Как мыслят творческие люди. Ученые выяснили, чем различаются мозги креативных людей и обычных Помощь соседа не нужна

Работу по этому направлению начала академик Наталья Петровна Бехтерева.

«Общепринятого определения творчества не существует, каждый исследователь дает свое, - говорит корреспондентам сотрудник группы по изучению нейрофизиологии мышления и сознания кандидат психологических наук Мария Старченко. - Большинство сходятся в том, что творчество - это процесс, когда человек продуцирует что-то новое, может отказываться от стереотипных схем в решении задач, рождает оригинальные идеи и быстро разрешает проблемные ситуации».

Один из подходов к изучению творческой деятельности состоит в регистрации и анализе электрической активности мозга - электроэнцефалограммы. Его в основном и используют для решения данной задачи зарубежные исследователи. Но ученые Института мозга человека РАН изучают творчество еще и методом позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ).

Творчество с электродами на голове или в томографе

«В эксперименте мы даем испытуемым тестовое и контрольное задание, - рассказывает Мария Старченко. - Тестовое задание творческое. Например, предъявляют на мониторе слова, из которых испытуемый должен составить рассказ. Причем это слова из разных семантических групп, не связанные между собой по смыслу. В контрольном задании испытуемому надо составить рассказ из связанных по смыслу слов или же восстановить текст, изменив порядок слов».

Пример слов для творческого задания: «начаться, стекло, хотеть, крыша, гора, молчать, книга, уходить, море, ночь, открыть, корова, бросить, заметить, исчезнуть, гриб». Пример слов для контрольного задания: «школа, понять, задача, учиться, урок, ответ, получать, писать, оценка, спрашивать, класс, отвечать, вопрос, решить, учитель, слушать».

В эксперименте по изучению невербального творчества испытуемый получает другие задания. Творческое - нарисовать оригинальную картину из данных геометрических фигур. Контрольное - просто рисовать геометрические фигуры в произвольном порядке.

Творческий мозг работает быстрее...

Электроэнцефалограмму, которую во время эксперимента записывают у испытуемого, впоследствии анализируют. Анализ показывает разницу в электрической активности разных зон мозга при выполнении творческого и нетворческого заданий. Ученых интересует, как усиливаются или ослабляются ритмы разных частот, а также как синхронизируется активность в той или иной частоте удаленных друг от друга областей мозга.

Наибольшее число результатов указывает на связь с творческой деятельностью быстрой электрической активности коры мозга. Имеются в виду бета-ритм, особенно бета-2-ритм с частотой 18-30 Гц, и гамма-ритм (более 30 Гц). То есть при выполнении творческого задания (в отличие от нетворческого) в большинстве областей мозга быстрая активность усиливается.

Насколько нейронные ансамбли удаленных друг от друга областей мозга могут вовлекаться в совместную творческую деятельность, можно судить, анализируя синхронизацию электрической активности в этих областях. В экспериментах при творческом задании усиливалась пространственная синхронизация в передних областях коры внутри каждого полушария и между полушариями. А вот синхронизация передних областей с задними, наоборот, ослаблялась. Не исключено, что тем самым ослаблялся излишний контроль процесса творчества со стороны лобных долей.

И требует больше крови

Второй метод - позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) - основан на том, что сканер регистрирует гамма-излучение, возникающее при позитронном бета-распаде короткоживущего радиоизотопа. В тканях позитрон реагирует с электроном с образованием гамма-квантов. Фактически этим методом отслеживается скорость локального мозгового кровотока.

Перед исследованием в кровь пациента вводят воду, меченную радиоактивным изотопом кислорода 15О. ПЭТ-сканер отслеживает перемещение изотопа с кровью по мозгу и так оценивает скорость локального мозгового кровотока. «Клетки мозга, участвующие в той или иной деятельности, потребляют больше кислорода и питательных веществ, поэтому кровоток в этой области усиливается, - объясняет Мария Старченко. - Сравнивая картинку мозга, вовлеченного в творческую деятельность, с картинкой мозга при выполнении контрольного задания, мы получаем информацию о том, какие зоны мозга отвечают за творческий процесс».

