Личная аналогия. Прием фантазирования аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что здесь для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» подразумевается сжатый, образный, противоречивый, обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие. Вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов - «заглавие книги». Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием».

Синекторы утверждают, что символическая аналогия - независимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Вот несколько примеров такого видения анализируемых объектов, приводимых обычно в популярной литературе по методам решения творческих задач:

Шлифовальный круг - точная шероховатость;

Храповой механизм - надежная прерывистость;

Пламя - прозрачная стена; видимая теплота;

Мрамор - радужное постоянство;

Прочность - принудительная целостность.

В самом деле, рассмотрим первый пример. Шлифовальный круг обычно тесно связывают с таким понятием, как точность обработки. Но в то же время он обрабатывает материал потому, что шероховат. И чем больше неровности на поверхности круга, тем более быстро идет обработка. Но чем больше неровности, тем меньше точность обработки. Так символическая аналогия позволила нам увидеть сложную реальную проблему, стоящую перед людьми, занятыми разработкой и применением шлифовальных кругов. 74

Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, и начинать освоение лучше с них.

Прежде всего выявляется главная функция объекта, то действие, ради которого он создан. Почти все объекты выполняют не одну, а несколько главных функций; желательно видеть их все. После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная одной из главных. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

Практика применения символических аналогий показывает, что в процессе обучения слушатели довольно быстро осваивают эту форму представления объекта. Приведем ряд примеров, полученных во время обучения синектике.

Объект: паркет.

Аналогии: скользкое трение, целая дробность, дискретная сплошность, поющее молчание, извилистая половица, высший низ, блестящая шероховатость, многоугольный прямоугольник, вспученная плоскость, плоская елка, деревянный ковер, трескучая неподвижность, желанное наказание, попираемая роскошь, многоэлементное однообразие.

Объект: дерево.

Аналогии: неподвижная динамика, неподвижное движение, зеленый костер, качающаяся твердь, мягкая прочность, живой минерал, изменчивое постоянство, пористая плотность, отдающий по-

требитель, сучковатая стройность, занозистая гладкость, прямая ветвистость, возвышающийся углубитель, зеленое тепло, сухая водокачка.

Объект: вентилятор.

Аналогии: застывшая струя, воздушный фонтан, освежающая скорость, твердый ветер, разряженное давление, настольный сквозняк, застывший вихрь, надоедливое удовольствие, электрический ветер, теплая прохлада.

Применение этого механизма в практической работе также очень ценно, т.

к. позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Пример. В процессе решения практической задачи потребовалось усовершенствовать редуктор, сделать его более компактным, регулируемым по мощности. Значительно приблизил к решению творческую группу процесс формулирования символических аналогий. Наибольшую эвристическую ценность, по мнению разработчиков, имели символические аналогии, где редуктор определялся как «неподвижная ступенька» и «скомканный рычаг».

В более широком смысле механизм символической аналогии - это представление объекта в виде символа, образа, знака, пиктограммы. Вот почему символическая аналогия может быть выражена и в виде рисунка.

Примечание. Собственно символические аналогии известны уже очень давно, намного раньше, чем синектика. В лингвистике подобные сочетания называются «оксюмотроны» - они применяются для придания речи большей выразительности. (Например - «Звенящая тишина», «Слепящая мгла», «Алгоритм изобретения», «Творчество как точная наука» и пр.).

Издавна данный подход применялся и для проблематизации при обучении. Так, например, живший в VIII веке н. э. английский монах и ученый Алкуин, приглашенный учить Пипина - сына Карла Великого, строил обучение в диалоговом режиме. Пипин задавал вопросы, Алкуин отвечал. И ответы его очень напоминают символические аналогии - они коротки, выразительны:

Что такое туман?

Ночь днем.

Что такое язык?

Воздушный бич.

Что такое сон?

Образ смерти, и т. п.

Очень глубокие связи данная форма описания объектов имеет с исландскими каннунгами.

Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Наиболее интересным методом, использующим аналогии, является "Синектика" – метод решения изобретательских задач и поиска новых бизнес идей группой специалистов, широко использующих различные типы аналогий. Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:

Прямая аналогия , в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес проблемы.

Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи или бизнес проблемы пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею.

На начальном этапе "Синектики" аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

Для успешного использования аналогий в решении, как технических, так и бизнес задач требуется специальная подготовка, а также способность человека к фантазии и образному мышлению.

Проведение прямых аналогий является, по‑видимому, наиболее продуктивным способом генерирования идей. Эта техника позволяет придумывать сравнения и находить сходства между различными событиями и фактами, равно как и явлениями в так называемых параллельных мирах по принципу: «Если X удачно действует определенным образом, то почему Y не может действовать так же успешно? »

А. Белл сравнил работу внутренних органов области уха с колебанием мембраны и изобрел телефон. Эдисон создал фонограф, проведя аналогии между игрушечной детской воронкой, движениями куклы и звуковыми колебаниями. Подводные сооружения стали реальностью, когда были исследованы поведение и среда обитания моллюсков.

Однажды в конце сороковых годов швейцарский изобретатель Георг де Местраль отправился на охоту. Случайно он и его собака забрели в заросли репейника, плоды которого тут же прицепились к шерсти собаки и одежде ее хозяина. У большинства людей это вызвало бы легкую досаду, но де Местраль разглядел тут интересную задачу. Придя домой, он исследовал под микроскопом плоды репейника и обнаружил, что их колючки имеют на концах мельчайшие крючки, которые и цепляются за ворсинки ткани и шерсти. Это открытие побудило его задуматься о новом типе застежек.

От замысла до реализации прошло много лет, но сейчас изобретение де Местраля используется повсеместно – от приборов измерения давления крови до экипировки теннисистов.

Используемая аналогия не должна быть слишком сложной или изощренной. К примеру, коллекционирование марок является хобби, однако по некоторым своим характеристикам оно сопоставимо со многими видами бизнеса: и там и там нужно проводить исследование рынка, и там и там используются такие понятия, как запасы, затраты, цена, выгодная сделка и т. д.

Посмотрите на рисунок. При первом осмотре вы увидите только разные варианты пересечения двух линий. Однако, подумав, можно обнаружить, что две пересекающиеся линии образуют 4 отрезка и 4 угла.

1 линия + 1 линия = 4 отрезка + 4 угла

Подобным же образом, «складывая» вашу проблему с произвольным предметом или понятием, можно получить несколько новых идей.

Предположим, мне надо повысить творческую активность на работе. Я произвольно связываю свою задачу с не имеющим к ней никакого отношения обычным бытовым прибором – тостером. Следуя выбранной аналогии, я буду искать идеи для повышения моей творческой активности на работе в свойствах и функциях обыкновенного тостера, то есть пытаться найти ответ по формуле: 1 (творческая активность на работе) + 1 (тостер) = 4 (новые идеи)

Я выписываю основные характеристики и функции тостера.


□ Подключается к источнику электроэнергии.

□ Включается нажатием специальной клавиши или кнопки.

□ Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты.

□ Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба.

□ Позволяет делать тосты разных размеров и из разных сортов хлеба.

□ Может «ударить током», если вы попытаетесь достать хлеб ножом или вилкой при включенном приборе.

□ Позволяет делать тосты из хлеба, намазанного маслом или джемом.

Анализируя сделанное описание тостера, я нахожу новые способы повышения моей творческой активности на работе.

□ Мне следует отбросить предубеждение о своем низком творческом потенциале. («Включается нажатием специальной клавиши или кнопки».)

□ Необходимо выявить реальные выгоды от роста моей творческой активности. («Источник электроэнергии».)

□ Необходимо разработать комплексный подход к решению поставленной задачи. («Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты».)

□ Необходимо сконцентрировать усилия на новых идеях, а не на обдумывании их обоснованности. («Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба».)

□ Необходимо использовать разные методы творческого поиска. («Тосты разных размеров и из разных сортов хлеба».)

□ Нужно рисковать и выдвигать больше оригинальных идей. («Может "ударить током"».)

□ Следует попробовать скомбинировать разные творческие методы. («Масло и джем».)

Таким образом, используя свою фантазию и обычный тостер, я смог составить целую программу действий по повышению моей творческой активности на работе.

1 (повышение творческой активности) + 1 (тостер) 7 (идей).

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Рассмотрим базовый алгоритм использования техники прямой аналогии:

1. Сформулируйте задачу. Пример: владелец магазина пиломатериалов искал способы увеличения сбыта своего товара.

2. Выберите ключевое слово или ключевую фразу относительно вашей проблемы. Ключевым словом было выбрано слово «сбыт».

3. Выберите слово, относящееся к области, явно не связанной с вашей проблемой. Чем более далекой от вашей проблемы будет эта область, тем выше шансы найти оригинальные идеи. Так, аналогии из мира бизнеса при решении деловых задач будут менее продуктивными, чем аналогии из области телевидения или кулинарии. В нашем примере было выбрано слово «компьютеры»‑

4. Составьте список понятий, которые ассоциируются у вас с выбранным словом, и выделите из него одно или несколько самых перспективных с точки зрения поиска новых идей.

В список понятий, ассоциирующихся со словом «компьютеры», были включены следующие: наука, параллельное использование, «дружественный» интерфейс, совместимость, программное обеспечение, расширение возможностей использования, система автоматизированного проектирования, использование компьютеров в сфере бизнеса, развлекательные игры.

5. Ищите подобия и связи между выбранными понятиями и вашей проблемой.

Не относитесь к поиску аналогий как к чему‑то тяжелому и неприятному. Дайте волю фантазии, пусть мыслям будет легко и просторно.

Владелец магазина тщательно проанализировал всевозможные аналогии и остановил свой выбор на следующих понятиях: система автоматизированного проектирования, расширение возможностей использования компьютера и использование в развлекательных целях. Мысленно связав их с задачей увеличения сбыта пиломатериалов, он нашел интересное решение.

Идея: использование компьютера для проектирования будущего дома. С помощью компьютера заказчик сможет сам спроектировать на экране монитора дом какой захочет. Встроенный калькулятор тут же, по желанию клиента, подсчитает стоимость будущего дома. Если цена покажется заказчику слишком высокой, он может упростить конструкцию. Если цена удовлетворяет, можно распечатать проект на принтере. В результате будут строить больше домов, а значит, не залежатся и пиломатериалы.

Новая область понятий, с которой вы связываете свою проблему, так называемый параллельный мир, должна быть вам хорошо известна. Чем больше подробностей, различных ситуаций и событий вы сможете вспомнить, тем лучше. Например, слова «Победитель кубка Стэнли» или «Монреаль канадиенс» дадут вам гораздо больше аналогий, чем просто слово « хоккей ». А если вы остановились на слове «ресторан», выберите такое заведение, где не раз бывали, где вам многое знакомо – от меню до интерьера.

Ниже приведен список различных понятий, научных дисциплин, областей знания, другими словами – «параллельных миров», которые можно использовать для поиска ассоциаций с миром бизнеса.

Пользуйтесь этим списком для выбора «параллельного мира» при решении стоящей перед вами задачи, а если он окажется для вас тесен, можно его расширить. Как следующий шаг в выбранной области рассмотрите 4‑5 более узких направлений и выберите то, которое лучше всего отвечает сути проблемы и в котором вы чувствуете себя более компетентными.

Ниже следует список различных сфер деятельности, областей и дисциплин, которые имеют что‑то общее с деловым миром. Для начала используйте этот список, но обязательно составьте уникальный список параллельных сфер деятельности, который наилучшим образом соответствует вашим знаниям. При выборе параллельной области рассмотрите четыре или пять вариантов, чтобы выбрать тот, который лучше удовлетворяет общим принципам вашей задачи.

Параллельные сферы деятельности

Англия Гавайи

Архитектура Гастрономы

Астрология География

Астрономия Геология

Балет Германия

Бары Гипноз

Баскетбол Гольф

Бейсбол Горная промышленность

Биография Гражданская война

Биология Движение за гражданские права

Большая депрессия Боулинг Джунгли

Бухгалтерский учет Дикий Запад

Ватикан Животный мир

Великие книги Журналистика

Вино Звезды

Война за независимость Иглоукалывание

Вооруженные силы Издательское дело

Вторая мировая война Изобретения

Вычисления Индия

Вьетнамская война Искусство

Искусство танца

Кардиология

Карибские острова

Композиторы

Компьютеры

Кулинария

Литература

Лыжный спорт

Математика

Медицина

Метеорология

Мифология

Монастыри

Мультипликация

Мыльные оперы

Налоговое управление

Насекомые

Обеспечение правопорядка

Обрабатывающая промышленность

Образование

Олимпийские игры

Оптовые торговцы

Оформление интерьера

Памятники

Парусный спорт

Первая мировая война

Печатное дело

Пилотирование

Политика

Политология

Порнография

Похоронные бюро

Правительство

Профсоюзы

Психиатрия

Психология

Пьесы Шекспира

Развлечения

Разговорное радио

Рестораны

Рестораны быстрого питания

Рыболовство

Сельское хозяйство

Семинары

Скульптура

Слесарное дело

Социология

Специальное образование СССР

Фармакология

Физиотерапия

Фотография

Хиропрактики

Эволюция

Экономика

Южная Америка

Юриспруденция

Ядерная физика

Сталелитейная промышленность

Стоматология

Телевидение

Телевидение

Теленовости

Терроризм

Транспорт

Туристический бизнес

Уборка мусора

Универмаги

Уолл‑стрит

Постарайтесь найти в выбранном «параллельном мире» все сведения, которые можно связать с вашей задачей (подобно повару китайского ресторана, использующему все части утки для приготовления блюд национальной кухни).

Предположим, ваша проблема заключается в продаже копировальной техники. Вы произвольно выбираете из приведенного списка «телевидение» и концентрируете свое внимание на телепроповедниках, а затем выписываете их главные характеристики и сравниваете их с принципами продажи копировальной техники. Ваша цель будет состоять в выявлении аналогий, которые смогут подсказать новую продуктивную идею.

Итак, что у вас получилось?

Кто‑то скажет, что проповедники тоже занимаются продажей, торгуя своими проповедями. Кто‑то добавит, что они «продают» также надежду, которую вселяют в людей своими речами. Другими словами, надежда – это продукт продукта. А в чем может состоять «продукт продукта» продажи копировальной техники? В новой услуге? В дополнительных удобствах? В повышении производительности? Как вы думаете, если продвигать на рынок «продукт продукта», можно добиться роста продажи своей техники?

Теперь сопоставим ту же проблему с обслуживанием в ресторане. Допустим, что предлагаемое меню разнообразно (аналогия – широкий ассортимент предлагаемой техники), но порядок оформления заказа у официанта (аналогия – торговый представитель фирмы) очень неудобен для клиента: каждое блюдо (аналогия – определенный тип копировальной техники) надо заказывать у конкретного официанта. В этой ситуации одним из решений может быть сокращение номенклатуры продаваемой продукции и упрощение процедуры оформления заказа.

Один мой знакомый хотел построить бассейн, но его не устраивали проекты со стандартными размерами 20 на 40 футов. Ему хотелось иметь такой бассейн, который позволял бы и купаться, и нырять, и делать заплывы. Однако для разработки нового проекта была необходима оригинальная идея. Используя технику прямой аналогии, мой знакомый выбрал для своей задачи в качестве «параллельного мира» игру в гольф и составил следующий список ключевых слов: площадка, лунка, клюшка, экипировка. Сосредоточив свое внимание на двух последних, он стал искать возможные аналогии со своей проблемой.

Посмотрите на рисунок. На нем изображен план бассейна, напоминающий своей формой клюшку для гольфа: модифицированный шестиугольник с общей длиной сторон 23 фута и примыкающей к нему узкой водной дорожкой длиной в 60 футов.

Такая конфигурация бассейна удовлетворяла всем исходным требованиям; кроме того, позволяла на треть сократить расход воды, а также снизить расходы на химическую очистку, фильтрацию и эксплуатацию насосов. Над узкой водяной дорожкой можно было устанавливать легкий тент, «застегивающийся» на молнии – наподобие чехла для клюшек. Мой знакомый признавался, что использование техники прямой аналогии подсказало ему двадцать четыре варианта решения!

Изобретатель заслуживает и должен позволить себе ту же свободу, творчества что и новатор - художник. Ему необходимо иметь возможность проверить верную идею, представить себе лучшее решение проблемы и при этом временно не принимать во внимание установившиеся в мире законы (нормы).

Только таким путем может быть создан образ идеала. Выражение "сознательный самообман" используется в синектике для выражения того факта, что человек, решающий проблему, должен быть раскрепощен по отношению к законам природы, которые находятся в конфликте с его идеальным решением. Человек, решающий проблему, должен видеть, какие законы окружающего мира находятся в конфликте с его идеальным решением.

Классический специалист имеет тенденцию к сверхрационализму и чувствует угрозу во всем, что может "атаковать" его логическую вселенную. Синектор должен уметь на время отстраниться от имеющихся несоответствий, чтобы не дать им остановить процесс творческой работы. Фантастическая аналогия и служит для облегчения этого процесса.

Суть фантастической аналогии состоит в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой), определив конечный результат, цель. Таким образом в синектике реализуется оператор построения чисто функциональной модели желаемого решения. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи.

Применяемый в синектике комплекс средств далеко не исчерпывается представленными выше аналогиями и приемами. Постоянная практика применения метода позволила разработать приемы углубленного представления исходной ситуации, средства ее начальной обработки. В процессе решения применяются и операторы психофизиологической активизации.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны и могли бы быть решены с помощью других методов, но обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, как правило, не привлекаются.

Итак, синектика - средство для постановки задач.

Собственно нахождение решения с ее помощью есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи это половина решения. Запомним один из девизов синекторов: "Сформулированные задачи решаются".

  1. Формирование синектических групп

Хотя механизмы синектики просты в своих основах, их применение требует огромных затрат энергии. На самом деле синектика не отменяет процесс творческой активности, но она активизирует мышление, делая его более напряженным. Еще большую напряженность работе придает ее коллективный характер. Группа, в рамках которой происходит решение, это сложный и тонкий механизм, создающийся длительное время и требующий специфической подготовки как от слушателей, так и от преподавателей.

Процесс формирования синектической группы состоит из трех основных фаз:

1. Отбор членов группы.

2. Обучение, тренировка группы.

3. Вживление группы в реальную среду (в реальное окружение).

Многие способы выработки оригинальных мыслей и идей на сегодняшний день востребованы в самых разных сферах жизни. С их помощью руководители крупных организаций повышают эффективность работы в условиях жесткой конкуренции, а творческие группы стимулируют выработку неординарных методов деятельности.

Аналогия - что такое? Один из многих способов реализации необычного подхода к решению задачи. Его особенность в существовании возможности использования нескольких приемов, совокупность которых значительно расширяет границы поиска оригинального ответа на тривиальный вопрос.

Метод аналогии: цель, суть и назначение

Целью данного метода является максимальный «разгон» мышления, вкупе с уменьшением влияния психологической инерции. Это позволит найти оригинальное решение проблемы.

Метод аналогии применяется для поиска нестандартных выводов в разнообразных сферах деятельности человека. Его систематическое применение происходит в области теории подобия, которая часто используется в моделировании.

Применение аналогий - это один из многих универсальных приемов, который мобилизует ресурсы интеллекта с целью решения задач творческого характера и поиска новых идей.

В чем суть этого метода? Аналогия применяется для того, чтобы навести мозг на необычные мысли о чем-либо, но она не дает ответа на вопрос о правильности полученного предположения.

В некоторой мере делает незнакомые вещи знакомыми и с помощью увиденного сходства позволяет решить проблему уже известным способом, и наоборот: делает знакомые вещи незнакомыми, давая возможность посмотреть на проблему с новой стороны, что часто наталкивает на новые и оригинальные решения.

Каков план действий?

Понятие «аналогия» включает в себя четыре фундаментальных вида этого способа решения задач: прямую, символическую, субъективную и фантастическую аналогии, каждая из которых охватывает опыт и мысли людей.

Каждому из этих видов присущи свои правила поиска аналогии.

Они становятся более очевидными, если ввести следующую классификацию:

  • Прямые - реальные.
  • Символические - абстрактные.
  • Субъективные - телесные.
  • Фантастические - нереальные.

Простые аналогии подразумевают вывод, в процессе которого на основании сходства двух предметов в одних признаках заключают об их сходствах и в других. Их используют при классификации ряда предметов. Сложные аналогии - это выводы, которые сделаны на основании совокупности признаков предметов путем различных умозаключений.

Виды аналогий

Итак, аналогия - что такое? синектики. Один из самых распространенных способов активизации творческого потенциала человека, с помощью которого можно преодолеть привычные шаблоны. Этот метод основывается на свойствах мозга устанавливать между предметами, словами, чувствами, эмоциями, понятиями, впечатлениями и мыслями.

Прямая, фантастическая, личная и субъективная аналогия. Что такое? Это основные виды креативного Рассмотрим подробнее каждый из них.

Прямая аналогия

Для работы с этим видом синектики необходимо найти похожие решения задачи в иных областях жизнедеятельности человека: быт, промышленность, природа, наука, бизнес и т.д. Например, в рекламе сварочного оборудования, основная характеристика которого - высокая скорость работы, применялась аналогия со швейной машинкой.

Символическая аналогия

Метод символической аналогии подразумевает сведение всей вашей креативной задачи к короткому символу или выражению, которое отразит суть вашей проблемы. Это может быть некой метафорой, образом, знаком. Самое главное - максимально четко и лаконично выразить суть задачи, нуждающейся в решении. Самый простой пример: мороженное - это сладкий лед.

Фантастическая аналогия

Для применения фантастической аналогии с целью решения творческой задачи необходимо поместить ее в несуществующую, нереальную среду. Можно при этом использовать фантастическую технику, антигероев или героев.

Личная или субъективная аналогия

При применении метода субъективной или личной аналогии необходимо предметом (или его частью) или же элементом решаемой творческой задачи. Суть данного способа поиска новой идеи заключается в том, чтобы почувствовать, как выбранный объект влияет на окружающую среду, а окружающая среда - на объект.

Построение аналогии: тонкости метода синектики

Как правильно применить этот способ креативного решения задачи? Построение аналогии - это достаточно известный метод создания свежих идей, однако, как и у любой техники, у него есть свои характерные особенности, зная которые вы сможете использовать его более эффективно. Синектика служит простой и полезной цели: сдвинуться с мертвой точки и начать генерировать идеи. Она дает толчок, который необходим для того, чтобы преодолеть силу притяжения обыденной реальности и ворваться в бескрайний и чарующий мир возможного.

Приведем самую продуктивную схему решения творческой задачи.

  1. Максимально четко сформулируйте задачу, которую необходимо решить. Работу всегда необходимо начинать именно с этого шага, так как без него в 90% случаев все дальнейшие действия могут быть направлены не в ту сторону. Итак, письменно сформулируйте задачу. Старание, затраченное на фиксацию того, чего вы хотите добиться, в ходе работы многократно окупится.
  2. В отношении развития задачи задайте серию вопросов по типу «Если …, то какой?» на самые простейшие темы. Например: если обувь, то какая? Если занятие, то какое? Если сказка, то какая? Если песня, то какая? Если книга, то какая? Не забудьте ответить на них. Таким образом, можно сгенерировать начальный набор тем для приведения ассоциации.
  3. Следующий шаг, который вы должны сделать - это выбрать две или три аналогии, кажущиеся вам наиболее интересными и связанными с каким-то процессом.
  4. Теперь с каждой из них раскройте процессы, которые лежат в основе исходной задачи. С этой целью разделите лист бумаги на две колонки. Левая колонка будет содержать описание процессов, которые связаны с темой аналогии, а правая - процессы, связанные с вашей проблемой.
  5. Следующий шаг - поиск сходств и параллелей между процессами в левой и правой колонок. Подумайте, как можно использовать полученные сопоставления с целью решения задачи. Все возникающие идеи фиксируйте на бумаге.
  6. Выберите лучшие идеи и займитесь их доработкой.

Вот и весь алгоритм метода аналогии. Успех решения напрямую зависит от начальной подборки тем, удачного выбора ассоциаций, умения увидеть закономерности процессов, вашей раскрепощенности при создании идеи. Чуть-чуть энергии - и полученный результат превзойдет все ваши ожидания.

Метод аналогии можно успешно использовать во всех областях деятельности, где необходим свежий взгляд на обыденные вещи.

Синектика: плюсы и минусы

Аналогия - что такое? Один из самых популярных методов мозгового штурма. Рассмотрим его достоинства и недостатки.

Достоинства синектики заключаются в ее эффективности, универсальности, в сравнении с иными альтернативными способами развития абстрактного мышления. Кроме того, несомненный ее плюс заключается в совершенствовании индивидуальных качеств характера, среди которых воображение и интуиция. Метод аналогий - это хороший способ активизировать мозговую деятельность, который предусматривает критическую оценку при подготовке результата, а это, в свою очередь, повышает качество работы.

Среди недостатков синектики главным, пожалуй, является ее сложность, несмотря на то, что механизмы и инструменты этой техники кажутся достаточно простыми. Организация метода аналогий на уровне профессионала - это достаточно сложное мероприятие.