Признаки по которым можно определить волшебную сказку. Особенности и признаки сказки. Признаки волшебной сказки

Волшебные сказки, их особенности; сказочные образы.

Русские народные сказки о животных. Особенности этого жанра, примеры произведений.

Маленьких детей, как правило, привлека­ет мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают челове­ческие черты - думают, говорят, совершают поступки. По суще­ству, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не жи­вотных.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персо­нажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наде­лен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью ха­рактера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно глав­ная черта лисицы - хитрость, волк жаден и глуп. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и доб­рым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они все­гда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказ­ки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по при­сутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. В этих сказках есть мораль. Композиция линейная (1 сюжетная линия) Завязка, кульминация, развязка. Много действий, юмора, эмоций, песенок.

Есть среди сказок о животных и довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъя­ренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется ма­лышам ужасным, но по существу он ведь - носитель справедли­вого возмездия. Повествование предоставляет ребенку самому ра­зобраться в сложной ситуации.

Ребенок должен верить в чудо – фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях, рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей, соответствует детской психологии.


Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Но тем не менее после ошибки главный герой получает второй шанс, право на удачу. Основная черта сказки – вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымыленный, вычленяет ту мысль, идею, которую несет сказка.

· Особенности жанра сказки

· Не важно кто герой, важно какой он.

· Зачастую у героев прямолинейный характер (положительные и отрицательные) Лиса – хитрая, волк злой или недалекий – сказка учит оценивать главные качества.

· Контрастность характеров положительных и отрицательных легко отличить.

· Линейная композиция (троекратные повторы)

· Песенки, прибаутки повторяются, включаются в сказку.

· Язык сказки лаконичный, выразительный, ритмичный

· Мир сказки: все крупно (нет мелких деталей, прорисовок), все запоминается сразу и надолго.

· Чаще всего цвета яркие, полутонов нет (кафтан красный, палаты белокаменные)

· Сказочный герой человек идеальный (добрый, отзывчивый, ему верят)

· В сказке создается особый мир, в котором все необыкновенно (даже название), присутствую волшебные предметы, превращения, говорящие животные. Ребенку интересно все это – развивает воображение.

· Борьба темных и светлых сил. Опасность представляется наиболее страшной, когда есть нечисть – Баба-Яга, Змей-Горыныч.

· Действия зачастую происходят в семье

· Этические мотивировки: несправедливость – источник страдания и злоключений

· Нет непоправимых ситуаций

· Сказка учит оценивать поступки и дела людей

· Композиция линейная

· Герои остаются верны своим характерам (не меняются до конца сказки)

· Наличие путешествия

· Наличие запрета (что будет после нарушения запрета, ошибки)

· В трудные минуты приходят помощники, но изначально проверяют героя

· Среди персонажей могут быть дети

· Есть сказочные устойчивые формулы (жили-были, в некотором царстве, скоро сказка сказывается), а также присказки, эпитеты, гиперболы.

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

"Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного"..1

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: "Три царства", "Волшебное кольцо", "Перышко Финиста – ясна сокола", "Царевна-лягушка", "Кащей Бессмертный", "Марья Моревна", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Сивка-Бурка", "Морозко" и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

"Герой фольклора – "дурак", презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод".2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке "Три царства" герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: "Ни в сказке сказать, ни пером описать". Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка "Два Ивана – солдатских сына".

Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время – он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами – "солдатскими сыновьями". Таким образом, в этой сказке сразу два главных героя. Ничего чудесного, волшебного пока еще в ней не происходит. Рассказывается о том, как дети учатся, как постигают грамоту, "барских и купеческих детей за пояс заткнули". В развитии действия намечается завязка, когда молодцы отправляются в город за покупкою коней. Эта сцена наполняется элементами волшебной сказки: братья укрощают жеребцов, как сказочные герои обладают богатырской силой. "Молодецким посвистом" и громким голосом возвращают убежавших в поле жеребцов. Кони подчиняются им: "Жеребцы прибежали и встали на место, словно вкопанные". Главные персонажи сказки окружены особыми предметами, которые подчеркивают их богатырство (богатырскими конями, саблями по триста пудов). Чудесным является и то, что эти предметы они получили от седого старичка, который вывел им коней, отворив чугунную дверь в большой горе. Он же вынес им две богатырские сабли. Так крестьянские дети превращаются в богатырей. Сели добрые молодцы на коней и поехали.

В сказку введены образы распутья дорог, столбы с надписями, определяющие выбор пути и судьбу братьев. Чудесными оказываются сопутствующие братьям предметы, например символизирующие смерть платочки, которыми они обменялись. Повествование обрамляется устойчивыми сказочными формулами. Один брат добрался до славного царства, женился на Настасье Прекрасной и стал царевичем. "Живет Иван-царевич в радость, своей женой любуется, царству порядок дает да звериной охотой тешится".3

А другой брат "день и ночь скачет без устали, и месяц, и другой, и третий". Затем Иван неожиданно попадает в незнакомое государство.

В городе он видит печаль великую. "Дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются"4. Двенадцатиглавый змей, который выходит из синего моря, из-за серого камня, поедает по человеку за единый раз. Даже царскую дочь везут змею на съеденье. Змей олицетворяет темные силы мира, с которыми борется герой. Иван бросается на помощь. Он смел, не знает страха и всегда побеждает в бою. Иван рубит все головы змею. Волшебно-сказовый элемент усиливается описанием природы, на фоне которой появляется змей: "Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхнулось – из синя моря змей выходит, в гору вверх подымается…"5. Поединок Ивана со змеем описан лаконично.

Стремительность действию придают повторяющиеся глаголы: "Иван обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой, лег спать и проспал трое суток".6

Казалось бы, на этом сказка должна закончится, сюжет исчерпан, но внезапно в него вплетаются новые обстоятельства с введением персонажа из царского окружения – водовоза, помыслы которого подлы и низменны.

Ситуация обостряется. Наступает кульминационный момент7. Водовоз выступает как "спаситель" царевны, под страхом смерти заставивший ее признать в нем спасителя. Эпизод повторяется еще два раза с двумя другими дочерьми царя. Царь пожаловал водовоза в полковники, затем в генералы, и, наконец, женил на своей младшей дочери.

