Роль идеологии в политической жизни. Какую роль играет идеология в обществе Историческая роль идеологии

Политические партии как носители определенной идео­логии используют ее как средство сплочения своих членов. Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся единомышленниками, в результате чего укрепляется их объ­единение в одной политической организации. Партии также стремятся к широкому распространению своей идеологии среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, ее сторонниками, от­кликаются на призывы этой партии, голосуют за нее на вы­борах.

«Любая развитая идеология создается, поддерживается и совершенствуется как политическое оружие, а не те-I оретическая доктрина».

X. Арендт, немецко-американский философ и

политолог XX в.

Различные политические организации стремятся распро­странить в обществе или среди определенной части населе­ния свои оценки прошлого и настоящего, свое понимание политической ситуации, свои представления о будущем. Каждая идеология претендует на то, что именно она дает верное знание о реальной действительности, задавая ориен­тиры политической деятельности. Выражая интересы опре­деленных социальных групп, идеология становится мотивом политической активности, играет мобилизующую роль. (Подумайте, какое место занимает идеология среди других мотивов политической деятельности.)

Средством распространения идеологии и идеологической борьбы является политическая пропаганда. Это вид деятель­ности, направленный на формирование в обществе опреде­ленных настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспектам действительности, к действиям политичес­ких противников, стимулирование недоверия к иной идео-


логии, ее неприятия. Широко используется устная, нагляд­ная (плакаты, карикатуры и т. п.), печатная агитация с целью побудить население поддерживать правительство, оп­ределенные политические организации или, напротив, вы­ступать против них. Независимо от того, является ли при­нятая идеология результатом ее критического осмысления или опирается на веру, она является существенной сторо­ной политической деятельности.

Особую роль в политической жизни может играть идео­логия, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопро­су о базовых ценностях. Такая идеология становится духов­ным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию. Поэтому дифференци­рующая роль идеологии в этих обществах снижается.

Политические партии как носители определенной идеологии используют ее как средство сплочения своих членов. Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся единомышленниками, в результате чего укрепляется их объединение в одной политической организации. Партии также стремятся к широкому распространению своей идеологии среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, ее сторонниками, откликаются на призывы этой партии, голосуют за нее на выборах. Поэтому любая партия ведет борьбу за внедрение в сознание людей своей идеологии. Различные политические организации стремятся распространить в обществе или определенной части населения свои оценки прошлого и настоящего, свое понимание политической ситуации, свои представления о будущем.

Каждая идеология претендует на то, что именно она дает верное знание о реальной действительности, задавая ориентиры политической деятельности. Выражая интересы определенных социальных групп, идеология становится мотивом политической активности, играет мобилизующую роль. (Подумайте, какое место занимает идеология среди других мотивов политической деятельности.)

Особую роль в политической жизни может играть идеология, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях. Такая идеология становится духовным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию.

В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология - политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества. В отличие от идеологии, которая принадлежит к теоретическому уровню политического сознания, являющемуся плодом специализированной деятельности небольшой группы идеологов, политическая психология формируется в повседневной жизни, в процессе взаимодействия граждан с институтами власти, т. е. на уровне обыденного сознания. Поэтому она характеризуется как практический тип сознания, представляющий собой несистематизированную, внутренне противоречивую совокупность воззрений и включающий как рациональные, так и иррациональные, подсознательные элементы.

Относительно устойчивой частью политической психологии являются нравы, менталитет, психологический склад этносов, здравый смысл, а более изменчивой - настроения, эмоции, переживания, ожидания. Все эти компоненты политической психологии оказывают влияние на поведение субъектов политики.

Ученые, изучающие политическую психологию, раскрывают ее роль в политической жизни по ряду направлений. Во-первых, это психология личности в политике (включая личность лидера). Во-вторых, психология малой группы (взаимоотношений внутри группы и ее отношений с внешним окружением). В-третьих, психология больших социальных групп и национально-этнических общностей. В-четвертых, психология масс и массовых настроений. Важное направление - изучение восприятия населением политической информации.

Политические партии как носители определенной идео­логии используют ее как средство сплочения своих членов. Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся единомышленниками, в результате чего укрепляется их объ­единение в одной политической организации. Партии также стремятся к широкому распространению своей идеологии среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, ее сторонниками, от­кликаются на призывы этой партии, голосуют за нее на вы­борах.

«Любая развитая идеология создается, поддерживается и совершенствуется как политическое оружие, а не те-I оретическая доктрина».

X. Арендт, немецко-американский философ и

политолог XX в.

Различные политические организации стремятся распро­странить в обществе или среди определенной части населе­ния свои оценки прошлого и настоящего, свое понимание политической ситуации, свои представления о будущем. Каждая идеология претендует на то, что именно она дает верное знание о реальной действительности, задавая ориен­тиры политической деятельности. Выражая интересы опре­деленных социальных групп, идеология становится мотивом политической активности, играет мобилизующую роль. (Подумайте, какое место занимает идеология среди других мотивов политической деятельности.)

Средством распространения идеологии и идеологической борьбы является политическая пропаганда. Это вид деятель­ности, направленный на формирование в обществе опреде­ленных настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспектам действительности, к действиям политичес­ких противников, стимулирование недоверия к иной идео-


Логии, ее неприятия. Широко используется устная, нагляд­ная (плакаты, карикатуры и т. п.), печатная агитация с целью побудить население поддерживать правительство, оп­ределенные политические организации или, напротив, вы­ступать против них. Независимо от того, является ли при­нятая идеология результатом ее критического осмысления или опирается на веру, она является существенной сторо­ной политической деятельности.

Особую роль в политической жизни может играть идео­логия, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопро­су о базовых ценностях. Такая идеология становится духов­ным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию. Поэтому дифференци­рующая роль идеологии в этих обществах снижается.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вструктуре политического сознания важную роль игра­ет политическая психология - политические чувства, эмо­ции, настроения, мнения и другие психологические компо­ненты и стороны политической жизни общества и личности.

Относительно устойчивой частью политической психологии являются нравы, менталитет этносов, здравый смысл, а бо­лее изменчивой - настроения, эмоции, переживания, ожи­дания. В отличие от идеологии, которая принадлежит к теоретическому уровню политического сознания, являюще­муся плодом специализированной деятельности небольшой группы идеологов, политическая психология формируется в повседневной жизни, в процессе взаимодействия граждан с институтами власти, т. е. на уровне обыденного сознания. Поэтому она характеризуется как практический тип созна­ния, представляющий собой несистематизированную, внут­ренне противоречивую совокупность воззрений и включаю­щий как рациональные, так и иррациональные, подсо­знательные элементы.

Все эти компоненты политической психологии оказыва­ют влияние на поведение субъектов политики.

Психологи различают три блока психологических про­цессов, оказывающих влияние на политическую деятель­ность. Политическое восприятие - это первый этап пере­работки политической информации. Это восприятие избира­тельно: каждый человек из увиденного, услышанного, про­читанного на неосознанном уровне под влиянием установок и стереотипов своего сознания воспринимает лишь часть ин­формации. Поэтому у разных людей, свидетелей одного и


Того же события, возникают различные его образы. Другой блок - политическое мышление. Однако присущие такому мышлению содержание, суждения, выводы, умозаключения, отражающие политическую реальность, как отмечают пси­хологи, крайне нелогичны, поскольку определяются не столько логикой, сколько установками, целями и ценностя­ми, сформированными политической культурой. Наконец, третий блок - политические эмоции, которые часто преоб­ладают над логикой в силу особой сложности политических отношений и трудности их понимания. Результатом этих психических процессов является конкретное политическое поведение.

; «То, что называют общественным мнением, скорее за­
служивает имя общественных чувств».
: Б. Дизраэли

На политическое поведение заметный отпечаток накла­дывает психологический тип личности. Свои политические роли по-разному осуществляют общительные и замкнутые люди; рационально мыслящая личность и индивид, ориен­тирующийся на чувства; люди, склонные к насилию или че­ловеколюбию; конформисты и нонконформисты.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Политическое поведение - это поступки и действия субъ­екта политики, характеризующие его взаимодействие с со­циальной средой, с различными общественно-политически­ми силами. Это совокупность сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значи­мой цели, действий, порождаемых традициями, ценностны­ми ориентирами, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида. К поли­тическому поведению в политологии относят действия от­дельных личностей и массовые выступления, активность ор­ганизованных субъектов власти и стихийные действия толпы, акции в поддержку системы и действия, направлен­ные против нее. В реальном политическом поведении осо­знаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональ­ные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Наиболее эффективными в конечном счете являются не бес­сознательные поведенческие акты, а сознательные и целена­правленные политические действия. Поведение может варь­ироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации непри­язни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже применения физической силы.

Человек в сфере политики взаимодействует с другими людьми, с политическими организациями, государственны-


Ми органами и т. п. Его отношения с ними могут быть от­ношениями поддержки, сотрудничества, союза или, напро­тив, противостояния, противоборства, политического сопер­ничества. Эти отношения определяются интересами участников, их совпадением или противоположностью.

Решающее значение в политическом поведении имеет на­личие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают по­ложение в обществе различных групп населения, представи­тели этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения поли­тическое поведение мелких предпринимателей может отли­чаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Политические партии как носители определенной идео­логии используют ее как средство сплочения своих членов. Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся единомышленниками, в результате чего укрепляется их объ­единение в одной политической организации. Партии также стремятся к широкому распространению своей идеологии среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, ее сторонниками, от­кликаются на призывы этой партии, голосуют за нее на вы­борах.

«Любая развитая идеология создается, поддерживается и совершенствуется как политическое оружие, а не те-I оретическая доктрина».

X. Арендт, немецко-американский философ и

политолог XX в.

Различные политические организации стремятся распро­странить в обществе или среди определенной части населе­ния свои оценки прошлого и настоящего, свое понимание политической ситуации, свои представления о будущем. Каждая идеология претендует на то, что именно она дает верное знание о реальной действительности, задавая ориен­тиры политической деятельности. Выражая интересы опре­деленных социальных групп, идеология становится мотивом политической активности, играет мобилизующую роль. (Подумайте, какое место занимает идеология среди других мотивов политической деятельности.)

Средством распространения идеологии и идеологической борьбы является политическая пропаганда. Это вид деятель­ности, направленный на формирование в обществе опреде­ленных настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспектам действительности, к действиям политичес­ких противников, стимулирование недоверия к иной идео-


Логии, ее неприятия. Широко используется устная, нагляд­ная (плакаты, карикатуры и т. п.), печатная агитация с целью побудить население поддерживать правительство, оп­ределенные политические организации или, напротив, вы­ступать против них. Независимо от того, является ли при­нятая идеология результатом ее критического осмысления или опирается на веру, она является существенной сторо­ной политической деятельности.

Особую роль в политической жизни может играть идео­логия, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопро­су о базовых ценностях. Такая идеология становится духов­ным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию. Поэтому дифференци­рующая роль идеологии в этих обществах снижается.

Политические партии как носители определенной идеологии используют ее как средство сплочения своих членов.

Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся

единомышленниками, в результате чего укрепляется их объединение в одной политической организации. Партии также

стремятся к широкому распространению своей идеологии

среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или

иной партии, становятся, как правило, ее сторонниками, откликаются на призывы этой партии, голосуют за нее на выборах.

Различные политические организации стремятся распространить в обществе или среди определенной части населения свои оценки прошлого и настоящего, свое понимание

политической ситуации, свои представления о будущем.

Каждая идеология претендует на то, что именно она дает

верное знание о реальной действительности, задавая ориентиры политической деятельности. Выражая интересы определенных социальных групп, идеология становится мотивом

политической активности, играет мобилизующую роль.

(Подумайте, какое место занимает идеология среди других

мотивов политической деятельности.)

Средством распространения идеологии и идеологической

борьбы является политическая пропаганда. Это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан тех

или иных ценностей, критического отношения к тем или

иным аспектам действительности, к действиям политических противников, стимулирование недоверия к иной идеологии, ее неприятия. Широко используется устная, наглядная (плакаты, карикатуры и т. п.), печатная агитация с

целью побудить население поддерживать правительство, определенные политические организации или, напротив, выступать против них. Независимо от того, является ли принятая идеология результатом ее критического осмысления

или опирается на веру, она является существенной стороной политической деятельности.

Особую роль в политической жизни может играть идеология, отражающая общие национально-государственные

интересы. Наряду с интересами различных социальных

групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые

составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде

демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях. Такая идеология становится духовным ориентиром, способствующим укреплению целостности

общества, его восходящему развитию. Поэтому дифференцирующая роль идеологии в этих обществах снижается.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современного российского философа и

политолога об идеологии.

Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике - политической науки. Общим для них служит то, что и

идеология, и политическая наука являются систематизированными формами знания, в обеих большую роль играет

способность их носителей к самооценке, рефлексии. Но в политической науке преобладает функция отражения, она основывается прежде всего на фактах; в идеологии преобладает функция ориентации, превалирует ценностный аспект,

она выражает прежде всего интересы.

В любом политическом документе содержатся принципы

и термины идеологического порядка, которые не поддаются

эмпирической проверке и логическому обоснованию, как

этого требует обращение с элементами научного знания: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал

свободы, равенства и братства», «социальное государство»,

«равенство возможностей». В мировой политологии существуют... весьма критичные суждения об идеологии, вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифицируемым (подтверждаемым опытным путем. - Ред.) и

неверифицируемым знанием, между знанием и отношением,

истинами и ценностями, замутненностью идеологического

сознания, присутствием человеческих интересов и предпочтений. Многими современными политологами идеология

рассматривается как чисто ценностная форма сознания...

Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. -М.,