Влияние звука и шума на организм человека. Влияние шума на организм человека. Почему мы хотим тишины? К чему приводит сильный шум на человека

1 По данным исследователей, «шумовое загрязнение», характерное сейчас для больших городов, сокращает продолжительность жизни их жителей на 10-12 лет. Негативное влияние на человека от шума мегаполиса на 36% более значимо, чем от курения табака, которое сокращает жизнь человека в среднем на 6-8 лет.

Шум - беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. С физиологической точки зрения шумом может быть назван любой нежелательный звук (простой или сложный), мешающий восприятию полезных звуков (человеческой речи, сигналов и пр.), нарушающих тишину и оказывающих вредное действие на человека.

Человеческий организм по-разному реагирует на шум разного уровня. Шумы уровня 70-90 дБ при длительном воздействии приводят к заболеванию нервной системы, а более 100 дБ - к снижению слуха, вплоть до глухоты.

Шум создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Шум способен увеличивать содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин - даже во время сна. Чем дольше эти гормоны присутствуют в кровеносной системе, тем выше вероятность, что они приведут к опасным для жизни физиологическим проблемам.

Согласно нормативам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сердечно-сосудистые заболевания могут возникнуть, если человек по ночам постоянно подвергается воздействию шума громкостью 50 дБ или выше - такой шум издает улица с неинтенсивным движением. Для того, чтобы заработать бессонницу, достаточно шума в 42 дБ ; чтобы просто стать раздражительным - 35 дБ (звук шепота). По данным ВОЗ тысячи людей в Великобритании и по всему миру преждевременно умирают от сердечных расстройств, вызванных долговременным воздействием повышенного уровня шума.

Под воздействием шума от 85 - 90 дБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Долгое время человек жалуется на недомогание. Симптомы - головная боль, головокружение, тошнота, чрезмерная раздражительность. Все это результат работы в шумных условиях. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 - 2 года, при средних - обнаруживается гораздо позже, через 5 - 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Поэтому особенно важно заранее принимать соответствующие меры защиты от шума. В настоящее время почти каждый человек, подвергающийся на работе воздействию шума, рискует стать глухим.

В Иркутске слишком шумно - в зоне акустического дискомфорта сегодня проживает более 1/3 населения города. Городской шум Иркутска определяется в основном транспортным шумом. Проведенные ИГМУ расчеты уровня транспортного шума на территории города позволили определить уязвимые примагистральные жилые территории, где уровень шума превышает допустимый на 6,5 дБА, а шум в жилых зданиях - на 4-13 дБА. Население, проживающее в примагистральных районах, отмечает ухудшение самочувствия, головные боли, нарушение сна, функций сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.

Эффективным путем решения проблемы шума является снижение его уровня в самом источнике за счет изменения технологии и конструкции машин. К мерам этого типа относятся замена шумных процессов бесшумными, ударных - безударными, например замена клепки - пайкой, ковки и штамповки - обработкой давлением; замена металла в некоторых деталях незвучными материалами, применение виброизоляции, глушителей, демпфирования, звукоизолирующих кожухов и др.

Защита от шума подразумевает следующие мероприятия.

1) Звукопоглощение. Звукопоглощением называется процесс перехода части энергии звуковой волны в тепловую энергию среды, в которой распространяется звук. Для звукопоглощения применяют пористые (поры должны быть открыты со стороны падения звука и соединяться между собой) и рыхлые волокнистые материалы (войлок, минеральная вата, пробка и т.д.).

Звукопоглощающие материалы или конструкции из них укрепляются на ограждающих конструкциях помещения без воздушного зазора или на некотором расстоянии от них.

2) Звукоизоляция . Под звукоизоляцией понимается процесс снижения уровня шума, проникающего через ограждение в помещение.

Основным параметром для оценки звукоизоляции любой конструкции является индекс Rw. Он показывает, на сколько децибел снижается уровень шума при использовании звукозащитной конструкции. Для достижения комфортного для человека уровня шума (не более 30 Дб), межкомнатные перегородки должны иметь индекс Rw не менее 50 Дб.

Библиографическая ссылка

Шишелова Т.И., Малыгина Ю.С., Нгуен Суан Дат ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 14-15;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14048 (дата обращения: 02.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей — инфразвуком. Шум — громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Шумовое загрязнение окружающей среды – это звуковой бич нашего времени, видимо, самое нетерпимое из всех видов загрязнения внешней среды. Наряду с проблемами загрязнения воздуха, почвы и воды человечество столкнулось с проблемой борьбы с шумом. Появились и получают широкое распространение такие понятия как «акустическая экология», «шумовое загрязнение окружающей среды» и др. Всё это обусловлено тем, что вредное воздействие шума на организм человека, на организм человека, на животный и растительный мир бесспорно, установлено наукой. Человек и природа все больше страдают от его пагубного воздействия.

По И. И. Дедю (1990), загрязнение шумовое – форма физического загрязнения, проявляющегося в увеличении уровня шума сверх природного и вызывающего при кратковременной продолжительности беспокойство, а при длительной – повреждение воспринимающих его органов или гибель организмов.

Нормальный шум окружающей человека среды варьирует в пределах 35-60 дБ. Но к этому фону прибавляются всё новые децибелы, в результате чего уровень шума зачастую превышает 100дБ.

Децибел (дБ) – это логарифмическая единица измерения шума выражающая степень звукового давления. 1дБ – самый низкий уровень шума, который едва способен улавливать человек. Природа никогда не была безгласной, она небезмолвна, а бесшумна. Звук – одно из самых древних её проявлений, такой же древней, как и сама Земля. Звуки всегда были и даже чудовищной силы и мощи. Но всё же в природной среде преобладали звуки шелеста листьев, журчания ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя, которые всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Человек творил, и появлялись всё новые и новые звуки.

