Год основания Рима – сколько лет городу на самом деле? Почему Рим называют Вечным городом? История Рима

До н.э. , однако новое исследование указывает на то, что Рим гораздо старше. Археологи утверждают, что они обнаружили свидетельства того, что в столице Италии существовала некая инфраструктура, которая была распространена еще как минимум 100 лет до основания Рима.

Сколько лет прошло от основания Рима?

Патриция Фортини (Patrizia Fortini), ведущий археолог при раскопках (Foro Romanum), заявляет, что технология, по которой были построены стены древних сооружений в Вечном городе, пользовалась наибольшей популярностью в те времена, когда о строительстве Рима и не шла речь. Обнаруженная археологами стена была возведена с использованием вулканического туфа, который позволял подземным водам под свободно стекать в реку Спино, приток Тибра. Недалеко от постройки археологи нашли осколки керамической посуды и остатки пищи.

«Нам было необходимо провести тщательное исследование керамического материала, что позволило нам приблизительно определить дату постройки стены. Мы предполагаем, что она была возведена между 9-ым и началом 8-го века до нашей эры,» — говорит Фортини. Ученым уже известно, что Рим заселялся постепенно и что дата его основания, 21 апреля 753 года, возникла из обнаруженных писаний некоего автора. Последние находки и открытия свидетельствуют о том, что первые поселенцы пришли в Рим около 10 века до н.э. – это значит, что городу уже минимум 3000 лет!

«Черный камень», квадратная поверхность из черного мрамора, расположенная на Римском Форуме, находится недалеко от (Arco di Settimio Severo), известном монументе, построенном в самом центре форума еще в 203 году н.э.

Многие историки полагают, что именно под этим камнем похоронен один из основателей города – Ромул.

Археологи вели здесь раскопки начиная с 2009 года, используя при этом некоторые сохранившиеся фотографии, изображения и другие материалы, доставшиеся им от ученых, которые ранее исследовали это место. Так, изначально здесь работали археологи под руководством Джакомо Бони (Giacomo Boni), который возглавлял раскопки Форума начиная с 1899 года и вплоть до самой его смерти в 1925-ом.

Согласно фотографиям, снятым на этом месте, Фортини и ее команда создали 3D модель Форума, а также использовали лазерные сканеры и высококачественные снимки для того, чтобы обнаружить ту самую стену, которую археолог назвала «первой постройкой» в городе.

Римский Форум изначально был самой главной площадью империи и Рима, в древности там располагался обычный рынок. Сегодня, это одна из самых популярных Вечного города, которую ежедневно посещают туристы. Перспектива обходить все руины под палящим итальянским солнцем не пугает гостей города, которые стремятся сюда сфотографироваться на фоне древних построек, где еще «слышен гул» голосов древних римлян.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ


В основании города Рима лежит убийство. В 753 г. до н. э. Ромул и Рем, стоявшие во главе небольшой группы беглецов и отщепенцев, возвели оборонительные укрепления вокруг деревушки, которой суждено было стать столицей империи, простиравшейся от Шотландии до Сахары и даже далее. Но радость первопоселенцев вскоре была омрачена трагедией. Близнецы повздорили, и Ромул убил своего брата.

Вскоре ему пришлось решать и другие вопросы. У Ромула была лишь горстка преданных людей. Кто же составит население задуманного им города? Ответ оказался прост: все желающие. Ромул провозгласил свой город «убежищем», готовым приютить любых изгнанников и скитальцев, беглых рабов и преступников, готовых поселитьсй в нем. Рим возник как город, населенный исключительно нуждавшимися в убежище - в древнем понимании этого термина (который, впрочем, не сильно отличается от современного). Итак, с мужчинами выход был найден. Но откуда взялись женщины, без которых в новообразованном государстве не было бы ни жен, ни матерей? Здесь Ромул прибег к хитрости. Он пригласил некоторые соседние племена на языческий праздник и во время него дал сигнал своим людям схватить и увести женщин, находившихся среди гостей. Это событие, получившее название «похищение сабинянок», для многих писателей и художников последующих эпох стало образом, в котором соединились насилие, похоть и циничный политический прагматизм.

Сабиняне пошли войной на новый город. Во время битвы новые жены римлян выбежали в середину битвы, чтобы примирить враждующих и показать, что они готовы остаться у римлян. Некоторые сабиняне после этого присоединились к Риму.

Неизвестно, насколько правдивы все эти истории. Первый раз подсчитать дату основания Рима пытались древнеримские историки примерно через 500 лет спустя. Их подсчеты почти не отличаются от современных.

Архаический период в истории древнего Рима

Истории Рима во многом определили его древнейшие традиции. Считается, что Ромул создал Сенат, избрав себе в советники 100 городских старейшин, или патрициев. Затем Сенат захватил остальные шесть холмов: Капитолий, Целий, Авентин, Эсквилин, Виминал, Квиринал и жителей, живущих там, сделав их плебеями. Вот почему Рим называют "Город на семи холмах". Тогда же он представлял лишь поселение, с оградой из частоколов.

Первые цари Рима

  1. Ромул. Основатель Рима, создал Сенат
  2. Нума Помпий. Учредил ряд религиозных культов, приставил к ним жрецов, а также дал римлянам календарь.
  3. Тулл Гостилий. Создал курию – зал для заседаний Сената. Обладал воинственным характером. Уничтожил город Альба–Лонгу. Увеличил население Рима в два раза.
  4. Анк Марций. Перебросил через Тибр первый деревянный мост.
  5. Тарквиний I Древний. Первый из трех этруских царей Рима, при котором город начал процветать. Были построены храмы Юпитера, Юноны и Минервы(Зевса, Геры и Афины соответственно) – трех божественных покровителей города. Правил Тарквиний I в течении 35 лет.
  6. Сервий Туллий. Организовал большое войско. Возвел Сервиеву стену.
  7. Тарквиний Второй Гордый. Последний из Римских царей. Был свергнут в 509 г. из-за непочитания Сената. После него в Риме воцарилась республика

Реформа Сервия Туллия

Провел первую военную реформу, разрешив участвовать в битвах не только тем, кто мог купить лучшие доспехи, но и тем кто мог купить легкое воорушение. В результате произошло не только численное пополнение армии, но и расширился ассортимент войска римлян, что позволило им создать новый военный строй.

Перед войнами мужчины города собирались на Капитолийском холме (позднее – Марсово поле) для разбора в свою манипулу. Старые и опытные воины, как правило мужчины 47–60 лет становились триариями. Жители победней становились принципиями, воинами со средней броней и хорошим вооружением. Воины с худшей броней и средним вооружением назывались гастаты, и как правило, служили для изматывания противника. Воины без брони и с самым плохим вооружением назывались велиты, они сражались как правило отдельно от шахматного порядка. Так сформировался военный строй, служивший до 100 г. до н.э., когда полководец Марий провел реорганизацию армии.

