Предложение союзами а но да однако зато. Сложносочинённое предложение. Cложносочинённые предложения с соединительным союзом И

В сложносочиненных предложениях с разделительными отношениями используются союзы или, либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли, ли...ли, ли...или.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами передают значения чередования событий или взаимоисключения .

    Союзы или, либо передаютзначение взаимоисключения .

Например: Пусть перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь отсюда, но оставаться с ним в одном доме я не могу... (Ч.); Два дня валялся, да вспомнил про лошадь, - либо волки съели, либо замерзла (Сераф.).

    Союз то...то , повторяющийся,указывает на последовательную смену событий.

Например: То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей на рынок (Ч.).

    В предложениях с союзом не то...не то передаютсяразделительные отношения с оттенком неопределенности и предположительности .

Например: ...Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Т.).

    В предложениях с союзом то ли...то ли также заключаетсяоттенок предположительности, некоторой неопределенности.

Например: То ли вода еще холодная, то ли Кадошка [охотничья собака] еще молод и глуп, только остановился он у воды и не может дальше идти (Пришв.).

    Союзы ли...ли, ли...или употребляются в сложносочиненных предложениях разделительных,выражающих перечисление взаимоисключающих событий, явлений.

Например: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала... (Л.); Думы ли реют тревожно-несвязные, плачет ли сердце в груди, - скоро повысыплют звезды алмазные, жди! (Фет); Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, или вдали заскрипела рябина, или запела щегла окарина, или малиновка, маленький друг, мне на закате ответила вдруг? (Забол.).

Предложения с градационными союзами

В сложносочиненных предложениях могут передаваться особые отношения градации, т.е. усиления, нарастания, или, наоборот, ослабления значимости второго компонента предложения по сравнению с первым. Такие значения свойственны союзам не только...но и, не столько... сколько, не то чтобы...но, хотя и...но и др.,союзы всегда двойные , первая часть их помещается перед первой частью сложносочиненного предложения, вторая - перед второй. Расчлененность союза, расположение его компонентов в разных частях предложения тесно связывает эти части в единое целое.

Например:

Не только ученики выбежали встречать автофургон, но даже старая нянечка не могла усидеть в школе; Не то чтобы он не хотел меня слушать, но просто ему все это было безразлично.

Предложения с градационными союзами передают отношения, близкие к соединительным , ср.:И ученики выбежали встречать автофургон, и даже старая нянечка не могла усидеть в школе.

Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями

Вторая часть сложносочиненного предложения может представлять собой дополнительное сообщение или добавочное замечание , вызванное содержанием первой части. В таком случае возникаютприсоединительные отношения .

Присоединительное значение передается при помощи союзных сочетаний да и, но и , сочинительных союзов и, да, а, но, же в сочетании с наречиями еще, притом, причем, потому и другими и частицами вот, даже .

Например: Пока осмотрят, одобрят и утвердят цену, пройдут месяцы, да и неизвестно еще, утвердят ли (Тевек.); Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает... (Л.); Учился он хорошо, и шла даже молва, что он и из арифметики и из всемирной истории собьет самого учителя Дарданелова (Дост.).

Присоединительное значение может быть передано и только сочинительными союзами - а, но, и.

Например: У вас уже будут привычки, а привычки всегда побеждают мнения и убеждения (М. Г.); ...Дети шумно лепили бабу из талого снега, и хорошая вышла баба (С.-Ц.).

Союз и часто употребляетсяв присоединительном значении с указательным местоимением , которое как бы вмещает в себя все содержание первой части предложения.

Например: Прекрасным садом будет земля, и в этом и скрыт смысл жизни... (М. Г.).

Для присоединенной части сложносочиненного предложения с союзами и, а, но характерноповторение однокорневого слова (или его синонима) , которое было обозначено в первой части сложного предложения,с указательным местоимением (лексический подхват) .

Например: Ко мне он относился мягко и внимательно, но в этом внимании было что-то пугавшее меня немножко... (М. Г.); То пускают голый жгут, получают нечто одетое в свинцовую трубу, а в той трубе ни мало ни много семьсот переплетенных проволок (Сол.).

С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.

Вконтакте

Одноклассники

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью , которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.

