Сальвадор дали и экзотические животные. Сальвадор дали, его муравьед и другие экзотические питомцы Какое животное было у сальвадора дали

«Каждое утро, просыпаясь, я чувствую высшее наслаждение: быть Сальвадором Дали». (Сальвадор Дали)

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Дали при жизни (11 мая 1904 — 23 января 1989) прославился не только своими яркими произведениями искусства, но и дьявольской изобретательностью, с которой он привлекал всеобщее внимание к своей гениальной персоне. Причем для достижения своей цели он не гнушался использовать как людей (ставя их иногда в очень неловкие и жестокие ситуации), так и животных.

Дали любил с пафосом повторять, что уже в 25 лет он осознал собственную гениальность, хотя покупать свои картины он в жизни бы не стал.

Он обожал выдумывать эксцентричные выходки, превращая повседневную жизнь в тот еще сюр — появлялся в публичных местах в леопардовой шубе или пиджаке из кожи жирафа, мог заявиться на прием в мятых бархатных штанах пурпурного цвета и золотых туфлях с загнутыми носами. Разгуливал в парике, похожем на веник, а на великосветский бал в свою честь заявился в роскошной шляпе, украшенной…тухлой селедкой.

А почему нет? У гениев свое видение мира. Зато до сих пор обсуждают.

И очень часто Дали засвечивался в компании экзотических животных, которые еще ярче оттеняли неординарную личность испанца.

Сальвадор Дали часто появлялся на публике в леопардовой шубе и в сопровождении оцелота — дикого кота, похожего на леопарда. Художник настолько ассоциировался с дикими кошками, что в его честь была создана парфюмерная марка Salvador Dali и духов Dali Wild, украшенных леопардовым принтом.

Оцелота , с которым часто фотографировался Дали, звали Бабу , и принадлежал он менеджеру живописца Джону Питеру Муру по прозвищу Капитан.

В 1960 году в Нью-Йорке Дали вместе с женой Галой направлялись в кино и наткнулись на бездомного попрошайку с котёнком оцелота. После просмотра фильма Дали выкупил у бездомного экзотического зверя за немалую сумму в 100 долларов, чтобы разыграть своего менеджера. Оцелот был подброшен в номер отеля к Капитану.
Капитан Мур, уж на что привык к выходкам своего патрона, но и он был несколько озадачен, когда среди ночи ему на грудь прыгнул маленький леопард с приветственным рыком.
Питер тут же скорешился с южноамериканским котиком и заказал для него в номер угощение из лосося, говядины, сыра и молока. С умиротворенным ворчанием оцелотик умял угощение, быстро забывая свое голодное и бездомное детство, и заныкался в дальний угол под кровать.

На следующее утро уже Питер Мур разыгрывал Дали, делая вид, что ничего необычного с ним сроду не происходило, и на наводящие вопросы отвечал уклончиво.

Оцелота прозвали Бабу, что на хинди означало «джентльмен» и он многие годы был любимым спутником Дали на вечеринках и прогулках.

Впоследствии Питер Мур и его жена Кэтрин завели второго оцелота по кличке Буба, а затем и третьего, с именем бога ацтеков Уицилопочтли (которого им просто прислали по почте!?).

Таким образом, оцелоты часто появлялись на публике вместе с художником, хотя никакого удовольствия сами хищные кошки от шумных толп богемной тусовки явно не получали.

Если внимательно присмотреться к некоторым фотографиям, то заметно, что Дали намеренно злил оцелота, чтобы на снимке он получился более диким.

Впоследствии Питер Мур написал книгу воспоминаний «Живой Дали», в которой рассказывались разные эпизоды, связанные с оцелотами. Во вступлении к книге Кэтрин Мур написала: «Бабу на хинди означает «джентльмен». И, оправдывая своё имя, Бабу вёл жизнь настоящего джентльмена. Он питался в лучших ресторанах, всегда путешествовал первым классом и останавливался в пятизвёздочных гостиницах. Его тискали симпатичные девушки, серьёзные деловые люди, аристократы и даже особы королевских кровей. (Чтобы избежать неприятных инцидентов, оцелоту подстригали когти.) Весил он добрых двадцать килограммов. После поездки в Нью-Иорк, где Бабу отлично кормили, а возможности много двигаться не было, он прибавил ещё немного. Дали это очень веселило, и он как-то сказал Питеру: «Ваш оцелот похож на раздувшийся пылесборник от пылесоса».

В той же книге рассказывается о некоторых «аристократических» привычках, которыми обзавелся Бабу, постоянно общаясь с неординарными личностями. Например, каждое утро Бабу съедал по свежему цветку розы и наотрез отказывался от лакомства, если лепестки были немного увядшими.

Оно конечно, Бабу здорово подфартило, по сравнению с его беспризорным детством у уличного попрошайки, но сдается мне, экзотические зверушки оцелоты предпочли бы жить в гораздо менее богемном и «диком» обществе. Просто у них никто не брал интервью.

Хотя, Питер и Кэтрин Мур реально любили и заботились о своих оцелотах.

В путешествии на лайнере в Нью-Йорк, Бабу полюбил возлежать на рояле во время исполнения музыки, но потом пианисту пришлось заказывать новый инструмент, поскольку оцелот обильно пометил полюбившийся рояль. 😀

Таким же образом Бабу, сопровождавший художника, «оросил» старинные гравюры Пиронезе в небольшой типографии под названием «Центр старинных эстампов». Дали получил счет на 4000 долларов, но предложил заплатить за ущерб хозяину оцелота Питеру Муру. Однако впоследствии Дали согласился вместо выплаты компенсации напечатать в типографии Лукасов одну из своих литографий «Взрывчатую весну.»

«Результатом нашего визита - а точнее, «визита» Бабу на этажерки «Центра старинных эстампов» - стала выгодная сделка на миллион долларов и многолетнее сотрудничество с супругами Лукасами» , - написал Капитан в своей книге.

Оцелот загадил триптих, который был подарен иранскому шаху а впоследствии удачно продан за миллион долларов на благотворительном аукционе.

Он пробежался своими когтистыми лапищами по гуашевым иллюстрациям к «Алисе в Стране чудес», которые сушились на ковре в номере Капитана, да еще и отгрыз угол у одного из рисунков. Дали отреагировал в своём неподражаемом стиле: «Оцелот отлично поработал! Так намного лучше, оцелот добавил последний штрих!»

И они действительно необычны и хороши.

Гуляет по миру и забавный анекдот про Дали и оцелота. Как-то раз в Нью-Йорке художник зашёл в ресторан и взял с собой, как водится, друга Бабу, которого из предосторожности привязал золотой цепочкой к ножке стола. Полная пожилая дама, проходившая мимо, чуть не упала в обморок, заметив у своих ног небольшого леопарда. Пятнистый ужас отбил у леди аппетит. Сдавленным голосом она потребовала объяснений.

Дали невозмутимо ответил: «Не беспокойтесь, мадам, это обычный кот, которого я немного «дорисовал». Дама оглядела животное ещё раз и вздохнула с облегчением: «О да, теперь я вижу, что это всего лишь обыкновенный домашний кот. В самом деле, кому взбредёт в голову прийти в ресторан с диким хищником?»

Но самым известным произведением искусства, связанным с Дали и кошачьей темой, была знаменитая фотография «Атомный Дали» (Dali Atomicus), на которой сам художник и несколько «летающих» кошек были изображены родоначальником сюрреализма в фотографии Филиппом Халсманом.

Это мы сейчас в эпоху цифровых технологий и «фотошопов» воспринимаем любые чудеса в фотографии без изумления. Что там летающие художники и коты!

Но в том далеком 1948 году, для того, чтобы сделать этот «экспрессивно-динамичный снимок,» несчастных котов со всей дури 28 раз подбрасывали в воздух и выплескивали на них воду. И чем громче раз за разом вопили от ужаса перепуганные животные — тем громче хохотал капризный гений сюрреализма.

Съемка длилась более 6 часов. При этом заявлялось, что никто из животных не пострадал. Ну, то есть, никто из котов не сдох прямо там в студии после общения с гениальными сюрреалистами — художником и фотографом.

Есть еще фотография. на которой Дали представил себя в виде многорукого божества, а черная кошечка, растянувшаяся обессиленно на переднем плане, явно ощутила на себе давление «небожителя.»

Кошки, а вернее — тигры, появились потом на двух картинах Сальвадора Дали.

Самая известная имеет нетривиальное название «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».

Необычная картина «Пятьдесят, Тигриная реальность» (Cinquenta, Tiger Real) состоит из 50 треугольных и четырехугольных элементов. Композиция картины основана на необычной оптической игре: на близком расстоянии зритель видит только геометрические фигуры, на расстоянии двух шагов в треугольниках проявляются портреты трех китайцев, и только на большом расстоянии из оранжево-коричневого геометрического хаоса является вдруг голова разъяренного тигра.

Вообще, с гениальными личностями лучше общаться на расстоянии, как с этой картиной. Большое видится на расстоянии, а вблизи отчетливо видны жизненные треугольники и четырехугольники.

Дали неоднократно «жестоко чудил» по отношению к зверушкам. Как-то раз Сальвадор потребовал пригнать к отелю стадо коз, после чего стал стрелять по ним холостыми патронами.

Однако не только обществом оцелота Бабу шокировал публику испанский художник. Иногда, как на этой фотографии 1969 г., он разгуливал по Парижу с огромным муравьедом на золотом поводке, и даже приволакивал беднягу на шумные светские приемы.

Учитывая, что муравьеды — это очень осторожные и пугливые животные с необыкновенно тонким обонянием, ведущие в природе одиночный образ жизни и избегающие общества даже своих собратьев, становится понятным, что пребывание в крикливых толпах людей и прокуренных помещениях, или на оживленных улицах с вонючим и твердым асфальтом и шумом транспорта, было для несчастного животного настоящей жестокой пыткой.
Муравьед — слишком прихотливое животное, и держать его дома было невозможно (хотя во многих источниках муравьед называется домашним питомцем Дали).

Насколько я поняла, почитав англоязычные истории о знаменитом художнике, Дали взял под опеку большого муравьеда из парижского зоопарка, поскольку ненавидел муравьев. Этого большого муравьеда мы и видим выбирающимся из парижского метро. Позже он неоднократно дефилировал еще и с мелким муравьедом (не возьмусь точно определить его вид), которого вы увидите в записи телепередачи. Возможно он и был домашним питомцем Дали, и я ему искренне сочувствую, посмотрев, как художник швырял его.

По одной из версий острая нелюбовь к муравьям появилась еще в детстве, когда Сальвадор увидел любимую летучую мышь (жившую в его детской комнате) мертвой и облепленной этими насекомыми. Для сверх впечатлительного мальчика это зрелище было шоком.

Есть другое мнение, что любовь к муравьедам у Сальвадора Дали возникла после прочтения поэмы Андре Бретона «After the Giant Anteater».

В детстве же у Сальвадора появилась фобия к кузнечикам, и одноклассники доводили «странного ребенка», высмеивая его и засовывая насекомых ему за шиворот, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Сальвадор Дали фотографировался и с другими экзотическими животными. Например, очень органично пообщался с носорогом. По-моему, они поняли друг-друга 😀

Забавна фотосессия с весьма харизматичным козлом, на котором Дали даже прокатился по городу. Художник заявил, что запах козлов ему очень напоминает запах мужчин 😀



Птички тоже появлялись в компании великого сюрреалиста.


А на следующей фотографии Сальвадор Дали и его жена Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова) позируют в компании с чучелом ягненка.

Следующая фотография тоже явно с чучелом дельфиненка.

Да, жизнь неординарных, талантливых и экстравагантных людей оценивать трудно.

