Распространенные и нераспространенные пример. Распространённое предложение

Простое предложение — это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр).

  • Отец моет машину.
  • Дети играют на лужайке.
  • Сумерки.
  • Бабушка отдыхает.

Простое предложение — основной структурный тип предложений в русском языке, который служит для построения сложных предложений.

  • Пришла весна + Растаял снег = Пришла весна, растаял снег.

Грамматическая структура

Различают главные и второстепенные члены простого предложения. Главные — подлежащее (отвечает на вопросы "кто? что?") и сказуемое (отвечает на вопросы "что делает? что делал? что будет делать?") — называют предмет, который является субъектом действия (подлежащее) и само действие, выполняемое субъектом (сказуемое). Подлежащее и сказуемое взаимосвязаны и составляют предикативный центр.

Второстепенные — дополнение, определение, обстоятельство — объясняют сказуемое и/или подлежащее или же другие второстепенные члены и зависят от них синтаксически.

  • Старенький трамвай медленно ехал по раскаленным рельсам.

В этом предложении подлежащее — "трамвай", сказуемое — "ехал". От подлежащего "трамвай" зависит определение "старенький". Сказуемое "ехал", которое связано с подлежащим "трамвай", руководит дополнением "по рельсам" и имеет зависящее обстоятельство "медленно". Дополнение, в свою очередь, тоже имеет второстепенный зависящий член предложения — определение "раскаленным". Все предложение делится на группу подлежащего ("старенький трамвай") и группу сказуемого ("медленно ехал по раскаленным рельсам"). Информация ниже поможет делать синтаксический разбор предложения просто и быстро.


Какие бывают типы простых предложений?

Существуют следующие типы простых предложений:

  • невосклицательное и восклицательное (относительно интонации);
  • повествовательное, вопросительное, побудительное (относительно цели высказывания);
  • двусоставное и односоставное (относительно состава грамматической основы);
  • полное и неполное (относительно наличия/отсутствия необходимых членов предложения);
  • распространенное и нераспространенное (относительно наличия/отсутствия второстепенных членов предложения);
  • осложненное и неосложненное.

Восклицательные и невосклицательные

Что касается этого типа, то определяющим моментом есть наличие/отсутствие знака восклицания.

  • Весна пришла. Весна пришла!

Повествовательные, вопросительные, побудительные

Второй вид указывает на то, с какой целью произносится данная сентенция: рассказать о чем-либо (Дунай впадает в Черное море), спросить о чем-либо (Когда ты наконец-то женишься?) или побудить к чему-либо (Купи батон на ужин).

Односоставные и двусоставные

Какие простые предложения можно назвать односоставными? Те, у которых предикативная (грамматическая) основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого.

  • Оттепель.
  • Красивая девушка.
  • Светает.

Если из главных членов в предложении есть только подлежащее, то такие грамматические единицы называются назывными, или номинативными.

  • Красота невероятная!
  • Вечерний Киев с множеством огней.

Если же есть только сказуемое, то выделяют несколько видов таких односоставных предложений:

  • определенно-личное (действие исполняется неким предметом или личностью и выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени);
  • неопределенно-личное (сказуемое выражено глаголом в 3-м лице множественного числа);
  • обобщенно-личное (глагол выражается формой 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени и 3-го лица множественного числа, но внимание концентрируется на самом действии);
  • безличное (действующее лицо грамматически не выражено).

Предложение, предикативный центр которого состоит из двух членов, именуется двусоставным.

  • Идут дожди.

Полные и неполные

Простое предложение может быть полным и неполным.

Полным считается такое предложение, в котором присутствуют все главные и второстепенные члены, необходимые для построения и полноты выражения значения.

  • Я смотрю на луну.
  • Поезд проезжает мост.

В неполном пропущен главный или второстепенный член предложения, но он понятен из контекста или ситуации речи.

  • Она поздоровалась с учителем. Он — с ней.

Тут пропущено слово "поздоровался", но оно понятно для слушателя исходя из контекста.

Распространенные и нераспространенные

Простое предложение бывает распространенным (есть второстепенные члены, которые служат для объяснения главных) и нераспространенным (состоит только из предикативного центра, второстепенные члены отсутствуют). Примеры распространненных предложений:

  • Ярко светит июльское солнце.
  • Наконец распогодилось.
  • Красивая стройная девушка.

