Тема урока: Ценности истинные и ложные. Истинные и ложные ценности в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Очень фундаментальная вещь, которую нужно помнить: человек очень хитер в том, чтобы создавать ложные ценности. Настоящие ценности требуют твоей тотальности, требуют всего твоего существа; ложные ценности очень дешевы. Они выглядят как реальные, но не требуют твоей тотальности - это только поверхностная формальность.

Например, вместо любви, доверия мы создали ложную ценность "преданность". Преданный человек по видимости кажется любящим. Он проделывает все жесты любви, но ничего под ними не подразумевает; его сердце вне этих формальных жестов.

Раб предан - но думаете ли вы, что каждый, кто порабощен, у кого отнято человеческое достоинство и гордость, может так глубоко любить человека, причинившего ему такой глубокий вред? Он ненавидит его, и если у него будет возможность, он его убьет! Но на поверхности он остается преданным - он вынужден. Это не из радости, это из страха. Это не из любви, это обусловленный ум говорит, что ты должен быть верным своему хозяину. Это преданность собаки хозяину.

Фактически, просто посмотрите на это под другим углом - ни один мужчина не прыгнул в погребальный костер своей жены! И никто не задавался вопросом: "Значит ли это, что ни один муж никогда не был предан своей жене?" Но это двойной стандарт общества. Один стандарт - для хозяина, владельца, собственника, и другой - для раба.

Любовь это опасный опыт, потому что тобой владеет что-то большее, чем ты сам. И это невозможно контролировать; ты не можешь вызвать любовь по заказу. Как только она уходит, нет способа ее вернуть. Все, что ты можешь сделать, это притворяться, быть лицемером.

Верность - это совершенно другое дело. Она производится твоим собственным умом, это не что-то из-за пределов тебя. Это воспитание в определенной культуре, точно как и все остальное воспитание. Ты начинаешь играть, и мало-помалу начинаешь верить в собственную игру. Преданность требует, чтобы ты всегда, в жизни или смерти, был предан человеку, хочет этого твое сердце или нет. Это психологический вид порабощения.

Любовь приносит свободу. Преданность приносит рабство. Только на поверхности они выглядят похожими; глубоко внутри они противоположны, диаметрально противоположны. Преданность это игра; тебя ей научили. Любовь дика; вся ее красота в дикости. Она приходит, как порыв ветра, с великим ароматом, наполняет твое сердце, и внезапно там, где была пустыня, - сад, полный цветов. Но ты не знаешь, откуда она приходит, и ты знаешь, что нет способа ее вызвать. Она приходит сама по себе и остается столько, сколько хочет существование. И точно как однажды она приходит, как незнакомец, как гость, внезапно однажды она уходит. Нет способа за нее уцепиться, нет способа ее удержать.

Общество не может зависеть от таких непредсказуемых, ненадежных переживаний. Оно хочет гарантий, надежности; поэтому оно совершенно удалило из жизни любовь и поставило на ее место брак. Брак знает только преданность, преданность мужу, и поскольку она формальна, она в твоих руках... но это ничто в сравнении с любовью, это даже не капля в океане того, что такое любовь.

Но общество очень довольно этим, потому что это надежно. Муж может тебе доверять, доверять, что завтра ты будешь настолько же преданной, что и сегодня. Любви доверять нельзя - страннее всего то, что любовь это величайшее доверие, но доверять ей нельзя. В это мгновение она тотальна, но следующее мгновение остается открытым. Она может расти у тебя внутри; она может испариться из тебя. Муж хочет, чтобы жена была его рабом всю жизнь. Он не может полагаться на любовь; он должен создать что-то, что выглядит как любовь, но что произведено человеческим умом.

Это происходит не только в отношениях любви, но и в других областях жизни - преданность тоже очень уважаема. Но она разрушает разум... солдат должен быть преданным нации. Человек, который сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки... нельзя счесть его ответственным, он просто выполнял свой долг. Ему приказали, и он был предан своим старшим по званию; в этом вся тренировка армии. Много лет тебя тренируют, и ты становишься почти неспособным к бунту. Даже если ты видишь, что то, что тебе говорят, абсолютно неправильно, все же тренировка, которая вошла так глубоко, говорит: "Так точно, я это сделаю".

Я не могу себе представить, что человек, который сбросил бомбы на Хиросиму и Нагасаки, был машиной. У него тоже было сердце, точно как у вас. У него тоже были жена и дети, старые отец и мать. Он был человеческим существом настолько же, что и вы, с одной только разницей. Он был обучен выполнять приказы без сомнений, и когда был отдан приказ, он просто выполнил его.

Я снова и снова думал о его уме. Возможно ли себе представить, что бы он не знал, что эта бомба уничтожит почти двести тысяч человек? Разве он не мог сказать: "Нет! Лучше пусть генерал меня застрелит, но я не буду убивать двести тысяч человек"? Может быть, эта идея никогда не приходила ему в голову.

Армия работает таким образом, чтобы создать преданность; это начинается с небольших вещей. Непонятно, почему каждый солдат многие годы должен ходить на парад и следовать глупым приказам - поворачиваться налево, направо, идти вперед, идти назад - часами, без всякой цели. Но в этом есть цель. Это разрушает его разум. Его существо превращается в автомат, в робота. И когда приходит приказ: "Налево", его ум не спрашивает, почему. Если кто-то другой тебе скажет: "Повернись налево", ты спросишь: "Что это за ерунда? Почему я должен поворачиваться налево? Я повернусь направо!" Но солдат не должен сомневаться, спрашивать; он должен просто следовать. Это его основная обусловленность - преданность.

Для королей и генералов хорошо, чтобы армии были преданными до такой степени, чтобы они действовали почти как машины, не как люди. Родителям удобно, чтобы их дети были преданными, потому что ребенок-бунтарь создает проблемы. Родители могут быть неправы, а ребенок прав, но он должен быть послушен родителям; это часть воспитания старого человека, которое существовало до сих пор.

Я учу вас новому человеческому существу, в котором нет места преданности, но у которого есть вместо нее разум, пытливость, способность сказать "нет". Для меня, пока ты не способен сказать "нет", твое "да" бессмысленно. Твое "да" - это просто запись на граммофонной пластинке; ты не можешь ничего сделать, тебе приходится сказать "да", потому что "нет" в тебе просто не возникает.

Жизнь и цивилизация были бы совершенно другими, если бы мы приучали людей к тому, чтобы иметь больше разума. Стольких войн бы не случилось, если бы люди спрашивали: "В чем причина? Почему мы должны убивать людей, которые ни в чем не виноваты?" Но они преданы одной стране, а ты предан другой, и политики обеих стран борются и приносят в жертву своих людей. Если политикам так нравится бороться, они могут провести чемпионат по борьбе, а все остальные могут этим наслаждаться, как футбольным матчем.

Но короли и политики, президенты и премьер-министры не идут на войну. Простые люди, которые не имеют ничего общего с приказом убивать, идут на войну и убивают. Их награждают за верность - им дают Кресты Виктории и другие награды за бесчеловечность, за неразумность, за механичность.

Преданность - это не что иное как сочетание этих трех болезней: верования, долга и респектабельности. Все это питание для твоего эго. Это против твоего духовного роста, но за круговую поруку интересов. Священники хотят, чтобы ты не задавал никаких вопросов об их системе верования, потому что знают, что не могут дать никаких ответов. Все системы верования так фальшивы, что если подвергнуть их сомнению, они развалятся. Не подвергаемые сомнению, они создают великие религии с миллионами последователей.