Влияние этрусков

Долгое время Римом правили этруски, достигшие более высокого развития, чем латины. Под их влиянием Рим стал крупным городом, занимающем господствующее положение в долине Тибра. Но постепенно этруски перестали влиять на латинов. Наконец последний этруский царь был изгнан из Рима сенаторами. По традиции считается, что это случилось в 510 – 509 г. до н.э. и Рим стал независимой республикой, но римляне многое унаследовали от своих прежних этруских правителей.

О происхождении этрусков нам известно немногое. Возможно они пришли в Италию из Малой Азии, а затем обосновались в той области Италии, которая называется Этрутией. Их цивилизация, основанная на создании хорошо спланированных и укрепленных городов, в которых правили цари, достигла своего расцвета в период между 800 и 400 гг. до н.э. Этруски пользовались греческим алфавитом; они были умелыми ремесленниками и владели искусством обработки бронзы, железа и драгоценных металлов. Они торговали с Грецией и Ближним Востоком и обладали огромным могуществом и влиянием. В период расцвета своей цивилизации этруски контролировали земли от реки По до Неаполя.

Республика

Республика (лат. respublica, букв. – общественное дело), форма правления, при которой глава государства (консул, диктатор) избирается населением или специальной избирательной коллегией (сенатом). Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (сенату).

Куда исчезли этруски?

Кто из нас не слышал об этрусках? Таинственный народ, уже без малого три тысячелетия приковывающий пристальное внимание как исследователей, так и просто любопытных… Этруски, туски или тиррены, как называли их греки… Минули уже две тысячи лет с момента их исчезновения с исторической арены, но эта загадочная цивилизация продолжает будоражить умы людей. К сожалению, античная письменная традиция сохранила крайне мало сведений об этрусках, и даже то, что осталось, было старательно обработано в римское время официальными писателями и историками. Никаких фрагментов этрусской литературы не осталось, что даёт основание некоторым исследователям вообще сомневаться в её наличии. Специальные сочинения об этрусках, написанные в античное время, например, Веррием Флакком или императором Клавдием, были утрачены после падения Римской империи. И только археологические раскопки в XIX-XX веках позволили заглянуть в историю этого народа. Несмотря на то что об этрусках теперь изданы сотни книг и о них известно несравненно больше, чем о любом другом италийском народе дорийского времени, тайн и загадок остаётся предостаточно. Собственно территория этрусского государства, точнее, объединения государств, – это Центральная Италия: Тоскана, Умбрия, Лаций, а в период наибольшего этрусского могущества их влияние распространялось вплоть до Кампании на юге и Паданы на севере.

Предшественники римлян

Всплеск интереса к культуре и искусству загадочного народа пришёлся на XVIII–XIX века. В это время появились – пусть и несколько наивные по современным меркам – научные работы об этрусках. Начали создаваться коллекции этрусских древностей, которые впоследствии, после смерти их владельцев, разошлись по музеям всего мира, включая Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный Исторический музей. В Италии открылись первые специализированные музеи (вилла Джулия в Риме), археологические музеи в Болонье и Флоренции. В 1853 году граф Гоццадини провёл раскопки в районе Вилланова, неподалёку от Болоньи, и обнаружил гробницы с разнообразной погребальной утварью. То, что сегодня называют “культурой этрусков”, – это результат слияния раннеита–лийской культуры Вилланова, восточной (финикийской) и греческой культур.

До сих пор точно никому не известно, откуда взялись этруски в Северной Италии. И в древности между современниками этрусков об этом не существовало единого мнения. Так Геродот писал: «При царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод (от недорода хлеба). Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал всё более и более усиливаться, oни стали искать избавления, придумывая разные средства… Царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться, а кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и новой родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и построили там города, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя Тирсена, который вывел их за море, тирсенами. Лидийцы же на родине были порабощены персами. Если большинство древних авторов безоговорочно приняли и даже развивали эту версию, то Дионисий Галикарнасский настаивал на местном происхождении этрусков. Он писал: Я не думаю, чтобы тирренцы были выходцами из Лидии. Язык у них и у лидийцев разный: Они поклоняются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы… Таким образом, как мне кажется, правы те, кто утверждает, что этруски – народ коренной, а не пришедший из(за моря; по моему мнению, это вытекает из того факта, что они очень древний народ, который ни своим языком, ни обычаями не похож ни на какие народы. До сих пор учёные не могут прийти к единому мнению о восточном или коренном происхождении этрусков: каждая из гипотез основывается на значительном материале и имеет немало авторитетных сторонников. В ход идут не только привычные археологические методы, но и данные молекулярной биологии. Не вызывает сомнений только одно – многообразие исторических корней этрусков как народа, возможно сложившегося в результате взаимовлияния нескольких этнических групп. Где была их историческая прародина, какими путями проходили они на Апеннинский полуостров, как складывался этот загадочный, ни на кого не похожий народ? Были ли они осколком средиземноморских племён, уцелевших в битвах и пожарах индоевропейского нашествия II тысячелетия до н. э.? На эту тему было и ещё будет написано множество книг, но вряд ли кто–нибудь даст однозначный ответ. У древнейших этрусков жизнь протекала в небольших поселениях, где они занимались кузнечным делом и землепашеством. На плодородной почве всходили богатые хлеба. Постепенно выделились городские центры, вокруг которых возникали земледельческие поселения. В IX веке до н. э. быстро складывалась система политически автономных административных единиц, приблизительно соответствовавших греческому полису. Подобные города сохранились по всей Этрурии и в дальнейшем. На рубеже IX-VIII веков до н. э. греческий мир пришёл в движение. Острая нехватка земли и освоение новых торговых путей вынудили греков вверить свою судьбу кораблям и отправиться за море в поисках счастья. Одним из направлений Великой греческой колонизации стала территория Италии, или Великой Греции, как её тогда называли. В первой половине VIII века до н. э. выходцами из Эвбеи была основана колония Питекусы, а халкидцами – Кумы. В то же время возникли финикийские поселения на Сардинии и на западе Сицилии. К VI веку до н. э. территория Италии была покрыта сетью греческих торговых факторий и городов. Греки и финикийцы стремились получить доступ в первую очередь к металлам Этрурии. Туда хлынул не только поток товаров из наиболее высокоразвитых районов тогдашнего мира, но и ремесленников и торговцев, привлечённых возможностью быстрого обогащения. Всё это, несомненно, развивало экономику этрусских земель. Этруски овладели новыми техническими приёмами (например, изготовление предметов роскоши из золота и слоновой кости), узнали новые культурные растения, научились выращивать виноград и оливы. Греки принесли на территорию Италии передовую культуру, а также алфавит, который с добавлением отдельных финикийских знаков был положен в основу этрусского. Письменность этрусков к настоящему времени дешифрована, но, кроме пышных титулатур и имён правителей, пока не удалось извлечь практически никакой другой информации. По образному выражению датского археолога Аннет Ратье, этрусские надписи напоминают телефонный справочник, скучный и малоинформативный в своей монотонности. Этрусский язык не принадлежал к индоевропейской группе, более того, ему до сих пор не найдено соответствия ни в одном из известных в настоящее время древних языков. Тысячи надписей этрусков можно прочитать и произнести, но невозможно понять, о чём они… Крупнейшие города Этрурии – Тарквинии, Вульчи, Цере – располагались в морской части и имели мощные порты. На побережье, неподалёку от богатого металлами острова Эльба, были основаны города Популония и Ветулония. Во внутренней Этрурии крупнейшими центрами стали Вольсиния, Перузия и Арретий. Города окружались мощными крепостными стенами с воротами и башнями. Их соединяли дороги, позднее расширенные римлянами. Дома в основном были небольшими, выстроенными на фундаменте из вулканического туфа, с сырцовыми или тростниковыми стенами. Первоначально в большинстве городов застройка кварталов велась хаотически, без строгого плана. Впоследствии в них появилась регулярность, в центре возводились общественные здания и храмы. Этруски внесли свой вклад в общемировую архитектуру, в частности придумали атриум - внутренний открытый дворик в центре дома, который потом станет важнейшим элементом греко-римского домостроительства, прообразом испанского и латиноамериканского патио. Римляне ссылались на своих предшественников и в деле создания канализации, а также регулярной планировки городов. По-прежнему основой хозяйства оставалось земледелие. Грек Посидоний свидетельствовал, что этруски “старательно обрабатывают её (землю) и собирают богатый урожай сельскохозяйственной продукции, не только обеспечивающей их существование, но и выступающей источником чрезмерного богатства и роскоши”. Помимо зерновых культур Этрурия славилась винами, садами и огородами. Ведь этруски сооружали грандиозные водоотводные каналы и другие подземные дренажные конструкции. Земля, прежде бывшая страной болот и рассадником малярии, благодаря их трудолюбию превратилась в цветущий сад. Уже при римлянах вся система мелиорации была заброшена, а земли Тосканы вновь стали заболоченной пустыней… Римский историк Тит Ливии оставил сведения о специализации городов Этрурии. Собираясь в поход на Карфаген, Сципион Африканский Младший обратился за помощью к союзникам. “Первыми пообещали по своим возможностям помочь консулу города Этрурии: Цере – дать хлеб и всякое продовольствие для моряков: Популония – железо: Тарквинии – холст на паруса: Волатерры – корабельный лес и хлеб: Арретий – три тысячи щитов и столько же шлемов, копий, галльских дротиков, длинных копий (:всего пятьдесят тысяч предметов, каждого вида оружия поровну), а также поставить топоры, заступы, косы, корзины, ручные мельницы, сколько этого нужно для сорока военных судов; сто двадцать тысяч модиев пшеницы и дорожных денег десятникам и гребцам. Перузия, Клузий и Рузеллы пообещали корабельный сосновый лес и много хлеба. Сосны брали из общественных лесов”. Список указывает, какие области Этрурии занимались земледелием, какие славились своей металлургией или ремесленными изделиями. В Тоскане до сих пор в некоторых местах сохранились огромные терриконы шлаков из этрусских горнов. В 20–х годах XX века их использовали вторично для добычи оставшегося там металла, что, с одной стороны, говорит о гигантских масштабах этрусского производства, а с другой – о низком уровне технологии извлечения металла из руды. Стремительное развитие этрусской экономики во многом объясняется наличием колоссальных запасов металлов и искусством тех, кто его добывал и старательно обрабатывал. Среди этрусских ремесленников больших высот достигли и гончары. Они не создали шедевров, подобных древнегреческой чёрнофигурной керамики, но изготовленные ими вазы буккеро, имитирующие металлическую посуду, до сих пор удивляют чёткостью линий и изощрённостью гравировки. Их производство началось в Цере на рубеже первой-второй четверти VII века до н. э. Спрос на греческую керамику среди этрусского населения был столь велик, что археологами в гробницах Этрурии аттических расписных ваз найдено едва ли не больше, чем в самой Греции. В XVIII веке это даже ввело в заблуждение первых антикваров–этрускологов, решивших, что расписные чёрнофигурные и краснофигурные вазы – изделия местных ремесленников. Под греческим влиянием наладилось производство керамики. Так, Вульчи стал центром производства этрусско–коринфских ваз, очень популярных далеко за пределами Этрурии. Грозной силой служил флот этрусков, охранявший морские рубежи и торговые караваны, со всего Средиземноморья стекавшиеся в этрусские порты. Этот флот наряду с карфагенским хозяйничал в Западном Средиземноморье и наносил ощутимые удары грекам. Так, в 535 году до н. э. греки были изгнаны с Корсики после поражения в морской битве при Алалии с объединёнными силами этрусско-карфагенского флота. Знамениты были и тирренские пираты. В одном из гомеровских гимнов сохранилась легенда о том, как пираты, “мужи тирренские”, некогда захватили в плен самого бога Диониса, разумеется не подозревая о том, какой грозный пленник им достался и на что обрекает их собственная жестокость и жадность:

Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленьи глядели. Вмиг протянулись, за самый высокий цеплялся парус, Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли… Внезапно во льва превратился их пленник…

Лев–Дионис растерзал капитана судна, а всех пиратов превратил в дельфинов. Впрочем, для той эпохи пиратство было обычным явлением, и границы между ним и торговлей весьма условны. Подобное же греческое негативное восприятие этрусского флота может выглядеть как попытка очернить одного из основных соперников на морских просторах. Морское могущество этрусков окончилось в 474 году до н. э. после проигранного сражения под Кумами. Победитель битвы – сиракузский тиран Гиерон перекрыл морские пути в этрусские города Кампании, обрекая последние на поражение в борьбе с местными племенами самнитов. Этрурия никогда не была единым государством. Существовала федерация двенадцати городов, каждый из которых проводил свою собственную политику. Объединяло этрусков только религиозное учение. Раз в год в Вольсинии в святилище Вольтумны сходилось народное собрание федерации, на котором решались основные вопросы межгосударственных отношений и выбирался глава всего этрусского союза. Впрочем, должность эта была скорее номинальной и сводилась лишь к определённому набору культовых действий и церемоний. Каждый город в период восточных влияний управлялся царём (пожизненным, но не наследственным владыкой), позднее – правителем наподобие греческих тиранов. В последние годы Этрурии власть принадлежала магистратам, избираемым из представителей наиболее знатных родов. В этрусских надписях сохранилось множество упоминаний различных должностей, роль которых в государственной иерархии пока не установлена. Федеративные связи между городами были слабыми, интересы отдельного города всегда превалировали над общими, что в конечном счёте и погубило страну. Из записок Тита Ливия известно, что первые три царя, правившие Римом, принадлежали к этрусской династии. Это было знаковым событием, на многие века определившим отношения между Этрурией и Римом, тогда ещё маленьким городком, не мечтавшим о мировом господстве и славе. Согласно этрусским преданиям, вступлению на престол основателя династии Тарквиния предшествовало знамение. «Доезжают они волею случая до Яникула, а там орёл плавно, на распростёртых крыльях спускается к Лукумону [на самом деле это не имя собственное, а по-этрусски - „правитель", „господин"], восседающему с женою на колеснице, и уносит его шапку, чтобы, покружив с громким клёкотом, вновь возложить её на голову, будто исполняя поручение божества... Въехали они в город и, обзаведясь там домом, назвались именем Луция Тарквиния Древнего». Позднее народ «с великим единодушием избрал его на царство». Поразительно, но шестьсот лет спустя орёл также возвестил о воцарении в Риме Октавиана Августа. Согласно сообщению Светония, “…когда он (Октавиан) завтракал в роще на четвёртой миле по кампанской дороге, орёл неожиданно выхватил у него из рук хлеб, взлетел в вышину и вдруг, плавно снизившись, снова отдал ему хлеб”. Не вызывает сомнений, что подобное совпадение знамений было не случайным и обеспечивало легитимность власти Октавиана.

Представители этрусской династии: Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, правившие, согласно Титу Ливию, сорок четыре года, превратили Рим, до того напоминавший скорее группу деревень, в настоящий город, обнесённый мощной оборонительной стеной. При них началось покорение этрусками земель в Лации и Кампании. Именно к этому времени восходит появление символов царской власти, которые будут впоследствии увековечены римлянами, в частности: ликторы, сопровождающие царя–полководца и несущие на плечах фасции (розги и топорик) или трон (курульное кресло). Свержение этрусской династии в Риме, описанное Титом Ливией как месть за поруганную честь римской матроны Лукреции, было, по всей видимости, результатом победы над этрусками объединения городов Лация. Тем не менее имена первых римских консулов свидетельствуют о сохранявшемся влиянии этрусков на политику молодой Римской республики. Начиная с середины VIII века до н. э. в Этрурии наряду с рядовыми погребениями появились роскошные гробницы, заполненные драгоценными приношениями, среди которых преобладали дорогие заморские предметы. Аристократия того времени богатела не только за счёт землевладений, но и благодаря контролю над торговыми путями, а также разработке рудников и развитию металлургии. Всё этрусское общество разделилось надвое: с одной стороны имущественной пропасти были властители городов с многочисленной челядью, а с другой – всё остальное население, своим трудом содержавшее первых. Этрусская культура, какой она видится сейчас, – это культура именно элиты, аристократии, а отнюдь не простых земледельцев. Поэтому Этрурия часто кажется своеобразным элитарным жреческо–аристократическим обществом. Сама картина божественного устройства мира и правила поведения людей были доведены богами до этрусков устами демона Тагеса, который появился из земли во время пахоты неподалёку от Тарквинии. Пропев лукумонам волю богов, Тагес исчез. Интересно, что пахарь Тархон провёл своим плугом борозду несколько глубже положенного, а в словах Тагеса было очень много сказано о природных богатствах и бережном их использовании. Большинство этрусских богов отождествляются с греческими, а позднее – с римскими божествами. Так, во главе пантеона стояли Тиния (Зевс, Юпитер), его жена – Уни (Гера, Юнона), дочь Менрва (Афина, Минерва). Прочие божества тоже были заимствованы у греков. Широкой популярностью под именем Херкле пользовался герой Геракл, который, по некоторым поверьям, был сыном Уни (на медных зеркалах есть изображения, как она кормит его грудью). Подвиги Херкле – распространённый сюжет памятников искусства Этрурии. Привычен был и образ Медузы в виде женской головы с извивающимися вокруг змеями. Римский философ Сенека писал: “В отличие от этрусков… мы думаем, что молния образуется в результате столкновения туч, в то время как они утверждают, что тучи сталкиваются для того, чтобы из них появилась молния. Таким образом, приписывая всему божественное начало, они уверены, что явления имеют смысл не потому, что они случаются, а случаются они потому, что являются носителями смысла”. Этруски верили в существование у человека души, местом нахождения которой служила… печень. О судьбе души человека после завершения земной жизни рассказывается в росписях на стенах погребальных сооружений. Культы отправлялись в храмах, которые почти не сохранились. Тем не менее благодаря описаниям римского архитектора Витрувия известно, что они имели почти квадратную форму, ориентировались по сторонам света и состояли из нескольких помещений (целл), где располагались статуи богов. Храм был окружён портиком с двумя или тремя рядами колонн. При раскопках многих святилищ этрусков были обнаружены различные вотивные приношения, посредством которых люди стремились задобрить богов. Это миниатюрные изображения различных частей человеческого тела, модели построек и многое другое, что чаще всего вылепляли из глины. Бронзовые зеркала служили этрускам не только в качестве бытовой вещи, но и как инструмент для связи с потусторонним миром, поэтому данному на первый взгляд заурядному предмету туалета этрусками придавалось столь большое значение. Не случайно оборотная сторона этрусских зеркал покрыта гравировками с различными изображениями. Этрурия периода расцвета предстаёт страной пиров, удовольствий и развлечений. Разумеется, подобный образ жизни был доступен лишь представителям аристократических родов. На фресках из Тарквиний изображены пирующие мужчины и женщины, которым прислуживают многочисленные слуги, их развлекают флейтисты и танцовщицы. Возмущённые греки устами Посидония осуждали “жирных тирренов”: “Два раза в день этруски садились за богато накрытый стол, уставленный всем, что связано с роскошным образом жизни: они накрывали свои ложа вышитыми покрывалами, выставляли много серебряной посуды, а прислуживало им значительное количество слуг”. Представляется, что греки и римляне не всегда обоснованно упрекали этрусков в разврате, изнеженности и роскоши. Это была своего рода характерная черта эпохи, равно распространённая повсюду: греческие симпосии, в которых участвовало множество греков–мужчин, окружённых музыкантами и гетерами, где вино лилось рекой; гастрономические излишества римлян за столом, ставшие нарицательными благодаря описанию Петрония Статора пира у Тримальхиона; императорские застолья, о которых поведал Светоний… Положение женщины в этрусском обществе было необычайно высоким. В Древней Греции (за исключением острова Крит), а потом до определённого времени и в Риме запертая на своей половине дома – гинекее – женщина была обречена лишь на домашнюю работу и уход за детьми. Ни о каких развлечениях, а уж тем более о встречах с посторонними мужчинами и речи быть не могло. У этрусков всё было совсем наоборот. Росписи гробниц Тарквиний и фигурки на крышках погребальных урн свидетельствуют, что во время пира женщина возлежала на ложе рядом с мужем. Женские погребения были не беднее мужских и хранили множество драгоценностей. Наследование в родах осуществлялось по материнской линии, а все этрусские женщины носили и имя, и фамилию. Роль женщины в сакральной сфере также была значительной. Даже Тарквиний Древний никогда не получил бы власть над Римом, если бы не его умная и связанная с богами жена. А последний царь из этрусской династии из-за женщины потерял трон... Свободное положение “слабого пола” у этрусков вызывало неудовольствие и постоянные нападки греков и римлян. Феопомп ещё в IV веке до н. э. писал: “Говорят, что женщин этруски содержат вместе; что они чрезмерно заботятся о своём теле; что они часто появляются перед мужчинами обнажёнными… Этруски воспитывают всех своих детей, даже не зная, кто их настоящий отец”. Традиционно отрицательное отношение греков к этрускам было перенято и римлянами, чей гнев, впрочем, мог быть обусловлен желанием подобной пропагандой максимально унизить своего некогда грозного противника. Так, Плавт в одной из своих комедий утверждал, что этрусские девушки зарабатывали своё приданое проституцией. Иные римские авторы, например Тит Ливии, напротив, сохранили упоминания о высокой нравственности этрусских женщин и об их общественном авторитете. Среди учёных до сих пор нет единства и по поводу этрусского искусства. Часть специалистов начисто отказывают последнему в оригинальности, называя его лишь жалким подобием греческого. Другие же, напротив, говорят о самобытности этрусского искусства и даже обычно ставят его в один ряд с великим прототипом. Истина лежит между этими двумя крайними точками зрения.

После потери былого могущества к концу V века до н. э. в этрусском обществе произошли необратимые изменения, что нашло отражение в сюжетах росписи в гробницах. Вместо картин прежних беззаботных пиров и развлечений их стены украшали изображениями страшных чудовищ из загробного мира, которые всем своим обликом напоминали о бренности бытия и неизбежности смерти. Перевозчик душ через подземную реку Стикс Харон из греческой мифологии превратился в Этрурии в страшного демона смерти Харуна, прерывавшего жизненную нить людей и увлекавшего с собой души умерших. Наступил общий экономический и политический упадок, идея о неизбежном конце Этрурии буквально витала в воздухе. После изгнания династии Тарквиниев из Рима этот город стал оплотом врагов дряхлеющей Этрурии. Галлы прошли огнём и мечом по всей Северной Италии, а около 387 года до н. э. заняли и Рим. Многие этрусские города Паданы были захвачены кельтами. Преследовавшие этрусков военные неудачи на юге Италии привели к потере богатых городов Кампании. Постоянные усобицы не позволили городам выступить единым фронтом против врагов, что в конечном итоге и привело Этрурию к гибели и полному поглощению Римом. Первый этрусский город Вейи был захвачен римлянами в 396 году до н. э., последний – Пере – в 273 году до н. э. Борьба с Римом не прекращалась ещё без малого триста лет, но силы противников были не равны. На месте этрусских городов основывались римские колонии, а сами этруски вместе со всем населением Италии к 88 году до н. э. добились права римского гражданства и были поглощены многочисленным населением Апеннинского полуострова.

Словно по мановению волшебной палочки на рубеже новой эры этруски не просто сошли с исторической арены, но буквально растворились среди населения Италии; этрусский язык забыт, письменность утрачена. Невольно на ум приходит учение этрусков о Вселенной и, в частности, о судьбе своего народа. Согласно этому учению, их народу предстояло исчезнуть через девять веков, под которыми подразумевались временные отрезки различной продолжительности. В мифологическом представлении этрусков девять веков – это путь от рождения цивилизации до её гибели. Самое поразительное в том, что данное учение довольно точно накладывается на реальную хронологию. Так, первые четыре века – время расцвета этрусской цивилизации длятся с 968 по 568 год до н. э., по сто лет каждый. Следующий же век уже протянулся 123 года и характеризуется потерей влияния Этрурии. Шестой (445-326 гг. до н. э.) и седьмой (326-207 гг. до н. э.) века сопровождались политическими и природными катастрофами. До времени окончательной гибели Этрурии остаётся немногим более двухсот лет, то есть как раз два века… Вот что пишет известный российский специалист Евгений Васильевич Мавлеев о гибели этрусской цивилизации… “скорее всего, это явление культурного, идеологического порядка. По своей структуре этрусская культура была элитарной, она охватывала самый верхний стой общества; с его исчезновением прекращалось действие и воспроизводство культуры, но жизнь не замирала. Так что люди могли лечь спать в одной нсторической эпохе, а проснуться в другой и не удивиться этому, потому что накануне их предупредили. Несмотря на экстравагантность нарисованной картины, тепер мы хорошо понимаем, что именно так могло быть в случае с этрусками. Иная говоря, они ушли в никуда, а жизнь пошла дальше, но уже без них. потому что правила игры изменились, и им в ней не было места. Миром уже правил Рим.” Римский поэт Проперций в конце I века до н. э. выразился короче;

Древние Вейи, в те дни и вы называлися царством. Гордо на форуме там трон золочёный стоял. Ныне поёт среди стен лишь унылая дудка пастушья. Зреют на ваших костях в поле широком хлеба.

Гладиаторы этрусков

Именно этрускам обязаны римляне появлению гладиаторских игр, превратившихся у них со времён империи в любимое зрелище. Кровавые представления возникли из погребальных игр и были особой формой человеческих жертвоприношений, когда у погребального костра в честь воина пленные противники должны были насмерть биться друг с другом. Традиция подобного кровопролития восходит к древним временам. Если на Троянской войне, на похоронах Патрокла Ахилл убивает двенадцать троянских юношей в память о погибшем, то теперь побеждённые должны сами искать свою смерть в поединках друг с другом. На этрусских погребальных урнах изображены сражающиеся галлы и фракийцы, впоследствии не раз вступавшие в последний бой на аренах римских амфитеатров. Настенные росписи VI века до н. э. из Тарквиний запечатлели картину травли дикими животными людей, которые потом точно также будут умирать на потеху римской публике. На стене усыпальницы Авгуров в Тарквиниях сохранилась фреска с драматической сценой: человек по имени Ферсу (вероятно, от его имени произошло слово “персона”, означающее в этрусском и латинском языках “персонаж в маске”) науськивает свою собаку на вооружённого палицей противника, на голову которого наброшен мешок, а рука и ноги опутаны верёвкой. Ужасные традиции сохранялись на протяжении веков: у римлян убитых гладиаторов убирал с арены специально переодетый раб в одежде этрусского бога мёртвых Харуна, а римский термин “ланиста” (то есть “организатор игр”), по мнению ряда исследователей, заимствован из этрусского языка, где он имел второе значение – “палач”.



2800 лет назад на одном из холмов неподалеку от бурной в те времена реки появилось небольшое поселение, основатель которого заявил, что совсем скоро здесь будет стоять Великий город. Именно так начиналась история Рима – Вечного и Могущественного. Он пережил многое – взлеты и падения, смертельные схватки, эпидемии и разграбления, смутное Средневековье, заговоры и истинное Возрождение. Сегодня мы знаем Рим как гостеприимный город, в котором царит необыкновенно теплая атмосфера. Его руины говорят о многом, обилие достопримечательностей поражает воображение, а туристы получают столько эмоций, что многие влюбляются в Вечный город сразу и навсегда.

Anna Capitolina ,

История Рима, насчитывающая почти три тысячи лет, полна интересных и легендарных событий. Похищение сабинянок – один из многих исторических эпизодов, позже превратившийся в легенду. Этот случай произошел в античном Риме, в период его основания, и в значительной степени повлиял на ход всей дальнейшей истории города.

История древнего Рима

Anna Capitolina

История Древнего Рима продолжительное время считалась вымыслом, а знали о ней лишь по свидетельствам античных писателей, которые довольно-таки много фантазировали. Но проводимые археологические раскопки, анализ и сопоставление событий говорят о том, что на самом деле из глубин веков кое-какие достоверные факты, все же, до нас дошли.

Anna Capitolina

Седьмой древнеримский царь вел завоевательные и грабительские войны, пополнявшие бюджет Рима, что помогло достроить Капитолийский храм и городскую канализацию – Большую Клоаку. Но жестокие деяния Тарквиния Гордого, а также злоупотребления и прелюбодеяния его сыновей вызывали недовольства римлян.

История Римской республики

Anna Capitolina ,

Во времена Римской республики процветали жестокие казни и всенародные увеселительные зрелища с убийствами рабов на глазах сотен зрителей, а римлян называли варварами и беспощадными инородцами, уничтожавших жителей покоренных стран. Но в определенный момент процесс грабежа даже собственного народа приобрел просто колоссальные масштабы.

История римской империи

Anna Capitolina ,

Последние изменения: Август 4, 2018Среди самых популярных и посещаемых римлянами мест были монументальные общественные здания санитарного назначения. Римские бани предназначались не только для совершения водных процедур, но и являлись главным инструментом социализации. Римляне часто посещали термы для того, чтобы пообщаться,…

Anna Capitolina

По описаниям древнеримского историка-энциклопедиста Светония, Октавиан не гнушался отношениями с посторонними дамами, даже будучи женатым на той, в которую по-настоящему влюбился. Но как уверяли его друзья, Август забавлялся с женщинами ради выведывания замыслов недоброжелателей

История Рима в эпоху Возрождения

Anna Capitolina

Первые упоминания о Фарнезе относятся примерно к 1210 году. Предки известного рода оставили свой след в Орвието, где были известны как синьоры де Фарнето (de Farneto). Родоначальники знатных Фарнезе были кавалеристами, принимали участие в войнах и восстаниях, участвовали в заседаниях как представители от Орвието, были епископами и дипломатами.

Новое время: Римская республика, Итальянское королевство, Итальянская республика

Anna Capitolina

Будущий король объединенной Италии родился 14 марта 1820 года в Турине, входящем в те времена в состав Сардинского королевства. Его отец – Карло Альберт – с 1831 по 1849 гг. занимал королевский престол Пьемонта и Сардинии. Он прославился воплощением в жизнь ряда важных государственных реформ, поддерживал искусство и науку, упразднил феодальную систему, пытался участвовать в изгнании австрийцев с территории Северной Италии. В конце своего правления

История Рима кратко выглядит примерно так. Город на Палатине основал один из легендарных близнецов – Ромул, который в результате бурной ссоры убил своего единоутробного брата Рема. Первый древнеримский царь сумел привлечь на поселение мужчин, но проблема с появлением коренных жителей стояла слишком остро, так как женщин поначалу здесь не было. Пришлось прибегнуть к хитрости, в результате которой сердца представительниц соседнего племени сабинян были завоеваны, а вскоре после этого на свет появились первые римляне и римлянки.

История Рима от основания до наших дней разделяется на несколько периодов. Почти четверть тысячелетия Древний Рим управлялся царями, каждый из которых внес свою лепту в историю города. После изгнания в 509 году до н.э. последнего, седьмого правителя, наступил республиканский период, длившийся до 27 года. А это – почти пять веков. Далее пришла эпоха императоров, среди которых были как созидатели, так и безумцы.

История Рима от основания города до наших дней насыщена различного рода событиями политической, общественной и религиозной жизни по праву сделавшими его «Вечным». Рим, разместившийся на семи холмах - один из старейших городом мира. Ни в одной стране нет такого, чтобы на территории города разместилось целое государство, да еще и являющееся центром католической жизни.

Побывать в Италии и не посетить столицу - значит не побывать в Италии. Но чтобы рассматривать достопримечательности нужно хотя бы в общих чертах знать историю этого уникального города.

Основание Рима

Традиционной датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э. Но и до этого времени на берегу реки Тибр были племенные поселения. Здесь же и выросли два брата Ромул и Рем, отцом которых был правитель местных земель. Братья решили основать колонию на берегу реки, но в ходе их деятельности начался спор, где основать город. Ромул расчертил место, указав, что здесь и будет поселение. По одной из версий историков, Ромул сказал, что каждый, кто захочет проникнуть в его город будет убит. Рем рассмеялся и перешагнул через отмеченную братом границу. Ромул посчитал это святотатством и убил Рема и уже один основал укрепленное поселение. Ромул как основатель Рима стал его первым царем.

Всего в древний период было семь царей. За время их деятельности Рим на Палатинском холме разрастался: прокладывались дороги, соединяющие его с другими поселениями, отстраивались храмы, оборудовались рынки, по холмам строились укрепительные сооружения, сохранившиеся до наших дней.

Среди строений было много святилищ и других сакральных построек, что говорит о высокой религиозности жителей городского поселения.

Правили первые цари жестоко, что в результате привело к недовольству жителей и провозглашению республиканского строя. Вместе с провозглашением республики население сразу разделилось на привилегированное сословие и плебеев. Большая часть истории Рима этого периода связана с борьбой плебеев за свои права.

Древний период обозначен деятельностью Луция Корнелия Суллы, Гнея Помпея, Цезаря и Августа. Все поселения вокруг Рима были присоединены к городу, расширяя его границы. Все соседние земли силой и по доброй воле присоединены к Римской империи, границы которой постоянно росли. Почти все Средиземноморье находилось во власти Рима.

При Августе Рим был основательно укреплен рвами и стеной, в особенности между холмами.

В период демократической республики Рим стал приобретать вид все больше похожий на город:

  • обозначилась планировка улиц;
  • шла застройка домов и торговых лавок.

Богатые люди строили большие дома, и постепенно вытесняли простой народ селиться выше на холмы. Так появились дома с несколькими небольшими квартирками. Улицы были очень узкими, так как земля использовалась по максимуму и активно застраивалась. Август вывел строительство новых зданий за крепостные стены и рвы, увеличил количество водопроводов и улучшил канализацию. Ко времени его правления относятся постройки терм (бань), театров и портиков.

Несмотря на то, что Август был военачальником, именно он считается первым императором Римской империи, хотя формально именовался первым среди сенаторов. Но фактически республиканский строй постепенно превращался в монархический.

Калигула, Клавдий продолжали расширять Рим.

При правлении императора Нерона центр Рима выгорел полностью. Правитель хотел этим воспользоваться и построить золотой дворец, но задумке не удалось воплотиться в жизнь. Началась смута. И только с приходом к власти Веспасиана Рим начал возрождаться. В это время был построен Колизей на месте запланированного Нероном золотого дома.

Следующие правители Тит, Траян продолжили обустройство города строительством площадей и терм. При Траяне империя еще больше расширила границы, подчинив себе Парфянскую державу. Но после его смерти она была вынуждена сменить наступательную тактику на оборонительную. Страна подвергалась всё более частым набегам варварских племен, а римские войска несли существенные потери.

Упрочению империи способствовало то, что с IV века главной религией стало христианство. Внешнеполитическая мощь Римской империи была потеряна, но город стал столицей христианского мира.

На время правления первого христианского императора Константина приходится строительство двух важнейших церковных построек - собора Святого Петра и базилики Святого Павла.

История города в период Средневековья и Нового времени

С IV века начался период разрушения города. Он подвергся набегам вандалов и переходил из рук в руки различных царей. Рим перестал быть столицей, она была перенесена в Константинополь. С VI по VIII века власть в городе перешла к местным епископам и папам. Вся жизнь стала вертеться вокруг базилики Святого Петра. Окончательно выделился Ватикан, как папская резиденция. Город пребывал в упадке, пока папа Стефан II не принял решение с помощью короля франков, провозгласить себя посланником Бога на землях вокруг Рима. В результате соглашения короля и папы была провозглашена Священная Римская империя. Императором стал франкский король, а Рим и близлежащие области перешли в папское ведение. Епископы развернули бурную деятельность по строительству церквей и соборов, фонтанов и причудливых площадей.

Со светской властью Папы Римского было покончено в 1798 году, когда французские войска заняли город, и была провозглашена Римская империя. Оказавшись в городе, наполненном произведениями искусства, французы массово начали вывозить всё самое ценное, что могли вывести.

От французов Рим перешел к неаполитанцам, потом вновь во власть Папы и только Наполеон покончил с его властью, провозгласив своего сына королем Рима.

Французы много что сделали для города в плане благоустройства, но Наполеон был побежден и папа Пий VII не преминул воспользоваться этим, чтобы вновь провозгласить папское государство. К республиканскому строю удалось вернуться только после революции 1848 года.

До 1870 года Рим постоянно переходил из рук Папы в руки французов и обратно. И только в вышеупомянутом году город изменил статус на столицу Итальянского королевства. Папа же стал главой католической церкви.

После этого в город были перенесены все значимые учреждения, переехал королевский двор, разработан проект новой части города ввиду большого притока жителей. В строительстве начался настоящий бум, но строили больше светских, административных зданий, чем церковных. Город застраивался с огромной скоростью. Все холмы ранее пустующие были заселены, а Тибр оказался закованным каменными зданиями. Ученые даже подняли панику, боясь, что разрушат все древние постройки.

Период правления Муссолини отмечен помпезными сооружениями, расширением бульваров.

Во время Второй мировой войны Рим хоть и подвергся оккупации фашистами, но разрушен не был в отличие от других европейских городов. В послевоенное время столица Италии превратилась в центр киноиндустрии и туризма. Сегодня - это красивейший город, сумевший сохранить многочисленные памятники искусства, которые так стремятся увидеть многочисленные туристы.

Важнейшие даты начала римской истории

753 г. до н.э. - легендарная дата основания Рима
I - Царский период (753-509 до н.э.)
II - Республиканский период (509-27 до н.э.)
III - Императорский период (начинается с Юлия Цезаря, назвавшего себя первым римским императором) длится вплоть до конца правления Ромула Августула (476).

Древнейшая история Рима — о его основании, правлении семи царей, их делах и учреждениях — во многом является легендарной. Старинные предания о первых веках Рима являются смесью достоверных событий с поэтическим вымыслом.
Прежде всего легендарным представляется рассказ о переселении в Лациум троянского героя Энея.
Без сомнения, основанием к нему послужили оживленные торговые сношения, поддерживаемые римлянами с греческими колониальными городами в Нижней Италии.
По древним сказаниям, Эней основал город Лавиниум, а сын его Асканий Юл — город Альба-Лонгу.


В этой Альба-Лонге, городе в области Лациум, около 754 года до Р.X. правили вместе два брата из рода Аскания: Нумитор и Амулий.
Но Амулий хотел царствовать один и вытеснил Нумитора. Для большей своей безопасности он убил сына Нумитора, а дочь его сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. Весталки должны были оставаться девственницами.
Но дочь Нумитора Рея Сильвия нарушила принятый на себя обет и родила от бога Марса двух детей.
Жестокосердный дядя тотчас после их рождения велел положить мальчиков в корыто и бросить их в Тибр. Мать подверглась заключению.
Но корыто зацепилось за смоковницу, и, когда поднявшаяся вода Тибра снова вошла в свои берега, дети остались на твердой земле и были вскормлены волчицей

Вскоре их нашел царский пастух Фаустул и отнес своей жене Лауренции, которая только что родила мертвого сына. Фаустул воспитал найденных детей, назвал их Ромулом и Ремом и сделал из них пастухов. Оба мальчика с ранних лет выказали физические и умственные способности. Они пасли царские стада и охотились в горах, на которых впоследствии был построен Рим. Жили они в хижинах, выстроенных ими самими из дерева и тростника. Одна из этих хижин как святыня сохранялась и поддерживалась еще во времена историка Дионисия (около 30 года до Р.X.).
Когда Ромул и Рем достигли восемнадцатилетнего возраста, одно случайное происшествие совершенно изменило их общественное положение. Однажды они поссорились из-за выгонной земли с пастухами Нумитора, который жил в Альба-Лонге, несмотря на свое смещение.
Ромул и Рем поколотили своих противников, и те решили отомстить им. Во время одного праздника они подкараулили братьев, схватили Рема и привели его к царю. Амулий отослал Рема к Нумитору, чтобы тот наказал его по своему усмотрению. По решительным манерам и смелому обращению Нумитор понял, что этот пастух высокого происхождения. Сходство лица навело его на верный след, и он догадался, что Рем его внук.
Между тем Фаустул открыл Ромулу тайну его истинного рождения, и, когда Ромул пришел за братом к Нумитору, то настоящее положение вещей окончательно разъяснилось. Братья приняли решение отомстить за несправедливость, совершенную по отношению к их деду и к ним самим. Они возбудили волнения среди населения и, подкрепленные толпой недовольных, напали на царя, убили его и посадили на престол своего деда Нумитора.
В благодарность за эту услугу им было позволено основать поселение на том самом месте, где они были брошены и спасены. К ним присоединились их сторонники, окрестные пастухи. Но вскоре между братьями возник спор, кому должна принадлежать честь называться основателем города. Вынести решение они предоставили богам. Для этого Ромул и Рем сели каждый на определенном месте и стали выжидать благоприятного для себя знамения.
Рему первому явилось счастливое знамение в виде шести пролетевших мимо него коршунов, но затем мимо Ромула пролетело их двенадцать. Так как решение богов являлось двусмысленным, и каждая сторона толковала его в свою пользу, то между братьями и их сторонниками произошла ссора, в которой Рем был убит, а Ромул остался победителем.
Тогда Ромул приступил к постройке нового города с соблюдением различных священных обрядов.
Он запряг в плуг белого быка и белую корову и провел плугом круговую борозду, которая должна была обозначать окружность нового города и линию его будущих стен.
В том месте, где должны быть ворота, плуг был приподнят, так как этот вход и выход не являлся священным. Весь город поначалу занимал только Палатинский холм.
В скором времени появились первые признаки того воинственного характера, благодаря которому маленькое поселение Рим сделалось средоточием всего известного в древности мира. Война, победа и распространившийся из-за этого страх были первыми узами, с помощью которых Ромул соединил новое государство с ближайшими соседями. На Капитолийском холме под покровительством религии было построено убежище для лишенных отечества и беглецов всякого рода. Существование в Италии множества маленьких государств, частые раздоры партий в них, гнет и нужда, царящие во многих, из этих государств, обедневших из-за тяжести государственных долгов, и другие подобные обстоятельства подавали надежду на большой прилив переселенцев.
Само собой разумеется, они приносили с собой ненависть к своим прежним согражданам и знание государств, из которых они приходили. Эти два качества оказались как нельзя более кстати для воинственного духа Ромула и его завоевательных замыслов, но в то же время должны были сделать Рим ненавистным соседним государствам. Знаменитое похищение сабинянок явилось поступком, который еще более возбудил ненависть соседей.
Когда сабиняне отказались выдавать своих дочерей замуж за римлян, то те прибегли к следующей хитрости. Ромул объявил, что в определенный день в Риме будут происходить праздничные торжества в честь бога жатвы Конса и пригласил на них жителей ближайших городов. По приглашению явилось множество мужчин, женщин и детей, и все веселились на празднике.
В последний день торжеств обнаружился предательский замысел. В то время, когда всеобщее внимание было обращено на зрелище, по данному сигналу римские юноши бросились похищать девушек. Пришедшие зрители, пораженные, таким насильственным нападением, бежали, проклиная вероломство римлян.
Ромул постарался успокоить похищенных и всех их торжественно обвенчал с молодыми римлянами.
Оскорбленные сабиняне решили отомстить.


Только война представляла желанное удовлетворение и подавала надежду уничтожить грозящий опасностями город.Но нападение было совершено слишком поспешно, не сообща, поэтому и цель не была достигнута.
Первыми начали нападение жители Ценины и были разбиты, а царь их Акро был собственноручно убит Ромулом. Во главе своего победоносного войска, неся доспехи убитого царя, Ромул торжественно въехал в Рим на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Вражеские доспехи он сложил у священного дуба и тут же определил место для храма Юпитера. Таково происхождение самого древнего римского храма — храма Юпитера на Капитолийском холме.
Затем против римлян поднялись жители городов Крустумериум и Антемна, но были также побеждены Ромулом.
К этим городам было впервые применено установленное Ромулом правило, которое с этих пор соблюдалось и в последующие времена и, бесспорно, способствовало распространению власти Рима и утверждению его владычества. Вместо разрушения завоеванного города и обращения его жителей в рабство, что было в обычае в Греции и у других народов древнего мира, часть жителей переселяли в Рим, а на их место посылались римляне. Они получали в завоеванных городах часть земельной собственности и таким образом способствовали образованию римских колоний.
Наконец, против римлян выступили и сабиняне, собравшие большое войско под предводительством царя Тита Тация. Они дошли до Квиринальского холма, который находился напротив римской крепости на Капитолии. Измена дочери начальника крепости отдала ее в руки врагов.
На следующий день на равнине между Капитолийским и Палатинским холмами завязалось жаркое сражение. Оно продолжалось до тех пор, пока похищенные сабинянки с развевающимися волосами и в разодранных одеждах не бросились в ряды сражавшихся и не умолили прекратить битву. Их мольбы достигли цели. С обеих сторон начались переговоры, и наконец был заключен мир на следующих условиях. Таций и Ромул должны были пользоваться одинаковыми властью и почетом в Риме. Город должен был называться Римом, а его граждане — римлянами; объединенный народ по имени родины Тация, городу Куры, получал название квиритов (в более позднее время квиритами называли мирных граждан в противоположность воинам). Все сабиняне получили римское гражданство.
Ромул имел свое местопребывание на Палатинском холме, а Таций — на Капитолийском. Хотя они правили сообща и по взаимному соглашению, однако ни между ними самими, ни между их народами не было истинного, внутреннего единодушия. На пятом году совместного правления во время жертвоприношения в Лавиниуме Таций был убит оскорбленным им гражданином города Лаурента и притом не без тайного участия в этом деле Ромула. Это тем более вероятно, что Ромул, который не желал терпеть при себе даже брата, без сомнения, должен был стремиться к удалению чужеземного соучастника своей власти.
Прежде чем рассказать о конце правления и смерти Ромула, нам следует упомянуть о некоторых приписываемых ему внутренних установлениях, которые послужили основой последующего государственного устройства Рима. В этом отношении самым важным представляется разделение всего римского населения на три части — трибы. Оно было основано не на произволе царя, а на различиях в происхождении жителей Рима.
Эти три трибы или, вернее, народа, были латины, сабиняне и этруски.
Каждая из этих триб получила свою долю в земельных угодьях, разделенных для этой цели тоже на три части. При этом каждая из них имела и свой особенный округ в самом городе Риме. Каждая триба была разделена на десять курий. Эти десять курий были связаны между собой общим богослужением и участием в управлении государством.
Каждая курия, в свою очередь, распадалась на десять родов. Члены всех тридцати курий назывались патрициями, то есть «имевшими отцов»; это были полноправные граждане. Образование плебса — бесправной массы народа рядом с полноправным сословием патрициев — упоминается впервые только во времена царя Анка Марция. Кроме курий, в управлении государственными делами принимал важное участие сенат, который состоял из ста патрициев; впоследствии число сенаторов возросло до трехсот.
Патриции, добиваясь свободы и самовластия, вступили в борьбу с самодержавной властью победоносного царя и искали случая отделаться от него. Ромул внезапно исчез, по одним преданиям, в то время, когда присутствовал в собрании сената в храме Вулкана, по другим, когда однажды делал общий смотр всему войску на поле, за городом.
Во время этого смотра внезапно наступило солнечное затмение и разразилась буря; народ разбежался и оставил царя одного с патрициями. Тогда, должно быть, он был убит патрициями, а они рассказали народу, будто Ромул был унесен с земли богами. Народ начал сомневаться и выражать подозрение и гнев против сената. Но некто Юлий Прокул, человек уважаемый и верный друг Ромула, явился к собравшемуся народу и торжественно уверил, что Ромул предстал ему на дороге в блестящем вооружении и в увеличенном виде.
Устрашенный Прокул обратился к нему со словами: «Царь! За что ты своим внезапным исчезновением оставляешь нас на незаслуженные обвинения и повергаешь город в безысходную печаль?» На это Ромул будто ответил ему: «Так совершилось по воле богов. Можешь сказать римлянам, что они мужеством и благоразумием достигнут высокого могущества; я же буду их гением-хранителем в образе Квирина». Народ перестал сомневаться в достоверности рассказанного патрициями и, охваченный священным восторгом, постановил почитать Ромула в виде бога Квирина и соорудил ему алтарь на Квиринальском холме.