Уровень образования в странах снг. Система образования в странах снг. Региональное исследование в области образования в центральной и восточной европе и содружестве независимых государств

Неравенство в странах СНГ: региональный аспект

Региональная дифференциация в СНГ: методологические подходы

В постсоветский период в странах СНГ обострились социальные проблемы, усилились региональные различия внутри этих стран, однако как показывает анализ имеющейся литературы, современная социально-экономическая дифференциация в странах СНГ на региональном уровне изучена недостаточно.

На протяжении многих лет территориальное развитие оценивалось преимущественно экономическими показателями, такими как ВВП, ВВП на душу населения, индексы промышленного производства и т.д. Однако развитие стран и регионов включает в себя еще одну, не менее важную, а зачастую более значимую сферу – социальную. При этом эти две сферы жизни тесно связаны между собой, влияют друг на друга и определяются взаимопроникающими понятиями. При этом оценка уровня социального развития стран и регионов затруднена множеством причин, главными из которых являются: огромное число показателей, отражающих уровень социального развития, различная размерность этих характеристик, отсутствие единой системы сбора данных и субъективность в отборе ключевых показателей.

Наиболее адекватную картину социального развития региона можно получить, использовав как можно большее количество показателей как статистических, так и полученных с помощью социологических опросов. Однако, во-первых, часть показателей тесно взаимосвязаны друг с другом, что приводит к тому, что некоторые показатели косвенно уже учтены в других, более емких характеристиках. Например, данные по младенческой смертности учтены при расчетах ожидаемой продолжительности жизни. Во-вторых, при анализе региональной дифференциации социального развития с использованием множества показателей оказывается, что основная часть характеристик «перекрывает» друг друга, что приводит к образованию очень большой и плотной срединной группы, а выявление закономерностей и причин сложившейся социальной ситуации не представляется возможным.

Поэтому в качестве основного показателя для сравнительного анализа уровня социального развития был выбран индекс человеческого развития (ИЧР) (или как его еще называют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)), разработанный в начале 90-х годов Программой развития ООН. Индекс рассчитывается как среднее арифметическое между тремя компонентами: индексами долголетия, уровня образования (складывается из уровня грамотности с весом в 1/3 и доли детей в возрасте 7-24 лет, обучающихся в учебных заведениях всех ступеней, с весом в 2/3) и душевого ВВП (по ППС в долларах США).

Для проведения анализа неравномерности социального развития регионов стран СНГ были выбраны наиболее крупные по численности населения государства, обладающие дробной сеткой административно-территориального деления: Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина. Представительства ПРООН в этих странах ежегодно публикуют отчеты по человеческому развитию в региональном разрезе, что позволяет для исследования использовать только официальные статистические данные с 1996 по 2000 годы. Однако на Украине в конце 90-х годов стали использовать новую методику расчетов индекса, что привело к невозможности адекватно сравнивать регионы этой страны с остальными в течение всего периода времени.

Особенности экономических и социальных трансформаций в странах СНГ в 1990-е годы

По глубине экономического кризиса и темпам последующего подъема экономики страны СНГ можно разделить на несколько типов. При этом определяющим типологическим фактором в переходный период стало наличие экспортных природных ресурсов и сложившаяся еще в советский период отраслевая структура хозяйства.

Значительный спад ВВП и затем относительно высокие темпы восстановления докризисного уровня имели Россия и Казахстан. Эти страны лучше других обеспечены природными ресурсами, и в переходный период их экономика развивалась за счет экспортных добывающих отраслей, таких как ТЭК и металлургия. Сохранение роли государства в экономиках Узбекистана и Беларуси стало главной причиной меньшего экономического спада.

Молдова, Грузия и Армения, а также Таджикистан и Кыргызстан наиболее сильно ощутили на себе экономический кризис, темпы восстановления в них отличаются минимальными или средними показателями. В структуре их экономики выросла доля сельского хозяйства из-за сильного спада промышленности по причине прекращения поставок сырья и незначительных собственных минеральных ресурсов.

Азербайджан и Украина занимают промежуточное положение, но причины этого различны. В Азербайджане отмечался сильнейший кризис экономики, который был преодолен в середине 1990-х гг. за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений нефти, что привело к росту ВВП и усилению моноспециализации республики при сохранении серьезного отставания в душевых показателях ВВП. Среди причин наиболее затяжного среди всех стран СНГ экономического спада Украины можно выделить преобладание неконкурентоспособной тяжелой промышленности и энергетический кризис. И лишь благодаря увеличению поставок энергоресурсов, улучшению конъюнктуры на мировом рынке черных металлов, а также структурным сдвигам в машиностроении и пищевой промышленности в конце 1990-х гг. начался быстрый рост экономики. Особенности статистического учета в Туркмении не позволяют оценивать динамику развития этой страны.

Во внешнеэкономической деятельности стран Содружества в переходный период наибольшее значение также приобрела обеспеченность природными ресурсами, что позволило наращивать объемы экспорта и обеспечивать необходимые поступления в бюджет. Такими ресурсами обладают Казахстан, Россия, Азербайджан и, в некоторой степени, Украина. Особое положение занимает Беларусь, имеющая отрицательное сальдо внешней торговли при максимальной ее ориентации на Россию, что обеспечило высокие показатели динамики роста, душевых объемов внешней торговли и доли экспортно-импортных операций в ВВП. Южные страны СНГ с преобладанием аграрного сектора оказались в наиболее сложной ситуации, в них ввоз товаров существенно превосходит вывоз из страны, но при этом душевые объемы внешней торговли остаются минимальными.

Тенденции переходного периода были различными. В странах Средней Азии преобладали деградационные процессы в экономике и социальной сфере на фоне медленно идущей демографической модернизации. Группа ранее «срединных» республик (Молдова, Закавказье и Казахстан) стала более разнородной по экономическому положению и демографической динамике при опережающем развитии Казахстана. Наиболее развитые славянские страны СНГ при общей демографической деградации стали более существенно различаться по уровню и факторам экономического развития.

В странах СНГ произошли изменения в структуре хозяйства, вызванные экономическим кризисом начала 1990-х годов. Первое и общее для всех – структурный сдвиг в сторону добывающих отраслей из-за более сильного спада в обрабатывающей промышленности, т.е. примитивизация экономики государств Содружества. В странах, наиболее богатых топливно-энергетическими ресурсами (Россия, Азербайджан, Казахстан), сильнее всего выросла доля отраслей ТЭК. Именно этот сектор экономики в кризисный период быстрее всего адаптировался к новым условиям, добыча и экспорт нефти и газа дают основные доходы в бюджеты этих стран. Аналогичная ситуация складывается и в региональном разрезе, наиболее успешными и богатыми стали нефтяные и другие ресурсодобывающие регионы. Так, в Казахстане на четыре области со специализацией на нефтяной промышленности или металлургии приходится около 60% всего экспорта страны, их душевой ВРП в 2-4 раза выше среднего. В странах, наименее богатых природными ресурсами (Армения, Грузия, а также Кыргызстан и Таджикистан), произошла аграризация экономики, из-за кризиса промышленности выросла доля первичного сектора.

Изменения структуры занятости населения отличались от трансформаций в отраслевой структуре экономики. Для всех стран СНГ, за исключением Туркменистана, характерно сокращение доли занятых в промышленности и строительстве. Изменение занятости в первичном секторе не коррелирует с динамикой доли этих отраслей в структуре валовой добавленной стоимости (ВДС). Так, если сокращение занятых наблюдается только в Беларуси, Казахстане и Узбекистане, то уменьшение вклада этих отраслей в ВДС характерно для большинства стран (кроме Армении, Кыргызстана и Туркменистана). При этом в наиболее аграрных странах (Армения, Грузия, Молдова, Кыргызстан и Таджикистан) доля занятых в сельском хозяйстве выросла за 1990-е годы в 1,5-2 раза и превысила половину всех занятых в экономике. Аналогичная ситуация сложилась и в сфере услуг. Рост доли услуг в ВДС, отмеченный для всех без исключения стран, не совпадает с ростом числа занятых, который характерен только для наиболее промышленно развитых Беларуси, Казахстана, России, Украины, а также для Узбекистана.

Уровень развития здравоохранения слабо связан с показателями здоровья населения и ожидаемой продолжительностью жизни. Максимально высокой продолжительностью жизни и, что самое главное, ее ростом в 1990-е годы отличались три государства Закавказья и Узбекистан. При этом именно в них существенно снизилась обеспеченность населения как медицинским персоналом, так и поликлиниками и больницами. И, наоборот, в России, Беларуси и на Украине, где показатели обеспеченности медицинскими услугами максимальны среди стран СНГ и за 10 лет они выросли из-за сокращения численности населения, продолжительность жизни снизилась на 3 года. Это связано с ростом смертности от внешних причин, особенно трудоспособного мужского населения, что объясняет огромную разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин. Более логичная и объяснимая картина сложилась в Казахстане, Кыргызстане и Молдове, где одновременно ухудшились характеристики здоровья населения и развития здравоохранения.

В большинстве стран СНГ начато реформирование сферы образования, существенно увеличена доля платных форм обучения, возросла престижность образования. Прослеживается корреляция между уровнями образования и экономического развития. Так, в наиболее экономически развитых странах Содружества (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина), несмотря на все сложности переходного периода, увеличилось число обучающихся в ВУЗах. А в более слабых - Армении, Узбекистане и Туркменистане этот показатель снизился, так как на первый план выходит необходимость выживания путем более раннего начала трудовой деятельности. Однако в международных сравнениях, где наибольшее значение имеет уровень грамотности, индекс образования стран Содружества практически не изменился за 1990-е годы и имеет высокие показатели.

По демографическим показателям страны СНГ четко разделяются на три группы. Славянские государства (Россия, Украина, Беларусь), а также Молдова отличаются завершенным демографическим переходом, более высокой долей пожилого населения и снижением доли детей в возрастной структуре населения, а также низкой продолжительностью жизни, особенно у мужского населения. В государствах Средней Азии сохранился максимальный естественный прирост, более высокая доля детей (свыше 35%), самая низкая доля пожилого населения (4-6%) и средние показатели продолжительности жизни при меньшей разнице между мужчинами и женщинами, минимальный для стран СНГ уровень урбанизации. В странах Закавказья и Казахстане естественный прирост за 1990-е гг. существенно сократился, хотя он остается положительным, переход к простому воспроизводству населения уже произошел в Грузии. При этом все страны Закавказья отличаются самыми высокими среди государств Содружества показателями продолжительности жизни, видимо, благодаря благоприятным климатическим условиям.

Региональная дифференциация социально-экономического развития

Анализ изменений региональной дифференциации социально-экономического положения за период 1996-2002 годов показал, что поляризованность ИЧР и его отдельных компонентов в целом сильно отличается между собой (см. таблицу 1).

Таблица 1. Различия между наиболее и наименее развитыми регионами по компонентам ИЧР (в процентных пунктах)

индекс продолжительности жизни

индекс образования

индекс доходов

Максимальный разброс между наибольшим и наименьшим показателем наблюдается для индекса дохода , за 1996-2002 годы различия между богатейшими и беднейшими регионами еще больше увеличились. При этом для регионов России в период кризисной стагнации (1996-99 годы) наблюдалось сглаживание различий, а после 1999 г. с началом активного экономического роста разница стала увеличиваться, т.к. быстрее росли доходы более развитых регионов.

Практически не изменилась величина поляризованности индекса долголетия , он имеет в несколько раз меньший разброс показателей по регионам, чем индекс доходов.

Доступность образования в середине 1990-х годов отличалась почти полным отсутствием поляризованности, но в последние годы наметилась тенденция увеличения региональных различий.

В целом для стран СНГ характерна тенденция увеличения разницы между индексами развития человека в наиболее и наименее развитых регионах.

Регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по отдельным частным индексам в основном не совпадают, а их география за вторую половину 90-х годов почти не изменилась. По индексу долголетия наиболее высокие показатели имеют области Узбекистана и республики Северного Кавказа, самая низкая продолжительность жизни типична для наиболее проблемных территорий в экономическом, природно-климатическом или экологическом отношении. В России это слаборазвитые регионы с неблагоприятным климатом - республика Тыва и северные автономные округа, а в Казахстане – Карагандинская область, где высока доля занятых в отраслях с вредными условиями труда.

Хотя все регионы исследуемых стран показывают довольно высокий уровень образования , но все же выделяется группа столичных и крупнейших городов (Москва, Санкт-Петербург, Алматы, Киев, Харьков, Ташкент). За ними с относительно большим отрывом следуют промышленно развитые территории, затем добывающие регионы. Наиболее низкие показатели доступности образования характерны для аграрных регионов, где система ВУЗов не развита, а профессиональное образование имеет только местное значение. В пристоличных областях формально низкий индекс образования объясняется отсутствием собственных городов-центров (Московская, Ленинградская, Алматинская области).

