Развитие креативного мышления средствами различных видов творчества. Способы развития творческого мышления


Знаете ли вы, что такое творческое мышление? Это такая категория мышления, которая приводит к абсолютно не типичному решению вопроса (проблемы). Если человек по-новому систематизирует и анализирует стандартную информацию, значит, он мыслит творчески. Чем раньше начинается развитие творческого мышления, тем легче человеку дается усвоение новых знаний.

Особенности развития творческого мышления

Учитывая стремительное развитие технического прогресса, можно смело сказать, что творческое мышление и творческие способности – это методы решения любых задач, которые отличаются от запрограммированных в компьютере.

Техника всегда действует по установленной программе (алгоритму), и из любой ситуации ищет классический выход.

Нестандартный подход

Творческий же человек умеет разрушать установленные правила.

Для него необходим гибкий нестандартный склад ума и смелость быть не таким, как все.

Чаще всего творческое мышление идет наперекор общеизвестным канонам.

Идеи, которые вначале кажутся безумными, могут привести к гениальному открытию.

Таким мышлением могут похвастаться все знаменитые личности, которые совершили прорыв в мире науки – И. Ньютон, И. Павлов, М. Ломоносов и другие.

Формирование творческого мышления

Творческое развитие берет начало от правильного воспитания и обучения. Оно не может сформироваться без познания окружающего мира. Человек вначале знакомится с обыденным раскладом вещей, явлений, и только потом может их неординарно осмыслить, «переработать».

Черты творческого мышления:


  1. Рассмотрение объекта с разных сторон с учетом его принципов и значения.
  2. Желание создать что-то новое, то, чего раньше не было.
  3. Возможность быстро переключаться с одной мысли на другую.
  4. Находить несколько способов решения проблемы.

  1. Импровизируйте, ищите новые пути разрешения любых повседневных проблем.
  2. Не оглядывайтесь на существующие традиции.
  3. Расширяйте кругозор, постоянно учите что-то новое. Выучили испанский язык? Начните осваивать молекулярную кухню, проводить химические эксперименты, учить язык жестов.
  4. Путешествуйте. Для развития творческого мышления понадобятся новые впечатления и знакомства.
  5. Старайтесь сделать лучше и больше других.

Методы развития творческого мышления

Человеческий разум уникален, он в силах адаптироваться к любым жизненным ситуациям. В экстренных случаях мозг может стремительно собрать всю нужную ситуацию воедино, и выдать неординарное решение.

Если человек в обычной жизни решает задачи на творческое мышление, его ничто не застигнет врасплох. Он из любой, даже самой трудной ситуации, найдет правильный выход, который к тому же принесет пользу.

Методы развития творческого мышления основаны на том, что любой человек реализовывает на протяжении своей жизни лишь небольшую часть своего потенциала, и нужно найти способы «включения» всех возможностей мозга.

Выделяют 2 основных метода развития творческого мышления:

«Мозговой штурм»

В его основе лежат понятия генерирование идей и их критическая оценка.

Классический «мозговой штурм» состоит из 2 команд.

Первая команда должна разработать как можно больше путей решения вопроса, какими бы нереальными и даже глупыми они ни казались на первый взгляд.

Вторая – обсуждает, развивает каждое предложение, и в результате должна остановиться на каком-либо одном решении.

Важные особенности «мозгового штурма»

  1. четкое разделение обязанностей;
  2. предлагать максимальное количество путей решения вопроса;
  3. уметь развивать самые безумные идеи, которые были предложены;
  4. уметь работать в команде.

Синектика

Примеры синектики

Синектика основана на таких приемах:

  1. ассоциация (поиск похожих процессов, явлений из абсолютно другой сферы);
  2. поэтические символы, образы;
  3. фантастическая аналогия. Почему бы не предложить решение по примеру сказочного персонажа?

Оба эти метода – «мозговой штурм» и синектика, должны разрушить стереотипное восприятие мира, и создать совершенно новый, оригинальный тип мышления.


Развитие творческого мышления

Творческое мышление напрямую связано с воображением.

Классический пример отлично развитого воображения – детские небылицы. Если ребенок начинает рассказывать что-то фантастическое, значит, у него прекрасно развивается творческое мышление.

Чем старше человек становится, тем сложнее ему фантазировать. Общественный стереотип гласит, что взрослый индивид должен быть серьезным, строгим, и не «летать в облаках».

Это неправильно. Ведь творческое мышление пригодится в любой профессии.

Человек, который мылит нестандартно, в силах предложить яркие идеи для бизнеса, сделать новое открытие в медицине, химии или военном деле, усовершенствовать уже созданные препараты, инструменты или технику.

5 упражнений для развития творческого мышления

Подбор слов

Подберите максимально возможное количество существительных, которые отображают суть понятия. Например, свет – жизнь, солнце, рост и т.д.

  • огонь;
  • вечер;
  • вода;
  • стол;
  • ребенок;
  • старость.

Найдите максимальное количество похожих признаков для совершенно разных понятий:

  • колодец-земля;
  • автомобиль-облако;
  • паровоз-таблетка;
  • коляска-пианино;
  • будильник-дерево.

Предсказания

Придумайте, что может случиться, если:

  • если дождь будет идти, не переставая, 3 суток подряд;
  • домашние питомцы начнут разговаривать с хозяевами;
  • из крана в ванной будет литься яблочный сок;
  • по улице будут ходить сказочные персонажи.

Слова на букву

Назовите максимальное количество вещей на букву К (З, И, О), которые сейчас находятся с вами в одном помещении.

Описание предметов

Остановите свой взгляд на любом предмете в комнате. Например, на столе. Напишите 5 прилагательных, которые соответствуют этому предмету (большой, деревянный, удобный, серый, гладкий). Теперь напишите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к данному предмету (сладкий, голубой, грустный, живой, игрушечный).

10 заданий на развитие творческого мышления

  1. Опишите свою работу (семью, подругу, любимый сериал) в 100 словах.
  2. Возьмите свой любимый афоризм и на его основе напишите собственное произведение (в стихах или прозе не имеет значения).
  3. Напишите небольшую сказку (8-10 предложений) о пустом графине.
  4. Придумайте 20 причин научиться языку жестов.
  5. Перечислите 5 вещей, на которые вам не жалко потратить последние 1000 рублей.
  6. Дайте инструкцию в письменном виде любимой собаке (попугаю, кошке), как нужно танцевать румбу.
  7. Вы возвращаетесь домой с работы, дверь вашего дома нараспашку. Назовите 20 (включая самых невероятных) причин, почему это произошло.

В современном обществе креативность человека и его возможность творчески мыслить высоко оцениваются окружающими. Ведь подобные люди умеют найти нестандартный выход из ситуаций, генерируют сотни идей и могут их реализовывать.

Способность творчески мыслить делает человека успешным, предприимчивым, позволяют ему хорошо зарабатывать на своих идеях. Как достичь такого уровня развития креативного мышления? Многие считают, что креативности научить нельзя, что это врожденная способность. Но это не совсем так, творческое мышление есть в каждом из нас на разной стадии, но кто-то продолжает развивать его, а кто-то оставляет всё на природном начале. Поэтому позвольте предложить вашему вниманию способы развития творческого мышления.

Головоломки

Отличной стимуляцией творческого мышления являются решения различных головоломок. Это не просто задачи, имеющие специальные формулы для решений, головоломки требуют включения умственного потенциала человека. Отличие головоломок от задач заключается в умственной работе, для решения задач нужны знания, для решения головоломок нужно мышление. Как правило, задачи не несут практической пользы в жизни, в то время как головоломки учат искать нестандартные пути решения проблемы, тем самым развивая наше творческое мышление.

Одним из самых популярных видов головоломок являются «головоломки со спичками». Из спичек выкладывается фигура или математический пример, и с помощью перестановки нескольких спичек нужно получить конечный результат. Например, когда 8+6=9+6? У второй шестёрки мы убираем одну спичку и получаем 8+6=9+5, что является верным результатом.

Пользуется популярностью старая головоломка «велосипед». Это небольшая железная фигурка создана в виде лабиринта. Автором считается американец Джон Р. Линн, который впервые продемонстрировал «велосипед» в 1898 году. С тех пор головоломка немного изменилась, но суть осталась прежней - снять кольцо с велосипеда, а затем вернуть его обратно.

«Загадка Эйнштейна» - старая задача, созданная по слухам самим Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Смысл её следующий: в пяти домах живут люди разной национальности, дома их покрашены в разные цвета, каждый из людей курит определенный сорт сигарет, у каждого по одному домашнему животному и каждый пьёт свой любимый напиток. После этого даются подсказки по которым нужно определить кто выращивает рыбок.

Сам Альберт считал, что только два процента людей может решить эту задачу в уме, а остальные только с помощью бумаги и ручки. Задача в самом деле становится гораздо легче при решении её в виде таблицы, но тем не менее требует концентрации и повышенного внимания.

