Роль саморегулируемых организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Саморегулируемые организации на рцб

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

Кафедра финансов и банковского дела


Реферат

На тему: «Саморегулируемые организации»


Выполнил: студент Байбатыров А.

Проверила: Субботина Е.И.


Костанай 2012



Введение

Роль саморегулирующих организация профессиональных участников на финансовом рынке

1 Понятие и основные задачи саморегулируемой организации

2 Порядок создания и ликвидация саморегулируемой организации

Деятельность саморегулируемых организаций Казахстана

1 Казахстанская фондовая биржа как саморегулируемая организация

2 Казахстанская ассоциация реестродержателей и её деятельность

Проблемы развития саморегулируемых организаций Казахстана

Заключение


Введение


Профессиональные ассоциации участников инвестиционного бизнеса возникают по мере усложнения и расширения финансового рынка, когда действия государственного регулирования оказываются недостаточными. Они выявляют недобросовестное поведение отдельных лиц, наносящих ущерб не только членам ассоциаций, но и более широкому кругу участников биржевой торговли, так как снижение общественного доверия к профессионалам подрывает основы их бизнеса, ведет к потере прибылей. Интересы профессиональных ассоциаций во внутреннем регулировании финансового рынка во многом совпадают с интересами государства.

Саморегулируемая организация (СРО) учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев рынка ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО, установления правил и стандартов проведения операции с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

СРО обеспечивает необходимые условия деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдение ими профессиональной этики, защиту интересов инвесторов других клиентов, установление и совершенствования правил проведения операций, осуществление контроля и т.д. Они лучше, чем кто бы то ни было, знают практику современного фондового рынка и в первую очередь заинтересованы в соблюдении установленного порядка и дальнейшем развитии рынка.

Саморегулирование помогает укрепить доверие инвесторов к фондовому рынку и осуществляется во всех экономически развитых государствах. Например, в США существуют такие СРО, как Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам, Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг и др. Они осуществляют контроль и имеют право накладывать на нарушителей законодательства и правил СРО штрафы, исключать из членов организации, отозвать аттестат у специалиста, приостановить его деятельность. О санкциях, которые налагаются СРО, сообщается в Комиссию по ценным бумагам и биржам (БЕС).

СРО содействуют развитию инфраструктуры фондового рынка, здоровой конкуренции на нем, обеспечивают информационную, юридическую, техническую поддержку своих членов, способствуют совершенствованию законодательной базы фондового рынка, представляют интересы профессиональных участников данного рынка в государственных органах.


1. Роль саморегулируемых организаций профессиональных участников на финансовом рынке


Важную роль в управлении рынком ценных бумаг предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка (саморегулируемым организациям). Саморегулирование предполагает использование методов общественного регулирования. К таким методам относятся разработка стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и их повсеместное применение на практике, запрещение недобросовестной рекламы, формирование общественного мнения (public relations) с целью мотивации поведения инвесторов и эмитентов.


1.1 Понятие и основные задачи саморегулируемой организации

рынок ценный бумага реестродержатель

Саморегулируемая организация (СРО) - это некоммерческая негосударственная организация, создаваемая профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе в форме ассоциации в целях представления и защиты их профессиональных интересов, а также создания условий для более эффективного функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Профессиональные ассоциации участников инвестиционного бизнеса возникают по мере усложнения и расширения финансового рынка, когда действия государственного регулирования оказываются не достаточными. Такие ассоциации выявляют недобросовестное поведение отдельных лиц, наносящее ущерб не только членам этих ассоциаций, но и более широкому кругу участников биржевой торговли, так как снижение общественного доверия к профессионалам подрывает основы их бизнеса, ведет к потере прибылей. Интересы профессиональных ассоциаций во внутреннем регулировании финансового рынка во многом совпадает с интересами государства.

Основные признаки саморегулируемой организации:

добровольное объединение;

членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;

функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;

отношения с государством - - государство передает ей часть своих функций.

Целью создания саморегулируемых организаций является осуществление внутреннего регулирования определенных направлений в деятельности участников финансового рынка.

В основные задачи саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг входят следующие:

·обеспечение условий эффективной деятельности профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

·защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг;

·разработка правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

Функциями саморегулируемой организации являются:

) представление уполномоченному органу предложений по проектам нормативных правовых актов, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

) рассмотрение споров, возникающих на рынке ценных бумаг между членами саморегулируемой организации, и споров между членами и их клиентами;

) разработка учебных программ и проведение обучения лиц, намеренных осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг;

) установление единых правил и стандартов профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации;

) проведение проверок деятельности членов саморегулируемой организации;

) направление уполномоченному органу ходатайства о приостановлении и лишении лицензии члена саморегулируемой организации;

) осуществление контроля за деятельностью своих членов на рынке ценных бумаг и применение мер воздействия, установленных ее внутренними документами, к членам саморегулируемой организации, допустившим нарушения законодательства Республики Казахстан и внутренних документов саморегулируемой организации.

Отличают такие виды саморегулируемых организаций:

·Международные организации.

·Национальные организации.

При наличии относительно замкнутых региональных рынков ценных бумаг можно, соответственно, основывать региональные саморегулируемые организации.

Саморегулируемые организации имеют право разрабатывать обязательные правила осуществления профессиональной деятельности, осуществлять профессиональную подготовку кадров, устанавливать требования, обязательные для работы на финансовом рынке; обеспечивать связи и защиту интересов участников финансового рынка в государственных органах управления. СРО обеспечивает необходимые условия деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдение ими профессиональной этики, защиту интересов инвесторов других клиентов, установление и совершенствования правил проведения операций, осуществление контроля и т.д. Они лучше, чем кто бы то ни было, знают практику современного фондового рынка и в первую очередь заинтересованы в соблюдении установленного порядка и дальнейшем развитии рынка. Саморегулирование помогает укрепить доверие инвесторов к фондовому рынку и осуществляется во всех экономически развитых государствах. Например, в США существуют такие СРО, как Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам, Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг и др. Они осуществляют контроль и имеют право накладывать на нарушителей законодательства и правил СРО штрафы, исключать из членов организации, отозвать аттестат у специалиста, приостановить его деятельность. О санкциях, которые налагаются СРО, сообщается в Комиссию по ценным бумагам и биржам (БЕС).