Но мне кажется, что понаблюдав за отношениями Сальвадора Дали и животных, можно уверенно утверждать, что всю жизнь он преданно любил только одно экзотическое создание — СЕБЯ ЛЮБИМОГО,

И для завершения темы, несколько цитат из Дали:

«Скажите мне, почему человек должен держать себя в точности так, как прочие люди, как масса, как толпа?»

«Великие гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила. Я хочу оставить в наследство лишь самого себя.»

«В шесть лет я хотел стать поваром, в семь - Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли.»

«Я столько умею, что не могу допустить даже мысли о собственной смерти. Это было бы слишком нелепо. Нельзя разбазаривать богатство.» (Бедняга умирал тяжело — с болезнью Паркинсона, парализованным и полубезумным)

«Меня зовут Сальвадором - Спасителем - в знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты.»

«Искусство низачем не нужно. Меня же притягивают бесполезные вещи. И чем никчёмнее, тем сильнее.»





Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе , фотография будет немедленно удалена.

Гигантского муравьеда (Giant Anteater) по экзотическому виду и какому-то особому, изысканному изяществу можно сравнить разве что с аристократкой-борзой. Может быть поэтому у людей, склонных к оригинальности и эксклюзивности возникает потребность приручить это существо, поселить его в своем доме, да еще и водить на прогулку, как домашнюю собачку, всем на зависть и удивление.

Одним таким оригиналом был в свое время Сальвадор Дали. То есть, он и сам по себе общепризнанный супероригинал и эпатажник номер один, но даже на этом фоне нежная привязанность 65-летнего сюрреалиста к гигантскому муравьеду казалась его современникам явлением, мягко говоря, странноватым.

Дали выгуливал своего экзотического друга на золотом поводке по улицам Парижа, являлся на светские приемы, держа его на плече. Говорят, любовь к муравьедам у него появилась после того, как он прочел поэму Андре Бретона «After the Giant Anteater». Журнал Paris Match поместил в 1969 году фото художника, выходящего из метро на улицу - в одной руке трость, в другой на поводке мохнатый, фантастического вида зверь. Сам он так прокомментировал свое изображение: «Сальвадор Дали появляется из глубин подсознания с романтическим муравьедом на поводке».

Так что же это за зверь такой?

Муравьеды - необычные звери с довольно странной внешностью, значительно уступающие в известности другим видам животным. Существует всего четыре вида муравьедов: гигантский, четырехпалый, тамандуа и карликовый, все они объединены в семейство муравьедовых в отряде Неполнозубых. Соответственно, единственными родственниками муравьедов являются броненосцы и ленивцы, хотя внешне эти животные между собой совсем несхожи.

Размеры муравьедов варьируют в очень широких пределах. Так, самый крупный гигантский муравьед просто огромен, длина тела у него может достигать 2 м, из которых почти половина приходится на хвост, весит он 30-35 кг. Самый крошечный карликовый муравьед имеет длину тела всего 16-20 см, а весит около 400 г. Тамандуа и четырехпалый муравьед имеют длину тела 54-58 см и весят 3-5 кг.

Голова у муравьедов сравнительно небольшая, но морда сильно вытянута, поэтому ее длина может достигать 20-30% от длины тела. Морда у муравьедов очень узкая, а челюсти срослись между собой так, что муравьед практически не может раскрыть пасть. По сути морда муравьеда напоминает трубу, на конце которой расположены ноздри и крошечное ротовое отверстие. Вдобавок ко всему муравьеды полностью лишены зубов, зато длинный язык тянется во всю длину морды, а мускулатура, с помощью которой он крепится беспрецедентно мощная - мускулы, управляющие языком прикрепляются к грудине! Язык гигантского муравьеда имеет длину 60 см и считается самым длинным среди всех наземных животных.

Двоюродный брат ленивцев и броненосцев, гигантский муравьед, как и они, не обременен даже звериным интеллектом, но более подвижен и менее ленив, чем живущие в полуспячке ленивцы. По биологической классификации все трое относятся к отряду неполнозубых и трехпалых. Но, вот незадача: зубов у муравьеда нет вовсе - они ему ни к чему, иначе природе пришлось бы выдумывать еще и зубочистку, чтобы выковыривать застревающих между зубами муравьев. И с пальцами накладка: на передних лапах у него их четыре, а на задних пять. Кто кого обманывает непонятно, ученые - нас, или муравьед - ученых.

Родина гигантского муравьеда и единственное место его обитания последние миллионы лет - кустарниковая саванна и негустые леса Южной Америки, от Гран-Чако в Аргентине до Коста-Рики в Центральной Америке. В отличие от собратьев по виду, он - существо исключительно пешеходное, по деревьям не лазает и спит на земле, в укромном местечке, спрятав длинную морду в передних лапах и прикрывшись своим шикарным хвостом как одеялом.

Зверь он мирный, никого, кроме насекомых, сам не обидит, рыщет себе день и ночь по лесам и лугам в поисках муравейников и термитников. Живет где попало, спит где попало, ходит вразвалочку, не спеша. А вы попробуйте ходить иначе, опираясь на тыльную сторону ладоней. Природа наделила его такими мощными и длинными когтищами, что при ходьбе они только помеха. Вот и приходится бедняге их подгибать. Зато какой это мощный инструмент для проникновения в очень прочные термитники!

Но не надо думать, что этот зверь совсем уж не может постоять за себя, если ему наступают на мозоли. Чтобы избавиться от преследователя, сначала он прибавит ходу, перейдя на рысцу. (Человек, конечно,может догнать его и убить, всего лишь ударив палкой по голове.) А если видит, что не может отделаться, сядет на задние лапы, а передние, как боксер, выставит грозно вперед, растопырив мощные когти. Единственный звук, которого от него можно добиться, сильно ему докучая, - глухое ворчание. От удара лапой с 10-сантиметровыми когтями может здорово непоздоровиться. Но если и это не остановит нападающего, муравьед вступает с ним в смертельную схватку. Известны случаи, когда такие поединки заканчивались для человека плачевно.