Примеры нераспространенных предложений:

  • Светит солнце.
  • Распогодилось.
  • Девушка.

Простые предложения могут быть осложненными:

  • однородностью разных членов предложения (Любил он и трепетные рассветы, и красочные закаты, и лунные ночи);
  • обособленными определениями, которые стоят после слова, которое объясняют (Дорога, ведущая к водопаду, начала стремительно вилять);
  • приложениями (Около леса стояла хижина — жилище лесника);
  • обособленными дополнениями (Фильм мне очень понравился, за исключением некоторых сцен);
  • обособленными обстоятельствами (Приготовив ужин, мать еще долго сидела на кухне);
  • обращениями и вводными конструкциями (О юность, как быстро ты проходишь! Весна, кажется, будет поздней);
  • уточняющими членами предложениями (Авария случилась в четыре утра, то есть на рассвете).

Но простое осложненное предложение легко спутать со сложным. Поэтому надо быть внимательным и ориентироваться на количество предикативных центров.

Сделать синтаксический разбор предложения просто. Можно написать для себя схему-подсказку.

Глав­ные члены пред­ло­же­ния об­ра­зу­ют его грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.

Пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва ко­то­рых со­сто­ит из двух глав­ных чле­нов, на­зы­ва­ют­ся дву­со­став­ны­ми (рис. 1).

Глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

Рис. 1. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но со­ста­ва грам­ма­ти­че­ской ос­но­вы

При­ме­ры дву­со­став­ных пред­ло­же­ний:

Взо­рва­лась пе­тар­да.

Очень страш­ная ис­то­рия про­изо­шла со мной вчера ве­че­ром.

Если грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва со­сто­ит из од­но­го глав­но­го члена, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся од­но­со­став­ным.

При­ме­ры од­но­со­став­ных пред­ло­же­ний:

Ка­ни­ку­лы.

Хочу на море.

Скоро от­дох­нём.

Глав­ный член од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния по своим свой­ствам и струк­ту­ре похож либо на ска­зу­е­мое дву­со­став­но­го, либо на под­ле­жа­щее.

Распространённые и нераспространённые предложения

В за­ви­си­мо­сти от того, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные члены, пред­ло­же­ния бы­ва­ют рас­про­стра­нён­ные и нерас­про­стра­нён­ные (рис. 2).

Рис. 2. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но на­ли­чия/от­сут­ствия вто­ро­сте­пен­ных чле­нов

В нерас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ни­ях, кроме глав­ных чле­нов, нет ни­ка­ких дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния.

При­ме­ры нерас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ний:

Стем­не­ло.

Подул ветер.

По­ка­за­лось при­ви­де­ние.

Если в пред­ло­же­нии есть хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

При­ме­ры рас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ний:

Вне­зап­но стем­не­ло.

Подул жут­кий про­ни­зы­ва­ю­щий ветер.

Из-за пор­тье­ры по­ка­за­лось при­ви­де­ние.

Таким об­ра­зом, опре­де­лить, рас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние или нерас­про­стра­нён­ное, можно по на­ли­чию в нём вто­ро­сте­пен­ных чле­нов.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слова, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния (об­ра­ще­ния, ввод­ные слова и кон­струк­ции), не де­ла­ют пред­ло­же­ние рас­про­стра­нён­ным.

Ка­жет­ся, стем­не­ло – про­стое нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Лишь толь­ко стем­не­ло, есте­ствен­но, по­ка­за­лось при­ви­де­ние – слож­ное пред­ло­же­ние, со­сто­я­щее из двух про­стых и нерас­про­стра­нён­ных.

Полные и

Про­стые пред­ло­же­ния под­раз­де­ля­ют­ся на пол­ные и непол­ные (рис. 3).

Рис. 3. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но на­ли­чия/от­сут­ствия необ­хо­ди­мых чле­нов

Если в пред­ло­же­нии при­сут­ству­ют все необ­хо­ди­мые для его по­ни­ма­ния ком­по­нен­ты, если для того, чтобы по­нять смысл пред­ло­же­ния, нам не нужно об­ра­щать­ся к дру­гим пред­ло­же­ни­ям, такие пред­ло­же­ния на­зы­ва­ют­ся пол­ны­ми:

Я не боюсь при­ви­де­ний.

Если для по­ни­ма­ния пред­ло­же­ния нам не хва­та­ет ком­по­нен­тов, если, чтобы по­нять его смысл, нам нужно об­ра­тить­ся к со­сед­ним пред­ло­же­ни­ям, такое пред­ло­же­ние будет непол­ным:

Я не боюсь при­ви­де­ний.

Я тоже (смысл этого пред­ло­же­ния будет скрыт, пока не узна­ем кон­текст его упо­треб­ле­ния).

Рис. 4. Как от­ли­чить непол­ное пред­ло­же­ние от од­но­со­став­но­го

Как видим, смысл непол­но­го пред­ло­же­ния легко вос­ста­но­вить, если до­ба­вить в него необ­хо­ди­мые ком­по­нен­ты из кон­тек­ста (рис. 4). От­ме­тим, что в непол­ном пред­ло­же­нии могут от­сут­ство­вать все глав­ные члены пред­ло­же­ния:

– Вы ви­де­ли при­ви­де­ние?

– Какое оно было?

– Жут­кое! (это рас­про­стра­нён­ное непол­ное пред­ло­же­ние)

Кроме того, в непол­ном пред­ло­же­нии могут от­сут­ство­вать необ­хо­ди­мые для по­ни­ма­ния вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния:

Ты спра­вил­ся?

Выводы

При­зна­ки рас­про­стра­нён­но­сти и нерас­про­стра­нён­но­сти и пол­но­ты и непол­но­ты про­сто­го пред­ло­же­ния никак не свя­за­ны друг с дру­гом. Пред­ло­же­ние может быть пол­ным, но нерас­про­стра­нён­ным, на­при­мер пред­ло­же­ние «Оно при­бли­жа­ет­ся». Или на­о­бо­рот, пред­ло­же­ние может быть рас­про­стра­нён­ным, но непол­ным, как пред­ло­же­ние «Жут­кое».

Рис. 5. Типы про­сто­го пред­ло­же­ния

Таким об­ра­зом, рас­про­стра­нён­ность или нерас­про­стра­нён­ность пред­ло­же­ния опре­де­ля­ет­ся по фор­маль­но­му при­зна­ку: есть или нет в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ный член. А де­ле­ние пред­ло­же­ния на пол­ное или непол­ное про­из­во­дит­ся по се­ман­ти­че­ско­му, или смыс­ло­во­му, при­зна­ку. Т. е. если вто­ро­сте­пен­ный член в пред­ло­же­нии от­сут­ству­ет, но при этом необ­хо­дим для его по­ни­ма­ния, как в во­про­се «Ты спра­вил­ся?», такое пред­ло­же­ние будет непол­ным и нерас­про­стра­нён­ным.

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тай­те и пе­ре­пи­ши­те тек­сты. Най­ди­те в них од­но­со­став­ные, нерас­про­стра­нён­ные и непол­ные пред­ло­же­ния.

А. Ка­би­нет в ял­тин­ском доме у Ан­то­на Пав­ло­ви­ча был неболь­шой, шагов две­на­дцать в длину и шесть в ши­ри­ну. Прямо про­тив вход­ной двери – боль­шое квад­рат­ное окно в раме. С пра­вой сто­ро­ны, по­сре­дине стены, – ко­рич­не­вый ка­фель­ный камин. На ка­мине несколь­ко без­де­лу­шек и между ними пре­крас­но сде­лан­ная мо­дель па­рус­ной шхуны.

Б. В пер­вый раз она по­яви­лась ве­че­ром. Под­бе­жа­ла чуть ли не к са­мо­му ко­ст­ру, схва­ти­ла рыбий хво­стик, ко­то­рый ва­лял­ся на земле, и ута­щи­ла под гни­лое брев­но. Я сразу понял, что это не про­стая мышь. Куда мень­ше по­лев­ки. Тем­ней. И глав­ное – нос! Ло­па­точ­кой, как у крота. Скоро она вер­ну­лась, стала шмы­гать у меня под но­га­ми, со­би­рать рыбьи ко­сточ­ки и, толь­ко когда я сер­ди­то топ­нул, спря­та­лась. «Хоть и не про­стая, а все-та­ки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гни­лым кед­ро­вым брев­ном. Туда та­щи­ла она до­бы­чу. От­ту­да вы­лез­ла и на дру­гой день.