СРО содействуют развитию инфраструктуры фондового рынка, здоровой конкуренции на нем, обеспечивают информационную, юридическую, техническую поддержку своих членов, способствуют совершенствованию законодательной базы фондового рынка, представляют интересы профессиональных участников данного рынка в государственных органах. Саморегулирование позволяет найти гармоничное сочетание интересов участников рынка в рамках допустимого. Следует заметить, что принцип деятельности СРО является одним из немногочисленных примеров, когда полноценно реализуется принцип политического «партнерства» между государственными органами управления и регулирования рынка ценных бумаг с одной стороны и лицензированными профессиональными участниками рынка ценных бумаг, с другой по вопросам эффективного развития деятельности в данном секторе экономики.

В развитых рыночных странах существуют одна или несколько подобных ассоциаций профессионалов, действующих в национальном масштабе и признанных в этом качестве государственными регуляторами, как основные представители профессионального сообщества на рынке ценных бумаг. Государство передает часть своих функций по надзору и регулированию рынка таким ассоциациям, которые сами устанавливают правила игры и осуществляют контроль за их исполнением. Такой контроль (по объему и качеству) является эффективным средством регулирования рынка. Развитые формы СРО наделены правами, помимо разработки определенных правил и положений, наложения административных штрафов, ходатайства перед государственным регулятором об отзыве лицензии нарушителя.

СРО - это не только выработка общих правил игры или защита интересов, это еще часто обособленный рынок, доступ на который огражден требованиями к профессионализму и этике, объемам торговли и капитала, их финансовому здоровью и т.д.

СРО можно рассматривать на двух уровнях: международные организации и национальные организации. Обычно в каждой стране есть СРО, претендующие на представительство интересов всех лицензированных профессионалов рынка ценных бумаг страны. Так, в США это NASD, в Японии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.

СРО стимулирует формирование основ справедливой деятельности, предотвращение мошеннической деятельности, содействие развитию справедливых и равноправных принципов работы для защиты интересов инвесторов, а также содействие развитию самодисциплины среди членов, расследование и устранение конфликтов между членами СРО и их клиентами.


1.2 Порядок создания и ликвидации саморегулируемой организации


Саморегулируемая организация (СРО) учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев рынка ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО, установления правил и стандартов проведения операции с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. СРО является некоммерческой организацией.

Обычно СРО создается в организационно-правовой форме ассоциации, союзов. Эти организации наделены широкими правами в области получения информации по результатам проверок деятельности их членов, в операциях с ценными бумагами, при соблюдении принятых СРО правил и стандартов, а также при разработке программ подготовки профессионалов рынка ценных бумаг.

Саморегулируемая организация создается и действует на следующих принципах:

·управления деятельностью саморегулируемой организации на демократических началах (один член саморегулируемой организации - один голос);

·невмешательства саморегулируемой организации в хозяйственную деятельность членов саморегулируемой организации;

·открытости и доступности информации о деятельности саморегулируемой организации для всех ее членов.

Учредительным документом саморегулируемой организации является ее устав, утверждаемый собранием членов. Требования, установленные в уставе саморегулируемой организации обязательны для исполнения всеми органами саморегулируемой организации и ее членами. В уставе саморегулируемой организации указываются:

·виды деятельности, осуществляемые членами саморегулируемой организации;

·права и обязанности саморегулируемой организации;

·права и обязанности членов саморегулируемой организации;

·размеры вступительных и иных взносов, порядок из оплаты;

·порядок, формы и гарантии непосредственного участия членов в решении вопросов, отнесенных к компетенции саморегулируемой организации;

·структура, порядок формирования и компетенция органов управления саморегулируемой организации;

·порядок принятия решений органами управления саморегулируемой организации;

·срок полномочий членов выборных органов саморегулируемой организации;

·порядок досрочного прекращения полномочий выборных органов саморегулируемой организации;

·экономическая и финансовая основа осуществления саморегулирования;

·другие положения, касающиеся организации саморегулирования.

Статус саморегулируемой организации присваивается уполномоченным органом юридическому лицу на основании документов, подтверждающих, что членами данного юридического лица являются не менее 30 процентов лицензиатов, осуществляющих определенный вид деятельности на рынке ценных бумаг.

Порядок присвоения юридическому лицу статуса саморегулируемой организации, его утраты устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Наименование саморегулируемой организации должно содержать указание на основной вид деятельности членов этой организации, а также слова «Ассоциация», «Союз» или «Объединение». Реорганизация саморегулируемой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Саморегулируемая организация вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство, фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. При преобразовании саморегулируемой организации к вновь возникшей организации переходят имущественные права и обязанности реорганизованной саморегулируемой организации в соответствии с передаточным актом. Промежуточный ликвидационный баланс, а также ликвидационный баланс, утверждаются общим собранием членов саморегулируемой организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. При ликвидации саморегулируемой организации имущество, остающееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в порядке и в целях, предусмотренных ее уставом.


2. Деятельность саморегулируемых организаций Казахстана


До 1999 года в Казахстане единственной полноценной СРО была фондовая биржа KASE, являющейся таковой по законодательству. Кроме того, первые две лицензии ассоциациям профессиональных участников рынка ценных бумаг были выданы в 4 квартале 1999 года - Ассоциации Управляющих активами и Казахстанской ассоциации реестродержателей (КАРД).

Постановлением Директората Национальной комиссии от 13 ноября 1999 года № 482 лицензия на осуществление деятельности в качестве СРО была выдана Ассоциации Управляющих активами, основными целями создания которой были определены обеспечение условий для эффективной деятельности КУПА и развития свободной конкуренции на рынке услуг по инвестиционному управлению пенсионным активами НПФ, а также разработка стандартов деятельности и профессиональной этики и обеспечение защиты законных интересов для КУПА, являющихся членами ассоциации. Постановлением Директората Национальной комиссии от 13 ноября 1999 года № 483 лицензия на осуществление деятельности в качестве СРО была выдана Казахстанской Ассоциации Реестродержателей (далее КАРД), которая была создана регистраторами во 2 квартале 1998 года в целях координации деятельности и выражении общих интересов реестродержателей; обеспечения защиты общих интересов членов ассоциации; разработки стандартов деятельности и профессиональной этики организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестров держателей ценных бумаг; содействия государственным органам в развитии рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также разработки правил добросовестной практики, направленных на предотвращение мошеннических действий на рынке ценных бумаг. Как уже отмечалось выше третьей СРО в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» является фондовая биржа - KASE. По своему экономическому и правовому статусу фондовая биржа является некоммерческой саморегулируемой организацией, создаваемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг в форме акционерного общества. Ее деятельность основывается на принципе самоокупаемости и она независима в своей деятельности на рынке ценных бумаг от государственных органов Республики Казахстан.

Таким образом, заключая все вышесказанное, сегодня в Казахстане существует три полноценных СРО, одна из которых является фондовая биржа, и две ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг - это КАРД и Ассоциация управляющих активами. Однако, не смотря на наличие достаточной правовой базы, на практике наблюдается отсутствие реальных полномочий СРО. Тем не менее по мере развития СРО перечень предаваемых им Национальным Банком контрольных функций за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг будет расширяться.


.1 Казахстанская фондовая биржа как саморегулируемая организация


В Республике Казахстан на сегодняшний день имеется лишь одна фондовая биржа - Казахстанская фондовая биржа, являющаяся членом Евроазиатской федерации фондовых бирж (FEAS) и корреспондентским членом Международной федерации фондовых бирж (FJBV). Организация работы фондовой биржи, биржевой торговли, несмотря на технический прогресс и постоянное совершенствование биржевого дела, остается неизменной.

На начало 1997 года в Казахстане существовало 3 фондовые биржи: Центрально-азиатская фондовая биржа, Казахстанская фондовая биржа, Межбанковская Казахстанская фондовая биржа. В декабре 1996 года на объявленном тендере по выбору модельной фондовой биржи победителем было признано решение объединения Казахстанской фондовой биржи и МКФБ, с последующим прекращением деятельности последнего.

Летом 1998 года Казахстанская фондовая биржа осуществила запуск торговой системы, предназначенной для заключения сделок с нелистинговыми ценными бумагами по методу прямых котировок, что решило проблему создания в Казахстане котировочной организации внебиржевого рынка. Согласно Закону РК "О рынке ценных бумаг" членами фондовой биржи могут быть только профессиональные участники, имеющие место на бирже и участвующие в торговле ценными бумагами, включенными в листинг данной фондовой биржи. Фондовая биржа должна иметь не менее десяти членов, среди которых могут быть и иностранные юридические лица, имеющие статус профессионального участника рынка ценных бумаг РК. Решение о приеме в члены биржи принимается биржевым советом. Положение Казахстанской фондовой биржи (KASE) определяет категории членов биржи, требования предъявляемые к ним, порядок приема в члены биржи, приостановления и прекращения членства, а также права и обязанности членов биржи.

Членами фондовой биржи могут быть организации, в том числе зарегистрированные в качестве юридических лиц за пределами Республики Казахстан, обладающие правом осуществления профессиональной деятельности на финансовых рынках, за исключением членов, вступающих в члены биржи по категории "С".

Члены KASE подразделяется на следующие категории в зависимости от видов финансовых инструментов, в торгах которыми имеет право принимать участие член фондовой биржи:

·"Р" - с правом участия в торгах негосударственными эмиссионными ценными бумагами, включенными в официальный список;

·"Н" - с правом участия в торгах негосударственными эмиссионными ценными бумагами, допущенными к обращению (торговле) в секторе «нелистинговые ценные бумаги» Торговой системы фондовой биржи, и государственными пакетами акций приватизируемых организаций;

·"К" - с правом участия в торгах государственными ценными бумагами, обращающимися (торгуемыми) на фондовой бирже;

·"С" - с правом участия в торгах срочными контрактами, обращающимися (торгуемыми) на фондовой бирже;

·"В" - с правом участия в торгах иностранными валютами. Одна организация может иметь членство на фондовой бирже по нескольким категориям.

Член фондовой биржи может участвовать в торгах по финансовым инструментам, соответствующим присвоенной ему категории членства; получать информацию, необходимую и достаточную для его деятельности на фондовой бирже; вносить на рассмотрение Биржевого совета, Комитета Биржевого совета по валютному рынку, Общего собрания членов биржи и его секций предложения по вопросам торговой, расчетной и информационной и иной деятельности, а также участвовать в работе Общего собрания членов фондовой биржи и его секций в соответствии с присвоенной ему категорией членства.

Вместе с тем член фондовой биржи имеет определенные обязанности:

·соблюдать требования действующего законодательства, устава, других внутренних документов;

·уплачивать членские взносы и биржевые сборы в составе, в размерах, в сроки и в порядке, установленные на бирже, в соответствии с присвоенной ему категорией членства;

·своевременно, полностью и наиболее оптимальным способом исполнять обязательства, возникающие из заключенных нафондовой бирже сделок с финансовыми инструментами, а также иные обязательства, основанные на требованиях действующего законодательства, устава, других внутренних документов, регламентирующих деятельность членов фондовых бирж и их трейдеров;

·не распространять и не передавать третьим лицам без особого на то разрешения информацию, полученную данным членом в силу своего членства на биржи и отнесенную в соответствии с внутренними документами биржи к категории коммерческой тайны или конфиденциальной информации;

·в случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы данного члена биржи незамедлительно представлять нотариально удостоверенные копии изменений и дополнений, а также документов, подтверждающих государственную регистрацию внесенных изменений и дополнений, если такая регистрация требуется в соответствии с действующим законодательством;

·незамедлительно уведомлять о любых дисциплинарных действиях, предпринятых уполномоченным органом по отношению к нему, его работникам и его аффилиированным лицам;

·предоставлять сведения о любых изменениях в составе своих трейдеров и нести полную ответственность за последствия непредставления или несвоевременного предоставления таковых сведений и др.

Членам фондовой биржи запрещается предоставлять в пользование свои места на бирже лицам, не являющимся ее членами соответствующей категории.

Согласно Закону РК "О рынке ценных бумаг" служащие государственных органов, а также должностные лица акционерных обществ, ценные бумаги которых включены в листинг фондовой биржи, не могут быть избраны в органы управления биржи. Причем, акционер на собрании имеет равное с другими число голосов, независимо от количества акций, которыми он владеет. Биржевой совет фондовой биржи в РК формируется из числа акционеров, других членов биржи, ее должностных лиц, кроме того, в его состав на постоянной основе входит представитель Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций РК без права голоса.

К обращению на KASE допускаются ценные бумаги:

государственные;

негосударственные, прошедшие процедуру листинга и включенные в официальный список ценных бумаг, торгуемых на бирже, в том числе выпущенные в соответствии с законодательством других государств и допущенных к обращению в РК;

государственные других государств, допущенные к обращению в РК;

производные, базовым активом которых являются вышеперечисленные ценные бумаги.