Один белый управляющий плантацией в Парагвае, встретив муравьеда, решил убить его. Погнавшись за спасавшимся бегством животным, он нанес ему удар длинным садовым ножом. Муравьед остановился, обернулся и обхватил его сильными передними лапами, лишив возможности не только нападать, но и сопротивляться. В тщетных попытках освободиться из железных объятий, человек свалил зверя с ног, и они долго катались по земле единым клубком, пока на его отчаянные крики не сбежались люди. Только тогда муравьед выпустил обидчика и ушел в лес. Изуродованного, истекавшего кровью управляющего доставили в больницу, где он пролежал несколько месяцев.

А недавно в аргентинском зоопарке Florencio Varela , недалеко от Буэнос-Айреса, 19-летняя исследовательница Мелиса Каско, работая над программой сохранения гигантских муравьедов от грозящего им вымирания, видимо забыв о бдительности, слишком приблизилась к содержавшемуся в вольере экземпляру. Поскольку мозгов в черепушке муравьеда маловато, он не распознал добрых намерений молодой ученой - сработала видимо генетическая память, что человек - его злейший враг. И он заключил ее в свои смертельные объятия. Девушку доставили в больницу с тяжелыми повреждениями ноги и живота. Ей должны были ампутировать ногу, но Мелиса скончалась.

Помимо двуногого врага, опасность для гигантского муравьеда представляют только пума и ягуар. Но они, как правило, предпочитают с ним не связываться, опасаясь его страшных когтей.

Весит это существо килограмм 40, при длине тела до 130 см. Добавим сюда почти метр на шикарный пушистый хвост и высовывающийся до полуметра язык. Волосяной покров у него, как и он сам, весьма своеобразный - жесткий, упругий, густой и неравномерный по длине. На морде он сходит на нет, а в направлении к туловищу его длина увеличивается, образуя внушительную холку-гриву вдоль хребта и оборочки на лапах. Хвост пушится сверху вниз, как опахало или флаг, 60-сантиметровая шерсть на нем свисает до земли. Наиболее характерная для гигантского муравьеда - окраска серебристо-серая (иногда - цвета какао), с широкой черной полосой, идущей по диагонали через все тело - от груди к крестцу. Нижняя часть головы, подбрюшья и хвоста окрашены в черно-бурый цвет.

Все в организме этого удивительного существа приспособлено для добывания, перемалывания и переваривания целых полчищ насекомых. Пробьет муравьед в термитнике лапой дыру, просунет внутрь свою узкую длинную, как хобот или шланг, мордочку и за работу. Какой бы длинной не была у него морда, а язык еще длиннее - узкий, верткий, мускулистый, как змея. Его основание крепится аж за грудиной - расстояние солидное, если учесть, что и шея у муравьеда не короткая. В общем, в половину длины туловища будет, длиннее, чем у слона и жирафа (а жираф тоже на свой язык не жалуется).

Проникнув рылом в логово растревоженных его вторжением термитов или муравьев, он пускает в ход язык, выстреливая им со скоростью 160 раз в минуту. И всякий раз, когда язык втягивается, слюнные железы обильно смачивают его очень клейкой слюной, так что насекомые к нему сходу прилипают. За одну трапезу муравьед способен отправить к себе в желудок до 35 тысяч термитов.

Для того, чтобы налипшая на язык партия осталась во рту, на внутренней поверхности щек и неба имеются этакие щетки из роговой щетины, соскребающие улов и освобождающие язык для захвата следующей. При этом ротик у муравьеда совсем крохотный, предназначенный лишь для выбрасывания языка.

Если же муравейник или термитник ему на пути не попадается, он вполне может утолить голод обычными насекомыми, включая червей и личинок. Сгодятся ему и мелкие лесные ягодки, съесть которые он сможет, не пользуясь уже услугами хлыстоподобного языка, а, как все нормальные животные, аккуратно срывая их с веточки губами.

Отцовской ответственностью перед потомством муравьед-самец природой не обременен - сделал свое дело и пошел дальше бродяжничать. Зато самка, похоже, всю свою многотрудную жизнь только материнством и озабочена.

Выносив младенца (всегда единственного) во чреве, она потом месяцами носит его на своей спине. Малыш, едва родившись, сам забирается на мать. Он долго остается слабым и беспомощным - почти до двух лет, поэтому, даже перестав его кормить, муравьедиха помогает ему добывать взрослую пищу, взламывая термитники. А пока она занята выхаживанием детеныша, наступает время новой беременности, и все повторяется снова… и снова.

Мозгов в узкой, как труба, черепушке у муравьеда,кот наплакал. Так что ждать от него чудес дрессировки не приходится. Даже Владимир Дуров на такое не рассчитывал. Он лишь использовал природные повадки животного, готовя его к цирковому номеру. Природные-то природные, а результат получился впечатляющий. Заставив муравьеда подняться на задние лапы и использовав его хватательно-обнимательный рефлекс, он вложил в его когтистые лапы ружье. В цирковом шоу Дурова муравьед охранял вход в крепость и стрелял из ружья, да еще, впряженный в экипаж, катал по арене обезьянку.

Вполне хватает лесному бродяге мозгов и на то, чтобы становиться в стенах городской квартиры милым, разнеженным лентяем, любителем поспать в хозяйской постели, повисеть вниз головой на шкафу или дверной притолоке, позволить кормить себя лакомствами, тискать, ласкать, выгуливать, и даже разрешать рядить себя в детские одежды - чепчики, жилеты, свитера, джинсы. А что еще нужно любвеобильной хозяйке или хозяину, чтобы души не чаять в своем питомце?

Все виды муравьедов малоплодовиты по своей природе и очень зависят от специфических источников пищи, поэтому эти животные с трудом восстанавливают численность в тех местах, где их истребляют. Местные жители всегда вели охоту на этих животных ради мяса, так, гигантский муравьед уже занесен в Красную книгу как находящийся в опасности. Впрочем, наибольшую опасность для них представляют не охотники, а уничтожение естественных местообитаний. В зоопарках муравьеды также встречаются не часто, возможно, виной тому низкая заинтересованность публики в малоизвестном животном. В то же время содержать этих животных в неволе оказалось на удивление просто. Гурманы-муравьеды в неволе легко переходят на несвойственные им корма - с удовольствием едят не только насекомых, но и фарш, ягоды, фрукты, а особенно любят… молоко.