В творческую деятельность в той или иной степени вовлекается весь мозг. Но ученым удалось выявить зоны, которые, по-видимому, участвуют в этом больше других. Это два поля в теменно-затылочной части.

Возникает вопрос, насколько различается работа мозга у более и менее творческих личностей. Но пока эту область российские ученые не исследовали. На данном этапе их интересуют механизмы и закономерности, общие для всех. Сравнить их у высококреативных и низкокреативных индивидуумов - такую задачу они ставят на будущее.

Долгое время считалось, что творческие способности - это дар, а озарения возникают как по волшебству. Но последние исследования в области нейробиологии показали: мы все можем стать креативными. Достаточно направить мозг в нужное русло и немного поупражняться.

Творческий подход нужен не только художникам, поэтам и музыкантам. Он работает в любой области: помогает решать проблемы, сглаживать конфликты, впечатлять коллег и наслаждаться более полной жизнью. Нейробиолог Эстанислао Бахрах в книге «Гибкий ум» рассказывает, откуда берутся идеи и как научить мозг думать творчески.

Нейронные фонари

Представим на мгновение: мы на верхнем этаже небоскреба, перед нами раскинулся ночной город. Кое-где в окнах горит свет. По улицам снуют машины, освещая путь фарами, вдоль дорог мерцают фонари. Наш мозг похож на город в темноте, в котором всегда освещены отдельные проспекты, улицы и дома. «Фонари» - это нейронные связи. Некоторые «улицы» (нервные проводящие пути) освещены на всём протяжении. Это известные нам данные и проверенные способы решения проблем.

Творчество же живёт там, где темно - на непроторенных путях, где путника поджидают необычные идеи и решения. Если нам нужны неизбитые формы или идеи, если мы жаждем вдохновения или откровения, придётся приложить усилия и зажечь новые «фонари». Другими словами, образовать новые нейронные микросети.

Как рождаются идеи

Творчество питается идеями, а идеи рождаются в мозге.

Представьте, что в мозге множество ящиков. Каждый случай из жизни хранится в одном из них. Иногда ящики начинают открываться и закрываться в хаотичном порядке, и воспоминания соединяются случайным образом. Чем более мы расслаблены, тем чаще они открываются и закрываются и тем больше воспоминаний перемешивается. Когда это происходит, у нас появляется больше идей, чем в другое время. Для каждого это индивидуально: для кого-то - в дýше, для других - во время пробежки, занятий спортом, за рулём автомобиля, в метро или автобусе, во время игр или раскачивания дочки на качелях в парке. Это моменты ясности разума.

Чтобы идеи приходили чаще, расслабьте мозг.

(источник:)

Когда мозг расслаблен, у нас появляется больше мыслей. Они могут быть обычными, знакомыми или казаться неважными, но иногда в их ряды просачиваются идеи, которые мы называем творческими. Чем больше идей, тем больше шансов, что одна из них будет нестандартной.

Иначе говоря, идеи - это случайная комбинация понятий, переживаний, примеров, мыслей и историй, которые разложены по ящикам умной памяти. Мы не придумываем ничего нового. Новизна в том, как мы комбинируем известное. Внезапно эти комбинации понятий сталкиваются, и мы «видим» идею. Нас осенило. Чем выше уровень ясности ума, тем больше возможностей для открытий. Чем меньше постороннего шума в голове, чем спокойнее мы становимся, наслаждаясь любимым делом, тем больше озарений появляется.

Сила окружения

Инновационные компании понимают, как важно создать творческую атмосферу. Они размещают своих сотрудников в светлых, просторных, приятных помещениях.