Деление по значению союзов сложносочинённого предложения

  1. Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и.., не только..но и, как..так и;
  2. Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..не то;
  3. Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.

Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов. Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:

  1. Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
  2. Пояснительные: а именно, то есть;
  3. Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.

Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.

Сложносочинённые предложения: примеры и схемы

После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.

Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.

Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.

Схема: () или (). Разделительный и ли взаимоисключает события.

Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.

Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.

Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.

Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.

Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.

Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.

Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.

Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию .

Пунктуация в сложносочинённых предложениях

В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.

Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая . Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:

Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.

Схема: (), а ().

Или я приду завтра, или ты приходи.

Схема: или (), или ().

Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:

Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев .

Схема: (); а ().

Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:

У меня такое мнение, а у тебя другое; и каждый из нас прав по-своему.

Схема: (), а (); и ().

Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:

Зал на секунду замер и тут же раздались дикие овации.

Схема: () – и ().

Когда не ставятся знаки препинания

Части ССП являются:

  1. Вопросительными: Когда Вы ещё будете в городе и смею ли я просить о встрече?
  2. Побудительными: Делай все хорошо и пусть ты со всем справишься.
  3. Восклицательными: Вы такой молодец и мне всё так нравится!
  4. Назывными: Холод и ветер. Духота и зной.
  5. Безличными предложениями: Холодно и ветрено. Душно и знойно.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.


В сложносочиненных предложениях с противительными союзами (а, но, да, же, зато, однако и др.) выражаются сопоставительные и противительные отношения, то есть указывается на противопоставление событий, на различие их или несоответствие. Все такие предложения, независимо от того, однородны их части или неоднородны, могут быть только двучленными.
По особенностям строения и по основным грамматическим значениям все сложносочиненные предложения с противительными союзами делятся на две группы: 1) сопоставительные и 2) противительные предложения.
  1. В сопоставительных предложениях (с союзами а, же) сопоставляются различные в каком-либо отношении явления, причем эти явления при всем своем несходстве не отменяют друг друга, а как бы сосуществуют. Отсюда наличие в предикативных частях сопоставительных предложений типизированных лексических элементов - сопоставляемых слов одной тематической группы.
Самыми распространенными среди таких предложений являются предложения с наиболее широким по своему значению и стилистически нейтральным союзом а. Например: Низ башни был каменный, а верх деревянный... (Чехов); Ему давно уже за сорок, а ей тридцать... (Чехов).
Во всех этих примерах сопоставление ведется в одном временном и одном модальном плане. Это типично для предложений данной группы. Однако в ряде случаев могут сопоставляться и события, относящиеся к разным временным и модальным планам. Например: Еще совсем недавно полеты в космосе были мечтой, а сегодня они реальность (Из газет); Вы посидите здесь, а я схожу к сторожу (Гайдар). Наконец, могут участвовать в выражении сопоставительных отношений и видовые формы. Например: Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево (Чехов).
Союз же, связанный по своему происхождению с усилительной частицей же, сохраняет ее выделительно-усилительное значение; происхождение этого союза обусловливает и его позицию; он стоит не между предикативными частями, а после первого слова второй части, выделяя его. Такие предложения называют сопоставительно-выделительными. Например: Товарищи относились к %ему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн); Из нашей батареи Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью (Чехов).
  1. В противительных предложениях (с союзами но, да, однако, зато, а и др.) выражаются различные виды противительных отношений: противительно-ограничительные, противительноуступительные, противительно-возместительные и др. Все эти виды отношений основываются на противоречивости событий, о которых говорится в предикативных частях. Наиболее употребительным и стилистически нейтральным является союз но. Союз да имеет разговорный характер, а союз однако книжный.
В противительно-ограничительных предложениях (с союзами но, однако, да) сообщается о таких событиях, второе из которых ограничивает проявление первого, мешает ему или уточняет его, опровергая в какой-то части.
В таких предложениях могут соотноситься планы ирреальной модальности (1-я часть) и реальной (2-я часть), что соответственно выражается формами сослагательного наклонения или так называемого «недействительного» наклонения (с частицей было) и др. Например: Пошла бы и она в лес, но детей не с кем оставить (Абрамов); Томясь скукой, Григорий пошел было в дом, но вдоль улицы показались трое верховых казаков чужой сотни (Шолохов).
Если же в первой и во второй частях выражается реальная модальность, то сложное предложение часто имеет значение ограничительного уточнения (уточняется положительный факт с помощью более частного отрицательного, или наоборот). Например: Дарвин не был эмбриологом, но он вполне понимал значение эмбриологических исследований для решения эволюционных процессов (Северцов). Ср. с союзом однако: Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Достоевский).
К рассмотренным предложениям близки по своему строению и значению сложносочиненные предложения с союзом-частицей только. Например: Я бы мог показать вам Москву, только сегодня я занят (значение ограничения-препятствия); Весь дом спит, только одно окно светится (значение ограничения-уточнения).
В противительно уступительных предложениях (с союзами но, однако, да) противительное значение осложняется значением уступительным (одно явление должно было вызвать другое, но не вызвало). Например: В доме у меня была своя комната, но жил я на дворе в хибарке... (Чехов). Ср. сложноподчиненное предложение с уступительной придаточной частью: Хотя в доме у меня была своя комната, жил я на дворе в хибарке. Уступительное значение формируется в основном лексическим составом частей, поэтому оттенок его присущ многим типам как сложносочиненных, так и сложноподчиненных предложений. Ср.: В доме у меня была своя комната, а жил я на дворе в хибарке; Я жил не в доме, где у меня была своя комната, а на дворе в хибарке.
Отчетливо противительно-уступительное значение выражается при помощи частиц все-таки, все же, все равно, между тем, при всем при том и др. В этом случае уступительно-противительное значение равно проявляется и в предложениях с союзом но, и в предложениях с союзом а. Ср., например: Я с ними вечно бранюсь, но все-таки я их очень люблю (Достоевский); Матушка поминутно плакала, здоровье ее становилось день ото дня хуже, она, видимо, чахла, а между тем мы с ней работали с утра до ночи (Достоевский). Ср. также с наречиями еще (все еще), уже (уж): Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят (Тютчев).
В предложениях противительно-возместительных (с союзами зато, но, да) какое-либо явление рассматривается с разных сторон, причем одна его сторона чаще всего оценивается как отрицательная, а вторая - как положительная. Например: Казаки спешились перед рекой. Брод был мелкий, но течение очень быстрое (Арсеньев); Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера (Симонов). Ср. предложение со сложным союзным образованием но зато: Много труда ему предстоит, но зато зимой он отдохнет (Салтыков-Щедрин).
Более сложными значениями характеризуются сложносочиненные предложения с сопоставительно-градационными союзами не только не... но...; не то что... но (а)... и др. Например: К утру не только не потеплело, но даже иней выпал; К утру не то что потеплело, а просто ветер утих. Одно из сопоставляемых событий представляется в таких предложениях как опровергающее какое- либо суждение, предположение или как уточняющее его. Ср. предложение с соединительно-градационным союзом не только но и...: К утру не только потеплело, но и ветер утих.
Примечание. Выделенные выше группы и подгруппы сложносочиненных предложений с соединительными и противительными союзами далеко не исчерпывают всего богатства грамматических значений, выражаемых в предложениях различного строения. В специальных исследованиях среди предложений с сочинительными союзами выделяются еще предложения соединительного несоответствия (Мы часто ссоримся, и все-таки я его люблю), соединительно-ограничительные (Все курсанты стали в строй, и только Иванов, казалось, не слышал команды), сопоставительно-ограничительные (Все курсанты стали в строй, а Иванов замешкался), несоответствия (Дело к весне, а мороз все крепче), противительно-распространительные (Вышучивать великих людей легко, но от этого сам не становишься выше) и др.
Большинство таких предложений, по сравнению с рассмотренными выше, представляют более частные случаи, нередко переходные, в которых различия между отдельными группами предложений стираются.
Методическое примечание. В школьном учебнике дается только общее понятие о грамматических значениях сложных предложений с соединительными и противительными союзами. В первых перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют друг за другом; во вторых одно явление противопоставляется другому. Сложную структурносемантическую классификацию этих предложений в школе дать нельзя. Однако отдельные наблюдения над соответствием формы и содержания можно провести при работе над упражнениями учебника.