К тому же для них вовсе не обязательно разводить в доме или в саду термитники да муравейники. Этот оригинальный, мирно настроенный и в общем-то покладистый, без проблем и претензий зверь, обласканный сладкой неволей, с легкостью переходит на человеческий рацион - ягоды, фрукты, мясо, вареные яйца. Главное - подавать их ему в измельченном виде: рот ведь у муравьеда не шире бутылочного горлышка.

Человеку бы молиться на муравьеда - не ручного разумеется, а дикого - оберегать, создавать благоприятные условия для его размножения и выживания, потому что полезнее твари природа наверное и не придумала. Но вместо этого его безжалостно и бездумно истребляют. Как только у homo sapiens рука поднимается убивать такое сокровище, когда термиты стали настоящим бичом обоих американских континентов, а методы борьбы с ними до сих пор не найдены!

Увы, численность гигантских муравьедов в Южной Америке, занесенных в Международную Красную Книгу, продолжает катастрофически сокращаться, и встретить их в дикой природе можно все реже и реже…

Глаза и уши у муравьедов маленькие, шея средней длины, но кажется короче, так как не очень гибкая. Лапы сильные и заканчиваются мощными когтями. Только эти, длинные и изогнутые словно крючки, когти и напоминают о родстве муравьедов с ленивцами и броненосцами. Хвост у муравьедов длинный, причем у гигантского муравьеда он совершенно не гибкий и направлен все время параллельно поверхности земли, а у остальных видов мускулистый и цепкий, с его помощью муравьеды передвигаются по деревьям. Шерсть у древесных видов муравьедов короткая, а у гигантского муравьеда длинная и очень жесткая. Особенно длинная шерсть на хвосте, что придает хвосту гигантского муравьеда сходство с помелом. Окраска гигантского муравьеда бурая, передние лапы окрашены светлее (иногда почти белые), от груди к спине тянется черная полоса. Остальные виды муравьедов окрашены в контрастные желтовато-бурые и белые тона, особенно яркой выглядит окраска тамандуа.

Муравьеды, как и остальные представители отряда Неполнозубых, обитают исключительно в Америке. Самый большой ареал у гигантского и карликового муравьедов, они обитают в Центральной и на большей части территории Южной Америки. Тамандуа обитает только в центральной части Южной Америки - Парагвае, Уругвае и Аргентине. Самый северный вид - четырехпалый муравьед, ареал которого простирается от Венесуэлы на север до Мексики включительно. Гигантский муравьед заселяет травянистые равнины (пампасы), а остальные виды тесно связаны с деревьями, поэтом обитают в редких лесах. Ритм жизни у этих животных неспешный. Большую часть времени они ходят по земле в поисках корма, попутно переворачивая попадающиеся по пути камни, коряги, пни. Из-за длинных когтей муравьеды не могут опираться на всю плоскость лапы, поэтому ставят их немного наискось, а иногда опираются на тыльную часть кисти. Все виды муравьедов (кроме гигантского) с легкостью забираются на деревья, цепляясь когтистыми лапами и удерживаясь при помощи цепкого хвоста. В кронах они обследуют кору в поисках насекомых.

Активны эти животные чаще в темное время суток. Муравьеды укладываются спать, свернувшись калачиком и укрывшись хвостом, причем мелкие виды стараются выбирать места поукромнее, а гигантский муравьед без стеснения может заснуть посреди голой равнины - бояться этому гиганту некого. Вообще, муравьеды не слишком сообразительные (интеллект у всех неполнозубых развит слабо), но тем не менее в неволе любят поиграть друг с другом, устраивая неуклюжие потасовки. В природе муравьеды живут поодиночке и редко встречаются друг с другом.

Питаются муравьеды исключительно насекомыми и не всеми подряд, а только самыми мелкими видами - муравьями и термитами. Такая избирательность связана с отсутствием зубов: поскольку муравьед не может пережевать пищу, он глотает насекомых целиком, а в желудке они перевариваются очень агрессивным желудочным соком. Для того, чтобы пища переваривалась быстрее, она должна быть достаточно мелкой, поэтому крупных насекомых муравьеды не едят. Впрочем, муравьед облегчает работу своему желудку тем, что частично перетирает или давит насекомых о твердое небо в момент заглатывания. Поскольку пища у муравьедов мелкая они вынуждены поглощать ее в больших количествах, поэтому находятся в непрерывном поиске. Муравьеды передвигаются словно живые пылесосы, наклонив голову к земле и непрерывно вынюхивая и втягивая в рот все съестное (обоняние у них очень острое). Обладая непропорционально большой силой, они с шумом переворачивают коряги, а уж если встретят на своем пути термитник, то устраивают в нем настоящий разгром. Мощными когтями муравьеды разрушают термитник и быстро слизывают термитов с поверхности. В процессе пиршества язык муравьеда движется с огромной скоростью (до 160 раз в минуту!), вот почему у него такая мощная мускулатура. Насекомые прилипают к языку благодаря липкой слюне, слюнные железы также достигают огромных размеров и крепятся к грудине, как и язык.

