Эскориал в Испании: монастырь, где живут легенды. Про путешествия, ориентирование и про всё

— испанский монастырь, дворец и королевская резиденция. Здание Эскориала находится в часе езды от испанской столицы, прямо возле подножия гор Сьерра-де Гвадаррама.

Дворец из гранитных блоков выглядит весьма сурово: его фасады украшены только угловыми башнями, традиционными для испанской архитектуры. Жёсткий нрав испанского короля как бы отражён во внешнем виде Эскориала.

В самой Испании королевская резиденция именуется Восьмым Чудом Света.

Внешне дворец больше походит на настоящую крепость. Раскинувшись обширным прямоугольником, он имеет строгие и симметричные фасады, а размер стен дворца составляет 206 на 161 метр.

Выточенные с военной грацией стены здания могут показаться однообразными и безыскусными.

Окон и дверей здесь так много, что все попытки подсчитать их точное количество изначально обречены на провал. (Наиболее часто звучит цифра — 2500 окон и 1250 дверей, но это результат не всегда одинаков.)

Основная работа над Эскориалом принадлежит двум архитекторам.

Первые чертежи проекта выполнил Хуан Баутиста де Толедо: есть сведения, что для этой цели он занимался изучением опыта строителей римского собора Святого Петра.

Продолжение строительства дворца в 1567 году принадлежит зодчему Хуану де Эррера, определившему окончательный облик здания.

Строительство Эскориала длилось с 1563 до 1584 год. Филипп Второй, резиденцией которого в последствие и стал дворец, принимал активное участие в осуществлении проекта Эскориала.

Покои короля во дворце разместили так, чтобы прямо из них испанский монарх мог попасть в церковь. Король выбирал такой строгий и лаконичный внешний вид дворца, позаботившись об его богатом внутреннем убранстве: покои украсили множеством произведений изобразительного искусства.

Поэтому сегодня дворец Эскориал ценен также в качестве картинной галереи. Этот архитектурный памятник располагает работами таких именитых мастеров живописи как Веласкес, Эль Греко, Веронезе, Иероним Босх и Тинторетто.

Огромный основательный дворец — монастырь из светлого песчаника, строгих форм, без каких-либо украшений, лепнины, колон, статуй поражает своей монументальностью на фоне ярко-голубого неба Испании и зелени гор.

Облик Эскориала открыл новый стиль в архитектуре, ставший довольно распространённым в Испании тех времен — десорнаментадо (неукрашенный).

Лион Фейхтвангер в своей статье, посвященной Эскориалу, рассказывает легенду, согласно которой испанцы в битве при Сан-Кантене победили французов, но случайно разрушили монастырь чрезвычайно почитаемого испанского святого Лаврентия, принявшего смерть от мучений на решетке, установленной над огнем. Король Филипп, чтобы искупить вину за разрушение, приказал возвести храм, напоминающий в плане решетку. Четыре башни по углам должны были символизировать ее ножки, а Дворец Инфантов, выдающийся своим фасадом вперед — ручку. И такой монастырь с дворцами был построен по проекту ученика Микеланджело Хуан Батиста из Толедо и его приемника Хуан из Эррера с 1563г. по 1584г.

Ни на фасадах, ни во внутреннем убранстве королевских покоев нет показной роскоши и пышности отделки. Только строгие колонны и статуи ветхозаветных королей, изящно выполненная балюстрада карнизов.

Оживляют вид красивые внутренние дворики с замысловатыми посадками деревьев и кустарников насыщенного зеленого цвета.

Внутри монастырь также отделан скоромным серым мрамором. Пилястры, колонны, фриз, стены собора все в спокойном сером цвете, но воздушное, легкое, возвышенное.

Только алтарь, вознесенный на высоту четырех этажей в главном нефе храма, украшен мрамором разных цветов, драгоценными камнями и яшмой, освещенный через стеклянный фонарь в куполе собора, притягивает взгляд.

Да еще в легкой аркаде библиотеки, расположенной в одной из длинных галерей дворца все книги выставлены позолоченными обрезами к публике, а корешками вовнутрь, словно предупреждая, что нам не следует знать даже названия произведений, которые читает сам король Испании.

Эта библиотека если и не равна по собранным редкостям библиотеке Ватикана, то занимает второе место.

В Эскориале устроен великолепный в своей мрачности Пантеон, где погребены все короли Испании, начиная с Карла V.

Только Филипп V попросил предать его земле в Сеговии, да еще прах Фердинанда IV находится в столице.

Также здесь захоронены королевы, родившие наследников престола. Напротив королевской усыпальницы расположен пантеон, где с XIX века хоронят инфантов обоих полов и королев, чьи дети так и не унаследовали трон.

Единственным исключением из правил захоронения за уважение, которое испытывал к нему народ Испании, стал отец нынешнего короля Испании Хуана Карлоса I — Дон Хуан Бурбон. Он не был ни королем, ни принцем крови.

Стоит посетить этот основательный замок Эль Эскориал, где собраны великолепные полотна великих художников.

Картины Тициана, Веронезе, Эль Греко, Иеронима Босха, Тинторетто, Коэльо, Рибера, гобелены по эскизам Гойи — можно довольно долго еще перечислять знаменитые имена.

Что стоит помнить

  • Оденьтесь потеплее — в этой области Испании всегда гуляют холодные ветра.
  • Валюта-евро, язык испанский, но много англоговорящих.

Время работы музея

  • начиная с октября до конца марта с 10.00 до 17.00 (выходной — понедельник)
  • а с начала апреля и по сентябрь включительно с 10.00 до 18.00 (выходной — понедельник)

При посещении музея, перед покупкой билета (к нему прилагается схема замка), необходимо пройти металлодетектор и проверку вещей.

Цены

  • Стоимость посещения в зависимости от экскурсии: обзорная, познавательная или историческая - в среднем, 10 Евро. Можно оплатить банковской картой.

Как добраться

  1. Электричкой: линия C-8 от вокзала Atocha. До остановки, которая так и называется — El Escorial ехать около часа. Потом по указателю «Monasterio» пешком вверх 100 м и потом по специальной дорожке через парк. Всего минут 15 ходьбы. Стоимость билетов туда-обратно около 8 евро.
  2. Автобусом: с автовокзала Madrid Intercambiador, что находится при выходе из метро «Moncloa», автобусы №№ 661 или 664 отправляются по будням каждые 15 мин., по выходным — каждые 30 мин. Ехать около часа. Потом от остановки 200м пешком. Цена проезда 3,20 евро.
  3. Аренда автомобиля обойдется от 30 Евро в сутки, но сделает вас более мобильными.

" Монастырь Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света», и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром». " " Первыми Габсбургами, получившими в наследство от католических монархов богатую и могучую Испанию, были Карл V и Филипп II. Это время рассвета испанского абсолютизма, опиравшегося на аристократию и духовенство Испании. Могущественная держава захватывала земли по всему - от Америки до Азии. " «В моих владениях никогда не заходило солнце» - любил говорить император Священной Римской империи, «повелитель полу-мира" испанский король Карл V. И действительно, его огромная империя была раскидана на четырех континентах, в трех Америках и бывших колониях Португалии в Азии и Африке, занимала половину Европы,.
" Филипп II, сын Карла V, интересен как личность по нескольким причинам. Не было больше в мировой истории такого периода, чтобы столько государств и народов находилось в подчинении у одного правителя. Его называли «королем-пауком», который, сидя во дворце Эскориал под Мадридом, выплетал тончайшую паутину заговоров и опутывал ею весь мир. Филипп Осторожный - защитник католической веры и искоренитель ереси - еще одно из его прозвищ. " Мать Филлипа 2
" Смерть отца
" АЛОНСО САНЧЕС КОЭЛЬО (1531-1588) Инфанта Изабелла Клара Евгения.Музей Прадо. Инфанта Изабель (Исабель Киафa Эухенио) - дочь Филиппа II, короля Испании и его третьей супруги, Исабели, принцессы из дома Валуа, родной сестры знаменитой королевы Марго " Елизавета Валуа третья жена,умерла в родах. " "Инфанта Каталина Микаэла"Алонсо Санчес Коэльо,Музей Прадо. Дочь Елизаветы и Филлипа 2 Карл V дал два наказа своему сыну: чтобы он продолжил дело отца в борьбе с ересью и воздвиг достойную усыпальницу для королевской семьи Испании. Филипп II повсеместно использует власть римского папы и способы испанской инквизиции. В Испании его почитали, как святого, в остальном мире мира, как исчадие ада, " В 1561 году Филипп II посещает небольшой шахтерский городок Эскориал, что расположен в гранитных горах Съерра-де-Гвадарама. Кстати, Эскориал означает просто «груда шлака». Имея неплохой художественный вкус, Филипп II самостоятельно отбирал мастеров для строительства и отделки дворцов, лично вел надзор, проверял и иногда исправлял архитектурные проекты, До сих пор в горах показывают укромное место (его называют «вышкой Филиппа»), из которого король тайно наблюдал за строительством фамильного склепа.
" Но представлялось Филиппу II нечто большее того, о чем просил его Карл V. Перед его мысленным взором представал гигантский монастырь, базилика и дворец, соединенные в единое целое. Конечно, монастырь и светские палаты - обычно веши трудно совместимые. Но бывают моменты, когда светская власть делит один кров с духовенством, хотя бы на время: монарх в поездке пользуется гостеприимством настоятеля монастыря или член королевской семьи, делает пожертвования монастырям и монахам. Филипп II хотел же построить монастырь, который одновременно бы являлся и королевским дворцом. " Эскориал стал самым большим зданием на свете, с 4000 комнатами и сотнями километров коридоров. На его возведение ушло более миллиона тонн гранита. Первыми жильцами Эскориала стали монахи, которым король дал два поручения: чтобы они каждый день молились за здоровье и благополучие королевской семьи и чтобы хранили мощи католических святых, которыми Филипп II очень дорожил. Коллекция мощей католических святых была самой большой, она насчитывала 7000 костей святых праведников. Возможно, у Филиппа II хранились останки Двенадцати апостолов и крест, на котором был распят Иисус Христос. " Строительство " История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день св. Лоренсо (San Lorenzo), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене
" . Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.
" Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля»
" . Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. " Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями. " Первый камень был заложен в 1563 году. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.
" Э.Босх Сооружение ансамбля, начатое в 1563 году, велось под непрестанным личным наблюдением короля. Ни один чертеж не проходил без его утверждения. Все, что касалось Эскориала, решалось этим царственным волокитчиком с исключительной быстротой. Следует отметить (не в пример другим затеям эпохи) прекрасную организацию работ. Были ассигнованы колоссальные средства. Строительство отличалось невиданным размахом. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и драгоценные породы дерева. В течение двадцати лет шло строительство Эскориала. С выступа в гранитной скале, называемого «Креслом короля», Филипп II наблюдал, как камень за камнем воздвигалось его любимое детище.
" Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины Мансанареса специальной комиссией. Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям». Селение Эль Эскориал близ опустевших железных рудников привлекало удачными климатическими условиями – расположением на южных склонах Сьерры, обилием горных источников и великолепным строительным материалом – светло серым гранитом.
Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору. Но строительство Эскориала принесло зодчему немало огорчений, вероятно, и ускоривших его смерть в 1567 году. Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и почти стерлось из памяти испанцев. Хуан де Эррера, его молодой талантливый помощник, который возглавил строительство в 1567 году, и стал общепризнанным создателем Эскориала.
" Хуан де Эррера не только существенно изменил первоначальный замысел Хуана де Толедо, но и подчинил все сооружение единой во всех деталях новой образной системе. План Эскориала – прямоугольник с четырьмя башнями (высота 56 метров) по углам – обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляют наследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам. Предложенный Хуану де Эррере план ансамбля с ее точными параметрами представлял собой как бы те исходные данные, с помощью которых он должен решить сложнейшую архитектурную задачу. И зодчий решил ее блестяще. " «Мученичество святого Маврикия».Эль Греко Следуя стремлениям короля к простоте, строгости и авторитарности Хуан де Эррера увеличил все здание, удвоив число этажей, и объединил четыре фасада на одном уровне общим карнизом. Он достиг редкой соразмерности четкого силуэта и объемно пространственной композиции всего комплекса. Так, Хуан де Эррера очень верно нашел пропорциональное соотношение между куполом собора, угловыми башнями и горизонталями сильно протяженных фасадов " . Решение этих колоссальных пятиэтажных фасадов – одно из самых смелых новшеств испанского зодчего. Выразительность фасадов строится на подчеркнутом лаконизме гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Часто расположенные окна и горизонтальные тяги здесь – не украшения, а необходимые элементы композиции, подчине " Южный фасад Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.
" Главным фасадом собор Эскориала смотрит на прямоугольный внутренний дворик, именуемый «Двориком королей». Дворик назван так, потому что в верхнем ярусе на постаментах размещены шесть гигантских статуй ветхозаветных царей Борясь с ересью, Филипп II думал, что продолжает дело древних царей Израиля: здесь находятся царь Соломон - известный своей мудростью, и царь Саул - известный храбростью, а также другие цари Израиля.

Внутренняя архитектура собора выдержана в официальных, холодных тонах. Архитектор Хуан де Эррера, заменивший Хуна де Толедо, полагал, что дорийский ордер «своей силой и благородством наилучшим образом выражает мощь». Все внутренние элементы: пилястры, фриз, соборные стены - изготовлены из сероватого мрамора, и лишь главный алтарь бросается в глаза ярким пятном. Алтарь возвышается на высоте четырех этажей в главном нефе собора, чуть вытянутом на восток. Украшают алтарь яшма, драгоценные камни и разноцветный мрамор, которые переливаются всеми цветами радуги от света, падающего через фонарь в куполе. Блеск алтаря символизирует центр Экориала и цель земной миссии Филиппа II.
" Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. " 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др.
" И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо.
" Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха. Архитектура
" Потолочная живопись во дворце Эскориал
" Сад при дворце во французском стиле " Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальниц " Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли. В нишах по обе стороны стоят скульптуры Карла V и Филиппа II с семьями (работа итальянца Л. Леони). Из спальни короля вел вход в другую нишу, ложу для короля и его свиты. " В центре «Дворика королей» расположился колодец в виде изящного маленького храма, выстроенного из серого гранита. Стройные колонны, статуи в нишах и изящная балюстрада, идущая по карнизу, придают очарование храму. Большие четырехугольные бассейны, расположенные крестообразно, примыкают к маленькому храму с четырех сторон. В голубой воде бассейнов отражаются благородные формы храма-колодца. Внутренняя отделка выполнена из розового, зеленого и белого мрамора.
" Серые стены Эскориала как будто вписаны в серовато-голубые пейзажи, окружающие дворец. Он возвышается пугающей, мрачной громадой, как бы напоминая о закрытом и не уступчивом нраве Филиппа II, хотевшего поработить весь мир
" Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лоренсо, которого зажарили живым.
" Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.
" Давая указания архитекторам, Филипп II говорил: «Для Господа- дворец, для короля- хижину". Дом короля выглядит очень скромно, как будто для монаха. Покои короля - это комнаты для раздумий: у Филиппа II много поводов для беспокойства. Праведным искусством Филипп II укреплял свой дух для борьбы. Единственной картиной в его комнате был «Сад радостей земных» И. Босха, никаких украшений больше не было. Кабинет короля был похож на келью монаха, а его трон - это походный стул его отца, сопровождавший Карла V во всех военных походах.
" Огромная империя управлялась Филиппом II из небольшого кабинета, а королевские покои располагались в Эскориале так, что непосредственно из них король мог пройти в церковь. Даже в старости, лёжа на своей кровати, Филипп II все равно мог видеть главный алтарь церкви. Эти покои, граничащие с восточным приделом церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, поэтому их называют «рукоятью» решетки Святого Лаврентия.
" Золото из Америки непрерывным потоком шло на строительство Эскориала, но в 1577 году случилась катастрофа. В сильную грозу молния ударила в юго-западную башню, возник пожар, и реки расплавленного свинца потекли по стенам Эскориала..
" Окончанию строительства фамильного склепа помешали подземные воды. Только в 1654 году, после осушения фундамента под Эскориалом, гробница была закончена. Но время и люди внесли свои изменения: вместо холодного гранита были использованы мрамор, золото и бронза.
" Внутренние помещения Эскориала тоже выдержаны в холодной, строгой гамме. Последующие правители предпочитали более богатые и просторные апартаменты и к тому же не всегда хотели видеть перед собою главный алтарь. Поэтому дворец расширили, пристроив помещения к северной стороне церкви. К югу от церкви расположена двухъярусная галерея крестного хода, тянущаяся по периметру внутреннего двора - так называемый «Дворик евангелистов»,- украшенный скульптурами четырех евангелистов. С 1563-го по 1584 год строился самый удивительный дворец Испании – Эскориал. Иногда его называют биографией Филиппа II в камне Музеи В Эскориале находятся два больших Новых музея. В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII веков начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан, придворный художник Карла V. " Пантеон
" Громадный (300-футовый) купол базилики в Эскориале мастера построили только через 20 лет. В знак повиновения Ватикану он был сделан чуть меньше купола собора Святого Петра в Риме. И эта огромная церковь строилась только для короля и его свиты, простые люди могли внимать словам пастырей только из-за бронзовых ворот. " Ретабло в базилике Эскориала " Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. " Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде
" Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.
" Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти. Собор " Достоин внимания и собор Эскориала: огромное количество фресок, выполненных испанскими и итальянскими мастерами, мраморные и яшмовые колонны, скульптуры и картины с эпизодами жизни Христа и Девы Марии, скульптуры королей и их семейств – такое величие действительно может подавлять. " В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной». " Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой. Библиотека Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Тересы. Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья.
" Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.
" Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью. символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены. " Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей. В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде. Эль-Эскориал
" Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Эль-Эскориал (англ. El Escorial). Численность населения по данным на 2003 год составляет около 13 тыс. человек. Литература Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998. История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под. ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001

Самыми необычайными и волшебными достопримечательностями переполнена Испания. Эскориал - одна из них. Это прославленный дворец, резиденция и монастырь короля Размещается эта достопримечательность у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама, что в одном часе езды от испанского стольного града. Строение шокирует своими габаритами и масштабами. Некоторые ученые ставят даже это сооружение в один ряд с грандиозным комплексом Дворец-монастырь Эскориал возвели в честь победы Испании в Сент-Кантенском сражении. Тогда войска империи одержали верх над французской армией. В этот архитектурный ансамбль входят библиотека, пантеон и дворец.

История появления достопримечательности

Многими старинными объектами гордится Испания. Эскориал также принадлежит к таким достопримечательностям. Свою историю он ведет с конца лета 1557 года. Как раз в тот момент армия Филиппа II разгромила войска Франции в вышеупомянутой битве. Сражение проходило в День святого Лоренцо. Поэтому королем было принято решение возвести монастырь в честь этого святого. Дворцовому ансамблю предстояло воплощать силу и непоколебимость испанской монархии и оружия страны. Комплекс должен был напоминать о великой победе в Сент-Кантене. Постепенно масштабы строительства становились все большими, соответственно, разрасталась и значимость дворца.

Очень чтит заветы своих монархов Испания. Эскориал должен был воплотить заповедь Карла V - сотворить большой династический пантеон и сделать его единым целым с монастырем и королевским дворцом. В камне строения предполагалось показать политическую теорию абсолютизма в Испании.

Филипп II послал свих двух наилучших архитекторов, двух каменотесов и столько же ученых, чтобы они подыскали место для возведения монастыря. Но оно должно было быть не простым, а особенным: не предельно холодным, не очень жарким, и располагаться оно обязано было вблизи новой столицы. Поиски продолжались год, и в конце концов была выбрана та территория, на которой сегодня и находится объект. Это один из наиболее интересных фактов об Эскориале.

Предназначение монастыря

От всех других монархов короля Филиппа II отличала его любовь к святому Лоренсо, погруженность в себя, тоскливость, ослабленное здоровье и огромная набожность. Король на протяжении долгого времени подыскивал место, в котором мог бы расслабиться и не беспокоиться о насущных проблемах, царивших в наибольшей империи в мире. Филипп II хотел, чтобы его окружали не личные подданные и придворные, а монахи. Таким убежищем стал Эскориал.

Испания, достопримечательности которой мы рассматриваем, вообще богата на различные монастыри. Эскориал должен был играть роль не только резиденции короля, но и - и это самое главное - монастыря для ордена Святого Иеронима.

Монарх говорил о том, что желает возвести в первую очередь дворец для Господа, и только потом - лачугу для себя. Филипп не хотел, чтобы его биография писалась при жизни. Он принял решение написать ее самостоятельно и запечатлеть не на обычной бумаге, а в камне. Так в Эскориале отобразились победы и поражения Испании, хронология бед и гибелей, королевская увлеченность искусством, молитвами и учениями, а также управление империей. Центральное расположение памятника культуры олицетворяет веру правителя в то, что в политике нужно руководствоваться соображениями религиозного характера.

Стройка

Наиболее выдающиеся архитектурные шедевры на своей территории разместила именно Испания. Эскориал - бесподобное тому доказательство. Первый камень в его основание был заложен в 1563 году. Строительные работы велись 21 год. Архитектором выступил ученик Микеланджело Хуан Баутиста де Толедо. В 1569 году новым зодчим стал Хуан де Эррера. Он-то и занялся окончательными отделочными работами. Ансамбль представляет собой объект практически квадратной формы, в центре которого располагается церковь. В южном крыле комплекса разместился монастырь, а северную часть занял дворец с огромным двором.

Король Филипп за проектированием и строительством Эскориала следил самым тщательным образом. Архитектурный стиль для него имел невероятное значение. Так, здание относится к архаизированной ренессансной архитектуре. Таким образом монарх пытался подчеркнуть европейское значение своего государства и отрыв от прошлого Средневековья.

Интересные факты про внутреннее убранство

Дворец-монастырь Эскориал (Испания) отличается шикарным внутренним убранством. Для его создания были применены наилучшие материалы. А всеми работами занимались наилучшие строители и мастера. В Куэнке и Авиле выполнялась резьба по дереву, в Милан отправили заказ на скульптурные ваяния, а мрамор был доставлен из Арсены. В Сарагосе, Толедо и Фландрии сделали серебряные и бронзовые изделия.

Современный Эскориал

Замок-монастырь Эскориал (Испания) представляет собой весьма сложный ансамбль. В нем есть, кроме собственно монастыря, собор, богословская школа и дворец. Если описывать сию достопримечательность цифрами, то она насчитывает более 16 внутренних двориков, 86 лестниц, одну тысячу окон, обращенных наружу, и полторы тысячи окон, обращенных внутрь. Периметр здания достигает семи сотен метров. Для возведения стен комплекса были использованы огромные блоки серого гранита. Они придают конструкции одновременно и печальный, и величественный вид.

Роскошное убранство внутренних помещений и всех остальных объектов сглаживает внешнюю строгость достопримечательности. Стены покоев декорированы картинами и фресками, скульптурами и антикварными вещами.

Немного о помещениях

Замок Эскориал в Испании располагает многими замечательными комнатами. Рассмотрим кратко самые интересные из них. Например, личные королевские покои. Найти их можно на третьем этаже. Они отличаются подчеркнутой скромностью убранства. В спальне есть небольшое окно, выходящее прямо в церковь. Поскольку король страдал подагрой, то мог, не покидая своей комнаты, присутствовать на богослужении.

Усыпальница Эскориала, или Пантеон, - это место, где покоятся все монархи Испании.

Великолепной и шикарной является библиотека. По количеству и ценности книг и древних рукописей она уступает лишь Ватиканской. Тут сберегаются единственные в своем роде манускрипты, которым нет цены, например рукописи святой Терезы Авильской и святого Августина и многие другие письмена.

Испанские просторы полны легенд и загадок. Но, одним из самых мистических мест, признан монастырь недалеко от Мадрида. Этот великолепный дворец, который называется Эскориал, Испания считает своей гордостью.

История создания достопримечательности

Комплекс — памятник ЮНЕСКО, расположился у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.

Был возведен по приказу монарха Филиппа Второго и стал его резиденцией.

Суровый нрав испанского короля нашел отражение и во внешнем облике здания.

Как гласит легенда, строительство храма посвятили Святому Лоренсо, которого Филипп почитал. 10 августа 1557 года королевская армия разбила французов в сражении у Сент-Кантена, что во Фландрии. Поскольку это день рождения святого мученика, комплекс решили назвать в его честь.

В 1563 году базилика заложена, а закончилось строительство дворца только в 1584 году.

Согласно задумке Филиппа Второго, замок должен был выполнять одновременно три функции:

  • быть музеем;
  • монастырем;
  • стать усыпальницей испанских королей, в том числе и отца Филиппа – императора Карла V.

Над возведением трудилось два архитектора:

  • первый, Толедо, придумал главный план здания;
  • когда он умер, дело продолжил архитектор Хуан де Эррера.

В создании интерьеров Эскориала приняли участие самые знаменитые мастера того времени, в том числе Эль Греко, который по специальному заказу короля создал алтарный образ — произведение «Мученичество Святого Маврикия».

Здесь есть что посмотреть: чего стоят одни только изумительные фрески!


Особенности архитектуры

В фасадах замка нет ничего лишнего. Несмотря на величие, показной пышности не найти.

Лаконичный облик даже послужил созданию нового архитектурного стиля «Desornamentado», что означает «неукрашенный». Значение этого слова становится понятно, как только здание показывается на горизонте.

Строгий вид королевской достопримечательности оживляют изящные карнизы и внутренние дворики с фигурно подстриженными деревьями.

Внутри тоже все выполнено в спокойных тонах: отделка серым мрамором создает ощущение умиротворения.

Внутреннее убранство здания – это много света, простота королевских покоев и мрачное величие гробницы.

Жемчужина храма El Escorial — алтарь. Украшенный фресками, драгоценными камнями и разноцветным мрамором притягивает к себе восхищенные взгляды.


Из чего состоит комплекс, что посмотреть

Посещению дворцового комплекса стоит уделить целый день. Он состоит из нескольких самостоятельных частей:

  1. Великолепный Пантеон , ставший последним пристанищем для испанских королей. В нем хоронили всех, кроме Филиппа V: этот монарх терпеть не мог Эскориал из-за его мрачности.
  2. Камера разложения для инфантов (принцев), расположенная напротив. Усыпальниц в этом помещении еще больше, ведь и дети, и жены монархов в средние века умирали часто. Из-за интересной формы и мрачноватой красоты это место еще называется «гробница-торт».
  3. Дворцовая библиотека . Уникальное собрание книг, которым располагает El Escorial, уступает только библиотеке Ватикана. В огромных стеклянных шкафах хранятся настоящие раритеты, от арабских манускриптов до церковной литературы времен средневековья.
  4. Парк-сад . Особым великолепием отличаются дворцовые сады, расположенные на юге и востоке комплекса. Они разбиты в форме необычных фигур, а фонтаны и чудесный пруд с лебедями создают неповторимую атмосферу.
  5. Музеи . В дворцовом комплексе их два:
  • в первом проследите историю создания Эскориала: здесь хранятся чертежи, строительные инструменты, объемные модели.
  • второй музей – это 1600 полотен испанских и зарубежных художников от Босха до Тициана.

Это еще не все сокровища дворца!

Также п осетителей ждут:

  • тронный зал с позолоченными тронами;
  • роскошные военные залы;
  • изящная Фарфоровая комната.

Одно время базилика считалась самым большим зданием в мире. Число покоев здесь превышает 4000, а количество окон, говорят, не посчитал еще никто!

Личные покои Филиппа Второго выглядят достаточно аскетично. Король был очень набожным и потребовал, чтобы дверь спальни выходила прямо на церковный хор. Поскольку монарха мучила подагра, он хотел присутствовать на церковной службе, не вставая с постели.

Концерты монастыря – один из главных магнитов, притягивающих в комплекс тысячи туристов.

Особенно знаменит детский хор мальчиков Эскориала, пение которого сравнивают с пением ангелов.


Как добраться, часы работы

Дворцовый комплекс находится в городе Сан Лоренсо де эль Эскориал по адресу: Plaza de Espana, 1, 28280, El Escorial.

Монастырь, расположенный в 50 километрах от испанской — популярный туристический маршрут, поэтому в отеле любого города подскажут, как туда доехать.

Здесь же разберем как самостоятельно добраться в Эскориал из Мадрида, ч то можно сделать тремя способами:

  1. На арендованной машине с помощью карты.
  2. На поезде с главного столичного вокзала Аточа. Билет туда и обратно стоит 8 евро. Из-за принятых в стране мер безопасности на станцию лучше приезжать хотя бы за полчаса до отправления. Когда приедете на место, до комплекса дойдете через парк за 15 минут.
  3. На автобусах № 664 и 661, которые отправляются с вокзала Moncloa. Проездные билеты стоят 3,2 евро. Монастырь Эскориал расположен в паре сотен метров от автостанции.
  4. Трансфер в одной из проверенных компаний, например, .

Часы работы музея зависят от сезона.

С октября по март посетить его можно с 10 утра до 6 вечера. С начала апреля до конца сентября часы работы увеличены до 20-00. По понедельникам комплекс не работает.

Взрослый билет стоит 10 евро, детский – 5 евро. Малышей до 6 лет пропускают бесплатно.

Если хочется посетить архитектурный комплекс с максимальным комфортом, стоит . Сделать это можете, кликнув на баннер вначале данной статьи. В таком маленьком путешествии услышите множество интересной информации, узнаете тайны и секреты легендарного дворца.

(Источник — Тsivilization ХХI).

Вернувшись домой, будете долго вспоминать это магическое место.

Не случайно в народе ходит выражение:

«Мадрид – город контрастов и неповторимой архитектуры».

Эскориал - историческая резиденция короля Испании, состоящая из дворца, монастыря, библиотеки и музея. Весь комплекс находится в городе Сан-Лоренсо-дель-Эскориаль, в предгорьях Сьерры-де-Гвадаррама. Здания Эскориала представляют собой один большой архитектурный памятник эпохи испанского Ренессанса.
Эскориал был построен испанским королем Филиппом II в честь победы у Сен-Кантена 1557 г. над войсками французского короля Генриха II. Король Испании дал обет в случае победы построить монастырь, который превзойдет своим великолепием все существующие монастыри.
Король Филипп II был человеком очень набожным, чтил память предков, терпеть не мог столичной суеты и обожал уединение. Он пожелал, чтобы Эскориал соответствовал его склонностям, и весь комплекс стал одновременно не только монастырем ордена иеронимитов, но и местом погребения испанских королей (первоначально Карла V Габсбурга и Изабеллы Португальской) и королевским дворцом. Желание короля было исполнено, и в результате получился грандиозный дворец-монастырь-некрополь, олицетворение «Золотого века» Испании, хотя в его архитектуре преобладает влияние итальянской и фламандской архитектуры.
Место для Эскориала искала целая экспедиция в течение года, оно было найдено в 1560 г. (по другим данным - в конце 1562 г.).
В 1563 г. начались работы под руководством архитектора Хуана Баутисты де Толедо (1563-1657 гг.), создавшего общий план комплекса и дизайн почти всех помещений. Центральное место в нем занимал огромный собор - символ веры короля, подчеркивавший главенство религии в политике монарха и Испании. За основу планировки монастыря был взят план Иерусалимского храма, составленный по описаниям Иосифа Флавия.
К 1571 г монастырь был почти построен, в 1572 г. началась работа над королевским дворцом, а в 1574 г. - над собором, который был закончен в 1584 г. и освящен в честь Святого Лаврентия: битва у Сен-Кантена произошла 10 августа, в день этого святого. День освящения собора должен был ознаменовать окончание работы над всем архитектурным комплексом, хотя его продолжали достраивать еще лет десять.
После кончины де Толедо окончательную отделку Эскориала проводил другой знаменитый архитектор Хуан Баутиста де Эррера (1567-1586 гг.), постаравшийся внести в него больше «испанских» мотивов. Он проделал значительную работу: увеличил размер здания, удвоил число его этажей, объединил все четыре фасада общим карнизом, спроектировал церковь и построил лазарет.
Филипп II лично наблюдал за ходом строительства. После окончания стройки король проводил в Эскориале по полгода - до конца своей жизни, постоянно пополняя собрание работ испанских и европейских живописцев, а также ценных книг и рукописей.
Преемники короля не испытывали религиозного трепета перед Эскориалом и навещали его по две-три недели в году, хотя и продолжали расширять коллекцию живописи. Преемники Филиппа II постарались не разрушать целостность архитектурного ансамбля, лишь в XVII в. Филипп IV достроил королевскую усыпальницу.
С 1570-х гг. и вплоть до середины XVII в. архитектура Эскориала считалась эталонной для всей Испании, подобные постройки появились и за ее пределами.
Дворцово-монастырский комплекс Эскориал находится в центре Пиренейского полуострова, в южных предгорьях массива Съерра-де-Гвадаррама.
Многие современники находили несомненное сходство между Эскориалом и его создателем - королем Испании, человеком замкнутым и строгим.
В плане Эскориал представляет собой суровый, холодный, мрачный, одиноко стоящий прямоугольник с башнями по углам, с внутренними дворами. В постройке преобладают прямые линии, с редкими вкраплениями овалов и полукружий. Даже при выборе картин и фресок король Филипп II требовал, чтобы отдельные произведения искусства не выделялись, соответствуя общей строгости ансамбля, за что впоследствии Эскориал называли «монотонным».
Само же массивное сооружение, построенное из голубовато-серого гранита, лишенное внешних украшений (исключение - усыпальница), хотя и кажется однообразным, гармонирующим со скалистой, обнаженной равниной, тем не менее смотрится довольно живо на фоне горной зелени.
Главный фасад Эскориапа обращен на восток, в нем три портала, средний, главный, украшен статуей Святого Лаврентия.
Дворец и внешне также кажется монотонным и нарочито аскетичным, как и фасад всего сооружения, зато его интерьеры богато украшены скульптурой и фресками XVI-XVIII вв.
Стены монастыря, к которому ведет большая лестница, украшены множеством фресок работы Джиордано, в интерьерах представлено огромное количество живописных работ. Сюжеты этих произведений посвящены теме, к которой король Филипп II питал особый интерес. Кроме множества изображений Девы Марии с картин на посетителей смотрят изможденные и искаженные лица Спасителя, святых, мучеников, подвергаемых пыткам.
Также в Эскориале представлены картины кисти величайших мастеров всех времен: «Мученичество Святого Маврикия» Эль Греко, «Христос на кресте» Тициана, «Истязание Спасителя» и «Мучение Апостола Иакова» де Наваррете. Такое специфическое собрание историки объясняют необходимостью поддерживать в верующих дух сопротивления Реформации, которая во времена Филиппа II представляла большую угрозу католической церкви.
Купольный храм - композиционный центр всего архитектурного ансамбля, он построен по образцу собора Святого Петра в Риме, который был закончен почти тогда же, когда началось строительство Эскориала. Фасад украшен шестью статуями иудейских царей, причем статуи Давида и Соломона установлены над входом и символизируют воинственного Карла V и мудрого Филиппа II; даже лицам статуй приданы черты лица испанских королей. Внутри находится всемирно известная статуя Христа из белого мрамора работы Бенвенуто Челлини.
Тем не менее для самих испанцев куда большую ценность представляют находящиеся в монастыре 500 ларцов, в которых хранится более 7 тыс. реликвий католической церкви.
В богато расписанной монастырской библиотеке находятся десятки тысяч томов редких и ценных книг, ее стены и панели украшены фресками Кардуччи и Пеллегрино.
Усыпальница «Пантеоне» выполнена в несколько неожиданном для такого строгого здания стиле барокко. В ней находятся 26 мраморных надгробий, под которыми похоронены испанские короли из династий Габсбургов и Бурбонов, за исключением Филиппа V и Фердинанда VI. Последними здесь были захоронены король Альфонсо XIII (1886-1941 гг.) и его супруга королева Виктория.
Есть еще усыпальница «Инфант», в ней находится прах принцев, принцесс, инфантов и бездетных королев.
В 1984 г. Эскориал был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Общая информация

Местонахождение : центральная Испания.

Официальный статус : Историческая резиденция короля Испании Эскориал.

Административная принадлежность : город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, район Куэнка-дель-Гвадаррама, провинция Мадрид, автономное сообщество Мадрид, историческая область Новая Кастилия, Испания.
Ближайший город : Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль - 18 241 чел. (2014 г.).

Начало строительства : 1563 г.
Окончание строительства : 1584 г.
Язык : испанский.

Этнический состав : испанцы.

Религия : католицизм.

Денежная единица : евро.

Цифры

Длина : 200 м.

Ширина : 156 м.

Высота купола собора : 95 м.

Внутренние дворы : 16.

Монахи-иеронимиты (до изгнания) : около 100.

Количество томов в библиотеке : 45 500.

Средняя температура января : +6°С.

Средняя температура июля : +25°С.
Среднегодовое количество осадков : 430 мм.

Относительная влажность воздуха : 60%.

Достопримечательности

Архитектурный комплекс Исторической резиденции короля Испании Эскориал

Внешняя стена (XVI в.), собор (1582 г.), монастырь с королевским дворцом и колледжем (1584 г.), библиотека (1592 г.), усыпальница «Пантеон» (окончена в 1654 гг.), павильоны Касита-дель-Инфанте (1771-1773 гг.) и Касита-дель-Принсипе (1772 г.), усыпальница «Инфант» (окончена в 1888 г.), картинная галерея «Пинакотека», Музей архитектуры, сады Хардинес-де-лос-Фрайлес («Монастырские сады»).

Любопытные факты

■ Битва при Сен-Кантене 1557 г. - одно из крупнейших сражений в войне между династиями Габсбургов и Валуа 1551-1559 гг. за земли во Франции и Италии. Испанцы в союзе с англичанами и герцогом Савойским Эммануилом Филибертом разбили французов. Однако все воюющие стороны понесли колоссальные убытки: Испания и Франция даже отказались от выплат по долгам, что впоследствии стало классическим примером средневекового «дефолта».
■ Название Эскориал происходит от испанского слова escoria («шлак»), в древности здесь находилась кузница и литейные мастерские.
■ Орден иеронимитов попадал в опалу и трижды изгонялся из монастыря в 1808, 1837 и 1854 гг., пока наконец в 1885 г. монастырь не был передан ордену августинцев, которые и ныне занимают его. Но официально весь комплекс управляется администрацией государственного Фонда национального наследия (Патримонио Насьональ), который распоряжается всем недвижимым имуществом короля Испании.
■ К нашему времени от ранее могущественного и многочисленного монашеского ордена иеронимитов остался лишь один монастырь Эль-Паррапь в испанском городе Сеговия. Сам орден был почти полностью разгромлен в период наполеоновских войн 1799-1815 гг.
■ Святой Лаврентий (около 225-258 гг.) был испанцем, и соотечественники особенно чтили его мученическую кончину: он был заживо изжарен римлянами на железной решетке за отказ поклоняться языческим богам. Главный архитектор Хуан Баутиста де Толедо по требованию короля Филиппа II спланировал Эскориал так, чтобы за счет стен между внутренними дворами комплекс вызывал ассоциации с решеткой, на которой погиб Святой Лаврентий.
■ Город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в котором находится архитектурный комплекс, в разговорной речи именуют Эскориапь-де-Арриба (Верхний Эскориал), чтобы отличать от дворца-монастыря, называемого Эскориаль-де-Абахо (Нижний Эскориал).
■ Эскориал не раз горел, самые крупные пожары случились в 1671 (когда пришлось менять конструкцию всей крыши), 1731, 1763 и 1825 гг.
■ Архитектор Хуан Баутиста де Толедо начинал свою карьеру зодчего в Риме, выполняя работы для великого Микеланджело и папы Павла III. Ему принадлежит честь завершить фасад и двор знаменитого римского палаццо Фарнезе.
■ Работая над завершающей стадией проекта, архитектор Хуан Баутиста де Эррера выработал особый стиль, отличающийся строгостью архитектурных форм и отсутствием украшений. За это стиль был назван «неукрашенным» («десомаментадо»), более известным как стиль «эрререско» - по имени автора.
■ В усыпальнице «Инфант» захоронен прах дона Хуана Австрийского (1547-1578 гг.) - испанского полководца, незаконного сына Карла V и Барбары Блуменберг, дочери бургомистра немецкого города Регенсбург. В своем завещании Карл V признал дона Хуана своим сыном, а Филипп II, свято чтивший память отца, призвал дона Хуана ко двору и относился к нему благосклонно.
■ Принцы и принцессы не совсем то же самое, что инфанты. Инфант и инфанта - титул принцев и принцесс королевских домов Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 г.), кроме наследников престола.