А Иван три раза сражается с чудовищем, три раза грозит водовоз убить царских дочерей. Однако история заканчивается победой героя, зло наказывается, водовоз повешен, правда торжествует, младшая дочь выдана замуж за Ивана. Этот эпизод сказки заканчивается известной присказкой: "Стали молодые жить-поживать, да добра наживать".

Повествование в сказке вновь возвращается к другому брату – Ивану-царевичу. Рассказывается, как он заблудился на охоте и встретился с безобразным чудовищем – красной девицей, сестрой двенадцатиглавого змея, превратившейся в страшную львицу. Она разевает пасть и проглатывает царевича целиком. В сказке проявляется элемент перевоплощения. На помощь герою приходит чудесный предмет – платок брата, оповещающий о случившемся. Начинается поиск брата. В сказке повторяются описание охоты и действия героя. Иван – крестьянский сын попадает в ту же самую обстановку, что и Иван-царевич, но остается жив благодаря чудесному помощнику – волшебному коню. Красная девица надулась страшной львицею и хотела проглотить доброго молодца, но прибежал волшебный конь, "облапил ее богатырскими ногами", а Иван заставил львицу выкинуть из себя Ивана-царевича, пригрозив, что изрубит ее на куски.

Необыкновенное чудо в сказке и живая вода, спасающая, оживляющая Ивана-царевича. Завершается сказка концовкой: Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван – солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

Сказка "Два Ивана – солдатских сына" сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул). В сказке утверждается добро и развенчивается зло.

Существует ряд определений, характеризующих сказку. Ещё в XVIII веке, неизвестный исследователь сказки определил данный жанр следующим образом: «Сказка - есть повествование вымышленного происшествия» . В некоторых источниках можно встретить и такое определение сказки как жанра: «Сказка - это вид повествовательного, в основном прозаического фольклора, включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность» . Также можно привести следующее определение: «Сказка - преимущественно прозаический, художественный устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера» . Данное определение добавляет элементы типовой классификации сказок, но не содержит в себе всей полноты сказочного содержания. Существуют и другие определения, выделяющие тот или иной момент, но, наиболее существенным, полным и логическим, нам кажется определение, данное когда-то отечественным исследователем и собирателем русских сказок А.И. Никифоровым. Он понимал сказку следующим образом: «Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» . Данное определение полностью выражает научное понимание сказки и даёт все основные признаки, характеризующие её.

Наряду с множеством определений сказки, существует значительное количество её классификаций. Разные виды сказки различаются по внешним признакам, характеру сюжетов, героев, поэтике, идеологии, происхождению, истории и требуют различных приёмов изучения. Именно поэтому так важна правильная классификация сказки.

Наиболее точную классификацию сказки дал другой её отечественный исследователь А.Н. Афанасьев, на основе которой один из классиков гуманитарной науки XX века В.Я. Пропп составил общую классификацию , включающую крупные разряды, а именно:

1) сказки о животных

2) сказки о людях:

а) новеллистические (включая анекдоты)

б) волшебные

Несмотря на жанровые различия, отдельные группы сказок постоянно переплетаются между собой. Именно поэтому бывает сложно провести чёткую грань между ними и отнести конкретный текст к той или иной группе сказок .

Теперь, имея общее представление о сказке, мы можем приступить к рассмотрению признаков непосредственно волшебной сказки, которая считается наиболее прекрасным видом народной, художественной прозы, для которой характерны высокая идеалистичность и стремление к чему-то возвышенному. Волшебная сказка обладает ярко выраженным характером и отличается, таким образом, от всех других видов сказки .

Волшебная сказка - это тот, фольклорный текст, с которым более всего ассоциируется понятие «сказка». Их также называют собственно сказками .

Прежде всего, следует отметить, что волшебную сказку надо определять, используя не расплывчатое понятие волшебности, а присущие ей закономерности. Закономерность же появляется там, где есть повторяемость. И волшебная сказка действительно обладает какой-то специфической повторяемостью .

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается обо всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета -- это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения -- разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка -- это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» -- то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале .

Такова общая характеристика волшебной сказки.

Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Вол­шебными они называются потому, что все происходящее в ее сюжете фантастично и значительно по задаче : в такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, котор. борется со злом и несправедливостью, ему помогают волшебники и волшебные предметы. В качестве примеров можно привести русские народные сказки о Иван-царевиче.

Опасность представляется особенно силь­ной, т. к. главные противники - злодеи , представители сверхъестественных темных сил : Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Одерживая побе­ды над нечистью, герой подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы . В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к удовлетворению маленьких слушателей.

Персонаж в волшебных сказках всегда носитель определенных моральных качеств . Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны, и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой , воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.

Под стать такому герою женские образы - Елена Пре­красная, Василиса Премудрая, Царь-девица, Марья-Моревна. Они так красивы , что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебст­вом, умом и смелостью . Эти «мудрые девы» помогают Ивану-царевичу бежать от морского царя, найти Кощееву смерть, выполнить непосильные задания. Сказочные героини иде­альным образом воплощают народные представления о жен­ской красоте, доброте, мудрости .

Противостоят главным ге­роям персонажи резко отрицательные - коварные, завис­тливые, жестокие. Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо одноглазое. Они чу­довищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в проти­воборстве с силами светлыми и добрыми. Тем выше цена победы главного героя.

В трудные минуты на помощь главному герою приходят помощники. Это либо волшебные животные (Сивка-бурка, щука, Серый волк, Свинка-золотая щетинка), либо добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки, грибки-боровички. Большим раз­нообразием отличаются чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода. Спасаясь от преследования, герой бро­сает гребешок - и встает дремучий лес; полотенце, платок превращается в реку или в озеро.

Фантастичный мир тридевятого царства, тридесятого го­сударства многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские».

Волшебная сказка как бы вбирает в себя многие стилис­тические приемы других жанров фольклора. Здесь и посто­янные эпитеты , свойственные лирической песне («конь доб­рый», «леса дремучие», «травы шелковые», «уста сахарные»), и былинные гиперболы («бежит - земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет»), и параллелизмы : «Тем време­нем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сох­нуть, трава блекнуть».

