Агенты социализации. Социализация человека. Личность в обществе

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация. Что это

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

Этапы

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):

  1. Ранний : детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздний : молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

Стадии процесса

Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Влияющие факторы

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы : пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы : регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы : географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы : земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Видео: Социализация личности

Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения человека к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям.

Социализация – это процесс усвоения индивидом правил поведения, норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, выстраиваемых на основе указанных ценностей, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира, эффективно решать актуальные для успешного функционирования в обществе задачи и преодолевать возникающие проблемы. Социализация предполагает усвоение социально положительных норм и ценностей, если же человеком усваиваются антигуманные ценности и антисоциальные нормы поведения (например, нормы и ценности "воровского закона" в местах лишения свободы), то речь идет о процессе десоциализации личности.

Всякое общество, прилагая массу целенаправленных усилий различного характера в плане организации и управления социализационными процессами, заинтересовано в том, чтобы человек как член этого общества:

  • – успешно овладел ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация);
  • – создал прочную семью (семейная социализация);
  • – компетентно участвовал в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация);
  • – стал законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.

С этой позиции каждый человек (особенно в детстве, отрочестве и юности) является одновременно объектом и субъектом социализации . Жизненный опыт родителей, так же как и общественный опыт, не передается через механизмы генной наследственности, поэтому каждый человек приобретает свой социальный опыт прижизненно в процессе жизнедеятельности. На протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно (а чаще неосознанно) ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, соседи, учителя и др.), принято называть агентами социализации . На разных возрастных этапах состав агентов социализации и их значимость для конкретного человека специфичны. Например, по отношению к детям и подросткам в качестве агентов социализации могут выступать родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В зрелом возрасте в число агентов социализации входят также супруг или супруга, коллеги по работе, друзья либо единомышленники в досуговой сфере и т.п.

Агенты социализации могут оказывать значительное влияние на процессы выбора человеком предпочитаемой сферы интересов, форм времяпрепровождения, профессиональной занятости и т.д., определяя тем самым характер того микросоциума, в котором проходит социализация конкретного человека. Принципиальное значение в данном случае имеет характер направленности деятельности ведущих агентов социализации. Например, асоциальный образ жизни родителей или же противоправный характер досуга группы сверстников способен оказать серьезное негативное влияние на весь процесс социализации молодого человека.

Широкий набор средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого, получил название средств социализации человека. К числу средств социализации могут быть отнесены:

  • – способы вскармливания младенца и ухода за ним;
  • – формируемые бытовые и гигиенические умения;
  • – окружающие человека продукты материальной культуры;
  • – элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
  • – стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
  • – последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности, таких как общение, игра, познание, предметно- и духовно-практическая деятельность, спорт, а также семейная, профессиональная, общественная и религиозная сферы.

Социализация может носить непосредственный и опосредованный характер. В первом случае (в основном в дошкольном возрасте) нормы и ценности усваиваются человеком некритично, напрямую ("если мама сказала, значит, так и есть"). Позднее процесс социализации приобретает опосредованность. Новая норма или ценность переосмысляется человеком с точки зрения жизненного опыта, личной значимости, влияний референтного окружения, совокупности уже освоенных и принятых норм и ценностей. Опосредованность, с одной стороны, затрудняет для родителей и педагогов процесс передачи норм и ценностей (человек может не принять предлагаемую ему норму поведения), с другой – делает этот процесс осмысленным, а значит, более качественным.

В каждом возрастном периоде жизни человека (детство, юность, зрелость, старость) социализация имеет свои специфические особенности.

Социализация в детские и юношеские годы протекает наиболее интенсивно. В эти периоды важнейшими институтами социализации являются семья, ближайшее социальное окружение и образовательные учреждения. Содержание и виды деятельности детей дошкольного и школьного возраста последовательно меняются в сторону усложнения. Это способствует развитию детей и формированию у них качеств, необходимых для успешной адаптации в постоянно обновляющемся мире. Характерной особенностью процесса социализации в подростковом и юношеском возрасте является ярко выраженное стремление индивида получить определенный, значимый для него, социальный статус, т.е. достичь признания его окружающими людьми как личности и занять достойное положение в среде сверстников и взрослых.

Большое влияние на социализацию детей, особенно в юношеском возрасте, оказывают средства массовой информации, молодежная субкультура, неформальное общение в микросоциуме (в том числе с друзьями, в группах сверстников, неформальных объединениях и др.).

Социализация в зрелом возрасте осуществляется, с одной стороны, на основе уже сформировавшегося жизненного опыта (знаний, практики, бывших проб и ошибок), а с другой – на фоне изменяющихся производственных и общественных отношений. В этот период могут возникать кризисы, срывы, крушения планов и надежд как в силу субъективных обстоятельств, так и независимо от воли и устремлений личности, например во времена общественного кризиса или серьезных исторических перемен. Кризисная ситуация требует серьезных переоценок, изменения жизненных планов и прогнозов. Появляется потребность в ресоциализации , т.е. усвоении новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Процесс ресоциализации требует дополнительных энергетических затрат, часто сопровождается глубокими переживаниями личности (E. М. Черняк).

Завершающий период социализации наступает на этапе старости. Часто из-за ослабления здоровья и психофизических возможностей социализация приобретает пассивную форму. Резкое понижение социального статуса индивида, сокращение набора социальных ролей в связи с выходом на пенсию, потерей здоровья создает у него ощущение одиночества, духовного вакуума. Эта возрастная группа требует особого внимания социальных педагогов и социальных работников в плане оказания помощи и психологической поддержки.

Социализация взрослых имеет существенные отличия от социализации несовершеннолетних. По мнению американского социолога Нейла Смелзера, социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета, в детском и особенно подростковом возрасте восприятие мира двуполярно: плохо-хорошо, черное-белое и т.д. Социализация взрослых в большей степени направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Процесс социализации личности – прижизненный, он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания, а завершается с его смертью. Результатом социализации человека на каждом возрастном этапе выступает социализированность – достижение им определенного баланса адаптированности и обособления в обществе (А. В. Мудрик). Состояние социализированности динамично по своей сути: возникающие в жизни человека новые ситуации, условия и события делают достигнутое равновесие неэффективным и требуют поиска новых вариантов социализации.

Процесс социализации может быть:

  • управляемым – в этом случае он является относительно регулируемым и осуществляется как преднамеренный и специально организованный процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений;
  • стихийным – социализация протекает спонтанно, стихийно в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода из нестандартных ситуаций.

Указанная особенность составляет одно из отличий социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Выделяют фазы социализации :

  • 1) ознакомление – знакомство (чаще организованное, чем самостоятельное) индивида с декларируемыми и презентируемыми ему ценностями общества (социального института, социальной группы и пр.) и связанными с ними соответствующими нормами и правилами поведения;
  • 2) интеграция – включение индивида в систему общественных взаимоотношений (статусно-ролевых, межличностных и т.п.), регулирующихся презентованной на предыдущем этапе совокупностью ценностей, норм и правил поведения;
  • 3) интериоризации – отбор и усвоение индивидом личностно значимых и актуальных норм поведения и ценностей из пространства общественных взаимоотношений, в которое он включен в качестве самостоятельно действующего субъекта;
  • 4) экстериоризация – формирование у индивида субъективного отношения к различным сторонам действительности, на основе которого становится возможной демонстрация человеком через самостоятельное, осмысленное, целенаправленное поведение активного ценностнодифференцированного отношения к фактам и событиям окружающего мира с позиции сформированной личной системы ценностей (О. А. Селиванова).

Очевидно, от первой к четвертой фазе постепенно возрастает личностная активность человека как субъекта социального взаимодействия.

С позиций социальной психологии социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию (Н. И. Шевандрин).

Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. В процессе усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок общества и социальных групп происходит не только обогащение жизненного опыта, по и создаются условия для реализации человеком себя как личности.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Иногда мы видим, как ребёнок идёт из школы и бросает мимо урны фантик от конфеты.

Или кто-то очень громко разговаривает в общественном транспорте и всем вокруг слышно, что у него за драма случилась с девушкой.

А бывает так, что человеку сложно общаться с другими, не может сказать хотя бы: «Привет».

Это всё примеры того, как кто-то не прошёл полностью и не освоил все этапы социализации. Что это такое, какая тут имеется последовательность, на какие виды социализация подразделяется – давайте разбираться.

Соблюдению социальных норм

Социализация – это процесс усвоения социальных норм, морали, правил, ценностей отдельной личностью для того, чтобы она стала полноценной ячейкой общества с возможностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.

— это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общими для всех с характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.

Возникают социальные нормы со временем в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных народов разные правила хорошего тона).

Важно понимать, что социальные нормы делятся на :

  1. Обязательные — например, записанные в законах, которые требуют их исполнения и предусматривают наказание за несоблюдение.
  2. Необязательные (неписанные) — , обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы и .

Социализация включает в себя приобретение навыков из таких сфер как :

  1. социальная;
  2. физическая;
  3. интеллектуальная.

Социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны – это передача информации, опыта и правил от . С другой – восприятие и усвоение их человеком. Успешность процесса зависит как от «учителей» (социальных агентов), так и от «ученика».

Как, где и когда проходит процесс социализации

Важную роль играют не только врождённая , но и та среда, которая выстроилась вокруг : родители, дальние родственники, друзья, одноклассники, одногруппники, люди с одним кругом интересов, коллеги по работе.

Формирование личности зависит от их:

  1. типа мышления;
  2. уровня развития;
  3. воспитания;
  4. эстетических взглядов;
  5. моральности;
  6. традиций;
  7. увлечений.

Для того чтобы вам узнать, какие моральные ценности имеются у другого человека, он необязательно должен прочитать вам целую лекцию о том, какие у него позиции в жизни и отношение к разным ее аспектам.

Люди ведь реагируют на какие-то вещи . Есть разные способы выражения эмоций, одобрения или презрения. Так мы узнаём их отношение к нам и нашим поступкам даже без слов, перенимаем что-то, если это значащая для нас личность – социализируемся .

Поэтому так важно общаться с разными людьми для расширения мировосприятия.

Не стоит забывать о том, что процесс становления в происходит не только в детстве , но и продолжается на протяжении всей жизни. Всё новые и новые ситуации дают новый опыт.

Новые условия воздействуют на человека, при которых он обретает новые знания и навыки. Также взрослые способны переосмысливать те нормы морали, которым раньше следовали. Например, они избавляются от своих наивных детских взглядов на мир.

Если посмотреть на социализацию в более широком смысле, то мы увидим, что она, по сути, помогает сохранить социум. Последний постоянно пополняется новыми членами, которых нужно воспитывать, давать базовые знания, учить правилам общежития. Только в таких условиях возможно его успешное функционирование.

Из этого можно сделать вывод, что социализация преследует 2 цели :

  1. Научить индивида взаимодействовать с социумом.
  2. Пополнить новой ячейкой общество, чтобы оно продолжало и дальше процветать.

Агенты социализации, социальные статусы и роли

Агенты социализации — это те люди и институты (организации), которые формируют наши нормы.

  1. В детстве — , образовательные учреждения, церковь, неформальные объединения.
  2. Во взрослой жизни к этому еще добавляются: трудовой коллектив, СМИ, государство, политические партии и другие институты (науки, бизнеса и т.д)

Итак, на протяжении всей жизни индивид впитывает социальные нормы, формирует свой социальный статус и осваивает определенные социальные роли, которые ему приходится на себя примерять. Что это такое? Давайте посмотрим.

Занимаемое человеком в обществе (ячейка), которое определяет круг его прав и обязанностей.

Мы всегда занимаем какое-то положение в обществе, которое зависит от нашего семейного положения, возраста, работы, дохода, образования, профессии.

  1. Некоторые статусы мы получаем вне зависимости от нашего желания. Это предписанные статусы — например, сын, дочь, мужчина, женщина и т.п.
  2. Другие статусы называются достигаемые — например, муж или жена, дворник или президент и т.д.

— это модель поведения, которая ориентирована на определенный социальный статус.

Например, у вас родился ребенок и вы получили новый статус — мать или отец. В связи с этим у вас появляется необходимость играть новую для себя социальную роль родителя, чтобы соответствовать новому статусу. Отличие от статуса в том, что он есть, а роль можно исполнять или не исполнять.

Факторы и виды социализации

Мы уже познакомились с теми условиями, которые влияют на формирование личности, поэтому нужно только систематизировать эти знания и дополнить.

Факторы, влияющие на социализацию :

  1. Микро – те условия и люди, которые непосредственно влияют на формирование личности (родственники, воспитание в кругу семью, друзья, работа).
  2. Мезо – локация, где проживает особь (район, город).
  3. Макро – понятие влияния на индивида в больших масштабах (правительство, планета, вселенная).

Классификация видов социализации в зависимости от возраста и развития человека:

  1. Первичная – от рождения до взрослого периода (25-30 лет).
  2. Вторичная – это разрыв старых шаблонов. Человек переосмысливает все те нормы, которые были восприняты в детстве и юношеском возрасте. Формируются новые личные правила и взгляды. Этот вид социализации длится до конца жизни.

Виды становления личности за другой характеристикой:

  1. Гендерная – в зависимости от пола. Девочек воспитывают и учат по одному принципу, мальчиков – по другому.
  2. Групповая – в зависимости от той социальной группы, в которой особь проводит больше своего времени (родители, круг знакомых, коллеги).
  3. Организационная – относится к социализации в коллективе (на учёбе, работе).

Этапы становления личности

Много психологов акцентировали своё внимание на социализации личности. Каждый по-своему подавал информацию, но периодизации не слишком сильно отличались друг от друга. Наиболее распространённая была предложена известным (в узких кругах) психиатром Эриксоном:


Социализация – это важный процесс в жизни каждого, который идет все время. Хотя и наиболее продуктивный этап попадает на первую часть жизни, во взрослом периоде можно также накапливать опыт, изменять свои нормы под обретённое новое мировоззрение.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое социальные нормы - их виды и примеры из жизни Что такое образование - его функции, виды, уровни и ступени Что такое мораль - функции, нормы и принципы морали Что такое воспитание Что такое норма - определение, виды и примеры норм

Формирование человеческой личности – сложный и долгий процесс, в котором принимает участие множество факторов. От того, как проходит детство ребенка, кто занимается его воспитанием, прививает навыки, знания и умения, во многом зависит его адаптация в социуме и становление как полноценного члена общества.

Главным аспектом в формировании личности выступает социализация, посредством которой человек входит в общественную структуру и усваивает нормы поведения в той или иной социальной группе. Что это за понятие? И что оказывает влияние на процесс социализации?

В русскую речь термин «социализация» попал из латинского языка. В Древнем Риме под словом socialis понимали «общественный» . В социальной психологии термин стал употребляться в 1950–60-х годах в работах Альберта Бандуры, Джона Кольмана и других психологов.

В различных научных школах слово имеет разные определения, поскольку как явление считается многоаспектным и позволяет акцентировать внимание на различных направлениях психологии.

В теории социализацией называют процесс, в рамках которого человек получает навыки, необходимые ему для полноценного существования в социуме.


Адаптация к общественной структуре протекает в течение всей человеческой жизни, так как окружающий его мир пребывает в постоянном движении и изменении. С переменами, происходящими вокруг человека, ему приходиться меняться самому, чтобы более комфортно ощущать себя в новых условиях.

В своем развитии личность проходит два этапа социализации. Первичный тянется до его формирования как взрослого человека. В этот период важнейшее значение имеет семья, с помощью которой дети получают представление о нормах и ценностях общественной жизни. Вторичный этап проходит в зрелые годы и сопровождается перестройкой личности в соответствии с существующими условиями.

Помимо социализации, в психологии известно такое понятие как ресоциализация, при которой устраняется ранее сложившаяся модель поведения и происходит приобретение новых навыков.

Социализация у ребенка происходит от момента рождения и начинает развиваться на самых ранних стадиях его роста и взросления. Считается, что именно в детском возрасте личность формируется на 70%.

Усвоение навыков и образцов поведения в этот период осуществляется с помощью так называемых агентов, то есть институтов, групп или отдельных людей, которые участвуют в воспитании. К ним относятся родители, друзья, детские сады, школы, соседи. Социализация у детей представляет собой процесс усвоения социальных ценностей и впитывание тех правил и норм поведения, которые активно используются его окружением.

В педагогике под социализацией понимают полную интеграцию личности в общество, во время которой происходит приспособление человека к социальной системе. Этот процесс рассматривается как вхождение в окружающую среду путем адаптации к культурным и психологическим нормам, ценностям, правилам поведения.

Среди механизмов, посредством которых человек получает социальный опыт, можно выделить убеждение, принуждение, внушение и ряд других. Важнейшим из них является механизм идентификации, при котором по мере развития ребенок начинает ощущать себя полноправным членом общества.

Процесс социализации достаточно сложен и подвержен множественному влиянию, начиная от глобальных факторов (планета, космос, мир) и заканчивая так называемыми микрофакторами, куда входит семья, соседство, религиозное окружение, воспитание.

В первые годы после рождения малыша на его адаптацию к обществу оказывают воздействие отдельные личности – родители, бабушки, дедушки, няни. Примерно с 3 лет свою роль в социализации человека начинают играть детские сады, другие образовательные заведения, врачи, воспитатели, дети в детсадовской группе. С 8 лет и до взросления огромное влияние на ребенка оказывают Интернет и телевидение.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом. Это понятие имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Его содержание значительно варьируется в различных концепциях личности. Понятие социализации впервые было описано в конце 40х - начале 50х гг. в работах американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.). Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы понятие «социализация» раскрывается через термин «адаптация», который означает приспособление живого организма к условиям среды. Этот термин был экстраполирован в обществознание и стал означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.

Различают следующие уровни адаптации: 1) целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но внешне соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей (А. Маслоу); 2) взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга (Я. Щепаньский); 3) аккомодация как наиболеё распространенная форма социальной адаптации возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека (Я. Щепаньский); 4) ассимиляция, или полное «Приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды (Ж. Пиаже).

Существуют и иные классификации уровней социальной и психической адаптации: нормальная (защитная), девиантная (отклоняющаяся) и патологическая. Таким образом, с помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации Я концепции, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются отечественными психологами, хотя приоритет чаще отдается первому. Так, И.С. Кон определяет социализацию как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность вынуждена усваивать социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных связей.

Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является преобразование как самой личности, так и общества. Тенденция автономизации личности позволяет не только актуализировать существующую систему социальных связей и социального опыта, но и приобретать новый, в том числе и личный, индивидуальный Опыт. Обе тенденции - социальная типизация и автономизация личности, присущие социализации, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, взаимовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой - реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может либо вовсе не наступить, либо оказаться искаженным или заторможенным. Так, специфична социализация, в которую вовлечен растущий человек, развивающий и осваивающий собственную субъектность, реалии собственного бытия через событийную общность с другими людьми, значимыми (референтными) и безразличными (индифферентными). Иной представляется социализация личности зрелой, состоявшейся.

При определении стадий (этапов) социализации отталкиваются от того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации: 1) дотрудовая, включающая период жизни человека до начала трудовой деятельности; 2) трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека. Именно в труде закладываются основные базисные ценности, формируется самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности; 3) послетрудовая стадия наступает в пожилом возрасте и знаменует прекращение трудовой деятельности.

В процессе социализации личность как бы «примеривает» себя и выполняет различные роли, которые дают возможность ей проявить, раскрыть себя, т.е. определенным образом репрезентировать социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и о тех статусноролевых отношениях, в которые личность была включена.

Одной из основных функций социализации является формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно значимых задач, а также эстафировать свою духовность живущим в этом же обществе, стране, семье и в едином цивилиэационном пространстве.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

ЛИТЕРАТУРА
1. Кон КС. Социология личности. М., 1967. С. 21-24.
2.Котова И.Б., Шиянов Е.Л. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997, С, 514.
3.МудрикАВ. Социализация и смутное время. М., 1991.
4.ПарыгинБД. Социальная психология как наука. Л., 1967. С. 123-126.
5.ПетровскийАБ. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.