Наиболее существенна региональная дифференциация по уровню доходов . В переходный период усилились экономические преимущества столиц рассматриваемых государств, а также наиболее богатых экспортными (в первую очередь топливными) ресурсами территорий (Атырауская, Мангистауская области Казахстана, Тюменская область). Следом в рейтинге расположены промышленно-развитые центры Казахстана и России, а аутсайдерами по экономическому развитию являются сельскохозяйственные регионы всех стран. Рассматривая межстрановую региональную дифференциацию можно отметить, что наименее экономически развитыми являются практически все регионы Узбекистана и аграрные области Украины и Казахстана, а также республики Северного Кавказа.

В целом ранжирование регионов по интегральному ИЧР имеют те же тенденции, что индекс доходов, так как именно он оказывает максимальное влияние. Наиболее высокие показатели имеют в первую очередь столицы, в которых сконцентрированы власть, капитал, научный, образовательный и культурный потенциалы, расположены штаб-квартиры крупнейших компаний и т.д. Высокие позиции по уровню социального развития занимают регионы, наиболее богатые нефтью и газом. На следующий уровень попадают регионы с развитой перерабатывающей промышленностью – черной и цветной металлургией, некоторыми отраслями машиностроения, нефтехимии. Регионы с самым низким уровнем экономического развития имеют, как правило, наиболее выраженную сельскохозяйственную специализацию. Только в России более четко выделяется группа депрессивных промышленных регионов. Таким образом, на этапе переходного периода второй половины 90-х годов социальное развитие региона определяется практически полностью экономической составляющей, что еще раз подтверждает невозможность рассмотрения социальных и экономических компонентов развития по отдельности.

Диспропорции и дисбаланс между социальными и экономическими компонентами ИЧР

Общемировые тенденции свидетельствуют о синхронном развитии и равном влиянии каждого компонента индекса человеческого развития (долголетия, уровня образования и доходов) на итоговое значение ИЧР, однако в странах СНГ и их регионах выявлена иная ситуация (см. таблицу 2).

Таблица 2. Коэффициенты корреляции между ИЧР и его компонентами

Коэффициент корреляции ИЧР

Индекс продолжительности жизни

Индекс уровня образования

Индекс доходов

страны мира

регионы СНГ

страны мира

регионы СНГ

страны мира

регионы СНГ

О республиках бывшего СССР забывать негоже: территория умолчания между российским и «совершенно западным» образованием не способствует объективному взгляду ни на мировое высшее образование, ни на конкретных российских абитуриентов. Так какова же связь между вузами Москвы и Киева, Кишинева и Тбилиси - и при чем здесь лично вы?

Порвался ли красный флаг

Есть ли у нас единое образовательное пространство сегодня? Да. Оно едино хотя бы настолько, насколько сохраняется единое культурное и историческое пространство.

Когда-то у всех нас был общий поэт номер один - и сегодня Молдова как ни в чем не бывало проводит пушкинский фестиваль, а университеты Таллинна и Тарту отмечают день рождения великого пушкиниста ХХ века Юрия Лотмана.

Когда-то у нас была общая война номер два - и вот не один лишь Киев, а еще почему-то Москва, Минск, Кишинев и Ереван по видеомосту смотрят и слушают, как возвращается в украинские учебники истории наименование «Великая Отечественная война», изъятое оттуда при прежнем министре образования Украины.

СССР больше нет, конечно. Однако в российском Ижевске невзначай открывается азербайджанская школа. Приднестровский университет (Молдова) имени Тараса Шевченко (Украина) проводит свою презентацию в нашей Госдуме (Россия, Москва). МГИМО создает землячества - азербайджанское, армянское, белорусское, грузинское, казахское, кыргызское, латвийское, молдавское, таджикское, узбекское и украинское. РГГУ издает учебник украинского языка для украинских диаспор России и СНГ. ЮФУ совместно с вузами Украины и Беларуси принимает участие в некоей программе МИГО - по ней студент-«технарь» может заодно с основным получить еще и гуманитарное образование. В региональной Сетевой академии Cisco при Гомельском государственном университете (Беларусь) занимаются около 100 студентов из ближнего зарубежья (граждане Азербайджана, Армении, Грузии, России, Туркменистана, Узбекистана, Украины). Мэрия Москвы посылает в Крым пособия (для школьных кабинетов русского языка) и профессоров - проводить тренинг для местных учителей. В вузы Грузии поступает порядка 200 азербайджанцев. Во французской Сорбонне затевают спецкурс «Классика литератур СНГ» - и вот несколько республик снова рядом, на соседних страницах. Блогеры-преподаватели из России и Беларуси в неформальной интернет-обстановке делятся педагогическим опытом. В ближнем зарубежье действуют филиалы российских вузов. Российско-национальные университеты открыты в Армении, Белоруссии, Кыргызстане, Таджикистане. Обмен образовательными услугами между странами поддерживается работой по сопоставлению аналогичных документов об образовании и ученых степенях. В области образования подписываются многосторонние международные соглашения между странами бывшего СССР. Министры образования стран СНГ встречаются и общаются…

Итак, СССР действительно больше не существует? Тогда откуда такая, как сказали бы в Одессе, «картина маслом»?

Честно говоря, не всегда именно ностальгия по бывшему Союзу является источником совместных проектов или просто схожих решений. Причины могут быть разными. То глобальные тенденции вмешаются - и тогда украинцы сравнят свое независимое тестирование с американскими тестами, а ведь оно до боли похоже на наш ЕГЭ. То более локальные общности поднимут головы - и тогда Киевский славистический университет организует олимпиаду для школьников из славянских стран, на которой россияне оказываются бок о бок с украинцами. То же можно сказать о сетевом университете ШОС, объединяющем вузы Азии, среди которых случайно попадаются и «некогда советские».

Зато когда в мае 2010 года президент России Медведев читает лекции киевским студентам, а в сентябре он же становится почетным доктором Бакинского университета, - такое не воспринимается как стопроцентно международные акции. Мы, потребители этих новостей, просто не можем не вспомнить о временах единой страны.

Общее образовательное пространство СССР раскололось, порвалось, потрескалось, но оно подобно книге, которую имеет смысл аккуратно подклеить - и прочитать. Ведь между школами и вузами вновь отдельных стран возможны какие угодно связи, просто это не всегда видно из Москвы и не всегда ею контролируется.

Образовательное пространство существует независимо от того, как много человек это заметили. Оно обладает некоторыми общими характеристиками. Одна из главных - язык межнационального общения на этом пространстве. Не английский, как во всем мире, а русский.