Сейчас у Папы под началом миллионы людей, и из этих миллионов людей ни один не спрашивает: "Как может девственница родить ребенка?" Это было бы святотатственным! Из миллионов людей ни один не спрашивает: "В чем доказательство того, что Иисус - единственный сын Бога? - никто не может на это претендовать. Что доказывает, что Иисус спас людей от страдания? - он не смог спасти даже самого себя". Но подобные вопросы очень смущают, поэтому они просто не задаются. Даже Бог это не что иное как гипотеза, которую религиозные люди пытались доказать тысячи лет... всевозможные доказательства, но все они ложны; в них нет ничего существенного, никакой поддержки существования.

С самого первого дня людей тренируют быть преданными системе верования, в которой они родились. Это удобно для священников, чтобы вас эксплуатировать, это удобно для политиков, чтобы вас эксплуатировать, это удобно для мужей, чтобы эксплуатировать жен, для родителей, чтобы эксплуатировать детей, для учителей, чтобы эксплуатировать студентов. Для каждого из интересов круговой поруки преданность просто необходима. Но она низводит все человечество до состояния умственной отсталости. Она не допускает никаких вопросов. Она не допускает никаких сомнений. Она не позволяет людям быть разумными. А человек, который не способен сомневаться, задавать вопросы, сказать "нет", когда он чувствует, что что-то неправильно, - пал ниже человеческого и стал недочеловеческим животным.

Если любви требуют, она становится преданностью. Если любовь дается, когда ее не просят, это твой свободный дар. Тогда она возникает из твоего сознания. Если доверия требуют, тебя порабощают. Но если доверие возникает в тебе, в твоем сердце растет что-то сверхчеловеческое. Разница очень мала, но имеет безмерную важность: если любви и доверия просить или требовать, они становятся фальшивыми. Когда они возникают сами собой, в них есть безмерная внутренняя ценность. Они не делают тебя рабом, они делают тебя хозяином самого себя, потому что это твоя любовь, твое доверие. Ты следуешь собственному сердцу. Ты не следуешь никому другому. Тебя не заставляют следовать. Из свободы приходит твоя любовь. Из достоинства приходит твое доверие - и вместе они сделают вас более богатыми человеческими существами.

Жить жизнь согласно своему сердцу, следовать его биению, идти в неизвестное, точно как орел летит к солнцу, свободно, не зная пределов... этого ему никто не приказывает. Это приносит ни с чем не сравнимую радость. Это утверждение духовности, присущей человеку от природы.

Получился целый трактат)

1)Интересы одного человека важнее интересов большинства. Под это подведена красивая утопия, что если каждый будет счастлив и обеспечит собственную жизнь, то будет хорошо всем. Представим деревню, отрезанную от цивилизации (где-нибудь на северах). И вот начинается голод, но у одного жителя крупные запасы пищи. Что он должен сделать? По мне, совершенно, очевидно, что разделить запасы поровну между всеми. Такая схема, кстати, и биологически целесообразна, один человек без стаи не выживет, поэтому разумнее ценой собственной жизни спасти стаю, чем погубить стаю и выжить самому (генотип и так у всех почти одинаковый и его гены в генотипе стаи уже, отчасти, имеются). Более того, если в таких условиях человек поднимет цену в десятки раз и займется торговлей, его повесят на фонаре свои же. К счастью, в этом пункте общество еще способно контролировать своих членов. Примером служит заведение дела на товарища, который неимоверно поднял цену на лекарства для ВИЧ в США. Откопали неуплату налогов – был бы человек, а статья найдется. И в данном случае, это правильно. Лет 100 назад дело бы решил суд Линча;

2) Цена человеческой жизни в современном европейском мире, вероятно, слишком высока. Логика понятна, мы долго строили нашу цивилизацию, умирали, голодали, использовали детский труд и теперь настало время просто пожить. Вот только европейская цивилизация – это около одного миллиарда человек, которых с каждым десятилетием становится всё меньше – рожать никто не хочет. А вокруг нас живут еще 6 миллиардов человек. Никто из них воевать ни отказывался, большая часть населения живут в нищете и голоде. А через 80 лет этих ребят вокруг нас уже будет около 10 миллиардов, а нас снова всего 1. А мы уже сегодня не способны решить проблему с ИГ путем старой-доброй войны. Ценить жизни солдат – дело хорошее, но когда это не позволяет воевать, вообще, даже, несмотря на то, что происходят теракты… Вероятно – это ошибочная позиция.

3) Никому не интересно решать глобальные общечеловеческие проблемы. Мы даже не способны повысить рождаемость. Население коренных народов нашей цивилизации сокращается на фоне быстрого прироста той же Африки (через 80 лет там будет уже 5 миллиардов человек). Европа сейчас не знает, что делать с мигрантами. А представьте, что произойдет если мигрантов резко и разово прибудет 1-2 миллиарда (начнется там, допустим, большая война лет через 100). И парочка миллиардов вступит в ИГ. Какова перспектива? Они похоронят под собой Европу (включая Россию). А рано или поздно то же самое произойдет и с Америкой, и Австралией. Не через 100 так через 200/ 300 лет. Африка уменьшать темпы роста, вроде бы, не собирается. Что нам с этим со всем делать? Для начала, очевидно, всем подсобраться и начинать рожать детей. 5 детей в семье – это не запредельные цифры, учитывая, что речь идет о самой богатой части мира. Но на это всем плевать, никто не хочет тратить свою жизнь на детей. Это же накал идиотизма: ты даешь людям цифры, которые показывают, что они вымирают, а им наплевать. Они просят оставить их в покое и позволить наслаждаться жизнью. А ведь, только повышение уровня жизни в Африке и строительство там полноценных государств с полноценными городами – это единственный гуманный способ уменьшить прирост населения и сокращения миграции. Европе надо вернуться в Африку и наладить их жизнь там, чтобы они не разрушили её здесь. На это сегодня, разумеется, тоже никто уже не способен.

4) Теория малых дел и высмеивание героизма. Героизм, казалось бы, должен быть в норме основой для воспитания. Но современное общество предпочитает героизм высмеивать. Не самих героев, они, пока что, молодцы. А само явление героизма. Яркий пример – это обсуждение на Дожде темы – стоило ли сдать фашистам Ленинград (при чем ведущие были единодушны – конечно же стоило). Как будто бы речь шла не о нацистах, а о гуманитарной миссии. Этих ребят не смутило, что многие блокадники еще живы. И вместо того, чтобы восхищаться их стойкости у современной интеллигенции хватает наглости заявлять им это: дескать, Вы, конечно, молодцы и все-такое, но что Вы уж так выделывались – для вида бы пару месяцев подержались и сдали бы город. Это какой-то сказочный мир моральных уродов. Да даже, если бы им нацисты пообещали бы каждому по Мерседесу – в нормальном обществе принято держаться до последнего.

