Нравственные ориентиры деятельности. Морально-нравственные ориентиры личности

Уже отмечалось, что нравственность и мораль изучаются специальной философской дисциплиной - этикой (с. 11,26). В данной же теме о личности важно определить наши морально-нравственные ориентиры, которые регулируют социальные отношения, направляя их в сторону гуманизации (чтобы люди, как говорит Бердяев, были человечными, а не создавали себе звериный мир). Напомним (c.l 1), что нравственность - это те внутренние (духовные и душевные) качества человека (нравы), которые основаны на идеалах добра (справедливости, чести, любви, сострадания, долга) и которые определяют его поведение в обществе и природе. Высшая нравственность - это когда индивид нравствен наедине с собой, потому что добро по указу или напоказ - не добро.

В свою очередь мораль представляет собой внешние требования к действиям человека и охватывает совокупность идеалов, принципов и норм благого поведения людей по отношению друг к другу, к обществу, к природе. Моральные требования императивны (повелительны), т.е. подлежат безусловному выполнению, если индивид хочет быть человеком, а не скотом. В то же время эти требования (в отличие от правовых норм) не записаны в законах и не предполагают жёсткого внешнего контроля. Каждая личность сама определяет и ведёт свою линию поведения, руководствуясь самосознанием, своей совестью, чувством личного достоинства, чести и желанием (или нежеланием) того, чтобы о ней лучше думали другие.

Нормы морали никто не "придумывает". Они воспроизводятся повседневно силой наших массовых привычек, велений, оценок и через воспитание передаются новым поколениям людей. Так, одна из древнейших заповедей "чего не любишь в другом, того не делай сам" прошла сквозь века и укоренилась в сознании разумного большинства человечества как золотое правило нравственности. Это правило отражено и в Библии: "Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами" (Мф 7:12, Лк 6:31).

Таким образом, морально и нравственно всё то, что ведёт к добру. А в основе нравственности, по Швейцеру, лежат такие человеческие способности, как любовь, эмпатия (с.69), сострадание и принцип "благоговения перед жизнью" (уважение ко всему живому - к человеку, животным, растениям, ко всей природе). Кто-то, например, способен без жалости насиловать и убивать соплеменников (как тот российский "офицер", который задушил чеченскую девушку в 2000 году). А другой может горевать даже над сломанной веточкой...

Чехов с горечью рассказывает, как охотились они с художником Левитаном. Тот подстрелил вальдшнепа. Антон Павлович поднял раненую птицу: "длинный нос, большие чёрные глаза и прекрасная одежда. Смотрит с удивлением. Что с ним делать? Левитан морщится, закрывает глаза и просит с дрожью в голосе: - Голубчик, ударь его головкой по ложу... - Я говорю: не могу... А вальдшнеп продолжает смотреть с удивлением. Пришлось послушаться Левитана и убить его. Одним красивым влюблённым созданием стало меньше, а два дурака вернулись домой и сели ужинать" (70-11,569).

Так что абсолютно не прав Ницше, утверждавший, что "сострадая, слабеешь". Не слабеешь, а избавляешься от звериного, становишься человеком, радуешь душу и возвышаешь дух. Не случайно чуждый состраданию Ницше умер в болезнях и муках в свои 56. А великий альтруист Швейцер, который полвека сострадательно лечил африканцев, ушёл из жизни спокойно, мирно, с достоинством - в 90. При этом философ и врач Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира, а Черчилль назвал его "Гением человечности".

Вывод. Моральный, нравственный человек ясно различает добро и зло и подчиняет своё поведение доброму. Аморальный же - значит безнравственный, злой. Крайние примеры безнравственности - когда мать бросает своего маленького ребёнка или когда взрослые дети бросают своих родителей-стариков. Мы - люди (а не звери), и потому в ответе за тех, кого родили и кто дал жизнь нам.

В чем заключается сущность и значение Золотого правила нравственности? Что такое добро и зло. долг и совесть? Какое теоретическое и практическое значение нравственного выбора и нравственной оценки?

Социальные нормы (см. § 6), мораль и право (см. § 7).

Существует несколько научных определений морали, нравственности. Приведем одно из них: мораль - это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятии людей.

Иногда мораль и нравственность различают: мораль - это нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практической поведении людей.

Мораль является этика - теория, рассматривающая сущность, проблемы нравственного выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных отношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать "практической философией».

ДУХОВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЬ

Вы уже знаете, что, будучи существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время правила, нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.

Кто устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Авторитетной позиция тех, кто видит их источник в деятельности и заповедях основателей мировых религий - великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Христос учил: "... Во всем, как хотите, чтобы с вами хорошо обращались люди, так ведите себя и вы с ними". Так, в глубокой древности был заложен фундамент главной общечеловеческой нормативной морального требования, которое потом назвали "золотым правилом нравственности". Оно гласит: "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие вели себя с тобой".

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, на основе массовой жизненной практики, шлифуются в различных жизненных ситуациях, постепенно превращаясь в нравственные законы общества.

Исходя из опыта, народ руководствовался моральными запретами и Требования: не убивать, не красть, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть. Всегда одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - Иммануил Кант - сформулировал категорический императив морали, подражание которого очень важно для реализации нравственных ориентиров деятельности. Категорический императив - это безусловная принудительная требование (повеление), не допускающим возражений, обязательная для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведем одну из формулировок, обдумайте его, обсудите, сравните с "золотым правилом". Существует, утверждал Кант, один категорический императив: "Поступай всегда согласно такой максиме (максима - высший принцип, правило, которое ты в то же время можешь считать закон)". Категорический императив как и "золотое правило", утверждает личную ответственность человека за свои деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистические, потому что "другой" выступает как друг. Говоря о значении "золотого правила" и кантовского императива, современный ученый К. Пред писал, что "ни одна другая мысль не сделала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества".

Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека?

Что такое духовно-нравственные ориентиры?

Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:

  • Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
  • Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры - это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
  • Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.

Кто установил эти нормативы?

Практически все социально адаптированные группы, касты и нации берут за ориентир основные заповеди религии, которую они исповедуют, либо учения авторитетных мудрецов.

Например, если человек верующий, то он избирает для себя в качестве духовного ориентира Библию, Коран или Бхагавад-Гиту, а если атеист, то вполне может следовать учениям Конфуция или Стивена Хоккинга.

Что дает аморальная жизнь?

Что такое духовно-нравственные ориентиры для человека, который идет против правил системы и не желает жить по общепринятым заповедям? Ведь есть нигилисты, которые отрицают всех и вся, разве они счастливы в своем мирке, который весьма ограничен их отчаявшимся протестом. Некоторые причисляют к ним анархистов, но последние отрицают только власть человека над другим существом, господство моральных норм они вполне приемлют.

Жизнь таких людей на самом деле печальна, и на склоне лет большинство из них все же разворачивают свой взор к уже постигнутым другими людьми моральным ценностям и связанным с этим поступкам, доказывая тем самым, что духовная составляющая - это мощный остов каждого выдающегося общества.