Присказки, традиционные зачины, кон­цовки . Их назначение - отграничить сказку от обыденной жизни. «В некотором царстве, в некотором государстве», «жили-были» - самые характерные зачины русской сказки. Концовка, как и присказка, обыч­но носит шуточный характер, она ритмизирована, рифмова­на, произносится скороговоркой. Часто сказочник заканчи­вал свое повествование описанием пира: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Явно слушателям детского возраста адресована такая присказка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка».

Признаки сказки:

Сказка чаще написана в прозе, но может быть и стихотворной;

Она рассказывает о волшебных событиях;

Дает обобщающую картину реального мира;

В ней добро побеждает зло;

Герой проходит ряд испытаний, из которых после пережитых трудностей выходит победителем;

Сказка выражает мечты народа о лучше жизни;

Сказка любит яркие художественные приемы;

Сказка нередко пользуется особым зачином и концовкой.

Приведи примеры художественных средств, часто использующихся в сказках:

Гипербола – художественное преувеличение.

Сравнение

Антитеза – противопоставление

Присказка – род вступления или концовки в народной сказке; обычно не связана с ее содержанием

Прибаутка – шутливое, остроумное выражение обычно в поэтической форме или поговорочного характера

Повтор – прием в художественной речи, заключающийся в двукратном или многократном повторении одних и тех же звуков, слов и т.п. в определенной последовательности.

Ответь на вопросы:

1) О чем рассказывают сказки?

2) Кто является героями в сказках о животных?

3) О чем повествуется в бытовых сказках?

4) Сказки, в которых происходят фантастические (волшебные) события, называются волшебными. Герой в волшебных сказках всегда сам справляется с трудностями или ему иногда помогает волшебный помощник? Приведи пример.

Пишем сказку о животных

Сделай в тетради таблицу и заполни ее своими примерами: представь качества и черты людей через соответствующих этим качествам животных (Подсказка. Используй сюжеты известных тебе басен И.А. Крылова).

Качества человека Животное

положительные

мудрость сова, змея

отрицательные

глупость осел

    Вспомни повадки и поведение названных тобой животных.

    Используя названные глаголы, составь сюжет будущей сказки о животных, предварительно отобрав ее героев.

В густом и красивом лесу, в большом доме дружно жили Лошадь, Петух, Корова, Курица, Собака и Кошка.

Петух всех будил на рассвете и заботился о Курице, Лошадь пахала землю, сеяла пшеницу и собирала урожай. Корова всех поила молоком. Собака охраняла дом. Кошка убаюкивала всех вечером перед сном. Жили они да добра наживали.

Набрела на их дом одинокая свинья. Увидела, как живут Лошадь, Корова, Петух, Курица, Собака и Кошка, и позавидовала им. Долго просила она дружных и трудолюбивых животных принять ее в большую семью. Они и согласились. Обрадовалась Свинья, громко захрюкала. Спрашивают ее животные: «В что ты умеешь делать?» Отвечает Свинья: «Умею есть все подряд. Умею ямы большие рыть. Умею быстро толстеть». Расстроились Лошадь, Корова, Петух, Курица, Собака и Кошка и говорят: «Такие уменья нам не нужны!» Обиделась Свинья и нарыла во дворе глубоких ям. А потом пошла в поле, вспаханное и засеянное Лошадью, истоптала, съела всю пшеницу и так объелась, что с места сдвинуться не могла. А мимо поля проходил Крестьянин. Увидел он жирную свинью, и погнал палкой к себе в деревенский дом – тушенку и колбасу делать.

И снова Лошадь, Корова, Петух, Курица, Собака и Кошка стали жить-поживать да добра наживать.

    Найди в сказке признаки жанра. Подчеркни и напиши их названия.

    Напиши на отдельном листе сказку о животных. Сделай иллюстрации.

Пишем социально-бытовую сказку

Перечисли, какие черты характера тебе больше всего не нравятся. Напротив каждого качества или группы качеств и черт характера нарисуй и запиши портрет человека, внешность которого соответствует этому качеству или черте характера (используй в портрете эпитеты, сравнения, гиперболы).

Придумай сюжет бытовой сказки.

Например.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата: один – Жадка (очень уж жадный был), а другой – Щедротка (все, что имел, людям отдавал).

(Включи в сказку портретную характеристику братьев).

Продолжи сказку, отвечая на вопросы:

Как окружающие относились к братьям? (используй антитезу, подбери антонимы: любили – ненавидели, уважали – презирали, приходили в гости – обходили стороной и т.д.)

Что может произойти с богатством Жадки? (Варианты: пожар, наводнение от страшного ливня, ураган, нападение воров).

Как отплатили люди Щедротке за щедрость и доброту?

А как люди наказали Жадку?

Как ты думаешь, чем должна закончится сказка, если добро в ней должно победить зло? Должен ли Жадка измениться?

Стали ли братья жить дружно и добра наживать да с людьми делиться?

Озаглавь сказку.

    Найди в написанной тобой с помощью вопросов бытовой сказке черты этого жанра, подчеркни их и подпиши.

    Напиши бытовую сказку самостоятельно. Сделай иллюстрации.

Пишем волшебную сказку

А теперь начинается самое интересное. Придумай и запиши любые фантастические события. Но помни, в их основе должны лежать реальные происшествия.

И если в твоей сказке будут действовать инопланетяне, они все равно должны быть похожими на людей, так как предметом изображения в литературе всегда является жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, с властью, с обществом, с окружающим миром.

    Теперь попробуй написать сказку.

Используй эти советы:

В волшебной сказке можно рассказывать о превращениях героев, воскрешении из мертвых, наделять животных человеческой речью, придумывать образы фантастических существ или использовать образы известных тебе героев из мифов, легенд, поверий и верований.

Помни, что в волшебных сказках может присутствовать волшебный помощник главного героя.

В сюжете часто используется троекратное повторение.

Герой в волшебной сказке проходит ряд испытаний, получает награду за мужество, смелость, добросердечность, смекалку, трудолюбие. А злые, эгоистичные получают наказание.

Можно использовать образ пути-дорожки, который играет роль судьбы человека.

Силу героя, его помощников и его врагов можно преувеличивать.

Помни, в сказке должен быть счастливый конец.

Не придумывай очень много героев. Тебе будет трудно связать их действия в один сюжет.