5) Исчезновение личности. Мы не знаем имена учёных, никто не вспомнит за что были присуждены нобелевские премии в прошлом году. При этом по каждой специальности в мире в день, запросто, может публиковаться несколько тысяч статей. Наука пользуется популярностью, но какая наука? В основном, люди увлечены просмотров коротеньких лекций популяризаторов науки, главным образом, по астрофизике. Это показательно, выбирается отрасль науки, в которой экспериментально доказать или опровергнуть что-то просто невозможно. Сколько теорий понастроено вокруг черных дыр. Это просто точка пространства с сильнейшей гравитацией, или это вход в параллельную вселенную, или это мы живем в черной дыре, слышал товарища, который давал целую классификацию черных дыр как порталов: они бывают белые, черные и еще какие-то. Кто, вообще, выдумал всю эту чушь? На чем все эти теории строятся? Об этом популяризаторы науки предпочитают умалчивать. А, ведь, реальная наука почти не развивается. Мы секвенировали геном человека, научились клонировать животных и это нам почти ничего не дало. Мы развиваемся по мелочи. Нет ничего сравнимого по значимости с получением инсулина или появлением антибиотиков. Нам обещали создать технологию выращивания органов из стволовых клеток. Всё что у нас пока есть – это классификация стволовых клеток. То есть было придумано много новых названий и только. Вот любопытно, если команда ученых придет к выводу, что клонировать орган невозможно – хватит ли у них выдержки рассказать об этом нам или они предпочтут и дальше вытягивать деньги, создавая бесконечно сложные классификации. Про то, что в политике нет сильных личностей, не говорил, по-моему, только ленивый. Личностей, вообще, нет нигде.

6) Деньги – это способ решения любой проблемы. Это, отчасти, иллюзия. Введение в СССР 25% надбавки за вредность в психиатрии не то чтобы улучшило положение. Напротив, до этого в психиатрию приходили врачи, которые сознательно выбирали специальность, любили её. Работа, ведь, эта не самая приятная в медицине. Появление надбавки привело к тому, что неопределившиеся студенты мед. ВУЗов выбирали психиатрию. В среднем, качество специалистов ухудшилось. Кое-кто из этих ребят принимал участие и в той самой карательной психиатрии. Одновременно с этим, в СССР были врачи, которые сознательно не ставили диагноз вялотекущая шизофрения (это не было протестом, они всего лишь придерживались теоретических воззрений своей школы).

7) Отсутствие уважения к простому тяжелому труду. Во времена золотой лихорадки сильный и решительный мужчина мог рискнуть и поехать на заработки. Он имел шанс разбогатеть обычным тяжелым (зачастую опасным) простым трудом. Сейчас такой возможности нет. А скоро такси научатся ездить без водителей и мужчины лишатся еще одной возможности зарабатывать своим физическим трудом.

9) Сектантское мышление. Логика сектанта следующая: истина одна и она мне доступна, те, кто думают по другому идиоты (либерасты или ватники), или продались (Кремлю либо Госдепу), либо это всё, вообще, теория заговора. Никто не хочет самостоятельно оценивать реальность, все повторяют за своей сектой. Люди становятся банальны и предсказуемы. Когда либерал хочет сказать, что никакого развития нет, он всегда начнет так: «За последние 16 лет власти не сделали ничего». Можно подумать, что до этого цвели райские сады и народ утопал в излишестве все 10 лет, пока не пришел Путин. Хотя, начиная с 1991 года происходило сплошное экономическое падение. Это касается, вообще, всех. Либералов я привожу в пример лишь потому, что лучше их знаю. Такой подход порождает неуважение к собеседнику и невозможность полноценного общения.

Не существует абсолютных по содержанию ценностей, к которым бы стремились все люди, но существуют абсолютные по значению ценности, к которым явно или неявно тянутся все люди. Это истинные ценности. Слово “истина” в аксиологическом контексте отличается от его истолкования в гносеологии. Тут истина означает не соответствие знания действительности, а, напротив, соответствия действительности житейской или политической мудрости. Истинность или ложность ценности в аксиологии неотделима от мудрости. Исходя из этой связи, ценности можно разделить на истинные и ложные . Истинными ценностями являются те ценности, которые делают жизнь данного человека и близких ему людей, социальной группы, общества счастливой. Напротив, ложные ценности, отнимая у людей силы, время и средства, делают их несчастными. Истинность или ложность ценности лучше всего видна на примерах индивидуальных судеб людей. Девиз Сократа “Познай самого себя” имеет прямое отношение к истинности ценности. Человек, хорошо знающий свои материальные, интеллектуальные и психологические возможности, выберет верный путь, верного спутника в жизни и будет счастлив независимо от своего положения в обществе . Напротив, незнание самого себя и окружающей социальной среды, либо преобладание чувств над рассудком приводят к тяжким ошибкам в жизни, к потере времени, которого уже не вернуть . “Не всё то золото, что блестит”, - гласит народная мудрость, но как трудно порой распознать, что стоит за внешним блеском. Ценности придают смысл жизни человека, они определяют направленность активности личности . Следует, однако, заметить, что таким свойством обладают не только истинные, а и ложные ценности, быть может, даже в большей мере, чем истинные ценности. Причиной тому является двойственность природы человека. Как животное человек “запрограммирован” на совершение определённых рефлекторных действий. Совершение этих действий не требует ни интеллектуальных, ни физических усилий, отсутствует ситуация выбора, индивид-животное действует автоматически, причём легко автоматически. Биологическая эволюция обо всём “позаботилась”. Сложнее положение у индивида-носителя культуры. Совершение действий требует определённых, порой немалых, интеллектуальных и физических усилий. В более сложных случаях сложнее и соотношение обеих сторон природы человека, но ложные ценности формируются легче и прельщают людей сильнее ценностей истинных . Когда, например, человеком движет алчность, возникает вопрос о её источнике; источником же выступает тело человека . Алчность показывает человека как животное, а не как творца и носителя культуры . Потребность в самоутверждении может, в частности, удовлетворяться обладанием вещами (материальными объектами). Ценной оказывается не столько сама вещь, сколько именно обладание нею . Мне радостно не оттого, что я имею эту вещь, а оттого, что вы её не имеете. Потребности индивида, а они могут быть только у индивида, удовлетворяются разными средствами, однако милее всех средства, выражающие его биологическую природу. Потребности не бывают истинными или ложными, этим свойством обладают лишь желания, которые, хотя и возникают на основе потребностей, но определяются воспитанием, содержанием получаемой информации, сложившейся ситуацией и другими обстоятельствами. Отсюда проистекают по большей части ложные ценностные представления . .Ложные ценности - это ценности функционирования , а не развития . Функционирование есть хождение по кругу, а не качественное изменение, не развитие. Ложные ценности охватывают порой и целые народы. Если рассматривать в аксиологическом плане причину крушения Римской империи, достаточно легко можно видеть эрозию тех ценностей, которые возвысили Рим. Стремление к обогащению, разврат, тяга к наслаждениям стали более значимы, чем почитание богов, патриотизм, уважение к праву . Субъект общества - население, и чем больше в его составе находится людей, руководствующихся ложными ценностями, тем ближе крах государства и разложение общества. . В настоящее время в обществе возобладали некоторые ценности западной культуры. Их вполне можно назвать ложными. Нет сомнения в том, что рано или поздно ценности обогащения, славолюбия, секса, острых ощущений и др. заведут ориентирующихся на них людей в тупик. Поскольку западные ценности доминируют в мире, тревога за будущее охватывает самих западных учёных. Для предпринимателя его занятие представляет некий особенный вид спорта. Деньги из средства превращаются в цель, которая опять превращается в средство и т. д. Предпринимателя (за немногими исключениями) интересует не благосостояние населения, которое он использует как материал для своих операций, его интересует норма прибыли. К имеющемуся миллиону надо добавить второй миллион и так до бесконечности. Ж.-Ж- Руссо был прав, говоря, что богачу легче заработать второй миллион, чем бедняку первый грош . Люди, называющие себя музыкантами, пишут и поют песенки- однодневки, понижая и без того невысокий уровень музыкальной культуры населения. Завтра будут новые песенки, которые споют безголосые певцы. На худой конец можно испоганить классику, это не запрещено законом. “Звёзд” развелось уже так много, что их, как в астрономии, уже стали различать по “величинам”. Благо, родное государство позволяет им занимать теле- и радиоэфир. А также обогащаться, что вдвойне приятно кандидатам в “звёзды” и самим “звёздам”. Ценность денег и предметов роскоши привела к расцвету преступности. Ценность человеческой жизни оказалась ниже ценности денег, оттого редко на экранах телевизоров появляются фильмы без выстрелов и трупов. Когда встаёт вопрос о смертной казни преступников, тут же вспоминают о ценности человеческой жизни, как будто, сами преступники не уменьшили её значимость . Каждое общество обладает определённым запасом прочности, но если периодически не производится коррекция политического курса, то рано или поздно наступает предел прочности, а с ним и катастрофа.

Виды ценностей

Ценности делят по самым разным основаниям . Самое простое из них - содержание деятельности. По этому основанию выделяют ценностиполитические, экономические, правовые, религиозные, нравственные и др. Но более актуальным в философии и общественных науках является деление ценностей по субъекту , носителю ценностей. В этом плане можно выделить пять видов ценностей.

1. Ценности личной жизни, индивидуальные . Бесконечное разнообразие ценностей не означает их одинаковой значимости для всех людей. Люди не всеядны, каждый из них признаёт лишь те ценности, которые соответствуют индивидуальным особенностям и личному мировосприятию. Но на первом месте стоит ценность самой жизни . За исключением самоубийц, все хотят жить, причём как можно дольше, невзирая ни на какое качество и уровень жизни. Стремление к жизни является естественным правом человека, которое даровано ему Богом, а не государством . Второй по значимости является ценность здоровья достаточного для активной жизнедеятельности. Чем старше становятся люди, тем яснее им становится значимость этой ценности: качество жизни здорового человека явно выше качества жизни больного человека. Здоровый человек может работать, учиться, радоваться жизни, а больной проходит курс лечения, дожидаясь выздоровления. Поэтому в ряду приоритетов многих людей здоровье занимает важнейшее место. Другие ценности личной жизни трудно расположить в порядке убывания их значимости, однако, несомненно, они оказывают большое влияние на мотивы поведения людей. Таковы ценность свободы воли человека, любви, дружбы, семьи, достатка, престижа, карьерного роста, уважения окружающих, образования, способностей, общения, гостеприимства, увлечений и др. Большое количество ценностей личной жизни позволяет индивиду достаточно часто менять ценностные ориентации, “тактику” личной жизни.

2. Ценности малых социальных групп. Малой социальной группой является совокупность людей, которые систематически общаются между собой . Малую группу не следует отождествлять с коллективом, поскольку коллектив как совокупность свободных личностей представляет собой лишь одну из разновидностей малых социальных групп. Каждый из нас является членом нескольких малых групп - семьи, трудового или воинского подразделения, учебной группы, спортивной секции, клуба по интересам и т. д. Малая социальная группа предъявляет к своим членам весьма определённые, порой жёсткие, требования. “Мы” преобладает над “я”, в противном случае группа нестабильна или даже распадается. Скрепляющим группу “цементом" являются ценности . Семья создаётся не ради продолжения рода, как обычно глупо отвечают люди, а ради более высокого качества жизни - фактической, а не воображаемой свободы человека. Ценность семейной жизни сильнее взрослых ощущают дети. На семейных фото обычно отображены молодые родители и счастливые дети. Другие малые группы, которые лишь для удобства обозначения называют коллективами, также имеют свои ценности. Среди них ведущую роль играет солидарность членов группы перед лицом вероятного противника, в каком бы образе он не представал . Неважно, по какой причине мы оказались в одном “коллективе”, но коль уж скоро мы оказались вместе, следует соблюдать нормы поведения, позволяющие нам сосуществовать . Поэтому члены малой группы обязуются помогать друг другу или, по меньшей мере, хотя бы не мешать друг другу. В “коллективе” часто обнаруживаются такие ценности как помощь и взаимопомощь, сотрудничество, обмен опытом и др . Лучшая часть жизни многих людей проходит на работе или службе, поэтому общение в малых группах оставляет глубокий след в их душах.

3. Ценности больших социальных групп. Большая социальная группа - это совокупность людей, которые сходны между собой по какому-либо значимому для общества признаку. К большим группам относятся классы, нации, расы, религиозные, профессиональные, половые, возрастные и другие социальные группы. В отличие от малых групп, члены больших социальных групп почти всегда лично не знакомы и не общаются друг с другом. Тем не менее, они знают о существовании себе подобных благодаря деятельности государства, средств массовой информации, различных социальных институтов. Индивид одновременно является членом нескольких не только малых, а и больших социальных групп. Он принадлежит к определённому классу общества, нации, поколению, полу и т. д. Знание о себе подобных позволяет каждому отдельному человеку идентифицировать (соотносить) себя с той или иной группой. В соответствии с принадлежностью индивида к той или иной большой социальной группой выявляются общие для членов группы ценности . Самое существенное основание деления на большие группы - отношение к собственности на средства производства и предметы потребления . По этому основанию люди делятся на классы богатых и бедных (хотя имеются и другие признаки классов). Как богатым, так и бедным присущи ценности классовой солидарности, сплочённости, единства действий. Двадцатый век прошёл под знаком усиления национальных движений как в глобальном масштабе, так и в пределах территорий государств, что само по себе свидетельствует о возрастании значимости национальных ценностей. К ним относится, прежде всего, независимость данной нации от других наций. Как отдельному человеку дорога его личная свобода, так и нации дорога её независимость. Нация - это совокупность людей, живущих одной культурой (языком, обычаями, традициями, праздниками, верованиями, фольклором, искусством и др.) Подлинная жизнь нации состоит в “пользовании” ею элементов своей культуры. Эти элементы и есть национальные ценности . Для членов общества, исповедующих определённую религию, ценностями выступают догматы и культ данной религии. . Сторонники каждой религии считают единственно “истинным” именно свою религию, а все остальные ложны. У мужчин и женщин также имеются разные ценности, обусловленные их полом, о чём написано и сказано немало. Достаточно упомянуть о феминизме - идеологии женского пола, основанной на якобы превосходстве женщины над мужчиной . Разные ценности имеются и у представителей разных поколений, чем и обусловлен известный, постоянно воспроизводящийся в каждом поколении конфликт “отцов и детей”. Одежда, причёски, манера поведения, музыка, досуг - всё отличает представителей разных поколений.

4. Ценности общества (общественные ценности). Общество - не совокупность физических тел индивидов, а совокупность социальных отношений между ними и большими и малыми группами . Содержание таких отношений бывает различным и это в решающей степени зависит от ценностей, которыми руководствуются люди. Поведение людей определяется не только индивидуальными ценностями и ценностями малых и больших групп, к которым они относят себя.Существуют ценности более высокого порядка - общественные . К ним относится та или иная форма правления либо тип государства, форма собственности, патриотизм политическая стабильность, экономическое процветание, социальная справедливость, престиж профессии, престиж государства на международной арене, высокий уровень развития науки, военная мощь и др. Большая или малая значимость тех или иных общественных ценностей проверяется в смутные времена, когда неясен и тревожен дальнейший ход событий в данной стране. Одной из известных политических ценностей является ценность демократии. Но в последние несколько столетий она приобрела совсем иное значение, чем это было на её родине - древней Греции. Если в небольших греческих городах-полисах демократия действительно означала власть народа (свободных граждан, обладающих определённой собственностью), то с завоеванием буржуазией государственной власти в новое время демократия стала обозначать забеги денежных мешков . У кого денег больше и кто сумеет ими лучше распорядиться, тот и победил на “выборах”. В особенности, если претендент на начальствующее кресло щедро проплатил холопствующий “народ”. Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль называл буржуазную демократию мерзкой штукой, но лучше которой, по его мнению, будто бы люди ничего не придумали. Вряд ли, с У. Черчиллем согласились бы жители султаната Бруней, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, других арабских эмиратов. В этих странах господствуют монархи, а уровень жизни такой, которому позавидовали бы граждане демократических государств.

5. Общечеловеческие ценности. Длительное время на роль общечеловеческих ценностей претендовали заповеди Моисея. Однако эти заповеди первоначально были обращены только к евреям и не относились к другим народам.. В популярных заповедях не выражены идеалы справедливости, свободы, равенства, поэтому заповеди Моисея выражают культуру одного народа. Не убий еврея, не обмани еврея и т. д. К представителям других народов данные заповеди не относились. Они не согласовались с необходимостью возмездия за злодеяния, уничтожения маньяков, защиты семьи или родины от врагов. Неудивительно, что представители других народов столь редко прислушивались к этим заповедям. Общечеловеческими следует считать те ценности, которые признаются всеми людьми в ту или иную историческую эпоху. Эти ценности вечны, не временны, и разделяются практически всеми сколько-нибудь цивилизованными обитателями планеты. Духовными общечеловеческими ценностями является культура, в особенности религия и язык, идеалы справедливости, свободы и равенства и др . Хотя различны религии, языки, понимание указанных идеалов, никто из людей не отказывается от них. Менее понятны материальные ценности. К материальным ценностям следует прежде всего отнести ценность частной собственности на средства производства и предметы потребления . Частная собственность не отрицает, а дополняет другие формы собственности (муниципальную, корпоративную, государственную), но она традиционно признаётся всеми людьми. И это неудивительно: ведь ценность частной собственности заключается в том, что она является материальной основой свободы человека, свободы действительной, а не мнимой. К материальным общечеловеческим ценностям относятся также плодородные почвы, мягкий климат, достаточное количество осадков, наличие полезных ископаемых, драгоценные металлы и камни, экологический баланс между обществом и природой и др . Совпадение ценностей людей порождает большую энергию, позволяет организовать их совместное сосуществование. Однако ввиду множества различий между людьми возникает такое же множество их индивидуальных и иных ценностей . Значимость их может быть невелика, поэтому несовпадение ценностей не приводит к осложнению отношений. Эти несовпадения могут перекрываться в совпадениях более значимых ценностей. Но следует отметить, что любые ценности, начиная от индивидуальных и заканчивая общечеловеческими, не ведают компромиссов. Многие конфликты между индивидами, малыми и большими социальными группами, народами и государствами возникают потому, что различны их ценности, либо потому, что они по-разному понимают одни и те же ценности . Пристрастия и интересы не всегда позволяют им придти к согласию. Ключ к пониманию (не обязательно к согласию) всевозможных трений, напряжённости, конфликтов - познание ценностей людей.

Ценность дружбы

В наборе индивидуальных ценностей видное место принадлежит дружбе и любви. В современную эпоху раздаются жалобы на оскудение дружбы, что вызвано, видимо, индивидуализмом и эгоизмом, которыми поражена западная культура. У “традиционных” народов значимость ценности дружбы не подвергается сомнению. В дружбе видят социальную опору личности. Как гласит восточная мудрость: “Человек без друзей - то же, что дерево без корней”. Феномен дружбы возникает при разложении родового строя, когда, с одной стороны, ослабевают родственные связи, и когда, с другой стороны, усложняется сеть социальных отношений между людьми. Праславянское словоdrugb означает “приятель, товарищ, иной, другой, следующий”. Усложняющаяся социальная структура общества требует упрочения социальных связей и большего количества людей, на которых мог бы положиться индивид в час испытаний судьбой. Возникает обычай побратимства . Обычно он обставлен тожественным ритуалом, например, побратимы надрезают пальцы, сливают кровь в чашу и делят её между собой. Внешне дружба выступает имитацией родственных связей, что дошло до наших дней. Известны так называемые крёстные отцы и матери, братья и сёстры. Внутренне же дружба дополняет родственные отношения или компенсирует их недостаточность. В то же время интуитивно люди понимают необходимость весьма умеренного количества друзей, если, конечно считать друзьями тех, кто не предаёт в трудную минуту, а не тех, кто друзья “по случаю”, поскольку их изобилие не удовлетворяет требованию качества отношений. Поэтому пословица “...а имей сто друзей”, вряд ли, отвечает социальным реалиям. Друг - наше второе “Я”, ближе друга может быть только родственник. Количество друзей должно быть небольшим. У племён Африки, Новой Гвинеи и других народов количество друзей ограничивается тремя особами . Друзья не должны быть родственниками, они назывались “братьями по ножу” и были обязаны оказывать взаимную помощь, особенно материальную. У индейцев Америки друг побратим оказывается даже дороже родного брата. Отказать в помощи побратиму или бросить его на поле битвы означало покрыть себя несмываемым позором. Представления о ценности дружбы отразились в трудах философов. Платоновский Сократ утверждает, что “без дружбы никакое общение людей не имеет ценности”. Сам Платон писал о друзьях, как о людях, которые гораздо ближе друг к другу, чем мать и отец, дружба между ними прочнее, потому что связывающие их духовные качества прекраснее и бессмертнее. Аристотель в “Никомаховой этике” излагает теорию дружбы. Дружба, по его мнению, - самое необходимое в жизни. Никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага. Аристотель выделяет три вида дружбы: 1) утилитарную, которая основана на соображении взаимной или односторонней выгоды; 2) гедонистическую , которая основана на эмоциональной привязанности и совершается ради удовольствия, приятности, это дружба ради дружбы; 3) нравственную или совершенную, в которой объединены утилитарные и гедонистические мотивы, это дружба, переходящая в любовь. Понимание дружбы происходит не только под влиянием ценностно-мотивационного подхода к ней. С точки зрения структурно-функционального подхода дружба классифицируется по её объективным функциям в рамках определённой социальной системы и по месту в ряду социальных институтов .

1) Одной из таких функцией является слияние: дружба сливается с каким-либо иным видом деятельности, например, с сотрудничеством, с пребыванием в местах, которые хотелось бы поскорее оставить (“друзья по несчастью”) или более значимой социальной ролью. Люди дружат, поскольку занимают ответственные равнозначные посты в государстве. При иных обстоятельствах они, вряд ли, оказались бы друзьями.