Нравственные ориентиры деятельности человека. Мораль – совокупность правил, норм поведения, которые регулируют и направляют деятельность людей Мораль – форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей. Нравственность – исторически сложившийся свод неписаных законов, норм, правил. Мораль – это нормы сознания. Нравственность – реализация норм сознания в жизни, в практическом поведении людей. Этика – наука о морали и нравственности. «Золотое правило нравственности»: - «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали с тобой». Категорический императив (Иммануил Кант) – безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. Функции морали: 1. Оценочная – оценка через призму добра и зла, справедливости и несправедливости. 2. Познавательная – через оценки других, происходит познание себя как личности. 3. Мировоззренческая – через систему ценностей мораль передает мировоззренческие установки. 4. Воспитательная – индивид приучается совершать добрые поступки и осуждать плохие, внешние нормы постепенно переходят во внутренние регуляторы поведения: совесть, стыд, долг и др. Категории морали: 1. Добро – все нравственно-положительное, то, что не есть зло и сопутствует счастью. 2. Справедливость – мера соответствия между фактическим содержанием различных поступков и их оценкой в общественном мнении с позиций должного. 3. Долг – нравственная задача. 4. Стыд – внутренний контрольный механизм, осознание человеком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих. 5. Совесть – оценка личностью своих поступков. 6. Свобода – право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. («Свобода совести» свобода вероисповедания и организованного отправления культа) 7. Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, стремление помочь каждому нуждающемуся. 8. Счастье – удовлетворенность своей жизнью, переживание и осознание красоты, истины. 1 Счастье и удовольствие – взаимосвязанные состояния человеческой души. Удовольствие (наслаждение) – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности и интереса. Гедонизм (наслаждение) – система взглядов и образа жизни, в основе которой лежит представление о том, что стремление к удовольствиям и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья. Гедонизм – этика удовольствия, ее основные принципы: 1. «Наслаждение составляет цель жизни, и добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему». 2. «Поступай так, чтобы испытывать как можно большее наслаждение». Человек рождается гедонистом (наслаждения ребенка в кормлении, укачивании, тепле материнских рук, ласке, игре и т.д.), но по мере взросления человеку все больше приходится сталкиваться с ограничениями и учиться тому, что любое наслаждение, счастливое состояние дается ценой больших затрат и усилий. Это требует от человека контроля своего мтреиления к удовольствию, умения терпеть неудовольствия. Крайняя форма гедонизма («наслаждение любой ценой») ведет к насилию и жестокости. Ограничители гедонизма: 1. Наслаждаться одному за счет всех воспрещает общество. 2. Нескончаемые наслаждения рано или поздно ведут к пресыщению. Одна из форм проявления гедонизма – авантюризм и жажда рискованных приключений. Если авантюра – форма частной жизни, то большого вреда обществу нет. Но в истории немало великих авантюристов, совершавших разрушительные набеги на целые страны и материки. (Пираты). Разумный гедонизм может быть не только терпим, но и поощряем обществом, если он превращается в двигатель творчества, искусства, науки. (Процесс написания книги, сочинения симфонии, разработки научной теории приносит человеку максимальное наслаждение). Гедонизм с биологической и психофизиологической точки зрения неоценим, т.к. способствует к уменьшению и угасанию внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. Нравственные категории характеризуются следующими понятиями: 1. Нравственные нормы. 2. Нравственные ценности. 3. Нравственные качества. 4. Нравственные принципы. 5. Нравственные идеалы. Нравственные категории бывают позитивными и негативными: 1. Добро и зло. 2. Добродетель и порок и т.д. 2 Парадокс добродетели заключается в разрыве между знанием и делом: люди в целом знают, что такое добродетель, но многие (а иногда и большинство) поступают порочно. От других требуем добродетели, но когда дело доходит до нас самих, то поступаем не так, как правильно, а так, как нам приятно. Моральный идеал – конкретизация для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, долге, совести и прочих нравственных понятиях. Моральный выбор – наиболее оптимальный способ практического утверждения высших моральных ценностей в конкретной жизненной ситуации. Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Ценности (в широком смысле слова) – обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека. 7 фундаментальных ценностей: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода. 1. Социальная сфера – Справедливость. (Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости). 2. Экономическая сфера – Польза. (Прибыль, выгода и т.д.) 3. Политическая сфера – Господство. (Борьба за власть, лидерство, карьера и т.д.). 4. Духовная сфера – Истина, Красота, Добро. (Наука строится вокруг истины, религия – вокруг добра, культура и искусство – вокруг красоты, образование – на пересечении добра и истины). Свобода – общее для всех состояние, общая для всех ценность. (Ценность, нужная всем людям во всех сферах). Ценности могут соседствовать, вступать в союз. (Стремление к выгоде и к господству). Духовность – обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться. Основные признаки морали: 1. Всеобщность. 2. Добровольность. 3

Под нравственными ориентирами понимают нормы и правила жизни, поведения, которые призваны защищать интересы человека.