После изобретения колеса он, по справедливому замечанию известного английского акустика Р. Тайлора, сам того не осознавая, посеял первое звено современной проблемы шума. С рождением колеса стал всё чаще утомлять и раздражать человека. Естественные звучания голосов Природы стали все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами Шум трамваев, рёв реактивных самолётов, вопли громкоговорителей и тому подобное – это бич человечества.
Самолёт и шум

Все самолёты производят шум, а реактивные – больше, чем большинство других. В результате уровень шума, особенно вокруг аэропортов, постоянно растёт по мере того, как на авиалинии выходит всё больше реактивных самолётов, а мощность их всё увеличивается. Одновременно растёт и недовольство общественности, так что авиаконструкторам приходится немало трудится над тем, как сделать реактивные самолёты менее шумными. Рёв реактивного двигателя вызывается главным образом стремительным перемешиванием выхлопных газов с наружным воздухом. Его громкость напрямую зависит от скорости столкновения газов с воздухом. Она наибольшая, когда двигатели выводятся на полную мощность перед отрывом самолёта.

Одним из способов снижения уровня шума является использование турбовентиляторных двигателей, в которых большая часть всасываемого воздуха минует камеру сгорания, в результате чего скорость выброса выхлопных газов уменьшается. Турбовентиляторные двигатели применяются сейчас на большинстве современных пассажирских авиалайнеров.

Обычно уровень шума реактивных двигателей измеряется в децибелах (дБ) реального ощущаемого шума, где во внимание принимается, помимо громкости звука, ещё и его высота и продолжительность.

Внутри уха

Когда над вами полетает реактивный самолёт, он распространяет вокруг себя звуковые волны в виде колебаний уровня воздушного давления. Эти волны создают вибрации в вашей барабанной перепонке, которая передаёт их через три маленькие косточки – молоточек, наковальню и стремечко – в заполненное воздухом среднее ухо.

Оттуда вибрации проникают в заполненное жидкостью внутреннее ухо, проходя через полукружные каналы, заведующие вашим равновесием, и улитку. Слуховой нерв реагирует на колебания жидкости в улитке, преобразуя их в закодированные импульсы. Импульсы поступают в мозг, где они расшифровуются, и в результате мы слышим звук.

Влияние шума на организмы

Исследователи установили, что шум может разрушать растительные клетки. Например, эксперименты показали, что растения, подверженные обстрелу звуками, засыхают и гибнут. Причиной гибели является чрезмерное выделение влаги через листья: когда уровень шума превышает определённый предел, цветы буквально исходят слезами. Если гвоздику поставить рядом с работающим на полную громкость радиоприёмником, цветок завянет. Деревья в городе умирают гораздо раньше, чем в естественной среде. Пчела теряет способность ориентироваться и перестаёт работать при шуме реактивного самолёта.

Конкретным примером воздействия шума на живые организмы, можно считать следующее событие двухлетней давности. Тысячи невылупившихся птенцов погибли на косе Птичья близь гирла Быстрое (дельта Дуная) в результате дноуглубительных работ, ведущихся немецкой компанией «Мебиус» по распоряжению Минтранса Украины. Шум от работающей техники разносился на 5-7км, оказывая негативное влияние на прилегающие территории Дунайского биосферного заповедника. Представители Дунайского биосферного заповедника и еще 3 организаций вынуждены были с болью констатировать гибель всей колонии пестроносой крачки и речной крачки, которые располагались на косе Птичья.

Из Акта обследования косы Птичья от 16 июля 2004 года: «В результате фактического обследования косы Птичья (возле гирла Быстрое) на месте расположения крупных колоний пестроносой (950 гнезд и 430 гнезд - по итогам учета 28.06.04 г.) и речной крачки (120 гнезд - по данным того же учета) на площади примерно 120х130 метров и площади примерно 30х20 метров обнаружены остатки многих сотен яиц указанных видов. Характер их повреждений однозначно свидетельствует о том, что птенцы из них не вылуплялись. Расчетное время начала вылупления птенцов этой колонии ожидалось с 20 июля. Наиболее вероятной причиной исчезновения колонии (на ее месте в настоящее время отсутствуют даже взрослые птицы) является чрезмерный фактор беспокойства, вызванный работающей поблизости дноуглубительной техникой, а также обслуживающими ее катерами».

После этого представитель МИД Украины имеет наглость заявлять, что «Строительство канала Дунай – Черное море не нарушает экологического баланса дельты Дуная». Об этом заявил Министр иностранных дел Украины, Константин Грищенко в ответ на призывы представителей ЕС и ряда международных природоохранительных организаций прекратить сооружение канала до проведения экологической экспертизы (по сообщению газеты «Голос Украины»).

Пользуясь такой позицией Правительства Украины, «Минтранс», компании «Дельта - Лоцман» и «Мебиус» совершенно не собираются прилагать никаких усилий по минимизации ущерба от строительства канала.

Напротив, 17 июля представитель «Дельта – Лоцман» заявил о скором начале сноса деревьев и причала заповедника в районе кордона Быстрое - т. е. на территории, не лишенной заповедного статуса.

Таким образом, пока Президент Украины без тени смущения на переговорах с Евросоюзом говорит о безвредности канала для уникальной природы Дельты Дуная, «Минтранс», «Мебиус» и «Дельта - Лоцман» делают все, чтобы охранять в украинской части дельты было нечего.

На сегодняшний день в защиту Дунайского заповедника пришло в разные инстанции около 8000 писем со всех стран мира.

Влияние шума на человека

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.

