Задания по обучению чтению. Учимся читать по слогам в игровой форме

Обучение чтению дошкольников в игровой форме - это увлекательный и необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не просто заучивают буквы и складывают их в слоги. Они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога. Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Будущие первоклассники в возрасте 5-7 лет - интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:

  • Детсадовцы хорошо говорят, постоянно пополняют словарный запас.
  • Внимание становится произвольным.
  • Малыши любят рассуждать, вникать в суть дела, вопроса.
  • Растет самооценка, осознание себя как личности.
  • Игра остается основной формой получения знаний.

Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:

  1. Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
  2. Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
  3. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
  4. Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
  5. Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
  6. Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
  7. Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Это интересно! В Америке и Израиле игровой момент обязательно включается в каждый урок с детсадовцами и младшими школьниками. Педагоги даже сдают специальный экзамен на “умение” преподавать, играя.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в , поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:









Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.









Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.










Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.



Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:





Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас.


Задания

Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность - они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.

Найди буквы и раскрась

Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.



Найди буквы на картинке



Смотри на картинку и читай

Это задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений.

После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее.






Читаем по слогам

Для хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст.

Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца. В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы.





Видео

Игровые формы обучения детям нравятся гораздо больше, чем нудное сидение перед азбукой и прописывание начертаний русских букв в тетради. Если хотите научить ребенка читать быстро, получить от уроков максимум положительных эмоций и пользы, не пренебрегайте таким методом работы дома, на дополнительных занятиях по подготовке к школе.

Анна Ровенская

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №19

«Программа обучения чтению дошкольников в игровой форме»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога дополнительного образования Казалиевой Д.Н.

«АБВГДейка».

Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.

Срок освоения программы – 3 года.

Санкт-Петербург 2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ГЛАВА I. Содержание программы по обучению чтению

ГЛАВА II. Структура и основные направления реализации программы

ГЛАВА III. Календарно-тематическое планирование занятий по обучению чтению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников, «Обучение грамоте детей 5-7 лет» М.Д. Маханева, «Обучение чтению грамоте детей 6-7 лет»О.М. Рыбникова, «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Е.В. Колесникова, «Развитие звуко- буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова, «Я начинаю читать» Е.В Колесникова, «Букварь» электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы А.Ф. Малышевский. А также учитываются положения общеразвивающей программы МДОУ № 19

Целью данной Программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

· Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

· Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.

· Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

· Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

· Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:

1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; использование интерактивной доски

3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на три года обучения.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Структурная организация совместной деятельности по реализации программы

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей:15 минут для детей4-5лет, 25 минут 5- 6 лет, 30минут для детей 6 - 7 лет.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились,повторение характеристики звука, стихотворения про букву.Работа со звуком и буквой, прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Звоном и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка,это элементы артикуляционной гимнастики. Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

Выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

Выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

Построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

Игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

Педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению.

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения;

Консультации для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

ГЛАВА III КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Учебно-тематический план первого года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Октябрь

Что такое азбука? Для чего она нужна?

Диагностика

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о гласных звуках, познакомить с их характерными признаками.Научить выкладывать буквы из палочек.

Какие звуки мы знаем?

«Знакомство: Звон»

Встреча, Звона и Буковки

Звук А

Звук У

Звук О

Закрепление А, У, О

Ноябрь

Звук Ы

Воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых моментов.

Формирование у детей стойких представлений о звуке. Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Подготовка к восприятию звуков русского языка; формирование мотивации к занятиям

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный, согласный звук.Закрепить знание о гласных звуках.

Формировать представление о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Звук Э

Звук И

Закрепление Ы, Э, И,

Звуки М - Мь

Звуки Н - Нь

Звуки Б - Бь

Звуки П- Пь

Декабрь

Закрепление Б- Бь, П - Пь

Развивать фонематический слух. Развивать навык языкового анализа слов с новыми звуками.развивать зрительное и слуховое внимание.развивать общую и мелкую артикулляционную моторику. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей. Закрепить знание о согласных звуках.

Звуки Д-Дь

Звуки Т - Ть

Закрепление Д-Дь, Т- Ть

Звук Г

Звук К

Закрепление Г, К

Звуки В - Вь

Январь

Звуки Ф - Фь

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о согласных звуках, познакомить с их характерными признаками. Закрепить умение выкладывать буквы из палочек. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

Закрепление В- Вь, Ф - Фь

Звук Х

Звуки Л - Ль

Звуки С- Сь

Звуки З - Зь

Закрепление С – Сь, З- Зь

Звук Ц

Февраль

Закрепление гласные А, О, У, Ы, Э

Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие.закреплять умение называть первый звук в слове.развивать уммение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление. Закрепить знание о согласных звуках.