Кубик Рубика или «магический кубик» - одна из самых известных механических головоломок. Внешне представляет собой пластмассовый куб, состоящий из пятидесяти четырёх маленьких квадратов, которые могут вращаться в трёх осях . Суть головоломки - собрать кубик так, чтобы все грани были одного цвета.

Упражнения на развитие нестандартного мышления

Для подобных упражнений обычно собираются несколько команд, чтобы дух соперничества стимулировал работу мозга. Командам даются необычные ситуации, которые требуют от них включения креативного мышления. Например, притча про слона и муравья, которые пытались съесть друг друга: сначала слон муравья проглотил, потом муравей слона и так далее. Вопрос состоит в том, каков итоговый результат таких отношений? Проще говоря, кто кого проглотил. Причем необходимо дать конкретный ответ.

Для человека со стандартным мышлением эта задача как минимум кажется глупой, как муравей может проглотить слона? Но если абстрагироваться от внешних факторов и задуматься, то получается, что слон если проглотит муравья, то переварит его. Муравей же, проглотив слона, растянется до неузнаваемых размеров и станет, по сути, просто оболочкой слона. Ваш мозг спокойно воспринял эту информацию? Значит, ваше мышление умеет преодолевать границы и искать решение конкретной проблемы .

Ассоциации

Хорошим способом развития творческого мышления является поиск ассоциаций. Например, откройте любую книгу, закройте глаза и ткните пальцем в два слова. После этого возьмите ручку и чистый лист для записи своих мыслей. Записывайте все ассоциации, которые приходят на ум. Сопоставляйте слова, ищите точки их соприкосновения, анализируйте. Можно даже самому придумать причину связи этих двух слов, просто дайте волю вашей фантазии.

Например, что общего между ручкой и шампунем? Мыльные пузыри! Ведь разбавив водой шампунь, мы можем получить отличный раствор для мыльных пузырей, а часть ручки станет трубкой.

Помните: Креативность заключается в сопоставлении вещей. Человек не открывает чего-то нового, он воспроизводит свой опыт, своё видение окружающего.

Рисунки

С помощью творчества человек активно продвигает свое мышление. Больше рисуйте, переносите на бумагу то, что видите и чувствуете. Есть также упражнение на этот счёт, для него необходимо нарисовать шесть крестиков по горизонтали и вертикали. После этого нужно крестики превратить в зарисовки, чем интереснее и необычнее они будут, тем лучше.

Существует множество тестов, объясняющих значение рисунков, попробуйте анализировать своё творение. Что ваше подсознательное хочет сказать? Ведь познание себя это также развитие мышления, нестандартное понимание вещей.

Буриме

С французского «буриме» переводится как стихотворение на заданные рифмы. То есть человеку даётся рифма, которую нельзя подвергать перестановке и изменять. Необходимо связать её осмысленным текстом. Например, «зима-дома». Можно придумать следующее двустишье:

Опять наступила зима,

Снегом покрылись дома.

Такие стишки хорошо развивают творческое мышление, заставляют поразмыслить над связкой рифм. Иногда, чтобы усложнить задачу даётся несколько рифм и ограничивается время.

«Мозговой штурм» и синектика

Работа в группе – всегда серьёзный толчок для творческого развития, особенно когда работа ведётся над одной проблемой. Для этого во многих компаниях сотрудники часто собираются на «мозговой штурм», чтобы выдвинуть как можно больше идей решения вопроса. Из множества предложений, какое-нибудь обязательно окажется подходящим, таким образом задача будет решена.

«Синектика» возникла на основе «мозгового штурма», но рассматривается как более профессиональная деятельность. Она помогает решить проблему с помощью моделирования ситуации, метафор и аналогий. Например, танки столкнулись с проблемой преодоления рва, их размера не достаточно для переправы. Аналогия: муравьи, сталкиваясь с проблемой переправы, образуют «живой мост», держась друг за друга. По этой модели придумали крепление между танками, так чтобы под тяжестью товарищей танк мог зависнуть в воздухе до преодоления рва.

Ловушка идей

Наш мозг устроен так, что решение некоторых вопросов приходит в нашу голову, когда мы смотрим телевизор, едем в машине или пытаемся заснуть. Поэтому всегда держите неподалёку от себя блокнот с ручкой, куда все идеи можно будет зафиксировать. Когда посмотрите фильм, доедете до дома или проснётесь, вы сможете спокойно проанализировать вовремя записанные и поэтому незабытые идеи.

Совет: Купите отдельный блокнот под ваши мысли, так как отдельные листочки можно потерять, а на них могут остаться отличные решения важных проблем.

Развитие творческого мышления процесс увлекательный и долгий, регулярные тренировки позволят вашим идеям всё чаще рождаться на свет. Развитое мышление поможет вам реализоваться в любой специальности, подобные сотрудники высоко ценятся начальством и быстро продвигаются по карьерной лестнице. Не стойте на месте, мысли приходят к думающим людям!

Прошлых статьях мы уже рассматривали, и , сегодня речь пойдет о таком вожном понятии как «Креативное мышление».
Нам часто приходится слышать фразу: «Креативная идея, уверен в ее успехе». Возникает вопрос, что за креативные идеи, где они берутся, и как развить в себе способность креативно мыслить?

Креативное мышление является необходимостью для бизнесмена, который хочет создать перспективный, интересный проект, выделится среди множества подобных компаний, стать уникальным и узнаваемым. Но не только в бизнесе будет полезно креативное мышление. В повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере – везде старайтесь думать нестандартно, ведь это позволит открывать новые возможности, идти неведомыми до сели дорогами.
Сегодня мы расскажем про несколько упражнений, ежедневное исполнение которых поможет Вам более креативно смотреть на происходящее. В данных упражнениях нет ничего сложного, все элементарно, а по времени вы будете тратить не более 15 минут в день.
Честно говоря, мы стараемся не писать о том, что никогда сами не пробовали. Все данные советы были испробованы на практике, и уже через несколько недель результат стал заметен. Новые идеи, интересные решение, не стандартное видение выхода из сложившейся ситуации.

Первый метод развития креативного мышления: играйте в перевертышей

Первый наш совет называется «перевертыши». Когда вы идете по улице, или едете в транспорте, то попробуйте прочитать объявление, вывески, названия магазинов задам наперед. К примеру, пиццерия «Неаполь», а вы читайте «Лопаен». Сначала будет тяжело, но мозг тоже нужно тренировать. Несколько дней и вы уже без особых усилий сможете читать короткие слова, потом более длинные, затем фразы, а со временем и длинные предложения.
Для чего это нужно? Прежде всего, вы тренируете мозг, даете ему понять, что существует не один способ видения ситуации, есть альтернативы, и эти альтернативы нужно замечать. Когда возникнет какая-то проблема, и нужно будет найти из нее выход, ваше мышление не будет уже противится нестандартным, непонятным ему решениям.

Утро начинается вечером

Утро начинается вечером – еще один интересный способ развития креативного мышления. Все мы знаем, что чтение книг хорошо влияет на развитие умственных способностей. Кстати, не сама информация, а именно процесс чтения. А для того, чтоб развивать креативное мышление, нужно и креативно читать. Попробуйте начать чтение книги с конца, да еще и снизу вверх. Получится, что все события будут идти от кульминации до начала.
Для чего это нужно? Креативно мыслить – нестандартно мыслить. Читая книгу с конца, вы привыкаете к тому, что бывают совершенно невероятные решения. Казалось бы, что все должно быть совершенно не так (ведь мы привыкли к устоявшимся нормам), а на самом деле существуют и другие варианты. Читая задом на перед, вы и думаете аналогично. Для мозга такой тип мышления не обычный, но он его быстро примет, и с радостью будет использовать в повседневной жизни.

Есть то, чего нет

А вот это упражнение, одно из самых любимый. Когда едете на работу, на учебы или еще куда-то, то есть время подумать. Постарайтесь потратить его с пользой, потренировать креативное мышление. Суть данного способа в том, что вы должны придумывать то, чего не существует. Придумайте какое-то животное (например, Леопандырь), потом опишите его, как оно выглядит, где живет, что делает, чем питается. Если с животными тяжело, то можете пофантазировать над женскими и мужскими именами. Придумывайте такие, которых в природе не существует.
Для чего это нужно? Очень часто тяжело выдумать что-то такое, с чем раньше не сталкивался. Наш мозг старается использовать уже хорошо известные образы, название, функции предметов. Но нужно перестраиваться, учить его абстрагироваться от всего этого, концентрироваться на более интересных, малоизвестных фактах.