Раскроем сущность нравственности, морали как родовых понятий. Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение (С.И. Ожегов).

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» .

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Моральное сознание в значительной степени определяет нравственное поведение, дела и поступки личности; в свою очередь, только реальная нравственная практика является критерием истинности нравственных установок сознания. Например, категория долга, ее осознание личностью может быть проверено только практикой. Простое понимание должного, не подкрепленное соответствующими реальными действиями - пустой звук. Так, заявляя о своей приверженности требованиям служебного долга, молодой офицер в то же время отказывается ехать по распределению в отдаленную или «горячую» точку, хотя он, безусловно, понимает, что тем самым вступает в противоречие со своими заявлениями .

Долг - это требование общества, коллектива, желаемое - атрибут личности. Важно осознать, что, в конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое при его правильном понимании ведет к более успешному выполнению долга. Человек с высоко развитым чувством долга может подняться над своими субъективными желаниями и страстями. Подчинить всего себя требованиям долга, которые как бы растворяют в себе все личное. В результате должное становится несокрушимым желанием, превращается из внешнего во внутренне побуждение личности. Разлад между долгом и устремлениями и соблазнами личности, между долгом и чувством самосохранения, ведет не только к провалу порученного дела, но и к самым серьезным последствиям для сотрудника правоохранительных органов, вплоть до гибели. Испорченная жизнь может стать ценой минутного сомнения и необходимости исполнения служебного долга, в справедливости порученного дела.

Нравственность охватывает практически все отношения между людьми, их отношения к государству и обществу. Те же требования, которые предъявляются государством и обществом к человеку в его повседневной жизнедеятельности, нравственность отражает и закрепляет в нормах общежития, соответствующих определенному идеалу. Нормы морали, воспринятые личностью, становятся ее внутренним побуждением, овладевают чувствами, приобретают силу привычки. Общественная мораль способствует дальнейшему укреплению общественного и государственного строя, формирует активную личность. В процессе формирования личности на нее оказывает влияние оценочная и нормативная сторона морали. Если оценочная сторона сконцентрирована в добре и справедливости, то нормативная - главным образом в долге. Долг - это фокус, через который вся совокупность моральных норм непосредственно связывается с практической деятельностью людей. В этом фокусе соединяются в единое целое исходное и производное, оценочное и нормативное, достигнутое и перспективное. В нем теория преобразуется в практику, идея добра и справедливости - в могучую материальную силу, моральные принципы и нормы - в реальные действия и поступки. В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Общественный долг, следовательно, можно назвать действующим сознанием. Он позволяет лучше всего охарактеризовать нравственность личности, так как о людях и их нравственных достоинствах и недостатках судят, прежде всего, по действиям, поступкам.

Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Для него священна жизнь как таковая. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка, не раздавит ни одно насекомое. Когда летом он работает ночью при лампе, то предпочитает закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы не увидеть ни одной бабочки, упавшей с обожженными крыльями на его стол .

В данном исследовании основное внимание мы обращаем на формирование такого нравственного ориентира, как следование в поведении принципам доброты. Рассмотрим подробнее доброту как этическое понятие.

Доброта - благожелательное отношение к другим.

Под добрым поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, выражающее доброжелательность к другому, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Базовой категорией формирования нравственных ориентиров является понятие «гуманные чувства», т.е. эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий. Обращение педагога к гуманным чувствам, таким, как чувство доброты, сочувствия, сострадания, милосердия, справедливости, чуткости, отзывчивости, эмпатии, жалости, дает информацию о нравственной зрелости воспитанника. Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым создавая предпосылки для процесса их дальнейшей интеграции.

Непрерывным формированием нравственных ориентиров как интегративного качества личности занимается несколько социальных институтов. Первыми педагогами являются родители, которые обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания ребенка. На следующих этапах развития ребенка семье помогает сеть дошкольных учреждений, где закрепляются заложенные в семье добрые чувства, накапливается опыт поведения.