Русский алфавит подряд. От А до Я! Или кто придумал русский алфавит

В мире, который постоянно меняется, в мире открытом для всех народов и языков существует нечто постоянное, нечто, что связывает нас с нашими предками – это наш алфавит. Мы используем его, когда думаем, когда говорим или пишем, но алфавит интересен не только как строительный материал предложений. Уникальность нашего алфавита в истории его создания, ведь он совершенно уникален!


Рано или поздно каждого человека начинает мучить вопрос: А кто же все-таки придумал буквы, слова и названия предметов? О происхождении некоторых письменностей невозможно сказать ничего определенного: кто их придумал, и когда они были изобретены. Возьмем, к примеру, китайское или греческое письмо? Эти письменности не придумывались отдельными лицами, а складывались в течение многих веков и были результатом накопления знаний нескольких поколений. У них нет и быть не может персонального автора, как, впрочем, не существует создателя колеса, молотка, ножа и т.д. Другим письменностям повезло: они появились в результате конкретного творческого процесса, который происходил в определенное время в определенном месте. Например, грузинское письмо основал царь Фарнаваз, а армянское - Месроп Маштоц. Если же вам зададут вопрос о том, кто создал славянское письмо, вы, не задумываясь, ответите, что создателями славянской письменности являются Кирилл и Мефодий. Однако их вклад намного больше, чем думают многие обыватели. Ведь Кирилл и Мефодий не просто изобрели алфавит для записи славянского языка и стали основателями самой письменности, но и перевели на славянский язык многие церковные книги. С чего же все началось?

Попытка заглянуть в прошлое

История славянской письменности - это яркий пример того, насколько наука бессильна перед временем и историей, однако могущество наших ученых заключается в том, что несмотря ни на какие запреты, смены власти, они всё равно пытаются найти живительный источник истины. На сегодняшний день знаменитые Солунские братья - Кирилл (Константин) и Мефодий - это ярчайшие исторические личности, о которых написано более пяти тысяч научных работ, где выдвинуто множество гипотез, и еще больше проведено исследований о том, кто же на самом деле является автором первой старославянской азбуки. При этом ученые-исследователи нашли огромное количество материалов, которые как подтверждают, так в корне опровергают друг друга. Именно поэтому на важные вопросы об истории возникновения славянской письменности не найдены точные ответы.

«В чем же причина?» - спросите вы. Прежде всего, это связано с характером древних текстов, которые являются основными источниками, на основании которых ученые строят свои гипотезы. Эти тексты иногда неточны, а иногда сознательно искажены. В некоторых текстах можно найти описание событий, которым не найдено точное подтверждение. При этом древние источники дошли до нас в своем первоначальном виде. Однако при многократном переписывании разные летописцы искажали исходные тексты, добавляя в них свое видение или мысли, и получился своего рода «испорченный телефон», который мешает современным ученым прийти к единодушному мнению. Таким образом, часто можно встретить ситуацию, когда различные копии одного и того же древнего документа описывают информацию по-разному. С другой стороны современные ученые сами виноваты, ведь они частенько любят интерпретировать исторические события так, как им удобно. Причины подобной вольности кроются либо в обычном непрофессионализме или недобросовестности, либо в лжепатриотизме. Независимо от причин, движущих нашими учеными, приходится констатировать, что мы до сих пор не знаем, в каком году родился Мефодий и как на самом деле его звали. Ведь Мефодий - это монашеское имя первооткрывателя славянской азбуки. Из-за элементарной человеческой неосведомленности ученых Солунским братьям было приписано создание букв, к которому они не имели никакого отношения. Давайте отбросим эти ученые «вероятно» и «возможно» и попытаемся разобраться, откуда все-таки появилась первая азбука, как она выглядела, и какой смысл наши предки вкладывали в каждую букву.

Самым интересным пособием о происхождении славянской письменности является первоисточник, представляющий собой сказание монаха Храбра, в который включены отрывки из житий Мефодия и Кирилла (Константина). Данное сказание переиздано в 1981-м году и называется «Сказание о начале славянской письменности». При желании эту книгу можно найти на полках книжных магазинов или приобрести через интернет-магазин.

Кто придумал алфавит

В 9-ом - начале 10-го веков одним из крупнейших государств Европы была Великая Моравия, в которую входила не только современная Моравия (исторический регион Чешской республики), но и Словакия, и часть Польши, Чехии, и другие государства, расположенные рядом. Великая Моравия играла большую политическую роль с 830-го по 906-ой годы.

