Философия Платона. Элементы учения. Идеальное государство Платона

Научные работы ученого Древней Греции Платона оказали масштабное влияние не только на развитие мировой философии, но и культуры. Его имя остается на слуху на протяжении множества столетий.

Знаете ли вы, что Платон был учеником еще одного великого философа – Сократа .

Основные принципы

Большая часть работ этого ученого дала развитие самостоятельному направлению философии, в котором описывается происхождение двух вселенных – материальной и мира идей. Так, философия Платона подразумевает, что эйдосы (идеи), представляют собой основу всего материального мира. Материя не обладает способностью что-либо породить, она является только расходным материалом, из которого эйдосы формируют мир вещей.

Мир эйдосов нельзя рассматривать с точки зрения привычных нам времени и пространства, он вне этих понятий. Главенствующей является идея Блага, из которой происходят и все остальные эйдосы. Благо можно ассоциировать с Началом, Красотой и Творцом Вселенной.

Эйдос какого-либо из существ является его самой существенной и сокровенной частью. Так, в человеке этой частью является его душа.

С точки зрения ученого, вещи склонны к множественности, переменчивости и искажениям, в то же время эйдосам свойственно исключительно единство, стабильность и чистота.

Учение о душе

В работах древнегреческого ученого можно найти подробную характеристику человеческой души. Философия Платона кратко представляет человеческую душу колесницей, в которую запряжены две лошади – черная и белая. Управляет колесницей всадник, выступающий символом человеческого разума. Лошади символизируют инстинкты, страсти, высшие и чистые качества души.

После попадания в иной мир человек получает способность наравне с богами внимать вечным истинам. После перерождения на Земле, у людей познания об истинах трансформируются в воспоминания.

Великий ученый утверждает, что единственный путь к абсолютному знанию для человека заключается в попытках вспомнить, обнаружить среди материального мира следы эйдосов. Если кому-то удается столкнуться с идеями посредством хороших дел, любви или красоты, у человека после этого начинают отрастать когда-то утраченные крылья.

Платон, античная философия которого построена на теории существования идей, на одно из главенствующих мест ставит Красоту. Ученый подчеркивает то, что Красоту необходимо постоянно искать – в законах природы, людях, искусстве, со временем она восходит от физического состояния к нравственному.

Второй силой, способной преобразовать человека, у него выступает Любовь. При рассмотрении с этого аспекта работы великого философа приближаются к учению Эрота – он, не являясь обладателем благ и красоты, к ним стремится, считает себя посредником между невежественностью и мудростью.

«Государство»

В одной из самых известных его работ, в «Государстве», содержится его трактат об элементах, составляющих человеческую душу. Так, у каждой части есть свои добродетели – вечно вожделеющее начало отличается воздержанностью и умеренностью, разумная частица – мудростью, яростный дух – способностью покоряться разуму и мужеством.

Суть философии Платона сводится к проведению параллелей между типами людей и составляющими души. Изучая его работы, можно понять, как мыслитель дошел до того или иного умозаключения – он заставляет читателя переживать свои концепции так же, как и он. По мнению ученого, справедливым является государство с развитой социальной мобильностью – таким образом, любой член общества может делать то, на что он больше всего способен, и находиться на своем месте. Отдельное место в государстве должно уделяться воспитанию стражей (воинов).

Сократ: философия и жизнь

Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.) Великий афинский философ. Первоначально – ученик софистов, впоследствии – их критик. В конце жизни (в возрасте 70 лет) был привлечен к суду за «введение новых божеств и развращение юношества». Приговорен к смерти; отказавшись спастись бегством, принял в тюрьме яд.

Философия. Сократ никогда ничего не писал и сведения о его воззрениях историки философии черпают из вторичных источников – «сократических» сочинений Платона и Ксенофонта. Проводя большую часть времени на площадях, в палестрах и т.д., Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Стиль и характер этих бесед ярко отражены в диалогах Платона.

«Познай самого себя» – любимое изречение философа. В сознании человека два слоя: объективный и субъективный. Задача – доказать, что объективное – судья над субъективным. Это разум.

Философию Сократ рассматривал как познание того, что есть добро и зло. Безнравственный поступок – плод незнания истины, дурной поступок – заблуждение, ошибка. Философия – средство формирования добродетельного человека и справедливого государства.

Политические взгляды Сократа: власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам.

Важнейшая заслуга Сократа в истории философии: диалог сделался основным методом нахождения истины. Он считал себя не учителем мудрости, а всего лишь человеком, способным пробуждать в других стремление к истине.

Основная задача философии – обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы – не нужно. Необходимо обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Сократ – идеалист: первичным для него является дух.

«Сократский» метод, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора – источник идеалистической «диалектики». «Сократический» метод – это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих сво ей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.

Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и «майевтика» – по форме, «индукция» и «определение» – по содержанию.

