Государственные реформы александра 1 кратко. Реформы Александра I — удачи и неудачи государя


Введение

Вступление Александра I на престол

Реформы Александра I

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

Заключение

Список литературы


Введение


Противоречия в социальном, экономическом и политическом развитии России, влияние происходящих на Западе перемен ставили сложные задачи перед российским правительством. Попытки решения этих задач в начале XIX в. были связаны с личностью императора Александра I, вступившего на престол после гибели отца в результате дворцового переворота 11 марта 1801г.

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: "Россия на распутье" - между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны.

История России первых лет царствования Александра I всегда была популярна у исследователей разных стран и времен. Самой плодовитой в ее изучении оказалась русская дореволюционная историография. В ней различаются две основные концепции: консервативно-дворянская и либерально-буржуазная.

Дворянские историки (А.И. Михайловский-Данилевский, М.И. Богданович, М.А. Корф, Н.К. Шильдер - автор самой крупной по объему из всех биографий Александра I) не столько исследовали политику, экономику, культуру России, сколько живописали личность царя. Буржуазные ученые (А.Н. Пыпин, В И. Семевский, А.А. Корнилов, В.О. Ключевский) меньше вникали в жизнь царя, а больше старались объяснить мотивы и смысл царской политики. При этом, однако, и те, и другие апологетически изображали внешнюю политику царизма, оправдывая даже реакционные и агрессивные его акции. Такого греха не избежал и самый выдающийся из русских историков С.М. Соловьев - автор книги "Император Александр I. Политика. Дипломатия" (СПб., 1877).

Что касается внутренней политики самодержавия при Александре I, то буржуазные историки, в отличие от дворянских, критиковали ее за консерватизм, поверхностность реформ, примиренчество по отношению к феодальной рутине, возлагая при этом главную долю вины на самого царя. С таких позиций выступали наиболее решительно В.О. Ключевский в 5-м томе своего "Курса русской истории" (лекции 83-84) и В.И. Семевский в монографиях о крестьянском вопросе XVIII - первой половины XIX в. и о декабристах.

Советская историография чрезмерно увлекалась вскрытием экономической подкладки любого события и принижала роль Александра I (как и вообще личности в истории). Экономические процессы в России начала XIX в. капитально исследовали В.К. Яцунский, П.Г. Рындзюнский, И.Д. Ковальченко. Внутренняя политика царизма изображалась как сплошь реакционная, а внешняя, напротив, лакировалась. В отличие от лидера первого поколения советских историков М.Н. Покровского, который считал своим долгом разоблачать агрессивность и реакционность царизма, последующие историки СССР большей частью оправдывали дипломатию и войны России 1805-1815 гг. Наиболее объективны в советской историографии по теме "Россия 1801-1811 гг." труды А.В. Предтеченского, Н.В. Минаевой, СВ. Мироненко. В российском зарубежье много и плодотворно занимался изучением проектов Сперанского А.Н. Фатеев, подготовивший к 1940 г. большую (500 с.) монографию "Жизнь, труды, мысли и план всеобщего государственного преобразования России М.М. Сперанского".

Для иностранной литературы характерны преимущественно две тенденции. Одна из них, представленная главным образом французскими историками от А. Сореля и А. Вандаля до Л. Мадлена и А. Фюжье, выражается в стремлении возвеличить политику наполеоновской Франции и (более или менее) принизить роль России. Другая тенденция, наблюдающаяся в английской и американской историографии, - это рецидив русской дворянской концепции восхваления личности Александра I при малом интересе к народу России. Самый яркий пример - книга Леопольда Страховского (США), название которой говорит само за себя: "Александр I. Человек, который победил Наполеона".

Вообще интерес к личности Александра I на Западе неизменно велик. Из большого числа его биографий выделяются как научными, так и литературными достоинствами книги академика А. Труайя и мадам Д. Оливье "Тайны" характера и судьбы царя-"сфинкса" исследованы в книгах российских эмигрантов Л.Д. Любимова и М.В. Зызыкина.

Но характерным для многих отечественных изданий является то, что в них нет не только строго научной, но даже самой простейшей, популярной биографии Александра I и поэтому, читая западную историографию, можно поддаться одностороннему толкованию образа российского императора.


1. Вступление Александра I на престол

россия александр реформа император

24-летний император был любимым внуком Екатерины II. Швейцарский республиканец Ф.-С. Лагарп - учитель Александра I - внушал русскому царевичу высокие идеи эпохи Просвещения: справедливость, законность, равенство, свобода личности, пусть и в сословной форме.

С раннего детства Александр I вынужден был лавировать между двумя враждебными дворами - бабушки и отца, Екатерины II и Павла I. Влияние последнего резко противоречило всему, что внушал Лагарп - здесь царила военная дисциплина, суровая, порой бессмысленная, муштра, нередки были вспышки безудержного деспотизма. В результате Александр вырос человеком мнительным и подозрительным, склонным к двуличию и притворству.

Рано познав изнанку самодержавия, Александр испытывал отвращение к власти и не раз помышлял об отречении от престола. Это намерение усилилось после гибели отца, к которой Александр оказался косвенно причастен. Судя по некоторым высказываниям Александра, он намеревался отказаться от власти, предварительно проведя в стране необходимые реформы, укрепив законность и гарантировав невозможность повторения вспышек павловского деспотизма.

После вступления на престол Александр I оказался перед лицом влиятельной и сплоченной группировки "екатерининских служивцев" - сановников и крупных землевладельцев из окружения Екатерины П. К этому кругу принадлежали и организаторы убийства Павла. "Служивцы" требовали прочного обеспечения привилегий дворянства, нарушенных Павлом, настаивали на неприкосновенности крепостного права. Во многом в угоду этой группировке Александр заявил при вступлении на престол о том, что будет править "по законам и сердцу" Екатерины II.

Сознавая политический вес "служивцев", Александр ввел многих из них в Непременный совет - законосовещательный орган при императоре (действовал в 1801-1816 гг.). Одновременно император попытался реанимировать Сенат как высшее государственное учреждение, однако вскоре отказался от этой попытки. Сенат занял в бюрократической машине место высшего органа суда и надзора.

Стараясь освободиться из-под влияния "екатерининских служивцев", Александр противопоставил им группировку "молодых друзей"- своих личных "приближённых, окружавших его. Еще в бытность наследником. К числу "молодых друзей" принадлежали представители высшей знати- граф В.П. Кочубей, граф П.А. Строганов, двоюродный брат Строганова Н.Н. Новосильцев и польский аристократ князь А. Чарторыйский. "Молодые друзья" составили при Александре неформальный правительственный кружок - Негласный комитет, в котором в первые годы нового царствования разрабатывались проекты реформ.

Была упразднена наводившая ужас Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой, освобождены содержавшиеся в Петропавловской крепости узники, возвращены из ссылки опальные или репрессированные, объявлена амнистия бежавшим за границу от репрессий. Были отменены и другие раздражавшие дворянство павловские указы. В городах исчезли виселицы, к коим прибивали доски с именами опальных. Вновь разрешалось открывать частные типографии, дозволено свободно издавать книги и журналы.

Александр I торжественно провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. При каждом удобном случае Александр любил говорить о приоритете законности. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Эти заявления Александра I имели большой общественный резонанс, ибо идея "утверждения власти закона" занимала тогда первенствующее место в воззрениях представителей различных направлений общественной мысли - от Карамзина до декабристов.


Реформы Александра I


В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархам приходилось считаться с новым "духом времени" - с влиянием идей Века Просвещения на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований. В русле этих намерений и проводилась политика Александра I в первое десятилетие его царствования. Вряд ли ее следует рассматривать всего лишь как "заигрывание с либерализмом". Это была политика преобразований - в первую очередь в центральном управлении (его реорганизация), в сфере просвещения и печати, но в меньшей степени в социальной области.

Как отмечает А. Валлоттон в своей книге - "Молодой царь не обладал ни смелостью, ни энергией Петра Великого. Он не навязывал свои взгляды и волю, часто удовлетворяясь полумерами, когда наталкивался на яростное сопротивление защищавшего свои привилегии дворянства". "С исторической точки зрения было бы ошибкой приписывать исключительно одному Александру проведенные в начале века реформы, - ошибкой тем более серьезной, что на этом основании его обвиняли в переменах, происшедших впоследствии в его взглядах и намерениях. Подобная оговорка обоснованна, однако нет сомнения в том, что воцарение молодого великого князя оживило Россию…".

Крестьянский вопрос. Сразу же после вступления на престол Александр восстановил отмененные при Павле статьи Жалованных грамот дворянству и городам, возобновил деятельность дворянских собраний, амнистировал опальных военных и чиновников, освободил дворян от телесных, наказаний, позволил открывать частные типографии, выписывать иностранные книги и журналы, разрешил свободный въезд в Россию и выезд за рубеж. Встал вопрос о закреплении гражданских прав российских подданных в едином документе - "Жалованной грамоте русскому народу", который, планировалось издать к коронации Александра. Важнейшим нововведением "Жалованной грамоты" должны были стать неприкосновенность личности всех российских подданных и принцип наказаний по суду. Однако осуществить эти меры нельзя было без отмены крепостного права, поэтому правительству Александра I пришлось вплотную заняться крестьянским вопросом.

Кроме того, после воцарения Александр 1 принял ряд мер частного характера - прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки, запретил публиковать в газетах объявления о продаже крепостных, несколько позже отменил право помещиков отправлять своих крестьян на каторгу. В 1801 г. недворянам было разрешено покупать землю без крестьян, что стало важным шагом к формированию буржуазной собственности на землю.

В 1803 г. последовала мера, общего характера - "Указ о вольных хлебопашцах", согласно которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Не располагая рычагами давления на дворян, Александр I попытался подтолкнуть их к добровольному освобождению крепостных. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину.

Принцип освобождения с землей за выкуп должен был предотвратить обезземеливание крестьян и в то же время стимулировать развитие рыночных отношений. Наглядным примером для русских дворян должна была послужить реформа в Прибалтике, где правительство начало отменять крепостное право в 1804-1805 гг. Однако если в Прибалтике крестьяне получили свободу (правда, без земли), то в центральной России дело застопорилось. Товарно-денежные отношения здесь были развиты слишком слабо. Большинству помещиков было невыгодно отказываться от дарового, хотя и малопроизводительного, крепостного труда, а у большинства крестьян не было денег на выкуп, так как рассрочка выкупа под высокие проценты, отработки и пр. Не выполнившие этих условий возвращались в состояние крепостных крестьян. Поэтому последствия "Указа о вольных хлебопашцах" были незначительны: за все время его действия (до 1858 г.) на свободу выкупилось около 300 тыс. крестьян (1,5% крепостных).

В первое десятилетие царствования Александра I были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права. Так, указ 1801 г. запрещал публиковать объявления о продаже дворовых. Сама же практика их продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях велено было указывать, что такой-то не "продается", а "отдается внаймы". Указ 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках "в розницу", а указ 1809 г. отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь закрепощен. Крестьяне, незаконно записанные за помещиками, получили право возбуждать иски о предоставлении им свободы. Получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из плена или из-за границы. Взятый по рекрутскому набору крестьянин также считался свободным и по окончании срока службы уже не мог быть возвращен к своему владельцу. Помещик по закону был обязан кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

В 1804-1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае - в Латвии и Эстонии. 20 февраля 1804 г. было издано Положение о лифляндских крестьянах, распространенное в 1805 г. и на Эстонию. Крестьяне - "дворохозяева" объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они обязаны были отбывать владельцу земли барщину или оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. "Положение", однако, не распространялось на безземельных крестьян ("батраков").

Уступкой новым социально-экономическим условиям в стране явился указ 12 декабря 1801 г. о предоставлении права покупки земли и другой недвижимости купцам, мещанам, духовенству, государственным крестьянам (помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г.). Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность.

Более существенный характер носили преобразования в просвещении, печати, центральном управлении.

Государственное управление и просвещение были тесно связаны с крестьянским вопросом: распространение просвещения должно было подготовить общество к восприятию гражданских и политических свобод, а преобразование системы управления - дать в руки правительства гибкое и действенное орудие реформ. Кроме того, реформа администрации ("безобразного здания Российской империи", как говорил Александр); должна была стать предварительной стадией к введению в России конституции.

В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 г. "Об устройстве училищ" в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, с тем чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй - уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.

Указ 1803 г. предусматривал также и такую меру, которая стимулировала получение образования: по истечении пяти лет после его издания "никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище".

Помимо основанного в 1755 г. Московского университета в первые годы XIX в. были созданы еще пять: в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский), в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии - Виленский, в 1804-1805 гг. также на базе гимназий - Казанский и Харьковский университеты. В 1804 г. был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Изданный 5 ноября 1804 г. Устав университетов предоставлял им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов.

Университеты имели четыре отделения (факультета): 1) нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия), 2) физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрономия), 3) врачебных и медицинских наук (анатомия и врачебное дело, ветеринария) и 4) словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). В Петербургском педагогическом институте, приравненном к статусу университета, вместо медицинского было создано восточное отделение. При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же окончивших уездные училища. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Наиболее способных из числа окончивших университеты оставляли "для подготовки к профессорскому званию".

К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения гуманитарного профиля - лицеи. В 1805 г. в Ярославле на средства заводчика А. П. Демидова был открыт Демидовский лицей, в 1809 г. - Ришельевский в Одессе и в 1811 г. - Царскосельский лицей.

В 1810 г. был основан Институт путей сообщения в Петербурге и в 1804 г. Московское коммерческое училище - так было положено начало высшему специальному образованию (до этого существовали основанная в 1757 г. Императорская академия художеств и открытый в 1773 г. Горный институт). Была расширена система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса - закрытые средние военные учебные заведения для детей дворян.

В 1808 -1814 гг. была проведена реформа духовных учебных заведений. Подобно созданной в 1803-1804 гг. четырехступенчатой системе светского образования устанавливались 4 ступени духовно-учебных заведений: приходские школы, уездные духовные училища, семинарии, академии. Вводилась окружная система организации духовного образования: формировались 4 учебных округа во главе с духовными академиями. Центральным органом управления всей системой духовных учебных заведений стала учрежденная при Св. Синоде Комиссия духовных училищ. Расширялось преподавание общеобразовательных дисциплин, в связи с чем в семинариях оно приближалось к гимназическому, а в академиях - к университетскому.

При университетах создавались также цензурные комитеты, действовавшие на основании цензурного устава 1804 г. Устав предписывал цензорам руководствоваться "благоразумным снисхождением" к автору и отличался в целом либеральным характером. Благодаря либеральным цензурным условиям первые годы царствования Александра I были отмечены расцветом книгоиздания и публицистики, появлением новых журналов и альманахов. Правительство поощряло развитие просвещения и печати, награждая литераторов за их деятельность орденами, субсидируя перевод и издание западноевропейских политических сочинений - трудов А.Смита, Дж.Бентама, Ч. Беккариа, Ш.Монтескье.

Министерская реформа. В 1802 г. устаревшие петровские коллегии были заменены новыми органами управления - министерствами. Первоначально было учреждено восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения, впоследствии их число неоднократно менялось. Принципиально новыми для России были министерства внутренних дел и просвещения, призванные заботиться соответственно об охране общественного порядка, развитии местного хозяйства и повышении образовательного уровня населения. В отличие от коллегий, министерства основывались на принципе единоначалия: министр назначался царем и лично отвечал перед ним за действия своего ведомства. Для совместного обсуждения вопросов, выходивших за рамки компетенции отдельных министерств, учреждался Комитет министров.

Учреждение министерств позволило в целом повысить ответственность чиновников, усилить оперативность управленческой работы. В то же время значительно возросла опасность произвола со стороны министров, каждый из которых решал важнейшие политические вопросы наедине с царем.

План преобразований М.М. Сперанского. К 1803 г. заседания Негласного комитета постепенно прекратились. Однако Александр I не оставил мысли о реформах. Его новым помощником стал М.М.Сперанский- внук приходского священника, сделавший блестящую карьеру благодаря исключительному трудолюбию и необыкновенным личным способностям. Умение Сперанского четко и ясно излагать мысли, его широкие знания в сфере с западноевропейской политической литературы привлекли Александра I. Сперанский стал ближайшим советником императора и одним из самых влиятельных сановников Российской империи.

На основании бесед с Александром Сперанский в 1809 г. подготовил всеобъемлющий план государственного преобразования, получивший название "Введение к уложению государственных законов". Согласно плану Сперанского, государственная система Российской империи перестраивалась на началах разделения властей и широкого применения принципа выборности. В каждой административной единице (волость, округ, губерния) население избирало распорядительный орган- Думу, которая формировала местные органы исполнительной и судебной власти. Избирательное право ограничивалось имущественным цензом. Вводились основные гражданские свободы и суд присяжных. Законодательная власть была представлена общероссийской Государственной Думой, получавшей право утверждать бюджет и принимать законы. Император объявлялся "средоточием всех властей", за ним сохранялось право законодательной инициативы и роспуска Думы. Проблема крепостного права в проекте Сперанского прямо не затрагивалась, однако подразумевалось его серьезное ограничение: никто не мог быть наказан без суда, всем давалось право приобретать недвижимую собственность.

По мнению Сперанского, реализация его плана должна была расширить социальную базу монархии, укрепить законность, сохранив в то же время в руках императора основные полномочия для проведения реформ.

Реформа М.М. Сперанского. Зная о широком сопротивлении преобразованиям в придворных кругах, Сперанский предложил постепенную реализацию плана. В 1810 г. был учрежден Государственный совет - законосовещательный орган, призванный стать связующим звеном между императором и различными ветвями власти. В 1811 г. были преобразованы министерства: уточнены их функции и внутренняя структура, более четко разграничены полномочия. В результате реформ Сперанского в целом завершилось формирование административной машины Российской империи в том виде, в каком она просуществует до начала XX в.

Стремясь укомплектовать новые органы управления компетентными специалистами, Сперанский еще в 1809 г. добился принятия двух указов о государственной службе. Согласно одному из них, придворные чины объявлялись почетными званиями, не дающими служебных преимуществ. Согласно второму, служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома. Указы вызвали бурю негодования в среде чиновничества. Заволновались и консерваторы, увидевшие в реформах Сперанского угрозу исконным основам Российского государства. Рупором подобных настроений стал знаменитый писатель и историк Н.М. Карамзин, обратившийся к Александру I с "Запиской о древней и новой России".

По мнению Карамзина, попытка совместить самодержавную власть с представительными учреждениями грозила политической катастрофой- "две власти государственные в одной державе суть два грозных льва в одной клетке, готовые терзать друг друга". Отмена крепостного права, полагал Карамзин, вызовет разорение как крестьян, так и помещиков. Единственный выход, по мнению писателя- подбор достойных людей на государственные посты и распространение "добрых нравов", которые лучше всяких формальных ограничений сдержат произвол самодержца и помещиков.

Одновременно с демаршем Карамзина в придворных кругах распускались слухи о связях Сперанского с Наполеоном, его шпионаже в пользу Франции. Мнительный и подозрительный,

Александр начал верить обвинениям и решил пожертвовать своим соратником в угоду консерваторам. Весной 1812 г. Сперанский без суда был отстранен от всех должностей и отправлен в ссылку. Спустя некоторое время Александр возвратил Сперанского в Петербург, однако до конца царствования уже не давал ему ответственных поручений.

Конфессиональная политика. Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессиональной политики.

В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию конфессиям. Прекратились гонения старообрядцев и представителей других сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения "установленной власти". Довольно широкой свободой пользовались католичество, протестантизм, а также нехристианские религии - ислам, буддизм и др. В 1803 г. был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож. Это было время увлечения масонством. Масонами были все члены Негласного комитета, многие генералы и министры, а также 120 будущих декабристов.

В первой четверти XIX в. в России было до 200 масонских лож (объединений), насчитывавших до 5 тыс. членов. Масоны интересовались нравственно-религиозными вопросами, не преследовали никаких политических целей, вполне лояльно относились к правительству.

Последние реформы Александра I. Последний период реформ Александра I начался после завершения наполеоновских войн и во многом был связан с их последствиями. Александр полагал, что бедствия войн должны были приучить монархов и народы к взаимному доверию, а умеренные либеральные преобразования обеспечат социальный мир в Европе. Во многом по настоянию Александра во Франции после свержения Наполеона было сохранено конституционное устройство. В составе российской империи конституцию получила Финляндия, отвоеванная у Швеции в 1808-1809 гг. Наконец, конституционное устройство было даровано и землям Центральной Польши (Царству Польскому), которые в 1815 г. вошли в состав России.

Польская конституция была одной из самых либеральных в тогдашней Европе, что свидетельствовало о серьезности намерений Александра I. Законодательная власть предоставлялась выборному Сейму. Вводились гражданские свободы, равный для всех сословий суд, независимость суда от администрации, гласность судопроизводства. Утверждение подобных принципов на территории, подвластной Российской империи, должно было стимулировать преобразования в рамках всего государства.

Проект такого преобразования (под названием "Уставная грамота Российской империи") готовил один из старых соратников Александра I Н.Н. Новосильцев, назначенный императорским комиссаром в Варшаву. Основные принципы "Уставной грамоты" (введение парламента и гражданских свобод, разделение властей) опирались на положения польской конституции. Особенностью проекта были планы федеративного переустройства России: страна делилась на особые области ("наместничества") со своим парламентом в каждой из них. При поддержке правительства продолжалась публикация сочинений, посвященных конституционному опыту Западной Европы и основным социально-политическим проблемам России (прежде всего, отмене крепостного права). В 1816-1820 гг. была завершена крестьянская реформа в Прибалтике. По поручению Александра ряд его приближенных разрабатывал новые проекты отмены крепостного права в России. Однако на практике ни один из этих проектов реализован не был: правительственный курс Александра I с начала 1820-х гг. все более явно смещался в русло реакции.

В чем заключались причины перехода правительства к рекреационной политике? Прежде всего, Александр I стал замечать, что умеренные реформы, которые он считал залогом социального мира в Европе, не устроили ни народ, ни правительства. В начале 1820-х гг. по государствам Южной Европы (Португалия, Испания, Пьемонт, Неаполь) прокатилась волна революций, нарастает напряжение и в конституционной Польше. В 1820 г. в Петербурге восстал гвардейский Семеновский полк, возмущенный жестокими издевательствами полкового командира. Все это неуклонно подталкивало правительство к реакции.

Меры, с помощью которых Александр I пытался погасить недовольство в стране, оказались крайне неудачными. Еще в 1817 г., под влиянием охвативших его в эпоху наполеоновских войн религиозно-мистических настроений, Александр распорядился объединить в одном ведомстве управление просвещением и религиозной сферой и учредил Министерство духовных дел и народного просвещения. В министерстве было сосредоточено управление всеми российскими конфессиями - как господствующей православной церковью, так и неправославными исповеданиями (католицизмом, протестантизмом, мусульманством и др.). Эта мера вызвала недовольство как религиозно настроенных людей, так и сторонников либерализма. Сотрудники министерства М.Л. Магницкий и Д.П. Рунич были направлены на ревизию в Казанский и Петербургский университеты, которые подверглись полному разгрому. Лучшие профессора были уволены или отданы под суд, учебные программы кардинально перерабатывались, производилась чистка библиотек, ужесточалась дисциплина.

Чувствуя неудачу большинства своих начинаний, Александр I все больше отходил от государственных дел, фактически передоверив их своему ближайшему сотруднику А.А. Аракчееву. Последний был поставлен и во главе военных поселений - особой формы комплектования и содержания армии, вводившихся с 1816 г. Крестьяне военных поселений были обязаны содержать подселенных к ним солдат и подчинялись военной дисциплине: жили в специально выстроенных домах, занимались полевыми работами под командованием офицеров в специально отведенное время и т.д.

Задуманные для упорядочения быта крестьян и облегчения расходов на армию, военные, поселения стали худшим видом крепостной неволи. Военные поселяне не раз поднимали восстания, однако власти подавляли их с неуклонной жестокостью. Суровость и непреклонность, с которой Аракчеев руководил военными поселениями, снискали ему ненависть в обществе и способствовали падению популярности царя. Все больше времени Александр I проводил в разъездах по. России и Западной Европе, и во время одного из таких путешествий умер в ноябре 1825 г. в заштатном южном городке Таганроге. События в Таганроге породили легенду о том, что Александр инсценировал свою смерть и отправился странствовать по России под видом "старца Федора Кузьмича", однако никаких документальных подтверждений этой легенды не найдено.


3. Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.


В начале царствования Александра I основные внешнеполитические задачи оставались и задачи внешней прежними, сложившимися еще в конце XVIII столетия, когда Россия встала в один ряд с великими европейскими державами. Ее геополитические интересы и приоритеты последовательно трансформировались на протяжении нескольких веков, но в то же время в значительной степени оставались традиционными. Борьба за укрепление своих позиций на северо-западе - в Прибалтике, на юге - на Черноморском побережье, обеспечение безопасности западной границы - все это были главные направления во внешней политике России. Таким образом, основной задачей являлось создание естественной геополитической системы для России, связанной с решением проблем ее национальной безопасности. Одновременно российское государство, как и другие великие державы той поры, стремилось к расширению территории, к завоеванию новых подданных, к укреплению тем самым своего могущества. Между тем эти завоевательные тенденции фактически не выходили за рамки реализации указанной основной внешнеполитической задачи. В первой половине XIX в. интенсивно продолжался процесс формирования территории многонационального российского государства и складывания его границ: закрепление в составе империи (помимо собственно русских земель, Прибалтики и Белоруссии, большей части Украины) Закавказья и Северного Кавказа, западного Казахстана, районов Дальнего Востока и части Северной Америки.

На внешнюю политику России, кроме международной ситуации, влияли и другие факторы, прежде всего ее экономические интересы, необходимость развития экономического потенциала страны, в том числе внешней торговли. Поэтому большое значение во внешней политике придавалось покровительству и защите торговли через Балтийское море, а также - азовские и черноморские порты. Интенсивное освоение южных районов России (присоединенных при Екатерине II) требовало обеспечения стабильности в Черноморском регионе. Слабость русской буржуазии и неконкурентоспособность промышленных изделий на европейском рынке диктовали необходимость государственной поддержки в деле проникновения на азиатские рынки (Персия, Турция и т. д.). Вместе с тем внешнеполитическая ориентация государства как в начале XIX в., так и далее определялась дворянством - господствующим сословием. В отличие от Западной Европы русская буржуазия фактически не участвовала в выработке внешнеполитического курса, хотя государство объективно учитывало и ее интересы.

В начале XIX в. Россия обладала большими возможностями для проведения активной и эффективной внешней политики. Ее армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо организована, экипирована и обучена. Дипломатическая служба была разветвленной и хорошо налаженной. Вместе с тем в начале царствования Александра I произошла реорганизация внешнеполитического ведомства. Коллегия иностранных дел, основанная Петром I и руководившая внешней политикой в 1717 - 1802 гг., претерпела значительные перемены. Были введены должности министра и товарища министра иностранных дел.

Первые годы царствования Александра I совпали со сложной международной обстановкой. Она определялась, прежде всего, неудержимым стремлением наполеоновской Франции перекроить в своих интересах карту Европы, покорить и подчинить своему влиянию многие европейские государства. В то же время другие европейские державы не только пытались сдержать агрессию Наполеона, но и преследовали своекорыстные интересы. В борьбе за территориально-политический передел Европы участвовали фактически все великие державы того времени. Великобритания, хотя и не претендовала на европейские территории, но, опираясь на свое экономическое могущество, стремилась к установлению гегемонии в европейских делах. Эта ситуация влияла на выработку позиции России.

Первые дипломатические шаги правительства Александра I в европейских делах свидетельствовали о желании сохранить нейтралитет, "свободу рук", четко определить свои внешнеполитические приоритеты. Император и его приближенные считали, что главной целью в Европе является поддержание мира и стабильности. Однако разраставшаяся, как снежная лавина, наполеоновская агрессия заставила русского царя похоронить эти иллюзии и вплотную заняться поисками союзников для решения главной европейской проблемы - сдерживания Франции. Для решения этой задачи партнерами России могли быть только Англия, Австрия и Пруссия.

Одним из важнейших и традиционным направлением для российской внешней политики было восточное - участие в решении так называемого восточного вопроса. Эта международная проблема особую остроту приобрела с конца XVIII в. С одной стороны, ее вызвало нараставшее ослабление Османской империи, включавшей в свой состав многие территории и народы Балканского полуострова, Ближнего Востока и Северной Африки. В этих регионах росли национальные движения и сепаратистские тенденции. С другой стороны, усиливалось соперничество европейских держав в борьбе за влияние в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Россия активно участвовала в решении восточного вопроса с конца XVIII в. Этому способствовало укрепление ее позиций на Черном море после присоединения Новороссии и Крыма. Каждая из европейских держав преследовала собственные политические, стратегические и экономические интересы. В одних международных ситуациях Англия, Франция и Австрия поддерживали принцип целостности Турции, в других они были готовы к ее расчленению. Их действия на Ближнем Востоке постоянно были нацелены на ослабление позиций России в этом регионе.

Для России восточный вопрос представлял сложный комплекс решения собственных внешнеполитических задач. Ей были необходимы стабилизация политической обстановки в Черноморском регионе, укрепление границ империи и нормализация взаимоотношений с южным соседом Турцией. Одновременно одной из важнейших задач российской дипломатии было обеспечение наиболее выгодного международно-правового режима черноморских проливов (Босфора и Дарданелл): свободное плавание по ним русских торговых кораблей, возможность прохода через них русских военных судов, гарантии со стороны Турции недопущения в Черное море военно-морских сил западных стран.

Таким образом, русское правительство стремилось превратить Черное море в закрытый для других держав российско-турецкий бассейн.

Не менее важной для России была балканская проблема - составная часть восточного вопроса. Цели национальных движений на Балканах, особенно активно развернувшихся с начала XIX в., и политики России в этом регионе во многом смыкались. В народных массах, проживавших на Балканах, жила надежда на помощь со стороны России, в которой они видели свою избавительницу от османского ига. Эта надежда опиралась на общие исторические и этнические корни, духовную связь и единую религию. Россия также стремилась учитывать интересы балканских народов в своих взаимоотношениях с Османской империей, выступала их покровительницей и защитницей (в силу ряда заключенных ранее соглашений). Такое положение давало ей возможность использовать национальные движения в своих интересах, оказывать давление на Порту (принятое в Европе название турецкого правительства) и активно вмешиваться во внутренние дела Турции.

На Среднем Востоке у России складывались сложные отношения с крупной центральноазиатской державой Персией (Иран). Между ними шла постоянная борьба за обладание Закавказьем.

Во внешней политике России существовали и так называемые периферийные направления, имевшие в рассматриваемый период подчиненное значение. Россия развивала доброжелательные отношения с Северо-Американскими Штатами, Китаем, уделяла внимание Казахстану и Средней Азии, с государствами которой у нее постепенно складывались общие границы.


Заключение


Как оценить итоги царствования Александра I? С одной стороны, большинство его начинаний закончилось неудачей, а поворот к реакции в конце царствования обострил недовольство в обществе и стал важным стимулом для развития движения декабристов. С другой стороны, в правление Александра были заложены предпосылки будущих реформ. Создание министерств и Государственного Совета, реформа государственной службы, создание университетов и преобразование цензуры способствовали в первой четверти XIX в. формированию бюрократии и интеллигенции- двух сил, которые в значительной степени будут определять облик России в течение XIX в. Четырнадцатый по счету российский император Александр I, или, как его называли в народе, Александр Благословенный, - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства.

Независимо от того, преувеличивают ли историки роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи. Личная психология Александра, которой больше всего занималась наша историография, представляется обычно крайне неустойчивой, путанной и противоречивой; такой казалась она и его современникам, даже близко его знавшим, хотя не всем и не всегда. Прозвали его "северным сфинксом", точно отказываясь разгадать его загадку. Эти отзывы любопытны и ценны, при всей своей неопределенности и своих противоречиях, как отражение того бытового впечатления, какое производил Александр на всех, имевших с ним дело, на каждого по-своему. Это-то впечатление и стараются уложить его биографы, на нем пытаются построить характеристику своего героя, а вернее сказать, свое личное суждение о нем и впечатление от него, всматриваясь в его слова и действия, вчитываясь в его письма и в рассказы мемуаристов или авторов различных "донесений" за границу о его беседах и настроениях.

А между тем Александр I - подлинно историческая личность, то есть типичная для своего времени, чутко и нервно отразившая в себе и силу сложившихся традиций, и нараставшую борьбу с ними, борьбу разнородных тенденций и интересов, общий эмоциональный тон эпохи и ее идеологические течения.

Я считаю, что Александр - "прирожденный государь" своей страны говоря по-старинному, воспитанный для власти и политической деятельности, поглощенный мыслью о ней с детских лет. Он вырос и вступил в жизнь для трудной, ответственной и напряженной роли правителя в бурный и сложный момент раскрытия перед сознанием правящей среды глубоких и тягостных противоречий русской действительности.

Император Александр I вошел в историю как искусный политик и дипломат. Он имел свои взгляды на систему международных отношений, сочетавшие некоторые передовые идеи той эпохи с консерватизмом и легитимизмом. Его увлекала мысль о необходимости европейского единения, гармонии и строгом общеевропейском порядке, при котором народы Европы обрели бы истинное благополучие и процветание.

И вряд ли нужно полагаться на точку зрения западным источникам, изображающим царя в большей части как вечно колеблющуюся, нерешительную личность, неспособную к принятию твердых и ответственных решений. Многие факты его царствования свидетельствуют о том, что это был отнюдь не безвольный человек, а достаточно волевой правитель. Об этом говорит, прежде всего, его политический курс 1812-1804 гг.


Литературы


1.Валлоттон А. Александр I / Пор. с франц.; послесл. Н.И. Казакова. - М.: Прогресс, 1991. - 397 с.

2.Вандаль А. Наполеон и Александр I. - СПб., 1910-1913. Т.1-3

История России XIX-нач.XX вв. / Под ред. В.А. Федорова. - М.: Проспект, 2002. - 536 с.

История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. - 544 с.

Минаева Н.В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX в. - Саратов, 1982

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. - М., 1989.

Орлов А.С. Основы курса истории России. - М.: Простор, 2003. - 651 с.

Политическая история России: Учебное пособие / отв. Ред. Проф. В.В. Журавлев. - М.: Юрист, 1998. - 696 с.

Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. - Л., 1957

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - СПб.: Лань, 1999. - 432 с.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. - 2-е изд., испр. - М.: Высш. Шк., 2003. - 431 с.

Шильдер Н.К. Император Александр I. Его жизнь и царствование - СПб., 1894, 1905. Т.1-4


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Проблемам преобразований во внутренней политике России начала ХIХ в. посвящено немало трудов. Первый опыт освещения этих проблем относится ко 2 - й половине ХIХ века, когда военный историк генерал М.И. Богданович выпустил в свет 6 - ти томную историю Александра I. М.И. Богданович принадлежит к числу тех дворянских историков, для которых личность царя была главным двигателем исторического процесса, а история России - историей того или иного самодержца. В представлении М.И. Богдановича Александр I хотел водворить в стране «государство справедливости и общего спокойствия».

Будучи свидетелем «злоупотреблений администрации» своей бабки, а потом и отца, царь проникся идеалами законности; ненавидя деспотизм, он стремился «навсегда охранить от престола права всех и каждого».

Объективная ценность книги М.И. Богдановича состоит в богатом фактографическом материале, который она содержит.

В 1897 году историк охранительного направления генерал Н. К. Шильдер выпустил в свет четырёхтомную биографию Александра I. Историк разделял мнение М. И. Богдановича о стремлении Александра к законности как главном мотиве его преобразовательной деятельности. Идеал Шильдера - это гуманный и либеральный царь. И. М. Богданович и Н. К. Шильдер не писали об Александре I как о выразителе естественной потребности конституционного преобразования России. Составив подробнейший очерк первых правительственных мероприятий начала ХIХ века, Н. К. Шильдер заключил, что Александр «представлял собой явление, необычное в русской истории».

Из трудов советского времени наиболее интересными по истории реформирования в 1 - й половине ХIХ века для нас явились монографии А. В. Предтеченского «Очерки общественно - политической истории России в первой четверти ХIХ века» и М. М. Сафонова «Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII и ХIХ вв.».

А. В. Предтеченский дал политике Александра I классовую оценку и рассматривал её как попытку в условиях разложения феодально-политической системы защитить интересы господствующего класса крепостников - помещиков от буржуазной революции.

В монографии М.М. Сафонова показано, как в результате острой внутриполитической борьбы широко задуманная программа социально - политических реформ свелась к преобразованиям государственного устройства, которые способствовали дальнейшему царствованию самодержавия. Такой подход к оценке реформ Александра I представляется нам наиболее приемлемым.

В наше время реформы Александра I исследуются в работах А. Н. Архангельского «Александр I”, А. Валлотона «Александр I” и др.

Александр I - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства. Он жил и царствовал в сложное и во многом - переломное для судеб мира время. Заложенные просвещенным веком Екатерины II и Ф. Лагарпом передовые идеи и высокие мысли оставили в душе царя неизгладимый след. Однако осуществить их на практике Александру I не удалось.

Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 года. В самом начале жизненного пути его личность была деформирована обстоятельствами, сложившимися в царской семье. Постоянная необходимость приспосабливаться одновременно и к вольным нравам екатерининского двора и к строгим порядкам, установленным Павлом в Гатчине, вносила полный разлад в душу мальчика, а потом и юноши.

Образование Александра, начавшись в детстве под непосредственным руководством и при участии Екатерины II, затем было продолжено рядом отличных преподавателей. Из всех воспитателей и учителей центральное место занимал Лагарп - швейцарский республиканец, увлекавшийся идеями французской просветительской философии. Эти идеи он передавал будущему императору, однако не связывал их с реалиями русской жизни. Такая отвлеченность от практики потом сказывалась в действиях Александра I. “Мысли о благе человечества, гнусности рабства и деспотизма сочетались с его положением абсолютного монарха. Это приводило к колебаниям, непоследовательности, противоречивости в практической политике», - пишет А. Н. Архангельский.

Трагические обстоятельства вступления на престол стали для царя огромным потрясением. Убийство Павла I сделало Александра соучастником страшного преступления и заставило всю жизнь мучиться угрызениями совести, а так же показало ему собственную незащищенность, внушив глубокий страх стать жертвой очередного переворота. Поэтому он старался воздерживаться от шагов, хотя бы и полезных для страны, но слишком раздражающих благородное сословие. По мнению историка В.О. Ключевского, Александр I «принес на престол больше благих желаний, чем практических средств для их осуществления».

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства. «Дней Александровых прекрасное начало», - так впоследствии охарактеризовал начало правления молодого государя А.С. Пушкин. В манифесте о восшествии на престол Александр I заявил, что будет править «по законам и по сердцу своей премудрой бабки» и принял ряд решений в либеральном духе: были амнистированы лица, репрессированные при Павле, разрешена деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы, подтверждены Жалованные грамоты дворянству и городам, ослаблена цензура. Но при всем своем либерализме Александр не спешил идти на ограничение самодержавия и отверг конституционные проекты П.А. Зубова, П.А. Палена. Вместо этого появился указ об учреждении Непременного совета - законосовещательного органа при государе. Практическое значение Непременного совета было невелико. Основная работа по подготовке преобразований сосредоточилась в Негласном комитете. В его состав вошли «молодые друзья» императора - В.П. Кочубей, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях комитета, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.

После рассмотрения в Негласном комитете в 1802 году была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо коллегий были учреждены восемь министерств: военное, военно-морское, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения и юстиции. Руководители этих ведомств составляли Комитет министров.

В крестьянском вопросе Александр I не спешил с радикальными мерами, боясь недовольства помещиков и крестьянских волнений. В 1803 году был издан указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп. Правительство впервые продемонстрировало свое намерение отменить крепостное право. Но за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5 % крепостных (М. М. Сафонов).

Более успешными оказались реформы в области образования. В 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Руководить созданием единой системы образования было призвано министерство народного просвещения.

С 1803 года значение Негласного комитета стало падать. Вскоре кружок прекратил деятельность. Для продолжения реформ Александру I требовались новые люди. Одним из таких людей стал А.А. Аракчеев.

О сыне небогато и незнатного помещика Алексее Андреевиче Аракчееве современники почти единодушно отзывались нелестно. Обличались его грубость, трусость, невежество, жестокость. Но для царя Аракчеев обладал рядом ценных качеств: он неукоснительно выполнял царскую волю, был подобострастен и учтив. К тому же, он отличался работоспособностью и организованностью. В 1803 году Аракчеев - инспектор всей артиллерии, в 1807 - состоит при Александре I с правом издавать от его имени указы, в 1808 - военный министр, обладающий огромной властью и ревностно охраняющий престол от дворянского заговора. Основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское, а для разработки плана дальнейших реформ необходим был другой человек. Им стал М.М. Сперанский.

Происходивший из семьи сельского священника Михаил Михайлович блестяще окончил духовную академию и за 4 года сделал стремительную карьеру. В 1807 году император приблизил Сперанского к себе и сделал основным советником и помощником. В 1809 году Сперанский подготовил план преобразований - «Введение к уложению государственных законов». По этому проекту основой государственного устройства России должен был стать принцип разделения властей. В качестве законосовещательного органа власти предполагалось создать Государственную думу, исполнительную - сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной становился Сенат. Вершиной государственной системы, связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный совет - совещательный при государе.

Население России предполагалось разделить на три сословия - дворянство, среднее состояние, народ рабочий, - которые получали гражданские права, а два первых - политические.

Преобразования начались с реформирования государственного аппарата. В 1810 году вместо Непременного был создан Государственный совет в составе 35 высших сановников. Началась реорганизация министерской системы: все министерства имели единообразную структуру и действовали на принципах единоначалия. Обо всех этих преобразованиях подробно пишут в своих исследованиях А. В. Предтеченский, М. М. Сафонов.

Деятельность Сперанского вызвала ярость дворянства, догадывавшегося, что одной из целей реформ является отмена крепостного права. Не устраивали дворян и планы ограничения самодержавия. Александр I, понимая, что недовольство его внутренней политикой охватило широкие круги общества, в условиях обострения внешнеполитической обстановки, в 1812 году уволил Сперанского в отставку.

Внешние события 1812-1815 годов отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После победы над Наполеоном свободомыслящая часть дворянства ожидала введения конституции, крестьяне - отмены крепостного права. Важным шагом царя в направлении политических реформ стало дарование Конституции Польше. В 1818 году Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект Российской Конституции. Созданный документ - «Государственная уставная грамота Российской империи» - предусматривал установление конституционной монархии. Александр I не стал реализовывать этот проект, как и проекты освобождения крестьян (М. М. Сафонов).

Реформаторские намерения императора, как в конституционном, так и в крестьянском вопросе сменяются реакционным курсом. Эта перемена обусловлена, прежде всего, оппозиционными настроениями дворянства. Кроме того, Александр I считал, что крестьянская Россия не способна понять и принять конституционную систему правления.

Последние годы правления Александра I называют «аракчеевщиной» (1815-1825), так как управление страной при часто уезжавшем за границу царе сосредотачивается в руках всесильного временщика. Символом наступившей реакции были военные поселения - новая форма комплектования и содержания армии. Крестьяне, переводимые на положение «военных поселян» должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Таким образом, они и обеспечивали себя, снимая расходы с казны, и становились резервом армии. В разряд поселенцев государственные крестьяне переводились целыми уездами. Жесткая регламентация быта, палочная дисциплина, запрет на торговлю и промыслы - все это разрушало крестьянский уклад, тормозило экономическое развитие.

Последние годы царствования Александра были мрачными для страны и тягостными для императора. В 1825 году он неожиданно скончался в Таганроге, оставив открытым вопрос о престолонаследии.

«Александр I хотел реформировать страну, имея конечной целью отмену крепостного права, введение правовой системы и конституции. Либеральные идеи не были для него пустым звуком. Однако положение абсолютного монарха объективно препятствовало систематическому проведению реформ в жизнь. Справедливо утверждение некоторых современников о значительной доле мечтательности и отвлеченности от реальной жизни Александра I. Ограничен был и круг лиц, на которых мог опереться царь. Невежественность, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, пассивность народных масс стояли мощным препятствием на пути реформ. Поэтому реформаторские усилия царя не завершились коренными изменениями в социально-экономическом, политическом, гражданском строе России. Самодержец оказался слабее самодержавия», - пишет А. Валлотон.

Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.

Надежды возлагались на Николая I.

Судя по этим высказываниям, взгляды Александра I можно охарактеризовать как либеральные или как консервативные?

Александр здесь излагает идеи Просвещения. Его взгляды либеральны.

С точки зрения Чарторыйского, Александр I – либерал или консерватор?

Чарторыйский считал императора консерватором.

Сравните выводы и сформулируйте проблему (авторский вариант – с. 367).

Вопрос: Александр I – либерал или консерватор?

Ответ: Александр сочувствовал либеральным идеям, но на действительно серьёзные реформы (предложенные Сперанским) не решился. Скорее всего, он изначально был больше консерватором.

Составьте список личных качеств Александра I.

Личные качества:

Весёлость,

Обходительность,

Доброта,

Умение расположить к себе людей,

Скрытность чувств,

Впечатлительность

Какие из них способствовали тому, чтобы этот государь стал либеральным реформатором?

Из личных качеств либерализму способствовала лишь доброта, остальные могли помочь как либеральным реформам, так и укреплению самодержавной власти.

Личные качества императора могли пригодиться как реформатору, так и консерватору, как, к примеру, умение располагать к себе людей. Однако воспитан он был в духе Просвещения, то есть как либерал. Особенно велико было влияние его учителя и воспитателя Лагарпа, а также пример его бабки Екатерины II, которая правила как просвещённые монарх.

Почему многие современники разделяли мнение А.С. Пушкина, который назвал первые годы правления Александра I «дней Александровых прекрасное начало»? Свою точку зрения подтвердите фактами.

В первые годы правление император опирался на друзей своей юности, которые были либералами (некоторые даже звали их «якобинцами»). Александр снова ввёл все привилегии дворянства времён Екатерины II (включая свободный выезд из страны и беспрепятственное возвращение), вернул из ссылки около 12 тысяч чиновников и военных, провёл реформу системы образования и смягчил цензуру (проверялись уже изданное).

Новый правитель также пытался улучшить участь крестьян: им разрешалось покупать землю, запрещалось публиковать в газетах объявления о продаже крестьян без земли (но не запрещались сами такие продажи). Кульминации эти усилия достигли в Указе о вольных хлебопашцах, но даже по нему освобождение крестьян было добровольным делом помещиков.

Сделайте предварительный вывод о взглядах императора.

По крайней мере, в первые годы своего правления Александр I, безусловно, был либералом.

С помощью фактов определите, какое правление установилось в России в ходе реформ Александра I: абсолютная или конституционная монархия?

Монархия при Александре I продолжала оставаться абсолютной. Все ветви власти по-прежнему подчинялись императору, а он ни перед кем не отчитывался. И даже созданный Александром Государственный совет не ограничивал власть императора, а лишь давал ему советы (был законосовещательным органом).

Какие проекты Сперанского могли, на ваш взгляд, благоприятно воздействовать на управление государством? Почему они не были претворены в жизнь?

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную (пусть у императора и оставались верховные полномочия во всех трёх ветвях).

Отмена сословного деления, наделение всех свободных людей равными гражданскими правами;

Свободному населению предполагалось дать избирательные права;

Постепенная отмена крепостного права.

Осуществить всё это Сперанскому помешала опала, а её вызвали дворцовые интриги завистников. Но, возможно, Александр не был готов к столь радикальным преобразованиям, потому так легко поверил врагам реформатора.

Cхему на с. 30 сравните со схемой на с. 19. Как изменились отношения самодержавия и частей нарождающегося гражданского общества?

Отношения никак принципиально не изменились. Император продолжал стоят во главе всех ветвей власти, правительство продолжали отчитываться лишь перед ним.

Какие части проекта Сперанского были реализованы?

Из всех его проектов было реализовано только создание Государственного совета.

Опишите спор двух дворян начала XIX века. Отец – старый боевой офицер, которого еще императрица Екатерина II произвела в полковники. Он владеет сотнями крепостных, живёт в деревне и получает хороший доход. Сын – молодой человек, увлекающийся сочинениями французских просветителей, поступил учиться в Московский университет на юридический факультет. Как, на ваш взгляд, каждый из них будет относиться к реформам Александра I, как будет защищать свою позицию?

Полагаю, отец будет всецело защищать реформы, в основном видя в этом возвращение «золотых» времён Екатерины II.

В то же время сын будет доказывать, что императору следовало бы пойти дальше. Он вполне может отстаивать идеи Просвещения, используя аргументы великих мыслителей того времени. Так на престоле не могут постоянно оказываться способные люди, иногда туда может попасть и недостойный (тут хорошо подойдёт пример Павла I, которого должны ненавидеть оба), потому самодержавие следует ограничить. Власть развращает, когда власть одного органа государственной власти не уравновешивает влияние другого, начинаются злоупотребления. Примеров среди чиновников России сын может найти более чем достаточно. Потому нужно ввести разделение властей с системой сдержек и противовесов.

На это отец вспомнит аргументацию Карамзина: такие новшества противоречат всей истории России, потому не могут быть полезны. Также он должен сошлётся на Великую французскую революцию. На примере якобинского террора отец покажет сыну, к чему приводит свобода народа и ограничение абсолютной власти монарха.

В масштабах российского общества позиция отца, безусловно победила. Но нужно отметить, что её разделяли и многие молодые люди, то есть большая часть дворянства (политически активной части общества в то время).

Правление Александра I (1801-1825 гг.)

12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I . В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой — Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I , но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.

Либеральные реформы 1801-1815 гг.

Став императором, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой.

Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.

В то же время Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 — ноябрь 1803 г.), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г. был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные — в руках Сената, исполнительные — у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне — права политические.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.

В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского управления, начатая еще в 1803 г. Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г.

В начале 1811 г. Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии, облегчение положения крестьян в Прибалтике.

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

В ноябре 1815г. польская конституция была утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на открытии сейма в 1818 г. в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была реализована — Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией.

В апреле 1818 г. Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого избиралась от дворянства. Еще в 1804 г. было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г. император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и выкупать ее. В 1817 г. «Положение» было распространено на Курляндию и на Лифляндию (1819).

Однако из-за оппозиционных настроений дворянства, не желавшего расставаться со своими привилегиями, реформаторские намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. В 1820 г. Государственный совет отверг предложенный царем законопроект о запрещении продажи крепостных без земли. Кроме того, волна европейских революций 1820-1821 гг. и восстания в армии убедили его в несвоевременности преобразований. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г. военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г. деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822 г. права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

В ноябре 1825 г. император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии — он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I — Константин в 1822 г. отказался от правления. Составленный в 1823 г. Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла — Николай, хранился в тайне от наследника. В результате в 1825 г. возникла ситуация междуцарствия.

  1. Первые шаги Александра I
  2. Крестьянский вопрос
  3. Реформа образования
  4. Неосуществленные проекты
  5. Итоги реформ

Статья кратко излагает реформы Александра I, их характер и незавершенность. Правление Александра I принято разделять на первый период, во время которого он был настроен на реформаторскую деятельность вплоть до принятия конституции и отмены крепостного права и второй, наступивший после создания в 1815 г. Священного союза. Император теряет интерес к реформам и в его действиях начинает преобладать реакционный элемент.

Первые шаги Александра I
C начала вступления на престол Александр I делает публичное заявление о том, что его царствование пройдет в духе правления Екатерины II, будут искоренены последствия деятельности Павла I. Был издан ряд указов, отменявших непопулярные постановления предыдущего государя. Исключенные чиновники и офицеры были восстановлены в правах. Даровалось прощение всем беглецам (кроме убийц). Отменялся запрет на ввоз иностранных товаров и книг. Разрешался выезд за границу.

Реформы государственного управления
Одним из первых крупных преобразований Александра I в области государственного управления явилось создание в марте 1801 г. "Непременного" совета, состоящего из 12 человек, назначавшихся на должность пожизненно. Орган имел лишь совещательный характер, т. е. имел право давать советы императору. Однако, его члены обладали большим авторитетом и принимали участие в обсуждении важнейших вопросов. В 1810 г. "Непременный" совет был преобразован в Государственный совет с прежними функциями, который состоял из четырех департаментов. Видный деятель эпохи Александра I, М. М. Сперанский, занимавшийся разработкой проектов реформирования государственного устройства, был утвержден в должности Государственного секретаря.
Наряду с этим Александр I создал "негласный" комитет для выяснения "истинной" ситуации в России и выработки проекта нового законодательства и конституции. Деятельность комитета носила оторванный от действительности характер и сводилась к обсуждению Александром I со своими ближайшими соратниками положения дел в империи.
Главной реформой Александра I стало учреждение министерств, во главе каждого из которых должен был находиться министр, непосредственно отвечающий за свою деятельность. В существующих еще со времен Петра I коллегиях принятие решений определялось большинством голосов. Министерства должны были работать по принципу единоначалия. Ответственность полностью ложилась на министров, которые отчитывались лично царю и своих действиях. В сентябре 1802 г. были созданы восемь министерств. В 1811 г были добавлены еще четыре министерства. В присутствии императора собирался Совет министров для принятия решений по важнейшим вопросам.
Высшей судебной инстанцией становился Сенат, в его ведение передавалось рассмотрение ежегодных отчетов министров о своей деятельности и вынесение решений по этому поводу.

Крестьянский вопрос
Новый царь начинал свое правление с мыслью о коренных преобразованиях. В заседаниях негласного комитета часто звучала мысль об отмене крепостного права. Однако, как уже было отмечено, высказывания о свободе были далеки от практики. Александр I хотел постепенно свести крепостную зависимость, но не мог определиться с конкретными мерами. Единственной робкой попыткой было принятие указа о "вольных хлебопашцах" (1803 г.). Крестьяне могли быть отпущены на волю по собственной инициативе помещиков. Однако, воспользоваться таким правом захотели немногие, и количество освобожденных по указу крестьян было незначительным.
Незначительные ограничения крепостного права были введены в Прибалтийских губерниях (1804-1805 гг). Появились элементы самоуправления и местного судопроизводства. Был введен запрет на продажу крестьян без земли, объявляющихся владельцами своих участков с правом наследования.

Реформа образования
Александр II приступил к устройству учебных заведений в России. Выделялись приходские, уездные, губернские (гимназии) училища и университеты. Важным мероприятием являлось восстановление в Петербурге Академии наук. Было основано пять новых университетов. К этому же времени относится основание знаменитого Царскосельского лицея. Было значительно увеличено общее количество гимназий и школ.

Неосуществленные проекты
Еще во время существования "Негласного" комитета либерально настроенные соратники Александра I предлагали ему проекты возможных преобразований, призванных дать свободу крестьянам, ограничить власть дворянства и др. Все они остались на бумаге, но примечательно то, что такие разговоры все же велись.
Основной реформаторский проект был представлен в 1809 г. М. М. Сперанским, являвшимся в то время ближайшим советником Александра I. Главные его положения заключались в том, Россия должна была начать переход от крепостнической к конституционной монархии. Непременным условием являлось разделение властей. Все население страны должно было получить избирательные права. Предполагалось создание системы избираемых Дум. Император одобрил проект, но посчитал, что его осуществление несвоевременно. Из проекта была взята лишь идея создания Государственного совета, что усилило и упорядочило государственную власть.

Деятельность Александра I после 1815 г.
Как уже было отмечено, после 1815 г. Александр I начинает склоняться к политике сворачивания реформ. Однако, первое время император еще пытался продолжать преобразовательное дело.
В 1816-1819 гг. крестьяне Прибалтийских губерний были освобождены от крепостной зависимости. Однако, освобождение произошло без наделения землей, поэтому крестьяне опять попали в зависимость к помещикам, просто на этот раз она носила характер экономического, а не личного закабаления.
В ноябре 1815 г. Александр I подписывает конституцию Польши, что делает ее конституционной монархией. Император оставляет в своих руках исполнительную власть, к сейму переходят ряд законодательных функций. Сейм делится на две палаты: Сенат (царь сам назначает членов) и Посольская палата (выбиралась на основании имущественного ценза). Декларировалась основные гражданские свободы. По сути, данная конституция была наиболее либеральной на тот момент.
Наряду с этим Александром I было осуществлено как бы повторное закрепощение государственных крестьян путем создания военных поселений. Крестьяне в этих поселениях также занимались хлебопашеством, но при этом несли воинскую службу. К ним применялись суровые наказания.
Считается, что после 1820 г. Александр I окончательно расстается с мыслями о реформах. Неудачные попытки преобразований, сопротивление большинства вельмож, революционное движение в Европе заставили императора придерживаться и охранять существующий строй. Усиливается цензура, начинаются преследования за вольнодумство. В 1822 г. было восстановлено право помещиков отправлять своих крестьян в виде наказания на поселение в Сибирь.

Причины отказа от коренных реформ
Вступив на трон, Александр I был преисполнен благородных надежд и планов на изменение государственного строя. Однако, поддержки среди дворян он не обнаружил. Был узкий круг его единомышленников и отдельные лица, разделяющие мысли царя, но они были воспитаны на европейских идеях и не могли в должной мере применить их в российской действительности. Сам Александр I останавливался в нерешительности, понимая, что резкие перемены настроят российское дворянство против него. Это грозило очередным дворцовым переворотом.
Войны России с Наполеоном, Ираном, Турцией, Швецией отвлекали внимание императора от положения дел в стране и постепенно настраивали его против каких-либо реформ. Не случайно именно Александр I стал инициатором создания Священного союза, призванного охранять монархические интересы от революционных движений.

Итоги реформ
Несмотря на благие намерения и стремление к проведению реформ, наличие различных проектов преобразований, Александр I по сути не смог воплотить свои желания в жизнь. Реальным результатом реформ стало усиление государственной власти, благодаря созданию нового аппарата управления. Еще можно отметить реформу образования, которая действительно привела к всплеску общественной мысли и пробудила в обществе интерес к науке. Заслуживает внимания конституция Польши, которая по замыслу должна была стать опытным образцом для российской конституции. Но поворот Александра I к реакции похоронил все надежды либерального дворянства.