Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов. Подготовка к огэ по биологии Родство всех живых организмов

Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки эукариот имеют сходный набор органоидов, сходно регулируют метаболизм, запасают и расходуют энергию, сходно с прокариотами используют генетический код для синтеза белка. У эукариот и прокариот принципиально сходно функционирует и клеточная мембрана. Общие признаки клеток свидетельствуют о единстве их происхождения.

1. Строение клетки грибов и растений. Признаки сходства в строении этих клеток: наличие ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны, митохондрий, рибосом, комплекса Гольджи и др. Признаки сходства - доказательство родства растений и грибов. Отличия: только растительные клетки имеют твердую оболочку из клетчатки, пластиды, вакуоли с клеточным соком.

2. Функции клеточных структур. Функции оболочки и клеточной мембраны: защита клетки, поступление в нее одних веществ из окружающей среды и выделение других. Выполнение оболочкой функции скелета (постоянная форма клетки). Расположение цитоплазмы между клеточной мембраной и ядром, а в цитоплазме всех органоидов клетки. Функции цитоплазмы: связь между ядром и органоидами клетки, осуществление всех процессов клеточного обмена веществ (кроме синтеза нуклеиновых кислот), расположение в ядре хромосом, в которых хранится наследственная информация о признаках организма, передача хромосом от родителей потомству в результате деления клеток. Роль ядра в управлении синтезом белка клетки и всеми физиологическими процессами. Окисление в митохондриях органических веществ кислородом с освобождением энергии. Синтез в рибосомах молекул белка. Наличие хлоропластов (пластид) в растительных клетках, образование в них органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии (фотосинтез).

В растительной клетке есть все органоиды, свой­ственные и животной клетке: ядро, эндоплазматичеекая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения Растительная клетка отличается от животной следующими признаками: прочной клеточной стенкой значительной толщины; особыми органоидами - пластидами, в которых происходит первичный синтез органических веществ из минеральных за счет энергии света; развитой сетью вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток.

Растительная клетка, как и клетка грибов, окружена цитоплазматической мембраной, но кроме нее ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет по­ры, через которые каналы эндоплазматической сети со­седних клеток сообщаются друг с другом.

Преобладание синтетических процессов над процес­сами освобождения энергии - одна из наиболее харак­терных особенностей обмена веществ растительных ор­ганизмов. Первичный синтез углеводов из неорганиче­ских веществ осуществляется в пластидах. Различают три вида пластид: 1) лейкопласты - бесцветные плас­тиды, в которых происходит синтез крахмала из моно­сахаридов и дисахаридов (есть лейкопласты, запасаю­щие белки и жиры); 2) хлоропласты, включающие пигмент хлорофилл, где осуществляется фотосинтез; 3) хромопласты, содержащие различные пигменты, обусловливающие яркую окраску цветков и плодов.

Пластиды могут переходить друг в друга. Они содержат ДНК и РНК и размножаются делением надвое. Вакуоли развиваются из цистерн эндоплазматической сети, содер­жат в растворенном виде белки, углеводы, низкомолеку­лярные продукты синтеза, витамины, различные соли и окружены мембраной. Осмотическое давление, создавае­мое растворенными в вакуолярном соке веществами, при­водит к тому, что в клетку поступает вода и создается тургор - напряжение клеточной стенки. Тургор и толс­тые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений к статическим и динамическим нагрузкам.

Клетки грибов имеют клеточную стенку, построенную из хитина. Запасным питательным веществом чаще всего является полисахарид гликоген (как у животных). Хлорофилла грибы не содержат.

Грибы в отличие от растений, нуждаются в готовых органических соединениях (как животные), то есть по способу питания они являются гетеротрофами; для них характерен осмотрофный тип питания. Для грибов возможны три типа гетеротрофного питания:

2. Грибы – сапрофиты питаются органическими веществами мертвых организмов.