К торгам на фондовой бирже допускаются лишь ценные бумаги, прошедшие процедуру листинга. Согласно положению о листинге ценных бумаг Казахстанской фондовой биржи на биржевые торги допускаются после прохождения процедуры листинга негосударственные ценные бумаги, эмитированные в соответствии с законодательством РК и законодательством других государств, допущенные к обращению в РК.

Процедуры листинга не требуется для государственных ценных бумаг РК и эмитированных в соответствии с законодательством других государств, допущенных к обращению в РК, а также для производных ценных бумаг. Для включения ценных бумаг по одной из категорий юридические лица, намеренные получить статус листинговой компании, должны соответствовать определенным требованиям:

·в их учредительных документах не должно содержаться норм, ущемляющих или ограничивающих права владельцев ценных бумаг наих передачу;

·иметь зарегистрированный и оплаченный уставный капитал в размере не меньше установленного законодательством для данного вида юридического лица;

·другие требования определяются в соответствии с условиями определенной категории официального списка ценных бумаг биржи.

Заявление от юридического лица, предполагающего включение эмитированной ценной бумаги в официальный список, и прилагаемые к нему документы принимаются и рассматриваются Листинговой комиссией биржи.

В то же время биржа обязуется перед листинговыми компаниями:

·создать необходимые условия для проведения регулярных торгов по ценным бумагам, включенным в официальный список;

·регулярно передавать в средства массовой информации результаты торгов в объеме, установленном Правилами биржевой торговли по ценным бумагам;

·не распространять и не передавать третьим лицам полученную от эмитента информацию, отнесенную им к категории конфиденциальной или не являющуюся равнодоступной.

Листинговая компания не имеет права изъятия без согласия Биржевого совета эмитированных ею ценных бумаг из официального списка, а также не вправе запрещать или ограничивать действия биржи по доведению информации с торгов.

В случае прекращения деятельности эмитента, заявления об исключении, эмитированных им ценных бумаг, из официального списка, несоответствия листинговым требованиям, а также представления заведомо недостоверных или неполных сведений при подаче заявления на включение ценных бумаг в официальный список может быть произведен делистинг. Кроме того, Листинговая комиссия может рассмотреть вопрос о делистинге ценной бумаги и в случае отсутствия сделок по ней в течение 1 года.

Сегодня на Казахстанской фондовой бирже могут обращаться такие финансовые инструменты, как

·Иностранные валюты: доллар США, марка Германии, валюта Европейского союза (Евро);

·Срочные контракты: стандартизированный беспоставочный фьючерс на доллар США;

·Эмитированные Министерством Финансов Республики Казахстан государственные ценные бумаги;

·Эмитированные Национальным Банком Республики Казахстан

·Облигации местного исполнительного органа Мангистауской области;

·Государственные пакеты акций, выставляемые на продажу Департаментом государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан;

·Негосударственные ценные бумаги: облигации, акции АО простые именные и привилегированные.

На Казахстанской фондовой бирже способом проведения торгов по государственным ценным бумагам и листинговым ценным бумагам является электронный метод непрерывного встречного аукциона, основанный на автоматическом заключении сделок с анонимным контрпартнером согласно выставленных котировок по наилучшим встречным ценам; по нелистинговым ценным бумагам используется метод прямых котировок, при котором участники торгов самостоятельно передают сведения о заключенных сделках Центральному депозитарию или независимому реестродержателю.

Фондовая биржа Казахстана взаимодействует с брокерами, осуществляющими функции продавцов и покупателей ценных бумаг. Брокер, имеющий право участия в торгах, должен иметь соответствующую лицензию, т.е. отвечать жестким квалификационным, финансовым и другим требованиям, следовательно, фондовая биржа гарантирует клиентам этих брокеров надлежащую надежность, компетентность и качество обслуживания. Кроме того, для завершения заключаемых сделок необходимо взаимодействие фондовой биржи с расчетным органом и центральным депозитарием, что также гарантирует исполнение сделок.

Как видно из всего вышесказанного, по своей сути фондовая биржа является оптовым рынком ценных бумаг. Следовательно, в условиях перехода к рынку и постепенного освобождения от прежней зарегламентированности, она может и должна стать и в Казахстане одним из динамичных органов регулирования экономических отношений.

2.2 Казахстанская ассоциация реестродержателей и ее деятельность


Постановлением Директората Национальной комиссии от 13 ноября 1999 года № 483 лицензия на осуществление деятельности в качестве СРО была выдана Казахстанской Ассоциации Реестродержателей (далее КАРД), которая была создана регистраторами во 2 квартале 1998 года в целях координации деятельности и выражении общих интересов реестродержателей; обеспечения защиты общих интересов членов ассоциации; разработки стандартов деятельности и профессиональной этики организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестров держателей ценных бумаг; содействия государственным органам в развитии рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также разработки правил добросовестной практики, направленных на предотвращение мошеннических действий на рынке ценных бумаг.

·Общее собрание членов ассоциации;

·Совет ассоциации, формируемый из числа представителей членов ассоциации и являющийся органом управления деятельностью ассоциации.

·Ревизионная комиссия

Функции исполнительного органа КАРД возложены на Президента ассоциации, избираемого Общим собранием членов ассоциации сроком на 1 год.

Получение КАРД статуса СРО во многом стало следствием проводимой в 1998-1999 гг. политики по поддержке данной ассоциации как потенциальной СРО, заключающейся в устранении существовавших между регистраторами противоречий и споров препятствующих их реальному объединению. Например, упомянутым ранее постановлением Национальной комиссии от 14 октября 1999 года №47 было установлено требование о переходе с 1 апреля 1999 года всех регистраторов технологии ведения реестров держателей ценных бумаг, основанной на открытии единого лицевого счета для одного держателя ценных бумаг во всех реестрах держателей ценных бумаг. Ранее регистраторы использовали две принципиально разные методики ведения реестров держателей ценных бумаг, одна из которых предусматривала открытие единого лицевого счета для одного держателя, а вторая - открытие отдельных лицевых счетов для держателей ценных бумаг в каждом из реестров, и каждая из двух групп регистраторов настаивала на том, чтобы единая технология ведения реестров держателей ценных бумаг основывалась на их методике. Существовавшая в то время Национальная комиссия по ценным бумагам РК выступив «арбитром» сняла эти противоречия.