Каляки-маляки

В детстве, когда мы рисовали что-то необычное, фантазировали, креативили, то называли такой рисунок «каляки-маляки». Взрослым, для развития креативного мышления, тоже полезно покалякать-малякать. Возьмите лист бумаги, нарисуйте что-то необычное, дайте ему название, подумайте где этот предмет можно использовать, какими свойствами он обладает. Поверьте, данный процесс невероятно затягивает. Вообще, творчество, а рисование особенно, очень хорошо развивает ваше нестандартное мышление, помогает вырваться за рамки стандартного мира.

Да, нет, наверное

Суть следующего упражнения заключается в том, чтоб придумывать словосочетания со словами которые имеют противоположное значение. Например, твердый пух, высокий карлик, квадратный мяч, холодный кипяток и тому подобное.
Для чего это нужно? Таким образом вы учитесь воспринимать реальность не стандартно, выходить за рамки обычного. Мы все понимаем, что карлик не может быть высоким, но креативное мышление и заключается в том, чтоб придумывать что-то необычное, нестандартное, то, что будет интересно многим.

Слова не такие как кажуться

Возьмите любое слово, и представьте, что это аббревиатура. А теперь постарайтесь расшифровать каждую букву, да еще так, чтоб все логично сложилось в предложение. Например, слово «лето». Расшифровываем: Легкий Енот Топчет Опилки. Суть понятна. Сначала будет тяжеловато, но со временем мозг привыкнет к подобным играм и будет все делать на автомате.

Обычное необычное

Ежедневно мы используем десятки предметов, и уже привыкли к тому, что они исполняют определенную функцию. Но этого мало, нужно думать креативно, развивать в себе необычные способности. Представьте что-то обыденное, например стул, а потом придумайте 10 способов его использования. Но сразу откиньте стандартные типа сидеть, стоять, кидать. Думайте шире, не останавливайтесь на чем-то одном. Ход мыслей может быть таким: стул сделан из деталей, а значит можно его разобрать, из получившегося можно сделать что-то новое, что? Например подставку, а если убрать спинку, то будет небольшой стол. А также он деревянный, то можно развести костер.
В общем, идея понятна, дальше креативте. Таким образом, вы научитесь видеть необычное в обычных вещах, сможете найти нестандартное применение тому, что используете ежедневно.

Стимулируйте поток мыслей

Креативная идея никогда не приходит просто так. Конечно, есть мизерный шанс озарения, но, как правило, для достижения максимального эффекта мысли нужно стимулировать. Научиться этому не так уж и сложно. Всегда придумывайте ассоциации. Возьмите слово, подумайте с чем оно у Вас ассоциируется, и так далее. Уделите подобному занятию не более 5 минут в день. А в тот момент, когда Вам будет нужна креативная идея, мозг будет готов выдавать ряд ассоциаций, придумывать что-то новое, не обычное, не стандартное.

Съедобное и не съедобное

Данный способ развития креативного мышления тоже хорош. Возьмите лист бумаги. Поделите его на два столбика. Сверху напишите любое существительное. В правой колонке распишите 10 свойств, которые подходят для написанного слова, а слева те, которые не подходят.
Например, берем слово «туфли». Справа пишем — красивые, блестящие, кожаные и т.д, а слева – сладкие, толстые, калорийные и еще с десяток не свойственных характеристик.

Сам себе режиссер

И последнее упражнение, которое способно развивать креативное мышление, заключается в том, что каждый раз, когда вы видите нечто интересное, то представьте, что это картина. Вашей задачей будет дать название картине.
Например, вы видите как на улице целуется молодая парочка. Такую картину можно назвать «Эмоция космического Я». Очень важно, чтоб название было не стандартное, типа «поцелуй» или «любовь».

Креативность – важный фактор, способствующий успеху во многих областях жизни. Поэтому логичным и естественным выглядит желание, как можно больше узнать о развитие креативности. В предыдущей статье свойства этого уникального психологического качества мы уже разобрали, так что эта будет посвящена непосредственно развитию креативного мышления.

Напрямую связано жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, с его межличностными взаимоотношениями. Расширив свой кругозор - став больше читать, путешествовать, общаться с интересными людьми – вы делаете большой шаг в сторону развития креативности своего мышления. Ведь креативное решение - это, по сути, результат сплетения различных знаний.

Если у вас небольшой запас знаний либо они сильно поверхностны, или что еще хуже - если весь ваш багаж знаний сосредоточен лишь в одной сфере, то шансы на рождение креативных мыслей и принятие креативных решений, из-за незначительного количества исходного материала, сильно малы. Так что коллекционируйте знания, эмоции и впечатления.

Креативность не является единичной способностью - это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта. Поэтому желая развить креативное мышление надо:

  • Воспринимать себя как человека творческого и разносторонне развитого;
  • Быть человеком независимым и уметь противостоять внешним требованиям;
  • Быть способным оспорить чужие предположения, а также иметь готовность и желание действовать путем «А что если?!»;
  • Быть любознательным, восприимчивым, непредубежденным, готовым к чему-то новому;
  • Быть энергичным человеком, легким на подъем;
  • Иметь проницательность и наблюдательность ;
  • Уметь совмещать несовместимое;
  • Уметь преподнести свои идеи и мысли, убедить человека ;
  • Обладать чувством юмора и игривостью…

Из этого списка следует выделить первое «надо». Есть интересное мнение - Единственное, что отличает «креативного» человека от «некреативного» - то, что «креативный» убежден, что он таким является. Поэтому все, что он делает, он делает именно с этой мыслью. Задумайтесь!

Пару слов о независимости. Развить кретивность и стать креативным проще человеку независимому, ведь его мнения и решения редко поддаются чужому влиянию и деструктивной критике. А следовательно меньше ограничений и больше простора и свободы для действий.

Психология понимает под креативностью - особые творческие способности, а творчество во всех своих проявлениях основано на воображение. Следовательно, важная часть развития креативных способностей – развитие воображения.

Психологи, анализировавшие составляющие креативности пришли к выводу, что для развития креативного мышления также важным составляющим является интуиция (интуитивное понимание). Читайте - «Как развить интуицию ».

Общайтесь с креативными и творческими людьми, добившимися определенного успеха, пытайтесь проводить с ними как можно больше времени, если есть возможность, обязательно понаблюдайте, как они работают. Это необязательно должны быть люди искусства, ведь креативного человека можно встретить в любой профессии.

Не бойтесь экспериментировать. Наши строгие правила, рамки в которые мы сами себя ставим (как нужно себя вести и думать), приводят нас к тому, что мы отвергаем хорошие идеи, которые могли бы внести вклад в развитие креативности . Боясь стать мишенью для насмешек, мы контролируем наше поведение на предмет правильности и приемлемости. Экспериментируйте и не бойтесь показаться смешным!

Важным моментом, который сдвинет с мертвой точки развитие креативности мышления , является призыв к действию. Не стоит ждать подходящего момента, чтобы попробовать создать что-то оригинальное, интересное и удивительное, не думайте, что вы не готовы. Начните творить и уже в процессе работы вы поймете, что вам долгие годы так не хватало.

Развивая креативность, ради тренировки, ставьте перед собой задачи, решение которых ничего вам не дает.

Процесс развития креативности можно начать с заимствования чужой идеи, у людей, работающих в вашей сфере. Не примите это за призыв к плагиату. Речь идет о развитии, о том, чтобы узнавать что-то новое , новые веяния и тенденции, и пропускать их через призму собственного восприятия.

Как рождается креатив

Креативная мысль иногда приходит внезапно через озарение, но в основном рождается методом ориентировки сознания на поиск идей. То есть для начала мы определяем, какие идеи нам нужны (область применения), потом фокусируемся на них и начинаем разрабатывать (устраиваем мозговой штурм), далее, после того как на ум приходит одна или несколько достойных идей, следует их фиксация и разносторонняя проработка (шлифовка). Спросите и где тут совет по развитию креативного мышления? Значительный прирост креативности как раз и дает умение разрабатывать, улавливать и фиксировать вдруг промелькнувшие мысли и идеи.

Для того, чтобы развить креативность и сделать этот процесс более легким и понятным надо следовать правилам:

  • Берясь за выполнения задания или приступая к разработки идеи – будьте предельно сосредоточены (на начальных этапах развития креативности это особенно необходимо), не отвлекаясь ни на что другое, сконцентрируйте свое внимание на какой-то одной идеи или предмете.
  • Если нужно создать новый оригинальный продукт или для решения задачи необходим творческий подход, ваш ум должен быть пластичным и гибким. Научитесь нестандартно мыслить, переключаться с одного хода мыслей на другой. Стройте неожиданные комбинации, проигрываете всевозможные варианты, перемешиваете идеи, рассматривайте ситуацию со всех сторон. Чтобы исследовать все новые и новые возможности, делайте самые немыслимые предположения.

Развить креативные способности поможет следующая статья – «Упражнения на креативность ».

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).