В спокойной обстановке, когда не требуется гасить пожар повседневности, люди становятся более изобретательными. В сборной Аргентины Лионель Месси - тот же человек с тем же мозгом, что и в «Барселоне». Но в «Барселоне» он более производителен: за матч может провести 10–15 атак, из которых две-три завершаются голом. В то же время в сборной ему удаётся провести две-три атаки за игру, следовательно, меньше шансов, что они будут нестандартными и приведут к голу. То, как он использует свои навыки и творческий потенциал, очень сильно зависит от обстановки, атмосферы на тренировках, команды и самочувствия. Творчество - это не какая-то волшебная лампочка, которую можно включить в любом месте, оно тесно связано с окружающей средой. Для него необходима стимулирующая обстановка.

Развенчаю некоторые мифы о мозге и креативности

В последнее время литература и Интернет наполнены разнообразной информации о креативности человека и работе его мозга.
Но, к сожалению там много заблуждений и мифов не нашедших достаточного научного подтверждения.

Вот некоторые из них:

  1. Развитие креативности и мозга.

    Тут все зависит от постановки вопроса, ведь развитие креативности и тренировка креативности имеют совершенно разный смысл.
    Поясню: с возрастом развивать креативность и силу мозга становится все труднее, приходится довольствоваться тем, что заложено природой и получено во время образования в первые 20 лет жизни .
    Природой же в человеке заложены практически безграничные возможности – нужно научиться ими пользоваться.
    Мозг очень емкая и эластичная субстанция, чтобы он все время был в тонусе, нужно заставлять его постоянно работать, и он вас не подведет. К тренировке мозга можно относиться также как и к тренировке мышц: тренируете – работают, нет – увядают.
    Что же касается креативности, не развивайте ее, а выполняйте реальную креативную работу, ведь даже в быту можно быть креативным. А чтобы мозг эффективнее выполнял креативную работу, дайте ему инструменты – креативные методы и техники .
  2. Креативность зависит от уровня интеллекта.

    Буду краток – нет, не зависит, а порой слишком мощный интеллект и непомерный багаж знаний могут препятствовать полету креативной фантазии.
    Не стоит, однако, путать интелект с эрудицией. Набор базавых знаний часто необхожим для правильной постановки задачи и её решения в конкретных условиях.
  3. Креативность нужна только творческим людям.

    На самом деле креативность нужна всем и во всех областях деятельности человека, не только художникам, дизайнерам , не только в рекламе.
    Например, креативный бизнес – в наше время сильно возросла потребность людей в красивых (креативных) решениях.
  4. Креативность работников подстегивают деньги и конкуренция.

    Нет, только в незначительной степени, а порой и мешают. Творческого человека стимулирует публичное признание его креативных заслуг.
  5. Левое и правое полушарие головного мозга.

    Нет абсолютно точных и достоверных данных о том, что умственная деятельность человека строго распределена между левой и правой половинами головного мозга.
  6. Мозг человека работает только на 10%.

    Это заблуждение бытует уже почти век. К счастью, а может, и к несчастью, это не так.
    Данные магнитно-резонансных исследований мозга наглядно демонстрируют, что большая часть коры головного мозга активно задействована чем бы человек не занимался.
    Именно поэтому работники умственного труда сильно устают к концу дня.
    Кроме того, мозг потребляет много энергии, жаже во время сна.
  7. Подсознание.

    Самый красивый миф о креативной работе головного мозга.
    Этот термин удобно использовать для описания работы мозга не ощущаемой явно, протекающей параллельно с основной мыслью или во сне.
    Для себя я это называю параллельным мышлением , мне это понятнее и я его ощущаю при интенсивной креативной работе , когда, казалось бы, неоткуда появляется интересная мысль (а то и несколько) и двигается рядом с основной, и когда они сходятся в одной точке, рождается креативная идея .
    То же касается и сна: когда вы спите, мозг продолжает работать, особенно если он «загружен» решаемой в течения дня креативной задачей.

    Ярким примером такой литературы является книга Дж.Кехо «Подсознание может все» . Книга, несомненно, будет познавательна для того, кто интересуется креативной работой мозга, но неподготовленному читателю будет трудно отличить, где полезная информация, а где домыслы автора.

В конечном итоге вам решать, как воспользоваться той или иной информацией. Главное, что бы это пошло вам на пользу в желании стать креативным человеком.
И не забывайте о внушении и самовнушении . Если вы внушите себе, что разные полушария вашего головного мозга, выполняют разные функции, а «подсознания может все», то так оно и будет.

Творческий человек - это человек, способный по-новому обрабатывать информацию, имеющуюся под рукой, - обычные воспринимаемые органами чувств данные, доступные всем нам. Писатель нуждается в словах, музыканту нужны ноты, художнику требуются зрительные образы, и всем им необходимо некоторое знание технических приемов своего ремесла. Но творческая личность интуитивно видит возможности для преобразования обычных данных в новое творение, далеко превосходящее исходное сырье.

Творческие личности во все времена замечали различие между процессом сбора данных и их творческим преобразованием. Недавние открытия в области функционирования мозга начинают проливать свет и на этот двойственный процесс. Знакомство с особенностями работы обеих сторон вашего мозга - важный шаг в высвобождении вашего творческого потенциала.

В этой главе будут рассмотрены некоторые новые исследования человеческого мозга, которые значительно расширили существующие представления относительно природы человеческого сознания. Эти новые открытия непосредственно применимы к задаче раскрытия творческих способностей человека.

Знакомство с особенностями работы обеих сторон мозга

При взгляде сверху человеческий мозг подобен двум половинкам грецкого ореха - две похожие испещренные извилинами округлые половины, соединенные в центре. Эти две половины называют левым и правым полушариями. Нервная система человека связана с головным мозгом перекрестным образом. Левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое полушарие - левой стороной. Если, например, вы перенесете инсульт или травму левой половины мозга, наиболее серьезному воздействию подвергается правая половина вашего тела, и наоборот. Из-за этого перекрещивания нервных путей левая рука связана с правым полушарием, а правая рука - с левым полушарием.

Двойной мозг

Мозговые полушария животных, в основном, сходны, или симметричны, по своим функциям. Полушария мозга человека, однако, развиваются асимметрично в плане функционирования. Наиболее заметным внешним проявлением асимметрии человеческого мозга является большая развитость какой-то одной (правой или левой) руки.

Уже на протяжении полутора столетий ученые знают, что речевая функция и связанные с ней способности у большинства людей, примерно у 98% правшей и двух третей левшей, располагаются, главным образом, в левом полушарии. Знание о том, что левая половина мозга отвечает за речевые функции, было получено, главным образом, на основе анализа результатов повреждений мозга. Было очевидно, например, что повреждение левой стороны мозга вызывало потерю речи с большей вероятностью, чем настолько же серьезное повреждение правой половины.

Так как речь и язык тесно связаны с мышлением, рассудком и высшими психическими функциями, которые выделяют человека из ряда других живых существ, ученые XIX столетия назвали левое полушарие главным, или большим, полушарием, а правое полушарие - подчиненным, или малым. До совсем недавнего времени превалировало общее мнение о том, что правая половина мозга менее развита, чем левая, - этакий немой близнец, наделенный способностями низшего уровня, управляемый и поддерживаемый вербальным левым полушарием.

Издавна внимание неврологов привлекали, среди прочего, неизвестные до совсем недавнего времени функции толстого нервного сплетения, состоящего из миллионов волокон, которое перекрестно соединяет два полушария мозга. Это кабелыюе соединение, именуемое мозолистым телом, показано на схематическом рисунке половины че–

Журналистка Майя Пайнз пишет, что теологи и другие люди, интересующиеся проблемой человеческой личности, с большим интересом следят за научными исследованиями функций полушарий головного мозга. Как отмечает Пайнз, им становится ясно, что “все пути ведут к доктору Роджеру Сперри, профессору психобиологии Калифорнийского технологического института, который обладает даром делать - или стимулировать - важные открытия”.

Майя Пайнз “Переключатели мозга”

Ловеческого мозга в разрезе (рис. 3-3). Ввиду большого размера, огромного количества нервных волокон и стратегического положения в качестве соединителыюго звена двух полушарий, мозолистое тело имеет все признаки важной структуры. Но вот загадка - имевшиеся свидетельства указывали на то, что мозолистое тело может быть полностью удалено без заметных последствий. В серии экспериментов на животных, проведенных в 1950-х годах, главным образом, в Калифорнийском технологическом институте Роджером В. Сперри и его студентами Рональдом Майерсом, Колвином Тревартеном и другими, было установлено, что главной функцией мозолистого тела является обеспечение связи между двумя полушариями и осуществление передачи памяти и приобретенных знаний. Кроме того, было установлено, что если этот соединительный кабель перерезать, обе половины мозга продолжают функционировать независимо друг от друга, чем отчасти объясняется кажущееся отсутствие воздействия такой операции па поведение человека и мозговые функции.

В 1960-е годы подобные исследования начали проводить и на людях, пациентах нейрохирургических клиник, что обеспечило дополнительную информацию относительно функций мозолистого тела и побудило ученых постулировать пересмотренный взгляд на относительные возможности обеих половин человеческого мозга: оба полушария вовлечены в высшую познавательную деятельность, причем каждое из них взаимодополняющим образом специализируется на различных способах мышления и оба эти способа в высшей степени сложны.

Ввиду того, что это новое понимание работы мозга имеет важное значение для образования вообще и для обучения рисованию в частности, я вкратце расскажу о некоторых исследованиях, часто называемых “исследованиями разделенного мозга”. Большей частью эти эксперименты проводились в Калифорнийском технологическом институте Сперри и его студентами Майклом Ганзанигой, Джерри Леви, Колвином Тревартеном, Робертом Небесом и другими.

Исследования 6ыли сосредоточены на небольшой группе пациентов, перенесших комиссуротомию, или, как их еще называли, пациентов с “разделенным мозгом”. Эти люди в прошлом чрезвычайно страдали от эпилептических припадков, вовлекавших оба полушария мозга. Последним спасительным средством, примененным после того, как все другие меры оказались 6ездейственными, явилась операция, устранившая распространение припадков на оба полушария, выполненная Филлипом Фогелем и Джозефом Богепом, которые перерезали мозолистое тело и связанные с ним спайки, изолировав тем самым одно полушарие от другого. Операция принесла желаемый результат: припадки стало возможным контролировать, здоровье пациентов 6ыло восстановлено. Несмотря на радикальный характер хирургического вмешательства, внешний вид пациентов, их образ поведения и координация движений практически не пострадали, и при поверхностном обследовании их повседневное поведение представлялось не претерпевшим каких-либо существенных изменений.

Группа ученых из Калифорнийского технологического института впоследствии работала с этими пациентами и в ряде изобретательных и искусно проведенных экспериментов обнаружила, что два полушария обладают различными функциями. Эксперименты выявили новую удивительную особенность, заключавшуюся в том, что каждое полушарие воспринимает, в некотором смысле, свою собственную реальность, или, лучше сказать, воспринимает действительность каждое по-своему. Как у людей со здоровым мозгом, так и у пациентов с разделенным мозгом большую часть времени доминирует вербальная - левая - половина мозга. Тем не менее, используя замысловатые процедуры и осуществив ряд тестов, ученые из Калифорнийского технологического института нашли подтверждение того, что бессловесная правая половина мозга также самостоятельно о6рабатыва-

Главный вопрос, всплывающий на поверхность, состоит в том, что, по-видимому, существуют два режима мышления, вербальный и невербальный, представленные отдельно левым и правым полушариями соответственно, и что наша система образования, как и наука вообще, имеет тенденцию пренебрегать невербальной формой интеллекта. Получается, что современное общество подвергает дискриминации правое полушарие”.

Роджер У. Сперри

“Латеральная специализация мозговых функций

В хирургически разделенных полушариях”,

“ Данные указывают на то, что немое малое полушарие специализируется на гештальт-восприятии, будучи, прежде всего, синтезатором по отношению к входящей информации. Вербальное 6ольшое полушарие, как представляется, напротив, работает преимущественно в логическом, аналитическом режиме, подобно компьютеру. Его язык не адекватен быстрому и сложному синтезу, осуществляемому малым полушарием”.

Джерри Леви,Р. У. Сперри, 1968 г.

Постепенно на основе многочисленных научных свидетельств сформировалось представление, согласно которому оба полушария используют познавательные режимы высокого уровня, которые, хотя и являются различными, вовлекают мышление, рассуждение и сложную психическую деятельность. За десятилетия, минувшие после первого сообщения Леви и Сперри, сделанного в 1968 г., ученые нашли множество доказательств, подтверждающих эту точку зрения, и не только на примере пациентов с мозговыми травмами, но также и при обследовании людей с нормальным, неповрежденным мозгом.

Ет информацию, переживает и эмоционально реагирует на нее. Если мозолистое тело не повреждено, связь между полушариями сочетает или согласовывает оба вида во приятия, тем самым сохраняя у человека ощущение того, что он является одним человеком, единым существом.

Помимо изучения внутренних психических переживаний, хирургически разделенных на левую и правую части ученые исследовали те различные режимы, в которых два полушария обрабатывают информацию. Накопленные данные свидетельствуют о том, что режим левого полушария является вербальным и аналитическим, в то время как режим правого - невербальный и комплексный. Новые свидетельства, найденные Джерри Леви в ее докторской диссертации, показывают, что способ обработки, используемый правым полушарием мозга, является 6ыстрым, комплексным, целостным, пространственным, основывается на восприятии и что он вполне сопоставим по сложности с вербально-аналитическим режимом левого полушария Кроме того, Леви обнаружила указания на то, что два режима обработки имеют тенденцию мешать друг другу, не позволяя достичь максимальной производительности, выдвинула предположение, что это может служить объяснением эволюционного развития асимметрии в человеческом мозге - как средства разведения двух различных способов обработки информации по двум различным полушариям.

Несколько примеров тестов, специально разработанных для пациентов с разделенным мозгом, могут проиллюстрировать феномен восприятия каждым полушарием отдельной реальности и использование особых режимов обработки информации. В одном эксперименте на экран высвечивались на одно мгновение две различные картины, причем глаза пациента с разделенным мозгом были зафиксированы на средней точке так, что увидеть одним глазом оба изображения было невозможно. Полушария при этом воспринимали разные картины. Изображение ложки, располагавшееся на левой стороне экрана, поступало в правую половину мозга, а изображение ножа в правой стороне экрана - в вербальную левую половину мозга. Когда пациента спрашивали, он давал разные ответы. Если его просили назватъ, что было высвечено на экране, уверенно выражающее свои мысли левое полушарие принуждало пациента сказать “нож”. Затем пациента просили протянуть за занавеску левую руку (правое полушарие) и выбрать то, что было высвечено на экране. Тогда пациент из группы предметов, среди которых были ложка и нож, выбирал ложку. Если экспериментатор просил, чтобы пациент назвал то, что он держит в своей руке позади занавески, пациент на мгновение терялся, а затем отвечал “нож”.

Мы теперь знаем, что два полушария могут работать друг с другом по-разному. Иногда они кооперируются, причем каждая часть вносит в общее дело свои особые способности и занимается той частью задачи, которая наиболее подходит для ее режима обработки информации. В других случаях полушария могут работать отдельно - одна половина мозга “включена”, а другая более или менее “выключена”. Кроме того, полушария, кажется, могут также конфликтовать между собой - одна половина пытается делать то, что другая половина считает своей вотчиной. В придачу ко всему, вполне возможно, что каждое полушарие умеет скрывать знания от другого полушария. Может оказаться, что, как гласит пословица, правая рука в самом деле не ведает, что делает левая.