Русский язык

Многие бывшие союзные республики около 20 лет назад затеяли движение прочь от русского языка. А как обстоят дела сегодня?

Наиболее жесткую позицию занимает Прибалтика. Директор Центра государственного языка Латвии категорически против разговоров о возможности разрешения преподавания на русском языке в государственных вузах страны. Можно обучать студентов только на официальных языках ЕС, а тот факт, что русский - вообще-то язык ООН, Латвии не указ. В соседней Эстонии число учеников, желающих получить образование на русском, продолжает снижаться. Родители отдают детей в эстонские школы ради будущей карьеры детей, а русские школы закрываются, хотя и не все.

Похожая ситуация была и на Украине. (Кстати, и в Латвии, и на Украине выходили учебники русского языка мягко говоря, с не лучшими примерами нашей речи. Для чего? Не иначе как для того, чтобы принизить культурное значение великого и могучего.) Однако после недавней смены власти у жителей Украины появилось право сдавать тесты в вузы в том числе и на русском. Это поможет русскоязычной молодежи Украины не путать термины, которые на языках братских славянских народов всё-таки сильно различаются.

В азиатских государствах тоже наметилось движение навстречу русскому языку. Летом в Ташкенте в Национальном университете Узбекистана состоялся межвузовский круглый стол, посвященный преподаванию русского языка. Возможно, цели этого мероприятия на самом деле вполне прозаичные - расширить в итоге доступ местной молодежи в российские вузы, но на круглом столе дипломатично говорилось о языке как о средстве гуманизации. Тогда же парламент Армении решил, что пора вновь открывать русские школы: ранее они были закрыты (за исключением двух на всю страну - для неармян по национальности и неграждан Армении). В результате население Еревана устроило акцию протеста, видя в этой «экспансии» угрозу армянскому языку - и даже потребовало отставки армянского министра образования. Что и говорить, вернуть русский язык на утраченные позиции будет нелегко.

Тем не менее, наш с вами язык способен даже ущемлять язык той или иной республики, сам при этом не будучи ее официальным государственным языком. Так случилось в Гагаузской автономии в Молдове: там учатся на русском, что в ущерб гагаузскому языку - одному из местных языков.

Как в зеркале

Правильно ли считать большой конкурс в современный вуз прямым потомком советской очереди? Вряд ли. Вообще объяснить наличие общих моментов и тенденций в образовательных системах стран бывшего СССР можно по-разному - хотя в числе прочих причин вполне могут быть названы и советские привычки. Например, украинские абитуриенты, не чуя конкуренции, по-капиталистически серьезной, так же задерживают сдачу оригиналов документов в вузы, как и россияне. Впрочем, начинать говорить на эту тему надо было бы с того, что в обеих странах есть манера задерживать информирование о правилах приема очередного года.

И в России, и в Грузии принимаются санкции в отношении репетиторов. В России - потому, что «к ЕГЭ можно подготовиться и без репетиторов», а в Грузии репетиторы вызывают пристальный интерес у налоговиков. Оба эти повода сводимы к идее социальной справедливости, а она набрала наибольший вес именно во времена СССР. Всё сходится: само репетиторство-то еще при царизме процветало! Хотя и среди бедных студентов.

И напротив, есть соблазн сказать: вот не развалился бы Союз с его крепкой системой образования - и не было бы стольких «двоек» у новоиспеченных студиозусов! Прошлый учебный год «подарил» Москве печально известный диктант с удивительными неологизмами «поциэнт» и «через-чюр», а Киеву - 64% неудовлетворительных оценок первокурсников Политеха по физике и 53% - по математике. А Союз действительно развалился, но пенять на это поздно.

Ни антисоветскими, ни просоветскими не назовешь простые факты, похожие на российские реалии: поступающие в вузы Литвы могут указать в заявлении до 12 вузов, в вузы Украины - до 5, в Узбекистане поступают по баллам, а в Азербайджане есть преференции льготникам. Знаменитая азербайджанская льготница Сафура Ализаде заняла пятое место на Евровидении-2010 - но совершенно непонятно, насколько буржуазно Евровидение.

В этом контексте вообще многое неочевидно. Школьная медаль, значимость которой при поступлении отменили и Россия, и Украина, представляет собой что-то вроде медали за ударный труд рабочего - или это знак отличия для будущих белых воротничков? Кого воспевают те же Россия с Украиной, повышающие сегодня статус бакалавров, человека труда (социализм) - или профессионала среднего звена (капитализм)? Скорее всего, в ответах на эти вопросы общее советское прошлое двух республик окажется совершенно ни при чем. А вот настоящее во всей его сложности - конечно же, да. Так что займемся поиском поучительных различий.

Учимся у «младших»

Россия - традиционно «за старшую», но это не значит, что она автоматически учитель для младших. Ей самой есть что узнать хоть от Беларуси - европейского изгоя, хоть от Грузии - вообще недавнего ярого врага; да и не только от них. По крайней мере, это даст шанс поразмыслить над чужим опытом и не воспринимать свою практику как единственно возможную. Вообще высокомерие как минимум ненаучно.

Во всех школах Грузии по инициативе ее президента учителями английского языка с 1 сентября работают прибывшие из англоязычных стран педагоги. Совершенно очевидно, что, благодаря этому, дети раньше заговорят по-английски. Тогда как Россия до недавнего времени ограничивала для иностранных преподавателей возможность работать в наших вузах - соответственно, срок, когда студенты могли начинать говорить на «языке» мировой науки, был отодвинут на будущее.

В Беларуси негосударственные вузы проработали меньше 10 лет, их закрыли либо вытеснили за пределы страны: так, Европейский гуманитарный университет, ранее обучавший студентов в Минске, сейчас вынужденно делает это в соседнем Вильнюсе. Душить инициативу преподавателей-энтузиастов со своим видением образования, конечно, нехорошо. Однако жестко ведущая себя Беларусь и не озабочена сегодня, как Россия, масштабной проблемой закрытия «псевдовузов»; абитуриенты Витебска и Могилева могут бояться чего угодно - но не того, что «их вуз закроют».

Пока Россия развивает систему колледжей - что в целом не в русле идеи полного общего среднего образования, - Таджикистан постепенно переходит на 12-летнее среднее образование, а в Литве активно обсуждается вопрос о введении системы 13-летнего среднего образования. А мы видим, что не стоит воспринимать какую бы то ни было тенденцию как единственно точно обоснованную и главную.

Не быть центром мира иногда полезно. При известной нелюбви к Москве большинство россиян ждут покорения мировых рейтингов именно московскими вузами, однако на самом деле вузам «периферии» не стоит расслабляться: у них есть все шансы. Ведь в той же Литве в международный рейтинг Webometrix попал не вильнюсский вуз, а Каунасский технологический университет.

И снова Литва: в этом году там впервые подавали документы в вузы по Интернету, был компьютерный сбой - это как раз тот случай, когда нам нужно учиться на чужих ошибках, чтобы не допускать своих: сбившись, система не бездействовала, а рассылала абитуриентам sms-ки, что они никуда не поступили. Вице-министр образования даже извинялась потом за это.

А особенно интересно наблюдать за Украиной: ее различия с Россией каждый раз наталкивают на размышления. Украина учит выбирать на выпускном тестировании не обществознание, а историю и математику; она сделает тесты по математике разноуровневыми; она организует тестирование для «сов» - в 11 утра; она восстановила льготу выпускникам подготовительных отделений; она планирует выносить вопрос об увеличении набора по специальности или об открытии нового факультета как минимум на голосование облсоветов; она дает более гуманитарный, нежели у нас, обязательный для поступления набор дисциплин; ее абитуриентам массово интересна специальность «Транспортные технологии». Также Украина напоминает нам приемчики из общего советского прошлого: именно тогда действовал так называемый «средний балл за аттестат», и сейчас в России это забыто, а в братской республике - как раз актуально. В результате ребята вынуждены подтягивать «лишние» предметы, и сообщают, что продажи бланков классных журналов странно возросли: понадобились запасные? Но и уровень знаний среднего абитуриента, не исключено, тоже возрастет.

Свет клином не сошелся

Понаблюдав за образовательной миграцией потомков советских людей, вы убедитесь, что это не менее занятно, чем, подняв взоры к небу, изучать довольно сложную тему миграции птиц в зоологии. Птицы не обязаны улетать в теплые края! Пернатые бывают разными - синантропами, оседлыми, полуоседлыми, кочующими и перелетными… Точно так же представление о том, что россияне стремятся непременно учиться в Москве или уж в университетах Великобритании, Франции, Германии или США, а на их студенческие места в Россию охотно усаживаются, скажем, украинцы, довольно поверхностно.

Спору нет, из-за демографического спада наша страна будет расширять прием на бюджетные места ребят из СНГ, причем почти на общих основаниях с российскими выпускниками (почти - потому что порой вашим конкурентам из ближнего зарубежья в дополнение к заявлению нужно написать еще и мотивационное письмо). Уже становится тенденцией, что в этих условиях юные эстонцы, например, нередко выбирают московские студенческие билеты и петербургские зачетки. Известен и маршрут, которым они «летят» (в каждой республике он свой): наши северо-западные соседи действуют через Таллиннский институт Пушкина как через посредника посольства России.

А вот украинцы, несмотря на то, что налаживается даже двусторонняя практика взаимного предоставления бюджетных мест, едут не только в Россию, но и, подобно нам, посматривают на Великобританию и Канаду. И, конечно, нужно упомянуть, что украинских студентов, так же, как и наших, отбирают для обучения в Европе в рамках программы Erasmus Mundus.

Вообще и здесь возможны варианты: азербайджанцы, не желая менять цветущий, солнечный Баку с гранатовыми деревьями на его улицах на туманы Альбиона, тем не менее получают двойной диплом - азербайджанско-британский. Такая возможность открывается для них вследствие договоренности между Азербайджанским университетом языков и университетом Essex.

А молдаване вообще ведут себя наименее стандартно. Они едут за дипломами даже в Китай: эта страна зовет жителей Молдовы на учебу и дает стипендии. Всё серьезно: вначале в течение года стипендиат проходит подготовительный курс по изучению китайского языка, студенты отбираются по конкурсу.

Постсоветское образовательное пространство существует. Оно соприкасается с образовательным пространством всего мира - и больше не может быть для нас террой инкогнита.

Принято считать, что уровень высшего образование в странах СНГ, не соответствует уровню образования «Советских лет». Редакция SNG . TODAY , не умоляет заслуги советской высшей школы, но, тем не менее, решила разобраться, на каком уровне высшее образование было тогда и что с ВУЗами СНГ происходит сегодня.

Вузы СССР делились на Институту и Университеты их общее число на середину 80-х годов прошлого века, фактически закат союза, было примерно 600. Институты специализировались на подготовке специалистов технического профиля. Университеты отвечали за подготовку специалистов гуманитарного профиля. Высшая школа, так же была и местом для науки, многие изобретения и научные труды рождались именно на исследовательской базе советских ВУЗов. Среди общемировых заслуг советской высшей школы можно назвать систему заочного образования, которое впервые было внедрено именно в СССР. По открытым данным ресурса "Статистика российского образование" в СССР с 70-е по 90-е годы высшее образование получило более 10% населения Союза.

Сегодня в странах СНГ функционируют более 2500 тысяч высших учебных заведений, реальная цифры учитывающие все филиалы всех ВУЗов Содружества к сожалению не поддаются подсчету. Больше, не всегда лучше. Попробуем разобраться, в какой стране СНГ больше всего ВУЗов, где больше всего людей с высшим образованием и по каким правилам живет Высшая школа в СНГ.

Настоящий бум высшего образования, по масштабам открытия новых ВУЗов и филиалов старых в Российской Федерации в 90-е начале 2000-х годов поражает. Сегодня в стране ведется политика по сокращению и укрупнению ВУЗов. На базе ведущих вузов регионов России было создано 10 Федеральных университетов, в состав которых вошли порядка 40 ВУЗов. Рособрнадзором РФ ведется настоящая борьба с засильем учебных заведений сомнительного уровня. С начала 2014 года по март 2016 года было сокращено количество аккредитованных учебных заведений страны фактически на половину с 2448 до 1450 . Возможно, и из-за засилья в стране вузов средней руки, по данным переписи 2010 года, имеющим высшее образование, назвал себя каждый четвертый взрослый житель России. Если говорить об уровни образования в России, то он довольно высок, подтверждение этому тезису можно найти в рейтинге вузов стран СНГ подготовленном рейтинговым агентство RAEX («Эксперт РА») в 2014 году.

«А» - исключительно высокий уровень подготовки выпускников;

«В» - очень высокий уровень подготовки выпускников;

«С» - высокий уровень подготовки выпускников;

«D» - приемлемый уровень подготовки выпускников;

«Е» - достаточный уровень подготовки выпускников.

Российские ВУЗы в рейтинге забрали себе 95 мест. При этом высшего рейтинга «А» был удостоен только Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Высокий уровень российского образование ценят и иностранные студенты, так по данным за 2016 год 5% от общего числа студентов России составили иностранцы, а это более 240 тысяч человек.

Не обошел бум роста ВУЗов и Украину . Свою независимость страна встречала, имея в наличии 149 учебных заведений высшей школы. В конце 2015 года в стране насчитывалось 520 ВУЗов государственной формы собственности и 144 частных. Из этой россыпи ВУЗов, только 33 удостоились попадания в рейтинг «Эксперт РА». Самую высокую строчку в рейтинге (2 место в группе «В») занял Киевский национальный университет имени Т. Шевченко. Точных данных по количеству жителей Украины с высшим образованием нет, последняя перепись в стране проводилась 16 лет назад в 2001 году. Тем не менее, учитывая, что количество людей ежегодно поступающих в вузы в стране превосходит количество людей заканчивающих школы, можно предположить, что данная цифра соизмерима с уровнем образования в России, а может и даже превосходит. Так, по данным Европейского социального исследования, в 2010 году процент людей в группе от 25 до 39 лет с высшим образованием в Украине превысил 40%.


Киевский национальный университет имени Т. Шевченко / Источник фото:univ.kiev.ua

Высшие образование в Украине для себя выбрали более 63 тысяч иностранных студентов, треть из них жители стран содружества. Основным плюсом при выборе украинских ВУЗов иностранцы называют возможность получить образование на русском языке по более приемлемой цене, чем в России.

Белоруссия с ее 55-ю функционирующими ВУЗами, на конец 2016 года, кажется страной, которую обошла проблема роста ВУЗов с низким уровнем подготовки кадров. Это утверждение можно считать верным, если учитывать что в 80-90-ые годы прошлого века в Белорусской ССР начитывалось порядка 30 ВУЗов. Из 55-ти ВУЗов,45-ть, это ВУЗы с государственной формой собственности и 10 частных университетов. Вузы в стране жестко структурированы по классам и уровням, так, в стране есть два ведущих ВУЗа в национальной системе образования это - Белорусский государственный университет, который занял первое место в группе «В» рейтинга «Эксперт РА» и Академия управления при Президенте Республики Беларусь, которая своего места в рейтинге не нашла. Общее число ВУЗов РБ в выше упомянутом рейтинге - 10. Статус ведущего ВУЗа - титул закрепленный законодательно, среди профильных ВУЗов есть один ведущий. Высшее образование для белорусов, закончивших школы за годы независимости, стало фактически обязательным этапом жизни, практически каждый молодой человек после школы поступает в ВУЗ. По этому показателю Белоруссия в числе мировых лидеров- 91,5% страна уступает только Финляндии, США и Южной Корее.

А по количеству студентов на каждые 10000 жителей Белоруссия лидер среди стран СНГ, в стране их 417,к примеру, в России их только 394 студента.

Если в Белоруссии негосударственные ВУЗы - редкость, то в Казахстане их напротив, даже больше чем государственных. Из 127 ВУЗов страны 72 частные ВУЗы. Казахстан одно из первых государств СНГ, приведших свою систему в соответствие болонскому процессу. Уже в 1994 году был утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан, который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров. Сегодня, абитуриентами в стране ежегодно становятся более половины выпускников школ, государство оплачивает обучение 30% поступающих. Многие бывшие школьники выбирают для себя обучение за границей, так по данным UNESCO 48,875 жителей Казахстана получают высшее образование не у себя в стране. Согласно статистическим данным, на начало 2015-2016 учебного года общая численность студентов в Казахстане составляет 459 369 человек. Обучение в Казахстане для себя выбрали 10,4 тысяч иностранных студентов. Большинство студентов прибыло из Узбекистана, Китая, России, Монголии. Из 127-ми ВУЗов страны в рейтинге «Эксперт РА» упоминается 9 учебных заведений. Самую высокую строчку в рейтинге занял Казахский национальный университет имени аль-Фараби, расположившийся на 5 строчке ВУЗов в классе «С» с высоким уровень подготовки выпускников.

Узбекистан после обретения независимости обладал на своей территории 42 ВУЗами и в отличие от многих стран СНГ не подвергся бурному росту новых учебных заведений. Ситуация с высшей школой в Узбекистане развивалась по другому сценарию. Многие крупные ВУЗы страна, были разукрупнены. Так на базе Ташкентского политехнического института было открыто 3 ВУЗа, на базе Ташкентского института народного хозяйства образованы два новых учебных заведения. Путем подобного менеджмента, на сегодняшний день, Узбекистан готовит специалистов с высшим образованием в 59 ВУЗах на всей территории страны. Особенностью образования в Узбекистане можно назвать направление, подготовки которого выбирают абитуриенты.

При поступлении, если в подавляющем процентном случае, в уже обозреваемых странах, школьники поступаю на юридические или экономические специальности, то 50 % выпускников узбекских ВУЗов - это педагоги. Из-за бурного роста экономики страны и увеличение в структуре ВВП Узбекистана сферы услуг и снижения доли сельского хозяйства, система образования сложилось не соответствуя запросам рынка к кадрам выпускающихся из ВУЗов страны. Высшее образование не носит в стране массового характера. В 2016/2017 учебных годах план приема на бакалавриат, утвержденный постановлением Президента составлял 57907 человек, а на магистратуру – 5000, всего 62907 человек. При этом школу в этом же году закончило более 500 тысяч человек. Средний конкурс в вузах страны составил 12 человек на место. Система высшего образования Узбекистана нашла свое место и в рейтинге «Эксперт РА», два ВУЗа заняли свои места в классе «D» это - Национальный университет Узбекистана имени М. Улугбека и Самаркандский сельскохозяйственный институт.

Еще одной странной в рейтинге с двумя ВУЗами являться Молдавия . Международный независимый университет Молдовы и Молдавская экономическая академия, так же как и ВУЗы Узбекистана расположились в классе «D». Высшее образование Молдовы живет в европейском духе, как и все страна, которая долгое время идет в сторону евроинтеграции. Страна является частью болонского процесса, по истечению 4-летнего обучения вы получите диплом лицензиата (не бакалавра), а окончив, еще два года станете магистром. В стране действует 29 ВУЗов, из них 16 государственных.


Молдавская экономическая академия/источник фото:ase.md

Количество студентов, получающих образование в стране, согласно официальной статистике за последние 5 лет, сократилось на 30 процентов до 75 тысяч человек. Обучение по европейским стандартам Молдовы ежегодно выбирают и иностранные студенты, сейчас их более 4 тысяч человек. Большинство приезжих студентов – 2300, получают образование в Государственном университете медицины и фармакологи. Молдавию, как страну для получения высшего образования выбирают в основном абитуриенты из Израиля, Румынии, Украины, Турции и Индии.

Есть проблемные места и в высшей школе Кыргызстана . Страна задержалась с переходом к двухуровневой системе образования и стала участником болонского процесса только в сентябре 2012 года. Получить высшее образование в РК можно в 54 ВУЗах страны, которые ежегодно выпускают порядка 240 тысяч дипломированных специалистов, львиная доля (90%) которых после учебы не может трудоустроиться по специальности. Среди явных проблем высшего образование КР помимо засилья ВУЗов, можно назвать нехватку кадров, только 10% преподающих имеют ученую степень и низкие зарплаты преподавателей. Из 153 ВУЗов, вошедших в рейтинг ВУЗов СНГ, подготовленный «Экспертом РА», только один ВУЗ представляет Киргизию - это Кыргызско-Российский славянский университет, расположившийся в середине, класса «D» рейтинга.

Еще одной странной, попавшей в список рейтинга «Экспертом РА» с одним ВУЗом является Азербайджан . Бакинский государственный университет лидер в классе «D» рейтинга. Образованию в Азербайджане уделяется не малое внимание, прежде всего финансовому. Страна в структуре своего бюджета уделяет второе место именно образованию, уступая первую строчку армии. ВУЗы Азербайджана - это 49 учебных заведений, которые готовят специалистов по двухуровневой болонской системе и готовы принимать иностранных студентов. Обучение в университетах Азербайджана ведётся на трёх языках: азербайджанском, русском и английском.


Бакинский государственный университет/источник фото:kavkaznews.az

А для иностранных студентов, показавших успехи в учебе, предполагается президентская стипендия 800 долларов США, к слову, стоимость года обучения в вузах этой страны варьируют от 700-1000 долларов.

В соседней Армении функционирует порядка 68-и ВУЗов и филиалов, где студентам предлагают получить образование так же в рамках болонской системы. ВУЗы страны хоть и не попали в рейтинги лучших ВУЗов стран СНГ, тем не менее не отметить такие учебные заведения, как Ереванский государственный университет, Американский университет Армении и Российско-Армянский (Славянский) университет. Все три ВУЗа были отмечены в шорт-листе Webometrics - системе рейтинга мировых университетов, основанной на комбинированном показателе, учитывающем как объем веб-содержимого (количество страниц и файлов), так и видимое влияние этих публикаций по числу внешних цитат. Армению, как страну для получения высшего образования выбирают и иностранные студент, по данным министерства образования и науки Армении в 2016 году в стране училось 3638 студентов из 35 стран мира. Большинство из них приехало на обучение из Грузии (1545), России (1181) и Сирии (489).

Таджикистан - страна в которой работает 39 ВУЗов, которая так же стала участником болонского процесса. Высшее образование в РТ страдает от несоответствия запросам рынка труда в стране. В Таджикистане ощущается недостаток педагогических кадров. Так, по данным на 2015–2016 учебный год отделами образования РТ было подано 3715 заявок о нехватке специалистов. Проблему нехватки кадров в республике пытаются решить обучением студентов за рубежом (в основном в России). Среди ВУЗов страны все тот же Webometrics отмечает Таджикский технический университет, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова и Российско-Таджикский (Славянский) университет. Редакция сайт со своей стороны отметила бы, что в стране функционируют филиалы российских ВУЗов, а именно, МГУ имени М.В. Ломоносова, Московского энергетического института и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

Страной, закрывающей наш обзор стал Туркменистан , страна с уникальной системой образования. Дело в том, что в это стране нет частных ВУЗов и соответственно, не было и искусственного профицита на рынке высшего образования. Уровень развития страны позволил наращивать интеллектуальный потенциал страны за счет поступающих. Выходя из ВУЗов, бывшие студенты не испытывают проблем с поиском работы. Университеты Туркменистана дают своим студентам осуществить выбор своей будущей специальности из широкого спектра направлений обучения. И постоянно пополняется новыми, современными и актуальными профессиями, которые имеют спрос на рынке труда.

Большое число студентов из Туркменистана получают образование за рубежом, около 55 тысяч человек, тем самым, повышая общий уровень подготовки специалистов на предприятиях страны до мирового уровня.

Подводя итог нашему обзору можно выделить общие проблемы, с которыми столкнулись страны Содружества после обретения независимости. Система образования в СССР, хоть и вызывает ностальгирующие чувства у большинства граждан СНГ, но, тем не менее, оставила после себя ряд проблем, которые требовали незамедлительного решения молодыми государствами. Среди них не возможно ни выделить неподготовленность ВУЗов к запросам меняющегося рынка труда, не охваченность востребованным высшим образование широких масс населения в странах СНГ и как следствие не хватки квалифицированных кадров для подготовки выпускников ВУЗов. И,наверное, главная проблема - это свой путь высшей школы в СССР, интеграция стран в двухуровневую болонскую систему образования - это настоящая головная боль для всех министерств образования в странах СНГ.

Образование в странах мира отличается многими факторами: педагогической системой, формой образовательного процесса, средствами, которые люди вкладывают в обучение. зависит от общего уровня развития государства. В разных государствах функционирует собственная образовательная система.

Когда речь заходит о поступлении за границу, то на ум приходят много различных стран и университетов. Уровень качества образования зависит от многих вещей, начиная от финансирования, заканчивая структурой обучения.

Интересно заметить, как выбор сделали сами студенты. Было подсчитано, насколько зарубежные страны популярны у иностранцев. Германия и Англия занимают лидирующие позиции, в то время как Польша замыкает рейтинг.

Карлов Университет в Праге – самое престижное высшее учебное заведение в Чехии, старейший университет Центральной Европы

Высшее образование в Европе для иностранцев намного дешевле, чем в США и Канаде. Стоимость одного семестра в европейском вузе начинается от 726 евро. Самыми престижными считаются университеты Дании, Швеции, Франции и Германии.

Почти в каждой европейской стране можно найти хотя бы одну программу, где обучение ведется на английском языке. Такой вариант подходит для тех, кто не хочет или не имеет возможности учить новый язык.

Поступить в европейских вуз можно сразу после школы и с минимальным набором документов. Обычно требуют предоставить аттестат (или диплом), сертификат, подтверждающий уровень владения языком и мотивационное письмо.

После окончания университета в Европе всем иностранным студентам разрешено оставаться в стране еще некоторое время для поиска работы и трудоустройства.