В 863-ем году моравский князь Ростислав обращается к византийскому императору Михаилу III с достаточно дерзкой просьбой - провести богослужение на славянском языке. Данная дерзость заключалась в том, что до этого богослужения проводились на трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Иисуса: латыни, еврейском и греческом.

Решение о проведении богослужения на славянском языке, по мнению Ростислава, имело исключительно политический характер и позволило бы Ростиславу ослабить зависимость своей политики от баварского духовенства. Почему именно славянский язык? Все очень просто - в то время славяне имели общий язык, разница была лишь в различных диалектах. Тем не менее, письменности тогда у славян еще не было, и они использовали для записи латынь или греческое письмо. Переход к богослужению на славянском языке предполагал наличие славянской письменности, так как необходимо было перевести основные служебные книги на славянский язык и провести подготовку священников. При этом такой перевод подразумевал создание не только особой славянской письменности, но и письменного литературного славянского языка. Переводить греческие религиозные тексты на обиходный славянский язык было затруднительно, так как они не были приспособлены к передаче их содержания. В греческих текстах попросту отсутствовали необходимые слова и синтаксические конструкции.

Что же вы думаете, ответил Михаил III? А он не ответил, он послал к Ростиславу так называемую Моравийскую миссию в лице двух братьев. Эти два брата были сыновьями одного знатного грека, жившего в городе Солуне (славянское название города Солоники, который расположен на территории современной Греции), а звали их Мефодий (предположительно родился в 815-ом году) и Константин (его дата рождения приходится на 827-ой год). Мефодий (настоящее имя - Михаил) был монахом. Константин же только перед смертью принял монашество, вместе с которым и новое имя Кирилл. Именно его монашеское имя будет увековечено в названии славянской азбуки - кириллица. Хотя Константин был младше Мефодия, его авторитет признан даже старшим братом. На сегодняшний день доподлинно известно, что Константин был очень образованным человеком, а среди его многочисленных профессий и призваний можно выделить: философ, богослов, поэт и лингвист. Он знал множество языков и в совершенстве владел ораторским искусством, что позволяло ему не раз участвовать в религиозных диспутах. Яркими достоинствами старшего брата считались прирожденные организаторские способности, которые позволили ему быть воеводой в славянских краях, а также настоятелем монастыря. Но самое главное - оба брата в совершенстве владели славянским языком.

Интересным фактом ученые считают то, что Константин и Мефодий еще до отъезда в Моравию создали славянскую азбуку, которая была отлично приспособлена для передачи звуков славянской речи. Эта первая азбука называлась глаголицей и в её основу были положены буквы минускульного греческого письма. Кроме греческих символов к глаголице присоединились некоторые еврейские и коптские знаки. Естественно, создав первую славянскую азбуку, Константину и Мефодию не терпелось взяться за работу над переводами.

Первые переводы церковных книг появились на свет еще в Византии, а по прибытии в Моравию братья развернули очень высокими темпами свою основную работу. Таким образом, появился новый письменный язык, который в ученых кругах называют старославянским.

Параллельно с переводами Кирилл и Мефодий готовили священников, которые бы могли вести богослужение на славянском языке. После такой кропотливой работы Солунские братья возвращаются домой, распространяя по пути новые письмена. Как вы понимаете, появление новых традиций не нравилось «старому» духовенству, которое признавало триязычие, поэтому братья отправляются в Рим, где Константин проводит успешные диспуты с триязычниками. В Риме миссия Солунских братьев задерживается, а Константин принимает монашеский сан и новое имя Кирилл. Это случилось всего за 50 дней до его смерти.

После смерти Кирилла главным поборником богослужений на славянском языке становится Мефодий, которого приглашает в Паннонию (современная Венгрия) местный князь Коцела, поддерживающий начинания Кирилла и Мефодия. В это время ведется напряженная борьба между сторонниками Мефодия и немецкими триязычниками. Тем не менее, папа Адриан, преклоняясь перед заслугами Мефодия, возводит его в сан епископа. Однако это не помешало баварскому духовенству, правому делу триязычия, упечь в 870-ом году Мефодия в тюрьму, где он проводит два с половиной года. Только в 873-м году Мефодий выходит из заточения и восстанавливает свой сан, после чего возвращается в Моравию.

Остатки жизни Мефодий проводит в Моравии в сане архиепископа и умирает в 885-м году. И вот тут-то началась настоящая война триязычников с учениками Кирилла и Мефодия. В 886-м году славянская литургия подверглась полному разгрому, а священников, проводивших службы на славянском языке, избивают, забрасывают камнями, заковывают в цепи, изгоняют из страны, продают в рабство и даже убивают. Но это не значит, что борьба со «славянщиной» закончилась победой триязычников. Наоборот, многие ученики Мефодия находят укрытие в Болгарском государстве, где их благодушно принимает князь Борис. Именно он организовывает новую школу славянской письменности, и Болгария становится новым центром славянской книжной культуры. Во главе новой славянской школы встает ученик Солунских братьев Климент, который позже будет прозван Климент Охридский. Почему ему дали такое прозвище? Все очень просто: школа располагалась недалеко от Охридского озера, которое на сегодняшний день находится на территории современной Македонии.

По убеждению большинства современных ученых, создателем новой славянской азбуки - кириллицы является Климент Охридский. Кириллицей Климент ее назвал в честь своего учителя Кирилла. Однако название этой азбуки долгое время приводило в смущение ученые умы, которые считали что кириллица древнее, чем глаголица. Однако сегодня многие сходятся во мнении, что Кирилл создал не кириллицу, а глаголицу. Самое интересное, что это всего лишь догадки, не подкрепленные никакими старославянскими письменами. А вот интереснейшим фактом остается то, что в древних рукописях нет ни одного упоминания о существовании двух славянских азбук!

Глаголица и кириллица

На сегодняшний день большинство ученых сходится во мнении, что все-таки глаголица является настоящей первой старославянской азбукой, и она была изобретена Кириллом еще в 863-м году, когда тот находился в Византии. Кирилл - Константин Философ создал ее в достаточно короткие сроки и включил множество греческих символов. Кириллица была придумана в Болгарии приблизительно в 9-ом веке. Однако спорным вопросом до сих пор остается, кто же автор этого изобретения. Многие ученые до сих пор дискутируют по этому вопросу. Так, приверженцы классической теории утверждают, что это, несомненно, был Климент Охридский, а другие предполагают, что знаки, отображаемые в кириллице, больше напоминают те, которые использовали старославянские книжники во главе с просветителем Константином Переславским.

Любая азбука примечательна тем, что каждой букве соответствует формальное значение и содержательное. Формальные исследования каждой буквы предполагают историю начертания знака, который отображается в той или иной букве, а содержательный подход в изучении букв предполагает поиск соответствия между самой буквой и ее звучанием. Если вы обратите внимание на глаголицу и кириллицу, то увидите, что глаголица представляет собой более яркое изобретение, нежели кириллица. При этом количество букв в глаголице соответствует количеству звуков, которые существовали в старославянском языке. Иными словами, создатель или создатели глаголицы отлично знали фонетику старославянского языка и руководствовались этим при создании старославянской письменности.

Также интересно сравнивать глаголицу и кириллицу по начертанию букв. И в первом и во втором случаях символика очень напоминает греческую, однако глаголица все-таки имеет характерные только для славянской азбуки черты. Взять, к примеру, букву «аз». В глаголице она напоминает крест, а в кириллице полностью заимствует греческое письмо. Но и это не самое интересное в старославянской азбуке. Ведь именно в глаголице и кириллице каждая буква представляет отдельное слово, наполненное глубоким философским смыслом, который вкладывали в него наши предки.

Хотя сегодня буквы-слова исчезли из нашего обихода, все-таки они продолжают жить в русских пословицах и поговорках. Например, выражение «начать с азов», обозначает не что иное как «начать с самого начала». Хотя на самом деле буква «аз» обозначает «я».

Прежде чем начинать учить русский язык, любой ученик должен познать его основу – алфавит. Учить его нужно на самом первом уроке и усвоить эти знания нужно как следует.

Любое слово русского языка состоят из звуков, которые и являются основой оболочки любого слова. Каждое слово состоит из разного звукового оформления. Огромное значение имеет сочетание букв в слове, а также ударение.

В любом языке, в том числе и в русском для различия букв в словах используется транскрипция. Именно транскрипция помогает понять, как звучит слово, придавая ему общепринятый письменный вид. Транскрипция покажет мягкость согласных, какие слоги есть в составе слова, а также где располагается ударение и какие буквы под него попадают.