Как уже было сказано, уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, — децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов, и то при уровне шума 60-90дБ возникают неприятные ощущения. Звук в 120-130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым и парой приводит к необратимой потери слуха. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Звук в 180дБ вызывает усталость металла, а в 190 – вырывает заклёпки из конструкций. Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума — так называемая бытовая техника. Также известно, что кроны деревьев поглощают звуки на 10-20дБ.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека.

В Великобритании, например, один из четырёх мужчин и одна из трёх женщин больны неврозами из-за высокого уровня шума. Учёные Австрии установили, что шум сокращает жизнь городских жителей на 8-12 лет. Угроза и вред шума станут более понятными, если учесть, что в больших городах он ежегодно возрастает примерно на 1дБ. Ведущий американский специалист по шуму доктор Кнудсен заявил, что «шум – такой же медленный убийца, как и смог».

Но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия — звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Интересно, что американский отоларинголог С. Розен установил, что в африканском племени в Судане, не подверженному воздействию цивилизованного шума, острота слуха у шестнадцатилетних представителей в среднем такая же, как у тридцатилетних людей, живущих в шумном Нью-Йорке. У 20% юношей и девушек, часто слушающих модную современную эстрадную музыку, слух оказался притуплённым так же, как у 85-летних стариков.

Шум обладает аккумулятивным эффектом, т. е. акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему. Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредной влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма. Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы. Известный терапевт академик А. Мясников указывал, что шум может быть источником гипертонии.

Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Чем выше интенсивность шума, тем хуже мы видим и реагируем на происходящее. Этот перечень можно продолжить. Но необходимо подчеркнуть, что шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно и имеет аккумулирующий характер, более того, против шума организм человека практически не защищён. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения спасает нас от ожогов, заставляя отдёрнуть руку от горячего и т.д., а от воздействия шума у человека нет защитной реакции. Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом.
Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредной воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности — чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Даже слабые звуки – инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов. Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы

Таким образом, с шумом необходимо бороться, а не пытаться привыкнуть. Борьбе с шумом посвящена акустическая экология, целью и смыслом которой являются стремление установить такое акустическое окружение, которое соответствовало бы или было созвучно голосам природы, ибо шумы техники противоестественны всему живому, эволюционно сложившемуся на планете. Следует помнить, что борьба с шумом велась ещё в древности. Например, 2,5 тыс. лет назад в знаменитой древнегреческой колонии городе Сибарисе действовали правила, охраняющие сон и покой граждан: запрещались громкие звуки ночью, а ремесленники таких шумных профессий, как кузнецы, жестянщики изгонялись за пределы города.

Борьба против шумовых загрязнений

В 1959г. была создана Международная организация по борьбе с шумом.

Борьба с шумом – это сложная комплексная, требующая больших усилий и средств проблема. Тишина стоит денег и немалых. Источники шума весьма разнообразны и нет единого способа, метода борьбы с ними. Тем не менее акустическая наука может предложить эффективные средства борьбы с шумом. Общие пути борьбы с шумом сводятся законодательным, строительно-планировочным, организационным, технико-технологическим, конструкторским и профилактическим миром. Предпочтение следует отдать мерам на стадии проектирования, а не когда шум уже продуцируется.

Санитарные нормы и правила устанавливают:

предельно допустимые уровни шума на рабочих местах в помещениях и на территории производственных предприятий, создающих шум, и на границе их территории;
основные мероприятия по уменьшению уровней шумов и предупреждению воздействия шума на человека.

Действуют и создаются соответствующие стандарты. Несоблюдение их преследуется по закону. И хотя в настоящее время не всегда удаётся добиться эффективных результатов в борьбе с шумом, всё же шаги в этом направлении делаются. Устанавливаются специальные шумопоглощающие подвесные потолки, собранные из перфорированных плит, глушители на пневматических устройствах и приспособлениях.

Музыковеды предложили свои средства смягчения шума: умело и правильно подобранная музыка стала влиять на эффективность работы. Началась активная борьба с транспортным шумом. К сожалению, не действует запрет на подачу транспортных звуковых сигналов в городах.

Создаются шумовые карты. Именно они дают детальную характеристику шумовой обстановки в городе. Несомненно, можно разработать оптимальные меры, обеспечивающие должную шумозащиту окружающей среды. Шумовая карта по В. Чуднову (1980) – это своеобразный план наступления на шум. Способов борьбы с транспортным шумом немало: строительство туннельных развязок, подземных переходов, автотрасс в туннелях, на эстакадах и выемках. Осуществимо и снижение шума двигателя внутреннего сгорания. На железной дороге укладываются бесстыковые рельсы – бархатный путь. Актуально строительство экранирующих сооружений, высаживание лесных полос. Нормы шума следует пересматривать через каждые 2-3 года в сторону их ужесточения. Большие надежды в решении этой проблемы возлагаются на электромобили.

Шкала уровня шума

Уровень воздействия шума — Характерные шумопроизводители — Интенсивность шума, дБ:

  • Порог слуха — Полная тишина — 0
  • Допустимый уровень — Шум нормального дыхания — 10
  • Домашний комфорт — 20
  • Норма громкости звука — звук часов — 30
  • Шорох листьев на лёгком ветру — 33
  • Норма громкости днём — 40
  • Тихий шёпот на расстоянии 1-2 метров — 47
  • Тихая улица — 50
  • Работа стиральной машины — 60
  • Уличный шум — 70
  • Обычная речь или шум в магазине, где много покупателей — 73
  • Гул голосов в переполненном ресторане — 78
  • Пылесос, шум на шоссе с очень интенсивным движением, шум стакана — 80
  • Опасный уровень — спортивный автомобиль, максимальная норма громкости звука в производственном помещении — 90
  • Громкая музыка проигрывателя в большой комнате — 95
  • Мотоцикл, электропоезд метро — 100
  • Шум городского транспорта, рёв дизельного грузовика на расстоянии 8 метров — 105
  • Рёв взлетающего «Боинга-747» прямо над головой — 107
  • Громкая музыка, мощная косилка — 110
  • Болевой порог Звук работающей газонокосилки или воздушного компрессора — 112
  • Рёв «Боинга-707», идущего на посадку в аэропорту — 118
  • Рёв взлетающего «Конкорда» прямо над головой, мощный раскат грома — 120
  • Сирена воздушной тревоги, сверхшумовая модная электромузыка — 130
  • Пневматическая клёпка — 140
  • Смертельный уровень — Взрыв атомной бомбы — 200

Многочисленными работами последних нескольких десятков лет было достаточно убедительно показано, что шум вызывает изменения не только в органе слуха, но и во многих других органах и системах организма. Клинические наблюдения и экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что в первую очередь страдают центральная нервная система, сердечно-сосудистая система и многие другие. Шум оказывает раздражающее действие на человека, изменяет его поведение, мешает разборчивости речи, способствует понижению производительности труда и росту травматизма .

Повреждение системы слуха, как правило, не проявляется в усиливающейся глухоте во всем диапазоне частот, оно выражается лишь в снижении чувствительности к некоторым частотам или в прогрессирующем снижении слуха при более высоких частотах, как отмечает Н. Н. Грачев. За повреждение слуха в рабочих условиях наниматели несут юридическую ответственность, по этой причине в ряде компаний снимают аудиограммы при приеме на работу новых лиц, которые на производстве будут подвергаться воздействию высоких уровней шума.

Международная организация труда (ILO) в документе «Защита трудящихся от шума и вибрации на производстве» подтверждает, что «шум и вибрация являются двумя важнейшими факторами, создающими опасность на рабочих местах. Шуми вибрация, превышающие определенные пороговые значения, наносят вред здоровью и работоспособности людей, начиная от слабого душевного и телесного расстройства и заканчивая серьезными заболеваниями». В документе также указывается на экономические потери, вызываемые простоями оборудования, в связи с болезнью или преждевременным уходом на пенсию из-за чрезмерного влияния шума и вибрации.

Шум относится к наиболее распространенным факторам внешней среды, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье населения.

В литературе данные о вредном действии шума на организм человека исследуются по трем основным направлениям:

  • 1)влияние шума на орган слуха;
  • 2)воздействие шума на функции отдельных органов исистем (сердечно-сосудистая, пищеварительная, эндокринная, мышечная системы, вестибулярный аппарат, обменные процессы, кроветворение и т. д.);
  • 3)воздействие шума на организм в целом и, в частности, на высшую нервную деятельность, на вегетативную реактивность.

Длительное воздействие интенсивного шума на слух человека приводит к его частичной или полной потере. В зависимости от длительности и интенсивности воздействия происходит большее или меньшее снижение чувствительности органов слуха, выражающееся временным смещением порога слышимости, которое исчезает после окончания воздействия шума, а при большой длительности или (и) интенсивности шума происходят необратимые потери слуха (тугоухость), характеризуемые постоянным изменением порога слышимости. Степень повреждения органов слуха зависит от таких параметров, как уровень звука, его продолжительность, а также от индивидуальной чувствительности человека.

Различают следующие степени потери слуха: I степень (легкое снижение слуха) - потеря слуха в области речевых частот составляет 10-20 дБ, на частоте 4000 Гц - 20-60 дБ; II степень (умеренное снижение слуха) - потеря слуха в области речевых частот составляет 21-30 дБ, на частоте 4000 Гц - 20-65 дБ; III степень (значительное снижение слуха) - потеря слуха в области речевых частот составляет 31 дБ и более, на частоте 4000 Гц - 20-78 дБ.

Действие шума на организм человека не ограничивается воздействием на орган слуха. Через волокна слуховых нервов раздражение шумом передается в центральную и вегетативную нервные системы, а через них воздействует на внутренние органы, при водя к значительным изменениям в функциональном состоянии организма, влияет на психическое состояние организма, вызывая чувство беспокойства и раздражения. Человек, подвергающийся действию интенсивного шума, затрачивает в среднем на 10-20% больше физических и нервно-психических усилий, чтобы сохранить производительность, достигнутую при уровне звука ниже 70дБ (А).

Воздействие шума на вегетативную нервную систему проявляется даже при небольших уровнях звука (от 40 дБ (А)) и не зависит от субъективного восприятия шума человеком. Из вегетативных реакций наиболее выраженным является нарушение периферического кровообращения за счет сужения капилляров кожного покрова и слизистых оболочек, а также повышение артериального давления. Для вегетативной нервной системы установлено четкое соответствие между шумом и реакцией, в области психики такое соответствие отсутствует. Установлено, что выраженные психические реакции появляются, начиная с уровней звука, равных 30 дБ (А). Воздействие на психику возрастает с увеличением частоты и уровня шума, а также с уменьшением ширины полосы частот шума. При этом решающую роль в психической оценке неприятности шума играет личное отношение человека к этому шуму.