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Познакомить с простейшим моделированием – изображением слова в виде прямоугольника.

Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать навык самоконтроля и самооценки. Деление слов на слоги, нахождение различий на двух похожих рисунках.

Закрепление согласные МЬ, ПЬ, БЬ, Н

Закрепление согласные Г, К, С, Ц

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких отрывистых линий

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие)

Знакомство с многообразием слов, звучанием звонко, громко, тихо

Знакомство с многообразием слов

Март

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко»

Продолжать знакомить с разнообразием слов(слова звучат по – разному и похоже), знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучани, но и подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.

Развивать внимание и зрительную функции детей посредством нахождениянесоответствия в рисунке.

Формировать интерес в речевой дяельности, самостоятельность, инициативу в решении позновательных задач.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек

Звуки С – Сь, З-Зь, твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

Звук Ц, рисование огурцов

Звук Ш, «Песенка ветра», рисоввание шариков

Звук Ж, «Песенка жука»

Звуки Ш – Ж, моделирование рисование дорожек

Звук Щ, моделирование рисование щеток

Апрель

Звук Ч, моделирование рисование предметов

Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие,закреплять умение называть первый звук в слове.Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление.

Закрепить знание о согласных звуках,способствовать интанационному выделению твердых и мягких согласных звуков, продолжать знакомить с линейностью слов.

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Звуки «Ч – Щ», моделирование нахождение различий

Звуки «Р – Рь», закрашивание предметов

Звуки «Л – Ль», моделирование, рисование неваляшки

Звуки «М – Мь», рисование мишки

Звуки «Б – Бь» моделирование, рисование бус

Звуки « К – Кь», закрашивание предметов

Учебно-тематический план второго года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Октябрь

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.

Диагностика.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Диагностика. Повторениие гласных звуков.

Диагностика. Повторение согласных звуков.

Повторение. Характеристика твердых и мягких согласных звуков.

Повторение.Сравнение слов по звучанию, протяженность слов (длинные и короткие)

Повторение. Сравнение звучания слов(громко, тихо)

Повторение. Деление слов на слоги

Ноябрь

Звук и буква А

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Познакомить с гласным звуком и его условным обозначением – красный квадрат.закрепить зание гласных звуков, их характерные признаки.

Познакомить с понятием «буква», указать отличительные признаки понятий «звук» и «буква».

Выработать умение определять место звука в словах. Выработать умение внимательно слушать текст, выделяя в нем слова в которых есть изучаемый звук.Научить выкладывать новую букву из палочек.

Звук и буква У

Сочетание АУ,УА

Закрепление пройденного материала

Звук и буква О

Звук и буква Ы

Звук и буква Э

Закрепление пройденного материала

Декабрь

Звук и буква Л.Чтение слогов.

Деление слов на слоги, ударный слог и ударный гласный в слове.

Чтение слогов, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изображение предложений.

Фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.Научить «рисовать» в воздухе букву.научить детей читать слоги с новой буквой.

Звук и буква М

Звук и буква Н

Звук и буква Р

Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков).

Закрепление пройденного материала

Знакомство с предложением: Мама мыла раму.

Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы.

Январь

Буква Я.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой. Произношение согласных звуков, фонетический разбор, чтение слогов, слов, предложений.

Место буквы в словах, сравнительное чтение слогов, произношение согласных звуков, Звуко-буквенный анализ. Закреплять понятие, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые обозначаются синим цветом, мягкие- зеленым. Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Повторение пройденного материала. Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р,

Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слова, чтение предложения.

Буква Ю. Чтение слогов слов. Составление предложений

Закрепление пройденного материала

Буква Е.Чтение слогов слов. Составление предложений

Буква Ё. Чтение слогов слов.

Звук и буква И. Чтение слогов слов. Составление предложений.

Февраль

Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух.

Фонетический разбор слов.

Графическое изображение мягких и твёрдых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов. Чтение слов и фонетический разбор слов, соотнесение схем слов, составление слов из слогов. Научить «рисовать» в воздухе букву, научить детей читать слоги с новой буквой. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Звуки Г и Гь, К и Кь

Буквы Г, К

Звуки Д и Дь, Т и Ть

Буквы Д, Т

Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В и Ф.

Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С

Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П

Март

Звуки Х и Хь, и буква Х

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Работа с предложением чтение рассказа и поиск слов. . Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе.

Закрепление пройденного материала.

Звуки и буквы Ж и Ш

Звуки и буквы Ч и Щ

Звук и буква Ц

Звук и буква Й

Мягкий знак Ь

Твёрдый знак Ъ

Апрель

Повторение пройденного материала.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение. Предложение: составить по картинке. Научить «рисовать» в воздухе букву, развивать навык языкового анализа слов.Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы

Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворений

Ребусы, загадки, чтение стих-й.

Мониторинг.

Мониторинг.

Викторина

Учебно-тематический план третьего года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Отябрь

Новые встречи со старыми друзьями. Звон и буковка.

Повторение. Деление слов на слоги.

Диагностика. Повторение пройденного материала. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, деление слов на слоги. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Диагностика. Повторениие гласных звуков. Ударные и безударные.

Диагностика. Повторение согласных звуков. Характеристика твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Повторение. Количество звуков и букв.

Чтение слогов и слов.

Закрепление пройденного материала.

Звук Н - Нь и буква Н

Звук М - Мь и буква М

Ноябрь

Звуки j и буква Й

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Звуки j и буква Е

Звуки j и буква Ё

Закрепление пройденного материала

Звуки j и буква Ю

Звуки j и буква Я

Закрепление пройденного материала

Звук и буква Ц

Декабрь

Звук и буква Ч

Развивать фонематические процессы. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать зрительное и слуховое внимание. Познакомить детей со звуком j. Закрепить понятие «гласный звук», «согласный звук». Познакомить с йодированными буквами, научить выкладывать их из палочек, природных материалов, «рисовать» в воздухе. Закрепить навык чтения слогов и слов с новой буквой.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Звук и буква Щ

Закрепление пройденного материала

Звуки Л - Ль и букваЛ

Звуки Р - Рь и буква Р

Закрепление пройденного материала

Итоговая игровая деятельность по всем пройденным звукам и буквам.

Викторина

Январь

Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы рассыпались»

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы потерялись»

Слова и слоги. Закрепление.

Предложение.

Зима.

Новый год.

В мире книг.

Домашние животные.

Февраль

Дикие животные.

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Развивать самоконтроль за речью детей.

Сказки.

Транспорт.

Профессии.

Природные явления.

Лес.

Насекомые

Март

Весна.

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Птицы.

Цветы.

Овощи.

Фрукты.

Закрепление пройденного материала.

«Скоро лето»

Апрель

«Скоро в школу»

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям. Развивать самоконтроль за речью детей.

«День города»

Ребусы.

Кроссворды.

Закрепление пройденного материала.

«Брейн- ринг» по закреплению всех пройденных звуков и букв.

Диагностика.

Диагностика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация программы «Обучение чтению дошкольников в игровой форме» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками аналитического чтения.

Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.

Список дополнительных игр для совместной деятельности.

1.Обучение грамотному вступлению в речевой контакт. Игра «Расскажи о себе».

2.Построение вопросов. Обращения. Игра «Отгадай предмет по его частям».

3.Что такое алфавит? Игра «Знакомство с буквами».

4.Учимся сообщать о впечатлениях. Импровизация «Рассказ по очереди».

5.Споем гласные буквы. Игра «Усложни предложение».

6.Рассказывание на тему из личного опыта» Как договориться о совместной игре?» Повторение гласных букв.

7.На какую букву начинается слово «Гласные буквы». Конкурс на внимание.

9. Игра «Услышь знакомую букву». Повторение гласных букв.

10.Учимся вежливому обращении с взрослыми, сверстниками.

11.Согласные буквы. Как они произносятся? Игра «Исключи гласные».

12.Какими звуками обозначаются буквы. Игра «Звук первый – звук последний».

13.Понятие звук, буква, слово. Задание «Назови звук».

14.Гласные и согласные звуки. Игра «Сравни слова».

15.Видовые обобщения и их признаки (это игрушки – ими играют).

16.Место звука в слове (первый, последний, в середине).

17.Интуитивное чтение. Игра «Накорми зверей».

18.Учимся грамоте по сказке «Гуси-лебеди».

19.Графичесий диктант с использованием кратковременной памяти.

20.Игра-задание «Найди слово с заданным звуком».

21.Трудные свистящие звуки.

22. Волшебство слияния букв в слоги.

23.Тренинг воображения «Какая бывает собака?».

24.Трудные шипящие звуки.

25.Игра «Угадай, кто мой друг?» Гласные, согласные звуки.

26.Обучение чтению по слогам. Игра-задание «Договори слово».

27.Упражнение «Тренинг звуковой памяти».

28.Звуковой анализ слова. Интуитивное чтение «Паспорт для животного».

29.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

30.Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

31.Тренировочные задания «Игра в рифмы».

32.Учимся звуковому анализу слова.

33.Грамоте учиться всегда пригодится!

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Белоусова Л. Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

3. Голубина Т. Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е. В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.

13.Жукова Н.С. Букварь. М.: «Эксмо», 2014


Многим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс.

С чего начать?

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

Несколько примеров игр для детей 4 лет

  • Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

  • Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.

  • Подарок для игрушки . Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

  • Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Учим буквы

Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.

  • Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина. Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
  • Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
  • Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м». Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
  • Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
  • Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.

Учимся читать по слогам

В настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок.

На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках.

Читаем слова

Когда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками.

Вставь букву

Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух.

Картинка со словом

Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки.

Закончи слово

Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие.

Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео


При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать.

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе « ».

Таисия начала читать самостоятельно свои первые слова из 3-4 букв в 3 года 3 месяца. Сейчас ей 3 года 9 месяцев, она уже более уверенно читает длинные слова и короткие предложения. Нет, сказки еще не читает, но самое главное, ей очень нравится сам процесс чтения! Она с удовольствием пишет мне письма, и может по собственному желанию достать книжку-малышку, чтобы немного почитать. На нашем пути освоения грамоты были как ошибки, так и интересные находки, в итоге сформировалось четкое представление о том, как сделать обучение увлекательным. Ну, обо всем по порядку.

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова . Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках » и звуковых плакатах . Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует . Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла , они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению :

Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как можно раньше начинайте читать именно слова ! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману , оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.

Помимо побуквенного чтения и чтения целым словом есть еще один подход – складовый. Основоположником метода считается Николай Зайцев. Он определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, ребенку легче всего сказать и прочитать. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я -МА; КА-Ю -ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш -КА; МА-Я-К );
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога , который может состоять и из 4, и из 5 букв, а также может включать нескольких подряд идущих согласных (например, слог СТРУ в слове СТРУ-Я), что довольно сложно прочесть начинающему читателю.

Написание слова по складам значительно облегчает ребенку чтение, но это не единственное, что предложил Зайцев. Зайцев предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Он написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. То есть, занимаясь по методике, мы полностью исключаем занудные указания вроде «Прочитай», «А здесь что написано?», мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады и слова. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами .

Сама по себе идея игрового подхода к занятиям, конечно, не нова. Игры со словами предлагаются и у Тепляковой , и в тех же кубиках Чаплыгина . Но именно складовый принцип дает методике Зайцева весомое преимущество: ребенок видит как все слово целиком, так и его составные легкочитаемые части (склады) . В результате малышу легче ориентироваться в слове, и процесс слияния складов в слова проходит быстро.

Основным материалом методики Зайцева являются всем известные кубики . Однако, я вовсе не хочу сказать, что кубики – это такое уж необходимое пособие для обучения ребенка чтению. можно устроить и просто написав слова на карточках, выделяя склады разными цветами.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход . Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева , Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д. (Особенно это важно для детей от 1,5 до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать .

Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка. Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко).

После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот склады уже вполне под силу. Поэтому наиболее эффективными в этом возрасте являются игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п.

Ближе к 4-5 годам дети уже могут заинтересоваться букварем, игры со словами и складами также будут не лишними.

При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги . Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

Какой возраст оптимален для начала занятий? Одни мамы являются сторонницами раннего обучения чтению, другие же наоборот – принципиально не учат детей читать раньше 4-5 лет, полагая, что это против природы и интересов ребенка. Да, действительно если принудительно усадить 2-3-летнего ребенка за букварь и требовать от него слияния букв в слоги, то можно раз и навсегда отбить у него любовь к чтению. Но если обучение происходит в процессе игры, и малыш получает удовольствие от занятий, то какой смысл откладывать занятия до 5-летнего возраста? Ведь чтение – это один из способов развития мозга маленького человека. Раннее приобщение к знаковой системе языка совершенствует зрительное восприятие ребенка, расширяет словарный запас, развивает логику, наконец. Поэтому если родители преследуют именно эти цели, а не стремятся к завистливым взглядам друзей, то в раннем обучении нет ничего плохого.

Начинайте обучение тогда, когда это будет интересно вам и ребенку. Главное, не давите на малыша и не требуйте от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками: