетия, рекомендована ВОЗ для практики в специализированных учебных заведениях.

Каждый отросток маркируется двумя цифрами. Первая, это квадрат местоположения зубов, их всего четыре. Счёт начинается слева направо и справа налево, беря начало от верхней дуги.

Расшифровывается это так:

  • Левая верхняя часть – 1, правая – 2;
  • Правая нижняя часть – 3; левая – 4.

Вторая цифра является порядковым номером зуба, отсчет ведется с единицы до восьми. Например, если болит 4 моляр на верхней челюсти справа, его номер соответствует 24. Расположенный слева аналогичный зуб имеет номер 14.

Формула, практикуемая для детей аналогична, но значения квадрантов берут начало с пяти.

Используя данную схему, важно знать основные принципы :

  1. С 6 года жизни у ребенка меняются верхние и нижние резцы, расположенные по центру — номера 51,61 и 81,71 на номера 11,21 и 41,31.
  2. Ближе к 9 годам меняются боковые резцы — 52, 62 и 82,72 на 12,22 и 42,32.
  3. К 10 годам вырастают клыки на нижней дуге.
  4. В 11 лет происходит замена верхних четверок.
  5. До 12 лет должна произойти замена верхних клыков, пятерок, нижних четверок, появляются премоляры.
  6. Возраст 12-13 лет отмечается как подростковый, к этому моменту полностью выпадают молочные моляры, на их месте вырастают моляры постоянные.

Формула Хадерупа

Разработана на основе системы Зигмонди-Палмера, отличие заключается в обозначении символом «+» верхней дуги и символом «-» нижней соответственно. Далее указывается номер отростка от одного до восьми.

Месторасположение знаков «+» и «-» может меняться, в зависимости от стороны расположения зубов (слева или права соответственно). Обозначения для детей немного отличаются, перед порядковым номером прописывается ноль.

Представленные системы имеют свои отличия, преимущества и недостатки. Так, например, универсальная формула неудобна для определения левой и правой стороны, это часто приводит к ошибкам в процессе лечения.

Подобная проблема может возникнуть и при использовании системы Хандерупа. Формула Зигмонди-Палмера практикуется и , для операций челюстно-лицевой части различных сложностей. В обычной диагностике и лечении велик шанс возникновения ошибок.

Оптимальным вариантом является система Виола. Она незаменима при диагностике различных заболеваний и их лечения.

Для определения принадлежности зуба существует несколько схем. В нашей стране используется схема Zigmondy и схема FDI

Схема Zigmondy обозначает зубы постоянного прикуса арабскими цифрами по четырем квадрантам челюстей, начиная от срединной линии лица. Таким образом, формула постоянных зубов будет иметь вид:

8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8

8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8

Временные зубы обозначаются римскими цифрами по квадрантам челюстей. Формула зубов молочного прикуса будет иметь вид:

V IV III II I I II III IV V V IV III II I I II III IV V

Схема FDI (Международной Федерации Стоматологов) и ВОЗ. По данной схеме каждый зуб имеет двух цифровое обозначение: первая цифра обозначает номер квадранта (начиная с правой верхней стороны), а вторая номер зуба в каждом квадранте (начиная со средней линии).

Постоянные зубы

Правая сторона

Левая сторона

квадрант 1 квадрант 2

18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38

квадрант 4 квадрант 3

Временные зубы

Правая сторона Левая сторона

Квадрант 1 (5) Квадрант 2(6)

55 54 53 52 51 61 62 63 64 65

85 84 83 82 81 71 72 73 74 75

квадрант 4(8) квадрант 3(7)

Нумерация зубов в каждом квадранте начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Так же каждый квадрант верхней и нижней челюсти имеет цифровое обозначение, возрастание которого происходит по часовой стрелке. Временные зубы нумеруются по квадрантам 5,6,7,8.

Результаты осмотра зубных рядов записывают в формулу, начиная с последнего моляра верхней челюсти справа, и заканчивая последним моляром нижней челюсти справа, т.е. в том же направлении как проводят осмотр зубных рядов.

Для записи итогов осмотра зубных рядов и отдельного зуба, существуют обозначения:

«О » – отсутствующий зуб, «С » – кариес, «П » – пломба, «Р » –

пульпит, «Pt » – периодонтит, «R » – корень, «К » – коронка, «И »

    искусственный зуб, «I , II , III » – степень подвижности зуба

Контрольные вопросы:

    Что такое перкуссия? Сравнительная перкуссия?

    Как проводится пальпация?

    Зубная формула по ВОЗ.

    Правила записи осмотра в зубной формуле.

    Что такое карта стоматологического пациента?

Литература

    Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / под редакцией Э.А. Базикяна. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 3

    Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.Е. Боровского. – М: Медицинское информационное агентство, 2006. – С.

    Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С.

ДОПОЛ НИТЕ ЛЬ НЫЕ М Е ТОДЫ И ССЛ ЕДОВ А НИЯ: РЕ НТГ Е НОГ Р А ФИЯ, У ЗИ, ЭОД, МИОГ Р А ФИЯ, КТ, М Р Т , Т Е ПЛО ВИЗИ ОГ Р А ФИЯ.

Цель: изучить дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенографию, термометрию, ЭОД.

Термоме т рия метод основан на реакции пульпы зуба на температурные раздражители: холод и тепло. Термометрия может проводиться с помощью холодной либо теплой воды, воздуха. Для определения реакции на горячее может использоваться плаггеры для разогрева гуттаперчи.

Рентгенологическое обследование:

Плотные ткани поглощают рентгеновские лучи, мягкие – про- пускают.

Виды рентгенологическогоисследования:

      прицельные дентальные (внутриротовые) рентгенограммы (рис. 109);

Рисунок 109 Прицельные внутриротовые рентгенограммы

      панорамные рентгенограммы;

      ортопантомограмма (рис.110);

Рисунок 110 Ортопантомограмма

      радиовизиоргаф (рис.111) (меньше доза, но меньше и разрешающая способность датчика).

Рисунок 111 Радиовизиограф

Рен т геногра ф ические м ет оды исследования позволяют определить:

      Состояние зубов: положение, состояние твердых тканей зуба, корневых каналов, корней, степень формирования

      Состояние околоверхушечных тканей

      Состояние костной ткани

      Состояние височно-нижнечелюстногосустава

      Состояние пазух

      Наличие новообразований,секвестров костной ткани

НАРУЖНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

Учебные элементы

Цель занятия: Научиться методике наружного обследования челюстно-лицевой области (ЧЛО) ребенка, записи зубной формулы.

Основные термины: анамнез, внешний осмотр, обследование челюстно-лицевой области, зубная формула.

План изучения темы:

  1. Контроль исходного уровня знаний
  2. Собеседование по теме занятия:

а) анамнез;

б) внешний осмотр и наружное обследование челюстно-лицевой области;

в) запись зубной формулы (графико-цифровая и международная двух цифровая системы);

  1. Контроль усвоения знаний.

Изложение учебного материала

Анамнез – совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и прочем, собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики (БМЭ, 1984).

1. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ:

Антенатальный (пренатальный, внутриутробный) период является ключевым в жизни человека. В антенатальном периоде происходит закладка и формирование органов и систем, в том числе зубочелюстной. Наличие факторов риска на этом этапе может привести к нарушению процессов закладки и гистогенеза зубов и послужить причиной возникновения множественного кариеса, некариозных поражений в перспективе.

Основные факторы риска антенатального периода:

Малые интервалы между родами;

Заболевания матери (гистозы, инфекционные заболевания, обострение хронической соматической патологии);

Прием лекарственных препаратов;

Несбалансированное и некачественное питание;

Вредные привычки.

Постнатальный период подразделяется на: период новорожденности, грудной, ранний детский, дошкольный, младший школьный, средний школьный, старший школьный. Для каждого возрастного периода характерны определенные факторы риска:

Основные факторы риска постнатального периода:

Характер вскармливания (грудное, искусственное);

Заболевания и патологические состояния ребенка (диспепсия, рахит, гиповитаминозы, инфекционные заболевания, аллергические состояния, хронические заболевания);

Характер питания ребенка (консистенция пищи, частый прием простых сахаров, недостаточное потребление молочных продуктов);

Не регулярный и не качественный уход за полостью рта.

Генетическая предрасположенность (наличие кариеса у родителей - предрасполагающий фактор для развития кариеса у ребенка).

Место и условия проживания (концентрация фторида в питьевой воде, социально-бытовые условия, социальный статус родителей и пр.)

2. АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ позволяет получить предварительную информацию, необходимую для постановки диагноза, составления плана лечения и прогноза.

Основные вопросы анамнеза заболевания:

Появление первых признаков патологии;

Динамика заболевания;

Первое обращение к стоматологу;

Характер и эффективность лечения;

Последующие обращения;

ОБЩЕНИЕ является обязательным и важнейшим элементом стоматологического обследования, позволяющим ВРАЧУ УСЛЫШАТЬ ПАЦИЕНТА . Во время общения с ребенком ил его родителями (опекунами) врач получает информацию, необходимую для постановки диагноза, планирования эффективного лечения. Пренебрежение разговором во многих случаях приводит к врачебным ошибкам и конфликтным ситуациям.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАРУЖНОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Этапы обследования Вариант нормы Вариант патологии
1. Жалобы Жалоб нет Предъявляет жалобы на боль, неприятные ощущения во время приема пищи, разрушение зубов, кровоточивость десен, травму СОПР, нарушение прикуса, эстетические дефекты и т.д.
Анамнез заболевания, жизни См. выше
Психоэмоциональное состояние. Спокойное. Ребенок доброжелателен, активен, весел Тревожное. Ребенок испуган, капризен, агрессивен, заторможен
Показатели физического развития Соответствует возрасту Акселерация, ретардация. Масса тела понижена, повышена
Осанка, походка Прямая, энергичная Сутулая, вялая. Неправильная осанка оказывает воздействие на рост костей лицевого скелета, положение нижней челюсти и обуславливает развитие аномалий прикуса
Положение головы Прямое Опущена, запрокинута
Симметричность лица и шеи Симметричны Асимметричны, шея искривлена или укорочена
Характер дыхания Носовое Ротовое (ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая)
Характер глотания Соматическое: свободное глотание, движения мимических мышц незаметны. Язык расположен в верхнем этаже, упирается в твердое небо за верхними резцами Инфантильный тип глотания: напряжение мимических мышц и мышц шеи "симптом наперстка", протрузия губ, увеличение высоты нижней трети лица (язык расположен в нижнем отделе, упирается в губы, щеки)
Характер речеобразования Ребенок произносит все звуки (соответствующие возрасту) правильно Нарушено произношение ряда звуков
Размер ротовой щели, смыкание губ Ротовая щель ограничена перпендикулярами, опущенными от зрачков при прямом взгляде. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены Ротовая щель меньшего или большего размеров (макро, микростомия). Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мимических мышц, носогубные складки сглажены
Состояние жевательных мышц (определяется пальпаторно или визуально) При пальпации жевательных и височных мышц болезненности не определяется, при смыкании зубов мышцы напряжены Определяется болезненность при пальпации, напряжение мышц слабое или в покое
Функция ВНЧС (определяется бимануальной пальпацией) Движение головки в суставе свободное во всех направлениях, плавное. Амплитуда движений по вертикали 40-50 мм, по горизонтали – 30 мм Объем движений нижней че­люсти ограничен или чрезмерен, болезненность. При пальпации хруст или щелканье
Состояние лимфатического аппарата ЧЛО Не пальпируются или определяются подвижные лимфатические узлы, безболезненны, при пальпации эластичной консистенции Лимфатические узлы увеличены в размере, болезненны при пальпации, плотной или каменистой консистенции, спаяны с тканями
Состояние кожных покровов Розовой окраски, умеренной влажности и тургора Бледные или ярко-розовые. Тургор снижен, имеются элементы сыпи (пятна, папулы, корки, расчесы, пустулы, шелушения, рубцы, волдыри)
Состояние красной каймы губ Ярко-розовая, влажная, чистая Бледность, сухость, наличие шелушения, корок, трещин, пузырьков

Запись зубной формулы:

Графико-цифровая система (Зигмонда-Палмера, 1861) - запись формулы производится с помощью системы координат. Постоянные зубы обозначаются арабскими, а молочные - римскими цифрами.

Запись зубной формулы постоянного прикуса


V IV III II I I II III IV V

V IV III II I I II III IV V

В большинстве стран принята международная цифровая система , предложенная Международной Федерацией Стоматологов (FDI) и утвержденная Международной Организацией Стандартов (ISO). Верхний и нижний зубные ряды условно делятся на 2 части: верхний правый квадрант обозначается 1, левый - 2, нижний левый - 3, правый – 4. Для записи формулы конкретного зуба к этой цифре приписывается порядковый номер этого зуба. Например: левый верхний постоянный клык - 23, нижний правый постоянный первый моляр - 46.

18 17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 3 435 36 37 38

Для записи формулы молочных зубов квадранты обозначаются 5, 6, 7, 8. Например: правый верхний первый молочный моляр - 54, левый нижний молочный клык - 73.

55 54 53 52 51 | 61 62 63 64 65

85 84 83 82 81 | 71 72 73 74 75

Из двух систем более удобной является международная цифровая система обозначения зубов, дающая возможность передавать данные по телефону, телеграфу, факсу, обрабатывать с помощью компьютера.

Тестовые задания:

1. Факторы риска кариеса молочных зубов в антенатальном периоде:

а) гистозы

б) плохая гигиена полости рта у матери

в) острые инфекции и хронические заболевания матери

г) гингивит беременных

д) стрессовые ситуации

2. Факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта после рождения ребенка:

б) болезни ребенка

в) генетическая предрасположенность

г) нерациональное питание

3. Укажите последовательность наружного осмотра ребенка:

а) состояние кожных покровов лица и красной каймы губ

б) психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка

в) характер дыхания, глотания, речеобразования

г) состояние лимфатических узлов челюстно-лицевой области

д) осанка, походка, положение головы и шеи

4. Международная цифровая система обозначения зубов позволяет:

а) передавать данные по телефону

б) передавать данные по телеграфу

в) передавать данные по факсу

г) производить компьютерную обработку

д) затрудняюсь ответить

5. Запишите в международной цифровой системе зубы:

6. Запишите в графико-цифровой системе зубы:

7. Причины зубочелюстных аномалий у детей:

а) ротовое дыхание

б) соматическое глотание

в) сосание пальца, языка, щек

г) плохая гигиена полости рта

д) неправильная осанка

8. Нарушению первичной минерализации молочных резцов способствуют:

а) плохая гигиена полости рта у матери

в) гистозы

г) инфекционные заболевания матери

д) плохая гигиена полости рта

9. Нарушению первичной минерализации молочных моляров способствуют:

а) гистозы

б) хронические заболевания ребенка

в) характер вскармливания

г) токсикозы II половины беременности

д) плохая гигиена полости рта у ребенка

10. Нарушению вторичной минерализации молочных зубов способствуют:

а) искусственное вскармливание

б) гистозы

в) плохая гигиена полости рта у ребенка

г) хронические заболевания ребенка

Литература:

1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М., 2008. - С. 71–72

2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2001. - с. 107–108.

3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Учебник. Профилактика стоматологичес-ких заболеваний. Москва, 2006, с. 155–176, 298–301.

Тема ЗАНЯТИЯ.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И ПАРОДОНТА У ДЕТЕЙ.
ИНДЕКСЫ РЕГИСТРАЦИИ СОСТОЯНИЯ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА

Учебные элементы

Цель занятия: Освоить методику обследования слизистой оболочки полости рта (СОПР) и пародонта, применения индексов РМА, CPITN, КПИ.

Основные термины: СОПР, пародонт, пародонтальные индексы

План изучения темы:

4) Контроль исходного уровня знаний

5) Собеседование по теме занятия:

а) оценка СОПР, уздечек и тяжей слизистой, глубины преддверия полости рта

б) оценка пародонта, критерии нормальной десны

в) проба Шиллера-Писарева

г) индексы РМА, CPITN, КПИ

6) Контроль усвоения знаний

Для определения принадлежности зуба существует несколько схем.

Схема Zsigmondy обозначает зубы постоянного прикуса арабскими цифрами по четырем квадрантам челюстей, начиная от срединной линии лица. Таким образом, формула постоянных зубов будет иметь вид:

Американская схема предусматривает порядковую нумерацию зубов по часовой стрелке, начиная с правого верхнего зуба мудрости, и заканчивается правым нижним зубом мудрости. Таким образом, первый правый моляр будет иметь номер 3, а первый левый моляр номер 14.

Схема FDI (Международной Федерации Стоматологов) и ВОЗ. По данной схеме каждый зуб имеет двух цифровое обозначение: первая цифра обозначает номер квадранта (начиная с правой верхней стороны), а вторая номер зуба в каждом квадранте (начиная со средней линии).

Постоянные зубы

Правая сторона Левая сторона
квадрант 1 квадрант 2
18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
квадрант 4 квадрант 3

Временные зубы

Правая сторона Левая сторона
Квадрант 1 (5) Квадрант 2(6)
55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
квадрант 4(8) квадрант 3(7)

Нумерация зубов в каждом квадранте начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Так же каждый квадрант верхней и нижней челюсти имеет цифровое обозначение, возрастание которого происходит по часовой стрелке. Временные зубы нумеруются по квадрантам 5,6,7,8.

Результаты осмотра зубных рядов записывают в формулу начиная с последнего моляра верхней челюсти справа, и заканчивая последним моляром нижней челюсти справа, т.е. в том же направлении как проводят осмотр зубных рядов.

Для записи итогов осмотра зубных рядов и отдельного зуба, существуют обозначения:

«О » – отсутствующий зуб, «С » – кариес, «П » – пломба, «Р » – пульпит, «Pt » – периодонтит, «R » – корень, «К » – коронка, «И » – искусственный зуб, «I, II, III » – степень подвижности зуба



Контрольные вопросы:

1. Что такое перкуссия? Сравнительная перкуссия?

2. Как проводится пальпация?

3. Зубная формула по ВОЗ.

4. Правила записи осмотра в зубной формуле.

5. Что такое карта стоматологического пациента?

Литература

1. Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / под редакцией Э.А. Базикяна. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 3

2. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.Е. Боровского. – М: Медицинское информационное агентство, 2006. – С.

3. Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С.


ТЕМА № 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕНТГЕНОГРАФИЯ, УЗИ, ЭОД, МИОГРАФИЯ, КТ, МРТ, ТЕПЛОВИЗИОГРАФИЯ.

Цель: изучить дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенографию, термометрию, ЭОД.

Термометрия – метод основан на реакции пульпы зуба на температурные раздражители: холод и тепло. Термометрия может проводится с помощью холодной либо теплой воды, воздуха. Для определения реакции на горячее может использоваться плаггеры разогрева гуттаперчи.

Рентгенологическое обследование:

Плотные ткани поглощают рентгеновские лучи, мягкие – про-

Виды рентгенологического исследования:

· прицельные дентальные (внутриротовые) рентгенограммы (рис. 1);

Рисунок 1

· панорамные рентгенограммы;

· ортопантомограмма (рис.2);

Рисунок 2

· радиовизиоргаф (меньше доза, но меньше и разрешающая способность датчика).

Рентгенографические методы исследования позволяют определить:

· Состояние зубов: положение, состояние твердых тканей зуба, корневых каналов, корней, степень формирования

· Состояние около верхушечных тканей

· Состояние костной ткани

· Состояние височно-нижнечелюстного сустава

· Состояние пазух

· Наличие новообразований, секвестров