Соблюдай привычную композицию и обязательные элементы сказки: сказочный зачин, повторы, фантастические события, присказки, прибаутки, фольклорные эпитеты (краса-девица, добрый молодец, темный лес, высокие горы, темные леса, синее море, шелковые травы, красно солнышко и др.), сказочную концовку.

Постарайся при описании героев и событий выразить свое отношение к происходящему.

Проанализировав структуру народной сказки, причем особенно тщательно - ее русский вариант (являющийся в значительной мере частью индоевропейского наследия, к которому принадлежат также немецкие и итальянские сказки), В.Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:

Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.

Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно.

Последовательность функций всегда одинакова.

Согласно системе Проппа, этих функций - тридцать одна, а если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы дать описание формы сказки. Вот она:

1. Отлучка кого-либо из членов семьи.

Родители уходят на работу. "Надо было князю ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках". "Уезжает он (купец) как-то в чужие страны". Обычны формы отлучки: на работу, в лес, торговать, на войну, "по делам".

Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей.

Иногда отлучаются лица младшего поколения. Они идут или едут в гости, рыбу ловить, гулять, за ягодами.

"В этот чулан не моги заглядывать". "Береги братца, не ходи со двора". "Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи". "Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема" и пр.

3. Нарушение запрета.

Формы нарушения соответствуют формам запрета, функции 2 и 3 составляют парный элемент.

4. Выведывание.

В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо антагонистом героя (вредителем). Его роль - нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и черт, и разбойники, и ведьма, и мачеха и т.д. Выведывание имеет целью узнать местопребывание детей, иногда драгоценных предметов и пр. Медведь: "Кто же мне про царских детей скажет, куда они девались?" Приказчик: "Где вы эти самоцветные камни берете?"

5. Выдача.

Антагонист получает непосредственно ответ на свой вопрос.

6. Подвох.

Антагонист или вредитель принимает чужой облик. Змей обращается золотой козой, прекрасным юношей. Ведьма прикидывается "сердечной старушкой", подражает голосу матери. Воровка прикидывается нищей.

Затем следует и самая функция. Ведьма предлагает принять колечко, кума предлагает попариться, ведьма предлагает снять платье, выкупаться в пруду. Мачеха дает пасынку отравленные лепешки. Она втыкает в его одежду волшебную булавку. Злые сестры уставляют окно, через которое должен прилететь Финист, ножами и остриями.

7. Невольное пособничество.

Герой соглашается на все уговоры антагониста, т.е. берет колечко, идет париться, купаться и т.д. Можно заметить, что запреты всегда нарушаются, обманные предложения, наоборот, всегда принимаются и выполняются.

8. Вредительство (или недостача).

Эта функция чрезвычайно важна, так как ею, собственно, создается движение сказки.

Антагонист похищает человека. Он похищает или отнимает волшебное средство. Он расхищает или портит посев. Наносит телесное повреждение. Он вызывает внезапное исчезновение. Он изгоняет кого-либо. Он приказывает кого-либо бросить в море. Он околдовывает кого-либо или что-либо. Он совершает подмену. Он приказывает убить. Он совершает убийство. Он похищает человека. Он объявляет войну и т.д. и т.п. Здесь следует заметить, что вредитель наносит нередко два-три вреда сразу.

9. Посредничество.

Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.

10. Начинающееся противодействие.

Герой соглашается или решается на противодействие. "Позволь нам твоих царевен разыскать".

11. Герой покидает дом.

Отправки героев-искателей и героев-пострадавших различны. Первые имеют целью поиски, вторые открывают начало того пути без поисков, на котором героя ждут различные приключения. Нужно иметь в виду следующее: если похищается девушка и за ней идет искатель, то дом покидается двумя лицами. Но путь, за которым следит рассказ, путь, на котором строится действие, есть путь искателя. Если же, например, изгоняется девушка и искателя нет, то повествование следит за отправкой и приключениями пострадавшего героя.

12. Даритель испытывает героя.

Герой встречает волшебного дарителя. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника. Яга задает девушке домашние работы. Лесные богатыри предлагают герою три года служить. Умирающий или умерший просит оказать услугу. К герою обращаются с просьбой о пощаде и т.д.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

Герой выдерживает (не выдерживает) испытание. Герой отвечает (не отвечает) на приветствие. Он оказывает (не оказывает) услугу умершему. Он отпускает плененного. Он щадит просящего и т.д.

14. Получение волшебного средства.

Волшебными средствами могут служить: 1) животные (конь, орел и пр.); 2) предметы, из которых являются волшебные помощники (огниво с конем, кольцо с молодцами); 3) предметы, имеющие волшебное свойство, как, например, дубины, мечи, гусли, шары и многие другие; 4) качества, даруемые непосредственно, как, например, сила, способность превращаться в животных и т.д.

15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.

Он летит по воздуху. На коне, на птице, в образе птицы, на летучем корабле, на ковре-самолете, на спине великана или духа, в коляске черта и т.д. Полет на птице иногда сопровождается деталью: ее по пути нужно кормить, герой берет с собой быка и пр. Он едет по земле или воде. Верхом на коне или на волке. На корабле. Безрукий несет безногого. Кот переплывает реку на спине собаки. Клубочек указывает путь. Лисица ведет героя к царевне и т.д.

16. Герой и антагонист вступают в борьбу.

Они бьются на открытом поле. Сюда прежде всего относится бой со змеем или с Чудо-Юдой и пр., а также бой с неприятельским войском, с богатырем и т.д. Они вступают в состязание. Герой при помощи хитрости одерживает победу. Цыган обращает в бегство Змея, выжимая кусок творога вместо камня, выдавая удар дубины по затылку за свист, и т.д.

17. Героя метят.

Герой во время боя получает рану. Царевна будит его перед боем, нанося ему ранку ножом в щеку. Царевна метит героя перстнем в лоб. Она его целует, отчего на лбу загорается звезда. Герой получает кольцо или полотенце. Соединение двух форм мы имеем в том случае, если героя ранят в бою и рана перевязывается платочком царевны или короля.

18. Антагонист побежден.

Он побеждается в открытом бою. Он побеждается при состязании. Он проигрывает в карты. Он проигрывает при взвешивании. Он убивается без предварительного боя (Змея убивают спящим). Он непосредственно изгоняется и т.д.

19. Беда или недостача ликвидируется.

Данная функция образует пару с вредительством. Этой функцией рассказ достигает своей вершины.

