Овербукинг - когда пассажиров больше, чем билетов. Овербукинг в россии

Сегодня при планировании путешествий или покупки других услуг и товаров, есть возможность провести предварительное бронирование. В этой теме важно знать и понимать овербукинг – что это такое, и как правильно действовать в случае возникновения ситуации, которую он описывает.

Что такое овербукинг?

Термин имеет английское происхождение и его перевод такой – перебронировка или перепродажа. Смысл системы овербукинг заключается в том, что поставщик (продавец) по собственной инициативе берет на себя больше обязательств по поводу предоставления товаров (услуг), чем он может представить в действительности. Чаще его используют авиакомпании и гостиницы. Если интересует, что такое овербукинг в самолете, то это практика продажи большего количества билетов, чем есть в салоне. В русскоязычных СМИ используют еще другой термин – «избыточное бронирование».

Овербукинг в авиакомпаниях

Многие авиакомпании в Америке и Европе применяют принцип сверхбронирования. Впервые его стали использовать в 50-е годы прошлого века в Америке. Выясняя, что это овербукинг в авиации, стоит сказать, что подсчеты маркетологов показали – примерно 10% пассажиров не приходят на рейс, на который они купили билет. В результате часть мест остается пустой. На этом решили заработать авиакомпании и стали продавать больше билетов, чем есть на самом деле. Чтобы понять, овербукинг – что это, следует описать четыре основных вида этого понятия:

  1. Плановый – контроль проходят не все пассажиры, поэтому, чтобы получить дополнительный заработок, компании предлагают новые места.
  2. Ситуативный – происходит, когда приходится проводить замену самолета с меньшим количеством посадочных мест. Возникает это в большинстве случаев по техническим причинам.
  3. В одном классе обслуживания – количество проданных билетов одного класса выше, чем мест в нем, но при этом загруженность самолета сохраняется.
  4. Золотой – есть категория пассажиров, которые часто летают или же являются VIP клиентами, поэтому они имеют привилегии и им авиакомпании никогда не отказывают, даже в ущерб другим людям.

Овербукинг авиабилетов – что делать?

Если пассажиру отказали в посадке на борт, объясняя это переполненностью салона, то он должен получить альтернативные варианты. При покупке билета на регулярный рейс, компании в большинстве случаев возвращают его стоимость. Важно знать, что такое овербукинг, что делать, если произошла такая ситуация и другие нюансы.

  1. Получить компенсацию. Сумма, которую выплатят пассажиру, зависит от времени ожидания альтернативного рейса и от продолжительности полета. Размер компенсации может быть уменьшен на 50%, если авиакомпания предложила билет на другой рейс, который прибывает не позже двух часов от запланированного времени при дальности до 1500 км. В Америке другие правила, так, если пассажир ожидает рейса меньше часа, то компенсация не предусматривается, а если 1-2 ч., то она составляет $200.
  2. Выясняя, если происходит овербукинг, что делать туристу, стоит заметить, что человек может требовать повышения класса обслуживания при замене рейса, а еще талоны на еду и связь. Если рейс задерживается надолго, то авиакомпания должна оплатить и номер в гостинице.

Процент овербукинга – авиарейсы

Многих интересует, сколько же лишних мест продают авиакомпании, так вот процент овербукинга на рейсе зависит от ряда факторов: сезона, статистических данных no-show и так далее. Случай овербукинга чаще встречается на популярных направлениях в разгар туристического сезона. Статистика высокая перед и после праздников, поэтому стоит учитывать это при планировании отдыха.

Компенсация за овербукинг

Для того чтобы иметь возможность получить компенсацию, пассажир должен подать перевозчику письменное заявление или же сформировать онлайн-заявку. В обоих случаях необходимо приложить копию паспорта и посадочного билета. Длительность рассмотрения заявки – больше трех месяцев. Учтите, что в некоторых странах овербукинг разрешен, но об этом должно сообщаться заранее и авиакомпания самостоятельно предлагает компенсацию.

Еще один вариант – воспользоваться онлайн-сервисом, где есть возможность бесплатно проверить, входит ли рейс в перечень компенсации. Здесь можно загрузить требуемые документы и отправить заявку. Продолжая выяснять, овербукинг, что же это такое, стоит отметить, что авиакомпании могут пойти двумя путями: принять претензию и сразу заплатить компенсацию, или же отказаться и тогда можно подать на нее в суд. Еще один важный момент – денежные компенсации отличаются не только в разных странах, но и в авиакомпаниях.