Спаривание у гигантских муравьедов происходит два раза в год - весной и осенью, остальные виды чаще спариваются осенью. Поскольку муравьеды живут поодиночке, то возле одной самки редко бывает больше одного самца, поэтому и брачных ритуалов у этих животных нет. Самец находит самку по запаху, муравьеды молчаливы и специальных призывных сигналов не подают. Беременность длится от 3-4 (у карликового) до 6 месяцев (у гигантского муравьеда). Самка стоя рожает одного детеныша, довольно мелкого и голого, который самостоятельно взбирается ей на спину. С этого момента она все время носит его на себе, а детеныш цепко держится за ее спину когтистыми лапами. У гигантского муравьеда маленького детеныша вообще трудно обнаружить, потому что он утопает в жесткой шерсти матери. Самки тамандуа часто во время кормежки на дереве ссаживают детеныша на какую-нибудь ветку, завершив все свои дела мать забирает детеныша и спускается вниз. Детеныши муравьедов проводят с матерью длительное время: первый месяц находятся на ее спине неотлучно, потом начинают спускаться на землю, но остаются связанными с самкой до двух лет! Не редкость увидеть самку муравьеда, несущую на своей спине «детеныша» почти равного ей размером. Половой зрелости разные виды достигают в 1-2 года. Живут гигантские муравьеды до 15 лет, тамандуа - до 9.

В природе у муравьедов немного врагов. На крупных гигантских муравьедов вообще отваживаются нападать только ягуары, но против хищников у этого животного есть оружие - когти длиной до 10 см. В случае опасности муравьед падает на спину и начинает неуклюже размахивать всеми четырьмя лапами. Внешняя несуразность такого поведения обманчива, муравьед может нанести сильные раны. Мелкие виды более уязвимы, на них кроме ягуаров могут нападать крупные удавы и орлы, но и эти животные защищаются с помощью когтей. Помимо переворачивания на спину они могут садиться на хвост и отбиваться лапами, а карликовый муравьед делает то же самое, повисая на хвосте на ветке дерева. А тамандуа использует в качестве дополнительной защиты еще и неприятный запах, за это местные жители даже прозвали его «лесной вонючкой».

источники
http://www.chayka.org/node/2718
http://www.animalsglobe.ru/muravyedi/
http://zoo-flo.com/view_post.php?id=344
http://www.animals-wild.ru/mlekopitayushhie-zhivotnye/259-gigantskij-muraved.html

Вспомните еще парочку интересных представителей животного мира: или вот например Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Сальвадор Дали – знаменитый испанский живописец 20-го века, писавший свои картины в стиле сюрреализм. Он вывел данный жанр на новый уровень. Его произведения искусства олицетворяли собой безграничную фантазию. Как человек Сальвадор был весьма странным.

1. Попытки играть свинг

Жизнь Дали и его искусство приходятся на годы расцвета джаза и бурной его трансформации. Не удивительно, что Сальвадор любил данный стиль музыки и совершал попытки исполнять его самостоятельно. Дали несколько раз пробовал играть на ударных свинг, но получалось у него это не очень хорошо, после чего художник и вовсе забросил это дело.

О том, как играть свинг на барабанах, можно узнать, пройдя по ссылке.

2. Сны в качестве вдохновения

Для того, чтобы к Сальвадору Дали пришла муза, он иногда засыпал возле холста с ключом в руках. Заснув таким образом, мышцы художник расслаблялись и ключ падал, от чего сразу же Дали просыпался, и пока сон не успевал забыться, он переносил приснившиеся ему образы на холст.

3. Странные аксессуары и костюмы

В 1934 году Сальвадор гулял по Нью-Йорку с весьма странным аксессуаром, а именно: с двухметровым батоном хлеба у себя на плече. Во время посещения выставки сюрреализма в Лондоне, он одел костюм водолаза.

4. Боязнь кузнечиков

У Сальвадора Дали была фобия кузнечиков. Его сверстники об этом знали и специально подкидывали ему насекомых. Для того, чтобы друзья смогли переключится от истинных страхов на ложные, художник рассказал своим сверстникам, что боится бумажных самолетиков. На самом деле у Дали не было такого страха. С возрастом у великого художника появились новые фобии: боязнь вождения автомобилей и боязнь людей. С появлением жены Галы все страхи Дали исчезли.

5. Послание отцу

Сальвадор Дали поссорился со своим отцом после смерти своей мамы. В результате этого художник сделал очень странный поступок: он отправил отцу посылку со своей спермой, вместе с конвертом, в котором было написано: "Это все, что я тебе должен".

6. Оформление витрины

В 1939 году Сальвадор Дали впервые обрел скандальную популярность, когда он получил заказ на оформление витрины одного из известных дорогих магазинов. Дали решил, что тематика будет «день и ночь». В его творческой работе участвовали манекены с настоящими прядями волос, срезанными с трупа. Также там присутствовала банная лохань, черная ванна, и череп буйвола, у которого в зубах находился истекающий кровью голубь.

7. Сотрудничество с Уолтом Диснеем

С 1945 по 1946 года Дали совместно с Уолтом Диснеем работал над короткометражным фильмом «Destino». В то время он не вышел в прокат и не был показан зрителям, так как картину посчитали нерентабельной. В 2003 году этот мультфильм выпустил племянник Диснея Рой Эдвард Дисней. Картина получила премию Оскар

8. Дизайн упаковки «Чупа-Чупс»

Создателем дизайна упаковки знаменитых леденцов «Чупа-Чупс» был Сальвадор Дали. Об этом его попросил друг и земляк Энрики Бернард, собственник фирмы по производству конфет. Логотип, придуманный и нарисованный Дали всего за час в 1969 году, используется компанией и по сей день с небольшими изменениями.

За данную работу художник не взял денег, он попросил, чтобы ему бесплатно давали каждый день коробку "Чупа-Чупс". Такое большое количество леденцов Дали съедать не мог, поэтому он делал следующую странную вещь: приходя на детскую площадку, он облизывал конфеты и бросал их в песок.

9. Усы

В 1954 году фотограф Филипп Халсмон выпустил книгу под названием "Усы Дали: фотоинтервью». В ней изображены не только усы Дали, но и обнаженные женские тела, вода и багеты.

10. Питомец

Сальвадор Дали выбрал в качестве своего питомца гигантского муравьеда. Он гулял с ним по Парижу, также приходил с ним на светские приемы, после этого заводить себе муравьеда у них стало модными явлением, вид даже чуть не исчез из природы. До муравьеда Дали в качестве домашнего животного содержал карликового леопарда.

11. Завещание

Сальвадор Дали завещал похоронить себя таким образом, чтобы любой человек имел возможность ходить по его могиле. Забальзамированное тело великого художника замуровано в поле театра-музея Дали.

Испанец Сальвадор Дали — гениальный живописец своего времени, вошедший в историю в качестве, пожалуй, самого известного представителя сюрреализма. Кому как не Дали, создававшему парадоксальные сочетания форм на грани сна и реальности, было держать у себя необычных питомцев, подчеркивавших индивидуальность художника?

В детстве у Дали в комнате жила летучая мышь, которую он очень любил. Как-то раз он обнаружил, что питомец умер, а по его телу ползают муравьи. С тех пор Сальвадор Дали сильно невзлюбил муравьев. Уже будучи взрослым Сальвадор взял под опеку муравьеда из парижского зоопарка. Один раз он даже устроил фотосессию со своим необычным питомцем, пройдясь с ним по улицам города.

Сальвадор Дали прогуливается с муравьедом по улицам Парижа

Конечно, Дали не держал дома муравьеда, которому были нужны особый уход и условия обитания, но он вполне мог справиться с оцелотом — хищным млекопитающим из семейства кошачьих. Эта дикая кошка распространена в основном в тропических лесах Америки, отличается буйным нравом и уж точно меньше всего хочет, чтобы ее гладили люди.

Впрочем, по словам очевидцев, Дали всегда находил общий язык со своим немаленьких размеров питомцем.

Живописец часто брал своего оцелота по кличке Бабоу в различные поездки и походы в рестораны. Иногда при посещении того или иного респектабельного заведения Дали приходилось говорить хозяину помещения, что перед ними — не дикий зверь, а всего лишь крупная домашняя кошка, которую он специально покрасил необычным образом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Многим хорошо известно, что Сальвадор Дали любил появляться на публике в шубе с леопардовым рисунком и в сопровождении оцелота. Уверенность в том, что Дали у широкой аудитории обязательно ассоциируется с представителями крупных кошачьих, даже привела к появлению у парфюмерной марки Salvador Dali духов Dali Wild. На упаковке — леопардовый принт. Так насколько же великого мастера в действительности занимали кошки и что за загадочный зверь присутствует на фотографиях с бессмертным каталонцем?

Оцелота, которого мы видим на фотографиях с Дали, звали Бабу, и настоящим его хозяином являлся Джон Питер Мур по прозвищу Капитан — доверенное лицо, или, в современной терминологии, менеджер Дали. Появился Бабу у Питера достаточно оригинальным образом.

В 1960 году в Нью-Йорке Дали вместе с Галой отправились в кино и наткнулись на бездомного попрошайку с котёнком оцелота. Гала им заинтересовалась, Дали тут же решил его купить, предложив в присущей ему манере человека, никогда не умевшего считать деньги, 100 долларов. Гала возмутилась: такой суммы при себе не было, зато были планы на вечер, в которые оцелот совсем не входил. Попрошайка, присутствовавший при разговоре, любезно согласился подождать, пока супруги сходят в кино.

Спустя два часа чета Дали в сопровождении нищего вернулась в отель, где заняла у дежурного администратора нужную сумму и совершила сделку. После недолгого размышления Дали решил подбросить котёнка в номер Питера. Без какой-либо записки. Капитан Мур действительно был очень удивлён, когда, после того как он лёг спать, к нему в постель запрыгнул маленький пятнистый котик. Они мгновенно подружились, и Питер для скрепления союза решил подкормить нового приятеля. Но, не зная точно, что ему придётся по вкусу, он заказал в номер лосось, говядину, сыр и молоко. Котик с удовольствием попробовал всего понемножку и исчез под кроватью.

На следующее утро уже Питер разыгрывал Дали: притворялся совершенно невозмутимым, уклончиво отвечал на наводящие вопросы, делая вид, что ничего необычного с ним ночью не произошло.

Впоследствии Питер и его жена Кэтрин завели второго оцелота по кличке Буба, а третьего, с именем бога ацтеков Уицилопочтли, им каким-то невероятным образом кто-то прислал по почте.

Питер много лет работал на Дали, сопровождал патрона в его многочисленных поездках: так в окружении Дали и появились оцелоты. Но любимым его котом был, конечно, Бабу, которого он брал на прогулки и с которым появлялся в обществе.

История приобретения Бабу и разные другие, связанные с оцелотами, рассказываются в книге «Живой Дали», написанной Питером Муром. Во вступлении к книге Кэтрин Мур пишет:

«Бабу на хинди означает «джентльмен». И, оправдывая своё имя, Бабу вёл жизнь настоящего джентльмена. Он питался в лучших ресторанах, всегда путешествовал первым классом и останавливался в пятизвёздочных гостиницах. Его тискали симпатичные девушки, серьёзные деловые люди, аристократы и даже особы королевских кровей. (Чтобы избежать неприятных инцидентов, оцелоту подстригали когти.) Весил он добрых двадцать килограммов. После поездки в Нью-Иорк, где Бабу отлично кормили, а возможности много двигаться не было, он прибавил ещё немного. Дали это очень веселило, и он как-то сказал Питеру: «Ваш оцелот похож на раздувшийся пылесборник от пылесоса».

Здесь же стоит рассказать о некоторых аристократических, поистине великолепных привычках Бабу: он любил съедать каждое утро по свежей розе и отказывался от цветка, если находил, что тот несколько увял. А в путешествии на лайнере в Нью-Йорк Бабу полюбил лежать на рояле во время исполнения музыки: ему нравилось ощущать вибрацию, идущую от иструмента.

Пианисту, разрешившему Бабу забираться на рояль, впрочем, пришлось о своей доброте пожалеть, ибо Бабу в итоге сделал с роялем то, что сделал бы любой порядочный кот с понравившейся вещью... По прибытии в Нью-Йорк на лайнере пришлось установить другой инструмент.

Бабу, однако, не только вёл сибаритский образ жизни, совершая морские путешествия и питаясь деликатесами. Однажды Дали благодаря оцелоту получил выгодный контракт. Втроём — Дали, Мур и Бабу — они прогуливались в одном из престижных районов восточного Манхэттена. Набрели на небольшую типографию под названием «Центр старинных эстампов».

Дали захотел зайти: он рассчитывал найти там нужные ему гравюры Пиранези. Немолодой обаятельный владелец типографии по имени Лукас с удовольствием принял посетителей, но крайне разволновался из-за оцелота: у него была собака. В избежание конфликта Бабу водрузили на этажерку, и Дали занялся осмотром гравюр. Выбрав несколько подходящих, Дали расплатился; совместными с Питером усилиями отловил Бабу, который с удовольствием перепрыгивал с одной этажерки на другую, и попрощались с Лукасом.

На следующий день хозяин типографии, «явно потерявший контроль над собой», пришёл в гостиницу, где остановились Дали и Мур. В руках у него был большой свёрток с гравюрами, источающий запах мочи, которые Бабу, по всей видимости, минувшим днём оценил как высокохудожественные. Ущерб оценивался в 4000 долларов. «Я сообщил об этом Дали, который, как и ожидалось, ответил: «Это ваш оцелот, Капитан, вы и должны возместить убыток», — пишет Питер.

Чек был незамедлительно выписан. А через несколько часов в отеле появилась жена господина Лукаса с тем же чеком и спросила, не согласится ли господин Дали принять чек обратно, но разрешить напечатать одну из его литографий в их типографии. Дали не заставил себя уговаривать, и «Центр старинных эстампов» растиражировал «Взрывчатую весну». «Результатом нашего визита — а точнее, «визита» Бабу на этажерки «Центра старинных эстампов» — стала выгодная сделка на миллион долларов и многолетнее сотрудничество с супругами Лукасами», — подводит итог происшествия Питер.

Личность Сальвадора Дали остаётся ускользающей, непостижимой. Он говорил, что осознал себя гением в 1929 году и с тех пор ни разу в этом не усомнился. И при этом утверждал, что сам не купил бы ни одну из своих картин. Жизненное кредо художника лучше всего отражают такие слова: «Каждое утро, просыпаясь, я чувствую высшее наслаждение: быть Сальвадором Дали».

В теме участия кошек в бизнесе и художественном творчестве Сальвадора Дали достоин упоминания и эпизод с загаженным триптихом, который был подарен иранскому шаху а впоследствии удачно продан за миллион долларов на благотворительном аукционе. Также следует сказать о гуашевых иллюстрациях к «Алисе в Стране чудес», которые сушились на ковре в номере Капитана, когда оцелот пробежался по ним и вдобавок слегка обгрыз один из рисунков. Дали отреагировал в своём стиле: «Оцелот отлично поработал! Так намного лучше, оцелот добавил последний штрих!»

Гуляет по миру и занятный анекдот про Дали и оцелота. Как-то раз в Нью-Йорке художник зашёл в ресторан выпить кофейку и взял с собой, как полагается, друга Бабу, которого из предосторожности привязал к ножке стола. Мимо проходила полная дама средних лет. Увидев небольшого леопарда, мирно сидящего с хозяином, она несколько побледнела и спросила у Дали сдавленным голосом, что это за чудовищный зверь рядом с ним.

Дали невозмутимо ответил: «Не беспокойтесь, мадам, это обычный кот, которого я немного «дорисовал». Дама оглядела животное ещё раз и вздохнула с облегчением: «О да, теперь я вижу, что это всего лишь обыкновенный домашний кот. В самом деле, кому взбредёт в голову прийти в ресторан с диким хищником?»

Самым известным произведением искусства, где кошки в некоей пространственной сюрреалистической амальгаме соединяются с образом великого мастера, является, что интересно, не картина Дали, а фотография Dali Atomicus («Атомный Дали», лат.), в которой Дали наравне с кошками представляет собой часть композиции.

Легендарный, экспрессивно-динамичный снимок был сделан в 1948 году известным фотографом, родоначальником сюрреализма в фотографии Филиппом Халсманом и демонстрирует, конечно, не самое гуманное отношение к животным.

Непростая съёмка длилась около 6 часов. Кошек подбрасывали 28 раз, Дали напрыгался, надо полагать, на несколько лет вперёд, а картину «Атомная Леда» на заднем плане чудом не залили водой. Ни одна кошка, однако, не пострадала, а вот ассистентам, которые кошек подбрасывали, надо думать, досталось изрядно.

В творчестве самого Дали представители семейства кошачьих хоть и небольшое место, но занимают. Можно сказать, отметились. Основная работа по теме — картина с многоплановой смысловой, образной структурой и сложным названием «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».

В центре картины — последовательность ярких, агрессивных образов, подчинённых параноидальной эволюции: огромный гранат порождает красную рыбу с чудовищными зубами, которая, в свою очередь, изрыгает двух рычащих свирепых тигров. Одним из первоисточников картины, считают специалисты, послужила цирковая афиша.

Также внимания заслуживает работа Cinquenta, Tiger Real («Пятьдесят, Тигриная реальность», исп., англ.). Необычная абстрактная картина состоит из 50 треугольных и четырёхугольных элементов.

Композиция основана на оптической игре: если смотреть с близкого расстояния, будут видны только геометрические фигуры. Если сделать один-два шага назад, можно заметить трёх китайцев, написанных внутри треугольников. И, лишь когда наблюдатель отходит на достаточное расстояние, из чёрно-оранжевого геометрического хаоса возникает голова разъярённого королевского тигра.

Но все заботы и хлопоты, связанные с кошками, лежали на плечах супругов Мур. А ведь любовь к животным — или любовь вообще? — как правило, и проявляется именно в готовности взять на себя ответственность за судьбу другого. Вряд ли в жизни Дали, наполненной творчеством и любовью к Гале, хватало места для нежных чувств к четвероногим пушистым. Свою кошку он так и не завёл.

Игорь Каверин
Журнал "Мой друг кошка" июнь 2014