20. Возвращение героя.

Возвращение обычно совершается в тех же формах, что и прибытие.

21. Герой подвергается преследованиям.

Преследователь летит за героем. Змей догоняет Ивана, ведьма летит за мальчиком, гуси летят за девочкой. Он преследует героя, быстро превращаясь в различных животных и пр. Колдун преследует героя в образе волка, щуки, человека, петуха. Преследователи (Змеевы жены и др.) обращаются заманчивыми предметами и становятся на пути героя. "Забегу вперед и пущу ему день жаркий, а сама сделаюсь зеленым лугом: в этом зеленом лугу обращусь я колодцем, в этом колодце станет плавать серебряная чарочка... Тут и разорвет их по макову зернышку".

22. Герой спасается от преследования.

Герой бежит, во время бегства ставит преследователю препятствия. Он бросает щетку, гребенку, полотенце. Они превращаются в горы, леса, озера. Вертогор и Вертодуб выворачивают горы и дубы, ставят их на пути Змеихи. Герой во время бегства обращается предметами, делающими его неузнаваемым. Царевна превращает себя и царевича в колодец и ковшик, в церковь и попа. Герой во время бегства прячется. Речка, яблоня, печь прячут девушку.

На спасении от преследования очень многие сказки кончаются. Герой прибывает домой, затем, если была добыта девушка, женится. Но это бывает далеко не всегда. Сказка заставляет героя пережить новую беду. Опять является его враг, у Ивана похищается добыча, сам он убивается и т.д. Словом, повторяется завязочное вредительство, иногда в тех же формах, что и в начале, иногда в других, для данной сказки новых. Этим дается начало новому рассказу. Специфических форм повторного вредительства нет, т.е. мы опять имеем похищение, околдование, убиение и т.д. Но есть специфические вредители для этой новой беды. Это - старшие братья Ивана. Незадолго до прибытия домой они отбирают у Ивана добычу, иногда убивают его самого. Если они оставляют его в живых, то для того, чтобы создалось новое искательство, нужно опять как-то проложить огромную пространственную грань между героем и предметом его поисков. Это достигается тем, что Ивана сбрасывают в пропасть (в яму, в подземное царство, иногда в море), куда он летит иногда целых три дня. Затем повторяется все сначала, т.е. опять случайная встреча с дарителем, выдержанное испытание или оказанная услуга и пр., получение волшебного средства и применение его, чтобы вернуться домой в свое царство. С этого момента развитие иное, чем в начале. Это явление означает, что многие сказки состоят из двух рядов функций, которые можно назвать ходами. Новая беда создает новый ход, и таким образом иногда соединяется в один рассказ целый ряд сказок. Впрочем, развитие, которое будет обрисовано ниже, хотя и создает новый ход, является продолжением данной сказки.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предлагается трудная задача.

26. Задача решается.

27. Героя узнают.

28. Ложный герой или антагонист изобличается.

29. Герою дается новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает в брак.

Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; строгая последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой, но - если, конечно, сказка достаточно старинная - вряд ли она будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.

На этом мы свои наблюдения над "пропповскими функциями" закончим; посоветуем лишь - тем, у кого появится охота, - поупражняться, сравнить приведенный перечень с сюжетом любого приключенческого фильма; удивительно, как много обнаружится совпадений и как будет почти в точности соблюден тот же порядок: вот что значит традиция сказки, как она нетленна, как вечно живет в нашей культуре. Той же канвы придерживаются и многие приключенческие книги.

Нас эти функции интересуют потому, что на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно тому как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая двенадцатью нотами (не считая четвертьтонов, то есть оставаясь в рамках принятой на Западе строго ограниченной звуковой системы периода доэлектронной музыки).

На своем семинаре в Реджо-Эмилии, чтобы испытать "пропповские функции" на продуктивность, мы свели их произвольно к двадцати, кое-какие опустив, а иные заменив тем же количеством тоже сказочных тем. Два наших друга-художника изготовили двадцать игральных карт, на каждой из которых значилось краткое название соответствующей функции и был изображен рисунок - условный или карикатурный, но всякий раз очень точный:

1. Предписание или запрет. 2. Нарушение. 3. Вредительство или недостача. 4. Отъезд героя. 5. Задача. 6. Встреча с дарителем. 7. Волшебные дары. 8. Появление героя. 9. Сверхъестественные свойства антагониста. 10. Борьба. 11. Победа. 12. Возвращение. 13. Прибытие домой. 14. Ложный герой. 15. Трудные испытания. 16. Беда ликвидируется. 17. Узнавание героя. 18. Ложный герой изобличается. 19. Наказание антагониста. 20. Свадьба.

Затем группа приступила к работе над придумыванием рассказа, построенного по системе "пропповского ряда", из двадцати "пропповских карт". Должен сказать, проходила она превесело, с заметным уклоном в пародию.

Я видел, что с помощью этих "карт" ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Помню, как своеобразно был истолкован однажды "запрет": уходя из дома, отец запретил детям бросать с балкона горшки с цветами на головы прохожих...

Когда речь зашла о "трудных испытаниях", кто-то не преминул предложить, чтобы герой отправился в полночь на кладбище: до определенного возраста ребенку это представляется верхом мужества - страшнее ничего быть не может.

Но ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее. Бывает, что на мысль о сказке наводит и одна-единственная карта. Так, карты с изображением "волшебных даров" оказалось достаточно одному ученику четвертого класса, чтобы придумать историю о пере, которое само делает уроки.

Колоду "пропповских карт" - из двадцати штук или тридцати одной, а то и из пятидесяти, как кому вздумается, - может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций или сказочных тем; без иллюстрации можно и обойтись.

Кое-кто впадает в ошибку, полагая, что эта игра напоминает головоломку, где тебе дают двадцать (или тысячу) кусков какого-нибудь рисунка с заданием этот рисунок-мозаику восстановить. Как уже было сказано, карты Проппа позволяют создать бессчетное число завершенных рисунков, ибо каждый отдельный элемент неоднозначен, каждый поддается множеству толкований..."

Чем еще нам могут помочь старые сказки в сочинении новых волшебных историй? Вот какие способы предлагает нам Джанни Родари в "Грамматике фантазии".