Майевтика – «повивальное искусство» Сократа (намек на профессию его матери). Основная задача – найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной «индукции» и «определения».

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1) умеренность (знание, как обуздывать страсти);

2) храбрость (знание, как преодолеть опасности);

3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Киники

Ки́ники - одна из наиболее значительных сократических философских школ.

В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

§ простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;

§ умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;

§ верность, храбрость, благодарность.

§ Аскесис (ἄσκησις), способность к самоотречению и перенесению трудностей. Аскесис киников - предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера».

§ Апедевсия (ἀπαιδευσία), способность к освобождению от догм религии и культуры. Апедевсия киников - отстранённость от культуры и общества. Киники считают, что культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым; таким образом, необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются [кинической] добродетелью.

§ Автаркия (αὐτάρκεια), способность к независимому существованию и самоограничению. Автаркия киников - независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства.

Клиническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика, прежде всего, негативна, «перечеркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится т.о. к четырём положениям:

§ Натурализм , исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.

§ Субъективизм , основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.

§ Индивидуализм , ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.

§ Эвдемонизм , предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.

Таким образом этический идеал кинизма формируется как:

§ крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;

§ презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;

§ насмешка над всеми условностями;

§ демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

Кратко о философии Платона.

Платон (-427 - -347, Афины) - величайший греческий философ. Обычно Платона вспоминают в связи со следующими положениями:

1. Идея. Всякая вещь определяется своей идеей (эйдосом или формой). Идеи (эйдос или форма) - это не наша мысль по поводу данного предмета (такое значение слово приобрело позже). Идеи - это сущность вещей, то, что делает вещь таковой, какова она есть. Идеи составляют мир идей (идеальный мир). Этот мир идеален в современном понимании этого слова и абсолютно статичен, не подвержен изменениям. С другой стороны существует безвидное пространство, материя, хаос, находящееся в непрерывном движении, который не имеет никакой формы. Соединение идей (эйдосов и форм) с бесформенной материей создает наш мир космос - порядок - во всем его многообразии. Грубо говоря: кошка является кошкой только потому, что в материи реализовалась идея (эйдос, форма) кошки. Мир форм (идей) соединил с материей Демиург (буквально: зодчий), Бог-творец, который по модели идеального (в платоновском смысле) мира, создал наш мир.

2. Душа. Акт познания состоит в том, чтобы познать идею (в платоновском смысле) вещей. Поэтому душа человека обязана быть родственна миру идей. Душа - вечна и спускается в наш мир из мира идей. Поэтому она "содержит" в себе, все, что там происходит. Отсюда познание - это воспоминания души о том, что она видела в мире идей. С другой стороны, так как душа родственна миру идей, то ее пребывание в теле следует рассматривать, как заключение, как наказание и ограничение. А потому все нездоровые устремления человека следует приписать телу. Смерть - это освобождение души. Одновременно Платон придерживается теории метемпсихоза, то есть теории переселения душ. Дело в том, что число душ ограничено. Они спускаются в наш изменчивый мир, после смерти они возвращаются в мир идей с тем, чтобы потом вновь спуститься в наш мир уже в другое тело.

3. Государство. Государство необходимо не для обеспечения пользы его граждан, а для достижения ими совершенства. А потому в идеальном государстве граждане должны слиться с государством, а государство не пускать вещи на самотек, но четко определять, что правильно, а что нет. Например, новые граждане - дело важное, а потому определять, кто от кого рожает детей должно государство, преследуя своей целью рождение идеальных телом людей. Все граждане должны с детских лет учиться с тем, чтобы стать философами. В процессе обучения отбираются правители различных степеней.

Философия Аристотеля

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации. Аристотель родился в Стагире, именно поэтому его иногда называют Стагиритом. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель становится слушателем Платоновской академии и остается там в течение двадцати лет до смерти Платона. Покинув академию, он восемь лет был воспитателем знаменитого царя и полководца Александра Македонского. В 335 - 334 гг. неподалеку от Афин организовал учебное заведение под названием Ликей, где он вместе со своими последователями обучал учеников философии.

Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное философское учение. Науки, которых коснулся Аристотель: “Категории”, “Аналитика первая и вторая”, “Физика”, “О небесных явлениях”, “О душе”, “История животных”, “Политика”, “Об искусстве поэзии”, “Метафизика”.

В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет их, как это делал Платон, а объединяет. Сущность, а также то, чьей сущностью она является, не могут, согласно Аристотелю, существовать раздельно. Сущность находится в самом предмете, а не вне его и они составляют единое целое.

Сущность, считает Аристотель, это то, что лежит в основе: в одном смысле - это материя, в другом - понятие и форма, а на третьем месте - то, что состоит из материи и формы. При этом под материей подразумевается нечто неопределенное, которое “само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определенно сущее”. По Аристотелю, материя принимает определенность только с помощью формы. Без формы материя выступает лишь как возможность, и только приобретая форму, она превращается в действительность.

Сущность - причина не только реально существующего, но и будущего бытия.

В рамках этой парадигмы Аристотель определяет четыре причины, детерминирующие бытие:

1. сущность и суть бытия, благодаря чему вещь такова, какова она есть;

2. материя и субстрат - это то, из чего все возникает;

3. движущая причина, означающая принцип движения;

4. достижение поставленной цели и блага как закономерный результат деятельности.

Истинное знание, согласно Аристотелю, достигается не с помощью чувственного восприятия или путем опыта, а благодаря деятельности ума, который обладает необходимыми способностями для достижения истины.

Эти качества ума присущи человеку не от рождения. Они существуют у него потенциально. Чтобы эти способности проявились, необходимо целенаправленно собрать факты, сконцентрировать ум на исследовании сущности этих

Существенным элементом поисков истины выступают десять категорий Аристотеля (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Согласно Аристотелю, государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, а цель его существования - достижение блага людей.

Аристотель считает, что человек, по природе своей, существо политическое и свое завершение, можно сказать, совершенство он получает в государстве.

Если человек обладает нравственными устоями, то он может достигнуть совершенства. Человек, лишенный нравственных устоев, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах

Критерием правильных форм правления является их служение общим государственным интересам, неправильных - стремление к личному благу, выгоде. Тремя правильными формами государства выступают монархическое правление (царская власть), аристократия и политика (политика - это правление большинства, объединяющее в себя лучшие стороны аристократии и демократии). Ошибочные, неправильные - тирания, олигархия, демократия.

Сенека

Люций Аней Сенека считается основателем “новой Стои” или позднего стоицизма. Он был воспитателем Нерона, а после его воцарения одним из богатейших римских сановников. Однако стал жертвой интриг и был умерщвлен по приказу императора Нерона.

Сенека рассматривал философию как средство утроения человека в мире. Сенека придерживался того мнения, что философия делится на этику, логику и физику. В его философии доминирует интерес к этике.

Философия Сенеки имеет не столько теоретический, сколько прикладной характер. Он не отождествлял знание и мудрость, а считал необходимым обладание знанием для достижения мудрости.

Сенека считал материю косной. Она, по его мнению, приводится в движение разумом, который отождествлялся им с причиной. Он полагал, что душа телесна, но это не мешало ему противопоставлять душу и тело и считать, что душа бессмертна.

Сенека утверждал в своих “Нравственных письмах к Луцилию” и в трактате “О благодеяниях”, по которым в основном судят о его взглядах, что в мире царствует неумолимая необходимость, перед которой все люди - и свободные, и рабы - равны. Истинный мудрец должен подчиняться этой необходимости, т. е. судьбе, покорно переносить все невзгоды, с презрением относиться к бренному человеческому существованию. Условием покорности судьбе, согласно Сенеке, выступает познание Бога. Боги, по мнению Сенеки, добры. Они отличаются от людей мерой добра, которое они в состоянии сотворить. Божество проявляется в гармонии мира. Философ полагает, что природа без Бога невозможна. Бог рассматривается Сенекой как сила, придающая всему целесообразность. Однако, как он полагал, признание господства необходимости и целесообразности в мире не дает повода для бездействия. Учет этого - лишь повод не отчаиваясь действовать снова и снова в надежде, что когда-нибудь усилия все-таки закончатся достижением цели.

Сенека восхвалял победу над чувственными страстями, стремление к нравственному усовершенствованию. Он призывал не к изменению условий жизни, формирующих человека, а к исправлению его духа. Философ считал, что “корень зла не в вещах, а в душе”. Сенека доказывал, что жить надо, стремясь приносить пользу ближнему, проповедовал непротивление злу, всепрощение.

Для стоика Сенеки, несмотря на его критику отношений собственности своего времени, богатство все же предпочтительнее бедности, так как оно дает возможность служить людям. По Сенеке, мудрому не стоит бояться богатства, ведь он не позволит ему себя подчинить. Наделение людей богатством, по его мнению, надо рассматривать как испытание. Если человек добродетелен, то богатство дает ему возможность проверить себя на поприще благодеяния. Сенека считал, что богатство желательно, но оно не должно быть обагрено кровью, нажито благодаря грязной наживе. В отличие от киников, рассматривающих богатство как результат сделки с совестью, Сенека доказывал, что владение богатством оправдано, если его разумно расходовать на полезные для людей дела.

Средством упорядочивания жизни у Сенеки выступает предлагаемое им превращение ее в поле для благодеяний, которые следует делать без всякого колебания, но разборчиво. Каждый принявший благодеяние должен принести благодетелю пользу. При этом собственность рассматривается как средство для творения благодеяний. Сенека выступил против того, чтобы средства для благодеяний собирались аморальными путями.

Стоицизм

Основатель стоицизма в философии - Зенон из Кития на Кипре (ок. 333 - 262 гг. до н. э.). Круг почитателей его философии собирался около расписанного Полигнотом портика, стои, отсюда название школы - стоицизм. Преемником Зенона был Клеанф (ок. 330 - 232 гг. до н. э.) - бывший кулачный боец. Его преемник - Хризипп (ок. 281/277 - 208/205 гг. до н. э.) - бывший атлет, бегун.

В решении проблемы общего и единичного познания они придерживались того мнения, что реально существуют лишь единичные вещи, общие они считали субъективным понятием. Стоики уделили внимание учению о категориях, которые считали субъективными. Они выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. Стоики считали, что все в природе находится в движении. Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они уделили пристальное внимание анализу страстей, требуя их подчинения разуму. Страсти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.

Печаль, согласно стоикам, многообразна. Она может вызываться состраданием, завистью, ревностью, недоброжелательством, беспокойством, горем и т. д. Страх стоики рассматривали как предчувствие зла. Вожделение они понимали как неразумное стремление души. Удовольствие воспринималось стоиками как неразумное пользование желаниями. Стоики сторонились удовольствий. Для них идеалом являлся бесстрастный человек, аскет.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Челябинская Государственная Медицинская Академия

Министерства Здравоохранения и Социального развития

Российской Федерации"

Кафедра Социально-гуманитарных наук


Контрольная работа

Философия Платона


Работу выполнила:

Гырдымова С.Н.

Факультет фармацевтический

форма обучения заочная

Курс 3 № группы 399

Преподаватель: доц. Волкова Т.И.


Челябинск 2012



Введение

Биография Платона и его вклад в развитие философской науки

Теория идей

Учение о душе

Учение о познании

Учение о государстве

Заключение


Введение


Платон оказал огромное влияние на развитие философской мысли. Его теории являются фундаментальными для философской науки. Его идеи прослеживаются не только в философии, но и в мировой культуре.

Важны открытия Платона, обозначившие дуализм человеческого существа. Он увидел природу человека в двойственности души и тела, идеального и материального начал.

Значение философских открытий Платона подтверждается его плодотворными интерпретациями на протяжении всей последующей истории культуры. При этом образ Платона и его учения меняется в зависимости от характера интереса к нему.

Античные последователи его подчеркивали религиозно-мистический компонент его учения и считали его "божественным учителем"; средневековые мыслители - называли предтечей христианского мировоззрения; мыслители возрождения - философом идеальной любви и политическим утопистом; классические немецкие философы - рациональным идеалистом; мыслители XIX - XX в.в. - предтечей некоторых методов современной философии; политический экономист XIX в.

К. Маркс высоко оценил учение Платона о государстве, назвав гениальным для своего времени изображение разделения труда; социалист и лидер революционного движения в России начала XX века В.Ленин назвал всю идеалистическую традицию в философии "линией Платона". Изучение истории развития философии и других наук дает понятие об актуальности платоновских идей и в настоящее время.

Цель работы - изучение философии Платона в свете дальнейшего развития философии.

Достижение цели возможно путем решения следующих задач:

) изучить биографию Платона;

) рассмотреть основные моменты философии Платона:

теорию идей - основные положения;

учение о душе - ее взаимосвязь с человеческим телом, ее способности к познанию;

политическое учение - мысли о государственном устройстве;

теория о познании;

) проанализировать значение философии Платона для развития философской мысли.

Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из шести параграфов, и заключение.

Для написания работы использовались источники: учебники по философии, авторские статьи, монографии, периодические издания.


1. Биография Платона и его вклад в развитие философской науки


Платон жил в 427-347 годах до н.э. Это крупнейший философ Древней Греции. Он являлся учеником Сократа.

Платон родился в Афинах. Он принадлежал к древним аристократическим родам как по линии матери (родство с законодателем Солоном), так и по линии отца (родство с последним аттическим царем Кодром). Это происхождение предполагало неизбежное политическое участие в жизни Афин, чему способствовали также образование и личные склонности Платона. Однако знакомство с Сократом изменило эту перспективу. Первоначально Платон обучался у Сократа политическим наукам. Затем увлекся философией. У него появилось стремление радикально изменить существующий строй. После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон покидает Афины и окончательно возвращается в город только в 360 г. до н.э. В этом интервале он путешествует (с продолжительными остановками и обучением у жрецов и ученых) в Египет, Кирену, Италию. Трижды за это время он пытается осуществить на Сицилии, в Сиракузах, политический эксперимент по установлению государственного строя во главе с правителем-философом. Все три попытки оказываются неудачными. По возвращении из Сиракуз в Афины Платон основывает там (в 387г. до н.э.) философскую школу. Школа утвердилась очень быстро и стала собирать множество талантливых мыслителей. Создание философской школы - Академии - является огромным вкладом в развитие философских учений. Платон считается основоположником идеалистического направления в философии. Основные его идеи:

материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

окружающий мир ("мир вещей" также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи;

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Платон оставил ряд фундаментальных философских произведений: "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы". Свои произведения Платон писал в форме диалога.

Сохранилось порядка 70 античных свидетельств о том, что Платон в последние годы жизни излагал некоторое систематическое учение ("неписанное учение" как называет его Аристотель). Это незаписанное учение, называвшееся, предположительно "О благе как таковом", Платон излагал в последние годы преподавания в Академии.

Платон является основоположником идеалистического направления в философии. Он оказал большое влияние на развитие философской мысли. Оставил после себя собрание трудов по философии.


Теория идей


Согласно теории Платона есть три вида сущего: вечные идеи, конкретные вещи, подверженные изменениям, и пространство, в котором существуют вещи:

"Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя - ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно". Эта теория подробно рассматривается Платоном в диалоге "Тимей". Исследователи работ Платона неоднозначно воспринимают его отношение к идеям и статус идей. Под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования.

В диалоге "Парменид" Платон критикует кардинальное противопоставление "мира идей" и "мира вещей". В этом диалоге персонаж, призванный изображать исторически существовавшего философа Парменида берётся доказать нелепость утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Для Платона тема существования идеи раскрывается в вопросе о существовании единого вообще. Если единое существует, оно не может оставаться единым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: "единое может оставаться единым, и только единым, одним-единственным единым, лишь до тех пор, пока оно не существует. Как только единое становится существующим единым, оно перестает быть только единым и становится многим. Здесь есть противоречие, но это противоречие самого бытия. Отвергает ли этот вывод отдельное существование идей? При монистической системе отвергает, при дуалистической - нет".

Идея Блага.

Идея блага - это высший объект познания, по мнению Платона. Он разработал целую концепцию об идее блага. Речь о ней идет в диалоге "Государство". Благо, согласно теории Платона, это не только явление, которое оценивается положительно с точки зрения этики. Оно еще и является в некотором смысле онтологическим совершенством, например добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо - это не удовольствие и не то, что приносит пользу. Благо Платона - это "благо само по себе". Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому.

В трудах Платона Благо сравнивается с Солнцем. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием, как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге "Государство": "что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага - причиной знания и познаваемости истины".

Важное место в философии Платона занимает учение о триаде. По его мнению в ощутимом мире присутствует три субстанции: единое, ум и душа. Единое - это основание для бытия. У него нет никаких характеристик: начала, окончания, цельности, содержания, формы. Это то, что выше любого бытия и сознания. Это основа для всего - идей, вещей, явлений, свойств предметов. Ум происходит от единого. Связан с единым. Противоположен "единому". Является сущностью всех вещей. Ум обобщает все живое на Земле.

Душа - это подвижная субстанция. Она связывает между собой различные категории жизни, явления, вещи. В философии Платон есть понятие отдельной человеческой души и души целого мира. Душа отдельного человека является частью мировой души. Душа сама по себе бессмертна. Умереть может только тело. Душа при этом обретает новую телесную форму. Все это происходит по закону Космоса.

В теории идей Платон характеризирует взаимосвязь вещей, идей и пространства. Также в теорию идей включаются явления, сопутствующие всему сущему: теория познания, идея блага.


3. Учение о душе


Учение о душе излагается в философском труде "Государство". Противопоставляются тело и душа: тело - разложимо и смертно, а душа - вечна.

Таким образом, обнаруживается дуализм души и тела. В отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно.

Три части души.

В своём диалоге "Федр" Платон даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: "Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него - один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь - его противоположность и предки его - иные. Неизбежно, что править нами - дело тяжкое и докучное" Возница изображает здесь разум, добрый конь - волевую часть души, а дурной конь - страстную или эмоциональную часть души.

Платон выделяет три начала души:

Разумное начало - обращено на познание и всецело сознательную деятельность.

Яростное начало - стремится к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: "мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторонами".

Страстное начало - выражается в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона "Государство" говорится, что начало, "из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений".

Платон разработал теорию о бессмертии души. В диалоге "Федон" Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.

) Циклическое доказательство. Существует взаимная обусловленность любых противоположностей. Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга, смерть подразумевает наличие бессмертия. Живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощения душ. Души умерших должны оставаться в нетленном состоянии, что отличает их от природы тела и предполагает дуализм духа и тела.

) Учение о знании как о припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как "красота сама по себе" или "справедливость сама по себе". Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В соединении с первым аргументом доказывается и продолжение существования души и после смерти человека.

) Доказательство разнородности души и тела. Есть два вида сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму - безвидное, то есть, недоступное чувствам, и неразложимое. Тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.

) Четвертым аргументом в пользу бессмертия души является более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым. Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом или идеей. Поэтому душа как "идея жизни" не может быть причастна ничему, что противоположно жизни, то есть смерти. И этим доказывается бессмертие души.

Платон вводит этические и религиозные моменты в своё учение о бессмертии души. Так, в частности, он упоминает о возможности посмертных наказаний и наград душе за её земные свершения. Несовершенные людские души попадают из сферы "чистого бытия" на землю и вселяются в человеческие тела.

В своем учении Платон рассматривает судьбу души человека, которая находится в сфере "чистого бытия". Там нет ни времени, ни изменений. А присутствуют лишь чистые формы, идеи. В учение о душе вписываются также этические взгляды Платона.


Учение о познании


Окружающий нас мир, по мнению Платона, доступный познанию, бывает двух видов: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину. Ощущаемое - это предметы и их изображения. С первым соотносится вера, со вторым - уподобление. Под верой понимается способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение нельзя назвать знанием в полном смысле, т.к. речь идет об изменяющихся предметах и меняющихся их изображениях.

Сфера умопостигаемого также делится на два рода: это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь "снится" бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности. Платон использует следующее сравнение: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению. Большое значение для развития теории познания имел труд Платона "Миф о пещере" (или "Притча о пещере").

Диалектика Платона.

Главным методом познания Платон считает диалектику. Диалектика, по его мнению, - это познание самих сущностей вещей. В обыденном понимании диалектика - это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона в обыденном значении слова важно было подчеркнуть момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.

В теории о познании Платон характеризует процесс познания, из чего он состоит, каким образом происходит познание. Рассматривает соотношение знания и мнения: двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях.


Учение о государстве


Платон определяет государство как "единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции". Помимо этого, Платон считал, что государство похоже на человека. В государстве есть те же три начала, что и в душе человека: разум, ярость и вожделение. Естественным (и идеальным) является то состояние, когда разум руководит. Идеальным государством Платон считал аттический город-полис. Идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое государство принадлежало прошлому. Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.

Идеальное государство для Платона - это замкнутое самообеспеченное образование. Идеальное государство для всех является принудительным учреждением - и для аристократии разума в том числе - ведь они обязаны править над "яростью" и "вожделением". Для идеального государства развитие - это повреждение, разрушение, ибо развитие возможно только к наилучшему, а это государство уже есть идеальное. Поэтому ограничены контакты с другими городами-государствами. Ограничивается торговля, промышленность, финансы - ибо это развращает.

Целью такого государства являются единство и добродетель всего государства в целом, а добродетель отдельного человека. Политическое властвование происходит согласно 4 добродетелям идеального государства, каковыми являются мудрость (философы-стражи законов), рассудительность (единство взглядов у правителей и подданных), мужество (способность правителей постоянно сохранять привитую воспитанием мысль об опасности) и справедливость. В таком государстве три разных (разделённых согласно природным задаткам) сословия делают разную работу. Правители, олицетворяющие разум, обеспечивают правильное исполнение идеи идеального государства. Они происходят из стражей закона старше 50 лет. Воины, олицетворяющие ярость, охраняют государство от врагов, они являются стражами закона. Земледельцы, ремесленники и торговцы олицетворяют вожделение. Их задача - поддерживать экономический базис государства. Однако они не имеют никаких политических прав. Платон считает справедливым такое разделение, и полнейшей несправедливостью - вмешательство этих сословий в дела друг друга.

Платон отмечал, что только стражи закона имеют политическую власть, и проблема сохранения единства государства - преимущественно проблема сохранения внутреннего единства среди сословия стражей. Поэтому Платон разрушил у них семью - иначе это было бы начало индивидуализма, обособленности интересов. Кроме того, стражи не должны иметь каких-либо материальных благ, заниматься торговлей или земледелием.

В процессе осуществления власти отсутствует какое-либо институционное средство для контроля над правителями, единственное, что их связывает - их внутреннее убеждение в необходимости поддерживать закон, который является разумным.

Платон отмечает, что политическая элита является результатом правильного воспитания. Воспитание - это приведение детей к такому образу мышления, который определяется законом как правильный и в его действительной правильности убедились на опыте старейшие и почтеннейшие люди. Цель закона, неписанного обычая, искусства - принудить людей добровольно совершать действия, определенные правителями как справедливые.

Платон не отрицает неравенства. Он утверждает, что неравенство заключено в самой природе, поэтому в идеальном государстве его не избежать. В не идеальных государствах справедливость - это договор людей между собой. Государство - результат договора людей, заключенного для того, чтобы не терпеть несправедливость. В таких государствах отсутствует природная справедливость (зато она присутствует в идельном). Природная справедливость в том, что государство - это договор, согласный с природной основой: общественная жизнь начинается с природного неравенства.

Платон признает власть старших над младшими, или "отцов" над "детьми" (старше 20 лет - родители, младше - дети). Именно поэтому в правители попадают стражи закона только после 50 лет. Помимо этого, благородные должны править над неблагородными (для обоснования Платон приводит миф, в котором говорится, что боги в души правителей вложили золото, в души стражей закона - серебро, а в души третьего сословия - железо и медь, и очень редко от земледельцев рождается ребенок с золотом или серебром в душе, но если уж родится, то его переведут в соответствующий класс). Кроме этого, господа правят, рабы - подчиняются; сильный подчиняет слабого. И - самое главное - несведущий находится под руководством разумного.

Политический упадок для Платона - значит результат морального упадка (и нехватки знания). Платон считает, что упадок начинается с изменения в детских играх, нравах, привычках, деловых взаимоотношениях граждан. Поэтому необходимо запретить все перемены - они приведут к худшему. И ещё государство должно контролировать нравственность, дабы не допускать нравственных перемен.

платон философский познание государство


Заключение


Результатом проделанной работы является понимание осознание теоретических основ философии Платона и значение Платона для развития философской мысли.

Платон является первым философом, который оставил после себя собрание фундаментальных трудов. На базе этих трудов было воспитано много поколений философов. И в настоящее время труды Платона используются для изучения истории философии.

Он является основоположником идеализма. Именно Платоном было положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противоположность материалистической "линии Демократа"). Идеалистическая философия была значительно разработана в трудах Платона и в дальнейшем на основе его теорий была развита его последователями.

Платон - первый философ, глубоко изучивший проблемы природы, общества, государства и человека. Он впервые увязал все теории между собой, полноценно исследовав данные проблемы. Платон впервые предложил идею идеального государства - эта мысль была высоко оценена Марксом. Несмотря на утопический характер политической теории, сам факт возникновения желаний переустройства мира является большим шагом вперед в философской науке.

Платон заложил основы определений и понятий, попытался сформировать понятийное мышление. Выделил философские категории: бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.

Платоном была создана серьезная философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).


Список использованной литературы


1. Аналитическая философия: Учебное пособие / Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. М.: РУДН, 2006. 740стр.

Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд. Савин С.А., 2008. 284 стр.

Бородай Т.Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция. 2008. стр. 565-574

Введение в философию: Учебное пособие / И.Т.Фролов и др. М.: Республика, 2006. 623 стр.

Геворкян А.Т. Тайна Платона: текст лекций. Ереван: Чартарагет, 2008. 159 стр.

История философии: Учебник / П.В. Алексеев. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 240 стр.

Кондрашев В.А. Новейший философский словарь. М.: Феникс, 2006. 197стр.

Могилевский Б.М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М.: URSS, 2006. 157 стр.

Самойлов С.Ф., Просветов С.Ю. Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. Краснодар, 2006. 126 стр.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Философия Платона

Концепция идей. Платон - выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же философии Платона составляет концепция идей.

Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущемся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл - лошадность. Соответственно можно вести речь о благом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.

Идея - это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как с материальными, так и с душевными явлениями. Универсальность идей показывает, что они представляют собой мощнейшее философское средство!

Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: «Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь». В случае с идеей пальцем показать не на что. Придется поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона.

Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина - идея, эйдос, сущность - обозначают одно и то же, единое.

Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Прекрасное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, подвергнуть рентгену, оно есть нечто зафизическое, по-гречески метафизическое. Его нельзя увидеть глазами, но только умом, оно умозрительно. Каким образом можно «увидеть» умом идею? Платон разъясняет.

Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обратите свое внимание на те вещи и явления, которые признаются прекрасными. Установите, что менее и что более прекрасно. По определению ближе всего к идее прекрасного стоит самая прекрасная вещь. Сознавая это, вы переходите от красивой вещи к прекрасной и под конец совершаете предельный переход, скачок, достигая самой идеи прекрасного. Приведенная ниже схема поясняет ситуацию. Вещи, о которых шла речь, могут иметь как физическую, так и нефизическую природу.

Идея прекрасного как раз и сообщает всем вещам прекрасное. Иначе говоря, она есть образец, модель, или, как часто выражались греки, парадигма. Если мы хотим уразуметь прекрасное в вещах, нам следует на только что приведенной схеме, начиная от идеи прекрасного, пройти путь в обратном направлении (против стрелочек).

Где расположены идеи? По поводу месторасположения идей возможны три главных ответа.

Идеи находятся в физических вещах.

Идеи - это творение ума человека, следовательно, они находятся в уме человека.

Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме человека, а в некоем третьем мире, который Платон называл Гиперуранцей (дословно: по ту сторону неба).

Платон придерживался третьей точки зрения, она представляется нам парадоксальной. Современные исследователи избегают неясных выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают два обстоятельства. Во-первых, что вроде бы признается всеми, реальные вещи обладают сходными характеристиками. Во-вторых, специальные научные методы позволяют вскрыть такие общие черты явлений, которые не «бросаются» в глаза, но существуют. В этой связи вместо слова «идея» используются термины «понятие», «идеализация». Именно учение о понятиях и идеализациях является современным пониманием природы идей.

Какая идея наиважнейшая? Платон не считал все идеи равнозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего прекрасного как в мире, так и в жизни людей. Так, мир познаваем благодаря благу. Благо, по Платону, это - мировой принцип. Современные философы придают благу более земное содержание, они обычно считают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного жительства людей.

Три главных случая использования Платоном концепции идей. Платон отлично сознавал, что созданная им концепция идей является мощным инструментарием в деле понимания, интерпретации самых различных явлений.

Обладая таким инструментарием, можно найти ответы на самые сложные вопросы, например такие: Как устроен космос? Что такое человек? Каким должно быть общество? Рассмотрим в этой связи учение (логос) о космосе (космологию), о человеке (антропологию), об обществе (социологию).

Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существо одаренное совершенством идей, в частности математических. В качестве образца для сотворения демиург взял мир идей.

В рассуждениях Платона заметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-демиург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независимо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы оживляется идеями.

Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поколения людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.

Антропология Платона. Концепция любви. У каждого человека есть тело и душа. Душа - главная часть человека, благодаря ей он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто понимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее - мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только познание, но и любовь.

Суть любви в движении к благу, прекрасному» счастью, В этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Согласно обыденным представлениям, платоническая любовь - это любовь, лишенная чувственных влечений. В действительности же Платон воспевал любовь как побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви к сексуальной простоте. Любовь, по Платону, это мост соединяющий телесное, чувственное с духовно-возвышенным. Читатель, разве тебе не хочется пройти по этому мосту?



Учение Платона об обществе. Главная идея общественного благоустройства - это идея справедливости. Те, в которых преобладает вожделеющая душа, т. е. достигшие стадии умеренности, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крестьянами, ремесленниками, продавцами (купцами). Тем, в которых преобладает волевая, мужественная душа, суждено стать стражами. И только достигшим в своем духовном развитии мудрости по праву можно быть политическими, государственными деятелями. В совершенном государстве между тремя описанными выше классами общества должна быть установлена гармония. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по состоянию своей души. Платон желал построить идеальное государство. Он предлагал свои рецепты политикам, те их отвергли как несоответствующие сложным жизненным реалиям. С высот сегодняшнего дня идеи Платона действительно кажутся несколько утопичными, скользящими по поверхности моря жизненных страстей. Но, удивительное дело, политики всех развитых стран часто ставят на первое место именно идею справедливости. А это идея Платона!

Устарел ли Платон? На первый взгляд может показаться, что философия Платона, жившего 24 столетия тому назад, устарела. Если читатель слышал от кого-либо это утверждение, пусть он попросит собеседника изложить свои собственные воззрения и сравнит их с концепциями Платона. Берем на себя смелость прогнозировать: либо окажется, что Платон просто-напросто выиграл соревнование, либо «победа» над Платоном досталась вашему собеседнику лишь постольку, поскольку он прекрасно знает философию Платона и сумел развить его воззрения. По большому счету ныне, как и 24 столетия назад, философия Платона стимулирует развитие человека, общества. В этом, пожалуй, состоит главная тайна многовековой значимости философии Платона. В центре этой философии находится учение об идеях.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Учение Платона о бытии, душе и познании

Платон (427-347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение - академию. Платон считается основателем объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она вспоминает о мире идей. Бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники, или геометрические бестелесные атомы.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же - это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из трех частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании.

Учение Платона о государстве

Платон считал, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пищи, жилище, одежде. Поскольку люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству, то необходимы государство и законы. У Платона было свое представление об «идеальном государстве». По его мнению, управлять должны только аристократы, как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники должны выполнять добросовестно свою работу. Идеальное государство должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие. Платон выделял следующие формы государственного устройства.

1. «Идеальное государство» (или приближающееся к идеалу) - аристократия, аристократическая монархия.

2. Нисходящая иерархия государственных форм: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Тирания - наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом общей критики. Худшие формы государства - результат «порчи» идеального государства. Тимократия - это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.

Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души: разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; аффектной, яростной, части, добродетель которой в мужестве, - сословие воинов (стражей); вожделеющей, низменной, - сословие земледельцев и ремесленников. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части и справедливо, поскольку в таком государстве все служат ему как некой целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в дела других.

Платон считал, что частная собственность и семья подрывают условия идеального общества. Он мыслил избавить общество от эгоизма: у всех все должно быть одинаковым и общим в пределах сословия. .....................................