Правое полушарие, зная, что ответ ошибочный, но не имея достаточно слов, чтобы поправить четко выражающее свои мысли левое полушарие, продолжало диалог, заставляя пациента молчаливо трясти головой. И тут же вербальное левое полушарие вопрошало вслух: “Почему это я трясу своей головой?”

В другом эксперименте, который показал, что правое полушарие проявляет себя лучше при решении пространственных задач, пациенту мужского пола дали несколько деревянных форм, чтобы он разместил их в соответствии с определенной схемой. Его попытки сделать это правой рукой (левое полушарие) неизменно терпели неудачу. Правое полушарие пыталось помочь. Правая рука отталкивала левую, так что человеку пришлось сесть на свою левую руку, чтобы держать ее подальше от головоломки. Когда же ученые предложили ему использовать обе руки, уже пространственно “умной” левой руке пришлось отталкивать пространственно “тупую” правую руку, чтобы она не вмешивалась.

Благодаря этим необыкновенным открытиям, полученным за последние пятнадцать лет, мы теперь знаем, что, несмотря на наше обычное ощущение единства и цельности личности - единого существа, - наш мозг раздвоен, причем каждая половина обладает своим собственным способом познания, своим особым восприятием окружающей действительности. Образно говоря, каждый из нас имеет два разума, два сознания, которые сообщаются и сотрудничают через посредство соединительного “кабеля” из нервных волокон, протянувшегося между полушариями.

Экология жизни: Творческое мышление можно натренировать, как мышцы в спортзале. Попробуйте - и вы удивитесь, насколько креативным может быть ваш мозг...

Нейробиолог Эстанислао Бахрах в книге «Гибкий ум» рассказывает, откуда берутся идеи и как научить мозг думать творчески

Долгое время считалось, что творческие способности - это дар, а озарения возникают как по волшебству. Но последние исследования в области нейробиологии показали: мы все можем стать креативными . Достаточно направить мозг в нужное русло и немного поупражняться.

Творческий подход нужен не только художникам, поэтам и музыкантам. Он работает в любой области: помогает решать проблемы, сглаживать конфликты, впечатлять коллег и наслаждаться более полной жизнью.

Нейронные фонари

Представим на мгновение: мы на верхнем этаже небоскреба, перед нами раскинулся ночной город. Кое-где в окнах горит свет. По улицам снуют машины, освещая путь фарами, вдоль дорог мерцают фонари. Наш мозг похож на город в темноте, в котором всегда освещены отдельные проспекты, улицы и дома. «Фонари» - это нейронные связи. Некоторые «улицы» (нервные проводящие пути) освещены на всём протяжении. Это известные нам данные и проверенные способы решения проблем.

Творчество же живёт там, где темно - на непроторенных путях, где путника поджидают необычные идеи и решения. Если нам нужны неизбитые формы или идеи, если мы жаждем вдохновения или откровения, придётся приложить усилия и зажечь новые «фонари». Другими словами, образовать новые нейронные микросети.

Как рождаются идеи

Творчество питается идеями, а идеи рождаются в мозге.

Представьте, что в мозге множество ящиков. Каждый случай из жизни хранится в одном из них. Иногда ящики начинают открываться и закрываться в хаотичном порядке, и воспоминания соединяются случайным образом. Чем более мы расслаблены, тем чаще они открываются и закрываются и тем больше воспоминаний перемешивается. Когда это происходит, у нас появляется больше идей, чем в другое время. Для каждого это индивидуально: для кого-то - в дýше, для других - во время пробежки, занятий спортом, за рулём автомобиля, в метро или автобусе, во время игр или раскачивания дочки на качелях в парке. Это моменты ясности разума.

Когда мозг расслаблен, у нас появляется больше мыслей. Они могут быть обычными, знакомыми или казаться неважными, но иногда в их ряды просачиваются идеи, которые мы называем творческими. Чем больше идей, тем больше шансов, что одна из них будет нестандартной.