-- "Перевирание" старой сказки (например, Красная Шапочка зовет на помощь милицию и на мотоцикле гонится за Волком; Золушка едет на королевский бал, но приезжает в другое королевство).

Сказки "наизнанку" (например, Мальчика-с-Пальчик не убегает от Людоеда, а становится его другом, учит его есть кашу; Белоснежка встретила не семь гномов, а семь великанов).

Продолжение старой сказки: что было потом?

Смешение сказок (например, Буратино помогает Золушке по хозяйству и едет вместе с ней на бал; Спящую Красавицу предупреждает о происках злой ведьмы Дюймовочка).

Перенесение героев и сюжета старой сказки в другое время и другое место (например, Ганс-крысолов со своей волшебной дудочкой, звуки которой завораживают крыс, в современном городе так же "гипнотизирует" все автомобили и уводит их за собой в подземелье).

И это, конечно, далеко не все, что можно придумать.

4. Определение черт отличия сказки от других сходных жанров.

Учитель говорит о различных источниках информации. Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки аудиозаписи.

Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», сказочной повести и легенды.

«Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров.

«Иллюстраторы» показывают соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвертого раздела.

Отличие сказки от других сходных жанров

5. Определение особенностей языка сказки.

Учитель сообщает, что в данном разделе источником информации будет служить инсценированный диалог. В качестве домашнего задания иллюстраторы подготовили инсценировку из отрывка сказки. Задача «аналитиков» – найти особые сказочные слова и выражения.

«Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.

Учитель помещает на заготовку пятого раздела репродукцию картины Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк».

«Иллюстраторы» составляют мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных слов и выражений.

6. Определение особенностей использования цветовой гаммы в сказке.

Учитель делает переход от предыдущего раздела.

По иллюстрациям можно судить о преобладании определенных цветов в сказках. Но иллюстрация это лишь отражение особого колорита сказок. Издавна народ придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные цвета из знакомых сказок.

Приводят примеры дети из любой группы.

Сопоставьте ситуации, когда упоминаются цвета, и определите приблизительное значение каждого цвета.

Задание выполняют также учащиеся из любой группы.

Для самопроверки учитель прикрепляет в «Экспериментальную лабораторию» карточки разного цвета: желтого, красного, белого. С обратной стороны каждой карточки написано приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказанных детьми предположений учитель переворачивает карточку и появляется соответствующее слово. После завершения работы карточки помещаются в шестой раздел проекта.



VI. Этап испытания проекта.

Учитель говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как жанре.

Испытание созданного проекта будут проводить ученики из группы «испытателей».

«Испытатели» рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.

VII. Итоги урока.

Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта опорную таблицу.

Удалось ли нам достигнуть поставленных целей и задач? Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

Дети отвечают в зависимости от результатов работы.

«сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок» (а. с. пушкин)
(обобщающий урок по русским народным сказкам)

Цели: приобщить детей к истокам русской культуры; научить ценить родное слово, пользоваться красивой русской речью; обобщить и закрепить ранее изученный материал о русских народных сказках, их композиционных и художественных особенностях.

Тип урока: урок-повторение.

Вид урока: урок-игра.

Технология: элементы игровой технологии.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам; книги со сказками; музыкальные произведения.

Предварительно класс был поделен на две команды, в каждой из которых был выбран капитан. Были назначены ведущие урока. Каждая команда должна была подготовить выступление-презентацию команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку отрывка из любой русской народной сказки.

На урок приглашается жюри, это могут быть учащиеся старших классов или учителя.

Ход урока

Звучит музыкальное произведение (учитель на свое усмотрение использует музыку для создания эмоционального настроя учащихся на урок), под аплодисменты в класс входят учащиеся в костюмах героев русских народных сказок, рассаживаются на свои места (по командам).

Входят ведущие Добрый молодец и Красная девица, которая держит в руках на полотенце каравай.

Добрый молодец. Поклон вам низкий, добрые молодцы, да красные девицы. Добро пожаловать в удивительную страну сказок славный стольный Сказоград.

Красная девица. Поклон вам, уважаемые гости (подносит каравай жюри) .

Вам хлеб-соль кушать

Да сказку слушать.

Добрый молодец. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были добрые молодцы и красные девицы. Росли-подрастали, сказки читали, добру научались, ума набирались. И вот как-то приходит царский указ.

Глашатай (вынимает свиток, читает).

Царский указ!

Я, царь сказочного государства, повелеваю: в путь собираться, царице показаться, знаниями утешить, сказкою потешить. А коль будет ее воля на то, узнать еще кое-что. У царицы сундук премудростей есть, которых вам целый век не счесть. Но коли разумом блеснете, с собой подарок унесете.

1-я ведущая А искать нам царицу в Тридевятом царстве, в Тридевятом государстве, на зеленых холмах, средь лугов и дубрав. Только как нам там оказаться, на чем добраться? А где сказка начинается, там и чудо случается. Есть у меня волшебный мешочек, в нем сказочных средств пяточек. Что из мешочка возьмете, на том в Сказоград попадете.

Подходит к каждой команде по очереди, капитан вынимает из мешочка листочек, на котором написано сказочное средство передвижения.

Варианты: ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа Бабы-Яги, печь Емели.

2-я ведущая (девушка в народном костюме). Итак, добрые молодцы, красные девицы, отправляемся мы с вами в путешествие опасное, но очень увлекательное. Вот каждой команде по клубочку (раздает клубочки командам) , чтобы не заблудиться в сказочной стране.

И вот ваше первое задание: командам нужно представиться.

Приглашаю первую команду.

Первая команда показывает свою визитную карточку.

Добро пожаловать второй команде.

Вторая команда показывает свою визитную карточку.

После каждого представления команда показывает домашнее за-дание.

1-я ведущая. Долго ли, коротко ли, но вот мы уже у водяного в гостях.

Звучит «Песня Водяного» из мультфильма «Летучий корабль».

Здесь диво дивное вас ждет: на цепях Звериный мост, сюда птицы лесные слетаются, обитатели дубрав собираются, под мостом рыбы плещутся, они слово знают вещее. Знать-то знают, да не всем его открывают. Все рады видеть вас, у каждого вопросы есть про запас.

Учитель задает командам вопрос первого конкурса :

– Назовите русские народные сказки, где в качестве действующих лиц для 1-й команды медведь, а для 2-й команды лиса.