Значительное место в изучении функционального состояния нервной системы отводилось записи биопотенциалов коры головного мозга (электроэнцефалография) (Н. М. Асписов, И. Димов, К. Киряков, И. Мачев, А.М.Волков, М. Г. Бабаджанян, Е. И. Костина, Я. А. Альтман, А. М. Волков, Л. Е. Милков, Д. А. Гинзбург, М. Н. Ливанов, А. Г. Копылов, Н. П. Бехтерева и др.).Воздействие шума на центральную нервную систему вызывает увеличение латентного (скрытого) периода зрительно-моторной реакции, приводит к нарушению подвижности нервных процессов, изменению электроэнцефалофафических показателей, нарушает биоэлектрическую активность головного мозга с проявлением общих функциональных изменений в организме (при шуме 50-60 дБ (А)), существенно изменяет биопотенциалы мозга, их динамику, вызывает биохимические изменения в структурах головного мозга. При импульсных и нерегулярных шумах степень негативного воздействия шума повышается. Изменения в функциональном состоянии центральной и вегетативной систем наступают гораздо раньше и при меньших уровнях шума. В табл.2 приводится обременительность звуковых свойств в ранговой последовательности по степени воздействия. Обременительность - это центральная концепция исследований, которые изучают отношение индивидуумов к шуму; она включает в себя: отвлечение внимания, нарушение покоя, чувство раздражения, дискомфорта, дистресса, фрустрации, обиды, оскорбления.

Таблица 2. Обременительность звуковых свойств в ранговой последовательности по степени воздействия

Характеристика

Равномерный фоновый шум, который слегка перекрывается более громким шумом, может считаться начальной ступенью

Шум с высокочастотным составом действует более тяжело, чем преимущественно низкочастотный

Тональный шум является более неприятным, чем широкополосный шум

Импульсный шум более вреден, чем ранги 1-3

Шум, действующий с импульсами с медленной последовательностью, является более вредным, чем тот же с более быстрой последовательностью (плавный переход приблизительно с 1 -секундной последовательностью в середине)

Еще более неприятными являются нерегулярные импульсы (поэтому шум поезда воспринимается приятнее, чем шум уличного движения)

К изменяющейся частоте тона и импульсов добавляются еще изменения амплитуды

Неожиданный шум или взрывы вызывают испуг, достигается наибольшее вредное воздействие

В различных областях при невысокой интенсивности шума можно найти многочисленные примеры негативного воздействия звука. Из-за воздействия шума возникают следующие вегетативные реакции: изменяется процесс кровообращения, что может быть установлено, например, по сокращению минутного объема крови и по повышению сопротивления периферийных стенок сосудов и сокращению притока крови к коже.

Расширение зрачков приводит к уменьшению остроты зрения, а это вредит при определенных видах деятельности. Длительный шум вызывает торможение деятельности слюнных и желудочных желез; ускорение обмена веществ, изменение электрической активности мозга, усиление мускульного потенциала, нарушение глубины сна вплоть до пробуждения.

Воздействие шума вызывает также повышенное выделение гормона надпочечных желез - адреналина, которое вместе с изменением ряда других показателей представляет собой типичную картину стрессовой реакции. Этому вегетативному ответу на воздействие шума соответствует общая активация организма.

Для человека при определенных обстоятельствах подобная активация нежелательна, она мешает не только во время сна, но и представляет собой для людей, чрезмерно загруженных на работе и в быту необходимостью выполнять высокие требования современного общества, дополнительный стресс, который, накапливаясь, может привести к патологическим изменениям в организме или к эмоциональной вспышке.

Щелманова Екатерина Александровна

В проекте рассматривается что такое шум и шумовое загрязнение, как влияет шум на здоровье человека, приведены результаты анкетирования учителей и учащихся школы по влиянию шума на их здоровье, приводятся результаты практической работы по определению остроты слуха у учащихся 9 и 11 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым изучением отдельных предметов».

Проект по экологии

«Влияние шума на здоровье человека»

Выполнила ученица 11 «А» класса

Щелманова Екатерина Александровна

Руководитель проекта:

Учитель химии и экологии Хрипунова Т.В.

г. Заволжье 2012 г.

  1. Введение …………………………………………….3
  2. Актуальность работы………………………………5
  3. Цель работы…………………………………………5
  4. Характеристика звука…………………………….5
  5. Шум…………………………………………………..6
  6. Влияние звуков на человеческую психику…..8
  7. Практическая часть:

Практическая №1…………………………………9

Практическая №2………………………………...12

  1. Заключение………………………………………..13
  2. Приложение……………………………………….14

10.Литература……………………………………….15

Введение

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

Шум

Шум действует на организм как стресс-фактор, вызывает изменение звукового анализатора, а также, благодаря тесной связи слуховой системы с многочисленными нервными центрами на самом различном уровне, происходят глубокие изменения в центральной нервной системе.

Наиболее опасно длительное действие шума, при котором возможно развитие шумового болезни - общего заболевания организма с преимущественнымпоражением органа слуха, центральной нервной и сердечнососудистой систем.

Уровни шума в жилых квартирах зависят от:

Расположения дома по отношению к городским источникам шума

Внутренней планировки помещений различного назначения

Звукоизоляции ограждающих конструкций здания

Оснащения дома инженерно-технологическим и санитарно-техническим оборудованием.

Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы - внутренние и внешние.

Внешние источники:метрополитен, тяжелые грузовые автомобили, железнодорожные поезда, трамваи

Внутренние: лифты, насосы, станки, трансформаторы, центрифуги

Источники шума

Уровень

шума

Влияние на организм

шепот

20дБ

безвреден

Негромкий разговор

30-40 дБ

Ухудшается сон

Громкий

разговор

50-60 дБ

Снижается внимание, ухудшается зрение

Перемена в школе

80дБ

Изменение кровотока кожи, возбуждение организма

Мотоцикл

Автобус

На производстве

Реактивный самолет

86 дБ

91 дБ

110дБ

102 дБ

Нарушение слуха, утомляемость, головная боль, заболевания сердца

взрыв

130-150 дБ

Болевые ощущения, смерть

Актуальность работы

Где бы мы ни находились, что бы ни делали - нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук - шорох, шелест, скрип, стук. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки природы всегда приятны ему, они успокаивают его, снимают стрессы. Но в повседневный жизни мы больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленными, транспортными шумом. И замечаем, что наш организм устает все больше и больше. С чем это связано, неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние, в чем тогда оно проявляется?

