Экономика обществознание краткое содержание. Подготовка к егэ по обществознанию, раздел "экономика"

1. Экономика на профильном уровне

Модель старшей школы предусматривает наличие профильного обучения. Профильное обучениеориентировано на создание возможностей продолжения образования в соответствии с интересами старшеклассника, его склонностями и возможностью определиться с будущей профессией.

В 2014-2015 учебном году в 10-11 классах были организованы профильные группы: физико-математического и социально-экономического направления.

Информация об организации профильного обучения в 2014-2015 учебном году в 10-11 классах представлена в таблице 1.

Таблица1

Информация об организации профильного обучения

в 2014-2015 учебном году

10 класс

Наименование профиля

Доля от общего количества обучающихся 10 классов

Социально-экономический

Физико-математический

11 класс

Наименование профиля

Количество обучающихся, охваченным данным профилем

Доля от общего количества обучающихся 11 классов

Социально-экономический

Физико-математический

Итого по школе:

Предмет «Экономика» в 2014-2015 учебном году преподавался по учебной программе для общеобразовательных учреждений: Основы экономической теории и учебника профильного уровня С. И. Иванова «Экономика» в 2-х книгах в количестве- 2 часов 1 раз в неделю для 10,11 классасоциально-экономического профиля, 1 часа в неделю для обучающихся 10-11 классов физико-математического профиля. Элективные курсы «Главные вопросы экономики» и «Основные разделы экономики» были проведены в количестве 1 часа в неделю для обучающихся 10, 11 класса социально-экономического профиля. Суммарное количество часов для обучающихся в социально-экономическом профиле в 10 классе-68 ч. в год, в 11 -66 часов в год

Для оценки качества учебного процесса по предмету экономика использовались следующие показатели: средний балл по предмету, качество обученности, успеваемость, степень обученности (СОУ). Мониторинг результатов обученности учащихся по предмету экономика свидетельствует, что 100% учеников усваивают предмет, качество знаний характеризует тенденция роста (с 92 % до 100 %),

Таблица 2

Средний балл

Качество

Успеваемость

Социально-экономический

Физико-математический

Социально-экономический

Физико-математический

2.Раздел экономика по предмету обществознание при подготовке к ЕГЭ в рамках профильного курса в 2014-2015 учебном году

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам: экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки своя терминология, подходы к оценке и анализу.

ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

Чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию необходимо иметь определённые знания по предмету «экономика». В нашей школе обучению по этому предмету осуществляется с помощью электронного учебника С.И. Иванова. Основы экономической теории, профильный уровень, в 2-х книгах, который приобрела школа в 2014 учебном году В Разделе Экономика по предмету обществознание в ЕГЭ встречается все больше вопросов, касающихся микроэкономики: механизмы саморегуляции рынка и конкуренции, факторы и издержки производства, финансовые институты. Кроме того, сложные макроэкономические вопросы о госрегулировании экономики, налогообложении, инфляции и безработице. Все эти и другие темы изучаются в течении учебного года в 10, 11 классе социально-экономического профиля. Предмет экономика вызывает некоторые сложности детьми школьного возраста при его изучении. Поэтому полученные знания в процессе обучения можно проверить пройдя электронное тестирование в разделе экономика по обществознанию при подготовке к ЕГЭ в 11 классе например выбрать интересующий раздел по пройденной теме на данном сайте: https://ege.yandex.ru . . Все педагоги школы, работающие в профильных классах, используют современные технологии обучения. Эффективная работа учителя невозможна без современных интернет-технологий, электронного учебника, электронного тестирования и видео уроков. Именно современные интернет технологии способствуют лучшему усвоению как теоретического, так и практического учебного материала на уроках.

Информация о наличии учебных материалов, используемых в профильном обучении по предмету экономика.

Таблица3

В науке закрепилось два понимания термина «экономика» (греч. oikonomos – искусство ведения домашнего хозяйства): как науки и как хозяйства.

Экономика как хозяйство представляет собой хозяйственную деятельность людей, направленную на удовлетворение их экзистенциальных, физиологических, социальных, духовных и престижных потребностей. Удовлетворением этих потребностей человека занимаются различные экономические отрасли:

I. Присваивающее хозяйство – такой тип хозяйства, при котором человек получает необходимые для обеспечения жизнедеятельности продукты в готовом виде, не производя их, то есть добывая их из природы. К нему относятся следующие подотрасли экономики:

2) собирательство (фруктов, ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и т. п.)

3) рыболовство

4) бортничество (добывание мёда диких пчёл)

В настоящее время в развитых странах в сфере присваивающего хозяйства занято менее 1% населения. Чаще всего эти занятия представляют собою хобби или разновидность досуга.

II. Производящее хозяйство – тип хозяйства, при котором человек, преобразуя естественную среду, производит новый, отличный от природного, продукт. Подотраслями производящего хозяйства являются:

1) сельское хозяйство , в том числе:

а) земледелие

б) животноводство (в исторической науке часто употребляется термин «скотоводство», однако кролик, домашняя пчела, птица и т. д., так же разводимые человеком, скотом не являются)

2) промышленность , в том числе:

а) производство средств производства (группа А, тяжёлая промышленность) – то есть производство станков, оборудования, зданий, грузового транспорта, средств связи, компьютерной техники и т. п.

б) производство предметов потребления (группа Б, лёгкая промышленность) – то есть производство пищи, одежды, обуви, мебели, посуды, легкового транспорта и т. п.

В развитых странах в наши дни в сфере производящего хозяйства занято не более 20-30% трудоспособного населения. Это связано с научно-техническим прогрессом XIX-XX вв., позволившим освободить большинство людей от необходимости физического труда (появление комбайнов, доильных аппаратов, автоматизированных станков).

III. Непроизводственная сфера – область производства знаний, услуг и культурных ценностей. Она включает в себя:

1) духовное производство – производство новых духовных ценностей (научных открытий, произведений искусства, норм морали и этики, религиозных догматов)

2) сферу услуг (образование, здравоохранение, деятельность учреждений культуры, пассажирского транспорта, парикмахерских, адвокатуры, чиновничества, экономистов и т. д.)

В XXI веке в развитых странах в непроизводственной сфере заняты до 80% дееспособных граждан.


Следует заметить, что всё углубляющееся разделение труда и, как следствие, профессиональное размежевание приводят ко всё большему классовому разделению и соответственно – к столкновению социальных интересов различных групп людей.

Экономика как наука представляет собой социальную науку, изучающую отношения между людьми и их поведение в сферах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях бесконечно возрастающих потребностей человечества и ограниченности ресурсов, предоставленных планетой Земля и околоземным пространством.

Из этого следует несколько основополагающих для экономической теории принципов:

1) объектом изучения для экономики является общество

2) изучая отношения между людьми и их поведение, экономика фиксирует объективные психологические законы, работающие в экономической сфере общественной жизни

3) экономика исследует сложный процесс, состоящий из четырёх этапов хозяйственной активности человека, причём концентрирует своё внимание на производстве и использовании исключительно экономических благ

4) главной проблемой экономической теории является разрешение противоречия между безграничностью потребностей и количественно-качественной ограниченностью средств их удовлетворения

Под благом в обществознании понимается любой ресурс, способный удовлетворить конкретную потребность человека (например, потребность в дыхании удовлетворяет благо под названием «кислород»). Однако далеко не все блага признаются экономическими. К экономическим благам , исходя из главной проблемы экономики, мы относим только те блага, которые находятся в ограниченном количестве. Остановимся на этапах экономического процесса.

Производство – это процесс создания новых материальных (товаров) и нематериальных (услуг) экономических благ. Успешная организация производства невозможна без наличия определённых условий для его осуществления, называемых факторами производства. Производство лежит в основе любой экономической системы, ведь, если бы не существовало произведённого товара или услуги, деньги потеряли бы всякий смысл, ибо на них нечего было бы купить.

Распределение – это процесс определения доли каждого из участников производства в готовом продукте. В производстве такого продукта, как, например, хлеб, участвуют не только пекари и директор хлебозавода, но и дворник, электрик, уборщица, юрист, бухгалтер и т. д., правда, косвенным образом. Распределение представляет собой расчёт заработной платы каждого из них, в целях выкупа предпринимателем или государством, в случае, если оно нанимает работника, не принадлежащих ему долей в стоимости продукта. Распределение никоим образом не зависит от факта реализации товара или услуги, поскольку качественно выполненный труд должен быть оплачен независимо от того, обладает ли предприниматель или государство способностью его продать. Запрет на принудительный бесплатный труд (рабство) закреплён Конституцией и Трудовым кодексом РФ. Проблема несправедливого распределения является стержневой для всех без исключения левых (коммунизм, анархизм) и некоторых центристских (социал-демократия) политических идеологий.

Обмен – процесс размена одних товаров и услуг на другие. Обмен как экономическое явление необходим современному обществу затем, что человек уже не способен да и не заинтересован в том, чтобы обеспечивать себя всеми необходимыми благами сам. В более ранние времена, когда потребности человека были более ограничены, это, однако было возможно. В связи с этим выделяют два типа хозяйственной деятельности людей:

1) натуральное хозяйство – производство товаров и услуг не в целях обмена, но для удовлетворения собственных потребностей (приготовление обеда для семьи и др.)

2) товарное хозяйство – производство экономических благ для продажи

В современном мире, безусловно, господствует товарное хозяйство, направленное на обмен товарами и услугами.

Вариант, при котором товар меняется на товар или на услугу непосредственно, без участия денег, называется бартером . Такая разновидность обмена достаточно редка в нашем обществе и чаще всего встречается в случае заключения обменных сделок между предпринимателями.

Если товар или услуга меняются на деньги, то это называется куплей-продажей .

Стоит отметить, что непосредственный обмен услуги на услугу не всегда считается экономическим отношением (например, мама подарила ребёнку новую рубашку, а ребёнок помог маме донести сумки с продуктами из магазина домой).

Потребление – это процесс извлечения из товара или услуги полезных свойств. При этом следует понимать, что для разных людей разные товары обладают в физиологическом, психологическом, социальном и культурном смысле разной полезностью. Например, полезность крема для бритья для женщины равна нулю, как и цветного лака для ногтей для мужчины. В то же время, человек извлекает из экономических благ далеко не все их полезные свойства. Например, учитель обществознания вполне может поговорить с учеником о его личных проблемах, подвезти на своей машине до дома или даже помочь передвинуть шкаф, однако всё перечисленное будет иметь второстепенное значение в сравнении с передачей знаний об обществе.

Потребление, являясь последней стадией экономического процесса, может в отдельных случаях быть как наиболее продолжительным, так и наименее длительным этапом. Например, пирожок с капустой производится приблизительно за два часа, может залежаться на витрине магазина вплоть до нескольких дней, зарплату за изготовление пирожка повар получит не ранее, чем через полмесяца, а вот употребить его можно и за полминуты. Другой пример, пирамида Хеопса в Египте. Построена она была не более, чем за пятьдесят лет, работники получили от фараона зарплату несколько тысяч лет назад, однако в качестве туристического объекта она используется и по сей день.

Учёные выделяют следующие сферы экономической деятельности:

1) микроэкономика – экономика отдельного человека (производителя, потребителя, собственника, работника), семьи, предприятия или организации

2) макроэкономика – экономика государства или мировая экономика

Лекция:

Переходим к изучению экономической сферы жизнедеятельности общества. Слово экономика греческого происхождения, в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». Ограничиваться только данным пониманием экономики нельзя. В обществознании этот термин используется в двух значениях, как хозяйство и наука. Рассмотрим оба значения.

Экономика как хозяйство

Экономика как хозяйство – это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению экономических благ (товаров и услуг), а также общественные отношения, возникающие в перечисленных процессах.


Для удовлетворения человеческих потребностей нужны блага . Они бывают:
  • общественными (блага, создающиеся государством: дороги, связь, здравоохранение, образование);
  • природными или неэкономическими (блага, находящиеся в свободном доступе: солнечный свет, тепло, воздух);
  • экономическими (блага, создающиеся в результате хозяйственной экономической деятельности).
Экономические блага подразделяются на:
  • долговременные (дом, машина, мебель, бытовая техника, то есть те блага, которыми мы можем пользоваться на протяжении нескольких лет) и кратковременные (продукты питания, которые потребляются полностью);
  • взаимозаменяемые – субституты (уголь - газ, чай - кофе, сметана - майонез) и взаимодополняемые – компле менты (компьютер - программное обеспечение, зубная щётка и паста, автомобиль и бензин);
  • товары (любые вещи, которые продаются и покупаются) и услуги (действие, результат которого является объектом купли–продажи).
В свою очередь товары и услуги бывают материальными и нематериальными. К материальным товарам относятся продукты питания, одежда, бытовая техника, и прочие вещи. А материальными услугами являются прокат, ремонт бытовой техники, перевозка груза, строительство, химчистка, пошив одежды и др. Особенность материальных услуг состоит в том, что их результаты удовлетворяют материальные потребности человека. К нематериальным товарам относятся произведения литературы, скульптуры, научные открытия и другие духовно-нравственные ценности, которые облекаются в материальную форму. К нематериальным услугам относятся услуги репетитора, юриста, страхование, деятельность учреждений образования (школы, техникумы), здравоохранения (поликлиники, центры здоровья), культурного досуга (театры, музеи), социальной защиты (центры социального обслуживания, центры психолого-педагогической помощи, реабилитационные центры). Нематериальные услуги удовлетворяют потребности в познании, информации, консультировании, то есть духовные потребности.

Экономическая деятельность включает четыре взаимосвязанные и взаимозависимые фазы:

    производство

    распределение

    потребление

Производство – это процесс создания какого-либо продукта: товара или услуги, необходимого для удовлетворения потребности человека.

Пример производства : текстильное предприятие «Ассоль» выпустило женскую одежду стоимостью 1 млн. рублей.


Распределение – это процесс деления произведённого экономического продукта либо дохода между членами общества.

Примеры распределения : из 100% испечённого в пекарне хлеба 60% поставляется в магазины, 35% в школьную столовую, 5% расходуется на собственные нужды. Из средств госбюджета часть выделяется на развитие образования, часть на строительство дорог, часть на социальные выплаты, часть на поддержание отечественного производства и т.д.

Обмен – это процесс продвижения продукции от производителя до потребителя.

Существуют две формы обмена: бартер и торговля. Бартер – это натуральный обмен, при котором произведённый продукт обменивается на другой продукт. Торговля – э то обмен произведённого продукта на деньги, т.е. купля – продажа.


Потребление – это процесс использования предметов длительного потребления (посуда, пылесос, телевизор) или уничтожения (продовольствие) товаров и услуг.

Экономическая сфера определяет ход развития других сфер. Библиотеки, музеи и театры, являющиеся институтами духовной сферы, создаются в результате экономического производства. Крупные бизнесмены стремятся воздействовать на власть, участвуют в деятельности политических партий. Важными условиями демократии являются рыночная экономика и частная собственность. От экономического роста государства зависит благосостояние человека, семьи, общества. А высокие материальные доходы семьи, обеспеченность жильём влияют на уровень рождаемости и состояние здоровья населения.


Экономика как наука

Экономика как наука изучает развитие и функционирование хозяйства, анализирует проблемы эффективного и рационального ведения хозяйства, разрабатывает оптимальные способы решения проблем.


Впервые определённые экономические знания о ведении хозяйства появились ещё до нашей эры. Но становление экономики как самостоятельной науки произошло только в XVI-XVII веках. Значение деятельности учёных - экономистов велико. Их научные труды нацелены на экономический рост государства. Основной проблемой экономической науки является ограниченность природных ресурсов, необходимых для производства экономических благ и безграничность человеческих потребностей. Решением данной проблемы является рациональный выбор, предполагающий достижение максимального результата при минимальных затратах. Подробнее можно об этом вы узнаете .


Экономическая наука делится на два раздела – микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает проблемы малых субъектов экономики – потребителей, домашних хозяйств и фирм. Она исследует такие вопросы как: влияние соотношения цены/качества на выбор потребителя купить или не купить товар; выбор эффективного способа управления производством и повышение продаж фирмы и др. Макроэкономика исследует экономические процессы в масштабе стране, к примеру, инфляция, безработица, экономический цикл, формирование государственного бюджета. Также данный раздел изучает международные экономические отношения.


Основной функцией экономики, как и любой другой науки, является познавательная . Она заключается в сборе, изучении, анализе и систематизации сведений об экономических процессах в обществе и государстве. Экономическая наука разрабатывает эффективные методы и средства хозяйственной деятельности (методологическая функция ) и применяет их на практике (прагматическая или практическая функция ). Важное значение имеет и прогностическая функция , позволяющая предвидеть кризис или рост в экономике. Безусловно, экономика как наука выполняет и образовательную функцию , которая заключается в передаче знаний об экономической теории и практике. Благодаря этой функции у нас появляются экономисты, от уровня и квалификации которых зависит богатство нашей страны. Среди функций есть и идеологическая . Она состоит в том, что экономика обосновывает смысл экономических процессов, целей общественного развития и формирует научное мировоззрение.

Экономика семьи. Мир быстро меняется, перед нашей страной стоят новые задачи, но неизменным остается основа любого общества - семья. Семья - один из древнейших социальных институтов, меняя свои формы, была во всех известных цивилизациях и культурах. Жизнедеятельность семьи тесно связана с социально-экономической, политической, культурной реальностью страны. Семья, как зеркало, отражает все плюсы и минусы политики данного государства.

Вкладывая ресурсы в семью, государство укрепляет производительные силы общества, обеспечивает создание человеческого капитала на среднесрочную и долгосрочную перспективу, готовит будущих активных граждан, способных быть конкурентоспособными в окружающем мире. На современном этапе развития государства возникает необходимость осознания и переосмысления изменений социально-экономического, политического, демографического и духовной жизни людей с целью изобретения путей для улучшения условий функционирования семьи, в том числе семьи с детьми. С одной стороны, важно не потерять положительного опыта, с другой - выделить проблемы современной семьи и определить возможные варианты их решения.

Экономика, развиваясь, влияет на жизнь общества в целом, на становление каждой личности, на деятельность человеческих коллективов, важнейшим из которых является семья.

Сущность семьи в экономическом аспекте комплексно раскрывают выполняемые ею экономические функции: демографическая, формирования физических и умственных способностей детей или будущей рабочей силы общества; ведение домашнего хозяйства, обеспечение нормальных бытовых условий; формирование основных потребностей и интересов индивида; обеспечение необходимого уровня потребительского спроса для товаров и услуг; сбережения необходимых средств для приобретения товаров длительного пользования и обеспечения старости; восстановление работоспособности занятых в народном хозяйстве членов семьи и детей, обучающихся, т.е. рекреационная функция; социализация, т.е. включение членов семьи в систему общественных отношений страны (и в том числе экономических, социальных, политических, национальных, культурных и др.); экологизация, т.е. подготовка членов семьи к их общению с природой, рациональному взаимодействию человека и природы.

Экономическая роль семьи в рыночной экономике достаточно важная и сложная. В рыночной экономике семья решает различные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечение необходимого уровня потребительского спроса, формирование потребительского потенциала. Решение проблем семьи, ведущей домашнее хозяйство и занимающейся предпринимательской деятельностью в условиях рыночной экономики, следует искать в:

  • - формировании новых потребностей и возможностей семьи;
  • - создании условий развития и реализации экономических функций семьи;
  • - обеспечении нормальных бытовых условий семьи;
  • - повышении ее социально-экономического статуса.

Социально-экономический статус семьи - это интегральный показатель, который отражает в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, уровень развития экономики, культуры и общественного самосознания.

Домашнее хозяйство выполняет двойную роль в современной экономике. Оно является активным субъектом рыночных отношений, а также важным звеном в экономическом круговороте ресурсов, товаров (услуг), доходов. Упрощенную модель включения домохозяйств в производственно-распределительный круговорот и место семьи в современной экономике иллюстрирует рис. 3.1.

Рис.

Развитие семьи можно рассмотреть через становления домохозяйств в условиях современной России как субъекта рыночной экономической системы. Его условно можно разделить на несколько этапов: становление сектора домохозяйств; адаптация членов домохозяйств к новым социально-экономическим условиям; развитие данной хозяйственной формы на принципах рыночного хозяйствования.

Трансформационные процессы, происходящие в стране, существенно поменяли социальную, экономическую, политическую среду, в которой функционируют домохозяйства. Рыночные преобразования активизировали использование домохозяйствами своих ресурсов на самообеспечение, удовлетворение потребностей, развитие.

Экономические кризисы девяностых и двухтысячных годов затрудняли развитие домохозяйств, что выразилось в снижении уровня оплаты труда и одновременного роста количества безработных, снижении возможности получения кредита на производственные, потребительские цели. Нестабильная ситуация значительно сдерживала процесс инвестирования, что отрицательно сказывается не только на дальнейшем развитии домохозяйства, но и экономики страны в целом.

Решение сложившейся ситуации важно, поскольку домохозяйство является одним из массовых и основных структурных элементов социально-экономической системы. Шагами для решения могли бы стать совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность домохозяйств, ослабление налогового бремени, введение льготного кредитования, особенно для осуществления предпринимательской деятельности, совершенствование социальной политики и др.

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Экономика (в переводе с греческого - «искусство ведения домашнего хозяйства») в современных условиях представлена как многозначное понятие. В частности, экономику определяют как:

  • - народное хозяйство данной страны, группы стран или всего мира;
  • - совокупность экономических отношений в сфере производства, распределения, обмена, потребления продукции.

Экономика - взаимодействие человека с окружающим миром, окружающей средой, специфика и степень овладения человеком силами природы. Экономика - взаимодействие производительных сил и производственных отношений (совокупность личностных и материально-вещественных факторов производства). Экономика - базис, система производственных отношений. Экономика через призму понимания эксцентрический модели, в середине которой стоит человека (индивид) с его знаниями, опытом, практикой и тому подобное. Экономика как совокупность общественных отношений, как народное хозяйство данного государства является объектом изучения экономической теории.

Экономическая наука - это сфера научной деятельности человека, основной функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития экономической действительности. Экономическая наука представляет собой систему научных взглядов на хозяйственную жизнь общества. Экономическая теория дает представление о закономерностях развития общества, не только объясняет, но и дает возможность предотвратить негативные явления и ошибки в экономическом обществе, т.е. создает возможность прогнозировать развитие, экономить ресурсы, способствовать повышению уровня жизни населения.

Экономика как индустриальный тип производства на определенном этапе своего развития перешла в постиндустриальный тип производства, а со временем будет воссоздана в ноосферном типе производства. Экономика - явление объективное, реально отражает экономические связи, принципы развития и т.п. Экономическая теория воплощается в хозяйственную практику через экономическую политику.

Экономическая политика - источник экономической власти. Она выступает рычагом распределения, перераспределения, обслуживания, содержания власти, в том числе экономической. Экономическая политика используется для перераспределения прав собственности и концентрации этой собственности у субъекта, который ее осуществляет. Экономическая политика - это целостная система (комплекс) мероприятий государства, направленных на развитие национальной экономики в интересах всех социальных групп общества. Говоря об экономике и многозначности этого понятия, мы подчеркиваем, что экономика - общественно-экономическая наука появилась не мгновенно, необходима была база, основа для создания этой общественной науки.

Теоретические материалы по экономике. В конце каждого документа задания для закрепления из сборника "Типовые экзаменационные варианты, обществознание 2016". Автор О.А.Котова, Т.Е. Лискова. При подготовке материала использовался учебник обществознания, автор Боголюбов


«2.1 экономика как наука»

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ);

2) экономические отношения , которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени;

3) наука , изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

    Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономика – это хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых благ.

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

- материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

- нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Экономическая деятельность необходима для того, что бы превращать ресурсы в нужные экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека.

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Услуга – экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

Сферы экономики:

1) Производство – процесс создания материальных и нематериальных благ (товаров и услуг)

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов . Потребность – необходимость в чем‑либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того количества благ, которое люди хотели бы получить.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Сво­бод­ные блага в эко­но­ми­че­ской тео­рии – это блага, ко­то­рые для по­треб­ле­ния не тре­бу­ют от­ка­за от дру­гих благ и могут по­треб­лять­ся в не­огра­ни­чен­ном ко­ли­че­стве. Например: воздух, морская вода

Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой‑либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми

    Экономика как наука

Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Основные этапы развития экономической науки

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Уровни экономки как науки:

    Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

    Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

    Международная экономика – предметом ее исследования могут быть международная торговля, международные валютные отношения и др.

Слова подсказки

хозяйство

Объяснение

Исследование

Разработка

изу­че­ние мо­де­лей функ­ци­о­ни­ро­ва­ния фон­до­во­го рынка

ана­лиз фак­то­ров фор­ми­ро­ва­ния де­неж­ной массы

вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния спро­са

ис­сле­до­ва­ние прин­ци­пов се­те­во­го мар­ке­тин­га

Производство

Открытие магазина (аптеки)

ока­за­ние на­се­ле­нию об­ра­зо­ва­тель­ных услуг раз­ви­тие сетей мо­биль­ной связи

про­из­вод­ство круп­ной пар­тии лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей

ока­за­ние на­се­ле­нию ме­ди­цин­ских услуг

Просмотр содержимого документа
«2.10 виды и причины инфляции»

2.10. Виды, причины и последствия инфляции

Инфляция –процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги. Другими словами, возникает, когда объем денежной массы значительно возрастает, однако количество товаров услуг не увеличивается

Причины инфляции: чрезмерный рост военных расходов; дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке); кредитная экспансия банка правительству России (предоставление кредитов); инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из‑за боязни повышения цен).

Типы инфляции

* Инфляция спроса: равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

* Инфляция предложения (издержек) : увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т. е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выходу из кризиса. Факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.

* Стагфляция: инфляция, сопровождаемая стагнацией производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен.

Классификация видов инфляции

1. По характеру протекания: открытая (отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги); скрытая (подавленная; возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения), характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая, проявляющаяся при росте цен.

2. В зависимости от темпа роста цен:

Умеренная (ползучая; цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно, до 10 % в год);

Галопирующая (быстрый рост цен примерно 50 % в год);

Гиперинфляция (сверхвысокий рост цен до 100 % в год и более).

Последствия инфляции

* Для сферы производства: снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики; обесценение всего фонда накопления; обесценение кредитов

* При распределении доходов:

а) перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

б) отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

в) обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления; г) определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

д) снижение покупательной способности денежной единицы. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему.

* Для экономических отношений: владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию; потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь; поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер; кредиторы избегают давать в долг. Искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.; рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.

* Для денежной массы: деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;

Виды антиинфляционной политики

– адаптационные меры (приспособление к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен;

– ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.

Если указанные меры не помогают, то тогда государство будет вынуждено проводить денежную реформу – полное или частичное изменение денежной системы страны.

Методы денежной реформы:

Дефляция (сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков);

Деноминация (укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые);

Девальвация (уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам);

Ревальвация (повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства);

Нуллификация (объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу).

Закрепление темы 2.10 «Инфляция»

Просмотр содержимого документа
«2.11 экономический рост. понятие ввп»

Просмотр содержимого документа
«2.12 роль государства в экономике»

2.12. Роль государства в экономике (11 класс, параграф 7)

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Цели государства в рыночной экономике:

    Обеспечит экономический рост

    Создать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее)

    Обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность(способность всей экономики получать максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов

    Заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)

    Оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить

Функции государства

    Стабилизация экономики

    Защита прав собственности (будем изучать в разделе право)

    Регулирование денежного обращения

    Перераспределение доходов (отдельная тема)

    Регулирование взаимоотношений между работодателями и работниками (раздел право)

    Контроль над внешнеэкономической деятельностью (отдельная тема)

    Производство общественных благ

    Компенсация внешних эффектов

На последней функции остановимся подробнее.

Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством на равных началах. Например: посещение парков, библиотек, образование, здравоохранение и т.д. Эти блага одинаково доступны всем и за пользование ими не взимается плата.

Производство общественных благ берет на себя государство, средства для производства государство собирает с граждан в виде налогов (о налогах отдельная тема)

Так же значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочный) эффектов.

Внешние эффекты – связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у третьих лиц, которые не участвуют в производстве. Положительные – в случае появления у этих лиц выгоды.

Например:

Представим деревообратывающий комбинат на берегу реки (первое лицо – производитель, второе лицо то, кто покупает их товар), который загрязняет отходами реку. Это пример отрицательного производственного внешнего эффекта для населения (третье лицо), живущего по берегу реки. Вспомни (Петровскую газовую вышку) . Кто пожет населению справиться с отрицательными последствиями производства? Государство вынуждено производить дополнительные затраты на очистку воды, поддержание здоровья людей и т.д.. Оно компенсирует побочный эффект деятельности комбината.

Примером положительного внешнего эффекта может служить деятельность военного завода. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборонноспособность (за нее потребитель платит налоги), производители способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого мы все пользуемся.

Компенсация внешних эффектов – важная функция государства в рыночной экономике.

Теперь поговорим о такой функции как «денежное регулирование»

Для обеспечения стабилизации экономики государство проводит бюджетно-налоговую (фискальная) и кредитно-денежную политику (монетарная).

Денежно-кредитная (монетарная) политика

Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике. Ее цель – поддержка стабильного развития экономики.

Проводником монетарной политики государства выступает Центральный банк (повтори тему 2.6.).

Центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам, а они своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит».

Учетная ставка процента- норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит дорогим или дешевым.

Если кредиты становятся дорогими (ЦБ повысил учетную ставку), то сокращается количество желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить инфляцию (инфляция возникает, когда объем денежной массы превышает количество производимых товаров и услуг).

Повышая учетную ставку процента и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Деятельность государства в области налогооблажения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой.

Эту тему будем изучать отдельно (2.14)

Ответы

Просмотр содержимого документа
«2.13 налоги»

2.13 Налоги

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству

Физические лица – создающие непосредственно своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие доход

Юридические лица – хозяйствующие субъекты

Функции налогов

    Фискальная – обеспечить финансирование государственных расходов на

Б) обороны страны

В) и той сферы, которая не может себя обеспечить: образование, здравоохранение (общественные блага)

2. распределительная – перераспределение доходов между различными социальными слоями с целью сглаживания неравенства доходов (пенсии, субсидии, дотации и т.д.)

    Стимулирующая – а)стимулирование развития НТР,

Б) увеличение числа рабочих мест

В) капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения

    Социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов

    Конкретно-учетная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций

Основные принципы налогообложения

    Равномерность – означает единство правил и одинаковость подхода к налогоплательщикам

    Определенность – четкость и неизменность правил налогообложения

    Однократность – каждый доход должен облагаться только один раз

Виды налогов

1.прямые – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества физических и юридических лиц (в явном виде)

А) подоходный налог

Б) налог на прибыль с фирм

В) налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство

2.косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене товара или услуг (оплачиваются незаметно при совершении определенных действий, например: покупка товара, обмен валюты)

А) акцизные сборы

Б) налог с продаж

Таможенные сборы

Налог на экспорт

Частичный налог на добавленную стоимость

Налоги, уплачиваемые предприятиями (11 класс, стр. 50)

1.прямой налог с фирмы – налог на прибыль. В большинстве случаев этот налог составляет 35% от валовой прибыли.

Существуют налоговые льготы, позволяющие правительству стимулировать полезные для общества действия: частично освобождены от налога часть прибыли, которые используются для инвестиций в развитие производства, на научные исследования и т.д..

Прибыль, полученная от производства и реализации с/х продукции, не подлежит налогообложению

2.косвенный налог с фирмы – налог на добавленную стоимость (НДС).

Налогом на добавленную стоимость облагается прирост стоимости товара, которая создается на всех стадиях его производства по мере продвижения товара к конечному потребителю

3.платежи в различные внебюджетные фонды : пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования

Просмотр содержимого документа
«2.2. факторы производства»

2.2. Факторы производства и факторные доходы (11 класс стр. 43)

Фирма – это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке с целью получения прибыли

Главная цель фирмы: получение прибыли.

От чего зависит:

    Рациональный выбор вида и объема производимых благ

    Технология производства

    Умелое соединение и использование ресурсов производства

    Грамотное управление производственным процессом и сбытом готовой продукции на рынке

Процесс производства – превращение экономических ресурсов (факторы производства) в товары и услуги.

Факторы производства – это основные группы ресурсов, которые используются в процессе производства.

Основные факторы: труд, земля, капитал, предпринимательские способности

Под землей, как фактором производства, понимаются все природные ресурсы. К этому фактору относятся следующие элементы природы :
сельскохозяйственные земли;
леса;
воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды;
химические элементы земной коры, именуемые полезными ископаемыми;
атмосфера, атмосферные и природно-климатические явления и процессы;
космические явления и процессы;

Труд - это деятельность человека, направленная на преобразование веществ природы для удовлетворения своих потребностей. Под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности.

Капита́л - совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли.

Физический капитал – средства производства, созданные людьми для производства товаров и услуг. Например: оборудование

Под денежным или финансовым капиталом понимают деньги,

с помощью которых приобретается физический капитал.

Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями.

Предпринимательские способности – это организационные и управленческие усилия предпринимателя на то, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся производственные ресурсы (факторы произвдства)

Ограниченность ресурсов недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того количества благ, которые люди хотели бы получить.

Факторы производства = экономические ресурсы: 1) труд (деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и умственных возможностей); 2) земля (все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ); 3) капитал (производственное здание, станки, инструменты). Не менее важен ещё один фактор, связывающий все остальные, 4) предпринимательские способности .

Факторные доходы – вознаграждение за факторы производства.

1) труд - заработная плата ;

2) земля - рента (доход того, кто владеет землёй);

3) капитал - процент (плата за использование чужих денег);

4) предпринимательские способности - прибыль .

Рента – доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий.

Ссудный капитал – предоставленные в ссуду временно свободные денежные средства на условиях возвратности и платности.

Процент 1) процент кредитный (ссудный процент) – плата, которую заёмщик должен вносить за пользование кредитом, деньгами или материальными ценностями; 2) процент депозитный – плата вкладчику банка за предоставление банку денег по вкладу на определённый срок.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль

Издержки производства – это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Издержки производства делятся на внутренние (или неявные) издержки и внешние издержки

Внутренние (неявные) издержки – это затраты ресурсов, принадлежащих собственнику фирмы. Например, помещение, в котором располагается фирма, является собственностью ее владельца, а значит, владелец не будет платить аренду.

Внешние издержки – это оплата факторов производства, не являющиеся собственностью владельца фирмы. К ним относятся затраты на сырье, энергию, трудовые ресурсы и т.д. Их называют Бухгалтерскими или явными издержками, так как они отражаются в бухгалтерских документах.

Экономические издержки – включают в себя внешние и внутренние издержки

Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками.

Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками

2.5. Постоянные и переменные затраты (11 класс стр. 49)

Постоянные издержки – это та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции.

Например: арендная плата, расходы на содержание здания, расходы на коммунальные услуги.

Переменные издержки – это та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находятся в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции.

Например: издержки на приобретения сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортные расходы, расходы на тару.

Переменные издержки возрастают с увеличением объема производства и сокращаются с его уменьшением.

Закрепление «Факторы производства», «Постоянные и переменные издержки»

способу регулирования хозяйственной жизни, деятельности людей и фирм, и типу собственности на экономические ресурсы

Критерии выделения экономических систем: форма собственности на средства производства (частная, коллективная, государственная); способ координации и управления экономической деятельностью – рыночный, плановый.

Элементы экономической системы

    Производство товаров и услуг с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.

    Решение основных экономических вопросов: что и как производить, на какой основе распределять созданный национальный продукт.

    Отличия по своим основам: формам собственности; хозяйственному механизму.

    Существование многообразных моделей экономического развития отдельных стран и регионов.

Типы экономических систем и их признаки

  1. Традиционная экономическая – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении , а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс – землю.

Характерные черты экономик традиционного типа: слабое развитие техники и технологий производства; большая доля ручного труда во всех отраслях экономики; незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений; преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Натуральное хозяйство – это хозяйство в котором все производится не для продажи, а для собственного потребления. Обмен при этом носит случайный характер. Условиями обмена между субъектами являются экономическая обособленность, т. е. каждый субъект имеет право обменивать только тот продукт, который ему принадлежит;

    Командная (командно‑административная, централизованная, плановая, директивная, государственная) экономическая система – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства , а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям (директивам) централизованных органов управления и в соответствии с планами.

Для нее характерны государственная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического (директивного) планирования.

При этом большая часть земли и капитала принадлежит государству, экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, цены на большинство товаров устанавливает правительство. Еще что характерно: дефицит товаров, низкие технологии

    Рыночная экономика свободной конкуренции - это хозяйство, в котором господствует частная собственность, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счет, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск.

Характеризуется:

-частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею;

-неравенством в распределении богатства ;

-децентрализацией экономической власти ;

Функцию регулятора экономики выполняет система рынков ,

В поведении экономических субъектов личный интерес доминирует над общим;

--свободой предпринимательского выбора;

-конкуренцией;

-ограниченной ролью государства и других .

4. Смешанная экономическая система

В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика – это экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов, в обществе наряду с частной собственностью присутствует государственная собственность, экономическая система управляется и координируется не только системой рынков, но и государством.

Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями.

Национализация – переход частной собственности в государственную

Приватизация – переход государственной собственности в частную

Закрепление