Жанна Д’Арк. Биография. Жанна д арк - гибель воительницы

Э тот пост о мученнице святой Жанне, как о ней не вспомнить, да еще в день ее казни...
Впрочем, казни возможно и не было вовсе... но 30 мая официальная история считает днем сожжения Жанны д’Арк (Jeanne d"Arc), простой крестьянки, которая до сих пор известна во всем и особо почитаема во Франции, как национальная героиня.

Жанна была одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре по обвинению в ереси и колдовстве. Спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) причислена Католической церковью к лику святых...

Господь дал народу 4 обещания через Жанну: что будет снята осада с Орлеана, что дофин будет посвящен и коронован в Реймсе, что захваченный англичанами Париж будет возвращен законному королю Франции и что герцог Орлеанский, бывший тогда в плену у англичан, вернется на родину. Всё это казалось невероятным, но исполнилось в точности.

Ее образ был воспет в различных художественных и литературных произведениях — в том числе Вольтером и Шиллером. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это — а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках.

Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375-1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377-1458) около 1412 года.

Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337-1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства.

В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V.

Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой.

В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне — музей.

Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403-1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году... вроде бы все просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны.

Хронисты колеблются в названии даты казни девы. Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422-1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470-1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года. Разница большая.

Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет.


Башня в Руане, где допрашивали Жанну и памятник у места ее сожжения.

Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»? Мало ли в то время было хитропопых блаженных с голосами? Да полно!

Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379-1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404-1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

Как вам такая Жанна, ню... да еще с нацистким приветствием? Это от французского художника Gaston Bussiere (1862-1929).

Некоторые исследователи считают, что отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д"Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d"Orleans, 1394-1465).

Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371-1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368-1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Некоторыми исследователями считается, что дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Но подобная традиция возникла во франции лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка, так что не все так однозначно...


«Жанна д"Арк». Картина Рубенса.

Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

Герб Жанны д"Арк. Иллюстрация (Creative Commons license): Darkbob/Projet Blasons

Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны.

Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401-1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421-1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после... ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться... наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». Это только на картинах художников она с открытым лицом и в нарядных одеждах.

По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее».

А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора. Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее.

В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404-1440), Жан Дюнуа и многие другие.

Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто. Основа инфы: исследование Елены Анкудиновой.

Существует более 20 фильмов, снятых по мотивам истории Жанны Д’Арк. Первый из них был снят на заре кинематографа, в 1898 году. Кстати, вы смотрели фильм «Посланница: история Жанны д"Арк»? Картина 1999 года, но рекомендую, там Жанну играет Милла Йовович.

А французы Жанну и помнят и любят... и уже не важно согжгли ее или нет, веру народа в ее мученическую смерть уже невозможно опровергнуть. Это уже личность - легенда...


Памятник Жанне в Париже.

Картинки и фото (С) разные места инета.

Эпоха Средневековья была временем мужчин. Короли вели войны, изменяя границы государств, святые отцы молились за души и ловили ведьм, поэты воспевали доблесть рыцарей и красоту дам, ремесленники и крестьяне трудились и платили налоги. А женщинам приходилось делать «все остальное» — хранить очаг, вести хозяйство, рожать и воспитывать детей, вдохновлять на подвиги и хранить свою добродетель. Конечно, у дам высокого рода было больше свободы и больше возможностей влиять на ход истории, и многие из них блестяще играли не только в шахматы, но и в политику. Однако удивительно то, что самым ярким и таинственным женским персонажем средневековой истории стала простая французская девушка — Жанна д"Арк.

Ее внешность навсегда останется загадкой — не сохранилось ни одного «прижизненного» изображения Лотарингской девы, — но это словно и не имеет значения для потомков: уже несколько веков ее рисуют юной и прекрасной воительницей в сияющих доспехах, вооруженной лишь знаменем и верой в свое божественное предназначение. Откуда она черпала силы вдохновлять и побеждать? Почему ее речи были одинаково убедительны для короля и для простых солдат? Для чего церковь сначала признала ее, а потом осудила на смерть? Правдива ли «каноническая» версия истории Жанны? Ответы на эти вопросы затерялись в средневековых архивах, оставив людям красивую легенду и веру в чудо.

6 января 1412 года в шампанской деревушке Домреми в семье крестьянина Жака Дарка родилась дочь, и при крещении девочку нарекли простым именем Жанна. Это были трудные времена — шел 75-й год Столетней войны, в которой Франция день за днем теряла свои позиции и земли. Королева-мать, Изабелла Баварская, заигралась в дипломатические интриги, в результате чего ее сын Карл VII рисковал вовсе не взойти на французский престол. Некогда большая и гордая страна вот-вот должна была превратиться в английскую провинцию.

Да, Францию могло спасти только чудо. Но, чтобы оно свершилось, потребовалось время. До поры Жанна ничем не отличалась от прочих деревенских детей — играла, помогала родителям, училась прясть и управляться с хозяйством. Но, когда ей исполнилось двенадцать, она впервые услышала «голоса». Позже она охотно рассказывала представителям Святой Церкви, что с ней говорили святая Екатерина и святая Маргарита, а также архангел Михаил — предводитель Небесного Воинства. Конечно, они не сразу призвали ее идти спасать гибнущую Францию — для этого Жанна была еще слишком мала. Но вот ей исполнилось восемнадцать, и она вдруг настойчиво засобиралась в дорогу.

Ее первоначальной целью был ближайший к деревушке город Вокулер, откуда она намеревалась отправиться дальше — ко двору короля. Для Средневековья это было почти невозможным делом, но Жанну это не смущало. Зато беспокоило ее родителей, которые «от греха подальше» решили поскорее выдать дочь замуж, однако у них ничего не вышло. Ссылаясь на волю «высших сил», Жанна была непреклонна в своем решении покинуть дом. Наместник Вокулера, Робер де Бодрикур, поначалу не поверил одержимой крестьянской девушке. Но неожиданно речам Жанны поверили жители городка, поверили настолько, что, не дожидаясь решения своего господина, начали снаряжать, ее в поход — на народные деньги были куплены конь, дорожная одежда и доспехи. Может быть, сыграло свою роль давнее пророчество о том, что «Францию погубит злая женщина-чужестранка, а спасет невинная юная дева». Королева-мать с ее интригами вполне подходила для первой роли, а Жанна — для второй. И наместник города сдался: был собран отряд, который должен был отправить Лотарингскую деву к королю. Деревенская девушка добилась своего и начала свой крестовый поход на Столетнюю войну.

Королевские игры

В это время молодой и неудачливый король Карл VII пребывал в унынии и почти был готов подписать капитуляцию. Конечно, коронация в Реймсе могла бы спасти его, но путь туда был закрыт: прежде необходимо было снять осаду с другого города — Орлеана, который чудом держался под натиском захватчиков и был последним оплотом французского воинства.

Ситуация казалось едва ли не безвыходной. И тут королю доложили, что его желает видеть странная девушка, чтобы сообщить ему нечто важное. Карлу было нечего терять, и он согласился дать аудиенцию. Но, желая проверить, «посланницу высших сил», он посадил на трон вместо себя одного из своих дворян. Однако шутка не удалась — легенда утверждает, что Жанна чудесным образом узнала Карла в толпе придворных и, кроме того, в приватной беседе сообщила королю нечто такое, что заставило его немедленно поверить в ее божественную миссию. Впрочем, будучи осторожным, он все-таки назначил «испытание в Пуатье», где отцы церкви долго и дотошно расспрашивали Жанну о ее общении со святыми. Девушка честно призналась, что «не отличает «а» от «б», но при этом ей удалось убедить священнослужителей, что ее откровения идут от Бога.

Это было не просто и даже опасно, но тогда Церковь не нашла в ней ничего еретического. Жанна была признана честной и благочестивой и получила благословение идти на Орлеан. И наступило время чудес и побед — долгая и безнадежная осада города была снята едва ли не за неделю, боевой дух армии поднялся до небывалых высот, и Карл VII был коронован в Реймсе, как того требовала традиция. В войне наступил перелом. Жанна вела свое воинство, держа в руках лишь знамя, которое было сделано специально для нее, и французская армия одерживала одну победу за другой.

Оставалось завоевать Париж. Но внезапно король словно бы передумал воевать и занялся дипломатией. И Жанна вдруг осталась не у дел. Она присутствовала на королевских пирах, получила потомственный дворянский титул дю Лис, но совсем не это было ее целью — августейшие почести лишь огорчали ее. Она не уставала твердить Карлу, что необходимо идти на Париж как можно скорее. Возможно, она чувствовала, что король ее предаст.

Дорога на костер

Неудачная осада Парижа стала для Жанны д"Арк началом конца. Король Карл, к этому времени уже слишком увлеченный «бумажной войной», словно бы нехотя согласился штурмовать столицу и большого войска для этого не дал. Фактически он умышленно обрек своего чудесного полководца на поражение. А после неудачи он словно бы и вовсе разочаровался в Жанне.

Устав от придворного безделья, Орлеанская дева почти самовольно отравилась в осажденный англичанами город Компьен с небольшим отрядом верных ей людей. Здесь ее снова ждали военные успехи, но, увы, это продолжалось недолго — во время одной из вылазок Жанна попала в плен.

В те времена обмен военнопленными был довольно распространенным делом, и, если бы Карл хотел, он мог бы без труда вызволить Орлеанскую деву, которой он был обязан короной и воскресшей страной. Но король сделал вид, что это его не касается. Жанна провела в английском застенке последний год своей жизни, где ее поддерживали только голоса ее любимых святых. Они ободряли ее, обещали, что скоро все кончится, и спасали от отчаяния.

В январе 1431 года начался судебный процесс, который длился почти полгода. Почти все материалы этого следствия сохранились до наших дней, и благодаря тщательно записанным протоколам мы знаем о жизни Жанны почти все с ее собственных слов, а также из показаний свидетелей. Сейчас это может показаться смешным, но одним из главных пунктов обвинения было то, что девушка носила мужскую одежду. Казалось бы, объяснение этому очень простое: в дороге и в военном лагере так удобнее, доспехи, столь необходимые в бою, нельзя надеть на платье. Но отцы церкви словно бы не хотели слышать об этом и искали в практичном поступке дьявольский умысел. Восемнадцать раз следствие возвращалось к ее «голосам» и пророческим видениям, они, конечно же, были основным поводом для расследования. Жанне задавали множество вопросов, и, так же как на испытании в Пуатье, девушка отвечала на них просто и честно. Все попытки следователей заставить обвиняемую противоречить самой себе провалились.

Но этот судебный процесс не мог закончиться оправдательным вердиктом. 24 мая 1431 года Жанне д"Арк впервые зачитали обвинительный акт и трижды предложили отречься от своей ереси. Она трижды отказалась это сделать. Но во время чтения смертного приговора она вдруг изменила свое решение и произнесла формулу отречения. Казнь заменили пожизненным заключением.

Нам всем известно, что история Орлеанской девы закончилась иначе. Спустя два дня Жанна объявила, что отреклась из страха смерти, что она «очень сожалеет о сделанном и проклинает себя». Дело «некоей женщины Жанны, обычно именуемой Девой» было передано светским властям. На деле это означало смертный приговор и казнь. Согласно легенде, Жанну д"Арк сожгли в Руане, на площади Старого рынка, 30 мая 1431 года. Согласно историческим документам, через 25 лет было назначено новое разбирательство, в результате которого все обвинения с удивительной девушки из Домреми были сняты. Спустя почти пять веков, в 1920 году, Ватикан официально признал Жанну д’Арк святой.

И жила принцесса долго и счастливо

И все же эта удивительная история, больше похожая на сказку, кажется не такой уж однозначной. Уже не один век многие ученые пытаются опровергнуть каноническую версию жизнеописания Жанны. Слишком уж неправдоподобным кажется факт, что деревенская девушка так легко встала во главе французской армии и привела ее к стольким славным победам. Одна из самых популярных альтернативных версий биографии Жанны д"Арк утверждает, что она была незаконнорожденной королевского происхождения и ее «настоящей» матерью могла бы быть едва ли не сама Изабелла Баварская. Именно королевская кровь позволила Деве так легко справиться с ролью полководца и стать своей при дворе.

Также существует версия (она тоже опирается на особые «родственные связи), что Жанна не была сожжена на костре, а чудом спаслась. И вроде бы через несколько лет она «вернулась в мир», вышла замуж за дворянина по фамилии дез Армуаз и жила с ним долго и счастливо. А ее бывшие боевые соратники и даже сам король неоднократно навещали Жанну и общались с ней. А кто-то и вовсе уверен, что «Жанна дева» — это просто псевдоним, взятый «на время» Маргаритой де Шандивер, которая, к слову, тоже была внебрачной королевской дочерью. Так годы идут, и а споры не утихают, и одни исследователи не признают доводов других. Слишком далеко от нас эпоха Средневековья, слишком ненадежны даже самые подлинные пергаменты — они пока по-прежнему бессильны перед обаянием легенды. И белый конь по-прежнему уносит Жанну д"Арк навстречу бессмертию, и ее знамя ангельским крылом бьется на ветру.

Памятник Жанне д’Арк в Domremy-la-Pucelle Жанна д’Арк – знаменитая Орлеанская Дева – родилась в обычной небогатой крестьянской семье, в местечке Домреми. Это произошло в 1412 году – в Рождественскую ночь на 6 января. Существует легенда, будто бы в Домреми на рассвете петухи будили сельчан необыкновенным удивительным криком, возвещая о новой радости. Впрочем, это всего лишь […]

– знаменитая Орлеанская Дева – родилась в обычной небогатой крестьянской семье, в местечке Домреми . Это произошло в 1412 году – в Рождественскую ночь на 6 января. Существует легенда, будто бы в Домреми на рассвете петухи будили сельчан необыкновенным удивительным криком, возвещая о новой радости. Впрочем, это всего лишь легенда – документальных хроник такого события не существует.

Жанна жила вместе с родителями и двумя братьями. Шла Столетняя война. Времена были тяжёлыми для Франции. Законный престолонаследник – дофин Карл VII – будущий король – был отстранён от власти. Правителем Франции по договору в Труа стал Генрих V – английский король. Фактически, французское государство присоединялось к Англии. В этом негласно обвиняли королеву Изабеллу Баварскую . В народе распространилось пророчество, обещавшее: если женщина погубила Францию – то спасёт её Дева.

По воспоминаниям самой Жанны – в 12 лет ей было видение. Возникло сияющее облако, из которого раздался голос Царя Небесного. Он назвал её избранной и приказал действовать – идти и снять осаду с города Орлеана. Голоса стали являться Жанне каждый день. Её посещали видения святых – архангела Михаила, Екатерины и Маргариты.

6 марта 1429 г. юная девушка в мужском платье пришла в замок Шинон и добилась аудиенции Карла VII. Она сумела убедить дофина, и ей доверили военный отряд. Этот отряд под её предводительством нанёс англичанам несколько сокрушительных ударов. Осада была снята. Для освобождения Орлеана отряду Жанны потребовалось девять дней. Датой освобождения города считается 8.05.1429 года. В Орлеане этот день посвящают Жанне д’Арк на протяжении многих веков.

Наполеон Бонапарт, который превосходно разбирался в боевых стратегиях, признал, что Жанна была гением военного дела.

После снятия осады Орлеана начались споры в Королевском Совете. Жанна убеждала всех в необходимости похода на Реймс с целью коронации Карла VII. Это стало бы фактическим провозглашением независимости Франции. Придворные возражали, но Жанна сумела убедить Совет. Поход был успешным, освобождение Труа решило исход компании. Армия Орлеанской Девы прошла триста километров за три недели.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII (Доминик Энгр, 1780-1867гг.)

Коронация состоялась в Реймском соборе 17 июля. Там присутствовала и Жанна с военным знаменем в руках.

В августе королевская армия попыталась взять Париж но потерпела поражение. Новоиспечённый король повёл себя странно. Вместо очередного наступления он заключил с бургундцами перемирие. 21 января 1930 г. армия была распущена. Отряд Жанны продолжал сражаться, но начал терпеть поражения – одно за другим. При попытке освобождения Компьена, 23 мая 1430 г. отряд во время вылазки был захвачен бургундцами. Через полгода они передали Жанну англичанам. Всё это время она ждала помощи от французского правительства – но напрасно.

Так Жанна оказалась в английском плену. Ей было восемнадцать лет. Ходили слухи, что предали девушку приближенные Карла VII, за которого она сражалась.

Башня в Руане, где была заточена Жанна д’Арк.

В Руане её держали в клетке в подвале Буврейского замка, потом перевели в камеру. Там она содержалась, прикованная к стене цепью. Процесс начался в январе 1431 г. Инквизиция выдвинула Жанне д’Арк обвинения по двенадцати пунктам. В жизни Орлеанской Девы началась борьба с новым оружием и другими противниками. 132 члена трибунала выступили против неё. Каждый день ей задавали десятки вопросов. Её обвиняли и в ношении мужского платья, и в видениях – якобы дъявольских, и в обольщении короля. Главным обвинением стал её отказ подчиниться господствующей церкви.

В Париже, в это же время, Генрих VI был объявлен монархом Франции и Англии. Поэтому суд в Руане должен был доказать, что возвела Карла VII на престол нечестивая еретичка и колдунья.

От пыток всё же решили отказаться. Для Жанны придумали и записали «формулу» отречения – отказ от ношения мужской одежды и пророческих видений. Под страхом смерти девушка подписала протокол отречения. Её приговорили к пожизненному заключению, перевели в старую камеру и вновь заковали в кандалы. Позже, в тюрьме, ей подбросили мужское платье. Это была провокация.

Возможно, Жанну заставили снова надеть этот костюм, а может быть, она сделала это добровольно – но в глазах церковников это означало возврат к ереси. После этого Жанна заявила, что отказывается от своего отречения, что ей стыдно за отступничество и предательство собственных идеалов.

Трибунал подписал решение о её выдаче светским властям.

В 1431 году, на рассвете, 30 мая, Жанну д’Арк, одетую в длинное платье и шапочку, вывели из тюрьмы и посадили в повозку.

Костёр на Руанской рыночной площади горел несколько часов. Когда всё наконец закончилось, палач Жанны пришёл в монастырь доминиканцев. Он каялся и плакал. Палач рассказывал, что сердце Жанны не сгорело даже после того, как он несколько раз собирал вокруг него угли. Тогда он положил всё, что осталось в мешок, и бросил в Сену сердце Жанны.