Овербукинг в гостинице – что это?

Практикуют овербукинг и в гостиничном бизнесе, а причина заключается в желании отеля загрузить все номера, чтобы не оставаться в минусе, поскольку часто встречаются ситуации, когда человек бронирует номер, но после не приезжает. Сдавая больше номеров, чем есть в наличии, гостиницы стремятся обезопасить себя. Описывая, что такое овербукинг в отеле, заметим, что если произошла такая ситуация, то клиенту предлагается альтернативный вариант. При этом важно знать, что не всегда замена удовлетворяет клиента, что вызывает спорные ситуации и даже судовые разбирательства.


Овербукинг на «Букинге»

Согласно отзывам на популярном сервисе Booking.com, также бывают проблемы:

  1. Турист бронирует номер, а потом узнает, что мест нет, и бронь не подтверждается. Решение со стороны сервиса заключается в поиске подходящей альтернативы, а гостиницу могут закрыть для продажи.
  2. Бывали случаи, когда человек узнает, о том, что все номера заняты уже подойдя к рецепшену. Совет, касающийся того, что делать, если овербукинг на «Букинге» – нужно обратиться на сервис по бронированию, который должен подобрать в другой гостинице номер не ниже классом, оплатить транспорт до него и разницу в стоимости.
  3. Бывают ситуации, когда отель на сервис по ошибке загрузил неправильную стоимость, то есть номер в гостинице стоит $200, а его продавали за $20. Крупные отели, которые беспокоятся о своей репутации, в большинстве случаев подтверждают бронирование, не требуя оплаты. В любом случае сервис будет решать проблему, находясь на стороне клиента.

Овербукинг авиабилетов в России – закон 2017

В Госдуму в 2017 году планируют ввести Законопроект, который предусматривает продажу большего количества билетов на авиарейс, чем есть в самолете. Овербукинг в России хотели ввести еще с лета 2015 года, но тогда закон был идеальным. К тому же размер компенсации и порядок определения, какой пассажир будет «лишним», пока не был определен. Кроме этого, предполагалось, что авиакомпании смогут в одностороннем порядке менять договор о воздушных перевозках при перебронировании. Закон был негативно воспринят многими депутатами и пассажирами.

Овербукинг авиабилетов - это когда продают больше мест в самолете, чем есть на самом деле. Те, кто регулярно приезжает в аэропорт к окончанию регистрации, наверное, уже сталкивались с этим, т.е. вам отказывали в посадке из-за того что все места заняты.

Но как такое возможно, если заранее известно, сколько билетов продано и сколько мест в самолете?

Причины овербукинга

У овербукинга две причины, одна техническая – это замена борта в результате каких-либо неполадок. Например, на рейс заявлен Airbus A321-200 на 169 мест, но по техническим причинам самолет пришлось заменить на Airbus A320-200 на 156 мест. Если все места в самолете были куплены, то получается, что 13 человек полетят другим рейсом.

Вторая причина – экономическая. Рейсы большинства авиакомпаний загружены примерно на 65-75%, несмотря на это, билетов продается гораздо больше. Дело в том, что не все пассажиры, купившие билет, полетят. Одни опоздают, другие передумают в последний момент и так далее.

Некоторые тарифы предусматривают аннулирование билета и изменение даты вылета даже в случае no-show.

No- show – неявка на рейс. С какого момента считается no- show, зависит от авиакомпании. У одних это при опоздании на регистрацию, у других – на посадку или вылет самолета.

Хоть пассажиру в большинстве случаях и приходится платить штраф, его размер все равно не компенсирует потери авиакомпании от свободного места в салоне. Чтобы окончательно не уйти в минус, ВСЕ авиакомпании используют овербукинг.

Процент овербукинга на конкретном рейсе зависит от многих факторов: сезона, данных о статистике no-show на конкретном рейсе и т.д.

Чаще всего столкнуться с овербукингом можно в разгар туристического сезона на популярных направлениях. А также перед и сразу после праздников, когда многие летят домой или, наоборот, на отдых.

Что делать, если вы столкнулись с овербукингом?

Если на рейсе был овербукинг и все пассажиры прибыли на регистрацию, то для тех, кто пришел на регистрацию позже всех, есть два варианта развития событий:

Первый: если у вас был забронирован билет в первый или бизнес класс, а свободные места в экономе еще остались, то вы полетите, но класс обслуживания вам понизят.

В этом случае вы имеете право на возмещение стоимости билета, в зависимости от расстояния перелета:

1) 1500 км и менее – 30% от стоимости билета.
2) 1501 км -3500 км, (кроме перелетов между странами ЕС и заморскими территориями Франции) – 50% от стоимости билета.
3) Все перелеты, не попадающие под пункты (1) и (2) – 75% от стоимости билета.

Второй: вам откажут в посадке. По правилам, сотрудники авиакомпании должны спросить у остальных пассажиров, хочет ли кто-нибудь уступить вам свое место в обмен на бонусы авиакомпании. Если добровольцев не нашлось – то, увы, на этом рейсе вы не улетите.

В этом случае у вас три варианта:

1) Не лететь и вернуть полную стоимость авиабилета (даже если тариф был невозвратным) или ту часть билета, которой вы не воспользовались.
2) Полететь ближайшим рейсом другой авиакомпании в тот же пункт назначения или ближайший к нему.
3) Полететь в другую дату той же или другой авиакомпанией.

Если вы решили лететь ближайшим свободным рейсом, то авиакомпания обязана бесплатно предложить вам:

  • Питание (или закуски) в зависимости от времени ожидания следующего рейса
  • Проживание в гостинице
  • Транспорт между аэропортом и местом временного проживания
  • 2 телефонных звонка, телекс или факс, или электронную почту.

Кроме этого, вы можете потребовать от перевозчика материальную компенсацию, которая также будет зависеть от расстояния перелета:

1500 км и менее – 250 EUR
1501 – 3500 км – 400 EUR
Все остальные – 600 EUR

Обратите внимание, что размер компенсации может сократиться на 50%, если альтернативный вариант перелета пребывает на место назначения с опозданием на:

  • Два часа при перелетах на 1500 и менее км.
  • На три часа при перелетах на 15001 – 3000 км.
  • На четыре часа в остальных случаях.

Овербукинг и его плюсы для пассажиров

Как мы уже писали выше, если в вашем классе обслуживания не осталось мест, то вам его могут понизить. Но! Если билет был приобретен в эконом класс, а в бизнесе места еще остались, то вас могут пересадить в бизнес.

Пересаживают не всех, как правило, в таких ситуациях, в первую очередь апгрейд до бизнес класса предлагается участникам бонусной программы авиакомпании, если таковых нет, то у вас есть шанс.

06 Сен 2012 Анна Комок Метки:

Наказывать авикомпании за овербукинг. Проект выдвинул депутат от «Справедливой России» Игорь Ананских. Он требует, чтобы невместившимся пассажирам возвращали сумму билета в десятикратном размере.

«Но мы должны попасть на этот самолет»

Для компаний овербукинг – решение проблемы, а пассажиры часто попадают в затруднительное положение. Как правило, если кто-то остается «за бортом», авиакомпании компенсируют неудобства клиента: предлагают место бизнес-класса на другом рейсе, оплачивают проживание в гостинице, сотовую связь, питание. Но обычно это делается при условии, что вылет задержался на достаточно долгое время. У «Аэрофлота», например, это время составляет 12 часов.

Овербукинг придумали в США в середине 1950-х. В то время авиакомпании разрешили клиентам отказываться от билета в любое время. Но возникла проблема: каждый раз примерно 10% человек стали не приходить на посадку. Чтобы решить проблему, компании стали практиковать перебронирование, и это снизило убытки.

Как авиакомпания выбирает счастливчиков

В ситуации, когда все пассажиры пришли на регистрацию, компания выбирает, кто полетит, исходя из нескольких основных факторов:

  1. Один пассажир купил билет бизнес-класса, а другой – обычный. Тогда велика вероятность, что полетит первый.
  2. Пассажир – инвалид или его сопровождающий.
  3. Один из пассажиров зарегистрировался раньше. Скорее всего, его и возьмут.

Также бывают индивидуальные ситуации, которые тоже влияют на решение руководства.

Овербукинг незаконен?

Нельзя сказать, что овербукинг – мошенничество. В США, например, процесс полностью легализован, а в законе четко прописано, на какую компенсацию имеет право невместившийся пассажир. Некоторые авиакомпании даже предупреждают о практике овербукинга.

«Пассажиры, внимание»

По закону в Америке компенсация предоставляется спустя час после запланированного прибытия. Как правило, если вас доставляют в пункт назначения в тот же день, то возместят до $650. В ситуации, когда компания не организует перелет, она обязана выплатить компенсацию в размере до $1300. При этом в Штатах законодательство позволяет авиакомпаниям ничего не возмещать, если лайнер заменили более маленьким в целях безопасности.

В Европе

В Европе тоже предлагают компенсацию. Клиенту должны возместить ущерб в течение трех часов с момента приземления самолета в точке назначения. Обычно выплата составляет €600. Также авиакомпания обязана предоставить альтернативу или вернуть полную стоимость билета.

В России

В России определенных законов, регулирующих процедуру, нет. Поэтому неясно, что делать пассажирам, не попавшим в самолет. К тому же в случае овербукинга авиакомпании списывают причины на технические сбои.

«Мы сейчас пропустим проверку безопасности и взлетим»

Сейчас Госдума хочет внести поправку к Воздушному кодексу и заставить авиакомпании выплачивать увеличенную сумму билета. Если закон все-таки примут, то последние могут понести убытки, хотя есть возможность, что ничего особенного не случится. Основные причины:

  1. Часть компаний может совсем отказаться от овербукинга. А это значит, что убыток с каждого рейса составит 7-10%.
  2. Другая часть продолжит практиковать овербукинг. При этом если пассажиров, пришедших на регистрацию, будет больше, чем мест в салоне, то придется выплачивать компенсации. Регулярность последних тоже идет в убыток.

Скандалы с овербукингом

В апреле 2017 года должен был быть . Изначально мест пассажирам хватило, но руководство решило посадить четырех сотрудников на борт. В итоге нескольких пассажиров без их ведома определили на другой рейс и заставили покинуть салон. История получила огласку в сети, после этого капитализация компании снизилась на $1 млн.

В России 14 сентября оштрафовали «Победу» за овербукинг : компания продала 196 билетов, когда мест было только 189.

Мнение экспертов

Овербукинг – это продажа большего количества билетов, чем мест на борту самолета. По статистике почти 10 % пассажиров по разным причинам не попадают на рейс. Если билет возвратный, то пассажир может сдать билет в последние минуты перед вылетом и даже после вылета. Кресло улетает пустым, и авиакомпания несет убытки из-за недозагрузки.Александра Скиба

Юрист компании Compensair

Овербукинг в России не запрещен и не разрешен, чем часто пользуются авиакомпании, так как это коммерчески выгодно. Пассажир, который столкнулся с ситуацией овербукинга, может претендовать на выплату штрафа в размере 25% от МРОТ, а также покрытия всех понесенных расходов. Если пассажир считает, что может претендовать на большую сумму, например, в рамках компенсации за моральный вред, то эти требования можно доказать уже в судебном порядке.

Час задержки в России сейчас, как правило, ничего не решает. С другой стороны, то, что нет ограничений для авиаперевозчиков в выборе условий для перевозки, создает дискомфорт для пассажиров. Ограничения в отношении овербукинга, таким образом, позволят защитить наиболее слабую сторону – пассажира.

Достаточно часто российские туристы сталкиваются с разными трудностями. Некоторые из них возникают непроизвольно, а другие можно отнести к специально разработанным системам, ориентированным на максимальное извлечение средств с путешественников. Сегодня мы поговорим об одной из них – об овербукинге. Тема достаточно неновая, однако довольно актуальная.

Дословный перевод будет звучать как «перебронирование», «сверхбронирование», «перепродажа». Другими словами, овербукинг – это положение, при котором продается больше мест, чем есть на самом деле. Например, компания продала больше авиабилетов на рейс, чем позволяет вместимость самолета. В таких случаях получается, что и пассажиров регистрируется больше.

Конечно бывает когда по каким-то техническим причинам самолет не может вылететь и его заменяют другим, менее вместительным. Однако все сводится к тому, что в обоих ситуациях часть пассажиров не может вылететь своим рейсом и, чаще всего, это не случайность, а грамотно подобранная стратегия сбыта услуг. Эта стратегия была разработана американскими авиакомпаниями еще в середине 50-х годов прошлого столетия: они выяснили, что, продавая больше положенного, компании смогут увеличить прибыль от продаж билетов на 7%.

Мировая статистика показывает, что в среднем на каждый рейс по каким-либо причинам не попадают около 10 % пассажиров. Это может быть банальное опоздание или обычная смена планов — очень часто пассажиры, стремясь сэкономить, покупают билеты в обе стороны, а обратным рейсом лететь не хотят.

Главный закон бизнеса — минимизировать убытки и увеличить прибыль. Как любая бизнес-сфера, авиакомпании стремятся следовать этим правилам, поэтому ради того, чтобы самолет взлетел с максимальным количеством пассажиров, они идут на такие «трюки», как овербукинг.

Зачастую, использование этого маркетингового хода неблагоприятно сказывается именно на пассажирах. Статистика утверждает, что жертвами овербукинга может стать 1% ежегодно летающих.

Более подробно

Овербукинг широко применяется во всех странах мира, более того, он законодательно регулируется в странах Европы, США и т.д. Все нормы и правила прописаны в уставе Международной ассоциации воздушного транспорта. А что же в России?

Российские экономисты уверяют, что овербукинг должен стать нормой для всех компаний-перевозчиков, основанной на законодательной базе. Однако пока — это только разговоры. На деле — не все авиакомпании применяют эту практику. Среди российских авиакомпаний, Аэрофлот — одна из немногих, которая применяет овербукинг и постоянно предлагает внести правки в законодательство по его применению.

Зачастую овербукинг делиться на две категории:

  • Плановый – когда пассажиры не являются на рейс в силу некоторых причин (в таких случаях пассажиры могут предупредить авиакомпанию и просить о переносе поездки на другую дату. Для подобных ситуаций существуют «билеты полного экономического класса», в которые уже входит неустойка за неявку пассажиров, даже без предварительного предупреждения. В обязанности компании входит возвращение всей стоимости билета либо перенос даты вылета);
  • Ситуативный – когда самолет из-за неисправности либо по другим причинам не может осуществить вылет (в подобных ситуациях его заменяют другим, чаще всего с меньшей вместимостью. И тогда, конечно, не все купившие билеты могут осуществить вылет. В таких случаях первым делом страдают пассажиры эконом-класса. Хотя на западе персонал компании, прежде всего, обязан найти максимальное количество добровольцев (которые особо никуда не спешат), готовых полететь следующим рейсом.

В подобных ситуациях должен быть предусмотрен целый ряд программ, которые, в первую очень, сводят к минимуму все возникшие осложнения. Для этого нужно:

  • как можно быстрее дать возможность пассажиру улететь, посадить на ближайший самолет, в котором будут свободные места (даже если это будет компания-конкурент);
  • покрыть все расходы клиента (номер в отеле, еда);
  • возместить моральный ущерб (чем дольше пассажир ожидает самолет – тем больше сумма компенсации).

Всё вышеперечисленное зачастую относится к международным компаниям. Российские, обычно, руководствуются своими собственными сводками правил. Однако они также могут отправить пассажиров следующим рейсом, выплатить компенсации (если вылет задержан более чем на 12 часов) и т.д.

Если овербукинг коснулся Вас

Не удалось улететь, и задержка произошла не по Вашей вине? В таких ситуациях пассажиру полагается полная материальная компенсация за купленный им билет. Сообщите сотрудникам компании, что Вам не хватило места. Не уезжайте из аэропорта, пока ситуация не разрешится. При нехватке места на регулярном рейсе, можете требовать возврат денег (даже через суд) или пересадку на другой самолет. Летите западной авиакомпанией? Смело требуйте денежную компенсацию за моральный ущерб! А если Вы ожидаете своего рейса длительное время, то имеете полное право получить бесплатное размещение в отеле, еду. Все расходы нужно задокументировать.

Пример компенсации в Европе:

  • если полет до 1500 км при задержке до 2 часов – компенсация 125 евро;
  • если полет 1500-3500 км при задержке до 3 часов – компенсация 200 евро;
  • если полет 3500 и более при задержке более 4 часов – компенсация 600 евро.

Бывают и плюсы

Часто летающие пассажиры, знают — если без принуждения отказаться от посадки в пользу других и немного подождать, можно получить внушительную сумму в качестве компенсации. Если Вы в Европе — смело требуйте отель в центре города, питание и трансфер. Также можно попросить первый класс на следующий рейс. Кроме вышеперечисленных бонусов. Вы получите 400-600 евро и благодарность, соответственно.

Удачных всем посадок и перелетов!

Каждый путешественник должен помнить, что авиакомпании обычно продают билетов больше, чем мест в салонах. Это значит если билет у вас на руках, то все равно можно не улететь своим рейсом. Как бороться с овербукингом и повернуть ситуацию в свою пользу?

Что такое овербукинг?

Овербукинг (англ. Overbooking), а также сверхбронирование, перебронирование, перепродажа — стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик товаров (услуг) принимает на себя больше обязательств по поставке товара (предоставлению услуг), чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять. Также овербукинг — возможный неудачный результат применения этой стратегии, возникающий из-за ошибок или стечения обстоятельств. Овербукинг является одним из инструментов Управления доходом (англ. Yield Management или англ. Revenue Management). При это всё это происходит беря в расчёт статистику, по которой всегда есть люди отказывающиеся от билетов.

Откуда появился овербукинг и развитие овербукинга.

Овербукинг как стратегия сбыта впервые возник в воздушном транспорте США в 1950-е годы. Возникновение его связано с маркетинговой политикой, которую проводили авиакомпании США в то время. В частности эта политика предусматривала для пассажира возможность отказа от перевозки в любое время без каких-либо штрафных санкций, в том числе и после вылета самолёта. При таком подходе авиабилет приобретал некоторые свойства денег — он мог быть с равным успехом предъявлен для получения указанных услуг или для обмена обратно на деньги. Такой подход привлек к новому виду транспорта клиентов, но породил определенные проблемы. Практика показала, что в 1950-1960-е годы до 10 процентов пассажиров, купивших билеты на авиарейсы, не являлись на посадку и потом предъявляли билеты к возврату денег. Таким образом, авиакомпании вместо пассажиров возили пустые кресла и из-за этого несли регулярные убытки в крупных размерах.

Овербукинг часто связан с тем, что некоторые пассажиры, приобретая билет по самому низкому тарифу, иногда попросту не являются на свой рейс по личным причинам. Дешевые билеты сдавать не имеет смысла, поскольку их стоимость не возмещается. А зачастую билет в две стороны оказывается дешевле билета в один конец - это приводит к тому, что один из рейсов оказывается неиспользованным. Многие авиакомпании считают нецелесообразным иметь пустующие места в самолетах, потому и задействуют овербукинг - на всякий случай продают больше билетов, чем имеется мест в самолете.
В результате вы можете оказаться у стойки регистрации в кругу желающих улететь, которых будет больше, нежели мест в готовящемся к вылету самолете. В качестве варианта сотрудники авиакомпании могут попробовать найти добровольцев, которые согласятся дождаться следующего вылета в обмен на разнообразные бонусы. Но если таковых не найдется или их будет недостаточно, то отказ в посадке на рейс получат зарегистрировавшиеся в последнюю очередь.

Стратегия овербукинга была придумана с целью уменьшения этих убытков. Суть этой стратегии состояла в том, чтобы предъявлять к продаже больше билетов, чем было мест в самолёте, в расчёте на то, что часть пассажиров не полетит этим самолётом и вернёт билеты. Существенным минусом этой стратегии был риск того, что на посадку в самолет придет больше пассажиров, чем есть мест в самолете. И в этой ситуации перевозчик окажется не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства и будет вынужден как-то компенсировать клиенту доставленные неудобства. На этот случай авиакомпании разработали правила по предоставлению таких компенсаций. Эти правила предусматривали отправку пассажира ближайшим следующим рейсом, причем если этот рейс должен был выполняться через значительное время, то пассажиру за счет компании предоставлялся комплекс услуг, направленных на компенсацию неудобств, связанных с ожиданием (питание, место в гостинице, телефонная связь с родственниками, денежная компенсация и т. п.) Затраты компании на такие компенсационные услуги в каждом случае были достаточно велики, однако такие ситуации случались редко — порядка 7-8 случаев на 10000 перевезенных пассажиров.

Стратегия овербукинга оказалась выгодной для авиакомпаний. В 1970-е годы эта стратегия была модифицирована. Описанная выше ситуация, когда клиенту предоставляются компенсационные услуги, получила название «принудительный отказ от посадки» (англ. involuntary denied boarding). Модификация стратегии состояла в том, что при обнаружении ситуации сверхбронирования представитель авиакомпании выходил к пассажирам, объяснял ситуацию и предлагал добровольцам отказаться от полета именно этим рейсом в обмен на обязательство перевезти добровольца ближайшим рейсом авиакомпании и какие-то компенсации. Это имело два положительных эффекта. Во-первых, сумма затрат на компенсацию такого «добровольного отказа от посадки» (англ. «voluntary denied boarding») обычно оказывалась меньше, чем сумма аналогичных затрат при принудительном отказе. Во-вторых, в результате таких мер статистика принудительных отказов уменьшилась до 0.7-0.8 случая на 10000 перевезенных пассажиров, что укрепило образ авиатранспорта в глазах пассажиров.

Если обобщить все случаи избыточных продаж, то можно отметить, что овербукинг случается по двум основным причинам.

Во-первых, это «плановый» овербукинг. Как и всякий бизнес, туризм стремится к максимальной прибыльности и 100-процентной загрузке. Статистика любой авиакомпании убедительно доказывает, что даже если ты распродашься полностью, свободные места все равно в итоге образуются: кто-то из клиентов не явится, кто-то перенесет отдых на другую дату. Менеджеры авиакомпаний не любят об этом распространяться, но, владея статистикой по такому критерию, как «не явился», они почти постоянно продают несколько мест на рейс сверх имеющихся в наличии фактически. Почти все авиаперевозчики не брезгуют такими подходами. Если прямо перед вылетом появится человек, которому нужно лететь «хоть кровь из носу», в то время как рейс полностью распродан, билет ему, скорее всего, продадут — причем, по самому дорогому тарифу. А потом объявят перед стойкой регистрации: те из пассажиров «эконом-класса», которые согласятся лететь следующим рейсом, получат бонус. Какой это будет бонус, решает сама компания.

Во-вторых, овербукинг бывает «ситуативным». Это когда из-за какой-нибудь поломки авиакомпания ставит на рейс вместо одного самолета с компоновкой на 250 кресел другой, но уже с компоновкой, к примеру, в 210 мест. «Лишние» пассажиры вынуждены остаться за бортом. В таких случаях масштабы неприятностей для пострадавших больше, а уровень неразберихи выше. И пока проблема решается, можно натерпеться отменного лиха, просидев на чемоданах немало часов, обхватив голову руками, - до тех пор, пока соответствующие лица решат, что же с вами делать.
Однако, с несчастливым билетом под названием «овербукинг» можно бороться. В первую очередь необходимо добиться восстановления ваших попранных потребительских прав и, на случай дальнейших разбирательств, задокументировать все факты такого попрания.

Естественно, что перевозчики несут определенную ответственность перед своими клиентами и практика овербукинга далеко не всегда остается безнаказанной. Вполне нормально, что если вы против своей воли не попадаете на борт, то вам положена компенсация. Сумма ее зависит от того, насколько долго вы просидите в аэропорту до следующего рейса, а также от расстояния до места назначения.

Общая информация по этому поводу такова:

Для всех авиакомпаний, зарегистрированных в ЕС, и для всех остальных, выполняющих рейсы из аэропортов, расположенных на территории ЕС, компенсации следующие: для полетов на расстояние до 1 500 км — 125 евро, если задержка в аэропорту меньше 2 часов, и 250 евро, если больше; 1 500-3 500 км — 200 евро, если задержка меньше 3 часов, и 400 евро, если больше; и наконец, 300 евро для полетов на расстояние более 3 500 км, если задержка меньше 4 часов, и 600 евро в случае более длительного ожидания.

В случае понижения класса обслуживания в ЕС при полетах до 1 500 км вам обязаны вернуть 25% стоимости билета, 1 500- 3 500 км — 50, более 3 500 км — все 75%.

В США законодательство более либерально по отношению к авиакомпаниям: если вас держат в аэропорту менее часа, компенсация вообще не полагается, если длится менее 2 часов (для международных полетов — до 4 часов), вам должны выплатить $200, в прочих случаях вы получаете $400.

Разумеется, выплатив компенсацию, авиакомпания не освобождается от обязательств доставить вас ближайшим рейсом, кроме того, вы можете просто потребовать назад деньги за билет или — при рейсе с пересадкой — вернуться к месту начала путешествия. Также требуйте оплату связи, талоны на еду и — при длительной задержке — бесплатный номер в гостинице.

Опытные путешественники отмечают, что ситуацию с овербукингом иногда можно обернуть в свою пользу: добровольно отказавшись от посадки, можно получить даже больше, чем стандартную компенсацию. И если вы озадачены именно такой целью, тогда вам пригодятся следующие советы:

Выбирайте популярные направления и в самый горячий сезон. Желательно, чтобы в этот день рейсов по данному направлению было несколько, тогда на ваш самолет будут сажать непоместившихся пассажиров с предыдущих рейсов — и вероятность овербукинга каждого последующего вылета будет возрастать. А у вас появится возможность промахнуться мимо нескольких рейсов за один день, получая бонусы за каждый.

Приходите на регистрацию раньше всех и сразу просите включить вас первым в список добровольцев, отказывающихся от посадки в случае овербукинга.

Когда придет час расплаты, торгуйтесь. Требуйте, чтобы вам выдали ваучер на премиальный полет, причем на большую сумму, чем компенсация за задержку — компании выгодней расплатиться с вами собственным же билетом, нежели живыми деньгами. Другой приятный бонус — повышение класса обслуживания.

Заранее договаривайтесь о бесплатном питании, телефонных звонках и гостинице, если она требуется, — в случае вашего добровольного отказа от полета у авиакомпании нет перед вами никаких обязательств.

И все же овербукинг чаще всего доставляет реальные неудобства, нежели материальные выгоды. Потому незаменимая памятка для жертв овербукинга состоит из двух частей под условным названием «туда и обратно». Когда вам при наличии билета отказывают в вылете, нужно поставить в билет на стойке регистрации отметку, которая удостоверит, что вам отказано в регистрации по причине отсутствия мест на рейсе. Далее возможны варианты. Если рейс регулярный, то авиакомпания должна вернуть стоимость билета или предложить альтернативный вариант вылета. Западные авиакомпании часто готовы еще и выплатить компенсацию за причиненное неудобство.

Если рейс чартерный и авиаперелет входит в состав вашего турпакета, то, скорее всего, сотрудники авиакомпании предложат вам обратиться за решением проблемы в «свою» турфирму. Турфирме все эти овербукинги тоже как кусок мяса на вегетарианском блюде. В принципе, вы можете расторгнуть договор и потребовать возврата денег за всю путевку. Это максимально невыгодный для турбизнесменов вариант, особенно если ваша путевка достаточно дорогая, поэтому турфирма постарается придумать что-нибудь, чтобы все-таки отправить вас в поездку другим рейсом.

Проблемы с авиаперелетом могут возникнуть и при возвращении. Овербукинг может настичь вас в аэропорту уже при вылете домой. При неблагоприятном развитии событий принимающая сторона либо самоустраняется (она ведь уже формально выполнила свои обязательства и привезла вас в аэропорт), либо втягивается в длительные переговоры по телефону с российским партнером, требуя от него гарантий, что тот оплатит новые билеты и ваше проживание в ожидании следующего рейса. В худшем случае вам придется решать все проблемы за счет собственного кармана — опять-таки, по ходу дела собирая бумажки, подтверждающие ваши расходы, чтобы предъявить их потом по возвращении турфирме. Тут плохо то, что подтвердить факт приобретения новых билетов можно не всегда, особенно в странах третьего мира. Вы нервничаете, находите в аэропорту непонятных людей, которые непонятным образом выписывают вам билет или подсаживают на свободные места на ближайший рейс («Чеков мы не выдаем!»)

И вот вы уже на борту по дороге домой. Но доказать потом, сколько вам это стоило, невозможно. А с турфирмы — полюбовно или по суду — пострадавшему от овербукинга гражданину удастся взыскать только те расходы, которые он сможет доказать документально.

Одно из средств от овербукинга, работающих наиболее эффективно, заключается в том, чтобы являться на регистрацию в числе первых пассажиров. И, пожалуй, пока это - единственное гарантированное средство не вытянуть несчастливый билет.