3. Грибы – симбионты получают органические вещества от высших растений, отдавая им взамен водный раствор минеральных солей, то есть выполняя роль корневых волосков.

Грибы (как и растения) растут в течении всей жизни.

Одним из основных экологических понятий является среда обитания. Под средой обитания понимают комплекс окру­жающих условий, влияющих на организм. В понятие среды обитания входят элементы, прямо или косвенно влияющие на организм, - они называются экологическими факторами. Выделяют три группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Эти факторы воздействуют на организм в различных направлениях: приводят к возникновению адаптационных изменений, ограничивают распространение организмов в среде, свидетельствуют об изменениях других экологических факторов.

К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы: свет, температура, влажность, химический состав воды и почвы, атмосферы и т.д.

. Солнечный свет - главный источник энергии для живых организмов. Биологическое действие солнечного света зависит от его характеристик: спектрального состава, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.

Ультрафиолетовая часть спектра обладает высокой фотохимической активностью: в организме животных участвует в синтезе витамина Д, эти лучи воспринимают органы зрения насекомых.

Видимая часть спектра обеспечивает (красные и синие лучи) процесс фотосинтеза, яркую окраску цветков (привлечение опылителей). У животных видимый свет участвует, в пространственной ориентации.

Инфракрасные лучи - источник тепловой энергии. Тепло важно для обеспечения терморегуляции холоднокровных животных (беспозвоночных и низших позвоночных). У растений инфракрасное излучение влияет на усиление транспирации, что способствует поглощению углекислого газа и движению воды по телу растения.

Растения и животные реагируют на соотношение между продолжительностью периода освещенности и темноты в течение суток или времени года. Это явление называется фотопериодизмом.

Фотопериодизм регулирует суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, а также представляет собой климатический фактор, который определяет жизненные циклы многих видов.

У растений фотопериодизм проявляется в синхронизации периода цветения и созревания плодов с периодом наиболее активного фотосинтеза; у животных - в совпадении периода размножения с обилием пищи, в миграциях птиц, сменой шерстного покрова у млекопитающих, впадением в спячку, изменениях в поведении и т.д.

Температура непосредственно влияет на скорость биохимических реакций в телах живых организмов, которые протекают в определенных пределах. Температурные границы, в которых обычно обитают организмы, - от 0 до 50°С. Но некоторые бактерии и водоросли могут обитать в горячих источниках при температуре 85-87°С. Высокие температуры (до 80°С) переносят некоторые одноклеточные почвенные водо­росли, накипные лишайники, семена растений. Есть животные и растения, способные переносить воздействие очень низких температур - до полного промерзания.

Большинство животных относятся к холоднокровным (пойкилотермным) организмам - температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Это все типы беспозвоночных животных и значительная часть позвоночных (рыбы, ам­фибии, пресмыкающиеся).

Птицы и млекопитающие - теплокровные (гомойотермные) животные. Температура их тела относительно постоянна и в значительной степени зависит от обмена веществ самого организма. Также у этих животных вырабатываются приспособления, позволяющие сохранять тепло тела (волосяной по­кров, плотное оперение, толстый слой подкожной жировой ткани и т.д.).

На большей части территории Земли температура имеет четко выраженные суточные и сезонные колебания, что обусловливает определенные биологические ритмы организмов. Температурный фактор оказывает влияние и на вертикальную зональность фауны и флоры.

Вода - основной компонент цитоплазмы клеток, является одним из важнейших факторов, влияющих на распространение наземных живых организмов. Недостаток воды приводит к возникновению ряда адаптации у растений и животных.

Засухоустойчивые растения имеют глубокую корневую систему, более мелкие клетки, повышенную концентрацию клеточного сока. Снижается испарение воды в результате редукции листьев, образования толстой кутикулы или воскового налета и т.д. Многие растения могут поглощать влагу из воздуха (лишайники, эпифиты, кактусы). Ряд растений имеет очень короткий вегетационный период (пока в почве есть влага) - тюльпаны, ковыль и др. В засушливое время они пребывают в состоянии покоя в виде подземных побегов - луковиц или корневищ.