Буквы алфавита можно поделить на такие группы как гласные и согласные. Кроме того, гласные могут быть ударными, это всего шесть букв. Ударными называются такие гласные, которые при произношении звука не встречают преграды в ротовой полости. Вы можете приложить руку к горлу и прочувствовать, как вибрируют связки. Любую гласную можно прокричать и пропеть. Именно гласные являются основой любого слова, но ударные слоги звучат отчетливо, а безударные более бесцветно.

Согласные звуки обычно при произношении встречают на свои пути преграду. Обычно такие звуки довольно сложно произносить, если они стоят подряд. Русский язык не имеет слов, которые состоят только из согласных букв. Согласные буквы также можно поделить на звонкие и глухие, а также парные и непарные звуки.

Большие прописные буквы

Изучая алфавит, обязательно нужно изучать и написание букв, а также знаки препинания. Большие прописные буквы будут очень важны и нужны при всем дальнейшем обучении детей. Для формирования почерка нужно будет показать ребенку разные шрифты, которые используются для написания той или иной прописной буквы.

Для правильного оформления букв во время письма, для детей можно сделать памятки. Нужно лишь взять листы бумаги, которые имеют формат А4, на которых распечатать подходящие и самые разные трафареты с прописными буквами. Используйте самые разнообразные шрифты, чтобы дети лучше всего запомнили, как можно писать ту или иную букву русского языка. Такие картинки можно раскрасить, можно нарисовать на них небольшие элементы украшений, но так, чтобы они не отвлекали от информации, которые содержат трафареты.

Можно использовать классические шрифты с заческами, оригинальное написание, цветочное и праздничное оформление, главное проявить фантазию и привлечь к созданию такого алфавита детей, им будет интересно украшать и раскрашивать прописные буковки на бумаге, которая имеет формат А4.

Строчные буквы

Изучать правила того, как писать строчные буквы не менее важно, чем большие. Поэтому для того, чтобы так выучить весь алфавит, будет также не плохо использовать похожие трафареты и разные шрифты, которые можно распечатать на бумаге, которая имеет формат А4.

Тогда строчные буковки будут усвоены детьми гораздо легче, а если распечатанные картинки повесить в качестве примера, то детки лучше запомнят русский алфавит, научатся писать разные шрифты, используя в качестве примера распечатанные трафареты. Именно трафареты станут основой быстрого запоминания детьми тех или других строчных буковок.

Русский алфавит

Азы знаний кажутся людям столь привычными, что десятки любопытных фактов мы упускаем из вида. Так случилось и с русским алфавитом. Сколько занимательных историй он скрывает?

Ответ о количестве букв русского алфавита лежит на поверхности. Всего в русской азбуке 33 буквы. Их делят на две группы: согласные и гласные.

В современном русском алфавите 10 гласных букв: а, и, у, о, ы, е, ё, э, ю, я. Согласных же больше - 21. Куда делись еще 2 буквы из 33? Есть две буквы, которые указывают только на твердость или мягкость звука. Эту пару сегодня так и называют - твердый и мягкий знаки. И все-таки изначально у них были другие «имена».

Что скрывает история букв Ъ и Ь?

Буква «Ъ» до революции 1917 года была гласной. Она звучала в алфавите как «еръ». Ее использовали для написания слов с согласными на конце, например, «трудЪ». В этой букве слышится глухое о, е, ы в зависимости от ситуации. Еще ее называют «приглушенной» или редуцированной.

Ее сестра гласная «Ь» («ерь») часто заменяла собой букву «е» в более «глухих» вариантах.

Эти буквы применялись там, где было скопление согласных и не могла быть «скомпрометирована» полнозвучная гласная буква.

Какие буквы русской азбуки еще имеют интересную судьбу?

Буква «Ё»: вызывала немало споров о своей нужности еще при возникновении. Букву предложила использовать княгиня Дашкова.

Нынешние защитники литеры даже поставили ей памятник в Ульяновске в середине двухтысячных. Кажется, их старания увенчались успехом. Букву признали полноправным участником алфавита, а она в «благодарность» прославила город еще раз.

Канувшие в лету: буквы, оставшиеся лишь в истории

Царская Россия имела куда более обширную азбуку, чем сейчас. Так, ученики того времени ненавидели одну букву и даже прозвали ее «чудищем». Ею стала гласная «ять». Иногда она заменяла букву «е», да и звук давала тот же, поэтому правила с ее написанием так трудно было запомнить. Стихи и списки с этой буквой даже дали жизнь новому афоризму: «Знать на ять». Это означает, что грамотности человеку в орфографии не занимать. После революции ХХ века в России буква осталась в прошлом.

«Ферт» и «фита»

Две буквы, дающие один звук, «распрощались» с русским народом тоже после свержения русской монархии. Однако пользоваться ими не любили и раньше, они вносили путаницу. Да и «поза» букв была неоднозначной. «Ходить фертом» и до сих пор значит «бездельничать, важничать попусту».

«Ижица»

У современной русской буквы «И» три предка. Чтобы запомнить правила их использования, требовалось немало усилий. Одна из этих трех букв - «ижица» – употреблялась реже всех, однако при изображении напоминала кнут и этим вошла в историю. Вместо слова «выпороть» нередко употреблялась фраза: «Прописать ижицу». Буквы-предшественницы «И» были упразднены еще Петром Первым.

Видео по теме

Наверное, очень трудно представить свою жизнь без электричества. Но раньше ведь люди писали и читали при свечах. А вот представить свою жизнь без письменности еще сложнее. Может кто-то подумает, что это было бы здорово и не пришлось бы писать диктанты и сочинения. Но ведь в таком случае не было бы, ни книг, ни библиотек, ни СМС и даже электронной почты. В языке, как и в зеркале, отражается весь мир и вся жизнь человека.

Но человек не всегда умел . Искусство письма развивалось длительное время, многие тысячелетия. Но есть же кто-то, кто является создателем азбуки, тот, кого человек должен благодарить за такую бесценную возможность. Многие, наверное, не раз задавались вопросом, кто создал азбуку русского языка.

Кирилл и Мефодий – создатели русской азбуки

Однажды жили на свете два византийских брата – Кирилл и Мефодий. Именно благодаря ним создали русскую азбуку, они и стали первыми создателями.

Мефодий – старший сын, выбравший путь военного, отправился на службу в одну из славянских областей. Его младший брат Кирилл еще в детстве был неравнодушен к науке, учителя были поражены его знаниями. В возрасте 14 лет родители отправили его в Константинополь, где ему удалось на протяжении короткого срока овладеть многими знаниями: грамматика, геометрия, арифметика, астрономия, медицина, арабский, греческий, еврейский, славянский язык.

В 863 году Константинополь посетили послы из Моравии. Они прибыли с просьбой о предоставлении проповедника в их страну для изучения населения христианства. Император принял решение, что отправиться в Моравию должны братья – Кирилл и Мефодий. Прежде чем отправиться в путь, Кирилл поинтересовался у моравов, есть ли у них азбука. Ответ был отрицательный. У моравов не оказалось азбуки. У братьев было не много времени. Кирилл и Мефодий трудились в поте лица с раннего утра и до позднего вечера. И вот им удалось в кратчайшие сроки создать азбуку для моравов, названную в честь младшего брата – кириллица.

Благодаря созданной славянской азбуки братьям не составило труда перевести основные богослужебные книги с греческого на славянский. Теперь известно, кто первый создал азбуку.

Что было дальше?

После того, как в 885 году умер Мефодий, продолжением дела занялись ученики и последователи братьев. Они отстаивали богослужения на славянском языке. Где-то в это время ученики создали еще одну славянскую азбуку. На сегодняшний день нет уверенности в том, какая азбука была разработана Кириллом, а какая его учениками и преемниками. Существует предположение, что Кирилл составил глаголицу, после чего на ее базе и разработал кириллицу, которую назвали в честь первого создателя азбуки русского языка. Быть может, усовершенствованием первичной азбуки занимался сам Кирилл, но завершили все его ученики.

Особенности

Русская азбука была создана на основе кириллицы, представляющей собой переработку греческого алфавита. Создатели русской азбуки учитывали фонетические особенности старославянского языка и ними были введены в нее 19 букв, которые отсутствовали в греческом письме.

Оригинальность созданной Кириллом и Мефодием азбуки проявлялась в том, что для того, чтобы обозначить один звук приходилось использовать одну букву.

А что касается письменности буквами кириллицы, то их употребляли только в начале абзаца. Большую прописную букву красиво разрисовывали, поэтому первая строка называлась «красной», то есть красивой строкой.

Благодаря первому создателю азбуки русского языка сегодня люди умеют и писать. А если бы не братья Кирилл и Мефодий, то мы ничего бы не умели.

(азбука) - совокупность графических знаков - букв в установленной последовательности, кото­ры­ми создаётся письменная и печатная форма национального русского языка. Включает 33 буквы: а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я. Большинство букв в письменной форме графически отличается от печатных. Кроме ъ, ы, ь, все буквы употребляются в двух вариантах: прописные и строчные. В печатной форме варианты большинства букв графически тождественны (различаются только размерами; ср., однако, Б и б), в письменной форме во многих случаях написания прописных и строчных букв различаются между собой (А и а, Т и т и др.).

Русский алфавит передаёт фонемный и звуковой состав русской речи: 20 букв передают согласные звуки (б, п, в, ф, д, т, з, с, ж, ш, ч, ц, щ, г, к, х, м, н, л, р), 10 букв - гласные , из них а, э, о, ы, и, у - только гласные, я, е, ё, ю - мягкость предшествующего согласного + а, э, о, у или сочетания j + гласный («пять», «лес», «лёд», «люк»; «яма», «ехать», «ёлка», «юный»); буква «й» передаёт «и неслоговое» («бой») и в некоторых случаях согласный j («йог»). Две буквы: «ъ» (твёрдый знак) и «ь» (мягкий знак) не обозначают отдельных самостоятельных звуков. Буква «ь» служит для обозначения мягкости предшест­ву­ю­щих согласных, парных по твёрдости - мягкости («мол» - «моль»), после букв шипящих «ь» является показателем на письме некоторых грамматических форм (3‑го склонения существи­тель­ных - «дочь», но «кирпич», повелительного наклонения - «режь» и др.). Буквы «ь» и «ъ» также выступают в функции разделительного знака («подъём», «бьют»).

Современный русский алфавит по своему составу и основным начертаниям букв восходит к древней кириллице , буквенные знаки которой с 11 в. изменились по форме и по составу. Русский алфавит в современном виде был введён реформами Петра I (1708-1710) и Академии наук (1735, 1738 и 1758), результат которых заключался в упрощении начертаний букв и в исклю­че­нии из состава алфавита некоторых устаревших знаков. Так, были исключены буквы Ѡ («омега»), Ꙋ («ук»), Ꙗ, Ѥ (йотированные а, е), Ѯ («кси»), Ѱ («пси»), диграфы Ѿ («от»), ОУ («у»), знаки ударения и придыхания (силы), знаки сокращения (титлы) и др. Были введены новые буквы: я (вместо Ꙗ и Ѧ), э, й. Позднее Н. М. Карамзин ввёл букву «ё» (1797). Эти изменения послужили преобразованию старой церковнославянской печати для светских изданий (отсюда впоследствии название печатного шрифта - «гражданский »). Некоторые исключённые буквы в дальнейшем снова восстанавливались и исключались, часть лишних букв продол­жа­ла употреб­лять­ся в русском письме и печати вплоть до 1917, когда декретом Народного комиссариата просвещения от 23 декабря 1917, подтверждённым декретом Совета Народных Комиссаров от 10 октября 1918, были исключены из состава алфавита буквы Ѣ, Ѳ, І («ять», «фита», «і десятеричное»). Употребление буквы «ё» в печати не является строго обяза­тель­ным, она употребляется главным образом в словарях и учебной литературе.

Русский «гражданский» алфавит послужил базой для большинства письменностей народов СССР, а также для некоторых других языков, имеющих письменность на основе кириллицы.

Современный русский алфавит
Аа [а] Кк [ка] Хх [ха]
Бб [бэ] Лл [эль] Цц [цэ]
Вв [вэ] Мм [эм] Чч [че]
Гг [гэ] Нн [эн] Шш [ша]
Дд [дэ] Оо [о] Щщ [ща]
Ее [е] Пп [пэ] Ъъ [твёрдый знак, стар. ер]
Ёё [ё] Рр [эр] Ыы [ы]
Жж [жэ] Сс [эс] Ьь [мягкий знак, стар. ерь]
Зз [зэ] Тт [тэ] Ээ [э оборотное]
Ии [и] Уу [у] Юю [ю]
Йй [и краткое] Фф [эф] Яя [я]
  • Былинский К. И., Крючков С. Е., Светлаев М. В., Употребление буквы ё. Справочник, М., 1943;
  • Дирингер Д., Алфавит, перевод с англ., М., 1963;
  • Истрин В. А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;
  • Мусаев К. М., Алфавиты языков народов СССР, М., 1965;
  • Иванова В. Ф., Современный русский язык. Графика и орфография, 2 изд., М., 1976;
  • Моисеев А. И., Современный русский алфавит и алфавиты других народов СССР, РЯШ, 1982, № 6;
  • см. также литературу при статье