Цель работы

  1. Выяснить, что такое шум, какое влияние могут оказывать звуки на человека, что такое шумовое загрязнение и каковы его источники, как проявляется шумовая болезнь.
  2. Узнать из литературы о воздействии шума на человека и окружающую среду
  3. Определить уровень слуха учащихся при выполнении практической работы, методы борьбы с шумовым загрязнением.

План исследования:

  1. Характеристика звука
  2. Шум и его влияния на здоровье человека
  3. Исследовательская работа с учащимися и учителями
  4. Вывод
  5. Памятка: Что нужно сделать, чтобы в доме было тише

Характеристика звука

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 20 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

Шум

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.

Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.

Шумы вызывают функциональные расстройства сердечнососудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.

Например известный американский физик предложил постановщику спектакля использовать очень низкие, рокочущие звуки, которые, полагал ученый, и создадут в зрительном зале обстановку чего-то необычного, пугающего. Для получения тревожного звука физик сконструировал специальную трубу, которая присоединяется к органу. И первая же репетиция испугала всех. Труба не издавала слышимых звуков, но когда органист нажимал клавишу, в театре происходило необъяснимое: дребезжали оконные стекла, звенели хрустальные подвески канделябров. Хуже того, все, кто присутствовал в этот момент в зале и на сцене почувствовали беспричинный страх! А виновником были неслышимые человеческим ухом инфразвуки!

Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.

Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Влияние звуков на человеческую психику

Кошачье мурлыканье способствует нормализации :

Сердечнососудистой системы

Артериального давления

Классическая музыка (Моцарт) способствует:

Общему успокоению

Повышению выделения молока (на 20%) у кормящей матери

Ритмичные звуки за счет прямого воздействия на мозг способствуют:

Выбросу стрессовых гормонов

Ухудшению памяти

Колокольный звон быстро убивает:

Тифозные бактерии

Вирусы

Практическая работа №1

Социологический опрос, проведённый среди учеников и учителей школы №19 о влиянии шума на здоровье:

Учителя Ученики

Вывод: По мнению учителей и учеников, шум влияет на здоровье человека

2.Как Вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение

Учителя Ученики

Вывод:Главными источниками шума являются этажи, спорт залы и столовая

3.Считаете ли вы шум причиной рассеянности, отвлечённости учащихся на уроке?

Учителя Ученики

Вывод:Большинство учителей и учеников, считаю, что шум влияет на сосредоточенность на уроке

4. А что лично Вам мешает сосредоточиться на уроке?

Учителя Ученики

Вывод:По мнению большинства, шум в коридоре мешает на уроке

5.Что Вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на вас?

Учителя Ученики

Вывод:У большинства опрошенных шум вызывает головную боль и усталость

6. Где большое шумовое загрязнение?

Учителя Ученики

Вывод:Большинство опрошенных считают, что наибольшее шумовое загрязнение в школе

Таким образом, по мнению учащихся и учителей, шум может быть источником болезней, усталости, может мешать нормальному ритму жизни, а школа является объектом повышенного уровня шума.

Практическая работа №2

«Определение остроты слуха»

Цель: определить остроту слуха учащихся.

Оборудование: линейка, часы.

Острота слуха –это минимальная громкость, которая может быть воспринята ухом испытуемого

Ученики 9 класса

1расстояние

2расстояние

Сред.расстояние

1 ученик

2 ученик

26,5

3 ученик

Вывод: у всех учеников хороший слух

Ученики 11 класса

1 расстояние

2 расстояние

Сред.расстояние

1 ученик

2 ученик

24,5

3 ученик

Вывод: у учеников 11 класса так же хороший слух.

Вывод: у учеников школы хороший слух, но у учеников 9 класса на немного лучше.

Заключение

Звуки негативно влияют на здоровье человека, особенно в современном мире, когда вокруг много шум носителей. Исходя из опроса учащихся и учителей было выяснено что: шум влияет на здоровье человека, главными источниками шума являются этажи,спорт залы и столовая, шум влияет на сосредоточенность на уроке, шум в коридоре мешает на уроке, шум вызывает головную боль и усталость и что наибольшее шумовое загрязнение в школе.

Мнение учителей и учеников схоже с таблицей, приведённой перед практическими работами. В ходе работы над проектом, также удалось определить уровень слуха у учащихся 9 и 11 классов, который показал, что пока особых проблем со слухом нет, но которые могут возникнуть впоследствии, так как в 11 классе уровень слуха уже ниже.

Все это связано с тем, что подростки очень часто слушают громкую музыку в наушниках и с тем, что появилось много техники, которая негативно влияет на здоровье людей(мобильные телефоны, машины)

Приложение

Памятка

Что нужно сделать, чтобы в дому, где вы живете, было тише:

  1. Внешние стены должны иметь звукоизоляцию
  2. Двойные стекла существенно снижают шум
  3. Высадите деревья между домом и дорогой
  4. Замените тонкие двери более основательными
  5. Настелите толстые ковровые покрытия с хорошей прокладкой
  6. Выберите самую тихую модель бытовой техники
  7. Если бытовые приборы сильно шумят, вызывайте специалиста
  8. Пользуйтесь дома мягкой обувью

Литература

  1. http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm Влияние шумов на здоровье человека.
  2. http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm - факторы здоровья
  3. Криксунов Е.А. Экология 9 кл. М. Дрофа 2007г.
  4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России 9-11 кл.
  5. Кузнецов В.Н. Экология М. Дрофа 2002г

Подписи к слайдам:

Проект по экологии«Влияние шума на здоровье человека»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ».
Выполнила: ученица 11 «А» класса Щелманова Екатерина АлександровнаРуководитель проекта: учитель химии и экологии Хрипунова Т.В.
г. Заволжье 2012 г.
Обоснование выбора темы
Где бы мы ни находились, что бы ни делали - нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук - шорох, шелест, скрип, стук. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки природы всегда приятны ему, они успокаивают его, снимают стрессы. Но в повседневный жизни мы больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленными, транспортными шумом. И замечаем, что наш организм устает все больше и больше. С чем это связано, неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние, в чем тогда оно проявляется?
Цель работы
Выяснить, что такое шум, какое влияние могут оказывать звуки на человека, что такое шумовое загрязнение и каковы его источники, как проявляется шумовая болезнь. Узнать из литературы о воздействии шума на человека и окружающую средуОпределить уровень слуха учащихся при выполнении практической работы, методы борьбы с шумовым загрязнением. Здоровье нации должно стоять на первом месте в любой стране. Поэтому изучению влияния различных факторов на здоровье человека уделяется большое внимание. Знание проблемы - первый шаг в её решении
План исследования:
Характеристика звукаШум и его влияния на здоровье человекаВлияние звуков на человеческую психикуИсследовательская работа с учащимися и учителямиВывод Памятка: Что нужно сделать, чтобы в доме было тише
Характеристика звука
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 20 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
Шум и его влияние на здоровье человека
Шум - это неприятный или нежелательный звук либо совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или раздражающее действие на организм человека, снижающих его работоспособность.Шум является общебиологическим раздражителем и в определенных условиях может влиять на все органы и системы целостного организма, вызывая разнообразные физиологические изменения.
Источники шума
Уровни шума в жилых квартирах зависят от:расположения дома по отношению к городским источникам шумавнутренней планировки помещений различного назначениязвукоизоляции ограждающих конструкций зданияоснащения дома инженерно-технологическим и санитарно- техническим оборудованием. Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы - внутренние и внешние
Влияние уровня шума на здоровье человека
Внешние источники-транспортные средства, создающие при работе большие динамические нагрузки, которые вызывают распространение вибрации в грунте и строительных конструкциях зданий. Эти вибрации часто являются также причиной возникновения шума в помещениях зданий.-метрополитен-тяжелые грузовые автомобили-железнодорожные поезда-трамваи Внутренние источники-инженерное и санитарно-техническое оборудование, которое может находиться в соседних помещениях вашей квартиры или офиса -лифты-насосы-станки-трансформаторы -центрифуги
Единицы измерения шума
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления -децибелах (ДБ). Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 ДБ –безвреден, это естественный фон. Громкий звук -80 ДБ. 130 ДБ –болевые ощущения,150 –звук становится невыносимый
Влияние звуков на человеческую психику
Кошачье мурлыканье способствует нормализации:Сердечнососудистой системыАртериального давленияКлассическая музыка (Моцарт) способствует: Общему успокоениюПовышению выделения молока (на 20%) у кормящей материРитмичные звуки за счет прямого воздействия на мозг способствуют:Выбросу стрессовых гормоновУхудшению памятиКолокольный звон быстро убивает:Тифозные бактерииВирусы
Назначение района, застройки, территорий, помещений
Допустимый уровень звука, Дб
7-23 ч
23-7 ч
Курортные и лечебно-оздоровительные(зоны)
40
30
Территории и зоны массового отдыха (вне курортных районов)
50
-
Промышленные районы или зоны с жилой застройкой
65
55
Кабинеты врачей больниц, санаториев, поликлиник, провизорские аптеки
35
35
Жилые комнаты квартир
40
30
Спальные помещения в детских дошкольных учреждениях
40
30
Классы в школе
40
-
Пришкольные участки
50
-
Спортивные залы
50
-
Практическая работа №1
Социологический опрос, проведённый среди учеников и учителей школы №19 о влиянии шума на здоровье: 1.Можно ли считать шум невидимым убийцей Учителя Ученики
2.Как Вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение
Учителя Ученики
По мнению учителей и учеников, шум влияет на здоровье человека
Главными источниками шума являются этажи,спорт залы и столовая
3. Считаете ли вы шум причиной рассеянности, отвлечённости учащихся на уроке? Учителя Ученики
4.А что лично Вам мешает сосредоточиться на уроке
Учителя Ученики
Большинство учителей и учеников, считаю что шум влияет на сосредоточенность на уроке
По мнению большинства, шум в коридоре мешает на уроке
5. Что Вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на Вас? Учителя Ученики
6.Где больше шумовое загрязнение?
Учителя Ученики
У большинства опрошенных шум вызывает головную боль и усталость
Большинство опрошенных считают, что наибольшее шумовое загрязнение в школе
Практическая работа №2 «Определение остроты слуха»
Цель: определить остроту слуха учащихся.Оборудование: линейка, часы.Острота слуха –это минимальная громкость, которая может быть воспринята ухом испытуемого. ХОД РАБОТЫ:1.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.2.Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя, пока не исчезнет звук.3.Измерьте расстояние (в 1 и2 случаях) между ухом и часами в см.4.Найди среднюю величину двух показателей. Сделайте вывод.
В проекте были задействованы ученицы 9 и 11 класса. Ученики9 класса: Ученики 11 класса: ВыводИнтенсивность звука существенно меняется в зависимости от удаленности источника звука (шума), чем ближе часы, тем выше уровень шума, и наоборот.Если звук часов слышен на расстоянии 15-20 см- удовлетворительный (небольшие проблемы), 5см- это уже признак тугоухости (в дальнейшем возможна полная глухота). В результате практической работы выяснилось что у учеников 9 класса слух не намного лучше чем у 11 класса.

1ученик
2ученик
3ученик
1
26
24
23
2
28
25
29
3
27
24,5
26
1ученик
2ученик
3ученик
1
27
25
24
2
29
28
28
3
28
26,5
26
Вывод
Звуки негативно влияют на здоровье человека, особенно в современном мире, когда вокруг много шум носителей. Исходя из опроса учащихся и учителей было выяснено что: шум влияет на здоровье человека, главными источниками шума являются этажи,спорт залы и столовая, шум влияет на сосредоточенность на уроке, шум в коридоре мешает на уроке, шум вызывает головную боль и усталость и что наибольшее шумовое загрязнение в школе. Мнение учителей и учеников схоже с таблицей приведённой перед практическими работами. В ходе работы над проектом, также удалось определить уровень слуха у учащихся 9 и 11 классов, который показал, что пока особых проблем со слухом нет, но которые могут возникнуть впоследствии, так как в 11 классе уровень слуха уже ниже.Все это связано с тем, что подростки очень часто слушают громкую музыку в наушниках и с тем, что появилось много техники, которая негативно влияет на здоровье людей(мобильные телефоны, машины)
Памятка
Что нужно сделать, чтобы в дому, где вы живете, было тише:Внешние стены должны иметь звукоизоляциюДвойные стекла существенно снижают шумВысадите деревья между домом и дорогойЗамените тонкие двери более основательнымиНастелите толстые ковровые покрытия с хорошей прокладкойВыберите самую тихую модель бытовой техникиЕсли бытовые приборы сильно шумят, вызывайте специалистаПользуйтесь дома мягкой обувью
Литература
http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm Влияние шумов на здоровье человека.http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm - факторы здоровьяКриксунов Е.А. Экология 9 кл. М. Дрофа 2007г.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России 9-11 кл.Кузнецов В.Н. Экология М. Дрофа 2002г

Во все времена в жизни человека присутствовали звуки и шум, он всегда окружал человека в большей или меньшей степени.

К звукам относятся механические колебания, которые воспринимает наше ухо из окружающей нас среды.

Если колебания большей частоты, то их называют ультразвуком, а меньшей частоты называют инфразвуком, к шуму относятся громкие звуки, которые сливаются в нестройное звучание.

Не для кого ни секрет, что шум неблагоприятно влияет на организм человека.

Одним из воздействий окружающей среды является шум, он действует на организм человека и на все живущие организмы на земле.

Звуки и шумы большей мощности сильно поражают слуховой аппарат, они действуют на нервные центры, иногда могут вызвать даже болевые ощущения и шок.

Шум также сказывается на структуре головного мозга это вызывает неблагоприятные изменения в функциях различных систем и органов человека.

Шум бывает двух видов специфический и неспецифический.

Специфический шум и его воздействие

Рассмотрим, что такое специфический шум и как он влияет на организм человека.

Постоянное влияние шума на слуховой анализатор у человека приводит к невриту слухового нерва, у человека постепенно снижается слух.

Такое очень часто встречается у работников, которые работают на шумном производстве в шумных цехах.

Люди, которые начинают работать в шумных цехах сначала ощущают головную боль, повышенную утомляемость организма, постоянное ощущение шума в ушах, затем они начинают терять слух, что приводит к различным заболеваниям.

Постоянное, сильное воздействие на слуховой нерв, приводит здоровье человека к заболеванию, которое называется тугоухость.

Неспецифический шум и его воздействие

Рассмотрим, что такое неспецифический шум и как он влияет на организм человека.

Постоянное влияние шума на организм человека отрицательно сказывается не только на слухе человека и заболеваниях, которые связаны со слухом, но также страдают и другие органы, и системы в организме человека.

Человек, который постоянно подвержен шуму и его воздействию начинает чувствовать постоянные головные боли, снижение памяти, сонливость, повышенную утомляемость, нарушение сна, раздражительность, потливость, снижение аппетита, боль в области сердца, значительные изменения в кровообращении.

Влияние шума на организм человека из окружающей среды

Шум имеет очень сильное влияние на организм человека, человек, который живет в большом городе постоянно ощущает на себе различный шум, из-за воздействия шума на человека продолжительность жизни уменьшается на десять, двенадцать лет.

Различные беспорядочные колебания, которые происходят вокруг человека называются шумом.

Любой шум, который нарушает тишину человека негативно отражается на организме человека и оказывает на него вредные воздействия.

Организм человека по-разному реагирует на шум, который его окружает, некоторые люди спокойно относятся к шуму, другие реагируют на малейшие шумы, но независимо, как реагирует человек на шум, он все равно страдает от воздействия шума.

Шум бывает разного уровня, рассмотрим разные уровни шума и как они влияют на организм человека.Уровень шума измеряется в децибелах сокращенно дб.

Если уровень шума составляет 70-90 децибел, то при длительном воздействии на организм человека могут развиваться заболевания центральной нервной системы, кровеносной системы, болезни внутренних органов, боль в области сердца.

При уровне шума свыше 100 децибел человек начинает терять слух и постепенно может оглохнуть.

Если посмотреть на нормативы Всемирной организации здравоохранения, то мы увидим, что при воздействии шума более 50 децибел в ночные часы, это может быть неинтенсивное движение на улице, приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям.

При уровне шума 35-42 децибел, это может быть просто шепот, можно заработать бессонницу.

При длительном воздействии шума на организм человека от 85-90 децибел, это может быть работа в шумных условиях, появляется головокружение, головная боль, тошнота, плохое самочувствие, постепенно снижается слух, что приводит человека к глухоте.

При длительном воздействии на организм человека шум может стать причиной аварий, травм и несчастных случаев.

Шкала уровня шума

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение:

Влияние шума так или иначе присутствуют в нашей жизни, старайтесь чаще избегать сильных воздействий на свой организм, таким образом вы сможете сохранить свое здоровье на долгие годы. Желаем вам удачи.