Иначе говоря, идеи - это случайная комбинация понятий, переживаний, примеров, мыслей и историй, которые разложены по ящикам умной памяти . Мы не придумываем ничего нового. Новизна в том, как мы комбинируем известное. Внезапно эти комбинации понятий сталкиваются, и мы «видим» идею. Нас осенило. Чем выше уровень ясности ума, тем больше возможностей для открытий. Чем меньше постороннего шума в голове, чем спокойнее мы становимся, наслаждаясь любимым делом, тем больше озарений появляется.

Сила окружения

Инновационные компании понимают, как важно создать творческую атмосферу. Они размещают своих сотрудников в светлых, просторных, приятных помещениях.

В спокойной обстановке, когда не требуется гасить пожар повседневности, люди становятся более изобретательными. В сборной Аргентины Лионель Месси - тот же человек с тем же мозгом, что и в «Барселоне». Но в «Барселоне» он более производителен: за матч может провести 10–15 атак, из которых две-три завершаются голом. В то же время в сборной ему удаётся провести две-три атаки за игру, следовательно, меньше шансов, что они будут нестандартными и приведут к голу. То, как он использует свои навыки и творческий потенциал, очень сильно зависит от обстановки, атмосферы на тренировках, команды и самочувствия.

Творчество - это не какая-то волшебная лампочка, которую можно включить в любом месте, оно тесно связано с окружающей средой. Для него необходима стимулирующая обстановка.

Тупики и озарения

Творческий блок известен в нейронауке как тупик. Это ситуация, когда разум работает на сознательном уровне (движется по освещенному проспекту и не может свернуть). Это связь, которую вы хотите провести, но не можете: это происходит, когда вы пытаетесь вспомнить имя старого приятеля, придумать имя новорожденному ребёнку или просто не знаете, что написать о проекте.

Мы все иногда наталкиваемся на эти блоки. Когда нужно проявить творческие способности, очень важно преодолеть или избежать их.

Чтобы преодолеть блок и позволить прийти вдохновению, нужно заглушить активность префронтальной коры головного мозга, отвечающей за осознанные мысли.

Оказавшись в тупике, сделайте обратное тому, что подсказывает интуиция, - не пытайтесь усиливать концентрацию на проблеме в течение долгого времени. Надо заняться чем-то совсем другим, интересным, развлекательным. Это лучший способ вызвать вдохновение. Когда вы отдыхаете от проблемы, активные и осознанные формы мышления затихают, и вы даёте слово подсознанию. Дальние ящики начинают открываться и закрываться, выплёскивая идеи, а эти идеи соединяются в новые понятия в переднем отделе правой височной доли.

Игра в ассоциации

Творчество в любой области - искусстве, науке, технологиях и даже повседневной жизни - предполагает способность разума смешивать очень разные понятия и темы.

Когда перед вами встает проблема, постарайтесь рассмотреть её с разных сторон. Как бы взглянул на нее пятилетний малыш? Что подумала бы первобытная женщина? Что сказал бы ваш прадедушка? Как вы решили бы её, находясь в Африке?

Зажигать новые фонари и смешивать идеи помогают различные техники ассоциативного мышления . Например, нам надо улучшить систему банковских вкладов. В чём суть вклада? Допустим, это «безопасное сбережение денег на будущее». Что связано с хранением? Белки прячут еду на зиму, парковщики следят за машинами гостей ресторана, в портовых контейнерах хранится товар, в ангарах стоят самолеты...

Попробуем связать эти явления в поисках новых идей для улучшения системы банковских вкладов. Например, зимой (по ассоциации с белкой) банк может выплачивать бóльшие проценты, чтобы побудить людей в холодное время года чаще делать вклады.

Мозгу свойственна нейропластичность - способность менять собственную нейронную структуру. Чем больше творческих задач вы решаете, тем больше образуется новых связей, тем шире картина межнейронных взаимодействий (больше освещенных улиц, по которым вы можете ходить).

Так что творческое мышление можно натренировать, как мышцы в спортзале . Попробуйте - и вы удивитесь, насколько креативным может быть ваш мозг. опубликовано

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet