Как называются люди которые не спят. Люди, которые не спят. Медицина ему ничем не смогла помочь

Говорят, человек может прожить без сна только 10-11 суток. Но из этого правила есть исключения. В мире несколько десятков людей, которые не спят годами и даже десятилетиями. Среди них — вьетнамский фермер, британская учительница и житель Минска. Для кого-то из них превратилась в проклятие, а кто-то почти не страдает от странной болезни.

Расстройство нервной системы, приводящее к полному отсутствию сна, врачи называют колеститом.

Обычные люди чувствуют дискомфорт, обходясь без сна даже сутки-двое. Портится настроение, временами притупляются или, напротив, болезненно обостряются зрение и слух, катастрофически падает работоспособность. Без кофе и прочих стимуляторов становится невозможно сосредоточиться. Это состояние испытывал на себе каждый студент, готовящийся к сессии. На третьи-пятые бессонные сутки начинаются более серьезные проблемы: галлюцинации, кошмары наяву, может развиться вполне серьезная депрессия. Ставить на себе подобные эксперименты не порекомендует ни один врач.

Однако в природе существует редкий недуг, который опровергает все медицинские законы — пожизненная бессонница, или, по-научному, колестит. За всю историю медицины были известны ее единичные случаи.

В 1940-1950 годы в Нью Джерси проживал старый человек по имени Ал Харпин. Старику было около 90 лет, и он был практически нищим. Бездомные вроде него ютились в хижинах из листьев и ветвей деревьев. Такую же выстроил себе и Ал, вот только в его пристанище не было ничего похожего на кровать или лежанку. Эти предметы ему просто не требовались: сколько он себя помнил, Ал Харпин не умел спать. Ему это просто не требовалось. О чудесном старичке ходили легенды, и в его хижину стали наведываться доктора. Ни один из них не мог понять, в чем секрет Харпина, который действительно не спал. В течение нескольких часов он отдыхал сидя или лежа — и таким образом восстанавливал силы. Сам старик простодушно считал, что своей особенностью обзавелся еще до рождения: мать рассказывала ему, что во время беременности сильно ударилась животом.

В американской газете конца XIX века была опубликована следующая заметка. "Дэвид Джонс вызвал особый интерес у местных врачей, так как несколько лет назад провел без сна 90 суток, через год — 131 сутки, в настоящее время он переживает очередную волну бессонницы". Автор заметки рассказывал, что удивленные медики установили за Джонсом круглосуточное наблюдение и убедились: мужчина действительно не спал. По словам окружающих, Дэвид не жаловался и, казалось, не испытывал никакого дискомфорта — наоборот, в освободившееся время охотно занимался делами своей фермы. Никаких причин своего состояния он тоже найти не мог — разве что сообщил врачам, что в юности много курил. В конце концов врачи просто оставили его в покое.

К сожалению, не все переносят колестит так легко, как американский бродяга Харпин и фермер Джонс. Для сорокалетней учительницы Джоаны Мур отсутствие сна стало сущим проклятием. Вечером 1962 года она вернулась домой из школы, где в то время работала. Джоана устала за день. Она почувствовала сонливость, зевнула… а дальше произошло нечто, чего ни сама женщина, ни врачи до сих пор не могут объяснить. Джоана рассказывает, что в тот момент как наяву увидела свою покойную мать, а затем у нее в голове словно "что-то сместилось". Мисс Мур не заснула ни в ту ночь, ни в следующую. Больше она не спала никогда. К сожалению, сумев выжить без сна, она чувствует себя ужасно. Джоанна рассказывает, что желание спать теперь одолевает ее и днем, и ночью. Она постоянно ощущает слабость и , но заснуть не может, как ни старается. Никакие снотворные и успокоительное препараты не смогли ей помочь. Врачи, обследовавшие Джоанну Мур, пришли к выводу, что у нее поражена часть головного мозга. Как ни странно, по остальным медицинским показателям здоровье Джоан в норме. Но психологически каждая бессонная ночь становится для нее испытанием. "В тишине и пустоте я чувствую себя единственным живым человеком на всей Земле", — жалуется она.

Вьетнамец Тай Нгок не спит 39-ый год подряд. Колестит поразил его после перенесенной лихорадки. Долгие годы вьетнамец оставался здоров и работоспособен. Но давая интервью в 2006 году, Тай признался, что из-за отсутствия сна стал чувствовать себя "как растение без воды".

Соотечественник Тая Нгока, крестьянин Нгуен Ван Кха, не смыкает глаз немногим меньше — уже 27 лет. По словам Нгуена, последний раз он нормально спал в 1979 году. Затем с ними стало происходить что-то странное. Однажды вечером, закрыв глаза, Кха почувствовал сильное жжение под веками, а в его сознании возник образ пылающего огня. С тех пор это происходило всякий раз при попытке задремать, и уснуть Ван Кха не удавалось. Более того, он вообще перестал закрывать глаза. За минувшие годы феномен неспящего вьетнамца так и не нашел научного объяснения. По рекомендациям разнообразных медиков Кха перепробовал большое количество различных европейских лекарств и средств восточной медицины, но все было напрасно. К счастью, Кха, по его словам, чувствует себя вполне хорошо и от своего причудливого недуга никак не страдает.

Один из самых знаменитых "неспящих" — житель Минска Яков Цеперович. В возрасте 26 лет он пережил клиническую смерть. По некоторым данным, ревнивая супруга попыталась отравить его, подсыпав что-то в вино. Мужчине стало плохо, его увезли на "скорой". Врачи в буквальном смысле "достали" Якова с того света. Правда, вернулся он другим человеком.

Яков долго приходил в себя, заново учился разговаривать, переписывался с окружающими на листе бумаги. Но с его телом происходили удивительные перемены: молодой человек ощущал удивительный прилив сил. Его посещали свежие мысли и идеи, причем некоторые были облечены в стихотворную форму — хотя до этого Цеперович никогда не писал стихи.

На этом странности не закончились. Окончательно вернувшись к нормальной жизни, Яков обнаружил, что потерял способность спать. Первое время это доставляло огромные мучения. Спать очень хотелось, как это бывает во время обыкновенной бессонницы, но уснуть мужчина не мог. При попытке прилечь Яков слышал в своей голове какой-то щелчок, и, по его собственному описанию, чувствовал, словно какая-то сторонняя сила заставляет его садиться в постели. "Это был самый настоящий кошмар, — вспоминает он. — Непрерывная борьба за возможность хоть на мгновение забыться во сне".

Спустя какое-то время наступил перелом: организм Якова, по-видимому, научился обходиться без сна. Физические силы стали прибывать словно по волшебству: Яков без всякой усталости мог отжиматься часами, поднимать гири. Самое интересное заключается в том, что, по свидетельству очевидцев, Цеперович перестал стареть. Фотографии, на которых ему 40-43 года, неотличимы от снимков, сделанных в 25-26 лет.

"У меня такое состояние, как будто времени нет вообще, говорит Яков.- Я не чувствую прожитых лет. Такое ощущение, что бесконечно длится один и тот же день без разрывов и промежутков. Мне кажется, что моя жизнь будет продолжаться бесконечно".

Вскоре его состоянием заинтересовались врачи. Они установили, что мужчина действительно не спит, и обнаружили, что температура его тела не поднимается выше 34 градусов. Больше никаких патологий и изменений в его организме обнаружено не было. Сейчас Яков Цеперович живет со второй супругой, у них есть сын. Чтобы на время "отключаться" от внешнего мира без помощи сна, он занимается йогой и медитирует.

Несмотря на свое великолепное, казалось бы, здоровье, Яков тоскует по утраченной возможности спать и не считает освободившиеся ночные часы "подарком". "Как ни странно, я это время никак не использую, — однажды сказал он. — Господь подарил мне жизнь, и я просто живу. К тому же, поймите, для меня это не дополнительное время, а просто обычное время, которое есть у каждого человека, и заполняю я его обычными делами. Конечно, ночью не будешь заниматься шумными делами, когда все вокруг спят. Поэтому в это время я читаю, пишу, думаю".

"Мне и сейчас по-прежнему хочется стать человеком, который может спать", — признается Цеперович.


У реки Маиси в Бразилии живет необыкновенное племя индейцев Пираха. С неповторимым бытом и своей верой. Писатель и бывший миссионер Дэниэл Эверет прожил среди пираха 30 лет!

Они не умеют считать — даже до одного. Они живут здесь и сейчас и не строят планов на будущее. Прошлое для них не имеет никакого значения. Они не знают ни часов, ни дней, ни утра, ни ночи, и уж тем более, распорядка дня. Они едят, когда проголодаются, а спят лишь урывками по полчаса, считая, что длительный сон отнимает силы.

Им неизвестна частная собственность и глубоко наплевать на всё то, что представляет ценность для современного цивилизованного человека. Им неведомы тревоги, страхи и предрассудки, которые одолевают 99 процентов населения земного шара.



Люди, которые не спят.


Что говорят друг другу люди, отправляясь спать? В разных культурах пожелания звучат, конечно, по-разному, но везде они высказывают надежду говорящего на то, что его оппонент будет спать сладко, видеть во сне розовых бабочек и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же «Спокойной ночи» звучит как «Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи!»

Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится — ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20-30 минут, прислоняясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха — любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.

«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них — я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя…» В среднем пираха меняют имя раз в 6-7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике



Люди без завтра.


Возможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знаю что такое «завтра» и что такое «сегодня», и также плохо ориентируют понятия «прошлое» и «будущее». Так что никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать.

Эверея впервые посетил пираха в 1976 году, когда про пираха ничего не было известно. И лингвист-миссионер-этнограф испытал первое потрясение, когда увидел, что пираха не делают запасов еды. Вообще. Чтобы племя, ведущее фактически первобытный образ жизни, не заботилось о дне грядущем — такое по всем канонам невозможно. Но факт остается фактом: пираха не запасают пищу, ои просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет).

Когда у пираха нет еды они относятся к этому флегматично. Ему вообще непонятно, зачем есть каждый день, да еще и по нескольку раз. Едят они не чаще двух раз в день и нередко устраивают себе разгрузочные дни, даже тогда, когда пищи в деревне много.



Люди без цифр.


Долгое время миссионерские организации терпели фиаско, пытаясь вразумить сердца пираха и направить их к Господу. Нет, пираха приветливо встречали представителей католических и протестантских миссионерских организаций, с удовольствием прикрывали свою наготу красивыми подаренными шортами и с интересом ели консервированный компот из банок. Но на этом общение фактически заканчивалось.

Никто так и не смог понять язык пираха. Поэтому Евангелическая церковь США сделала умную вещь: туда послали молодого, но талантивого лингвиста. Эверетт был готов к тому что язык окажется трудным, но он ошибался: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается»

В нем всего семь согласных и три гласных. Еще больше проблем со словарным запасом. Местоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они» пираха неумело пользуются местоимениями, которые употребляют их соседи индейцы-тупи (единственный народ с которым пираха кое-как контактировали)

Глаголы и существительные у них особо не разделяются, и вообще привычные нам языковые нормы тут, похоже, утоплены за ненадобностью. Например, пираха не понимают смысла понятия «один». Вот барсуки, вороны, собаки понимают, а пираха — нет. Для них это настолько сложная философская категория, что любой, кто попытается поведать пираха, что это такое, заодно может пересказать теорию относительности.

Цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: «несколько» и «много» . Две, три и четыре пираньи — это несколько, а вот шесть — уже явно много. А что такое одна пиранья? Это просто пиранья. Проще русскому объяснить зачем нужны артикулы перед словами, чем объяснить пираха зачем считать пиранью, если это пиранья, которую не нужно считать. Поэтому пираха никогда не поверят, что они — маленький народ. Их 300 человек, а это, безусловно, много. Про 7 миллиардов с ними говорить бесполезно: 7 миллиардов — это тоже много. Вас много, и нас мнгого, это просто замечательно.


Люди без вежливости.


«Здравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидания», «извините», «пожалуйста» — массу слов люди большого мира используют, чтобы показать, как хорошо они друг к другу относятся. Ничего из вышеперечисленного пираха не используют. Они и без этого всего друг друга любят и не сомневаются, что и все окружающие априори рады их видеть. Вежливость — это побочное дитя взаимного недоверия — чувства, которого пираха, по утверждению Эверетта, лишены полностью.


Люди без стыда.


Пираха не понимают, что такое стыд, вина или обида. Если Хааиохааа уронил рыбу в воду это плохо. Рыбы нет, обеда нет. Но причем тут Хааиохааа? Он ведь просто уронил рыбу в воду. Если маленький Киихиоа толкнул Окиохкиаа, то это плохо, потому что Окиохкиаа сломал ногу и ее нужно лечить. Но это случилось потому что это случилось, вот и все.

Даже малеьнких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют.

Если грудной младенец не берет материнскую грудь — значит никто не будет кормить его насильно: ему виднее, почему он не ест. Если женщина, ушедшая к реке рожать, не может разродится и третьи сутки оглашает воплями лес — значит, она не хочет рожать на самом деле, а хочет умереть. Незачем идти туда и отговаривать ее делать это. Ну, муж еще может пойти туда — вдруг у него найдутся веские аргументы. Но зачем туда пытается бежать белый человек со странными железными штуками в коробке?



Люди, которые видят другое.


У пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений. Пираха знают, что они как и все живое — дети леса. Лес полон тайн… даже нет, лес — это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес — это страшно.

Но страх пираха — это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очарования. Можно сказать, что они любят боятся.

Однажды Эверетт проснувшись утром увидел, что вся деревня столпилась на берегу. Оказалось, что туда пришел дух, желавший о чем-то предупредить пираха. Выйдя на пляж, Эверетт обнаружил, что толпа стояла вокруг пустого места и испуганно, но оживленно с этим пустым местом беседовала. На слова: «Там же никого нет! Я ничего не вижу» — Эверетту ответили, что ему и не положено видеть, так как дух пришел именно к пираха. А если ему нужен будет Эверет, вот тогда ему будет прислан персональный дух.


Люди без бога.


Все вышеперечисленное делало пираха невозможным объектом для миссионерсокй работы. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно. Надо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаются люди.

История Иисуса Христа в переводе на пирахский тоже выглядела не слишком убедительно. Понятие «век» «время» и «история» для пираха пустой звук. Слушая про очень доброго человека, которого злые люди прибили к дереву гвоздями, пираха спрашивали Эферетта, видел ли он это сам. Нет? Видел ли Эферетт человека, который видел этого Христа? Тоже нет? Тогда как он может знать, что там было?

Живя среди этих маленьких, полуголодных, никогда не спящих, никуда не спешащих, постоянно смеющихся он пришел к выводу, что человек куда более сложное существо, чем рассказывает Библия, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. Лишь спустя годы он понял, что ему нужно учиться у пираха, а не наоброт.



У белых людей есть удивительный «талант» — нагло вторгаться на якобы неосвоенные территории и насаждать свои правила, обычаи и религию. Всемирная история колонизации — яркое тому подтверждение. Но всё-таки однажды, где-то на краю земли, обнаружилось племя, люди которого так и не поддались миссионерско-просветительской деятельности, ибо эта деятельность показалась им никчёмной и крайне неубедительной.

Американский проповедник, а по совместительству этнограф и лингвист Дэниел Эверетт в 1977 году прибыл в джунгли Амазонки, чтобы нести слово божье. Его целью было рассказать о Библии тем, кто ничего о ней не знал — наставить на путь истинный дикарей и безбожников. Но вместо этого миссионер встретил людей, живущих в таком согласии с окружающим миром, что те сами обратили его в свою веру, а не наоборот.

Впервые обнаруженное португальскими золотоискателями 300 лет назад, племя Пираха живёт в четырёх деревнях в районе реки Маиси, притока Амазонки. И именно благодаря американцу, который посвятил годы жизни изучению их быта и языка, оно приобрело всемирную известность.

История Иисуса Христа не произвела никакого впечатления на индейцев Пираха. Мысль о том, что миссионер всерьёз верит рассказам про человека, которого сам никогда не видел, показалась им верхом абсурда.

Дэн Эверетт: «Мне было всего 25. Тогда я был горячо верующим человеком. Готов был умереть за веру. Готов был сделать всё, чего она потребует. Тогда я не понимал, что навязывание другим людям своих убеждений — это та же колонизация, только колонизация на уровне верований и идей. Я пришёл, чтобы рассказать им о Боге и о спасении, чтобы эти люди смогли попасть в рай, а не в ад. Но я встретил там особенных людей, для которых большинство вещей, которые были важными для меня, не имели значения. Они не могли понять, с чего я решил, что имею право объяснять им, как жить».



«Качество их жизни было во многих отношениях лучше, чем у большинства религиозных людей, которых я знал. Я нашёл мировоззрение этих индейцев очень вдохновляющим и правильным», — вспоминает Эверетт.

Но не только жизненная философия Пираха пошатнула систему ценностей молодого учёного. Язык аборигенов оказался настолько непохожим на все остальные известные языковые группы, что буквально перевернул традиционное представление о фундаментальных основах лингвистики. «Их язык не столь сложен, сколь уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». По сравнению с остальными, язык этих людей кажется «более чем странным» — в нём всего семь согласных и три гласных. Зато на Пираха можно говорить, напевать, свистеть и даже общаться с птицами.



Одна их книг, которую Эверетт написал под впечатлением от «невероятных и совсем других индейцев», называется: «Don’t sleep there are snakes!», что дословно переводится: «Не спи, повсюду змеи!» И действительно, среди Пираха не принято спать подолгу — лишь по 20-30 минут и только по мере необходимости. Они убеждены, что длительный сон может менять человека, и, если много спать, есть риск потерять себя, став совсем другим. Режим дня у них отсутствует как факт, а регулярный восьмичасовой сон им просто не нужен. По этой причине они не спят по ночам, а лишь дремлют по чуть-чуть там, где их настигнет усталость. Чтобы не спать, они натирают свои веки соком одного из тропических растений.

Наблюдая изменения своего тела, связанные с этапами взросления и старения, Пираха верят, что всему виной сон. Постепенно меняясь, каждый индеец берёт себе новое имя — это происходит в среднем раз в шесть-восемь лет. Для каждого возраста у них есть свои имена, так что, зная имя, всегда можно сказать, о ком идёт речь — о ребёнке, подростке, взрослом или старике.



25 лет миссионерства Эверетта никоим образом не повлияли на убеждения Пираха. Зато учёный, в свою очередь, раз и навсегда заязал с религией и ещё сильнее погрузился в научную деятельность, став профессором языкознания. Постигая миры аборигенов, Дэниел то и дело сталкивался с вещами, которые с трудом укладывались в его голове. Одно из таких явлений — абсолютное отсутствие счёта и числительных. Индейцы этого племени используют только два соответствующих слова: «несколько» и «много».

«Пираха не используют чи́сла, потому, что не нуждаются в них — они прекрасно обходятся без этого. Однажды меня спросили: «Выходит, матери Пираха не знают, сколько у них детей?» Я ответил: «Они не знают точного числа своих детей, но знают их по именам и по лицам. Им не нужно знать число детей, чтобы узнавать их и любить».



Ещё более сверхъестественным кажется отсутствие отдельных слов для обозначения цветов. В это сложно поверить, но у аборигенов, живущих посреди наполненных яркими красками тропических джунглей, есть только два слова, обозначающих цвета этого мира — «светлый» и «тёмный». При этом, все Pirahã успешно проходят тест на цветоделение, различая силуэты птиц и животных в смешении разноцветных мазков.

В отличие от соседей из других племён, этот народец не создаёт декоративных узоров на своих телах, что свидетельствует о полном отсутствии искусства. У Пираха нет форм прошедшего и будущего времени. Мифов и легенд здесь также не существует — коллективная память выстраивается лишь на личном опыте самого старого из ныне живущих членов племени. При этом, каждый из них обладает поистине энциклопедическими знаниями о тысячах растений, насекомых и животных — помня все названия, свойства и особенности.



Очередной феномен этих экстраординарных жителей глухой бразильской сельвы — полное отсутствие идеи накопления пищи. Всё, что добывается на охоте или рыбалке, немедленно съедается. А за новой порцией они отправляются только будучи сильно голодными. Если же вылазка за провиантом не приносит результатов, они относятся к этому философски — мол, часто есть также вредно, как и много спать. Мысль о заготовках еды впрок им кажется такой же нелепой, как россказни белокожих людей о едином боге.

Пираха едят не более двух раз в день, а порой, и того реже. Наблюдая за тем, как Эверетт с семейством уплетали свой очередной ланч, обед или ужин, Пираха искренне недоумевали «Разве можно столько есть? Вы же так умрёте!»

С частной собственностью — тоже всё не как у людей. Бо́льшая часть вещей — общая. Разве что незамысловатая одежда и личное оружие у каждого свои. Впрочем, если человек не пользуется тем или иным предметом, значит, он ему не нужен. А, следовательно такую вещь с лёгкостью можно позаимствовать. Если же сей факт расстроит прежнего хозяина, то ему её вернут. Следует также отметить, что дети Пирахa не имеют игрушек, что однако, ничуть не мешает им играть друг с другом, растениями, собаками и лесными духами.



Если задаться целью отыскать на нашей Планете людей, свободных от каких-либо предрассудков, то и здесь Пираха на первом месте. Никакой вымученной радости, никакой фальшивой вежливости, никаких «спасибо», «извините» и «пожалуйста». Зачем всё это нужно, когда Пираха и так друг друга любят без всяких глупых формальностей. Более того, они ни на секунду не сомневаются, что не только соплеменники, но и остальные люди всегда рады их видеть. Чувства стыда, обиды, вины или сожаления им также чужды. Какдый вправе делать то, что хочет. Никто никого не воспитывает и не поучает. Невозможно представить, чтобы кто-то из них украл или убил.

«Вы не встретите у Пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости — без психотропных препаратов и антидепрессантов» — делится впечатлениями Эверетт, посвятивший Pirahã более 30 лет своей жизни.


Взаимоотношения детей джунглей с миром сновидений также выходят за привычные для нас рамки. «У них совсем иная концепция объективного и субъективного. Даже когда они видят сны, они не отделяют их от реальной жизни. Опыт, пережитый во сне, считается таким же важным, как опыт, полученный во время бодрствования. Таким образом, если мне снилось, будто я гулял по Луне, то с их точки зрения, я действительно совершил такую прогулку», — поясняет Дэн.

Пираха видят себя неотъемлемой частью природы — детьми леса. Для них лес — это сложный живой организм, по отношению к которому они испытывают неподдельный трепет, а иногда даже страх. Лес наполнен необъяснимыми и странными вещами, которые они и не пытаются разгадать. А ещё там обитает целое множество таинственных духов. Пираха верят, что после смерти непременно пополнят их ряды — тогда-то они и получат ответы на все вопросы. А пока нет никакого смысла забивать себе голову всякой ерундой.

Эверетт неоднократно наблюдал за тем, как его друзья-индейцы крайне оживлённо, во весь голос общаются с невидимыми духами — так, будто это обычные люди. На вопрос, почему же учёный ничего подобного не видит, он всякий раз получал безапелляционный ответ — мол, что тут непонятного — духи пришли не к нему, а к Пираха.

Вопреки опасениям Дэниела, связанным с возможным исчезновением племени в силу столкновения с Большим Миром, численность Пираха в наши дни возросла с 300 до 700 человек. Находясь в четырёх днях пути по реке, племя и сегодня живёт довольно обособленно. Здесь по-прежнему почти не строят домов и не обрабатывают почву для обеспечения своих нужд, полностью полагаясь на природу. Одежда — единственная уступка Пираха современной жизни. Они крайне неохотно воспринимают блага цивилизации. «Они соглашаются принять только определённые подарки. Им нужна ткань, инструменты, мачете, алюминиевая посуда, нитки, спички, иногда — фонарики и батарейки, крючки и леска. Они никогда не просят ничего крупного — только мелочи», — комментирует Дэн, досконально изучивший нравы и предпочтения своих необычных друзей.

«Я считаю, что они счастливы, потому что не беспокоятся о прошлом и будущем. Они чувствуют, что в состоянии заботиться о своих потребностях сегодня. Они не стремятся получить вещи, которыми не обладают. Если я что-то даю им — хорошо. Если нет — тоже хорошо. В отличие от нас они не материалисты. Они ценят возможность путешествовать быстро и легко. Я никогда и нигде (даже среди других индейцев Амазонии) не встречал столь спокойного отношения к материальным объектам».



Как известно, ничто так не меняет сознание и внутренний мир, как путешествия. И чем дальше от дома удаётся забраться, тем стремительнее и мощнее этот эффект. Выход за рамки знакомого и привычного мира может стать самым сильным, ярким и незабываемым переживанием в жизни. Сто́ит покинуть зону комфорта, чтобы увидеть то, что не видел раньше, и узнать о том, о чём прежде не имел никакого понятия.

«Я часто проводил параллели между мировоззрением Pirahã и дзен-буддизмом», — продолжает Эверетт. «Что же касается Библии, то я понял, что в течение длительного времени был лицемером, потому что сам до конца не верил в то, что говорил. Человек — куда более сложное существо, чем рассказывает Священное Писание, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. В настоящее время я работаю над книгой под названием «Мудрость Путешественников» — о том, насколько важные и полезные уроки мы можем получить от людей, которые сильно отличаются от нас самих. И чем больше эти отличия, тем большему мы можем научиться. Ни в одной библиотеке вы не получите столь ценного опыта».

Вряд ли у кого-то на этой Планете найдётся точное определение того, что такое счастье. Возможно, счастье — это жизнь без сожалений и страха перед будущим. Людям мегаполисов сложно понять, как вообще такое возможно. Зато, туземцы из племени Пираха, живущие «здесь и сейчас», по-другому просто не умеют. То, чего они не видят сами, для них не существует. Такие люди не нуждаются в Боге. «Нам не нужны небеса, нам нужно то, что на земле», — говорят самые счастливые люди на свете — люди, с лиц которых никогда не сходит улыбка — индейцы Пираха.

Сегодня в Большом Мире только три человека говорят на языке Pirahã — Эверетт, его бывшая жена, и миссионер, который был предшественником Дэниела в затерянных джунглях Амазонки.


Каков же язык и культура пирахa? Вот их основные признаки (а главный признак — чрезвычайная бедность абстрактного мышления):


  1. Самый бедный в мире набор фонем. Всего три гласных (a, i, o) и восемь согласных(p, t, k, ‘, b, g, s, h). Правда, почти каждой из согласных фонем соответствуют два аллофона. К тому же язык имеет и «свистящую» версию, употребляемую для передачи сигналов на охоте.

  2. Абсолютное отсутствие счета. Все остальные народы мира, сколь примитивными бы они ни были, умеют считать хотя бы до двух, т.е., различают «один», «два» и более двух. Пирахa же не умеют считать даже… до одного. Они не различают единственности и множественности. Покажите им один палец и два пальца — и они не увидят разницы. У них имеются только два соответствующих слова: 1) «маленький / один или немного» и 2) «большой / много». Тут следует заметить, что в языке пирахa нет слова «палец» (есть только «рука»), и они никогда ни на что не показывают пальцем — только всей кистью руки.

  3. Отсутствие восприятия целостности и частности. В языке пирахa нет слов «весь», «все», «всё», «часть», «некоторые». Если все члены племени побежали на речку купаться, то рассказ пирахa будет звучать так: «А. пошел купаться, Б. пошел, В. пошел, большой/много пирахa пошел/пошли». Также у пирахa нет чувства пропорции. Белые торговцы уже с конца 18 века ведут с ними меновую торговлю и всё дивятся: пирахa может принести пару перьев попугая и потребовать взамен всю кладь парохода, а может притащить что-то огромное и дорогое и потребовать за это глоток водки.

  4. Отсутствие подчиненности в синтаксисе. Так, фраза «он мне сказал, каким путем он пойдет» на пирахa дословно не переводится.

  5. Чрезвычайная бедность местоимений. До недавнего времени у пирахa скорее всего вообще не было личных местоимений («я», «ты», «он», «она»); те, которые они употребляют сегодня, совершенно явно заимствованы у соседей-тупи.

  6. Отсутствие отдельных слов для обозначения цветов, и, следовательно, слабое их восприятие. Строго говоря, есть только два слова: «светлый» и «темный».

  7. Чрезвычайная бедность понятий родства. Таковых всего три: «родитель», «ребенок» и «брат/сестра» (без какого-либо различия пола). К тому же «родитель» означает и деда, бабку и т.д.; «ребенок» — внука, и т.д. Слов «дядя», «двоюродный брат» и т.п. нет. А так как нет слов, нет и понятий. Например, половая связь тетки с племянником не считается инцестом, т.к. нет понятий «тетка» и «племянник».

  8. Отсутствие какой-либо коллективной памяти, более давней, чем личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени. Например, современные пирахa не осознают, что было когда-то время, когда белых людей в округе вообще не было, что они когда-то пришли.

  9. Почти полное отсутствие каких-либо мифов или религиозных верований. Вся их метафизика основывается исключительно на снах; правда, даже и тут они не имеют ясного представления о том, что это за мир. Тут надо заметить, что в языке пирахa нет отдельных слов «мысль» и «сновидение». «Я сказал», «я подумал» и «я увидел во сне» звучат одинаково, и лишь контекст позволяет угадать, что имеется в виду. Никакого намека на миф творения нет. Пирахa живут в настоящем времени и сегодняшним днем.

  10. Практически полное отсутствие искусства (узоров нет, тела не раскрашивают, никаких серег или колец в носу не носят). Следует заметить, что дети пирахa не имеют игрушек.

  11. Отсутствие последовательного суточного ритма жизни. Все остальные люди днем бодрствуют, а ночью спят. У пирахa же такого нет: они спят в разное время и понемногу. Захотелось поспать — лег, поспал 15 минут или часок, встал, пошел на охоту, потом снова немного поспал. Поэтому фраза «поселок погрузился в мирный сон» к пирахa неприменима.

  12. Отсутствие накопления пищи. Никаких лабазов и хранилищ нет. Все принесенное с охоты мясо немедленно съедается, а если следующая охота неудачна — ходят голодными до тех пор, пока снова не повезет.

При всем при этом пирахa своей жизнью очень довольны. Они считают себя самыми обаятельными и привлекательными, а остальных — какими-то странными недочеловеками. Себя они называют словом, буквально переводимым как «нормальные люди», а всех не-пирахa (и белых, и других индейцев) — «мозги набекрень». Интересно, что самые близкие (в генетическом отношении) к ним индейцы мура когда-то, очевидно, были такими же, как и они, но затем ассимилировались с соседними племенами, утратили свой язык — и свою примитивность — и стали «цивилизованными». Пирахa же остаются такими же, как были, и на мура смотрят свысока.

Вот еще истории про племена и традиции: вот и действительно ли ? Вот тут и знаете ли вы . Вот из последнего такая тема как

» мы публиковали статью «Как меньше спать без вреда для тела? «, где постарались подробно ответить на этот вопрос. Как оказалось, в мире полно чудес, и в дебрях Амазонки существует целое племя: люди, которые никогда не спят. И взрослые, и дети, и старики. Мало того, что не спят — так ещё и другим не советуют.

Люди, которые никогда не спят, объединяются в племя-народность под названием «pirahã», пираха. Их немного, всего около 400 человек. Кстати, на нашем сайте мы уже затрагивали другое племя Амазонки (в статье «Водопад Анхель, джунгли, аборигены и приготовление бататовых лепёшек «). Правда, они более многочисленны и более цивилизованы… Но и менее счастливы. Но не будем забегать наперёд.

Люди, которые никогда не спят, отличаются рядом удивительных особенностей.

Что говорят, идя на боковую? Пожелания звучат различно, но везде выражают надежду на то, что собеседник будет спать сладко, видеть во сне голеньких поросят и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же «Спокойной ночи» звучит как «Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи! »

Пираха считают, что спать вредно.

  1. Во-первых, сон делает тебя слабым.
  2. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится — ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто.
  3. Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом.

Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20-30 минут (знакомый ритм сна по статье «Как меньше спать без вреда для тела? «), оперевшись на что-нибудь. В остальном

  • болтают,
  • смеются,
  • мастерят,
  • танцуют у костров
  • играют с детьми и собаками
  • и т.д..

Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха — любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.

«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них — я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя…»

В среднем пираха меняют имя раз в 6-7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике

Возможно, именно такой сон без различения дня и ночи создал необычное отношение ко времени. В языке племени нет понятий (или они очень плохо разработаны):

  • «завтра»
  • «сегодня»
  • «прошлое»
  • «будущее».

В общем, как в песне:

На проклятом острове нет календаря

Только «дикари» отнюдь не рыдают, а довольны и счастливы.

С отсутствием понятий о «завтра» пираха не могут думать о будущем. Они просто не умеют этого делать. Следовательно, они делают запасов еды. Вообще. Они просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет).

Что пираха делают, когда нет еды? Устраивают себе разгрузочные дни. Они практикуют лечебное голодание даже тогда, когда еды в деревне достаточно.

Проблема с языком привела к тому, что долгое время никто не мог понять пираха. В частности, постоянно проваливались попытки насадить им христианство.

Но после того, как в племени побывал лингвист, выяснилось, что барьер для понимания был глубоко в основах. Язык пираху оказался уникальным (единственный живой язык из семьи муранских языков — языков средней Амазонии). Например:

  • в языке в всего семь согласных и три гласных.
  • местоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они» пираха неумело пользуются местоимениями, кторые употребляеют их соседи индейцы-тупи
  • глаголы и существительные у них особо не разделяются
  • пираха не понимают смысла понятия «один».
  • цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: «несколько» и «много» . Две, три и четыре пираньи — это несколько, а вот шесть — уже явно много.

Так что выяснить историю племени, пусть даже по мифам, — откуда у них такие представления о жизни — не представляется возможным. Разве что кто-то найдёт машину времени 🙂 Или всё же объяснит пираху категорию времени и разбудит воспоминания предков 🙂

Простота языка приводит к тому, что отсутствует множество «лишних» слов:

  1. Слова вежливости: «здравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее отсутствуют.
  2. Точно так же, индейцы не понимают, что такое стыд, вина или обида. Даже малеьнких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют.

Обычно примитивность сочетается с огромной кучей религиозных табу, верований и так далее (как это характерно, например, для аборигенов Австралии). Тогда как у пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений:

  1. Пираха знают, что они как и все живое — дети леса. Лес полон тайн… даже нет, лес — это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес — это страшно.
  2. Но страх пираха — это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очарования. Можно сказать, что они любят боятся.
  3. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно.

Итак, пираха верят в духов леса, но не имеют религии, обрядов, представлений о Боге или божествах.

Кроме того, интересный факт: пираха считают сновидения частью своего реального жизненного опыта и говорят о событиях сна так, словно бы это произошло в реальности.

Как результат, по словам очевидцев:

Люди, которые никогда не спят, отличаются повышенной жизнерадостностью.

Правда, при этом неплохо было бы не участвовать в социальных играх в целом, и в играх «стыд, вина, обида» в частности».

Интересно, можно ли испытывать такую жизнерадостность в рамках современной цивилизации?..

22. Люди, которые не спят

Медицина зачастую сталкивается с самыми досадными открытиями. Посудите сами – перед нами вроде бы прописная истина, а на самом деле и она фальшива. Например, человек не может существовать без сна, уж это ли не аксиома? Конечно, он может какое-то время не спать, но без сна он протянет не дольше, чем без пищи. Сон, вбивают в головы студентам-медикам, – это пища для мозга. Посади мозг на голодный паек – и человек погибает!

В сороковые годы жил на окраине Трентона, в штате Нью-Джерси, старый чудак по имени Ал Херпин. И было ему тогда около 90 лет, и жил он в лачуге, слепленной из листов толя. Много там стояло подобных лачуг, в которых ютились бездомные бедняги, такие же, как и он. Но хибара Ал Херпина была все-таки особой. В ней не было ни кровати, ни топчана, ни гамака. На это была своя причина – Ал Херпин за всю свою долгую жизнь ни разу не сомкнул глаз.

Десятки врачей обследовали его, устраивая посменно недельные бдения. Результат был совершенно обескураживающим. Он действительно не спал, но и не умирал, хотя по всем законам медицины не мог не умереть. Дожив до девяностолетнего возраста, Ал Херпин пережил многих врачей, обследовавших его, именно тех врачей, которые спали регулярно. Умственные способности Ал Херпина были вообще средние, здоровье и аппетит хорошие. Он не гнушался никакой работы.

После дневного труда Ал, разумеется, уставал, но поскольку не мог спать, то просто садился в свое любимое кресло-качалку и принимался читать до тех пор, пока не чувствовал себя отдохнувшим. Освежившись таким образом и восстановив силы, он снова был готов работать.

Хотя обследовавшие его врачи не могли найти подходящего объяснения его фантастической хронической бессонницы, сам Ал был склонен разделить точку зрения матери, которая в свое время сказала, что он не может спать потому, что перед самыми родами она очень ушиблась. Были и другие подобные случаи. Среди страдавших бессонницей был хорошо известный Дэвид Джонс из Андерсона, штат Индиана. Вот что о нем писала местная газета 11 декабря 1895 года: «Дэвид Джонс привлек к себе внимание всей медицины тем, что еще два года назад не спал 93 суток, а в прошлом году 131 сутки; сейчас у него начинается новый приступ бессонницы, который, как полагает сам Дэвид Джонс, будет еще более продолжительным. Три недели назад за ним установили постоянное наблюдение; считая сегодняшний день, он уже двадцать суток как не спит. Ест он и разговаривает как обычно, весьма активен и занят делами. Он не ощущает никаких неприятных последствий, как не чувствовал их и после 131-суточного бдения в прошлом году. В тот период он усиленно занимался делами фермы. Он говорит, что у него такое ощущение, будто он никогда не будет спать. Кажется, такая перспектива его не беспокоит. Мистер Джонс не знает, в чем причина такой анормальности, единственное, на что он указывает, – это то, что в молодости он очень много курил».

Не в состоянии объяснить феномен Джонса надувательством и не желая признать его как непреложный факт, медицина оставила своего непонятного пациента в покое.

На страницах той же газеты было опубликовано сообщение о несчастной домохозяйке из Цегледа, Венгрия. Миссис Рэчел Саги проснулась однажды утром 1911 года от разламывающей голову боли. Боль долго не проходила, и она отправилась на прием к врачу, который объяснил недомогание злоупотреблением сном и посоветовал ей поменьше спать. Хотя это и смешно звучит, но доктор, кажется, был прав. С того дня до самой смерти, последовавшей в 1936 году, Рэчел Саги больше не сомкнула глаз, прожив без сна 25 лет 2 месяца и 11 дней. Как только она перестала спать, она забыла о головной боли.

Самый последний случай такого рода, который просочился в печать, касался рабочего с фермы, испанца по национальности.

Валентин Медина, которому уже исполнился 61 год, пришел в Мадрид утром 29 ноября 1960 года. Он прошагал 140 миль от Южной Кастилии до Мадрида за 4 дня и 4 ночи. Останавливался на обочинах дороги немного передохнуть, когда уже «сильно гудели ноги».

Что заставило его проделать это изнурительное путешествие? Медина пришел в Мадрид по совету провинциальных врачей, чтобы выяснить, не смогут ли столичные светила вылечить его от затянувшейся бессонницы.

Он сказал, что местные врачи ничем не смогли ему помочь. Столичные врачи связались с местными, и те подтвердили уникальность диагноза. Оказывается, один местный врач помнит его таким с детства, его еще пытался лечить отец, тоже врач, пятьдесят лет тому назад.

После длительного обследования в госпитале в Мадриде врачи пришли к выводу, что Валентин Медина действительно не может спать. Их настолько тронули его искренность и бедность, что они собрали ему деньги на билет и отправили обратно поездом: это была его первая поездка в жизни.

В интервью с представителями газет Медина сообщил:

– Я работаю как вол. Никогда в жизни не уставал на работе. Вместо подписи я до сих пор прикладываю палец, но мне хотелось бы научиться читать и писать. Если бы я научился читать, ночи стали бы для меня короче. Всю жизнь по ночам я сижу на кухне у печи и жду, когда запоют петухи.

Врачи, обследовавшие Медину в госпитале, отправили его домой, снабдив сильнодействующими успокоительными средствами в надежде, что он хоть раз в жизни выспится. Через три недели в Мадрид пришло письмо от врача Медины, в котором он благодарит коллег за доброту, проявленную к его странному пациенту. При этом он сообщал, что его подопечный прекратил принимать таблетки, так как после очередного приема ноги становились ватными и как бы засыпали, а он сам все равно не спал.

В августе 1961 года Юстасу Бернетту, фермеру-англичанину, исполнился 81 год. Жил он на своей ферме недалеко от Лестера и ничем не отличался от местных старых фермеров, за исключением того, что никогда не спал. В один прекрасный день у него пропало желание спать. Случилось это с ним в 27 лет. Вот уже 54 года по ночам он читает книги, слушает радио и решает кроссворды, в то время как остальные домашние сладко похрапывают и посвистывают во сне. Откуда только к нему не наведывались врачи, чтобы собственными глазами увидеть неспящего человека и убедиться, что он вполне здоров.

Конечно, медики делали попытки заставить его поспать, но они лишь теряли как свое время, так и время Бернетта. Гипноз не вызывал у него даже сонливости, а от снотворного болела голова.

После отъезда врачей Бернетт возвращался к обычной жизни: ночью он шесть часов лежал в постели, чтобы дать телу отдых, а мозг продолжал работать.

Юстас Бернетт, так же как и Валентин Медина, мог без преувеличения сказать: «В прошлом году я ни разу не спал».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Из книги автора

10. Люди гор и люди моря Корея – страна небольшая: с запада на восток километров триста, с юга на север – не более пятисот. Но каждую пятницу вечером на основных магистралях страны, выходящих из больших городов, начинается настоящее столпотворение – это корейцы едут на

Из книги автора

10. Люди гор и люди моря Корея – страна небольшая: с запада на восток километров триста, с юга на север – не более пятисот. Но каждую пятницу вечером на основных магистралях страны, выходящих из больших городов, начинается настоящее столпотворение – это корейцы едут на

Из книги автора

«Люди гор» и «люди долины» В Мизораме, восточной индийской провинции на границе с Бирмой, Михаэль принадлежал к «людям гор». Внизу жили «люди долины» – их братья, но «люди гор» практически не общались с ними. Здесь, в «горах», все было строже – и традиции, и законы, и власть

Из книги автора

Дороги, которые мы выбераем Автор: Александр БумагинОтечественный навигационный рынок переживает настоящий бум.Прошли те времена, когда установленный на приборной панели автонавигатор вызывал удивленные и недоумевающие взгляды соседей по потоку. Сегодня

Из книги автора

I Те, что спят, и тот, кто не дремлет В эту ночь, с 3 на 4 декабря, когда все мы, уставшие до изнеможения, готовые к самому худшему, спали сном праведников, в Елисейском дворце не смыкали глаз. Там царила бессонница, порожденная бесчестными замыслами. Около двух часов пополуночи

Из книги автора

Шедевры, которые ты не оценил Мужчина, соседям кажется, что в твоей жизни произошли очень серьезные перемены. Из твоей квартиры доносятся голоса. Женский голос жадно просит, требует, умоляет: «Еще, еще, еще!» А мужской с утвердительной уверенностью спрашивает: «Тебе

Из книги автора

Кадры, которые решали все 1 Пик Коммунизма, который до 1962-го назывался пиком Сталина, переименован. Теперь он носит имя древнего эмира Исмаила Самани. В Кремлевском Дворце съездов, где они заседали, с кресел сорвали красную обшивку. Отныне кресла там голубые, как кровь

Из книги автора

35. Странные сны, которые сбылись Редьярд Киплинг любил рассказывать друзьям об удивительном сне, которому он никак не мог найти объяснение. Ему снилось, что он присутствует на каком-то официальном приеме в полной парадной форме. Зал был большой, пол выстлан крупными

Из книги автора

ГДЕ СПЯТ СИОНИСТЫ Почтальоны ночной смены шагали к центральному входу Олимпийской деревни.- Взгляни, Курт, тебе не кажется, что эти парни перебрали шнапса?В темноте едва виднелись мужские фигуры. Озираясь, они неловко карабкались через ограду. За плечами болтались

Из книги автора

10 сказочек, которые отравляют нам жизнь 1. От косметики стареют. Ага, и еще от тонального крема появляются морщины, из-за туши выпадают ресницы, от помады губы бледнеют, а потом отваливаются. Чего только не придумают мамаши и бабули, чтобы как можно дольше ограничивать

Из книги автора

47. Трубы, которые не прозвучали Зазубренный осколок металла был еще теплым. Майор Абдалла Таль вертел его в руках и изучал его с таким видом, с каким служащий ломбарда оценивает ювелирное изделие. Талю потребовалось несколько секунд, чтобы понять: этот осколок знаменует

Из книги автора

3 Барабаны, которые не звучат Предки, спасите нас От беспокойств и несчастий. Пусть все останется так, как сейчас. Голос, произнесший эту своеобразную молитву-заклинание, звучал тихо и печально.- А почему «как сейчас»? - спросила я.Старик повернул ко мне свое лицо. Оно

Из книги автора

Десять недель, которые потрясли мир Обосновавшись в патентном бюро и располагая временем, Эйнштейн в конце концов приступил к работе над проблемами, о которых постоянно размышлял. Всего за 10 недель летом 1905 г. он написал пять работ, которые трансформировали

Копирайт изображения Thinkstock Image caption

Существуют ли люди, которым достаточно всего несколько часов сна? Корреспондент BBC Future Хелен Томсон беседует с женщиной, чьи гены позволяют ей не тратить много времени на сон.

А что бы вы делали с дополнительным 60 днями свободного времени ежегодно? Спросите у Эбби Росс, психолога на пенсии из Майами, штат Флорида, которой не нужно много времени, чтобы выспаться. Она спит всего четыре часа ночью и имеет много свободного времени, пока остальная часть человечества находится в объятиях Морфея.

Каждый день она ложится спать около полуночи и просыпается в четыре утра абсолютно бодрой

"Мне повезло иметь столько свободного времени, я будто проживаю две жизни одновременно", - говорит она.

Такие люди, как Эбби Росс, никогда не чувствуют себя вялыми и не знают, что такое проспать будильник. Они рано просыпаются - обычно в 4 или 5 утра, и чувствуют себя бодрыми и готовыми к делам. Такой была, например, Маргарет Тэтчер. Британский премьер утверждала, что ей нужно лишь четыре часа сна в сутки, тогда как певица Мэрайя Кэри не может спать меньше 15 часов.

Почему одни люди быстро высыпаются, а другие - проводят полдня в дремоте? И как надо спать, чтобы использовать время ночью максимально эффективно?

В 2009 году в лабораторию профессора Ин-Хой Фу (которая изучает генетические особенности сна. - Ред .) В Калифорнийском университете города Сан-Франциско пришла женщина с жалобой, что она очень рано просыпается. Сначала профессор Фу считала, что женщина - жаворонок, то есть человек, который рано ложится спать и рано просыпается. Но женщина объяснила, что каждый день она ложится спать около полуночи и просыпается в 4 утра абсолютно бодрой. Некоторые ее родственники также спали очень мало.

Ученые до сих пор до конца не понимают, почему сон так важен

Ин-Хой Фу и ее коллеги сравнили геном разных членов этой семьи. Они обнаружили крошечную мутацию гена DEC2, которая наблюдалась у тех членов семьи, которые спали мало, и не присутствовала у других родственников с нормальной продолжительностью сна, так же как и у 250 участников эксперимента.

Для проверки гипотезы ученые вывели мышей с такой же генной мутацией. Грызуны спали меньше, чем другие члены популяции без генетического изменения, но демонстрировали одинаковые с ними результаты во время выполнения физических или познавательных задач.

Недостаток сна обычно имеет значительное влияние на состояние здоровья, качество и продолжительность жизни человека. Может вызвать депрессию, лишний вес и повысить риск инсульта и диабета.

"Сон является настолько важным, что если вы хорошо спите, вы можете избежать многих заболеваний, в том числе слабоумия, - говорит Фу. - Если человек не досыпает всего два часа в день, его когнитивные способности значительно ухудшаются почти сразу".

Но почему сон так важен - до сих пор частично остается тайной. Общая концепция заключается в том, что мозгу нужен сон, чтобы собраться и восстановиться, на что у него нет времени в течение дня. Когда мы спим, наш мозг восстанавливает клеточные повреждения, удаляет токсины, которые накапливаются в течение дня, стимулирует энергию и систематизирует воспоминания.

Копирайт изображения Thinkstock Image caption Если бы у вас было больше времени утром, на что бы вы его потратили?

"Очевидно, мозг людей с мутацией DEC2 выполняет те же функции за короткий отрезок времени - такие люди спят эффективнее, чем остальные из нас, - объясняет профессор Фу. - Но как это им удается? Это ключевой вопрос".

Я всегда чувствую себя прекрасно, когда просыпаюсь Эбби Росс

С тех пор, как мы открыли мутацию DEC2, многие люди начали сообщать, что они спят всего несколько часов в день, рассказывает Фу. Но в большинстве случаев - это бессонница. "Мы не занимаемся изучением проблем со сном, мы исследуем случаи, когда человек мало спит, но чувствует себя прекрасно, то есть для него такой сон - норма", - добавляет исследователь.

Большинство людей, которые мало спят, имеют одну интересную общую черту - они все очень оптимистичны и энергичны. "Такое впечатление, - говорит профессор, - что они хотят получить как можно больше от жизни, но мы не знаем, связана ли эта черта с генной мутацией".

Эбби Росс - яркий пример такого позитивного подхода к жизни. "Когда я просыпаюсь, я всегда чувствую себя прекрасно", - рассказывает женщина, которая спит четыре-пять часов в день, сколько она себя помнит.

"Это время утром - около пяти - просто потрясающее. Так тихо и спокойно, и вы можете столько всего сделать. Было бы хорошо, если бы магазины работали в это время, но можно делать покупки в сети или читать. В мире столько интересных книг! Или я могу пойти на прогулку и заняться спортом. Или общаться с людьми в других часовых поясах".

Копирайт изображения Thinkstock Image caption Чтобы лучше высыпаться, нужно всегда просыпаться в одно и то же время

Благодаря короткому сну женщина закончила университетский курс за два с половиной года, а также многому научилась. Например, всего через три недели после рождения ее первого сына, Эбби решила использовать одно свободное утро на пробежку возле дома. Это заняло у нее всего 10 минут. На следующий день она бегала немного дольше. Так, постепенно увеличивая время тренировок, женщина пробежала 37 марафонов - один каждый месяц в течение трех лет. "Я встаю и занимаюсь спортом, пока все спят и не мешают мне", - делится она своим секретом.

В детстве, вспоминает Росс, она проводила утра со своим папой, который тоже спал очень мало. "Это было такое особое время вместе", - рассказывает она. Сейчас, если она проспит - а это случается очень редко - ее муж думает, что она умерла. "Я не могу просто лежать, я буду чувствовать себя ужасно", - добавляет она.

Правило здорового сна

Самый эффективный способ улучшить ваш сон - это просыпаться в одно и то же время

Сейчас лаборатория профессора Фу анализирует геномы других семей, которые также мало спят. Ученые только начинают понимать генные мутации, которые вызывают такие особенности сна, но, вполне возможно, в будущем они смогут научить и других людей спать меньше.

Но пока это станет реальностью, что можно сделать, чтобы наш сон был более эффективным? Независимый консультант по вопросам сна Нил Стэнли считает, что самое эффективное средство улучшить сон - это всегда просыпаться утром в одно и то же время.

Нил Стэнли говорит, что когда ваше тело привыкнет просыпаться всегда в одинаковое время, оно начнет использовать время сна более эффективно. "Исследования показывают, что наш организм готовится проснуться за полтора часа до настоящего пробуждения. Если вы просыпаетесь каждый раз в разное время, ваш организм не получает сигналов, когда ему начинать готовиться к пробуждению".

Правильным решением было бы также игнорировать взгляды общества на сон, считает эксперт. "Почему-то считается, что спать мало - это хорошо и нужно поощрять людей к этому. Мы постоянно слышим о Маргарет Тэтчер или выдающихся топ-менеджерах, которым не нужно много сна.

На самом деле количество необходимого вам сна определяется генетически - так же, как ваш рост или размер обуви. Некоторые люди могут спать очень мало, а некоторым недостаточно даже 11 часов сна, чтобы хорошо себя чувствовать.

Нил Стэнли также говорит, что большинство людей, которые имеют проблемы со сном, на самом деле абсолютно здоровы, просто у них есть ложные ожидания относительно того, сколько они должны спать. "Если бы мы все выяснили, какой тип сна нам нужен, и соответственно организовали бы нашу жизнь, ее качество сильно улучшилось бы", - советует эксперт.