В 2019 году самыми престижными университетами в Европе считаются:

  • Оксфорд и Кембридж. Это два из самых популярных английских университетов, в которые мечтают поступить молодые люди со всего мира. Стоимость обучения в данных вузах составляет от 25 000 до 40 000 фунтов.

Кембриджский университет - университет Великобритании, один из старейших (второй после Оксфордского) и крупнейших в стране

  • Технический институт в Цюрихе. Стоимость обучения на данный момент составляет 580 франков, но начиная с 2019 года ожидается повышение цен.
  • Университет Людвига Максимилиана в Мюнхене. Один из самых популярных университетов в Германии, в котором есть программы как на немецком, так и на английском языке.
  • Университет в Хельсинки. Этот университет когда-то был бесплатным для всех, но в 2017 году стал платным. Стоимость одного года в этом университете начинается от 10 000 евро. Данный вуз предлагает программы на финском и английском языках.

Мюнхенский технический университет — Technische Universität München — один из самых крупных немецких университетов и престижнейшее высшее учебное заведение в восточной части Германии

Что касается грантов на обучение в Европе, то самый популярный вариант — участие в программе Erasmus. Эта программа направлена на обмен студентов из университетов-партнеров. Программа покрывает все расходы на пребывание в иностранном вузе.

Высшее образование в США

В Соединенных штатах Америки образование одно из самых дорогих в мире. Один год в американском университете обойдется как минимум в 35 000 долларов. Будущие студенты могут подать заявки на грант или стипендию, но некоторые из них покрывают затраты только частично.

Не довольны стоимостью обучения и сами американцы: студенты и выпускники вузов жалуются, что после окончания учебы им приходится еще несколько лет выплачивать долг.

Также не стоит забывать, что кроме оплаты обучения у студента в США есть и другие затраты — на квартиру, продукты питания и медицинскую страховку в год уходит от 8 000 до 12 000 долларов.

Самыми престижными университетами в Америке считаются:

  • Стэнфорд. Стоимость обучения начинается от 15 000 долларов в год и зависит от выбранной программы, а также степени обучения — бакалавр, магистр или доктор наук.
  • MIT- Массачусетский институт технологий. Этот технический вуз известен всему миру не только высоким уровнем образования, но и большому количеству лекций в открытом доступе. А вот стоимость получения образования не такая доступная — от 25 000 долларов в год.
  • Институт технологий в Калифорнии. Стоимость одного года обучения в вузе составляет около 50 000 долларов.
  • Харвард. Один из самых дорогих вариантов, учеба для иностранца обойдется от 55 000 долларов в год.

Список известных университетов в США

Сегодня на территории эта проблема является очень острой. Переход от одного строя к другому оказался болезненным практически для всех областей жизни: экономической, политической, медицинской, и, в том числе, образовательной. Некоторые реформы были предприняты властными структурами этих государств, однако, их большинство оказались малоэффективными. Это произошло потому, что образовательные проблемы формировались под влиянием многих факторов, и, чтобы улучшить состояние этой сферы, необходим комплексный подход, чем мало кто готов всерьез заняться по разным причинам: начиная от отсутствия заинтересованности и заканчивая элементарным неумением.

Проблемы современного образования в настоящее время беспокоят в основном лишь слой интеллигенции и научных сотрудников, которые работают непосредственно в этой сфере и ощущают очень остро все ее недостатки. Также здесь и небольшая часть студентов, выпускников, и еще меньшая - абитуриентов, на которых уже отразились далекие от идеала образовательные реформы и качество преподавания. Как известно, решить любую проблему (даже самую сложную) могут только те, для кого это действительно проблема, и поскольку заинтересованные лица не располагают рядом полномочий, а те, кому это по большому счету не нужно, располагают, то образовательная сфера оказалась заброшенной. Действительно, иногда делаются минимальные попытки что-либо изменить в ней, но их качество и общий поверхностный подход наталкивают на мысль о том, что создается лишь видимость желания что-то изменить.

Проблемы образования: узкая специализация

Здесь мы встречаем противоречие между узкой специализацией и широким спектром отраслей в каждой профессии. В ВУЗах предлагают ряд специальностей, которые, по сути, очень расплывчаты: психологи, менеджеры, юристы, экономисты и так далее. Рынок труда акцентирует внимание на более узких специализациях, но молодые специалисты не подготовлены к специфичным отраслям и знакомы с ними довольно отдаленно из-за преобладания общеобразовательных предметов в перечне изученных дисциплин. Так, получается, что весь мир стремится жить на современный западный манер (потребность в специалистах узкого профиля), а образовательные услуги морально устарели, выпускаются люди с широким профилем умений.

Также можно отнести сюда и профессии: людей рабочих специальностей катастрофически не хватает, в то время когда на улицу ежегодно выпускают толпы юристов и экономистов, которых уже профицит. И мало кто прикладывает усилия к тому, чтобы сбалансировать этот поток.

Проблемы образования: экономическая составляющая

Финансирование - одна из самых болезненных тем, наверняка, не только в образовательной сфере. Тут проявляется низкое качество образования, которое могут предложить, к сожалению, многие ВУЗы. В столичных и крупных городах это волнует не так сильно, однако в более мелких центрах из-за плохого финансирования регулярно происходит отток специалистов. В основном, проблема заключается именно в низких зарплатах, которые вынуждают талантливых людей прекращать преподавательскую и научную деятельность и посвящать себя другой сфере.

Однако некоторые из них все же остаются, и они являются очень ценными сотрудниками, которые выпускают хороших специалистов.

Проблемы образования: культурные тенденции

Также в настоящее время существует проблема культурного развития общества. Под влиянием разных факторов большинство молодых людей не заинтересовано в получении образования, им необходимо вещественное свидетельство о том, что они освоили некую профессию, больше, чем знания и умения. Это тоже не улучшает общую образовательную картину, вероятно, необходима некая пропаганда ценности знаний и навыков, которые полезны всему обществу. Сюда сделали большой вклад СМИ: систематическая трансляция низменных ценностей и глупых примеров поведения, а также инфантильного отношения к жизни реализовала свою воспитательную функцию в негативном ключе.

Таким образом, проблемы образования сгруппировались в одну глобальную, которую трудно устранить, но возможно. Вместе с этим перекладывать всю ответственность на государственных управленцев слишком наивно: проблемы общества должны решаться этим же обществом, или, по крайней мере, с его участием, а не отдельными элитарными группами. Первый шаг должен сделать каждый, сформировав сознательное отношение к тому, что его окружает.