Религиозные термины: что это такое тщеславие. Вера православная - тщеславие -алфавит

Вы когда-нибудь слышали выражение: «Не будь тщеславным»? В каких ситуациях оно применялось? Вы не задумывались над тем, что такое тщеславие, и каково его влияние на человека? Давайте найдем ответы на эти вопросы.


Итак, тщеславие. В переводе с греческого языка оно означает стремление, желание хорошо выглядеть в глазах других людей. Часто выражается в потребности слышать лесть в свой адрес для самоутверждения. Слово "тщеславие" состоит из двух корней: "тщетно" - "даром" и "слава". Другими словами - пустая, тщетная слава, исходящая от людей.

Человек, зараженный тщеславием, часто даже не подозревает об этом. Он ждет похвалы от окружающих его людей за каждый поступок, что чревато появлением мании, болезни, чувства недостаточности. В результате возникают беспочвенные обиды, раздражение, а затем - ссоры и конфликты.

Отвечая на вопрос: "Что такое тщеславие?" - можно добавить, что это боязнь того, что о тебе подумают. Нежелание быть отвергнутым толкает человека на готовность приобрести одобрение любым способом. Это может привести к "человекоугодничеству". При человек требует к себе полного уважения и подчинения.


Возникать тщеславие может в тех случаях, когда человек находится в поиске себя, своих возможностей, ищет смысл жизни, а не находя его, становится всем недовольным, постоянно жалуется на всех, всеми обижен. Рядом с таким человеком очень сложно сосуществовать, поэтому люди стараются избегать его. Порой бывает, что тщеславный человек получает удовлетворение от того, что его ненавидят, чаще всего боятся или смеются над ним. Главное, что обращают внимание.

Он старается окружить себя людьми с подходящими слабостями. Например, он считает себя лучшим в пении, тогда вокруг него будет больше поклонников, восхищающихся его талантом, которые при этом сами петь не могут. Такое понятие как «звездная болезнь» является синонимом слова «тщеславие».

Подводя краткий итог рассказу о том, что такое тщеславие, можно выделить несколько его признаков:

1. Повышенное, обостренное внимание к похвале. Стремление всегда и во всем быть первым, лучшим, важным.
2. Свои действия человек оценивает с точки зрения других людей, заботится о мнении людей о себе.
3. Тяжело переносит упреки, не терпит критики.
4. Желание выделяться из толпы одеждой, внешностью, талантами, подвигами.
5. Стремление получать награды, грамоты, знаки отличия.

В каждом человеке есть ростки тщеславия. Важно вовремя предупредить их прорастание и не попасть в ловушку этого порока.

Проходя вы обязательно будете преодолевать периоды экзамена на тщеславие. Значение имеет лишь то, как вы выдержите испытания судьбы. Будете ли вы «работать на публику», чтобы не упасть в грязь лицом, или вы достойно выдержите критику или упрек, не ожидая похвалы.

Порой человеческое тщеславие способно разрушить даже крепкие отношения между близкими людьми или друзьями. Ненасытное желание почестей и славы приводит к ненормальному соперничеству, интригам и вражде, зависти и ненависти. Переступая все разумные грани, тщеславие способно стать злым пороком, отравляющим все вокруг.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое тщеславие? Определение заключено в самом слове: это жажда тщетной, или, иными словами, суетной славы. Земное почитание, широкая известность, страсть к всеобщему поклонению – вот что такое пустая суетная слава.

В погоне за ней человек не приобретает для своей души ничего, но нередко отдает ей последние силы и приходит к концу жизни уставший, опустошенный, но так и не удовлетворивший своих амбициозных желаний.

С какой целью человек ищет высокого положения, жаждет известности, мечтает, чтобы его имя не сходило со страниц газет? Таким образом он самоутверждается среди окружающих его людей.

Признание, популярность, репутация, страсть признания – вот что такое, по его мнению, достойная цель. Но христианство видит истинный смысл жизни в другом – в единении с Богом.

Быстро сменяются поколения людей, изменчивы их мысли, коротка память. Оттого и признание, и почести, воздаваемые в человеческом обществе, обладают теми же свойствами. Они так же изменчивы и тленны. Стремясь всю жизнь к материальному успеху, человек тратит драгоценное время своей короткой жизни зря.

Проходит его детство, юность, наступает период взросления. Господь наделил человека Своим бессмертным Образом, подарил ему время, заповедал стяжать вечную жизнь. А мы проводим свои дни в бесплодных с точки зрения вечности занятиях, добывая суетную славу, пестуя свою страсть к тщеславию, а значит, затмевая в себе образ Божий.

В итоге к концу жизни мы приходим без духовного багажа, нам не с чем предстать перед Господом. Именно поэтому искание земных регалий и почестей отдаляет нас от Бога, а значит, противно Его воле.

Важно! Святые отцы говорят, что грех тщеславия является одним из восьми смертных (ведущих к духовной смерти) грехов, в которых необходимо обязательно каяться на исповеди. Вот они: чревоугодие, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, гордость, блуд.

Явное и скрытое тщеславие

Тщеславие имеет еще одно определение: страсть. Что это такое? Страсть – это зло, вошедшее в привычку.

Википедия описывает страсть тщеславия как стремление всегда хорошо выглядеть в глазах окружающих, желание быть уверенным в своем превосходстве, подтверждаемое лестью со стороны окружающих.

Православие называет ее королевой или матерью всех грехов, поскольку от нее рождается множество других, не менее опасных греховных страстей:

  • сребролюбие,
  • осуждение,
  • чревоугодие,
  • человекоугодничество.

Что значит явное тщеславие? Эта страсть находится на поверхности, в нем заключается для человека смысл жизни. Яркий его пример – стремление к богатству, страсть к известности. Тщеславный человек жизнь свою кладет, чтобы добиться профессиональных или спортивных успехов, занять высокий пост, добиться популярности.

С точки зрения обывателей, на первый взгляд такая настойчивость выглядит даже достоинством. Она представляется тем стимулом, который позволяет людям добиваться огромных успехов, становиться примером для других.

Внимание! Иногда человек готов отдать ради своих временных целей все, что представляет собой ценности вечные: пожертвовать материнством, здоровьем, семьей. И все это ради того, чтобы погреться в лучах вожделенной славы.

Тщеславие скрытое, что это такое? Это повседневное, бытовое превозношение. Эта страсть прослеживается в жизненных мелочах, повседневных поступках. Часто бывает так, что самому человеку оно незаметно, зато окружающим хорошо видно.

Примеры бытового тщеславия можно увидеть в обычной жизни. Человек, охваченный этой страстью, служит ей даже в делах, вроде бы совершенно несовместимых. Это может проявляться, к примеру, в стремлении вести благочестивый образ жизни.

Неискреннее смирение называется смиренничеством. Смиряясь напоказ, горделивый человек как бы видит себя со стороны, любуясь собственной добродетелью. Его не оставляют тщеславные помыслы.

Примеры ложного смирения можно найти в Евангелии от Луки. В притче о мытаре и фарисее рассказывается о тщеславном фарисее (законнике). Он стоял на молитве, которая звучала так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

В это же самое время мытарь (грешник, сборщик податей), стоявший поодаль, молился совсем по-другому: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Господом были услышаны обе их молитвы. Но в результате грешный мытарь оказался более оправдан Им, чем праведный в собственных глазах фарисей.

Еще одна форма проявления скрытой страсти – осуждение ближнего своего. Осуждая другого, мы оправдываем свои грехи и слабости. Пытаясь примерить на себя роль праведного судьи, занимаемся не своим делом, ведь истинный Суд может вершиться только Богом.

Воспитывая в себе духовные качества, мы должны чувство праведного гнева постепенно изменить на сострадание, участливость к человеку, в котором грех затмевает образ Божий.

Тщеславный человек

Хорошим критерием, позволяющим определить, велика ли степень скрытого тщеславия, является реакция человека на критику. В тот момент, когда будет затронуто больное самолюбие, наносное благочестие тут же улетучится, и проглянет истинное лицо гордеца. Он тут же возмущенно парирует, мол «сам такой!». Человек, обуреваемый страстью, тяжело переживает отсутствие похвал, которые питают его ненасытное самолюбие.

Можно сказать, что каждый из нас в той или иной мере болен тщеславием. Его следы проглядывают в каждом добром деле. Недаром святой Иоанн Лествичник говорил: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх».

Тщеславие, пишет Википедия, имеет еще одно название: «звездная болезнь». Жизнь человека, больного этим недугом, преследует одну страсть: быть на виду. Но даже если все намеченные цели будут достигнуты, он не успокоится. Страсть требует постоянной подпитки, а иначе теряется смысл его жизни. Итог такого состояния – тяжелая депрессия.

Важно! Страсть тщеславия всегда приводит за руку свою «подругу» – зависть. Где одна, там и другая. Высокомерие порождает конкуренцию, которая, в свою очередь, является источником нечистых мыслей, сожалений о том, что у ближнего что-то получается лучше. Возникает желание любым способом догнать и перегнать конкурента.

Многие знают, что тщеславный человек очень тяжел в общении. Он весь обращен в себя, эгоистичен, его любимые местоимения «я», «мне», «мое». Апостол Павел говорил: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смирению, почитая один другого большим себя». Дело в том, что на Страшном суде Господь будет судить нас не по делам, а по сердечным намерениям.

Если человек трудится не для того, чтобы послужить Господу, совершить доброе дело, оказать помощь, а лишь для того, чтобы добиться себе похвалы, признания, восхваления, то такое дело не приемлется Им.

Ожидание суетной славы уничтожает добрые плоды труда, и есть опасность в конце жизни остаться «у разбитого корыта».

Святые отцы утверждают, что отсутствие благодарности за свой труд и поношения очень полезны для обретения истинного смирения.

Обычному человеку трудно это принять, но это истина. Святой Исаак Сирин говорил: «Пей поношения как воду жизни». А это слова царя Давида, которые он произносил в ответ на похвалу: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу».

Борьба с тщеславием

Рассмотрим, как бороться с тщеславием. Страсть можно победить только противопоставлением ей противоположной добродетели.

От тщеславия можно избавиться, приобретя смиренный образ мыслей. Нет более прекрасного, более угодного Господу чувства.

Смирение открывает двери Царствия Небесного. Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду, потраченному на нее, но рождающемуся от этого смирению. Это – главный результат работы.

Основные пути приобретения добродетели смирения и победы над страстью тщеславия следующие:

  • Отсекать свои греховные помыслы. Необходимо следить за собой и при совершении любого дела с молитвой отвергать кичливые мысли о своих заслугах.
  • Не присваивать себе никаких достоинств. Всегда помнить, что и силы, и разумение на любое доброе дело нам даны Господом. Не ждать похвалы от людей.
  • Учиться быть скромным и великодушным. Доброе дело будет по-настоящему добрым в том случае, если делать его втайне. Примером бескорыстного делания является святитель Николай Угодник. Из его жития известен эпизод, когда святой тайком подкинул отцу бедного семейства три узелка с золотом, чтобы он на эти деньги отдал своих дочерей замуж.
  • Научиться истинной любви к себе. Да-да, как ни странно, отсутствие любви к себе мешает человеку освободиться от страсти тщеславия, бескорыстно совершать дела любви и милосердия. Не зря Господь призывает любить ближнего, как самого себя. Истинная любовь к себе означает принятие себя таким, какой есть, с недостатками, без заслуг и похвал. Нужно всегда помнить, что в тебе, как и в каждом человеке, заключен Образ Божий.
  • К критике, поношениям в свой адрес надо относиться с терпением. Это трудно, но следует учиться не отвечать на грубость злом, раздражением.

Полезное видео

Подведем итоги

Кто примет все эти эти правила, тот победит в себе пустую страсть, избавится от гордыни и тщеславия. Применить эти знания на практике непросто, но главное – начать. Господь подаст свою помощь, и постепенно появятся результаты. Дорогу осилит идущий.

Тщеславие – это грех. Какое церковное определение вкладывается в это понятие? Какой он – тщеславный человек? За ответами обратимся к Библейским историям!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к . На первой неделе образом слепого, нищего Вартимея, исцеленного Христом, нам напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной реальностью жизни: Бога.

В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно – тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня – это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе – закон, начало и конец. Но в тщеславии, как говорит , мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

Кто такой тщеславный человек?

Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.

В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! – и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться – т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.

Вдумаемся в наше собственное состояние, станем перед Божиим всемилостивым, но вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте судом. И хотя бы приблизимся к Царству Божию, в которое одним шагом вошел мытарь Закхей. Аминь.

Тщеславие – очередной недостаток, порок, который многим людям сильно портит жизнь. Очень коварный недостаток, чаще всего, человек, который болен тщеславием не осознаёт этого и до последнего не может понять, почему рушится его жизнь, и что причиной всех неприятностей является это самое злосчастное тщеславие.

Очень часто именно люди творческие, одарённые многими талантами, публичные и любимые людьми страдают тщеславием. Наша задача в данной статье рассмотреть – что такое Тщеславие, его точное определение и причины возникновения, и чем оно отличается от заслуженной Славы, а так же, на что тщеславие необходимо заменять (на какое достоинство и качество).

Что такое Тщеславие – значение слова и эзотерический смысл

– тщетная, то есть пустая слава. Человек страдающий тщеславием – жаждет незаслуженной славы, ему здесь и сейчас необходимо признание других, их внимание, энергия, любовь, он хочет, чтобы его восхваляли и славили, восхищались им, а в извращённом варианте – боготворили. По сути, тщеславие – это одна из форм проявления Гордыни, смертного греха многих религий, собственно тщеславие, если его не устранить взращивает гордыню до масштабов Гималаев.

Тщеславный человек – хвастается, упивается собой, он зависим от мнения других людей, он любит, когда ему льстят, и он сделает всё, чтобы сложить хорошее мнение о себе, даже если ему нужно будет для этого обманывать и т.д. Тщеславные люди притягивают к себе льстецов и эгоистов, которые ищут выгоду (как бы использовать других), т.д.

Тщеславный человек определяется элементарно: 1. Он принимает лесть и поощряет её (не пресекает льстецов) 2. Он агрессивно реагирует на критику, вообще её не может воспринимать, даже если каждое слово – это Правда, и человек который критикует, делает это очень корректно желая при этом блага 3. Он много болтает, тусуется, закручивает всё вокруг своей персоны, но мало делает и часто его дела и результаты расходятся с его словами и обещаниями.

На что заменяется Тщеславие?

– заменяется на стремление к достижению Целей , на активное движение к ним. Другими словами – “Хватит болтать и упиваться собой, лучше направь свою энергию, силы и время на достижение Цели!”.

Достойный человек не судит себя сам и не награждает себя за свои достижения, не вешает медали на грудь, и не требует прославления “Своих Великих Дел” от других людей, так поступают больные Тщеславием.

Достойный же и благородный человек – принимает, что судит Бог, авторитет, мнение людей тоже учитывается, но как экспертное мнение (наиболее адекватное) – принимается только мнение Учителей, Наставников, Авторитетов в данной сфере. Такому человеку не нужна пустая слава, он достаточно правдив перед собой, чтобы не быть удовлетворённым сладким обманом и ядовитой патокой льстецов. Достойный – льстецов гонит в шею, как только почувствовал неискренность, потому что, ему нужна лишь Правда. Он легко и с благодарность принимает конструктивную критику, хочет знать о своих недостатках и даже просит, чтобы его покритиковали (конечно обращается за этим он к экспертам, авторитетам).

Соответственно радость и удовлетворение достойный человек получает от другого (тщеславный – от тщетной славы) – от процесса достижения целей, от решения задач на пути к ним, от полученного результата и побед, от того, что его труды приносят пользу обществу и людям, и многие ему за это благодарны. Его мотивы так же достойны, как он сам и его цели.

Как уберечь себя от Тщеславия и справиться с ним?

1. Помнить и держать перед глазами – последствия Тщеславия. Затянувшиеся тщеславие и гордыня – всегда ведут к падениям и разочарования, потому что, человек теряет связь с действительностью, расслабляется, перестаёт воспринимать свои слабые стороны, адекватные люди от него отходят (его несёт – им неприятно), вокруг него растёт только ложь, он теряет адекватность и больше не принимает правильных решений. Кроме того, за тщеславием следом приходит лень, праздность, безответственность, а далее – неудачи и разочарования.

2. Помните, тщеславие, чаще всего приходит с каким-либо успехом, поэтому нужно держать голову в руках, чтобы успех её не вскружил. Лучшая профилактика от гордыни и тщеславия – это регулярная конструктивная критика со стороны тех, мнение кого вы уважаете (авторитетов и учителей). Критика – лучшая прививка от гордыни и тщеславия. Другими словами – вы всегда должны знать, над чем вам нужно работать и что совершенствовать, свои слабые места и недостатки.

3. Как уже было сказано, тщеславие и пустое сотрясение воздуха – замените на активные конкретные дела , и которые ведут вас к вашим целям. “Хватит трындеть и потчевать на лаврах – займись Делом”. Направьте всё своё внимание и энергию на дело и достижение результата, и тщеславие отступит.

4. Осознанно определяйте свои мотивы и пусть они будут максимально достойными и благородными. Для это письменно (в соей рабочей тетради) ответьте на следующие вопросы: 1. Нужна ли Вам пустая слава и ложь от льстецов? (если нет, обоснуйте минимум в 10 пунктах) 2. Так же в 10 пунктах опишите – почему вы хотите всё получать Честно , то есть Залужено, Справедливо (чистая Совесть. самоуважение, уважение со стороны Достойных, др.) 3. Ради чего вы делаете Дело, творите, др. – минимум 10 достойных ответов (что вам принесёт истинное удовлетворение).

5. Определите сами – какая Слава вам нужна (если у вас есть к ней стремление). Опишите свою будущую славу: 1. Какой она должна быть – заслуженной и т.д., со стороны кого вы хотите получить это признание (чтобы это были действительно достойные авторитетные люди) 2. За какие достижения вы хотите обрести Славу , чтобы это были действительно Дела и Плоды, соответствующие той славе, к которой вы стремитесь.

Успехов Вам и внимательности на пути к успеху!