В. Этой осе­нью я но­че­вал у деда Ла­ри­о­на. Со­звез­дия, хо­лод­ные, как кру­пин­ки льда, пла­ва­ли в воде. Шумел сухой трост­ник. Утки зябли в за­рос­лях и жа­лоб­но кря­ка­ли всю ночь. Деду не спа­лось. Он сидел у печки и чинил рва­ную ры­бо­лов­ную сеть. Потом по­ста­вил са­мо­вар – от него окна в избе сразу за­по­те­ли.

Тема: Распространенные и нераспространенные предложения

Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Задачи:

Учебная : сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Познавательная : познакомить обучающихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.

Развивающая : развивать мышление, умение анализировать.

Воспитательная : воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: смешанный (комбинированный).

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска.

Ход урока:

I. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.

II. Словарная работа.

А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (2-й, 3-й слайд).

Пром е рзать, уд и вительный, недор а зумение, разъед и нять, един о борец, сож а ление, л и пучий, ом о ложение, закр е плять, отд а лённый, безм я тежный.

III. Актуализация опорных понятий.

В начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.

Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения ).

Что такое предложение?

Из чего состоит предложение?

Что такое словосочетание?

Что не является словосочетанием? (грамматическая основа ).

Что такое подлежащее?

Что такое сказуемое?

Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).

Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).

IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Мы прибыли на следующую станцию.

Прочитайте текст (4-й слайд)

Ответьте на вопросы:

О чём текст?

Какую пользу приносит берёза?

А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно? (нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?
(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

– Самостоятельно прочитайте §35, стр. 70 (- Что нового узнали в прочитанном параграфе?).

Самое главное, что вы должны усвоить - это понятие о распространенности предложений.

(5-й слайд)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

- Устали мы немного, давайте отдохнем!

Физкультминутка

  • Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
  • Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
  • Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
  • Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
  • Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
  • Убежали мышки вон (бег на месте).

V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

- Отдохнули? Отправляемся дальше с новыми силами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Следующий этап:

1. «Мозговой штурм» (работа у доски).

Игра «Кто больше?»

Ход игры . На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.

Пример:

Выглянуло солнышко.

Выглянуло желтое солнышко.

Из-за туч выглянуло желтое солнышко.

Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.

2. Выполните синтаксический разбор предложения.

Осенью птицы большими стаями улетают на юг (Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.

(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.

(8-й слайд).

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка . Сидела она в болоте , ловила комаров , весною громко квакала ...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).

3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.

4. Вдруг (5, обстоят.)

к девочке (4) с голубыми волосами.

А. Толстой

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1 . 2. Жили они дружно 1 . 3. Заснул медведь 2 ; козёл да баран дремлют 2 1 . 4. И видит он 2 : идут семь волков 2 2 , искры из глаз посыпались 1 1 .

К. Ушинский

VI. Подведение итога урока.

- Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.

(9-й слайд)

Что является главным средством выражения мысли? (предложение)

Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)

Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)

Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).

Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).

Ну вот мы и добрались до острова. Посмотрите, что это… Вам оставили послание, но оно зашифровано, чтобы его расшифровать, вам потребуется ключ.

«Расшифруй запись».

(10-й слайд)

14 16 13 16 5 6 24!

Вы действительно молодцы!

VII. Домашнее задание (11-й слайд ).

Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 35, упр. 173.

VIII. Выставление оценок.

1. Укажи цифрами члены предложения.

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

По В. Гаршину

2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы .

3. В ущелье лежало облако тумана.

4. Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек.

5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами.

А. Толстой

3. Укажи цифрами тип предложения.

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран . 2. Жили они дружно . 3. Заснул медведь ; козёл да баран дремлют ; один мурлыка не спит и всё видит . 4. И видит он : идут семь волков . 5. Стукнулись козёл с бараном , искры из глаз посыпались . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран .

К. Ушинский


39. Прочитайте текст. Придумайте к нему заголовок.

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.

  • Определите, в какие две группы можно распределить предложения.
  • Спишите предложения, которые состоят только из главных членов.

40. Прочитайте слова.

Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.

  • Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, а затем распространённое. Объясните, как вы это будете делать.
  • Запишите распространённое предложение.

41. Прочитайте

  • Сравните каждую пару предложений: в чём их сходство и различие?
  • Дополните любое предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым.
  • Запишите составленное предложение.

Обратите внимание! В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

42. Рассмотрите рисунки.

  • Какое слово пропущено в каждом предложении? Каким членом предложения оно будет: подлежащим или сказуемым? Объясните свой ответ.
  • Запишите предложения, вставляя пропущенные слова. Устно дополните предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными.

На этом уроке мы поговорим о том, какие бывают предложения и как их можно классифицировать.

Примеры двусоставных предложений:

Взорвалась петарда.

Очень страшная история произошла со мной вчера вечером.

Если грамматическая основа состоит из одного главного члена, такое предложение называется односоставным .

Примеры односоставных предложений:

Лето.

Каникулы.

Хочу на море.

Скоро отдохнём.

Главный член односоставного предложения по своим свойствам и структуре похож либо на сказуемое двусоставного, либо на подлежащее.

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, предложения бывают распространённые и нераспространённые (рис. 2).

Рис. 2. Типы предложений относительно наличия/отсутствия второстепенных членов ()

В нераспространённых предложениях, кроме главных членов, нет никаких других членов предложения.

Примеры нераспространённых предложений:

Стемнело.

Подул ветер.

Показалось привидение.

Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространённым .

Примеры распространённых предложений:

Внезапно стемнело.

Подул жуткий пронизывающий ветер.

Из-за портьеры показалось привидение.

Таким образом, определить, распространённое предложение или нераспространённое, можно по наличию в нём второстепенных членов.

Обратите внимание на то, что слова, которые не являются членами предложения (обращения, вводные слова и конструкции), не делают предложение распространённым.

Кажется, стемнело - простое нераспространённое предложение.

Лишь только стемнело, естественно, показалось привидение - сложное предложение, состоящее из двух простых и нераспространённых.

Простые предложения подразделяются на полные и неполные (рис. 3).

Рис. 3. Типы предложений относительно наличия/отсутствия необходимых членов ()

Если в предложении присутствуют все необходимые для его понимания компоненты, если для того, чтобы понять смысл предложения, нам не нужно обращаться к другим предложениям, такие предложения называются полными :

Я не боюсь привидений.

Если для понимания предложения нам не хватает компонентов, если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям, такое предложение будет неполным :

Я не боюсь привидений.

Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).

Рис. 4. Как отличить неполное предложение от односоставного ()

Как видим, смысл неполного предложения легко восстановить, если добавить в него необходимые компоненты из контекста (рис. 4). Отметим, что в неполном предложении могут отсутствовать все главные члены предложения:

- Вы видели привидение?

- Какое оно было?

- Жуткое! (это распространённое неполное предложение)

Кроме того, в неполном предложении могут отсутствовать необходимые для понимания второстепенные члены предложения:

Таким образом, распространённость или нераспространённость предложения определяется по формальному признаку: есть или нет в предложении второстепенный член. А деление предложения на полное или неполное производится по семантическому, или смысловому, признаку. Т. е. если второстепенный член в предложении отсутствует, но при этом необходим для его понимания, как в вопросе «Ты справился?», такое предложение будет неполным и нераспространённым.

Список литературы

1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

2. Угроватова Т.Ю. Тесты по русскому языку. - 2011.

3. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. - Волгоград: Учитель, 2009.

3. Интернет-сайт repetitor.biniko.com ()

Домашнее задание

1. Прочитайте и перепишите тексты. Найдите в них односоставные, нераспространённые и неполные предложения.

А. Кабинет в ялтинском доме у Антона Павловича был небольшой, шагов двенадцать в длину и шесть в ширину. Прямо против входной двери - большое квадратное окно в раме. С правой стороны, посредине стены, - коричневый кафельный камин. На камине несколько безделушек и между ними прекрасно сделанная модель парусной шхуны.

Б. В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила рыбий хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно. Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полевки. Темней. И главное - нос! Лопаточкой, как у крота. Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась. «Хоть и не простая, а все-таки мышь, - думал я. - Пусть знает свое место». А место ее было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу. Оттуда вылезла и на другой день.

В. Этой осенью я ночевал у деда Лариона. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь. Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар - от него окна в избе сразу запотели.