У наземных членистоногих образуются плотные покровы, препятствующие испарению, видоизменяется обмен - выделяются нерастворимые продукты (мочевая кислота, гуанин). Многие обитатели пустынь и степей (черепахи, змеи) впадают в спячку в период засухи. Ряд животных (насеко­мые, верблюды) для жизнедеятельности используют метаболическую воду, которая вырабатывается при расщеплении жира. Многие виды животных восполняют недостаток воды за счет ее поглощения при питье или с пищей (амфибии, птицы, млекопитающие).

Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

В организме человека непрерывно протекают водный, солевой, белковый, жировой и углеводный обмены. Энергетические запасы непрерывно уменьшаются в процессе жизнедеятельности организма и пополняются за счет пищи. Соотношение количества энергии, поступающей с пищей, и энергией, расходуемой организмом, называется энергетическим балансом. Количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. Для составления норм питания необходимо учитывать запас энергии в питательных веществах, их энергетическую ценность. Организм человека не способен синтезировать витамины и должен ежедневно получать их с пищей.

Немецкий ученый Макс Рубнер установил важную закономерность. Бел­ки, углеводы и жиры в энергетическом отношении взаимозаменяемы. Так, 1 г углеводов или 1 г белков при окислении дают 17,17 кДж, 1 г жира - 38,97 кДж. Значит, для того чтобы правильно составить рацион, надо знать, сколько килоджоулей было потрачено и сколько пищи необходимо съесть, чтобы компенсировать израсходованную энергию, т. е. надо знать энерготра­ты человека и энергоемкость (калорийность) пищи. Последняя величина по­казывает, сколько энергии может выделиться при ее окислении.

Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого ра­циона важно учитывать не только калорийность, но и химические компонен­ты пищи. Растительный белок, например, не содержит некоторых аминокис­лот, которые необходимы человеку, или содержит их в недостаточном количе­стве. Поэтому, чтобы получить все необходимое, надо употреблять значительно больше пищи, чем это требуется. В животной пище белки по аминокислотно­му составу соответствуют потребностям человеческого организма, но живот­ные жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Они имеются в расти­тельном масле. Значит, необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе и учитывать их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Разные пищевые продукты содержат различное количество витаминов, неорганических и балластных веществ. Так, яблоки, мясо, печень, гранаты со­держат много солей железа, творог - кальция, картофель богат солями калия и т. д. Но некоторые вещества могут содержаться в продуктах в большом коли­честве и при этом не всасываться в кишечнике. Например, в моркови немало каротина (из которого в нашем организме образуется витамин А), но, посколь­ку растворяется он только в жирах, всасывается каротин лишь из продуктов, содержащих жиры (например, тертая морковь со сметаной или маслом).

Пища должна восполнять затраты энергии. Это непременное условие сохранения здоровья и работоспособности человека. Для людей различных профессий определены нормы питания. При их составлении учитывают суточный расход энергии и энергетическую ценность питательных веп(еств (табл. 2).

Если человек занят тяжелым физическим трудом, в его пище должно быть много углеводов. При расчете суточного рациона учитывают также воз­раст людей и климатические условия.

Питательные вещества, необходимые человеку, хорошо изучены, и мож­но было бы составить искусственные рационы, содержащие только вещества, необходимые для организма. Но это скорее всего имело бы печальные послед­ствия, поскольку работа желудочно-кишечного тракта невозможна без балластных веществ. Такие искусственные смеси плохо бы продвигались по пищеварительному тракту и плохо всасывались. Вот почему диетологи рекомендуют употреблять разнообразные продукты, а не ограничиваться какой-то диетой, но обязательно энергозатрат.

Существуют разработанные примерные нормы суточной потребности человека в питательных веществах. Используя эту таблицу, составленную диетологами, можно рассчитать суточный рацион человека любой профессии.

Излишки углеводов в организме человека превращаются в жиры. Избыток жиров откладывается про запас, увеличивая массу тела.

Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В возрасте 1,5 -- 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.

Сходство человека и животных

Рудименты и атавизмы. Рудименты - органы, утратившие свое значение. Атавизмы - «возврат к предкам». Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека с животными. Рудиментов в теле человека около 90: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки - аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др.

Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы - бесспорные доказательства животного происхождения человека и свидетельство того, что человек, как и животные, - результат длительного исторического развития органического мира.



Отличие человека и животных

Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и коренные отличия. Только человеку присуще истинное прямо хождение и связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом, уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой с массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры и расположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4 раза - по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной и теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей.

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мыишением, способностью к трудовой деятельности. Решающим шагом на пути от обезьян к человеку явилось прямохождение.

Эволюция приматов

Плацентарные млекопитающие возникли в самом конце мезозойской эры. От примитивных насекомоядных млекопитающих в кайнозойской эре обособился отряд приматов. В палеогене в лесах обитали лемуры и долгопяты - хвостатые животные небольших размеров. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были такими же, как у человекообразных обезьян. От них произошли гиббоны, орангутаны и вымершие впоследствии древесные обезьяны - дриопитеки. Дриопитеки дали три ветви, которые привели к шимпанзе, горилле и человеку.

Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило особенности его строения, которые в свою очередь явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих с помощью хватательных движений, необходимо соответствующее строение органов: в кисти противопоставлен первый палец остальным, развивается плечевой пояс, позволяющий совершить движения с размахом 180*, грудная клетка становится широкой и утолщенной в спинно-брюшном направлении. Отметим, что у наземных животных грудная клетка уплощена с боков, а конечности могут перемещаться только в переднезаднем направлении и почти не отводятся в сторону. Ключица сохраняется у приматов, рукокрылых (летучие мыши), но не развивается у быстро бегающих наземных животных. " Передвижение на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, с непрерывно заново возникающим расстоянием, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком привело к чрезвычайно высокому развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точного определения расстояния при прыжках обусловило сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов.

Во второй половине палеогена в связи с начавшимися горообразовательными процессами наступило похолодание. Тропические и субтропические леса отступили на юг, появились обширные открытые пространства. В конце палеогена ледники, сползавшие со Скандинавских гор, проникли далеко на юг. Обезьяны, не отступившие к экватору вместе с тропическими лесами и перешедшие к жизни на земле, должны были приспосабливаться к новым суровым условиям и вести тяжелую борьбу за существование.

Беззащитные против хищников, неспособные быстро бегать - настигать добычу или спасаться от врагов, лишенные густой шерсти, помогающей сохранять тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и использованию освободившихся от неподвижности рук.

9. Этапы эволюции человека:

Дриопитеки и древесные обезьяны, вымершая ветвь приматов, дали начало современным шимпанзе, горилле и человеку. Лазание по деревьям способствовало противопоставление большого пальца руки, развитию плечевого пояса, развитию двигательных отделов головного мозга, бинокулярного зрения.

Австралопитеки - обезьяноподобные животные. Жили стадами примерно 10 млн лет назад, ходили на двух ногах, имели массу мозга 550 г при весе 20-50 кг. Для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т.е. имели хорошую двигательную координацию.

Их останки обнаружены в Южной Африке.

Человек умелый - более близки к человеку, чем австралопитеки, имели массу мозга около 650 г, умели обрабатывать гальку с целью изготовления орудий. Жили около 2-3 млн лет назад.

Древнейшие люда возникли около 1 млн лет назад. Известно несколько форм: питекантроп, синантроп, гейдельбургский человек и др. У них были мощные надглазничные валики, низкий покатый лоб и отсутствовал подбородочный выступ. Масса мозга достигала 800-1000 г. Они могли, пользоваться огнем.

Древние люди - неандертальцы. К ним относятся люди, появившиеся около 200 тыс. лет назад. Масса мозга достигала 1500 г. Неандертальцы умели добывать огонь и использовать его для приготовления пищи, пользовались каменными и костяными орудиями труда, обладали зачаточной, членораздельной речью. Останки их найдены в Европе, Африке и Азии.

Современные люди - кроманьонцы. Появились около 40 тыс. лет назад. Объем, их черепной коробки - 1600 г. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывает на развитие членораздельной речи.

Антропогенез

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) -процесс историко-эволюционного формирования человека. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Благодаря им у человека появились: изгибы позвоночника, высокий свод стопы, расширенный таз, прочный крестец. К социальным факторам эволюции относятся труд и общественный образ жизни. Развитие трудовой деятельности уменьшило зависимость человека от окружающей природы, расширило его кругозор и привело к ослаблению действия биологических закономерностей. Главным признаком трудовой деятельности человека являются способность изготавливать орудия труда и использовать их для достижения своих целей. Рука человека - не только орган труда, но и ею продукт.

Развитие речи привело к возникновению абстрактного мышления, речи. Если морфологические и физиологические, особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективному труду, мышлению и речи,по наследству не передаются. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого, человека только в обществе, благодаря воспитанию и обучению.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка – элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

Клетки растений и грибов имеют много общего:

  1. Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.
  2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.
  3. Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).
  4. Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей – нематод.
  5. Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).
  1. Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов – хитин.
  2. Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез – образование органических веществ из неорганических, т.е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.
  3. Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов – гликоген.
  4. У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток – гифами.

Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.


У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000-15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

После смерти родственника в некоторых ситуациях для получения наследства требуется доказать родство с умершим. Наиболее компетентным лицом в вопросах доказательства родственных связей является нотариус, который укажет, какие документы требуются для принятия наследства и что делать, когда нужных бумаг не имеется. Аспект, обуславливающий необходимость установить родство, требуется при отсутствии завещательного документа - для установления, к какой из существующих 8 очередей относится правопреемник.

Когда возникает необходимость доказывать родство?

Встречаются ситуации, что подразумевают процесс подтверждения родственной связи с умершим. Это нужно в случае желания получить наследство при законном порядке наследования. При этом необходимость доказательства прецедента близких взаимоотношений с покойным наследодателем связана с условием отсутствия документально установленного родства.

Доказательство родства с наследодателем выполняется не обязательно в судебном порядке. Подтверждение возможно получить в местном отделении ЗАГСа - восстановив утраченные документы. Но существуют ситуации, когда без судебного разбирательства доказать факт родства не представляется возможным, к примеру - после смерти отца, не признавшего ребенка.

Документация для подтверждения родства

При заявлении прав на наследство и законном порядке наследования требуется подтверждение родства правопреемника с наследодателем. Для этого заинтересованному лицу требуется выполнить следующий перечень действий:

  • претендент на наследство собирает необходимые свидетельства;
  • передает собранную документацию нотариусу, ведущему наследственное дело;
  • получает бумагу о праве получить наследство после проверки нотариусом подлинности документации.

Когда документы, которые могут подтвердить родство с умершим наследодателем, в силу каких-то обстоятельств отсутствуют, от претендента на наследство требуется выполнить такие манипуляции.

  1. Изложить просьбу подтвердить родство с умершим наследодателем в исковой форме.
  2. Обратиться в судебную инстанцию соответствующей подсудности с составленным согласно нормам исковым заявлением.
  3. Ожидать извещения касательно решения судьи по интересующему вопросу.

В зависимости от степени родства, пакет документов, которые способны подтвердить имевшиеся взаимоотношения и обуславливающие возможность вступления в наследство, отличается. Тем не менее существует стандартный набор бумаг, к которым относятся свидетельство про рождение и свидетельство про заключение брака. Последнее требуется в случаях, когда наследодатель - супруг. В свидетельствах про рождение важным моментом выступает совпадение указанных фамилий с имеющейся на момент обращения в нотариальную контору. Если была смена фамилии, то необходимо единовременно со свидетельствами предоставлять соответствующий документ.

Когда правопреемник не является кровным родственником (присутствовал факт усыновления/удочерения), требуется предоставить документальное подтверждение этого события.

Доказательство родства при отличающихся фамилиях

Доказательство родства необходимо при отличающихся с наследодателем фамилиях. В качестве подтверждения родственных связей может выступать свидетельство про заключение брака, где указано, что супруга изъявила желание взять фамилию мужа либо про усыновление/удочерение. Для установления факта родственных отношений с умершим дедушкой либо бабушкой требуется найти свидетельства про рождение полной линии - от дедушки/бабушки до внука/внучки, а также свидетельство про заключение брака.

Когда в качестве наследодателя выступает брат либо сестра родителя, то для оформления прав на наследство требуются другие документы. Это свидетельства про рождение матери/отца, правопреемника и тети/дяди. Также нужно предоставить свидетельства про заключение брака родителей и умершего родственника - при наличии оных.

Если ребенок не был признан отцом при жизни

Доказать отцовство после смерти отца, даже если наследодатель не признал собственного ребенка при жизни, возможно. Это предусматривается статьей 53 СК, которая уравнивает права детей на получение части наследственной массы, вне зависимости от того - были рождены в браке и без оного. Процедура установления отцовства после наступления смерти наследодателя существует непосредственно для подтверждения близкородственных связей ребенка, который родился вне официального брака, для обеспечения его прав.

Признание отцовства посмертно выполняется только через суд при подаче соответствующего иска.

Это является сложным процессом, так как найти значимые доказательства трудно, особенно при насильственной смерти лица, поскольку экспертиза ДНК затрудняется на этапе забора материала. Но рассмотрение дела посмертного установления отцовства не имеет кардинальных отличий от стандартного судебного установления факта оного. Единственным отличием выступает отсутствие претензий и возражений со стороны предполагаемого отца и его участия в заборе материала.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ

Класс: девятый

Предмет: биология

Программа: И.Н.Пономарёва (линейный курс)

Часть 1. В приведённых заданиях выберите ОДИН верный вариант ответа

1.У Ани есть электронная книга «Атлас человеческого тела». Какую информацию из приведённой она сможет в ней найти?

1) схему строения скелета человека

2) описание работы сердца человека

3) статистику человеческих заболеваний

4) расшифровку генетического кода человека.

2.У Бори есть печатная книга «Определитель дикорастущих растений». Какую информацию из приведённой он точно найдёт в ней?

1) список исчезающих растений

2) описания и изображения растений

3) способы ухода и размножения растений

4) схемы пищевых цепей и сетей естественных экосистем

3.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:

1) цитоплазмы

2) клеточного сока

3) лимфы

4) тканевой жидкости

4.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:

1) аппарата Гольджи

2) генетического аппарата

3) ядра

4) митохондрий

5.Какое из перечисленных культурных растений семейства Злаки имеет соцветие кисть?

1) пшеница

2) рожь

3) ячмень

4) овёс

6.Какой орган НЕ входит в состав побега растения?

1) стебель

2) лист

3) почка

4) корень

7.Цветок ветроопыляемого растения, по сравнению с цветком растения, опыляемого животными, обычно имеет:

1) более крупный размер

2) не яркий околоцветник

3) выраженный аромат

4) нектарники

8.Какой из приведённых признаков НЕ относится к описанию ланцетника?

1) рот окружён щупальцами

2) орган дыхания – жабры

3) осевой скелет – хорда

4) два круга кровообращения

9.К какому классу типа Членистоногие относят скорпиона?

1) Ракообразные

2) Паукообразные

3) Насекомые

4) Крабообразные

10.Какая из особенностей строения черепа человека связана с наличием речи?

1) низкий лоб

2) развитые надглазничные валики

3) плоский нос

4) выступающий вперёд подбородок

11.Мышца крепится к кости с помощью

1) хрящей

2) связок

3) сухожилий

4) суставов

12.Для формирования какого иммунитета детям вводят вакцину против кори?

1) естественного приобретённого

2) естественного врождённого

3) искусственного активного

4) искусственного пассивного

13.Какой тканью образован наружный слой кожи человека, состоящий из живых и мёртвых клеток?

1) соединительной

2) мышечной

3) нервной

4) эпителиальной

14.Что из перечисленного может служить профилактикой плоскостопия?

1) длительное пребывание на ногах

2) ношение узкой обуви

3) регулярное поднятие тяжёлых предметов

4) хождение босиком по неровной поверхности

15.Нормальный пульс человека в возрасте 10-15 лет в покое составляет в среднем

1) 45-60 ударов в минуту

2) 65-75 ударов в минуту

3) 80-95 ударов в минуту

4) 100-120 ударов в минуту

16.ВИЧ-инфекцией НЕЛЬЗЯ заразиться

1) при половом контакте

2) при переливании крови

3) через одежду больного человека

4) от матери к ребёнку

17.Какую роль выполняют в биосфере Земли живущие в почве бактерии гниения?

1) образуют органические вещества из неорганических

2) питаются органическими веществами живых организмов

3) способствуют нейтрализации ядов в почве

4) разлагают мёртвые остатки растений и животных до перегноя

18.Тип взаимоотношений, при котором организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, не приводя к его гибели, называют

1) симбиозом

3) нахлебничеством

4) хищничеством

19.Расцвет насекомых в ходе эволюции совпал с расцветом

1) водорослей

2) папоротникообразных

3) покрытосеменных

20.Какая из перечисленных групп растений в ходе эволюции первой перестала зависеть от воды при оплодотворении?

1) Покрытосеменные

2) Папоротникообразные

4) Мхи

Часть 2. Выберите в представленных заданиях 3 верных ответа и запишите их в правильной последовательности.

21.Какие из приведённых тканей относят к соединительным?

1) кровь

2) камбий

3) костная

4) железистая

5) кожица

6) лимфа

22.Для каких из перечисленных организмов характерен гетеротрофный тип питания?

1) хламидомонада

2) мухомор

3) кукушкин лён

4) кукушка

5) дождевой червь

6) лук репчатый

23.Чем млекопитающие ОТЛИЧАЮТСЯ от пресмыкающихся?

1) покрыты волосяным покровом

2) обладают лёгочным дыханием

3) имеют внутренний костный скелет

4) сохраняют постоянную температуру тела

5) занимают наземно-воздушную и водную среду обитания

6) у большинства есть матка

24.Малина обыкновенная выращивается в садах как ягодный кустарник с вкусными и целебными плодами. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.

1) В течение жизни малина цветёт.

2) Для образования плодов растению необходимо опыление.

3) Малина может встречаться в лесах.

4) Опыление малины перекрёстное насекомыми.

5) Плоды малины можно использовать в медицинских целях.

6) У листьев малины сетчатое жилкование.

25.Песчанки – это млекопитающие отряда Грызуны, размером с домовую мышь, питающиеся растительной пищей и обитающие в норах колониями. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.

1) В спячку не впадает.

2) В природе обитает в пустынях и полупустынях.

3) Выкармливает детёнышей молоком.

4) Имеет хорошо развитые вибриссы – чувствительные волоски на мордочке.

5) Имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти.

6) Является объектом добычи мелких хищников.

КЛЮЧ К ЧАСТИ 1

КЛЮЧ К ЧАСТИ 2

Ответ - 136

Ответ - 245

Ответ - 146

Ответ - 125

Ответ - 345

При составлении данной работы был использован материала сборника ОГЭ. Биоогия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. В.С.Рохлова. - М.: Издательство "Национальное образование", 2018 (ОГЭ. ФИПИ - школе)