2) Замещение. Дружба заменяет, компенсирует какие-либо недостающие роли. Человек, не имеющий родственников, заменяет их дружбой с другими людьми или общением с животными. Одинокие, пожилые люди привязываются к животным, ухаживают за ними, как за детьми, поскольку у них явный дефицит общения. Иногда животных предпочитают людям за их искренность и преданность, которых не находят у людей.

3) Дополнение . Дружба дополняет другие социальные роли, не сливаясь с ними. В семье существуют хорошие отношения между папой, мамой и их детьми, однако, дети желают дружить со сверстниками.

4) Конкуренция. Дружба выступает антитезой другим социальным ролям и конкурирует с ними. “Дружба дружбой, а табачок врозь”... Случается, что дружеские отношения соперничают с семейными или служебными отношениями. Дружба мужчин, равно как и женщин иногда может серьёзно осложнить отношения в семьях. На работе человек проводит большую и лучшую часть своей жизни, на работе не редкость в дружбу заводятся “служебные романы”, происходят нарушения трудовой дисциплины и др. Принцип “дружба дружбой, а служба службой” оказывается трудновыполнимым для людей, ложно понимающим сущность дружбы. Оба подхода к пониманию дружбы не противопоставляются, а дополняют друг друга. В реальной жизни, вряд ли, кто-нибудь рефлектирует по поводу завязывания дружеских отношений и их перспективы. Дружба начинается обычно спонтанно, добровольно, под влиянием симпатии и доверия людей друг к другу. В то же время дружба весьма избирательна, далеко не с каждым индивидом установит тёплые отношения имярек. Избирательность определяется некоторыми условиями: однородностью темпераментов, единством ценностей, сходством социальных статусов и ролей (“люди одного круга”), наличием совместной деятельности. Отсюда и пословица: “Скажи мне, кто твой друг...” При выполнении данных условий дружба между А и Б возможна, хотя ей могут помешать некоторые неучтённые факторы, например, порочащая субъекта А или Б информация. В любой макро- или микросреде существуют неписанные правила дружбы. Они сводятся к следующему: друг моего друга - мой друг; враг моего друга - мой враг друг моего врага - мой враг; враг моего врага - мой друг. В более развитых обществах возможна и такая позиция: не друг и не враг, а так... Дружба разнообразна, что свидетельствует о её объективной необходимости и неувядающей ценности для людей. Дружат индивиды, семьи, коллективы, города и народы. Как писал Эпикур, “дружба с пляской обходит вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни”. О счастливой жизни как результате дружбы говорить сложно, поскольку кроме друзей достаточно и недругов. Но несомненным итогом дружбы выступает сотрудничество и взаимопомощь, что не так мало для приемлемой жизни. Ценность дружбы состоит в усилении и сохранения социальных связей, такого общения людей между собой, которое повышает удовлетворённость человека своей жизнью.

Ценность любви

Любовь более сложное явление душевной и духовной жизни человека. По существу она тождественна счастью, так как любящий человек не знает ничего более высокого и значимого для него. О любви сложено бесчисленное количество стихов и песен, по частоте употребления слово “любовь” занимает первое место среди тысяч других слов. Но тема любви занимала не только литераторов и музыкантов. Большое внимание оказывали ей и философы. Любящий человек не одинок. Гегель писал: “Любовь означает вообще сознание моего единства с другим, то, что я не изолирован для себя, а обретаю моё самосознание только как отказ от своего для-себя-бытия и посредством знания себя как своего единства с другим и другого со мной. Но любовь есть чувство, другими словами, нравственность природного в форме: в государстве любви уже нет, в нём единство сознаётся как закон, в нём содержание должно быть разумным, и я должен его знать. Первым моментом в любви является то, что я не хочу быть самостоятельным лицом для себя и что, если бы я был таковым, я чувствовал свою недостаточность и неполноту. Вторым моментом является то, что я обретаю себя в лице другого, что я обладаю в нём значимостью, которую он, в свою очередь, обретает во мне”. Любящий человек, по Гегелю, забывает себя в любимом и выходит из любимого, обогащённый его любовью . Философ XX века Эрих Фромм, анализируя феномен любви, выделяет несколько её обязательных моментов. Любовь есть способность давать, а не получать. Отдавать не означает жертвовать и страдать, отдавая, человек живёт . “Отдавать много радостнее, чем получать, - писал Э. Фромм, - не потому, что это лишнее, а потому что, отдавая, я ощущаю, что живу. Любящий человек испытывает ответственность за любимого и не считает ответственность тягостной повинностью. Ответственность сопровождается уважением к любимому и доскональным знанием о нём. Поистине любящий человек живёт любимым ”. Столь высокая оценка явления любви показывает её фактом духовности. Однако понимание любви очень сильно осложняется и опошляется связью любви с сексом. Сексуальный уклон в понимании любви имеет место во многих работах, хотя духовная сущность любви видна невооружённым глазом. В эпоху “массовой культуры” секс даже прикрывается маской любви. Чего стоит одно лишь название американского фильма “Давай займёмся любовью”. Как будто любовью можно “заняться”... Секс, может быть дополнением к любви, может совершаться без любви, но никак не способен заменить её. В мифологии эрос понимался в качестве созидающей силы природы. Было распространено представление о всемирной “симпатии” вещей, о том, что любовь создала мир и движет им. Применительно к межличностным отношениям эрос понимался как стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное. Филией называлась любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором. Сторге - это любовь-привязанность, особенно семейная, а агапе - жертвенная, снисходящая любовь к ближнему. Платон несколько иначе строит свою “лестницу” любви-красоты. Первой и низшей ступенью является стремление получить физическое удовольствие, естественной целью которой является рождение детей. В качестве второй ступени выступает любовь к конкретным образцам физической красоты. Третья ступень - любовь к красоте в целом. Четвёртая (высшая) ступень - агапе, то есть любовь к мудрости, которая, как и религиозные переживания, позволяет познать абсолютную истину. Любовь высочайшего типа является делом души, делом двух благородных умов, соединяющихся с целью создания духовного потомства, к которому способны лишь мужчины. В диалоге “Пир” Платон излагает учение об андрогинах - людях не существующего в настоящее время третьего пола: “Когда-то наша природа была не такой, как теперь... Люди были трёх полов, а не двух, как ныне - мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя...- андрогины, ... они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. Тогда у каждого человека тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько и рук, и у каждого на шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общей... Было этих полов три... потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший оба этих - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала... Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов... Они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов”. Далее, по Платону, угроза побудила богов к решительным действиям. Зевс разрезал андрогинов пополам и создал гомосексуалистов, когда мужская половина стремится воссоединиться с мужской, лесбиянок, когда женская половина стремится воссоединиться с женской же половиной, и гетеросексуалов, когда стремятся к воссоединению мужская и женская половины. Гетеросексуалы считались низшей сексуальной категорией. С тех пор, по словам Платона, людям свойственно влечение друг к другу, они пытаются восстановить единство. Процесс воссоздания единства - любовь, представляющая собой томительное чувство воссоединения в целостную индивидуальность. Миф об андрогенах стал традиционно истолковываться в смысле полового влечения мужчин и женщин друг к другу, чем человек низводился до уровня животного. Потомки подправили Платона, его именем стала называться любовь без секса . Строго говоря, любая любовь секса не предполагает. Обыденное сознание отождествляет похоть с любовью, но похоть явление биологическое, а не духовное. Необходимость продолжения рода и создания семьи далеко не всегда вызывались любовью. Хотя античный мир знал романтическую любовь, она не всегда фиксировалась как любовь мужчины и женщины. Процветала однополая любовь. Древнегреческий писатель Лукиан в произведении “Две любви” устами своих героев признаёт необходимость семьи, однако считает подлинной любовь мужчин к мальчикам. Но качественное отличие любви от секса проявляется даже в тех видах любви, которые традиционно связываются с сексом. 1) Любовь мужчины и женщины воспета во множестве литературных и музыкальных произведений. Речь в них идёт вовсе не о жажде поскорее броситься в постель. Любимые желают быть вместе и им этого достаточно. Тут, действительно, проявляется стремление если не восстановить, то хотя бы установить духовное единство мужчины и женщины. 2) Однополая любовь, может быть, не существует без секса, но и не сводится к нему .3) Любовь родителей к детям и детей к родителям представляет собой почти чисто духовное отношение, хотя в некоторой мере детерминирована биологически. Известна такого рода “любовь” животных к своим маловозрастным детёнышам. Впоследствии “мамы”, не говоря уже о “папах”, становятся совершенно равнодушными к своим детям и даже отгоняют их от себя. Любовь родителей-людей сохраняется всю жизнь.4) Любовь к делу, труду характерна высокой степенью самопожертвования, отказа от некоторых других видов деятельности, иногда даже от семьи. Фанатики в лучшем смысле этого слова свели воедино увлечение и работу, в наше время их зовут трудоголиками. 5) Любовь к Родине малой и большой . Любовь к малой родине (населённому пункту, местности, в которых вырос данный человек) обусловлена щемящими воспоминаниями детства. Любовь к большой родине (обществу, членом которого является индивид) обусловлена степенью духовного развития личности, когда человеку бывает “за державу обидно”. 6) Любовьк природе проявляется не только в созерцании чудесных пейзажей, но и в деятельности по сохранению этих пейзажей . 7) Любовь к самому себе обычно ассоциируется с эгоизмом. Действительно, себялюбие является эгоизмом, но лишь в том случае, когда эгоист ущемляет интересы других людей или наносит им вред . В иных случаях любовь к самому себе нравственно оправдана, поскольку не любящий, не заботящийся о себе человек, вряд ли, вызовет доверие других людей. Таким образом, в явлении любви видна её связь с биологической и духовной природой человека. Первые три вида любви обусловливаются обеими сторонами природы человека, остальные - исключительно духовной природой человека. Ценность любви состоит в стремлении к единству с предметом любви, а применительно к другому человеку в стремлении жить его жизнью, его чувствами и мыслями.

Приложение 2

Методическая разработка классного часа, направленного на духовно-нравственное воспитание школьников

Тема : «Ценности современного мира: истинные или ложные?»

Класс : 5-6

Цели классного часа :

Обратить внимание учащихся на изменение ценностных ориентаций нынешнего поколения;

Показать, что ложные ценности современного мира ведут к духовной деградации;

Научить отличать истинные ценности от ложных.

Оборудование: мультимедийное устройство, интерактивная доска, раздаточный материал для рефлексии (см. Приложение №1)

Ход классного часа

I . Самоопределение к деятельности

Учитель (или заранее приготовленный ученик) читает стихотворение:

Время сейчас такое…

Искренность? Нет, не видел…

Люди теперь с ценою

В самом гламурном виде.

Книг электронных мода,

Ценности так банальны.

Вместо секретов - коды,

Радости виртуальны.

Кажется всё подделкой -

Сердце внутри пустое…

Искренность стала мелкой.

Время сейчас такое…

Мир в цифровом формате.

Нравственность? Нет, не знаю…

Совесть теперь не катит,

Лучше про связь «Вай-Фая».

Время сейчас такое:

Овцы рычат на волка.

Искренность? - Спит с покоем

Правда - в стогу иголка…

(Ирина Самарина-Лабиринт)

Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Стихотворение о том, что мир сильно изменился, и не в лучшую сторону, мы живем неправильно, «ценности стали банальны» и т.п.)

Подумайте теперь, как стихотворение связано с темой нашего классного часа, и попробуйте определить его тему (Тема классного часа - ценности, мы поговорим о том, какие ценности правильные, а какие - нет)

II . Актуализация знаний

Ребята, вы абсолютно правы. Мы сегодня поговорим о ценностях современного мира и попробуем ответить на вопрос: истинные они или ложные. А как вы понимаете слово «ценность»?

(Ответы учеников)

III . Работа по теме классного часа

Посмотрите на экран, прочтите словарное определение этого слова:

«ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом» (Большой энциклопедический словарь)

Теперь, когда мы с вами точно знаем, что такое ценность, несложно определить, какие ценности являются истинными, или правильными.

Свои ответы ученики вписывают в таблицу, которая изображена на экране интерактивной доски.

Примерные ответы (в пример взяты ответы учеников 6 класса «Токурской СОШ»)

Истинные ценности

Семья, родители

Дружба, друзья

Настоящая любовь

Искреннее общение

Здоровье

Молодцы, ребята, совершенно верно определили ценности, которые должны быть у любого человека. Но вот такие ли они сейчас? (Нет, не всегда, не у всех)

Действительно, ценности меняются и, к сожалению, не в лучшую сторону, становятся ложными. И эта актуальная проблема нашего общества не оставила равнодушным кубинского художника Анхеля Болигана. Он создал ряд ироничных иллюстраций, которые помогут нам увидеть современные ценности и призадуматься.

Работа с иллюстрациями (выводятся на экран), параллельно заполняется правая часть таблицы - «Ложные ценности».

Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на ней? (Обычная семья проводит время вместе в Новый год)

Так ли мы должны проводить самый добрый, семейный праздник - Новый год? (Нет, праздник - это повод собраться всем вместе, поговорить по душам, весело провести время, это момент единения всей семьи. А иллюстрация нам показывает, что каждый член семьи занят собой и своим гаджетом, вроде бы вместе, а на самом деле - врозь. Вместо теплой атмосферы паутина проводов)

Какая истинная ценность здесь подменена на ложную? (Гаджеты, дорогая техника (записываем в таблицу) здесь важнее семьи и времени, проведенного с родными)

Ребята, перед нами еще одна иллюстрация Анхеля Болигана, ее название - «Сохранить дух Рождества». Какую проблему изобразил художник? (Человек копирует елочные игрушки и этими копиями украшает елку. Он заменяет настоящую радость, истинный «дух Рождества», дух праздника на бумажные копии)

А вы встречались с тем, чтобы мы истинное, настоящее заменяли бездушными копиями? Тяжело ответить? А вспомните, как часто мы вместо того, чтобы улыбнуться друг другу, поговорить лично за чашкой чая, погулять на свежем воздухе, просто отправляем сообщение со смайликом? Какую ценность мы подменяем? (Радость искреннего общения на бездушные копии, мы часто притворяемся, надеваем маски)

Думаю, ситуация, изображенная на иллюстрации под названием «Одинокий игрок», вам знакома. Какую проблему здесь поднял художник? (Мальчик, выйдя на улицу, чтобы поиграть с друзьями в футбол, видит, что виртуальные игры вытеснили реальные. Яркие, настоящие эмоции заменяются ложными, ненастоящими, а дружба и друзья - телефонами)

А чем это может для нас обернуться? Над чем заставляет задуматься кубинский художник? (Мы можем потерять близких друзей, стать одинокими, ведь ничто не заменит настоящего общения)

Ребята, а эта иллюстрация Анхеля Болигана поднимает экологическую проблему. Что изображено на картинке? (Перед Новым годом вырубили все елки в сквере перед домом, чтобы на пару недель поставить их у себя дома, а потом выбросить)

Какую проблему поднимает художник? (Мы не бережем природу, не заботимся об экологии. Временные удовольствия для нас важнее, чем возможность для наших будущих детей дышать свежим воздухом)

Ребята, подмена истинных ценностей на ложные волнует не только кубинца Анхеля Болигана, но и польского карикатуриста Павла Кучински . Давайте рассмотрим одну из его иллюстраций. Что она нам показывает? (Иллюстрация показывает, что у каждого человека есть два пути: познавать мир через книги или через телевизор. Первый путь сложнее, но он позволяет нам достичь духовного совершенства. Второй путь гораздо проще, но он делает нам духовными инвалидами)

Здесь Павел Качински увидел, на мой взгляд, довольно серьезную проблему нашего мира. Как вы считаете, какую? (Хоть здесь и изображен значок «Фейсбука», но речь идет о социальных сетях вообще. Мы не видим реального мира, мы смотрим на него сквозь призму социальных сетей и Интернета)

Действительно, я тоже замечала, что многие даже говорят статусами из социальных сетей, а не высказывают собственное мнение. Но так мы с вами никогда не сформируемся как личности, не наберемся жизненного опыта. Именно поэтом Павел Качински и показывает нам нашу зависимость от соцсетей в виде тюремной решетки. А ведь перед нами открыты двери в реальный мир, который может нас научить гораздо большему.

По итогам беседы у нас получилась такая таблица:

Истинные ценности

Ложные ценности

Семья, родители

Гаджеты, дорогая техника

Дружба, друзья

Компьютерные игры

Настоящая любовь

Искреннее общение

Развитие внутреннего мира, образование

Бездумный просмотр передач по телевизору, зависимость от соцсетей

Здоровье

Окружающая среда, природа, экология

Временные, эгоистичные удовольствия

IV . Делаем выводы

Ребята, посмотрите на таблицу, которая у нас получилась. Устраивает ли вас современное положение дел? К чему могут привести такие ценности? (Мы перестанем ценить любовь и дружбу, внутреннюю красоту и искренность. Мы станем одинокими, нам не к кому будет обратиться за помощью, мы станем одинокими. Мы перестанем мыслить, не будем иметь собственного мнения, и нами легко будет управлять)

А что нужно сделать, чтобы этого не произошло? (Нужно изменить мир, а начать с себя)

V . Рефлексия

Спасибо вам за работу, ребята. Напоследок я попрошу вас представить, что вы пишете телеграмму своем товарищу. Вам нужно коротко написать о том, чему научил вас этот классный час, что в вас изменилось.

Ответы (выдержки) шестиклассников:

«Знаешь, лучше посидеть попить чай с другом, чем играть в виртуальные игры»

«Главное - это любовь и уважение. Во мне изменилось состояние души»

Https://post-pak.ru

Приложение 1

Бланк телеграммы для этапа рефлексии

Каждый человек в своей жизни имеет свою категорию ценностей, и в соответствии с ней он живёт и определяется, как личность в обществе. Для одних – это материальные ценности, для других – духовные. И к сожалению для каждого из нас и для общества в целом категория первых растёт, а категория вторых – убавляется. И всё чаще можно услышать горестные вздохи людей пожилого возраста: « А вот в наше время так не было…». В чём же причина такой переоценки ценностей в обществе?
Вспомним произведения, на которых росли наши папы и мамы, бабушки и дедушки – это были произведения классиков: Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Толстого и других прекрасных поэтов и писателей. Возвышенные образы и характеры главных героев побуждали нас подражать им в их верности, мужественности, культуре общения, тонкому юмору, развивали в нас правильные понятия о долге и чести; изобличали и высмеивали такие черты характера, как ханжество, лживость, угодничество, подхалимство, неверность, предательство и многое другое.

Если мы сейчас откроем практически любое печатное издание художественной литературы, какой-либо журнал, или газету, включим телевизор или пойдём в кино, то что мы видим? Всё то, что раньше считалось подлым, постыдным и неприемлемым в обществе – сейчас процветает и даже рекламируется за нормальный образ жизни и поведения. А все те истинные ценности, такие как честность, порядочность, долг, верность и другие считаются устаревшими и не модными понятиями отсталых от жизни людей.

Сегодня приверженцы бескультурья громко провозглашают: «Надо жить в ногу со временем», и они утверждают свою категорию ценностей. И, к сожалению, первое место в этой категории занимают деньги и ради денег люди сегодня идут на обман, всякого рода неправду, и даже более тяжкие преступления.

Один человек сказал: «Из-за кого больше всего погибло людей? Из-за Гитлера, Сталина? – нет, знакомьтесь, Бенджамин Франклин, изображённый на 100долларовой купюре». Мы, конечно, понимаем иронию этого высказывания, но к великому сожалению эта категория ценности человека полностью обезличивает его, делая его жестоким, завистливым, лживым, лицемерным и прочее. В Библии очень точно сказано, что корень всех зол есть сребролюбие .

Нередко можно услышать возмущение новыми законами в стране, деятельностью правительства, но если задуматься – а что составляет мою шкалу ценностей . Может лучше начать с себя и взглянуть на то, какие книги я читаю, какие передачи смотрю, какое кино мне нравится, в конце концов, почему люблю я мужа или жену и люблю ли я их вообще. Раньше была очень распространена поговорка: « Скажи мне кто твои друзья, и я скажу кто ты». Она не потеряла актуальности и сегодня. Кто-то сказал, что никогда ещё человек не был одинок, как в 21 веке. А ведь у каждого из нас кажется мобильные телефоны забиты списком так называемых друзей. Я говорю «так называемых», потому что они, по сути, и не являются друзьями. Они нам или мы им нужны, мы друг от друга получаем какое-то взаимовыгодное сотрудничество и не более. Случись что со мной, никто не вспомнит, почему? Да потому что я стану никому не нужен.

Один человек попал в автокатастрофу и стал инвалидом – колясочником, от него ушла жена; в другой семье родился ребёнок слепой, его отдали в детский дом; ещё в одной семье сын стал наркоманом и родители отказались от него и выгнали его из дома. А где же милосердие, доброта, верность, выручка, взаимопомощь, родительский или сыновний долг?

Можно приводить десятки и сотни примеров подобных человеческих трагедий, которыми сегодня наполнен мир из-за того, что люди выбирают себе неверные ценности, которые по сути таковыми не являются.

Итак, от того, что мы выбираем сегодня, зависит будущее наших детей . И если наша категория ценностей – это деньги, положение в обществе, слава, величие и т.п., то не удивляйтесь, если завтра ваши дети посчитают вас лишними и отправят в дом престарелых; или, что ещё хуже, навестят вас только на ваши похороны, чтобы принять в наследство ваше жильё и имущество.