Триз в детском саду. триз-технологии в детском саду. система триз. А что такое триз

В технике есть хороший метод, который позволяет “по науке” изобретать и улучшать предметы от колеса до компьютера и самолета. Называется он ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ я немного изучал в МИФИ, а потом посещал курсы Александра Кудрявцева в Бауманке.

Пример в производстве

Начальное состояние системы. Предприятие работает как опытно-конструкторское производство.

Фактор воздействия. На рынке появились конкуренты, которые делают аналогичную продукцию, но быстрее и дешевле при том же качестве.

Кризис (Противоречие). Чтобы делать быстрее и дешевле, необходимо выпускать максимально стандартизованную продукцию. Но, выпуская только стандартизованную продукцию, предприятие теряет рынок, так как может производить лишь небольшое число стандартных позиций.

Разрешение кризиса происходит по следующему сценарию:

Правильная формулировка идеального конечного результата (ИКР) – предприятия производит бесконечно большой ассортимент продукции с нулевыми затратами и мгновенно;

область конфликта : стыковка продаж и производства: для продаж должен быть максимальный ассортимент, для производства – один вид продукции;

способы разрешения конфликта: переход от макро- к микроуровню: на макроуровне – бесконечное разнообразие, на микроуровне – стандартизация;

решение : максимальная стандартизация и упрощение в производстве – несколько стандартных модулей, которые могут собираться в большом числе комбинаций для клиента. В идеале конфигурирование клиент делает сам для себя, например через сайт.

Новое состояние системы. Производство небольшого числа стандартизованных модулей и конфигурирование под заказ самим же клиентом. Примеры: Тойота, Икея, Лего.

Закон №7 перехода в надсистему (моно-би-поли)

исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей; при этом дальнейшее развитие идет уже на уровне надсистемы.

Телефон с функцией звонка – > Телефонс функцией звонка и смс -> Телефон как чать экосистемы подключенной к AppStore (iphone)

Еще пример, вхождение предприятия в цепочку поставок или холдинг и развитие на новом уровне.

одна компания – две компании – управляющая компания.

один модуль – два модуля – ERP система

Закон №8 перехода с макроуровня на микроуровень

развитие частей системы идет сначала на макро, а затем на микроуровне.

Телефон->Сотовый телефон->Чип в мозгу или в контактных линзах.

Сначала ищется общее ценностное предложение и делаются продажи, а после оптимизируется «воронка продаж» и каждый шаг воронки продаж, а так же микродвижения и клики пользоватеелй.

На заводах начинают с синхронизации между цехами. Когда этот ресурс оптимизации исчерпан, производится внутрицеховая оптимизация, далее переход на каждое рабочее место, вплоть до микродвижений операторов.

Закон №9 перехода к более управляемым ресурсам

Развитие систем идет в направлении управления все более сложными и динамичными подсистемами.

Есть знаменитая фраза Марка Андрессена – “Software is Eating the World” (софт съедает планету). Сначала управление компьютерами осуществлялось на уровне “железа” (hardware) – электронные реле, транзисторы и т.п. Далее появились низкоуровневые языки программирования типа Assembler, далее языки более высоких уровней – Fortran, C, Python. Управление не на уровне отдельных команд, а на уровне классов, модулей и библиотек. Начала оцифровываться музыка и книги. Позже компьютеры подключились в сеть. Далее к сети подключились люди, телевизоры, холодильники, микроволновки, телефоны. Начал оцифровываться интеллект, живые клетки.

Закон №10 законы самосборки

Уход от систем которые нужно детально создавать, продумывать и контролировать. Переход к «самособирающимся» системам

4 правиласамосборки:

  1. Внешний непрерывный источник энергии (информации, денег, людей, спрос)
  2. Примерное подобие элементов (блоков информации, типов людей)
  3. Наличие потенциала притяжения (людей тянет общаться друг с другом)
  4. Наличие внешнего перетряхивания (создание кризисов, прекращение финансирования, смена правил)

По такой схеме из ДНК происходит самосборка клеток. Мы все – результаты самосборки.Стартапы вырастают в крупные компании так же по законам самосборки.

Небольшие и понятные правила на микроуровне выливаются в сложное организованное поведение на макроуровне. Например, правила дорожного движения для каждого водителя выливаются в организованный поток на трассе.

Простые правила поведения муравьев выливаются в сложное поведение всего муравейника.

Создание каких-то простых законов на уровне государства (повышение/понижение налогов, % по кредитам, санкции и т.п.), меняет конфигурацию многих компаний и отраслей

Закон №11 повышение свернутости системы

Функции, которыми никто не пользуется – отмирают. Функции объединяются

Правило свертки 1. Элемент может быть свернут, если нет объекта выполняемой им функции. Стартап может быть закрыт, если не найден клиент или ценностное предложение.По этой же причине по достижению цели – система распадается.

Правило свертки 2. Элемент может быть свернут, если объект функции сам выполняет эту функцию. Агентства по туризму могут быть закрыты, так как клиенты сами ищут туры, бронируют билеты, покупают путевки и т.п.

Правило свертки 3. Элемент может быть свернут, если функцию выполняют оставшиеся элементы системы или надсистемы.

Закон №12 закон вытеснения человека

Со временем человек становится лишним звеном в любой развитой системе. Человека нет, а функции выполняются. Роботизация ручных операций. Вендинговые автоматы самовыдачи товаров и др.

С этой точки зрения, возможно зря Элон Маск пытается заселить Марс людьми путем физической транспортировки. Это долго и дорого. Скорее всего колонизация будет происходить информационным путем.

Рано или поздно любая компания оказывается в жестких условиях выживания на высококонкурентном рынке. Необходим стремительный рост продаж. Один из самых эффективных способов решения подобных задач - применение методик ТРИЗ. Именно благодаря им наши партнеры в короткий срок увеличили оборот компании на 500%. Как грамотно использовать ТРИЗ-модели в управлении продажами?

Павел Володин,

консультант, «Биллион»

В этой статье вы узнаете:

    Где применима система ТРИЗ

    Три инструмента для принятия логичных решений

Система ТРИЗ 1 в продажах - это оригинальные и, по возможности, бюджетные решения. С ее помощью крупной компании удалось увеличить оборот продаж в 6 раз. Когда возникла проблема с продажами, можно было пойти по обычному пути - нарастить пул клиентов и увеличить объем поставки. Однако выбор пал на приемы и методы ТРИЗ. Аналитики выяснили, что в данной ситуации достаточно стабилизировать денежный поток. Для этого необходимо, чтобы деньги поступали 24 часа в сутки (у компании с различными поставщиками возникала разница в часовых поясах, в работе появлялся «мертвый» временной интервал и возникали перебои с перечислением денег). Решили организовать несколько складов в других регионах, поближе к проблемным поставщикам. Практически все коммерческие директора используют ТРИЗ, но чаще всего делают это по наитию. Давайте рассмотрим три инструмента ТРИЗ, применяемые в управлении продажами.

1 - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) разработана изобретателем Генрихом Альтшуллером. Исследует механизмы развития технических и иных систем с целью создания практических методов, позволяющих решать задачи любого уровня сложности. - Ред.

Система ТРИЗ. Инструмент 1. Причинно-следственная цепочка

Эффективна при создании графической модели решения задачи с построением определенной иерархической структуры. Два года назад в статистике продаж крупной компании (электротехническая продукция) по Санкт-Петербургу наблюдался резкий перекос по сравнению с продажами в других регионах. Дорогая продукция реализовывалась в Петербурге намного лучше, а оборудование более низкого ценового сегмента, продажи которого в остальных офисах составляли львиную часть оборота, уходило плохо. Такие скачки негативно сказывались на годовом планировании и торговой логистике - периодически возникали проблемы на складах (дефицит продукции высокого ценового сегмента и затоваривание склада малобюджетными изделиями).

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

Необходимо было понять, как увеличить объем продаж в малобюджетном сегменте. Начали с использования маркетингового ресурса: компания провела в регионе несколько конференций совместно с партнерами, вложила существенные бюджеты в рекламу. Была разработана и запущена программа дополнительных скидок на продукцию данного сегмента. Особое внимание руководство уделило и работе менеджеров, но тут промахов не выявилось. Однако принятые меры не дали требуемого результата.

  • Отложенный спрос: способы стимулирования сезонных покупок

Компания привлекла к решению задачи специалистов по методу ТРИЗ. Прежде всего требовалось ответить на вопрос, почему оборудование низкого ценового сегмента в Санкт-Петербурге продается плохо. Эксперты перечислили несколько возможных причин. Представленные варианты образовали дерево мини-задач (рисунок 1 ). Часто ветви дерева соединялись и пересекались - это совершенно нормальное явление, которое позволило сгруппировать мини-задачи. Для каждой группы был сформулирован вопрос «Как решать эту мини-задачу?», который лег в основу интервью с клиентами компании. Интервью помогло ответить на два вопроса: «Нужно ли решать эту задачу?» и «Если нужно, то как именно?». В ходе интервью были выявлены дополнительные мини-задачи, важные для клиентов. В результате анализа выяснилось, что огромное значение для данного сегмента оборудования имела близость к «большой воде» - Балтике. Большинство электротехнической продукции устанавливалось на улице. Малобюджетные устройства имели низкий коэффициент пылевлагозащиты - в них накапливался конденсат из-за повышенной влажности воздуха, и они чаще выходили из строя. Поэтому многие потребители предпочитали покупать более дорогостоящие приборы, которые дополнительно защищены от проникновения влаги. Глубинное понимание причины проблемы помогло компании найти недорогое и эффективное решение - грамотно распланировать насыщение склада в этом регионе, что отразилось на изменениях в складских запасах и логистике.

Приемы и методы ТРИЗ. Инструмент 2. Девятиэкранная матрица

Некоторое время мы работали с компанией, которая занимается поставками дорожно-строительной техники. Это сложный и высококонкурентный рынок, который компания начала осваивать недавно, но уже успела занять там свое место. Однако работы по расширению охвата рынка не остановила, напротив, стала прилагать к этому дополнительные усилия, что потребовало инвестиций. Необходимо найти такие конкурентные преимущества, которые могли бы представить технику в неоспоримо более выгодном для заказчика свете.

Для решения этой задачи использовался системный оператор, или девятиэкранная модель.Чтобы работать предметно, подробно описали цикл жизнедеятельности одной из единиц строительной техники - грейдера.

Было решено провести детальное исследование матрицы по системе ТРИЗ. Вертикальный анализ (рассматриваются экраны по вертикали) позволяет понять взаимосвязь динамики изменения характеристик с условиями эксплуатации. Например, если на объекте, А (экран 4 ) повышенная влажность (строительство ведется на берегу озера или моря), то износ грейдера (экран 5 ) может происходить быстрее - повышенная влажность способна вывести из строя ряд механизмов (экран 6 ). Мы проанализировали грейдеры конкурентов, оказалось, что данная особенность характерна для всего класса оборудования. Но этот факт, негативный с точки зрения технических характеристик, обыграли в свою пользу. На логичный вопрос клиентов, почему китайский грейдер стоит на 20% дешевле, нашелся вполне очевидный ответ. Ремонт представляемого грейдера обходится клиенту на 30% дешевле, чем ремонт китайской техники, что связано с ценой комплектующих. Плюс простой китайского грейдера в момент ремонта (на доставку деталей необходимо определенное время). С помощью этих аргументов удалось убедить клиентов в целесообразности работы с нашей продукцией.

  • Как продавать дорогой товар: программа рассрочки для клиентов

Анализ по горизонтали позволяет углубиться в другом направлении - эксплуатации. Например, анализируя транспортировку грейдера от объекта, А до объекта Б (экран 5 - экран 8 ), мы заметили преимущество технических характеристик грейдера (экран 2) по сравнению с конкурентами. Оказалось, что наш грейдер в сложенном состоянии на 0,3 м ниже, чем любой другой. Таким образом, при перевозке он проходил под мостами, находясь на обычной платформе, в то время как для транспортировки техники конкурентов требовались платформы с низким профилем. Заказ низкопрофильных платформ - это потеря времени и увеличение стоимости перевозки. Так компания получила конкурентное преимущество «из воздуха», что принесло существенный экономический эффект - не надо было менять логистику, как в случае с грейдерами конкурентов.

Система ТРИЗ. Инструмент 3. Метод пересекающихся трендов

Один из наших партнеров столкнулся со следующей ситуацией. Компания нанимала сотрудников и инвестировала средства в их образование. Со временем повышала и зарплату. Но в какой-то момент уровень квалификации этих работников достигал определенной планки, и их стоимость на рынке труда значительно повышалась. Работодатель не имел возможности увеличить им зарплату до среднерыночного уровня согласно квалификации. Как правило, такие специалисты покидали компанию. Пришедшим на их место новичкам часто приходилось начинать все сначала. Естественно, процесс сопровождался для компании потерей денег и времени, затрачиваемого на обучение и адаптацию новых сотрудников.

  • Демпинг: скрытые опасности продаж по заниженным ценам

На помощь пришли методы ТРИЗ. Были построены два тренда - роста квалификации и ожидаемого роста заработной платы. В месте, где они пересекаются, возникает проблема. Очевидно, что в начале трудового пути в компании сотрудник не просто не ожидает повышения оклада - он считает, что ему переплачивают. Этот этап плодотворен для привязки к компании - как правило, работник понимает, что должен заслужить преференции, предоставляемые работодателем, и шанс, что он покинет это место, стремится к нулю. Очевидно, что и программа лояльности должна отличаться от подобных программ (полисом ДМС или абонементом в фитнес-клуб уже никого не удивишь), что позволит выделить компанию из массы работодателей.

Для повышения мотивации в программу были внесены такие пункты, как возможность обсудить проблему напрямую с топ-менеджером и обращение к корпоративному юристу по личным вопросам, например оформлению собственности, помощи в ДТП (юристу отдельно выплачивалась премия за оказание услуг). Каждый сотрудник мог, минуя непосредственного руководителя, в определенное время позвонить генеральному директору с тем или иным вопросом (например, касающимся взаимоотношений в коллективе).

Информация об авторе и компании

Павел Володин окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (факультет информационных технологий) в 2012 году и Московский общественный институт технического творчества (квалификация - «специалист ТРИЗ третьего уровня»). Опыт работы по технологии ТРИЗ с 2010 года.

«Биллион» специализируется на проведении маркетинговых исследований рынка, а также на разработке и проведении тренингов для компаний, реализующих технически сложный продукт и решения на его основе. На рынке с 2008 года. Партнеры: «Идеальные решения», «Визави-консалт», бизнес-школа SRC. Официальный сайт - www.10v9.ru

Когда-то созданная в СССР Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) почти потеряла свою известность в 90-е годы прошлого века. Но сейчас технологии ТРИЗ снова набирают популярность в науке, промышленности и даже в гуманитарных дисциплинах. Сегодня «советскую теорию изобретательства» Генриха Альтшуллера изучают в университетах разных стран мира, и постепенно она снова возвращается в отечественную научную и образовательную деятельность.

Пройдя предложенные в данном тренинге занятия по ТРИЗ, вы сможете получить базовые знания решения изобретательских задач. Вы узнаете о составляющих элементах, методах, приёмах, программах теории Альтшуллера, познакомитесь с примерами использования ТРИЗ. И самое главное, наши уроки научат вас применять навыки эффективного изобретательства в вашей деятельности.

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является набором алгоритмов и методов, созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями, для совершенствования творческого процесса ученых.

ТРИЗ - не является только , хотя она и содержит рекомендации по совершенствованию творческого процесса. Теория Альтшуллера направлена на решение так называемых изобретательских задач. Изобретательская задача - сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречия, лежащие в глубине задачи, т.е. выявить первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину. Для этого нужны специальные умения и технологии, которые и будут рассмотрены в уроках нашего online-курса.

Применение ТРИЗ

Главной задачей ТРИЗ, по мнению автора этой теории, является помощь ученым-изобретателям быстро находить решение творческих задач из различных областей знаний. ТРИЗ позволяет решать многие творческие задачи. В соответствии с мнением людей, которые изучили теорию Альтшуллера, знание ТРИЗ даёт следующие преимущества (по информации книги «Основы ТРИЗ »):

  • Умение выявить суть задачи;
  • Умение правильно определить основные направления поиска, не упуская многие моменты, мимо которых обычно проходишь;
  • Знание, как систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений.
  • Научиться находить пути отхода от традиционных решений;
  • Умение мыслить логически, алогически и системно;
  • Значительно повысить эффективность творческого труда;
  • Сократить время на решение;
  • Смотреть на вещи и явления по-новому;
  • ТРИЗ даёт толчок к изобретательской деятельности;
  • ТРИЗ расширяет кругозор.

Некоторые люди утверждают, что Теория решения изобретательских задач может быть полезна только в точных науках. Отчасти это правда: теория создавалась и была заточена именно под техническое применение. Но знание ТРИЗ, несомненно, поможет применение в гуманитарных науках и в бизнесе, в силу того, что основа методики ТРИЗ универсальна для любых творческих задач.

Как этому научиться

Если вы пытались разобраться в ТРИЗ самостоятельно, то наверняка столкнулись с рядом проблем.

  • Во-первых , учебные материалы ТРИЗ нужно адаптировать под сегодняшние задачи, в том числе не только технические, но и гуманитарные.
  • Во-вторых , методики ТРИЗ, изложенные во множестве учебников, слабо структурированы для процесса изучения этой теории.

Данный тренинг, состоящий из нескольких уроков-конспектов, направлен на изложение основ ТРИЗ и возможностей применения этой теории для решения любой творческой задачи.

Цель данного курса - структурировать материал, разложить все элементы ТРИЗ по полочкам, объединить все в единую систему. Главная идея занятий и уроков данного раздела сайта 4brain - сделать ТРИЗ доступным для всех. Обучение Теории решения изобретательских задач должно быть понятным и увлекательным. Ключевая задача наших занятий - дать базу знаний, а также ссылки на необходимые материалы для углубления в различные области ТРИЗ.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки ТРИЗ

Теория изобретательства, созданная Генрихом Альтшуллером, а позже дополненная его учениками и последователями сформировала свою достаточно строгую структуру. Классическая структура ТРИЗ, которая приводится на большинстве специализированных сайтах и книгах, выглядит следующим образом:

  • Законы развития технических систем.
  • Алгоритмы решения изобретательских задач: алгоритмы, приемы и методики.
  • Методы анализа ТРИЗ: вепольный анализ, ФСА, диверсионный анализ, системный анализ и другие.
  • Методы творческого развития личности и коллективов.
  • Информационный фонд состоящий из многочисленных таблиц, приложений, списков, помогающих в техническом творчестве.

Занятия данного онлайн-курса направлены на освоение именно этих базовых частей «теории изобретательства». Каждый урок соответствует определенной составляющей ТРИЗ. План занятий выглядит следующим образом:

Сколько времени займет обучение?

В целом в ТРИЗ нет специальных развивающих упражнений, которые нужно использовать для развития навыка успешного решения изобретательских задач. Хотя в ТРИЗ и есть отдельное направление по развитию креативного воображения и изобретательству в творческих коллективах, на нашем сайте данному направлению посвящен отдельный раздел «Творческое мышление».

Поэтому обучение ТРИЗ связано с изучением и запоминанием алгоритмов и методик, а также их совершенствованием и практическим применением. ТРИЗ можно обучаться всю жизнь, постоянно шлифуя свои собственные алгоритмы. А вот ознакомиться с базовыми методами можно за 1-2 недели интенсивного или за 1 месяц умеренного изучения.

…хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ - и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий. Но надеюсь, вас это предостережение не остановит.

Желаем вам успехов в освоении ТРИЗ!

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?

Основная концепция методики

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Отличие от стандартных подходов в обучении

Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя.

Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере.

Предположим, что у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Практическое применение в детском саду

Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики. Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супермашинка, которая может ездить на трех колесах?

Пример применения методики в детском саду

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу.

Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы.

Умелое использование ТРИЗ в детском саду


Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Кто-кто в теремочке живет?

Цель : научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся : красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.

Вступление : вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?

А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.


"Маша-Растеряша"

Цель : тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?"

Вступление : рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию.

  1. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:

Что случилось?

Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?

Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.

2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Роль игры в развитии ребенка

Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.

С какого возраста начинать

Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, кторые требуют от него поиска рационального решения. Наверное, многие из нас были очевидцами или участниками такого разговора:

Мама, свет!

Оля, стул!

Вот и ТРИЗ. Хотя, разумеется, что мама в данном случае не отдавала себе отчет в том, какой подход она сейчас применяла. Просто она помогла ребенку решить задачу, побудив его поразмышлять и использовать все доступные для него ресурсы.

Тем более важно использовать ТРИЗ-технологии в детском саду, когда с детьми занимается обученный педагог. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка. Так стоит ли с этим затягивать?

Влияние методики на тип мировоззрения ребенка

В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные.

Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не узколобый который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы.

Выбор за каждым

Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!

3 ноября 2016 в 20:00

Теория решения изобретательских задач на пальцах

  • Алгоритмы ,
  • Занимательные задачки

Представьте, перед вами встала проблема, как улучшить какую-то вещь, или как что-то заставить работать. Как придумать что-то новое? Для этого и была придумана Теория решения изобретательских задач. В данном топике я на пальцах попробую рассказать, о чем это

Для разминки

Жизненная ситуация: в хорошую погоду окна в квартире должны быть открыты, но если на улице пойдет дождь, то появится необходимость их закрыть. У нас нет желания следить за этим и закрывать их самостоятельно. Какое решение приходит в голову?
Интересный факт: нам всегда приходят на ум вещи, которые мы когда-то уже видели, или просто какие-то готовые решения.

Правильная постановка задачи

Одна из первых проблем с которой сталкивались все – это не понимание условия. По заданной проблеме нужно выстроить альтернативные вопросы, которые так же решают проблему.

Например: найти недорогой экспресс-метод обнаружения мест утечки воздуха в автомобильной шине (это проблема как дана ПКД).

Альтернативные вопросы (это проблема как понятна (ПКП)):

  • Как найти утечку в шине
  • Как предсказать возможное место появления утечки в шине
  • Как найти способ самоустранения утечки в шине
Первый вариант понятнее, чем исходный, так как он более конкретен. Чем конкретнее выделена проблема, тем легче её решить.

Метод активации перебора решений

Есть множество способов активировать вариативный подход к решению изобретательских задач (на случай, если нужно придумать конкретно новое, а не новый способ применения уже имеющегося). Приведу основные:
  1. Морфологический метод
    Создаём таблицу, где оси - важные нам параметры, характеристики. По каждой оси расписываем возможные достижения данной характеристики. Таким образом, выбирая по одному способу с каждой оси, можно подобрать наиболее верный и оптимальный вариант решения всей технической системы.
  2. Переосмысление задачи
    Одну и ту же задачу можно решить по-разному в зависимости от цели. К примеру: нужно, чтобы таран при столкновении с дверью не ломался.
    Можно изменить материал тарана; попробовать сделать так, чтобы таран становился прочнее от удара о дверь (как бараны и их рога при столкновении).
  3. Метод аналогий
    Прямая аналогия: любая аналогичная ситуация или проблема, решённая в другой сфере деятельности, науки или природы.
    Личная аналогия: попытка взглянуть на задачу, отождествляя себя с объектом, попытка войти в его образ, найти личные аналогии в опыте человека.

Пример

Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Но ведь мы хотим ей воспользоваться!
Сформулируем задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.

С чем работаем?

Один из способов сохранить температуру налитой жидкости, не допуская нагрева чашки, - это сделать ее из более толстого материала. Это не приведет к существенным изменениям в производстве кроме дополнительных затрат на материал. Аналогичным решением будет считаться изменение материала, из которого делают чашку.

А если ли другие варианты? Можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.

Чашка осталась чашкой и почти не приобрела в весе. Дополнительные затраты минимальны, так как ручка состоит из того же материала.

А почему не сделать иначе?

Безусловно, это не единственные способы решения задачи. Кроме одного НО. Чем проще решение, тем проще его применить.

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется
Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.

Решения других областей

Порой некоторые задачи, которые были большой проблемой долгое время в одной области, уже были решены в другой.

Небольшой пример

Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Если мы не можем видеть, то кто может? (про себя сразу формируем противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться).

Тут можно вспомнить животных, которые хорошо ощущают себя в темноте. На эту роль больше всего претендуют кошки и летучие мыши. В первом варианте нужен хотя бы слабый источник света (прямого или отраженного). А в случае с летучей мышью свет и вовсе не нужен, они перемещаются при помощи отраженного звука.

На примере летучих мышей были сделаны эхолокаторы, а вот в основу очков ночного видения легла способность кошек ориентироваться при малом свете.

Другой занимательный пример

И ещё пример из мира животных: как избавиться от шнуровки в одежде? Одно из хороших решений - повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой одежды, что и легло в основу большинства халатов.

Второе достаточно распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника).

В итоге

Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:

1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна)
2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации)
3. Выделить ресурсы, которыми обладаем
4. Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее)
5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить

Надеюсь, что несмотря на краткость, смог объяснить в общих чертах, что из себя представляет ТРИЗ (или хотя бы побудил самих узнать подробнее).