Дается две минуты для подготовки. Команды отвечают по очереди.

Добрый молодец. Пока жюри оценивает представление команд и первый конкурс, мы с вами отправляемся дальше по сказочной стране, и нас ждет встреча с Бабой Ягой.

Звучит музыкальное произведение «Частушки Бабок Ежек» из мультфильма «Летучий корабль», три ученицы исполняют танец под это музыкальное произведение.

Баба Яга. Фу-фу, русским духом пахнет. Вот и я, гости дорогие. Ой, сколько же вас? И на обед мне хватит, и на ужин, да еще десяток-другой про запас оставить придется. Не знали в чей домик попали? Ловко я вас сюда заманила.

Добрый молодец. Подожди бабуленька ягуленька, пожалей ребят, маленькие они еще. Ребята готовы отгадать все твои загадки.

Баба Яга. И то верно. Отведу-ка я вас на двор Диковинок. Здесь волшебные предметы: птицы, звери, самоцветы.

Да чего тут только нету!

И скажу вам, не тая,

В каждом тайна есть своя.

Учитель проводит второй конкурс . Детям предлагаются волшебные предметы, например, яблочко, скатерть, самобранка, клубочек, гребень.

Задание: какую роль играют эти волшебные предметы в сказках?

Учащиеся обдумывают и отвечают.

Жюри подводит итоги по двум конкурсам.

2-й ведущийПосреди Сказограда пещера Змея Горыныча, а в ней спрятан клад. В кладе богатства несметные русская речь самоцветная.

Вы знаете, что без присказки и сказки не бывает. Без присказки сказка, что без полозьев салазки.

Учитель проводит третий конкурс, читает начало присказки, а команды по очереди заканчивают их.

Скоро сказка сказывается... (да не скоро дело делается) .

Ни в сказке сказать... (ни пером описать) .

Растет не по дням... (а по часам) .

Что ты, молодец, не весел... (буйну голову повесил) .

Красная девица. Итак, прошли мы все самое трудное. Царицу распотешили, знаниями утешили, сами ума-разума набрались, диковинками наигрались.

Добрый молодец. Хорошего понемногу, пора и в путь-дорогу.

Жюри подводит итоги игры, награждает команды.

В конце урока можно устроить чаепитие.

обобщение по разделу
«устное народное творчество».
Сказочные приключения Вити и Маши

Цели: повторить и обобщить знания, полученные по данному разделу; продолжить развивать кругозор учащихся.

Ход урока

Звучит песня «Сказки гуляют по свету».

Ведущий. Эта история произошла в нашем городе с учениками третьего класса Витей и Машей. После школы ребята всегда шли через парк домой. Там было очень красиво в любое время года. Когда они шли, то рассматривали появившиеся цветы, порхающих бабочек над ними, слушали пение птиц.

Но вдруг – Маша увидела у дуба большое дупло.

Маша. Витя, Витя, иди скорее сюда!

Витя. Что случилось?

Маша. Посмотри, вчера не было этого дупла. Кто мог его сделать? Давай посмотрим, что внутри.

Витя. Что ты, Маша. А вдруг там кто-то спрятался?

Ведущий. Но Маша не слушала Витю. Она уже сделала шаг в дупло, схватив Витю за руку, и... они оказались на зеленом лугу. Трава была очень мягкая, как шелк. Глядя на луг, где росло множество разнообразных цветов, казалось, что стоишь на ковре. Светило солнце. Вдалеке виднелся лес. От которого «веяло» страхом.

Маша. Где мы? Куда попали?

Витя. Говорил тебе, не надо в дупло лезть, вот теперь надо думать, как отсюда выбираться.

Маша. Что-нибудь придумаем. Посмотри, кто это там? Бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Ведущий. Ребята, из какой сказки конь? Как его позвать?

Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Витя. Сивка-бурка, где мы, куда попали?

Сивка-бурка. Вы попали в сказочную страну.

Маша. А можно посмотреть вашу страну?

Сивка-бурка. Конечно, можно. Для этого вам нужно ответить на мои вопросы и на вопросы всех, кого встретите, тогда сможете вернуться домой.

1) Сколько раз Иванушка ездил к царевне? (3 раза.)

2) Какие грибы приносил Иванушка? (мухоморы.)

3) Какими словами заканчивается сказка «Сивка-бурка»? («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».)

Сивка-бурка. Садитесь на меня.

Ведущий. И поскакали они по полям, по лугам, по сказочным царствам. Подъезжают к развилке трех дорог. Смотрят, камень лежит, а на нем написано: «Кто направо пойдет богатым будет. Кто налево пойдет друга потеряет. Кто прямо пойдет сам пропадет и друга не спасет».

И Сивка-бурка исчез.

Витя. Маша, пойдем направо, хочу быть богатым. Куплю себе пирожного, мороженого и тебя угощу.

Маша. Страшно, а вдруг там ловушка?

Витя. Если страшно будет, позовем Сивку-бурку.

Маша. Ну, ладно, пошли.

Ведущий. Идут они, идут и видят: лес сверкает, поляна золотом переливается, на деревьях вместо листьев золотые монеты, на поляне цветы все из золота. Стали Витя и Маша срывать листочки и в карманы складывать. (Маша набрала букет золотых цветов, раздала ребятам.) Как вдруг потемнело небо, спряталось солнышко, появился Кощей Бессмертный.

Кощей Бессмертный. Кто вам разрешал рвать мои цветы и срывать золотые листочки? Теперь вы навсегда останетесь у меня и будете вечно служить мне, заботиться о моем золоте. Но у вас есть один шанс. На обратной стороне листочка написан вопрос, кто правильно на него ответит, того я отпущу.

Учащиеся отвечают на вопросы и возвращают цветы и листочки.

1. На скольких дубах сидел Соловей-разбойник? (на трех.)

2. Какие богатыри были на пиру у князя Владимира?

3. Как Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» опять стал мальчиком?

4. Как Никита Кожемяка победил змея?

5. Как делили землю Никита Кожемяка и Змей?

6. Что охраняли братья в сказке «Сивка-бурка»?

7. Что охраняли братья в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»?

8. Кого поймал Иван в сказке «Сивка-бурка»?

9. Кого поймал Иван-царевич в сказке о сером Волке?

10. Где жил Добрыня Никитич?

11. Сколько лет было Илье Муромцу?

12. Какое прозвище было у Добрыни Никитича?

Ведущий. Как только последний листочек вернули Кощею, ребята оказались опять около камня.

Витя. Да, богатым стать не удалось.

Маша. Зато живы остались. Пошли домой.

Витя. Нет, пошли налево. Узнаем, что там.

Ведущий. Идут Витя с Машей по дорожке, видят – избушка на курьих ножках.

Что нужно сказать избушке, чтоб она к ним повернулась?

Маша иВитя. Избушка-избушка, стань к лесу задом, а к нам передом.

Ведущий. Вошли Витя и Маша в избушку, а там Баба Яга жила.

Баба Яга. Вот и обед с ужином у меня теперь есть.

Маша. Подождите, Баба яга, зачем нас кушать, я вам сейчас столько вкусного приготовлю.

И стала готовить.

Ведущий. Баба яга наелась и стала добрее.

Баба Яга. Ну, спасибо, накормили. За это я вас не съем, но и не отпущу. Скучно мне тут одной. Никто со мной не играет.

Витя. А давай поиграем в «Угадай сказку». Ребята будут зачитывать отрывок, а мы отгадывать, и наоборот.

1. «Шли, шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».

2. «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». («Сивка-бурка».)

3. «И был у царя сад великолепный». («Иван-царевич и серый Волк».)

4. « – Отпусти меня, матушка, съездить к Пучай-реке, в студеной воде искупаться – истомила меня жара летняя». («Добрыня и Змей».)

5. «– Много ли чуешь в себе силушки?

– Много, странники. Кабы мне лопату, всю землю вспахал». («Исцеление Ильи Муромца».)

6. «– Что за невежда проезжает тут, мимо моих заповедных дубов?»

7. «Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

8. «Воротились домой братья и рассказывают женам, что они в городе видели: – Ну, хозяйки, какой молодец к царю приезжал! Такого мы сроду не видывали. До царевны только три бревна не доскочил». («Сивка-бурка».)

9. «Верное слово молвил поповский сын – не годится богатырю на пиру сидеть, живот растить. Отпусти меня, князь, в широкие степи, поглядеть, не рыщет ли враг по родной Руси, не залегли ли где разбойники». («Илья Муромец и Соловей разбойник».)

10. «– Я же говорил тебе, не шевели клетку! Почему не послушал мой наказ?

– Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж». («Иван-царевич и Серый Волк».)

11. «Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому». («Исцеление Ильи Муромца».)

12. «От плетки у Бурушки силы прибыло, стал он высоко скакать, за версту камешки откидывать, стал прочь от ног змеенышей отряхивать. Он их копытом бьет и зубами рвет и притоптал всех до единого». («Добрыня и Змей».)

Витя. Поиграли мы с тобой, бабушка, теперь пойдем домой.

Баба Яга. Нет, еще хочу. Хочу, чтоб сказки мне рассказывали, да не те, которые уже слышала, а новые, придуманные вами. А начало будет такое... «В некотором царстве, в некотором государстве...»

Учащиеся «цепочкой», по одному предложению, придумывают сказку.

Баба Яга. Спасибо, порадовали. Как не хочется вас отпускать, но я держу свое слово, хоть и Баба Яга. Идите. Если будете еще здесь, заходите, поиграем, сказки расскажем друг другу.

Ведущий. Маша и Витя попрощались с Бабой Ягой и пошли дальше. Пришли опять к камню.

Маша.Не пойду я по средней дороге, пропадем вместе. Хочу домой. Давай кликнем Сивку-бурку, и увезет он нас домой.

Витя. Но ведь с нами ничего не случилось. Пойдем, узнаем, что там. А если не справимся, то позовем Сивку-бурку, и он нас вмиг умчит.

Ведущий. Пошли Витя и Маша по средней, прямой дорожке. Идут, по сторонам оглядываются, не хочется терять друг друга. Идут, видят болото, а на болоте кочки, на кочках предметы из сказок (слова) . Если отгадаете, из какой сказки предмет, то сможете перейти болото.

Ведущий. Прошли ребята через болото. Идут дальше. Видят гора. Не обойти ее, не перелезть через нее. Смотрят надпись: «Если правильно напишете слова, то откроется скала, и вы увидите проход. Если ошибка будет хоть в одном слове, то посыплются камни и завалят вас».

По вертикали:

1. Как звали коня Ильи Муромца?

2. К какой реке поехал Добрыня Никитич?

4. В каком городе княжил Владимир Красное Солнышко?

По горизонтали:

2. Сколько весила стрела Ильи Муромца?

3. Что принес Иванушка-дурачок в лукошке?

5. Как звали Кожемяку?

6. Кто превратил Иванушку в козленка?

Ведущий. Открылся проход в горы. Прошли Маша и Витя по нему и оказались на поляне. А на ней лежат камни, на них надписи. Если не найдете к каждому камню пару, то прилетит Змей Горыныч и съест вас.

Витя. Хорошо, говори заклинание.

Ребята все вместе зовут Сивку-бурку.

Сивка-бурка. Захотели домой? Но сначала назовите мне три сказки, где тоже есть конь, и три сказки, где происходит волшебство.

Молодцы, теперь садитесь на меня, я отвезу вас домой.

Ведущий. Не успели ребята перевести дыхание, как оказались в парке. Взяли они свои портфели и пошли домой.

Учитель. Какие произведения устного народного творчества мы повторили?

– Назовите наиболее понравившихся героев.

– Какие поступки героев вы не одобряете?

– Как заканчиваются все сказки? Почему?

– Как закончилась наша сказка?

басня. знакомство с новым
литературным жанром

Цели: развивать творческие способности учащихся, потребность в чтении, умения самостоятельно узнавать новое, опираясь на имеющиеся знания.

Оборудование: карточка с именем «Эзоп»; карточки «басня», «баснописец»; портрет И. А. Крылова; листы с текстом басни Эзопа «Лисица и виноград»; толковые словари (Швецова, Ожегов); опорная таблица для самостоятельного чтения (см. приложение); карточка со знакомыми и незнакомыми для детей терминами: мораль, крылатые слова, олицетворение, аллегория. (На обратной стороне карточки нарисована дверь.)