3. Проблемы развития саморегулируемых организаций Казахстана


В развитых странах система саморегулирования формировалась веками и в настоящее время является одной из основ организации общества. В большинстве развитых стран, саморегулирумые организации (СРО) действуют практически во всех областях общественной жизни, и, особенно в бизнесе. Профессиональные ассоциации врачей, юристов, аудиторов, арбитражных управляющих наряду с государством регулируют отношения, вырабатывают правила и ограничения, каждая в своем сегменте деятельности.

Особую роль принцип саморегулирования играет в деятельности финансовых рынков. В различных странах мира финансовые рынки функционируют, как правило, в рамках двух различных моделей. Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка - СРО (например, во Франции). Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий СРО (США). При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями.

На основании опыта развитых стран можно утверждать, что наличие в системе национального регулирования финансовых рынков СРО является условием, без которого немыслима их нормальная организация. Неслучайно среди 30 принципов организации фондового рынка, провозглашенных Международной Федерацией фондовых инвесторов (IFCI), два посвящено обязательному существованию СРО.

В Казахстане история саморегулирования и самоуправления насчитывает более 140 лет. Принцип самоуправления был положен в основу такого правового института, как адвокатура при проведении реформы 1864 г. Идея самоуправления издавна заложена в деятельность нотариата и нотариальных палат. В процессе трансформации экономической системы и становления рынка в Казахстане принцип саморегулирования был использован в регулировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, в регулировании рекламной деятельности, а затем и в деятельности профессиональных оценщиков. В настоящее время в системе отношений между субъектами рынка ценных бумаг СРО фактически уже занимают место посредника между органами государственной власти и профессиональными участниками рынка и их клиентами. Казахстанской практикой перенята множественная модель саморегулирования, когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (связки ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР). Они выполняют функции защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации. То есть, для защиты прав не только членов организации, а неограниченного круга лиц, что является публично-правовой функцией, свойственной органам государственной власти.

Таким образом, законодательство Республики Казахстан позволяет связать цивилизованное осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с созданием функционирующей в этой сфере СРО. Несмотря на многообразие форм некоммерческих и иных общественных организаций, существующих в настоящее время, их вовлечение в созидательные процессы реформирования экономической жизни остается недостаточным. Возможности общественной инициативы, естественного стремления профессионалов к объединению в целях выработки цивилизованных обычаев делового оборота и закрепления их в этических и специальных стандартах деятельности, пока не находят должного использования. Для полноценного развития рынка необходимо расширение начал саморегулирования. Передача части функций регулятора негосударственным структурам является необходимой для Казахстана тенденцией. Существенную часть функций, которые касаются лицензирования, контроля, дополнительной координации профессиональной деятельности своих участников, можно и должно передавать саморегулируемым организациям. Сейчас для этого предпосылок значительно больше, чем это было на стадии становления рынка - на рынке появились высококвалифицированные, подготовленные кадры, которые могут осуществлять эти функции. Саморегулирование - одна из высших ступеней цивилизованности рынка. Если сами участники рынка понимают, что нужно объединять усилия для совершенствования регулирующих их норм и правил, если они заинтересованы в дисциплине, в чистоте своих рядов и законности действий, значит, уровень сознания участников рынка достиг той отметки, когда можно говорить о его развитости. Саморегулируемые организации нужны государству как опора, как надежный партнер в деле совершенствования рыночной экономики. Кадровые и финансовые ресурсы саморегулируемых организаций, информационное обеспечение их деятельности, позволяют квалифицированно и оперативно регулировать отношения, возникающие как между участниками саморегулируемых организаций, так и между участниками саморегулируемых организаций и их клиентами. С одной стороны, саморегулируемая организация - это представитель и выразитель интересов своих членов перед государством, с другой - квалифицированный агент государственно-общественных интересов в среде профессиональных участников. Объективно такая позиция позволяет использовать саморегулируемые организации как инструмент согласования воли и интересов всех субъектов рынка с волей государства. В этом направлении необходимо и дальше развивать роль и функции СРО.

Фактическое наличие в современном Казахстане значительного числа некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций), уже объединяющих предпринимателей не только с целью защиты и лоббирования их интересов, но и с целью саморегулирования их деятельности, создает практическую основу для передачи СРО, находящимся под контролем государства и, причем, без ущерба для государства, тех функций государства, которые требуют более тонких и специфических механизмов регулирования конкретных видов деятельности на конкретных рынках.


Заключение


В последние годы роль саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг становится более значимой. В этой связи важнейшей задачей является дальнейшая разработка правил и стандартов, в соответствии с которыми должно будет осуществляться дополнительное к государственному регулированию саморегулирование рынка.

Саморегулируемая организация - добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации. Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг. Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Деятельность саморегулируемых организаций связана с саморегулированием деятельности участников на рынке ценных бумаг; поддержанием высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг; отстаиванием своих интересов на рынке перед государством.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Большая роль на рынке ценных бумаг принадлежит также создаваемым по инициативе участников рынка и на профессиональной основе саморегулируемым организациям дилеров, брокеров, депозитариев, инвестиционных фондов и других специализированных институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг.

Государство делегирует часть своих функций организациям профессионального сообщества (саморегулируемым организациям). Необходимость такого делегирования обычно состоит в том, что минимизируются затраты из бюджетов при создании инфраструктуры рынка, обеспечивается гласность нормотворчества и обязательность участия профессиональных участников рынка в создании его нормативной правовой базы.

Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг – это, как правило, добровольные объединения профессиональных участников, находящиеся в отношениях с государством (государство передает саморегулируемой организации часть своих функций).

По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов и профессиональных общественных организаций. Их функции соответствуют общепринятым в мировой практике: саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг; поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала; развитие инфраструктуры финансового рынка; проведение совместных научных разработок; коллективное предпринимательство в своих интересах и защита интересов инвесторов.

Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций, контроль за их созданием в России осуществляет ЦБ РФ.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Количество членов 266 Филиалы и представительства 12 филиалов: Северо-Западный, Уральский, Казанский, Ростовский, Омский, Новосибирский, Орловский, Красноярский, Самарский, Иркутский, Нижегородский, Приморский НАУФОР объединяет профессиональных участников фондового рынка – брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев, а также управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (НП «НЛУ») Количество членов 53 Филиалы и представительства Не имеет НП «НЛУ» объединяет управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также профессиональных участников фондового рынка – брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев.

«Национальная фондовая ассоциация (саморегулируемая некоммерческая организация)» (НФА) Количество членов 213 Филиалы и представительства Не имеет

Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД) Количество членов 65 Филиалы и представительства 3 представительства (Северо-Западное, Поволжское, Сибирское)

Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ») Количество членов На 21 февраля 2014 года в членстве НАПФ состояло 75 организаций, в том числе 57 негосударственных пенсионных фондов и 18 нефондов (управляющие компании, спецдепозитарии и другие организации, осуществляющие деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования). НП «НАПФ» создана 21.06.2000 г., в соответствии с решением конференции представителей негосударственных пенсионных фондов (НПФ), состоявшейся 16.02.2000 г. Учредителями выступили крупнейшие негосударственные пенсионные фонды России: НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Уголь», НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Семейный».

Задачи

  • обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • соблюдение стандартов профессиональной этики;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг ;
  • установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами , обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Статус саморегулируемой организации определяет для организации совокупность прав и обязанностей, которыми не наделены и которые не являются обязательными для остальных некоммерческих организаций . Подать заявление на получение статуса (лицензии) может организация, учрежденная не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • 1959 год в истории железнодорожного транспорта
  • Афега

Смотреть что такое "" в других словарях:

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - добровольное объединение не менее чем десяти профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Статус… … Юридическая энциклопедия

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - добровольное объединение не менее чем десяти профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом РФ О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Статус… … Энциклопедический словарь экономики и права

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - некоммерческая организация, основанная на членстве профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Порядок образования и… …

    саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг Большой юридический словарь

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - согласно Закону РФ О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с вышеуказанным законом и функционирующее на принципах некоммерческой … Юридический словарь

    ОРГАНИЗАЦИЯ, САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для… … Большой экономический словарь

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА Ц - согласно Закону РФ О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с вышеуказанным законом и функционирующее на принципах некоммерческой … Юридический словарь

    записка распорядительная профессиональных участников рынка ценных бумаг - Первичный документ внутреннего учета, удостоверяющий факт совершения сделки с ценными бумагами. Распорядительная записка должна быть составлена после совершения сделки, а если это невозможно не позднее конца рабочего дня, в течение которого была… … Справочник технического переводчика

    ЗАПИСКА, РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - первичный документ внутреннего учета, удостоверяющий факт совершения сделки с ценными бумагами. Распорядительная записка должна быть составлена после совершения сделки, а если это невозможно не позднее конца рабочего дня, в течение которого была… … Большой бухгалтерский словарь

    СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - совокупность установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) требований к профессиональной квалификации руководителей и специалистов организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Определœенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Οʜᴎ являются добровольными объединœениями профессиональных участников РЦБ. Важно заметить, что для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединœение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 7 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .

На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединœения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, к примеру, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация ʼʼНациональная фондовая ассоциацияʼʼ (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 ᴦ.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всœех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объёма российского рынка ценных бумаᴦ.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ ʼʼГазфондʼʼ, НПФ ʼʼЛУКОЙЛ-ГАРАНТʼʼ, НПФ ʼʼУгольʼʼ, НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ ʼʼСургутнефтегазʼʼ, НПФ ʼʼСемейныйʼʼ. Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всœех профессионалов рынка.

Вопросы для семинара:

1. Какую роль играет регулирование на фондовом рынке? Кто может осуществлять регулятивные функции?

2. С помощью каких методов может осуществляться регулирование? Какие из них по вашему мнению обеспечивают более эффективное управление рыночными процессами?

3. На базе изучения законодательства охарактеризуйте функции Федеральной службы по финансовым рынкам.

4. Какую роль играет саморегулирование на фондовом рынке? Как взаимодействуют между собой государственный регулятор и саморегулируемые организации? Как решается вопрос о саморегулируемых организациях за рубежом?

5. На базе данных официального сайта ФСФР охарактеризуйте основные направления деятельности регулятора в ближайшей перспективе. Достигнуты ли цели, продекларированные ФСФР ранее?

Важно заметить, что для самостоятельного изучения:

Добавить вопросы из УМП в соответствии с темой

Саморегулируемые организации на РЦБ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Саморегулируемые организации на РЦБ" 2017, 2018.

Помимо федерального и регионального уровней регулирования РЦБ, важным элементом системы регулирования должны стать саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО).

Их роль заключается в том, чтобы на основании опыта, накопленного непосредственно участниками рынка, вырабатывать более детальные, чем ФКЦБ нормы и требования, контролировать их соблюдение и тем самым приближать регулятора рынка к его участнику.

В то же время и сами участники заинтересованы в определенных общих нормах: стандартах деятельности, документов и форм, в ряде случаев - в контроле деятельности партнеров. Эти функции лучше выполняет орган, расположенный ближе к непосредственным участникам рынка, чем государственный регулирующий орган. Таким органом и является СРО.

Таким образом, эффективная деятельность СРО основана на следующих предпосылках:

* участники рынка лучше всех знают, какие механизмы контроля и правила необходимы на практике;

* они обязаны финансировать контроль своей деятельности;

* их положение позволяет им лучше всех судить о нарушениях;

* они заинтересованы в выполнении высоких этических норм их коллегами.

Права СРО

СРО имеет следующие права:

* получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном ФКЦБ (региональным отделением ФКЦБ);

* разрабатывать в соответствии с законом правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

* контролировать соблюдение своими членами принятых СРО правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

* в соответствии с квалификационными требованиями ФКЦБ разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

Основной задачей ФКЦБ является разработка правил и стандартов, в со-

ответствии с которыми должно будет осуществляться дополнительное к госу-

дарственному регулированию саморегулирование рынка ценных бумаг, т. е.

подготовка правовой базы для саморегулирования участников рынка.

Организационно-правовая форма СРО

Согласно ФЗ «О саморегулируемых организациях», саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Исходя из смысла ст. 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях», у саморегулируемой организации может быть только та цель, которая предусмотрена указанным Законом и другими федеральными законами, посвященными саморегулированию. Говоря другими словами, целью деятельности саморегулируемых организаций является разработка и установление стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В то же время отдельные цели саморегулируемых организаций указаны в иных федеральных законах. Так, в соответствии со ст. 55.1 ГрК РФ [Парламентская газета, 2005, N 5-6], основными целями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются:
- предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
- повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Статья 34 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" [Российская газета, 2007, N 165] предусматривает, в том числе, специфические цели саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности. Так, кадастровые инженеры вправе создавать на добровольной основе некоммерческие объединения в форме некоммерческого партнерства, основанного на членстве кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, установления обязательных для членов таких объединений правил осуществления ими кадастровой деятельности, правил поведения при осуществлении этой деятельности, правил деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением данных правил, повышения квалификации кадастровых инженеров.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Особенность деятельности профессиональных участников в том, что она требует лицензирования со стороны государства. Лицензии выдаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) или уполномоченными ею организациями. Существуют три вида лицензий: профессионального участника, на осуществление деятельности по ведению реестра, фондовой биржи. Физические лица, работающие в организациях - профессиональных участниках РЦБ, связанные с осуществлением сделок с ценными бумагами, должны иметь аттестат ФКЦБ, дающий им право заниматься этим видом деятельности.