Через двадцать пять лет состоялся новый процесс. На нём заслушали 115 свидетелей. Жанну реабилитировали, ёё признали национальной героиней. В 1920 г. Римская церковь провозгласила Жанну святой. Её миссию по спасению Франции признали истинной.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Жанна д’Арк – дочь простого крестьянина, ставшая символом освобождения Франции от английского влияния во время Столетней войны и сожженная по обвинению в колдовстве.

Это время было непростым для Франции: вследствие интриг королевы Изабеллы Баварской было подписано унизительное мировое соглашение, по которому единственным законным правителем страны признавался Генрих V. Фактически Франция полностью потеряла самостоятельность, а дофин Карл VII не мог ничего предпринять в силу малого возраста, недостаточности средств в казне и отсутствия поддержки двора. По стране разнеслась легенда о том, что падшая женщина погубила страну, но святая дева ее освободит.

Миссия освободительницы

Биография Жанны д’Арк (Орлеанской девы) достаточно хорошо известна. Она родилась в деревне Дореми, что находится на границе между Шампанью и Лотарингией, 6 января 1412 года. Девочка была очень набожной, а в возрасте 12 лет ей привиделось первое послание от св. Михаила, открывшее Жанне д’Арк ее истинное предназначение – стать спасительницей Франции.

Жанна д’Арк слышала голоса святых, которые вдохновляли и убеждали ее, что она и есть дева-спасительница. 6 марта 1429 года будущая национальная героиня приехала в роскошный замок Шиннон, где находился дофин Карл вместе со своим двором, и уговорила его собрать войско для войны с англичанами.

Убедить Карла VII воевать оказалось весьма непростой задачей, тогда девушке пришлось признаться дофину, что она избрана свыше и слышит голоса святых. Под влиянием Жанны д’Арк дофин решился предпринять военный поход для освобождения Орлеана – города, перекрывавшего англичанам путь на юг страны.

Окружение дофина быстро разнесло слухи о Жанне, а назначение ее главнокомандующей укрепило боевой дух войска. Краткая биография Жанны, изложенная в церковной литературе, утверждает, что она была воплощением святости и праведности, чем вдохновляла соотечественников на борьбу.

Ранее предпринималось несколько попыток оттеснить англичан от Орлеана, ведь город занимал стратегически важное положение и находился недалеко от Парижа и Реймса, где традиционно проходила церемония коронования наследников французского трона.

Стоит отметить некоторые интересные факты из жизни великой Жанны, особенно ее дар предсказывать события. Так было со знаменитой «селедочной битвой», которую французы проиграли из-за медлительности союзников-шотландцев и нерешительности самих французов начать самостоятельную атаку на обозы англичан с провиантом. Согласно историческим хроникам, Жанна на приеме у дофина смогла в деталях предсказать данное событие, чем подкрепила свою репутацию святой провидицы.

29 апреля 1429 года Жанна с войском прибыла к осажденному городу, первые оборонительные бастионы которого либо лежали в руинах, либо были заняты англичанами. Жанна не сразу бросила войска в бой – сначала она предприняла несколько тщетных попыток решить дело мирными переговорами, но англичане осмеяли ее.

Битва за Орлеан была невероятно ожесточенной, Жанна сама не раз участвовала в сражениях. Последний штурм закончился решительной победой французов, а посрамленные англичане отступили, бросив в казармах большую часть награбленного добра.

Предательство и смерть

История великой Жанны, получившей прозвище «Орлеанская дева», не давала покоя не только англичанам, но и французам. Соотечественники опасались ее, ведь кто такая Жанна и каковы ее планы, никто не знал, а народная популярность придавала ей значительный вес в армии.

Жанна прославилась своей смелостью и решительностью, а ее белые доспехи стали символом победы Франции. Английская знать исходила ядом, ведь огромные финансовые потери от неудачной военной операции грозили разорением короне, а заодно и им:

  • Были потеряны огромные по площади плодородные земли юга Франции, уже давно находившиеся во владении Англии.
  • Военная контрибуция, на которую рассчитывала казна, была полностью потеряна для англичан.
  • Долги по займам поставили в весьма затруднительное положение представителей династии на долгое время.

Такое положение дел не могло продолжаться долго, Жанну начали потихоньку отстранять от участия в военных советах. Дофин жаждал, чтобы Жанна исполнила свое предназначение – присутствовала на его коронации в главной церкви Реймса и тем самым подтвердила законность его власти.

17 июля эта церемония состоялась: Жанна д’Арк лично держала знамя над дофином, после чего заявила, что Господь не оставит монарха своей милостью. Совокупность побед, одержанных французским войском над англичанами, вселила уверенность в военных советников дофина, что позволило им не прислушиваться к мнению Жанны.

В конце лета 1429 года началось наступление на осажденный Париж, однако плохо спланированная операция была обречена на провал, что, собственно, и случилось. Войска короля потерпели неудачу и поспешно отступили, несмотря на настояния Жанны не сдавать позиций. При этом советники короля стали втайне винить в поражении саму Орлеанскую деву и плести интриги, что позволило им полностью отстранить народную любимицу от командования.

Осенью и зимой того же года Жанна активно участвовала в мелких столкновениях с врагом в составе небольшого отряда. Весной следующего года Жанна попадает в плен к англичанам, жаждавшим отомстить ей за позорное поражение при Орлеане.

В жизни Жанны начинается последний, самый трагический этап, ведь судить ее по справедливости никто не собирался – англичане заочно приговорили ее к смерти за то, что сделала она для своей родины. Следует кратко упомянуть о том, что Жанну отдали под суд английской церкви, обвинив не только в ереси и ношении мужской одежды, но и в колдовстве.

Только подозрение о том, что на церемонии коронации присутствовала женщина, обвиненная в таком страшном преступлении, нанесло бы репутации Карла огромный ущерб. Обращались с Жанной весьма бесцеремонно, и доподлинно известно, что инквизиторы подвергали ее пыткам.

Жанна д’Арк защищалась с невероятной находчивостью, глупые обвинения в ереси ей удалось опровергнуть. Также Жанна отказалась от ношения мужской одежды и доспехов, дав соответствующий обет, а потому была приговорена к тюремному заключению до конца жизни. Но такое решение взбесило англичан, и позже деве снова предъявили обвинение в колдовстве, а 28 мая 1431 года приговорили к сожжению заживо на центральной площади Руана. 30 мая страшная казнь состоялась, собрав толпы зевак.

Канонизация и роль в истории

Страшная смерть Жанны д’Арк надолго осталась в народной памяти, о народной героине слагали сказания и предания, большинство из которых дошло до наших времен. В 1455 году прошел процесс по реабилитации Жанны, а в 1920 году церковь причислила ее к лику святых великомучеников. Двум ее братьям был дарован высочайшей милостью дворянский титул и земли, а также некоторые льготы по уплате налогов.

Жители Орлеана запомнили подвиг Жанны д’Арк, а 8 мая стали отмечать как день освобождения города от английских захватчиков. Большое празднество до сих пор открывается торжественным шествием по городу: возглавляет его девушка, доспехи которой сверкают серебром, и сидит она верхом на белом коне со знаменем. В 1435 году была поставлена пьеса «Мистерия Орлеанской осады», которая подробно рассказывала о роли девушки в победе над врагами, о ее душевной боли за погибших и раненых во время боев.

Бесспорно, эта девушка была храброй и отчаянной, она проявила чудеса самопожертвования, но, возможно, могла бы избежать смерти, если бы не одно «но». Д’Арк была женщиной, носившей мужскую одежду и сражавшейся наравне с сильным полом, что по тем временам было верхом ереси.

Положение женщины в Средние века было ужасающим, а прокатившаяся по Европе волна «охоты на ведьм» привела к сожжению сотен тысяч безвинных девушек и женщин. Мужской мир редко прощает женщине свободомыслие и стремление к свободе, и д’Арк пришлось заплатить высокую цену за свой подвиг. Автор: Наталья Иванова

С 1337 по 1453 год во Франции «бушевала» Столетняя война между Францией и Англией. Это, конечно, не означает, что все 116 лет люди беспрестанно воевали и убивали друг друга. Какое-то время велись активные действия, затем они сходили на нет, и жители воюющих стран получали передышку на пару десятков лет.

Собственно говоря, в то время весь мир жил подобным образом. Мирная жизнь прерывалась военными столкновениями, которые постепенно переходили в тихие и спокойные времена. В наши дни ситуация практически аналогичная. Военные конфликты вспыхивают то в одном месте, то в другом. При этом гибнут и военнослужащие, и мирное население.

Так что не стоит сильно драматизировать то далёкое время, тем более, что это была династическая война, где за престол боролись различные политические силы. Но крайним, как всегда, оказался народ. За годы Столетней войны население Франции уменьшилось на две трети. Но люди в основном погибали не от рук врагов, а от эпидемий. Чего стоила только эпидемия чумы 1346-1351 годов. Она уничтожила половину французов, превратив страну в полупустыню.

В XV веке притязания англичан на французский престол так надоели жителям Франции, что война приобрела национальные черты борьбы за независимость. Люди устали от постоянных распрей и претензий на корону.

В начале второго десятилетия по стране прокатился слух, что Францию спасёт Девственница . Когда она появится, откуда - этого никто сказать не мог. Но многие служители церкви вещали пастве, что пришествие Девственницы не за горами.

Именно она положит конец распрям, убийствам и провозгласит королём Франции человека, которому трон будет принадлежать по праву. Она также разобьёт полчища англичан, и народ наконец-то получит долгожданный и вечный мир.

Тем временем жизнь шла своим чередом. Люди жили, умирали, рождались. В 1412 году в деревне Домреми, что на границе Шампани и Лотарингии, в богатой крестьянской семье родилась девочка. Назвали её Жанной. Полное же имя ребёнка звучало: , так как отцом малютки являлся Жак д’Арк (1380-1431). Матерью была Изабелла де Вутон (1385-1458), родившая кроме Жанны ещё девочку Катрин и трёх мальчиков: Пьера, Жана и Жакло.

Некоторых дотошных людей может смутить буква «д» в имени простой крестьянской девушки. Мы все привыкли считать, что такая буква (апостроф) прилагалась лишь к дворянским именам. Вспомним д’Артаньяна из «Трёх мушкетёров». Но всё дело в том, что подобная традиция возникла лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка. Такой городок существовал в XV веке. Он находился всего в нескольких километрах от города Шомон как раз в регионе Шампань. Сама же Шампань, как все мы знаем, располагается на северо-востоке Франции.

Дом, в котором прошло детство Жанны д’Арк

Жизнь в богатой крестьянской семье вовсе не предусматривала праздное времяпровождение. Жанна с самых юных лет познала тяжёлый труд. Она пасла коров, кормила свиней и кур. Девочка рано научилась ездить на лошади, как и любая другая француженка, жившая в то далёкое время. Она умело обращалась с холодным оружием. Это было необходимо для самообороны. Ведь война породила очень много разношерстной публики, болтающейся без дела по Франции.

Как гласит официальная версия, с 13 лет нашей героине стали являться видения. Она созерцала архангела Михаила, а также великомученицу Екатерину Александрийскую. Приходила к ней и святая Маргарита Антиохийская. Якобы все они указывали на то, что именно Жанна является той Девственницей, которая должна спасти Францию от захватчиков и установить на земле вечный мир и согласие. Но такое возможно совершить только силой оружия. А потому девушку наделили необходимым провидением, способным разгромить врага.

Уверовав в своё предназначение, юное создание поделилась информацией с родителями и братьями. Отец пытался отговорить дочь от святой миссии, а братья выразили готовность следовать за Жанной туда, куда она их поведёт.

Когда девушке исполнилось 17 лет, она села на коня и в сопровождении братьев Пьера и Жана поехала в город Вокулёр (Лотарингия). Прибыв на место, наша героиня явилась к командующему войсками, дислоцированными на востоке Франции, герцогу Бодрикуру. Она рассказала ему о своём даре и попросила рекомендации к дофину (наследнику престола) Карлу.

Естественно, герцог недоверчиво отнёсся к утверждению, что перед ним стоит та самая Девственница, которая должна спасти Францию. Тогда Жанна сказала: «Сегодня 10 февраля. Через два дня возле Орлеана англичане малыми силами разобьют большой французский отряд. Вы узнаете об этом утром 13 февраля, а после обеда я приду к вам». С этими словами девушка покинула удивлённого герцога.

И действительно, 12 февраля 1429 года произошла битва при Руврэ. С одной стороны в нём участвовал небольшой английский отряд, который вёз продовольствие и боеприпасы войскам, осаждающим Орлеан. С другой стороны выступало довольно сильное французское воинское подразделение. Оно напало на англичан, рассчитывая на лёгкую победу, но всё получилось наоборот. Именно французский отряд потерпел полное поражение, потеряв при этом треть личного состава.

Когда в назначенное время Жанна появилась перед герцогом, тот уже не сомневался в её миссии. Он дал нашей героине рекомендательное письмо и приставил к ней небольшой вооружённый отряд, так как дорога к дофину была трудной и опасной.

Претендент на французский престол находился в Шиноне. Это земли на северо-западе Франции. В них располагается город с одноимённым названием и крепость, также носящая название Шинон. Именно в ней и находилась резиденция дофина Карла, вступившего в противоборство с английским королём Генрихом V.

Чтобы добраться до цели своего путешествия, спасительнице Франции необходимо было большую часть пути проехать по вражеской территории. Поэтому вооружённый отряд был как нельзя кстати.

Путешествие прошло благополучно, и 7 марта девушка предстала перед дофином. Тут существует легенда. Она гласит, что Карл, прочитав рекомендательное письмо герцога Бодрикура, решил проверить сверхъестественные способности нашей героини.

Когда её пригласили в залу, где стоял трон, дофин смешался с толпой придворных, а на венценосное место уселся совсем другой человек. Но Жанна тут же распознала хитрость. Она нашла среди множества людей Карла, хотя ни разу не видела его в лицо. После этого все сомнения в её необычных способностях отпали.

Дофин уверовал, что к нему явилась та самая Девственница, которая должна спасти Францию. Он поставил её военачальником над всеми своими войсками. Люди, узнав, кто теперь будет ими руководить, преобразились. Если раньше солдаты и их командиры вели себя в боевой обстановке вяло и нерешительно, то теперь они горели желанием сразиться с врагом.

Служители церкви разрешили Жанне носить мужскую одежду. Ей изготовили специальные доспехи, так как девушка по своей комплекции, естественно, была мельче мужчин.

В конце апреля возглавляемое Жанной д’Арк войско выступило на помощь осаждённому Орлеану. При этом боевой дух солдат был невероятно высок. В английской же армии стали преобладать подавленные и панические настроения. Англичан пугала сама мысль, что они теперь будут сражаться с посланницей Бога. Этим и объясняются невероятные успехи французов, которые до этого терпели одно поражение за другим.

Жанна д’Арк въезжает в освобождённый Орлеан

Девственнице понадобилось всего 4 дня, чтобы разгромить полностью деморализованные вражеские войска, осаждающие Орлеан. После этой блестящей победы наша героиня получила прозвище - Орлеанская дева . Оно вошло в историю как символ самоотверженности и преданности своему народу.

В июне месяце Жанна д’Арк провела блестящую Луарскую операцию. Рыцарские замки, расположенные в среднем течении реки Луары, были захвачены англичанами. Французы их освобождали один за другим. Заключительным аккордом операции стали битва при Пате 18 июня 1429 года. В этом сражении английское войско потерпело сокрушительное поражение.

Авторитет Орлеанской девы достиг небывалых высот, а англичане окончательно пали духом. Такой благоприятной ситуацией грех было не воспользоваться. Наша героиня отправилась к дофину с предложением немедленно выехать в Реймс.

В этом городе, расположенном на северо-восточной оконечности Франции, короновались все монархи государства, начиная с Людовика I Благочестивого. Это историческое событие произошло в 816 году, и традиция сохранялась вплоть до 1825 года, когда на французский престол взошёл Карл X - последний представитель старшей ветви Бурбонов.

29 июня 1420 года процессия двинулась к Реймсу. Она превратилась в победный поход по израненной и уставшей от многолетней войны французской земле. При этом англичане нигде не оказывали сопротивление, а города открывали ворота один за другим и безоговорочно признавали власть Карла.

Торжественная коронация состоялась 17 июля в Реймском соборе. Дофин превратился в короля Карла VII. На этой церемонии присутствовало множество знатных вельмож, а сама Орлеанская дева находилась возле короля.

По окончанию торжественных мероприятий Жанна д’Арк предложила Карлу VII начать наступление на Париж. Но тот проявил нерешительность. Поэтому до весны 1430 года никаких военных действий практически не велось. Всё ограничивалось мелкими боевыми столкновениями с англичанами.

Пленение Жанны д’Арк

В мае наша героиня с небольшим отрядом отправилась на помощь городу Компьеню, находящемуся на севере Франции. Он был осаждён бургундцами. Бургундия - это герцогство на востоке Франции, а его жители являлись союзниками англичан. Они то и взяли город в осаду.

В результате военной стычки Жанна попала в плен. Королевские войска не пришли ей на помощь, и девушку за 10 тысяч ливров бургундцы продали англичанам. Пленницу перевезли в Руан (столицу Нормандии), а 21 февраля 1431 года над ней начался судебный процесс.

Суд над Жанной д’Арк и её казнь

Инквизиционный процесс на Орлеанской девой возглавлял епископ Пьер Кошон (1371-1442). Это был ярый приверженец англичан. И хотя процесс пытались сделать чисто церковным, но и ребёнку было понятно, что Жанну судили не за преступления перед церковью, а как врага Англии .

Какие же обвинения предъявили девушке? Самые страшные: сношение с Дьяволом и ересь. Всего состоялось 6 заседаний церковного трибунала: 21, 22, 24, 27 февраля и 1, 3 марта.

Подсудимая держалась мужественно и с негодованием отвергала все обвинения. Она напрочь отказалась признать то, что вменял ей суд. С неукротимой убеждённостью Жанна утверждал, что является посланницей Бога.

Инквизиционный трибунал поинтересовался, целовали ли ей люди одежду и руки, тем самым, подтверждая, что верят в её необычную миссию. На это девушка ответила, что многие приходили и целовали её одежду, так как она не вызывала у них чувство отторжения, а, наоборот, старалась во всём их поддерживать.

Искренность и глубокая убеждённость нашей героини в своей правоте способствовали тому, что обвинения в сношении с Дьяволом и ереси, так и не были доказаны. Но инквизиторы обвинили её в том, что она пренебрегала авторитетом Церкви и посмела надеть на себя мужскую одежду. Судьи также сошлись во мнении, что видения, посещавшие девушку, исходили не от Бога, а от Дьявола.

В то же время вызывает удивление тот факт, что инквизиторы не пытали Жанну. Для того времени это было несвойственно. Любого человека, обвинённого в церковных преступлениях, подвергали страшным истязаниям. В казематах мучили и мужчин, и стариков, и женщин, и детей. Однако ни один садист не прикоснулся к Орлеанской деве. Как такое можно объяснить?

Всё дело в том, что данный процесс носил чисто политический характер. Главный обвинитель Пьер Кошон стремился в первую очередь выставить в неприглядном свете нового короля Франции Карла VII. Если бы удалось доказать, что он получил корону при содействии посланницы Дьявола, то можно было бы объявить коронацию недействительной.

Но признание Жанны должно было быть добровольным. При этом пытки полностью исключались, чтобы у людей не возникло и доли сомнения в искренности её показаний. Однако молодая женщина твёрдо стояла на своих позициях и ни разу не дала повод инквизиторам усомниться в её искренности и убеждённой вере в Бога.

Трибуналу не удалось сломить волю гордой девушки, не удалось обвинить её в страшных грехах и злодеяниях. Единственное, что смогла сделать инквизиция, это заявить, что обвиняемая не уважает Церковь, игнорирует её нормы и правила, а также вводит людей в грех, заставляя их верить в то, что она является посланницей Бога.

Пьер Кошон посчитал, что этого вполне достаточно для вынесения смертного приговора. Жанна д’Арк была приговорена к сожжению на костре заживо . Ей отказали в апелляции к папе римскому, хотя осуждённая имела на это полное право.

30 мая 1431 года Орлеанскую деву вывели на центральную площадь в Руане. Там уже всё было готово для страшной казни. На глазах у огромной толпы осуждённую завели на помост и привязали к столбу. При этом люди прекрасно видели лицо Девственницы, которое казалось абсолютно спокойным.

Сожжение Орлеанской девы на костре

Палач надел на голову девушки колпак. На нём крупными буквами было написано на латыни: «Еретичка». Наша героиня повернула голову в ту сторону, где находился Пьер Кошон, и крикнула ему: «Епископ, я умираю по вашей воле. Мы обязательно встретимся на божьем суде!»

Как утверждали очевидцы, при этих словах епископ сильно побледнел. Он поспешно махнул рукой палачу и тот поджёг хворост. Огонь неохотно начал разгораться. Когда он охватил ноги девушки, та чистым и сильным голосом крикнула: «Иисус, я иду к тебе!»

Толпа, запрудившая площадь, услышав эту фразу, содрогнулась. Многие люди заплакали. Иные крестились и читали молитву. Костёр же тем временем ярко заполыхал, и Орлеанская дева исчезла в языках пламени. Так закончилась жизнь великой Жанны д’Арк. Но история любит иногда делать сюрпризы. Трагическая судьба Девственницы, спасшей Францию, получила своё продолжение через 5 лет после казни.

Самозванка или воскресшая из мёртвых

20 мая 1436 года в окрестностях города Меца, что в Лотарингии, появилась молодая женщина. Одета она была в потрепанную и изношенную одежду, вела под уздцы старую лошадь, а голова была непокрытая. Для той эпохи это считалось вольностью, граничащей с неприличием. К тому же дама имела короткую стрижку, что уподобляло её мужчинам. А это праведными церковниками рассматривалось как преступление.

Глядя на незнакомку, каждый встречный понимал, что по ней плачет темница. Но та не обращала никакого внимания на прохожих, а медленно шла по просёлочной дороге. Когда же вдалеке замаячили городские крепостные стены, свернула в сторону ближайшей деревни. Создавалось впечатление, что путешественница хорошо знает дорогу.

И действительно, войдя в деревню, она направилась к самому добротному дому, стоящему на пригорке. Принадлежал он Николя Луву, почтенному во всех отношениях гражданину, получившему лет 5 назад рыцарское звание.

Дальнейший ход развития событий для многих покажется невероятным. Дело же в том, что Николя Лув признал в незнакомке Жанну д’Арк. Он снабдил её деньгами, дал хорошего коня, и женщина отправилась к своим братьям. Те тоже узнали, казнённую 5 лет назад Девственницу.

После этого они все вместе посетили город Мец и произвели в нём настоящий фурор. Жители сбегались со всех концов, чтобы посмотреть на «воскресшую» Орлеанскую деву. Жанне подарили боевые доспехи и великолепного коня. Женщина уверенно оседлала его и сделала круг почёта, чем вызвала восторг горожан.

После этого Девственница отправилась в город Арлон, где её в своём замке приняла герцогиня Елизавета Люксембургская (1390-1451). Она оказала удивительным образом спасшейся девушке всяческое содействие, в том числе и финансовое. В её окружении наша героиня нашла себе жениха. Им оказался дворянин Роберт дез Армуаз. В октябре 1436 года сыграли свадьбу, и непонятным образом воскресшая героиня Франции стала именоваться Жанной дез Армуаз .

Поразительным является то, что герцогиня видела настоящую Девственницу, когда та находилась в плену. Неизвестно только, насколько хорошо она была с ней знакома. Не исключено, что великосветская особа наблюдала за арестованной издалека, что вполне можно допустить, так как разговаривать им было не о чем.

Устроив свою личную жизнь и получив большую сумму денег от герцогини, «воскресшая из мёртвых» Орлеанская дева отправилась в город Кёльн, где некоторое время гостила у графа Ульриха Вюртембергского. При этом ей оказывали поистине царские почести.

Дальнейшие 3 года своей жизни Жанна дез Армуаз жила с мужем и родила ему 2 сыновей. Но всё это время она мечтала посетить Орлеан и вела переписку с городскими властями.

Долгожданная поездка состоялась в конце июля 1439 года. Прошло 10 лет после освобождения города, но жители Орлеана хорошо помнили свою спасительницу. В честь её приезда была устроена пышная встреча, на которую собрались все граждане. Городские власти выделили Жанне огромную денежную сумму, которую та с достоинством приняла.

23 августа в Орлеан прибыл король Франции Карл VII в сопровождении Иоланды Арагонской (1379-1443) - тёщи короля. По сути, именно эта женщина и держала в руках всю государственную власть. Иоланда прекрасно знала Девственницу, так как решала с ней все материальные вопросы, касающиеся боевых действий.

Но история умалчивает, встретилась ли «воскресшая» Жанна со своей покровительницей. Если бы такая аудиенция состоялась, и искушённая в жизненных перипетиях королева признала в новоиспечённой дез Армуаз когда-то знаменитую Девственницу, то в этом щепетильном вопросе можно было бы смело ставить точку.

Однако здесь всё покрыто мраком. Известно лишь то, что наша героиня покинула Орлеан 4 сентября и прямиком направилась в Тур, а после него посетила Пуатье. В этом городе она встретилась с маршалом Жилем де Рэ (1404-1440). Это был ближайший сподвижник Орлеанской девы. Он её великолепно знал, что, впрочем, не спасло маршала от позорной казни в конце 1440 года.

Жиль де Рэ признал в женщине подлинную Девственницу. Он даже выделил в её распоряжение воинское подразделение. Столетняя война ещё не закончилась, и Жанна дез Армуаз какое-то время принимала участие в боевых действиях. Но вот как успешно она командовала - тут никакой информации не сохранилось.

В 1440 году наша героиня отправилась в Париж. Но до столицы Франции не добралась. По приказу короля она была арестована и предстала перед судом парламента. Её признали самозванкой и приговорили к «позорному столбу».

«Позорный столб» считался мягким наказанием в то далёкое время. Преступника выводили на площадь, а его голову и руки помещали в деревянные колодки. В таком состоянии он и пребывал на глазах у всех, подвергаясь насмешкам и оскорблениям. Через это прошла и Жанна дез Армуаз после того, как призналась, что являлась самозванкой. Развенчанная и опозоренная она вернулась к мужу. Тот отправил её в сумасшедший дом, где самозванка и умерла в 1446 году.

Вопросы и загадки

Однако ставить в этом деле точку рано, так как ряд критически настроенных историков считает парламентский суд не объективным. Он умышленно исказил факты. На это указывает хотя бы то, что Жанну узнали её сподвижники и близкие родственники. Но тогда возникает множество вопросов. Самый первый - как удалось Девственнице избежать смерти, если её сожгли на глазах у множества людей?

Здесь существует версия, что на костре сожгли другую женщину, а нашу героиню вывели через подземный ход из тюрьмы. Но кто её вывел и зачем? Вначале судили, а потом спасали. Логики никакой нет. К тому же лицо подлинной Жанны, стоящей на возвышении во время казни, видели тысячи людей.

Второй вопрос . Где в течении 5 лет находилась Девственница? Об этом самозванка никогда никому не рассказывала. Она ведь могла сразу после спасения появиться в лагере французов, но этого не произошло.

Третий вопрос . Как так получилось, что родные братья и все те, кто близко знал Жанну, безоговорочно опознали самозванку и признали её. Неужели люди стали жертвой массового психоза. Это маловероятно. Такое могло быть возможным лишь в том случае, если самозванка имела абсолютное сходство с нашей героиней. На этот вопрос, как ни странно, находится объяснение.

Существует мнение, что за Жанну д’Арк выдавала себя её младшая сестра Катрин . Судьба девушки неизвестна. Считается, что она умерла в раннем возрасте. Также нет никаких данных, что Катрин была похожа на свою старшую сестру.

В принципе можно допустить, что ближайшие родственники вступили в преступный сговор друг с другом и разыграли спектакль с неожиданным появлением из ниоткуда Орлеанской девы. Но, конечно, при условии, что Катрин обладала идеальным сходством с сестрой. Но одной внешности мало. Голос, походка, привычки. Всё это чисто индивидуально, и обмануть людей очень сложно. Тем более, что прошло всего 5 лет. Срок ничтожный, а человеческая память довольно совершенный механизм. Так что на 3 вопрос тоже нет чёткого и ясного ответа.

Вопрос четвёртый . Могла Жанна воскреснуть, так как являлась посланницей Бога на земле? Её видения, поразительные военные способности. Всё это указывает на необычный дар, данный свыше. Так может быть отбросим материалистические догмы и допустим невероятное: Девственница, поправ все законы мироздания, вновь появилась в мире живых.

Но тогда почему она признала себя самозванкой на парламентском суде. Перед трибуналом инквизиции стояла с гордо поднятой головой, а тут спасовала и пошла на попятную. Скорее всего, она была простой смертной, а не второй птицей Феникс, восставшей из пепла.

Вопрос пятый . Могла подлинная Жанна родить двух сыновей? В наши дни всем хорошо известен такой термин как «синдром Мориса», иначе его ещё называют тестикулярной феминизацией. Это когда у женщины мужской набор хромосом XY.

Данное заболевание характеризуется маленьким влагалищем, отсутствием матки и мужскими семенниками. При этом нет менструального цикла, а способность к деторождению отсутствует.

К больным синдромом Мориса специалисты от генетики относят королеву Англии Елизавету I, получившую прозвище «Девственница», шведскую королеву Кристину, теософа Блаватскую и нашу героиню. На это указывает множество признаков: физическая и умственная активность, эмоциональная устойчивость, воля, целеустремлённость. Обеспечивается это всё очень активной работой надпочечников. Они выделяют огромное количество гормонов, являющихся мощнейшим допингом для организма.

Стало быть, наша Жанна дез Армуаз действительно являлась самозванкой, так как родила двух сыновей, что для настоящей Девственницы было невозможно осуществить в силу её генетических особенностей.

Такой Орлеанскую деву представляют в Голливуде

Итак, как это не печально звучит, но загадка Жанны д’Арк в наши дни так и не разгадана . Впрочем, существует и множество других загадок. Есть мнение, что наша героиня имела королевское происхождение, а вся история с Девственницей была срежиссирована Иоландой Арагонской. Сделала она это для блага Франции, чтобы разбудить в людях пассионарность и вдохновить их на борьбу с англичанами.

Вначале по приказу королевы пустили слух о скором пришествии Девственницы, а затем появилась и она сама, чем вызвала необычный патриотический подъём у французов. На такую миссию искушённая в политических интригах женщина определила дочь Карла VI Безумного и его фаворитки Одетты де Шамдивер - женщины низкого происхождения. Её отцом был королевский конюший.

Девочку от этого брака звали Маргаритой. Родилась она в 1407 году. Военные навыки приобрела при дворе. Затем её поселили в семье крестьян, выждали несколько лет, и затем она под видом Девственницы явилась народу.

Всё это версии и предположения. Истина же являет собой одну из загадок истории, которых за всю историю человечества накопилось великое множество.