Упражнение для языка домашние животные средняя группа. Конспект логопедического занятия на тему "домашние животные". Конспект фронтального занятия по формированию грамматических средств языка у детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по лексической теме
«Домашние животные»

подготовила: Давыдова Елена Юрьевна
учитель - логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка»
Никифоровского района Тамбовской области р.п. Дмитриевка

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
- учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», «У кого что?»;
- учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упражнение. «Один-много»;
- учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами – в упражнении «Назови ласково».
Коррекционно-развивающие:
- корригировать мышление через упражнение. «Собери картинку»;
- укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
- прививать любовь к домашним животным.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Логопед: - О ком мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете, отгадав загадки.

Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)

Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын. (Поросенок)

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)

Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова).

Логопед: - А как назовете всех этих животных одним словом?
(Домашние)
Логопед: - Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.

2. Артикуляционная гимнастика.

Кошка лакает молоко.
Высунуть «широкий» язык изо рта. Подмять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
Теленок сосет молоко.
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать
Фырканье лошади.
Вибрация губ.

3. Упражнение “У кого кто?”

Логопед: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание.
Логопед: Теперь проверим. Кто у кого?

У кошки – котенок.

У лошади – жеребенок.

У собаки – щенок

У свиньи – поросенок.

У коровы – теленок.

4. Упражнение «У кого что?».

Логопед: - Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана, у козы)
У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (У кошки)
У кого есть вымя? (У коровы, у козы)
У кого нос пятачком? (У свиньи)

5. Упражнение «Один-много».

Логопед: - Сейчас поиграем в игру «Один - много».
Кошка – кошки,
Собака - собаки,
корова - коровы,
лошадь - лошади,
овца - овцы,
котенок - котята,
теленок - телята.

6. Упражнение. «Назови ласково».

Логопед: - А сейчас, ребята, давай - те ласково называть животных.
Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка),
собака-собачка,
лошадь-лошадка,
коза-козочка,
овца-овечка.

7. Физкультминутка.

«Котик»
Вот какой коташка, (Идут «кошачим» шагом)
Круглая мордашка, (Гладят лицо)
А на каждой лапке (Изображают когти)
Коготки – царапки.
Все ему игрушки - (Прыжки на месте)
Кубик и катушка. Котик, словно мячик, (Прыгают друг за другом по кругу) По квартире скачет.


8.Упражнение. «Собери картинки».

Логопед: - Соберите картинки и назовите животных, которые у вас получились. (Свинья, кошка, баран, собака, корова, коза)

9. Итог занятия.

Логопед: О каких животных говорили сегодня на занятии?
Каких животных называют домашними? (Дети отвечают).
Приведите примеры домашних животных.

Информационные ресурсы:
http://logoped18.ru/
http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/zagadki-pro-domashnih-zhivotnyh.html
logoped18.ru›logopedist/logopedicheskiy-konspekt…
festival.1september.ru›articles/627480/
michutka.3dn.ru›publ/sjuzhetnye_ kartinki…kartinki

Тема: Домашние животные

учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ№98 г.Мариуполь

Цель : закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах. Образование множественного числа слов обозначающих детенышей домашних животных. Образование родительного падежа мн. числа, притяжательных прилагательных,склонение существительного «кот» по падежам.развитие, мелкой моторики, зрительного восприятия. Умение выражать различные эмоции.

Оборудование : предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей,разрезные картинки. Д/И «Отгадай, кто это?.»,»Найди домашних животных.»Чей хвост?», «Чья морда?». Пазлы.

Ход занятия

Дети стоят в кругу и произносят речевку.

Здесь можно удивляться, шутить и ошибаться.

Играть и веселиться и многому учиться.

1.Какое у меня настроение? Дети выбирают соответствующие

карточи и ставят на наборное полотно.

2.Гимнастика для глаз. Глазки заставляй моргать.

Глазки закрываем А сейчас расслабились

Медленно вдыхаем На места отправились.

А на выдохе опять

3. Игра «Кто сядет?» Имена детей называются шепотом.

4.Повторение гласных звуков. На доске выставлены символы гласных звуков.

5.Произношение гласных звуков с различной силой голоса.


6.Игра для развития слухового внимания. Отхлопай как я.
7. Загадывание загадок.

Колокольчиком звеня,

Убежала от меня, (КОЗА)

Тает луг в вечерней мгле,
Где искать ее? .-ме-ме-ме..

И сметану и кефир

Молоко,и вкусный сыр (КОРОВА)

Чтобы были мы здоровы

Даст нам рыжая ……

С хозяином дружит, дом сторожит (СОБАКА)

Живет под крылечком-,хвост колечком.

На скаку играя гривой

Скачет быстро он, красиво (ЛОШАДЬ)

Не догонишь ты его

Ишь как скачет: -И-го-го.

Комочек пуха, Прыгает ловко, (КРОЛИК)

Длинное ухо Любит морковку.

По горам по долам ходит шуба да кафтан. (ОВЦА)

8.Кто как кричит?

9.Кто где живет?

Корова- в коровнике. Лошадь-в конюшне. Свинья - в свинарнике.

Собака в будке Коза, баран - в хлеву.

10. «Мамы, папы, детки». Как их зовут?

11. Д/И «У кого кто?». (пазлы).Образование род. падежа сущ.

обозначающих название детенышей дом. животных.

12 . Д/И «Закончи предложение».

У норы добычу ждет притаившись серый…..(кот).

А теперь и за версту не приблизится к …..(коту).

Крыса старая и та, видя грозного …..(кота)

Убежит скорей под дом, чтоб не встретиться с…(котом)

Там дрожит и в темноте вспоминает о….(коте).

13. Мудра «Знание».


Пальчики я выпрямляю, ну а два я загибаю

Делаю из них колечки и кладу их на сердечко.

А теперь я посижу и немножко подышу.

14. Д/И «Чья морда?». «Чей хвост?».


15. Д/И «Отгадай кто это?» Называют тени животных.


16.Составленте рассказа «Злой мальчик».

17.Д/И «Собери картинку». Разрезные картинки с изображением домашних животтых.

18.Д/И «Теремок» .Дети закрывают окошки, где» поселились»

домашние животные.


19.Составление предложений по демонстрации действий.

Практическое употребление глаголов совершенного и несовершенного вида. Дети составляют предложения по мере выполнения действий. Напр. «Ваня пьет молоко. Ваня выпил молоко.»

20.Д/И «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют кто из животных находиться в мешочке и только тогда достают их.

Конспект фронтального занятия по формированию грамматических средств языка у детей с ОНР

Тема: «Домашние животные»

Задачи:

1. Обучающие:

Закреплять обобщающее понятие, состоящее из двух слов «домашние животные»; расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние животные, где они живут.

Продолжать учить образовывать названия детенышей животных (теленок, котенок, щенята);

Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных;

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

Учить согласовывать числительные 1,3,5, много с существительными.

Обогащать глагольный словарь детей за счет слов образованных способом звукоподражания.

2. Развивающие:

Развивать связную речь, внимание.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес и заботу о домашних животных.

Оборудование:

Макет фермы, фигурки домашних животных.

Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Предметные картинки с изображением продуктов питания домашних животных.

Маркеры, круги-модули, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Учитель-логопед выставляет макет фермы с фигурками домашних животных.

Вступительная беседа:

Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (Ответы детей).

Кого вы видите? (Дети называют животных).

Как, одним словом можно назвать всех этих животных? (Ответы детей).

Почему мы называем этих животных «домашние»? (Ответы детей — эти животные живут около дома человека, принося пользу человеку, а человек заботится о животных).

А какую пользу приносит собака, лошадь, корова, овца, кошка. (Дети отвечают).

Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали. А теперь послушаем голоса животных и попробуем угадать, кто как говорит.

Лексико-грамматические упражнения:

1. «Кто как говорит?»

Коза мекает,

Лошадь ржет,

Свинья хрюкает,

Кошка мяукает,

Собака лает,

Овца блеет.

2. «Кому чего не хватает?»

Ребята, как хорошо вы знаете домашних животных, а сможете ли вы, увидеть, что не так на этих картинках?

Логопед предлагает каждому ребенку картинку, где нарисовано домашнее животное с какой-то ошибкой.

Детям необходимо найти ошибку и рассказать, правильно оформив предложение. Бык без рогов. Корова без копыт.

Дети дорисовывают нужные части животным.

Что у вас получилось, назовите.

Теперь бык с рогами.

Значит, чьи рога?

Теперь корова с копытами.

Значит, чьи копыта?

Коровьи.

Физкультурная минутка

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и сделать упражнение.

Вот он крутится волчком Дети кружатся на месте, руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор Двигаются по кругу,

То на речку, то во двор, совершая поскоки.

То дежурит у ворот- Приседают.

Словом, дел невпроворот Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

3. «Собери семью».

Детям предлагается собрать семью к животному (берётся то животное, которое дорисовывал ребенок в предыдущем упражнение).

На столе разложены картинки с домашними животными и их детенышами. Каждый ребенок собирает семью к своему животному и проходит на круги-модули.

Дети рассказывают:

Корова, бык и телята.

Овца, баран и ягнята.

Коза, козел и козлята.

Расскажите, какая у вас получилась семья.

Рассказы детей.

(У меня корова, бык и телята, значит я собрал коровью семью. У меня лошадь, конь и жеребята, значит я собрал лошадиную семью).

4. «Скажи наоборот». Игра с мячом.

У животных в семье есть и взрослые, и дети. У взрослых животных все части тела большие, а у детенышей маленькие. Мы с вами поиграем в игру « скажи наоборот». Я вам бросаю мяч и говорю про взрослых животных, вы ловите мяч и говорите про маленьких животных. Мяч возвращаете мне.

У коровы длинный хвост, а у теленка короткий хвостик.

У собаки сильные лапы, а у щенка слабые лапки.

У лошади длинная грива, а у жеребенка короткая гривка.

У барана большие рога, а у ягненка маленькие рожки.

У кошки острые зубы, а у котенка тупые зубки.

У свиньи жесткая шерсть, а у поросенка мягкая шерстка.

5. «Накорми животных».

Наверное, наши животные уже проголодались. Надо их накормить.

На доске висят предметные картинки с продуктами питания для животных.

Дети выбирают для своей семьи животных угощение.

Я угощу коров сеном.

Я угощу свиней овощами

Я угощу кошек молоком.

Я угощу баранов травой.

Я угощу собак мясом.

Я угощу лошадей овсом.

6. Подведение итогов занятия.

Оценка работы детей.

Учитель-логопед

Салова С.И.

МБДОУ – Центр развития ребенка № 94

г. Нижний Новгород

Здоровичок : Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
Здоровичок : Я, Здоровичок, и пойду вместе с вами в терем спорта! (Звучит олимпийская музыка, дети с физ. инструктором выполняют упражнения).
Хозяйка : А сейчас, ребята, мы с вами перенесемся в сказку и превратимся на время из ребят в зверят. Закрывайте глаза (звучит музыка, волшебная снежинка касается всех ребят), делаем глубокий вдох носом, выдох - ртом, молодцы, и еще раз, хорошо! Пока звучит музыка глаза не открываем. (в это время выставляется реквизит).
Хозяйк а: Ну-ка, ну-ка не зевай и глаза ты открывай!
Вот мы с вами в сказочном зимнем лесу. И вы уже не ребята, а зверята.
Здоровичок : А давайте посмотрим в кого превратились наши ребята? (строит их в круг, так, что бы дети видели маски друг друга)
Дети : Мы превратились в котят, зайчат, щенят.
Хозяйка : Молодцы, правильно!
Давайте пересчитаем, сколько котят? (считаем хором 1,2 и т.д.)
Дети : Семь (кого?) котят. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Сколько зайчат?
Дети : Четыре (кого?) зайчонка. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Сколько щенят?
Дети : Восемь (кого?) щенков. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Скажите мне, пожалуйста, котята и щенята, это какие животные?
Дети : Это домашние животные.
Хозяйка : Почему?
Дети : Потому что они живут с человеком, и он о них заботится.
Хозяйка : А где живет зайчонок?
Дети : Зайчонок живет в лесу!
Хозяйка : Молодцы! Правильно! Значит заяц - это какое животное?
Дети : Заяц - это дикое животное.
Хозяйка : Молодцы! Водишь, Здоровичок, как много знают дети!
Здоровичок : Да! Но нам пора в путь.
(игра «Снег» в музыкальном сопровождении, по окончании дети садятся на ковер, каждый на свою снежинку, которая лежит на ковре ).
Хозяйка : Мои хорошие! Мы в зимнем лесу. В моем лесу зимой такая тишина, только деревья шумят и качаются. А как шумят деревья?
Дети : Ш-ш-ш (поднимают руки вверх, сидя на полу и качают ими из стороны в сторону)
Хозяйка : Я вот только не могу понять, почему так тихо в моем лесу зимой, почему не слышно пение птиц?
Дети : Потому что птицы улетели в теплые края.
Хозяйка : А когда они прилетят?
Дети : Весной (дети встают с ковра)
Хозяйка : Вот спасибо, ребята, ответили мне на все вопросы! А вы знаете, что и летом и зимой, и весной в лесу можно заблудиться? И если вдруг такое случится, что нужно кричать, что бы вас услышали?
Дети : Ау-ау-ау!
Хозяйка : Правильно! А сейчас приготовьте ваши уши А -У (под аккампонимент поют). Какой первый звук?
Дети : А-а-а!
Хозяйка : Молодцы! (еще раз пропивают) Какой второй звук?
Дети : У-у-у!
Хозяйка : Эти звуки мы можем тянуть, петь, значит они какие?
Дети : Гласные!
Хозяйка : Молодцы! Ой, посмотрите, пока мы с вами разговаривали, под елкой кто -то пробежал, подойдите поближе, кто знает чьи это следы? (под елкой переворачиваем нарисованные заячьи следы)
Дети : Это следы зайца!
Хозяйка : Вы думаете? А давайте проверим, я вам загадаю загадку
Он любитель грызть морковку, ест капусту очень ловко,
Скачет он, то тут, то там по полям и по лесам,
Серый, белый и косой, кто скажите он такой?
Дети : Это заяц!
Хозяйка : Правильно, значит следы чьи? ЗАЯЧЬИ!
Дети : (повторяют хором) заячьи следы и (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : А посмотрите, какого цвета шубка у зайчика? (беру зайца белого цвета из-под елки)
Дети : Беленькая.
Хозяйка : А летом шубка у зайчика то же белого цвета или нет?
Дети : Летом шубка у зайчика серого цвета.
Хозяйка : А для чего зайчику зимой белая шубка?
Дети : Чтобы его не было заметно на снегу и его не могли найти лиса, волк и охотник.
Хозяйка : Молодцы! Но охотник может найти зайчика и по следам, давайте все вместе поможем зайчику и заметем его следы
Здоровичок ведет ребят за собой, к месту, где расставлены одноразовые стаканчики с ваткой внутри, берут их по ходу движения и встают вокруг елки.
Хозяйка : Ребята, стаканчик помещаем под нижнюю губу, носом вдыхаем воздух, а через рот выдыхаем, вдох и выдох производим спокойно (ватка в стаканчике прыгает, создавая впечатление метели). Здоровичок, посмотри, как мы помогли зайчику и замели его следы!
Здоровичок : Молодцы! Теперь никто не найдет зайчика!
Игра «Зайцы и волк » (под музыку)
Хозяйка : Посмотрите кто это там между веток высунулся из дупла?
Дети : Это белка!
Хозяйка : А как вы догадались?
Дети : (Описывают белку, логопед показывает, дети говорят)
- Белка живет в лесу.
- Белка живет в дупле.
-У белки маленькие ушки.
- У белки маленькие черные глаза.
- У белки пушистый хвост.
- Белка прыгает по веткам и грызет орехи.
(Один из детей в заключении повторяет рассказ полностью)
Здоровичок : Молодцы! А теперь давайте поиграем и поможем загнать орехи в дупло.
Игра «Катаем орехи в дупло». (под музыку )
Хозяйка : А вот и Терем спорта, вот мы и пришли!
Здоровичок : Ребята, мы добрались до «Олимпийского» терема, посмотрите, здесь царит дух дружбы и соревнования, тренируются все вместе и кот, и медведь, и кот, и заяц, и белка, и лиса (в свободные окошки теремка вставляем картинки с изображением животных). Вот она волшебная сила спорта!

Светлана Пырьева
Логопедическое занятие «Домашние животные» в средней группе

Программное содержание :

Содействовать пополнению знаний детей о домашних животных (козе, лошади, корове, кошке, свинье и т. д., где живёт, чем питается, как голос подает, содействовать называнию детёнышей животных в ед . и мн. числе (котенок-котята, жеребёнок-жеребята, козлёнок-козлята и т. д.) . Содействовать употреблению существительных во множественном числе родительном падеже.

Содействовать развитию мелкой моторики, формированию психических процессов : воображению, произвольной памяти, слуховому вниманию.

Воспитывать интерес к занятию , любовь и бережное отношение к животным .

Ход занятия

Дети заходят в зал, а следом за ними – почтальон Печкин с посылкой (здоровается) .

Что у меня в руках?

Большая посылка, а маленькая.. .(посылочка)

Покажите, какая посылка бывает тяжелая, её очень трудно поднять, тяжело нести (дети имитируют)

А какая у меня посылка? (легкая)

Почему вы так думаете?

(дети показывают, как они несут легкую посылку)

В коробке картинки для выполнения артикуляционной гимнастики

Упражнение «Улыбка»

Квака любит улыбаться.

Рот у кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянут губы прямо к ушкам

Очень нравиться Лягушкам.

Упражнение «Хоботок слонёнка»

Подражаю я слону : губы хоботом тяну…

Даже если я устану, то тянуть не перестану.

Упражнение «Лопатка»

Язычок мой плоский, гладкий

Получается лопатка.

Упражнение «Накажу непослушный язычок»

На губу язык клади,

«Пя-пя-пя- произнеси,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Упражнение «Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай

Ну-ка, чашку подставляй.

А в посылке лежит приглашение. А чтобы узнать от кого, нужно собрать волшебные картинки. (Дети собирают из частей кошку, она в разных положениях. Пока дети собирают логопед спрашивает : кто у тебя получается? что она делает)

Дети садятся на стульчики к расписному терему.

Бим-бом! Тили-бом!

На дворе – высокий дом.

Ставенки резные,

Окна расписные.

А на лестнице ковер-

Шитый золотом узор.

По узорному ковру

Сходит кошка поутру.

Появляется кошка

Кто же это?

Какие части тела есть у кошки?

Что любит кошка есть?

А к нашей кошке пришли сегодня гости. Наша кошка очень любит играть, давайте с ней поиграем.

Проводится пальчиковая игра

(на каждый ударный слог дети соединяют большой палец с указательным, средним , безымянным и мизинцем поочерёдно)

Кусается сильно котенок - глупыш

Он думает это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе : «Кыш!»

Появляется корова

Что у коровы есть на голове?

Что еще есть у коровы? (хвост, вымя, копыта)

Что прячется у коровы в вымени?

Как называется домик в котором живет корова? (хлев)

Что любит есть корова? (траву)

А чем питается корова зимой, когда трава не растет?

Что такое сено?

(показать ребятам сено, предложить его потрогать, понюхать)

Какое сено? (пахучее, душистое)

Также дети рассматривают лошадь, козу, свинью)

Кто пришел к кошке в гости?

Какие это животные ?

Почему их называют домашними ?

Физминутка

Корова приготовила для вас игру

Му-му-му-мычит корова

Забодаю Катю с Вовой

Вы не пьете молоко

Убегайте далеко

(дети имитируют движения)

Игра «Найди животным их детенышей »

Игра «Чего не хватает?»

У нашей коровы на дне рождении был художник, который сделал портреты гостей, но он очень торопился и кое-что пропустил в рисунках. Давайте поможем художнику.

Чего нет у коровы? (рогов, вымени)

Чего нет у лошади? (гривы, хвоста)

Чего нет у свиньи? (пятачка, ушей)

Чего нет у кошки? (хвоста, ушей)

Кошка благодарит детей за помощь и дарит им картинки со своим изображением. Дети прощаются с кошкой, благодарят за подарки.

Вернувшись в группу , дети рассказывают воспитателю :

К кому на День рождения они ходили?

Кто был еще в гостях у кошки?

Почему этих животных называют домашними ?

Какую пользу они приносят?

В какие игры играли?

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе «Дикие и домашние животные» Конспект занятия в средней группе на тему «Дикие и домашние животные» Алиева Айжан Галимжановна Конспект занятия в средней группе на тему.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Домашние животные» (1 занятие) Цели и задачи: систематизировать знания детей по изучаемой теме, активизировать и расширить словарь существительных, прилагательных и глаголов.

Конспект НОД в средней группе «Домашние животные» Образовательная область - познавательное развитие Задачи: 1. Обобщить представления детей о приспособленности домашних животных к среде.

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Домашние животные» Конспект ООД в средней группе по речевому развитию Тема: «Домашние животные» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение.

Конспект занятия в средней группе «Домашние животные» Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира "Домашние животные" Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Домашние животные» Занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы» Цели: Образовательные: Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних.