Вассальные связи и отношения между сеньором и слугой. Сеньоры и вассалы

Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова "феод".
Феод - это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином - сеньором (по-латински - "старшим") своему вассалу - подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности.
В некоторых странах отношения между владельцами феодов - феодалами можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом верху ее стоял король - верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им владений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те в свою очередь выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней ступени лестницы) был и вассалом и сеньором одновременно.
Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высокопоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами. Так, во Франции действовало правило "вассал моего вассала не мой вассал". Это означало, что даже король был лишен возможности через головы своих вассалов - графов и герцогов - отдавать приказания их вассалам.
Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Такой феодал:
собирал налоги с населения;
имел право судить;
мог объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир.
Между сеньором и вассалом как бы заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные воины. Их целью был захват:
земель, населенных крестьянами;
знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
добычи (грабеж чужих крестьян, церквей и т. п.).
От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где они могли бы укрыться от нападения.
За прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств боролась церковь. Они призывала установить Божий мир, объявляла тяжким грехом нападение, совершенное, например, в праздники Рождества Христова и Пасхи. Иногда время с вечера субботы и до утра понедельника провозглашалось мирным. Греховным в любое время объявлялось нападение на безоружных - женщин, священников, крестьян, а также на тех, кто отправился в путь, чтобы посетить христианские святыни (этих людей называли паломниками). Нарушителям Божьего мира грозило церковное наказание.
Полностью прекратить междоусобные войны деятельность церкви не могла, но ее борьба за Божий мир способствовала проникновению в сознание феодалов христианской морали (призывы к милосердию, осуждение насилия). Постепенно враждующие феодалы начали договариваться между собой:
как бы ни ссорились, нельзя грабить храмы, земледельцев на полевых работах, разрушать мельницы во владениях друг друга. Жестокость военных действий пытались своими указами ограничить короли.
То время, когда европейские государства распались на феодальные владения, власть королей была невелика, а крупные землевладельцы в своих феодах обладали правами государей, называют временем феодальной раздробленности.

Кто такие сеньоры и вассалы?

Сеньоры и вассалы это феодалы, дворяне.

Сеньор это главный, тот, кто стоит над вассалом. А вассал это тот, кто служит своему сеньору. То есть у каждого сеньора имеется свой набор вассалов. И каждый конкретный вассал является вассалом только одного сеньора, а не нескольких.

При этом у вассала могут быть, в свою очередь, еще и свои вассалы. То есть он одновременно и вассал своего сеньора и сеньор своих вассалов. Таким образом, феодальная система сеньоров и вассалов представляла собой иерархическую структуру типа дерева.

На вершине этой структуры, как правило, располагался король, царь или великий князь. Его вассалами были герцоги, графы, маркизы и князья, которые в свою очередь были сеньорами для баронов, виконтов и бояр. А те в свою очередь были сеньорами для рыцарей (шевалье, эсквайеры и пр.)

В разных странах действовали разные правила подчинения вассалов вышестоящим сеньорам. В одних странах было правило "вассал моего вассала не мой вассал". А в других странах действовало правило "вассал моего вассала мой вассал".

В средние века земля была основным богатством и средством производства. Сеньор имел много земли. Поэтому часть своих земель сеньор отдавал другим дворянам за то, что эти дворяне служили своему сеньору, то есть становились его вассалами.

Если такой вассал получал очень много земли, то он, в свою очередь, мог ее тоже раздать другим дворянам, которые теперь становились его вассалами. А он становился их сеньором.

Служба вассала своему сеньоры имела две интересные особенности:

  1. Это была, в основном, не работа в качестве личного слуги, а военная служба по защите территории, на которой располагалась земля сеньора и его вассалов и по военному захвату чужих земель. Захваченные чужие земли доставались сеньору, который потом распределял их среди своих вассалов и приобретал новых вассалов. Иногда такая война велась с целью, чтобы владелец земли отрекся от своего сеньора и присягнул на верность новому сеньору. В случае войны вассал должен был прибыть в войско сеньора в полном вооружении за свой счет и на своем коне. А если у этого вассала были еще и свои вассалы, то он должен был приехать на войну со своим отрядом вассалов.
  2. Эта служба вассала сеньору была не просто пожизненной, а передавалась по наследству из поколения в поколение вместе с землей. Только таким способом можно было передавать землю по наследству. Если вассал передавал свою землю по наследству своему сыну, то его сын становился таким же вассалом сеньора своего отца. Иначе, сеньор лишал земли сына вассала. Точно также, сын сеньора после смерти своего отца становился сеньором всех вассалов своего отца.

Вторая особенность, которая регулирует наследование отношений сеньоров и вассалов на следующие поколения, фактически означала отсутствие реальной частной собственности на землю. Это была, как бы, пожизненная аренда земли вассалом с преимущественным правом передачи этой аренды по наследству.

Точно также вели себя мелкие помещики по отношению к своим крестьянам. Крестьянин, как бы, являлся вассалом своего помещика. Но расплачивался с ним не военной службой, а деньгами (оброк) и отработкой (барщина). В некоторых странах (например, в России) эти отношения были достаточно жесткими по сравнению с вассальными отношениями и оформлялись в виде крепостного права.

Изначально крестьянин, это был такой вассал, у которого был на столько маленький размер земли, что он не мог уже раздавать свою землю другим семьям, так как на такой маленькой земле было уже трудно прокормить целую семью. Поэтому для того, чтобы прокормить себя и свою семью, крестьянин был вынужден работать сам.

В целом феодальная иерархия берет своё происхождение от древнеримской рабовладельческой семьи патрициев. Такая семья имела иерархическую древовидную структуру, типа структуры современной итальянской мафии.

На верхней ступени стоял глава семьи, потом шли его ближайшие родственники и высшие рабы (которые обедали за одним столом с семьей), потом шли дальние родственники и рабы "среднего управляющего звена" (например, надсмотрщики, охрана), потом шли низшие рабы (работники физического труда).

При этом, если Вы являлись родственником сразу двух и более патрицианских семей, то Вы должны были выбрать, какой семье Вы будете хранить верность и служить. Если две патрицианских семьи вступали друг с другом в такой сильный конфликт, что дело доходило до взаимной резни, то Вы обязаны были встать на сторону той семьи, которой храните верность. Вы должны были взять в руки меч и со своими родственниками и рабами пойти на виллу врага и там вырезать вражескую семью вместе с их рабами.

При переходе к феодальным отношениям такая семья образовала иерархию сеньоров и вассалов. А низшие рабы, занятие физическим трудом образовали класс крестьян.

Средневековьем историки называют времена с V по XV столетия, то есть период от падения Римской империи до открытия Америки. На протяжении многих лет эти времена считались темными, варварскими, невежественными, жестокими и кровавыми. Однако наряду с этим людям известно о романтичности, рыцарских подвигах, трубадурах, строительстве величественных соборов и замков того периода.

Кто такой сеньор

В Средние века общество разделялось на три сословия, каждое из которых обладало важными обязанностями:

  • молящиеся - это духовенство;
  • воюющие - это сеньоры, охраняющие страну;
  • работающие - это крестьяне.

Принадлежность к определенной группе передавалась по наследству. Детям крестьян подобает быть крестьянами, рыцарем может стать только потомок рыцаря, священником - сын аббата.

Все сословия выполняли свои важные общественные функции. Духовенство заботилось о душах людей, сеньоры охраняли страну, члены крестьянских семей всех кормили. Согласно этой теории, представители каждого из сословий должны неукоснительно выполнять свои обязанности и жить в мире с другими.

Кто такой сеньор? Определение по истории гласит, что господин, который обладает властью короля на территории собственных земель.

Строение иерархической лестницы феодальных времен

Высшую ступеньку лестницы занимал король. Его называли верховным сюзереном или первым сеньором. Непосредственными вассалами короля считались представители знатных и богатых семей:

  • герцоги и графы;
  • архиепископы и епископы;
  • аббаты.

На следующей ступени находились вассалы вышестоящих представителей - бароны, которым, в свой черед, подчинялись рыцари. Вся эта «лесенка» поддерживалась трудом ремесленников и крестьян, обеспечивающих страну продуктами питания и одеждой.

При внимательном рассмотрении этой иерархической конструкции становится ясно, кто такой сеньор в Средние века - это имеющий в собственности поместья и своих вассалов.

Взаимозависимость сословий

Жизнь крестьян, составляющих основную массу населения, очень сильно зависела от сеньоров. В их обязанности входила не только работа для своей семьи, но и труд в хозяйстве графа несколько дней в неделю, а также общественные работы по ремонту заборов, мостов и дорог. Они платили медом, яйцами или зерном, фруктами или мясом птицы за возможность жениться, за использование местной мельницы для помола зерна.

Кто такие сеньоры для средневековых крестьян? Эти более сильные «соплеменники», которые в обмен на продукты питания и труд гарантировали землепашцам возможность получения полей в аренду для проживания, выращивания зерна. Господин служил защитой своим крестьянам от военной повинности, от набегов чужаков в нестабильные времена.

На вопрос «кто такой сеньор», история отвечает, что это своего рода покровитель. Чем больше крестьян и земельных наделов было во владениях сеньора, тем он становился могущественнее, богаче, росла его общественная значимость.

Повинности и права нижнего сословия

Некоторые крестьяне были вынуждены отказаться от собственности на земли и свободы. Они соглашались на зависимую жизнь в обмен на уверенность в защите и безопасности. Феодалам выгоднее было получить от работников как можно больше. Однако от голодных и нищих крестьян, которые также являлись подданными своего покровителя, не было никакой пользы. Поэтому в Средние века подати, оброки и поборы ограничивались некоторыми нормами обычая.

Кто такие крупные феодалы, которые всегда охотно брали под свою защиту крестьян, забирая у них в ответ на это свободу и имеющуюся землю. Однако ни продать, ни обменять, ни телесно наказывать, ни казнить этих людей они не имели права.

Даже самого зависимого из крестьян нельзя было выгнать с участка земли при уплате им установленных оброков. Отношения знати и землепашцев регулировались не капризами господина, а устоявшимися в обществе обычаями. В случае нарушений своих прав крестьяне обращались в суд и довольно часто выигрывали.

Прямые и почетные владельцы

Земельная территория с усадьбой, замком и местной церковью называется сеньорией. Принцип такого владения был сердцем средневековой экономики. В большинство поместий входили от одной до нескольких деревень с окрестными землями. Кто такой сеньор? Определение следующее: почетный или прямой владелец всей недвижимости в конкретной сеньории.

На территории обязательно должен находиться замок - значимый символ и центр управления усадьбой. Такое укрепленное строение являлось своеобразной демонстрацией власти над людьми и данной территорией.

Итак, отвечая на вопрос «кто такие сеньоры», можно сказать, что это крупные феодалы, имеющие в подчинении вассалов, обладающие возможностью вершить правосудие и получающие доходы от своих земель.

Феодальная Европа - это сельский мир, все ее богатство основывалось на земле. Обществом управляли землевладельцы, пользовавшиеся одновременно и политической, и экономической властью, - сеньоры. Феодальный строй можно представить прежде всего системой отношений взаимозависимости этих сеньоров между собой, базировавшейся на двух основных «китах»: вассальном обязательстве и предоставлении феода (Феод (feodum, лат., flhu, fehu, др. герм. - поместье, имущество, скот, деньги + od - владение) - земельное владение, которое вассал получал от своего сеньора по ленному праву (то же, что лен), то есть при условии несения службы (военной), участия в суде, выполнении денежных и других повинностей. В отличие от бенефиция он был наследственным и мог быть отнят у вассала лишь по суду. - Примеч. пер.)

Вассалом мог быть более или менее слабый сеньор, посвящавший себя служению более могущественному сеньору по обязательству или по причине материальной заинтересованности. Вассал обещал хранить верность, и это обещание становилось предметом договора, определявшего уже взаимные обязанности. Сеньор предоставлял своему вассалу покровительство и содержание: защиту от врагов, помощь в судебных вопросах, поддержку своими советами, всяческие щедрые подарки, наконец, содержание при своем дворе или, чаще, предоставление ему земли, которая обеспечила бы жизнь его самого и его вассалов, - феода. В обмен вассал обязывался нести военную службу в пользу сеньора (ее разновидности закреплялись в договоре), оказывать ему политическую поддержку (различные советы, миссии) и юридическую помощь (помогать вершить правосудие, участвовать в его судебной курии (Курия (curia, лат.) - в Средние века - совет или суд при сеньоре, состоявший из его вассалов. - Примеч. пер.) , иногда выполнять домашние поручения, относиться к нему с неизменным почтением и, в некоторых случаях, оказывать денежную помощь. Таких случаев во Франции признавалось четыре: выкуп, снаряжение Крестового похода, свадьба старшей дочери, торжественное посвящение в рыцари старшего сына сеньора.

Вассальный договор редко закреплялся в письменном виде, за исключением разве что крупных сеньорий. Он служил поводом для проведения ритуальной церемонии, практически одинаковой во всех областях: сначала вассал на коленях произносил текст клятвы («Я становлюсь твоим слугой...»); затем, стоя, он клялся на священных книгах или мощах в верности своему сеньору; наконец, сам сеньор даровал ему феод, вручая предмет, символизирующий будущее владение (ветвь, траву, ком земли) или предоставляемую власть (скипетр, кольцо, жезл, перчатку, флаг, копье). Эту церемонию сопровождали коленопреклонения, обмен поцелуями, литургические жесты; иногда она совершалась лишь один раз и навсегда, иногда - периодически повторялась.

Сначала феод предоставлялся персонально и пожизненно; однако постепенно укоренился принцип наследования. В конце XIII века он распространился повсюду во Франции и в Англии. При смене владельца сеньор довольствовался правом получения налога на наследство. Часто феод не передавался старшему сыну, а разделялся между братьями. Отсюда раздробленность земельной собственности и обеднение вассалов.

На территории своего феода вассал осуществлял все политические и экономические права, как если бы он действительно принадлежал ему. За собой сеньор сохранял лишь право отобрать феод в случае пренебрежения вассалом своими обязанностями. И, наоборот, если вассал считал себя оскорбленным своим сеньором, он мог, сохранив землю, взять обратно свое обязательство и обратиться к сюзерену (Сюзерен (Suzerain, фр.)- в феодальную эпоху - высший сеньор по отношению к вассалам; верховным сюзереном обычно считался король. - Примеч. пер.) - это называлось «вызов».

Феодальная система действительно выглядела своеобразной пирамидой, где каждый сеньор одновременно являлся вассалом более могущественного сеньора. На ее вершине стоял король, который, впрочем, стремился занять обособленное положение по отношению к общей системе; на низших ступеньках самые незначительные вассалы, герои рыцарских романов, демонстрировавшие образцы верности, любезности и мудрости. Между ними существовала целая иерархия крупных и мелких баронов - от герцогов и графов до обладателей самых скромных замков. О могуществе сеньора судили по обширности его земель, числу его вассалов, размеру замка или замков.