Для того чтобы реализовать указанные цели, необходимо создание стройной системы регулирования фондового рынка, которая должна включать в себя следующие основные элементы:

Создание нормативно-правовой базы;

Аттестация специалистов фондового рынка;

Лицензирование деятельности профессиональных участников фондового рынка;

Контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг и применение санкций за нарушения порядка работы на фондовом рынке.

17. Основными профессионалами рынка ценных бумаг являются: брокеры (посредники при заключении сделок, сами в них не участвующие); дилеры (посредники, участвующие в сделках своим капиталом); управляющие (лица, распоряжающиеся переданными им в доверительное управление ценными бумагами); клиринги (организации, занимающиеся определением взаимных обязательств); депозитарии (оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету прав на них); регистраторы (ведут реестры ценных бумаг); организаторы торговли на рынке ценных бумаг (оказывают услуги, способствующие заключению сделок с ценными бумагами) и джобберы (специалисты по конъюнктуре рынка ценных бумаг).

В зависимости от проф-ой принадлежности: проф-ые и непроф-ые. Проф участники: брокеры,дилеры,депозитарии,регистраторы,доверительные управляющие,расчетно-клиринговые орг, орг-ры торгов

Брокерская деятельность

Брокерская деятельность – это деятельность по заключению сделок с ценными бумагами на основе договоров комиссии или поручения. Брокер выступает в качестве посредника или агента инвестора, который действует от имени клиента и по его поручению и получает вознаграждение в виде комиссионных. Следует отметить, что брокер обязан лично исполнять поручения клиентов, за исключением случая передоверия совершения сделок другому брокеру, если эта возможность предусмотрена в договоре с клиентом или брокер вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов своего клиента с уведомлением последнего.

Брокеры обязаны исполнять следующие действия:

1. Доводить до сведения клиентов всю информацию, связанную с поручениями клиентов и исполнением обязательств по договору купли-продажи ценных бумаг, принимать меры для того, чтобы клиент мог понять характер рисков по рекомендуемой сделке.

2. Запрещается манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг и ценах на ценные бумаги, включая информацию, предоставленную в рекламе.

3. В случае возникновения конфликта интересов, в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской деятельности, немедленно уведомить клиента о возникновении такого конфликта и принять все необходимые меры для его разрешения в пользу клиента.

4. Совершать сделки купли-продажи ценных бумаг по поручению клиентов в первоочередном порядке по отношению к дилерским операциям самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

5. Исполнять поручения клиентов в порядке их поступления с учетом существенных условий этих поручений.

Брокерские конторы существенно отличаются как спектром услуг, которые они предоставляют своим клиентам, так и размером комиссионных. Существуют брокерские конторы, которые предоставляют ограниченное количество услуг по более низкой цене. Так, например, инвесторы, которым не нужны консультации или другие дополнительные услуги, обращаясь к таким брокерским фирмам, могут сэкономить свои средства. В большинстве случаев брокерские фирмы представляют из себя довольно большие организации. В таких фирмах институционных и индивидуальных инвесторов обслуживают разные специалисты фирмы. Следует отметить, что для каждого клиента брокерская фирма открывает клиентский счет, движение средств на котором отражает операции покупки и продажи по заказу клиента тех или иных ценных бумаг. Заказ клиента оформляется в виде клиентской заявки. Основной информацией, которая содержится в клиентской заявке, есть: название брокерской фирмы, вид ценной бумаги, размер заявки, максимальный срок исполнения, тип заявки.

Размер заявки может быть выражен в полных лотах, равняться неполному лоту или быть комбинацией полного и неполного лота. В зависимости от срока исполнения различают однодневные, на определенный срок и открытые заявки.

Однодневная заявка должна быть исполнена на протяжении дня. Если на конец дня заявка осталась невыполненной – ее аннулируют.

Заявка на определенный срок (неделю, месяц)- действует на протяжении установленного в ней срока, по окончании которого она автоматически аннулируется.

Открытая заявка – действительна до ее исполнения или отмены клиентом. Часто такие заявки требуют от инвестора регулярного подтверждения того, остается ли заявка действительной. Инвестор может дать такое подтверждение на неделю или месяц, тогда брокер несет ответственность за отмену заявки по окончанию указанного времени.

Основные типы заявок определяются из требований инвесторов относительно ограничения цен купли-продажи ценных бумаг и классифицируются так:

Рыночная – заявка на покупку или продажу определенного вида ценной бумаги по наиболее выгодной текущей цене. Как правило, такая заявка – однодневная. Большинство сделок на биржах заключаются именно на основе рыночных заявок;

Лимитная – заявка с ограничением цены. В этом случае инвестор определяет конечную цену, то есть минимальную цену продажи или максимальную цену покупки ценной бумаги. Если этот лимит не был достигнут, то есть текущая цена продажи ниже чем конечная или текущая цена покупки выше конечной, то в таком случае заявка брокером не исполняется;

- «стоп»-заявка – заявка брокеру осуществить покупку или продажу акций в тот момент, когда цена достигнет обусловленного в заявке уровня, то есть купить акции, когда цена повысится до обозначенного в заявке уровня или продать, когда цена упадет до обозначенного уровня. Как правило, назначение таких заявок – это страховка от возможных убытков и обеспечение минимального уровня прибыли;

Лимитная «стоп»-заявка – заявка, которая автоматически превращается в лимитную по достижении какой-либо буферной цены. При предоставлении такой заявки инвестор определяет две цены: буферную или «стоп»- цену и конечную цену исполнения. Если лимитная заявка может быть исполнена по необозначенной цене по достижению ценой определенного уровня, то лимитная «стоп»-заявка может быть не выполнена вообще, поскольку по достижении буферной цены может сразу стать недостижимой конечная цена исполнения.

Заявки могут содержать различные предостережения, а именно:

1) о праве брокера действовать на свое усмотрение. Такое предостережение дает возможность брокеру самостоятельно устанавливать специфику заявки – полностью все ее параметры или только срок и цену исполнения. Чаще всего такое предостережение встречается в лимитных заявках, реже – в рыночных;

2) «исполнить или отменить» означает, что заявку нужно срочно исполнить в полном объеме или отменить.

3) «срочно исполнить или отменить» отличается от предыдущей тем, что заявка может быть исполнена частично, а неисполненная часть аннулирована;

4) «только в полном объеме», как правило, включается в заявку при осуществлении операции с большой партией ценных бумаг. В отличие от двух предыдущих случаев тут не предусматривается срочное исполнение заявки;

5) «в момент открытия или закрытия» предусматривает, что заявка должна быть исполнена в числе первых, сразу после открытия биржи или в числе последних перед закрытием;

6) «цену не повышать и не понижать» означает, что цена, обозначенная в заявке, не может корректироваться.

При проведении операций на фондовом рынке через посредничество брокерской фирмы инвестор может открывать в фирме или обычный клиентский счет, или счет с использованием маржи. Маржа открывает перед инвестором и брокерской фирмой больше возможностей по управлению денежными потоками и ценными бумагами клиента. Счет с использованием маржи дает возможность инвестору осуществлять маржинальные сделки и получать в кредит ценные бумаги.

Маржинальная сделка заключается в том, что когда у инвестора не хватает средств для покупки ценных бумаг, он может превысить лимит по счету. Таким образом, клиент получает взаймы в брокерской фирме, а она, в свою очередь – брокерский кредит в банке. Как обеспечение брокерского кредита используются ценные бумаги инвестора, которые хранятся в брокерской фирме.

Маржинальные сделки заключаются в тех случаях, когда ожидается повышения курса ценных бумаг. При этом прибыль инвестора превысит прибыль, полученную им с использования обычного счета. Однако при падении рыночных цен на ценные бумаги использование счета с маржей приведет к большем убыткам, чем использование обычного счета.

Дилерская деятельность

Дилерская деятельность- это деятельность по заключению сделок от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или продажи ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам.

Основным доходом дилеров является разница между ценами продажи и покупки ценных бумаг. Разница в ценах купли-продажи есть оплатой дилерам за срочность и уравновешивание временного дисбаланса между спросом и предложением на определенные виды ценных бумаг, находящихся в обороте на рынке.

Кроме того, что дилеры дают возможность инвестору в какое-либо время купить или продать ценные бумаги, способствуют ценовой стабилизации и обеспечивают ликвидность рынка, они также предоставляют информационные услуги участникам рынка, а на некоторых рынках выступают в роли ведущих аукционов на биржах.

Дилеры могут формировать и осуществлять на рынке как простые, так и сложные спекулятивные стратегии. Простые стратегии базируются на прогнозе повышения или падения цен на актив, с которым хотят осуществить спекулятивную операцию.

Кроме спекулятивных операций дилеры осуществляют на рынке различные виды рискованного и безрискового арбитража. Осуществление арбитража приводит к выравниванию цен на активы на разных рынках и к установлению паритетных цен на взаимосвязанные активы. Арбитраж во многих случаях дает возможность дилерам получить прибыль без риска и не нуждается в начальных инвестициях.

Примером безрискового арбитража может быть покупка акций межнациональной корпорации в одном регионе по низкой и продажа в другом регионе по более высокой цене.

Рискованный арбитраж преимущественно связан с трансформациями акционерного капитала: банкротством, слиянием, реорганизацией и присоединением.

В зависимости от того, какую стратегию реализуют дилеры на рынке, их разделяют на «быков», те, которые играют на повышение цен и «медведей», которые играют на понижение цен. «Игра» на повышение заключается в покупке ценных бумаг и в будущем их продажа. При правильном прогнозе относительно повышения цен это покупка по низкой цене, продажа по более высокой и получение прибыли. При неправильном прогнозе это покупка по высокой цене, продажа по более низкой и получение убытков.

В зависимости от того, на каком промежутке времени дилеры проводят свои операции, их разделяют на: скальперов, однодневных и позиционных трэйдеров.

Скальперами – называют профессиональных торговцев, которые «играют» на минимальных колебаниях цен и получают доход за счет большого количества сделок. Как правило, скальперы реализуют биржевые контракты через несколько минут или часов после их покупки. Чаще всего это оптовые торговцы, которые заключают сделки с другими брокерами. Скальперы редко переносят свое предложение на следующий день и играют на колебаниях цен на протяжении одной торговой сессии.

Однодневный трэйдер, как и скальпер, удерживает рыночную позицию на протяжении торговой сессии и редко оставляет позицию до следующего рабочего дня. Большинство однодневных торговцев – члены биржи. Однако удерживать позицию на протяжении дня могут и инвесторы, которые не принимают непосредственное участие в торгах, а осуществляют операции через финансовых посредников.

Позиционный трэйдер- занимает позицию по срочной сделке и потом удерживает ее на протяжении нескольких дней, недель или месяцев. В случае правильного прогноза движения цен на рынке может получать значительную прибыль.

Тех, кто строит свои стратегии на основе временных изменений цен на активы, называют спредэрами. Спредэры изучают закономерности и взаимосвязь цен на активы в разные периоды года и прогнозируют их на будущие периоды. С помощью анализа и прогноза спредэры отмечают максимальную разницу в ценах и в случае повышения этой разницы вступают в биржевую игру. Примерами стратегий, которые реализуются спредэрами на рынке, могут быть купля-продажа контрактов на один актив, но на разные сроки поставки.

Это 18 и 19

Деят-сть по управлению ЦБ

Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим .

Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами. Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.

В случае если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки.

Управляющий вправе совершать сделки с ценными бумагами и заключать договоры, только при условии, что клиент является квалифицированным инвестором.

Иск о нарушениях управляющего может быть предъявлен клиентом в течение одного года с даты получения им соответствующего отчета управляющего.

Характерными чертами доверительного управления являются следующие:

· активы, которыми оперирует доверительный управляющий, ему не принадлежат;

· активы переданы ему в доверительное управление на определенный срок;

· доверительное управление осуществляется на основе договора;

· доверительный управляющий проводит операции с активами за вознаграждение в интересах указанных в договоре лиц, размер %% определяется правилами статьи 395 ГК РФ

· возложение на управляющего обязанности по требованию клиента или по предписанию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг продать ценные бумаги и прекратить договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами;

· возмещение управляющим клиенту убытков, причиненных в результате продажи ценных бумаг и прекращения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами