Кутеинский богоявленский монастырь. Свято-Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, г. Орша. Отрывок, характеризующий Богоявленский Кутеинский монастырь

В Орше, было бы несправедливо не сказать ни слова об оршанском Кутеинском Богоявленском монастыре.

Оршанцы получили от патриарха иерусалимского Феофана грамоту на основание православного мужского монастыря в 1620 году. Большую часть денег собрали простые жители Орши и Могилева — члены православных братств. Государственные документы на строительство были выданы в Варшаве на имя крупного белорусского православного магната Богдана Статкевича-Заверского и его жены Елены Соломерецкой. В связи с этим М. Батюшков сообщал: «Старорусская православная фамилия Стеткевичей в XVI- XVII вв. владела обширными поместьями в Оршанском повете, известна по своим представителям на разных служебных постах, преимущественно в Беларуси, по своим родственным связям с княжескими фамилиями Друцких-Горских, Огинских и Соломерецких, особенно преданностью православию и благотворением на пользу православной церкви».

Строительство монастыря началось в 1623 г. под Оршей в живописном уголке векового леса возле устья речушки Кутеинки. По названию реки монастырь стал называться Кутеинским. Строительство возглавил писатель, печатник, религиозный деятель, патриот белорусской земли, иеромонах Иоиль Труцевич, ставший впоследствии игуменом монастыря.


Одним из первых появился Богоявленский собор. Почти на 40 метров возвышался четырехсрубный крестово-купольный храм. Три сруба имели форму пятигранников, четвертый был квадратным. Большой купол завершал строение, меньшими куполами заканчивался каждый отдельный сруб. Вход в храм архитекторы выполнили в виде красивой открытой галереи. Верующих поражал величественный шестиярусный резной позолоченный иконостас главного престола. Художники расписали тесаные стены внутри храма 38 многофигурными композициями на библейские и евангельские темы. В 1635 г. собор был освящен киевским митрополитом Петром Могилой. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братий, подражающих житию ангельскому».
В 1885 г. собор сгорел от удара молнии и более не восстанавливался.

Документальные источники подтверждают, что одновременно с главной святыней монастыря строились многочисленные жилые и хозяйственные помещения. Под Богоявленским собором находился храм Воскрешения Праведного Лазаря — пещерный подземный храм, площадью около 11 квадратных метров. Он имел крестообразную форму с низким каменным сводом. В алтарной части на месте престола стоял низкий деревянный крест, обложенный камнем.

Свято-Троицкий храм Кутеинского мужского Богоявленского монастыря был построен в XVII в. в стиле белорусского барокко.
До наших дней храм пережил несколько реконструкций и действует с 1993 г.

С конца XVI в. крупные и влиятельные мужские православные монастыри получали статус лавры. Белорусской лаврой называли современники и Кутеинский Богоявленский монастырь.

В книге «Рай мысленный» (1656) от имени патриарха Никона о Кутеинской обители говорится так: «Слышав же аз от многих известно, яко и там благочестие сияет. Беже тамо Лавра Велика, Свято-Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса, завома Кутейно, близ славно града Орши, иж бысть глава и начало общему житию во всей Белой Руси».

Кутеинский комплекс значительно расширился в 1631 г., когда мать Богдана Статкевича-Заверского княгиня Анна Огинская на реке Кутеинке, неподалеку от мужского монастыря, основала Успенский женский монастырь. Он состоял из нескольких деревянных церквей и собора Успения Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1635 г., а через 20 лет был возрожден в камне в стиле барокко. Также были построены водяная мельница и мост.

Наиболее значительные события в истории Кутеинской лавры произошли в середине XVII в. Монастырь еще не был полностью построен, но о нем уже знали далеко за пределами Оршанщины. Здесь по инициативе Иоиля Труцевича была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг. В них трудились талантливые мастера: художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.
(Кутеинские ремесленные мастерские существуют и сейчас. Снова, как когда-то, там пишутся иконы, проектируются и изготавливаются иконостасы, царские врата, церковная мебель)

Игумен занимался не только религиозной, но и просветительской деятельностью. При его активном участии в монастыре была открыта братская школа. Нехватка книг была одной из главных проблем в обучении и сохранении белорусского языка и культуры. Была необходимость в собственной типографии, и для ее открытия в Кутейно имелись хорошие условия. В 1630 г. И. Труцевич пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя — продолжателя дела Ф. Скорины.

С. Соболь учился в Киевской академии, знал языки, в 1628 г. в типографии Киево-Печерской лавры издал три книги. Приехав в Оршу, он быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». Монахи с удовольствием ему помогали: резчики вырезали из дерева тексты, чеканщики украшали переплеты книг, граверы создавали книжные гравюры. Учиться этому мастерству приезжали в монастырь издалека.

Самая известная с древних времен оршанская книга была издана в 1631 г. и называлась так: «Букварь сиреч, начало учения детям начинающим чтению из- выкати. В Кутейне изобразися. В типографии Спиридона Соболя». Название книги по краям страницы обрамлял орнамент.

Учебная часть «Букваря» начиналась со старославянского алфавита, 44 буквы которого, большие и маленькие, печатались вначале в обычном, а затем в обратном порядке. Есть в учебнике данные об ударении, знаках препинания, о склонении существительных и прилагательных, об искусстве стихосложения.

Спиридон Соболь понимал важность принципа единства обучения и воспитания и отдельный раздел книги посвятил христианским заповедям, которые дополнил еще одной: оставаться верным православию. Начинался и заканчивался «Букварь» молитвой.

Кутеинский «Букварь» был небольшим по размерам и насчитывал всего 80 страниц. Их нумерация отсутствовала, ее заменяли кустоды в правом нижнем углу страницы (это первое слово или слог, с которого начиналась следующая страница). «Букварь» был недорогим и красивым. Печатник использовал простые, но выразительные средства: наборный орнамент на титульной странице, гравюру Иисуса Христа с серафимами в начале книги, красивые заставки перед началом разделов, инициалы с растительным орнаментом.

Издание «Букваря» было событием в искусстве книгопечатания. Эта книга внесла значительный вклад в распространение просвещения в Беларуси, Литве, на Украине и за рубежом. На ней есть пометки на английском и немецком языках. Если бы Соболь ограничился изданием только одной этой книги, то все равно его имя было бы золотыми буквами вписано в историю белорусской национальной культуры.

Время было безжалостно к оршанскому букварю: уцелела только одна такая книга. Она хранится в Национальном музее Украины (г. Львов). А ее искусную копию, выполненную художником Петром Драчевым, можно увидеть в Оршанском музее истории и культуры.

Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь через два года уезжает из Орши. Его дело продолжалось уже под руководством И. Труцевича, который писал предисловия к каждой новой книге. Типография печатала не только церковную, но и научно-просветительскую литературу. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около 20 разных книг.

Продолжаю рассказ об осенней поездке. Сегодня одно из мест в Орше, где у меня была незапланированная ночевка.

СВЯТО-БОГОЯВЛЕНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая на то время в Белой Руси. В 1631 году печатник Спиридон Соболь здесь выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; среди других книг — «Лексикон» Памва Берында, «Брашно духовное», «Новый Завет», «Псалтирь блаженного пророка и царя Давида», «Новый Завет, в нем же и псалтирь», многочисленные ноты. Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры, к формированию которой также был причастен Спиридон Соболь: все изданные в типографии книги была красиво декорированы и украшены заставками. и имела красиво декорированный лист. В конце жизни Спиридон принял в монастыре постриг под именем Сильвестр.В 1635 году киевским митрополитом Петром Могилой в монастыре был освящён деревянный Богоявленский собор с нижним каменным храмом во имя праведного. Лазаря.В 1956 году монастырь посетил царь Алексей Михайлович. Согласно его приказу, знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим и гравёр Паисий отправились в Москву, где работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. В Москве работал и кутеинский мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.Кутеинский монастырь посещали св. Афанасий Брестский, св. Георгий (Конисский), царь Николай II, св. Серафим Жировицкий.В 1917 году монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольни и монастырские стены разрушены, на месте монастырского кладбища построены гаражи, бывшие кельи приспособлены под жильё. В 1990 году была зарегистрирована община при бывшем кутеинском монастыре, в 1992 году обитель возобновлена. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм.

Кутеинская типография

В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая на то время в Белой Руси. В 1631 году печатник Спиридон Соболь здесь выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; среди других книг — «Лексикон» Памва Берынды (1653), «Брашно духовное», «Новый Завет», «Псалтирь блаженного пророка и царя Давида», «Новый Завет, в нем же и псалтирь», памятник переводной белорусской литературы «История о Варлааме и Иосафе» (1637), «Дидаскалия» Сильвестра Косова (1637), многочисленные ноты. В 1632 году типографию возглавил игумен Иоиль (Труцевич). Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры, к формированию которой также был причастен Спиридон Соболь: все изданные в типографии книги была красиво декорированы и украшены заставками, и имели красиво декорированный лист. В конце жизни Спиридон принял в монастыре постриг под именем Сильвестр.
Типография работала до 1654 году, затем ее оборудование перевезли в Валдайский Иверский монастырь под Новгородом, оттуда в 1665 году в Воскресенский монастырь под Москвой, в 1676 году на московский Печатный двор.

Орша расположена в Витебской области в 220 километрах от Минска. Добраться на машине можно за 2 часа 30 минут. Ходят рейсовые автобусы. Билеты онлайн смотрите , стоимость около 13 рублей.

Удобный способ поезд. Орша – крупный железнодорожный узел. Подобрать ЖД билеты можно вот .

Не забывайте про попутки, через сервис .

Коллегиум Иезуитов в Орше

Одной из главных достопримечательностей города Орша можно смело назвать строение, датированное 17 веком – Коллегиум Иезуитов . Здание реконструировано в соответствии с первоначальным обликом.

Именно здесь, в здании коллегиума, расположился Наполеон Бонапарт во время войны 1812 года. Именно тут получили образование известные люди того времени.

Иезуитский коллегиум был построен еще в начале 17 века в стиле барокко. Изначально здание использовалось для проведения сеймов. Однако через несколько лет, король Сигизмунд III передал здание иезуитам, где было организовано первое учебное заведение. Через столетие здание было перестроено в камне. Стены вместили в себя музыкальную школу, аптеку и даже городской театр. Здание постепенно достраивалось, и на втором этаже появилась декоративная башня с часами.

В 1820 году коллегиум был закрыт из-за запрета на деятельность иезуитов. Долгие годы в здании находилась городская тюрьма. А после помещения пришли в негодность и были разворованы.

В конце 20 века весь комплекс был полностью отреставрирован. Археологи нашли остатки фундаментов коллегиума и монастыря. Сегодня в здании расположилась художественная галерея и выставочный зал и детская библиотека.


Водяная мельница

В историческом центре находится водяная мельница, построенная в 1902 году. Еще в 18 веке деревянная мельница в Орше была действительно очень прибыльной среди всей губернии. К сожалению, здание, которое привлекает туристов со всей Беларуси, не является оригинальным.

Построенная в начале 20 века мельница из красного кирпича впитало в себя особенности архитектуры того времени, сохранив только оригинальное местоположение. Фасад здания украшен круглым окном, по периметру которого выложена дата построение.

В начале 90-ых годов прошлого века благодаря программе «Возрождении» была проведена реконструкция мельницы. Теперь внутри этого красного здания находится этнографический музей.

В архитектурной композиции мельницы также присутствует арочный мост начала 20 века.

Части строений монастыря Базилиан

Сам монастырь Базилиан до наших дней не дошел. На берегу реки, в центре города Орша, сохранились лишь руины жилого комплекса монастыря .

Построенный в середине 18 века, сейчас в крайне плачевном состоянии.

Историки утверждают, что храм был основан базилианцами во второй половине 18 века.

При монастыре также был храм, который получил название костела Опеки Богоматери. В 1842 году он был переосвящен и в стенах храма расположился православный Свято-Покровский мужской монастырь.

Однако в 1967 году этот уже православный храм был взорван. На сегодняшний день частично сохранились только стены жилого комплекса при монастыре.


Заброшенный корпус монастыря Францисканцев

На улице Доминиканская, находится заброшенное здание, которое раньше было жилым корпусом монастыря. Сейчас заброшенный монастырь францисканцев не используется и постепенно разрушается. Возле главного входа находится небольшая мастерская.

О том что эта постройка памятник архитектуры напоминает небольшая табличка “Каштоунасць”.

Бывший монастырь

Там, где сегодня расположилась Троицкая церковь (Церковь Святого Духа) – ранее располагался Кутеинский монастырь. Он был основан в Орше в 1623 году. Название монастырь получил не случайно. Здание монастыря было заложено на месте слияния двух рек Днепр и Кутеинка.

Через несколько лет, во время основания монастыря, чудесным образом была явлена икона, которая сегодня считается покровительницей всей Орши – икона Божией Матери. Вокруг ее чудотворных свойств ходит множество легенд. Поговаривают, что она приносила исцеление и утешение каждому страждущему. Сегодня эта икона находится в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря в Орше.

Примерное в это же время на территории монастыря был построен деревянный Богоявленский храм. Также была возведена еще одна церковь в честь рождения Христа. Во второй половине 19 века она была переосвещена в честь Святой Троицы.

Кутеинский монастырь прославился благодаря своей культурно-просветительской деятельности. В стенах монастыря находились и школа, и библиотека, и мастерская художников-иконописцев. Кутеинский монастырь славился своими мастерами и их приглашали в другие города и области. Даже Московское государство вызывало к себе плотников, каменщиков, граверов и других мастеров своего дела. В монастыре находилась самая главная в то время типография, которая издавала книги на белорусской кириллице.

В первой половине 17 века монастырь приютил более 200 монахов. Благодаря их деятельности было открыто множество других православных монастырей. Однако в 1655 году монахи были вынуждены перебраться в Иверских монастырь из-за возникшего притеснения православных униатами.

Богоявленский собор, который находился на территории монастыря, полностью сгорел в 1885 году. Интересен и тот факт, что в начале 20 века монахи нашли древний пещерный монастырь в честь Воскрешения праведного Лазаря. Были найдены пещеры, ниши и коридоры.

После распада советского союза началось восстановление Монастыря. В 1995 году, по окончанию реставрации, в стенах бывшего монастыря была освещена Свято-троицкая церковь. В стенах храма расположились мастерские по деревянной резьбе и иконописи, создаются иконостасы и многое другое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

На юго-западной окраине Орши в 1623 году у впадении р. Кутеинки в Днепр был основан Кутеинский Свято-Богоявленский мужской монастырь. При нём были построены: каменная Свято-Духовская церковь, деревянные Богоявленский собор и церковь Рождества Христова, а также множество хозяйственных построек. В 1885 году собор сгорел от удара молнии, а в начале 20 века на этом месте под землёй была найдена церковь Воскрешения праведного Лазаря с многочисленными печерами и нишами, сооружённая во время основания монастыря. Сейчас она засыпана землёй и ждёт своего часа для восстановления. Каменная церковь Святого Духа первоначально была двухэтажной, но после реконструкции в 19 веке храм приобрёл сегодняшний вид. Частично сохранилось жилое кирпичное здание, в котором находились кельи, трапезная, духовное училище. Кутеинский монастырь известен типографией Спиридона Соболя, в которой был напечатан первый в истории Букварь. С приходом советской власти в 1917 году обитель была закрыта и разорена. Восстановление началось только с 1990 года, и в 1995 году после реставрации храм был переосвящён в Свято-Троицкий, монастырь снова стал действующим.